автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-аксиологический аспект концепции "нового мышления"
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Филин, Дмитрий Михайлович
Введение.
1. Социально-аксиологический идеал «целостного мира» в концепции «нового мышления».
1.1 Онтологическая ориентация на «целостный мир» и исходные методологические установки концепции «нового мышления».
1.2 Природа, сущность и предназначение человека в «целостном мире».
1.3 Принципы организации «целостного социума».
2. Смена парадигмы ценностного мышления как условие перехода к гемисферной интеграции человечества.
2.1 Закономерности и противоречия развития аксиосферы в период глобальной перестройки социума.
2.2 Метаязык, ноосфера и новое мышление как осмысление приоритета высших интегративных ценностей человечества.
2.3 «Новое мышление» и глобальные проблемы современности.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Филин, Дмитрий Михайлович
Актуальность исследования обусловлена процессом смены парадигмы ценностного мышления в современном социуме. С конца XX в. интеграция человечества выходит на новый, глобальный уровень. Это сопровождается изменениями в сфере общественного и индивидуального сознания. Такие изменения сопровождаются рядом негативных тенденций: разрушением традиционных духовных основ жизни общества, гипостазированием локальных ценностных систем до уровня общезначимых, религиозным фундаментализмом, националистическим и расистским экстремизмом, терроризмом и т.п. Происходит распространение так называемой "массовой культуры" с ее тяготением к упрощению духовной жизни.
Вышеперечисленные явления представляют существенную опасность, так как затрагивают глубинные смысложизненные ориентиры человека и общества. В связи с этим особенно актуальными становятся социально-философские исследования в этой области.
Концепция "нового мышления" представляет собой попытку осмысления проблем, связанных с глобализацией мира, на интегративной научно-философской основе. В ее рамках разработаны принципиально новые подходы к решению актуальных задач развития современного общества в различных сферах - политической, экономической, экологической, образовательной и т.д.
Настоящее исследование представляет особую значимость для отечественной философии, так как обнаруживает с ней глубокую генетическую связь. В становлении взглядов, родственных "новому мышлению" большую роль сыграли русские философы Серебряного века.
Труды одного из представителей концепции "нового мышления" -австрийского философа К. Гюнцля оказали определенное влияние на формирование политического курса, проводимого в нашей стране в 1980-е годы. Это дает основания утверждать, что изучение этого направления позволит глубже осмыслить социальные процессы, происходящие в России.
Степень разработанности проблемы. Вплоть до 1985 г. вопрос о смене парадигмы ценностного мышления в отечественной литературе практически не служил предметом специального рассмотрения. Интерес к нему значительно возрос прежде всего по причине изменения политического курса страны. Большая часть работ ограничивается постановкой актуальных задач перестройки и нового политического мышления. Практически не анализируются вопросы об истоках и философско-методологическом обосновании данной концепции. Среди авторов этого периода следует назвать М.С. Горбачева, B.C. Бакирова, А.Е. Бовина, Ф.М. Бурлацкого, Д.М. Гвишиани, H.H. Моисеева, А.И. Новикова, А.К. Уледова, И.Т. Фролова и др.
С 1990-х годов появляются публикации, которые посвящены различным частным аспектам. Этический аспект перестройки и нового мышления затрагивается в монографии Р.И. Александровой. Такие авторы, как А.П. Валицкая, С.П. Иваненков, А.Н. Кочергин, А.Ж. Кусжанова, К.В. Султанов, Р. Хехт рассматривают взаимосвязи "нового мышления" и современного образования. В.В. Минеев и В.П. Нефедов дают философско-герменевтический анализ стиля и содержания социально-философских текстов по данной проблематике. О.Я. Гелих рассматривает содержание и место понятия любви в концепции К. Гюнцля.
Целый ряд исследователей рассматривает роль "нового мышления" в осмыслении и решении актуальных вопросов глобальной интеграъщы человечества. В этом контексте рассматриваются его связи с проблемой сохранения мира (П. Фишер), духовного и физического выживания человека (В. Прельс), другими глобальными проблемами (A.C. Мамзин). Д.Е. Фролов и H.B. Казакова подчеркивают коллективную мысль интернациональной "Фельденской группы" исследователей о том, что в настоящее время в мировом развитии начинает доминировать интегративная (центрокомплексная) тенденция, в которой Россия будет играть ведущую роль. A.C. Мамзин отмечает, что кризис современной цивилизации имеет не только материальный, но и духовный характер. Он анализирует особенности традиционной парадигмы мышления, приведшие к кризису, и делает вывод о необходимости ее обновления. О.Д. Шипунова подчеркивает роль "нового мышления" в становлении новой рациональности.
Для выяснения теоретических источников концепции "нового мышления", а также более полного выявления сущности его положений, нами используются классические труды зарубежных и российских авторов более раннего периода. К ним относятся: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А.Бергсон, П. Тейяр де Шарден; Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, H.A. Бердяев. Комплекс идей, выдвинутый названными мыслителями, анализируется в работах современных философов: И.С. Андреевой, М.А. Блюменкранца, А.Г. Гачевой, А.Б. Гофмана, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, А. Мюллера, А.Н. Назаретяна, У. Новотного, К.С. Пигрова, С.Г. Семеновой и др.
При определении связей исследуемого учения с философскими течениями XX в., прежде всего с персонализмом, и экзистенционализмом, мы опирались на труды Н. Аббаньяно, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса.
Затрагивается целый комплекс проблем, разрабатываемых такими современными науками, как математическая логика, кибернетика, синергетика. Их постановка и анализ как с частнонаучной, так и с общефилософской точек зрения, дается в работах следующих авторов: И. Бар-Хиллел, С. Бир, Н. Винер, Л. Витгенштейн, Л. Габриэль, Н.В. Казаков, С. Клини, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Г.Н. Поваров, И.Р. Пригожин, М.В. Сапронов, И. Стенгерс, A.A. Френкель, Г. Хакен, В.И. Шаповалов.
Важное место занимает рассмотрение перспектив устойчивого развития общества, которое исследуется в трудах социальных философов: Ф.А. Айзятова, П. Аснера, М.А. Бирюковой, А.П. Валицкой, Ф.И. Гиренка, Э.В. Гирусова, А.А.Гусейнова, Г.Г. Дилигенского, В.ванДирена, Ю.А. Жилина, Г.Г. Зейналова, Н.С. Зиядуллаева, Л.Г. Ивашова, Ф. Капры, И.С. Кирвеля, М.М. Лебедевой, В.А. Лося, A.C. Мамзина, Д.Х. Медоуза, Г.Л. Мельниковой, А. Печчеи, Э.И. Романовой, Н.С. Савкина, А.И. Сухарева, А.Д. Урсула, М.А. Чешкова, А.Н. Чумакова и др.
Вышеназванные авторы провели глубокий анализ отдельных вопросов, относящихся к "новому мышлению" в контексте актуальных проблем современности. Однако в их работах отсутствует его целостное социально-философское рассмотрение.
Кроме того, в отечественной философской мысли данная концепция связывается, как правило, с именем М.С. Горбачева. В трактовке последнего она носит несколько упрощенный, преимущественно политологический характер, представляется с неомарксистских позиций. Ее возникновение, интернациональный характер, широкая методологическая база и важнейший аксиологический аспект до сих пор оставались малоисследованны.
Все это и определило выбор предмета настоящей диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы на интегративной основе социально-философского анализа раскрыть аксиологическое содержание концепции "нового мышления" и ее генезис в контексте глобальных проблем современности и смены парадигмы ценностного мышления.
Реализация этой цели предполагала решение следующих блоков задач: - раскрыть генезис, этапы становления и теоретические источники концепции "нового мышления"; дать сравнительный анализ ее основных положений с аналогичными в социально-философских течениях России и Западной Европы XIX-XX веков; показать онтологическую ориентацию "нового мышления" на "целостный мир" как высший аксиологический идеал; выявить сущностные характеристики идеала "целостного мира" применительно к обществу как условия полноценного развития личности; осуществить анализ представлений о природе, сущности и предназначении человека в новом целостном мире;
- исследовать процесс смены парадигмы ценностного мышления на этапе глобальной интеграции социума; определить новую структуру ценностной системы и возможные противоречия ее формирования;
- показать роль "нового ценностного мышления" в осознании сущности современной кризисной ситуации и решении глобальных проблем-.
Методологическую основу диссертационной работы составляют:
- системный подход при исследовании концепции "нового мышления", ее методологических оснований, а также аксиосферы современного общества;
- единство исторического и логического при раскрытии генезиса и этапов развития этой концепции;
- комплексный подход при изучении ее теоретических источников (разных течений философии, эволюционного учения, общей теории систем, кибернетики, синергетики, математической логики и др.);
- компаративный анализ при выявлении сходных положений концепции "нового мышления" с философскими учениями других авторов с целью более точного определения смысловых нюансов; принципы "ответственной вненаходимости" и "диалогичности мышления" М.М. Бахтина при сопоставлении разных мировоззренческих ориентаций; аксиологический (ценностно-оценочный) анализ сущностного содержания концепции "нового мышления", новых ценностных приоритетов, а также современной кризисной ситуации в мире; экстраполяция и логическая дедукция при распространении методологических принципов "нового мышления" на область современной аксиосферы и определении системы ценностей, характерных для этапа перехода к гемисферной интеграции человечества;
- герменевтический анализ для адекватного понимания оригинальных немецкоязычных текстов, а также верной трактовки концептуальных положений разных философских направлений.
Кроме того, изучалась и использовалась своеобразная методология западных философов:
- принципы целостности и системной иерархичности мира, признание возможности скачкообразных изменений в структурах человеческого сознания (ценностных ориентаций, парадигм мышления, менталитета) при перестройке социума (К. Гюнцль, Ф. Ницше);
- принципы онтологического монизма и перманентного творческо-эволюционного развития (П. Тейяр де Шарден);
- гипотеза о "турбулентном потоке" интегрирующей космической энергии (А. Шопенгауэр, П. Тейяр де Шарден);
- учение об архетипах и интуитивном восприятии массовым сознанием переломных исторических периодов (К.Г. Юнг).
Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое целостное социально-философское исследование концепции "нового мышления" с акцентом на ее аксиологическое содержание. Раскрыты ее генезис, ценностно-ориентационная сущность, методологическая основа, теоретические источники; показана связь с современными философскими учениями; определена ее роль в осмыслении и решении глобальных проблем современной цивилизации.
Научная апробация работы. Основные результаты данного исследования были изложены диссертантом в выступлениях: на I Международных Эрьзинских чтениях (Саранск, 1996); заседаниях Всероссийской научной молодежной школы "Традиционные проблемы 9 гуманитарных наук глазами молодых" (Саранск, 2001); Международной конференции "Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований" (Москва, 2002).
Структура и объем работы. В соответствии с целью, задачами и характером исследования определилась структура работы. Она состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и библиографического списка. Общий объем работы составляет 169 страниц. Библиография насчитывает 187 источников.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-аксиологический аспект концепции "нового мышления""
Заключение
В данном диссертационном исследовании, проведенном на единой ин-тегративной основе социально-аксиологического анализа, получены конкретные результаты, обладающие научной ценностью и выносимые на защиту:
1. Раскрыты генезис, этапы становления и теоретические источники концепции «нового мышления». В форме целостного социально-философского учения она сформировалась в 60-70-х годах XX века в трудах австрийского мыслителя К. Гюнцля. Влияние на ее возникновение оказали: немецкий иррационализм, экзистенциализм, эволюционизм, австрийский универсализм. Имеются теоретические параллели с русским космизмом и учением о диалогичности мышления.
2. Показана исходная ориентация "нового мышления" на "целостный мир " как высший аксиологический идеал единства многообразия бытия и его вероятностной эволюционной детерминации.
Исследованы основные принципы организации идеала "целостного мира." применительно к обществу: суверенитет личности, социальное партнерство, субсидиарность (распределение свободы, ответственности и взаимопомощи по вертикали общественной структуры). Такое понимание близко идее "соборности" в русской философии.
3. Осуществлен анализ нового понимания человека в рассматриваемой концепции. Он заключается в признании его двойственной природы, как свободной творческой личности и как части природных и социальных систем. Его сущность "индивидуально-космическая и творческая". Она основана на структурной идентичности личности (микрокосма) и окружающего мира (макрокосма). Это проявляется в этапах развития мышления: чувственное - абстрактное - творчески активное - ценностное - интуитивное. Предназначение человека состоит в сознательном управлении ходом универсального эволюционного процесса.
4. Исследован процесс смены парадигмы ценностного мышления на этапе глобальной интеграции социума. Он закономерен и протекает по этапам: новое время - новое ценностное мышление идеологов - новое массовое сознание общества - сознательно проводимые преобразования. Его сущностными чертами выступают: ноосферная направленность, глобальный метаязы-ковой характер, осмысление высших интегративных ценностей человечества.
Грубое вмешательство в закономерность приводит к деформациям: дисбалансу локальных и универсальных ценностей, вульгаризации общезначимых ценностей, архаизации аксиосферы, слому ценностной системы (аномии).
5. Показана роль нового ценностного мышления в понимании сущности современной кризисной ситуации (как борьбы подсистем за место и ранг в новой целостности) и решении трех глобальных проблем: экологического выживания человечества, гармоничных взаимоотношений между странами "первого" и "третьего" мира, принятия новой парадигмы образования. Во всех случаях ориентирами выступают интегративное начало и диалоговый подход: равноправное партнерство для гармоничного сосуществования, субсидиарные отношения с целью стимулирования саморазвития стран-реципиентов, диалог личности с обществом для обретения ею подлинного бытия в целостном и свободном мире.
Достоверность и обоснованность выводов обеспечиваются широкой совокупностью источников отечественных и зарубежных авторов, применением современных методов социально-философского анализа.
Научно-практическая значимость исследования определяется, во-первых, потребностями научного управления социальными процессами в переходный период развития. Указываются перспективы преодоления кризиса, решения ряда глобальных проблем.
Во-вторых, научные результаты работы могут быть применены в целях обогащения методологии социальной философии на основе знакомства с оригинальными концепциями зарубежных исследователей.
В-третьих, собранный практический материал полезен при анализе взаимного влияния отечественной и западноевропейской философской мысли.
В-четвертых, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в лекционной работе: 1) при чтении вузовского курса лекций по социальной философии в следующих разделах: "Общественное сознание и закономерности его развития", "Личность в современном обществе", "Глобальные проблемы современности"; 2) при разработке спецкурсов по концепции "нового мышления", аксиологии, философской антропологии, истории философии XX века.
Основываясь на достигнутых результатах, можно наметить перспективы дальнейшего исследования данной темы. В работе определены выходы "нового мышления" на актуальные проблемы современности. Необходима дальнейшая разработка данного вопроса при расширении круга рассматриваемых проблем.
Отмеченные в работе параллели социально-аксиологического аспекта концепции "нового мышления" и учений ряда русских философов конца Х1Х-ХХ вв. представляют несомненный историко-философский интерес и требуют более глубокого анализа.
В связи с глобальными интеграционными тенденциями и возрастающим взаимовлиянием аксиосфер дальнейшего изучения требует роль "нового мышления" в построении метаязыкового диалога культур. В данном направлении наиболее перспективным представляется междисциплинарный подход в исследовании с привлечением кроме социально-философского и аксиологического методов также методологии логики, лингвистики и теории межкультурной коммуникации.
Список научной литературыФилин, Дмитрий Михайлович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 1998. -505 с.
2. Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы. Дисс. на соиск. уч. ст. док. филос. наук. Саранск, 1999. - 387 с.
3. Александрова Р.И. Основы этики. Саранск, Изд-во Мордовского ун-та, 1997.-92 с.
4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001.-608 с.
5. Андреева И.С. Артур Шопенгауэр как философ и моралист. М.: ИНИОНРАН, 1991.-33 с.
6. Аристотель. О душе. // Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - С. 369 - 448 с.
7. Аснер П. Насилие и мир. От атомной бомбы до этнической чистки. СПб.: Всемирное слово, 1999. 352 с.
8. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) II // Вопросы философии. М.: Наука, 1998. №2. - С. 3- 17.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
10. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. -384 с.
11. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Правда.- 1989. -607 с.
12. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. М.: Гуманитарий, 2001, № 1. - С. 33-42.
13. Блюменкранц M.А. Рождение философии из духа трагедии// Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. - С. 3-10.
14. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. - 413 с.
15. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1989. -429 с.
16. Валицкая А.П., Султанов К.В. К национальной доктрине российского образования // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. -С. 335-346.
17. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.- 271 с.
18. Винер Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1983. - 326 с.
19. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Издательство иностранной литературы. - 1958. - 132 с.
20. Гвишиани Д.М. Вступительная статья // Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988. - С. 5-29.
21. Гелих О .Я. Neues Denken, Эрос и Кристоф Гюнцль // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. -СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. С. 85-90.
22. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры//Экология, культура, образование. М., 1989. - С. 11-18.
23. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. — М.: Политиздат, 1987. 271 с.
24. Гофман А.Б. Общество, мораль и религия в философии А. Бергсона // Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - С. 351 374.
25. Гусейнов A.A. Природа как ценность культуры//Экология, культура, образование. М., 1989. С. 5-11.
26. Гюнцль К. Новое время новое мышление - новое сознание // Вестн. Мордов. ун-та. - 1993. - №4. - С. 9 - 14.
27. Гюнцль К. Новое мышление в преодолении прошлого и созидании будущего. -М.: Республика, 1993. 191 с.
28. Гюнцль К. Заключительное слово // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 530-531.
29. Гюнцль К. Судьбоносный вопрос для стран бывшего Советского Союза // Мост. 1999. - №25. - С. 52-53.
30. Гюнцль К. Философы изменяют мир // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 5-15.
31. Дилеммы глобализации : Социумы и цивилизации: иллюзии и риски /Редкол.: Т. Т. Тимофеев (отв. ред.) и др. М.: Вариант, 2002. - 528 с.
32. Дилигенский Г.Г. Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол МЭ и МО // Мировая экономика и международные отношения. М.: Наука, 1999. - № 4. - С. 114 - 127.
33. Жилин Ю.А. Глобализация в контексте развития современной цивилизации // Свободная мысль XXI. - М. - 2002, № 4. - С. 27 - 39.
34. Замятин Е.И. Мы: романы, повести, рассказы, сказки. М.: Современник, 1989. - 560 с.
35. Зейналов Г.Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития. М.: Прометей, 1999. - 200 с.
36. Зиядуллаев Н.С. СНГ: национальная безопасность и экспансия США // Свободная мысль XXI. - М. - 2002. - № 6. - С. 73 - 87.
37. Зубец В.М. Два типа ценностных изменений//Философские науки. -М.: Гуманитарий, 2000, № 4. С. 69-74.
38. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Гражданственность и новое мышление в образовании // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - С. 423-426.
39. Ивашов Л.Г. Глобальный тупик или гармония цивилизаций // Свободная мысль XXI. М. - 2002. - № 9. - С. 21 - 28.
40. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1987. - 319 с.
41. История философии: Запад Россия - Восток (книга вторая: Философия XV - XIX вв). 2-е изд. - М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А.Шичалина, 1998. - 560 с.
42. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
43. Казакова Н.В. Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем / Науч. ред. проф. Д.Е. Фролов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 172 с.
44. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения в 6 т. Т.4., ч. 1. М.: Мысль, 1965. - 544 с.
45. Каира Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей/Юдин мир для всех: Контуры глобального сознания: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -С.32-35.
46. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. /Моск. ун-т потребкооперации. -М., 1998. 244 с.
47. Кирвель Ч.С. Идеи космизма как фактор становления духовно-экологической цивилизации // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Нестор, 1999. - С. 175181.
48. Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма II Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография. -М.: Логос, 2000.-С. 6-23.
49. Клини С. Математическая логика. М.: Мир, 1973. - 480 с.
50. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994. - 207 с.
51. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-271 с.
52. Кочергин А.Н. Новое мышление в философии образования // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф.-СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 331-335.
53. Кравцов А.О. Педагогическая герменевтика и философия воспитания // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. С. 412-416.
54. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: ВЛАДОС, 1998. -416 с.
55. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы. - М.: Знание, 1983. - 64 с.
56. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования / Удм. гос. ун-т Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1995. 253 с.
57. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место России в ней // Мегатренды мирового развития / Под ред. М. В. Ильина, В. Л. Иноземцева М. : Экономика , 2001.-С. 152-169.
58. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х т.: Т. 1. М.: Мысль, 1985. - С. 78 - 595 с.
59. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1983.-208 с.
60. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.- 559 с.
61. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - С. 136 - 288.
62. Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие. М.: Изд-во "Агар", 2000. - 254 с.
63. Мамзин A.C. О новом мышлении в решении глобальных проблем // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - С. 206-214.
64. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. - М.: Государственное изд-во полит, лит-ры, 1955. -С. 1-4.
65. Маркс К. Тезисы о Фейербахе И Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М.: Изд-во политической литературы, 1996. - С. 102-107.
66. Медведко Л.И. Россия, Запад и ислам. (Диалектика и синергетика в "интегральном сопряжении" войны и мира) // Общественные науки и современность. -М.: Наука, 2002. №1. - С. 107 -117.
67. Мельникова Г.Л. Смена парадигм в управлении природопользованием на рубеже XXI века (в свете биосферной концепции) // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. С. 116-122.
68. Минеев В.В., Нефедов В.П. Угроза самоуничтожения и Neues Denken: из диалога с Кристофом Гюнцлем // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 26-33.
69. Минеев В.В., Нефедов В.П. Искусы русского космизма // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. -СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. С. 196-199.
70. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. М.: Наука, 1999. - № 8. - С. 92 -118.
71. Моисеев H.H. Система "Гея" и проблема запретной черты // Мир науки. М., 1985.-№ 1.-С. 18-27.
72. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. -351 с.
73. Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. М.: Республика,1999.-559 с.
74. Мухамеджанова Н.М. Об антропологическом подходе в образовательной деятельности // Антропологический подход в образовании: методологические аспекты : Материалы межвуз. науч. конф. 28 мая 1998 г. Оренбург : Изд-во ООИУУ, 1998. - с. 36 - 43 с.
75. Назаретян А.Н., Новотный У. Русский космизм и современная прогностика // Вестник российской академии наук. М. - 1998. -Т. 68. -№5. - С. 427 -436.
76. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей // Полн. собр. соч. Т. 9. М.: Московское книгоиздательство, 1910. - 362 с.
77. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. - С. 749 - 882.
78. Павленко Ю.В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография. М.: Логос,2000. С. 115-128.
79. Пантин В.И. Глобальная политическая история и современность // Общественные науки и современность. М.: Наука, 2002. - №5. - С. 156 -167.
80. Песоцкая E.H. Природно-биологические факторы социальной активности личности: (Философский анализ) / Науч. ред. проф. Д.Е. Фролов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. - 108 с.
81. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 301 с.
82. Пигров К. С. Научно-техническое творчество. (Социально-философские проблемы). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — 143 с.
83. Поваров Г.Н. Норберт Винер и его "Кибернетика" (от редактора перевода) // Винер Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968. - С. 5-28.
84. Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. М.: Наука, 1999. - № 8. - С. 119 - 128.
85. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия (философские и теоретико-социологические аспекты): Автореф. дис. д-ра социол. наук / Моск. ун-т. M., 1996. - 31 с.
86. Прельс В. Больше никогда не быть жертвой // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - С. 199-206.
87. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
88. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб, 1995. - 325 с.
89. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования (Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исслед. центр по проблемам качества подготовки специалистов, 1992. - 155 с.
90. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исслед. центр по проблемам качества подготовки специалистов, 1993. -194 с.
91. Романова Э.И. В лабиринте глобализации // Свободная мысль XXI. -М.-2002. -№6.-С. 59-72.
92. Русский космизм:- Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 368 с.
93. Савкин Н.С. Социальная философия. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1997. - 176 с.
94. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. - 279 с.
95. Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения // Общественные науки и современность. М.: Наука, 2002. - №4. - С. 158172.
96. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 319 - 344.
97. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
98. Содейка Т. О Вильгельме Виндельбанде // В. Виндельбанд. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995. - С. 657-658.
99. Соловьев B.C. Кризис западной философии (Против позитивистов) // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - С. 3-138.
100. Соловьев B.C. Общий смысл искусства // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2.-М.: Мысль, 1990. С. 390 - 404.
101. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Соч. в 2 тт. 2-е изд. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - С. 139-288.
102. Соловьев B.C. Смысл любви // Избранные произведения. Серия "Выдающиеся мыслители". Ростов-на -Дону: Феникс, 1998. С. 426 - 503.
103. Сухарев А.И. Теоретические и методологические основы социологии социального партнерства // Сухарев А.И. Проблемы регионологии: Сб. ст. / НИИ Регионологии. Саранск, 2001. - С. 51 - 59.
104. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 239 с.
105. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. 278 с.
106. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. - 270 с.
107. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция, космос, человек. (Общие законы развития и концепция антропокосмизма). Кишинев: Штиинца, 1986. -270 с.
108. Философия любви. Ч. 1. М.: Политиздат, 1990.- 510 с.
109. Философия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТОН-Остожье, 2001. - 704 с.
110. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
111. Фишер П. Ущелье перед Омегой // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 33-42.
112. Форрестер, Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. - 167 с.
113. Франкл В. Что такое смысл // Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. - с. 284 - 307.
114. Френкель A.A., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М.: Мир, 1966. - 555 с.
115. Фролов Д.Е. Кристоф Гюнцль основоположник концепции "нового мышления" в западной философии истории // Вестник Мордовского ун-та. - 1993. -№4.-С. 7-9.
116. Фролов Д.Е., Малкин В.И. Активность личности студента (аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании). -М.: Универсум, 1994. 383 с.
117. Фролов Д.Е. Философская концепция "нового мышления" К. Гюнцля // Западная философия в XX веке / Отв. ред. Н.С. Савкин. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1996. - С. 133 - 144.
118. Фролов Д.Е. Современный мир в эпицентре переломного этапа (философский взгляд на проблему) // Реконструкция гомеостаза. Материалы IX Междунар. симпозиума. Красноярск, 1998. - С.168-181.
119. Фролов Д.Е. Иерархия социальных ценностей и смена парадигмы ценностного мышления // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. -С. 131-136.
120. Фролов Д.Е., Казакова Н.В. Проблема сохранения мира в свете "Нового мышления" Кристофа Гюнцля // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 15-26.
121. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека. (Опыт постановки проблемы; дискусии; обобщения). -М.: Политиздат, 1975. 223 с.
122. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1979. - 336 с.
123. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.
124. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.
125. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса//Фромм Э. Душа человека: Перевод. -М. Республика, 1992. -430 с. С. 375 -414.
126. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. М.: Мир, 1985.-425 с.
127. Харше Р. Новые рубежи // Свободная мысль XXI. - М. - 2002. - № 6.-С. 47-58.
128. Хехт Р. Новое мышление в Северной академии // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - С. 404-408.
129. Чешков М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et contra. М., 1999. - Т. 4. - №4. - С. 114 - 127.
130. Чешков М.А. Мироцелостность и ее история//Вопросы истории. -М.: 1995,-№2.-С. 27-43.
131. Чиркова Л.Л. Эволюция органического мира и человек // Человек и мир: Сб. статей. Саратов: Б.и., 1992. - С. 45-52.
132. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. -159 с.
133. Шаповалов В.И., Казаков Н.В. Законы синергетики и глобальные тенденции // Общественные науки и современность. — М.: Наука, 2002. -№3. -С. 141 148.
134. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.
135. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1990. -456 с.
136. Швейцер А. Культура и этика. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973. -343 с.
137. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.
138. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 413 с.
139. Шеллинг Ф.В.И. Бруно, или О божественном и природном начале вещей. Беседа // Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т.1. М.: Мысль, 1987.-637 с.
140. Шипунова О.Д. Новое мышление и модель динамики ноосферы // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 110-116.
141. Шишков Ю.В. Елобализация экономики продукт индустриализации и информатизации социума // Общественные науки и современность. - М.: Наука, 2002. - №2. - С. 146 - 160.
142. Шопенгауэр А. О четверояком корне достаточного основания. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии. Пер с нем. / Ин-т философии. М.: Наука, 1993. - 672 с.
143. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1998. -640 с.
144. Экология и образование (материалы "круглого стола" журналов "Вопросы философии" и "Экология и жизнь") // Вопросы философии. М.: Наука, 2001, №10.-С. 3-26.
145. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и предназначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 28-286.
146. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и предназначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 288 -418.
147. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и предназначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 420 - 508.148. 50/50: Опыт словаря нового мышления // Под общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. М.: Прогресс, 1989. - 560 с.
148. Beer, S. Kybernetik und Management. Fischer-Verlag: Reihe Welt im Werden, 1959- 1963.- 124 S.
149. Bell D. Sociological Journeys. Essays 1960 1980. - L.: Heinemann, 1980.-370 p.
150. Boulding K.E. The World as a Total System. Beverli Hills, 1985.- 183 P
151. Carneiro R.L. The four faces of evolution. Handbook of social and cultural anthropology / Ed. by J.J. Honigman. Chicago: University of Chicago Press, 1973.-p. 89-110.
152. Die Veldner Erklärung // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 172176.
153. Dieren, W. van. Mit der Natur rechnen: Der neue Club-of-Rome-Bericht: Vom Bruttosozialprodukt zum Ökosozialprodukt. Basel; Boston; Berlin: Birkhäuser, 1995.
154. Endreß M. Zur sozial theoretischen Grundlegung einer integrativen Ethik// Zur Grundlegung einer integrativen Ethik: für Hans Krämer/hrsg. von Martin Endreß. 1. Aufl.- Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995. - S. 155 - 204.
155. Erlich P.R., Erlich A.H. Population, Resources, Environment: Issues in Human Ecology. San Francisco: W.H. Freeman, 1972. - 305 p.
156. Fischer P. Engpass vor Omega // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 126138.
157. Gabriel, L. Integrale Logik Die Wahrheit des Ganzen. - Wien: HerderVerlag, 1965.-328 S.
158. Galtung Y. The True World: A Transnational Perspective. N.Y., 1980.- 469 p.
159. Gelich O.J. Neues Denken, Eros und Christof Günzl // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000,-S. 119-126.
160. Günzl, H.Ch. Die Gesellschaft des Atomzeitalters. Ein Versuch. Wels: Kommisionsverlag bei Verlag Weisermühl, 1958. - 142 S.
161. Günzl, H.Ch. Der Westen hat wieder eine Idee! Wels: Kommisionsverlag bei Verlag Weisermühl, 1960. - 87 S.
162. Günzl H.Ch. Struktur und Existenz. Versuch einer Synthese von Ordnung und Freiheit. Linz: Rudolf-Trauner-Verlag, 1968. 272 S.
163. Günzl H. Ch. Das Neue Denken als Bedingung der Einheit von Theorie und Praxis. Linz: Sozialpolitischer Verlag M. Tröstler, 1974. 170 S.
164. Günzl H.Ch. Fortschritt zum Frieden. Versuch über die geistigen und strukturellen Prämissen des Friedens. Linz: Sozialpolitischer Verlag M. Tröstler, 1981.- 158 S.
165. Günzl, H.Ch. Bewältigungen der Vergangenheit und der Zukunft durch "Neues Denken". Linz: Universitätsverlag Rudolf Trauner, 1992. - 191 S.
166. Günzl, H.Ch. Teilhard und das Zentrum "Omega" // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 148-154.
167. Hecht R. Das Neue Denken an der Nordakademie // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 112-119.
168. KahnH. The Coming Boom. N.Y.: Dutton, 1982. - 256 p.
169. Kahn H., Bruce-Briggs B. Things to Come. N.Y.: Dutton, 1982. - 315 P
170. Krämer H. Integrative Ethik. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1992. 325 S.
171. Meadows D.H. et al. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome's Poject on the Predicament of Mankind. L.: Earth Island, 1972. - 205 P
172. Meadows D.H. Global Modelling // Futures, 1982. Vol. 14. - P. 27 -31.
173. Müller, A. Das naturphilosophische Werk Teilhard de Chardins. -Freiburg-München: Verlag Karl Alber, 1964. 230 S.
174. Pröls W. Nie mehr Opfer sein // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 1 SS-HS.
175. Scheler M. Philosophische Weltanschauung // Günzl H.Ch. Struktur und Existenz. Versuch einer Synthese von Ordnung und Freiheit. Linz: Rudolf-Trauner-Verlag, 1968. S. 160.
176. Stegmaier W. Ethik als Hemmung und Befreiung//Zur Grundlegung einer integrativen Ethik: für Hans Krämer/hrsg. von Martin Endreß. 1. Aufl.-Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995. - S. 19 - 39.
177. Teilhard de Chardin P. Der Mensch im Kosmos. 4. Auflage. -München: Verlag C.H. Beck, 1959. - 159 S.
178. Theobald R. Beyond Despair. Directions for America's Third Century. -Washington: New Republic, 1976. 169 p.
179. Toffler A. The Adoptive Corporation. L.: Gover, 1985. - 217 p.
180. Vom Millenniumscrash zur Noosphäre // Extradienst. 1999. - №22. - S. 160-161.
181. Weltkongress der Philosophie in Moskau // Cercle diplomatique international. Wien, 1994. - №235. - S. 23 - 25.