автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Самореализация человека в политике

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Рыбаков, Олег Юрьевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Самореализация человека в политике'

Текст диссертации на тему "Самореализация человека в политике"

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА

На правах рукописи

РЫБАКОВ Олег Юрьевич

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИКЕ

Специальность 09.00.10 - философия политики и права

Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук

.¡лА

/ И

Р

> 1({ Научный консультант -. ^/доктор философских наук, профессор,

действительный член Академии социальных наук Устьянцев В.Б.

САРАТОВ -1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .............................................................3

ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ВЛАСТИ, ПОЛИТИКИ................17

§1. Политическое как социальное свойство человека............17

§2. Власть в человеческих измерениях......................................4 8

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА....................................67

§1. Политика и политическая власть как феномены человеческого бытия....................................................................................67

§2. Пространство как атрибут политического бытия человека ....................................................................................................8 6

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ЧЕЛОВЕКА..........................................................................107

§1. Политическое поведение человека и массовые политические действия................................................................................107

§2. Рациональные и иррациональные аспекты политического

поведения.........■..........................................................................130

§3. Лидерство - высшая форма самовыражения человека в

политике ............................................................................................148

ГЛАВА 4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ......................................165

§1.Общение и творчество в контексте политической деятельности ..........................................................................................165

§2. Игровое и художественное начало человека в политике 18 5

ГЛАВА 5. ПРИОРИТЕТНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ................................................................................204

§1. Роль права в защите человека от негуманных политических технологий............................................................................204

§2. Динамика диалога человека и политики в современных

условиях ............................................................................................224

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................2 41

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................................................249

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема соотношения человека и политики является одной из центральных в философии политики. Современный этап развития общества предполагает поиск и утверждение приемлемых для человека способов управления, переход от жестких форм политических технологий к более гибким, гуманным.

Сегодня необходим анализ возможностей преодоления негативных сторон государственно-политического влияния власти на индивида и сохранения, поддержания им пространства самореализации.

На уровне социальной теории представляется весьма актуальным обоснование парадигмы естественного сочетания норм, ценностей политической организации общества и потребностей, интересов человека, их влияние, учет, осуществление в общественной практике. Человеческие качества как совокупность приоритетных ценностей должны занять достойное место в концепциях социального и политического реформирования российского общества.

В современных теориях политического преобразования общества фактически не представлен постулат, аналогичный тезису Л. фон Штайна, считавшего государство инструментом человека для достижения личной автономии и самореализации.

Утверждение персоналистской традиции в политике представляется весьма значимым как в теории, так и на практике.

Раскрытие основных параметров самореализации человека необходимо и для показа принципиального отличия данного процесса от формального политического участия, обоснования проблемы самореализации как одного из методологических положений современных философских исследований.

Политическая самореализация предполагает актуализацию собственных жизненных мотивов и политических ориентиров, использование персональных качеств для достижения значимых политических целей. Такое толкование проблемы политической самореализации обусловливает экстраполяцию человека и политики как феноменов в единую систему координат в основе которой лежит не только признание ценности бытия человека, но и утверждение бытия политики, что является одним из актуальных аспектов диссертации.

Проблема детерминации политического самоопределения человека факторами экономическими, социально-классовыми, идеологическими достаточно подробно разработана в отечественных философских исследованиях. Поэтому автор диссертации концентрирует внимание на анализе антропологических, психосоциальных предпосылок политической самореализации индивида.

Анализ самореализации человека в политике не может ограничиться политологическим, социологическим, эмпирическим ракурсом. Необходимо выяснение сущностных сторон политического бытия человека. Раскрытие его многомерной природы предполагает выход на обобщения при разработке темы исследования. Философское видение политических проблем, видение человека в этих проблемах позволяют осуществить возможность определения, рефлексии необходимости и полезности политики для человека.

Автор стремится отразить в диссертации сущностные способы, пути самораскрытия человека в политике, аксиологические основания политического самоопределения.

Для дальнейшего развития политической науки в целом, ее отдельных направлений философский подход к анализу самоосуществления человека в политике занимает особое место. Выстраивание новых категориальных рядов, еще не сложившихся в отечественной философско-политической антропологии, создает условия для углубления понимания сути проблемы и расширения исследований в области политологии, социологии, психологии, юриспруденции. В частности, использование категорий "политическое пространство" в соотношении с "жизненным пространством", "политическое бытие" как условие раскрытия че-

у ■■ II

ловеческих притязании, акцент на их антропологичности позволяют в отдельных научных исследованиях выходить на новые проблемные пласты рассмотрения сущности, структуры, способов осуществления власти, утверждать новые параметры развития политической системы с учетом фактора человека как одного из принципиальных.

Актуальность исследования выражается и в необходимости утверждения человека как активного, творческого, целепола-гающего субъекта политики, применяющего соответствующий арсенал средств и способного использовать как индивидуальные, так и социальные качества при решении собственных жизненно важных вопросов.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема человека в политике особенно актуализировалась в преддверии XXI века, хотя всегда занимала умы мыслителей. В истории философии имена Платона, Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Канта, Гегеля, Маркса, Л. фон Штайна, Джентиле, Вебера, Ленина, Бердяева, Парсонса, Ясперса, Хай-

деггера, Рассела, Сартра, Камю и многих других связаны с осмыслением взаимоотношения человека и политики.

Гуманизация общественной жизни в конце двадцатого столетия остро ставит проблему самовыражения человека в политике. Эта проблема недостаточно отражена в современных исследованиях, где продолжают доминировать функциональные, нормативные, директивные измерения политики.

Реализация приоритетных человеческих ценностей политическими способами является сегодня практически значимой и может оказаться одним из главных гуманистических направлений в философии политики и права.

Философские основания исследования человека в политике представлены в отечественных работах последних лет по проблемам человека и человеческой деятельности1.

Диктуемая конкретно-историческими условиями дистанциро-ванность философов от рассмотрения всей совокупности отношений человека и прежде всего биологической основы его жизнедеятельности, преодолевалась и в период 70-х - начала 80-х

1 О человеческом в человеке. М., 1991; Загадка человеческого понимания. М. , 1991; Человек: образ и сущность (Гуманитарные аспекты). М., 1992; Философские перспективы человечества. Ученые РАУ XIX Всемирному философскому конгрессу. М., 1993; Бессонов Б.Н. Человек: пути формирования новой личности. М., 1988; Он же. Назначение человека. М., 1995; Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., 1989; Сычев Ю.В. Бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации. М., 1992; Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992; Сафро-нов И.А. Философские проблемы единства человека и природы. СП б; Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991; Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JI., 1990; Малюгин В.Е. Природа человека: Методол. пробл. учения о человеке. Красноярск, 1989; Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов Н./Д, 1993; Человек как философская проблема: Восток-Запад. М.,1991 и др.

годов, до наступления перемен, связанных с перестройкой, гласностью. В периодической литературе развернулась дискуссия, посвященная соотношению биологического и социального в человеке, которая хотя и велась в определенных рамках, по правилам идеологической игры, все же явно отражала попытки ученых мыслить нетрадиционно. Диктуемая конкретно-историческими условиями дистанцированность философов от рассмотрения всей совокупности отношений человека и прежде всего биологической основы его жизнедеятельности, преодолевалась и в период 70-х - начала 80-х годов, до наступления пе-

V -г—.

ремен, связанных с перестройкой, гласностью. В периодическои литературе развернулась дискуссия, посвященная соотношению биологического и социального в человеке, которая хотя и велась в определенных рамках, по правилам идеологической игры, все же явно отражала попытки ученых мыслить нетрадиционно (А.Д. Адо, Д.К. Беляев, Н.П. Дубинин, Н.Х. Сатдинова, И.Н. Смирнов).

В то же время в зарубежной литературе многие оспариваемые положения уже считались признанными, а биосоциальный анализ вполне уместным при рассмотрении природы человека (Р. Ардри, Е. Аронсон, К. Лоренц, М. Рьюз, Д. Моррис). Политика также рассматривалась не только в контексте функционального, нормативного, директивного подходов, но и с учетом фактора человека, его психологии (Ж. Баландье, Д. Леви, С. Липсет, П. Снайдерман).

В мировой науке плодотворно развивалось бихевиористское направление и в целом биополитические подходы к анализу взаимодействия человека и политики (Ч. Мерриам, Г. Лассвелл, А. Соумит, Дж. Таненхаус и др.).

Свой вклад в разработку иррациональной части политического поведения, в проблему взаимодействия индивида и поли-

тической власти внес западный психоанализ: известны работы 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Г. Юнга, А. Адлера, Т. Адорно, К. Хорни.

Существенный вклад в осмысление, анализ проблем политики, политического бытия человека на современном этапе вносят отечественные философы, социологии, политологи. Особый интерес в философии политики вызывает разработка концептуальных положений (Т.А. Алексеева, В.В. Ильин, И.И. Кравченко, В.В. Мшвениерадзе, A.C. Панарин, Э.А. Поздняков). Исследование проблем теории и методологии политической деятельности, власти, культуры проводят Н.И. Азаров, С. С. Алексеев, Э.Я. Баталов, А. Г. Белов, Ф.М. Бурлацкий, А. П. Бутенко,

A.B. Водолагин, К.С. Гаджиев, A.A. Галкин, А.И. Демидов, Г.В. Дыльнов, Кейзеров Н.М., Д.А. Керимов, А.Н. Красин, Б. И. Краснов, JI.E. Куббель, A.A. Лузан, В. И. Митрохин, Е. В. Осипова, Э.В. Теплов, А.Г. Унпелев, В.Б. Устьянцев,

B.Ф. Халипов, A.A. Федосеев, Г.Г. Филиппов, Г.Х. Шахназаров, В.А. Шабалин, В.М. Шепель, В.Ю. Шпак. Вопросы политической психологии исследуют Л.Я. Гозман, В.И. Иванов, С.К. Рощин, Е.Б. Шестопал, А.И. Юрьев. Проблемы политического лидерства анализируются в работах Г. К. Ашина, Е.Б. Абашкиной, Г.А. Авинцовой, Р.В. Короткевич, Ю.Н. Косолаповой, М.И. Медведева.

Вместе с тем в современных условиях испытывается дефицит работ по философии политики, посвященных выявлению политических свойств человека, исследованию политики и власти как феноменов человеческого бытия, анализу форм политической самореализации индивида, обоснованию и утверждению гуманных политических технологий и т.д.

При всей актуальности зарубежных разработок в философии политики и политической антропологии нельзя не учитывать,

что российская действительность пропитана специфическими культурно-историческими традициями в области политического самовыражения человека. Социокультурная среда политической актуализации индивида обладает, в известной степени, характеристиками уникальности, исходящими из геополитического положения России, культурно-национального колорита, русского духа и души. Все это делает необходимой современное исследование политической самореализации человека. При этом необходимо учитывать, что специальной, целостной работы, посвященной самовыражению человеке в политике в отечественной литературе до сих пор нет.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Главной целью данного исследования является раскрытие оптимальных форм самореализации человека в политике, его взаимодействие с властными структурами, определение основных факторов указанных процессов с акцентом на человеческие свойства.

В ЧУ

соответствии с данной целью поставлены следующие конкретные задачи:

1) рассмотреть основные подходы к интегративной проблеме человека и политики, определить авторские исходные позиции проводимого исследования;

2) показать связь антропологических оснований бытия и самореализации человека в политике;

3) выявить человеческие параметры политики и политической власти;

4) определить наиболее оптимальные пути самораскрытия индивида в процессе освоения политического пространства и превращения его через систему личных ценностей в собственное жизненное пространство;

5) предложить и обосновать роль права как фактора, способного блокировать негуманные политические технологии и на-

правлять активность человека в русло легитимных политических действий;

6) установить актуальность социокультурных аспектов политической деятельности как средств демонстрации человеческих возможностей, развивающихся на основе биосоциальных свойств человека;

7) сформулировать по результатам проведенного исследования новые теоретические положения, научно-практические рекомендации, которые могут использоваться при решении жизненно важных политических задач, подготовке политических программ, решений.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологическую основу составляют фундаментальные философские положения, которые включают в себя:

- понимание человека как существа самоценностного, уникального, обладающего основополагающими характеристиками, выражаемыми на единичном и социальном уровнях;

- отношение к политике как к важнейшей части социальной действительности, испытывающей воздействие человека;

- утверждение политики как средства для достижения человеком персонально определяемых целей, реализации совокупности индивидуальных, единичных и универсальных, социально значимых потребностей;

-человеческие измерения власти, сформулированные в классических и неклассических философско-политических и философско-антропологических парадигмах политики.

В ряду методологических положений, принятых диссертантом, находятся следующие:

1. Самореализация в политике предстает, прежде всего, как умение использовать человеком свои антропологические

свойства для утверждения, раскрытия собственного "Я", приспособления политики для реализации жизненных планов. Самореализация - это подтверждение идентификации человека, его индивидуальности в политике.

2. Проблема человека может быть представлена как многомерная биосоциальная конструкция, не редуцируемая к отражению сущности общественных отношений, что дает возможность вывести человека из узких рамок идеологического и сугубо политического анализа и утвердить философско-антропологические основания политической жизни.

3. Решение проблемы политической самореализации человека предполагает рассмотрение картины политического бытия не только как наполненного структурными и функциональными свойствами власти, но как бытия, формируемого при непосредственном влиянии индивида, заполняющего его рациональными и иррациональными компонентами.

4. Учтена и обстоятельно разработана методологическая позиция о влиянии политики, властных структур на человека, что дает возможность избежать антропоцентризма в политической картине мира.

Парадигма самореализации человека в политике обязывает использовать разнообразные теоретические источники.

Пониманию сущности политики и политического бытия человека способствовали произведения Платона, Аристотеля, Гоб-бса, Локка, Макиавелли, Руссо.

Особое место среди тео�