автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социокультурные предпосылки роста напряженности в полиэтничном регионе (на примере Северного Кавказа)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурные предпосылки роста напряженности в полиэтничном регионе (на примере Северного Кавказа)"
На правах рукописи
ЛУКИЕНКО АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
Социокультурные предпосылки роста напряженности в полиэтничном регионе (на примере Северного Кавказа)
09.00.11 - Социальная философия.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидат;! философских наук
Ставрополь - 2014
005550086
005550086
Робота выполнено в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет»
Научный руководитель:
доктор философских наук, доцент Лксю.мав Борис Владимирович
Официальные оппоненты:
Ведущая организации;
Шадже Аеиет Юсуфовна, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», профессор кафедры философии и социологии
Гузыиин Николай Гаврилович,
кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», доцент кафедры философии и истории
ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г, Пятигорск
Защита диссертации состоится «27» июня 2014 г, в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212,245,04 при ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, уд, Пушкина, 1, ауд, 416,
и диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 и на сайте университета ЬИр://уу\улу.псГц.гн.
Автореферат разослан «21» мая 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат социологических наук, доцент ---- А.Э. Гапич
1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследовании. Постсоветский период развития России характеризуется сложностями переходного этапа, накладывающими свой заметный отпечаток на процесс социокультурных трансформаций: Демонтаж старых форм социальной жизни сопровождается незрелостью; а порой и чмбриональностыо новых, Взамен отвергнутой коммунистической идеологии, владевшей менталитетом населения на протяжении нескольких десятилетий, на сегодняшний день пока не сформировалась общенациональная идеология новой России, Как следствие, неоднократно за последние два десятилетня высказанный тезис о глубинном социокультурном кризисе современной России остается актуальным.
Данный кризис непосредственным образом отражается на особенностях развития различных регионов Российской Федерации, В первую очередь, речь идет о Северном Кавказе - регионе, который на сегодняшний день является наиболее конфяиктогениыми проблемным регионом России, В условиях резкого понижения качества государственного администрирования со стороны федерального центра, произошедшего в 90-е гг, прошлого столетия, в северокавказском регионе возобладал» тенденции дезинтеграции, Во-первых, практически полностью оказались ашшгнлированы результаты советской модернизации Северного Кавказа, во-вторых, на авансцену социокультурной эволюции вышел аутентичный традиционализм региона, наконец, в-третьих, в полной мере проявил себя процесс этноконфессионального возрождения, который на Северном Кавказе имел и имеет более значительное проявление, нежели в других, особенно «русских», регионах Российской Федерации, Во многом, вследствие данных процессов социально-политическая ситуация в регионе значительно обострилась, что существенно актуализирует задачу исследования социокультурных предпосылок роста напряженности на Северном Кавказе.
Акцепт именно на социокультурном измерении конфликтогенной трансформации северокавказекого региона связан в первую очередь с тем, что социокультурные причины напряженности имеют собственную специфическую природу, не сводимую к 'экономическому детерминизму, более того, часто именно неэкономические факторы дают больший объяснительный материал, чем «сухая» экономическая статистика. Также важное значение при определении акцентов исследования имело то обстоятельство, что, если работ, в которых социально-политическая напряженность в сеперокавказском регионе изучается посредством анализа социально-экономической ситуации, достаточно много, то социокультурные предпосылки конфликтогешюстн Северного Кавказа изучены пока недостаточно,
Таким образом, исследование социокультурных предпосылок роста напряженности в ссверокавказском регионе имеет выраженную научно-теоретическую актуальность, а также социально-практическую значимость,
Степень научной разработанности проблемы. Последние два десятилетня характеризуются усилением интереса ученых к исследованию природы и специфики социокультурной напряженности в современном мире. Особенно этот интерес усилился после публикаций С, Хантингтона, в которых была обоснована культурно-мировоззренческая обусловленность современных конфликтных процессов,
При активном использовании концептуальных схем С, Хантингтона ученые все чаще стали обращаться к тематике культурно-ннвилизацнонной специфики России и Северного Кавказа, Так, А, Лубекий выделяет две интерпретации процессов, происходящих сегодня на Северном Кавказе: «столкновения цивилизаций» н «возрождения цивилизаций», По мнению 13, Черноуса, северокавкаэскнй регион в своем культурно-цшшлизациоином развитии все больше приобретает восточные черты. Население северокавказских республик все в более выраженной степени характеризуется исламнзированной менталыюстью, что означает постепенный дрейф восточных республик Северного Кавказа в сторону исламской цивилизации, На культурно-цивилизацнонный характер современных противоречив в северокавказеком регионе указывают также В, Авксентьев И Б. Аксюмов,
В одном параднгмальном поле с концепцией «конфликта цивилизаций» располагается концепция «конфликтов ндентичностей». Методологическим основанием анализа конфликтов ндентичностей служит проведение четкой дифференциации между «реалистическими» н «нереалистическими» конфликтами (Л, Козер), «рациональными» и «нерациональными» конфликтами (Т, Шеллинг), «деструктивным поведением» и «конфликтным поведением» (Й, Галтунг, Т, Гарр), Д, Хоровиц, исследуя специфику и типы конфликтов ндентичностей в современном глобализирующемся мире, отмечает, что в условиях становления полицентрнчности мирового целого межкультурные конфликты перестают быть биполярными, как это было в эпоху «холодной войны», а выступают как мультинолярные. На уровне смысловых значений базовых фундаментальных ценностей и принципов различных культурно-цнвилизационных систем конфликты ндентичностей выступают в качестве «конфликтов интерпретаций», которые возникают между альтернативными объяснительными моделями, конкурирующими в современной глобальной культуре (П, Рикер),
Важным аспектом исследования напряженности на Северном Кавказе является культурно-идеологический фактор, К его проявлениям, прежде всего, следует отнести феномен религиозного возрождения, Проблемы возрождения нелама в северокавказеком регионе в постсоветский период нашли отражение в монографиях н статьях таких ученых, как В, Бобровников, И, Добаев, А, Игнатенко н др, В работах данных авторов показано неоднозначное н противоречивое влияние религии на различные сфери жизни населения республик Северного Кавказа, •
Проблема социально-политической напряженности в северокавказском регионе тесно связана с изучением идеологической сущности
северокапказского террористического подполья, которое выступает на сегодняшний день важнейшим дестабилизирующим фактором не только внутри региона, но и в масштабах всей Российской Федерации, В публикациях Л. Игнатенко, А, Малпшенко, С. Маркедонова, Р. Силантьева, К. Ханбабаева и др. анализируются идеологические основы экстремистского движения в регионе, глубинные причины, способствующие появлению террористического подполья, распространению его влияния на некоторую чает}) населения ееверокавказскнх республик,
Исследование социально-политической ситуации на Северном Кавказе невозможно без учета проблем модернизацнонного развития данного региона. Большое внимание этому вопросу уделили в своих работах А. Аксененок, К.Гаджиев, Б,Брасов, В.Наумкин и др,
Существенное освещение в научной литературе получил региональный аспект формирования гражданской и цивилизационной идентичности народов северокавказского региона, В изучении данной проблемы следует выделить работы С. Ивановой, Г, Матишова, М, Попова, А, Шадже, Проблемам межкультурной коммуникации в пространстве нолнэтничного региона пристальное внимание уделяют Л, Волова и В, Черникова,
Таким образом, несмотря на широкую степень изученности аспектов, способствующих росту социально-политической напряженности на Север-пом Кавказе, данная тема продолжает оставаться актуальной и нуждается в дополнительном изучении. Данное диссертационное исследование, содержащее как теоретические обобщения, так и практические выводы, касающиеся актуальных проблем социокультурного развития северокавказского региона, является попыткой расширить и углубить имеющиеся в современной науке представления о культурно-цнвнлнзационных детерминантах эволюции современного Северного Кавказа,
Объект исследовании - социокультурные процессы в регионе повышенной конфликтности,
Предмет исследования - социокультурные детерминанты роста напряженности в полизтпичиом северокавказском регионе.
Цель исследования - выявление социокультурных предпосылок роста напряженности в северокавказском регионе.
Достижение цели требует решении следующих задач.'
- проанализировать основные современные подходы к исследованию социокультурных оснований социально-политической напряженности;
- определить кулы^рно-цнннлизацнонные тренды ееверокавказекого региона в начале XXI века;
- исследовать значение конфессионального фактора в эволюции социально-политической напряженности на Северном Кавказе;
- исследовать идеологическую сущность радикального нелама как идейной основы северокавказского террористического ноднолья;
- проанализировать перспективы модернизацнонного развития Северного Кавказа;
- определить пути стабилизации поликультурного северокавказекого общества.
Теоретико-методологическая основа исследовании.
Основополагающим для диссертации выступает диалектический метод изучения действительности, использование которого дает возможность наиболее адекватно осмыслить ключевые проблемы и важнейшие тренды развития поликультурного северокавказского региона, Диалектическая амбивалентность (секулярное - религиозное; современное - традиционное) соиникудьтурной реальности Северного Кавказа и в целом Российской Федерации рассматривается в диссертации в качестве основной движущей силы социальных трансформаций г, ключевой причины роста социально-политической напряженности.
Фундаментальным методологическим основанием работы выступают основные идеи шшилнзационного подхода, В частности, в диссертации используется ключевой методологический постулат цивнлнзационного подхода, связанный с утверждением приоритета духовной детерминации социально-политических процессов над экономической. Данная методологическая установка, позволяет понимать социокультурные предпосылки роста напряженности в современном мире вообще и на Северном Кавказе в частности в качестве не просто одного из факторов, а именно как ключевой, основополагающий фактор,
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем;
- обоснован вывод о том, что магистральные культурио-цивилнэационные тренды современного северокавказского региона связаны, во-первых, с постсоветский реставрацией традиционализма и, во-вторых, с ориентацией на исламские культурные и религиозные ценности;
- выявлена неоднозначная роль религиозного возрождения на Северном Кавказе - с одной стороны, оно способствовало ренессансу традиционных для региона форм духовной жизни, росту духовной культуры, однако с другой стороны, именно волна религиозного возрождения спровоцировала интерес части населения северо кавказских республик к радикальным движениям внутри ислама, в частности к неоваххабизму (салафизму);
- сделан вывод о том, что 'идеология террористического подполья на Северном Кавказе конструирует образ региона, как части всемирного исламского халифата, призванного вести борьбу не за независимость от России, а за тотадьную победу радикальной исламистской социокультурной парадигмы;
- обосновано, что неэффективность модериизационного развития Северного Кавказа обусловлена постсоветскими культурно-цивилтацноннымн трендами региона в сторону аутентичного традиционализма и религиозной модели организации социокультурного бытия; . .
- доказано, что оптимальный путь стабилизации • поликультурного северокавказского общества связан с формированием иивилизацнонной
идентичности, как единственной возможности реальной интеграции региона в российское социокультурное пространство:
С учетом укачанных пунктов научной новизны на защиту выноентси следующие основные положении:
1. В настоящее время социально-политическая напряженность на Северном Кавкаче обусловлена в первую очередь наличием в метальной и социокультурной структуре региона фундаментального противоречия между современностью и традиционностью, секулярной и религиозной моделями жичнедеятельности, В условиях тянувшегося инвилнзационного кризиса России, которая на данный момент не в состоянии предложить Северному Кивкачу реальную культурно-идеологическую альтернативу, регион стремительно движется в сторону ренессанса аутентичных традиционных норм жичнедеятельности и исламской культурно-религиозной парадигмы:
2. Неконтролируемые процессы религиозного возрождения обусловили ситуацию, когда релнгночное содержание жзгзнн стало определяющим фактором социокультурного развития северокавкачского региона: Религиозно детерминированные идеологемы, порождаемые в рамках традиционного ислама или исламского радикализма, пользуются относительно большим спросом у населения ееверокавкачекнх республик. Религиозное возрождение повлияло на рост и последующую радикализацию чтноконфесонональной идентичности, которая становится основой самоопределения и поведения, как отдельных субъектов, так и целых социальных групп, Речкое увеличение чначимостн релштючной идентичности способствовало тому, что религия активно стала использоваться экстремистско-террористнческнм подпольем Северного Кавказа в качестве инструмента в политической и идеологической борьбе:
3. Сущность идеологии неоваххабизма (салафичма), которая исиольчуется северокавкачскнм террористическим подпольем, заключается в священной и императивной для каждого «истинного» мусульманина «войне за ислам», «во имя ислама», «во имя Аллаха», Высшая санкция на чту борьбу, которая будто бы дана «самим Аллахом», оправдывает в глачах фанатиков любые действия, любые даже самые жестокие н бессмысленные террористические акты. Нррационаяизация «(всемирной борьбы за ислам» приводит и к пррацнонализацнн терроризма, который превращается в самоцель, в чистое насилие, в способ обретения «вечного блаженства». Идеология террористического подполья имеет достаточно весомый эффект у части населения северокавкачеких республик, прежде всего, в силу своей простоты и доступности любому обывателю.
4. В исламском мире, в том числе что касается и Северного Кавказа, модерннчашюнные процессы часто воспринимаются как экспансия враждебного западного мира в идеальный порядок исламской цивилизации: Подобные мировоззренческие установки используются радикал-исламистами для реализации их политических амбиций: В частности, идеология неоваххабизма, лежащая а основе деятельности террористического подполья на Северном Кавказе, концентрируется на моменте глобального
противостояния «подлинных мусульман» и «безбожного Запада», понимаемого как «абсолютное зло», Подобные идеологемы находят все больший отклик среди населения северокавказских республик, и модернизация, понимаемая как инструмент западного неоколониализма, как угроза неламрким и вообще традиционалистским ценностям и нормам, имеет все меньше шансов полноценно реализоваться в социокультурном пространстве северокавказекого региона,
5, Сложившуюся на Северном Кавказе непростую ситуацию возможно переломить путем перехода от политики толерантности и мультикультурализма к стратегии интеграции, Стратегия интеграции заключается в формировании единого социокультурного пространства Росенн н Северного Кавказа, когда дезинтегрирующие факторы неизбежно должны утратить свою деструктивную силу, стать периферийными. Важно отметить, что реализация интеграционной стратегии не будет означать устранение специфических черт отдельных культур, растворение их в «серной кислоте» унифицирующего социокультурного пространства. Данные различия сохранят свое значение, однако в рамках стратегии интеграции они не будут восприниматься в качестве высшей ценности, не будут иметь приоритета над консолидирующими принципами общероссийского социокультурного пространства, поскольку стратегия интеграции фундируется на формировании социокультурной (цивнлизацнонной) идентичности, того вида идентичности, который только и способен обеспечить национальное единство Российской Федерации, сделать эффективной культурную стратегию России на Северном Кавказе,
Теоретическая и практическая значимость исследования. Изложенные в работе теоретические выводы н положения могут использоваться при дальнейшем анализе социокультурных аспектов развития северокавказекого региона, способствующих росту социально-политической напряженности и одновременно препятствующих полноценной интеграции региона и общероссийское социокультурное н цнвилизационное пространство,
Материалы диссертации могут быть использованы общественными деятелями и политиками при разработке различных доктрин и концепций, при реализации уже существующих программ, в частности. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, в которой центральное место занимает проблема гармонизации межэтнических и межконфесснональных отношений при условии формирования общероссийской идентичности и сохранения межкультурного многообразия, В диссертации содержатся положения, которые могут быть использованы работниками СМИ для корректного отображения проблем и тенденций развития северокавказского региона,
Значительный интерес результаты исследования могут представлять при разработке социокультурных и образовательных программ; проектов различного уровня, при разработке семинарских и практических занятий,
а
элективных курсов по социальной философии, политологии н религиоведению.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Отраженные в диссертационном исследовании научные положения соответствуют области исследования специальности 09.00.11 - Социальная философия в пунктах: 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей; 14. Формы и механизмы социальной детерминации: Социокультурная причинность. Необходимость, случайность в деятельности людей. Проблема доминант и детерминант общественной жизни; 24, Источники и механизмы социокультурного изменения; Глобальные проблемы современной цивилизации.
Апробация исследовании. Значительная часть диссертации выполнена в рамках научного-исследовательского проекта ((Ценностно-идеологические аспекты конфликтов и напряжений на Северном Кавказе», получившем поддержку Совета по Грантам Президента Российской Федерации: Грант МД-4849.2011.6
Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Северокавказского федерального университета и рекомендована к защите по специальности 09.00,11 - Социальная философия,
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 12 публикациях общим объемом около 4,2 п.л,, и том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационном комиссией,
Основные результаты и выводы исследования докладывались на 12 Международных, Всероссийских и региональных конференциях, в том числе на Всероссийской конференции «Народы Кавказа в пространстве российской цивилизации: исторический опыт и современные проблемы»» (г, РоетОВ-на-Дону, 2011 г.), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г, Москва, 2012 г.), Ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону, 2012 г.), VI Российском философском конгрессе "Философия в современном мире: диалог мировоззрений" (г. Нижний Новгород, 2012 г.), 57-й ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука -региону» (г, Ставрополь, 2012 г,), VI Всероссийский конгресс политологов «Россия в глобальном мире; институты и стратегии политического взаимодействия» (г. Москва 2012 г,), «Диалог и обучение поверх барьеров: Северный Кавказ - Россия» (г. Осло 2013 г,).
Структура диссертационного исследовании. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 246 источников, в том числе на иностранных языках - 7. Общий объем работы -167 страниц машинописного текста,
И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, излагается основной замысел работы, выявляется степень разработанности изучаемой проблемы, формулируются цель н задачи, дается характеристика методологической базы исследования, излагаются научная новизна и положения, выносимые на защиту, указывается теоретическая и практическая значимость диссертации, а также апробация ее результатов,
В цервой главе «Соннокультуриые основания роста напряженности Н» региональном уровне; теоретический аспект», содержащей три параграфа, осуществляется теоретический анализ причин и предпосылок, ведущих К возникновению н росту социально-политической напряженности на Северном Кавказе,
В первом параграфе «Современные подходы к исследованию социокультурных н мировоззренческих оснований социально-политической напряженности» отмечается, что в современном обществе присутствует высокий уровень социально-политической напряженности, который является благодатной почвой для различного рода социально-политических протестов и катаклизмов, Социально-политическая напряженность в современном глобализирующемся мире проявляется, прежде всего, в исламских странах Ближнего Востока п Северной Африки. Немаловажная роль д этих процессах принадлежит странам западной цивилизации. Вмешательство западных держав ко внутренние дела некоторых стран исдамского мира во многом стоновитея причиной возрастания в них религиозно-политической активности. Происходящие в упомянутых регионах события указывают на обострение противоречий между современной западной цивилизацией, с одной стороны, и исламской цивилизацией с другой. Эти г.ротнворечия находят свое достаточно существенное отражение в процессах, происходящих сегодня в сеаерокавказеком регионе, регионе, который в определенном смысле можно считать частью современного исламского мира.
Рост социально-политической напряженности в современном мире обуславливает потребность в научно-методологической интерпретации происходящих событий- Следует отметить, что, несмотря на появление в последние несколько десятилетий ряда интересных подходов к анализу социальной действительности (теория постиндустриального общества, сопноепнергетнка, мир-системный подход и т,д,), по-прежнему наиболее фундаментальным,и остаются формапионный и цнвнлшацнонный подходы, которые на протяжении последнего столетия подвергались множеству интерпретаций,, Данные интерпретации иногда воплощались .в номинально самостоятельные концепций, как, например, было о мнр-енстемным подходом, который во многом можно рассматривать как логическое развитие с учетом Нового эмпирического материала XX века щ(ей фармащюшгого подхода {исторического материализма), Также и в смысловом поле цивидидационпого подхода появилось множество логических отростков,
получивших свое интеллектуальное значение за счет уникального фактического материала бурного XX столетня, 13 этой связи можно утверждать о том, что интеллектуальный дискурс всего прошлого столетня был сформирован во второй половине 19-начале 20 веков в рамках формпционного и цивилизашюнного подходов,
В параграфе делается вывод о том, что при всей внешней метафизичности постулаты обоих анализируемых подходов имеют существенное эмпирическое (прикладное) значение, Исследуя социально-политическую напряженность в той или иной точке нашей планеты, мы в первую очередь стремимся выяснить вопрос о том, какие факторы воздействуют на протекание данной конфликтной ситуации, какие причины лежат в ее основе. Как правило, перед нами встает дилемма - экономика или культура, материальные интересы или глубокие конфликты ценностей. В данной диссертационной работе мы исходим из общей методологии цивилнзационного подхода н именно по этой причине изучаем не экономические, а прежде всего социокультурные основания социально-политической напряженности в современном мире.
В параграфе отмечается, что одну из наиболее интересных и эвристически значимых вариаций цнвнлизацнонного подхода предложил американский мыслитель С, Хантингтон, В своей концепции «столкновений цивилизаций» в качестве фундаментальной основы социально-политической напряженности современного мира он выдвигает культурно-мировоззренческие принципы различных цившшзанионных систем,
Позиция С. Хантингтона примыкает к социокультурному подходу к проблеме социальных, в том числе цнвнянзацнонных расколов, Согласно этому подходу, социокультурные факторы н идентичности рассматриваются как не менее важные, чем политические, В 1990-е годы сложилось представление о том, что данный подход исчерпал свои эвристические возможности, однако события конца первого н начала второго десятилетня XXI века возродили в научном сообществе интерес к тем объяснительным моделям социальной конфликтности в которых наиболее существенная роль отводится культуре. Сторонники данного подхода не оспаривают того факта, что многие современные конфликты являются «конфликтами интересов^ но при этом придерживаются мнения о том, что в основе конфликтного поведения людей лежат отнюдь не только интересы,
В результате этого в конфликтологии утвердился концепт конфликта ценностей, который 'зачастую оспаривают приверженцы «реалистического» видения конфликтов, Противостояние этих двух позиций легло в основу формирования теоретической дихотомии «конфликт интересов - конфликт ценностей». На сегодняшний День весьма актуальным остается вопрос о том, что мотивирует людей на участие в конфликте. Достаточно часто связку «конфликт интересов - конфликт ценностей» вносятся новые элементы: потребности, идентичности (концепция Дж, Бертона). По представлению
Дж, Бертона эти две фундаментальные основы конфликтов -потребности и идентичности - следует рассматривать как единое целое: идентичность выступает как базовая потребность социального субъекта.
Конфликт ценностей (ндентичностей) не всегда укладывается в простые объяснительные модели. Как отмечает Дж, Ротман, «одним из атрибутов конфликта идентнчностей является его ((неуловимость». Иными словами, конфликт идентнчностей имеет глубоко субъективную природу; стороны, вовлеченные в конфликт идентнчностей, часто сами затрудняются с тем, чтобы адекватно охарактеризовать сущность своих конфликтных отношений. Дело в том, что субъективный опыт оппонентов в конфликте идентнчностей конституируется на основе специфического социокультурного ландшафта и уникального исторического контекста, В итоге восприятие оппонентами друг друга принципиально различно. По словам Дж, Ротмана, «то, что одной стороне представляется как борьба за свободу, другой - как терроризм».
В параграфе отмечается, что концепции Дж, Бертоиа и Дж. Ротмана во многом созвучны концепции С, Хантингтона, который рассматривает конфликт цивилизаций, прежде всего, как конфликт ценностей и мировоззренческих идей, Все -эти концепции, которые можно считать современными интерпретациями цнвилизацнонного подхода, легли в методологическую основу диссертационного исследования, поскольку именно цнвилизационный подход дает наибольшее количество звристическнх опций при рассмотрении социокультурных оснований социально-политической напряженности в современном мире и в частности в северокавказском регионе,
Во втором параграфе «Северный Кавказ как ареал культурно-инннлнзацнанных взаимодействий н разломов» отмечается, что в настоящее время северокавказскнй регион в культурно-цивилизационном отношении фундируется на трех основных составляющих. Во-первых, Северный Кавказ - это часть российской цивилизации; во-вторых, регион все более отчетливо становится частью исламского культурно-цнвилизационного .мирз; наконец, в-третьих, важное значение имеют аутентичные традиционные архетипы самого северокавказского общества. Противоречивое взаимодействие этих трех составляющих формирует «кентаврическое» социокультурное пространство северокавказского региона, где соседствуют, казалось бы, совершенно противоположные модели социального бытия, типы мировоззрения, культурные нормы и стандарты.
В параграфе отмечается, что крах советской секулярной социокультурной модели и политика поощрения клернкализации общества, которая фактически до сих пор проводится российским руководством, предопределили фундаментальный сдвиг в культурно-цивилнзационном развитии Северного Кавказа, Бурные процессы религиозного возрождения не только резко увеличили роль исламской традиции в регионе, но и обусловили мощные' интеграционные тенденции в культурно-идеологической сфере. Интеграционная сила исламской религии схоль велика, что вполне уместно использовать такое понятие, как «кавказская культура». Разумеется,
этнические культуры народов Кавказа отличаются друг от друга, однако эти различия не столь велики, чтобы нельзя было представить эти культуры в качестве единого не только культурного, но и цивилизационного ареала. Кавказская культура выступает на сегодняшний день как часть общероссийской культуры, но как часть мало интегрированная, по сути своей неорганическая, поскольку ее фундамент построен на синтезе традиционализма и ислама.
В параграфе делается вывод о том, что в настоящее время северокавказский регион все более отчетливо становится ареалом культурно-цивилизационного разлома и частью глобального межцивилизационного конфликта, в основе которого лежат фундаментальные противоречия между современностью и традиционностью, секулярной и религиозной парадигмами жизнедеятельности. В условиях цивилизационного кризиса России на Северном Кавказе происходит ренессанс традиционных норм жизнедеятельности, несколько поколебленных советской модернизацией, но отнюдь не утративших своей значимости. Этот ренессанс окрашен в тона исламской культурной специфики, значение которой для многих республик Северного Кавказа возрастает с каждым годом. «Российский» культурно-цивилнзационный фактор под натиском религиозно детерминированного традиционализма явно отступает на второй план.
В третьем параграфе «Конфессиональный фактор в эволюции социально-политической напряженности на Северном Кавказе» отмечено, что Северный Кавказ является наиболее проблемным регионом Российской Федерации с точки зрешм этнополитической напряженности, экстремистской и террористической активности. В результате мощных, почти не контролируемых процессов этнорелигиозного ренессанса актуализировались такие деструктивные явления, как радикальный этнический национализм и экстремизм в религиозной сфере, которые дестабилизируют ситуацию на Северном Кавказе в течение последних двух десятилетий, не позволяют в полной мере реализоваться позитивным тенденциям в развитии региона. Вместо решительного модернизационного прорыва в действительной жизни региона все отчетливее проявляется то, что лучше всего назвать системным кризисом.
В параграфе отмечается, что процесс религиозного возрождения не оказал существенного влияния на модернизированные части Российской Федерации, а в традиционалистских регионах, в частности, на Северном Кавказе оно стало важнейшим фактором развития многих процессов, не все из которых способствуют решению многочисленных проблем региона. Религиозная пропаганда, направленная в первую очередь на молодежь, вместе с приобщением их к основам веры, к исламской культуре, нравственности, одновременно формировала косный догматический тип мышления, авторитарно-консервативные, традиционалистские стратегии социального поведения. Подобные установки сознания во многом предопределяют демодернизационные тенденции п развитии
северокавказского региона, становятся шлагбаумом на путл реальных социально-политических преобразований.
Религиозное возрождение повлияло на рост и последующую радикализацию этноконфессиональной идентичности, что способствовало обострению ситуации в северокавказском регионе. Сегодня этноконфессиональная идентичность становится основой самоопределения и поведения как отдельных субъектов, так и целых социальных групп. Резкое увеличение значимости религиозной идентичности способствовало тому, что религия активно стала использоваться экстремистско-террористическим подпольем Северного Кавказа в качестве инструмента в политической и идеологической борьбе.
В параграфе делается вывод о том, что в результате неконтролируемых процессов религиозного возрождения часть населения северокавказских республик стала чрезвычайно восприимчивой к религиозным идеям, нередко трактуемым в радикалистском духе. В результате этого сформировались благоприятные условия для развития в северокавказском регионе радикального исламского подполья. В этих условиях одним из реальных инструментов противодействия аксиологической агрессии со стороны религиозного экстремизма и религиозно-политического терроризма может стать разработка и реализация масштабной культурно-идеологической стратегии, главной целью которой будет интеграция северокавкаэского региона в общероссийское социокультурное пространство.
Во второй главе «Культурно-идеологическне предпосылки роста напряженности в северокавказском регионе» определяется идеологическая сущность террористического подполья на Северном Кавказе, выявляются причины неудачи модернизационного проекта в регионе, обосновывается необходимость формирования общероссийской цивилизационной идентичности как наиболее реальной возможности стабилизации полиэтничного северокавказского общества.
В первом параграфе «Идеология радикального ислама как фактор дестабилизации ситуации на Северном Кавказе» отмечается, что процессы религиозного возрождения резко увеличили роль и значение религии для развития северокавказского общества. Религиозно детерминированные идеологемы, порождаемые в рамках традиционного ислама или исламского радикализма, пользуются весьма большим спросом у населения северокавказских республик, особенно восточных. В этой связи существенное значение для понимания процессов, происходящих на Северном Кавказе, имеет изучение идеологической сущности северокавказского террористического подполья, которое выступает на сегодняшний день важнейшим дестабилизирующим фактором Не только внутри региона, но и в масштабах всей Российской Федерации.
Формирование террористического подполья в северокавказском регионе напрямую связано, во-первых, с сепаратистским движением 90-х гг. прошлого века, а во-вторых, с процессом религиозного возрождения, начавшимся еще в последние годы существования Советского Союза и резко
интенсифицировавшимся после его распада. Соединение идеи сепаратизма с радикализированными формами ислама и обусловило появление террористического подполья на территории Северного Кавказа. Результат подобного соединения без труда можно разглядеть в такой амбициозной самоинституционализации подполья, как «Имарат Кавказ», который, вследствие «информационного джихада» в Интернете, приобрел существенную популярность и воспринимается определенной частью российского общества как некая новая реальность.
Сущность идеологии северокавказского салафизма, а значит, и террористического подполья заключается в священной и императивной для каждого истинного мусульманина «войне за ислам», «во имя ислама», «во имя Аллаха». Высшая санкция на эту борьбу, которая будто бы дана самим Аллахом, оправдывает в глазах фанатиков любые действия, любые даже самые жестокие и бессмысленные террористические акты. Иррационализация «всемирной борьбы за ислам» приводит и к иррационализации терроризма, который превращается в самоцель, в чистое насилие, в способ обретения вечного блаженства. Психология терроризма и конкретного террориста основывается в этом смысле на традиционном наборе религиозный символов, таких, например, как грех и рай.
Деятельность террористов, которую некоторые жители северокавказских республик склонны героизировать, представляет собой весьма опасный пример для подражания. Лидеры боевиков, обращающиеся к массам с проникновенными проповедями, могут стать кумирами для молодежи. Наличие мощной идеологической базы, отвечающей как религиозному, так и социальному самочувствию определенных групп населения, становится очень опасной возможностью для формирования новых коллективных идентичностей, фундированных на идеалах «глобального джихада» и реализации универсального исламистского проекта.
В параграфе делается вывод о том, что на Северном Кавказе подобные настроения будут расти до тех пор, пока идеологии салафизма, расцветшей в условиях практически полного отсутствия идеологических альтернатив, не будет противопоставлена столь же мощная и столь же привлекательная для населения идеологическая доктрина. Не следует забывать, что для человека традиционалистского типа идеальные детерминанты жизнедеятельности важны в гораздо большей степени, чем сугубо материально-экономическая мотивация. Социально-экономическое развитие региона необходимо, но еще более необходимо формирование той ценностно-идеологической базы, которая сможет обеспечить реальную интеграцию Северного Кавказа в социокультурное пространство России.
Во втором параграфе «Культурно-идеологические противоречия на Северном Кавказе в контексте модерпизационного проекта России» отмечается, что Северный Кавказ в силу определенных исторических, социально-политических и культурных обстоятельств • представляет собой наиболее традиционалистский регион в. составе Российской Федерации.
Традиционность региона становится все более очевидной в контексте мировых процессов глобализации и тех масштабных модернизационных задач, которые ставит сегодня перед собой Россия. Многие коренные проблемы Северного Кавказа - этноклановость, низкий уровень развития промышленного производства, стратегическая ставка на вливания из федерального бюджета - во многом обусловлены преобладанием традиционалистских практик в регионе. Если большинство российских регионов, пусть и не без осложнений, но постепенно интегрируются в новую модернизационную модель развития, то Северный Кавказ идет скорее по пути демодернизации.
Понимание ключевых проблем Северною Кавказа, причин хронической неудачи модернизационного развития данного региона невозможно без учета общих тенденций и противоречий эволюции современного глобализирующегося мира. Знаковой тенденцией эпохи стало противоречие между современным и традиционным, секулярным и религиозным. Существенные черты этого противоречия характерны и для Северного Кавказа. Если большинство регионов Российской Федерации ориентируются на принципы модернизационного развития, укрепляют светские основы социального бытия, то в северокавказском регионе ситуация во многом обратная: традиционализм только укрепляет свои позиции, а значение религиозного компонента социокультурной жизни возрастает с каждым годом.
Стратегическая ставка на традиционализм и, как следствие, отсутствие реальной модернизации создают благоприятные мировоззренческие и ментальные условия для распространения идеологии салафизма, фактически консервируют такие архаичные формы организации политической жизни, как клановая система. В итоге все больше проявляет себя асимметрия в культурно-цивилизационном развитии Северного Кавказа и остальной России, что делает задачу по интеграции региона в общероссийское социокультурное пространство практически нерешаемой.
В третьем параграфе «Пути социокультурной стабилизации северокавказского общества» отмечается, что в современных условиях наряду с укреплением гражданской идентичности необходимо также проводить целенаправленную деятельность по формированию цивилизационной идентичности как в России в целом, так и на Северном Кавказе в частности. Кризис политики и идеологии мультикультурализма в целом ряде европейских стран заставил ведущих российских политиков искать новые возможности неконфликтного построения этноконфессиональных отношений с целью обретения национального единства страны. В частности, в статье В. Путина «Россия: национальный вопрос» фактически ставится стратегическая задача по формированию общероссийской цивилизационной идентичности.
Постановка проблемы российской цивилизации как основания и субъекта российской государственности является значительным шагом вперед, концепт российской цивилизации может стать программным на
несколько десятилетий. Российская цивилизация представляет собой модель организации социокультурного пространства, в котором в органическое целое соединяются достаточно разнородные социокультурные элементы. По своей структуре она во многом напоминает «советский народ» - один из самых успешных социальных проектов XX века. Именно этот факт позволяет рассматривать формирование российской цивилизации как вполне реалистическую задачу. Российская цивилизация является интегративным проектом, который с технологической точки зрения представляет собой проект формирования новой цивилизационной идентичности, в рамках которой произойдет существенное усиление значимости общих черт в культуре, истории, современной жизни народов, населяющих страну. Идентичность, т.е. тождественность возникает из чувства общности, а не различий. Дальнейшее акцентирование различий, включая идею толерантности, препятствует формированию интегрирующей идентичности.
В параграфе делается вывод о том, что сложившуюся на Северном Кавказе непростую ситуацию, возможно, переломить путем перехода от политики толерантности и мультикультурализма к стратегии интеграции. Стратегия интеграции заключается в формировании единого социокультурного пространства России и Северного Кавказа, когда дезинтегрирующие факторы неизбежно должны утратить свою деструктивную силу, стать периферийными. Важно отметить, что реализация интеграционной стратегии не будет означать устранение специфических черт отдельных культур, растворение их в «плавильном котле» унифицирующего социокультурного пространства. Данные различия сохранят свое значение, однако в рамках стратегии интеграции они не будут восприниматься в качестве высшей ценности, не будут иметь приоритета над консолидирующими принципами общероссийского социокультурного пространства, поскольку стратегия интеграции фундируется на формировании социокультурной (цивилизационной) идентичности, того вида идентичности, который только и способен обеспечить национальное единство Российской Федерации, сделать эффективной культурную стратегию России на Северном Кавказе.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются существенные теоретические выводы, даются практические рекомендации и обозначаются наиболее перспективные направления дальнейшего изучения проблем диссертационного исследования.
В диссертации проведен социально-философский анализ социокультурных предпосылок социально-политической напряженности в северокавказском полиэтничном регионе. Подобный анализ был направлен на исследование имманентных оснований конфликтогенной социокультурной эволюции региона, а также на включение в дискурс общероссийского и мирового контекстов, вводящих исследование в контекст ключевых тенденций эволюции современного мира.
Проблема социокультурных предпосылок социально-политической напряженности в северокавказском регионе является весьма широкой и
многогранной. В результате этого не представляется возможным в рамках одного исследования рассмотреть весь ее содержательный потенциал. Современное мировое развитие постоянно вносит новые контексты, которые не могут быть учтены в рамках одной работы. Процессы, изученные и проанализированные в данной диссертационной работе, это процессы текущие, становящиеся и определить их конечный исход на данный момент не представляется возможным. Исходя из этого, почти все проблемы, изученные в данной диссертации, нуждаются в последующем изучении. Их изучение должно быть продолжено в рамках социальной философии и философии истории, так как социокультурные и цивилизационные детерминанты будущего развития России и Северного Кавказа будут определены не только российской локальной цивилизационной системой, но и теми основополагающими тенденциями, которые образуют целостность всего мирового исторического процесса.
III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1.Лукиенко, А. И. Культурно-идеологические аспекты роста напряженности в Северокавказском регионе/ А. И. Лукиенко // Научная мысль Кавказа. - 2011. - № 4. - С. 99 - 105. - 0,4 п.л.
2. Лукиенко, А. И. Северный Кавказ как ареал культурно-цивилизационных взаимодействий и разломов / А. И. Лукиенко, Б.В. Аксюмов // Вестник Ставропольского государственного университета. -
2012.-№ 80 (З).-С. 37-42.-0,3 п.л.
3. Лукиенко, А. И. Влияние религиозного возрождения на эволюцию социально-политической напряженности в северокавказском регионе / А.И. Лукиенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, -
2013,- № 3 (36). - С. 150 - 153. - 0,2 п.л.
Статьи и публикации в прочих изданиях:
4. Лавриненко, Д. А. Религиозное возрождение и терроризм на Северном Кавказе / Д. А. Лавриненко, А. И. Лукиенко // Этнические проблемы современности. - 2011. - № 16. - . 78-97,- 1,2 п.л.
5. Лукиенко, А. И. Влияние глобализации на социально-политическую напряженность в Северокавказском регионе /А. И. Лукиенко// Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов. Выпуск XX. Ч. 2 - Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2011. - с. 4042,- 0,2 п.л.
6. Лукиенко, А. И. Идеологические основания межэтнической напряженности на Северном Кавказе / А. И. Лукиенко II Формирование Российской идентичности и патриотизма как консолидирующей основы полиэтничного социума: сборник научных работ. - Ростов н/Д. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - с.52-56 - 0,3 п.л.
7. Лукиенко, А. И. Радикализация религиозной идентичности как ключевой фактор в эволюции социально-политической напряженности в Северо-Кавказском регионе / А. И. Лукиенко / Формирование Российской идентичности и патриотизма как консолидирующей основы полиэтничного социума: сборник научных работ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - с.62-67,-0,3 п.л.
8. Лукиенко, А. И. Религиозный фактор социально-политической напряженности на Северном Кавказе / А. И. Лукиенко / Философия в современном мире: диалог мировоззрений: материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород 27 - 30 июня 2012): в 3 т. - Т 2. - Н. Новгород: Изд. Нижегородского госуниверситета, 2012. - с. 406 - 0,1 п.л.
9. Лукиенко, А. И. Конфессиональный фактор в эволюции социально-политической напряженности на Северном Кавказе / А. И. Лукиенко / VIII Ежегодная научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН: материалы докладов (Ростов н/Д, 11-26 апреля 2012). - г. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. - с. 407408 - 0,2 п.л.
10. Лукиенко, А. И. Северный Кавказ как зона межцивилизационных противоречий / А. И. Лукиенко / Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМО1ЮСОВ-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2012. - 0,3 п.л.
11 Лукиенко, А. И. Религиозное возрождение на Северном Кавказе: проблемы и перспективы противодействия аксиологической агрессин / А. И. Лукиенко / Россия в глобальном мире: Институты и стратегии политического взаимодействия: материалы VI Всероссийского кошресс политологов (Москва, 22- 24 ноября 2012) - М.: Российская ассоциация политической науки, 2012.-с. 295-296.-0,2 п.л.
12. Лукиенко, А. И. Культурно-идеологические аспекты роста напряженности в Северо-Кавказском регионе / А. И. Лукиенко / Россия и мусульманский мир. - 2012.-№ 9. - с. 35-43. - 0,5 п.л.
Подписано в печать 19.05.2014. Формат 60x84 1/16 Гарнитура
Times New Roman Бумага офсетная. Усл. печ.л. 1,5 Тираж 100 экз. Заказ № 348
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет»
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинала-макета в ООО «Ветеран»
Текст диссертации на тему "Социокультурные предпосылки роста напряженности в полиэтничном регионе (на примере Северного Кавказа)"
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04261460076
ЛУКИЕНКО АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОСТА НАПРЯЖЕННОСТИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)
09.00.11 - Социальная философия.
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук, доцент Б.В. Аксюмов
I
' Ставрополь - 2 014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА...............................................................................15
1.1. Современные подходы к исследованию социокультурных и мировоззренческих оснований социально-политической напряженности.....15
1.2. Северный Кавказ как ареал культурно-цивилизационных взаимодействий и разломов..............................................................................................................35
1.3. Конфессиональный фактор в эволюции социально-политической
напряженности на Северном Кавказе.................................................................56
ГЛАВА II. КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОСТА НАПРЯЖЕННОСТИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ...............77
2.1. Идеология радикального ислама как фактор дестабилизации ситуации на Северном Кавказе..................................................................................................77
2.2. Социокультурные противоречия на Северном Кавказе в контексте модернизационного проекта России....................................................................94
2.3. Пути социокультурной стабилизации северокавказского общества.......115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................143
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Постсоветский период развития России характеризуется сложностями переходного этапа, накладывающими свой заметный отпечаток на процесс социокультурных трансформаций. Демонтаж старых форм социальной жизни сопровождается незрелостью, а порой и эмбриональностью новых. Взамен разрушенной коммунистической идеологии, владевшей менталитетом населения на протяжении нескольких десятилетий, на сегодняшний день пока не сформировалась общенациональная идеология новой России. Как следствие, неоднократно за последние два десятилетия высказанный тезис о глубинном социокультурном кризисе современной России остается актуальным.
Данный кризис непосредственным образом отражается на особенностях развития различных регионов Российской Федерации. В первую очередь речь идет о Северном Кавказе - регионе, который на сегодняшний день является наиболее конфликтогенными проблемным регионом России. В условиях резкого понижения качества государственного администрирования со стороны федерального центра, произошедшего в 90-е гг. прошлого столетия, в северокавказском регионе возобладали тенденции дезинтеграции. Во-первых, практически полностью оказались аннигилированы результаты советской модернизации Северного Кавказа, во-вторых, на авансцену социокультурной эволюции вышел аутентичный традиционализм региона, наконец, в-третьих, в полной мере проявил себя процесс этноконфессионального возрождения, который на Северном Кавказе имел и имеет более значительное проявление, нежели в других, особенно «русских», регионах Российской Федерации. Во многом, вследствие данных процессов социально-политическая ситуация в регионе значительно обострилась, что существенно актуализирует задачу исследования социокультурных предпосылок роста напряженности на Северном Кавказе.
Акцент именно на социокультурном измерении конфликтогенной трансформации северокавказского региона связан в первую очередь с тем, что социокультурные причины напряженности имеют собственную специфическую природу, не сводимую к экономическому детерминизму, более того, часто именно неэкономические факторы дают больший объяснительный материал, чем сухая экономическая статистика. Также важное значение при определении акцентов исследования имело то обстоятельство, что, если работ, в которых социально-политическая напряженность в северокавказском регионе изучается посредством анализа социально-экономической ситуации, достаточно много, то социокультурные предпосылки конфликтогенности Северного Кавказа изучены пока недостаточно.
Таким образом, исследование социокультурных предпосылок роста напряженности в северокавказском регионе имеет выраженную научно-теоретическую актуальность, а также социально-практическую значимость.
Степень научной разработанности проблемы. Последние два десятилетия характеризуются усилением интереса ученых к исследованию природы и специфики социокультурной напряженности в современном мире. Особенно этот интерес усилился после публикаций С. Хантингтона1, в которых была обоснована культурно-мировоззренческая обусловленность современных конфликтных процессов.
При активном использовании концептуальных схем С. Хантингтона
ученые все чаще стали обращаться к тематике культурно-цивилизационной
специфики России и Северного Кавказа. Так, А. Лубский выделяет две
интерпретации процессов, происходящих сегодня на Северном Кавказе:
^ 2
«столкновения цивилизаций» и «возрождения цивилизаций» . По мнению В. Черноуса, северокавказский регион в своем культурно-цивилизационном развитии все больше приобретает восточные черты. Население
'Хантингтон С.Ф. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-49.
2Лубский A.B. Северный Кавказ - периферия российской цивилизации // Научная мысль
Кавказа. 2000. № 2. С.29-41.
северокавказских республик все в более выраженной степени характеризуется исламизированной ментальностью, что означает постепенный дрейф восточных республик Северного Кавказа в сторону исламской цивилизации 1 . На культурно-цивилизационный характер современных противоречий в северокавказском регионе указывают также В. Авксентьев и Б. Аксюмов2.
В одном парадигмальном поле с концепцией «конфликта цивилизаций» располагается концепция «конфликтов идентичностей». Методологическим основанием анализа конфликтов идентичностей служит проведение четкой дифференциации между «реалистическими» и «нереалистическими» конфликтами (Л. Козер), «рациональными» и «нерациональными» конфликтами (Т. Шеллинг), «деструктивным поведением» и «конфликтным поведением» (Й. Галтунг, Т. Гарр). Д. Хоровиц, исследуя специфику и типы конфликтов идентичностей в современном глобализирующемся мире, отмечает, что в условиях становления полицентричности мирового целого межкультурные конфликты перестают быть биполярными, как это было в эпоху «холодной войны», а выступают как мультиполярные. На уровне смысловых значений базовых фундаментальных ценностей и принципов различных культурно-цивилизационных систем конфликты идентичностей выступают в качестве «конфликтов интерпретаций», которые возникают между альтернативными объяснительными моделями, конкурирующими в современной глобальной культуре (П. Рикер).
Важным аспектом исследования напряженности на Северном Кавказе является культурно-идеологический фактор. К его проявлениям, прежде всего, следует отнести феномен религиозного возрождения. Проблемы возрождения ислама в северокавказском регионе в постсоветский период нашли отражение в монографиях и статьях таких ученых, как
1 Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. С. 154-167.
2 Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Портфель идентичностей молодежи Юга России в условиях цивилизационного выбора// Социологические исследования. 2010. № 12. С. 18-27.
5
В. Бобровников1, И. Добаев2, А. Игнатенко3 и др. В работах данных авторов показано неоднозначное и противоречивое влияние религии на различные сферы жизни населения республик Северного Кавказа.
Проблема социально-политической напряженности в северокавказском регионе тесно связана с изучением идеологической сущности северокавказского террористического подполья, которое выступает на сегодняшний день важнейшим дестабилизирующим фактором не только внутри региона, но и в масштабах всей Российской Федерации. В публикациях А. Игнатенко, А. Малашенко4, С. Маркедонова5, Р. Силантьева, К. Ханбабаева6 и др. анализируются идеологические основы экстремистского движения в регионе, глубинные причины, способствующие появлению террористического подполья, распространению его влияния на некоторую часть населения северокавказских республик.
Исследование социально-политической ситуации на Северном Кавказе невозможно без учета проблем модернизационного развития данного региона. Большое внимание этому вопросу уделили в своих работах
7 8 9 1
А. Аксененок , К.Гаджиев , Б.Ерасов , В.Наумкин и др.
1 Бобровников В.О. «Исламское возрождение» в Дагестане: двадцать лет спустя // Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований. 2007. № 2 (50) С. 161-172.
2Добаев И.П., Мурклинская Г.А., Сухов A.B., Ханбабаев K.M. Радикализация исламских движений в Центральной Азии и на Северном Кавказе. - Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010.-230 с.
Игнатенко A.A. Эндогенный радикализм в исламе // Ислам и политика. - М: Институт религии и политики, 2004. - 256 с.
Малашенко A.B. И все-таки они сталкиваются // Россия и мусульманский мир. 2008. №3. С. 150-164.
5Маркедонов С.М. Северный Кавказ: модернизационные перспективы беспокойного региона // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2011. №1 (75). С. 62-69.
6 Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007. - 583 с.
Аксененок А.Г. Принуждение к демократии: есть ли пределы? // Россия в глобальной политике. 2004. №3. С. 98-112.
8 Гаджиев К.С. Национализм и ислам на Кавказе: идеологическое измерение И Россия и мусульманский мир. 2011. №2. С. 59-71.
9 Ерасов Б.С. Цивилизации: универсальность и самобытность. - М.: Наука, 2002. С. 386402.
Существенное освещение в научной литературе получил региональный аспект формирования гражданской и цивилизационной идентичности народов северокавказского региона. В изучении данной проблемы следует выделить работы С. Ивановой2, Г. Матишова3, М. Попова4, А. Шадже\ Проблемам межкультурной коммуникации в пространстве полиэтничного региона пристальное внимание уделяют Л. В олова и В. Черникова6.
Таким образом, несмотря на широкую степень изученности аспектов, способствующих росту социально-политической напряженности на Северном Кавказе, данная тема продолжает оставаться актуальной и нуждается в дополнительном изучении. Данное диссертационное исследование, содержащее как теоретические обобщения, так и практические выводы, касающиеся актуальных проблем социокультурного развития северокавказского региона, является попыткой расширить и углубить имеющиеся в современной науке представления о культурно-цивилизационных детерминантах эволюции современного Северного Кавказа.
Объект исследования — социокультурные процессы в регионе повышенной конфликтности.
Предмет исследования - социокультурные детерминанты роста напряженности в полиэтничном северокавказском регионе.
Цель исследования - выявление социокультурных предпосылок роста напряженности в северокавказском регионе.
'Наумкин В.В. Ислам как коллективный игрок? // Международные процессы. 2006. Том 4. №1(10). С. 41-54.
2 Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320 с.
3Матишов Г.Г., Авксентьев В.А., Батиев Л.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. ТЛИ. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 265 с.
4 Попов М.Е. Конфликты идентичностей в посттрадиционной России: общероссийский и региональный аспекты. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - 312с.
См., например: Шадже А.Ю. Политика укрепления российской идентичности на Северном Кавказе // Власть. 2013. №8. С. 101-106.
6 Волова Л.А.,Черникова В.Е. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. - Пятигорск, 2005. - 166 с.
7
Достижение цели требует решения следующих задач:
- проанализировать основные современные подходы к исследованию социокультурных оснований социально-политической напряженности;
- определить культурно-цивилизационные тренды северокавказского региона в начале XXI века;
- исследовать значение конфессионального фактора в эволюции социально-политической напряженности на Северном Кавказе;
- исследовать идеологическую сущность радикального ислама как идейной основы северокавказского террористического подполья;
- проанализировать перспективы модернизационного развития Северного Кавказа;
- определить пути стабилизации поликультурного северокавказского общества.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Основополагающим для диссертации выступает диалектический метод изучения действительности, использование которого дает возможность наиболее адекватно осмыслить ключевые проблемы и важнейшие тренды развития поликультурного северокавказского региона. Диалектическая амбивалентность (секулярное - религиозное; современное - традиционное) социокультурной реальности Северного Кавказа и в целом Российской Федерации рассматривается в диссертации в качестве основной движущей силы социальных трансформаций и ключевой причины роста социально-политической напряженности.
Фундаментальным методологическим основанием работы выступают
основные идеи цивилизационного подхода. В частности, в диссертации
используется ключевой методологический постулат цивилизационного
подхода, связанный с утверждением приоритета духовной детерминации
социально-политических процессов над экономической. Данная
методологическая установка позволяет понимать социокультурные
предпосылки роста напряженности в современном мире вообще и на
8
Северном Кавказе в частности в качестве не просто одного из факторов, а именно как ключевой, основополагающий фактор.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- обоснован вывод о том, что магистральные культурно-цивилизационные тренды современного северокавказского региона связаны, во-первых, с постсоветской реставрацией традиционализма и, во-вторых, с ориентацией на исламские культурные и религиозные ценности;
- выявлена неоднозначная роль религиозного возрождения на Северном Кавказе - с одной стороны, оно способствовало ренессансу традиционных для региона форм духовной жизни, росту духовной культуры, однако с другой стороны, именно волна религиозного возрождения спровоцировала интерес части населения северокавказских республик к радикальным движениям внутри ислама, в частности к неоваххабизму (салафизму);
- сделан вывод о том, что идеология террористического подполья на Северном Кавказе конструирует образ региона, как части всемирного исламского халифата, призванного вести борьбу не за независимость от России, а за тотальную победу радикальной исламистской социокультурной парадигмы;
- обосновано, что неэффективность модернизационного развития Северного Кавказа обусловлена постсоветскими культурно-цивилизационными трендами региона в сторону аутентичного традиционализма и религиозной модели организации социокультурного бытия;
- доказано, что оптимальный путь стабилизации поликультурного северокавказского общества связан с формированием цивилизационной идентичности, как единственной возможности реальной интеграции региона в российское социокультурное пространство.
С учетом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные положения:
1. В настоящее время социально-политическая напряженность на Северном Кавказе обусловлена в первую очередь наличием в ментальной и социокультурной структуре региона фундаментального противоречия между современностью и традиционностью, секулярной и религиозной моделями жизнедеятельности. В условиях затянувшегося цивилизационного кризиса России, которая на данный момент не в состоянии предложить Северному Кавказу реальную культурно-идеологическую альтернативу, регион стремительно движется в сторону ренессанса аутентичных традиционных норм жизнедеятельности и исламской культурно-религиозной парадигмы.
2. Неконтролируемые процессы религиозного возрождения обусловили ситуацию, когда религиозное содержание жизни стало определяющим фактором социокультурного развития северокавказского региона. Религиозно детерминированные идеологемы, порождаемые в рамках традиционного ислама или исламского радикализма, пользуются относительно большим спросом у населения северокавказских республик. Религиозное возрождение повлияло на рост и последующую ра