автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Религиозная философия Ивана Александровича Ильина

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Ерисов, Дмитрий Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Религиозная философия Ивана Александровича Ильина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ерисов, Дмитрий Павлович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ БОГА, МИРА

И ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И. А. ИЛЬИНА.

§ 1. Бог как "единственная реальность".

§ 2. Свобода: от Бога к человеку и от человека к Богу.

§ 3. Человек и Бог в философии, религии и искусстве.

Глава 2. РЕЛИГИОЗНО-МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

УЧЕНИЯ И.А.ИЛЬИНА О СОПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ.

§1. "Диалектика любви" Ильина.

§ 2. Проблема сопротивления злу.

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И. А.ИЛЬИНА.

§ 1. Ильин об основах русской христианской культуры.

§ 2. Религиозный смысл кризиса культуры.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Ерисов, Дмитрий Павлович

Актуальность темы диссертационного исследования

В периоды глубоких кризисов, когда нация неспособна к адекватной самоидентификации, видению исторической перспективы, определению целей и постановке задач, она склонна к рефлексии. Как известно, рефлексивные наклонности не свидетельствуют о глубоком душевном здоровье; но, как температура при гриппе, они позволяют надеяться на то, что национальный организм продолжает сопротивление болезни. Главный вопрос, который ставит перед собой рефлексирующая культура — это вопрос о том, кто мы есть, в смысле, какие мы, вопрос о национальной идее. Как правило, он сам оказывается чрезвычайно сложным, порождая широкий спектр возможных и невозможных, зачастую диаметрально противоположных решений. В ситуации кризиса его сложность усугубляется тем, что нация оказывается неспособной к определению того, кто есть мы, в смысле, кого подразумевать под этим "мы". Она теряет единство самоощущения, что делает недостижимым единство самопонимания. Более того, сама возможность адекватного самопонимания — пусть хотя бы в лице каких-либо слоев, групп или отдельных представителей — становится весьма проблематичной. Но там, где есть проблема, надежда еще не умерла. Пока нация способна к рефлексии — она жива. И не исключено, что именно на этом пути могут быть возрождены и единство верного самоощущения, которое даст видение исторической перспективы, и единство верного самопонимания, которое позволит вновь сформулировать национальную идею.

Национальная рефлексия включает ретроспективу. Для того, чтобы понять современную кульминацию и разглядеть грядущую развязку, необходимо знать и понимать историческую завязку. Именно поэтому все рефлексирующие культуры так внимательны к своему прошлому. А в периоды кризисов и катастроф в надежде обрести рецепты спасения они ищут даже не столько свои истоки, сколько прямые исторические аналогии.

О бесплодности такого рода аналогий в рамках единого культурно-исторического типа убедительно говорил еще О. Шпенглер1. Поэтому вряд ли имеет смысл прямая проекция событий русской истории начала XX века на кризисные явления современности. Русская революция должна быть рассмотрена, скорее, как один из узлов причинно-следственной связи между глубокой древностью и настоящим. Но не поняв ее, вряд ли можно понять то, что происходит в России сегодня.

Верное понимание исторической ситуации в России начала XX века важно еще и потому, что в этот период русская культура была не менее, если не более рефлексивна, чем сейчас. Не исключено, что ее трезвый и беспристрастный анализ позволит нам избежать повторения ошибок в определении целей и постановке задач политического, экономического и культурного возрождения России.

Такой анализ невозможен без рассмотрения гуманитарной, а в особенности, философской мысли пред- и послереволюционной

1 См. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. — М.: Мысль, 1993.

России. Рамки диссертационного исследования не позволяют такой широты охвата, поэтому в настоящей работе предполагается ограничиться исследованием религиозной философии одного из наиболее ярких представителей русской религиозно-философской мысли первой половины XX века Ивана Александровича Ильина.

Как известно, всякое действие вызывает противодействие. То, как мы будем оценивать направленность такого рода реакции — положительно или отрицательно — зависит, главным образом, от того, как мы оценим то, что эту реакцию вызвало. В этом смысле характеристика какого-либо явления как реакционного не предполагает с неизбежностью отрицательной оценки. Если ограничиться таким пониманием реакционности, то русская религиозная философия конца XIX — первой половины XX века с полным основанием может быть названа реакционной. Она представляет собой не столько развитие традиций русской религиозной мысли, сколько своеобразную философскую реакцию на продолжительное господство атеистических позитивизма и материализма в сознании русской интеллигенции.

Показательно в этом смысле то, что отправной точной русского религиозного философствования этого времени является, как правило, констатация того, что современное человечество переживает глубокий духовный кризис. С диссертации о кризисе западной философии начинает свой философский путь Вл. Соловьев1, почти медицинским пафосом верной диагностики и методологии врачевания духовного недуга русского общества проникнуты про

1 Соловьев В. С. Кризис западной философии (против позитивистов)//Соловьев В. С. Сочинения: В

2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1988. граммные сборники "Проблемы идеализма"1, "Вехи" и "Из глубины"2, а универсальной увертюрой любого сочинения И. А. Ильина является неизменное обличение "кризиса безбожия" .

Русская религиозная философия является феноменом культуры русского модернизма. В поиске проблем и идей она обращена ко всем эпохам русской, европейской, византийской, античной и других культур. В их постановке, решении и интерпретации она обнаруживает следы сильного влияния современной западной философии, что, разумеется, не может являться основанием для того, чтобы отказать ей в национальных самобытности и оригинальности.

Главными философскими источниками русской религиозной философии, очевидно, необходимо признать Ф. В. И. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. Но если религиозное шеллингианство в России имеет долгую и содержательную историю (шеллингианцами можно смело назвать славянофилов, Вл. Соловьева и С. Булгакова), то идеи Гегеля здесь оказались ближе литераторам, в основной своей массе весьма далеким от религии. Вместе с тем, вряд ли можно согласиться с утверждением И. И. Евлампиева о том, что философская система Гегеля ".бесконечно далека от традиций русской религиозной философии."4. Хотя, конечно же, необходимо признать, что русское религиозное гегельянство представлено, как правило, фигурами, менее значимыми — такими как С. С. Гогоц-кий, Б. Н. Чичерин, М. Г. Дебольский и П. И. Новгородцев. Одним

1 Проблемы идеализма. — М., 1902.

2 Вехи. Из глубины. — М.: Правда, 1991.

3 См. напр.: Ильин И. А. Путь духовного обновления//Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993; он же. Основы христианской культуры//там же; он же. Путь к очевидности/Агам же. Т. 3.

4 Евлампиев И. И. "Драма миротворящего Божества": Бог и человек в философии И. Ильи-на//Ступени. — СПб., 1992. — № 3. — С. 73. из наиболее известных его представителей является Иван Александрович Ильин.

В своей книге "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"1 он дал оригинальную интерпретацию философии Гегеля, после чего в ранних работах развил собственную религиозную философию, в которой явственно ощущается сильное влияние Гегеля, и которая с полным основанием может быть названа гегельянской. В дальнейшем ряд ее положений был пересмотрен, и поздний Ильин ближе уже не к гегельянству, а к традициям пала-мизма.

С подробной биографией И. А. Ильина можно ознакомиться в предисловии к любому из изданий его работ . Поэтому здесь имеет смысл остановиться на ней коротко, назвав лишь основные даты и события его жизни. И. А. Ильин родился в Москве 28 марта 1883 года. В 1901 году он поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в 1906 году. Был оставлен при университете для подготовки к званию профессора. Во время учебы испытал сильное влияние П. И. Новгородцева. Его политические взгляды этого времени с трудом поддаются определению. Он активно участвовал в студенческом движении и, по всей видимости, в разные периоды сочувствовал эсдекам, эсерам и кадетам. В 1909 — 1910 гг. преподает в различных учебных заведениях Москвы. В 1910 — 1912 гг. — в научной командировке за границей

1 Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб.: Наука, 1994.

2 См. напр.: Лисица Ю. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк//Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1.— М.: Русская книга, 1993; он же. И. А. Ильин//Ильин И. А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Медиум, 1993; Кураев В. И. Философ волевой идеи//Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993.

Гейдельберг, Фрейбург, Берлин, Геттинген, Париж). С 1912 по 1922 гг. Ильин преподает на юридическом факультете Московского университета. В 1918 году он защитил магистерскую диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", за которую получил сразу две степени — не только магистра, но и доктора государственных наук. К Октябрьской революции отнесся резко отрицательно, за что после нескольких арестов в 1922 году вместе с большой группой творческой интеллигенции был выслан из России. С 1922 г. Ильин жил и преподавал в Берлине, где была написана самая известная из его работ "О сопротивлении злу силою" (1925)1. После прихода к власти национал-социалистов Ильин был уволен из Русского научного института, позднее ему были запрещены как устные, так и печатные публичные выступления. В 1933 году под угрозой ареста он был вынужден выехать в Швейцарию, в пригород Цюриха Цолликон, где и умер 21 декабря 1954 года.

Наследие Ильина насчитывает около тридцати книг и брошюр, несколько сотен статей, десятки лекций и большое количество писем. Публикация его произведений в России началась в девяностых годах, и за последние пять лет в основой своей массе они переизданы. В 1993 — 1996 годах в Москве в издательстве "Русская книга" вышли в свет шесть томов десятитомного собрания сочинений Ильина, включившие его основные работы: "Общее учение о праве и государстве", "Религиозный смысл философии: Три речи 1914 -- 1923", "О сопротивлении злу силою", "Путь духовного обновления", "Основы художества: О совершенном в ис

1 Ильин И. А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. —М.: Медиум, 1993. кусстве", "О сущности правосознания", "Путь к очевидности", "Поющее сердце: Книга тихих созерцаний", "О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин — Ремизов — Шмелев", "О монархии и республике", "Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий", "Основы христианской культуры", "Кризис безбожия". Во вступительной статье Ю. Т. Лисицы подробно изложена биография Ильина1.

Из крупных работ Ильина в собрание сочинений пока не вошли только книги "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", ыкоторая вышла в свет в 1994 году в Санкт-Петербурге в издательстве "Наука" в серии "Слово о сущем" со вступительной статьей И. И. Евлампиева2, и "Аксиомы религиозного опыта", изданная в 1993 году ТОО "Рарогъ" со вступительной У статьей И. Н. Смирнова .

Степень разработанности проблемы

Последние пять лет творческое наследие Ильина исследовалось достаточно интенсивно.

Общая характеристика творчества Ильина 1903 ~ 1922 гг. и анализ его философской антропологи содержатся в диссертации А. А. Самохиной "Проблема человека в произведениях И. А. Ильина доэмигрантского периода"4. В ней рассмотрены историко

Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1—6. — М.: Русская книга, 1993—1996. 2

Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб.: Наука, 1994. 3

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. — М.: Рарогъ, 1993.

4 Самохина А. А. Проблема человека в произведениях И. А. Ильина доэмигрантского периода: Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1996. философские исследования Ильина, истолкование им идеи конкретности человека, его представления о структуре человеческого духа, свободе, смысле жизни, а также соотношение индивидуального и всеединого в его философии. Необходимо отметить, что А. А. Самохина до последнего времени является единственным исследователем антропологии Ильина. По этой проблеме ею опубликованы также две статьи: "Трагизм человеческого бытия в философии Ильина доэмигрантского периода"1 и "Философская антропология Ильина (по произведениям доэмигрантского периода)" .

Объектом чрезвычайно подробного рассмотрения явилась книга Ильина "О сопротивлении злу силою". Ей посвящены две диссертации: В. А. Цвык "Проблема борьбы со злом в философии о

И. А. Ильина" и Е. В. Демидовой "Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (книга И. Ильина "О сопротивлении злу силой" и полемика вокруг нее) "4.

В.А. Цвык анализирует основные понятия нравственной философии Ильина, учение о необходимости сопротивления злу и роль этого учения в развитии отечественной моральной философии. Он рассматривает представление Ильина о нравственно-практическом предназначении философии, делает попытку определить место понятия очевидности в его моральной философии,

1 Самохина А. А. Трагизм человеческого бытия в философии Ильина доэмигрантского перио-да//Кузбасские ведомости. — Кемерово, 1995. — № 6.

2 Самохина А. А. Философская антропология Ильина (по произведениям доэмигрантского перио-да)//Иван Ильин. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 18. — М.: Луч, 1995. 3

Цвык B.A. Проблема борьбы со злом в философии И. А. Ильина: Дисс. .канд. филос. наук. —

М., 1995.

4 Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (книга И. А. Ильина "О сопротивлении злу силой" и полемика вокруг нее): Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1996. дает анализ предложенного Ильиным решения проблемы соотношения морали и права, пытается сформулировать смысл и содержание понятия зла в его философии. Особое внимание в этой диссертации уделено критике Ильиным концепции непротивления злу JI. Н. Толстого, учению Ильина о методах борьбы со злом и той оценке, которая дана ему современниками.

Е. В. Демидова рассматривает проблему "духовного восхождения" человека и преодоления зла, а также дает сравнительную характеристику позиций Ильина и его критиков. Она формулирует религиозные и нравственные основания идеи ненасилия в русской культуре, анализирует нравственный вызов революции 1905 г., подробно останавливается на учении JI.H. Толстого о непротивлении злу силой и его критике Ильиным, излагая затем его собственное социально-политическое учение и уделяя особое внимание его пониманию одухотворенной любви, физического пресечения и религиозно-нравственного очищения.

Учение Ильина о сопротивлении злу силой, вне всякого сомнения, является наиболее изученной частью его наследия. Первое исчерпывающее исследование на эту тему проведено американским историком философии Н. П. Полторацким в его книге "И. А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой"1. Из отечественных публикаций на эту тему можно назвать статьи Н.К. Гаврюшина "Антитезы православного меча"2, В. Н. Шердако-ва "JI. Н. Толстой и И. А. Ильин"3, Е.В. Демидовой "Ильин о про

1 Полторацкий Н.П. И.А.Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. —Лондон, Канада: Заря, 1975.

2 Гаврюшин Н.К. Антитезы "православного меча'У/Вопросы философии. — 1992. — № 4.

3 Шердаков В.Н. JI.H. Толстой и И.А. Ильин//Л.Н. Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума). — М.: Аслан, 1996. тивлении злу"1, С. М. Бабинцева "Н. Бердяев — И. Ильин. Контроверзы о сопротивлении злу силой. Фрагмент общей полемики"2.

Идейные истоки, основные понятия и проблематика философии культуры Ильина исследованы в диссертации А. Г. Лаврова "Философия культуры И. А. Ильина"3. В ней рассмотрены отечественные и западноевропейские источники философии культуры Ильина, проанализированы ее основные понятия, отмечены особенности подхода Ильина к культурологической проблематике, исследовано его понимание кризиса европейской культуры, рассмотрены его культурные проекты и дан анализ философии искусства Ильина. Как и А. А. Самохина в области философской антропологии Ильина, А. Г. Лавров сегодня является единственным исследователем его философии культуры. На эту тему им также опубликована статья "Кризис европейской культуры в оценке И. А. Ильина"4.

Этико-правовые и политические аспекты философии Ильина исследуются И. Б. Булгак в ее диссертации "Социальная философия И. А. Ильина". В ней подробно анализируются взгляды Ильина на соотношение права, силы и морали, реакция русской эмиграции на его книгу "О сопротивлении злу силою", то, как он формулировал "белую идею", и основные его подходы к решению проблем государственного устройства5.Тот же круг вопросов обсуж

1 Демидова Е.В. Ильин о противлении злу//Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. — М.: Аслан, 1996.

2 Бабинцев С. М. Н. Бердяев — И. Ильин. Контроверзы о сопротивлении злу силой. Фрагмент общей полемики//Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина. Социально-исторические науки. 4.2. — М.: Прометей, 1996. — С. 10 — 13.

3 Лавров А. Г. Философия культуры И. А. Ильина: дисс. .канд. филос. наук. — М., 1997.

4 Лавров А. Г. Кризис европейской культуры в оценке И. А. Ильина//Вопросы культурологического образования. Сборник статей. — М.: Издательство МГУ, 1997. — С. 12 — 19.

5 Булгак И. Б. Социальная философия И. А. Ильина: Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1995. дался участниками прошедшего в 1993 году в Санкт-Петербурге российского семинара "Социальная философия Ивана Ильина", с материалами которого можно ознакомиться в Российской государственной библиотеке1.

Политическая философия Ильина и ее теоретические основы являются предметом анализа в диссертации М. Б. Золиной "Политическая философия И. А. Ильина". В ней рассмотрены теоретико-методологические источники его политологии, его философия личности и социальная философия, учение о государстве, философия власти, типология политических режимов и программа посттоталитарного переходного периода в России2. Политология Ильина, нашедшая свое отражение в его сборнике "Наши задачи", являлась предметом рассмотрения на прошедшей в 1994 г. в Москве конференции "Наши задачи" Ивана Ильина и. наши задачи". В ее материалах, опубликованных в 1995 году в Москве издательством ТОО "Рарогъ", наибольший интерес представляют статьи Ю. Лисицы "Философия Ивана Ильина и проблема правосознания граждан в России", Ю. Сохрякова "И. А. Ильин как литературный критик", М. Козлова "Ильин — о католицизме" и Э. Афанасьева "Этика хозяйственной деятельности и задачи возрождения России в свете трудов И. А. Ильина" . Политической философии Ильина посвящен также ряд журнальных публикаций, среди которых необходимо отметить статьи В. А. Гусева "Консервативная полито

1 Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара.—СПб.,1993. 2

Золина М.Б. Политическая философия И. А. Ильина: Дисс. .канд. филос. наук. — М.,

1996. з

Наши задачи" Ивана Ильина и. наши задачи. Материалы конференции. —М.: Рарогъ, 1995. логия Ивана Ильина"1 и М. Б. Золиной "Философия власти И. А. Ильина"2, и одна монография — работа В. А. Ковалева "Проблемы основ государства в социально-политической теории И. Ильина"3.

Различным аспектам философии права Ильина посвящены две диссертации: В. А Ковалева "Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И. А. Ильина"4 и Д. И. Шаронова "Концепция органической демократии И. А. Ильина"5. Тот же круг проблем рассматривается в статье И. И. Евлампиева "Философские и правовые взгляды И.А. Ильина"6, В. А. Гусева "Проблемы государственного устройства в трудах И. А. Ильина"7, о

Ю. Т. Лисицы "И. А. Ильин как правовед и государствовед" , Ю. С. Пивоварова "Может ли спасти Россию самодержавная монархия?"9, Д. И. Шаронова "Концепция органической демократии И.А.Ильина"10, Дж. Кьеза "Солженицын, Ильин и российская де

1 Гусев В. А. Консервативная политология Ивана Ильина//Социологические исследования.— М., 1992,— №4.

2 Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина//Социально-политический журнал. — М.,1996. — № 3. Ковалев В. А. Проблемы основ государства в социально-политической теории И.Ильина. — СПб., 1994.

4 Ковалев В. А. Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А.Ильина:Дисс. .канд.соц.наук.—СПб ГУ.—СПб, 1993.

5 Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А.Ильина: Дисс. .канд.филос.наук. — М.,

1994.

6 Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина//Известия высших учебных заведений. Правоведение. — СПб.,1992. — №3. 7

Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И. А. Ильина//Социальнополитический журнал. — М.,1993.— № 2-3. g

Лисица Ю. Т. И. А. Ильин как правовед и государствовед//Вопросы философии. — М.,1992. № 45. д

Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия?//Вопросы философии. — М., 1992,—№6.

10 Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И. А. Ильина//Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. — М., 1994. —№ 1. мократия"^ А.А. Самохиной "Методологический плюрализм пра

-л вопознания Ивана Ильина" .

Эволюция религиозной метафизики Ильина и его историософские идеи исследуются в диссертации С. М. Бабинцева "Историософские идеи И. А. Ильина в контексте его религиозной метафизики" . В ней рассмотрены истоки и философская среда формирования его религиозно-метафизических идей, концепция м w II it к предметной очевидности и пневматическая актология его "поздних" метафизических построений, его негативная и позитивная историософия, а также историософское содержание его представлений о "русской идее".

Среди прочих работ, посвященных Ильину, необходимо отметить книгу Д. А. Сысуева "К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И.А.Ильин, Н.А.Бердяев)"4, а также статьи С. М. Бабинцева, В.А.Волкова, Н.К.Гаврюшина, И.И.Евлампиева, М.В.Куликовой, В.Кураева, Ю.Т.Лисицы, В. В. Михайлова, П.Паламарчука, А. А. Самохиной, И.Н.Смирнова, С.С.Хорунжего5.

1 Кьеза Дж. Солженицын, Ильин и российская демократия//Независимая газета. — М., 1993. — №

156.

2 Самохина А. А. Методологический плюрализм правопознания Ивана Ильина//Методологическое своеобразие гуманитарных наук. Политическая философия. Социальная теория и современность. Вып. 18.

М.: Луч, 1994.

3 Бабинцев С. М. Историософские идеи И. А. Ильина в контектсе его религиозной метафизики: дис. . канд. филос. наук. — М., 1996.

4 Сысуев Д.А. К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев). — Саранск. 1993. — 30 с.

5 Волков В.А., Куликова М.В. И.А. Ильин: архивные находки/УНачала. — М., 1993. — №3; Гаврю-шин Н.К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого//Вопросы философии. — М., 1995. 7; он же. Слово об И.А. Ильине//Вестник высшей школы. — М., 1990. — № 6; Евлампиев И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле//Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб.: Наука, 1994; Кураев В. Философ волевой идеи//Ильин И.А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993; Лисица Ю.Т. И.А. Ильин//Ильин И.А. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. — М.:Медиум, 1993; он же. Иван Александрович Ильин//Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993; Паламар-чук П. Иван Ильин — критик//Московский вестник. — М., 1990. — № 1. Смирнов И.Н. Духовный подвиг Ивана Ильина//Журнал Московский Патриархии. — М., 1993. — № 3; он же. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина//Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. — М.: Рарогъ, 1993; он же. О духовном обновле

Цель и задачи исследования

Судьба многих мыслителей складывается так, что признанные достижения, с одной стороны, не совпадают с поставленными целями, а с другой, далеко не всегда определяют тот образ философа, который складывается в памяти последующих поколений. Ильин пытался "заткать ткань" новой христианской философии, реально дал оригинальную интерпретацию философии Гегеля, которая всегда довлела и над его собственными философскими построениями, а сегодня известен, главным образом, как праворадикальный политолог, монархист и идеолог белого движения. Если несоответствие целей, которые ставил перед собой Ильин, тому, что осуществилось в его творчестве, является фактом истории философии, изменить который мы не в силах, то адекватный образ религиозной философии Ильина может и должен быть воссоздан.

Целью настоящего исследования является раскрытие основного содержания религиозной философии И.А.Ильина.

Для достижения намеченной цели предполагается решить следующие задачи.

1. Проанализировать религиоведческие, историко-философские, гносеологические и эстетические работы И.А.Ильина, проследить преемственность его взглядов с философией Гегеля. Решение этой задачи требует анализа его учений о свободе, а также о предмете и методе философии, религии и искусства. нии России//Ильин И.А. Наши задачи.—М., 1992; Хорунжий С.С. Предисловие к избранным статьям И.А. Ильина/ЛОность.—М., 1990,— № 8.

2. Рассмотреть религиозные основы этических взглядов Ильина.

3. Исследовать взгляды Ильина на историю и перспективы русской христианской культуры, а также проблему кризиса современной христианской культуры.

Научная новизна

Нельзя сказать, что очерченный круг проблем оказался целиком за пределами внимания исследователей. Представлениям Ильина о взаимосвязи Бога, мира и человека посвящена статья И.И. Евлампиева "Драма миротворящего Божества": Бог и человек в философии Ивана Ильина"1 и С. М. Бабинцева "Энергия" и "синергия" в "поздней" метафизике П. А. Флоренского и "пневматической актологии" И. А. Ильина"2. Анализ философской методологии Ильина содержится в работе В. Н. Кузнецова "Французское неогегельянство , в диссертации А. Г. Вашестова "Феноменологическая философия в России"4 , а также в его статье "Критика феноменологического метода И. А. Ильина"5 . Вместе с тем до настоящего времени в отечественном религиоведении отсутствует целостный анализ религиозной философии И.А. Ильина. Первой попыткой такого анализа является данная работа. Ее научная новизна состоит также в следующем:

1 Евлампиев И.И. "Драма миротворящего Божества": Бог и человек в философии И.Ильина//Ступени. — СПб., 1992. — № 3.

2 Бабинцев C.M. "Энергия" и "синергия" в "поздней" метафизике П.А.Флоренского и "пневматической актологии" И.А.Ильина//П.А.Флоренский и наука XX века. Тезисы докладов и выступлений на международной конференции.—М., 1996.—С. 28—29.

3 Кузнецов B.H. Французское неогегельянство. — М.: Издательство МГУ, 1982.

4 Вашестов А.Г. Феноменологическая философия в России: Дисс. .канд.филос. наук. — М., 1984.

5 Вашестов А.Г. Критика феноменологического метода И.А.Ильина//Вестник МГУ, Серия 7, философия.— 1984,—№ 5. впервые в полном объеме осуществлена реконструкция взглядов Ильина на соотношение Бога, мира и человека; показан онтологический характер философского метода Ильина, который экстраполируется им на религию и искусство, становясь не только основным методом человеческого существования, но и универсальным методом космического процесса как процесса опосредованного человеком самопознания Божества; исследованы религиозно-метафизические основания его учения о сопротивлении злу (представление о "духовной любви" как главном источнике и средстве борьбы со злом); проанализированы религиозные аспекты философии культуры Ильина, проведен сравнительный анализ основных ее положений с идеями других исследователей (Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби).

Методология и источники исследования

Методологической основой работы является метод реконструкции. Под реконструкцией здесь понимается гипотетическое воссоздание целого в соответствии с внутренней логикой наличных фрагментов. Применительно к теме исследования он предполагает гипотетическое воссоздание целого религиозной философии Ильина в соответствии с внутренней логикой текстов его работ, которые могут быть интерпретированы в качестве фрагментов постольку, поскольку они либо посвящены периферийным проблемам философии религии, либо не позволяют однозначно трактовать авторскую позицию. Экстраполяция внутренней логики текстов первого типа на тексты второго типа позволяет отделить собственные взгляды Ильина от взглядов исследуемых им авторов и осуществить целостный анализ его религиозной философии. Разумеется, такая реконструкция предполагает интерпретацию и не может быть гарантирована от искажений и приписывания исследуемому автору чуждых ему взглядов. Чтобы избежать подобного рода ошибок, настоящая работа выполнена с максимально возможной опорой на тексты самого Ильина.

В диссертации также осуществлен синтез историко-философского и религиоведческого подходов. При решении поставленных задач использованы работы философов, религиоведов, культурологов, а также историков философии, религии и культуры. В методологии исследования использованы подходы, разработанные преподавателями и сотрудниками кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Практическая значимость работы

Основные результаты проделанной работы могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения русской религиозной философии. Материалы и выводы диссертации окажутся полезными при разработке общих и специальных курсов, а также методических материалов по философии, религиоведению, истории русской философии, культурологии и т.д.

Апробация работы

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите. Положения и результаты исследования отражены в научных публикациях. Материалы и выводы диссертационного исследования используются автором при чтении базовых и специальных курсов по основам гуманитарных знаний и культурологии в Московском энергетическом институте (Техническом университете). Диссертация прошла апробацию на кафедре культурологии МЭИ. Основные положения диссертации изложены на заседании аспирантского методологического семинара кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозная философия Ивана Александровича Ильина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целостный анализ религиозной философии И. А. Ильина позволяет выявить взаимосвязь его представлений о соотношении Бога, мира и человека с его философией культуры и взглядами на проблему сопротивления злу. По его итогам могут быть сделаны следующие выводы.

В творческой эволюции Ильина могут быть выделены два периода — неогегельянский и паламистский.

Первый период в наследии Ильина представлен по преимуществу историко-философскими работами, а также исследованием о религиозном смысле философии. Реконструкция взглядов на соотношение Бога, мира и человека, которые он в это время разделял, позволяет характеризовать их как религиозную форму неогегельянства.

Используя характеристику, данную Ильиным философии Гегеля, его собственную философию первого периода можно назвать учением о конкретности Бога и человека. Он испытывает очевидное тяготение к пантеизму, которое не афиширует, но и скрывать не считает возможным. Пантеизм Ильина отправляется от реальности Бога как единственной истинной реальности и признает реальность мира лишь в меру Божия присутствия в нем. Он пытается балансировать между крайностями пантеизма, стремясь примирить абсолютность Божества с конечностью и относительностью эмпирического мира.

Сотворение мира для Ильина является актом свободного самоопределения Божественной Субстанции. Свобода есть процесс в

Боге. Абсолютное освобождает себя в процессе душевной и духовной жизни человека. Человеческая свобода вполне в духе Гегеля сводится Ильиным к способности увидеть, признать и осуществить закон, то есть фактически к осознанной необходимости.

Главным содержанием космического процесса, по Ильину, является религия как связь человека с Богом. Она осуществляется в философском познании, художественном творчестве и собственно религиозной сфере, специфичность которой по отношению к сферам познания и творчества в философии Ильина первого периода уловить не представляется возможным.

Согласно Ильину, философия имеет религиозный смысл, поскольку обращена к тому же предмету, что и религия. Более того, она имеет онтологический смысл, поскольку в полноте философского опыта может быть достигнуто живое тождество Божественного Предмета и субъективного духа.

Это тождество достижимо лишь в том случае, если философское исследование было методологически верным. Философская методология Ильина несет на себе сильный отпечаток влияний Гегеля и Гуссерля и предполагает три этапа исследования: опытный, интуитивный и логический. На первом этапе через опытное приятие предмет должен стать внутренним содержанием субъекта. На втором этапе в акте интуитивного созерцания субъект должен проникнуть в сущность внутренне данного предметного содержания. Именно на этом этапе осуществимо субъект-объектное тождество, в качестве истины переживаемое в состоянии очевидности. Третий этап предполагает разумно-логическое описание испытанного и усмотренного содержания.

В интерпретации Ильина ту же методологическую структуру имеют не только художественное творчество, но и собственно религиозное восхождение к Богу. Анализ его творчества приводит к выводу о том, что метод философии в нем генетически первичен как по отношению к методу искусства, так и по отношению к методу религии. Более того, философский метод Ильина есть тотальный метод человеческого существования, он имеет онтологический смысл, и именно из гносеологии может быть реконструирована его онтология. Этот вывод подтверждает верность исходной установки на интерпретацию философии Ильина первого периода в качестве одной из форм неогегельянства и обоснованность предположения о том, что в той или иной степени Ильин унаследовал им же самим подвергнутый критике панэпистемизм Гегеля.

Главным умолчанием философии Ильина первого периода является проблема приятия мира. По всей видимости, все это время его тяготила ее неразрешимость в терминах пантеизма. А без метафизического обоснования того, что мир может и должен быть принят, духовный максимализм Ильина не позволял ему обращаться к вопросам философии культуры, которые уже в начале XX века прочно заняли центральное место в сфере интересов европейской гуманитарной мысли, и проблемам практической этики, которым русская философия всегда уделяла особенное внимание.

По всей видимости, именно стремлением к метафизическому обоснованию приятия мира был обусловлен переход Ильина на позиции паламизма. Вряд ли можно говорить о том, что он явился следствием внутренней эволюции его представлений о соотношении Бога, мира и человека. Исихастский энергетизм был именно привнесен в них, о чем говорит тот факт, что общая структура гносеологии Ильина (единственного, что в первый период творческой эволюции было развито им от своего имени) осталась практически неизменной, а в более поздних построениях она легко угадывается в структурах религиозного опыта и художественного творчества. Единственное, от чего ему пришлось отказаться — это идея тождества Бога и человека.

Для подавляющего большинства религиозных философов нового времени такая "эволюция" явилась бы "революцией", катастрофой, подрывающей основы всего предыдущего философствования. Не каждому мыслителю дано пережить переход от "имманентизма" к "трансцендентализму" и не умолкнуть навсегда, не уйти в монастырь, а продолжать писать, указуя "путь к очевидности", "путь духовного обновления" и формулируя "аксиомы религиозного опыта". Но для представителя культуры модернизма смена метафизических установок не является фатальной. Этот служебный акт осуществляется для очистки совести где-то на задворках одной единственной работы стыдливо и как бы между делом1 .

Нельзя сказать, что метафизическая проблематика не была для Ильина важной. Во всех своих культурологических и этико-практических построениях он испытывал настоятельную потребность в метафизическом обосновании. Но сама по себе она интересовала его очень мало — вряд ли больше, чем основную массу современных философов. Онтология была нужна Ильину по инерции — постольку, поскольку он был убежден в том, что она должна быть. Онтология Ильина была не следствием "очевидности", а честной данью умирающей онтологической традиции, последними проявлениями которой явились также все неоонтологические мотивы эпохи модернизма ("фундаментальная онтология" М. Хайдег-гера, "онтологизация" Г. Марселя, онтология "всеединства" В. С. Соловьева, учение о "субстанциальных деятелях" Н. О. Лосского и

ДР-).

Менее всего можно заподозрить Ильина в отсутствии мужества или честности. Его жизненный и творческий путь свидетельствует о том, что он в полной мере соответствовал своим собственным представлениям о рыцаре духа. По крайней мере, биография Ильина не изобилует такими удивительными метаморфозами, как биография глубоко уважаемого им П. Б. Струве, который сначала являлся автором манифеста I съезда РСДРП, затем был членом ЦК партии кадетов, потом служил директором экономического департамента МИД Временного правительства, а после революции был членом правительства П. Н. Врангеля. Вместе с тем, сам он вряд ли решился бы признать, что теологическая компонента его философии играет очевидно служебную роль.

Отказавшись от пантеизма гегельянского толка, Ильин почувствовал себя вправе включиться в обсуждение злободневных проблем. Наиболее актуальной он нашел проблему сопротивления злу. С точки зрения анализа религиозной философии Ильина интерес представляют его понимание любви, а также решение вопроса о природе и критериях зла.

В парадоксальной "диалектике любви", развитой Ильиным в его работе "О сопротивлении злу силою", любовь может принять форму казни. В интерпретации Ильина духовно осмысленная казнь злодея является одним из "видоизменений" любви. Метафизическое обоснование такого своеобразного понимания любви дается в учении о ее предмете, согласно которому любить должно и можно только Бога и божественное в твари. Предметом любви является не человек как таковой, но лишь божественное в нем. Или, говоря другими словами, человека должно любить лишь в меру его божественности. Любовь к человеку, "полностью угасившему в себе начало духа", то есть "обнаруживающему наличие абсолютного злодейства", состоит в пресечении его земного существования.

Не развивая метафизики зла и не называя критериев, на которые можно было бы ориентироваться в оценке подлинного зла, Ильин не дает ответа и на вопрос о том, кто и на каком основании может вершить суд, действуя от лица абсолютного добра и констатируя наличие зла в том или другом человеке.

Анализ религиозно-метафизических оснований учения Ильина о сопротивлении злу позволяет сделать вывод о том, что оно обосновывается с позиций своеобразной интерпретации энергетизма. Это обоснование далеко не всегда является удовлетворительным. В частности, из логики определений Ильина следует, что в своей сущности духовная любовь не есть любовь, что сводит на нет все его рассуждения о том, что сопротивление злу есть дело любви. Кроме того, представляется, что в XX веке гораздо более актуальны именно те вопросы, от решения которых Ильин уклонился — вопросы о природе и критериях зла, а также о праве на "понуждение" и "пресечение".

Философия культуры Ильина строится вокруг двух главных для него тем — религиозных основ русской христианской культуры и религиозного смысла кризиса современной культуры.

Ильин различает культуру как нечто, имеющее глубокий религиозный смысл, и цивилизацию как нечто внешнее по отношению к культуре, то, что может существовать рядом с ней или вместо нее.

Он убежден в существовании единой христианской культуры, исходным формообразующим принципом которой является благодатный дух христианства. Вместе с тем, он четко разграничивает ее восточную и западную ветви, созидаемые культуротворящими актами разной структуры. Первичными движущими силами европейского культурного творчества он считает волю, мысль, форму и организацию. Другие силы движут русской культурой. Это сердце, созерцание, свобода и совесть.

На представлении Ильина о первичных движущих силах русского культурного творчества основано и его понимание русской идеи. Для него это есть идея сердца, воспринимающего Бога любовью. Скрытый панэпистемизм Ильина проявляется даже тогда, когда он говорит о русской идее. Она для него есть не просто идея сердца, но идея сердечного созерцания — главной стадии процесса познания.

Состояние христианской культуры XX века Ильин оценивает как глубоко кризисное. Этот кризис он воспринимает прежде всего как религиозный. Русская и европейская культуры стали безрелигиозными и обнаруживают склонность к демонизму. Демонизм как тяготение к злу он отличает от сатанизма как полноты опыта зла и одержимости злом. Преодоление кризиса христианской культуры он видит на пути духовного обновления, под которым подразумевается повторное обретение ценностей христианства в акте свободного культурного творчества.

Анализ религиозно-философских аспектов философии культуры Ильина позволяет сделать вывод о том, что проблемы, которые он ставит и зачастую верно решает, не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Вместе с тем, необходимо признать, что из-за исключительной сосредоточенности на религиозных аспектах культурного творчества Ильину не удалось раскрыть специфику сферы культуры и законов ее существования.

Таковы основные идеи религиозной философии И.А.Ильина. Необходимо отметить, что его философское творчество ими не исчерпывается. В этой работе намеренно исключены из рассмотрения философия права и политическая философия Ильина, которые, строго говоря, не могут быть названы религиозными, поскольку их истоки, развитие и основные положения лежат вне сферы религии. Эстетика Ильина также рассмотрена лишь постольку, поскольку это было необходимо для решения поставленных задач. Целостный анализ философии Ильина еще не осуществлен и является предметом более обширного исследования. В рамках этого исследования предстоит выяснить взаимосвязь религиозной философии Ильина с его политической философией и философией права, проанализировать то, как ему удалось сочетать гегельянство с теорией естественного права, рассмотреть религиозные корни его монархизма. Вне поля зрения ученых остались его эстетические взгляды и литературная критика. И, наконец, необходимо признать, что история подтвердила справедливость многих прогнозов Ильина1. Это должно побудить к чрезвычайно внимательному отношению не только к содержанию, но и к методологии его социально-политической прогностики.

1 См. напр.: Ильин И. А. Что сулит миру расчленение России // Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1, —М.: Русская книга, 1993, —С. 326 — 340.

113

 

Список научной литературыЕрисов, Дмитрий Павлович, диссертация по теме "Философия религии"

1.Бабинцев С. М. Историософские идеи И. А. Ильина в контексте его религиозной метафизики: Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1996. — 185 с.

2. Бабинцев С. М. "Энергия" и "синергия" в "поздней" метафизике П. А. Флоренского и "пневматической актологии" И. А. Ильина // П. А. Флоренский и наука XX века. Тезисы докладов и выступлений на международной конференции. — М.: Мысль, 1996. —С. 28 — 29.

3. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. — Париж: ИМКА-Пресс, 1972. — 222 с.

4. Бердяев Н.А. Кошмар злого добра (О книге И. Ильина "О сопротивлении злу силою") // Путь. — Париж, 1926. — № 4. — С. 103—116.

5. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. — М., 1990. — № 1. — С. 77 — 144. — № 2. — С. 87 — 154.

6. Бердяев Н.А. Судьба России. — М.: Советский писатель, 1990. —346 с.

7. Булгак И.Б. Социальная философия И.А.Ильина: Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1995. — 145 с.

8. Вашестов А.Г. Критика феноменологического метода И.А.Ильина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — М., 1984. — № 5.

9. Вашестов А.Г. Феноменологическая философия в России (Критический анализ): Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1984. — 185 с.

10. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины. Сборник статей о русской революции. — М.: Правда, 1991.606 с.

11. Волков В.А., Куликова М.В. И.А.Ильин: архивные находки // Начала. — М. 1993. — № 3.

12. Гаврюшин Н.К. Антитезы православного меча // Вопросы философии. — М., 1992. — № 4.

13. Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого // Вопросы философии. —М., 1995. — № 7.

14. Гаврюшин Н.К. Слово об И.А.Ильине // Вестник высшей школы. — М., 1990. — № 6.

15. Гегель. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1976. — 532 с. Т. 2. — М.: Мысль, 1977. — 573 с.

16. Гиппиус З.Н. Меч и крест // Современные записки. — 1926. —кн. 27.

17. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социологические исследования. — М., 1992. — № 4.

18. Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А.Ильина // Социально-политический журнал. — М., 1993.2 — 3.

19. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. — СПб., 1909.

20. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. — М.: Мысль, 1991. — 827 с.

21. Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (книга И.А.Ильина и полемика вокруг нее): Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1996. — 185 с.

22. Демидова Е.В. Ильин о противлении злу // Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. — М.: Аслан, 1996.

23. Дмитриева Н.К. В поисках нового идеала: богочеловече-ство // Культура России: смысл, символы, ценности: Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского университета, 1996. — С. 107 — 117.

24. Евлампиев И.И. "Драма миротворящего Божества": Бог и человек в философии И.Ильина // Ступени. — СПб., 1992. — № 3.

25. Евлампиев И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб.: Наука, 1994. — С. 5 — 12.

26. Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И.А.Ильина // Известия высших учебных заведений. — СПб., 1992.3.

27. Зайцев Ф.В. Певец нравственно-правовой воли (И.Ильин) // Культура России: смысл, символы, ценности: Учебное пособие.

28. Томск: Издательство Томского университета, 1996. — С. 117 — 130.

29. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 1. Ч. 1. — Л.: Эго, 1991. — 220 с. 4.2. — Л.: Эго, 1991. — 220 с. Т. 2. 4.1. — Л.: Эго, 1991. — 220 с. 4.2. — Л.: Эго, 1991. — 268 с.

30. Зеньковский В.В. По поводу книги И.А.Ильина "О сопротивлении злу силою" // Современные записки. — 1926. — Кн. 29.1. С. 284 — 307.

31. Золина М.Б. Политическая философия И.А.Ильина: Дисс. .канд. политол. наук. — М., 1996. — 182 с.

32. Золина М.Б. Философия власти И.А.Ильина // Социально-политический журнал. — М., 1996. — № 3.

33. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. — М.: Рарогъ, 1993. — 448 с.

34. Ильин И.А. Без любви: (Из письма к сыну) // Православная Русь. — 1947. — № 20.

35. Ильин И.А. Без свободы // Возрождение. — 1949. — Кн.5. — Сент. — окт. — С. 7.

36. Ильин И.А. Берегите семью // Новый путь. — 1932. — № 10. —Дек.

37. Ильин И.А. Будущее русского крестьянства // Русский колокол. — 1928. — № 3. — С. 14 — 21.

38. Ильин И.А. Вера в Россию // День русского ребенка. — 1941. —Сб. 8.

39. Ильин И.А. Возрождение русской государственности // Новый путь. — 1938. —№ 71. —Янв.

40. Ильин И.А. Вы наши братья!: (Открытое письмо к оставшимся русским патриотам) // Русский колокол. — 1927. — № 2. — С. 44 — 49.

41. Ильин И.А. Где мы и куда нам идти? // Новый путь. —1938. — №75. — Авг.

42. Ильин И.А. Голос войны // Новый путь. — 1940. — № 105. —Нояб.

43. Ильин И.А. Государственный смысл белой армии // Русская мысль. — Прага — Париж, 1923/24. — Кн. 9 — 12. — С. 230245.

44. Ильин И.А. Грядущая Россия // День русского ребенка. — 1944. Сб. 11.

45. Ильин И.А. Девизы белого движения // Русский колокол.1927.—№ 1. —С. 80 — 81.

46. Ильин И.А. Демагогия и провокация. — М., 1917. — 21 с.

47. Ильин И.А. Думы о будущем // Православная Русь. —1939. —№4.

48. Ильин И.А. Духовная культура и ее национальные вожди. Памяти кн. Евгения Н. Трубецкого // Русская мысль. — Прага — Париж, 1923. —Кн. 1. —С. 262 — 274.

49. Ильин И.А. Духовный смысл войны. — М., 1915. — 48 с.

50. Ильин И.А. Духовный смысл нашего дела // Новый путь.1933. —№ 11.—Янв.

51. Ильин И.А. Живая вера // Православная Русь. — 1939. —8.

52. Ильин И.А. Жизнь без святыни // День русского ребенка.1952. —Сб. 19.

53. Ильин И.А. Идея личности в учении Штирнера: Опыт по истории индивидуализма // Вопросы философии и психологии. — 1911. — № 22. — Кн. 106 (2). — С. 55 — 93.

54. Ильин И.А. Идея национальной науки: (Речь, произнесенная 12 января 1930 года в Берлине на собрании в честь 175-летней годовщины со дня основания Московского университета) // Русский колокол. — 1930. — № 9. — С. 12 — 20.

55. Ильин И.А. Идея обновленного разума // Русский колокол. — 1928. — № 5. — С. 18 — 26.

56. Ильин И.А. И.С.Шмелев // День русского ребенка. — 1948. —Сб. 15.

57. Ильин И.А. Кризис безбожия. — Берлин, 1948. — 26 с.

58. Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в "Наукоучении" Фихте Старшего. Опыт систематического анализа // Вопросы философии и психологии. — 1912. — №23. — Кн. 111 (2). —С. 1—39; 1912.23. — Кн. 112 (2). — С. 290 — 344.

59. Ильин И.А. Кризис современного искусства // Русский колокол. — 1927. — № 2. — С. 18 — 27.

60. Ильин И.А. Логика Гегеля и ее религиозный смысл // Вопросы философии и психологии. — 1916. — № 27. — Кн. 135 (5).1. С. 513 — 545.

61. Ильин И.А. Мережковский — художник // Русская литература в эмиграции: Сборник. — Питтсбург, 1972. — С. 177.

62. Ильин И.А. Мировая политика русских государей // День русского ребенка. — 1952. — Сб. 19.

63. Ильин И.А. Мировые причины русской революции // Вече. — 1985. — № 17. — С. 41 — 57; № 18. — С. 5 — 19; № 19. — С. 5 — 19; № 20. — С. 13 — 36; 1986. — № 21. — С. 7 — 10.

64. Ильин И.А. Музыка Метнера // Русский колокол. — 1929.7. — С. 11— 23.

65. Ильин И.А. Национальное значение А.С.Пушкина // День русского ребенка. — 1937. — Сб. 4.

66. Ильин И.А. Наша государственная задача // Русский колокол. — 1927. — № 1. — С. 32 — 40.

67. Ильин И.А. Наша ответственность // День русского ребенка. — 1949. — Сб. 16.

68. Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948 — 1954 гг.: В 2 т. Т. 1. — Париж, 1956. — 346 с. Т. 2. — Париж, 1956. — 337 с.

69. Ильин И.А. Непобедивший герой: (Речь, произнесенная в Берлине в 1930 году на торжественном собрании памяти адмирала Александра Васильевича Колчака) // Русский колокол. — 1930. — № 9. — С. 3 — 7.

70. Ильин И.А. О божьей ткани // День русского ребенка. — 1947. —Сб 14.

71. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Основы законоведения. — Пг., 1915. — 106 с.

72. Ильин И.А. О власти и смерти // Русский колокол. — 1928.—№4. —С. 19 — 25.

73. Ильин И.А. О возрождении гегелианства // Русская мысль.1912. — № 33. — Кн. 4. — С. 35 — 41.

74. Ильин И.А. Огни личной жизни // Вестник РСХД. — 1952.

75. Кн. 5. — Сент. — окт. — С. 2.

76. Ильин И.А. О демонизме и сатанизме // День русского ребенка. — 1955. — Сб. 22.

77. Ильин И.А. Одинокий художник. — М.: Искусство, 1993.348 с.

78. Ильин И.А. О духовном воспитании // День русского ребенка. — 1936. — Сб. 3.

79. Ильин И.А. О зависти // День русского ребенка. — 1955.1. Сб. 22.

80. Ильин И.А. О любезности: социально-психологический опыт // Русская мысль. — 1912. — № 33. — Кн. 5. — С. 1 — 36.

81. Ильин И.А. О монархе // Известия высшего монархического совета. — 1955. — № 13. — Июль.

82. Ильин И.А. О монархии // Русское возрождение. — 1978.1. —С. 189 —228; №2. —С. 186 — 231; № 3. — С. 135 — 180; №4. — С. 114—171.U

83. Ильин И.А. О монархии и республике. — Нью-Йорк, 1979. —329 с.

84. Ильин И.А. О незыблемых основах // Голос русской молодежи. — 1939. — № 6. — Май.

85. Ильин И.А. О пастырском призвании // День русского ребенка. — 1950. — Сб. 17.

86. Ильин И.А. О предметности и продажности // День русского ребенка. — 1950. — Сб. 22.

87. Ильин И.А. О приятии мира // Русский колокол. — 1928.6. —С. 13 — 21.

88. Ильин И.А. О приятии права: Сб. статей. — Прага, 1925.213 с.

89. Ильин И.А. О путях России // Перезвоны. — Рига, 1927.32. —С. 1010—1013.

90. Ильин И.А. О революции // Русское возрождение. — 1983.23. —С. 45 — 119.

91. Ильин И.А. О религиозной свободе и религиозных гонениях // День русского ребенка. — 1948. — Сб. 15.

92. Ильин И.А. О религиозном кризисе наших дней // Русское возрождение. — 1984. — № 27 — 28.

93. Ильин И.А. О России: Три речи. 1926 — 1933. — София, 1934. —32 с.

94. Ильин И.А. О русской национальной идее // Новый путь.1940. — №84. — Апр.

95. Ильин И.А. О русском фашизме // Русский колокол. — 1928. — №3. — С. 54 — 64.

96. Ильин И.А. О священном // Русский колокол. — 1927. — № 1. —С. 11 — 17.

97. Ильин И.А. О силе суждения // Обновленная Россия: Сборник. — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1953.

98. Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны // Вопросы философии и психологии. — 1914. — № 25. — Кн. 125 (5). —С. 797 — 826.

99. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Русская мысль. — Прага — Париж, 1922. — Кн. 8 — 12. — С. 162188.

100. Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию. — Берлин, 1938. — 66 с.

101. Ильин И.А. Основы христианской культуры. — Женева, 1937. —47 с.

102. Ильин И.А. Основы художества: О совершенном в искусстве. — Рига, 1937. — 174 с.

103. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. — Берлин, 1925. — 221 е., 2-е репринт, изд. — Лондон (Канада), 1975. — 221 с.

104. Ильин И.А. О сроке созыва Учредительного Собрания.1. М., 1917. —8 с.

105. Ильин И.А. О сущности правосознания. — Мюнхен, 1956. —223 с.

106. Ильин И.А. Отцы и дети в политике // Русский колокол.1929. — № 8. — С. 58 — 61.

107. Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин — Ремизов — Шмелев. — Мюнхен, 1959. — 196 с.

108. Ильин И.А. О христолюбивом воинстве // Православная Русь. — 1939. — № 6.

109. Ильин И.А. О цельной вере // Новый путь. — 1937. — № 67. — Сент.

110. Ильин И.А. О частной собственности // Русский колокол.1929. —№8. —С. 14 — 21.

111. Ильин И.А. Памяти П.И.Новгородцева: (Речь 19 ноября 1923 г.) // Русская мысль. — Прага — Париж, 1923/24. — Кн. 9 — 12. —с. 369 — 374.

112. Ильин И.А. Партийная программа и максимализм. — М., 1917. — 8 е.; 2-е изд. — Одесса, 1917. — 9 с.

113. Ильин И.А. Понятия права и силы. — М., 1910. — 38 с.

114. Ильин И.А. Порядок или беспорядок? — М., 1917. — 21с.

115. Ильин И.А. Почему "не надо продолжать войну"? — М., 1917. —23 с.

116. Ильин И.А. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний. — Мюнхен, 1958. — 154 с.

117. Ильин И.А. Проблема оправдания мира в философии Гегеля // Вопросы философии и психологии. — 1916. — № 27. — кн. 132 — 133 (2 — 3). — С. 280 — 355.

118. Ильин И.А. Проблема современного правосознания: (Публичная речь, произнесенная на открытии Русского научного института в Берлине 17 февраля 1923 г.). — Берлин, 1923. — 32 с.

119. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина. — Рига, 1937. —43 с.

120. Ильин И.А. Путь духовного обновления. — Белград, б.г.248 с.

121. Ильин И.А. Путь к очевидности. — Мюнхен, 1957. — 155 с.

122. Ильин И.А. Пушкин в жизни // День русского ребенка.1949. —Сб. 16.

123. Ильин И.А. Религиозный смысл философии: Три речи 1914 — 1923. — Париж, б.г. — 115 с.

124. Ильин И.А. Родина и мы. — Белград, 1926. — 16 с.

125. Ильин И.А. Рождение чувства Родины // День русского ребенка. — 1943. — Сб. 10.

126. Ильин И.А. Русская армия и мы // День русского ребенка. — 1940. — Сб. 7.

127. Ильин И.А. Русские писатели, литература и художество: Сб. статей, речей и лекций. — Вашингтон, 1973. — 285 с.

128. Ильин И.А. Русский русскому брат // День русского ребенка. — 1942. — Сб. 9.

129. Ильин И.А. Самобытность или оригинальничанье? // Русская мысль. — Кн. 1. — Париж, 1927. — С. 24 — 30.

130. Ильин И.А. Священная мечта нашего сердца // День русского ребенка. — 1949. — Сб. 16.

131. Ильин И.А. Семья и революция // Православная Русь. — 1939. —№ 10.

132. Ильин И.А. Советский Союз не Россия. — Сан-Пауло,1949.

133. Ильин И.А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Медиум, 1993.509 с. Т. 2. — М.: Медиум, 1994. — 574 с.

134. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера: (Публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге). — Берлин, 1937. — 31 с.

135. Ильин И.А. Учение Гегеля о морали и нравственности // Вопросы философии и психологии. — 1917. — №28. — Кн. 139 — 140 (4 — 5). — С. 151 —227.

136. Ильин И.А. Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли // Вопросы философии и психологии. — 1914. — № 25. — Кн. 123 (3). —С. 413 —476.

137. Ильин И.А. Учение Гегеля о свободе воли // Вопросы философии и психологии. — 1917. — № 28. — Кн. 137 — 138 (2 — 3). —С. 165 — 224.

138. Ильин И.А. Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли // Логос. — 1914. — Т. 1. — Вып. 2. — С. 250 — 306.

139. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб.: Наука, 1994. — 541 с.

140. Ильин И.А. Философия и жизнь // София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии: Сборник. — Т. 1. — Берлин, 1923. —С. 60 — 81.

141. Ильин И.А. Философия как духовное делание // Русская мысль. — 1915. — №36. — Кн. 125. —С. 112—128.

142. Ильин И.А. Философия Фихте как религия совести // Вопросы философии и психологии. — 1914. — № 25. — Кн. 122 (2). — С. 165 — 185.

143. Ильин И.А. Художество Шмелева // Памяти И.С.Шмелева: Сборник. — Мюнхен, 1956. — С. 78.

144. Ильин И.А. Чему мы научились // День русского ребенка. — 1938. — Сб. 5.

145. Ильин И.А. Что же нам делать? (Из частного письма) // Новый путь. — 1940. — № 105. — Нояб.

146. Ильин И.А. Что нам делать? // День русского ребенка. — 1949. —Сб. 16.

147. Ильин И.А. Шлейермахер и его "Речи о религии" // Русская мысль. — 1912. — № 23. — Кн. 2. — С. 41 — 46.

148. Ильин И.А. Яд большевизма. — Женева, 1931. — 48 с.

149. Ильин И.А. Яд партийности // Русский колокол. — 1928. — №3. —С. 78 — 81.

150. Карсавин Л.П. Сочинения. — М.: Раритет, 1993. — 496 с.

151. Ковалев В.А. Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А.Ильина: Дисс. .канд. соц. наук. — СПбГУ. — СПб., 1993. — 138 с.

152. Ковалев В.А. Проблемы основ государства в социально-политической теории И.Ильина. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. — 138 с.

153. Кузнецов В.Н. Французское неогегельянство. — М.: Издательство МГУ, 1982. — 276 с.

154. Кураев В.И. Философ волевой идеи // Ильин И.А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. — С. 404 — 414.

155. Кьеза Дж. Солженицын, Ильин и российская демократия // Независимая газета. — М., 1993. — № 156.

156. Лавров А. Г. Кризис европейской культуры в оценке И. А. Ильина // Вопросы культурологического образования. Сборник статей. — М.: Издательство МГУ, 1997. — С. 12 — 19.

157. Лавров А. Г. Философия культуры И. А. Ильина: Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1997. — 167 с.

158. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Русские философы (конец XIX — середина XX века): Антология. Вып. 1. — М.: Книжная палата, 1993. — С. 297 — 364.

159. Лисица Ю.Т. И.А.Ильин // Ильин И.А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. —М.: Медиум, 1993. —С. 3 — 8.

160. Лисица Ю. Т. И. А. Ильин как духовный писатель и национальный мыслитель // Воскресенье. — М., 1992. — № 1. — С. 57 — 61.

161. Лисица Ю.Т. И.А.Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. — М., 1992. — № 4 — 5.

162. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993. — С. 5 — 36.164. "Наши задачи" Ивана Ильина и. наши задачи: Материалы конференции. — М.: Рарогъ, 1995. — 143 с.

163. Основы религиоведения: Учеб. — М.: Высшая школа, 1994. —368 с.

164. Паламарчук П. Иван Ильин — критик // Московский вестник. —М., 1990. —№ 1.

165. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? // Вопросы философия. — М., 1992. — № 6.

166. Полторацкий Н.П. И.А.Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. — Лондон (Канада): Заря, 1975. — 59 с.

167. Полотарацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. — Питтсбург: Эрмитаж, 1989. — 320 с.

168. Проблемы идеализма. — М., 1902.

169. Русская философия: Словарь // Под общ ред. М.А.Маслина. — М.: Республика, 1995. — 655 с.

170. Русский Эрос, или Философия любви в России. — М.: Прогресс, 1991. —448 с.

171. Самохина А. А. Методологический плюрализм право-познания Ивана Ильина // Методологическое своеобразие гуманитарных наук. Политическая философия. Социальная теория и современность. Вып. 18. — М.: Луч, 1994.

172. Самохина а. А. Политико-правовое наследие И. А. Ильина // Преподавание в вузах социально-гуманитарных дисциплин: состояние, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской научно-методической конференции. — М.: Высшая школа, 1993.

173. Самохина А. А. Проблема человека в произведениях И. А. Ильина доэмигрантского периода: Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1996. —144 с.

174. Самохина А. А. Трагизм человеческого бытия в философии Ильина доэмигрантского периода // Кузбасские ведомости. — Кемерово, 1995. — ; 6.

175. Самохина А. А. Философская антропология Ильина (по произведениям доэмигрантского периода) // Иван Ильин. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 18.—М.: Луч, 1995.

176. Смирнов И.Н. Духовный подвиг Ивана Ильина // Журнал Московской Патриархии. — М., 1993. — № 3.

177. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А.Ильина // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. — М.: Рарогъ, 1993. —С. 3 — 33.

178. Смирнов И.Н. О духовном обновлении России // Ильин И.А. Наши задачи. — М.: Воениздат, 1992.

179. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1988. — 892 с. Т. 2. — М.: Мысль, 1988. — 822 с.

180. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Правда,1989. — 735 с. Т. 2. — М.: Правда, 1989. — 687 с.

181. Социальная философия Ивана Ильина: Материалы российского семинара. — СПб.: Наука, 1993.

182. Сысуев Д.А. К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И.А.Ильин, Н.А.Бердяев). — Саранск, 1993. —30 с.

183. Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991. —736 с.

184. Флоренский П. А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Правда,1990. — 839 с. Т. 2. — М.: Правда, 1990. — 446 с.

185. Хорунжий С.С. Предисловие к избранным статьям И.А.Ильина // Юность. — М, 1990. — № 8.

186. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: Т. 1: А — К. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 863 с.

187. Т. 2: JI — Я. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 863 с.

188. Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А.Ильина: Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1995. — 144 с.

189. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А.Ильина // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. — М., 1994. — № 1.

190. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А.Ильина: Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1994 — 144 с.

191. Шердаков В.Н. Л.Н.Толстой и И.А.Ильин // Л.Н.Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума).1. М.: Аслан, 1996.

192. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. —М.: Мысль, 1993.663 с.