автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Социология Ф. А. Степуна

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Гергилов, Ростислав Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Социология Ф. А. Степуна'

Текст диссертации на тему "Социология Ф. А. Степуна"

^ V 1Г//У ■"/ О о

и»/ С*? ...у -*1-"

а/,

/ ' / \ ✓

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН

на правах рукописи

Гергшгов Ростислав Евгеньевич

СОЦИОЛОГИЯ Ф.А. СТЕПУНА

Специальность 22.00,01 - Теория, история и методология социологии

Научный руководитель -

д. филос, н, профессор Голосснко И,А,

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Санкт-Петербург

1998

СОДЕРЖАНИИ

ВВЕиЕНИЕ

Глава I Социальная биография и духовная

эволюция Сшепуна...................19—77

$ 1. Социально-биографическое становление С те пун а......................19-38

$ 2, Влияние на Степуна немецкой мистики и романтики...................39-77

Глава ill Социология масс.................. . .78-113

$ 1. Феномен масс в европейской традиции ООЩбСТБОБйДбКИЯ..................../о —УЪ

$ 2. Концепция революции, масс и вождя

Ф.А. Степуна......................97-113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................. ; . .114-115

ЛИТЕРАТУРА. .....................................lib—120

ВВЕДЕНИЕ

Вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры русским Зарубежьем, включает в себя различные отрасли знания. Здесь и естественнонаучные достижения и технические открытия, литература и живопись, театр и балет, а также мощная и, пока недостаточно изученная социально-философская мысль.

Условия, в которых приходилось работать русским ученым и мыслителям были не всегда благоприятными,

Как справедливо отмечал М.М. Новиков в своей работе „Русская научная организация за границей": „Русские ученые, приставши к гостеприимным берегам других государств, в которых они нашли приют, тот час же начали изыскивать новые возможности для продолжения научной работы. Конечно, лишь в исключительных случаях им удавалось восстановить приблизительно такую же обстановку работы, какой они располагали дома. Большинство русских эмигрантских ученых было принуждено или довольствоваться скромным положением в иностранных научных заведениях, или организовывать свои русские учреждения, которые естественно располагали для работы лишь минимальными материальными средствами.»1

Точную регистрацию представителей русской науки и культуры, по разным причинам покивнувших родину, провести трудно, так как они рассеяны по всему пространству земного шара. Неоднократно проводимые анкетные опросы давали, зачастую, весьма приблизительную информацию. Русским научным институтом в Белграде в 1931 году было установлено наличие за рубежом России 472 русских ученых. Второе исследование, проведенное этим же институтом в 1939 году дало цифру 339. По неполным данным на

1 Новиков М.М. Русская научная организация и работа русских естествоиспытателей за границей. Издательство Русского свободного университета, Прага 1935. С. 12

194 0 год библиогафия научных трудов русских ученых составляла 13371 единиц.1

Несмотря на достаточно большой численный состав русских ученых, создать единый центр русской науки, в условиях эмиграции не удалось. Существовали лишь центры в рамках отдельных государств. Так во Франции жили и работали представители русской социально-философской мысли: H.A. Бердяев, Л.И. Шестов, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский и Г.Д. Гурвич. В Соединенных Штатах Америки, среди многих других, трудились два выдающихся социолога: П. А. Сорокин и Н.С. Тимашев, - воспитанники Санкт-Петербургской социологической школы. В Германии русская гуманитарная мысль была представлена: И.А. Ильиным, И.И. Лапшиным, Д.И. Чижевским. „Мыслителем, влияние которого, особенно в Германии было очень велико, пишет П. Ковалевский в своем труде „Зарубежная Россия", - был Федор Августович Степун."2

Ф.А. Степун родился в 18 84 году в Москве, в семье российских немцев, Немецкое и русское окружение дало ему, в дальнейшем, возможность наиболее полно впитывать в себя плоды обеих культур: немецкой и русской, находясь на их границе. Духовно он относился к тому разряду людей, которые „имеют два сердца и две души". Детство его прошло в деревне, недалеко от Калуги, где его отец работал управляющим фабрики. Учился Степун в московской немецкой гимназии. Затем служба в армии, где он знакомится не только с парадной ее стороной. В 1902 году он поступает в Гейдельбергский университет на философский факультет. В 1910 году он защищает докторскую диссертацию по творчеству Владимира Соловьева. В это же время Степун, совместно со своими друзьями и коллегами, занимается созданием

1 Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. Издательство Librarle des Cinq

Continents. Париж 1971.

2

Там же. С. i87.

международного журнала по философии культуры „Логос",

знакомится с выдающимися современниками: М. Вебером, В. Виндельбандом, - будущим его научным руководителем, - Г. Зиммелем, Г. Риккертом и Э. Гуссерлем, которые становятся патронами „Логоса".1

Возвратясь, незадолго до Первой мировой войны, в Россию, он решает посвятить себя лекторской работе. Он много ездит по стране, собирает богатый материал, впоследствии пригодившийся ему как социологу, затем участие в Первой мировой войне, будни которой описаны в его „Письмах прапорщика-артиллериста", избрание солдатским депутатом. После Февральской революции назначение начальником политического отдела военного министерства в правительстве А. Керенского. Его активная общественная деятельность, его контакты, в качестве оратора, с большими массами слушателей, как в мирное, так и в военное время, дали ему, впоследствии, огромный материал для научной работы над проблемой масс. После падения Временного правительства, он решает отойти от практической политики и попытаться сосуществовать с советской властью. В 1920 году он становится литературным руководителем Московского

показательного театра. Но попытки мирного сосуществования не увенчались успехом и в 1922 году он был выслан за пределы советской России.

В Германии он работает с 192 6 года профессором социологии Дрезденской высшей технической школы. В это время он развивает

о

и защищает свое понимание науки социологии. Помимо этого, он основывает, совместно с - И. Бунаковым-Фондаминским и Г. Федотовым, журнал „Новый град" и редактирует альманах „Шиповник",

1 См. Крамме Рюдигер. Творить • новую культуру - „Логос" 1910-1933.

//Социологический журнал. 1995. №1. С. 122

2 См. Stepun, Fedor: „Verhandlungen des 7. Deutschen Soziologentages 1930 in

Berlin"., Diskussion über „Begriffsbildung in der Soziologie", S. 114-116

принимает активное участие в редактировании альманаха «Мосты».Его отрицание тоталитаризма, в любых национальных одеяниях, приводит его в 1937 году к вынужденной отставке, без права чтения лекций и публичных выступлений. На его глазах в Германии разыгрывается фашистская вакханалия. Степун предпринимает попытки переезда во Францию, но это не удается. В это время он начинает писать свои мемуары: «Бывшее и несбывшееся», которые выходят уже после войны на русском и немецком языках.1 В 1945 году, в',, результате авианалета, сгорел его дом со всеми ценными архивными документами, а по завершению войны ему снова пришлось покидать обжитое место и переезжать в Западную Германию.

Там ему было предложено чтение курса лекций по истории русской мысли в Мюнхенском университете. Он вновь становится членом возрожденного немецкого социологического общества, возглавляемого, в то время, JI. фон Визе, с которым Степун был в дружеских отношениях. Возобновляются чтения докладов в различных городах Германии. В пятидесятых годах он читает лекции по истории мировой культуры немецкому офицерскому составу при штаб-квартире НАТО. Его гуманистическая деятельность получила признание со стороны мировой общественности и немецкого правительства и, на склоне лет, он был удостоен высшей награды Германии - крестом за Заслуги.

В 1952 и 1958 годах он пишет работы, посвященные методологическим проблемам социологии, а в 1959-м выходит в свет его книга: «Большевизм и христианская экзистенция» -социологический анализ русской культуры2.

Stepun, F.: Vergangenes und Unvergängliches. I Teil, München 1947, II Teil, München 1948, III Teil, München 1950. :

2Stepun, F.; Die Objektivität des soziologischen Erkenntnisaktes. In: Soziologie und Leben. Tübingen 1952, S. 63-78.

Он же: Soziologische Objektivität und christliche Existenz. In: Festgabe Josef Lortz, 1958. Bd. 2: Glaube und geschichte. (Hrsg.) P. Ranns. Baden-

В отечественной литературе, посвященной жизни и творчеству Степуна, отражены, в основном, его философская, литературная и издательская деятельность. Среди авторов работ о нам следует назвать: С. Хоружего, А. Ермичева, 3. Малахова, 3. Кантора, Д. Чижевского и Б. Филиппова. Среди зарубежных авторов необходимо выделить: р. крамме, X. Трайбера и г. шоека. немецкие исследователи делают акцент на гуманистическом характере его деятельности. Только Г. Шоек дает краткое представление социологических взглядов Степуна, относя их в своей "Истории социологии" в раздел "Философская социология".1 Но анализ социологической концепции Степуна отсутствует, к сожалению, и у него. Это объясняется, не в последнюю очередь, тем, что довоенные социологические тексты Степуна сохранились в его архиве в рукописном виде. Его же социологические работы послевоенного периода находили недостаточный резонанс, ввиду господства в те годы в Германии позитивистской социологии.

Несмотря на энциклопедический характер творчества Степуна, в нем все же четко просматривается социологическая доминанта. Даже работая над своими мемуарами, он старался придерживаться социологической объективности в описании событий, отмечая при этом, что писал он эти воспоминания "и как беллетрист, не чуждый лирического волнения, и как философ, как социолог и даже • как политик, не замечая вполне естественных переходов из одной области в другую".2

Отношения социологии и политики, социологии и. истории, -основные методологические проблемы этой науки,находились под пристальным вниманием Степуна на протяжении всей его жизни.

Baden 1958. (На русском: Социсмтогическая объективность и христианская &кзис!генция. //Социологический журнал. 199&1 N5 4. С. 102-114) Он же. Der Bolschewismus unci die christliche Existenz. München 1953 См. Schoeck, Helmut: Geschichte- der Soziologie. Verleg Herde;: .KG Freiburq im Bresgau 1974. S. 294-296

^ Олрпум fft Kö-v;tiDr-ni::-:::^^»: ; ^ A ~ r-i. .-Г-г : • Су'-. :■ T- i'ir-. r.j y-r\u 1 Ч П ; 7

Сама социология, в широком смысле слова, является для него неким „политически ориентированным историческим исследованием". „Чтобы подчеркнуть своеобразие социологии, - пишет он, - ее сравнивают, совершенно справедливо, с историей".1 Основная отличительная черта истории состоит, по мнению Степуна, в том, что она, в отличие от социологии, которая должна оставаться в настоящем, „начинает с прошлого, постепенно приближается к настоящему, однако не достигает его" Социологию же он понимает как познание, формирующее будущее. Это направленное в будущее познание может быть достигнуто исследователем, который целиком принадлежит своему времени и из него исследует. Но, при этом, Степун отвергает поверхностное понимание временного ограничения исследователя настоящим моментом. Такая идентификация сузила бы духовную глубину и исследовательскую манеру социолога. В результате чего была бы . невозможна „социология египетской революции, перикловой демократии и реформации". Во главу угла Степун ставит личность исследователя, с „широким радиусом пережитого". Эта широта способствует глубине и основательности социолога.

Эти предпосылки ставят перед Степуном вопрос о ценностях и отношении к ним исследователя. Эту одну из самых важных проблем неокантианства, Степун, в применении к социологии, решает следующим образом. Он считает, что метод отнесения к ценности для социолога недостаточен. „Он должен иметь право прямой

3 *

оценки". Защита беспредпосылочной социологии - это непризнание ни глубинных основ ее возникновения, ни ее методологического своеобразия. Прошлое, по мнению ,Степуна, не может

1 Степун Ф.А. Социологическая объективностьь и христианская экзистенция. //Социологический журнал. 1995. №4. С. 104

2 Он же. Там же. С. 104-105

3 Он же. Там же. С. 10 6

анализироваться социологом только лишь как научным специалистом. Он должен быть индивидуальностью, обладающей определенным универсализмом интересов и образования. Именно к этому призывали, в свое время, немецкие романтики и их последователи русские славянофилы в лице В.Ф. Одоевского, A.C. Хомякова и И. В. Киреевского. Они считали, что с помощью этого универсализма можно удалить „раковую опухоль" западноевропейской культуры Нового времени, которой свойственно „разобщение человеческих сил". Их главной задачей был призыв к „синтетическому воскресению разъединенных наук", способных понять жизнь во всей полноте и оказывать на нее влияние лишь во взаимодействии друг с другом. Этот универсализм, считает Степун, является главным показателем тесной связи романтизма с социологией. Выявлению романтической интенции, лежащей в основании немецкой социологии, посвящен его историко-социологический анализ. Он отмечает, что отличительной чертой романтической социологии является не только интерес к переживаниям, касающихся субстрата объекта, имеющего предметное выражение, - картины, скульптуры, здания, государственные законы, - но и бессубстратные явления - брак, дружба, любовь, вражда, родина, нация, смерть и т.д. В предметные формы культуры воплотить эти явления невозможно, но они „имманентно присущи человеческой душе".1 Вслед за И. Гете Степун называет эти явления „жизненными формами". Чтобы более понятно выразить для современников их специфику, он применяет терминологию неокантианской теории ценностей и определяет эти объекты социологии как „ценности состояния", в отличие от ■ „предметных ценностей" культурологии. Один из недостатков

социологических исследований, на взгляд Степуна, заключается в том, что „они, в первую очередь, рассматривают

1 Степун Ф.А. Социологическая объективность и христианская экзистенция.

//Социологический журнал. 1995. С. 106

феномены, касающиеся государства и общества, экономики, науки, искусства, иными словами ценности из области культуры, и очень мало изучают текущую под культурой и питающую ее жизнь."1 Задачу рассмотрения этой жизни ставит перед собой „молекулярная социология", которой был занят, в последние годы жизни, Г. Зиммель и методологическим обоснованием которой занимался, впоследствии Степун.

Одна из основных задач социологии, по его мнению. - это изучение исторического прошлого с намерением способствовать приходу гармоничного будущего. Чтобы выполнить эту и другие, присущие ей задачи, социология должна быть связана с современностью, закрепленной в пережитом исследовательском опыте, проявляющемся в „универсальных образах" человеческого бытия и исторической жизни. Защищая связь социологии с жизнью, Степун рекомендует избегать иной крайности - узкой политической ангажированности и псевдонаучной объективности.

Для достижения максимальной степени объективности он выдвигает три методологических требования, следование которым необходимо исследователю.

Социолог обязан, в первую очередь, изучить все первоисточники и литературу по исследуемой проблеме, то есть, он должен помнить, что он член научного сообщества, а не изолированный индивид. Степун отмечает, что объективность в искусстве обусловлена безусловно признанными формами, в то время как у ученого она коренится в данности материала в „научно установленных фактах, которые не могут быть подвержены никакому субъективному сомнению". Для него, как для исследователя, большое значение имеет интуиция. Поэтому первое

' Степун Ф.А. Социологическая объективность и христианская экзистенция.

//Социологический журнал. 1995. №4. С. 107

2 См. Simmel, Georg: Philosophie des Geldes. Suhrkamp Verlag. 3. Auflage.

S. 12

3 Степун Ф.А. Социологическая объективность и христианская экзистенция.

//Социологический журнал. 1995.. №4. С. 107

и основное условие правильности основной интуиции исследователя это соответствие ее имеющимся фактам. Зто требование Степун считает важным, но недостаточным. Сами по себе занятия с голыми фактами, статистическими данными и несогласующимися с ними мнениями социологов дают мало полезных сведений.

Поэтому необходимо соблюдать, также, и второе требование, которое Степун называет этическим. Суть его состоит в том, что истинной объективности социолог может достичь только в том случае, если ему удастся интуитивно постичь поступки людей, суть событий и правильно их оценить. Это требует от социолога "разорвать круг своего эгоцентрического себялюбия и открыть себя другим людям.1 Для Степуна социолог, не овладевший техникой "самоочищения" не может заниматься социологией как объективной наукой. Освободиться от этого "эгоцентрического мира" социологу необходимо не только для правильного понимания повседневности, но и для понимания своих коллег-оппонентов.

Сам процесс исследования непосредственно связан с .личными переживаниями исследователя и его интуицией, поэтому исследователь должен быть особенно осторожным с определением „ложная точка зрения", так как оно имеет в социологии несколько иной смысл, нежели в иных науках. Степун, следуя И. Киреевскому, признает важ�