автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Скука как экзистенциал культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Макогон, Эллада Рубеновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Скука как экзистенциал культуры'

Текст диссертации на тему "Скука как экзистенциал культуры"

<п ,/ Г} Г) {) / П Ч >' /л, 7 ^ М — / * ,

I • ^ V,' ^ ; ^ , 'V

На правах рукописи

Макогон Эллада Рубеновна

СКУКА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛ

КУЛЬТУРЫ

Специальность 24. 00. 01 - Теория культуры

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук профессор Поликарпов В.С.

Ростов-на-Дону - 1999г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................;.............................................................................................3

ГЛАВА 1. СОЦИОПРИРОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ СКУКИ................................14

1.1. Понятие скуки................................................................................................14

1.2. Психофизиологические основания скуки..................................................16

1.3. Социальные основания скуки......................................................................27

1.4. Культурные основания скуки......................................................................43

ГЛАВА 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

СКУКИ...................................................................................................60

2.1. Категория скуки в истории философской мысли......................................60

2.1.1. Идея вечного повторения как субстанции скуки в древней философии...............................................................................................60

2.1.2. Понимание скуки в античной и средневековой философской традиции..................................................................................................62

2.1.3. Учение А. Шопенгауэра о скуке, лишенной предмета воли..............65

2.1.4. С. Кьеркегор о скуке как созерцании Ничто........................................68

2.1.5. Д-р Эрдманн о скуке как восприятии чистого времени.....................69

2.1.6. Диалектика скуки и ужаса у М. Хайдеггера.........................................71

2.1.7. Скука как преддверие абсурда у А. Камю............................................74

2.1.8. Похвала скуке И. Бродского..................................................................76

2.1.9. Представления о скуке в русской литературе......................................77

2.2. Скука и смысл жизни....................................................................................88

2.2.1. Праздность...............................................................................................93

2.2.2. Пресыщение...........................................................................................106

2.2.3. Утрата смысла жизни............................................................................ 109

2.3. Скука в современном обществе.................................................................113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................129

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................133

.. .Вся тварь разумная скучает: Иной от лени, тот от дел; Кто верит, кто утратил веру; Тот насладиться не успел, Тот насладился через меру

В своем альбоме запиши: Fastidium est quies - скука Отдохновение души.

Пушкин A.C.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современное состояние общества характеризуется неустойчивостью, разупорядоченностью и повышенной чувствительностью к ходу времени. Хаос и нигилизм в массовом сознании чреваты опасными последствиями. Мрачнейший пессимизм, настроение абсолютной безысходности приводят к тотальной апатии, человек становится безвольной частицей гигантского потока, устремляющегося неведомо куда.

Имеется точка зрения, что человеческое сознание, как и природа, не терпит пустоты. По мнению О.Хаксли, природа презирает вакуум и в духе тоже. [136, с. 19] И «культовое сознание» с разрушением одного идола, заменяет его новым. Однако кризисные состояния общества, способствующие его дезориентации, привносят в культурную среду пустоту и скуку. Скука предстает одним из важных симптомов, указывающим на упадок в духовной жизни общества.

Наряду с личным переживанием, скука является социокультурным феноменом и экзистенциалом культуры. Мы определяем скуку как форму социального бытия, порождаемую монотонной повторяемостью повседневного существования, пресыщенностью, утратой ценностей, смысла деятельности и жизни, что приводит как в личностном, так и социальном плане к отрицательному

восприятию пустого, неструктурированного времени. Существует скука деструктивная и творческая.

Скука - это вполне закономерное социальное явление, порождаемое противоречивостью развития цивилизации и культуры. Она может возникнуть по причине высвобождения большого количества свободного времени и утраты смысла и интереса к жизни. Потребительское общество скучает от пресыщения. Чрезмерная суетливость, страх и неуверенность в завтрашнем дне не устраняет скуку, даже если она явно и не ощущается. В этом случае диагноз звучит иначе: скука правит таким обществом. Обществу, переживающему период кризиса, не хватает стимула, подъема, активности в решении важнейших задач. Люди этого общества не скучают из-за нехватки времени в борьбе за выживание, но их жизнь проходит скучно вследствие монотонности и не инте-ресности.

Многие современные западные исследователи (A. Caruba, К. Sam), анализируя массовое явление нервно-психологических расстройств, характеризуют наше время как эпидемию скуки, обозначая ее вместе с депрессией как «культурную чуму»

Русская скука в образе обломовщины рядом исследователей оценивается позитивно. Такое отношение имеет негативные последствия, что требует пристального изучения. По словам Е.В.Золотухиной-Аболиной, некая весьма внушительная ленца, стремление к праздности как наилучшему состоянию, издавна свойственны нашему общественному сознанию. [24, с. 87] Однако в обломовщине как социальном явлении уживается, наряду с томлением, чувством пустоты и скукой, и мечта о потерянном рае, как идеале мирной, безмятежной жизни в гармонии с природой.

Ситуация в современном обществе ведет к постепенному, неуклонному «умиранию», вследствие покорного разрушения своего сокровища, как материального, так и духовного. «Величие России - только в ее Культуре. А культура - это основа всего» (Д. С. Лихачев).

Состояние скуки в обществе в период застоя ощущается особенно остро. И наше общество проходит в своем развитии циклы скуки как периоды привлекательного, но опасного застоя, колеблясь между катастрофичной эффективностью и неэффективностью. Самый «сытый», благополучный этап советской истории (правление Л. И. Брежнева) оказался временем самой острой фрустрации и разочарования, в то время как в эпоху Сталина невиданные жертвы и лишения, постоянный каторжный труд и даже кровавые репрессии воспринимались как должное и соседствовали с мощным эмоциональным подъемом, переходящим в эйфорию. Однако состояние эйфории закономерно сменяется разочарованием, а разочарование порождает нигилизм, отчуждение и скуку.

Долгое время в нашей стране считалось, что основные причины увеличения числа нервно-психических расстройств в капиталистических странах обусловлены самой природой капитализма, а при социализме носят преходящий, временный характер. Однако напряженность во всех системах общественного развития имеет общую причину, а именно: необходимость освоения новых способов хранения и переработки информации, овладение новой техникой, требующей больших умственных усилий и вместе с тем уменьшение физического труда, что ведет к изменению, а порой и к расстройству нервно-психической структуры человека. Благополучные страны Запада, где «сытость», как цель сама по себе, уже достигнута, страдают от паразитизма в массовом масштабе. Наступает своего рода истощение от богатств. Немецкий социолог А. Беллебаум считает, что с улучшением жизненных условий одновременно распространяется и опыт скуки. 40% всего населения ощущает скуку в воскресенье. [96, с. 12]

Любое творчество предполагает периоды подъема и спада, а между ними паузы ожидания, в которые якобы нет движения ни вперед, ни назад. Такие «кажущиеся пустыми паузы покоя» нужно пережить. Эти временные паузы, как необходимое условие переходного этапа, предстоит выдержать и нашему

обществу в процессе формирования нового социального порядка. Нужно переосмыслить нашу жизнь и взглянуть в глаза наихудшему, не боясь возможной утраты душевного равновесия.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемой скуки занимаются уже две с половиной тысячи лет. Древние философы (Экклезиаст, Гераклит) считали аксиомой мысль о вечной повторяемости всех событий, где нет ничего нового под солнцем и все суета - сует, а Космос предстает в образе периодически возгорающегося огня. Экзистенция скуки, таким образом, видится в идее всеобщей повторяемости существенных сторон бытия.

Процесс индивидуализации человека побудил к осмыслению и объяснению ранее не вычленяемых и не дифференцируемых эмоциональных переживаний, таких как: тоска, скука, отчаяние, тревога и др. Феномен скуки крайне редко исследовался самостоятельно, без определенного контекста.

Анализ степени разработанности проблемы скуки в отечественной литературе позволяет сделать вывод, что феномен скуки как социокультурное явление в нашей стране почти не исследовался. Скука рассматривалась лишь в психологии и условно определялась как безэмоциональное состояние человеческой психики, а так же в педагогике - как проблема использования свободного времени (Г.А. Евтеева, М.Е. Литвак) [См. 22; 47].

Ни в одной советской энциклопедии не значится статьи о скуке. Советские исследователи часто ограничивались анализом проблемы свободного времени и рационального использования досуга. Свободное время связывали с категориями свободы выбора и цели деятельности (В.М. Свинников, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов) [См. 64; 12]. Впоследствии была реабилитирована частная жизнь, которая ранее рассматривалась, как мещански пошлая сфера человеческого существования, и стали больше вычленять в досуге «человеческий фактор» (В.В. Водзинская, Г.П. Орлов) [См. 9; 56].

Проблеме свободного времени в социалистическом обществе посвящен ряд работ следующих авторов: А.Э.Мурзин, В.Д.Патрушев, С.А.Кравченко

[См. 52; 57; 40]. Только в период рассвета перестройки стали говорить о скуке как напрасном убивании времени на партийных съездах. Например, в статье В. Хорошко «Слушатели скучают» говорится, что скука появляется, когда начинает вырисовываться проблема оторванности провозглашенных принципов от реальной жизни [См. 80, с. 18]. Однако лауреат Нобелевской премии С. Беллоу утверждает, что скука в современной политической революции может сделать больше, чем справедливость. В январе 1917 года, возможно, именно это подтолкнуло скучающего Ленина написать множество скучных памфлетов и писем об организационных вопросах [97, 233].

Западная научная мысль тщательно исследовала возрастание и пагубное влияние такого социального явления как скука. Различные аспекты проблемы скуки - природа сплина, меланхолии, ипохондрии, acedia, нарушения в восприятии времени, скука и досуг, темпоральные характеристики скуки, связь феномена скуки и утраты чувства собственного достоинства, проблема скуки в литературе - рассматриваются в научных трудах за последнее столетие. Однако нередко негативные явления в обществе находились чаще в лице соседа, нежели у себя. Например, исследование депрессии, одиночества и скуки в Америке проводились немецкими авторами.

Анализ западной литературы о скуке за последние полтора века позволяет сделать следующие выводы:

В конце XIX века проблеме скуки, как темпоральному явлению, были посвящены философские работы: J.E.Erdmann и A.Daniel [См. 119, 112].

В первой половине XX века проблема скуки рассматривалась, во-первых, как негативное последствие развития индустрии: однообразие, монотонность на производстве (в Германии - R.Spitz: в Англии - S.Wyatt, J.N.Langdon) [См. 175; 183; 184]; во-вторых, как проблема психологии, психопатологии и психиатрии, а так же в связи с унынием, разочарованием и страхом в послевоенные годы (W.J.Revers, E.Bergler, W.Lorenz) [См. 169; 100; 149].

Во второй половине XX века: (в 50-е, 60-е гг.) исследование продолжалось в русле психологически-биологической проблематики. (E.Levinger, W.Heron) [См. 148; 130]. Основная масса исследований скуки касалась социальной проблемы: досуг и свободное время, страх перед праздностью и одиночеством (G.Jacobi, P.R.Hofstaetter, H.-G.Gadamer, Fr.Pappert, J.Balsdon) [См. 137; 133; 123; 164; 94]. В обществено-политической прессе стали появляться социологические статьи с критикой духовного состояния современного общества, в основном американского (A.K.Cohen, D.Oberndoerfer, J.Bodamer) [См. Ill; 160; 103].

В 70-е, 80-е годы проблему скуки рассматривали в аспекте свободного времени. Неумение распоряжаться им приводит к агрессивному поведению, что нашло отражение в работах следующих авторов: Э.Фромм, F.R.Goetzl, N.Klinkmann [См. 77; 124; 145]. Была подвергнута анализу попытка преодоления скуки (A.Gurycka, R.Bleistein, A.Caruba) [См. 126; 102; 109].

В этот же период ведет активную деятельность в Гамбурге (1981-1987) научно-исследовательский институт Свободного времени. Многие психологические проблемы стали рассматриваться как социологические (H.P.Dreitzel, G.Kamphausen) [См. 115; 141]. Феномен скуки исследуется в социально-экономическом контексте, например, в работе Т.Веблена «Теория праздного класса» 1984, известная на Западе с 1971.

В 90-е годы многие ученые вновь проявляют интерес к феномену скуки как социокультурному явлению. Проводится глубокий духовно-исторический и культурно-социологический анализ. В тоже время скука исследуется как явление, сопряженное с трудовой деятельностью [См. 96; 114]. В 1994 году у нас издается «Философия обыденной жизни» Е.В.Золотухиной-Аболиной, где подробно и всесторонне исследуется, наряду с другими феноменами обыденной жизни, лень и называется скука как ее родная сестра. В этом же году опубликована работа известного австрийского ученого В.Крауса «Нигилизм и идеалы», в которой автор рассматривает нигилизм как порождение скуки.

Многие исследователи возвращаются к вопросу проблемы скуки на материале художественной литературы (M.Kathmann, W.Lutz, P.Meyer Spacks) [См. 142; 151; 154]. В 1996 году появляется работа K.Sam о творческом потенциале скуки «Es lohnt sich nur der Weg nach innen: ueber das kreative Potential der Langeweile». И, наконец, в 1998 году выходит две статьи A.Caruba: «The Plague of Boredom» и «Bored to death in America», в которых основатель института Скуки ставит диагноз нашему времени как «Эпидемия скуки».

В современной западной литературе лишь вскользь говорится о скуке как о явлении культуры и совсем не исследуется этнический аспект феномена скуки. В проводимых ранее исследованиях темпоральный аспект затрагивает переживание скуки на индивидуальном уровне, не касаясь восприятия времени целым обществом. В данной работе была предпринята попытка исследования выше перечисленных слабоизученных моментов явления скуки.

Объектом исследования данной диссертации является скука как экзи-стенциал культуры и парадоксальное социальное явление, порождаемое противоречивым развитием цивилизации и культуры; анализируются его основания и последствия.

Предмет исследования включает в себя анализ социоприродных и культурных причин скуки, ее экзистенциально-метафизического смысла в истории философии, видов (исторический, этнический). Скука рассматривается как одна из причин утраты смысла жизни и как социальная болезнь современного общества.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования в теоретическом анализе парадоксальной природы скуки как экзи-стенциала культуры.

Задачи:

1. Определить скуку как философско-культурологическое понятие.

2. Рассмотреть психофизические основания скуки.

3. Исследовать скуку как социальное явление и рассмотреть в темпо-

ральном аспекте.

4. Выявить культурные основания скуки и подходы ее преодоления в этническом аспекте.

5. Проанализировать категорию скуки в историко-философской мысли.

6. Построить модель одного из возможных вариантов процесса смысло-утраты: Праздный образ жизни => пресыщение => утрата смысла жизни.

7. Дать анализ современного общества как особого мира скуки, провести исследование проблемы преодоления скуки.

Теоретико-методологическая основа исследования. В ходе исследования социокультурного феномена скуки применялись антропологический, аксеологисеский, исторический, лингвистический и компаративный методы. Аксеологический метод исследования позволил проанализировать, например, категорию скуки в истории философской мысли, а также при рассмотрении социальной дифференциации скуки и для выявления этнических аспектов скуки. Философски-антропологический метод был использован при исследовании психофизиологических оснований скуки. Компаративный метод нашел применение в работе при анализе религиозного толкования скуки и при решении проблемы ее преодоления.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:

1. Дано определение феномену скуки как форме социального бытия, ак-туализующемуся по причинам: монотонности, утраты ценностей, смысла деятельности и жизни.

2. Выявлены психофизические основания скуки. Найдена взаимосвязь между скукой и нервными расстройствами маниакально-депрессивного круга.

3. Скука исследована в темпоральном аспекте не как индивидуальное переживание, а как социальное явление. Проанализирована социальная дифференциация скуки, феномен скуки выделен как особый вид социального отчу-

ждения, порождающий одиночество, индивидуализм и конформизм.

4. В ск