автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальная адаптация в условиях аномии общества
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Никонов, Анатолий Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. Аномия как феномен социальной жизни общества.16
§1. Историко-философские аспекты исследования анемического состояния общества.16
§2. Аномия как объект социально-философского анализа.46
§3. Социальная аномия на современном этапе развития российского общества.61
ГЛАВА II Теоретико-методологические проблемы исследования адаптационных процессов.75
§1 Синергетическая парадигма как один из общенаучных методов анализа аномии и адаптации.75
§2. Адаптационные процессы в свете некоторых новых концепций и подходов.108
§ЗСубъективный мир человека как основа индивидуальной адаптации.127
Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Никонов, Анатолий Владимирович
Актуальность темы. Крушение официальной коммунистической идеологии в нашем отечестве привело к распаду формировавшегося десятилетиями образа социального мира, что не могло не повлечь за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества в целом. Укоренившиеся за годы социализма стиль жизни и отношение к государству, система коллективных аксиологических моделей вошли в противоречие с либеральной системой ценностей, лежащей в основе идеологии проводимых сегодня реформ. Ценностный конфликт, являющийся обязательным и неизбежным компонентом радикальной трансформации структуры общественного сознания, сопровождается изменением менталитета современного российского общества, что напрямую связано с процессом социальной адаптации в новых условиях. Переход к обновленному обществу в значительной мере затруднён также многочисленными негативными явлениями, которые накапливались в течение длительного времени и оказались сегодня на поверхности российской действительности, в результате чего стали чаще проявляться апатия и нигилизм, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, отчужденное отношение к государству.
Выход из системного кризиса, очевидно, потребует значительно большего времени, чем предполагалось инициаторами российских глобальных социальных преобразований.
Современное российское общество, находящееся в состоянии аномии, которая представляет собой результат конфликта или рассогласования между "культурной" и "социальной" структурами, выражающаяся, прежде всего, в невозможности достичь "определявмых культурой целей" нормальными, законными, установленными обществом, средствами, и побуждении к поиску иных — девиантных — способов удовлетворения потребностей, мучительно ищет пути адаптации к сложившейся ситуации. Необходимость философского анализа проблем адаптации в условиях социальной аномии связана с тем, что прогрессирующая неудовлетворенность огромной части общества существующим ныне положением и отсутствие консенсуса в отношении программы реформ среди политических сил могут привести к новым социальным потрясениям.
Проблемы аномического состояния общества не ограничиваются эмпирически фиксируемыми проявлениями, они затрагивают основополагающие, фундаментальные пласты социальной жизни, а именно: субстанциональные проблемы взаимоотношений меняющегося социума и личности, самоидентификационные процессы адаптирующегося индивидуального сознания, проблемы социализации личности в условиях разрушающегося этоса, формы и методы преодоления индивидом аномического отчуждения. Исследование аномического состояния общества должно носить комплексный, макросоциальный характер, обусловленный особым, специфическим типом взаимоотношений личности и общества в этих условиях. До последнего времени исследования аномии общества носили в основном социологический характер. Между тем социальная аномия таит в себе не только социологические, но и социально-философские проблемы. Более того, проблемы аномии имеют гносеологические аспекты, которые заключаются в необходимости рационализации социального хаоса, осмыслении глубинных процессов, происходящих как на уровне микро- , так на уровне макрокосма человека. Такая рационализация аномии выступает в качестве предварительной процедуры, без и помимо которой невозможны ни разработка стратегии социального управления аномичным обществом, ни какая либо политика в нем.
Необходимо заметить, что суть аномии не нашла пока достаточно рационального, философского освещения. Преобладающее социологическое (в большей степени) осмысление этого общественного феномена на современном этапе развития наук о социуме представляется недостаточным еще и потому, что существующие концепции аномии носят описательный, нередко даже догматический характер и не уделяют, на наш взгляд, должного внимания субстанциональным и гносеологическим аспектам этого сложного социального явления.
Для выхода из сложившейся социальной ситуации необходимо адекватное её восприятие, которое в свою очередь невозможно без всестороннего изучения и анализа полученного эмпирического материала. Необходимость философского анализа данной проблемы определяется также тем, что социальная адаптация к условиям аномии — процесс болезненный, сложный и противоречивый, многофакторный.
Под адаптацией мы понимаем процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы.
Успешность реформирования современного российского общества в значительной мере зависит от того, насколько безболезненно населению удастся адаптироваться к условиям аномии.
Степень разработанности проблемы. Понятие «аномия» можно встретить в произведениях глубокой древности. Платон и Еврипид,
Ветхий и Новый Заветы употребляют древнегреческое «avo/uoZ,» означающее «беззаконный», «безнормный», «неуправляемый».
Изучение этой проблемы имеет свою предысторию на Западе, она прочно вошла в научный обиход и её различные видоизменения сравнительно хорошо изучены. Социально-философские аспекты аномии затрагивают в своих работах У.Лэмбейрд, Ж.М.Гюйо, Э.Дюркгейм. Значительное внимание проблеме аномии уделяют современные зарубежные исследователи общественной жизни Р. Мертон, Т. Парсонс, Р.Макайвер, Д. Рисмен, С. де Гразиа, Р. Брукс, JI. Сроул, М. Орру, К.Бэй, А. Гидденс, Г. Беккер, X. Руйтенбик, К. Фишер, С. Милгрэм, Р.Хилберт, К. Вольф и т.д.
Однако, несмотря на значительное количество работ вышедших за рубежом, проблемы анемического состояния общества не нашли адекватного отражения в научных исследованиях отечественной социальной философии. Хотя сам термин аномия был в советской социально-философской литературе фигурой умолчания, для характеристики подобного состояния общества широко применялись термины: переходный период, пережитки прошлого, девиантное поведение, социализация личности. Необходимо заметить, что при истолковании социализации как "процесса усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества", немалое внимание уделялось активному участию индивида в "творческо-преобразовательной общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки".1 Исследователи становления нового социалистического общества, новой социалистической личности апеллировали "к творческой активности народных
1 См. подробно. Социализация//Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 603 масс и составляющих эти массы личностей — альфе и омеге ленинской теории социалистической революции".1 Расшатывание стереотипов общественного сознания, формирование новых идей, нетривиальные, вначале непривычные идеи, представления, способы действия, глубокое революционное преобразование общества — атрибуты ано-мического общества, характеризовались как этапы самоосвобождения личности, влекущие за собой становление нового образа жизни.2 Осмысление социальных отклонений, как правило, велось в строгом соответствии с марксистско-ленинской идеологической доктриной3, что значительно сужало возможности познания такого сложного явления как аномия.
Вместе с тем интерес к проблемам аномического состояния общества в последнее время все более возрастает. Продиктовано это тем, что современное российское общество, вступившее в полосу всеобъемлющих социальных изменений, переживает мучительный кризис духовной самоидентичности. Не принимая аксиологических моделей агонизирующей ментальности старшего поколения, на арену социальной жизни с самоопределенными ориентирами активно выходит новая генерация. Не изолированная от "нового внешнего мира", но и не утратившая окончательно "груза прежних ценностей", она, тем не менее, проявляет достаточную самостоятельную активность, институционализируя явочным порядком свои идеалы и духовные ориентиры.
Актуальность обращения к вопросу социальной аномии предопределена тем, что конфликт ценностей не только в России, но и во
1 Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. М., 1984. С.150.
2См. там же. С.150-151.
3 См. например. Социальные отклонения (Кудрявцев В Н., Нерсесянц B.C. и др.) М„ 1989. С. 3-4. всех странах, находящихся в стадии перехода к демократии и рыночной экономике, большей частью происходит из самих общественных изменений, начавшихся в конце 80-х годов и продолжающихся и в настоящее время, как и из изменений, непосредственно предшествовавших этому периоду. Мы считаем, что каждое общество в своем становлении и развитии сталкивается с той или иной степенью аномии. Нам представляется очевидным, что стремление к бесконфликтному обществу — утопия. Реалистичное рассмотрение ценностных и иных конфликтов учитывает стратегии для смягчения самых глубоких конфликтов, а также и способы их урегулирования, так что политику можно рассматривать как искусство управления конфликтами.
Общество как никогда ранее стоит перед необходимостью выработки новой исходной теории, реально отражающей жизнь, способной стать базой для моделирования и прогнозирования общественных процессов. С другой стороны, практическая работа по рационализации жизненных ориентаций личности и условий их реализации, а также компетентное «вмешательство» в процесс функционирования личностных стратегий на основе понимания соотношения социального и психического, индивидуального и коллективного в жизнедеятельности людей имеет сегодня повышенный спрос со стороны самых разных субъектов социальной политики. Причиной этому служат: нарастание противоречий между изменяющимся социально-экономическим поведением и ее прежними жизненными установками и ориентация-ми, рассчитанными на относительно стабильную и благополучную жизнь; усиление «экзистенциального вакуума», духовного кризиса в «постперестроечной» России; снижение мотивации россиян к производительному труду, в частности, изменение ценностных ориентаций работников некоторых социально-профессиональных групп.
В многочисленных трудах по вопросам становления новой России, вопросы существования современного общества рассматриваются чаще всего в аспекте социально-экономических преобразований с констатацией процесса разрушения базовых ценностей. Изменения в системе ценностей и нормах поведения общественных групп часто считают производными от экономических процессов, усматривая в экономических преобразованиях основания для разрушительных процессов в области духовного развития общества.1
Ряд современных отечественных авторов рассматривает сложившиеся современные социальные условия в аспекте коренной ломки идеологических догм и клише, привычного порядка и «стандартного» мироощущения, изменения морального климата и устоявшегося образа жизни.2
Большое количество работ российских исследователей посвящено адаптации россиян в условиях становления рыночных отношений3.
1 См. Папырина В.А. Социальная аномия на производстве//Социс. 1995. № 9. С.153; Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации//Социс. 1995. № 4. С. 82-85 и др.
См. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта//Социс. 1991. № 6.; Дудчен-ко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация лично-сти//Социс. 1995. № 6.; Завражин С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива//Социс. 1995. № 2.; Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных измене-ний)//Социс. 1995. № 4.; Корель Л.В. Социология адаптаций на исходе XX века: необходимость и трудности институциализации: препринт / СО РАН. Ин-т экономики и орг. пром. производства. Новосибирск. 1995.; Пуляев В.Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. СПб. 1993.; Ядов В.А. Социальная идентификация личности в условиях быстрых социальных перемен//Социальная идентификация личности. Кн. 2. М., 1994 и др.
3 См. Бабаева Л.В. Новые ориентиры в развитии общества//Социс. 1995. №5; Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации//Социс. 1996, № 8; Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях// Социс. 1994. № 8-9; Завражин С.А., Хартанович К.В. Новое поколение
Особого внимания заслуживают исследования, освещающие социальные, психологические, возрастные и другие особенности адаптации к условиям аномии молодого поколения, рассматриваются проблемы становления молодёжных субкультур, ментальности юной генерации. Это работы Бестужева-Лады И.В., Глискова А.А., Запесоцко-го А.С., Кашиной М.А., Китаева П.М., Козыревой Л.Д., Левичевой В.Ф., ЛисовскогоВ.Т, Манько Ю.В., Милоченко Н.Н., Пуляева В.Т., Садовского М.Г., Самойловой В.А., Феоктистова Г.Г., Шишкиной Л.С. и др. Данные авторы, в основном, приходят к выводу, что социальное положение современного молодого поколения России отражает особенности переходного периода в развитии общества, который характеризуется нестабильностью социальных позиций, неуверенностью многих вступающих в жизнь молодых людей в настоящем и будущем.
Необходимо отметить, что подобная позиция достаточно уязвима, особенно если рассматривать социальную адаптацию молодежи в условиях аномии не с точки зрения стороннего наблюдателя (как правило достаточно взрослого), а с точки зрения молодого человека, для которого современные условия социализации отнюдь не являются анемическими, так как эти условия — реалии сегодняшнего дня. «Тревожное» состояние старшего поколения предопределено осознанием важности такой социальной функции молодежи как функции «преемника» и смены уходящей генерации. Осознавая факт потери ориентации новой генерации на ментальность «отцов», старшее поколение субъективно-объективно «бьет тревогу», воспринимая реальные услона периферии: конформисты или девианты?//Социс. 1993, №8; Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / МВД РФ. Сарат. высш. шк. Саратов, 1995; Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России//Социс. 1994. № 6; Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Материалы междунар. науч.-пракг. конф. 26-27 сент. 1995 г. В 2-х вып. / СПб. гос. ун-т, Ком. РФ по делам молодёжи. СПб. 1995). вия социализации нового поколения в изменившихся условиях как аномальную потерю преемственности норм и традиций.
Вместе с тем, мы считаем необходимым согласиться с тем, что нынешняя ситуация неопределенности в России, неясность путей её дальнейшего развития как бы концентрируется в молодёжной среде, однако данная экстраполяция должна быть подкорректирована признанием того, что одни и те же реалии современности по разному воспринимаются разными поколениями в силу разных условий их социализации, исторического и практического опыта, наконец, разных мен-тальностей и парадигм общественного сознания. Необходимо отметить так же, что если раньше в процессе адаптации молодые люди могли опереться на опыт предшествующих поколений, то сегодня зачастую они лишены такой возможности и вынуждены приобретать социальный опыт, полагаясь прежде всего на самих себя.
В последние годы значительно возросло количество публикаций, исследующих динамику социально-исторического процесса с учетом методологически значимых результатов естесственнонаучного знания. В условиях усиливающегося кризиса современной культуры возросло внимание к эвристическим, философско-методологическим возможностям теории самоорганизации сложных систем. Этот интерес предопределен, тем, что мы имеем дело с такими сверхсложными системами, как "природа—общество—человек", современный нестабильный социум и др. Диалектика порядка и хаоса, стабилизация и дестабилизация в социальных системах, динамика социальных структур все чаще становятся объектом внимания исследователей.1
См. об этом. Аршинов В.И., Казаков Н.Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза//Математика, естествознание и культура. М., 1983.; Василькова В. В. Самоорганизация в социальной жизни/Социально-политический журнал. 1993. № 8.; Делокаров К.Х. Исторический характер рациональности в научном позна
Однако, несмотря на довольно большое число публикаций, проблематика анализа различных аспектов как социальной адаптации, так и социальной аномии сохраняет свою актуальность и требует дальнейшей разработки. Необходимо также учитывать, что аномия как социально-философская категория относится к тем понятиям, содержание которых изменяется, трансформируется по мере развития общества. Расширение социальных связей между людьми, демократизация общества, возрастание роли личности, углубление её свободы раздвигают границы социальных догм, норм, правил, границ соответствия общественному идеалу. Следовательно, изучение сущности, форм, особенностей проявления социальной аномии должно экстраполироваться на ее развернутый анализ, что приводит к возрастанию необходимости комплексно подходить к раскрытию различных сторон этой немаловажной проблемы.
Изучение адаптации, как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования, в аномической ситуации приобретает не только огромное теоретическое, но и практическое значение. нии//Философские науки. 1978. № 5.; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание//Вопросы философии. 1994. №2.; Мелик-Гайказян И.В. Информация и самоорганизация. Томск: Томский политехнический университет. 1995.; НазаретянА.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика социального прогресса). М.,1995; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.; Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества//Вопросы философии. 1995. №8; Сачков Ю.В. Конструктивная роль случая//Вопросы философии. 1988. № 5.; Сачков Ю.В. Случайность формообразующая //Самоорганиация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.; Степин B.C. Становление норм и идеалов постнеклассической науки // Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.
Цель диссертации состоит в социально-философском осмыслении сущности социальной аномии и проблем адаптации в этих условиях как отдельной личности, так и различных общностей современного социума.
Задачи исследования. Исходя из состояния научной разработки темы, а также учитывая многоаспектность проблемы адаптации в условиях социальной аномии на современном этапе, в диссертации поставлены следующие задачи:
• уточнить, исходя из анализа различных точек зрения, с позиций сегодняшнего дня содержание понятий «социальная аномия» и «социальная адаптация», исследовать их функциональные компоненты и эвристические возможности;
• используя универсальную теорию изменений, в основе которой лежат законы самоорганизации развивающихся систем, обосновать социально-философский статус категории "аномия";
• выяснить существенные особенности социальной аномии в обществе конца XX века;
• выяснить роль субъективных компонентов в самоидентификации и адаптации личности в условиях социальной аномии;
• исследовать возможные формы и методы адаптации индивидов в условиях социальной аномии.
Научная новизна работы состоит в том, что диссертантом:
• социальная аномия рассматривается как закономерная составляющая общественной жизни в условиях социальной трансформации, как необходимая характеристика реформируемого социума, находящегося в переходном состоянии;
• расширено представление о сущности социальной аномии, её роли в развитии общества с учётом современных представлений о самоорганизации, стабилизации и дестабилизации в социальных системах;
• рассмотрены аспекты влияния смены парадигм мышления, расширения демократии, политических свобод на адаптацию современного российского общества в условиях социальной аномии;
• исследованы взаимосвязи трансформации общественного сознания и адаптации различных социальных субъектов в условиях социальной аномии;
• поставлены вопросы о методах оптимизации процессов социальной адаптации (путей поиска путевого выхода из сложившейся аномиче-ской ситуации).
Теоретико-методологической основой диссертации явились работы классиков отечественной и зарубежной социальной философии, а также теоретической социологии, ученых-обществоведов по различным аспектам рассматриваемой проблемы. Наряду с традиционным методом анализа общества, автор использует методические установки, сформировавшиеся в рамках системного подхода и синергетической парадигмы научного мышления.
Практическая значимость предлагаемого диссертационного исследования видится в том, что оно может быть использовано при дальнейшей разработке проблем адаптации как индивидов, так и социальных общностей в условиях социальной аномии; может быть полезно при анализе реалий сегодняшнего дня, давая субъектам, принимающим социально значимые решения, необходимую аналитическую информацию. Использование сформулированных в исследовании выводов может в определённой степени повлиять на смягчение адаптационных издержек, повысить степень социальной и психологической защищенности наиболее уязвимых в условиях аномии слоев населения. Положения и выводы диссертации могут быть использованы для чтения нормативных и специальных курсов по социальной философии и найти применение при определении конкретных направлений работы социальных служб и учреждений.
Апробация работы. В порядке апробации работы автором сделаны сообщения на научных и научно-практических международных и республиканских конференциях. Среди них: Международная научно-практическая конференция "Социальная работа и обеспечение занятости как профилактика девиантного поведения молодежи" (Волгоград,1997г.), научная конференция "Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования" (Волгоград, 1995г.) и др. Отдельные теоретические и практические положения диссертации используются в научной и учебной работе Волгоградского института молодежной политики и социальной работы, а также при чтении диссертантом специального курса в Волгоградском юридическом институте МВД России.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная адаптация в условиях аномии общества"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное состояние и развитие российского общества справедливо приравнивается к одному из самых драматических этапов его истории. Для переломных этапов человеческой истории всегда характерно радикальное преобразование модели мира. Переустройство общества связано с революцией в умах, с критикой тех ранее господствующих мировоззренческих ориентаций, которые уже исчерпали свои возможности в качестве глубинных программ человеческой жизнедеятельности. В такие эпохи социального развития происходит переоценка целого ряда ранее казавшихся очевидными и само собой разумеющимися смыслов универсалий культуры. Отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, выход из под контроля системы социальных институтов, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам — характеристики общества, находящегося в состоянии социальной аномии. Социальное пространство подобного типа ассоциируется у индивида с хаосом, крахом, разрушением этоса. Социальная адаптация в условиях аномии — сложный и противоречивый процесс активного приспособления индивида или группы к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Успешность реформирования современного российского общества в значительной мере зависит от того, насколько безболезненно населению удастся адаптироваться к условиям аномии.
Вместе с тем, глубокие и радикальные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, не укладываются в традиционные схемы объяснения и понимания социальных систем. За чередой социальных революций, переворотов, циклов социально-экономического развития, сопровождающихся подъемами одних социальных общностей и разрушением других, принято видеть проявления единого для всего человечества процесса развития производительных сил общества по пути становления универсальных форм его существования. При таком подходе возникает иллюзия универсальности негэнтропийного характера эволюции социальных систем, а история предстает как некоторое магистральное направление общественного прогресса со всевозможными случайными отклонениями и колебаниями. В действительности эволюция общества носит неравномерный и нелинейный характер, ее описание в терминах универсального общественного прогресса скрывает реальные структуры и механизмы социального развития. Негэнтропийный характер эволюции характерен лишь для развития общества в целом, то есть метасистемы, в то время как эволюция ее отдельных подсистем и разных фаз развития имеет собственные жизненные циклы и характеризуется чередованием периодов нарастания энтропии и структурных изменений, приводящих либо к росту упорядоченности, либо к разрушению соответствующих подсистем.
В основу методологии новой парадигмы обществоведения должны быть положены современные общесистемные представления о процессах развития и самоорганизации. Речь идет не о простом перенесении закономерностей других систем на социальные, а об особом характере их проявления в таких сложноорганизованных системах, как общественные.
Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация дополняется организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого составляет основу развития социальных систем. Наглядным подтверждением этого тезиса служит длительное эволюционное развитие таких фундаментальных для общества систем, как рынок, мораль, язык, наука и культура в целом. Как показывает новая концепция, выдвинутая синергетикой, самоорганизация может начаться лишь в открытых неравновесных системах, находящихся достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Подобными характеристиками, на наш взгляд, обладает современное аномическое общество. Анализ проблем адаптации индивида в условиях социальной аномии конечно же не может быть полностью построен на синергетической базе, поскольку синергетика исследует лишь общие принципы самоорганизации. Применение синергетической парадигмы позволяет по новому осмыслить проблему типа адаптации, самоидентификации человека в условиях деструктивного общества.
Саморазвивающиеся, "синергетические системы" характеризуются принципиальной открытостью и необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. В этом смысле человек уже не просто противостоит объекту как чему-то внешнему, а превращается в составную часть системы, которую он изменяет. Включаясь во взаимодействие, он уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. Поэтому в деятельности с саморазвивающимися "синергетическими" системами особую роль начинают играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия.
В результате самоорганизации возникает новый спонтанный порядок в системе. Спонтанным он называется потому, что в его возникновении не участвуют какие-либо внешние силы, как в случае обычной организации, а порядок образуется самопроизвольно в силу внутренних причин. Таким образом, синергетический подход дает возможность понять и объяснить не только наличие спонтанного порядка и равновесия в системе, но и генезис их внутреннего механизма, их возникновения в процессе самоорганизации.
Весь комплекс внутренних, противоречивых процессов, имманентных самоидентификации индивида в аномическом обществе не может быть исследован только с позиции саморазвивающихся систем. Вместе с тем, сочетание экзистенциональных подходов и осмысление "духовных " флуктуаций, на наш взгляд позволяет по новому подойти к осмыслению феномена "самоорганизации души" человека. Нельзя предугадать, куда "качнется" индивид в процессе выбора адаптации, но можно сделать все возможное, чтобы предостеречь его от саморазрушения, от катастрофы полного распада личности. Попытка вывести человеческую душу из состояния социокультурного хаоса, обрести с помощью самоорганизации новый порядок — задача не из легких. В условиях распада привычных этосов, маргинализации социальных групп, эта задача становится актуальной как никогда.
Список научной литературыНиконов, Анатолий Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Августин Аврелий. Исповедь//Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий.: Пер. с латин. — М.: Республика, 1992. — 335с.
2. Алтухов В. Введение в многомерный мир//Свободная мысль. — 1993,—№8. —С. 4-7.
3. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей / Ин-т философии. — М.: Наука, 1996. — 335с.
4. Аршинов В., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты//Общественные науки и современность. — 1993. — № 3, —С. 59-70.
5. Аршинов В.И., Казаков Н.Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза/ТМатематика, естествознание и культура. — М : Наука, 1983 —234 с.
6. Атоян А.И. Маргинальность и право//Социально-политический журнал. — 1994. — №8. — С.158-163
7. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В трех томах. Т.1, —320 с. Т.2, — 378 с. Т.З, — 470 с. М.: Философское общество СССР, 1991.
8. Бабаева JI.B. Новые ориентиры в развитии общества//Социс. — 1995,— №5. С. 17-24.
9. Багдасарьян Н.Г., Кансузян JI.B., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориентациях студентов//Социс.— 1995. — № 4. — С.125-128.
10. Белов Г. Эволюция нормативной политической системы современного российского общес^/Общественные науки и современность. 1996. • С. 45-54.
11. П.Бердяев Н.И. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути»)//Н. Бердяев о русской философии 4.2. Свердловск.: Изд-во Урал. Ун-та. — 1991. — 240 с.
12. Бобахо В. А., Левикова С. И.Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколе-ний?//Общественные науки и современность. — 1996. — №3. — С. 56-65.
13. Василькова В. В. Самоорганизация в социальной жиз-ни//Социально-политический журнал. — 1993. — № 8. — С.22-28.
14. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Избранные произведения. — М.: Прогресс. — 1990. — 808 с.
15. Венгеров А. Синергетика и политика/Юбщественные науки и современность. — 1993. —№ 4. С. 55—67.
16. Волкогонов Д. А. Моральные конфликты и способы их разрешения. — М.: Политиздат, 1974. —156 с.
17. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Т. 2., — М.: Политиздат, 1957. — 572 с.
18. Гаджиев К.С. О смене общественно-политических пара-дигм//Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политические исследования. — 1993. — № 1. — С. 34-41
19. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии//Философия религии. В 2 т. — М.: Политиздат, 1977. Т.2. — 456 с.
20. Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М.:Политиздат, 1995. —435с.
21. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. —М. AdMarginem, 1995. —222 с.
22. Гендин A.M., Майер Р.А. Жизненные ориентиры советских и российских школьников//Молодёжь в условиях социально-экономических реформ. Материалы международной научно-практической конференции. — Спб., 1995г. — С. 7-8.
23. Гершензон М. О. Творческое самосознание. —М., 1990. — 226 с.
24. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Политиздат, 1964. — 748 с.
25. Голенкова З.Т., Вилок В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Рома-ненко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация. // Социс. — 1995. — № 6. — С. 14-23.
26. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации//Социс, —1996.8, —С.12-17.
27. Гомаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории// Общественные науки и современность. — 1994. — №2. — С. 99106.
28. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных усло-виях//Социс. — 1994 г. — №8-9. — С. 3-15.
29. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Современные общественно-политические преобразования в масштабе социального времени//Социс.1998, — №1, — С. 12-18.
30. Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность.
31. М.: Политиздат, 1988. — 383 с.
32. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта//Социс. — 1991.— № 6, —С.13-19.
33. Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор Социальная идентификация личности. Кн. 1. — М.: —1994. 342 с.
34. Делокаров К.Х. Закончилось ли противостояние науки и религии? // Общественные науки и современность. — 1996. — №1. — С. 74-84.
35. Делокаров К.Х. Исторический характер рациональности в научном познании//Философские науки. —1978. —№ 5. — С.38-47.
36. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергети-ка//Общественные науки и современность. — 1997. — №1. — С.117-124
37. Дискин И.С., Авраамова Е.М. Адаптация населения и элит (Институциональные предпосылки)//Общественные науки и современность. —1997. — №1. — С. 24-33.
38. Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье//Социс. — 1993,— №9, —С.3-16.
39. Доброчеев О. В. Физические закономерности общественного развития от тысячелетних цивилизаций до сегодняшних дней/Юбщественные науки и современность. — 1996. — № 6.1. С. 88-100.
40. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Очерки европейской фило-софско-эстетической мысли XX века. —М.: Искусство, 1990.399 с.
41. Донченко Е. А. Дистрессовый опыт в разрушающемся это-се//Фило^софская и социологическая мысль. — 1993. — №7-8.1. С.93-110
42. Дроздов А.В. Человек и общественные отношения. JI.: — 1966. —123 с.
43. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности //Социс. — 1995. — № 6. — С. 110-119.
44. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда//Метод социологии. М.: Наука, 1991. — 380 с.
45. Заславская Т.И. Структура современного российского общест-ваЮкономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. —1995. — №6,—С. 34.
46. Зобов Р. А., Келасъев В. Н. Мифы российского сознания. — С.Петербург.: 1995. — 237. с.
47. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы// Социально-политический журнал. — 1995. — №2. С.49-56
48. Ильин И.А. О сущности правосознания, М.: Рарогъ, — 1993. 235с.
49. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений)//Социс. — 1995. — № 4. — С. 3-13.
50. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. — М.: Политиздат, 1990. 415 с.
51. Касьянов В.В., Слепцов Н.С., Ревенко Л.В. Социализация молодёжи: сущность, особенности, тенденции. — Краснодар.: Кубан. гос. ун-т. — 1994.123 с.
52. Квон Се-ын. Теоретико-методологические проблемы исследования общественных преобразований в России/Социально-политический журнал. — 1997. — №2. — С. 223-237.
53. Климов В. А. Любшцев и проблемы органической фор-мы//Человек. — 1991. — №2. — С.31- 35
54. Климова С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен//Человек. —1995. — №3. —С.26-35.
55. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995. 342с.
56. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергети-ке//Вопросы философии. — 1997. — № 3. — С. 64-79
57. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраива-ние//Вопросы философии. — 1994. — №2. — С. 110-122
58. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: начала нелинейного мышления/Юбщественные науки и современность. —1993. — №2. —С. 38—52.
59. Коваленко В. И. Интегральная идеология в России: основания, проблемы, перспективы//Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политические исследования. — 1994. —№1.1. С. 6 9.
60. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. — М.: Политиздат. — 1984. — 335 с.
61. Корель Л.В. Социология адаптаций на исходе XX века: необходимость и трудности институционализации: препринт / СО РАН. Ин-т экономики и орг. пром. производства. Новосибирск. — 1995. — 59 с.
62. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса/Юбщественные науки и современность. — 1997.4. — С. 134-142.
63. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / МВД РФ. Сарат. высш. шк. Саратов. — 1995. — 89 с.
64. Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс — 1977. С.228.
65. Лаем Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося ми-ра//Путь. — 1995,— №7. С. 16-21.
66. Лапин Н.И. Тяжкие годины России//Мир России. — 1992. —№1.1. С. 21-26.
67. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России.//Социс. — 1994. — № 6. С. 46-53
68. Левич А.П. Научное постижение времени//Вопросы философии.1993,—№4. С.117-121.
69. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Поли, собр. соч. Т. 41. 642 с.
70. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г.). Полн. собр. соч. Т. 41. 642 с.
71. Лесков Л. В. Катаклизмы в России в свете теории катаст-роф//Общественные науки и современность. — 1994. — № 1. — С.150-160.
72. Локк Д. Избранные философские произведения. Т. II. —М. 1960. 564 с.
73. Лосев А. Мера//Философская энциклопедия. Т.З.— М.: Политиздат. 1964. С. 389-394.
74. М. Минуций Феликс. Октавий //А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Политиздат, 1990. — 479с.
75. Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б. Нелинейность. Новые проблемы. Новые возможности. М.: — 1994. — с.342
76. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика — ключ к теоретической истории?//Общественные науки и современность. — 1996. — №4. —С. 98-112
77. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии//0 человеческом в человеке. — М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
78. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. Соч., Т.1. М.: Политиздат, 1955. — 698 с.
79. Международный Московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы)//Вопросы философии. — 1996. — №11. — С. 148-152
80. Мелик-Гайказян И.В. Информация и самоорганизация. Томск: Томский политехнический университет, 1995. — 112с.83 .Мигель де Унамуно. О трагическом чувстве жизни у людей и на-родов//Человек. —1990. — №6. — С.135-140
81. Митина О., Петренко В. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации/Юбщественные науки и современность. —1995, —№5,—С. 103—115.
82. Мнацаканян М.О. О природе социальных конфликтов современной России//Политическая социология. С.П-б, 1997. —С.80-81.
83. Моисеев Н. Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление//Общественные науки и современность. — 1993. —№ 2 — С. 63-75.
84. Моисеев Н. Н. Тектология Богданова — современные перспек-тивы//Вопросы философии. — 1995. — № 8. — С. 8 -13
85. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ//Вопросы философии. — 1995. —№1. —С. 3-30.
86. Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 26-27 сент. 1995 г. Выпуск 1/СПб. гос. ун-т, Ком. РФ по делам молодёжи. СПб.,: СПб. гос. ун-т, 1995. — 164 с.
87. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1955.459 с.
88. Навджавонов И.О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов//Социальная философия в конце XX века. М., 1991. — 247 с.
89. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического прогресса. М., 1996. — 342 с.
90. Назаретян А.П. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов/Юбщественные науки и современность. — 1993, —№3, —С.82-93
91. Налимов В. Вездесуще ли сознание?//Человек. — 1991. — №6.1. С.17-23.
92. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989 —287 с.
93. Наумова Н.Ф. Бремя перемен//Человек. — 1990. — № 5. — С 2938.
94. Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989. — 398 с.
95. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. / Редкол.: А.И.Титаренко (отв. ред.) и др. М.: Политиздат, 1982 С.100.
96. Ортега-и-Гассет X. Человек в XV веке//Человек. — 1992. — №3.1. С.28-39.
97. Осипов Г.В. О концепции и стратегии социального развития России//Социально-политический журнал. — 1993. — №8. — С.3-12.
98. Очерки методологии познания социальных явлений. М.: мысль, 1970. —344с.
99. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции//Социс. —1997—№6,С.24-36.
100. Папырина В.А. Социальная аномия на производстве//Социс.1995. — № 9,— С.153 -154
101. Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. В 5 т., т. 2, 589 с.
102. Попова И.В. Маргинальность: феномен, понимание //Социс.1994. — №3. — С.158-159.
103. Пригожин И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. — 1991. — № 6. — С. 46-52 (Prigogine I. The philosophy of instability — "Futures", August, 1989, p. 396—400. 47)
104. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 432с.
105. Пуляев В.Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. СПб., 1993, —332 с.
106. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. 1996. М.: Русское феноменологическое общество, 1996 .— С.118.
107. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии об-щества//Вопросы философии. — 1995. — № 8. — С. 63—72.
108. Рукавишников В.О. Социология переходного периода//Социс.1994. — №8-9. — С. 16-27.
109. Рукавишников В.О., Рукавишникова Т.П., Золотых А.Д., ШестаковЮ.Ю. В чем едино "расколотое общество". Социологические исследования. — 1997г. — N°6. — С. 89-98.
110. ИЗ. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969, —703с.
111. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы (некоторые теоретические и прикладные вопросы социологического анализа) Киев.: Наукова думка, 1976. — 151с.
112. Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Возрастные оценки будущего России//Социологический журнал. — 1996. — №3/4. — С. 45-56
113. Самойлова В.А. Проблема социальной адаптации молодежи в условиях общественных перемен//Молодёжь в условиях социально-экономических реформ» Материалы международной научно-практической конференции. Спб.: Спб. Университет, 1995г. — С. 39-41.
114. Сачков Ю.В. Конструктивная роль случая//Вопросы философии. — 1988. — № 5. — С. 82-95.
115. Сачков Ю.В. Случайность формообразую-щая//Самоорганиация и наука: опыт философского осмысления. М.: Прогресс. 1994. — 432 с.
116. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем //Общественные науки и современность. 1993. №4. С.32-39.
117. Сингер Б.Дж. Демократическое решение проблемы этнического многообразия//Вопросы философии. —1994. — № 6. — С.89-97.
118. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М. 1994. — 432 е.
119. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социологические исследования. — 1995. — №4, —С. 82-85
120. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1973. — 236 с.
121. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества (социологический анализ) //Социс. — 1993. — № 9. — С. 42—46.
122. Социально-стратификационные процессы в современном обществе. Кн. 2. М.: Наука. 1993. — 345 с.
123. Социальные отклонения (Под ред. Кудрявцева В.Н.). — М.: Юридическая литература. 1989. — 368с.
124. Социология молодежи./Под ред. Лисовского В.Т., Книга III. М.: Институт молодежи. 1995. — 130 с.
125. Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обще-стве//Рабочий класс и соврем, мир. —1990. — №6. — С.153-171.
126. Стариков Е.Н. Маргиналы/ТВ человеческом измерении. — М., 1989. —432 с.
127. Степин B.C. Становление норм и идеалов постнеклассической науки//Проблемы методологии постнеклассической науки. М.: Наука. 1992 —234 с.
128. Степин B.C. Философия и прообразы будущего/ТВопросы философии. — 1994. — №6. — С.10-21.
129. Сычев Ю.В. Бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации. М. Российская академия управления, 1992. —100 с.
130. Тофлер О. Столкновение с будущим//Иностранная литература. — 1972. — №3. — С. 218-249
131. Феоктистов Г.Г., Динамика нравственных парадигм и моло-дёжь//Молодёжь в условиях социально-экономических реформ Материалы международной научно-практической конференции. Спб.: Спб. Университет, 1995. — 164 с.
132. Феофанов К. А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии//Социс. — 1992 — № 5. — С. 88-90.
133. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1995. —256с.
134. Хакен Г. Синергетика. М., 1980. — 232с.
135. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентично-сти//Вопросы философии. — 1994. — №10. — С. 112-123
136. Цельс. Правдивое слово//А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. —М.: Политиздат, 1990. — 479с.
137. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. М.: Акад. народного хоз-ва, 1994. — 107 с.
138. Чернина Н.В. Бедность как социальный феномен российского общества//Социс.— 1994,— №3.— С.52-57.
139. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте сво-боды//Социс. —1995. — №9. — С. 81-88.
140. Шабанова М.А. Ценность и «цена» свободы выбора в процессе социальной адаптации к рынку//Социс. — 1995. — №4. — С.88-96.
141. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема: Автореф. дис. канд. филос наук. М., 1990. — 23 с.
142. Шапинский В.А. К вопросу о маргинальных источниках куль-туры//Альтернативность общественного развития. М.: Прогресс, 1992 — 234с.
143. Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия//Социс. — 1995. — №2. —С. 48-57.
144. Шаров А. Н. Проблема человека в контексте радикальных социальных преобразований. Вестник СПбГУ, 1996. Серия № 1. Вып. 6, —С.23-29
145. Шахназаров Г.Х. Социализм и будущее. М.: Политиздат, 1983. —243 с.
146. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. (Пер. с латинского Н. Цветкова.) Саранский филиал СП «Норд», 1991. — 352 с.
147. Шулер В.А. Самоорганизация городского расселения. М.: Рос. Открытый университет, 1995. — 236 с.
148. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информ.бюл. № 6 (20) / ВЦИОМ. ИНТЕРЦЕНТР. Акад. народного хоз-ва, 1995. — 98 с.
149. Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. Соч., Т. 1. М.: Политиздат, 1955. — 698 с.
150. Энгельс Ф. Успехи движения за социальное преобразование на континенте. Соч., T.l. М.: Политиздат, 1955. —698 с.
151. Ядов В.А. Социальная идентификация личности в условиях быстрых социальных перемен//Социальная идентификация личности. Кн. 2. М.: 1994. 232 с.
152. Яковленко С.И. Об организующем и разрушающем (стохасти-зующем) воздействиях в природе//Вопросы философии. — 1992. — №2.—С.141-144
153. Anomie and deviant behavior. A discussion and critigue / Ed. by Clinard M.B. NewYork-London: The Free Press, 1966,— 409p.
154. Brooks R.H. The anatomy of anomie // Political Science. 1951. N66(3). —123 p; 1952 N66(4). —114 p.
155. Dictionary of modern sociology. Totowa, New Jersey. 1969. — 393 p.
156. Grazia S. De. The political community: A study of anomie. Chicago: Chicago University Press, 1948. Esp. — 316 p.
157. Hilbert R.A. Durkheim and Merton on anomie: An unexplodet contrast and derivatives // Sozial Problems. 1989. N36(3). — 244 p.
158. Kluzfer J. L'eclusion sociale. Etude de la marginalite dans les so-cietes occidentales. P., 1965. —235p.
159. Merton R. K. Social Theory and sozial structure. Glencoe.lll.: The Free Press, 1968.— 453 p.
160. Orru M. Anomie: History and meanings. Boston etc.: Allen & Unwin, 1987, —345p.
161. Parsons T. Deviant behavior // Sozial devianze. Philadelphia etc.: J.B Lippincton, 1975. — 376 p.
162. Riesmen D., Glazer N., Denney R. The lonely crowd. New Haven: Yale University Press, 1950. — 435 p.
163. Srole L. Social integracion and certain corollaries: An exploratory study // American Sociological Review. Dec. 1956. N21. — 713 p.
164. Wolff K.H. Anomie and the sociology of knowledge, in Durkheim and today. // Philosophy and social criticism. Chestnut Hill. 1988. N14(1). —325p.