автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Социально-политическое учение И. А. Ильина

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Бороздина, Екатерина Аркадиевна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
Диссертация по политологии на тему 'Социально-политическое учение И. А. Ильина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Бороздина, Екатерина Аркадиевна

Глава первая. Теоретические основы социально-политического учения И.А. Ильина о государстве и формах верховной власти.

1. Философско-правовые основы социально-политической доктрины. 16 стр.

2. Природа и сущность государства. 28 стр.

3. Основные формы верховной власти. 48 стр.

Глава вторая. Проблема революции и будущего государственного устройства России.

1. Сущность революции и причины революционного кризиса в России 1917 года. 73 стр.

2. Критика социалистического строя. Пути преодоления большевизма. 94 стр.

3. Политический идеал И.А. Ильина и его представление о будущем государственном строе России. 111 стр.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Бороздина, Екатерина Аркадиевна

Актуальность темы исследования.

В переломный момент истории, который переживает сейчас наша страна, со всей остротой встает вопрос о дальнейшей судьбе народа и государства. В условиях нынешней политической борьбы и противостояния блоков, партий, фракций как теоретикам, так и практическим политикам необходима политическая культура, понимание истинных целей и механизмов политической деятельности, стремление к согласию, национальному единству, укреплению начал государственности, правопорядка, способность ради интересов целого отказаться от узкопартийных интересов и строить свою деятельность, исходя, в первую очередь, из общенародных и государственных целей и задач, из интересов России. Вместе с тем преобразование и возрождение России с необходимостью предполагает то, что конечной целью этого процесса является благо России, а реальной силой его осуществления выступает ее народ, что никакая реформа не может быть осуществлена должным образом вне ее связи с народным правосознанием, историческими традициями и идеалами народа. Поэтому любая значимая новация в сфере текущей политики, любое эффективное проявление социально-политического творчества должны быть не только теоретически обоснованны, но и обладать полной мерой национального историко-политического самосознания.

Все это обуславливает возникновение интереса к национальной консервативной идеологии, сторонники которой стремятся применить прошлый опыт к современной ситуации и апеллируют к духовности народа и приоритету государственных начал.

Указанное обстоятельство делает актуальным изучение работ и концепций наиболее видных идеологов консервативно-монархического направления социально-политической мысли России XX столетия, в частности - социально-политического учения И.А. Ильина, уделявшего большое внимание проблемам будущего, постсоветского развития России. 4

В то же время следует отметить, что имеющийся теоретический материал по данной тематике до сих пор довольно слабо разработан, что также придает актуальность теме данной диссертационной работы.

И.А. Ильин принадлежал к категории разносторонне одаренных людей. Он был религиозным философом, философом права и политическим мыслителем, много работал также над вопросами истории, экономики, психологии и оставил после себя внушительное литературное - научное и публицистическое - наследие. Оно насчитывает около тридцати книг и брошюр и несколько сот статей, относящихся к разным областям: философии и религии, праву и политологии, литературе и искусству, россиеведению и советоведению.

И.А. Ильин внес огромный вклад в историю философии такими работами как «Идея личности в учении Штирнера» (1911), «Кризис субъекта в науко-учении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа» (1912), «О возрождении гегельянства» (1912), «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918).

Разработке проблем философии права посвящены такие работы И.А. Ильина, как «Общее учение о праве и государстве» (1915)1, «О сущности правосознания» (1956)и др.

Политические вопросы рассматриваются ИА. Ильиным в его многочисленных журнальных статьях; в периодических бюллетенях эмигрантской организации «Русский Обще-Воинский Союз» (РОВС), составивших знаменитый двухтомник «Наши задачи. Статьи 1948 - 1954 гг.» (1956); в работе «О монархии и республике» (1979) и т.д. Критике революции, большевизма и советского строя посвящены сборники трудов «О революции» (1983), «О большевизме и коммунизме» (1925 - 1840), «О большевизме и социализме» (1925 - 1937).

В контексте исследования политического аспекта жизни современного российского общества многие положения политической теории И.А. Ильина получают особый смысл. Так, например, в условиях провозглашения в на

1 Работа является первой частью книги «Основы законоведения: общедоступные очерки И.А. Ильина, В.М. Устинова, И.Б. Новицкого и М.Н. Гернет», опубликованной в Москве и Петрограде в 1915 году. 5 стоящее время курса на строительство в нашей стране правового государства особое значение приобретают разработки И.А. Ильина в области правосознания и теории правового государства. Сохраняют актуальность его размышления о своеобразии общественно-государственной, социальной и культурной организации России и ее отличиях от традиционных западных ценностей и принципов жизнеустройства и мировосприятия. Несомненный интерес представляют также прогностические положения Ильина о переходе России от социалистического общественного устройства к постсоветскому, о переходном периоде, путях и формах этого перехода, а также о политических формах и основах будущего социально-политического устройства России и т.д.

Кроме того, нельзя отрицать тот факт, что изучение творческого наследия И.А. Ильина, несомненно, способствует развитию нашего национального самопознания и обретению культурно-исторической и социально-политической, а также национально-государственной самоидентификации.

Степень разработанности проблемы.

В отечественном обществоведении раньше мало уделялось внимания в целом собственно политической теории русского консерватизма XX века, его методологии, аргументам и принципам обоснования. Вследствие этого практически отсутствовали аналитические работы, посвященные взглядам русских консервативных идеологов и в том числе И.А. Ильина.

В советский период социально-политическое учение Ильина, как представителя консервативного крыла, противника октябрьской революции 1917 года и советского строя или объявлялось ложным, или, если и исследовалось, то оценивалось негативно. В научной историко-философской литературе внимание преимущественно уделялось философским взглядам и работам Ильина, прежде всего его исследованию творчества Гегеля. Так, Ю.В. Попов писал, что труд Ильина о Гегеле - это труд «наиболее значительный в истории 6 русского идеализма».1 Вклад И.А. Ильина в историю философии признавал и В.А. Малинин, считавший, что «не только в русской, но и в мировой философской литературе произведение Ильина является одним из фундаментальных и по-своему глубоких исследований гегелевского идеализма».2

С конца 80-х гг. XX века ситуация с изучением творчества русских консерваторов и монархистов изменилась к лучшему. Начали издаваться произведения самих консерваторов, и в частности И.А. Ильина.3

Однако определенным недостатком переизданных трудов русских идеологов монархизма является то, что они очень часто не сопровождаются в исследовательской литературе научным анализом. В этом отношении отрадную картину представляет собрание сочинений И.А. Ильина, в последних томах которого, выпущенных в дополнение к первым десяти, были опубликованы аналитические статьи Н. Полторацкого.

Наряду с этим в последние годы стали появляться отдельные работы, посвященные анализу социально-политических взглядов И.А. Ильина4, и в настоящее время существует уже немало публикаций, посвященных его творчеству.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в современной отечественной научной литературе и публицистике существенно изменилась оценка лич

1 Попов Ю.В. Ильин И.А. // Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - ML: Советская энциклопедия, 1989. С. 209.

2 См.: Малинин В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве // История философии в СССР. - Т.2. - М., 1971.

3 С 1993 г. до настоящего момента издается собрание сочинений И.А. Ильина, которое уже насчитывает более 10 изначально запланированных для выпуска томов.

4 Гузнов А.Г. Из научного наследия. И. Ильин о государстве и демократии // Советское государство и право. 1991 №11; Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. N4. С. 64-78; Гусев В.А. Проблема государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические исследования. 1992. N2-3. С. 72-80; Гусев В.А. Русская форма политической идеологии консерватизма. Автореф. д.п.н. - М., 1998; Гулыга А.В. Путь духовного обновления // Наш современник. 1994. №3; Золина М.Б. Проблема тоталитаризма в политологии И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. N5. С. 183-191; Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. N3. С. 169-179; Ковалев А. И. Ильин о правовом характере будущей российской государственности // Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993 года. - Ч.И. - СПб., 1993; Лисица Ю.Т. Ильин как правовед и госу-дарствовед // Вопросы философии. 1991. N5. С. 146-158; Сохряков Ю.И. Ильин И.А. // Писатели русского зарубежья (1918-1940) - 4.1. - М., 1993. С. 230-238; Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина // Вестник Московского ун-та. Серия Социально-политические исследования. 1994. N1. 7 ности и творчества Ильина по сравнению с советским периодом. Ю. Сохряков, например, пишет об Ильине не только как «о глубоком знатоке немецкой классической философии», но и как о философе, внесшем «значительный вклад в раскрытие сущности русской идеи».1 В информационном справочнике «Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды» за Ильиным признается наличие «собственной оригинальной, онтологической и теоретико-познавательной концепции». Тем не менее, и здесь, как в подавляющем большинстве работ, Ильин воспринимается исключительно как «исследователь и Л последователь философии Гегеля».

Характеризуя научную литературу, посвященную анализу социально-политического учения И.А. Ильина, необходимо, прежде всего, остановиться на книгах и статьях наиболее крупного исследователя его творчества, хранитеЛ ля архива Ильина Н.П. Полторацкого (США), подготовившего к печати некоторые его работы и, несомненно, много сделавшего для популяризации имени мыслителя и его идей.

В своих работах Н.П. Полторацкий проанализировал развитие идей И.А. Ильина с учетом историко-философского, историко-культурного, историко-политического контекстов. В поле исследования Н.П. Полторацкого находились не только философские, правоведческие идеи Ильина, его сочинения по вопросам литературы и духовно-религиозным основам жизни, но также и работы И.А. Ильина по фундаментальным вопросам политической теории и практики. В связи с этим из аналитических исследований, посвященных в целом системе философских и социально-политических взглядов русского мыслителя, особый интерес вызывают публикации именно Н. Полторацкого.4 В

1 Сохряков Ю.И. Ильин И.А. // Писатели русского зарубежья (1918 - 1940). - 4.1. - М., 1993. С. 230 -238.

2 Ильин И.А. // Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. - М., 1993. С. 76.

3 Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силою. - Лондон, Канада, 1975; он же. Россия и революция. - Нью-Йорк, 1988; он же. Русская религиозная философия // Мосты - Мюнхен, 1960. №4; он же. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И.А. Ильина // Русская литература в эмиграции. - Питтсбург, 1972.

4 Полторацкий Н. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение // Ильин И.А. Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней - М., 2001; Полторацкий Н. Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина// Ильин И.А. Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней - М., 2001. 8 своих статьях он рассматривает не только жизненный путь мыслителя, его основные произведения и некоторые главные моменты социально-политической концепции, но и взаимоотношения и споры Ильина с представителями различных идеологических течений в период эмиграции, когда Ильин окончательно встал на консервативные позиции.

Различные аспекты творчества И.А. Ильина достаточно основательно изучаются в последние годы отечественными исследователями его творчества. Это касается также и его политической философии: взглядов на социально-политическую сферу жизнедеятельности общества, трактовок природы и сущности государства и права, правосознания, политической власти, проблем демократии, тоталитаризма, диктатуры и авторитаризма и т.д.1 При этом такие авторы, как Ю.Т. Лисица, Ю.С. Пивоваров, В.И. Семенов исследовали в своих публикациях вопрос о монархической форме государственной власти в социально-политическом учении Ильина. Немало статей также посвящено рассмотрению проблемы того, как Ильин представлял себе возрождение России (С.А. Федоров, Н.К. Симаков, И.Н. Смирнов).3

Вышеприведенный обзор литературы свидетельствует о том, что хотя существует сравнительно большое количество публикаций по различным вопросам, которые затрагиваются в творчестве Ильина, работ, анализирующих

1 Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991, №5; он же. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк// Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т.1. -М., 1993.; он же. Русская правда Ильина // Наш современник. - М., 1993, №3; он же. Философия Ильина и проблема правосознания граждан в России // Русь державная. - М., 1994, №5; Ковалев В. И.Ильин о правовом характере будущей российской государственности// Сб.: Социальная философия Ивана Ильина. -Ч. II. - СПб., 1993; он же. Послесловие к работе И. Ильина «Сущность государства» // Научный альманах Рубеж. - Сыктывкар, 1992, №2; Гузнов А.Г. И.А. Ильин о государстве и демократии // Советское государство и право. М., 1991, №11; Цыганков Д.Е. Политическое завещание Ивана Ильина // Сб.: Социальная философия Ивана Ильина. - Ч. II. - СПб., 1993.

2 См.: Пивоваров Ю.С. может ли спасти Россию самодержавная монархия? // Вопросы философии. -1991, №6; Лисица Ю.Т. Предисловие к публикации книги Ильина «О монархии и республике» // Вопросы философии. - 1991, №4; Семенов В.И. Право и государственность в работе И.А. Ильина «Монархия и республика» // Сб. Социальная философия Ивана Ильина. - Ч. II. - СПб., 1993.

3 См.: Федоров С.А. Необходимость авторитарного правления в посткоммунистической России по Ильину // Сб.: Социальная философия Ивана Ильина. - Ч. II. - СПб., 1993; Симаков Н.К. И.А. Ильин о путях национального и государственного возрождения России // Сб.: Социальная философия Ивана Ильина. - Ч. II. - СПб., 1993; Смирнов И.Н. И.А. Ильин о путях возрождения России // Московский литератор. - М., 1991. - №7; он же. И.А. Ильин о духовном обновлении России // И.А. Ильин. Наши задачи.-М., 1992. 9 его социально-политическое учение как целостную концепцию пока довольно мало.

Цель и задачи исследования.

Актуальность и степень разработанности проблемы определили тему настоящего исследования, его цель и задачи.

Потребность освоения недостаточно изученных на сегодня общественно-политических и социально-философских воззрений русского мыслителя, а также отсутствие системного изложения его политических взглядов предполагают основной целью работы системный анализ и характеристику социально-политического учения И.А. Ильина.

Учитывая то, что идейная позиция Ильина претерпела определенную эволюцию: от революционных взглядов в молодости, в годы студенчества до консервативных - в более зрелые годы, необходимо оговориться, что в данной работе речь пойдет о социально-политических взглядах И.А. Ильина после 1917 года, то есть в период, когда он четко встает на консервативные и антиреволюционные позиции.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- Выделить главные черты философских взглядов И.А. Ильина, как основы его социально-политического учения: идеализм и религиозность. Проанализировать понимание И.А. Ильиным права и правосознания, их духовно-органической природы как базиса всей политической концепции этого мыслителя. Исследовать понимание Ильиным проблемы человека и определить ее значение во всей системе взглядов идеолога монархизма.

- Выявить специфику мировоззренческого подхода И.А. Ильина к рассмотрению вопроса о государстве и основных форм верховной государственной власти. В этой связи дать характеристику его представлений о достоинствах и недостатках двух основных форм: республики и монархии.

10

- Рассмотреть основы понимания Ильиным сущности явлений революции и социализма. Дать анализ выдвигаемых Ильиным причин крушения монархии в России и путей, предлагаемых им, для преодоления последствий революций 1917 года и советского строя.

- Исследовать характер аргументов И.А. Ильина, связанных с критикой советского строя, установленного в России после 1917 года.

- Проанализировать проблему сочетания принципов предрешения и непредрешения формы будущей государственной власти России в идеологической концепции И.А. Ильина.

В контексте заявленных цели и задач диссертационная работа представляет собой систематизированное изложение и критический анализ социально-политического учения И.А. Ильина.

Объектом исследования выступает социально-политическое учение И.А. Ильина.

Предметом исследования является учение Ильина о правосознании, его взгляд на проблему сущности государства, выявления специфики выделенных им форм верховной власти: монархии и республики. В предмет исследования также входит рассмотрение Ильиным проблемы причин крушения монархии в России, революций 1917 года, а также характерных черт установленного советского строя и вопроса о будущей форме государственной власти в России.

Научная новизна диссертации.

1. В диссертации дается систематическое исследование и проводится комплексный историко-политологический анализ социально-политического учения И.А. Ильина, что, в целом, впервые является предметом специального рассмотрения в научной исследовательской литературе.

2. В диссертационной работе комплексно исследуется философско-правовая концепция И.А. Ильина как основа рассматриваемой им социально-политической проблематики.

11

Автор доказывает, что исходным пунктом социально-политической концепции Ильина является идеалистически трактуемое понятие правосознания, в зависимости от которого находятся государство и форма верховной власти.

3. В работе исследуются основные черты понимания Ильиным государства и формы верховной власти. В трактовке Ильина политическая сфера жизнедеятельности общества не просто связана с духовной, а сама является необходимой формой духа народа в целом.

Подчеркивается, что попытка всестороннего обоснования государственности Ильиным как основного принципа общественного устройства представляет собой один из вариантов взаимоотношений государства и гражданского общества, разработанный в духе консерватизма.

4. В работе впервые дается системный анализ основных положений критики И.А. Ильиным революций 1917 года в России и, возникшего в результате, социалистического строя. Автор доказывает, что названные явления Ильин оценивает в духе консервативной традиции, исходя из приоритета духовной составляющей, акцентируя внимание, в первую очередь на антирелигиозности этих событий и характеризуя их как духовную болезнь, вызванную безбожием и посягательством на естественное, созданное Богом устройство мира и человека.

5. В работе доказывается, что конструирование модели будущего государственного устройства России связано у И.А. Ильина с сочетанием принципов предрешения и непредрешения. В этой связи, несмотря на то, что идеалом Ильина, безусловно, являлась монархия, он не предрешал ясно и четко будущей российской формы верховной власти. По его мнению, форма власти, которая установится после свержения советского строя, будет зависеть исключительно от исторических условий и уровня правосознания народа России.

6. На основе системного исследования творческого наследия И.А. Ильина автор характеризует его как сторонника либерального консерватизма. При этом либеральный консерватизм Ильина проявляется довольно четко через своеобразное сочетание в его учении религиозного, православного фактора,

12 органического подхода и определенных либеральных ценностей (идеи права, правового государства и т.д.). Именно поэтому значительное внимание в своей социально-политической концепции Ильин уделяет проблеме человека.

Методология работы.

В диссертационной работе был использован, прежде всего, конкретно-исторический подход и метод системного анализа. Обращение к этому методу обусловлено, во-первых, тем, что идеи И.А. Ильина относительно политической сферы жизни общества в том или ином виде высказывались им на протяжении всего творчества рассматриваемого в данной работе периода. Социально-политические взгляды мыслителя содержатся как в его историко-философских, философско-политических, так и публицистических произведениях.

В связи с заявленной целью данной диссертации и необходимостью представить социально-политические идеи Ильина в качестве теоретической, целостной концепции возникла потребность не только в их систематизации, но также и в установлении органической связи между фундаментальными положениями всей политической философии, а также философско-правовых основ политических взглядов этого мыслителя. Поэтому в диссертации была также произведена историко-философская реконструкция социально-политических взглядов И.А. Ильина.

Поскольку в настоящей работе имеет место сопоставление политических взглядов Ильина по различным аспектам с другими философско-политическими концепциями можно говорить о применении метода сравнительного анализа.

Выявление актуальности, современной значимости идей И.А. Ильина осуществлялось автором посредством их интерпретации под углом зрения проблем современной российской действительности.

Метод интерпретации использован в данной работе также при анализе содержания и смысла основных понятий политической философии И.А. Ильина. В данном вопросе представляется необходимым следовать установке само

13 го философа, считавшего, что понятия политологии, государствоведения, правоведения имеют в том числе и философский смысл. В своем произведении «О монархии и республике» он подчеркивает: «.сущность монархии, как и сама сущность права, - имеет природу сверх-юридическую. Это означает, что для разрешения вопроса об отличии монархии от республики необходимо, не выходя из пределов науки, выйти за пределы юриспруденции. Надо, не порывая с научным материалом государственных законов, политических явлений и исторических фактов, проникнуть в их философский, религиозный, нравственный и художественный смысл и постигнуть их как состояния человеческой души и человеческого духа».1 В связи с этим такие понятия как «монархия», «республика», «государство», «правосознание» и т.д. имеют в тексте данной диссертации статус понятий не только юриспруденции и политологии, но и собственно философских.

Методологической основой исследования, кроме того, послужили теоретические выводы, содержащиеся в трудах отечественных авторов по истории политико-правовой и социально-политической мысли России первой половины XX века, а также обобщающие работы по истории социально-политической мысли.

Положения, выносимые на защиту.

- Своеобразие подхода И.А. Ильина к проблемам политики и государствоведения обусловлено спецификой его философских взглядов, испытавших заметное влияние как западноевропейской философской мысли (гегельянство, теория естественного права, идея правового государства и т.д.), так и отечественной религиозной (православной) и философской традиции.

- Проблема человека, смысла человеческой жизни составляет основу социально-политического творчества Ильина. Именно человеческий дух лежит в основе всех социально-политических институтов, поскольку он формирует правосознание, являющееся главным фактором при образовании государства и той или иной формы государственной верховной власти.

14

- Исследование политического процесса в постмонархической России, анализ причин падения монархии и революций 1917 года, большевизма, социалистического строя проводится Ильиным на основе его убежденности в приоритете духовного фактора. При этом критика Ильиным революций, большевизма и социалистического строя носит преимущественно публицистический, эмоциональный характер и недостаточно подкрепляется всесторонним и объективным научным анализом.

- Проблему перспектив развития политической жизни российского общества, будущей формы верховной власти в политической теории И.А. Ильина необходимо анализировать, исходя, прежде всего, из сочетания в его концепции принципов предрешения и непредрешения. Это сочетание позволяет Ильину, сохраняя приверженность монархическому идеалу, не оговаривать четко типа формы верховной власти, которая должна быть установлена в будущей России.

- Социально-политическое учение И.А. Ильина следует рассматривать в рамках идеологии либерального консерватизма, которая предполагает соединение традиционной монархической государственности с некоторыми либеральными ценностями.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы могут послужить дальнейшему изучению творческого наследия И.А. Ильина, интерпретации его идей в контексте современной политического, культурного, духовного положения как в России, так и в целом во всем мире, так как вопросы о государстве, формах верховной власти и т.д. можно рассматривать как вечные. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут способствовать дальнейшему осмыслению отдельных рассмотренных в данной работе проблем политического развития и государственного строительства в современной России. Особо значимыми представляются рассуждения мыслителя о зависимости формы верховной власти от правосознания народа данного государства; отсутствии эволюции различных форм и, в соответствии с этим, вывод, что нет и не может быть идеальной формы вер

16

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-политическое учение И. А. Ильина"

Заключение.

И.А. Ильин - один из крупнейших русских мыслителей XX века, внесший значительный вклад в развитие отечественной политической и философской мысли. Он создал многоплановое и довольно своеобразное социально-политическое учение, которое, однако, в его обширном литературном наследии не нашло целостного и последовательного воплощения в виде фундаментальных монографических исследований. Его творчество носит по преимуществу несистематизированный публицистический и эмоционально-полемический характер. Это в свою очередь в значительной степени затрудняет научный анализ идейного наследия И.А. Ильина.

В основе социально-политической концепции И.А. Ильина лежит идеалистическое и православное учение. В связи с этим все вопросы своей политической философии он рассматривает именно с позиции душевно-духовного, и в этом смысле религиозного фактора. Это обусловлено в первую очередь тем, что Ильин трактует дух христианства как дух «овнутрения», а это предполагает, по его мнению, то, что лишь внутреннее, сокровенное, духовное может решать вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного.

При этом, несмотря на то, что И.А. Ильин в современной аналитической литературе характеризуется как мыслитель религиозный и православный, необходимо отметить, что его религиозность выражается, прежде всего, в утверждении большой значимости церкви и православия в жизни, в том числе и политической, русского народа, а не в теологической трактовке основных социально-политических вопросов. Кроме того, следует подчеркнуть, что хотя в целом концепция Ильина выстроена в соответствии с консервативной идеологией, она все же имеет определенный либеральный оттенок. Поэтому можно говорить о том, что политические взгляды мыслителя развивались в русле либерального консерватизма.

Центральным понятием теории И.А. Ильина является понятие правосознания, в которое мыслитель вкладывает духовный и психологический смысл. Своеобразие политических взглядов Ильина заключается в достаточно проти

130 воречивом соединении западной традиции либерального правопонимания со стереотипами исконно русского правосознания. С одной стороны, Ильин в своих сочинениях постоянно подчеркивает ценность права, правовых начал в жизни общества и государства, призывая бороться за право и правовое государство. Однако, с другой стороны, он в значительной степени отступает от классического либерального правопонимания, наполняя понятие права не столько формальным, сколько религиозным, нравственным и психологическим содержанием.

Нетрудно заметить, что в данном случае И.А. Ильин развивает традиции русской религиозной мысли и славянофильской идеологии, отдававших приоритет моральным нормам и принципам православия, а не формальному закону. Этим объясняется, в свою очередь то, что Ильин при построении своей политической теории, в частности в вопросе о правовом государстве, отдает предпочтение моральным и религиозным принципам и регуляторам, а не формальной стороне права и политико-юридическим гарантиям.

Утверждение приоритета за душевно-духовным фактором в политической философии И.А. Ильина приводит к тому, что толкование мыслителем природы власти и государства осуществляется в значительной степени с точки зрения психологического подхода. Поэтому успешность государственного строительства, тип формы верховной власти ставится им, в соответствии с основными принципами консерватизма, в зависимость от традиций и специфики духовных основ народа. Этим обосновывается также и положение об индивидуальности формы верховной власти в каждом государстве и об отсутствии наилучшей для всех времен и народов формы государственной власти. Ильин полагает, что именно правосознание народа должно определять соотношение принципов корпорации и учреждения в государстве и, соответственно, предрасполагать народ к учреждению сильной или слабой государственной власти.

Специфика исторической жизнедеятельности русского народа обусловила, по мнению Ильина, его монархическое правосознание, что предполагает наличие сильной верховной власти. Он делает вывод, что в России могут быть

131 либо единовластие (в виде монархии или тирании), либо хаос. Российская монархия, с его точки зрения, выросла из коренных потребностей русской души и гармонично сочетала в себе авторитаризм и самоуправление.

Анализ трудов И.А. Ильина и реконструкция системы его политического мировоззрения позволяет сделать вывод, что ее основу составляет органическое понимание политики, которое в свою очередь противостоит механическому пониманию, жестко критикуемому мыслителем. Так, например, Ильин критикует «формальную» демократию. В то же время он не является противником демократии вообще, считая, что для ее истинного осуществления необходимо наличие ряда предпосылок, и в том числе соответствующее правосознание народа.

Являясь сторонником органического подхода, Ильин считает истинно политической только ту деятельность, которая открывает максимальные возможности в данном пространственно-временном интервале для развития духовности конкретного общества в целом и, соответственно, каждого из его членов.

В этой связи необходимо отметить также большое значение проблемы человека в общем контексте социально-политических взглядов И.А. Ильина. Так, например, будучи сторонником построения в России сильного государства, он критиковал возможность расширения сферы полномочий государства в ущерб обществу и духовным ценностям личности. При этом он подчеркивал, что государство как политический институт не должно вмешиваться во внутреннюю духовную жизнь человека, так как правовое государство должно строиться, прежде всего, на признании духовной и свободной человеческой личности.

Таким образом, И.А. Ильин выступает как сторонник построения правового государства, которое должно всецело основываться на признании внутренне и внешне свободной человеческой личности. В связи с этим он критикует все тоталитарные режимы, как левые (коммунистические), так и правые (фашистские).

132

И.А. Ильин довольно критично подходит к рассмотрению проблем крушения монархии в России, причин революций 1917 года и советского строя.

Рассматривая революцию с позиций органического подхода, он считает, что она представляет собой разрушение и разложение правосознания народа. Основную причину революционной катастрофы 1917 года он видит в мировом духовном кризисе, который в России привел к крушению монархического правосознания, являющегося основой монархической формы верховной власти.

В этой связи необходимо также отметить тот факт, что будучи убежденным монархистом, Ильин, тем не менее, старался избежать крайностей. Одинаково негативно относясь как к левому, так и к правому радикализму и полагая, что политический экстремизм ведет к гибели монархического государства, а значит, и России, он критиковал черносотенные организации. Черносотенные организации проводили, по его мнению, антинародную и антигосударственную политику, поскольку хотели царя, который отстаивал бы сословные, олигархические интересы. Тем не менее, важно подчеркнуть, что критика черносотенства Ильиным не отличается конкретностью и аргументированностью и носит, в основном чисто эмоциональный характер.

Большевизм, коммунизм и созданный в СССР после октябрьской революции 1917 года советский строй Ильин рассматривает на основе душевно-духовного подхода как результат духовной болезни, вызванной безбожием и посягательством на естественное, созданное Богом устройство мира и человека. Анализируя положение в СССР, он утверждает, что большевистская власть, отрицая свободу личности и идею права, строит государство на принуждении и страхе, отрицая духовность человека и справедливость.

Именно апелляция к тезису о приоритете душевно-духовного фактора объясняет резко негативное отношение Ильина к атеизму, материализму, социализму, марксизму, большевизму, коммунизму, советскому строю, и делает его проповедником русского религиозного, национально-государственного и духовно-культурного возрождения. В то же время необходимо отметить в значительной степени эмоциональный и неаргументированный характер критики

133 мыслителем большевизма, материализма, советского строя и т.д., что, по всей видимости, объясняется общим неприятием И.А. Ильиным русских революций 1917 года.

Возрождение России и основной путь преодоления последствий революций 1917 года и советского строя видится Ильину в восстановлении духовности, веры и религиозности русского народа.

Будущее России представлялось Ильину, как убежденному монархисту, в возрождении монархического правосознания русского народа. Однако специфика подхода И.А. Ильина к рассмотрению данного вопроса заключается в сочетании им принципов предрешения и непредрешения, а также принципов идеального и реального. Это объясняет тот факт, что, мечтая об установлении в России самодержавной монархической формы верховной власти, он не исключал возможности республиканского будущего для нашего государства. Относясь в целом негативно к перспективе провозглашения в России республики, он обращал внимание на то, что та или иная форма верховной власти должна согласовываться, прежде всего, с правосознанием народа и с историческими условиями, и поэтому предопределять ее заранее нельзя и невозможно.

При этом следует особо отметить, что И.А. Ильин, совершенно верно предостерегал от заимствования какой-либо чужой, к примеру — Западной, формы государственной власти, обосновывая этот тезис апелляцией к специфике народного правосознания, являющегося основой государства и формы власти.

И.А. Ильин уделял также пристальное внимание проблемам международной политики России. Притом, что отношение И.А. Ильина к странам Запада не отличается категорическим неприятием, он утверждал, что Запад всегда был и остается враждебным России. Европе чужды русский язык, русская (православная) религиозность, русское миросозерцание и русский духовный склад. Поэтому Европа боится России: ее территории, численности ее населения, ее армии. И в связи с этим Ильин был убежден, что европейская политика

134 всегда строилась и строится на стремлении ослабить Россию, и этот факт последняя должна непременно учитывать при разработке своей внешней политики.

Таким образом, И.А. Ильин, является ярким выразителем идеологии монархизма, развиваемой им в русле либерального консерватизма. В его политической философии находят свое рассмотрение множество вопросов, которые являются актуальными и сегодня (о государстве и государственной форме, наиболее приемлемой для России; о недостатках и достоинствах монархического и республиканского типов верховной власти; о международном положении России и т.д.). Именно поэтому необходим и важен всесторонний анализ идей и социально-политических взглядов И.А. Ильина.

 

Список научной литературыБороздина, Екатерина Аркадиевна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1998. История становления государства // Сущность и своеобразие русской культуры. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн.2 -М.: Русская книга, 1996.

2. Крушение России. Собр. соч.: В Ют. Т. 10 М.: Русская книга, 1999.

3. Наши задачи. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993.

4. О большевизме и коммунизме. Собр. соч.: В Ют. Т.7. -М.,1998.

5. О большевизме и социализме. Собр. соч.: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906 1954). -М., 2001. Общее учение о праве и государстве. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. - М.: Русская книга, 1994.

6. О монархии и республике. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. М.:

7. Русская книга, 1994. О национальном призвании России // Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 2000. С.368-406. Основы государственного устройства. Собр. соч.: В Ют. Т.7 - М.: Русская книга, 1998.

8. О сопротивлении злу силою // Путь к очевидности. М., 1993. С.6-134.

9. О сущности правосознания. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994.

10. О революции. Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М., 2001. Понятия монархии и республики. Собр. соч.: В 10 т. Т.4.- М.: Русская книга, 1994.

11. Порядок или беспорядок? Собр. соч.: В Ют. Т. 10 М.: Русская книга, 1999.

12. Проект Основного Закона Российской Империи. Собр. соч.: В Ют. Т.7 М.: Русская книга, 1998. Путь духовного обновления. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. -М.: Русская книга, 1993. Путь к очевидности. Собр. соч.: В Ют. Т.З - М.: Русская книга, 1994.

13. Родина и мы. Собр. соч.: В Ют. Т. 10 М.: Русская книга, 1999.

14. Творческая идея нашего будущего. Собр. соч.: В Ют. Т.7- М.: Русская книга, 1998.

15. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. С.-Пб., 1994.

16. Алексеев Н. Христианство и идея монархии // Русский народ и государство. М., 1998.

17. Бессонов Б. Русская идея мифы и реальность. М., 1993.

18. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993. С.234-246.

19. Бердяев Н.А. О престиже власти // Грех войны. М., 1993.

20. Бердяев НА. Философия неравенства. М., 1990. С.70-91, 109-124.

21. Бердяев Н.А. Судьба России // Русская идея. Судьба России. М.,1997. С.285-289, 404-422, 463-473.

22. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995. С. 310-317.

23. Болыпаклв В.И. Грани русской цивилизации. М., 1999.

24. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах. Ответ клеветникам, расчленителям и русофобам.- М., 1990.

25. Булычев Ю. Сверяясь с Россией // Москва, 1992. №2-4

26. Вехи. Из глубины. М.,1991.

27. Воейков В.Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II.- М., 1995.

28. Врангель П.Н. Воспоминания. В 2 частях.- М., 1992.

29. Высокопреосвященнейший Иоан, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994.

30. Высокопреосвященнейший Иоан, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995.

31. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX XIX вв. 2издание, исправленное и дополненное. Л., 1989.

32. Гузнов А.Г. И.А. Ильин о государстве и демократии // Советское государство и право М., 1991, №11.

33. Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь,1997.

34. Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А.

35. Ильина. // Социально-политические науки. 1992. N2-3. Гусев В.А. Русская форма политической идеологии консерватизма.

36. Автореф. д.п.н. М., 1998. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - СПб., - 1995. Данилевский Н.Я. Горе победителям. Политические статьи. - Калуга,1998.

37. Золина М.Б. Проблема тоталитаризма в политологии И.А. Ильина. // Социально-политический журнал. 1996. N5.

38. Иванов Н. Блеск и нищета "союзного евразийства" // Литераурная Россия, 1994, N45

39. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений

40. России XI XX вв. - М., 1995.

41. Казанский П.Е. Власть Всероссийского императора. М., 1999.

42. Казин А. Тишина, в которой слышно слово. Метафизика консерватизма. // Русский узел. Идеи и прогнозы журнала «Москва». М., 1999. С.111-122.

43. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары.- М., 1993

44. Кобылин В. Анатомия измены. Истоки антимонархического заговора. С-П.,1998.

45. Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.

46. Кожинов В.В. «Черносотенцы» и Революция (загадочные страницы истории).- М., 1998.

47. Кураев В.И. Философ волевой идеи // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 404-415.

48. Кутырев В. Прогресс или консервативная революция // Русский узел.

49. Идеи и прогнозы журнала «Москва». М., 1999. С. 98111.

50. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. М., 1996.

51. Леонтьев К.Н.: Pro et contra. Книги 1 и 2. СПб., 1995.

52. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И .А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1993.

53. Лисица Ю.Т. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. N5. С.146-158.

54. Лисица Ю.Т. Консервативная мысль Ивана Ильина // Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М., 2001.

55. Лисица Ю.Т. Русская правда Ильина // Наш современник. М., 1993, №3.

56. Меньшиков М.О. Выше свободы. -М., 1998.

57. Меньшиков М.О. Из писем к ближним. М., 1991.

58. Меньшиков М.О. Письма к русской нации. М., 1999.

59. Милюков П.Н. Воспоминания. В 2-х т. М., 1990.

60. Назаров В.Н. «Загадочный Лев Тихомиров» // Вопросы философии. 1992. N5. С.140-144

61. Назаров М.В. Заговор против России. Белые пятна драмы XX века. -Потсдам, 1993.

62. Назаров М.В. Кто наследник Российского престола? М., 1998.

63. Назаров М. Тайна России. М.: Альманах «Русская идея», 1999.

64. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. М., 1994.

65. Неизбежность Империи. Сборник статей по проблемам российской государственности. М., 1996.

66. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

67. Новые грозные слова о. Иоанна Кронштадского «О страшном суде Бо-жием, поистине грядущем и приближающемся» 19061907 года // Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

68. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. -М., 1992.

69. О сопротивлении злу силой: pro i contra. Полемика вокруг идей И.А.

70. Ильина. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995.

71. Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки. М., 1998.

72. Острецов. В.М. Черная сотня: Взгляд справа. М., 1994.

73. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

74. Платонов О.А. Русская цивилизация. М.,1992.

75. Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731-1996.-М., 1996.

76. Платонов О.А. Терновый венец России. Заговор цареубийц. М., 1996.

77. Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа в XX веке. В 2-х т. М., 1997.

78. Платонов О.А. Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. М., 1998.

79. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени.- М., 1993.

80. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996.

81. Победоносцев К.П. Pro et contra. СПб., 1996.

82. Политологический словарь. В 2-х частях. М., 1994.

83. Полторацкий И. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение // Ильин И.А. Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней М., 2001

84. Полторацкий И. Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина // Ильин И.А. Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней М., 2001.

85. Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина. Диссер. к.ф.н. М.,1996.

86. Правые партии 1905 1917. Документы и материалы 1905 - 1910 гг. В 2 т. Т.1 -М.: РОССПЭН, 1998.

87. Правые партии 1905 1917. Документы и материалы 1911 - 1917 гг. В 2 т. Т.2 - М.: РОССПЭН, 1998.

88. Преп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993.

89. Пролубников А.В. Концепция монархической государственности J1.A. Тихомирова. Автореф. к.п.н. М., 1998.

90. Пуришкевич М. Дневник. "Как я убил Распутина". М., 1990.

91. Распутин В. На круги своя // Меньшиков М.О. Выше свободы.1. М., 1998. С 7-19.

92. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. М., 1991.

93. Решетникова О. Да будет услышан в России // Литературная Россия, 1991, N46

94. Розанов В.В. Два стана. Собрание сочинений. Т.1. М., 1995. Розанов В.В. Из подробностей церковной жизни. Собрание сочинений.

95. Т.1.-М, 1995. С.207-212. Розанов В.В. Когда начальство ушло. Собрание сочинений. Т.9. М.,1997. С.35-44. Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993.

96. Путь имперского юриста // Власть Всероссийского императора. М., 1999. С. 5-19. «Я, конечно, русский империалист.» // Солоневич И.Л. Белая империя. М., 1997. С.5-14 Солоневич И.Л. Белая империя. М., 1997. С. 18-127

97. Солоневич И.Л. Диктатура импотентов.-Новосибирск, 1994.

98. Солоневич И.Л. Диктатура сволочи. М,. 1995.

99. Солоневич И.Л. Народная монархия? М., 1991.1. Смолин М. Смолин М.1. Смолин М.1. Смолин М. Смолин М.

100. Солоневич И.Л. Политические тезисы российского народно-имперскогодвижения // Наш современник, 1992, N 12. Сохряков Ю.И. Писатели русского зарубежья (1918- 1940). Ч. 1. - М.,1993.

101. Социальная философия Ивана Ильина. Ч. II. - СПб., 1993. Степанов С.А. Черная сотня в России. 1905-1914 гг. - М., 1992. Струве П.Б. Политика внутренняя политика внешняя // Patriotika.

102. ТОО "Алир", 1999. Троицкий Е. Возрождение русской идеи. М., 1991. Троицкий Е. Что такое русская соборность? - М., 1993.144

103. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

104. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997.

105. Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия. М., 1998.

106. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина. // Вестник Московского университета. Сер. 12, социально-политические исследования. 1994.N 1.

107. Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки. М., 1989.

108. Шульгин В.В. Три столицы. М., 1991.

109. Шульгин В.В. «Что нам в них не нравится.»: Об антисемитизме в России. СПб., 1992.