автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Способы реализации экзистенциальной интенции в индивидуальном повествовательном дискурсе Франца Кафки

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Ткаченко, Вера Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Калининград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Способы реализации экзистенциальной интенции в индивидуальном повествовательном дискурсе Франца Кафки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Способы реализации экзистенциальной интенции в индивидуальном повествовательном дискурсе Франца Кафки"

На правах рукописи УДК: 81'42

005531253

Ткаченко Вера Ивановна

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ ФРАНЦА КАФКИ

Специальность: 10.02.04 - германские языки

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 2013 г.

2013

005531253

Работа выполнена на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральйый университет имени Иммануила Канта»

Научный руководитель Бондарева Людмила Михайловна

кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры лингвистики межкультурной коммуникации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»

Официальные оппоненты:

Андреева Валерия Анатольевна

доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры немецкой филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Сыроватская Елена Федоровна

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой второго иностранного языка частного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества»

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет»

Защита состоится «29» мая 2013 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.05, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 14, ауд. 314.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан «18» апреля 2013 г.

Ученый секретарь Совета

А.Г. Гурочкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемое диссертационное сочинение посвящено изучению способов языковой репрезентации экзистенциальной интенции речевого субъекта в индивидуальном повествовательном дискурсе австрийского писателя-модерниста Франца Кафки на основе лингвокогнитивного анализа ядерных и периферийных концептов, структурирующих индивидуальные базовые экзистенциалы личности автора.

Установка современной лингвистики на изучение субъективного фактора в языке привела к повышенному вниманию исследователей к проблеме интенции в широком смысле, что вызвало появление большого количества работ, посвященных изучению данного феномена. Тем не менее значительная часть подобных работ посвящена либо рассмотрению «элементарных» интенций, реализующихся в отдельных речевых актах, т.е. коммуникативных интенций (А.Р. Арутюнов, A.B. Бондарко, Г.П. Грайс, JI.K. Граудина, В.В. Одинцов, Дж. Остин, Дж. Серль, Н.Д. Павлова, Е.В. Падучева, Т.Н. Ушакова, П.Г. Чеботарев и др.), либо изучению авторской интенции в художественном тексте (М.М. Бахтин, И.С. Древлянский, А. Компаньон, Ю.А. Куликова, Е.Д. Хирш, У. Эко и др.). В то же время ряд ученых обращает особое внимание на то обстоятельство, что интенция - это явление гораздо более сложное, чем сознательный замысел или предумышленный проект, поскольку существует еще более глубинный уровень, прочитываемый за коммуникативной или авторской интенцией (см.: Компаньон 2001, Древлянский 2009, Куликова 2009 и др.).

Актуальность работы обусловлена ее обращенностью к основным проблемам современной антропоцентрически ориентированной лингвистики, занимающейся выявлением особенностей функционирования языковой личности в совокупном когнитивно-дискурсивном пространстве. На актуальность данной работы указывает также ее ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку она выполнена на стыке когнитивной лингвистики, лингвистики текста, лингвостилистики, прагмалингвистики, литературоведения, экзистенциальной философии и психологии с привлечением релевантных данных из области теории дискурса, нарратологии и философии языка.

Объектом настоящего исследования является экзистенциальная интенция речевого субъекта как основополагающий текстообразующий фактор в условиях повествовательного дискурса.

В качестве предмета научного анализа выступают средства экспликации базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки в нефикциональных и фикциональных текстах писателя.

Теоретическую баз}' исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению интенциональности в различных сферах знаний: феноменологии (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти), экзистенциальной философии (Ж. Батай, H.A. Бердяев, A.C. Гагарин, Х.Г.

Гадамер, Ж. Деррида, И.А. Ильин, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, М. Шелер, К. Ясперс), экзистенциальной психологии (Ф.Е. Василюк, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг), литературоведении и лингвостилистике (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Е.А. Гончарова, А. Компаньон, Ю.С. Степанов, Б.А. Успенский), лингвистике дискурса (В.А. Андреева, Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, Е.В. Падучева, В.Е. Чернявская), а также труды, направленные на изучение различных аспектов творчества Ф. Кафки (В. Беньямин, М. Бланшо, И.Г. Зусман, X. Мите, Ю. Хонеггер, А. Шмидт, F. Beißner, Н. Binder, W. Emrich, О. Jahraus, K.-S. Kim, H. Politzer, J. Rattner, F. Schmidt, W.H. Sokel и др.).

Целью исследования являются установление, систематизация и комплексный анализ базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки как экспликаторов экзистенциальной интенции автора на основе выявления в их структуре совокупности вербализованных ядерных и периферийных концептов.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать основные подходы к интерпретации понятия «интенция» в феноменологии, экзистенциальной философии и психологии;

- осветить статус категории интенции в современных лингвистических исследованиях;

- выработать определение понятия «экзистенциальная интенция речевого субъекта» и описать способы ее реализации;

- рассмотреть понятие экзистенциальной интенции в соотношении с понятием авторской интенции;

- выделить систему базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки, репрезентированную в нефикциональных текстах писателя в виде совокупности ядерных и периферийных концептов;

- раскрыть специфику экспликации вышеуказанных концептов в нефикциональных текстах писателя;

- описать способы и особенности языковой фиксации модифицированных базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки в его фикциональных текстах.

Материалом исследования послужили нефикциональные тексты (дневники, письма) и фикциональные тексты (романы, новеллы, притчи), а также афоризмы Ф. Кафки общим объемом 4642 страницы.

В рамках системного подхода к языковым явлениям для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод феноменологической редукции (выдвижение на первый план смыслового ядра «Я-Существование» и преломление сквозь него всех многообразных отношений индивида и окружающего мира), метод контекстуального анализа, описательный метод, метод лингвостилистической интерпретации текста, а также элементы концептуального и дискурсивного анализа.

Полученные в результате исследования данные позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Под экзистенциальной интенцией речевого субъекта понимается его константная подсознательная установка на реализацию индивидуальных экзистенциалов, т.е. «болевых точек» его бытия. Экзистенциалы

осмысливаются субъектом в виде концептов, которые вербализуются посредством соответствующих лексических единиц.

2. В процессе литературного творчества экзистенциальная интенция является основой формирования авторской интенции, которая способствует выведению базовых экзистенциалов на уровень сознания и их дальнейшей экспликации в художественном тексте в виде модифицированных базовых экзистенциалов.

3. Релевантным материалом для верификации экзистенциальной интенции речевого субъекта представляются тексты автосвидетельств, носящие нефикциональный характер и наиболее полно репрезентирующие базовые экзистенциалы личности автора.

4. В нефикциональном дискурсе Ф. Кафки выявляются следующие индивидуально-личностные базовые экзистенциалы писателя: ОДИНОЧЕСТВО, СТРАХ, ВИНА, СМЕРТЬ, обладающие амбивалентным характером. Структура каждого экзистенциала включает в себя набор константных ядерных концептов EINSAMKEIT, ANGST, SCHULD, TOD, SCHAFFEN, VATER и вариативные периферийные концепты.

5. Базовые экзистенциалы служат основой формирования индивидуального экзистенциального пространства Ф. Кафки и являются структурными элементами замкнутой системы, базирующейся на причинно-следственных связях. Начальной и конечной точкой данной системы является экзистенциал ОДИНОЧЕСТВО.

6. В условиях фикционального дискурса модификация базовых экзистенциалов проявляется в полной замене периферийных концептов. При этом ядерные концепты сохраняются, но изменяется их лексико-семантическое наполнение.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования определяется следующими факторами:

1) впервые устанавливается лингвистический статус понятий «экзистенциальная интенция» и «экзистенциал»;

2) определяется характер взаимоотношений экзистенциальной интенции и авторской интенции;

3) разрабатывается методика реконструкции индивидуально-личностных базовых экзистенциалов на основе нефикционального индивидуального повествовательного дискурса конкретного автора;

4) выявляются ядерные и периферийные концепты, репрезентированные в индивидуальной экзистенциальной концептосфере Ф. Кафки, которые служат способами манифестации базовых экзистенциалов личности писателя в рамках его индивидуального когнитивно-дискурсивного пространства;

Теоретическая значимость работы заключается в адаптации релевантных понятий экзистенциальной философии и психологии к терминологическому аппарату когнитивной лингвистики и, как следствие, существенном расширении спектра лингвистических исследований в контексте когнитивно-дискурсивной парадигмы, что способствует углублению представлений о

характере структурирования индивидуального повествовательного дискурса конкретного автора.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенной методики и полученных результатов при исследовании экзистенциальной интенции других авторов в разных языках, а также при анализе ключевых концептов, входящих в универсальную концептуальную картину мира. Полученные данные могут служить материалом для подготовки спецкурсов по когнитивной лингвистике, лингвистике текста, теории дискурса, на практических занятиях по интерпретации текста, при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на аспирантских семинарах кафедры теории языка и межкультурной коммуникации Балтийского федерального университета им. И. Канта (2009, 2010), на III международной конференции «Культура в зеркале языка и литературы» (Тамбов, 2012), международной конференции «Наука и молодежь: новые взгляды и решения» (Волгоград, 2012), международной конференции «Рациональное применение научных знаний» (Украина, г. Горловка, 2012), 2-й международной научной конференции «Коммуникация в поликодовом пространстве: лингвокультурные и дидактические аспекты» (Санкт-Петербург, 2013). По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ, три из них - в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертация, выполненная на 179 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав с поглавными выводами, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 214 источников, из них 53 - на иностранном языке, и списка источников примеров, включающего в себя 25 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении указывается тема исследования, раскрываются актуальность и научная новизна работы, обозначаются ее предмет и объект, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, определяются цели и задачи, формулируются основные положения, выносимые на защиту, описываются материал исследования и структура работы, дается характеристика используемых методов исследования.

В главе 1 «Экзистенциальная интенция как объект лингвистического анализа» обосновывается релевантность философской категории «экзистенциальная интенция» для современных лингвистических исследований, рассматривается ее соотношение с понятием авторской интенции. Вводится понятие экзистенциала как репрезентанта экзистенциальной интенции речевого субъекта.

В научных трудах термин «интенциональность» определяется двояко. С одной стороны, это традиционно принятое в философии понимание интенциональности как имманентного свойства сознания быть направленным на какой-либо объект (Святой Августин, Фома Аквинский, И. Дуне Скот, У. Оккам, Ф. Брентано, Э. Гуссерль), с другой - как лингвистической

репрезентации, способности «обозначать», поскольку свое непосредственное выражение интенция находит именно в языке (Г.П. Грайс, Д.И. Дубровский, И.Т. Касавин, С. Крипке, Дж. Остин, Дж. Серль, G.E.M. Anscombe и др.).

В свою очередь под термином «интенция» подразумевается непосредственная реализация интенциональности как свойства сознания, направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

В сфере экзистенциальной философии интенциональность приобретает бытийные характеристики (темпоральность и процессуальность) и постулируется как базовое свойство самой экзистенции и связанного с ней переживания, т.е. акцентируется глубинный чувственный компонент интенции. Происходит объединение субъекта и объекта интенции: интенция субъекта может быть направлена на него самого, на его существование. Как следствие, подчеркивается ключевая роль интенциональности в осознании личностью самой себя и своего существования в мире. Согласно A.C. Гагарину, «интенциональность структурирует и организует как наше внутреннее Я, так и пространство вне (за границами) Я. Это не только интенциональность сознания, а иптеиционалыюсть экзистенциальная (курсив наш — В.Т.), т.е. интимно -личностно и сущностно — человеко-бытийная» (Гагарин 2005).

В подобном смысле экзистенциальная интенциональность подразумевает существование экзистенциальной интенции - константной подсознательной установки субъекта на реализацию экзистенциалов, т.е. избавление от «очагов напряжения» для воплощения идеальной модели собственного существования.

Таким образом, в основе экзистенциальной интенции лежат экзистенциалы, под которыми мы подразумеваем чувства, мысли и переживания субъекта, которые не были им реализованы в реальной жизни и которые в результате психологического механизма подавления были вытеснены в подсознание. Вследствие своей значимости они подвергаются постоянной актуализации в его индивидуальном экзистенциальном пространстве, структурируют основные параметры его существования в мире и формируют направленность личности.

Поскольку экзистенциалы не могут быть осмыслены творческим речевым субъектом во всей своей полноте, они предстают в его сознании в виде определенных индивидуально-личностных концептов, которые наиболее отчетливо репрезентированы в его нефикциональных текстах. В этой ситуации на основе выявления на материале нефикциональных текстов писателя ключевых концептов его сознания можно реконструировать базовые экзистенциалы его личности, что является важным инструментом для верификации данных последующего анализа фикциональных текстов автора.

Экзистенциальная интенция личности писателя является также основой его авторской интенции, проявляющейся на сознательном уровне и представляющей собой общий замысел произведения, диктующий выбор средств для достижения этой цели: выбор жанра произведения, типа речи, лексико-грамматических и стилистических средств реализации задуманного.

По мнению Е.А. Гончаровой, художественный текст может рассматриваться как «конгломерат когнитивных и коммуникативно-прагматических функций

его создателя, направленных на познание своего внешнего и внутреннего мира, самореализацию в качестве «языковой личности» (Гончарова 2012). Таким образом, текст, содержащий в себе маркеры экзистенциальной интенции, одновременно служит для познания и частичного осознания своих экзистенциалов самим автором.

Фикциональный текст выступает для писателя в качестве пространства самоактуализации, обретения себя, а следовательно, в качестве пространства, в котором могут быть реализованы базовые экзистенциалы его личности, что не всегда представляется возможным в действительности. Вследствие активного творческого характера авторской интенции базовые экзистенциалы, выведенные на уровень сознания, подвергаются под ее воздействием определенной модификации, что выражается в изменении и расширении количественного состава индивидуально-личностных концептов и их лексико-семантического потенциала.

Глава 2 «Тексты автосвидетельств как инструмент анализа экзистенциальной интенции Ф. Кафки» посвящена выявлению и анализу базовых экзистенциалов личности писателя на основе его нефикциональных текстов, т.е. текстов дневников и писем.

В основе формирования индивидуального экзистенциального пространства, реализующегося в текстах автосвидетельств писателя, находится ряд тесно связанных между собой базовых экзистенциалов, носящих ярко выраженный амбивалентный характер и образующих замкнутую систему, начальной и конечной точкой которой является экзистенциал ОДИНОЧЕСТВО. В рамках данного экзистенциала одиночество предстает как абсолютная ценность. Угроза ему предопределяет возникновение экзистенциала СТРАХ как иррационального чувства боязни внешнего мира и беспокойства за сохранение целостности своего существования. Состояние постоянного страха, в свою очередь, обусловливает формирование неуверенности в себе, что влечет поиск собственной вины (экзистенциал ВИНА). Логическим следствием вины является наказание в виде смерти (экзистенциал СМЕРТЬ), которая мыслится как освобождение от страха и вины и одновременно как изначальное, желаемое состояние идеального абсолютного одиночества (экзистенциал ОДИНОЧЕСТВО).

одиноЧЕСТВО

СМЕРТЬ СТРАХ

ВИНА ^

Ключевую роль в формировании экзистенциала ОДИНОЧЕСТВО в жизни Ф. Кафки сыграл биографический фактор, а именно напряженные условия жизни в родной семье, две неудачные попытки жениться, осознание писателем своей несостоятельности в социальном плане, что повлекло отчуждение автора от собственного тела, семьи, общества, литературного призвания и т.д.

Амбивалентность данного экзистенциала проявляется в том, что писатель, с одной стороны, мучительно переживает разрыв с внешним миром, собственную изоляцию в нем, а с другой, видит в этом состоянии абсолютный идеал своего существования: Ich werde mich bis zur Besinnungslosigkeit von allen absperren. Mit allen mich verfeinden, mit niemandem reden (TB, S. 577). В нефикциональных текстах Ф. Кафки данный экзистенциал представлен ядерными концептами EINSAMKEIT, ANGST, SCHULD, TOD, SCHAFFEN, VATER и периферийными концептами LITERATUR, BUCH, NACHT.

Как было указано выше, одиночество, будучи высшей ценностью в экзистенциальном пространстве Ф. Кафки, порождает возникновение чувства страха как реакции на воздействие внешнего мира и угрозу одиночеству.

Многое в своей жизни и в жизни окружающих Ф. Кафка объяснял страхом: Die meisten von ims sind nur durch den Dreck der Angst an die wackligen Stühle billiger Grundsätze festgeleimt. Das ist die ganze Lebenspraxis (TB, S. 236).

В нефикциональном дискурсе Ф. Кафки можно четко наблюдать амбивалентный характер репрезентации экзистенциала СТРАХ. С одной стороны, страх является следствием неизбежного контакта с внешним миром, который представляется для писателя крайне нежелательным и болезненным, с другой стороны - это страх перед возможностью потери собственного «ЭГО», своего тщательно оберегаемого внутреннего мира, своего экзистенциального одиночества, в котором он может спрятаться от окружающей действительности.

В текстах данный экзистенциал представлен ядерными концептами ANGST, EINSAMKEIT, SCHULD, TOD, SCHAFFEN, VATER и периферийными концептами FRAU, FAMILIE, GESELLSCHAFT.

Одной из главных детерминант базового экзистенциала СТРАХ является боязнь людей и отношений с ними: «Die Furcht vor Manschen habe ich seit jeher gehabt, nicht eigentlich vor ihnen selbst, aber vor ihrem Eindringen in meine schwache Natur, das Betreten meines Zimmers durch die Befreundetsten war mir ein Schrecken, war mir mehr als nur ein Symbol dieser Furcht» (TB, S. 453).

Различные опасения и страхи в связи со слабым здоровьем вызывали у Ф. Кафки чувство усталости, слабости, уязвимости, в результате чего экзистенциал СТРАХ часто имплицируется в нефикциональных текстах писателя в физиологических состояниях автора. Так, в одном из разговоров с Г. Яноухом Ф. Кафка связал мучившую его бессонницу со страхом смерти: «Vielleicht ist meine Schlaflosigkeit nur eine Art von Angst vor dem Besucher, dem ich mein Leben schulde» (Janouch 1981: 119); «Ich bin seit etwa 14 Tagen in einer sich immer noch verstärkenden Schlaflosigkeit. Der Schlaf ist das unschuldigste Wesen und der schlaflose Mensch das schuldigste» (TB, S. 315). Данные цитаты наглядно иллюстрируют взаимосвязь экзистенциалов СТРАХ, ВИНА и СМЕРТЬ, поскольку концепты ANGST, SCHULD, TOD являются ядерными для всех базовых экзистенциалов личности писателя.

В нефикциональном дискурсе Ф. Кафки экзистенциал ВИНА представлен ядерными концептами SCHULD, EINSAMKEIT, ANGST, TOD, SCHAFFEN, VATER и периферийными концептами LITERATUR, FRAU, EHE. Его

амбивалентность проявляется в том, что писатель испытывает острое чувство вины перед близкими и родными ему людьми за то, что неспособен оправдать их надежды и одновременно его мучает чувство вины перед собой в связи с невозможностью самореализации в сфере литературного творчества.

Ср.: «Ich war meinem alten Vater keine Stütze, im Gegenteil, ich hing mich an seine Rockschöße» (TB, S. 414);

«Womit entschuldige ich die gestrige Bemerkimg über Goethe (die fast so unwahr ist, wie das von ihr beschriebene Gefühl, denn das wirkliche ist von meiner Schwester vertrieben worden)? Mit nichts. Womit entschuldige ich, daß ich heute noch nichts geschrieben habe? Mit nichts.» (TB, S. 610).

Доминирование описаных выше экзистенциалов делает для писателя нормальную жизнь невозможной, поэтому единственным путем избавления ему видится собственная смерть, что обуславливает формирование экзистенциала СМЕРТЬ, также носящего амбивалентный характер.

Ф. Кафка относился к смерти противоречиво: с одной стороны, он приветствовал ее как того, кому он может довериться {«Dem Tod also würde ich mich anvertrauen» (TB, S. 367)), а с другой стороны, свои страхи он объяснял боязнью смерти («Und doch ist es nichts als gemeinste Angst, Todesangst» (TB, S. 531)).

Стоит обратить внимание на то, каким видит Ф. Кафка возможность «принятия» смерти в своих нефикциональных текстах: здесь смерть наступает от чьей-то руки, это можно трактовать и как убийство, и как казнь (исполнение приговора), которую автор принимает с радостью или даже с наслаждением (напр.: «Heute früh zum erstenmal seit langer Zeit wieder die Freude an der Vorstellung eines in meinem Herzen gedrehten Messers» (TB, S. 611)). Однако, мысли о самоубийстве писатель не допускает, упоминая о ней на страницах своего дневника лишь в моменты крайнего отчаяния: «Qualen im Bett gegen Morgen. Einzige Lösung im Spmng aus dem Fenster gesehn» (TB, S. 576). Это происходит отчасти из страха перед таким поступком, отчасти от чувства вины, поскольку с религиозной точки зрения, которая была отнюдь не чужда Ф. Кафке, самоубийство является страшным грехом.

Как следует из вышесказанного, рассмотренные экзистенциалы являются основой индивидуального экзистенциального пространства автора и обладают зонами ядерных и периферийных концептов (см. рис. 1).

Языковые средства вербализации данных концептов в нефикциональных текстах Ф. Кафки представлены в таблицах 1 и 2 (с, 14).

В главе 3 «Способы языковой фиксации модифицированных базовых экзистенциалов в фикцпональных текстах Ф. Кафки» последовательно рассматриваются установленные в главе 2 диссертации базовые экзистенциалы личности писателя с позиции их реализации в его фикциональном дискурсе.

Модификация базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки в условиях художественного дискурса происходит прежде всего на концептуальном уровне. Поскольку ядерные концепты, репрезентирующие данные экзистенциалы, являются основополагающими в структуре индивидуального экзистенциального пространства писателя, в его художественном дискурсе они

реализуются в полной мере, приобретая, однако, иное наполнение, в то время как состав периферийных концептов подвергается замене. При этом установленный ранее амбивалентный характер самих экзистенциалов сохраняется.

ОДИНОЧЕСТВО ZIMMER SUCH

Ui 6 af ° / EINMHKEIT \ ' »IGST \ SCHUIC TOD i SCHACFEN / \ Ч€ТЕЯ J о v> Ч Ц и ™ 2 -4

EHE iRBEIT ВИНА

Рисунок 1. Структура экзистенциального пространства, репрезентированная в нефикционалъных текстах Ф. Кафки

В фикциональном дискурсе Ф. Кафки модифицированный базовый экзистенциал ОДИНОЧЕСТВО представлен константными ядерными концептами EINSAMKEIT, ANGST, SCHULD, TOD, SCHAFFEN, VATER и новыми периферийными концептами FRAU, RAUM, HÖHLE, KÄFIG, BELEUCHTUNG.

Для художественных текстов писателя характерна тесная связь ядерного концепта EINSAMKEIT с периферийным концептом RAUM, поскольку в произведениях Ф. Кафки одиночество чаще всего имплицитно выражено через пространственные отношения.

В качестве одного из релевантных способов языкового представления такого пространства может служить семантическая оппозиция unten - oben, причем сам герой не является частью ни одного из этих миров. В цитируемом ниже примере из романа «Das Schloss» главный персонаж - землемер К. на следующее утро после прибытия в деревню осведомляется у хозяина постоялого двора об условиях труда в этой местности. На вопрос хозяина о предполагаемом месте проживания гостя К. отвечает:

Sollte ich z. В. hier unten arbeiten, dann wird es auch vernünftiger sein, hier unten zu wohnen. Auch fürchte ich, daß mir das Leben oben im Schlosse nicht zusagen würde (DSch, S. 5).

Модифицированный базовый экзистенциал СТРАХ представлен в художественных текстах Ф. Кафки константными ядерными концептами ANGST, EINSAMKEIT, SCHULD, TOD, SCHAFFEN, VATER и периферийными концептами MACHT, UNSICHERHEIT, GERICHT, заменившими представленные в нефикциональном дискурсе периферийные концепты FRAU, FAMILIE, GESELLSCHAFT.

Связь между экзистенциалами ОДИНОЧЕСТВО и СТРАХ проявляется также и в том, что лексемы-символы, маркирующие концепт RAUM, служат одновременно и символами страха (например, лестницы (Treppen / Stufen), двери (Türen), окна (Fenster) и др.). Так, лестницы, по которым приходится идти Карлу, герою романа «Amerika», не кончаются, и он чувствует не столько усталость, сколько свою беззащитность и беспомощность перед их бесконечной чередой. Поднявшись наверх по одной из таких лестниц, Карл все время испытывает смутный страх перед необходимостью возвращаться по ней назад: «... immer in undeutlichen Gedanken an diese endlose Treppe, die er nun vielleicht gleich wieder hätte abwärtssteigen müssen» (A, S. 312). На пути Иозефа К. (роман «Der Prozess»), который блуждает в поисках зала суда, также встречается множество лестниц и переходов, сбивающих героя с толку, вызывающих у него чувство страха.

Следующим базовым экзистенциалом является экзистенциал ВИНА, амбивалентность которого заключается в виновности перед собой и перед обществом. При этом важно, что чувство вины как одна из основных составляющих художественной картины мира Франца Кафки возникает не вследствие совершенного героем проступка или преступления, а как результат греховности самого факта существования человека.

Репрезентантами данного модифицированного базового экзистенциала являются ядерные концепты SCHULD, EINSAMKEIT, ANGST, TOD, SCHAFFEN, VATER и периферийные концепты: (ERB)SÜNDE, UNSICHERHEIT, GERICHT, URTEIL вытеснившие периферийные концепты LITERATUR, FRAU, EHE.

В качестве наглядного примера языковой реализации этого экзистенциала может служить фрагмент из текста новеллы «Die Verwandlung», где периферийный концепт ERBSÜNDE эксплицируется лексемой Apfel. Яблоко выступает в качестве инструмента наказания и, одновременно, как орудие убийства:

Es war ein Apfel: gleich flog ihm ein zweiter nach; Gregor blieb vor Schrecken stehen; ein Weiterlaufen war nutzlos, denn der Vater hatte sich entschlossen, ihn zu bombardieren (DV, S. 43).

Важно отметить то обстоятельство, что экзистенциал ВИНА в произведениях Франца Кафки проявляется на трех разных семантических уровнях:

- в области религии (вина перед богом);

- в области семейных отношений (вина перед отцом);

- в социальном смысле (вина перед другими людьми).

Печать вины и ее невыносимое бремя ведут к тому, что единственным выходом главным героям Ф. Кафки видится смерть. Модифицированный базовый экзистенциал СМЕРТЬ реализуется в фикциональном дискурсе писателя в константных ядерных концептах TOD, EINSAMKEIT, ANGST, SCHULD, SCHAFFEN, VATER и периферийных концептах VERWANDLUNG, MORD, SELBSTMORD, EXEKUTION, KUNST, заменивших концепты LEBEN, KÖRPER, MORDWAFFE. Также, как и остальные базовые экзистенциалы,

экзистенциал СМЕРТЬ носит амбивалентный характер: с одной стороны, смерть - это наказание, с другой - идеальное абсолютное одиночество.

Следует выделить два характерных способа репрезентации данного экзистенциала в исследованных фикциональных текстах:

1) смерть физическая как следствие исполнения приговора, наказания за вину героя, совершившего какой-то серьезный проступок, например, казнь Иозефа К. в романе «Der Prozess»: «... an К. 's Gurgel legten sich die Hände des einen Herrn, während der andere das Messer ihm ins Herz stieß und zweimal dort drehte» (DP, S. 312). Одним из ее вариантов может быть допускаемое в художественном дискурсе автора самоубийство героя, когда он «казнит» самого себя, испытывая невыносимые психологические мучения из-за острого чувства вины. Так, Георг Бендеманн в новелле «Das Urteil» бросается с моста после ссоры с отцом: «... hielt er sich mit schwächer werdenden Händen fest, erspähte zwischen den Geländerstangen einen Autoomnihus, der mit Leichtigkeit seinen Fall übertönen würde, rief leise: „Liehe Eltern, ich habe euch doch immer geliebt", und ließ sich hinabfallen» (DU, S. 61);

2) смерть в социальном смысле. Иллюстрацией данного факта является процесс умирания Грегора Замзы в новелле «Die Verwandlung», где он превращается в жука. Другим примером может служить главный герой новеллы «Hungerkünstler»: в нем еще теплится жизнь, но он является фактически мертвым вследствие ненужности своего искусства.

ВША

Рисунок 2. Структура экзистетшального пространства, репрезентированная в фикциональных текстах Ф. Кафки

Лишен жизни с точки зрения нормального члена общества и безликий герой новеллы «Der Bau», который «обзавелся норой» и тем самым полностью изолировался от окружающей действительности и людей. Такая «смерть» возвращает нас к исходной точке системы базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки - экзистенциалу ОДИНОЧЕСТВО как идеальному состоянию бытия, поскольку «мертвый» герой, проживая в темной, холодной и сырой норе, чувствует себя счастливым.

Соотношение ядерных и периферийных концептов в фикциональных

ОДИНОЧЕСТВО

KARG BELEUCHTEN!

Таблица 1

Средства языковой фиксации ядерных концептов в неф и кии опальных и фнкииональных текстах Ф. Кафки

Нефмкниоиальные тексты Ядерные Экзистен Ядерные Фи кии опальные тексты

Средства вербализации концепты циалы концепты Средства вербализации

Einsamkeit, Alleinsein, Isolaiion, Freude EINSAMKEIT EINSAMKEIT Einsamkeit, Alleinsein, Isolation, Zimmer, Höhle

Angst. Furcht, Verwiirung. Erregung, Beunnriugung. Spannung. Nervosität, Prüfungsangst, Klaustrophobie, Totlesangst ANGST одиио ЧЕСТНО ANGST Angst. Furcht, Verwirrung. Erregung, Beunruhigung. Spannung, Nervosität, Klaustrophobie, Unsicherheit

Schuld, Scham. Schuldgefühl, schuldig. Vater, Literatur SCHULD СТРАХ ; SCHULD Schuld, Schuldgefühl, schuldig, Apfel, Violine, Vater, Arbeit, Strafe, He rieht

Tod, Freude, Todesangst, Einsamkeit, Sprung ICD ВИНА 1 СМЕРТЬ * TOD Tod, Einsamkeit. Sprung, Mord, Selbstmord, Verwandlung

schreiben / Schreiben. Literatur, Roman. Fragment, Novelle, Einsamkeit, Nacht SCHAFFEN SCHAFFEN Einsamkeit, Nacht, Hunger, Arbeit

Vater, autoritär. Macht, (eigenej Schwäche VATER VALER Vater, Onkel. Befehl, Wille, Macht

Средства языковой фиксации периферийных концептов в нефнкциональных и фикцнональных текстах Ф. Кафки

Таблица 2

Нефикцноиальные текст ы Экзистеи Фикниопальнме тексты

Средства вербализации Периферийны циалы Периферийные CpejCTBa BepGajiinamm

e концепты конценты

Literatur, Novelle, Roman, Schreiben, Nacht, Kumt, Lesen LITERATUR FRAU Frau. Mutter, Schwester. Winin, Frieda, Lenny, Helferin

Buch. Eigentum. Lesen, Nacht BUCH ОДИИО ЧЕСТВО RAUM Raum. Zimmer. Treppe / Stufe, Fenster, Tür. Decke

IlOHlX: Höhle, Dunkelheit, Eigentum, Einsamkeit

Einsamkeit. Dunkelheit, Schaffen. Schlaf /Schlaflosigkeit NACHT KÄFIG Köfh. Tier, Ungeziefer

\ BELEUCHIUNG Licht, Dunkelheit, Kerze. Mond

Ehe. F. CFelize Hauer), Schwester, Mutter ТАМ 11,11; MACHT Macht, Vater. Kraft, Prozess

Frau. F. (Felize Bauer), Milena, Ehe, Angst FRAU , СТРАХ UNSICHERHEIT . Unsicherheit, Angst, Furcht, sicher, Machtlosigkeit

Freunde. Theater. Laser GfcSlXLSCHAFT GERICHT k Gericht. Rechtsanwalt. Papier, Tisch, Notizbuch

Literatur, Novelle. Roman, Schreiben. Nacht, Kunst, Lesen LITERATUR (ERB)SÜNDE Sünde, Erbsünde. Todstrafe, Schuld, Ungeduld

Frau. F. (Felize Bauer), Milena. Ehe, Angst KRAU UNSICHERHEIT , Unsicherheit. Angst. Furcht, sicher, Machtlosigkeit

Ehe, Hochzeit, Ehefrau, Ehemann EHE GERICHT Gericht, Rechtsanwalt, Papier. Tisch. Notizbuch

URTEIL Urteil. Todesurteil

Leben, ziellos. sinnlos, Tod, Alleinsein LEBEN VERWANDLUNG Verwandlung, Ungeziefer, Tod

Körper, Leib. Hals. Lunken, Herz. Schmerzen KÖRPER MORD Mord, Messer. Urteil. Strafe

Messer, Pistole, Kissen, Fenster. Gleichgültigkeit MORDWAFFE СМЕРТЬ SELBSTMORD Sprung Höhle, Einsamkeit, Isolation, Handlungsnnßhigkeit. Zeit

EXEKUTION Exekution, Priiqler, Leder. Henker

KUNST Kunst, Hunger, Sängerin. Macht

текстах писателя представлено на рис. 2.

Языковые средства вербализации данных концептов в фикциональных текстах Ф. Кафки представлены в таблицах 1 и 2 (с. 14).

Во всех рассмотренных случаях приращение лексико-семантического потенциала модифицированных базовых экзистенциалов в условиях фикционального индивидуального повествовательного дискурса Ф. Кафки определяется рядом следующих факторов:

независимостью творческой личности от аутентичных автобиографических фактов, отсутствием полной идентификации и самоидентификации с субъектом повествования;

- принципами эстетической организации фикционального дискурса;

- креативным характером авторской интенции, под влиянием которой происходит модификация базовых экзистенциалов личности автора;

- свободой творческого вымысла в художественном тексте, выступающем для писателя в качестве пространства для самореализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Феномен экзистенциальной интенции имеет онтологическую природу и является органически присущим человеку свойством, таким, как сознание, мышление, волеизъявление и др. Суть его сводится к подсознательному стремлению каждого субъекта реализовать индивидуально-личностные экзистенциалы, представляющие собой совокупность его чувств, эмоций, глубинных переживаний и потаенных мыслей. Для выявления базовых экзистенциалов личности конкретного автора, структурирующих его индивидуальное экзистенциальное пространство, необходима разработка специальной методики исследования. На первом этапе представляется целесообразным осуществление анализа нефикциональных текстов субъекта художественного творчества с целью выявления ключевых концептов его сознания, формирующих индивидуальную картину мира писателя. Второй этап исследования предполагает обращение к фикциональным текстам автора для верификации выявленных ранее, но модифицированных под воздействием авторской интенции концептов, маркирующих базовые экзистенциалы творческой личности.

Применение данного подхода позволяет значительно расширить методологический аппарат лингвистических исследований и вносит существенный вклад в рассмотрение проблемы манифестации речевого субъекта в повествовательном дискурсе.

Как показали исследования, базовые экзистенциалы личности Ф. Кафки объединены причинно-следственной связью и образуют сложную замкнутую систему, лежащую в основе его индивидуального экзистенциального пространства, в рамках которого генерируются нефикциональные и фикциональные тексты писателя. Языковым средством реализации базовых экзистенциалов служит набор ядерных и периферийных концептов с определенным лексико-семантическим наполнением. В условиях фикционального дискурса происходит модификация базовых экзистенциалов,

которая состоит в изменении количественного и качественного состава периферийных концептов и расширении их лексико-семантического потенциала, а также в изменении наполнения константных ядерных концептов. При этом сохраняются системный и амбивалентный характер базовых экзистенциалов, что говорит о факте их релевантности для индивидуального экзистенциального пространства Ф. Кафки.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Ткаченко, В.И. Концепт «Вина» в творчестве Франца Кафки / В.И. Ткаченко // Дни науки - 2009. - Вып. 3. Филологические науки: материалы научно-практических конференций студентов и аспирантов. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - С. 56 - 64 (0,55 пл.).

2. Ткаченко, В.И. Модель пространства в произведениях Франца Кафки / В.И. Ткаченко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - Вып. 2: Сер. Филологические науки. - Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. - С.118 - 123 (0,5 пл.). - ISSN 1999-3633.

3. Ткаченко, В.И. Концепт «Власть» в индивидуальной художественной картине мира Франца Кафки / В.И. Ткаченко // Культура в зеркале языка и литературы: материалы Третьей Международной научной конференции. 23-24 апреля 2012 года / М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», университет г. Олденбурга (Германия). - Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012 . - С. 220 - 229 (0,6 пл.).

4. Ткаченко, В.И. Экзистенциальная интенция в междисциплинарных исследованиях / В.И. Ткаченко // Наука и молодежь: новые взгляды и решения: Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 29 - 30 октября 2012 г. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2012. - С. 166 - 171 (0,43 пл.) - ISBN 978-5-906081-09-4.

5. Ткаченко, В.И. К проблеме соотношения авторской и экзистенциальной интенции в художественном тексте / В.И.Ткаченко // Рациональное применение научных знаний: материалы XXVII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам (Украина, г. Горловка, 15-16 ноября 2012 г.). - Горловка : ФЛП Пантюх Ю.Ф., 2012. - С. 124- 128 (0,3 п.л). - ISBN 978-966-2788-08-2.

6. Ткаченко, В.И. К проблеме интерпретации понятия «экзистенциал» в аспекте лингвистического анализа / В.И. Ткаченко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -Пятигорск : Центр информационных и образовательных технологий ПГЛУ, 2012. - № 4. - С. 140 - 143 (0,6 пл.). - ISSN 2071-6001

7. Ткаченко, В.И. Особенности языковой реализации экзистенциала «ОДИНОЧЕСТВО» в индивидуальном повествовательном дискурсе Ф. Кафки / В.И. Ткаченко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - Вып. 2: Сер. Филологические науки. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. - С. 130 - 136 (0,52 пл.). - ISSN 2223-2095.

Подписано в печать 16.04.2013г. Формат А5, цифровая печать Тираж 100 шт.

Отпечатано в ЦОП «Копировальный Центр Василеостровский» Россия, Санкт-Петербург, В О., 6-линия, д.29. тел./факс: 328-61-84 e-mail: vs@copy.spb.m

 

Текст диссертации на тему "Способы реализации экзистенциальной интенции в индивидуальном повествовательном дискурсе Франца Кафки"

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»

На правах рукописи

04201360239

Ткаченко Вера Ивановна

«Способы реализации экзистенциальной интенции в индивидуальном повествовательном дискурсе Франца Кафки»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Специальность: 10.02.04 - германские языки

Научный руководитель кандидат филологических наук,

доцент Л.М. Бондарева

Калининград 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................4-10

ГЛАВА 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА..................................................................................11-41

1.1. Интенциональность как философское понятие............................................11-16

1.1.1. Трансформация понятия «интенция» в экзистенциальной

философии................................................................................................................................................16-28

1.2. Понятие экзистенциальной интенции..................................................................28-32

1.3. Роль экзистенциальной интенции в процессе функционирования речевого субъекта............................................................................33-36

1.4. Художественный текст как результат актуализации

экзистенциальной интенции автора....................................................................................36-41

Выводы к главе 1..................................................................................................................................42-44

ГЛАВА 2. ТЕКСТЫ АВТОСВИДЕТЕЛЬСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ

АНАЛИЗА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ Ф. КАФКИ..............45-100

2.1. Основные направления исследования творчества Ф. Кафки в 45-47 отечественной и зарубежной науке..........................................

2.2. Особенности нефикциональных текстов Ф. Кафки..................................48-59

2.3. Система базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки..........................59-62

2.3.1. Экзистенциал ОДИНОЧЕСТВО............................................................................63-72

2.3.2. Экзистенциал СТРАХ.......................................................................................................73-86

2.3.3. Экзистенциал ВИНА........................................................................................................86-91

2.3.4. Экзистенциал СМЕРТЬ..................................................................................................91-100

Выводы к главе 2................................................................................................................................101-103

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЯЗЫКОВОЙ ФИКСАЦИИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛОВ В

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ Ф. КАФКИ......................................................104-147

3.1. Сущность процесса модификации базовых экзистенциалов

в фикциональном дискурсе..................... ............................................................104-105

3.2. Модифицированный экзистенциал ОДИНОЧЕСТВО........................105-120

3.3. Модифицированный экзистенциал СТРАХ...................................................120-130

3.4. Модифицированный экзистенциал ВИНА............................ 130-139

3.5. Модифицированный экзистенциал СМЕРТЬ................................................139-147

Выводы к главе 3..................................................................................................................................148-150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................151-152

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................153-171

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ............................ 171

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ........................................................................172-173

Приложения..............................................................................................................................................174-179

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее диссертационное сочинение посвящено изучению способов языковой репрезентации экзистенциальной интенции речевого субъекта в индивидуальном повествовательном дискурсе австрийского писателя-модерниста Франца Кафки на основе лингвокогнитивного анализа ядерных и периферийных концептов, структурирующих индивидуальные базовые экзистенциалы личности автора.

Установка современной лингвистики на изучение субъективного фактора в языке привела к повышенному вниманию исследователей к проблеме интенции в широком смысле, что вызвало появление большого количества работ, посвященных изучению данного феномена. Тем не менее значительная часть подобных работ посвящена либо рассмотрению «элементарных» интенций, реализующихся в отдельных речевых актах, т.е. коммуникативных интенций (А.Р. Арутюнов, A.B. Бондарко, Г.П. Грайс, JI.K. Граудина, В.В. Одинцов, Дж. Остин, Дж. Серль, Н.Д. Павлова, Е.В. Падучева, Т.Н. Ушакова, П.Г. Чеботарев и др.), либо изучению авторской интенции в художественном тексте (М.М. Бахтин, И.С. Древлянский, А. Компаньон, Ю.А. Куликова, Е.Д. Хирш, У. Эко и др.). В то же время ряд ученых обращает особое внимание на то обстоятельство, что интенция - это явление гораздо более сложное, чем сознательный замысел или предумышленный проект, поскольку существует еще более глубинный уровень, прочитываемый за коммуникативной или авторской интенцией (см.: Компаньон 2001, Древлянский 2009, Куликова 2009 и др.).

Актуальность работы обусловлена ее обращенностью к основным проблемам современной антропоцентрически ориентированной лингвистики, занимающейся выявлением особенностей функционирования языковой личности в совокупном когнитивно-дискурсивном пространстве. На актуальность данной работы указывает также ее ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку она выполнена на стыке когнитивной лингвистики, лингвистики текста, лингвостилистики, прагмалингвистики, литературоведения, экзистенциальной

философии и психологии с привлечением релевантных данных из области теории дискурса, нарратологии и философии языка.

Объектом настоящего исследования является экзистенциальная интенция речевого субъекта как основополагающий текстообразующий фактор в условиях повествовательного дискурса.

В качестве предмета научного анализа выступают средства экспликации базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки в нефикциональных и фикциональных текстах писателя.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению интенциональности в различных сферах знаний: феноменологии (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти), экзистенциальной философии (Ж. Батай, H.A. Бердяев, A.C. Гагарин, Х.Г. Гадамер, Ж. Деррида, И.А. Ильин, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, М. Шелер, К. Ясперс), экзистенциальной психологии (Ф.Е. Василюк, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг), литературоведении и лингвостилистике (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Е.А. Гончарова, А. Компаньон, Ю.С. Степанов, Б.А. Успенский), лингвистике дискурса (В.А. Андреева, Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, Е.В. Падучева, В.Е. Чернявская), а также труды, направленные на изучение различных аспектов творчества Ф. Кафки (В. Беньямин, М. Бланшо, И.Г. Зусман, X. Мите, Ю. Хонеггер, А. Шмидт, F. Beißner, Н. Binder, W. Emrich, О. Jahraus, K.-S. Kim, H. Politzer, J. Rattner, F. Schmidt, W.H. Sokel и др.).

Целью исследования являются установление, систематизация и комплексный анализ базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки как экспликаторов экзистенциальной интенции автора на основе выявления в их структуре совокупности вербализованных ядерных и периферийных концептов. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - проанализировать основные подходы к интерпретации понятия «интенция» в феноменологии, экзистенциальной философии и психологии;

- осветить статус категории интенции в современных лингвистических исследованиях;

- выработать определение понятия «экзистенциальная интенция речевого субъекта» и описать способы ее реализации;

- рассмотреть понятие экзистенциальной интенции в соотношении с понятием авторской интенции;

выделить систему базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки, репрезентированную в нефикциональных текстах писателя в виде совокупности ядерных и периферийных концептов;

раскрыть специфику экспликации вышеуказанных концептов в нефикциональных текстах писателя;

- описать способы и особенности языковой фиксации модифицированных базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки в его фикциональных текстах.

Материалом исследования послужили нефикциональные тексты (дневники, письма) и фикциональные тексты (романы, новеллы, притчи), а также афоризмы Ф. Кафки общим объемом 4642 страницы.

В рамках системного подхода к языковым явлениям для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод феноменологической редукции (выдвижение на первый план смыслового ядра «Я-Существование» и преломление сквозь него всех многообразных отношений индивида и окружающего мира), метод контекстуального анализа, описательный метод, метод лингвостилистической интерпретации текста, а также элементы концептуального и дискурсивного анализа.

Полученные в результате исследования данные позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Под экзистенциальной интенцией речевого субъекта понимается его константная подсознательная установка на реализацию индивидуальных экзистенциалов, т.е. «болевых точек» его бытия. Экзистенциалы осмысливаются субъектом в виде концептов, которые вербализуются посредством соответствующих лексических единиц.

2. В процессе литературного творчества экзистенциальная интенция является основой формирования авторской интенции, которая способствует выведению базовых экзистенциалов на уровень сознания и их дальнейшей экспликации в художественном тексте в виде модифицированных базовых экзистенциалов.

3. Релевантным материалом для верификации экзистенциальной интенции речевого субъекта представляются тексты автосвидетельств, носящие нефикциональный характер и наиболее полно репрезентирующие базовые экзистенциалы личности автора.

4. В нефикциональном дискурсе Ф. Кафки выявляются следующие индивидуально-личностные базовые экзистенциалы писателя: ОДИНОЧЕСТВО, СТРАХ, ВИНА, СМЕРТЬ, обладающие амбивалентным характером. Структура каждого экзистенциала включает в себя набор константных ядерных концептов EINSAMKEIT, ANGST, SCHULD, TOD, SCHAFFEN, VATER и вариативные периферийные концепты.

5. Базовые экзистенциалы служат основой формирования индивидуального экзистенциального пространства Ф. Кафки и являются структурными элементами замкнутой системы, базирующейся на причинно-следственных связях. Начальной и конечной точкой данной системы является экзистенциал ОДИНОЧЕСТВО.

6. В условиях фикционального дискурса модификация базовых экзистенциалов проявляется в полной замене периферийных концептов. При этом ядерные концепты сохраняются, но изменяется их лексико-семантическое наполнение.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования определяется следующими факторами:

1) впервые устанавливается лингвистический статус понятий «экзистенциальная интенция» и «экзистенциал»;

2) определяется характер взаимоотношений экзистенциальной интенции и авторской интенции;

3) разрабатывается методика реконструкции индивидуально-личностных базовых экзистенциалов на основе нефикционального индивидуального повествовательного дискурса конкретного автора;

4) выявляются ядерные и периферийные концепты, репрезентированные в индивидуальной экзистенциальной концептосфере Ф. Кафки, которые служат способами манифестации базовых экзистенциалов личности писателя в рамках его индивидуального когнитивно-дискурсивного пространства;

Теоретическая значимость работы заключается в адаптации релевантных понятий экзистенциальной философии и психологии к терминологическому аппарату когнитивной лингвистики и, как следствие, существенном расширении спектра лингвистических исследований в контексте когнитивно-дискурсивной парадигмы, что способствует углублению представлений о характере структурирования индивидуального повествовательного дискурса конкретного автора.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенной методики и полученных результатов при исследовании экзистенциальной интенции других авторов в разных языках, а также при анализе ключевых концептов, входящих в универсальную концептуальную картину мира. Полученные данные могут служить материалом для подготовки спецкурсов по когнитивной лингвистике, лингвистике текста, теории дискурса, на практических занятиях по интерпретации текста, при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на аспирантских семинарах кафедры теории языка и межкультурной коммуникации Балтийского федерального университета им. И. Канта (2009, 2010), на III международной конференции «Культура в зеркале языка и литературы» (Тамбов, 2012), международной конференции «Наука и молодежь: новые взгляды и решения» (Волгоград, 2012), международной конференции «Рациональное применение научных знаний» (Украина, г. Горловка, 2012), 2-й международной научной конференции «Коммуникация в поликодовом пространстве:

лингвокультурные и дидактические аспекты» (Санкт-Петербург, 2013). По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ, три из них - в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертация, выполненная на 179 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав с поглавными выводами, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 214 источников, из них 53 - на иностранном языке, и списка источников примеров, включающего в себя 25 наименований.

Во введении обосновывается выбор темы, раскрываются актуальность и научная новизна работы, обозначаются ее предмет и объект, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, определяются цели и задачи, формулируются основные положения, выносимые на защиту, описываются материал исследования и структура работы.

В главе 1 «Экзистенциальная интенция как объект лингвистического анализа» обосновывается релевантность категории «экзистенциальная интенция» для современных лингвистических исследований, рассматривается ее соотношение с понятием авторской интенции. Вводится понятие экзистенциала как репрезентанта экзистенциальной интенции речевого субъекта. Проводится разграничение понятий «экзистенциал» и «концепт».

В главе 2 «Тексты автосвидетельств как инструмент анализа экзистенциальной интенции Ф. Кафки» предлагается методика выявления экзистенциальной интенции, основанная на установлении базовых экзистенциалов. Дается характеристика структуры экзистенциала. Описывается система базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки и способов их языковой фиксации в нефикциональных текстах писателя.

В главе 3 «Способы языковой фиксации модифицированных экзистенциалов в художественных текстах Ф. Кафки» выявляется специфика репрезентации системы базовых экзистенциалов личности Ф. Кафки в фикциональных текстах писателя, а также устанавливаются факторы, влияющие на особенности языкового выражения экзистенциалов в данных текстах.

В заключении работы обобщаются полученные в ходе исследования результаты и намечаются перспективы дальнейших разработок данной проблематики.

11

ГЛАВА 1.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Интенционалыюсть как философское понятие

Интенциональность - одно из базовых понятий философской традиции, которое находится на стыке двух активно развивающихся областей теоретической философии - философии сознания и философии языка. В то же время, данное понятие является одним из наиболее спорных в современной философии и споры ведутся не только относительно природы свойства, обозначаемого им, но и о самом его содержании [37, с. 3].

В процессе исторического развития философской мысли, явление интенциональности разрабатывалось и интерпретировалось в рамках различных концепций, вследствие чего значительно усложнилось.

Понятие интенциональности неявно содержится еще в античной философии, в частности, в учении Аристотеля об энтелехии, в учении стоиков об огненном логосе, а также в неоплатоническом представлении о «сущем, стремящемся к благу» [140, с. 213]. Однако принято считать, что данное понятие восходит к средневековой схоластике, когда слово «intentio» было употреблено для перевода греческого слова «tonos» («напряжение») - термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию мирового вещества (пневмы) [139, с. 213].

В средневековой традиции значения «intentio» могут быть разделены на две семантические подгруппы: практическую и теоретическую. К первой относится употребление термина для обозначения воли и целей. Так, у Августина он обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время «внимание ума» («animi intentio»), согласно Августину, составляет - наряду с объектом, который мы воспринимаем и актом нашего восприятия - существенный элемент познания. Особенно ясное

выражение практического значения «intentio» обнаруживается в «Этике» П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (int