автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Синяткин, Игорь Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты"

04-14 2400 - 8

На правах рукописи РГБ ОД

2 СЕН 2001

Синяткин Игорь Викторович

СЕВЕРОАФРИКАНСКАЯ ИММИГРАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ

АСПЕКТЫ

Специальность: 07.00.03 - всеобщая история ( новая и новейшая история )

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва-2002

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук Российского универси тета дружбы народов

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор ПОНОМАРЕНКО J1.B.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор ЛАНДЛ Р.Г.

кандидат философских наук, доцент МАДАТОВ A.C.

Ведущая организация:

Московский педагогический государственный университет

Защита диссертации состоится 25 июня 2002 г. в 14 час. 30 мин на заседании диссертационного совета Д 212.203.04 в Российском университете дружбы народов по адресу:

117 198, Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.6, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов.

Автореферат разослан «.. » мая 2002 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент

ЕЛМАНОВА Н.С.

- /yv^V > /

л 1 л у^уЛ. 1 \

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Международные миграции превратились в настоящее время в важный фактор современного мирового процесса, они оказывают огромное влияние на состояние международных отношений, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Это связано в первую очередь с тем, что в процессы миграции втянуты практически все страны. Одни из них, как правило, развитые капиталистические страны потребляют большое количество рабочей силы, другие в результате избытка этой силы на внутреннем рынке поставляют ос па внешний рынок. Наиболее крупными потребителями иностранной рабочей силы, которая значительно дешевле местной, сегодня являются такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Франция, Федеративная Республика Германия, Скандинавские страны. Среди поставщиков - страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. В некоторых странах иммигранты составляют до 10% рабочей силы (США, ФРГ'), а в отдельных отраслях экономики этих и других государств, особенно с применением в больших масштабах ручного груда (текстильная, кожевенная, пищевая, строительная и другие отрасли промышленности), «пришлые» рабочие составляют до половины, а то и больше, занятых малоквалифицированным трудом. В этих отраслях занято, как минимум, па 15% больше иностранцев, чем местного населения.

В настоящий момент во Франции более трети всех французов имеют предков-иммигрантов, то есть тех, кто однажды приехал в страну, чтобы обосноваться там навсегда. Это дает право говорить о том, что проблема иммиграции затрагивает так или иначе историю многих французских семей. На последних президентских выборах весной 2002 г. «иммиграционный» вопрос имел особое звучание. Были приняты

экстраординарные меры для предотвращения столкновений сторонников ультраправого кандидата Ж.-М.Ле Пена и кандидата-правоцентриста Ж.Ширака. Результаты первого тура голосования, когда, националист Ж.-МЛе Пен получил 17,5% голосов, тем самым сократив разрыв между собой и Ж.Шираком до двух с половиной процентов, всколыхнули всю Францию. Поэтому исследование влияния миграционных потоков на общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь принимающей стороны приобретает в наши дни особую актуальность.

Обострившийся после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. вопрос «столкновения» западного и исламского мира и выдвигаемая некоторыми политиками доктрина «непосредственной опасности», якобы исходящей от мусульман, подталкивают исследователей к анализу реальной ситуации в регионах проживания иммигрантов-мусульман и изучению процессов их адаптации и самоидентификации.

Актуальность исследования определяется, прежде всего, научной и практической значимостью проблем взаимодействия и взаимовлияния иммигрантских сообществ и принимающей стороны. В этой связи опыт Франции представляет определенный интерес для России, где новые экономические и политические реалии внесли существенные коррективы в характер, формы и направления миграционных потоков.

Предметом данного исследования является анализ формирования североафриканской иммиграции во Франции, а также исследование различных форм взаимодействия иммигрантов с принимающей стороной и его исторические последствия.

Хронологические рамки диссертации. В основной части работы рассматривается период с конца 50-х годов до конца 1990-х годов XX века. Первая граница обусловлена началом систематической сеиероафршсаиской

эмиграции во Францию, вторая - с современной иммиграционной ситуацией в стране. Однако ряд проблем, относящихся, в частности, к этапам формирования магрибинской иммиграции во Франции, рассматривается на материале более раннего периода. Это позволило также проанализировать причины и предпосылки современных проблем.

Главной целью и задачами диссертации является объективный анализ формирования и эволюции магрибинской иммиграции во Франции, определение её роли и места в современной общественно-политической и религиозной жизни страны. Для достижения поставленных целей потребовалось решение ряда конкретных взаимосвязанных задач:

-определение основных этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции;

-изучение ее современных социокультурных аспектов, а также возможностей и перспектив интеграции иммигрантов во французское общество;

-исследование исяамо-христианских отношений во Франции на современном этапе; в частности, определение позиции французской католической церкви по иммиграционному вопросу.

Научная новизна исследования заключается в том, что сделана попытка многостороннего анализа этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции и возможностей интеграции иммигрантов в общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь ораны. В работе нашли отражение многие аспекты проблемы современного положения североафриканских иммигрантов во Франции, в частности, впервые исследована позиция французской католической Церкви в отношении иммиграционного вопроса.

Научно-практическая значимость исследования. Фактический материал и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в

научной работе и при подготовке курса лекций по новейшей истории Фракции и стран Северной Африки, политологии, социологии, а также спецкурсов этноконфессионального профиля.

Методологической основой диссертации являются принципы исторического подхода, а также элементы системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историческую основу и в определенной мере носит междисциплинарный характер.

Источниковая база исследования. Для раскрытия поставленных целей и задач был изучен и использован широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся сборники международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции, гражданские кодексы Французской Республики, папские инциклики и решения II Ватиканского Собора в отношении нехристианских религий и иммиграционного вопроса. В работе использованы Библия и Коран.

Ко второй группе относятся источники статистического характера: опубликованные данные переписей населения Национального института статистики и экономических исследований Франции (INSEE), ежегодные статистические сборники Франции (Annuaires statistiques de la France), где в цифрах и таблицах нашла свое отражение современная история сараны и, в частности, иммиграционная ситуация, демографические ежегодники ООН (Demografic Yearbooks) и статистика Института демографии Франции. Богатый статистический материал содержат официальные информационные сайты Интернет государственных учреждений Франции.

Третью группу составляют мемуары и источники эпистолярного характера. Среди них можно выделить сборник М.Грегуар «Франция и ее иммигранты»1 и работу Прожогиной С.В. «Иммигрантские истории»

1 Grégoire M, La France et ses immigrés P., 1988

(М.,2001), в которых собраны воспоминания и высказывания различных политических деятелей по вопросу иммиграции, а также письма и интервью самих иммигрантов. По содержанию в эту группу источников можно отнести также материал документальных и художественных фильмов, снятых французскими и североафриканскими кинематографистами и отражающих иммиграционную проблематику, как, например, «Воспоминания иммигрантов: магрибинское наследие»2 или «От отца к сыну: Франция и её иностранцы»'1.

Автор опирался также на материалы личных встреч и бесед с представителями французских государственных, общественных и религиозных организаций, а также с североафриканскими иммигрантами во Франции.

Историография. Работ, посвященных проблеме североафриканской иммиграции во Франции, в отечественной историографии не так много, О положении иностранных рабочих во Франции в 70-80-е годы писали Ибрашев Ж.Н., Лашова Г.А. В монографии «Алжир и Франция, 1962-1971» (М., 1973) Кирей ИМ. освящены проблемы экономических и политических отношений между двумя странами. Наибольший интерес представляет монография Михайлова Е.М. «Иностранная рабочая сила во Франции» (М., 1977 ), где на примере Франции он исследует экономические, социальные и политические вопросы, связанные с использованием дешевой иностранной рабочей силы, В работе рассматривается социально-экономическое положение иностранных трудящихся, а также роль иммиграции в экономическом и социальном развитии Франции. Заслуживает внимания и монография Фролкина Н.М. «Трудовая иммиграция во Франции в

2 Mémoires d'immigrés : l'héritage maghrébin. Réalisateur Benguigui Y. 160 min. France, 1998.

De père en fils : la France et ses étrangers. Réalisateurs Guidicelli J.-C., Weil P., Weider A I h 45 min. France, 1993.

новейшее время» (Киев, 1975). Михайлов Е.М, и Фролкин Н.М, относят всех новоприбывших иммигрантов к категории рабочих, а их численность приплюсовывают к числу находившихся здесь ранее иностранных трудящихся.

Определенный интерес представляют материалы, содержащиеся в работах Солонской Л.А. «Международная миграция рабочей силы в условиях современного капитализма» (Л., 1986) и Шлепакова А.Н, и Анохина Г.И. «Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире» (Киев, 1984). Написанные с определенных методологических позиций, тем не менее они и сегодня не утратили свою актуальность с точки зрения фактического материала и научных набюдений.

В монографии Иогщева В.А. «Международная миграция населения: теория и история изучения» (М„ 1999) рассматриваются современные направления в объяснении международной миграции населения и показаны исторические особенности международных миграций в целом.

Особое значение для разработки данной темы имела научная литература, дающая возможность выявления исторических и культурных условий, оказавших большое влияние на причины магрибинской эмиграции во Францию. Большое внимание при изучении истории Алжира, Туниса и Марокко было уделено работам известных исследователей Ланды Р.Г. и Черкасова ПЛ., а также Пономарешсо Л.В., содержащих серьёзный и объективный анализ происходящих там процессов.

Что касается работ отечественных авторов, непосредственно посвященных проблемам магрибинской иммиграции во Франции, то это труды Поиомаренко Л.В., которая исследует, в частности, вопрос ислама во Франции, Павлуцкой Э.В., занимающейся этапами формирования

б

североафриканской иммиграции во Франции, и Прожогиной C.B., которая обратилась к проблемам самоопределения и самоидентификации магрибинских иммигрантов.

В последние годы появились интересные работы молодых исследователей. Акинин В.Е. в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Африканцы в Европе. Африканская диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-х годах XX века» (М., 1996) анализирует положение выходцев из стран южнее Сахары во Франции и Великобритании. В диссертации Деменцевой Е.Б. «Магрибинцы во Франции: история эмиграции и эволюция диаспоры» (М., 2002) сделана попытка анализа нового социального и культурного феномена «второго поколения» североафриканских иммигрантов, т.н. «бёров».

Для исследования позиции католической Церкви по отношению к исламу большую помощь оказало изучение работ Журавского A.B., центральное место среди которых занимает монография «Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога» (М., 1990). Журавский A.B. показывает, что инициативы Церкви после П Ватиканского собора свидетельствуют о том, что ее призыв к диалогу с исламом не политико-идеоло! ический жест, продиктованный сиюминутными интересами, а долгосрочный, всесторонне разработанный курс. Проблемы межконфессиональных отношений затрагиваются также в работах Попомаренко Л,В., Кямидева С.Х. и Смилянской И.М., Родионова M .А.

Изучение магрибинской иммиграции во Франции ведется на протяжении последних десятилетий. Имеющаяся исследовательская литература позволяет рассматривать североафриканское сообщество с позиций различных научных дисциплин: истории, культурологии, политологии,социологии, психологии.

Поэтому при написании диссертации неоценимую помощь оказали труды французских, североафриканских и американских исследователей. Среди авторов, работы которых охватывают проблему в целом, особое место принадлежит зам. директора Департамента по связям с общинами иммигрантов при Министерстве солидарности, здоровья и социальной защиты Г. Jïe Муаню (G. Le Moigne) и члену редакции «Европейского журнала международных миграций» А.Лебону (André Lebon). Их монография «Иммиграция во Франции»4 посвящена комплексному анализу различных аспектов проблемы иностранного присутствия во Франции: правовым, экономическим, социокультурным. Исследованию тех же проблем посвящена монография Р.Жоржа «Иммиграция во Франции: факты и проблемы»5.

Следует выделить ряд работ французских авторов по отдельным аспектам иммиграционного процесса.

Изменение иммиграционной политики Франции в связи с экономической ситуацией исследует Р.Е.Вераерн в своей монографии «Алжирская иммиграция и экономический кризис во Франции»6. Он подчеркивает взаимозависимость экономического подъема и роста иммиграции, и, напротив, экономического кризиса и запретительных мер правительства в отношении иммиграции. В своих статьях он развивает мысль о том, что некоторые отрасли экономики Франции не смогли бы нормально функционировать без труда иммигрантов.

Исследованием экономических проблем, связанных с иностранным и, в частности, с североафриканским присутствием занимались также Ж.Моко7, Ж.Зингер-Ререль8, С.Витол де Венден9, Ш.Граиж10.

4 Le Moigne G., Lebon A. L'immigration en France. P., 1990.

3 George P. L'Immigration en France: faits et problèmes. P., 1986.

6 Verhaern R.E. L'immigration algérienne et la crise économique en France. P., 1485.

7 Mauco G. Les étrangers en France, leur rôle dans l'activité économique, P., 1932.

Проблемам жилья иммигрантов посвящены работы Ж.-Г1.Буто", М.Таллара и Б.Жусселана12, В.Де Риддера13. В них сделан анализ особенностей формирования иммигрантских городских окраин и условий проживания североафриканцев во Франции. Все указанные авторы приходят к выводу, что большинство иммигрантов вынуждены жить в гораздо худших условиях, чем коренные французы: в домах, где часто отсутствуют горячая вода, отопление, газ, а иммигрантским кварталам крупных мегаполисов свойственна значительная перенаселенность.

Взаимоотношения христианства и ислама - основной религии иммигрантов из стран Магриба ~ и отношение французской католической Церкви к проблеме иммиграции исследуются в трудах А.Косга, Ж.Кепеля, Д.Эль Язами и Ж.Куврёра. А.Косты в статье «Католическая Церковь в дебатах об иммиграции» пишет о решающей роли ÏI Ватиканского собора в изменении отношения церкви к иммиграционному вопросу. Ж.Кспель15 в монографии «Окраины ислама» замечает, что современное отношение французской католической церкви к мусульманам определяется .двумя аспектами: исламо-христианским диалогом и антирасистским сотрудничеством. Д.Эль Язами в труде «Мусульманское присутствие во

11 Singer-Rercl .Г !.es actifs maghrébins dans les recensements français // Maghrébins en France: émigrés et immigrés. P., 1983.

4 Wihtol de Wenden C. Citoyenneté, nationalité et immigration. P., 1987., Wihtol de Wenden C. Les immigrés et la politique : Cent cinquante ans d'évolution. P., 1988. 10 Grange Ch. Les travailleurs marocains employés par Régie Renault en France. " Butaud J.-P. Le logement des immigrés, P., 1974.

12 Tallard M., Jousselin B. Les conditions de logement des travailleurs migrants en France. P., 1975.

V.de Rudder. Le logement des Maghrébins. Il Les Temps modernes, 1984, №452,453,454.

14 Costes A. L'Eglise catholique dans le débat sur l'immigration H Revue européenne des migrations internationales. 1ОД8. Vol. 4.

1,1 Kepel G. Les banlieues de l'Islam Naissance d'une religion en France. P., 1991.

о

Франции»16 дает конкретные цифры соотношения мусульман-иммигрантов и христианского населения страны, показывая, что различия в вере приводят к возникновению непонимания и конфликтов.

При написании диссертации была использована научная публицистика и работы, носящие характер политического

17

прогнозирования, как, например, статьи Жозетг Алья , где она пишет о попытках крайне правых использовать проблему иммигрантов для создания политического капитала, книга бывшего министра иностранных дел Франции Мишеля Понятовски «Пусть выживет Франция»18, где он выражает обеспокоенность по поводу угрозы самобытности Франции из-за смешения культур, обзор Патрика Уэйя'9 о новой иммиграционной политике Франции.

Известную помощь оказала также справочная литература: «Франкоскопия» под редакцией Ж. Мерме20, «Новый путеводитель по Франции»21, «Робер - словарь современности»22 и «Робер - словарь имен собственных»23.

Французские периодические издания - «Hommes et Migrations», «Le Nouvel Observateur», «Economie et Humanisme», «Problèmes économiques», «Les Temps Modernes», «Revue française d'administration publique», «Revue européenne des migrations internationales» - затрагивают широкий cneicrp вопросов современного положения и проблем иммигрантов, выступая

"' El Yazami D. La présence musulmane en France et l'immigration // Hommes et migrations, 1988, №U14.

17 Alia J. Immigration: Le vrai et le faux // Nouvel Observateur, 1997, 6-12 mars.

18 Poniatowski M. Que survive la France. P., 1991,

19 Weil P. Pour la nouvelle politique d'immigration.

30 Mermet G. Francoscopie. P., 1990, 1997.

21 Le Nouveau guide France. P., 1990

22 Le Robert Dictionnaire d'aujourd'hui. P., 1990

23 Grand Robert des noms propres. P., 1991.

против расизма и проявлений ксенофобии, тем самым способствуя формированию объективного общественного мнения.

Научная достоверность диссертации обеспечивается тщательным подбором и анализом широкого круга разноплановых оригинальных источников и изучением отечественной и иностранной историографии проблемы.

Структура и основное содержание диссертации. Цели и задачи, поставленные автором, источииковая база и изученная литература определили структуру и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы, её научная новизна, определяются объект исследования и хронологические рамки, цель и задачи исследования. Дается характеристика источников и историографический обзор, где отмечается специфика различных видов публикаций, затрагивающих или пересекающихся с темой настоящего исследования.

Первая глава: «Основные этапы формирования североафриканской иммиграции во Франции».

Первые алжирские рабочие обосновались на южном побережье Франции в районе Марселя в конце Х1Х-началс XX в. В 1905 году их было всего несколько сот человек, но уже к 1912 году это количество увеличилось до 3,5 тысяч человек. Накануне первой мировой войны во Франции появились и первые марокканские эмигранты, пересекавшие границы метрополии в большинстве своем нелегально. К 1913 году число магрибинцев достигло 30 тыс. человек (всего иммигрантов - 3% населения).

Следующий значи тельный приезд эмигрантов в метрополию связан с первой мировой войной, когда большой контингент алжирцев был

и

мобилизован на фронт и работы по восстановлению экономики страны. Однако это вызвало недовольство французских колонистов в Алжире, которым был невыгоден отток рабочей силы.

Численность иностранного населения страны в 19;!1 г. достигла 2,7 млн. чел. (6,6% всего населения).

Во время экономического кризиса начала 30-х годов вышли первые постановления правительства об ограничении въезда в страну иностранной рабочей силы. Закон от 10 августа 1932 года о защите национальной рабочей силы заложил основы по ограничению иностранного присутствия в каждом секторе экономики.

Вторая мировая война также привела к тгращению числа иммигрантов. В 1946 году иностранное население составляло 1,7 млн. человек.

По окончании второй мировой войны большинство исследователей говорили о необходимости проведения интенсивной миграционной политики вследствие дефицита населения страны. Поэтому снова встал вопрос об иммиграции как возможном варианте решения демографических и экономических проблем. Предполагалось пригласить до 1,5 млн. человек за 5 лет. Послевоенный период характеризуется ростом ссвероафриканской иммиграции, которая значительно опережала португальскую и испанскую. По сравнению с общей иммиграцией, магрибинская росла беспрецедентно - 32,5% в год.

Начиная с 1962 года началось поощрение семейной иммиграции, более выгодной в том плане, что она влекла за собой расширение внутреннего рынка для сбыта производимых в стране товаров, а также сдерживала утечку валюты. По отношению ко всему иностранному населению за десятилетие 1962-1972 т.г. процент магрибинцев вырос с 25,5 до 34,9. Основной поток по-прежнему шел из Алжира.

Появившиеся с конца 60 - начала 70-х годов кризисные явления во французской экономике, рост безработицы вынудили французское правительство пойти на принятие запретительных мер в отношении мигрантов. В 1974 г. эмиграция постоянных иностранных рабочих во Францию была приостановлена.

В 1980-х годах был принят ряд законов, направленных на обеспечение правового равенства иммигрантов с коренными французами в области занятости, образования и культуры, в обеспечении жильем.

В 90-е годы постепенное решение проблем иностранных рабочих связано с введением и использованием законов ЕС о статусе иммигрантов и их семей, приведение французского законодательства в соответствие с законодательством ЕС в условиях объединенной Европы. Растущая в начале 90-х годов в странах Европы безработица вынуждает их ещё больше ужесточить иммиграционные законы. Поводом доя этого явились Шенгенские соглашения, а также правый экстремизм на волне исламизма.

В 1990-е годы произошла стабилизация количества иммигрантов, связанная с мерами, предпринятыми правительством и направленными на ограничение пребывания новых иностранных рабочих.

Вторая глава: «Социокультурные аспекты североафриканской иммиграции во Франции».

Переориентация иммиграционной политики Франции и запрещение ввоза рабочей силы вызвали усиление некоторых других видов международной миграции, как, например, семейная иммиграция, иммиграция по политическим мотивам и в целях получения образования, нелегальная иммиграция.

Тенденция к увеличению длительности пребывания иммигрантов и образование во Франции нового многонационального сообщества выдвинули проблему интеграции иммигрантов в общественно-

экономическую структуру страны.

Политика интеграции рассматривается не как нечто среднее между ассимиляцией и включением иммигрантов во французское общество, а как специфический процесс, способствующий активному участию всех его членов в общественной жизни, несмотря на наличие у них различных этнических, культурных, социальных, моральных, психологических особенностей. Французская политическая модель интеграции основана на принципе обретения национальности, т.е. гражданства.

Для интеграции имеют значение такие факторы, как возможность доступа иностранцев на рынки труда, степень их профессиональной мобильности, знание языка страны пребывания, возраст, образование, общий уровень развития, влияние средств массовой информации, планы на будущее, тип общественных связей, в которые вступают иностранцы в принимающей стране, отношение местного населения, возраст иммигрантов. Одной из задач обеспечения интеграции иммигрантов является необходимость принятия мер для подавления дискриминации, расизма и ксенофобии со стороны коренных жителей.

Адаптация иммигрантов носит двусторонний характер: глубокие изменения происходят и в принимающем обществе, и в социально-ценностной системе самих иммигрантов.

Третья глава: «Конфессиональный аспект иммиграционной ситуации во Франции».

Для Франции ислам стал второй религией по численности её приверженцев: по данным статистики в 1997 г. в стране проживало от 3 до 5 миллионов мусульман, большинство из которых - выходцы из стран Магриба. На территории страны мусульманское население проживает неравномерно, география его в основном совпадает с географией магрибинской трудовой иммиграции.

Исламская община Франции не является однородной. Мусульманский иммигрант из Северной Африки не ставит себя в один ряд с мусульманином с Ближнего Востока. Различные сообщества отличаются друг от друга по этническому, национальному, социальному и возрастному признакам.

Для современного католицизма отношения с неевропейскими народами и их культурами представляют одну из главных забот, существенно влияют на нынешнюю социокультурную ориентацию Церкви. Второй Ватиканский собор (1962-1965) рассмотрел на доктринальном уровне проблему отношения Церкви к нехристианским религиям. Впервые за 14 веков сосуществования двух религий Церковь официально высказалась в позитивном шине о мусульманах, признавая их особый религиозный статус.

В последние десятилетия можно наблюдать такую форму взаимодействия ислама и христианства как, например, совместная деятельность христианских и мусульманских миссионеров. На место прежней борьбы между исламом и христианством приходит относительное согласие и сотрудничество.

В решениях II Ватиканского = собора было закреплено фундаментальное право человека - право на эмиграцию.

Декларация Епископальной комиссии по миграциям июня 1980 года касалась проблем молодого поколения иммигрантов. Особое внимание уделялось школьной сегрегации, при которой происходило раздельное обучение детей иммигрантов и детей коренных французов, а также трудностям, с которыми сталкивалась молодело» при устройстве на работу, социальным проблемам и преступности.

В заключении подводятся итоги исследования и суммируются основные выводы.

Североафриканская эмиграция во Францию берет свое начало в

конце XIX - начале XX века. Замедление темпов естественного прироста населения и нехватка рабочей силы на фоне экономического подъема вызывали необходимость привлечения иностранной рабочей силы. На протяжении последних ста лет можно проследить тесную взаимосвязь между экономическим подъемом и ростом иммиграции, которая являлась надежным способом заполнения пустующих рабочих мест: так, подъемы экономики периода Второй империи (1852-1870), 1920-х годов, 1960-х годов полностью соответствуют основным этапам иммиграции. 1-Г, наоборот, заметно обратное влияние, когда экономические кризисы конца XIX века, 1930-х годов и 1980-х годов приводили к стабилизации количества иммигрантов.

Иностранные рабочие составляют около 7% экономически активного населения Франции и размещаются в основном в трех районах страны с центрами в Париже, Лионе и Марселе. Главными сферами применения труда иммшрантов являются строительство (20%), отрасли промышленности с применением поточно-конвейерного производства (29%) и сфера обслуживания и торговли (48,8%). В силу худшей профессиональной подготовки выходцы из Северной Африки становятся первыми кандидатами в армию безработных. В 1996 году средний уровень безработицы среди иностранцев - выходцев из стран Магриба составлял 32%.

По прошествии 20-30 лет иностранцы стали неотъемлемой частью рабочей силы Франции. С прекращением наплыва новых эмигранток происходит стабилизация иностранной общины с высоким уровнем рождаемости. В период экономического кризиса иммиграция переходит от «производства» к «воспроизводству», то есть центр тяжести перемещается от рабочих-иммигрантов к их женам и детям, от первого поколения ко второму. В семьях иммшрантов образовалась некая субкультура, которая

представляет собой сплав традиций Востока и европейской культуры. Североафриканская молодежь обладает признаками, с одной стороны, культуры, унаследованной от родителей, а с другой, культуры западной, окружающей её на протяжении всей жизни. Критическое отношение и к Западу, и к Востоку свидетельствует о кризисных формах самоощущения этого поколения магрибинцев во Франции. Ислам для детей иммигрантов, которые впервые взяли в руки Кораи во Франции, представляет собой лишь часть культуры предков.

Невысокий образовательный уровень большинства иммигрантов ведет к «маргинализации» общей культуры населения страны. В этой связи имело бы смысл оценить сведения об изменении интеллектуального уровня местного населения, но, к сожалению, подобные данные не всегда доступны.

Значительная часть магрибинцев превратилась в стабильный этнический элемент. Их социально-экономическое положение создает новую политическую реальность, которую вынуждены учитывать власти. Наложение социальных проблем на проблемы экономические провоцирует появление нетерпимости и ненависти к иностранцам. Лозунги националистических партий повторяются слово в слово во время каждого экономического кризиса, будь то лозунг Барре в 1893 году «Долой иностранцев!»24 или высказывания лидера Национального фронта Ж.-М. Ле Пена в рамках предвыборной президентской кампании 2002 г. -«Сначала французы!».

К обвинениям в росте преступности в последнее время прибавились опасения о будущем страны в демографическом плане из-за высокой рождаемости у североафриканцев и плане культурном - в

2" Hommes et migrations, 1988, № 1114. Р.25.

«многокультурном» обществе велика вероятность растворения французской «самобытности».

Эволюция североафриканской иммиграции протекает под воздействием двух тенденций:

- ассимиляции, которая осуществляется через межэтнические браки и натурализацию и которая предполагает постепенное усвоение этническими группами чуждой для них культуры;

- интеграции, предполагающей активное участие иммигрантов в общественной жизни, несмотря на наличие у них различных этнических, культурных, социальных и психологических особенностей.

Принимая во внимание особый менталитет североафриаицев, их психологические особенности, культуру и традиции политика Франции » отношении североафриканских иммигрантов направлена в первую очередь на интеграцию магрибинцев в общественно-политическую жизнь страны. Так как ислам - неотьемлемая часть не только культуры, но и социально-политической жизни североафриканских иммигрантов, то ассимиляция воспринимается ими как своего рода угроза отказа от ислама и необходимость принятия христианства.

Позиция Католической церкви Франции в отношении мусульман направлена на налаживание диалога между двумя религиями. С 50-х годов Церковь принимает самое активное участие в дебатах об иммиграции. На ее точку зрения влияли различные социальные и политические события, как, например, война в Алжире (1954-1962), проведение II Ватиканского Собора (1962-65), волнения мая 1968 года.

Документы II Ватиканского Собора определяют современное отношение Церкви к проблеме иммиграции и исламу в целом. Основываясь на неотъемлемом праве каждого человека исповедовать

религшо, иметь родину и переезжать в другие страны и исходя из решений II Ватиканского собора, Церковь осуждает проявления расизма и дискриминации в отношении североафриканских иммигрантов.

В послесоборном католицизме выделяется три тенденции в подходе к исламу. Сторонники основной из них обосновывают свою позицию решениями Собора и последующими понтификалышми документами. Они исходят из признания «духовной связи», существующей между двумя религиями, и по мысли теологов, взаимопонимание и сотрудничество христиан и мусульман должны основываться на доктрине «социальной справедливости и мира». Сторонники второго направления также полагают возможным диалог между двумя религиями, но ограничивают его рамки чисто мирской сферой, абстрагируясь от религиозной проблематики, которая связывает церковь и исламскую общину. Установки третьего направления характеризуются крайне враждебным отношением к исламу (следует отметить, что подобная позиция для современного католицизма не характерна).

Инициативы послесоборной Церкви свидетельствуют о том, что ее призыв к диалогу с исламом не политико-идеологический жест, продиктованный сиюминутными интересами, а долгосрочный, всесторонне разработанный курс.

Несмотря на очевидные позитивные сдвиги в отношениях католической церкви с мусульманским миром, диалог осуществляется пока преимущественно на уровне элитарном, а не массовом. Существенным препятствием остается психологический барьер, который разделяет две религиозные общности, — наследие многовековой истории взаимного непонимания и религиозной нетерпимости.

Общественное мнение Франции и правительственная политика по иммиграционному вопросу находятся в русле понимания проблемы

мировым сообществом в отношении того, что проблемы иммиграции можно решить только комплексными мерами. Еще в 70-е годы западные страны занялись решением проблем иммиграции (равно как экологических и др. проблем) путем переноса вредных и опасных производств в развивающиеся страны, созданию дочерних компаний промышленных гигантов. Уменьшению потока мигрантов может способствовать помощь экономическому развитию стран эмиграции и повышение в них жизненного уровня.

Спрос на рабочую силу в будущем вероятно останется на низком уровне, а число иммигрантов станет достаточно большим и будет угрожать занятости местного населения. Поэтому политика иммиграции смягчаться не будет. Основной задачей станет не привлечение новых рабочих, а улучшение условий и адаптация оставшихся здесь на постоянное место жительства, в связи с чем возрастет доля женщин и экономически неактивного населения. В перспективе возможно появление угрожающе большой иностранной общины во всей Европе. В странах Магриба, а также и в других средиземноморских странах и странах Южнее Сахары в XXI веке можно ожидать комбинации демографического взрыва, оттока сельского населения в города и острой нехватки продовольствия. Сохранится существующий разрыв в душевом доходе между странами Западной Европы и арабскими странами Средиземноморья. Таким образом, экономические причины миграционных потоков на европейской континент останутся в силе.

Изучение реалий иммиграционной ситуации во Франции наводит на мысль о том, что европейская цивилизация проявляет неспособность противостоять «медленному завоеванию» со стороны более «молодых» цивилизаций. Открытое общество, равные возможности для всех, расовая терпимость, социальная гармония не выдерживают столкновения с

жестокой реальностью. Идет естественный исторический процесс вытеснения одной слабеющей цивилизации другой, с более высоким потенциалом, и Франция не может, не хочет и не готова в этом признаться.

Диссертация снабжена также тремя приложениями: «Французские мусульманские организации», «Передача французской католической Церковью мест совершения молитвы (часовен, церквей) мусульманским общинам» и «Мусульманские периодические издания, выходящие во Франции».

Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:

1. Синяткин И.В. Французская католическая церковь в дебатах об иммиграции. // В сборнике: Общество. История. Культура. Актуальные проблемы всеобщей истории. М., 1999. С.74-79.

2. Синяткин И.В. Основные этапы североафриканской эмиграции во Францию. // В сборнике: Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. М., 2000. С.161-169.

3. Синяткин И.В. Североафриканская иммиграция во Франции в 80-90-е годы XX века. // В сборнике: Актуальные проблемы истории России. Материалы IV всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2002. С.361-365.

СИНЯТКИН Игорь Викторович

«Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты»

Диссертация посвящена анализу формирования и эволюции североафриканской иммиграции во Франции. В работе исследуются различные формы взаимодействия иммигрантов с принимающей стороной, его исторические последствия, возможности и перспективы интеграции иммигрантов во французское общество. Особое внимание уделено исследованию исламо-христианских отношений во Франции на современном этапе.

SINIATKINE Igor

«The North - African Immigration in France: Socio-Cultural and Confessional Aspects»

The thesis is devoted to the analyses of the formation and evolution of North-African immigration in France. The different forms of the interaction of immigrants with receiving country, its historical consequences possibilities and openings for the integration in the French society are examined in this dissertation. This work particularly focuses on research on current Islamic-Christian relations in France.

Отпечатано в ООО «0ргсервис-2000»

Тираж МО экз. Заказ № 8.4/0$~ЧТ. Москва, 115419, а/я 774, ул. Орджоникидзе, 3

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Синяткин, Игорь Викторович

Введение

Глава I. Основные этапы формирования североафриканской иммиграции во Франции.

1. Начало миграционного потока во Францию (конец XIX в.- 16 1931).

2. Предвоенный и послевоенный периоды (1931-1954).

3. Основной этап формирования магрибинской иммиграции во 27 Франции (1954-1974).

4. Формирование североафриканской иммиграции на 36 современном этапе (1975-1990-е).

Глава II. Социокультурные аспекты североафриканской иммиграции во Франции.

1. Основные направления формирования и последствия новой 48 иммиграционной политики.

2. Интеграция иммигрантов в социально-экономическую 60 структуру Франции.

3. Препятствия интеграционным процессам и стереотипы 95 восприятия друг друга.

Глава III. Конфессиональный аспект иммиграционной ситуации 110 во Франции.

1. Ислам во Франции.

2. Отношение католицизма к исламу (II Ватиканский собор).

3. Исламо-христианский диалог после II Ватиканского собора.

4. Католическая Церковь в дебатах об иммиграции.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Синяткин, Игорь Викторович

Актуальность исследования. Международные миграции превратились в настоящее время в важный фактор современного мирового процесса, они оказывают огромное влияние на состояние международных отношений, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Это связано в первую очередь с тем, что в процессы миграции втянуты практически все страны. Одни из них, как правило, развитые капиталистические страны потребляют большое количество рабочей силы, другие в результате избытка этой силы на внутреннем рынке поставляют ее на внешний рынок. Наиболее крупными потребителями щ иностранной рабочей силы, которая значительно дешевле местной, сегодня являются такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Франция, Федеративная Республика Германия, Скандинавские страны. Среди поставщиков - страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. В некоторых странах иммигранты составляют до 10% рабочей силы (США, ФРГ), а в отдельных отраслях экономики этих и других государств, особенно с применением в больших масштабах ручного труда (текстильная, кожевенная, пищевая, строительная и другие отрасли промышленности), «пришлые» рабочие составляют до половины, а то и больше, занятых малоквалифицированным трудом. В этих отраслях занято, как минимум, на 15% больше иностранцев, чем местного населения.

В настоящий момент во Франции более трети всех французов имеют предков-иммигрантов, то есть тех, кто однажды приехал в страну, чтобы обосноваться там навсегда. * Это дает право говорить о том, что проблема иммиграции затрагивает так или иначе историю многих французских семей. На последних президентских выборах весной 2002 г. «иммиграционный» вопрос имел особое звучание. Были приняты экстраординарные меры для предотвращения столкновений сторонников ультраправого кандидата Ж.-М. Ле Пена и кандидата-правоцентриста Ж.Ширака. Результаты первого тура голосования, когда националист Ж.-М. Ле Пен получил 17,5% голосов, тем самым сократив разрыв между собой и Ж.Шираком до двух с половиной процентов, всколыхнули всю Францию. Поэтому исследование влияния миграционных потоков на общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь принимающей стороны приобретает в наши дни особую актуальность.

Обострившийся после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. вопрос «столкновения» западного и исламского мира и выдвигаемая некоторыми политиками доктрина «непосредственной опасности», якобы исходящей от мусульман, + подталкивают исследователей к анализу реальной ситуации в регионах проживания иммигрантов-мусульман и изучению процессов их адаптации и самоидентификации.

Актуальность исследования определяется, прежде всего, научной и практической значимостью проблем взаимодействия и взаимовлияния иммигрантских сообществ и принимающей стороны. В этой связи опыт Франции представляет определенный интерес для России, где новые экономические и • политические реалии внесли существенные коррективы в характер, формы и направления миграционных потоков.

Предметом данного исследования является анализ формирования североафриканской иммиграции во Франции, а также исследование различных форм взаимодействия иммигрантов с принимающей стороной и его исторические последствия.

Хронологические рамки диссертации. В основной части работы рассматривается период с конца 50-х годов до конца 1990-х годов XX века. Первая граница обусловлена началом систематической североафриканской эмиграции во Францию, вторая — с современной иммиграционной ситуацией в стране. Однако ряд проблем, относящихся, в частности, к этапам формирования магрибинской иммиграции во Франции, рассматривается на материале более раннего периода. Это позволило также проанализировать причины и предпосылки современных проблем.

Главной целью и задачами диссертации является щ объективный анализ формирования и эволюции магрибинской иммиграции во Франции, определение её роли и места в современной общественно-политической и религиозной жизни страны. Для достижения поставленных целей потребовалось решение ряда конкретных взаимосвязанных задач:

-определение основных этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции;

-изучение ее современных социокультурных аспектов, а также возможностей и перспектив интеграции иммигрантов во французское общество;

-исследование исламо-христианских отношений во Франции на современном этапе; в частности, определение позиции французской католической церкви по иммиграционному вопросу.

Научная новизна исследования заключается в том, что сделана попытка многостороннего анализа этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции и возможностей интеграции иммигрантов в общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь страны. В работе нашли отражение многие аспекты проблемы современного положения североафриканских иммигрантов во Франции, в частности, впервые исследована позиция французской католической Церкви в отношении иммиграционного вопроса.

Научно-практическая значимость исследования. Фактический материал и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научной работе и при подготовке ^ курса лекций по новейшей истории Франции и стран Северной

Африки, политологии, социологии, а также спецкурсов этноконфессионального профиля.

Методологической основой диссертации являются принципы исторического подхода, а также элементы системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историческую основу и в определенной мере носит междисциплинарный характер.

• Источниковая база исследования. Для раскрытия поставленных целей и задач был изучен и использован широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся сборники международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции, гражданские кодексы Французской Республики, папские энциклики и решения II Ватиканского Собора в отношении нехристианских религий и иммиграционного вопроса. В работе использованы Библия и Коран.

Ко второй группе относятся источники статистического характера: опубликованные данные переписей населения Национального института статистики и экономических исследований Франции (INSEE), ежегодные статистические сборники Франции (Annuaires statistiques de la France), где в цифрах и таблицах нашла свое отражение современная история страны и, в частности, иммиграционная ситуация, демографические ежегодники ООН (Demografic Yearbooks) и статистика Института демографии Франции. Богатый статистический материал содержат официальные информационные сайты Интернет государственных учреждений Франции.

Третью группу составляют мемуары и источники эпистолярного характера. Среди них можно выделить сборник М.Грегуар^ «Франция и ее иммигранты»1 и работу Прожогиной I

C.B. «Иммигрантские истории» (М.,2001), в которых собраны • воспоминания и высказывания различных политических деятелей по вопросу иммиграции, а также письма и интервью самих иммигрантов. По содержанию в эту группу источников можно отнести также материал документальных и художественных фильмов, снятых французскими и североафриканскими кинематографистами и отражающих иммиграционную проблематику, как, например, «Воспоминания иммигрантов: магрибинское наследие» или «От отца к сыну: Франция и её иностранцы»3.

Автор опирался также на материалы личных встреч и бесед с представителями французских государственных, общественных и религиозных организаций, а также с североафриканскими иммигрантами во Франции.

Историография. Работ, посвященных проблеме североафриканской иммиграции во Франции, в отечественной историографии не так много. О положении иностранных рабочих во Франции в 70-80-е годы писали Ибрашев Ж.Н.,

Лашова Г.А. В монографии «Алжир и Франция, 1962-1971» (М., »

1 Grégoire M. La France et ses immigrés. P., 1988.

2 Mémoires d'immigrés : l'héritage maghrébin. Réalisateur Benguigui Y. 160 min. France, 1998.

De père en fils : la France et ses étrangers. Réalisateurs Guidicelli J.-C., Weil P., Weider A. 1 h 45 min. France, 1993.

1973) Кирей Н.И. освящены проблемы экономических и политических отношений между двумя странами. Наибольший интерес представляет монография Михайлова Е.М. «Иностранная рабочая сила во Франции» (М., 1977), где на примере Франции он исследует экономические, социальные и политические вопросы, связанные с использованием дешевой иностранной рабочей силы. В работе рассматривается социально-экономическое положение иностранных трудящихся, а также роль иммиграции в экономическом и социальном развитии Франции. Заслуживает внимания и монография Фролкина Н.М. «Трудовая иммиграция во Франции в новейшее время» (Киев, 1975). Михайлов Е.М. и Фролкин Н.М. относят всех новоприбывших иммигрантов к категории рабочих, а их численность приплюсовывают к числу находившихся здесь ранее иностранных трудящихся.

Определенный интерес представляют материалы, содержащиеся в работах Солонской Л.А. «Международная миграция рабочей силы в условиях современного капитализма» (Л., 1986) и Шлепакова А.Н. и Анохина Г.И. «Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире» (Киев, 1984). Написанные с определенных методологических позиций, тем не менее они и сегодня не утратили свою актуальность с точки зрения фактического материала и научных набюдений.

В монографии Ионцева В.А. «Международная миграция населения: теория и история изучения» (М., 1999) рассматриваются современные направления в объяснении международной миграции населения и показаны исторические особенности международных миграций в целом.

• Особое значение для разработки данной темы имела научная литература, дающая возможность выявления исторических и культурных условий, оказавших большое влияние на причины магрибинской эмиграции во Францию. Большое внимание при изучении истории Алжира, Туниса и Марокко было уделено работам известных исследователей Ланды Р.Г. и Черкасова П.П., а также Пономаренко Л.В., содержащих серьёзный и объективный анализ происходящих там процессов.

Что касается работ отечественных авторов, непосредственно посвященных проблемам магрибинской иммиграции во Франции, то это труды Пономаренко Л.В., которая исследует, в частности, вопрос ислама во Франции, Павлуцкой Э.В., занимающейся этапами формирования североафриканской иммиграции во Франции, и Прожогиной C.B., которая обратилась к проблемам самоопределения и самоидентификации магрибинских иммигрантов.

В последние годы появились интересные работы молодых исследователей. Акинин В.Е. в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Африканцы в Европе. Африканская диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-х годах XX века» (М., 1996) анализирует положение выходцев из стран южнее Сахары во Франции и

Великобритании. В диссертации Деменцевой Е.Б. «Магрибинцы во Франции: история эмиграции и эволюция диаспоры» (М., 2002) сделана попытка анализа нового социального и культурного феномена «второго поколения» североафриканских иммигрантов, т.н. «бёров».

Для исследования позиции католической Церкви по отношению к исламу большую помощь оказало изучение работ Журавского A.B., центральное место среди которых занимает монография «Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога» (М., 1990). Журавский A.B. показывает, что инициативы Церкви после II Ватиканского собора свидетельствуют о том, что ее призыв к диалогу с исламом не политико-идеологический жест, продиктованный сиюминутными интересами, а долгосрочный, всесторонне разработанный курс. Проблемы межконфессиональных отношений затрагиваются также в работах Пономаренко JI.B., Кямилева С.Х. и Смилянской И.М., Родионова М.А.

Изучение магрибинской иммиграции во Франции ведется на протяжении последних десятилетий. Имеющаяся исследовательская литература позволяет рассматривать североафриканское сообщество с позиций различных научных дисциплин: истории, культурологии, политологии, социологии, психологии.

Поэтому при написании диссертации неоценимую помощь оказали труды французских, североафриканских и американских исследователей. Среди авторов, работы которых охватывают проблему в целом, особое место принадлежит зам. директора Департамента по связям с общинами иммигрантов при Министерстве солидарности, здоровья и социальной защиты Г. Ле Муаню (G. Le Moigne) и члену редакции «Европейского журнала международных миграций» А.Лебону (André Lebon). Их монография «Иммиграция во Франции»4 посвящена комплексному анализу различных аспектов проблемы иностранного присутствия во Франции: правовым, экономическим, социокультурным. Исследованию тех же проблем посвящена монография Р.Жоржа «Иммиграция во Франции: факты и проблемы»5.

Следует выделить ряд работ французских авторов по отдельным аспектам иммиграционного процесса.

Изменение иммиграционной политики Франции в связи с экономической ситуацией исследует Р.Е.Вераерн в своей монографии «Алжирская иммиграция и экономический кризис во Франции»6. Он подчеркивает взаимозависимость экономического подъема и роста иммиграции, и, напротив, экономического кризиса и запретительных мер правительства в отношении иммиграции. В своих статьях он развивает мысль о том, что некоторые отрасли экономики Франции не смогли бы нормально функционировать без труда иммигрантов.

Исследованием экономических проблем, связанных с

4 Le Moigne G., Lebon A. L'immigration en France. P., 1999.

5 George P. L'Immigration en France: faits et problèmes. P., 1986.

6 Verhaern R.E. L'immigration algérienne et la crise économique en France. P., 1985. иностранным и, в частности, с североафриканским присутствием

7 8 занимались также Ж.Моко, Ж.Зингер-Ререль , С.Витол де Венден9, Ш.Гранж10. • Проблемам жилья иммигрантов посвящены работы Ж.

П.Буто11, М.Таллара и Б.Жусселана'2, В.Де Ридцера13. В них сделан анализ особенностей формирования иммигрантских городских окраин и условий проживания североафриканцев во Франции. Все указанные авторы приходят к выводу, что большинство иммигрантов вынуждены жить в гораздо худших условиях, чем коренные французы: в домах, где часто отсутствуют горячая вода, отопление, газ, а иммигрантским кварталам крупных мегаполисов свойственна значительная перенаселенность.

Взаимоотношения христианства и ислама - основной религии иммигрантов из стран Магриба - и отношение французской католической Церкви к проблеме иммиграции

7 Mauco G. Les étrangers en France, leur rôle dans l'activité économique. P., 1932.

8 Singer-Rerel J. Les actifs maghrébins dans les recensements français. // Maghrébins en France: émigrés et immigrés. P., 1983.

9 Wihtol de Wenden C. Citoyenneté, nationalité et immigration. P., 1987., Wihtol de Wenden C. Les immigrés et la politique : Cent cinquante ans d'évolution. P., 1988.

10 Grange Ch. Les travailleurs marocains employés par Régie Renault en France.

11 Butaud J.-P. Le logement des immigrés. P., 1974.

12 Tallard M., Jousselin B. Les conditions de logement des travailleurs migrants en France. P., 1975.

13 V.de Rudder. Le logement des Maghrébins. // Les Temps modernes, 1984, №452, 453,454. исследуются в трудах А.Коста, Ж.Кепеля, Д.Эль Язами и Ж.Куврёра. А.Кост14 в статье «Католическая Церковь в дебатах об иммиграции» пишет о решающей роли II Ватиканского собора в изменении отношения церкви к иммиграционному вопросу. Ж.Кепель15 в монографии «Окраины ислама» замечает, что современное отношение французской католической церкви к мусульманам определяется двумя аспектами: исламо-христианским диалогом и антирасистским сотрудничеством. Д.Эль Язами в труде «Мусульманское присутствие во Франции»16 дает конкретные цифры соотношения мусульман-иммигрантов и христианского населения страны, показывая, что различия в вере приводят к возникновению непонимания и конфликтов.

При написании диссертации была использована научная публицистика и работы, носящие характер политического прогнозирования, как, например, статьи Жозетт Алья17, где она пишет о попытках крайне правых использовать проблему иммигрантов для создания политического капитала, книга бывшего министра иностранных дел Франции Мишеля

14 Costes A. L'Eglise catholique dans le débat sur l'immigration // Revue européenne des migrations internationales. 1988. Vol. 4.

15 Kepel G. Les banlieues de l'Islam. Naissance d'une religion en France. P., 1991.

16 El Yazami D. La présence musulmane en France et l'immigration // Hommes et migrations, 1988, №1114.

17 Alia J. Immigration: Le vrai et le faux // Nouvel Observateur, 1997, 6-12 mars.

Понятовски «Пусть выживет Франция»18, где он выражает обеспокоенность по поводу угрозы самобытности Франции из-за смешения культур, обзор Патрика Уэйя19 о новой * иммиграционной политике Франции.

Известную помощь оказала также справочная литература: «Франкоскопия» под редакцией Ж. Мерме20, «Новый путеводитель по Франции»21, «Робер - словарь современности»22 и «Робер - словарь имен собственных»23.

Французские периодические издания — «Hommes et Migrations», «Le Nouvel Observateur», «Economie et Humanisme», «Problèmes économiques», «Les Temps Modernes», «Revue française d'administration publique», «Revue européenne des migrations internationales» - затрагивают широкий спектр вопросов современного положения и проблем иммигрантов, выступая против расизма и проявлений ксенофобии, тем самым способствуя формированию объективного общественного мнения.

Научная достоверность диссертации обеспечивается тщательным подбором и анализом широкого круга разноплановых оригинальных источников и изучением

18 Poniatowski M. Que survive la France. P., 1991. Ф

19 Weil P. Pour la nouvelle politique d'immigration.

20 Mermet G. Francoscopie. P., 1990, 1997.

21 Le Nouveau guide France. P., 1990.

22 Le Robert Dictionnaire d'aujourd'hui. P., 1990.

23 Grand Robert des noms propres. P., 1991. отечественной и иностранной историографии проблемы.

Структура и основное содержание диссертации. Цели и задачи, поставленные автором, источниковая база и изученная литература определили структуру и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Североафриканская эмиграция во Францию берет свое начало в конце XIX - начале XX века. Замедление темпов естественного прироста населения и нехватка рабочей силы на фоне экономического подъема вызывали необходимость привлечения иностранной рабочей силы. На протяжении последних ста лет можно проследить тесную взаимосвязь между экономическим подъемом и ростом иммиграции, которая являлась надежным способом заполнения пустующих рабочих мест: так, подъемы экономики периода Второй империи (18521870), 1920-х годов, 1960-х годов полностью соответствуют основным этапам иммиграции. И, наоборот, заметно обратное влияние, когда экономические кризисы конца XIX века, 1930-х годов и 1980-х годов приводили к стабилизации количества иммигрантов.

Иностранные рабочие составляют около 7% экономически активного населения Франции и размещаются в основном в трех районах страны с центрами в Париже, Лионе и Марселе. Главными сферами применения труда иммигрантов являются строительство (20%), отрасли промышленности с применением поточно-конвейерного производства (29%) и сфера обслуживания и торговли (48,8%). В силу худшей профессиональной подготовки выходцы из Северной Африки становятся первыми кандидатами в армию безработных. В 1996 году средний уровень безработицы среди иностранцев -выходцев из стран Магриба составлял 32%.

По прошествии 20-30 лет иностранцы стали неотъемлемой частью рабочей силы Франции. С прекращением наплыва новых эмигрантов происходит стабилизация иностранной общины с высоким уровнем рождаемости. В период экономического кризиса иммиграция переходит от «производства» к «воспроизводству», то есть центр тяжести перемещается от рабочих-иммигрантов к их женам и детям, от первого поколения ко второму. В семьях иммигрантов образовалась некая субкультура, которая представляет собой сплав традиций Востока и европейской культуры. Североафриканская молодежь обладает признаками, с одной стороны, культуры, унаследованной от родителей, а с другой, культуры западной, окружающей её на протяжении всей жизни. Критическое отношение и к Западу, и к Востоку свидетельствует о кризисных формах самоощущения этого поколения магрибинцев во Франции. Ислам для детей иммигрантов, которые впервые взяли в руки Коран во Франции, представляет собой лишь часть культуры предков.

Невысокий образовательный уровень большинства иммигрантов ведет к «маргинализации» общей культуры населения страны. В этой связи имело бы смысл оценить сведения об изменении интеллектуального уровня местного населения, но, к сожалению, подобные данные не всегда доступны.

Значительная часть магрибинцев превратилась в стабильный этнический элемент. Их социально-экономическое положение создает новую политическую реальность, которую вынуждены учитывать власти. Наложение социальных проблем на проблемы экономические провоцирует появление нетерпимости и ненависти к иностранцам. Лозунги националистических партий повторяются слово в слово во время каждого экономического кризиса, будь то лозунг Барре в 1893 году «Долой иностранцев!»209 или высказывания лидера Национального фронта Ж.-М. Ле Пена в рамках предвыборной президентской кампании 2002 г. - «Сначала французы!».

К обвинениям в росте преступности в последнее время прибавились опасения о будущем страны в демографическом плане из-за высокой рождаемости у североафриканцев и плане культурном - в «многокультурном» обществе велика вероятность растворения французской «самобытности».

Эволюция североафриканской иммиграции протекает под воздействием двух тенденций:

- ассимиляции, которая осуществляется через межэтнические браки и натурализацию и которая предполагает постепенное усвоение этническими группами чуждой для них культуры;

- интеграции, предполагающей активное участие иммигрантов в общественной жизни, несмотря на

209 Hommes et migrations, 1988, № 1114. Р.25. наличие у них различных этнических, культурных, социальных и психологических особенностей.

Принимая во внимание особый менталитет североафрианцев, их психологические особенности, культуру и традиции политика Франции в отношении североафриканских иммигрантов направлена в первую очередь на интеграцию магрибинцев в общественно-политическую жизнь страны. Так как ислам - неотъемлемая часть не только культуры, но и социально-политической жизни североафриканских иммигрантов, то ассимиляция воспринимается ими как своего рода угроза отказа от ислама и необходимость принятия христианства.

Позиция Католической церкви Франции в отношении мусульман направлена на налаживание диалога между двумя религиями. С 50-х годов Церковь принимает самое активное участие в дебатах об иммиграции. На ее точку зрения влияли различные социальные и политические события, как, например, война в Алжире (1954-1962), проведение II Ватиканского Собора (1962-65), волнения мая 1968 года.

Документы II Ватиканского Собора определяют современное отношение Церкви к проблеме иммиграции и исламу в целом. Основываясь на неотъемлемом праве каждого человека исповедовать религию, иметь родину и переезжать в другие страны и исходя из решений II Ватиканского собора, Церковь осуждает проявления расизма и дискриминации в отношении североафриканских иммигрантов.

В послесоборном католицизме выделяется три тенденции в подходе к исламу. Сторонники основной из них обосновывают свою позицию решениями Собора и последующими понтификальными документами. Они исходят из признания «духовной связи», существующей между двумя религиями, и по мысли теологов, взаимопонимание и сотрудничество христиан и мусульман должны основываться на доктрине «социальной справедливости и мира». Сторонники второго направления также полагают возможным диалог между двумя религиями, но ограничивают его рамки чисто мирской сферой, абстрагируясь от религиозной проблематики, которая связывает церковь и исламскую общину. Установки третьего направления характеризуются крайне враждебным отношением к исламу (следует отметить, что подобная позиция для современного католицизма не характерна).

Инициативы послесоборной Церкви свидетельствуют о том, что ее призыв к диалогу с исламом не политико-идеологический жест, продиктованный сиюминутными интересами, а долгосрочный, всесторонне разработанный курс.

Несмотря на очевидные позитивные сдвиги в отношениях католической церкви с мусульманским миром, диалог осуществляется пока преимущественно на уровне элитарном, а не массовом. Существенным препятствием остается психологический барьер, который разделяет две религиозные общности, — наследие многовековой истории взаимного непонимания и религиозной нетерпимости*

Общественное мнение Франции и правительственная политика по иммиграционному вопросу находятся в русле понимания проблемы мировым сообществом в отношении того, что проблемы иммиграции можно решить только комплексными мерами. Еще в 70-е годы западные страны занялись решением проблем иммиграции (равно как экологических и др. проблем) путем переноса вредных и опасных производств в развивающиеся страны, созданию дочерних компаний промышленных гигантов. Уменьшению потока мигрантов может способствовать помощь экономическому развитию стран эмиграции и повышение в них жизненного уровня.

Спрос на рабочую силу в будущем, вероятно, останется на низком уровне, а число иммигрантов станет достаточно большим и будет угрожать занятости местного населения. Поэтому политика иммиграции смягчаться не будет. Основной задачей станет не привлечение новых рабочих, а улучшение условий и адаптация оставшихся здесь на постоянное место жительства, в связи с чем возрастет доля женщин и экономически неактивного населения. В перспективе возможно появление угрожающе большой иностранной общины во всей Европе. В странах Магриба, а также и в других средиземноморских странах и странах Южнее Сахары в XXI веке можно ожидать комбинации демографического взрыва, оттока сельского населения в города и острой нехватки продовольствия. Сохранится существующий разрыв в душевом доходе между странами Западной Европы и арабскими странами Средиземноморья. Таким образом, экономические причины миграционных потоков на европейской континент останутся в силе.

Изучение реалий иммиграционной ситуации во Франции наводит на мысль о том, что европейская цивилизация проявляет неспособность противостоять «медленному завоеванию» со стороны более «молодых» цивилизаций. Открытое общество, равные возможности для всех, расовая терпимость, социальная гармония не выдерживают столкновения с жестокой реальностью. Идет естественный исторический процесс вытеснения одной слабеющей цивилизации другой, с более высоким потенциалом, и Франция не может, не хочет и не готова в этом признаться.

С полным основанием можно утверждать, что иммиграция оказывает влияние на все стороны общественной жизни современной Франции — экономическую, юридическую, политическую и религиозную. Слова французского президента Жака Ширака как нельзя лучше характеризуют современную иммиграционную ситуацию во Франции: «При современной экономической ситуации бессмысленно принимать новых иностранцев, которым мы уже не можем дать то, что они ищут, а именно работу. Позволить им приехать в страну и обещать работу - значит лицемерить и потерять уважение в их глазах. Тем же, кто уже обосновался во Франции на законных основаниях, мы должны дать гарантию безопасности и уважения. Кроме того, мы должны обеспечить право на стабильность пребывания и полноценную семейную жизнь; наконец, мы должны увеличить их возможности интеграции во французское общество через школу, образование, жилищную политику и т.д. Проблемы, которые ставит иммиграция, являются, прежде всего, проблемами гуманитарными, и это требует особого внимания со стороны правительства, должно превалировать над идеологией и догматизмом»210.

210

Огё§сиге М. Ьа Ргапсе е1 зев ¡тп^гёэ. Р. Р.301-302.

 

Список научной литературыСиняткин, Игорь Викторович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Источники1. Официальные документызаконы, папские энциклики, международные конвенции, сборники правовых законодательных документов, Библия, Коран)

2. Code Civil. Rédigée avec le concours de Coubeaux G. et В ihr Ph. P., 1992.

3. Commission de la Nationalité. Etre français aujourd'hui et demain. Rapport au Premier Ministre. P., 1988.m

4. Ecclesiam suam. Rome, 1964.

5. Les nouvelles conditions de séjour et d'entrée des étrangers en France. Le dispositif mis en place le 2 août 1989. // Actualité migrations, №290, 1989.

6. Ministère de la Justice. Textes et documents : la nationalité française. P., 1986.

7. Ministère des Affaires sociales et de la Solidarité nationale. 19811986 : une nouvelle politique de l'immigration. P., 1986.

8. Pacem in terris. Rome, 1963.

9. Recueil de la documentation du Concile Vatican II : Lumen Gentium, Nostra Aetate, Gaudium et Spes. Rome, 1965.

10. Vatican II. Les relations de l'Eglise avec les religions non chrétiennes. Unam Sanctum. P., 1966

11. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета.

12. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. // в кн.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.

13. Гройнендийк К., Саникидзе Г. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994.

14. Коран. Пер. и комментарий Крачковского И.Ю. М., 1963.1. Статистические сборники

15. Annuaire statistique de la France. P., 1985.

16. Annuaire statistique de la France. P., 1996.

17. Demografîc Yearbook: 1985. United Nations/N.Y., 1987.

18. Demografîc Yearbook: 1994. United Nations / N.Y., 1996.

19. INSEE. Contours et caractères, Les étrangers en France. P., 1994.

20. INSEE. Contours et caractères, Les immigrés en France. P., 1997.

21. La société française. Données sociales 1993. P., 1993.

22. Les immigrés du Maghrèb : étude sur l'adoptation en milieu urbain. P., 1977.

23. Migration. 30 ans de recherches. 1963-1992. Institut de Démographie. Université Catholique de Louvain. 1993.

24. Migrations et nationalité en France en 1998. Rapport annuele de la Direction de la population et des migrations. P., 1999.

25. Office national de l'Immigration. Annuaire des migrations 1995. P., 1995.1. Сайты Интернет25. www.education.gouv.fr26. www.insee.fr27. www.travail.gouv.fr28. www.rfl.fr29. www.industrie.gouv.fr30. www.france.diplomatie.gouv.fr

26. Художественные свидетельства

27. Begag A. Ecart d'identité. P., 1993.

28. Ben Jelloun T. Hospitalité française. P., 1984.

29. Gregoire M. La France et ses immigrés. P., 1988.

30. Nini S. On m'appelle beurette. P., 1990.

31. Прожогина C.B. Иммигрантские истории. M., 2001.

32. Документальные и художественные фильмы

33. Dessine-moi une carte de séjour : 4 portraits de sans papiers. Réalisateur Essiyedali Y. 58 min. France, 1999.

34. Inch'Allah. Réalisateur Lenoir J.-P. 24 min. France, 1987.

35. Mémoires d'immigrés : l'héritage maghrébin. Réalisateur Benguigui Y. 160 min. France, 1998.

36. De père en fils : la France et ses étrangers. Réalisateurs Guidicelli J.-C., Weil P., Weider A.l h 45 min. France, 1993.1.. Исследования на французском языке

37. Alia J. Immigration: Le vrai et le faux // Nouvel Observateur. 1997. 6-12 mars.

38. Alouane Y. L'Emigration maghrébine en France. Tunis, 1979.

39. Amar M., Milza P. L'Immigration en France au XX siècle. P., 1990.

40. Amouroux H. Un printemps de mort et d'espoir. P., 1985.

41. Anglade D. La vie quotidienne des immigrés en France de 1919 à nos jours. P., 1976.

42. Augarde Jacques. La migration algérienne. P., 1970.

43. Balibar E. Droit de cité. P., 1998.

44. Beau N. Paris, capitale arabe. P., 1995.

45. Benzine R., Delorme Ch. Nous avons tant de choses à nous dire. Pour un vrai dialogue entre chrétiens et musulmans. P., 1998.

46. Berque J., Sur J. Les Arabes, l'Islam et nous. P., 1996.

47. Butaud J.-P. Le logement des immigrés. P., 1974.

48. Chaumont J.-M. La concurrence des victimes : genocide, identité, reconnaissance. P., 1997.

49. Clarac Ch. Conséquences de l'ignorance et de la manipulation des Français sur l'islam, 1830-1995.

50. Costa-Lascoux J. De l'immigré au citoyen. P., 1989.

51. Costa-Lascoux J. Les politiques d'intégration des jeunes issus de l'immigration : situation française et comparaison européenne // Actes du colloque de Vaucresson organisé par FADRI. P., 1989.

52. Costes A. L'Eglise catholique dans le débat sur l'immigration // Revue européenne des migrations internationales. 1988. Vol. 4.

53. Couvreur G. Musulmans de France. P., 1998.

54. Den Stassi T. Les travailleurs tunisiens dans la région parisienne. P., 1968.

55. Dewitte Ph. Immigration et intégration : l'état de savoir. P., 1999.

56. Dubet F. Immigration : qu'en savons-nous? Un bilan des connaissances. P., 1989.

57. Dubet F., Lapeyronnie D. Les quartiers d'exil. P., 1992

58. Dupâquer J. Morales et politiques de l'immigration. Actes du colique du 15 octobre 1997. P., 1998.

59. El Yazami D. La présence musulmane en France et l'immigration // Hommes et migrations, 1988, № 1114.

60. Emploi et logement des travailleurs immigrés. P., 1973.

61. Etienne B. L'Islam en France : islam, état et société. P., 1991.

62. European immigration policy: a comparative study. Cambridge, 1985.

63. Galembert C. de. L'attitude de 1 'Eglise catholique à l'égard des musulmans en France et en Allemagne. P ., 1995

64. Gégot J.-C. La population de la France. P., 1987.

65. George P. L'Immigration en France: faits et problèmes. P., 1986.

66. Grange Ch. Les travailleurs marocains employés par Régie Renault en France.

67. Griotteray A. Les immigrés : le choc. P., 1984.

68. Histoire de la population française. Sous la direction de Dupâquer J. T.4. De 1914 à nos jours. P., 1988.

69. Kepel G. Les banlieues de l'Islam. Naissance d'une religion en France. P., 1991.

70. Khellil M. L'Intégration des Maghrébins en France. P., 1991.

71. Khellil M. Sociologie de l'intégration. P., 1997.

72. L'Immigration // Revue française d'administration publique, №47, 1988.

73. L'Immigration et l'école // Hommes et migrations. 1988, №1114, p.147.38. L'Immigration. P.: 1988.

74. L'Islam en France. P., 1978

75. La France immigrée construction d'une politique 1914-1997. P., 1998.

76. La mosaïque France : histoire des étrangers et de l'immigration. Sous la direction de Lequin Y. P., 1988.

77. Labat J.-C. La population étrangère et son évolution. // La société française. Données sociales 1993. P., 1993. P. 37-45.

78. Lamchichi A. Islam et musulmans de France. Pluralisme, laïcité et citoyennité. P., 1999.

79. Le Moigne G. Rôle financier du F.A.S. // Revue française d'administration publique. 1988. N 47.

80. Le Moigne G., Lebon A. L'immigration en France. P., 1999.

81. Lebon A. La présence étrangère en France Occidentale // Revue française d'administration publique, 1988, №47.

82. Lequin J.C. Les Maghrébins en France. Mobilité et mutations sociales. IV-me colloque scientifique international du 24 au 29 mars 1984. Alger: 1984.

83. Les cultures politiques des Français. Sous la direction de Bréchon P. P., 2000.

84. Les églises chrétiennes et la décolonialisation. P., 1967.

85. Les musulmans dans la société française. Sous la direction de Leveau R., Kepel G. P., 1988.

86. Les musulmans en France. Religion et culture. P., 1985.

87. Les nord-africains en France. P., 1985.

88. Manço A. Intégration et identités : stratégies et positions des jeunes issus de l'immigration. P., 1999.

89. Mauco G. Les étrangers en France, leur rôle dans l'activité économique. P., 1932.

90. Médiasid: les 5000 noms de la presse et de la communication. P., 2000.

91. Mermet G. Francoscopie. P., 1990.

92. Mermet G. Francoscopie. P., 1997.

93. Migrant workers. The social situation of migrant workers and their families. // Dep. of intern.econ. and humanitarian affaires.

94. Center for social and humanitarian affaires. N.Y., 1986.

95. Milza O. Les Français devant l'immigration. P., 1988.

96. Mottin J. Les immigrés et l'emplois. P., 1986.

97. Moussali A. La croix et le croissant: le christianisme face à l'islam. P., 1997.

98. Noiriel G. Le creuset français. P., 1988.

99. Othman M.B. Rôle du F.A.S. // Revue française d'administration publique. 1988. N47.

100. Perotti A. Immigrants population and population descending from immigrant in Europe in the nineties: From the «foreigner/worker» status to the «citizen/resident» status. Geneva, 1988.

101. Poniatowski M. Que survive la France. P., 1991.

102. Ray J. Les marocains en France. P., 1988.

103. Rude-Antoine E. Des vies et des familles : les immigrés, la loi et la coutume. P., 1998.

104. Schor R. Histoire de l'immigration en France. P., 1996.

105. Sellam S. L'Islam et les musulmans en France : perception, craintes et réalités. P., 1987.

106. Singer-Rerel J. Les actifs maghrébins dans les recensements français. // Maghrébins en France: émigrés et immigrés. P., 1983.

107. Stasi B. L'Immigration, une chance pour la France. P., 1984.

108. Tallard M., Jousselin B. Les conditions de logement des travailleurs migrants en France. P., 1975.

109. Todd E. Le destin des immigrés. P., 1996.

110. Tribalat M. Faire France. P., 1995.

111. V.de Rudder. Le logement des Maghrébins. // Les Temps modernes, 1984, №№ 452, 453,454.

112. Verhaern R.E. L'immigration algérienne et la crise économique en France. P., 1985.

113. Verhaern R.E. L'immigration, un révélateur? // Economie et Humanisme, 1981, № 257.

114. Voisard J., Ducastelle Ch. La question immigrée dans la France d'aujourd'hui. P., 1988.

115. Wagner A.-C. Les nouvelles élites de la mondilisation : une immigration dorée en France. P., 1998.

116. Weil P. La France et ses étrangers. P., 1991.

117. Weil P. Pour la nouvelle politique d'immigration. E.aaTbi.

118. Wieviorka M. Commenter la France. P., 1997.

119. Wihtol de Wenden C. Citoyenneté, nationalité et immigration. P., 1987.

120. Wihtol de Wenden C. Faut-il ouvrir les frontières? P., 1999.

121. Wihtol de Wenden C. Les immigrés et la politique : Cent cinquante ans d'évolution. P., 1988.

122. Wihtol de Wenden C. Les transferts de revenus et de biens des immigrés maghrébins vers leurs pays d'origine // Problèmes économiques, 1987, №2046.

123. I. Исследования на русском языке

124. Акинин В.Е. Африканцы в Европе. Африканская диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-х годах XX века. М., 1996. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н.

125. Боровик М.А. Западная Европа: проблемы рабочих-иммигрантов. Научно-аналитический обзор. М., 1990.

126. Бродель Ф. Что такое Франция: люди и вещи. Т.1. М., 1995.

127. Деменцева Е.Б. Магрибинцы во Франции: история эмиграции и эволюция диаспоры. М., 2002. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

128. Журавский A.B. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. М., 1990.

129. Ионцев В.А. Закономерности современной международной миграции населения // «Вестник МГУ», серия 6, №3, 1999.

130. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.

131. Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. Отв.ред. Кямилев С.Х., Смилянская И.М. М., 1996.

132. История Алжира в новое и новейшее время. Под ред. Ланды Р.Г. М., 1992.

133. Кирей Н.И. Алжир и Франция, 1962-1971 (проблемы экономических и политических отношений). М., 1973.

134. Кукушкин П.В. Положение эмигрантов из стран Магриба во Франции: социально-политическая проблема в человеческомизмерении // В кн.: Гуманитарные аспекты международных отношений. М., 1992.

135. Ланда Р.Г. История Алжира, XX в. М., 1999.

136. Ланда Р.Г. Страны Магриба: общество и традиции. М., 1988.

137. Лари Сайид Муджтаба Рукни Мусави. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1992.

138. Маламан М. Марокканс лсая рабочая иммиграция во франко-марокканских отношениях в 60-80 годы. М., 1992. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

139. Миграции и мигранты в мире капитала: исторические судьбы и современное положение. Под ред. Черникова И.Ф. Киев, 1990.

140. Михайлов Е.М. Иностранная рабочая сила во Франции. Экономические, социальные и политические аспекты проблемы. М., 1977.

141. Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире. Под ред. Шлепакова А.Н., Анохина Г.И. Киев, 1984.

142. Павлуцкая Э.В. Формирование североафриканской трудовой иммиграции во Франции. В сборнике: Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика). М., 1997

143. Плетнев Э.П. Международная миграция рабочей силы. М., 1992.

144. Пономаренко JI.B. Африка и Франция: взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций. М., 1997.

145. Пономаренко Л.В. Ислам в общественно-политической и культурной жизни Франции и государств Северной и Западной Африки. // «Вопросы истории», №9, 1998. С.67-81.

146. Прожогина C.B. Для берегов отчизны дальной . («Изгнанничество» и литература североафриканцев на Западе). М., 1992.

147. Прожогина C.B. Между мистралем и сирокко. Литература магрибинской диаспоры в конце XX века. М., 1998.

148. Пути формирования и источники пополнения рабочего класса развитых капиталистических стран. Под ред. Шлепакова А.Н. Киев, 1980.

149. Родионов М.А. Ислам классический. М., 2001.

150. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

151. Современный ислам в диалоге культур. Тезисы доклада Международной исламской конференции. Н.Новгород, 1996.

152. Солонская Л.А. Международная миграция рабочей силы в условиях современного капитализма. Л., 1986.

153. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

154. Фролкин Н.М. Трудовая иммиграция во Франции в новейшее время. Киев, 1975.

155. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. М., 1985.

156. Черкасов П.П. Судьба империи. М., 1983.1.. Периодические издания

157. Actualité migrations. 1989, №290.

158. Economie et Humanisme. 1981, №257.

159. Hommes et Migrations. 1988, №1114.4. La vie. 1988, 27 avril.

160. Le Nouvel observateur. 1997, 6-12 mars.

161. Les Temps Modernes. 1984, №№ 452, 453, 454.7. Maghrèb. 1974, №61.

162. Problèmes économiques. 1987, №2046.

163. Revue européenne des migrations internationales. 1988. Vol.4.

164. Revue française d'administration publique. 1988, №47.1. V. Справочники

165. Grand Robert des noms propres. P., 1991.

166. Le Nouveau guide France. P., 1990.

167. Le Robert Dictionnaire d'aujourd'hui. P., 1990.

168. Большая Советская энциклопедия. M., 1992.

169. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986.ш 6. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.

170. Население мира. Демографический справочник. М., 1989.

171. Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина А.И. М., 1999.

172. VI. Публикации автора по теме диссертации

173. Синяткин И.В. Французская католическая церковь в дебатах об иммиграции. // В сборнике: Общество. История. Культура. Актуальные проблемы всеобщей истории. М., 1999. С.74-79.

174. Синяткин И.В. Основные этапы североафриканской эмиграции во Францию. // В сборнике: Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. М., 2000. С.161-169.

175. Синяткин И.В. Североафриканская иммиграция во Франции в 80-90-е годы ХХв. // В сборнике: Актуальные проблемы истории России. Материалы IV всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2002. С.361-365.