автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские аспекты буддизма Бурятии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские аспекты буддизма Бурятии"
На правах рукописи
Аякова Жаргал Аюшиевна
Социально-философские аспекты буддизма Бурятии
09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Улан-Удэ - 2004
Работа выполнена в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова на кафедре политологии и социологии
Научные руководители
- доктор философских наук, профессор Цыбиюкапов В.Б.
- доктор философских наук, доцент Ускеев С.Ш.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор Янгутов Л.Е. - кандидат философских наук Аюшеева Д.В.
Ведущая организация -Восточно-Сибирская
государственная академия культуры и искусства
Защита состоится 27 февраля 2004 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.022.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.
Автореферат эазослан 26 января 2004г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.022.01 доктор философских наук
Цырендоржиева Д.Ш.
2004-4 27927
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность и научная важность социально - философского исследования буддизма Бурятии обуславливаются его значимостью в культурной, общественной и политической жизни бурят. Становление единого этноса в пределах Российской империи, формирование собственных культурных традиций, социальной структуры общества, его политической организации - все это было тесно связано с буддизмом. Он стал неразрывной составной истории бурят и не утратил своей значимости в их сегодняшней жизни.
Несмотря на гонения, устроенные в 30-х гг., разрушения дацанов, уничтожение реликвий, репрессии священнослужителей, буддийские ценности продолжали оставаться в народной памяти, привлекая людей своими духовно-нравственными идеалами.
В настоящее время, когда происходит возрождение национального самосознания народов бывшего Советского Союза, когда восстанавливаются культурные традиции, религиозные верования, буддизм вновь начинает играть заметную роль в общественной и политической жизни бурятского народа, принимает все более активное участие в социальной регуляции повседневной жизни жителей Бурятии как сельской, так и городской местности, независимо от национальной принадлежности.
Вместе с тем, необходимо отметить, что изучение истории буддизма Бурятии, его современного состояния требует более тщательного и глубокого анализа. Существующие исследования по истории буддизма Бурятии не отражают полной картины его распространения и становления.
Все более очевидной становится необходимость их дополнения социально-философским анализом. Социально-философский контекст исследования бурятского буддизма, к сожалению, до сих пор представлен, главным образом, работами советского периода, где основной акцент делался на критике реакционной сущности буддизма как религии, представленной «опиумом народа». Сегодня назрела необходимость всестороннего объективного социально-философского анализа сущности буддизма не только и не столько как религии бурят, а как существенного и необходимого компонента их культурной, общественной и политической жизни. Необходимо объективно оценить
место и роль буддизма в историческом прошлом бурятского народа, оценить его современное состояние и увидеть его дальнейшие перспективы.
Степень изученности темы. Буддизм всегда представлял повышенный ин герес для ученых различных областей гуманитарного знания. Проблемам буддизма в западной буддологии уделяли большое внимание такие крупнейшие ученые, как Т.В. Рис-Дэвидс, О. Фон Хюбнер, И.Б. Хорнер, K.P. Норманн, А.К. Уордер, Э. Ламотт, Э. Кон-зе, Д.С. Руэгг, Г. Гюнтер, X. Накамура, Д. Туччи, А. Вайман.
Отечественная буддология связана с именами В.П. Васильева, И.П. Минаева, С.Ф. Ольденбурга, Ф.И. Щербатского, О.О. Розенберга, Б.Я. Владимирцова, А.И. Вострикова, Б.Б. Барадина, Ц.Ж. Жамцарано, Б.Д. Дандарона, Б.В. Семичова, Ю.Н. Рериха, В.Н. Топорова, A.M. Пятигорского. Г.М. Бонгард-Левина, Н.Л. Жуковской, В.Г. Лысенко, В.И. Андросова, В.И. Рудого, Е.П. Островской, Л.Е. Янгутова, С.Ю. Ле-пехова, С.П. Нестеркина, В.Н. Пупышева, Е.А. Торчинова, K.M. Герасимовой, Г.Р. Галдановой и др.
Новый этап в мировой буддологии связан с трудами тибетских учителей Дхармы: Его Святейшества Далай-Ламы XIV, Намкая Норбу Ринпоче, Ургьен Тулку, Тендзина Вангьяла, Чокьи Нима Ринпоче, Джампа Тинлея, Дуджома Ринпоче и др Особенностью сочинений тибетских учителей Дхармы является изложение философско-нравственных ос-how буддизма, исходя из своих личных духовно-религиозных убеждений в сочетании с практикой. По их мнению, духовно-нравственная основа буддизма служит примером общества, в котором сочетаются признаки как традиционной, так и инновационной культур.
Бурятский буддизм стап объектом исследований, главным образом, ученых Республики Бурятия. Буддологические исследования в Бурятии имеют давние традиции, восходящие к русскому классическому востоковедению. Большой толчок к развитию они получили с образованием Бурятского комплексного научно-исследова)ельского института (1958 г), затем Бурятского филиала СО АН СССР (1966 г) О значительном внимании, уделяемом буддологическим исследованиям, можно судить и по тому, что в 1967 г. в Институте общественных наук БФ СО АН СССР был создан сектор буддологии
На первом и последующих этапах развития буддологии в Бурятии первостепенное значение придавалось задаче атеистического вое-
питания населения республики, критическому анализу социальной роли ламаистской церкви в истории бурятского общества.
Вопросы о социальной природе и классовых функциях ламаизма были рассмотрены П.Т. Хаптаевым и Ф.А. Кудрявцевым в их работах по истории Бурятской АССР, затем в монографиях K.M. Герасимовой. Её монография «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков» была посвящена проблеме взаимоотношения бурятской ламаистской церкви и царского правительства России, а также влиянию ламаизма на общественно-политическую жизнь бурят. В монографии подчеркивается, что уже с «начала XVIII в. вероисповедные дела бурят - буддистов были поставлены в прямую зависимость от внешней политики России на Дальнем Востоке»1. Впоследствии ламаизм становится проводником политики царского правительства в Забайкалье.
Вместе с тем ламство принимало «активное участие в политической борьбе нойонства и кулачества». Одной из характерных особенностей общественных движений Бурятии того периода являлось «то обстоятельство, что многие общественные проблемы связывались здесь с вопросами вероисповедания»2. Этим объясняется тот факт, что политическая практика буржуазного национализма Бурятии в период 1917-1922 гг. приняла форму обновленческого движения в ламаистской церкви. Рассматриваются вопросы, связанные с возникновением обновленческого движения среди бурятского ламаистского духовенства. Продолжением этой монографии явилась другая монография K.M. Герасимовой «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства». В ней подробно исследуются история обновленческого движения в Бурятии, его суть, социальные и политические корни, организационное оформление. Обновленческое движение в Бурятии рассматривается K.M. Герасимовой как «продукт буржуазно-демократической революции», как «закономерное изменение одной из надстроечных организаций» 3.
По материалам полевых экспедиций была опубликована моногра-
' К М Герасимова «Ламаизм и нацнонально-колониальная политика царизма в Забайкалье r XIX - начале XX веков» Улан-Удэ, 1957 С 23
' Там же С. 4.
' К М Герасимова «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства» Улан-Удэ, 1964 С'6
фия «Ламаизм в Бурятии в XVIII - начале XX вв. Структура и социальная роль культовой системы», которая представляет собой дальнейший этап исследования социальной функции ламаистской религии в бурятском обществе. Монография выполнена Г.Р. Галдановой, K.M. Герасимовой, Д.Б Дашиевым, Г.Ц. Митуповым. В ней выявлены особенности ламаизма как региональной формы индийского буддизма, сложившейся в условиях феодального общества тибетского и монгольского народов К таким особенностям относятся гетерогенность культовой системы и социальное содержание популярного вероучения.
В 1966 г. был опубликован старомонгольский текст сочинения Э. -X. Галшиева «Зерцало мудрости, разъясняющее и отвергаемое по двум законам», подготовленный Ц.А. Дугар-Нимаевым. Кроме того, Ц.А. Дугар-Нимаевым были осуществлены русский перевод текста и примечания к нему, написана вступительная статья.
Сочинение Э.- X. Галшиева было написано в жанре субхашита на тибетском языке. Впоследствии оно было переведено на литературный старомонгольский письменный язык учеником Э -X. Галшиева Ч. Ванчуковым. По существу, «Зерцало мудрости» представляло собой свод правил поведения для бурят, обрамленный в рамки буддийской догматики. По мнению В.Ц. Найдакова, «идеи «Зерцала мудрости» во многом восходят к идеям и догмам раннего хинаянского буддизма»4. Этот факт В. Ц. Найдаков связывает с обновленческим движением в ламаизме.
Большое значение ученые придавали исследованиям бурятского буддизма в контексте центрально-азиатских культурных традиций. В этом направлении были опубликованы сборники статей: «Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии» (Новосибирск, 1980 г.), «Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии» (Новосибирск, 1981 г.), «Буддизм и литературно-художсствен-ное творчество народов Центральной Азии» (Новосибирск, 1983 г). «Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ. 1995 г), «Тибетский буддизм- теория и практика» (Новосибирск, 1995 г.) Статьи этих сборников
4 Шйдаков В Ц Традиции и новаторство вбурятской советской литературе Улан-Уд з, 1976 С 144
освещают три главные темы: 1) взаимоотношение буддизма с традиционными верованиями народов Центральной Азии, процесс ассимиляции ламаизмом древних верований бурят, монголов и тибетцев; 2) влияние буддизма на духовную культуру бурят, монголов и тибетцев, ра ?витие их литературно-художественного творчества в рамках буддийской культуры; 3) социально-политическая роль буддизма в Центральной Азии. В статьях сборников широко использовались буддийские источники на бурятском, монгольском, тибетском и китайском языках. Некоторые из этих источников были введены в научных оборот впервые.
Вопросы буддийской цивилизации в Центральной и Восточной Азии рассматривает С.Ю. Лепсхов в монографии «Философия мад-хъямиков и генезис буддийской цивилизации» (Улан-Удэ, 1999 г.). В данной монографии бурятский буддизм представлен в контексте центрально-азиатской буддийской цивилизации. История распространения буддизма в Бурятии в контексте формирования письменного творчества бурят анализируется в монографии Б.Д. Баяртуева «Предыстория литературы бурят-монголов» (Улан-Удэ, 2001 г.). В 2001 г. состоялась научная конференция «Буддизм в Центральной и Восточной Азии», проведенная Восточным факультетом БГУ и Буддийским Институтом «Даши Чойнхорлин». По материалам этой конференции был издан сборник статей «Буддизм в Центральной и Восточной Азии» (отв. редактор Л.Е. Янгутов). Ряд статей этого сборника был посвящен проблемам бурятского буддизма.
Большой вклад в изучение бурятского буддизма внесли труды ученых, изданных Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии: «Буддизм: история и идеология» Улан-Удэ, 1997 г. (отв. ред. Л.Е. Янгутов), «Буддизм в Бурятии: истоки, история и современность» Улан-Удэ, 2002 г. (отв. ред. С.П. Нестеркин).
В статьях указанных двух изданий рассматриваются история буддизма в Бурятии, его современное состояние, изучаются культы и ритуалы, вероучение и философия буддизма, получившие широкую популярность в Бурятии В обоих изданиях также рассматриваются социально-философские аспекты бурятского буддизма.
Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на все возрастающий интерес к буддизму со стороны ученых, до сих пор нет специального социально - философского исследования буддизма в Бурятии, хотя необходимость подобного рода исследований становится все
более очевидной.
Объектом данного исследования является социально-исторический процесс распространения, становления и функционирования буддизма в Бурятии.
Предметом исследования являются социально-философские аспекты буддизма Бурятии.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в исследовании социально-философских аспектов распространения и становления буддизма в Бурятии, определении его места и роли в социально-политической и духовно-нравственной сферах прошлой и современной жизни бурятского общества.
Данная цель обусловила следующие задачи:
- изучение социально-политических и духовно-нравственных аспектов распространения и становления буддизма в Монголии;
- выявление социальных и духовно-нравственных аспектов распространения и становления буддизма в Бурятии;
- рассмотрение политических аспектов становления буддизма в Бурятии;
- социально-философский анализ современного состояния буддизма Бурятии;
- определение места и роли буддизма в современном бурятском обществе.
Методологические основы и источники исследования. Методологической основой данного исследования явился системно - целостный подход, опирающийся на принципы историзма и ориентирующий исследование на всесторонний анализ и оценку фактов в совокупности и целостности.
В исследовании конкретного материала диссертант использовал метод диалектического анализа, общего и особенного, традиций и новаций.
Основными источниками данного исследования явились труды Его Святейшества Далай - Ламы XIV, его Духовного представителя в России Геше Джампа Тинлея, реформатора буддизма в Тибете Чже Цонкапы, труды бурятских мыслителей Г-Д. Данжинова, Э.-Х. Галши-ева1, периодические издания Буддийского Института «Даши Чойнхор-лин» «Лег шел»; полевые исследования ГЕ Манзанова, проведенные на территории Республики Бурятия, Усть-Ордынском и Агинском авто-
номных округах, а также собственные полевые исследования, проведенные в Агинском бурятском автономном округе в 2002 г.
В своих работах диссертант использовал в качестве теоретического обоснования своих выводов труды отечественных и зарубежных ученых О.О. Розенберга, И.Ф. Щербатского, К М. Герасимовой, Ш Б Чимитдоржиева, С.Ю. Лепехова, С.П. Нестеркина, Л.Е. Янгутова, С Радхакришнана, Дж. МакГрегора, A. Macao, У. Лафлера, Р. Вильяма6.
Научная новизна исследования. Данная диссертация представляет собой первый опыт социально-философского подхода к исследованию буддизма в Бурятии. В диссертации рассмотрены проблемы становления буддизма в Центральной Азии в контексте их духовной, социальной и политической востребованности.
- Рассмотрены вопросы адаптации духовно-нравственных прин-
5 Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма - СПб., 1996; Далай-лама XIV Гармония миров' диалоги о деятельном сострадании - СПб., 1996; Геше Джампа Тинлей. Драгоценный нектар Учения. - Улан-Удэ, 1998; Геше Джампа Тинлей. Живая философия и медитация тибетского буддизма.- М., 1995, Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. - СПб., 1994, Э -X Галшиев Зерцало мудрости - Улан-Удэ, 1993
6 Розенберг О.О Проблемы буддийской философии - СПб., 1918; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму - М, 1988; Герасимова К.М Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX - начале XX веков. -Улан-Удэ, 1957; Герасимова К.М О структуре традиционной духовной культуры по материалам тибет ских источников // Традиционная культура народов Центральной Азии - Новосибирск, 1986; Герасимова К М Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства. - Улан-Удэ, 1964; Чимитдоржиев Ш.Б Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддизм: история и идеология - Улан-Удэ, 1997, Лепехов С Ю Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации -Улан-Удэ, 1999; Лепехов С Ю Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации II Буддизм в Бурятии- истоки, история, современность. - Улан-Удэ, 2002; Нестеркин С П Буддизм и российская ментальность (проблема соотношения) // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии Т II - Улан-Удэ, 2000; Нестеркин С II Система образования в буря1ских дацанах // Мир Центральной Азии - Улан-Удэ, 2002; Янгу-тов Л Е Бурятский буддизм- проблемы и перспективы исследований // Бурятский буддизм- история и идеология - Улан-Удэ, 1997, Янгутов Л Е Социальные и политические аспекты распространения буддизма в Монголии // Мир Центральной Азии Улан-Удэ, 2002, Радхакришнал С Индийская философия М , 1956, MacGiegorJ. Tibet. A chionicle ot exploiation - London, 1970; Masao A. Buddhism and Inteifaith Dialogue -Honolulu 1995, Laflem U , William R Buddhism a cultural perspective Prentice Hall Englewood Chits. 1988
ципов буддизма к менталитету центрально-азиатских кочевников, живших в условиях постоянных войн и междоусобиц
- Проанализирована духовная, социальная и политическая роль буддизма в период консолидации бурятского этноса в пределах границ Российской империи.
- Исследована духовная и социальная роль буддизма в современном бурятском обществе, выявлена преемственность выполнения духовных и социальных функций буддизмом, рассмотрена перспектива дальнейшего роста значимости духовной функции буддизма в современной Бурятии.
Гипотеза исследования. Распространение и становление буддизма в Бурятии было возможным в результате его духовной, социальной и политической востребованности. Он сыграл огромную роль в социальной, духовной и политической жизни бурятского общества. Сегодня его значимость все более возрастает.
Положения, выносимые на защиту.
- Распространение и становление буддизма в Центральной Азии среди бурят и монголов было возможным в результате его духовной, социальной и политической востребованности
- Духовно-нравственные ценности буддизма внедрялись в сознание кочевников, привыкших жить в условиях войн и междоусобиц, этому немало способствовала политика властей, характерным примером которой было правовое уложение «Арбан буяны цааз».
- Буддизм сыграл большую роль в консолидации бурят в пределах границ Российской империи, в формировании социальной структуры бурятского общества и собственных культурных традиций.
- Буддизм как социально-политическое явление играл значимую роль во внешней политике Российской империи, а также во многом определял и внутриполитическую жизнь бурятского народа.
- Буддизм продолжает сохранять функцию социальной и духовно-нравственной регуляции в современном бурятском обществе, и эта социальная роль в современном бурятском обществе возрастает
Научно-практическое значение. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы при разработке специальных учебных курсов при и ¡учении культурных, биосоциальных и духовно-нравственных особенностей народов Центральной Азии Теоретические выводы и материалы диссертации мо-
гут быть использованы специалистами в областях философии, социологии, этики.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на конференциях:
- международная научно - практическая конференция «Народы Центральной Азии на пороге XXI века» (г. Улан-Батор, 1999г.);
- международная научно - практическая конференция «Народы Центральной Азии на пороге XXI века» (г. Улан-Удэ, 2000г.);
- международные научно-практические конференции «Народы Центральной Азии XXI века» (г. Улан-Удэ, 2001, 2002гг).
По теме диссертации опубликовано 6 работ.
Структура работы. Работа состоит из введения, грех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассмотрены степень её разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определены цель и задачи исследования, методологические принципы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Социально-политическая и духовно-нравственная востребованность буддизма в Центральной Азии» рассматриваются проблемы распространения и становления буддизма в Центральной Азии.
История буддизма в Бурятии тесно связана с истоэией буддизма в Монголии, ибо до вхождения в состав Российской империи бурятские племена составляли с монгольскими племенами единое культурно-историческое пространство. До прихода в Бурятию буддизм претерпел длительный процесс адаптации к этнокультурным реалиям и традиционным верованиям народов Центральной Азии. В Бурятию он приник уже в виде трансформированной центрально-азиатской культурно-исторической вариации, которая ассимилировала однотипную структуру народных верований и культов 7.
Становление буддизма в Монголии было результатом его социальной и политической востребованности Распространение буддиз-
ма в Монголии продолжалось в течение многих веков. В научной литературе принято делить его на три этапа. Первый этап начинается с хуннского периода и продолжается до XIII в , второй - охватывает XIII-XVI вв., третий - приходится на XVI и последующие века. В диссертации рассматриваются все три этапа распространения буддизма. На первом этапе своего распространения в Монголии буддизм не был востребован ни политически, ни социально. Он явился лишь эпизодическим явлением в истории Монголии.
На втором этапе были созданы условия для социальной востребованности буддизма, но она не стала повсеместной. При этом социальная востребованность не была дополнена политической востребованностью.
Политическая невостребованность буддизма в период первой и второй волн была связана с тем, что первые государственные образования на территории Монголии этого времени имели военизированную структуру со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иначе говоря, государство, подчиненное воинской дисциплине, не нуждалось в дополнительной идеологической поддержке, а его политическая ориентация на внешние войны не воспринимала миротворческие принципы буддизма.
И лишь благодаря созидательной деятельности Алтан-хана (15071582 гг.), с именем которого связана третья волна распространения буддизма, стала возрастать и социальная, и политическая востребованность буддизма. Период феодальной раздробленности, совпавший с деятельностью Алтан-хана, как и период распада родоплеменных отношений, принял среди монголов затяжной характер. Алтан-хан прилагал большие усилия для преодоления междоусобиц и объединения Монголии. Однако кочевая жизнь, натуральное хозяйство, отсутствие внутреннего рынка и городов не способствовали объединению Монголии. Необходим был дополнительный фактор, способный ускорить созревание тенденций к объединению. Таким дополнительным фактором стал буддизм. Иначе говоря, буддизм был политически востребован как идеология, способная объединить монгольские племена в единое государство и выступить в качестве социального регу-
' См Ринчиио Л Л О роли буддизма в этнокультурной истории бурят-монгожт // 2^0-лстпс офнциллы-ою признания буддизма в России Тез докл Угмн-Учэ. 19'М
лятора взамен шаманству, отражавшему потребности родоплемен-ных организаций 8.
Социальная и политическая востребованность буддизма создали объективные условия для становления буддизма в Монголии Вместе с тем, для окончательной победы буддизма в Монголии необходима была реализация субъективных факторов, а именно социально-психологической установки монголов на восприятие буддизма, которая формировалась через принятие духовно-нравственных ценностей буддизма, насаждавшихся, в определенной степени, сверху, со стороны властей, в качестве правовых норм поведения. Большое значение для усвоения духовно-нравственных ценностей имела система правового воздаяния, изложенная в «Арбан буяны цааз».
««Арбан буяны цааз» состоит из десяти пунктов: запретить всякое насилие, ведущее к смерти ближнего; если умертвил человека, то по закону казнить убийцу; если убил лошадь, скот, то отобрать все имущество; если поднял руку на лам и послушников, то вывернуть руки насильника; те, кто раньше приносил кровавые жертвоприношения онгонам, пусть сжигают онгонов в огне и больше никогда не убивают; если нарушил закон, то оштрафовать в десятикратном размере; если не сжег в огне изображения онгонов, то разрушить жилище; заменить онгонов статуями шестирукого бога Махакалы, приносить жертву молочными продуктами, а не мясом и кровью; пусть все стремятся только к благодеянию и соблюдают пост, запретить грабежи среди населения»9.
«Арбан буяны цааз» представляло собой воздаяние за проступки. При этом воздаяние совершалось со стороны властей, что недвусмысленно говорило о гом, что буддизм в Монголии насаждался сверху. А точнее, принципы буддизма соответствовали внутренней политике властей, отражали их интересы. Необходимо было повернуть сознание воинствующих монголов на мирный буддийский лад. Однако при этом предложенные меры воздаяния за проступки не соответствовали духу буддийского учения. В «Арбан буяны цааз» просматривается
* См • Янгутов Л.Е Социальные и политические аспекты распространения буддизма в Монголии // Мир Центральной А жи Материалы международной конференции Улан-Удэ. С 240-243.
4 Чими]доржиси Ш Б Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддшм исюрия и идеология Улан Удз, 1947 С. 20
не столько этический, а сколько правовой аспект воздаяния, хотя в самом буддизме были детально выработаны принципы кармического воздаяния. Но, чтобы принципы воздаяния буддизма были восприняты монголами, очевидно, необходимо было испытать ira себе меры воздаяния, предложенные в «Арбан буяны цааз»
В диссертации подробно рассматривается разница между буддийским воздаянием и воздаянием, предложенным в «Арбан буяны цааз»
Воздаяние в буддизме и воздаяние, предложенное в «Арбан буяны цааз», схожи лишь в том, что за содеянные грехи в обоих случаях следует возмездие. Однако характер возмездия совершенно иной. Разница в характере возмездия ясно отражала тот мучительный путь воинствующего кочевника, который он проделал к буддийским духовно-нравственным ценностям.
Во второй главе «Духовные, социальные и политические аспекты буддизма Бурятии в период его становления и расцвета» исследуются социальные, духовно-нравственные факторы и политические функции буддизма в период его становления и расцвета в Бурятии.
Установление границы между Российской империей и Монголией, разделившей бурятские племена от монгольского мира, способствовало процессу консолидации бурятских племен и формированию бурятского этноса. Большую роль в этом процессе сыграл буддизм. Успехи буддизма в Монголии в равной степени касались и бурятских племен. Буддизм продолжал выполнять ту же социальную роль среди бурят, что и среди монголов. Как и в Монголии, буддизм продолжал играть консолидирующую роль. Благодаря этому процесс консолидации бурятских племен и формирования бурятского этноса был ускорен. Бурятские роды продолжали следовать принципам, изложенным в «Арбан буяны цааз». Как и в Монголии, буддизм в Бурятии все более вытеснял шаманизм из общественной сферы, выполнял вместо него функцию социального регулятора.
Распространение и становление буддизма среди бурят происходило под влиянием и в зависимости от распространения и становления буддизма в Монголии. Распространение и становление буддизма в Монголии в свою очередь, происходило под непосредственным вли янием буддизма в Тибете Буддизм в Тибете был представлен различными школами ньингмапа, кагьюпа, сакьяпа и гелугпа. Однако со временем ото движения в Монголию, в Тибете господствовала школа i с-
лугпа Школа гелугпа по сути своей представляла ламаистское течение в буддизме Ламаизм как самостоятельная ветвь индийского буддизма, сложился в процессе длительного приспособления ею доктрины и культа к социальным и политическим условиям феодального общества средневекового Тибета. Кардинальным моментом в этом процессе была реформа Цонкапы (1357-1419 гг.), которая была направлена на объединение разрозненных сект путем унификации доктринально-го учения и культа и на создание централизованной церкви. Реформа Цонкапы была идеологическим аспектом долгого и трудного процесса формирования централизованного феодального государства. Поэтому и в Монголии, и в Бурятии укрепились традиции школы гелугпа.
Религиозные контакты монголов и бурят в рамках традиций гелугпа усилились после выхода указа Российской императрицы Елизаветы Петровны в 1740 г. о признании буддизма официальной религией бурят-монголов. С указом Елизаветы Петровны началось широкое строительство дацанов как культурных, социальных и политических центров.
В диссертации подробно рассматривается роль дацанов как культурных, социальных и политических центров. Строительство дацанов способствовало распространению грамотности среди бурят С расширением строительства дацанов все более расширяется функция буддизма как социального регулятора.
Буддизм как социальный регулятор постепенно охватывал все стороны жизни бурят, в том числе и их духовно-нравственные аспекты. Кроме того, он брал на себя обязанности регулирования взаимоотношением людей не только в обществе, но и в быту, в семье. Однако при этом вся регулятивная функция буддизма неизменно основывается на духовно-нравственных принципах буддизма, которые строго подчинялись его сотериологическим принципам. Сотериологичес-кие принципы буддизма в Бурятии были представлены в тибетской вариации. Чтобы понять степень глубины воздействия буддизма на сознание бурят, необходимо понять суть его сотериоло1 ии.
В диссертации рассматривается сотериологическое учение буддизма в контексте учения о Четырех Благородных Истинах, Восьмеричном Пути, роли этого учения в духовно-нравственной жизни бурят
Продвижение по Восьмеричному пути предполагает отказ от де-ся I и видов негативных действий: три из них, совершаемые !елом, чечыре - речью и три - умом.
В сочинении Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам Пробуждения» подробно описываются эти негативные деяния, а также различные степени, как тяжести самого деяния, так и его последствий При анализе каждого негативного деяния выделяется его «объект», «момент воли» (внутренние мотивы совершения преступления), «действие» и его «результат». Подробное описание Чже Цонкапой негативных деяний, имеющих пагубные последствия для спасения, имело большую значимость для утверждения буддизма в Бурятии. Ведь здесь речь шла о принципиальном изменении социальных установок вчерашних кочевников, переходящих от кочевой, полной опасности жизни, к мирной и оседлой, требующей иные ценностные ориентации. Поэтому не случайно на эти негативные деяния обратил внимание Э.-Х. Г'алшиев в своем сочинении «Зерцало мудрости, разъясняющее прилагаемое и отвергаемое по двум законам» описание которых он представил в виде поучений. Причем эти поучения несли в себе не столько религиозное, сколько светское содержание. Речь здесь шла о повседневном поведении человека, его взаимоотношениях с другими членами социума, о его положении в обществе. В диссертации подробно рассмотрены поучения Э.-Х. Галшиева в сравнении с описанием негативных деяний, представленных в сочинении Чже Цонкапы.
С укреплением позиции буддизма в Бурятии из числа бурят выдвигались такие выдающиеся личности, как Г.-Д. Данжинов, Э.-Х. Гал-шиев, Г.Ж. Дылгиров, Р. Номтоев, Г.-Ж. Тугулдуров, А. Доржиев, которые занимались не только пропагандой буддийского учения, но и пытались приспособить его к бурятской действительности. Они внесли огромный вклад в распространение грамотности среди бурят. Благодаря их деятельности в Бурятии оформилось такое течение, как Просвещение.
Просвещение в Бурятии восходит к началу процесса самосознания бурят, который проходил в условиях монополии двух культур-тибето-монгольской и русской. Осознание себя как этноса в системе взаимодействия этих культур, определение своего места и положения в ней, поиски своих истоков стали первыми попытками самосознания. Процесс самосознания проходил на фоне распространения грамотности среди бурят, создания собственных письменных произведений и пропакшды через них светских и религиозных знаний. Уже в
XVIII веке буряты были приобщены к старомонгольской письменности, которая в XIX веке получила достаточно широкое для того времени распространение. Параллельно со старомонгольской письменностью среди бурят распространялась и русская грамотность. В этой обстановке было совершенно закономерным становление двух течений бурятского просветительского движения: одно в рамках тибето-монгольской, другое в рамках русской культуры 10. В диссертации исследуются социальные и политические аспекты бурятского просвещения.
Политические аспекты распространения и становления буддизма в Бурятии были связаны с изменением государственного статуса бурятских родов, обусловленного их отрывом от монгольского мира и присоединением к Российской империи. Это обусловило, как было сказано, социально-политическую консолидацию бурят в составе Российской империи, а позднее - социально-экономические изменения, вызванные тем, что Бурятия как окраина Российской империи также была вовлечена в процесс капиталистических преобразований России. И, наконец, присоединение Бурятии к Российской империи тесным образом было связано с её внешней политикой на Дальнем Востоке. При этом буддизм выполнял аналогичные политические функции, что и во внешней политике Монголии. Как известно, в Монголии он явился проводником политики маньчжурских правителей. При помощи буддизма маньчжуры проводили не только внутреннюю социальную политику, но и внешнюю, укрепляя свои взаимосвязи с соседними государствами.
Российское правительство также сумело разглядеть в буддизме удобное средство не только социальной регуляции, но и проведения своей внешней политики на Дальнем Востоке. Поэтому, как уже отмечалось выше, уже с «начала XVIII века вероисповедные дела бурят находились в зависимости от внешней политики России на Дальнем Востоке» ".
Политическая значимость буддизма в укреплении дальневосточных рубежей России, по мере их стабилизации, постепенно спадала, но при этом продолжала оставаться существенным аргументом в пе-
"'Янгутов Л Е Бурятский буддизм пробпемы и перспективы нес кмований // Бурятский буддизм история и идеология Улан-Удэ, 1997 CS-12
" Герасимова К.М «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX - начале XX веков» Улан-Уд). 1957 С 23
реговорных процессах российской дипломатии. Между тем, все более возрастала социальная значимость буддизма Вместе с возрастанием социальной значимости, возрастала его внутриполитическая значимость. Конец XIX - начало XX вв. было временем появления новых форм политической борьбы, в которую наряду с представителями различных кругов бурятского общества была вовлечена и буддийская Сангха. Включение Сангхи во внутриполитическое движение породило такое движение как Обновленчество.
Принципы обновленчества в Бурятии были схожи с принципами аналогичных движений в других буддийских странах. Обновленческое движение, зародившееся в конце XIX в., сыграло заметную роль в общественной жизни Бурятии. Возникновение этого движения относится ко времени проведения царским правительством реформ в Забайкалье, отражавших развитие капиталистических отношений в национальных окраинах России. Обновленчество в Бурятии возникло как результат реакции на насильственную ассимиляцию и христианизацию. Обновленчество было связано с деятельностью таких мыслителей, как Агван Доржиев, Чойзон Иролтуев, Цыбен Жамцарано, Базар Барадин, Михаил Богданов, Бато-Далай Очиров и др. В диссертации анализируются основные принципы бурятского обновленчества.
Обновленцы преследовали цель приспособления буддизма к новым условиям. Отвергая пышную обрядность ламаизма, они призывали вернуться к философско-этическим истокам раннего буддизма. Наряду с этим обновленцы обращали большое внимание на просвещение народа. В недрах обновленческого движения происходило публичное осознание своей общности с монгольским миром, началось движение за возрождение единства монгольских народов, за возрождение монгольской государственности и культурной общности. Идеологами этого движения стали Ц. Жамцарано, Э.-Д. Ринчино, М. Богданов, Г. Цыбиков, Б. Барадин, которые помимо общественно-политической деятельности занимались также и научно-педагогической, просветительской В их научных изысканиях, публицистических выступлениях в периодической печати, в полемике друг с другом оформлялась общественно-политическая платформа бурятской интелли генции, их философское осознание действительности .
Вторая половина XIX - начало XX в. явилась периодом бурного расцвета буддизма в Бурятии. В этот период буддизм становится су-
щественным и необходимым компонентом социальной, духовной и материальной жизни бурятского общества, важным фактором консолидации, сохранения, укрепления и дальнейшего развития этнической общности, а также противодействия насильственной христианизации бурят. Он проник во все сферы общественной жизни бурят и оказал огромное влияние на их мировоззрение, национальную психологию и нравственность.
В третьей главе «Социально-философские аспекты современного буддизма Бурятии» рассматриваются периоды антирелигиозной политики в бывшем Советском Союзе и современного возрождения буддизма в Бурятии После октябрьской революции известная антирелигиозная политика советского правительства привела к тому, что к концу 30-х гг. все дацаны на территории Бурятии и Забайкалья перестали функционировать, их служители подверглись репрессиям, имущество было разграблено, сами дацаны разрушены. В этот период исчезли произведения искусства литературного, религиозного и философского творчества, что повлекло утрату культурно-исторической связи между поколениями, преемственности духовно-нравственных ценностей. Нет сомнения в том, что разрыв преемственности, как материальной, так и духовно-нравственной, отразился на современном облике бурятского народа. Активная антирелигиозная кампания привела к массовому игнорированию религиозных традиций как компонента духовной культуры общества. Следствием такого отношения стала утрата, возможно, тех ключевых звеньев в религиозной культуре бурятского народа, которые бы пролили бы свет на естественный исторический процесс развития бурятских духовно-религиозных ценностей в системе философского буддийского вероучения.
Вместе с тем благородные идеалы буддийских духовно-нравственных ценностей продолжали оставаться в сердцах людей. Они служили духовным мостом между двумя поколениями - тем, которое было воспитано на социальных и культурных традициях буддизма - и тем, которое выросло в условиях антирелигиозной и атеистической пропаганды. Известный поворот И.В Сталина в сторону религий в период Великой Отечественной войны, обусловивший более терпимое от-
'-'См ЯнгутовЛЕ Ьурягский буддизм проблемы и перспективы исследований /' Бурягскнй буддизм история и идеология Улан-Уд), 1997 С 3
ношение к религиям со стороны властей, способствовал строительству дацана в Иволгинской местности, расположенной в 35 км. от столицы Бурятии. Он был основан в 1946 г. и долгое время дацан имел статус полумузея. Там проводились все необходимые службы, но отсутствовало обучение. Дацан выполнял лишь религиозные потребности населения, не вмешиваясь в их социальную сферу. Вместе с тем, со строительством открытого места для отправления религиозных потребностей населения, значимость буддизма в семейно-бытовой жизни бурят начала постепенно возрастать. С возрастанием этой значимости расширяется и обустраивается Иволгинский дацан. В свою очередь, обустройство и расширение Иволгинского дацана отражали тот факт, что буддизм постепенно начал восстанавливать свои позиции в религиозной и социальной сфере.
В 60-е гг. деятельность служителей дацана стала выходить на международный уровень. Выход деятелей бурятского буддизма на международную арену был продиктован его политической востребованностью со стороны официальных властей. Буддизм был призван стать проводником внешней политики СССР в регионы распространения буддийской религии. С этой целью была создана Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ). Её создание было связано с нарастанием холодной войны, когда мир стоял на грани ядерной войны. В этих условиях проблема мира стала важнейшей темой во внешней политике страны. Представители всех конфессий активно принимали участие в движении за мир.
Ныне возрождаются культурные традиции, религиозные верования и буддизм вновь начинает играть заметную роль в общественной и политической жизни бурятского народа, принимает все более активное участие в социальной регуляции повседневной жизни жителей Бурятии11.
В 1995 г. новым хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюше-ев. С именем Д. Аюшеева связано принятие нового устава. Дело в том, что с организацией Иволгинского дацана было создано Централь-
" В октябре 1994 года в селе Мурочи Кяхтинскот района Бурятии состоялось торжественное открытие главного храма первого в Бурятии Цонгольского дацана «Балдан Брайбун», вновь отстроенного на месте разрушенного дацана Вновь ore i роены Кижингинский, Лнинский, Ацагатский, Чесянскнп, Эгигуиский, Кыренскии. Баргузпнский и др дацаны С'вягыня буддпстов-статуя «Зандан-Джу» персвсчеиа из
ное духовное управление буддистов РФ, которое, хотя и подтвердило преемственность статуса хамбо-ламы, тем не менее, деятельность ЦДУБ нельзя было оценивать как возрождение традиционной буддийской церкви в рамках традиций гелугпа. С возрождением буддийских ценностей в обществе, стали возрождаться отдельные школы тибетского буддизма, приезжать буддийские миссионеры не всегда связанные с традицией гелугпа. Поэтому принятие устава, согласно которому ЦДУБ РФ был переименован в Буддийскую традиционную сангху России, стало важнейшей вехой возрождения буддизма в Бурятии. Буддийская традиционная сангха делает большие усилия для возрождения буддийских традиций. Вновь придается большое значение образовательной деятельности дацанов. В 1991 г. был основан Буддийский институт «Даши Чойнхорлин».
Кроме Буддийского Института на территории Иволгинскош дацана функционирует также Буддийский институт на территории Агинского дацана.
В 2002 г. диссертантом был проведен социологический опрос среди верующих Агинского бурятского автономного округа при поддержке кафедры политологии и социологии БГСХА. Социологический опрос показал, что буддизм начинает занимать в общественной и семейной жизни верующих все большую значимость. В диссертации изложены результаты социологических исследований, приведены таблицы, показывающие не только возрастание роли буддизма, но и возрождение прежних культурных, духовно-нравственных традиций бурят.
музея во вновь обретенный храм Началась реставрация сохранившихся Тамчинско-то, Цугопьского и Агинского дацанов, которые являются памятниками архитектуры федерального значения В июне 1998 года Сангха России прошла перерегистрацию в Министерстве юстиции РФ под прежним номером В новом Уставе подтверждена правопреемственность Сангхи России от ЦДУБ РФ Два религиозных высших учебных заведений Сашхи России Агинский Буддийский институ! и Буддийский институт «Даши-Чоинхорлин» имеют государственные лицензии на право обучения студентов На I енерапыюй конференции Азиатской буддийской конференции за мир в сентябре 1998 года в г Улаан-Батор (Монголия) Сангха России подтвердила свое стремление возродить лея г ельность этой международной буддийской ор! анизации В качестве второго российского национального центра АБКМ был принят Агинский дацан Ныне в Сашхе России насчитываются 26 дацанов этнической Бурятии, и также буддийские общины городов Улан-Уд > Иркутска, Читы, Москвы и тд
В Заключении сформулированы основные выводы о распространении, становлении и функционировании буддизма в Монголии и Бурятии, его роли в духовной, социальной и политической жи ¡ни бурят.
Основные положения и выводы диссертации изложены автором в следующих публикациях:
- Аякова Ж.А. Первый учитель Цзонкабы Лобсан-Дакбы, основателя ламаизма // Народы Центральной Азии на пороге XXI века. Улан-Батор, 1999. 0,3 п.л., ( в соавторстве с Дугаровым Р.Н.).
- Ayakova Zh.A. Religion in the North-East Asia // Problems of food security in North-East Asia. Улан-Батор, 2000. 0,3 п.л., (в соавторстве с Балхановым Г.И.).
- Аякова Ж.А. Развалины отшельнической кельи в Алханае // Народы Центральной Азии XXI века. Улан-Удэ, 2000. 0,2 п.л.
- Аякова Ж.А. Нравственные аспекты буддизма // Народы Центральной Азии XXI века. Улан-Батор-Улан-Удэ. 2001. 0,2 п.л.
- Аякова Ж.А. The moral aspects in Buddhism// Народы Центральной Азии в XXI веке. Улан-Удэ, 2002. 0,3 п.л.
- Аякова Ж.А. Карма как нравственный закон в буддийской философии // Сборник научных трудов ВСГТУ Улан-Удэ, 2003. 0,3 п.л.
Лицензия ЛР № 021274 от 26 марта 1998 г.
Подписано в печать 21.01.2004 . Формат 60x84 1/16 Бум.тип. Усл.печ.л. 1,37. Уч.-изд.л. 1,32. Тираж 100 Заказ № 162. Цена договорная.
Издательство ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», 670024, Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8.
»-2460
РНБ Русский фонд
2004-4 27927
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Аякова, Жаргал Аюшиевна
Введение.
Глава I. Социально-политическая и духовно-нравственная востребованность буддизма в Центральной Азии.
Глава II. Духовные, социальные и политические аспекты буддизма Бурятии в период его становления и расцвета.
Глава III. Социально-философские аспекты современного буддизма Бурятии.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Аякова, Жаргал Аюшиевна
Актуальность темы исследования. важность социально-философского его обуславливаются исключительной Актуальность и научная буддизма в Бурятии культурной, исследования значимостью общественной и политической жизни бурят. Становление единого этноса в пределах Российской империи, формирование собственных культурных традиций, социальной структуры общества, его политической организации все это было тесно связано с буддизмом. Он стал неразрывной составной истории бурят и не утратил своей значимости в их сегоднящней жизни. Несмотря на гонения, устроенные в 30-х гг., разрущения дацанов, уничтожение реликвий, репрессии священнослужителей, буддийские ценности продолжали оставаться в народной памяти, продолжая привлекать людей своими духовно-нравственными идеалами. В настоящее время, когда происходит возрождение национального самосознания народов бывшего Советского Союза, когда восстанавливаются культурные традиции, религиозные верования, буддизм вновь начинает играть заметную роль в общественной и политической жизни бурятского народа, принимает все более активное участие в социальной регуляции повседневной жизни жителей Бурятии как сельской, так и городской местности, независимо от национальной принадлежности. Вместе с тем, необходимо отметить, что изучение истории буддизма Бурятии, его современного состояния требует более тщательного и глубокого анализа. Существующие исследования по истории буддизма Бурятии не отражают полной картины его распространения и становления. Все более очевидной становится необходимость их дополнения социально-философским анализом. Социально-философский контекст исследования бурятского буддизма, к сожалению, до сих пор представлен.главным образом, работами советского периода, где основной акцент делался на критике реакционной сущности буддизма как религии, представленной «опиумом народа». Сегодня назрела необходимость всестороннего объективного социально-философского анализа сущности буддизма не только и не столько как религии бурят, а как существенного и необходимого компонента их культурной, общественной и политической жизни. Необходимо объективно оценить место и роль буддизма в историческом прошлом бурятского народа, оценить его современное состояние и увидеть его дальнейшие перспективы. Степень изученности темы. Буддизм всегда представлял повышенный интерес для ученых различных областей гуманитарного Т.В. Рис-Дэвиде, О. Фон знания. Проблемам буддизма в западной буддологии уделяли большое внимание такие крупнейшие ученые, как Хюбнер, И.Б. Хорнер, К.Р. Норманн, А.К. Уордер, Э. ЛахМотт, Э. Конзе, Д.С. Руэгг, Г. Гюнтер, X. Накамура, Д. Туччи, А. Вайман. Отечественная буддология связана с именами В.П. Васильева, И.П. Минаева, Ф. Ольденбурга, Ф.И. Щербатского, О.О. Розенберга, Б.Я. Владимирцова, А.И. Вострикова, Б.Б. Барадина, Ц.Ж. Жамцарано, Б.Д. Дандарона, Б.В. Семичова, Ю.Н. Рериха, В.Н. Топорова, A.M. Пятигорского, Г.М. Бонгард-Левина, Н.Л. Жуковской, В.Г. Лысенко, В.И. Андросова, В.И. Рудого, Е.П. Островской, Л.Е. Янгутова, СЮ. Лепехова, СП. Нестеркина, В.Н. Пупышева, Е.А. Торчинова, К.М. Герасимовой, F.P. Галдановой и др. Новый этап в мировой буддологии связан с трудами тибетских учителей Дхармы: Его Святейшества Далай-Ламы XIV, Намкая Норбу Ринпоче, Ургьен Тулку, Тендзина Вангьяла, Чокьи Нима Ринпоче, Джампа Тинлея, Дуджома Ринпоче и др. Особенностью сочинений тибетских учителей Дхармы является изложение философско-нравственных основ буддизма, исходя из своих личных духовно-религиозных убеждений в сочетании с практикой. По их мнению, духовно-нравственная основа буддизма служит примером общества, в котором сочетаются признаки как традиционной, так и инновационной культур. Бурятский буддизм стал объектом исследований, главным образом, ученых республики. Буддологические исследования в Бурятии имеют давние традиции, восходящие к русскому классическому востоковедению. Большой толчок к развитию они получили с образованием Бурятского комплексного научно-исследовательского института (1958 г.), затем Бурятского филиала СО АН СССР (1966 г.). О значительном внимании, уделяемом буддологическим исследованиям, можно судить и по тому, что в 1967 г. в Институте общественных наук БФ СО АН СССР был создан сектор буддологии. На первом и последующих этапах развития буддологии в Бурятии первостепенное значение придавалось задаче атеистического воспитания населения республики, критическому анализу социальной роли ламаистской церкви в истории бурятского общества. Вопрос о социальной природе и классовых функциях ламаизма был поставлен П.Т. Хаптаевым и Ф.А. Кудрявцевым в их работах по истории Бурятской АССР, затем в монографиях К.М. Герасимовой. Её монофафия «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков» была посвящена проблеме взаимоотношения бурятской ламаистской церкви и царского правительства России, а также влиянию ламаизма на общественно-политическую жизнь бурят. В монографии подчеркивается, что уже с «начала XVIII в.. вероисповедные дела бурят буддистов были поставлены в прямую зависимость от внешней политики России на Дальнем Востоке». Впоследствии ламаизм становится проводником политики царского правительства в Забайкалье. Вместе с тем ламство принимало «активное участие в политической борьбе нойонства и кулачества». Одной из характерных особенностей К.М. Герасимова «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX начале XX веков». Улан-Удэ, 1957. 23.общественных вопросами движений Бурятии Этим того периода яьлялось тот факт, «то что обстоятельство, что многие общественные проблемы связывались здесь с вероисповедания». объясняется политическая практика буржуазного национализма Бурятии в период 19171922 гг. приняла форму обновленческого движения в ламаистской церкви. Рассматриваются вопросы, связанные с возникновением обновленческого движения среди бурятского ламаистского духовенства. Продолжением этой монографии явилась другая монография К.М. Герасимовой «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства». В ней подробно исследуются история обновленческого движения в Бурятии, его суть, социальные и политические корни, организационное оформление. Обновленческое движение в Бурятии рассматривается К.М. Герасимовой как «продукт буржуазно-демократической революции», как «закономерное изменение одной из надстроечных организаций» По материалам полевых экспедиций была опубликована монография «Ламаизм в Бурятии в XVIII начале XX вв. Структура и социальная роль культовой системы», которая представляет собой дальнейший этап исследования социальной функции ламаистской религии в бурятском обществе. Монография выполнена Г. Р. Галдановой, К.М. 1>расимовой, Д.Б. Дащиевым, Г.Ц. Митуповым. В ней выявлены особенности ламаизма как региональной формы индийского буддизма, сложившейся в условиях феодального общества тибетского и монгольского народов. К таким особенностям относятся гетерогенность культовой системы и социальное содержание популярного вероучения. В 1966 г. был опубликован старомонгольский текст сочинения Э. -X. Галшиева «Зерцало мудрости, разъясняющее и отвергаемое по двум законам», подготовленный Ц.А. Дугар-Нимаевым. Кроме того, Ц.А. Дугар- Там же. 4. К.М. Герасимова «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства». Улан-Удэ, 1964. Сб.Нимаевым были осуществлены русский перевод текста и примечания к нему, написана вступительная статья. Сочинение Э.- X. Галшиева было написано в жанре субхашита на тибетском языке. Впоследствии оно было переведено на литературный старомонгольский письменный язык учеником Э. X. Галшиева Ч. Ванчуковым. По существу, «Зерцало мудрости» представляло собой свод правил поведения для бурят, обрамленный в рамки буддийской догматики. По мнению В.Ц. Найдакова, «идеи «Зерцала мудрости» во многом восходят к идеям и догмам раннего хинаянского буддизма». Этот факт В. Ц, Найдаков связывает с обновленческим движением в ламаизме. Большое значение ученые придавали исследованиям бурятского буддизма в контексте центрально-азиатских культурных традиций. В этом направлении были опубликованы сборники статей: «Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии» (Новосибирск, 1980 г.), «БуддиЗхМ и традиционные верования (Новосибирск, истории 1981 г.), и «Буддизм и народов Центральной Азии» литературно-художественное мысли стран творчество народов Центральной Азии» (Новосибирск, 1983 г.), «Из философской общественно-политической Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 1995 г.), «Тибетский буддизм: теория и практика» (Новосибирск, 1995 г.). Статьи этих сборников освещают три главные темы: традиционными верованиями 1) взаимоотношение буддизма с Азии, процесс народов Центральной ассимиляции ламаизмом древних верований бурят, монголов и тибетцев; 2) влияние буддизма на духовную культуру бурят, монголов и тибетцев, развитие их литературно-художественного сборников творчества широко в рамках буддийской культуры; 3) социально-политическая роль буддизма в Центральной Азии. В статьях использовались Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе. Улан-Удэ, 1976.С.143.буддийские источники на бурятском, монгольском, тибетском и китайском языках. Некоторые из этих источников были введены в научных оборот впервые. Вопросы буддийской цивилизации в Центральной и Во(гочной Азии рассматривает СЮ. Лепехов в монографии «Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации». В данной монографии бурятский буддизм представлен в контексте центрально-азиатской буддийской цивилизации В 2001 г. состоялась научная конференция «Буддизм в Центральной и Восточной Азии», проведенная Восточным факультетом БГУ и Буддийским Институтом «Даши Чойнхорлин». По материалам этой конференции был издан сборник статей «Буддизм в Центральной и Восточной Азии» (отв. редактор Л.Е..Янгутов). Ряд статей этого сборника был посвящен проблемам бурятского буддизма. Большой вклад ученых, изданные в изучение бурятского буддизма внесли труды Институтом монголоведения, будцологии и тибетологии: «Буддизм: история и идеология» Улан-Удэ, 1997 г. (отв. ред. Л.Е. Янгутов), «Буддизм в Бурятии: истоки, история и современность» Улан-Удэ, 2002 г. (отв. ред. СП. Нестеркин). В статьях указанных двух изданий рассматривается ритуалы, история буддизма в Бурятии, его современное состояние, изучаются культы и вероучение и философия буддизма, получившие широкую популярность в Бурятии. В обоих изданиях также рассматриваются социально-философские аспекты бурятского буддизма. Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на все возрастающий интерес к буддизму со стороны ученых, до сих пор нет специального социально философского исследования буддизма в Бурятии, хотя необходимость подобного рода исследований становится все более очевидной. СЮ. Лепехов. Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации. УланУдэ, 1999.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские аспекты буддизма Бурятии"
Заключение
Становление буддизма в Центральной Азии, в частности в Монголии и Бурятии, было возможным тогда, когда созрели социальные условия для этого. Постепенное проникновение буддизма в Монголию происходило с учетом структуры социальной организации номадного общества и характера религиозных верований и обычаев кочевников того периода. Однако социальные условия для становления буддизма хотя и были необходимыми, но все-таки недостаточными. Социальная востребованность должна была дополняться политической востребованностью, которые создали необходимые и объективные условия для становления буддизма в монгольском мире. Вместе с тем, для окончательной победы буддизма в Монголии необходима была реализация субъективных факторов, а именно, социально-психологических установок монголов на восприятие буддизма, которые формировались через принятие духовно-нравственных ценностей буддизма, насаждавшихся, в определенной степени, сверху, со стороны властей, в качестве правовых норм поведения. Хочется еще раз подчеркнуть, что большое значение для усвоения духовно-нравственных ценностей имела система правового воздаяния, изложенная в «Арбан буяны цааз». Буддизм окончательно победил в Монголии, когда монгольский менталитет воспринял его духовно-нравственные ценности, а на смену страха перед правовым наказанием пришел страх перед кармическим воздаянием. Впоследствии теория кармического воздаяния воспитала в буддистах чрезвычайно развитое чувство нравственной ответственности. Человек должен избегать злых помыслов и деяний, проявлять терпимость и милосердие, творить добро и почитать Будду, Учение и Сангху.
Распространение и становление буддизма в Бурятии происходили непосредственно в тесной связи и зависимости от распространения и становления буддизма в Монголии. До прихода в Бурятию буддизм претерпел длительный процесс адаптации к этнокультурным реалиям и традиционным народным верованиям близких или родственных бурятам народов Центральной Азии (тибетцев, монголов). В Бурятию буддизм проник уже в виде трансформированной центральноазиатской культурно-исторической вариации, которая ассимилировала однотипную структуру народных верований и культов. Успех буддизма среди бурят был обусловлен тем, что экономическое развитие бурятских родов, переживших стадию перехода к феодальным отношениям, к оседлой жизни, создало, как и у монголов, все необходимые условия для социальной и политической востребованности. В Бурятии буддизм стал важнейшим фактором консолидации бурят в границах Российской империи, оставаясь в то же время этнокультурным, этносоциальным и этнополитическим мостом между ними и центрально-азиатскими народами. Буддизм оказал огромное влияние на формирование структуры социальной общности бурят, их политической организации и культурной истории.
В настоящее время, когда происходит возрождение национального самосознания народов в постсоветском пространстве, восстанавливаются их культурные традиции. С возрождением культурных традиций, возрождается и религия каждого из народов, составлявшая в дореволюционный период основной компонент их национального самосознания.
Это в полной мере касается и современной ситуации в Бурятии. Здесь наблюдаются не только восстановление утраченных позиций буддизма, но и наблюдается восстановление самой буддийской церкви, разгромленной в 30-е годы.
Современный буддизм в Бурятии, восходящий своими корнями к традиционным формам, имевшим место в дореволюционной Бурятии, тем не менее, приспосабливается к реалиям сегодняшнего дня. Это позволяет ему вновь занимать свою нишу в социальной и духовно-нравственной жизни бурят и быть вновь политически востребованным в деле предотвращения военных конфликтов, укрепления мира, доброты и справедливости.
Список научной литературыАякова, Жаргал Аюшиевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абаева J1.JL, Жуковская H.JI. Традиция и модернизация в истории ламаизма // Ежегодник. Религии мира. М., 1983.
2. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке. Религиозные ценности и современная история стран Тхеравады. М., 1993.
3. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
4. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
5. Аюшеева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе: социально философский аспект. Автореферат дисс. на соискание уч.ст. к.филос.н., Улан-Удэ, 2000.
6. Базаров М. Роль буддизма в консолидации бурятского народа. //Мир буддийской культуры. Агинское-Чита, 2001.
7. Баяртуев Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов. Улан-Удэ, 2001.
8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М. 1980.
9. Борманжинов М. Путь к истине //Альманах «Orient». Выпуск 2-3, 1998.
10. Брянский М.Г., Герасимова К.М., Михайлов Т.М. Современные проблемы буддизма, шаманизма и православия. Улан-Удэ, 1980.
11. Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.
12. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1980.
13. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск, 1981.
14. Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск, 1983.
15. Васильев Л.С. История религий Востока. М., Высшая школа, 1983.
16. Васубандху. Абхидхармакоша. Улан-Удэ, 1980.
17. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. СПб., 1918.
18. Вязниковцев А.И. Буддизм и перспективы развития современной цивилизации. Автореферат дисс. на соискание уч.ст. к.филос.н., Улан-Удэ, 2002.
19. Галданова Г.Р., Герасимова К.М., Дашиев Д.Б., Митупов Г.Ц. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983.
20. Галшиев Э.-Х. Зерцало мудрости. Улан-Удэ, 1993.
21. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX начале XX веков. Улан-Удэ, 1957.
22. Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований// Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.
23. Герасимова К.М. О структуре традиционной духовной культуры по материалам тибетских источников // Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1986.
24. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства. Улан-Удэ. 1964.
25. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ, 1999.
26. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989.
27. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. Рига, 1991.
28. Далай-лама XIV. Гармония миров: диалоги о деятельном сострадании. СПб, 1996.
29. Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. СПб, 1996.
30. Далай-лама XIV. Политика доброты. М., 1996.
31. Далай-лама XIV. Этика нового тысячелетия // Наука и религия. 2000, № 12.
32. Дамдинов А.В. Агван Доржиев в обновленческом движении бурятского буддийского духовенства // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997.
33. Дандарон Б.Д. Агинский монастырь-дацан // Буддизм. СПб., 1996.
34. Дандарон Б.Д. О четырех благородных истинах Будды // Буддийский мир. М., 1994.
35. Дандарон Б.Д. Общая схема совершенствования по пути мантраяны //Гаруда., 1994, №1.
36. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. СПб., 1997.
37. Дандарон Б.Д. Постоянные элементы в буддийской философии // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Восток. Улан-Удэ, 1996.
38. Дылыкова B.C. Тибетская литература. М., 1986.38.Дхаммапада. М., 1960.
39. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М., 1990. ,
40. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.
41. Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории культуры. Улан-Удэ, 2001.
42. Жуковская H.JI. Республика Бурятия: национальная религия и национальная идея (этапы взаимодействия) // Вестник Российского гуманит. науч. фонда. М., 2000, №1.
43. Жуковская H.JI. Ламаизм и ранние формы религии. М.,1977.
44. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1995.
45. Исследователи Центральной Азии в судьбах России. Альманах Orient, СПб., 1998.
46. Кеоун Д. Буддизм. М., 2001.
47. Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. М, 1993.
48. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.
49. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1987.
50. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.
51. Лепехов С.Ю. Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.
52. Лепехов С.Ю. Праджняпарамита и Мадхьямика в монгольской и бурятской культурной традиции // Бурятский буддизтл: история и идеология. Улан-Удэ, 1997.
53. Лепехов С.Ю. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.
54. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. М., 1994.
55. Манзанов Г.Е. Религиозная ситуация в Республике Бурятия, Агинском и Усть-Ордынском автономных округах (по материалам социологических исследований) // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.
56. Мантатов В.В. К вопросу об изучении философии буддизма // Философские вопросы буддизма. Новосибирск. 1986.
57. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ, 1996.
58. Михайлов В.А. Тамги и метки бурят в конце XIX первой половине XX вв. Улан-Удэ, 1993.
59. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. Улан-Удэ, 1995.
60. Нестеркин С.П. Буддизм и российская ментальность (проблема соотношения) // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. II. Улан-Удэ, 2000.
61. Нестеркин С.П. Система образования в бурятских дацанах // Мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 2002.
62. Народы Центральной Азии на пороге XXI века. Сб. ст., Улан-Удэ, 2000.
63. Островская Е.П., Рудой В. И. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.
64. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста, 1993.
65. Радхакришнан С. Индийская философия. T.I. М., 1956.
66. Рерих Н.К. Шамбала. М., 1994.
67. Ринчино J1.JI. О роли буддизма в этнокультурной истории бурят-монголов // 250-летие официального признания буддизма в России. Тезисы докл. Улан-Удэ, 1991.
68. РозенбергО. О. Проблемы буддийской философии. СПб., 1918.
69. Розенберг О.О. Буддизм на Дальнем Востоке//Жизнь Будды. Самара, 1998.
70. Рудой В.И., Островская Е.П., Ермакова Т.В. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.
71. Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. Основы буддийского мировоззрения. М., 1994.
72. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
73. Тинлей Джампа. Бодхичитта и шесть парамит. Улан-Удэ, 2000.
74. Тинлей Джампа. Драгоценный нектар Учения. Улан-Удэ, 1998.
75. Тинлей Джампа. Живая философия и медитация тибетского буддизма. М., 1995.
76. Тинлей Джампа. Как достигнуть счастья или Дхарма в повседневной жизни. Улан-Удэ, 1997.
77. Тинлей Джампа. Сутра и Тантра драгоценности тибетского буддизма. М., 1996.
78. Тинлей Джампа. К ясному свету: этапы пути (наставления по лам-риму). Улан-Удэ, 1995.
79. Тобоев Т. Прошлая история хоринских и агинских бурят // Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995.
80. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб, 2000.
81. Фролова Д.Б. Обновленчество в Бурятии // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.
82. Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета // Избранные труды. Новосибирск, 1981.
83. Цыбенов Б.Д. Распространение буддизма среди хори бурят (XVII -начала XX вв.) Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2001.t
84. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. СПб, 1994.
85. Чжуд-ши. Под ред. Николаева С.М., Пубаева Р.Е. Новосибирск, 1988.
86. Чимитдоржиев Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997.
87. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы? Улан-Удэ, 1991.
88. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму, М., 1988.
89. Янгутов JI.E. Единство, тождество, гармония е* философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.
90. Янгутов JI.E. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998.
91. Янгутов JI.E. Бурятский буддизм: проблемы и перспективы исследований // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997.
92. Янгутов JI.E. Социальные и политические аспекты распространения буддизма в Монголии // Мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 2002.
93. MacGregor J.Tibet. A chronicle of exploration. London, Routledge and KeganPoul, 1970.
94. Abe Masao. Buddhism and Interfaith Dialogue. Honolulu, Un-t of Hawan Press, 1995.
95. Lafleur U., William R., Buddhism: a cultural perspective. Prentice Hall: Englewood Cliffs, 1988.
96. Religion in sociological perspective. Chicago Press, 1989.
97. History of Buddhism. Tokyo, 1995.