автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские и юридические аспекты светскости образования в современной России

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Ерышева, Виктория Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Архангельск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские и юридические аспекты светскости образования в современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские и юридические аспекты светскости образования в современной России"

На правах рукописи

Ерышева Виктория Александровна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВЕТСКОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

-2 ДЕН 2910

Архангельск - 2010

004615169

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова»

Научный руководитель: Доктор философских наук, профессор

Аринин Евгений Игоревич

Официальные оппоненты: Доктор философских наук, профессор

Глаголев Владимир Сергеевич

Кандидат философских наук, доцент Сибирцева Юлия Александровна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ивановский государственный

энергетический университет»

Защита состоится «14» декабря 2010 г. в 16 час. на заседании диссертационного совета Д 12. 191. 05. при Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 163060, г. Архангельск, ул. Смольный буян, д.7, ауд

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 163002 г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4.

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (http://www.pomorsu.ru)

Автореферат разослан: 12 ноября 2010 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, Кандидат философских наук, доцент

Л. А. Морщихина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что религия в последние два десятилетия стала одним из важных факторов современного российского социального бытия, в связи с чем особую значимость приобретает исследование форм ее влияния на становление и развитие различных сфер общественной жизни, среди которых все большее внимание привлекает к себе государственное образование. В этой сфере наиболее спорными и дискуссионными оказались проблемы, связанные с трактовкой вопроса о «светском характере образования», связанные с возникшими попытками включения ряда новых дисциплин, содержащих знания о религии, е государственную систему образования.

Истоки современной государственной образовательной системы России находятся в XVIII веке. Приоритетами в то время были государственная польза, невозможная без просвещения народа, приобщения его к мировому уровню знаний, которые сочетались с задачами религиозно-конфессионального воспитания и приобщения к духовным ценностям. Государственная система образования развивалась в условиях частой смены концепций и постоянных реформ, формируясь как система светского (общегражданского) образования, которое пришло на смену собственно церковного. Сам термин «светскость» получил распространение в Западной Европе в начале Нового времени. Во многом это был период размежевания католичества и протестантизма, формирования национальных государств, расхождения сфер влияния религии, искусства и науки.

Отделение школы от церкви, а светского образования от религиозного воспитания продолжалось в России, как и в Европе, в течение нескольких веков и стало своего рода традицией, имеющей целый ряд своеобразных исторических и региональных форм. Несмотря на многочисленные заимствования из европейского опыта, имевшие место при создании

- з-

отечественной системы образования, секуляризационные процессы, сопровождавшие ее становление, по своему содержанию, логике и динамике серьезно отличались, особенно в XX веке, от происходящего в европейских странах. Исследование специфики становления светского начала в современном российском образовании, особенно в связи с его юридическими обоснованиями, представляет собой актуальную научную проблему, которая до сих пор не рассматривалась в социальной философии в качестве самостоятельного предмета диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Проблеме взаимоотношения религии, права и образования посвящены работы В.В.Анисимова, В.И.Блинова, И.А.Васильева, Л.М.Волосниковой, Л.С.Выготского, О.Г.Грохольской, В.В.Давыдова, И.И.Зарецкой, Г.Е.Зборовского, П.Ф.Каптерева, В.А.Караковского, А.В.Колодина, И.Б.Костина, Т. А. Кудрина, Т.П.Куртаповой, А.Н.Леонтьева, Н.С.Пережогина, Т.И. Петраковой, О.Д.Поповой, С.С.Саввы, И.В.Суколенова, И.А.Тарасевича, М.Г.Тайчинова, Е.В.Тихоновой и других. Исследования категории светскости представлены в публикациях С.С.Аверинцева, В.В.Зеньковского, Г.Г.Майорова, Ф.Г.Овсиенко, М.О.Шахова, И.Н.Яблокова. Исторические аспекты концептуализации «светскости образования» изучали В.Н.Савельев, П.И. Костюкович, В.С.Нерсесянц, Н.А.Придворов, Е.В.Тихонова и другие.

Анализ трактовок светскости в российском законодательстве об образовании описан С.А.Авакьяном, А.А.Агафоновой, С.А.Бурьяновым, А.С.Ловинюковым, С.А.Мозговым, И.В.Понкиным, О.Г.Румянцевым.

Социально-философские аспекты тенденций конструирования светскости в современном российском образовании рассматривались К. Каариайненом, Е.И.Арининым, А.Кураевым, И.В.Метликом, Д.Фурманом.

Понятийный аппарат диссертации во многом обусловлен социально-историческим и религиоведческим контекстом проблемы, изучению которого посвятили свои исследования П.Бергер, В.И.Гараджа, В.С.Глаголев, М.В.Захарченко, И.Я.Кантеров, А.Н.Красникова, Т.Лукман, Н.Луман,

-4-

А.А.Любищев, Б.Малиновский, В.В.Миронова, Ю.А.Сибирцева, Д.М.Угринович, М.М.Шахнович, Е.С.Элбакян и другие.

Проблемы взаимосвязи религиозного образования и социально-нравственного воспитания изучены и отражены в трудах такими авторами, как И.А. Абдуразаков, М.Т.Андрюшенко, Н.М. Бердяев, В.А.Васильев, О.Ф.Ефремова, Л.Н.Квашнина, Г.А.Камалова, П.Ф.Каптерев, А.Ю.Лаврентьева, Л.Н.Модзалевский, Д.И.Пономарев, М.В.Силантьева, A.B. Торопов, К.Д.Ушинскнй и другими.

Принципы диалогизма в религиоведении рассмотрены в широком спектре работ философского и педагогического характера. Среди них необходимо назвать работы и статьи М. Бубера, Б. Вандельфельса, А.В.Колодина, Т.А.Кудриной, Г.Кюнга, Д.Маркуша, В.Л.Махлина, Р.Отго, Х.Хофмайстера, М.Элиаде.

Кроме того, при исследовании проблем отношений религии и образования использовались материалы официальных органов власти (Президента РФ, Федерального собрания РФ, Министерства образования и науки РФ), средств массовой информации, включая источники сети Интернет.

Объектом исследования является феномен «светскости» как форма социально-политической организации жизни общества.

Предмет исследования - социально-философские аспекты системы государственного образования Российской Федерации, которые законодательно характеризуют ее как имеющую «светский характер».

Цель диссертационного исследования: анализ особенностей социально-философских и юридических аспектов светскости: образования в современной России.

Достижение цели исследования предполагало последовательное решение следующих задач:

1. Определить категорию «светскость» как единства в многообразии ее исторических форм и современного понимания;

2. Выявить исторические формы концептуализации светского образования;

3. Проанализировать значение толкования конституционного принципа светскости и его связи с современным российским образованием;

4. Раскрыть актуальные проблемы понимания статуса светскости в российском законодательстве об образовании;

5. Показать социально-философские тенденции конструирования нормативного понимания светскости в современном российском образовании.

Методологической основой диссертационного исследования явились системный подход и междисциплинарный анализ, позволяющие проанализировать социально-философские, исторические и юридические аспекты светскости образования, изложенные в отечественных и зарубежных источниках. Социальная философия позволяет рассматривать светскость в образовании как социальное явление, требующее осмысления в конкретно-историческом, универсально-философском и регионально-социальном контекстах.

Комплексный характер проблематики диссертационного исследования привлек внимание к философским, правовым, историческим и культурологическим исследованиям для возможности рассмотрения светскости в образовании как социального явления, привлекающего к себе все большее и большее общественное внимание. Сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны выдвинутых различными авторами концепций и определить потенциал творческого синтеза ряда предложенных ими подходов.

Социально-философское рассмотрение проблемы светского образования осуществляется с опорой на базовые понятия, положения и выводы из научных трудов отечественных и зарубежных философов, юристов, педагогов и религиоведов. Метод сравнительного правоведения позволяет охарактеризовать категорию «светскость» как формально определенный термин в российском праве.

Теоретическую базу исследования составили философско-

-6-

педагогическая концепция взаимосвязи и взаимообусловленности целостного мирового педагогического процесса при вариативности фактов его протекания в отдельных странах и регионах; концепция противоречивого характера общественного развития; историческая концепция эволюционного развития общественного сознания.

На логику исследования существенное влияние оказали: теория периодизации развития образования (В.В. Анисимов и О.Г. Грохольская, П.Ф. Каптерев, Г. Корнетов, И.В. Суколенов и др.); теория личности в контексте социальной и этнокультурной обусловленности ее формирования, деятельностной природе воспитания и развития личности (В.И. Блинов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.И. Зарецкая, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Петракова, М.Г. Тайчинов и др.); общие принципы образования, концептуальные требования к системе образования, аксиологический подход к изучению образования, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития.

Источниками исследования явились социально-философская и юридическая литература, монографические работы, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области конституционного права, народного просвещения, различные программно - методические материалы, архивные материалы, диссертации и т.д.

Научная новизна диссертационной работы

В проведенном исследовании проанализированы и обобщены различные подходы к пониманию особенностей юридических и социально-философских аспектов светского образования.

1. Категория «светскость» многозначна и полисемантична, сочетая в себе исторические, социально-философские и юридические аспекты, без правильного толкования которых невозможно осмысление данного феномена как одной из важнейших характеристик современного российского конституционного строя и формирования гражданского общества.

2. Социально-философский анализ показывает, что в каждый конкретно-исторический момент возможно сосуществование нескольких «нормативных моделей» института светскости государства и, соответственно, систем образования, отражающих влияние и интересы различных социальных групп.

3. Современный этап развития в понимании института светскости государства и государственного образования состоит в необходимости критического социально-философского анализа, позволяющего преодолеть использование некорректных трактовок ряда терминов («традиционные/нетрадиционные религии», «культ», «секта» и т. п.), используемых в научной литературе, нормативных документах и СМИ.

4. Тенденцией развития понимания светскости в современном российском праве и в системе государственного образования является необходимость разработки понятийного аппарата для правоприменительной практики, призванной урегулировать противоречие между защитой прав меньшинств и отрицанием ценностей, которые приняты большинством в обществе.

Положения, выносимые на защиту

1. Понимание светскости государства многоаспектно, оно выступает не только как основа конституционного строя, но и как продукт истории, как социальная символическая конструкция, основа организации современного гражданского общества.

2. Социально-философский анализ института светскости государства в Российской Федерации требует выявления системности базовых характеристик, проявляющейся в двух фундаментальных основаниях: отделении религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии.

3. Юридически некорректно трактовать основополагающие принципы и понятийный аппарат с позиций отождествления «светского» и «секуляристского» (лаицистского), поскольку последнее определяется как

-8-

«нерелигиозное» (антирелигиозное), при отсутствии определенности трактовки термина «религиозное».

4. Юридическая некорректность разделительных подходов (например, верующий/неверующий и т.п.), экспортируемых в систему государственного образования, предопределяет чрезмерное влияние терминов, имеющих внеправовое и размытое содержание (традиционные и нетрадиционные религиозные объединения и т.п.), приводя к нарушениям базовых прав и свобод граждан.

5. В настоящее время сложилась настоятельная необходимость выработки новой детальной стратегии решения многочисленных методологических, теоретических и практических проблем применения права в сфере обеспечения светского характера государственного образования.

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты диссертационного исследования создают основу для более глубокого понимания основных особенностей и тенденций в совершенствовании действующего законодательства в области образования с точки зрения конституционно закрепленного принципа светскости российского государства.

Положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы для учебно-методической работы, при чтении курсов по таким учебным дисциплинам, как социальна философия, философия образования, конституционное (государственное) право России, теория государства и права, религиоведение и педагогике, а также при составлении учебных пособий для вузов и общеобразовательных учреждений. В современных условиях полученные выводы позволяют найти в историко-педагогических и теоретических исследованиях оптимальные формы рассмотрения проблем взаимосвязи светского и конфессионального образования, преодолеть однобокость и нивелировать антагонизм, встречающийся в научных исследованиях, изучающих проблему светского характера государственного образования. Практическая значимость результатов

-9-

исследования обусловливается тем, что они могут служить научным основанием при разработке концепций развития системы государственного образования, а также использоваться в процессе теоретической подготовки управленческих кадров, учителей и научных работников.

Апробация работы

Теоретические выводы и основные положения диссертационного исследования изложены в 8 научных публикациях автора. Результаты исследования были представлены в виде докладов, обсуждены и получили отражение в материалах ряда научных конференций, а именно: I Международной научной конференции «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран» (г. Владимир 2009), Межрегиональной научно-практической конференции «Религия и российская государственность» (Владимир, 2009); Региональной (заочная) конференции, посвященной 80-летию доктора философских наук, профессора кафедры философии ВГГУ Цанн-кай-си Федора Васильевича «Философия человека в культурно-историческом контексте» (2010); Научной конференции «Правовое регулирование свободы совести в России» (Орехово-Зуевский филиал НОУ ВПО «Российский новый университет», 2010 г.), II Международной научной конференции «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран» (г. Владимир 2010).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (по два параграфа каждая), заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность выбранной темы, оценена степень разработанности исследуемой проблемы, охарактеризована база источников для диссертационного исследования, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, его методологические основы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов.

-ю-

В первой главе «Социально-философские и юридические аспекты категории «светскость образования» проведен социально-философский анализ терминологического аппарата, исследуемого объекта, выявлены проблемы, требующие уточнения и совершенствования.

Первый параграф «Светскость»: понятие и характеристика» посвящен рассмотрению различных подходов к пониманию данной категории. Сегодня в обществе, СМИ, богословской литературе и научных изданиях активно обсуждается проблема светскости современного государственного образования. Сам термин «светский» входит в текст Конституции Российской Федерации, статья 14.1 которой гласит, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»1. В настоящее время светскость государства и государственной школы, гарантированы российским законодательством (п. 4 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» и п. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Вместе с тем, понятие «светского характера образования» в данных документах не уточняется, что вызывает многочисленные дискуссии о возможных формах приобщения молодежи к религиозным знаниям и ценностям.

Термин «светский» (секулярный, секуляристский) широко используется в современной литературе, однако даже поверхносгное исследование выявляет факт смешения в его рамках совершенно разных понятий. Первоначально он обозначал не отсутствие религиозности, но именно сферу собственно гражданских интересов верующих сограждан. В советский период слово было признан устарелым, заменившись понятием «атеистического мировоззрения», тогда как в современной культуре данный термин стал соотноситься с понятиями «толерантность» или «лаицизм», выступая как обозначение родового признака государства, которое нейтрально относится ко всем вероисповеданиям

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием J2.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ] // Российская газета, N 7, 21.01.2009 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445 // Парламентская газета, N4, 23-29.01.2009.

и мировоззренческим убеждениям своих граждан, являясь независимым от духовенства и свободным от любой теологической концепции.

Современное социально-философское понимание «светскости» характеризуется признанием имманентной таинственности и многообразия путей прихода личности к вере, осознанием невозможности государственного конструирования религиозной идентичности граждан, опасности их деления на носителей «истинных» и «ложных» убеждений. Это предполагает непрерывный и открытый диалог об истинно возвышенных формах бытия человека, его причастности к таинственной и ускользающей от однозначных определений «подлинности» как единства блага, красоты и истины. Сегодня требуется специальная теоретическая методология, которая позволит углубить сложившееся понимание «светскости», создав особый «метаязык», который будет отстранен от непосредственных представлений и доктрин тех или иных конфессиональных или мировоззренческих групп, выражая общегражданский характер социальной реальности.

Утверждение светскости в качестве фундаментальной характеристики государства требует четко сформулировать и закрепить основные критерии и границы понимания этой категории. Разработка данного понятийного аппарата требует серьезной научной проработки, позволяющей исключить противоречивые и часто взаимоисключающие трактовки одних и тех же терминов, что является необходимым условием для реализации конституционно закрепленных принципов в правоприменительной практике. Государство должно обеспечить право человека на его самоопределение и самовыражение, в том числе, религиозное, не претендуя при этом на вторжение в духовный мир своих граждан, на предпочтение тех или иных конфессий и оценку истинности их вероучений.

Во втором параграфе «Исторические аспекты концептуализации «светскости образования» рассматриваются исторические формы проявления феномена светскости в российском государственном образовании.

Традиционно, главной целью образования является приобщение к

-12-

важнейшим научным знаниям, которые являются частью культурного наследия общества. Современная социальная философия сформулировала в качестве важнейшей цели образования формирование ценностного мировоззрения, которое дает каждому человеку осознание смысла социальной жизни и собственного существования. Образование призвано прокладывать тот путь, который будет вести человека к гармонии с самим собой, миром и обществом. В идеале личность воспитанного и образованного современного гражданина выступает как гармония индивидуального и социального в его совести.

Типология этапов и форм понимания светскости образования непосредственно связана с социально-историческим контекстом европейской культуры, особой частью которой выступает культура России. Первоначально свобода совести отождествлялась с «естественной принадлежностью» индивида древних обществ к определенной «традиции предков», которой именно «по совести» следует придерживаться, чтобы считаться в обществе образованным и культурным человеком. Здесь религиозное и светское образование было одним нерасчлененным комплексом важнейших знаний, передаваемых от поколения к поколению. На следующем этапе свобода совести начинает пониматься как свобода личного выбора вероисповедания или мировоззренческой позиции (включая и право на отказ от вероисповедания как такового), начинаясь с эпохи греческих полисов и Римской империи, где помимо «традиции», появляется множество религиозных и философских учений (вплоть до атеизма и скептицизма), к которым индивид присоединялся добровольно, при этом общество могло реагировать запретами, в том числе и законодательными, на то или иное «свободомыслие», а образование начинает включать в себя возможность «вступления в школу» того или иного философа (ученого, теолога).

Новый этап связан с пониманием под свободой совести собственно свободы христианского вероисповедания (поскольку оно, согласно самопрезентации Церкви, единственно истинная религия, дающая возможность спасения, тогда как остальные философские и религиозные объединения — путь

-13-

к погибели, в этом контексте возникает и собственно христианское образование, неразрывно связанное с воспитанием). Еще один этап связан с полемикой внутри христианства (Вселенские соборы, проблемы ересей, сект и расколов), когда под свободой совести в христианском вероисповедании начинает считаться приверженность «канону», «конфессиональному догматическому учению» (потребовавшему специального образования, где только «своя Церковь» могла считаться единственно истинной религией, дающей возможность спасения, тогда как остальные «ереси», «расколы», философские и религиозные объединения — путь к погибели, в этом контексте возникает и собственно христианское теологическое образование, неразрывно связанное с воспитанием приверженности «юрисдикции», «своему христианству», конкретной конфессии).

Особый этап начинается после эпохи Реформации в Европе, характеризуясь тем, что свобода совести соотносится со свободой христианских юрисдикционных убеждений индивида и его непротивоправного поведения, основанного на этих убеждениях, появляются множество учебных заведений для народа, однако только в XIX веке свобода совести стала соотноситься со свободой религиозных и «нерелигиозных» убеждений индивида. В этот период появляются идеологии лаицизма, национализма или марксистского атеизма, которые через систему образования стремились заместить христианские (конфессиональные) ценностные ориентиры на собственно «светские». Наконец, современный «постсекулярный» этап характеризуется свободным и легитимным самоутверждением индивидов современных государств в их стремлениях приобщиться к «подлинному и высшему порядку бытия, священному космосу», какие бы конкретно вероисповедальные или мировоззренческие формы представления об этом «подлинном и высшем порядке» не принимали, образование начинает ориентироваться на развитие способности к диалогу и взаимопониманию, к совместным действиям против глобальных вызовов и проблем всего человечества: бедности, экологии, прав человека и т.п.

Во второй главе «Социальное значение конституционного принципа светскости в российском образовании» исследован конституционный принцип статуса светскости в Российской Федерации, а также социально-философские аспекты светского образования в современной России.

В первом параграфе второй главы «Актуальные проблемы трактовки статуса светскости в российском законодательстве об образовании» диссертантом анализируется основополагающий закон Российской Федерации - Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Закон Российской Федерации «Об образовании», с позиции уточнения формулировок терминов «светское государство» и «светское образование».

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году происходило в условиях острых дискуссий по вопросам государственно-конфессиональных отношений, форм и способов закрепления религиозной свободы, прошедших поэтапную и тщательную разработку. Были приняты во внимание мнения ученых-правоведов, видных общественных и политических деятелей, депутатов, представителей различных религиозных объединений, что в итоге привело к принятию норм, отвечающих внутринациональным интересам, соответствующих международным стандартам в данной области и учитывающих зарубежную практику регулирования религиозных вопросов.

Принцип светскости образования является одной из гарантий реализации человеком свободы совести, так как только в условиях светского образования человеку предоставляется свобода выбора мировоззрения и устраняется угроза дискриминации по религиозным основаниям. В случае нарушения требований светскости возникают препятствия для реализации конституционно гарантированных свободы совести и свободы вероисповедания.

Духовная составляющая является неотъемлемой частью жизни российского общества, которую призваны учитывать социальная философия, педагогика и юриспруденция. Основной проблемой в современном отечественном образовании стало толкование понятий «светское государство» и «светское

- 15-

образование». Термин «светское государство» выступает как юридическое понятие, сформулированное в противовес государству теократическому или атеистическому, характеризуя новый этап социального развития, где очевидна попытка преодолеть принуждение как к теократическим, так и атеистическим (материалистическим) убеждениям. Современное российское законодательство об образовании устанавливает принцип, согласно которому образование должно базироваться на праве каждого учащегося как на свободу совести, так и на приобщение к национальным и культурным традициям народа.

Проблема полноты и глубины разработанности нормативно-правовой базы системы государственного образования встала в новом свете в условиях начавшегося эксперимента по внедрению вариативного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах ряда регионов России. В этом просветительском проекте впервые в России стал использоваться принципиально новый для нашего общества религиоведческий подход к представлениям о религии и религиозных традициях разных конфессий, направленный на исключение как навязывания учащимся какой-либо идеологической доктрины, так и утверждения исключительной истинности одной религии, ущемления интересов других верований. Религия рассматривается в комплексе научных представлений, одинаково приемлемых для всех конфессий, верующих и неверующих граждан.

Второй параграф «Социально-философские аспекты тенденций конструирования светскости в современном российском образовании».

Анализ употребления понятия «светский характер образования в государственной школе» и его трактовок в современной научной литературе приводит к выводу, что все они тяготеют к трем основным позициям: «проправославного консенсуса», «юридизма», «лаицизма» и «клерикализма». Первая позиция - это преимущественно требования к содержанию образования, к тому, что именно изучается о религии, т.е. требования «культуросообразности», в большинстве случаев совпадающей с приоритетным интересом к православию. Вторая позиция характеризуется выведением на

-16-

первый план формальных требований к организации образовательного процесса - к процедурным аспектам того, каким образом организуется изучение религии в государственной школе, к условиям организации учебно-воспитательной деятельности, касающимся по преимуществу обеспечения права на свободу совести каждого ребенка. Третья позиция сводятся к стремлению вообще освободить мировоззрение подрастающего поколения от «религиозных пережитков», тогда как четвертая, наоборот, к стремлению «воцерковить всех», порой даже смой, вопреки юридическим нормам и мнению самих учащихся, но ради «спасения молодого поколения от безнравственности». Таким образом, можно говорить о четырех формах конструирования «светскости» в современном российском образовании, первая из которых тяготеет к пониманию светскости как обозначения «православных мирян» как граждан РФ, тогда как вторая - граждан РФ, в большинстве своем идентифицирующих себя как «православных верующих», наряду с верующими других конфессий и «неверующими» других мировоззренческих предпочтений, в то время как третья - «свободомыслящих граждан», а четвертая - «преданных юрисдикции», только временно являющихся гражданами РФ перед лицом «вечности».

Проблема осмысления конструирующейся модели светскости современного российского образования становится еще более насущной в свете тех изменений, которые происходят в глобальной культуре, к которой сегодня принадлежит и Россия. Сегодня говорят о наступлении «постсекулярной эпохи». У этого понятия нет четкого и устоявшегося определения, но можно выделить три ключевых момента: во-первых, осознание того, что религии никогда не «отомрут», что все прогнозы об уменьшении их значимости оказались ложными; во-вторых, формирование нового отношения со стороны общества к самим этим религиозным традициям и тем смыслам, которые в них содержатся в условиях когда прежние «секулярные идеологии» теряют свою убедительность; в-третьих, само секулярное мышление обнаруживает в себе теологическое измерение, поскольку осознается, что оно покоится на субстанциальных предпосылках и установках, которые могут быть

-17-

проанализированы только с учетом языка теологии. Будущее России будет зависеть от воспитания в ней людей, готовых ставить и обсуждать проблематику светскости и религиозности в перспективе диалога. Идеалы «всеединства» (В.С.Соловьев) намечают образ новой модели «светскости», «секулярности» в постсекулярную эпоху.

Современность дает примеры конкретных сложностей и найденных решений в понимании «светского характера образования» и тех возможных перспектив конструирования «светскости», которые наблюдаются в России и мире. Образовательное пространство не является неким полем, изолированным от остальной социальной жизни, наоборот, школа - только одна из частей социальной системы, где как феномен «светскости», так и «религиозности» могут быть рассмотрены как определенные символические «конструкты», формирующиеся в процессах генерирования и конкуренции культурных значений на пересечении сфер политики государственно-конфессиональных отношений, «Медиа» (СМИ, особенно ТВ, кино, театр, перформанс и т.п.) и собственно образования, взятых в контексте исторических и социологических измерений современного глобального общества. «Светскость» начинает выступать как напряженное стремление к переосмыслению конфессиональных и юрисдикционных трактовок бытия, как причастность к научной картине мира и этическим нормам социальной жизни, которые, однако, могут трактоваться некоторым верующими в качестве оскорбления их «религиозных чувств». «Светскость», трактуемая как «гражданственность», характеризуется как необходимостью научно-объективных, критических и разносторонних взглядов на предмет изучения, так и уважением интересов верующих. Проблемой является и глубокое взаимопроникновение культурных и конфессионально-юрисдикционных аспектов тех или иных социальных норм, вызывающее необходимость переоценки сложившегося понимания различия между «светской» и конфессиональной (религиозной) сферами социальной жизни.

Основной смысл расширения и углубления преподавания в светской школе учебных предметов, передающих знания о религии, заключается не в том,

-18-

чтобы подменить светское образование религиозным и придать последнему какой-то особый высший и обязательный статус, а в том, чтобы дать учащимся государственных образовательных учреждений возможность соединения универсальных научных знаний и ценностей цивилизованной причастности к своей национальной и мировой духовной культуре, безусловно, обеспечивая право на свободу совести. Противоречия тенденций развития понимания светскости в современной системе государственного образования требует разработки детального понятийного аппарата для правоприменительной практики, призванной урегулировать защиту прав представителей разных мировоззренческих и религиозных убеждений.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы и намечены возможные направления дальнейшего изучения темы.

Основные положения н исследования отражены в следующих публикациях:

Научные журналы, рекомендованные ВАК РФ для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук:

1. Ерышева В. А. Соцналыю-философские и конституционные аспекты права граждан на образование // Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - Архангельск, 2010. -№7.-С. 124-127. (0,3 п. л.).

Публикации в других изданиях:

2. Ерышева В. А. История социологии религии в России./Щерковь, государство и общество в истории России и православных стран. Материалы I Международной научной конференции, посвященной памяти православных просветителей святых; равноапостольных Кирилла и Мефодия / под. ред. Е.И.Аринина. - Владимир.: ВлГУ, 2009. - С. 167-171.(0,2 п. л.)

3. Ерышева В. А. Религия, церковь и государство: юридический принцип

-19-

светскости // Религия и российская государственность: материалы межрегиональной научно-практической конференции / сост. Ж.А.Жилина, В.Ф.Козлов, Л.В.Бойченко. - Владимир.: Собор, 2009. - С. 58-61. (0,15 п.л.)

4. Ерышева В. А. Формирование личности человека и гражданина в условиях межконфессиональных отношений современной России // Философия человека в культурно-историческом контексте: Материалы региональной (заочной) конференции, посвященной 80-летию доктора философских наук, профессора кафедры философии ВГГУ Цанн-кай-си Федора Васильевича, (декабрь 2009 года). - Владимир.: Владимирский государственный гуманитарный университет, 2010. - С. 286-290. (0,2 п.л.)

5. Ерышева В. А. «Светскость»: история возникновения термина и многоаспектность понимания // Ученые записки №3: по материалам научно-практической конференции Орехово-Зуевского филиала РосНОУ / под ред. Ю. А. Евсюковой / НОУ ВПО «Российский новый университет» Орехово-Зуевский филиал. - Орехово-Зуево, 2010. - С.28-33. (0,2 п.л.)

6. Ерышева В. А. Основные тенденции развития светского и религиозного российского образования // Ученые записки №3: по материалам научно-практической конференции Орехово-Зуевского филиала РосНОУ / под ред. Ю.А. Евсюковой / НОУ ВПО «Российский новый университет» Орехово-Зуевский филиал. - Орехово-Зуево, 2010. - С.23-27. (0,2 п.л.)

7. Ерышева В. А. Категория «светское государство» в проектах Конституции РФ 1993г. // Ученые записки №3: по материалам научно-практической конференции Орехово-Зуевского филиала РосНОУ / под ред. Ю.А. Евсюковой / НОУ ВПО «Российский новый университет» Орехово-Зуевский филиал. - Орехово-Зуево, 2010. - С. 15-22. (0,3 п.л.)

8. Ерышева В. А. Анализ российской и зарубежной судебной практики по

делам об ущемлении прав человека и гражданина в отношении светского

характера образования. // Ученые записки №3: по материалам научно-

практической конференции Орехово-Зуевского филиала РосНОУ / под

-20-

ред. Ю.А. Евсюковой / НОУ ВПО «Российский новый университет» Орехово-Зуевский филиал. - Орехово-Зуево, 2010. - С.4-14. (0,5 п.л.)

ООО «Лаванда», ИНН 5035012493, Мое«, обл., г. Павловский Посад, уп. Кирова, 12., Заказ 535. Тира* ICO. 2010 г..

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ерышева, Виктория Александровна

Введение.

Глава 1. Социально-философские и юридические аспекты категории «светскость образования»

1.1. «Светскость»: понятие и характеристика.

1.2. Исторические аспекты концептуализации «светскости образования».

Глава 2. Социальное значение конституционного принципа светскости в российском образовании.

2.1. Актуальные проблемы трактовки статуса светскости в российском законодательстве об образовании.

2.2. Социально-философские аспекты тенденций конструирования светскости в современном российском образовании.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Ерышева, Виктория Александровна

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что религия в последние два десятилетия стала одним из важных факторов современного российского социального бытия, в связи с чем особую значимость приобретает исследование форм ее влияния на становление и развитие различных сфер общественной жизни, среди которых все большее внимание привлекает к себе государственное образование. В этой сфере наиболее спорными и дискуссионными оказались проблемы, связанные с трактовкой вопроса о «светском характере образования», связанные с возникшими попытками включения ряда новых дисциплин, содержащих знания о религии, в государственную систему образования.

Истоки современной государственной образовательной системы России находятся в XVIII веке. Приоритетами в то время были государственная польза, невозможная без просвещения народа, приобщения его к мировому уровню знаний, которые сочетались с задачами религиозно-конфессионального воспитания и приобщения к духовным ценностям. Государственная система образования развивалась в условиях частой смены концепций и постоянных реформ, формируясь как система светского (общегражданского) образования, которое пришло на смену собственно церковного. Сам термин «светскость» получил распространение в Западной Европе в начале Нового времени. Во многом это был период размежевания католичества и протестантизма, формирования национальных государств, расхождения сфер влияния религии, искусства и науки.

Отделение школы от церкви, а светского образования от религиозного воспитания продолжалось в России, как и в Европе, в течение нескольких веков и стало своего рода традицией, имеющей целый ряд своеобразных исторических и региональных форм. Несмотря на многочисленные заимствования из европейского опыта, имевшие место при создании отечественной системы образования, секуляризационные процессы, 3 сопровождавшие ее становление, по своему содержанию, логике и динамике серьезно отличались, особенно в XX веке, от происходящего в европейских странах. Исследование специфики становления светского начала в современном российском образовании, особенно в связи с его юридическими обоснованиями, представляет собой актуальную научную проблему, которая до сих пор не рассматривалась в социальной философии в качестве самостоятельного предмета диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Проблеме взаимоотношения религии, права и образования посвящены работы В.В.Анисимова, В.И.Блинова, И.А.Васильева, Л.М.Волосниковой, Л.С.Выготского, О.Г.Грохольской, В.В .Давыдова, И.И.Зарецкой, Г.Е.Зборовского, П.Ф.Каптерева, В.А.Караковского, А.В.Колодина, И.Б.Костина, Т. А. Кудрина, Т.П.Куртаповой, А.Н.Леонтьева, Н.С.Пережогина, Т.И. Петраковой, О.Д.Поповой, С.С.Саввы,

И.В.Суколенова, И.А.Тарасевича, М.Г.Тайчинова, Е.В.Тихоновой и других. Исследования категории светскости, представлены в публикациях С.С.Аверинцева, В.В.Зеньковского, Г.Г.Майорова, Ф.Г.Овсиенко, М.О.Шахова, И.Н.Яблокова. Исторические аспекты концептуализации «светскости образования» изучали В.Н.Савельев, П.И. Костюкович, В.С.Нерсесянц, Н.А.Придворов, Е.В.Тихонова и другие.

Анализ трактовок светскости в российском законодательстве об образовании описан С.А.Авакьяном, А.А.Агафоновой, С.А.Бурьяновым, А.С.Ловинюковым, С.А.Мозговым, И.В.Понкиным, О.Г.Румянцевым.

Социально-философские аспекты тенденций конструирования светскости в современном российском образовании рассматривались К.Каариайненом, Е.И.Арининым, А.Кураевым, И.В.Метликом, Д.Фурманом.

Понятийный аппарат диссертации во многом обусловлен социально-историческим и религиоведческим контекстом проблемы, изучению которого посвятили свои исследования П.Бергер, В.И.Гараджа, В.С.Глаголев, М.В.Захарченко, И.Я.Кантеров, А.Н.Красникова, Т.Лукман, Н.Луман, 4

А.А.Любищев, Б.Малиновский, В.В.Миронова, Ю.А.Сибирцева, Д.М.Угринович, М.М.Шахнович, Е.С.Элбакян и другие.

Проблемы взаимосвязи религиозного образования и социально-нравственного воспитания изучены и отражены в трудах такими авторами, как И.А. Абдуразаков, М.Т.Андрюшенко, Н.М. Бердяев, В.А.Васильев, О.Ф.Ефремова, Л.Н.Квашнина, Г.А.Камалова, П.Ф.Каптерев, А.Ю.Лаврентьева, Л.Н.Модзалевский, Д.И.Пономарев, М.В.Силантьева, A.B. Торопов, К.Д.Ушинский и другими.

Принципы диалогизма в религиоведении рассмотрены в широком спектре работ философского и педагогического характера. Среди них необходимо назвать работы и статьи М. Бубера, Б. Вандельфельса, А.В.Колодина, Т.А.Кудриной, Г.Кюнга, Д.Маркуша, В.Л.Махлина, Р.Отто, Х.Хофмайстера, М. Элиаде.

Кроме того, при исследовании проблем отношений религии и образования использовались материалы официальных органов власти (Президента РФ, Федерального собрания РФ, Министерства образования и науки РФ), средств массовой информации, включая источники сети Интернет.

Объектом исследования является феномен «светскости» как форма социально-политической организации жизни общества.

Предмет исследования - социально-философские аспекты системы государственного образования Российской Федерации, которые законодательно характеризуют ее как имеющую «светский характер».

Цель диссертационного исследования: анализ особенностей социально-философских и юридических аспектов светскости образования в современной России.

Достижение цели исследования предполагало последовательное решение следующих задач:

1. Определить категорию «светскость» как единства в многообразии ее исторических форм и современного понимания; 5

2. Выявить исторические формы концептуализации светского образования;

3. Проанализировать значение толкования конституционного принципа светскости и его связи с современным российским образованием;

4. Раскрыть актуальные проблемы понимания статуса светскости в российском законодательстве об образовании;

5. Показать социально-философские тенденции конструирования нормативного понимания светскости в современном российском образовании.

Методологической основой диссертационного исследования явились системный подход и междисциплинарный анализ, позволяющие проанализировать социально-философские, исторические и юридические аспекты светскости образования, изложенные в отечественных и зарубежных источниках. Социальная философия позволяет рассматривать светскость в образовании как социальное явление, требующее осмысления в конкретно-историческом, универсально-философском и регионально-социальном контекстах.

Комплексный характер проблематики диссертационного исследования привлек внимание к философским, правовым, историческим и культурологическим исследованиям для возможности рассмотрения светскости в образовании как социального явления, привлекающего к себе все большее и большее общественное внимание. Сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны выдвинутых различными авторами концепций и определить потенциал творческого синтеза ряда предложенных ими подходов.

Социально-философское рассмотрение проблемы светского образования осуществляется с опорой на базовые понятия, положения и выводы из научных трудов отечественных и зарубежных философов, юристов, педагогов и религиоведов. Метод сравнительного правоведения позволяет охарактеризовать категорию «светскость» как формально определенный термин в российском праве.

Теоретическую базу исследования составили философско-педагогическая концепция взаимосвязи и взаимообусловленности целостного мирового педагогического процесса при вариативности фактов его протекания в отдельных странах и регионах; концепция противоречивого характера общественного развития; историческая концепция эволюционного развития общественного сознания.

На логику исследования существенное влияние оказали: теория периодизации развития образования (В.В. Анисимов и О.Г. Грохольская, П.Ф. Каптерев, Г. Корнетов, И.В. Суколенов и др.); теория личности в контексте социальной и этнокультурной обусловленности ее формирования, деятельностной природе воспитания и развития личности (В .И. Блинов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.И. Зарецкая, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, Т.И. Петракова, М.Г. Тайчинов и др.); общие принципы образования, концептуальные требования к системе образования, аксиологический подход к изучению образования, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития.

Источниками исследования явились социально-философская и юридическая литература, монографические работы, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области конституционного права, народного просвещения, различные программно - методические материалы, архивные материалы, диссертации и т.д.

Научная новизна диссертационной работы

В проведенном исследовании проанализированы и обобщены различные подходы к пониманию особенностей юридических и социально-философских аспектов светского образования.

1. Категория «светскость» многозначна и полисемантична, сочетая в себе исторические, социально-философские и юридические аспекты, без правильного толкования которых невозможно осмысление данного феномена 7 как одной из важнейших характеристик современного российского конституционного строя и формирования гражданского общества.

2. Социально-философский анализ показывает, что в каждый конкретно-исторический момент возможно сосуществование нескольких «нормативных моделей» института светскости государства и, соответственно, систем образования, отражающих влияние и интересы различных социальных групп.

3. Современный этап развития в понимании института светскости государства и государственного образования состоит в необходимости критического социально-философского анализа, позволяющего преодолеть использование некорректных трактовок ряда терминов («традиционные/нетрадиционные религии», «культ», «секта» и т. п.), используемых в научной литературе, нормативных документах и СМИ.

4. Тенденцией развития понимания светскости в современном российском праве и в системе государственного образования является необходимость разработки понятийного аппарата для правоприменительной практики, призванной урегулировать противоречие между защитой прав меньшинств и отрицанием ценностей, которые приняты большинством в обществе.

Положения, выносимые на защиту

1. Понимание светскости государства многоаспектно, оно выступает не только как основа конституционного строя, но и как продукт истории, как социальная символическая конструкция, основа организации современного гражданского общества.

2. Социально-философский анализ института светскости государства в Российской Федерации требует выявления системности базовых характеристик, проявляющейся в двух фундаментальных основаниях: отделении религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии.

3. Юридически некорректно трактовать основополагающие принципы и понятийный аппарат с позиций отождествления «светского» и «секуляристского» (лаицистского), поскольку последнее определяется как «нерелигиозное» (антирелигиозное), при отсутствии определенности трактовки термина «религиозное».

4. Юридическая некорректность разделительных подходов (например, верующий/неверующий и т.п.), экспортируемых в систему государственного образования, предопределяет чрезмерное влияние терминов, имеющих внеправовое и размытое содержание (традиционные и нетрадиционные религиозные объединения и т.п.), приводя к нарушениям базовых прав и свобод граждан.

5. В настоящее время сложилась настоятельная необходимость выработки новой детальной стратегии решения многочисленных методологических, теоретических и практических проблем применения права в сфере обеспечения светского характера государственного образования.

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты диссертационного исследования создают основу для более глубокого понимания основных особенностей и тенденций в совершенствовании действующего законодательства в области образования с точки зрения конституционно закрепленного принципа светскости российского государства.

Положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы для учебно-методической работы, при чтении курсов по таким учебным дисциплинам, как социальная философия, философия образования, конституционное (государственное) право России, теория государства и права. В современных условиях полученные выводы позволяют найти в историко-педагогических и теоретических исследованиях оптимальные формы рассмотрения проблем взаимосвязи светского и конфессионального образования, преодолеть однобокость и нивелировать антагонизм, встречающийся в научных исследованиях, изучающих проблему 9 светского характера государственного образования. Практическая значимость результатов исследования обусловливается тем, что они могут служить научным основанием при разработке концепций развития системы государственного образования, а также использоваться в процессе теоретической подготовки управленческих кадров, учителей и научных работников.

Апробация работы

Теоретические выводы и основные положения диссертационного исследования изложены в 8 научных публикациях автора. Результаты исследования были представлены в виде докладов, обсуждены и получили отражение в материалах ряда научных конференций, а именно: I Международной научной конференции «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран» (г. Владимир 2009), Межрегиональной научно-практической конференции «Религия и российская государственность» (Владимир, 2009); Региональной (заочная) конференции, посвященной 80-летию доктора философских наук, профессора кафедры философии ВГГУ Цанн-кай-си Федора Васильевича «Философия человека в культурно-историческом контексте» (2010); Научной конференции «Правовое регулирование свободы совести в России» (Орехово-Зуевский филиал НОУ ВПО «Российский новый университет», 2010 г.), II Международной научной конференции «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран» (г. Владимир 2010).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские и юридические аспекты светскости образования в современной России"

Заключение

Традиционно главной целью образования является приобщение к научному знанию и ценностным аспектам бытия личности в мире, которые является частью культурного наследия всего человечества. Современная социальная философия сформулировала в качестве важнейшей цели образования формирование ценностного мировоззрения, которое дает каждому человеку осознание смысла жизни и собственного существования в ней. Образование должно прокладывать тот путь, который будет вести к гармонии человека с миром.

В течение двух десятилетий в, России идет дискуссия вокруг конституционно закрепленного статуса «светскости», его интегрирования в современное законодательство об образовании и саму систему государственного образования. Нормативно закреплено, что именно светскость должна обеспечивать полное равенство граждан в вопросах веры и полную свободу совести. Следует констатировать тот бесспорный факт, что создание в России института светского государственного образования является величайшим достижением демократии.

В условиях современной российской действительности узаконивание статуса «светского государства» во всех,его своеобразных и многоплановых проявлениях, особенно в образовании, продолжается по настоящий момент. Для анализа ситуации с социально-философских позиций требуется специальная теоретическая методология, которая должна опираться не только на понимание «светскости», но и на необходимость создать особый «метаязык», который будет отстранен от непосредственных представлений и доктрин конфессиональной религиозной жизни и многообразных мировоззренческих учений. Если базироваться на том утверждении, что светскость — это качественная характеристика государства, то должны быть закреплены критерии, объемы и границы понимания этой категории. Для создания данного понятийного аппарата требуется серьезная научная работа,

145 позволяющая исключить противоречивые и часто взаимоисключающие трактовки одних и тех же терминов. Это является необходимым условием для реализации конституционно закрепленных принципов в правоприменительной практике. Светское государство в современном его понимании призвано к удержанию общественных отношений в рамках правового поля. Не претендуя само на вторжение в духовный мир своих граждан, на предпочтение тех или иных конфессий, на оценку истинности вероучений или мировоззрений, государство должно обеспечить право человека на его самоопределение и самовыражение, в том числе, и в вопросах веры.

Духовная составляющая является неотъемлемой частью жизни российского общества, которую стремится учитывать и отечественная педагогика. Камнем преткновения для возрождения религиозной мысли в образовании, как правило, становится толкование понятий «светское государство» и «светское образование». Светское государство - это юридическое понятие, сформулированное во многом в противовес государствам теократическому и атеистическому, то есть, очевидна попытка преодолеть односторонние теологические, атеистические и материалистические взгляды, которые претендовали на полное господство и принудительный, поддерживаемый всей мощью государства, идеологический монологизм в предшествующие столетия. Современная политика и российское законодательство об образовании придерживаются принципа культуросообразности, согласно которому образование должно базироваться на национальных и культурных традициях российского народа, что, однако, порой трактуется как основание для дискриминации религиозных меньшинств.

Основная идея расширения и углубления преподавания в светской I школе учебных предметов, касающихся религии, заключается не в том, чтобы подменить светское образование религиозным, дать последнему какой-то особый статус, а в том, чтобы дать учащимся государственных образовательных учреждений возможность стать и быть цивилизованными,

146 воспитанными в своей национальной культуре, оставляя за ними право выбора свободного суждения. Сложности и противоречия решения этих вопросов требуют новых, более глубоких и систематических исследований, способствующих установлению подлинной гармонии в отношениях религии и общества.

 

Список научной литературыЕрышева, Виктория Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи 10.12.1948)/Организация Объединенных Наций официальный сайт. URL: http:www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm. Дата обращения 01.10.2010.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966./Организация Объединенных Наций официальный сайт. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm. Дата обращения 01.10.2010.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966. / Организация Объединенных Наций официальный сайт. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm Дата обращения 01.10.2010.

4. Постановление Правительства РФ от 31.08.1994 N 1008 (ред. от 15.01.1997) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Российская газета. N 160, 13.08.2003.