автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Основные этапы и особенности развития вьетнамского буддизма
Текст диссертации на тему "Основные этапы и особенности развития вьетнамского буддизма"
61' 99- 3/1М-1
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. ЛОМОНОСОВА
Философский факультет Кафедра философии религии и религиоведения
Фам Куе Ань
Основные этапы и особенности развития вьетнамского буддизма
диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор - Тажуризина.З.А.
Москва -1999
ВВВДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации. Изучение истории буддизма во Вьетнаме является исключительно важным не только для более адекватного понимания вьетнамской духовной культуры на всех этапах ее развития но и для решения таких существенных для буддологии вопросов, как закономерности становления буддизма в различных регионах Азии у ныне живущих и ушедших народов; взаимодействие буддийской и государственной идеологии в истории Восточной Азии. Особенно важно изучение вьетнамского буддизма в наши дни, когда Вьетнам переживает период экономических и идеологических преобразований. Выходя на новые рубежи экономического развития, современный Вьетнам находится в поисках национальной идеологии, при этом ощущая самую тесную связь со своим прошлым, с богатой и полной трагизма историей и культурой. Вьетнамское общество крайне осторожно подходит к навязываемым Западом странам Азии идеологическим и экономическим доктринам, к концепциям индивидуализма в культурной и идеологической жизни, стараясь оставаться на традиционных для Азии общинных позициях. В настоящее время во Вьетнаме все больше ощущается потребность в глубоком изучении истоков собственной национальной культуры, в использовании всего лучшего, что выработано более чем за тысячелетнюю историю страны. В этом отношении также крайне важное значение приобретает научный, объективный взгляд на буддийское учение, объединяющее огромный регион: Юго-Восточную Азию, Дальний Восток, Монголию.
Таким образом, изучение буддийских традиций стран Азии, и в частности Вьетнама, выходит за рамки лишь академических интересов, и даже интересов узкоспециальных, имея прямой выход на определение тендешщц дальнейшего духовного, политического и экономического развития Восточной Азии* Особую актуальность данная тема приобретает и для России, где в ряде восточных регионов в последние годы буддизм становится политическим и культурным фактором. Достаточно сказать, что
коренные этносы таких огромных регионов, как Бурятия, Тува, Алтай, Приморье, Калмыкия, частично - Якутия, исповедуют буддизм, либо испытывают единение с буддизмом как с этнической религией. Поэтому углубленное изучение особенностей буддизма у различных народов является важной для России проблемой. В то же время, для России вьетнамский буддизм представляет интерес в связи с тем, что российский народ сохраняет традиционно дружественные отношения с вьетнамским народом.
Целью настоящей диссертации является определение специфики вьетнамского буддизма, наиболее значительных моментов его истории, а также выявление его культурно-генетических особенностей.
На пути к достижению цели перед автором диссертации стояли следующие задачи:
- определить соотношение традиционной вьетнамской культуры и проникавшего во Вьетнам буддизма;
- Исследовать пути проникновения буддизма во Вьетнам;
- выявить исторические особенности становления буддийских традиций во Вьетнаме;
- охарактеризовать основные национальные школы вьетнамского буддизма;
- обозначить основные вехи развития вьетнамского буддизма вплоть до XX столетия;
- охарактеризовать современное состояние буддийского учения во Вьетнаме.
Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что вьетнамский буддизм изучен крайне фрагментарно. Имеющиеся на сегодняшний день работы освещают лишь отдельные стороны проблемы, не вырисовывая, таким образом, какой-то одной логической схемы развития буддизма во Вьетнаме.1 В этом плане следует отметить исследования
1 См. список литературы. Чан Ван Зяпа. Вьетнамский буддизм с древнего времени до ХШв. -Сайгон., 1968. Нгусн Хунт Хау. Философское учение Чан Тхай Тонга. - Ханой., 1993. Нгуен Зуй Хинь. Чук Лам. // Изучение истории. - № 2. - 1977
современных вьетнамских ученых Чан Ван Зяпа, Тхить Тхиен Ана, Нгуен Хунг Хау, Нгуен Зуй Хини, Нгуен Тай Тхы. Практически все работы этих авторов сосредоточены на изучении отдельных сторон средневекового буддизма. Что касается раннего вьетнамского буддизма, то следует выделить работы Во Ши Кхай, изучающего первые дошедшие до нас археологические источники, свидетельствующие о зарождении буддизма во Вьетнаме во II-III вв. н.э. С историко-философских позиций исследует буддизм Нгуен Ланг; в своей работе "Рассуждение о вьетнамском буддизме" (т. 1-1973г., т.2-1978г.) он дает обзор вьетнамского буддизма с момента его зарождения до XIX века. Однако подходы этого автора к исследованию буддизма представляются несколько схематичными, поскольку он, на наш взгляд, излишне социологизирует проблемы развития буддизма, не учитывая, например того, что буддийские школы во Вьетнаме, как везде, обладали и самостоятельной логикой развития. Примерно таким же подходом отличается "История вьетнамского буддизма", подготовленная к изданию сотрудниками Института философии (Ханой, -1988г.). Недостатком этой коллективной работы является, в частности, слабая обоснованность интерпретации вьетнамских буддийских текстов.
В последнее время наметилось изучение вьетнамских буддийских текстов с текстологической и герменевтической точки зрения; здесь прежде всего следует отметить работы Нгуен Данг На, российских исследователей Т.Н. Филимонова, В.В. Ремарчука, К.Ю. Леонова. В целом же идеи, касающиеся вьетнамского буддизма, специфики его эволюции, содержатся как некие вкрапления в работах многочисленных историков и культурологов. Так, изучение буддизма во Вьетнаме как эстетической ценности, проявившейся в художественных, литературных и религиозно-литературных сочинениях, связано прежде всего с именем Н.И. Никулина; примерно в том же ключе работали А.Н. Лескинен, В.И. Корнев, сосредоточивавшие свое внимание на проявлениях буддизма в национальном фольклоре. Определенного рода вершиной в исследовании
Нгуен Тай Тхы. История вьетнамского буддизма. -Ханой., 1988. Нгуен Ланг. Рассуждение о вьетнамском буддизме. -Ханой.,1992.
вьетнамского буддизма можно назвать исследования Д.В. Деопнка, работающего в направлении типологизации культур стран Азии. Отдельные упоминания проблем буддизма в Восточной Азии встречаются в работах таких западных исследователей, как Р. Пишель, У. Бэрчетг, Г. Ольденберг, Г. Мюрдаль, Ж. Шестер, Т.О. Дзинь1 и.т.д.. Также можно упомянуть исследования цейлонского монаха и будцолога Вапола Рахула2.
Однако же, несмотря на обилие имен исследователей и их работ, можно сказать, что вьетнамский буддизм изучался все же фрагментарно, редко бывал основным предметом исследований, если, конечно, не брать в расчет религиозные работы в области буддизма.
Подобная степень изученности вьетнамского буддизма резко контрастирует с фундаментальными исследованиями в области буддизма индийского или китайского. В этом смысле работы В.И. Корнева, Г.М. Бонгард-Левина, А.Н. Кобзе ва, В.А. Винокурова, П. В. Познера, Х.Г. Короглы и других востоковедов могут служить существенной опорой в исследованиях буддизма во Вьетнаме, но лишь с методологической точки зрения.
Сама по себе проблема изучения специфики буддизма в различных странах Восточной Азии занимает многих ученых- востоковедов. Познание особенностей распространения эволюции, укоренение бытования буддизма в каждой из стран Восточной Азии позволяет более глубоко проникнуть в сущность буддизма в целом. При этом буддологи следуют определенной методологии исследования национальных особенностей буддизма, которая вполне может быть принята и при анализе вьетнамского буддизма. Приведем примеры. Так, В.И. Корнев, анализируя специфику тайского
1 Р. Пишсл. Будда, его жизнь и учение. -М. Литературный фонд РСФСР, 1991. У. Бэрчетт. Вверх по Меконгу. -М.,1959.
Г. Мюрдал. Драма Азии (современные проблемы третьего мира). -М.,1972. J. Schecter. The New Face of Buddha. Buddhism and Political Power ш Southeast Asia. -N.Y.,1967.
Zing Т.О. Buddi&m and the Mithology of the Evil. - Z., 1962.
2 Вапола Рахула. Советы Будды. - Камау.,1994.
буддизма, исходит из общего положения о том, что " национальные формы буддизма складываются в процессе амальгамации философских доктрин различных школ и религиозно- этической системы буддизма с культурным комплексом и религиозными верованиями местного населения", и с этим нельзя не согласиться. Он справедливо указывает на то, что буддизм в каждой стране " является отбором тех норм и правил поведения, которые соответствуют социальным отношениям и мировоззрению в обществе".1 Одной из особенностей тайского буддизма, по мнению Корнева "является, в частности, неверие тайцев в достижение нирваны, удержание верующих в нормах религиозной морали"2.
Подобный подход к специфике национальных форм буддизма имеет место в книге JI.C. Васильева " История религии Востока". Он показывает процесс приспособления буддизма к условиям Китая, где, по его словам, происходила китаизация буддизма. В IV в. китайские буддисты пытались доказать, что Будда- это воплощение Дао. Воздвигая на свои деньги в пещерных храмах ступы или статуи, они сопровождали дары надписями в типично конфуцианском духе. На основе синтеза идей буддизма с конфуцианским прагматизмом возникает весьма своеобразное учение чань-буддизма3.
Следует отметить также исследования камбоджийского буддизма H.H. Бектимировой, которая стремится выявить его специфику.4
Проблема специфики японского буддизма достаточно основательно была разработана А.Н. Игнатовичом, который выделил также, например, его особенности как государственный характер, представление о буддизме как наиболее эффективном средстве "извлечения пользы (выгоды) в этом мире"; интерпретация понятий буддийской философии с учетом китайских философских систем; отсутствие собственной исконной философской
1 Корнев В.И. Тайский буддизм. -М.,1973. - С.15
2 Там же. - С.24
3 Васильев JI.C. История религии Востока (религиозно-культурные традиции и общество).- М.,1983.- С.299
4 Бектимирова H.H. Буддийская сангха в независимой Кампучии. -М.,1981.
традиции и Т.Д1. Подробное рассмотрение специфических черт японского буддизма расширяет возможность для понимания особенностей буддизма в других странах, в частности, во Вьетнаме.
Предметом исследования для диссертанта послужили процессы, происходившие по мере эволюции буддизма как религии и как философии во Вьетнаме, отразившие изменение взглядов вьетнамского народа на окружающий мир, на социальные и политические процессы.
Объектом исследования явились традиционный вьетнамский фольклор, тексты основных школ вьетнамского буддизма, а также литературные произведения, созданные под влиянием учений этих школ.
Источниками исследования стали тексты вьетнамского, а также китайского, индийского и согдийского буддизма, переведенные на вьетнамский язык. В их числе такие произведения, как "Собрание высказываний выдающихся святых из сада Дхъяны", "Повествование о трех патриархах", "Продолжение собраний высказываний выдающихся святых из сада Дхьяны", рукопись "Е", канонические тексты индийского буддизма ("Бриллиантовая сутра", "Ланкаватара сутра" и др.) и другие тексты.
Методологическая основа исследования. Автор не приемлет вульгарного социологизма, сводящего богатство духовной культуры к классовому содержанию, но вместе с тем, принимает принцип социальной детерминированности различных проявлений духовной жизни, в том числе религии. Конечно, при этом не игнорируется духовная детерминация, а также имманентное, автономное развитие того или иного культурного феномена. Автор опирается на сравнительно- исторический метод, который позволяет осмыслить особенности эволюции и распространения буддизма в той или иной стране в каждый данный период. В силу сложности рассматриваемой темы, автор попытался соединить исторический, филологический и философский аспекты ее исследования. Естественно, что автор в своем анализе особенностей вьетнамского буддизма опирается на методы объективного, научного, диалектического подхода к предмету
' Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерки ранней истории. -М.,1988. -С.253-256. См также: Игнатович А.Н., Светлов Г.Б. Лотос и политика. -М.,1989. -С.11-14.
исследования. Автор стремится не противопоставлять общецивилизационный подход формационному, но использовать, насколько возможно, преимущество обоих в конкретном исследовании нашей проблемы.
Новизна диссертации состоит в следующем:
- предлагаемое исследование является первой написанной в рамках российской научной традиции работой, где реализована попытка проследить движение буддийской мысли во Вьетнаме от зарождения первых буддийских школ до наших дней.
- в отличие от традиционного взгляда, недооценивающего влияния других культур на духовную жизнь вьетнамского народа, автор при рассмотрении генезиса вьетнамского буддизма находит в нем целый ряд тюркских и согдийских элементов.
- В процессе рассмотрения основных этапов эволюции вьетнамского буддизма анализируются его специфические особенности.
- становление буддизма во Вьетнаме рассмотрено в контексте происходивших в странах Восточной Азии процессов освоения этой религии.
- в научный оборот введены оригинальные произведения вьетнамской буддийской литературы, как религиозно-философской, так и художественной, а также материалы добуддийского вьетнамского фольклора.
- обосновывается положение о том, что буддийское мировосприятие не противоречило культурным традициям вьетнамского народа, сложившимся до буддизма в силу сходных условий социального развития народов Восточной Азии.
Апробапия диссертации. Автор диссертации участвовал в научной конференции "Общественные науки и вьетнамское землячество", организованной "Вьетнамской ассоциацией исследования естественных и общественных наук" в Москве, с докладом "Некоторые проблемы буддизма в наши дни".
Структура диссертации традиционна для исследований подобного рода, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. РАННИЙ ВЬЕТНАМСКИЙ БУДДИЗМ (П-Х1П ВВ.)
§ 1. Ранний вьетнамский буддизм и традиционная культура
Вьетнама
В современной научной литературе, особенно вышедшей из-под пера вьетнамских авторов, проникновение буддизма во Вьетнам прочно связывается с темой противопоставления традиционной добуддийской вьетнамской культуры и культуры буддийской как инородной. Так, в своей диссертации Нгуен Хунт Хау пишет: "Само наименование полуострова, на котором расположен Вьетнам - Индокитай - говорит о том, что культура этого района мира складывалась под воздействием как Китая, так и Индии. Китай постоянно стремился подчинить Вьетнам своему влиянию в этническом и культурном плане (...)"Поэтому вьетнамцы с давнего времени пытались сохранить свою независимость от Китая. Они боролись за сохранение своей отдельной территории, культуры со своими особенностями, обычаями и традициями. Однако "вьетнамский народ не мог противостоять ассимиляции Китая своей собственной культурой потому, что собственно вьетнамская культура не была столь развита, сколь ханьская. Вот почему борьбу с китаизацией в политическом плане он вел физически, военными силами, а в культурном - с помощью буддизма"2.
Между тем, утвердившееся в науке мнение об абсолютной разнородности традиционной вьетнамской и буддийской культур может быть подвергнуто сомнению. Прежде всего потому, что еще до проникновения буддизма во Вьетнам, Китай и Среднюю Азию, еще во время складывания основных концептуальных установок буддизма, здесь уже существовало зафиксированное во множестве раннестадиальных
1 Нгуен Хунг Хау. Философское учение Чан Тхай Тонга (ХШ в.): Диссертация ... канд. философских наук. - М., 1986. - С. 1.
2 Там же. - С. 1; Сходная концепция, но на китайских материалах просматривается в диссертации Л.Е. Янгутова: Янгутов Л.Е. Философские аспекты китайского буддизма VI-IX вв.: Диссертация ... докт. философских наук. - М., 1991. - С. 52-53.
фольклорных и литературных источников восточно-азиатское видение мира, складывавшееся на основе взаимодействия национальных культур данного региона. Это видение мира характеризовалось общими модельными построениями Космоса, в которых наблюдалось многоуровневое строение мира: несколько (от 3-х до 99) небес, средний мир, многоуровневый нижний мир. Представления о связи этих миров были также общими для всей Восточной Азии: небеса связывались со средним миром посредством дождя, нижний мир со средним - посредством воды и дерева. Подобная модель устройства космоса отличалось, например, от индо-иранской и греческой моделей.1 В современной