автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Этнополитические процессы на Северном Кавказе в постсоветский период

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Воробьев, Сергей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Этнополитические процессы на Северном Кавказе в постсоветский период'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Воробьев, Сергей Михайлович

2

Глава I. Источники и движущие силы этнополитических процессов на Северном Кавказе.

1. Этнополитические процессы в России и на Северном Кавказе: общее и особенное в их развитии.

2. Основные противоречия в этнополитических отношениях на Северном Кавказе.

3. Этнические и социально-политические компоненты в социуме Северного Кавказа и их влияние на этнополитические процессы.

Глава II. Состояние и тенденции развития этнополитических процессов на Северном Кавказе.

1. Диалектика центростремительных и центробежных сил в развитии этнополитических процессов на Северном Кавказе.

2. Основные предпосылки" и причины этнополитической напряженности на Северном Кавказе и перспективы ее снижения.

3. Этнополитические процессы на Ставрополье в оценках и представлениях массового сознания.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по политологии, Воробьев, Сергей Михайлович

Актуальность темы исследования. Современный мир характеризуется неоднозначностью как мировых, так и региональных политических процессов, различием, а порой и противоположностью тенденций и векторов развития. С одной стороны, мир характеризуется глобализацией мировых явлений, взаимозависимостью и взаимообусловленностью развития, с другой - повсеместным усилением сепаратизма, стремлением к обособлению, сохранению и обретению государственной независимости, этнической замкнутости, что порождает череду войн и конфликтов.

Сложность и неоднозначность современного мирового развития в полной мере проявляется на Северном Кавказе: это, с одной стороны, стремление не выпасть из русла мировых цивилизационных процессов, связанных с глобализацией современного мира, унификацией этнополитического и социального развития, взаимодополнением и взаимообогащением этнических культур и, одновременно, это проявления диссимиляции, религиозной и этнической нетерпимости, замкнутости, отстаивание самобытности этнического развития, иногда принимающей характер автаркии.

Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что современные этнополитические процессы на Северном Кавказе имеют глубинный характер, их причины и корни заложены в сложной и неоднозначной истории региона. Здесь тесно переплелись колонизационные явления и освободительная борьба, миграционные процессы и переход территорий от одного этноса к другому, дружба и добрососедство и этническая рознь, - все это не может не проявиться в ходе современного развития Северного Кавказа. Серьезный отпечаток и дополнительную остроту этнополитическим процессам на Северном Кавказе придал системный кризис в современной России, и вместе со всей Россией полосу этого кризиса проходит и Северный

Кавказ. Но, наряду с общими чертами, характерными для всей России, этнополитические процессы на Северном Кавказе имеют и особенности в развитии, что существенно обостряет и без того непростую этнополитическую ситуацию.

Переходный характер современного развития России характеризуется постепенным изживанием прежнего социалистического уклада социально-экономической жизни многих народов. Переход к либеральным демократическим реформам сопровождается разрушением старых норм и ценностей, дезориентацией личности, что ставит ее перед необходимостью выбора новых ориентиров, важных для создания собственного этнополитического бытия.

Важной особенностью этнополитических процессов на Северном Кавказе является их предельная острота и высокая степень конфликтности. Высокий потенциал этнополитической напряженности Северного Кавказа обуславливается не только сложностью этнической истории и этнической структуры регпсиа, но и его исключительной геополитической значимостью. Другой особенностью этих процессов является то, что определяющей доминантой политической жизни является ее этнополитическая составляющая, которая влияет на характер и тенденции всех других политических процессов на Северном Кавказе.

Все это объективно предполагает необходимость того, чтобы этнополитические процессы на Северном Кавказе были не только предметом пристального изучения, но и постоянным объектом социального управления. Большую роль в решении этих задач играет анализ влияния конструктивных и деструктивных факторов на трансформацию этнополитических процессов на Северном Кавказе, выделение общего и особенного в этнополитических процессах России и Северного Кавказа. Практически и теоретически актуально определение основных противоречий в этнополитических отношениях и взаимосвязи мирных и немирных форм и способов их урегулирования и решения, а также исследование этнической и социальнополитической компоненты в социуме Северного Кавказа и их влияния на этнополитические процессы. Важным является рассмотрение основных факторов, детерминирующих этнополитические процессы на Северном Кавказе, и диалектика центростремительных и центробежных сил в их развитии, а также определение основных путей снижения межэтнической напряженности.

Необходимость исследования этнополитических процессов обуславливается также и трудными и противоречивыми процессами реформации российского общества, сложностью государственного управления этнополитическими процессами, отсутствием конкретности и однозначности государственной политики в этой области, постоянным запаздыванием решений и мер российского государства и региональных властей по разрешению противоречий в этнополитических отношениях на Северном Кавказе. Это подтверждает < недостаточную разработку теоретических и методологических оснований рассмотрения этнополитических процессов на Северном Кавказе.

Таким образом, исследование этнополитических процессов на Северном Кавказе, рассмотрение их сущностных и содержательных аспектов, источников и движущих сил, а также состояние и тенденции развития в контексте происходящих событий в современной России и на Северном Кавказе является насущным и необходимым как в научном плане, так и для социальной практики.

Степень научной разработанности проблемы. Этнополитические процессы являются предметом изучения различных наук - политологии, социологии, истории, философии, этнической конфликтологии. В истории мировой научной мысли давние традиции имеет анализ взаимодействия этничности и политики: это, в первую очередь, труды Д. Дидро, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, Г. Гегеля, И. Фихте (1). Этнополитические проблемы исследовали М. Вебер, Э. Дюркгейм, позднее - американский социолог К. Дейч и испанский философ X. Ортега-и-Гассет (2). Автор диссертации обращается в своем исследовании к богатой отечественной философской традиции осмысления этнического и политического бытия, имеющей большое методологическое значение. Это труды H.A. Бердяева,

A.И. Герцена, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, В.О. Ключевского, Н.О. Лосского, С.Ф. Платонова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Н.С. Трубецкого, П.Я. Чаадаева (3).

Этой проблеме посвящено большое количество исследований, связанных с национальным вопросом и имевших, в сущности, этнополитический характер. Среди их авторов - видные теоретики социал-демократии О. Бауэр, Г.В. Плеханов, К. Каутский, В.И. Ленин, вожди и идеологи национальных движений: Дж. Мадзини, М. Ганди, Ф. Фанон, Сунь Ятсен (4). Все это идейное богатство требует дальнейшего освоения и вписывается в контекст исследования современных этнополитических процессов.

Важнейшим источником теоретических и методологических идей является ставшие классическими, работы Э. Геллнера, А. Смита, П. Ван ден Берге, М. Паренти. Вызывают интерес и в полной мере применялись в исследовании современные зарубежные этнополитологические теории и концепции, такие как теория неравномерности протекания модернизации Э. Блэка, А. Дейга, концепция внутреннего колониализма М. Гектора, теория неравномерного развития различных регионов страны Т. Нейрна, теория политизации лидеров национального меньшинства Дж. Ротшильда, модель сообщественной демократии А. Лейпхарта и др. (5).

При исследовании этнополитических процессов широко использовался многоаспектный этнологический, социологический и конфликтологический материал, представленный в работах: Р.Г. Абдулатипова, A.B. Авксентьева,

B.А. Авксентьева, А.К. Аклаева, В.П. Алексеева, Ю.Д. Анчабадзе, С.А. Арутюнова, A.C. Ахиезера, Ю.В. Бромлея, С.И. Брука, В.Р. Галлямова, Л.Н. Гумилева, Г.С. Денисовой, A.B. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, A.B. Здравомыслова, В.Н. Иванова., В.В. Ильина, М.В. Крюкова, В.И. Козлова,

B.B. Коротеевой, П.И. Кушнер, JI.T. Левина, В.А. Лекторского, Г.И. Марченко, В.И. Межуева, C.B. Передерия, С.К. Рощина, Л.С.Рубан, М.В. Саввы, Е.И. Степанова, Ю.И. Семенова, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, H.H. Чебоксарова, Л.Л. Хоперской, В.М. Юрченко (6).

Для анализа современных тенденций в этнополитических процессах, а также их влияния на различные сферы жизни Северного Кавказа были использованы работы Р.Г. Абдурахимова, С.А. Абдокова, И.А. Агламова, Н.Г. Айдемирова, А.Б. Багдасаровой, В.М. Беджанова, B.C. Белозерова, Б.Д. Иванникова, В.И. Каширина, Э.Т. Майборода, М.Д. Напсо, В.Ш. Нахушева, О.С. Новиковой, В.В. Радиева, С.К. Рожина, Г.У. Солдатовой, К.Х. Унеева, В.В. Черноуса (7).

В широкой палитре научных трудов советских и российских ученых, на взгляд автора, преобладает либо глобальное видение проблемы, либо выделяются лишь локальные аспекты, не всегда просматривается региональный аспект как наиболее значимый с точки зрения автора; нередко за пределами исследования остается целостное видение содержательных аспектов этнополитических процессов. На наш взгляд, недостаточная целостность содержания делает исследования многих авторов; неполными, так, недостаточно исследованы этнополитическая действительность на Северном Кавказе как результат взаимодействия общего и особенного, и механизмы разрешения противоречий в этнополитических процессах.

Имеющиеся работы М.А. Аствацатуровой, И.О. Бабкина, Х.В. Дзуцева, Н.С. Капустина, C.B. Рязанцева, Е.В. Саввы, А. Ю. Хоца дают основу для сравнительного анализа различных аспектов этнополитической жизни региона, однако, на наш взгляд они выделяют преимущественно общесоциологические и специально-социологические аспекты. Наибольшую трудность в анализе этнополитических процессов на Северном Кавказе представляет поиск теоретико-концептуальной модели, с помощью которой необходимо анализировать фактические данные (8).

Таким образом, заявленная диссертантом тема исследования получила значительное рассмотрение в научной литературе. Однако ее сложность и многоаспектность, а также постоянная динамика этнополитической ситуации на Северном Кавказе требует ее дальнейшего изучения, при этом целесообразно остановиться на наименее исследованных аспектах проблемы: основных противоречиях в этнополитических отношениях на Северном Кавказе и путях их разрешения; этнических и социально-политических компонентах в социуме региона и их влиянии на этнополитические процессы; диалектике центростремительных и центробежных сил в развитии этнополитических процессов на Северном Кавказе; основных предпосылках и причинах этнополитической напряженности на Северном Кавказе и перспективах ее снижения.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются этнополитические процессы на Северном Кавказе в постсоветский период.

Предметом исследования являются источники и движущие силы этнополитических процессов на Северном Кавказе, а также состояние и тенденции развития этнополитических процессов в регионе в постсоветский период.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования -анализ содержания этнополитических процессов на Северном Кавказе в постсоветский период. В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:

- анализ отечественной и зарубежной научных традиций исследования этнополитических процессов в России и на Северном Кавказе;

- выявление тенденций взаимодействия этничности и политики, а также специфики политизации этнических процессов в развитии этнополитических отношений на Северном Кавказе;

- исследование источников и движущих сил этнополитических процессов на Северном Кавказе; рассмотрение взаимозависимости и взаимообусловленности этнической и социальной компоненты в социуме Северного Кавказа и их влияния на этнополитические процессы;

- изучение действия центробежных и центростремительных сил в развитии этнополитических процессов на Северном Кавказе;

- исследование динамики напряженности в этнополитических отношениях на Северном Кавказе в целом и Ставропольском крае в частности, а также путей ее снижения.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляет системный подход, дающий возможность целостного рассмотрения и прогнозирования этнополитических процессов на Северном Кавказе. Теоретическую основу исследования образуют: концепция неравномерности протекания модернизации Э. Блэка, А. Дейга, концепция внутреннего колониализма М. Гектора, теория неравномерного развития различных регионов страны Т. Нейрна, теория политизации лидеров национального меньшинства Дж. Ротшильда, модель сообщественной демократии А. Лейпхарта, и теоретические взгляды П. Ван ден Берге, М. Паренти, В.А. Тишкова, Л.Н. Дробижевой, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, Г.И. Марченко, В.И. Вдовина, Л.Л. Хоперской и других зарубежных и отечественных авторов. Анализ этнополитических изменений в условиях крайней нестабильности предполагает широкое использование синергетического подхода. Этнополитические процессы на Северном Кавказе исследуются на основе социологических и конфликтологических методов. Единый методологический подход, сопоставимость выборки инструментария исследования, используемых в ходе данных исследований в определенной мере обеспечили возможность получениея объективных данных о состоянии этнополитических отношений в Ставропольском крае.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- выявлена специфика этнополитических процессов на Северном Кавказе и показана их обусловленность этнополитическими процессами в России;

-определены тенденции взаимодействия этничности и политики, а также особенности политизации этнических процессов на Северном Кавказе;

- проведен системный анализ основных источников развития этнополитических отношений и движущих сил этнополитических процессов на Северном Кавказе и показано, что основным источником развития этнополитических отношений в регионе являются взаимодействие двух противоположных тенденций: изменение этнополитической действительности и сохранение ее в прежнем качестве;

- исследованы основные тенденции этнополитических процессов на Северном Кавказе, выявлены основные факторы детерминирующие их развитие, раскрыта взаимосвязь и взаимообусловленность центробежных и центростремительных сил в этнополитических процессах на Северном Кавказе;

- исследована динамика этнополитической напряженности на Северном Кавказе и определены основные причины, предпосылки и перспективы ее снижения;

- исследованы тенденции в развитие этнополитических процессов на Ставрополье, определены основные очаги этнополитической нестабильности и основные факторы, влияющие на их развитие.

Основные положения исследования, выносимые на защиту, можно резюмировать в следующих тезисах:

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнополитические процессы на Северном Кавказе в постсоветский период"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Этнополитические процессы стали объектом пристального внимания мировой науки с начала 70-х годов XX века в связи с развитием двух тенденций мирового развития. С одной стороны, это глобализация мировых процессов, взаимозависимость и взаимообусловленность мирового развития, с другой - повсеместное усиление сепаратизма, стремление к обособлению, сохранению и обретению государственной независимости, развитие процессов диссимиляции и этнической замкнутости. Политические процессы стали все больше охватывать сферу взаимодействия этничности и политики. Одним из мировых очагов всеобъемлющего влияния этнических общностей на политику, масштабного взаимодействия государства с этносами, резкого усиления политического содержания этнической действительности является Северный Кавказ.

Этнополитические процессы на Северном Кавказе имеют глубинный характер, их причины и корни заложены в сложной и неоднозначной истории региона. Здесь тесно переплелись колонизационные явления и национально-освободительная борьба, миграционные процессы и переход территории от одного этноса к другому, дружба и добрососедство и этническая неприязнь. Серьезное влияние и дополнительную остроту придал этнополитическим процессам на Северном Кавказе системный кризис современной России. Уничтожение прежнего уклада социально-экономической жизни, переход к новому сопровождался разрушением старых норм и ценностей и выбором новых ориентиров этнополитического бытия. Этнополитические процессы в регионе характеризуются высокой степенью конфликтности этнополитических отношений, а в целом Северный Кавказ является одним из наиболее сложных очагов этнополитической напряженности не только в России, но и в мире в целом. Все это объективно предполагает необходимость того, чтобы этнополитические процессы на Северном Кавказе стали объектом научных исследований и предметом пристального изучения не только российскими учеными, но и мировой научной мысли.

Личность, этнические группы, этносы на Северном Кавказе представляют собой не только субъекты этнополитического взаимодействия, но и являются объектом политического влияния. Наиболее мощным генератором этого влияния является государство, поэтому существенным является вопрос о этнической природе государства. Автор опирался на признание большинством ученых политического, государственности одним из оснований национального. При рассмотрении взаимосвязи этничности и государственности диссертант полагает, что этатистское понимание нации как совокупности граждан государства, на современном этапе развития России неприемлемо в то время как этническая трактовка наций отражает социальную реальность такой, какой она сформировалась в нашей стране.

Однако преобладающее этническое понимание нации таит в себе опасность гиперболизации этнического основания политического. Понимание под нацией огосударственного этноса порождает центробежные тенденции, несет в себе высокий потенциал конфликтности, выделяя «титульные» и «нетитульные» этносы, культивируя этнократию в структурах управления.

Этническое понимание нации косвенно закреплено в Конституции Российской Федерации и, таким образом, определяет российское государство как асимметричную федерацию, включающую в себя национально-территориальные и территориальные субъекты, а внутренняя неоднородность федерации, лишенная мощных общенациональных идей и структур в качестве одного из вариантов развития может иметь тенденцию к распаду. Поэтому, по мнению диссертанта возможно говорить о целесообразности постепенной трансформации в будущем этнического понимания нации в этатистское.

Крайне слабой стороной государственной политики России на Северном Кавказе был и остается недостаточный учет специфики этнополитических процессов на Северном Кавказе. Ни Кавказ в целом, ни Северный Кавказ не являются и никогда не были единым регионом. Здесь проживают народы различных этнокультурных типов, имеющих совершенно различные исторические и этнические корни. Естественные, экономические, культурные человеческие связи между соседствующими этносами не переросли и не могли перерасти в некое цивилизационное единство, вряд ли можно говорить о существовании единой кавказской цивилизации.

Нациогенез (в отдельных случаях этногенез) в регионе является не завершенным. Сложная иерархия национального, этнического, суперэтнического сознания и самосознания на Северном Кавказе не позволяют во многих случаях однозначно констатировать наличие той или иной этнической системы. Нациогенез в этом регионе в основном продукт советского периода и его продолжительность была недостаточной, чтобы эти процессы полностью завершились.

В настоящее время наблюдается процесс становления определенного геополитического единства региона. Мощным импульсом в этом процессе стало создание новой федеральной единицы - Южного федерального округа на территории юга России. Сегодня складывается этно-гео-политическая целостность связанных сходными жизненно важными проблемами административных и национально государственных образований на юге России, которые и дают возможность говорить о формирование такого региона как Северный Кавказ.

Северокавказский регионогенез может выступать в перспективе предпосылкой становления общих форм жизни, формирования единого цивилизационного пласта в регионе, объединяющего народы различных культурно-хозяйствующих типов. Все это могло бы послужить основой стабилизации этнополитических процессов на Северном Кавказе.

Как и другим регионам России со сложной полиэтничной структурой, Северному Кавказу свойственны противоречия в этнополитических отношениях. При анализе этих противоречий важно учитывать, что большинство из них унаследованы от предыдущих форм общественной жизни и государственного устройства. Развал Советского союза привел к обострению и разрешению ряда противоречий многоуровневой системы этнополитических отношений на Северном Кавказе и это связанно с рядом факторов.

Так, произошло кардинальное изменение этнической структуры и этнической стратификации общества. Многочисленное русское и русскоязычное население в большинстве республик Северного Кавказа приобрело де-факто статус национальных меньшинств. Принципиально изменилась и этнокультурная среда. В республиках Северного Кавказа расширяется сфера использования языков титульных этносов, одновременно сокращается использование русского языка. Знание официального языка является обязательным для занятия определенных должностей, что обостряет языковые проблемы. Продолжается расхождение двух культурных пластов -русского, православного и северокавказского, мусульманского, что приводит к отчетливым культурно-антропологическим различиям. Мусульманское население Северного Кавказа активно вовлекается в естественный для них восточный культурный пласт, включается в сферу влияния традиционных центров восточной культуры.

Важно отметить повышенную значимость этнической идентификации в самосознании северокавказских этносов по сравнению с другими типами социальной идентификации. Такая ситуация типична для регионов со сложной этнической структурой, но для Северного Кавказа она обретает большую актуальность, так как у многих северокавказских этносов процессы нациостроительства интенсивно протекали в советский период, а у некоторых еще не завершились.

Этноэкономическая стратификация, которая включает в себя распределение этнических групп в сфере материального производства и трудовой деятельности вообще, на Северном Кавказе имеет ярко выраженный характер, что существенно усиливает влияние экономического фактора на этнополитические отношения. Этноэкономическая стратификация общества основана на феномене этнического разделения труда, что характерно для полиэтничного народа Северного Кавказа.

В качестве основного предмета этнополитических отношений на Северном Кавказе можно с уверенностью обозначить национально-территориальное устройство региона. Основные объекты этнополитических отношений регионов - территория и ее статус, власть, земля, собственность. Среди наиболее сложных противоречий, определяющих климат этнополитических отношений на Северном Кавказе, необходимо выделить противоречия между централизмом и федерализмом, которые автор рассматривает как противоречие между силами самосохранения и силами самоизменения, или более узко - между центростремительными и центробежными тенденциями, а также как проявление более широкого противоречия между демократией и авторитаризмом. Второе важное противоречие, определяющее климат этнополитических отношений, - это противоречие между русским населением Северного Кавказа и нерусскими народами населяющими регион. Многочисленное русское и русскоязычное население приобрело де-факто статус национальных меньшинств. Наиболее очевидной эта стратификация является в языковой сфере. Следующее противоречие - это противоречие между нерусскими этническими группами проживающими на территории Северного Кавказа. Сложный этнический состав Северного Кавказа отражается на межэтнических отношениях автохтонного населения. Межэтническая напряженность и открытая вражда между различными северокавказскими этносами или их частями уходит в глубь веков. Имеются противоречия между нерусскими народами Северного Кавказа принимающие общерегиональных характер, они идут по направлению этногрупповой конкуренции и хотя носят этнополитический характер, но своими корнями уходят в прошлое Северного Кавказа.

Вся история развития этнополитических отношений на Северном Кавказе характеризовалась диалектической взаимосвязью и взаимодействием центростремительных и центробежных тенденций.

Данные тенденции вызваны действием определенных исторических факторов. Это - географическое положение Северного Кавказа, которое еще с древних времен определяло геополитический статус региона. Геополитическое влияние Северного Кавказа в современном мире возрастает, и видимо, в течение определенного времени будет возрастать. Согласно мнению многих политологов и социологов, былое глобальное противостояние по оси Запад - Восток сменяется противостоянием Севера и Юга. Таким образом, Северный Кавказ может оказаться под влиянием новых центров мирового развития. Исторически Северный Кавказ является полиэтничным регионом. На сравнительно небольшой территории проживают десятки автохтонных народов, говорящих на совершенно различных языках. Северный Кавказ также является поликонфессиональным регионом. И христианизация и исламизация региона шли длительное время, вытесняя местные родоплеменные верования, в основном культы природы, преодолеть которые до конца ни одной из названных мировых религий не удалось. Более того, в регионе встречается такое явление, как этнический биконфессионализм.

В последние десятилетие XX века на Северном Кавказе возобладали центробежные силы. Однако можно с достоверностью предположить, что существует ряд общих факторов, которые серьезно ослабляют центробежную тенденцию в этнополитических процессах на Северном Кавказе.

Так, этнополитические процессы на Северном Кавказе включены и в общероссийские, и мировые процессы в целом. Они, в свою очередь, характеризуются все большей масштабной и глубокой интеграцией экономической, социальной и культурной жизни. При всем разнообразии этнокультурных характеристик народы региона обладают и некоторыми общими чертами. Это выделяет их в особую региональную общность, которая в большей или меньшей степени осознается всеми народами Северного Кавказа.

Нельзя не отметить, что на Северном Кавказе продолжает существовать разрушительный потенциал, способный дать толчок для развития центробежных сил.

Это определение цивилизационной специфики Северного Кавказа. Поле ответов замыкается лишь в рамках оппозиции «Восток-Запад», которое к тому же трактуется очень жестко и определенно, исключая при этом какие-то «переходные характеристики».

Так для большинства славянского населения наиболее предпочтительной представляется их принадлежность к особому подтипу европейского мира - «российскому» миру. Из российской традиции выводят базисные черты этнической и субэтнической (казаки) культуры, мировоззрение, политические институты.

С другой стороны, многие народы Северного Кавказа связывают свой цивилизованный генезис с «Востоком», с миром исламским, арабо-тюркской культурой и, исходя из исламской традиции, пытаются определить элементы мировоззрения, культуры и политических структур общества. Именно в этих рамках ищутся основания современного духовного и социального развития, эти цивилизованные ценности кладутся в основу этнокультурного прогресса.

В столь же оппозиционных рамках решается проблема религиозной составляющей социума Северного Кавказа. Северный Кавказ - регион со сложной конфессиональной структурой. В настоящее время на Северном Кавказе, как и по всей России, наблюдается религиозный ренессанс, который непосредственно связан с этническим ренессансом. Особенно активно протекает религиозный ренессанс среди мусульманских народов.

Объективные факторы развития обусловили сопряженность национально-культурного возрождения с повышением социальной роли религии, которая в ряде случаев объявляется некой интегральной духовной составляющей этнических культур местных народов. При этом о самом

Северном Кавказе вполне серьезно рассуждают как о «исламском регионе», раздаются голоса об особых политических интересах народов Северного Кавказа, объединенных принадлежностью к исламскому вероисповеданию.

Радикальные общественно-политические перемены на Северном Кавказе не могут быть правильно оценены без анализа этнополитической напряженности, этнополитических столкновений между населяющими его народами. Высокий потенциал этнополитической напряженности Северного Кавказа обуславливается не только сложностью этнической истории и этнической структурой региона, но и исключительной его геополитической значимостью.

В очагах этнополитической напряженности обнаруживается противоречие, которое существует между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Напряженность в межэтнических отношениях не присуща самому феномену этничности. Связь между напряженностью и этничностью не является сущностной, она функциональна. Не этничность составляет суть межэтнической напряженности, она лишь форма ее проявления.

Конечно, не совсем правомерно трактовать как проявление этнополитической напряженности процессы суверенизации и автономии, которые прошли на территории Северного Кавказа под флагом национальных движений. Этнополитическая напряженность возникает с момента известных событий, когда политическое противостояние выходит на межэтнический уровень.

В процессе становления российского государства Ставропольский край стал активно ощущать негативные последствия процесса дальнейшей суверенизации соседних северокавказских республик, с одной стороны, с другой, - попыток федерального центра повлиять на эти процессы с помощью уступок, экономических льгот, трансфертов и преимуществ, а также силового вооруженного подавления очагов сепаратизма и этнических конфликтов. Одним из самых катастрофических последствий такого подхода является обвальная миграция русского населения из республик Северного Кавказа и стран Закавказья.

В силу специфики геополитического положения в Ставрополье и характера миграционного потока, миграция способствует повышению этнополитической напряженности, о чем свидетельствует не только величина миграционного потока, но и его структура. Поэтому миграционный поток важно оценивать не только количественно, необходимы и качественные характеристики. Межэтнические конфликты, военные действия, привели к тому, что в миграционном потоке значительную часть стали составлять вынужденные мигранты.

Серьезно дестабилизирует ситуацию на Ставрополье, повышает этнополитическую напряженность и соседство с Чечней. Кровавый поход банды Басаева в Буденновск, взрывы в Пятигорске, Невинномысске, Ессентуках и в Минеральных водах, похищение людей, скота, грабежи приграничного населения, все это резко актуализирует проблему населения края, обеспечение прав человека на своей территории, формирование систем и мер защиты, прав русского населения на сопредельных территориях.

Этнополитические конфликты, как потенциальные, так и актуализированные остаются наиболее важным для края типом социальной конфликтности, оказывают значительное влияние на общую этнополитическую обстановку на Ставрополье. Учитывая эти обстоятельства, в настоящее время, одной из наиболее значимых задач является тщательное отслеживание этнополитической напряженности в этнополитических процессах в крае, создание методики раннего предупреждения этнополитических конфликтов с целью недопущения их актуализации и перехода противостояния в фазу насильственных действий. Наиболее подходящим инструментом для достижения указанных целей является осуществление этноконфликтного мониторинга, позволяющего отслеживать возникновение конфликтных ситуаций, выявлять основные точки противостояния, степень напряженности, динамику развития, характер и последовательность действий субъектов конфликта, что позволит приступить к выработке управленческих мер по их нейтрализации и возможному неконфронтационному разрешению противоречий, возникающих в этнополитических отношениях.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы политологами, социологами, философами, историками для углубленного изучения этнополитических процессов на Северном Кавказе. Данная работа может быть полезна для разработки концептуальных моделей и комплексных программ в области политического управления этими процессами. Она представляют несомненный интерес для формирования общественного мнения, как со стороны властных структур, так и различных институтов гражданского общества. Результаты исследования, выводы и рекомендации могут быть применимы в работе государственных структур, в первую очередь Южного федерального округа и субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Материалы исследования вполне применимы в ходе дальнейшего научного исследования как этнополитических процессов на Северном Кавказе, так, и как важный фактор, раскрывающий региональный компонент в других гуманитарных науках. Сложность и многоаспектность этнополитических процессов, а также постоянная динамика этнополитической ситуации на Северном Кавказе требует дальнейшего изучения заявленной диссертантом темы исследования.

 

Список научной литературыВоробьев, Сергей Михайлович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Абашидзе А.Х. Национальные меньшинства и право на самоопределение (международно-правовые проблемы) // Этнографическое обозрение. -1995,-№2.-С. 149-157

2. Абдоков С.А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. М.: Институт молодежи, 1993. - 173 с.

3. Абдулатипов Р. Г. Кавказская политика России и российские ориентации Кавказа // Научная мысль Кавказа. 1999. - №3. -С. 49-57

4. Абдулатипов Р.Г. Защита прав национальностей России или как противостоять национализму //Этнополитический вестник. 1995. -№ 5. -С.26-31.

5. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация // Научная мысль Кавказа. -1995.-№ 1.-С. 50-62

6. Абдулатипов Р.Г. Межнациональное согласие наша общая судьба // Этнополитический вестник. - 1995. - № 6. -С.4-9.

7. Абдулатипов Р.Г. Национальная идея и национализм //Этнополитический вестник. 1995. - № 3.-С.12-16.

8. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М.: Мысль, 1995. - 224 с.

9. Абдулатипов Р.Г. Природа национального «Я».- М., 1995. 224 с.

10. Ю.Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Ислам на Северном Кавказе.

11. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1984.-287 с.

12. П.Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнополитической картине мира / Под ред. В.А. Шаповалова. Ставрополь: Изд-во СГУ. -1998,- 160 с.

13. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические группы и диаспоры Ставрополья. Ставрополь: СГУ, 1997. - 263 с.

14. З.Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГПИ, 1993. 220 с.

15. Н.Авксентьев A.B., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России.

16. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1994. 78 с.

17. Авксентьев В.А. Итоги нациостроительства в России и новый образ гражданского единства россиян// Этнические проблемы современности.-Ставрополь: Изд-во СГУ/ Вып. 3.- 1998. -С.6-10.

18. Авксентьев В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в северокавказском регионе// Этнополитические проблемы современности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - Вып.5. -С-17.

19. Авксентьев В.А. Проблемы этнопрофессионализма и этнические процессы на Северном Кавказе. Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 218 с.

20. Авксентьев В.А. Теоретические аспекты этнических процессов на Северном Кавказе. Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века.». Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -С. 12.

21. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: В 2-х частях, Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.-465 с.

22. Авксентьев В.А. Этнические конфликты как важнейший фактор истории XX века // Вестник СГУ. 1996. - № 4. -С.6.

23. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социс. -1996. -№ 12.-С.28.

24. Авксеньтев В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в северокавказском регионе. // Этнические проблемы современности,- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. Вып. 5. -С. 16

25. Агламов М.А. Этнокультурные процессы в условиях множественности политических структур в Дагестане // Советская этнография. 1997.-№4. -С. 32.

26. Айдемиров Н.Г. Национальное самосознание и межэтнические отношения// Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-С. 16.

27. Акинин П.В., Мандрица И.В. Влияние современной геополитики насоциально-экономическое развитие региона. Проблема население и рынков труда России и Кавказского региона. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.-С.14.

28. Алексеев В.П. Этногенез (Учеб. Пособие). М.: Высшая школа, 1986. -173 с.

29. Ангабадзе В.П. Факторы отталкивания и силы притяжения на Кавказе. // Этнические процессы на кануне XXI века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.-С.25.

30. Анцупов А .Я., Протанов С.П. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М., 1997. - 98 с.

31. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Теория, история, библиография. М.,1996.- 182 с.

32. Анцупов Л.Я., Шипилов Л.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М., 1992. - 56 с.

33. Артановскии С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность. // Этнографическое обозрение.- 1992.- №3. -С. 15-23.

34. Арутюнов С.А. Классификационное пространство этнической типологии // Советская этнография.- 1986.-№ 4. -С. 58-64.

35. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989. -215 с.

36. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность (отклик на статью C.B. Чешко) // Этнографическое обозрение. - 1995.-№5. -С.7-23.

37. Арутюнов С.А. Этногенез, его формы и закономерности. // Этнополис.-1993-№1. -С.87-98.

38. Арутюнов С.А., Крупник И.И. «Национальный феномен» // Человек -1990 -№6. -С.7-15.

39. Арутюнян Л.А. Конфликтная ситуация в межнациональных отношениях: «Национальный феномен» // Человек 1997 -№6. -С.26-28.

40. Аствацатурова И.А. Савельев В.Ю. Межэтнический диалог в гармонизации межэтнических отношений// Этнические проблемысовременности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - Вып.5. -С.23-29.

41. Бабич И.А., Коростенов А.Д. Человек в многонациональном обществе // Этнографическое обозрение. 1993.- №6. -С.146-147.

42. Бабич И.А., Мунгаева Т.Т. К новым подходам в отечественной этнологии. // Этнографическое обозрение. 1993.- №2. -С. 150-159.

43. Бабкин И. Д. некоторые аспекты воздействия сепаратизма на межнациональные отношения в Северокавказском регионе// Этнические проблемы современности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - Вып.5. -С.30.

44. Багдасарова А.Б. Роль этнонационального самосознания в современных социально-политических процессах// Этнические проблемы современности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - Вып. 5. -С.37-41.

45. Баденков Г.Г., Транин A.A. Горные территории России хоциально-экономические, экологические и правовые проблемы (на примере республики Северная Осетия -Алания ) // Государство и право. 1997-.№12. -С.55-61.

46. Бадовский Д.В. Трансформация политической элиты в России от "организации профессиональных революционеров" к партии власти// Полис. - 1994.-№6. -С.53-54.

47. Беджанов М.В. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их разрешения.- Майкоп, 1997. -440 с.

48. Белозеров B.C. Демографические процессы и динамика расселения русских в республиках Северного Кавказа// Этнические проблемы современности.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. Вып. 6. -С. 39.

49. Белозеров B.C. Этнические аспекты миграции на Ставрополье // Этнические проблемы современности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -Вып.№3 -С.29-30.

50. Бельков O.A. Этнические факторы геополитики // Этпополис.- 1995. №4. -С.81-93.

51. Бердяев H.A. Русская идея Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX веков // Вопросы философии. 1970.- №1-2. -С.56-64.

52. Бердяев H.A. Философия неравенства Русское зарубежье. М.Ю 1991. -С.95.

53. Блиев М.М., Дагоев В.В. Кавказская война. М., 1994. - 82 с.

54. Бородай Ю.М. Этнос. Нация. Государство. // Полис. -1992.- № 5-6. -С. 19-21.

55. Бороноев А.О., Скворцов Н.Г. Этнос и личность. // Человек в зеркале наук -С-Пб., 1993. -С.49-61.

56. Бромлей Ю.В. Опыт типологиизации этнических общностей // Советская этнография.- 1972.-№5. -С.61-81.

57. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

58. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981.- 390 с.

59. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии.- 1988.-№7. -С. 16-28.

60. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. // Международная жизнь.- 1987.-№11. -С.28-36.

61. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность -М.: Наука, 1985.-282 с.

62. Бромлей Ю.В., Пучков П.И. Процессы этнического развития и этнического прогноза//Природа. 1986.- №2. -С.21-38.

63. Брук С.И., Чебаксаров H.H. Метаэтнические общности // Расы и народы. -1976.-Вып. №6.-С.46-51.

64. Вдовин А.И. Нация как согражданство (историко-политические проблемы) // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. -1994.-№ 5. -С.3-31.

65. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.- 264 с.

66. Вергун Т.В. Адаптация этнокультурных маргиналов в иноэтничной среде// Этнические проблемы современности- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. -Вып.5. —С.45-48.

67. Вергун Т.В. Постановки проблемы межнационального общения имежкультурной коммуникации// Этнические проблемы современности-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. Вып.№6. -С.60-64.

68. Виттенберг Е.Я., Жарников А.Е. Этнический ренессанс парадокс XX века? //Диалог. - 1990.-№ 15. -С.37-45.

69. Владнева А. Принимаю веру . за доллары. // АиФ Северный Кавказ.1998. -№15.-С.2.

70. Воробьев С.М. Геополитические аспекты политической ситуации на Ставрополье: мнение электората. Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. -С.102-108.

71. Воробьев С.М. Иванников Б.Д. Влияние миграционных и этносоциальных процессов на формирование конфликтогенного потенциала населения края. Проблема населения и рынков труда России и Кавказского региона. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -С.29-32.

72. Воробьев С.М. Пассионарная индукция в этносах: социально-философский аспект// Этнические процессы накануне XXI века. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -С.46-48.

73. Воробьев С.М. Происхождение пассионарности и ее содержание // Этнические проблемы современности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -С.38-41.

74. Воробьев С.М. Состояние межнациональных отношений и уровень конфликтного потенциала населения Ставрополья в оценках и представлениях массового сознания // Этнические проблемы современности- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. Вып.5. -С.51-57.

75. Воробьев С.М., Иванников Б.Д. Социально-экономическая ситуация и состояние межнациональных отношений в оценках населения Ставропольского края. Россия: центр и регионы. М.: РИЦ ИСПИ РАН,1999. -С.104-118, 185-195.

76. Галлямов В.Р. Политические элиты российский республик: особенности трансформации в постсоветский период// Полис. 1998.-№2 -С. 103.

77. Гасанов З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. - №5. -С. 12.

78. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения // Социально-политический журнал. 1997. - №3. -С.233.

79. Гасанов H.H., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Межнациональное согласие в Дагестане: проблемы и перспективы // Полис.- 1993.- № 3. -С.51-56.

80. Гегель Г. Сочинения т. VIII.- М., 1935. 432 с.

81. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Полн. Собр. Сочинений. Т.З. М., 1990. -480 с.

82. Геккманн Ф. Народ, нация, этническая группа и этнические меньшинства. К некоторым основным категориям этничности // Зарубежный мир: социально-политические и экономические проблемы Киев, 1990-Вып. 19.-C.3-39.

83. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с.

84. Геллнер Э. О природе национализма//Знание-сила.- 1990,- №7. -С. 1-5.

85. Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995. -С.26-33.

86. Генисаретский О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах. // Вопросы высшей школы. 1991. - №9. -С.46-51.

87. Герасименко И.Я., Юсупов P.M. Анализ системного равновесия в конфликтных ситуациях. СПб, 1992. - 78 с.

88. Гладких C.B. Этнические предубеждения и возможности их преодоления // Этнические проблемы накануне XXI века.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -С.48-51.

89. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период.- Л., 1990. 278 с.

90. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис, 1994. - 554 с.

91. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. ВИНИТИ. Вып. №1 (№1001); Вып. №2 (№3734); Вып. №3 (№3735). - М.Л., 1979.

92. Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера// Природа. 1970. - №1. -С.46-55.

93. Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт// Изв. Всесоюзного географического общества СССР. 1968. - №3. -С.193-202.

94. Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993.- 543 с.

95. Гумилев Л.Н. Этносы и антиэтносы. //Звезда- 1990 №1. - С. 134-142, № 2, №3.-С. 154-168.

96. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс 1992. - №1. -С.50-57.

97. Гусейнов А. Национальная фаза государственной истории //Полис. 1992. № 5-6. -С.38-46.

98. Давыдов С.П. Региональные конфликты: причины, пути и способы урегулирования. М.: Знание, 1990. - 178 с.

99. Дагоев В. Имам Шамиль. Избранник и жертва кавказской войны. // Независимая газета. 1997, 6 марта.

100. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт //Иностр. лит-ра. -1993.- №4. -С.36-42.

101. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. -№ 5. -С.141.

102. Денисов Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе // Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.-С.111.

103. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростова н/Д.: Изд-во Рост. Пед. Ун-та, 1996. - 224 с.

104. Джамбаттиста Вико. Основания новой науки об общей природе наций. М.Киев.: ИСА, 1994,- 569 с.

105. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата, 1990.-124 с.

106. Диалектика познания сложных систем /Под ред. B.C. Тюхтина. -М.: Мысль, 1988.-316 с.

107. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1991.-№ 1.-С.З-16.

108. Дробижева JIM. Ценности и символы самосознания в контексте новых концепций этничности. В кн.: Ценности и символы самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. - 264 с.

109. Дробижева JIM., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов.-М., 1996.-382 с.

110. Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах // Социс. 1995.-№7. -С.88-92.

111. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.-462 с.

112. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1944. - 176 с.

113. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1943.-486 с.

114. Жданов М.А. Солнечные сплетения Евразии. Майкоп, 1999. -С.21.

115. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ). -Ростов-на-Дону, 1992. 164 с.

116. Заргишев М. Империя духа в ожидании Иисуса и Махди // Мусульманин. 1999. - №1. -С.51-55.

117. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1996. - 156 с.

118. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального сознания россиян // Социс. 1996. - № 12. -С.23-33.

119. Зубов А. Послесловие к эпохе этнических революций. Современная практика современной теории этнических движений. //Знамя. 1993. -№5.-С.161-181.

120. Иванников Б.Д. Черты этногенеза на рубеже веков // Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -С.77.

121. Ильин В.В., Ахиезер A.C. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997. - 376 с.

122. Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч.: В 10 т.-Т. 1.-432 с.

123. Ильин M.B. Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство. // Полис- 1992 №1,2. -С. 193-202.

124. Ильин H.A. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. - С. 213.123. Ислам Нюрю. 1992. - №5,6.

125. Кабузан В. Население Северного Кавказа в XIX-XX веках. СПб.: Блиц, 1996.- 189 с.

126. Кажаров В. Адыгская Хаса. Нальчик, 1992. - 48 с.

127. Казарян В.П. Новая познавательная ситуация в исследованиях сложных систем. -М.: Изд-во Московского университета, 1990.- 53 с.

128. Кандель П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире//Полис. 1994.-№6. -С.6-15.

129. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея сочинения.- М.: Раритет, 1993.-268 с.

130. Каспэ С. Национализм и космополитизм в современном мире // Свободная мысль. -1993.- №4. -С.16-17.

131. Каутский К. Национализм и интернационализм. М., 1918. -С. 16.

132. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного сознания. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.-261 с.

133. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992.-№2. -С.3-20.

134. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. -1975.-№ 2. -С.24-38.

135. Козлов В.И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обозрение. -1995. №4. -С.25-31.

136. Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности (О концепции этноса и этногенеза, предложенной Л.Н. Гумилевым) // Советская этнография. -1990.- № 4. -С.94-110.

137. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. М., 1999. - 341 с.

138. Конституции, уставы, договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1998.138. Конституция РФ 1993 г.

139. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1994. 74 с.

140. Котанджан Г.С. Введение в этнополитологию конфликта-конценсуса. -М., 1992.- 135 с.

141. Котанджан Г.С. Грани согласия конфликты: цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. - М.: Луч, 1992. -186 с.

142. Котанджан Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. М.,1992. -185 с.

143. Кратов Е.В. К вопросу о религии в разрешении межэтнических конфликтов// Этнические проблемы современности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. -Вып.5.-С.81.

144. Крижанич Ю. Русское государство в середине XVII века. Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1860. Ч. 2.

145. Крюков М.В. Социальное и этническое: проблемы соотношения народы.- 1993,- Вып.22. -С.5-25.

146. Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. 1989.- № 9. -С.5-18.

147. Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. 1988. - №18. -С.56-61.

148. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа).-Пятигорск, 1998.-96 с.

149. Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности. // Советская этнография. 1988. - №5. -С. 15-27.

150. Кузнецова. О соответствии понятий «общество» и «этническая общность» // Советская этнография. 1984 - №4. -С. 19-31.

151. Кухианидзе A.B. Кавказоцентриская концепция демократии // Научнаямысль Кавказа. 1995,- № 4. -С.66-72.

152. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951. -280 с.

153. Кцоева Г.И. Кавказский суперэтнос // Эхо Кавказа.- 1994,- №2. -С.35-41.

154. Лейпхарт А. Демократия в многосословных обществах: сравнительное исследование. М., 1997. - 36 с.

155. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма// Вопросы философии.-1994.- №6. -С.27.

156. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., Т. 30.

157. Лисенков М.М. Национальное и интернациональное в социокультурном процессе. // Вест. Моск. ун-та. Серия 12, Соц-полит. Исслед. 1993 №4. -С.59-61.

158. Лысенко В.Н. Этнополитические конфликты в постсоветском пространстве // Этнополитический вестник. -1995. № 5. -С.42-59.

159. Магомедов Р. Исторический опыт, драматическое настоящее и надежда на будущее говорит одно: нам с Россией по пути // Дагестанская правда №177,2 сентября 1999.

160. Майборода Э.Т. Этнополитические проблемы северокавказского региона: особенности процесса суверенизации// Этнические проблемы современности- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. Вып.5. -С.98-104.

161. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

162. Марченко Г.И. Методологические подходы к исследованию этнополитиче-ских явлений // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1995.-№ 1.-С.5-60.

163. Марченко Г.И. Формирование этнополитических идей // Социально-политический журнал. 1994.- № 9-10. -С.69-75.

164. Марченко Г.И. Этнополитология как наука // Социально-политический журнал. 1994,- №6. -С.70-76.

165. Марченко Г.И. Этнополитология как наука // Социально-политическийжурнал. 1994,- № 9-10. -С.66-72.

166. Марченко Г.И. Этнополитология как наука // Социально-политический журнал. 1994. - №3-6. -С.58-63.

167. Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современная дискуссия // ОНС. 1997. - № 1. -С.52-63.

168. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе.//Полис.-1992. №5,6. -С.46-52.

169. Мигурин В.А. О подходах к изучению пассионарностей. // Известия Русского Географического Общества Т.4, 1992 - Вып. 6. -С.525-530.

170. Миссонова Л.И. Методологический семинар Института этнографии АН СССР «Этнос в системе общественной формации» // Советская этнография.-1990.-№3. -С. 160-167.

171. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

172. Московский комсомолец. 19-26 августа 1999. - С. 10. Поможет ли федеральный центр поделить Карачаево-Черкессию.

173. Назаретян А. «Столкновение цивилизаций» и «конец истории» // Общественные науки и современность. 1996.- №6. -С. 140-146.

174. Напсо М.Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития. Ставрополь: Став. кн. изд-во, 1991. - 176 с.

175. Нахушев В.Ш. Власть и властные отношения в многонациональном регионе// Этнические проблемы современности- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. -Вып.5. -С. 106.

176. Нахушев В.Ш. Место патриотизма и интернационализма в формировании политической системы общества. Ставрополь: Став. кн. Изд-во, 1980.- 120 с.

177. Нахушев В.Ш. Развитие патриотизма в условиях интернационализации жизни народов. Черкесск, 1985. - 340 с.

178. Национализм и формирование наций. Теории-модели-концепции. -М., 1994,- 156 с.

179. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты).- М., 1994.124 с.

180. Национальные отношения и этнические конфликты СПб. М., 1994. -193 с.

181. Новикова О.С. О правовых несоответствиях конституций республик Российской Федерации// Этнические проблемы современности. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. Вып. 5. -С. 112-118.

182. Общеевразийский национализм. История. Язык. Культура. М.: Прогресс, 1995.-264 с.

183. Ольсевич Ю. Хозяйственная система и этнос // Вопросы экономики.-1993.-№8. -С.54.

184. Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании /Пер. с исп. Составл. А. Матвеев, И. Петровский под общей редакцией И. Петровского Киев: Новый круг, Пор-Рояль, 1994. - 320 с.

185. Павленко О.В. Этнонационализм в зарубежных исследованиях // Этнополис. 1996.-№1. -С.200-212.

186. Паин Э.М. Проблемы регулирования этнических конфликтов в постсоветском обществе // Социальные конфликты: экспертизы, прогнозирование, технология разрешения. М., 1992. - Вып. 1, 2, 4.

187. Платон Законы // Платон. Соч.: В 3-х т. М. -Т.З , 1972.

188. Политология на российском фоне. -М., 1993. 220 с.

189. Поляков С.П., Бушков В.И. Социально-экономическая ситуация в Северокавказском регионе // Исследования по прикладной и неотложной этнологии М.,1997.-№108. -С.27.

190. Попер К. Открытое общество и его враги / Пер. с англ.-М.: Межд.Фонд «Культурная инициатива»- Soros foundation: Откр.общ-во Феникс, 1992.Т. 1 446 е., Т. 2 - 525 с.

191. Пути мира на Северном Кавказе: Независимый экспертный доклад. -М., 1999.; Новая народная газета. Черкесск, 1999.- №1 11-17 августа, 1999.-С. 16,23,26.

192. Пучков П.И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии вэтническом процессе. // Расы и народы. Вып.21.- 1991. -С.22-29.

193. Радиев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис. 1993. - №8. -С.82.

194. Режабек Е.Я. Перспективы эволюционизма с позиций синергетики // Научная мысль Кавказа. 1995.- № 4. -С.44-50.

195. Российский бюллетень по правам человека. М., 1991.

196. Рощин С.К. Проблема этноцентризма: теория и политическая действительность XX века // Расы и народы. 1993.- Вып. 23. -С.59-104.

197. Сафанов Ю.Ф. Человек и этнос. // Соц-полит. Журнал,- 1994. №9/10. -С.228-236.

198. Сеитов И.Т., Сеитов Р.И. Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен // Этнические проблемы современности-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. Вып.6. -С. 149-150.

199. Семенов Ю.И Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение. 1996.- №3. -С.3-13.

200. Скрипник А.П. Этногенетика: проблемы и перспективы // Цивилизованное развитие наций и межнациональных отношений -Саранск, 1992.-С. 10-12.

201. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. - 162 с.

202. Солонова О.В. Научно-теоретическая конференция. Культура и этноэтика. // Этнографическое обозрение. -1995 №2. -С. 159-161.

203. Степанов Е.И. Введение в конфликтологию национальных отношении // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. -М., 1992. Вып.2.-Ч.1.

204. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические теоретические, технологические проблемы. -М., 1996.

205. Степанов Е.И. Методологическое обеспечение конфликтологических исследований,- Социальные конфликты. Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. -1994. -Вып. 7.

206. Степанов Е.И. Насилие в этноконфликтах переходного периода: результаты и перспективы использования.- Социальные конфликты. Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.-1995.- Вып. 8.

207. Степанов Е.И. Региональные программы урегулирования межэтнических конфликтов: общие проблемы и задачи. Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -С. 137.

208. Степанов Е.И. Социальные и межнациональные конфликты: проблемы экспертного мониторинга.- Социальные конфликты. Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М.-1995.- Вып. 10.

209. Суюнов С.А. Этнополитические проблемы ногайского народа в конце второго тысячелетия // Этнические процессы накануне XXI века.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -С.140-142.

210. Тишков В.А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) //Вопросы философии. -1998.- № 9. -С.3-27.

211. Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект).- Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994. - 232 с.

212. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношении. М., 1989. - 123 с.

213. Тишков В.А. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию // Этнополис. 1995. - №2. -С.63.

214. Тишков В.А. Что есть Россия? (Перспектива нациестроительства) // Вопросы философии. -1995.- № 2. -С.3-17.

215. Тишков В.А. Этничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994. - 193 с.

216. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы философии. 1993. - №1-2. -С.86-95.

217. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии.1964.- №11. -С.64.

218. Фихте И.Т. Собрание сочинений : В 2-х т. СПб., 1993. Т. 2.

219. Фишер Куно, Фихте, его жизнь, сочинения и учения. СПб., 1909. -642 с.

220. Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. -М., 1997.-456 с.

221. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. /Составл., переводы, вступ. Статья, примеч. A.B. Михайлова. -М.: «Гнозис», 1993. -464 с.

222. Хайкина М.Э. К вопросу о структуре межличностного общения мигрантов в иноэтничной среде (по материалам опроса ленинградских татар)// Советская этнография 1980. - №4. -С. 104.

223. Халипов В.Ф. Власть и наука о ней // Этнополис. 1995.- № 4. -С. 197-211.

224. Хоперская Л.Л. Денисова Г.С. Современная национальная политика на Северном Кавказе //Этнополитический вестник. -1995. № 5. -С.34-42.

225. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: Концепция этнической субъективности. Ростов-на-Дону, 1997. - 243 с.

226. Хоперская Л.Л., Денисова Г.С. Современная национальная политика на Северном Кавказе // Этнополис. 1996.- №1. -С. 157.

227. Хоровиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. М.: Наука, 1993. -С.157.

228. Цымбурский В.Л. Идея суверенитета в посттоталитарном контексте // Полис,- 1993.-№ 1.-С. 17-30.

229. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т. 1.- 552 с.

230. Черноус В.В. К вопросу о горской цивилизации // Россия в XIX -нач. XX в.- Ростов на - Дону, 1992.-415 с.

231. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1998. -№3.-С. 154-166.

232. Чешко C.B. Человек и этничность. // Этнграфическое обозрение.-1994.-№6. -С.35-49.

233. Что есть Россия? Перспективы нациостроительства// Вопросы философии. -1995. №2.

234. Шаджс А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). -Майкоп: Изд-во АГУ, 1996. 168 с.

235. Шалаев В.П. Этносы как открытые и закрытые системы //Этнополис. -1995,- №2.-С. 197-206.

236. Шерстова Л.И. Этноконфессиональная общность. К проблеме эволюции субэтносов. // Расы и народы. Вып.21.- 1991. -С.29-45.

237. Шипков Ю.Ю. Нация и государство. // Свободная мысль.- 1993.- №1. -С.114-120.

238. Шпак Н.С. О некоторых этнокультурных воззрениях А. Тойнби // Социальная теория и современность. М., 1993 -Вып. 7. -С.87-101.

239. Шпенглер О. Закат Европы. T.I-M.: Мысль, 1993. 663 с.

240. Этика этногенетики (Критика концепций Гумилева) // Нева.- 1992.- №4. -С.223-246.

241. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М.: Наука, 1978.-280 с.

242. Этничность и власть в полиэничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М.: Наука, 1994. - 320 с.

243. Юрченко В.М. Политика как фактор региональной конфликтности -Краснодар: Изд. Кубан. гос. ун-та, 1997. 272 с.

244. Яков А. Учение Льва Гумилева // Свободная мысль.- 1992.- №17. -С.104-116

245. Deutsh M. The Resolution of Conflict. New Haven. 1973.

246. Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict. University of California Press,1985.

247. Horowitz I. Consensus, conflict and cooperation: A sociological inventory. In: Social Forces. Vol. 41. 1962.

248. Parsons T. An Outline of Social System. Theories of Society, 1962.

249. Rotschild J. Etnopolitics: A conceptual frame-work., NY., 1981.

250. Sisk T.D. Power Sharing and International Meditation in Ethnic Conflict. U.S. Institute of Peace Press, 1996.