автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Самоутверждение личности как мировоззренческая проблема
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сайкина, Гузель Кабировна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
§ 1. Введение в проблему самоутверждения личности.
§ 2. Самоутверждение личности как способ осуществления ее жизни.
§ 3. Культурно-исторические способы собирания личности как архетипы самоутверждения личности.
Глава II. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ОНТОЛОГИЧЕСКЕ ОСНОВАНИЯ
§ 1. Механизм самоутверждения личности.
§ 2. Самоутверждение личности как осуществление родовой сущности человека.
Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Сайкина, Гузель Кабировна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Человечество, стоящее на пороге нового тысячелетия, более обостренно испытывает необходимость в новых концептуальных подходах к осмыслению сущности человеческого бытия. Время, в которое мы живем, можно назвать периодом мировоззренческого самоопределения, поиска долговременных, устойчивых ценностей человека. Сегодня философия переживает своеобразный «антропологический ренессанс» (П.С. Гуревич).
Проблема человека - одна из приоритетных тем философии. Античная философия обозначила ее знаменитым сократовским призывом к самопознанию и повороту философии от натурфилософской проблематики к антропологической. Таким образом, философская рефлексия приобрела антропологическую направленность уже на начальных этапах своего развития. В своей зрелой форме - в устах Канта - человек приобретает значение одной из самых трудных и недостижимых целей познания - «вещи в себе». В кантовском понимании в учении о человеке над физиологическим аспектом должен преобладать прагматический, т.е. анализ в ракурсе процессов самоосуществления человека. В ряду внутренних детерминант человеческой жизнедеятельности важное место занимает стремление человека к самоутверждению.
С развитием немецкой классической философии становится явной внутренняя дифференциация проблемы человека, в частности, в ней вычленяется самостоятельный аспект - человеческое самоутверждение. Проблема самоутверждения личности возникает как логическое следствие развития проблем самопознания, самоосуществления, самореализации. С этого момента появляется возможность теоретического оформления понятия «самоутверждения личности». Предыдущие этапы истории мысли подготовили необходимую феноменологическую базу для этой возможности. Однако сам феномен самоутверждения в силу своих незрелых форм еще не мог стать объектом философской рефлексии, да и сама рационалистическая традиция достигла своих высот лишь в рамках немецкой классической философии.
Современная социальная востребованность разработки данной проблемы связана с объективными тенденциями как исторического, так и природного развития, затрагивающими коренные основы бытия человека. Ситуация такова, что есть смысл говорить о планетарном, мировом масштабе действия «антропогенного» фактора. В XX веке, как отметил B.C. Библер, появляется ужас, а вовсе не соблазн от растущих сил самодетерминации.
В современной социальной практике, демонстрирующей широкий спектр форм и типов самоутверждения, поиск смысла данного феномена становится возможным благодаря тому, что все его исторические типы представлены во взаимосвязи и интенсивной динамике. Данное обстоятельство уже само по себе служит созданию определенной мыслительной ситуации.
В России в настоящее время обозначились новые, подчас нетрадиционные, возможности для самоутверждения. Однако нестабильность общества вызывает у людей настроение потерянности и тягу к безусловным началам человеческого бытия. В связи с этим особо остро встает проблема сохранения самотождественности и целостности личности. Стержень стабильности и гарант опоры ищется человеком прежде всего в самом себе как неотъемлемом составляющем социума. Общество с его потребностью в ярких, предприимчивых, инициативных людях приходит к осознанию значимости самобытности человека и его самоутверждения. Это ставит проблему самоутверждения личности в центр философской гуманистической проблематики. Недооценка творческого начала личности, изучение ее лишь со стороны организующих, формирующих факторов обусловила недостаточную разработку проблемы самоутверждения личности.
Новые реалии человеческого бытия поднимают данную проблему на всеобщий уровень: родовой, бытийный, сущностный. Выявить мировоззренческий характер проблемы самоутверждения личности можно, на наш взгляд, с позиции предельных оснований и обобщений. Поэтому ответ на вечный вопрос «Как человеку утвердить себя?» разворачивается в нашей работе на основе исследования человеческой сущности. Самоутверждение личности проявляется в различных формах, смысл которых един - осуществление родовой сущности человека. Именно с этих позиций и вскрывается мировоззренческая природа проблемы самоутверждения, ее «вечность» и укорененность в природе человеческого бытия. Разработка положительного смысла самоутверждения личности как осуществления родовой сущности человека послужит, по нашему убеждению, развитию концепции человека и позволит выявить смысложизнен-ное содержание проблемы в целом.
По сути, логическое обоснование мировоззренческого характера проблемы является одновременным доказательством ее «вечной», постоянной актуальности. Интерес к этой проблеме вызван ее социально-философской значимостью, необходимостью разрешения ряда антропологических, социально-философских и онтологических проблем. Философское постижение сути самоутверждения вызвано жизненной эмпирией и должно возвратиться к ней в форме мировоззренческих ориентиров личности. В целом работа выполнена в русле социально-философской онтологии (эта характеристика имеет определенную традицию; так, Д. Лукач писал об онтологии общественного бытия и обращался в связи с этим к родовой сущности человека).
Итак, реалии современного общества отражают высокую потребность в философской рефлексии всех возможных способов человеческого самоутверждения и поиска в них «человечности».
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В философии проблема самоутверждения личности соприкасается со многими другими философскими проблемами. В то же время она практически только начинает выделяться в качестве особого объекта исследования, избавляясь от «масок» других проблем. Проблема стала впервые оформляться как отдельная, на наш взгляд, в немецкой классической философии и в классическом марксизме в контексте решения других философских проблем.
В рамках научно-теоретического знания проблема самоутверждения личности долгое время считалась сугубо психологической проблемой. Можно отметить работы таких западных и отечественных психологов, как А. Адлер, А.Маслоу, К. Левин, Г. Олпорт, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский и др. На основе данных психологии, в том числе ее экспериментальной части, в философии обозначились в некоторой степени новые подходы к проблеме.
Предметом специального исследования проблема самоутверждения личности становится лишь в начале XX века. В этой связи следует выделить концепцию протестантского теолога Пауля Тиллиха и психолого-философскую концепцию Альфреда Адлера, для которых данная проблема стала центральной в их учении.
С конца 60-х гг. начинается разработка проблемы самоутверждения личности в отечественной философии. Проблема самоутверждения личности рассматривалась в работах В.Д. Евстратова, И.И. Кузьминкова, C.J1. Березина, Л.Н. Когана, А.В. Грибакина, Ю.В. Гана, Н.Ф. Цыбры и др. В целом наблюдается различное понимание феномена самоутверждения, но подход в принципе был единым. Предпочтение отдавалось разработке деятельностного аспекта процесса самоутверждения. Самоутверждение личности рассматривалось как опредмечивание сущностных сил человека в общественно-полезной деятельности. Этим аспектом нередко и ограничивались в понимании самоутверждения личности.
В целом как в западной, так и в отечественной литературе можно выявить два подхода к самоутверждению личности. Во-первых, широко распространено понимание самоутверждения личности как утверждение себя за счет другой личности, как власть над ней (это представление находит широкое признание в современной публицистической и художественной литературе и является по сути подобием ницшеанской «воли к власти»), В данном случае наблюдается превалирование негативного аспекта в понимании самоутверждения личности. Во-вторых, в отечественной философской традиции советского периода самоутверждение личности понимается прежде всего как опредмечивание сущностных сил в общественно-полезной деятельности. Наша позиция исходит из учета двух этих основных представлений, однако, мы полагаем, что ни одна из них не отражает целостную и многогранную природу самоутверждения личности.
Несмотря на резко возросший в последнее время интерес к теоретическому исследованию проблемы самоутверждения личности, ощущается острый недостаток работ, специально посвященных этому вопросу. Можно отметить постановочный характер исследований, отсутствие целостного охвата феномена.
Сопряженность проблемы самоутверждения личности с комплексом других философских проблем, ее мировоззренческий характер обусловили обращение автора к широкому кругу литературы: философской, исторической, психологической, культурологической, художественной и др.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ - философский анализ феномена человеческого самоутверждения в свойственном ему многообразии и амбивалентности через выявление его онтологических оснований в общественной природе человеческого бытия и раскрытие мировоззренческого характера проблемы самоутверждения личности путем предельных категориальных обобщений.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- критически исследовать концептуальные подходы к анализу феномена самоутверждения личности, показать логику становления понятия «самоутверждение личности» и выявить эвристически ценные идеи и традиции, дающие перспективное решение данной проблемы;
- учитывая противоречивую природу самоутверждения личности, показать его «ситуативные» возможности, многообразие форм его проявления и функций в контексте жизненного пути человека, рассмотреть самоутверждение как жизненную парадигму личности;
- проанализировать культурно-исторические способы самоутверждения личности сквозь призму соответствующих им мировоззренческих представлений о мире и человеке;
- выявить основные внутренние противоречия процесса самоутверждения личности, раскрыть и обосновать его механизм;
- обнаружить укорененность противоречивого характера процесса самоутверждения личности в основах человеческого бытия, тем самым выявить вечное» содержание самоутверждения личности; на этой основе раскрыть мировоззренческий характер проблемы самоутверждения личности;
- представить отношение к миру как фактор и необходимое условие самоутверждения личности, показать специфику самоутверждения как преобразования системы мирочеловеческих отношений, как нераздельного утверждения человека и мира, как миро- и самоизменения.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Концептуально исследование представляет собой синтез ряда классических и современных направлений философии. Важное значение имели для нас работы представителей немецкой классической философии, классического марксизма, в которых намечались основы для выработки представления о самоутверждении личности. При анализе сторон целостного механизма самоутверждения личности источником проблемной ситуации послужила мысль Маркса и Энгельса об эгоизме и самоотверженности как необходимых при определенных социальных условиях формах самоутверждения. Классиками марксизма определяется общественный характер родовой сущности человека; самоутверждение рассматривается в связи с предметно-практической деятельностью человека. Анализ специфики человеческого бытия велся нами и в соответствии с представлениями А.И. Герцена, Э.В. Ильенкова, М.А. Лифшица, Д.Лукача, М.К. Ма-мардашвили, Н.Н. Трубникова, М. Хайдеггера, Э.Фромма и др.
Для обоснования онтологического аспекта проблемы самоутверждения личности определенную роль сыграла работа П. Тиллиха «Мужество быть». В числе источников следует назвать имеющиеся в отечественной философии советского периода наработки по данной проблеме (см. выше).
Попытка связать понятие «самоутверждение личности» с «созвучным» ему понятием «мироутверждение» была вызвана прочтением работ И. Канта, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Швейцера, А.Ф. Лосева, Г.С. Батищева, Н.А.Бердяева, B.C. Соловьева и др. Наш взгляд на тесную связь самоутверждения личности с изменением и творением мира (с мироутверждением) исходил и из положения Д. Лукача о генетическом взаимопроникновении трех видов бытия - неорганической, органической природы и общества - и невозможности понять никакой онтологический вопрос общественного бытия без понимания этой взаимосвязи. Это направление поиска нам показалось продуктивным и перспективным. Автор посчитал возможным учесть эту традицию.
При анализе самоутверждения личности как осуществления ее жизни использовались работы А. Августина, Г.В.-Ф. Гегеля, И. Канта, М.К. Мамарда-швили, М.М. Рубинштейна, П.Я. Чаадаева, ряда экзистенциалистов и др., а также разработки психологов: философско-психологическая концепция самоутверждения личности А. Адлера, концепции самоактуализации А. Маслоу, кризисных возрастов Л.С. Выготского, переживания Ф.Е. Василюка, самопреодоления и обретения смысла В. Франкла и др.
На выявление сторон механизма самоутверждения вывела нас оригинальная концепция В. Тэрнера о ритуале, в частности, анализ специфической фазы ритуалов инициации (повышения статуса) -так называемого лиминально-го периода. При анализе культурно-исторических способов самоутверждения личности автор использовал работы С.С. Аверинцева, М.А. Барга, Л.М. Батки-на, М. Вебера, Я.Э. Голосовкера, А.Я. Гуревича, В.А. Красильщикова, Ж. Ле Гоффа, А.Ф. Лосева, Э.Ю. Соловьева, В.Н. Топорова, В. Ярхо и др.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ. Основной тезис результатов исследования заключается в следующем: самоутверждение личности является социально обусловленной, культурно-исторической формой разрешения основной проблемы человеческого бытия, предельно выраженной в виде отношения «человек - мир». Данное отношение является системообразующим признаком мировоззрения. Сформирован единый подход к самоутверждению личности как процессу осуществления родовой сущности человека, как реализации человеческого в человеке. С этих позиций и обосновывается мировоззренческий характер проблемы самоутверждения личности, ее «предельность» и «вечность».
Феномен самоутверждения личности рассмотрен как многоаспектный процесс, метаморфозы которого предстают как развитие внутренних потенциалов личности в процессе ее жизненного осуществления, с одной стороны, ее исторического, социального бытийствования, с другой стороны, и раскрытия человеком смыслов бытия в целом, «обнаружения того, что не смогла природа» (А.И. Герцен), с третьей.
Раскрыт механизм самоутверждения личности в единстве и противоречии его сторон, понимаемых в первом приближении как эгоизм и самоотверженность. Конкретно-исторические способы самоутверждения личности понимаются как порозненное проживание этих сторон, их поэтапное развитие до своей зрелости и могут рассматриваться поэтому как определенные способы самоутверждения личности.
Самоутверждение личности представлено как противоречивый в своей сути процесс, осуществляющийся в целом нелинейно, иногда «скрыто», через многочисленные тупики и уходы в сторону самозабвения, самопреодоления, самоотречения, самотрансценденции. Эта его особенность заложена в родовой сущности человека, в ее противоречивой природе (в единстве внешнего и внутреннего, возвышенного и низменного, словом, всей гаммы собственно человеческих проявлений).
Самоутверждение личности как процесс самоосуществления родовой сущности человека невозможен в отрыве от процесса мироутверждения. Такая сопряженность вытекает из самой человеческой сущности. Способ человеческого бытия выражается в преобразовании, творении и утверждении мира.
Принципиальная новизна исследования заключается в попытке обоснования мировоззренческого характера проблемы и возможности ее разрешения при помощи мировоззрения. Для такого обоснования мы привлекли в качестве эвристического инструмента антиномии самоутверждения личности, фиксирующие положения эмпирического и научно-теоретического рассудка о нем, и косвенно указывающие на возможность решения "данной проблемы в рамках метафизики, в рамках мировоззрения.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения антропологической проблематики в философии, уточнения отдельных положений социальной философии, общей теории культуры. Работа может быть рекомендована для разработки учебных курсов по философии, истории философии, философии истории, этике, культурологии, при подготовке спецкурсов по философской антропологии.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации легли в основу выступлений автора на республиканских и межвузовских конференциях, на Итоговой научной конференции КГУ и нашли отражение в публикациях.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Самоутверждение личности как мировоззренческая проблема"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой исследования проблемы самоутверждения личности является анализ личности как детерминированно-самодетерминированной системы, то есть системы, обусловленной одновременно как внешними факторами, среди которых ведущая роль принадлежит социальной среде, так и внутренними факторами, что означает понимание личности как саморегулирующейся системы. Аспект внешней детерминации, особо - детерминации, обусловленной его глубинной подосновой в родовой сущности человека, не должен забываться при анализе проблемы самоутверждения личности, которое при самом первом и поверхностном взгляде на него может показаться только лишь как процесс исхождения из себя.
Наше исследование позволило, на наш взгляд, освободиться от некоторых стереотипов, бытующих в обыденном сознании, на предмет самоутверждения личности. Из явления, которое иногда понимается негативно из-за видения в нем лишь индивидуалистических устремлений, оно поднимается в область исторического явления, превращается в более широкое, но и противоречивое явление, которое наряду с моментами эгоизма, утверждения себя как некой особости содержит и момент самоотверженности. Долгая и трудная история самоутверждения личности не покрывается этим современным представлением о самоутверждении.
Путем анализа представлений обыденного сознания и психологии о самоутверждении личности мы вышли на несколько иную плоскость рассмотрения данного явления. Через сформулированные нами антиномии представлений о процессе самоутверждения, которые стали нашим эвристическим инструментом исследования, мы пришли к противоречивой - антиномичной - природе самого самоутверждения личности, которое, на наш взгляд, носит процессуальный характер. В целом главное противоречие сводится как раз к противоречию между эгоизмом и самоотверженностью.
Помещение самоутверждения личности в контекст целостности жизненного пути человека позволило рассмотреть его как прерывно-непрерывный процесс, дискретно осуществляемый из-за наличия в текучем жизненном потоке так называемых кризисов, во время которых ярко «выпячивается» необходимость самоутверждения личности как сохранение и проведение самотождественности, что и делает самоутверждение целостным, единым в своей сути, выполняющим функцию самособирания и конституирования личности. Самоутверждение личности направлено на вписывание личности в систему социокультурных отношений, которое, однако, может привести не только к вписыванию, но и к выпадению из социокультурной связи. В конечном счете оно может служить каналом «социальной наследственности», являться необходимым моментом самоорганизации общества.
Самотождественность как различимость себя как того же самого всегда дается на пределе. Но, по большому счету, тогда, когда есть начало и конец, когда они нам уже даны. Смерть меня о-пределяет, о-пределяет мою жизнь, мою судьбу (не только в прошлом, но и в будущем, в культурном пространстве). В этом противоречии - источник и трагизм человеческого самоутверждения. Само самоутверждение оказывается за-предельным для самой личности. Его как нечто готового, ставшего я не могу пере-жить.
Положение усугубляется тем, что человеку не задано его бытие. Из этого вытекает необходимость постоянного самоутверждения. Человек буквально обречен на него. Самоутверждение личности - всегда «на пределе»: между жизнью и смертью, между бытием и небытием. А такие «пределы» повсеместно встречаются в жизни. Вспомним, слова Энгельса о жизни как умирании, Выготского - как сплошном кризисе, Мамардашвили - как постоянном «заново-рождении».
Самоутверждение личности, коренящееся в родовой сущности человека, ВОЗМОЖНО ЛИШЬ При открытости миру В целом. В своем глубинном основании оно связано с необходимостью проведения через все этапы того, что мы называем самотождественностью. В самом развитии мира заложена необходимость сохранения, сбережения единого, что находит отражение в понятии бытие» (или «мир» в целом). Проблема самоутверждения личности кроется в сохране своей самотождественности вопреки всему, что ей угрожает, а значит, в связи с прошлым и будущим. Предельным выражением такой связи будет связь человека как такового с миром как таковым.
Поэтому самоутверждение личности сливается с мироутверждением. Перед лицом мира как такового человек и может выступать как род. В ород-нении мира самоутверждение личности и проявляет свою онтологическую укорененность, укорененность в человеческом бытии, в его драматичности, противоречивости, трагичности. Если мы будем рассматривать самоутверждение личности только на фоне социума, в пространстве очеловеченной природы, забывая о соотнесении с еще не-очеловеченной, с еще не-познанной и не-преобразованной природой, то потеряет смысл само самоутверждение, заложенное в стремлении к со-причастности миру в целом. Тогда потеряется философский, мировоззренческий характер проблемы. (Социологический подход будет все же сужением проблемы).
Итак, самоутверждение личности, сопрягаемое обычно по сути с властью, с господством над другими людьми, оказывается прежде всего процессом овладения человеком самим собой, самособиранием себя, в конечном счете - властью над собой и родовой сущностью человека.
В заключение следует остановиться на возможных перспективах исследования.
Мы рассмотрели конкретно-исторические способы самоутверждения сквозь призму конкретных картин мира и места человека в ней, пытаясь показать поле возможностей для свободного самоосуществления и самоутверждения личности, где она к тому же может ответствовать за них, исходя в целом, повторимся, из «зазоров», имеющихся в том или ином мироощущении и мировоззрении. В общем рассматривались и эмпирические возможности для самоутверждения личности. Но выбранный нами аспект проблемы как мировоззренческой обусловливал именно преобладание анализа культурно-исторических способов самоутверждения личности через опосредование культурными моделями самоутверждения. Было бы продуктивно рассмотреть подробнее типы самоутверждения (к примеру, тип жреца, героя, философа, святого, рыцаря, купца, ученого, бюргера, революционера, предпринимателя и т.д.) и их не только сугубо конкретно-исторический контекст, но и со-существование в современной мозаичной действительности.
Дальнейшее исследование может быть нацелено и на поиск элементарной клеточки, формы самоутверждения личности, если это в принципе возможно. Мы пытались объяснить сложность такого пути, в некотором смысле даже невозможность этого. Гипотетично мы можем назвать такой формой отношение, но это понятие уже терминологически «загружено», «занято». Возможно, будет выработано или найдено такое понятие, которое «схватит» сущность отношения и его формы существования в самом процессе самоутверждения личности, а также «протянет» логическую связь с выделенной еще Марксом диалектикой общения и обособления. На наш взгляд, в поиске такого понятия мы должны исходить из того, что эта клеточка должна будет выражать диалектически напряженное единство, способное «прорваться» как в сторону самоутверждения, так и в сторону самоотрицания личности. В связи с этим мы не должны забывать применяемое нами вслед за В. Тэрнером, но в несколько более универсальном, а не этнографическом значении, понятие «лиминаль-ность», которое всегда содержит в себе две возможности человеческого саморазвития как в направлении самоутверждения, так и в направлении самоотрицании своей личности.
В работе самоутверждение личности было фактически исследовано, во-первых, в контексте жизненного пути человека, во-вторых, в культурно-историческом разрезе сквозь призму определенной мировоззренческой картины мира и места в ней человека (в принципе, в зависимости от определенных исторических типов мировоззрения), в-третьих, в аспекте онтологических оснований человеческого бытия. Таким образом, выделены три уровня рассмотрения феномена самоутверждения. Возможно, будет плодотворным специальный анализ различных срезов самоутверждения личности.
В исследованиях процесса самоутверждения личности необходимо не забывать о неком его пределе: человеческое самоутверждение как родовая потребность, движимая стремлением о-роднить мир, будет как готовый результат преодолением самой родовой сущности, пределом человеческого развития.
Список научной литературыСайкина, Гузель Кабировна, диссертация по теме "Социальная философия"
1.Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. - 1992. - №8. -С. 145-157.
2. Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином / Пред. к публикации С.С. Неретиной // Вопросы философии. 1995. - N3. - С.130-181.
3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 19-44.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. - 301 с.
5. Августин А. Исповедь /Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит, статья А.А. Столярова. М.: Издательство «Ренессанс», СП ИВО - СиД, 1991. - 488 с. -(Памятники религиозно-философской мысли).
6. Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М.: Наука, 1971. - С. 206-266.
7. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М.: Наука, 1972. - С.90-102.
8. Аверинцев С.С. Образ античности в западно-европейской культуре XX в. Некоторые замечания // Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979.-С. 5-40.
9. Э.Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. - 278 с.
10. Ю.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. - 320 с.
11. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии (30-60-е гг. XX в.). Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 131-140.
12. Адлер А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результат // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1996. - С. 163-180.
13. Антошкина З.Г. Мировоззрение и культура личности II Философские аспекты культуры /Материалы научной конференции. Казань, 1993. - С. 22-24.
14. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу// Вопросы психологии. 1973. - №4. - С.173-180.
15. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977.-С. 216-244.
16. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках: Сб. ст./ АН СССР; Сост. Л.Ш.Рожанский. М.: Наука, 1988. - 331 с. - (Исслед. по фольклору и мифологии Востока).
17. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
18. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. - 350 с.
19. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. - 256 с.
20. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения//Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 103-129.
21. Батищев Г.С. Диалектика и смысл творчества (к критике антропоцентризма) // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. - С. 42-58.
22. Батищев Г.С. Проблема овещнения и ее гносеологическое значение (в свете Марксовой концепции овещнения) // Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983. - С. 250-272.
23. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. - 199 с. - (Сер. «Из истории мировой культуры»).
24. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. - 272 с. - (Сер. «Из истории мировой культуры»).
25. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985. - М.: Наука, 1986. - С. 80-160.
26. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи/ Сост. С.Бочаров и В. Кожи-нов. М.: Худож. лит., 1986. - 543 с.
27. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.
28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.-445 с.
29. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. - 220 с.
30. Березин С.Л. К вопросу о сущности самоутверждения личности// Философские науки. 1974. - № 2. - С. 40-47.
31. Бессмертный Ю.Л. Вновь о трубадуре Бертране де Борне и его видении простолюдина (К проблеме дешифровки культурных кодов) // Одиссей. Человек в истории. 1995. М.: Наука, 1995. - С. 140-150.
32. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
33. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность: Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 344 с.
34. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993. - №5. - С. 94-98.
35. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVII вв. Т.2. Игры обмена. - М.: Прогресс, 1988. - 632 с.
36. Брук К. Возрождение XII века // Богословие в культуре средневековья. -Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. С. 119-226.
37. Бундулс Я. "Индивидуальная психология" Альфреда Адлера // Вопросы психологии. 1982. - N 2. - С. 133-139.
38. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. 2-е изд., дораб. - М.: Независимая газета, 1995. - 192 с.
39. ЗЭ.Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
40. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Пре-дисл. П.П.Гайденко. М.: Прогресс, 1990. - С. 61-272. - (Социологическая мысль Запада).
41. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. -212 с.
42. Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М.: Мол. гвардия, 1988. - 237, 1. с.
43. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом: Аполлон и Дионис (О Ницше ). М.: Политиздат, 1991. - 336 с.
44. Выготский Л. С. Детская психология /Под ред. Д.Б. Эльконина// Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
45. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Под ред. и послесл. A.M. Матюшкина // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
46. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты. М. : изд-во Моск. ун -та, 1982. - С. 161-165.
47. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце датском, У.Шекспира // Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1968. - С. 339-496.
48. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
49. Гадамер Г.-Г. Философские основания XX века // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - С. 16-26. - (Сер. «История эстетики в памятниках и документах»),
50. Ган Ю.В. Активизация человеческого фактора: самоутверждение через эффективный труд // Философские науки. 1987. - №6. - С. 13-20.
51. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: Изд-во МГУ, 1987. - 214 с.
52. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология /Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1993. - С. 240-296.
53. Гегель. Виндишманну // Гегель. Работы разных лет: В 2 т. Т.2. - М., 1971. -С. 317-319.
54. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Соч.: В 14 т. -Т. .IY. М.: Соцэкгиз, 1959. - 440 с.
55. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер.с нем.: Ред. и сост. Д.А. Каримов и B.C. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. -524 2. с. - (Филос. наследие).
56. Гегель. Философия религии. Т.1. - М.: Мысль, 1975. - 532 с.
57. Герцен А.И. Письма об изучении природы// Герцен А.И. Собр. соч.: В 8 т. -Т.2. М.: Правда, 1975. - С. 87-310.
58. Герцен А.И. С того берега// Герцен А.И. Собр. соч.: В 8 т. Т.З. - С. 223354.
59. Гизатов К.Т. Интеллигенция как социальная группа: некоторые методологические вопросы //Интеллигенция и культура: история, современность, перспективы /Тез. докл. межвузовской конференции 14-15 февраля 1996. Казань, 1997.-С. 26-28.
60. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». М.: Изд-во АН СССР,1963. - 102 с.
61. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.
62. Голосовкер Я.Э. Имагинативная эстетика // Символ. 1993. - № 29. - С. 73 -128.
63. Голосовкер Я.Э. Миф моей жизни (Автобиография); Интересное (предисловие Н.В. Брагинской) // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 106-142.
64. Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. - С.76-83.
65. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.
66. Грибакин А.В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 200 с.
67. Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. Мн.: Выш. шк., 1991. - 128 с.
68. Гумилев Л.Н. Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя. -1988. №4. - С. 202-216.
69. Гуревич А.Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры II Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: Наука, 1990.-С. 76-89.
70. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Иск-во, 1984.-350 с.
71. Гуревич А.Я. Средневековый купец // Одиссей. Человек в истории. 1990. -М.: Наука, 1990. С. 97-131.
72. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики// Вопросы философии. 1995. - № 8. - С. 92-102.
73. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 317 3. с.
74. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума //Вопросы философии. 1988. - №4. - С. 135-152.
75. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах// Новые идеи в философии. СПб, 1912. - Сб. 1. - С. 119-181.
76. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобществ, поступков и путях их предупреждения. 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1989,- 351с.
77. Дубкова Т.В. Проблема гения в буржуазной социологии и философии истории XX века //Философские науки. 1986. - №1. - С.125-132.
78. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции ХИв. // Одиссей. Человек в истории. 1990,- М.: Наука, 1990. С.90-96.
79. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии /Пер. с фр. и послесловие А.Б.Гофмана. М.: Наука, 1990. - 575 с. - (Социологическое наследие).
80. Евстратов В.Д. Самоутверждение личности и его особенности при социализме: Дисс.канд. филос. наук. Казань: Казан, гос. ун-т, 1969. - 196 с.
81. Евстратов В. Проникая в тайны сознания // Научный Татарстан. 1996. - № 2. - С. 67-73.
82. Железов Е.А. Сущностные силы человека. Философско-мировоззренческий анализ. Казань*. \Лзд-во Казанок, vn-та, A9S9. - лее о.
83. Золотухина Е.В., Мудрагей Н.С. Проблема смысложизненной рефлексии в домарксовской философии // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. - С. 17-42.
84. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии. 1989. - №9.-С. 3-15.
85. Иванов Вяч. Возникновение трагедии/ Публ., коммент. Н.В. Брагинской // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988.-С. 237-293.
86. Иванов Вяч. Вс. Из заметок о строении и функциях карнавального образа // Проблемы поэтики и истории литературы: Сб.ст. Саранск, 1973. - С.37-53.
87. Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2 т. / Сост. С.С. Аверинцев, В.П. Шестаков. Т.1. - М.: Иск-во, 1973. - 407 с.
88. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - С. 229-270. - (Мыслители XX века).
89. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр. статьи по философии и эстетике / Вступ. статья Мих. Лифшица. М.: Иск-во, 1984. - 349 с.
90. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с. -(Мыслители XX века).
91. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. / Общ. ред., сост. и предисл. A.M. Руткевича; Ред. Д.М.Носов. М.: Политиздат, 1990. - 415 с. - (Мыслители XX века).
92. Камю А. Избранное: Сборник. Пер. с франц. /Составл. и предисл. С В. Ве-ликовского. М.: Радуга, 1989. - 464 с. - (Мастера современной прозы).
93. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения //Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.6. - М.: Мысль, 1966. - С. 349 -588.
94. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс» - «VIA», 1993.-240 с.
95. Кантор К.М. История против прогресса (Опыт культурно-исторической генетики). М.: Наука, 1992.- 150 с.
96. Эб.Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры// Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988,- С. 330.
97. Категории философии и категории культуры. Киев: Наук, думка, 1983. -343с.
98. Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. - 400 с.
99. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994. - 187 с.
100. ЮО.Кемпийский Ф. О подражании Христу // Богословие в культуре средневековья. Киев: Христ. братство "Путь к истине", 1992. - С. 227-383.
101. Кессиди Ф.Х. Была ли у древних греков идея истории?// Вопросы философии. 1987. - №8. - С. 126-133.
102. Киселева М.С. Мера и вера // Вопросы философии. 1995. - № 8. - С. 103122.
103. ЮЗ.Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.
104. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии. 1989. - № 9. - С. 65 -79.
105. Ю5.Кочергин А.Н., Семенов Е.В., Семенова Н.Н. Наука как вид духовного производства. Новосибирск: Наука, 1981. - 135 с.
106. Красильщиков В.А. Превращения доктора Фауста (Развитие человека и экономический прогресс Запада). М.: "Таурус" при участии "Просперус", 1994.- 240 с.
107. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. М.: Высш. шк., 1989. - 480с.
108. Ю8.Кузьминков И.И. К анализу понятия «самоутверждения личности»// Свобода и ее содержание. Волгоград, 1972. - С. 102-116.
109. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. - 303 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы.)
110. Культура жизни личности: (Пробл. теории и методологии социал.-психол. исслед.) / Л.В.Сохань, В.А.Тихонович, Е.А.Донченко и др.; Отв. ред. Л.В. Сохань, В.А.Тихонович; АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1988. -192 с.
111. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - 352 с.
112. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Е.Н. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
113. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М.: Наука, 1987.- 135, 2. с.
114. Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы // Вопросы философии. -1992. №10. - С. 103-111.
115. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992,- 376 с.
116. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. - № 3. - С. 150-158.
117. Лифшиц Мих. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание// Лифшиц Мих. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. - М.: Изобраз. искусство, 1988. - С.336-428.
118. Лифшиц Мих. Народность искусства и борьба классов //Лифшиц Мих. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. - М.: Изобраз. искусство, 1986. - С. 245-292.
119. Лифшиц Мих. Нравственное значение Октябрьской революции// Лифшиц Мих. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. -М.: Изобраз. искусство, 1988. - С.230-258.
120. Лифшиц Мих. Об идеальном и реальном //Вопросы философии. 1984. -№10.-С.120-145.
121. Лифшиц Мих. Эстетические взгляды Маркса //Лифшиц Мих. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. - М. Изобраз. искусство, 1984. - С. 8-213.
122. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта (Краткий очерк) // Контекст, 1981: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1982. - С. 48-78.
123. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. - 583 с.
124. Лосев А.Ф. О мировоззрении // Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - С. 297-314. - (Личность. Мораль. Воспитание).
125. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с. - (Мыслители XX века).
126. Лоскутов В.А. Социализм, отчуждение и самодеятельность человека в истории // Отчуждение, ранний социализм и противоречия перестройки / Отв. ред. Н.И. Лапин; Ред.-сост. Л.А.Беляева; АН СССР. Ин-т ф-ии. М.: ИФАН, 1990. - С. 11-32.
127. Лосский Н. Индивидуализм, коммунизм и утрата личности // Свободная мысль. 1992. -№ 3. - С. 38-44.
128. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн,«Александра», 1992. - 479 с.
129. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены: Пер. с нем. Общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского и М.А.Хевеши. М.: Прогресс, 1991. -412с.
130. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М. Наука, 1987. -616 с.
131. Малявин В.В. Мифология и традиция постмодернизма // Логос: Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. 1. Разум, Духовность, Традиции. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - С.51-59.
132. Мамардашвили М.К. Другое небо// Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс - Культура, 1992. - С. 320-339.
133. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-ое изд., изм. и доп. -М.: Прогресс-Культура, 1992. - 416 с.
134. Мамардашвили М.К. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки /Под общей редакцией Ю.П.Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.
135. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С. 8-22.
136. Мамардашвили М.К. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть// Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс-Культура, 1992. - С.72-85.
137. Манин Ю.И. «Мифологический плут» по данным психологии и теории культуры// Природа. 1987. - №7. - С. 42-52.
138. Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. - №9. -С. 36-51.
139. Маркс К. Капитал. Т. IV. - Ч. 2. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.26. - Ч. II. -704с.
140. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов II Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т.46. Ч. I. - 560 с.
141. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-T.46.-4.il.-612 с.
142. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.42. - С.41-174.
143. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.З. С.7-544.
144. Марксистская философия в XIX веке: В 2 кн. Кн. I. - М.: Наука, 1979. -486 с.
145. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 108-117.
146. Мацейна А. Великий инквизитор (Противоположности в мировой истории) II Наука и религия. 1990. - N 11. - С. 53-55. - № 12. - С. 23-25.
147. Мацейна А. Происхождение и смысл философии // Историко-философский ежегодник, 93. М.: Наука, 1994. - С. 276-294.
148. Мегрелидзе К. Основные проблемы социологии мышления. 2-е изд. -Тбилиси: Мецниереба, 1973. - 438 с.
149. Мировоззренческая культура личности (Философские проблемы формирования) / Отв. ред. В.П. Иванов. Киев: Наук, думка, 1986. - 292 с.
150. Митрохин Л.Н. Философы и религия // Вопросы философии. 1989. - №9. -С. 16-35.
151. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
152. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности М. : Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. -288 с.
153. Нарский И.С. Отчуждение и труд: По страницам произведений К. Маркса.- М.: Мысль, 1983. 144 с.
154. Нельзя жить, не осмысливая жизнь: Письма J1.С. Выготского к ученикам и соратникам / Публ. А.Пузырея // Знание-сила. 1990. - № 7. - С. 92-96.
155. Неретина С.С. Через идею диалога культур // Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: Наука, 1990. - С.23-28.
156. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы) // Вопросы философии. 1995. -№8. -С. 73-91.
157. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 302 с.
158. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. -Т.1. М.: Мысль, 1990. - С. 231-490.
159. Отчуждение труда: история и современность/Я.И. Кузьминов, Э.С. Наби-уллина. В.В. Радаев, Т.П. Субботина; Рук. авт. колл. Я.И. Кузьминов. М.: Экономика, 1989. - 287 с.
160. Панофский Э. Аббат Сюжер и Аббатство Сен-Дени // Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. - С. 79-118.
161. Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю.А. Гинзбург. -М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. 480 с. - (Памятники мировой литературы).
162. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с. - (Учебное пособие для студентов вузов).
163. Платон. Апология Сократа // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 / Общ. ред. А.Ф Лосева и др.; Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - С. 70-96.
164. Платон. Горгий // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 477 - 576.
165. Платон. Законы // Платон. Сочинения: В 3 т. / Под общ. ред. А.Ф, Лосева и В.Ф. Асмуса. Пер. с древнегреч. Т. 3. - Ч. 2. - М.: Мысль, 1972. - С. 83-478.
166. Платонов С. После коммунизма: Книга, не предназначенная для печати. -М.: Мол. гвардия, 1990. 255 1. с.
167. Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1994. - 320 с.
168. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») /Выступили: О.Б. Вайнштейн, В.И. Новиков, В.А. Подорога, Л.В. Карасев // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 3-16.
169. Поцелуев С.П. Становление гегелевской концепции отчуждения и его трактовка у Д. Лукача и Ю. Хабермаса // Историко-философский ежегодник, 1993. -М.: Наука, 1994. С. 208-227.
170. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 152, 1.с.
171. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. -М.: Книга, 1991.-496 с.
172. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста // Вопросы философии. -1991. №5. - С. 75-86.
173. Рубинштейн М.М. О смысле жизни: В двух частях. 4.I. - Историко-критические очерки. - М., 1927. - 200 с.
174. Рубинштейн М.М. О смысле жизни: В двух частях. Ч. II. - Философия человека. - М., 1927.-272 с.
175. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - С. 255- 385.
176. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г. Семеновой; Предисл. к текстам С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Прим. А.Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 386с.
177. Самоутверждение личности //Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.Ф. Ломова и др. М.:Пед-ка, 1983. - С.333.
178. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма // Философские науки. 1992. - №3. - С. 161-167.
179. Семенов Е.В. Кооперация деятельности как проблема исторического материализма. Новосибирск: Наука, 1983. - 176 с.
180. Семенцов B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Восток запад. Исследования. Переводы. Публикации. -М. : Наука, 1988. - С. 5-32.
181. Силичев Д.А. Ж. Деррида: деконструкция, или философия в стиле постмодерн// Философские науки. 1992. - №3. - С. 103-117.
182. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
183. Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности/АН УССР. Ин-т философии; Отв. ред. В.А.Тихонович. Киев: Наук. Думка, 1989. - 124 с.
184. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал //Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. - М.: Мысль,1990.-С. 581-745.
185. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве II Соловьев B.C.: В 10 т. 2-е изд. - СПб, 1911-1914. - Т.З. - С.3-181.
186. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры).- М.: Политиздат, 1991. С. 54-126.
187. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. - 432 с.
188. Софокл. Трагедии / Пер. с древнегреч. С.В. Шервинского /Ред., послесл. и коммент. Ф.А.Петровского. М.: Гос.изд-во худ.лит-ры, 1954. - 472 с.
189. Социальная философия в конце XX века/Под ред. К.Х.Момджяна, Ю.М. Резника, К.Б. Алексейчика. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 200 с.
190. Спигел Г.М. К теории среднего плана: историоописание в век постмодернизма И Одиссей. Человек в истории. 1995. М.: Наука, 1995. - С. 211 -220.
191. Судакова В.Н., Судаков В. И. Анализ мировоззрения как социально- философской проблемы // Социальная философия в конце XX века. М.: Изд-во МГУ, 1991. - С. 151-153.
192. Тахо-Годи А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков // Искусство слова. М.: Наука, 1973. - С. 306-314.
193. Тендрякова М.В. Еще раз о социально-исторической «прародине» личности // Одиссей. Человек в истории, 1995. М.: Наука, 1995. - С. 125-139.
194. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996.-480 с.
195. Тиллих П. Мужество быть / Пер. с английского О.Седаковой / Под ред. "Символа" // Символ. 1992. - № 28. - С. 7-119.
196. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 478 с.
197. Топоров В.Н. Еще раз о др.-греч. ЕОФ1А: происхождение слова и его внутренний смысл // Структура текста. М.: Наука, 1980. - С. 148-173.
198. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. - С. 7-60.
199. Топоров В.Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. - С. 38-75.
200. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М: Наука, 1987. - 255 с.
201. О.Трубников Н.Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) // Философские науки. 1990. - №2. - С. 104115.
202. Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле жизни. /Пред. Никитина Е.П., публ. В.П. Желтовой и Е.П. Никитина II Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Политиздат, 1990. - С. 425-447.
203. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. - 596 с.
204. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 277 с.
205. Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства // Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. - С. 53-441.
206. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избр. филос. произв.: В 2 т. Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 7-405.
207. Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии // Фейербах Л. Избр. филос. произв.: В 2 т. Т. 1. - М., 1955. - С. 239-268.
208. Фейербах Л. Эвдемонизм // Фейербах Л. Избр. филос. произв. Т.1. - М., 1955. -С.578-641.
209. Феномен человека: Антология /Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1993. - 349 с.
210. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. -584с.
211. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с. - (Б-ка зарубежной психологии).
212. Фрейденберг О.М. Миф и литература в древности. М.: Наука, 1978. -605с.
213. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415 с. - (Б-ка этической мысли).
214. Фромм Э. Человек для самого себя II Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - С. 17-190.
215. Фромм Э. Человеческая ситуация / Пер. с англ., под ред. Д.А. Леонтьева.- М.: Смысл, 1994. 238 с.
216. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки // Социо-Логос: Пер. с англ., нем., франц./ Сост., общ. ред. и пре-дисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. - С. 284- 311.
217. Хайдеггер М. Исток художественного творения (перевод с немецкого А.В.Михайлова)//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 264-312.
218. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. Ч. 1. - Исходные филос. проблемы, понятия и принципы. -М.: Политиздат, 1991. - С. 118-125.
219. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" / Пред. к публ. А.В.Михайлова II Вопросы философии. 1990. - № 7. - С. 133-176.
220. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./ Общ. ред. и послесл. Г.М.Тавризян. М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
221. Цвейг С. Борьба с демоном: Гельдерлин. Клейст. Ницше: Пер. с нем. М.: Республика, 1992. - 304 с.
222. Цвейг С. Казанова; Фридрих Ницше; Зигмунд Фрейд: Пер. с нем. Москва: Интерпракс, 1990. - 256 с.
223. Цыбра Н.Ф. Самоутверждение личности (социально-философский анализ). Киев; Одесса: Выща шк. Головное изд-во, 1989. -192 с.
224. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. -М.: Современник, 1987. С. 33-133.
225. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) и др. М.: Республика, 1995.- 528 с.
226. Человек и мир человека / Категории «человек» и «мир» в системе научного мировоззрения/ В.И.Шинкарук, В.П. Иванов и др. Киев: Наукова думка, 1977.-342 с.
227. Честертон Г.К. Вечный Человек: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. -544с.
228. Швейцер А. Культура и этика: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.
229. Шедяков В.Е. Человек в обществе отчужденного труда. Харьков: «МР1Я», 1991.- 157 с.
230. Шопенгауэр А. Избранные произведения /Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. М.: Просвещение, 1992. - 479 с.
231. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность /Общ. ред., сост., вступ. ст. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. М.: Республика, 1992. - 448 с. - (Б-ка этической мысли).
232. Шпенглер О. Закат Европы / Авт. вступит, статьи А.П.Дубнов, авт. комментариев Ю.П.Бубенков и А.П.Дубнов. Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. изд. фирма, 1993. - 592 с.
233. Шри Ауробиндо Г. Человеческий цикл: Пер. с англ. Казань: Новый век, 1992.-352 с.
234. Энгельс Ф. Юридический социализм // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. -С. 495-316.
235. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии. -1991.-№ 11. С. 16-25.
236. Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической традиции) // Античность и современность. К 80-летию Ф.А. Петровского. М„ 1972.-С. 251-263.
237. Ярхо В. Древнегреческая трагедия (К вопросу об исторической специфике) // Вопросы литературы. -1974. № 7. - С. 185-206.
238. Ярхо В. Образ человека в классической греческой литературе и история реализма (К постановке проблемы) // Вопросы литературы. 1957. - № 5. - С. 63-81.
239. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - (Мыслители XX века).