автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Совершенная личность в системе общественных отношений

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Сизова, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Совершенная личность в системе общественных отношений'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Совершенная личность в системе общественных отношений"

005001787

СИЗОВА Наталья Николаевна

СОВЕРШЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 4 НОЯ 2011

Красноярск — 2011

005001787

Работа выполнена на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Мельникова Татьяна Витальевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Бармашова Татьяна Ивановна

кандидат философских наук, доцент Пугацкий Михаил Владимирович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники»

Защита состоится «07» декабря 2011 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.249.01 при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева по адресу: 660014, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», д. 31, зал заседаний диссертационного совета, корпус «П».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Автореферат разослан «07» ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, ^ (

кандидат философских наук О. В. Летунова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения как общих проблем познания личности и общества, так и особенностей каждого типа личности в системе актуальных общественных отношений, в связи с чем социальная философия развертывается как философская методология, востребующая соответствующие исследовательские подходы и методы, актуальные методологические традиции и т.д. Также возникает необходимость разделять специфику общественных отношений по различным основаниям, согласно которым общество в соответствии с метафизической и диалектической методологией философского познания предполагает свой собственный стиль жизни, который задается характером самовоспроизведения своей идентичности, типом культуры и т.д.

В соответствии с метафизической философской методологией, принципом дуализма и принципом антропоцентризма, индивидуализма и свободы воли понятия личности, общества и т.д. исследуются как материальные и идеальные ценности, занимающие определенное место в шкале ценностей. Данные ценности приобретают широкое значение и актуализируется ценностный исследовательский подход, следствием которого выступает определенное развитие принципа антропоцентризма.

Сегодня же на смену антропоцентрическому мировоззрению приходит ашропокосмическое мировоззрение, которое актуализирует диалектический вариант сущностного исследовательского подхода и востребует диалектическую философскую методологию. В данном типе мировоззрения находится русская идея с ее особенностями: русским космизмом, установкой на борьбу с энтропийным хаосом в окружающей природной и социальной среде, а также обменом с Природой. Иоанн Дамаскин называл Природу иконой Бога1. Мироощущение представителей русской цивилизации близко к смыслу такого представления. Космологическая судьба Вселенной не может оставаться вне

1 Антипенко Л. Г. Русская цивилизация. [Электронный ресурс] // Русская застава : офиц. сайт. URL: // russzastava.narod.ru/russdumaantip.html. (дата обращения: 25.01.2011).

зависимости от экономической и духовной деятельности людей на планете. От космологического мировоззрения во многом зависит выбор социального уклада жизни человечества. Проблема антропосферы на сегодняшний день состоит в том, чтобы законы развития человеческой цивилизации согласовывать с законами жизни и развития биосферы, при этом выясняется, что проблема оптимизации отношения «биосфера - человечество» не может быть решена без снятия острых противоречий в системе «общество - личность». Актуальный подход к исследованию личности заключается в переходе к ее изучению именно в рамках диалектической методологии научного познания.

Существенны следующие положения актуальности темы данного исследования.

Во-первых, с древних времен и по настоящее время русскими философами для познания мира была востребована диалектическая исследовательская методология, в основе которой находится принцип единства мира, всеобщей связи явлений и теория познания как теория отражения. Всеобщая связь предстает как связь оформлений совершенства, составляющих полноту космической (русской) модели Лад. Реализация оформлений совершенства: стройности, организации, упорядоченности, гармонии мыслится как борьба с нестроениями, как созидание в жизнедеятельности общества и природы. Данные оформления совершенства являются результатом антиэнтропийных процессов, т. е. совершенствованием общественных отношений в рамках жизнедеятельности общества. При этом личность может быть только совершенной, так как находится в процессе постоянного совершенствования. Именно деятельность совершенной личности направлена на борьбу с энтропийным хаосом, на эквивалентный обмен с Природой, на созидание и духовное преображение. Созидание же в любой сфере общественной жизни обнаруживает действие законов развития природы, общества и мышления, т. е. законов диалектики.

Во-вторых, важным доводом в пользу данного исследования может служить и недостаточная степень разработанности проблемы личности с учетом актуальных в обществе методологических традиций.

Данными основаниями определяется выбор темы исследования и характер

исследовательских задач.

Основная концепция диссертационной работы состоит в том, чтобы показать, что в настоящее время проблемы личности в российском обществе могут успешно разрешаться в соответствии с диалектической методологией, включающей в себя сложившуюся в российском обществе космическую модель мира.

Степень разработанности темы. Изучением таких явлений как личность и общественные отношения, выявлением их специфических особенностей, исследованием различных типов личности, системы общественных отношений в различных типах общества занимались многие исследователи.

Методологический базис исследования понятия «личность» представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Понятие личности раскрывается в работах западных исследователей Цицерона, С. Боэция, Фомы Аквинского, Т. Гоббса, И. Канта, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегеля, К. Маркса и др., а также в работах византийских и отечественных философов Иоанна Дамаскина, Григория Нисского Ф. И. Карпова, Симеона Полоцкого, В. Н. Лосского, Феофана Прокоповича, А. Н. Радищева, А. Ф. Лосева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, П. М. Чуринова и других.

Понятие свободной личности раскрывается в работах Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Г. Фихте, Г. Спенсера, Ф.фон Хайека, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других.

Понятие совершенного человека и совершенной личности исследовали Платон, Аристотель, Климент Александрийский, Прокл, Иоанн Дамаскин, Илларион Киевский, Иоаш1 Грешный, Ф. И. Карпов, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, Ю. Крижашя, А. С. Хомяков, 10. Ф. Самарин, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Н. И. Новиков, Н. Н. Алексеев, Н. Ф. Федоров, Н. М. Чуринов и других.

Анализ личности в системе общественных отношений представлен в трудах западных философов: Т. Гоббса, Г. Гегеля, П. Бергера, Алан Макфарлейна, Л. фон Мизеса, К. Шмитга, Э. Фромма, 3. Баумана, Г. Маркузе; греческих и

отечественных исследователей: Платона, Аристотеля, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина, С. Л. Франка, П. Е. Астафьева, Н. М. Карамзина, К. Е. Чхеидзе, А. Л. Анисина, Г. С. Батищева, Е. В. Семенова, Ю. К. Плетникова, Е. А. Лукашевой, Н. М. Чуринова и других.

Представление о влиянии объективных условий на жизнедеятельность общества раскрывается в трудах западноевропейских философов: Г. Гегеля, К. Маркса; отечественных философов: Пафнутия Боровского, Юрия Крижанича, И. С. Аксакова, В. П. Воронцова, А. С. Панарина, В. О. Ключевского,

A. Л. Чижевского, Л. Н. Гумилева, Г. С. Батищева, В. Н. Сагатовского,

B. С. Степина, А. М. Ковалева, В. П. Филатова, Л. Г. Антипенко, Н. М. Чуринова и других.

Вопросы управлением обществом исследовали западные теоретики: Дж. Ролз, Г. Рормозер, Дж. Сэндел и другие; отечественные философы: Прокопий Кесарийский, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Феофан Прокопович, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, И. С. Пересветов, И. В. Киреевский, Л. П. Карсавин и другие.

Подвижническая деятельность как деятельность совершенной личности раскрывается в трудах отечественных исследователей: Серапиона Владимирского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого,

C. С. Аверинцева, В. В. Скопина, А. В. Вершкова, Н. М. Чуринова и других.

И, тем не менее, понятие «совершенная личность» изучено не достаточно полно и требует дополнительного методологического анализа.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является личность, предметом исследования выступает понятие «совершенная личность».

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ понятия «совершенная личность», а также социально-философский анализ деятельностных форм совершенной личности в системе общественных отношений.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

1) проанализировать исследования в развитии понятия «личность», проводившиеся отдельными теоретиками, философами и различить основные теоретические подходы его изучения;

2) изучить основные стандарты жизнедеятельности совершенной личности;

3) исследовать совершышую личность в соответствующей системе общественных отношений;

4) провести анализ развития совершенной личности в системе актуальных общественных отношений;

5) показать, как развертываются общественные отношения в условиях коллективистского способа производства общественной жизни;

6) исследовать деятелыюстные формы совершенной личности в условиях прогресса и регресса общественных отношений.

Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод и соответствующие принципы научного познания.

Решение изучаемых проблем осуществляется на основе следующих общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного; методов анализа, синтеза, логического и исторического.

Интерпретируются социальные отношения, властные отношения, нормы поведения, стиль и образ жизни - все, что составляет социальное бытие общества. Критический анализ существующих общественных отношений является отправной точкой в стремлении их совершенствовать в зависимости от содержания исторической эпохи, актуализировать возможности желаемых общественных отношении, а также средства воспроизводства существующих отношений.

Научная новизиа диссертационного исследования отражена в следующих положениях;

- обосновано, что в рамках западного философского теоретического творчества понятие личности восходит к понятию «персона», которое согласно

принципу дуализма и принципу антропоцентризма подразумевает либо идеальную сущность, либо понятие, предназначенное для описания действительности; понятие «персона» есть теоретическая репрезентация действительности, изобретение человеческое и существенно в плане метафизической системы теоретизирования;

- показано, что в рамках отечественного философского теоретизирования понятие личности восходит к понятию «ипостась», которое согласно принципу отражения и принципу всеобщей связи явлений раскрывает понятие «личность» как существование сущности прообраза; понятие «личность» выступает как образ действительности, который существенен в плане диалектики сущности и явления, когда существование мыслится как следствие опосредствования сущности и существенно в плане диалектической системы теоретизирования;

показано, что в зависимости от характера актуальных общественных отношений, со становлением метафизической и диалектической методологии формировалась или свободная личность или личность совершенная.

- установлено, что понятие «совершенная личность» выступает как отображение тех общественных отношений, при которых общество может самоутверждаться в качествах личности развивающейся по направлениям от менее совершенной к более совершенной личности или от более совершенной личности к менее совершенной личности;

- показано, что совершенная личность развертывается в условиях актуальных стандартов естественности, рациональности и социальности, согласно которым совершенствование личности способствует совершенствованию общества и общественных отношений, а совершенствование социума - совершенствованию личности в зависимости от содержания исторической эпохи;

- показано, что социальность общества, в соответствии с диалектическим философским теоретизированием предполагает необходимость воспроизведения общества, скрепляемого и единого мерой

совершенства общественных отношений;

- установлено, что совершенство общественных отношений детерминируется практикой реализации принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, при которой гармоничное взаимодействие между обществом и природой, а также совершенствование межличностных отношений и т.д. являются существенными составляющими процесса совершенствования общественных отношешш;

- установлено, что совершенная личность представлена «лучшими людьми» и получает свою законченность в других личностях, вкладывая свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений;

- показано, что совершенство общественных отношений детерминирует необходимость социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса;

- показано, что коллективистский способ производства общественной жизни, позволяющий обществу адаптироваться к наличным критическим условиям, формируется в критических объективных условиях и субъективных факторах;

- установлено, что для коллективистского способа производства общественной жизни большое значение приобретает принцип следования объективным законам развили природы. Жизнедеятельность коллективистского типа общества под влиянием специфики объективных условий и субъективных факторов направлена на приспособление к данным условиям, на позитивное разрешение встающих перед обществом задач;

- установлено, что процесс деятельности совершенной личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни направлен на борьбу с нестроениями, на созидание, т.е. на реализацию стройности, организации, упорядоченности, гармонии как оформлений совершенства в жизнедеятельности общества и природы;

- доказано, что общество становится более жизнеспособным и устойчивым по отношению к негативным факторам жизни общества, усложняющим процесс его самоутверждения в условиях совершенствования

общественных отношений и усовершенствования личности;

- показано, что подвижническая деятельность, являясь антиэнтропийным процессом, предстает как отрицательный вклад в социальную энтропию, ограждает жизнь общества от регрессивных моментов в развитии общества, способствует социальному прогрессу в обществе.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в процессе познания личности как совершенной личности востребуется основное значение понятия «совершенная личность»: в диалектической традиции понятие «совершенная личность» - это образ действительности, развивающийся по линии совершенствования общественных отношений. Полученные теоретико-методологические результаты социально-философского анализа понятия «совершенная личность» раскрывают основу для дальнейшего изучения специфики социального прогресса российского общества.

Практическая значимость результатов состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, чтения таких учебных тем социальной философии как «общество», «цивилизация», «культура», «личность», «личность и общество», «личность человека», «развитие общества», а так же в курсах лекций по социальной философии, политологии и социальной психологии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом 2,5 п.л., в том числе в статьях в аккредитованных ВАК журналах.

Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора: на Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Повышение качества непрерывного профессионального образования (Красноярск, 2006); на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (Пенза, 2006); на IV Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание» (Пенза,

2010); на III Международной научно-практической конференции. «Инновационные тсхпологии в образовании» (Пенза, 2010); на VII Международной научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны» (Пенза, 2010); на V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010); на XVI Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. (Новосибирск, 2010) и др.

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государствешюго аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Структура диссертации. Структура работы определяется целью работы, последовательностью решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования, методологические и общетеоретические основы диссертационной работы, раскрываются ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Личность в системе общественных отношений» диссертант осуществляет историко-философский анализ становления категории «личность». Исследуются типы личности в соответствии с двумя методологическими традициями: метафизической и диалектической. Актуализируется проблема власти лучших людей в контексте методологических основ управления обществом.

В первом параграфе главы первой «Понятие личности» проводится анализ содержания понятия «личность».

Анализ понятия личности дает основание различить две методологические традиции в исследовании личности: метафизическую традицию, прочно укоренившуюся в исследованиях европейских ученых и диалектическую

традицию, преобладающую в российской науке.

Диссертант показывает, что представление о личности, согласно метафизической методологической традиции философского познания действительности сформировалось в результате развития древнеримского понятия «персона». Такое понятие личности согласуется с теорией познания как теорией репрезентации. «Персона» с точки зрения метафизической традиции означало социальную роль человека, в первую очередь, в юридическом смысле. Данное обстоятельство обусловлено гипертрофированным правовым мышлением античного Рима, в котором обязанность соблюдать право вытекала из представления об универсальной силе права. Поведение индивидов в Древнем Риме, также как и во всем западном обществе, в различные эпохи регламентировано исключительно законом, имеющим верховенство. При этом в основе поведения индивидов находится индивидуализм и свобода воли. Право обеспечивает свободу личности. Только свободный человек исследуется как «persona».

Диссертант показывает, что представления о свободной личности в западной философии начали формироваться изначально в системе двух существующих традиций западного теоретизирования: номиналистской (неономиналистской) и реалистской (неореалистской). Каждая их них является версией реализации принципа дуализма, согласно которому материальные и идеальные сущности существуют независимо друг от друга.

Согласно методологии неореалистов, все материальные предметы и вещи, а также весь мир, состоящий из этих предметов, есть определенные репрезентации абстрактных сущностей. Сами же абстрактные сущности в соответствии с теорией познания как теорией репрезентации выступают в качестве репрезентантов. И если результатом познания становятся абстрактные сущности, то сам процесс познания предстает как абстрагирование. Понятие свободной личности неореалистская традиция характеризует как сконструированную идеальную модель, идея которой затем воплощается в жизнь. И. Кант пишет: «Идеал угодной богу человечности (следовательно, такого морального совершенства, какое только возможно для существа,

зависящего от своих потребностей и влечений) мы можем мыслить только в идее человека»1. В данном случае личность выступает как репрезентация понятия свободной личности.

В соответствии с неономиналистской методологической традицией понятие «свободная личность» раскрывается в качестве репрезентации личности как непознаваемой сущности. Востребуется необходимость формулировки тех или иных произвольных интерпретаций, т.е. репрезентаций указанной непознаваемой сущности. По мнению сторонников неономиналистской методологии, в соответствии с принципом плюрализма каждый исследователь описывает личность как свободную личность в своем понимании. В процессе познания реализуются степени свободы познающего субъекта. В соответствии с данным принципом субъект имеет большой выбор имен, призванных служить описанию действительности, т.е. репрезентировать действительность, так или иначе трактовать предмет познания в общем и личность в частности. К. Маркс произвольно описывает понятие личности как «рабочая сила», «совокупность всех общественных отношений», «производитель меновой стоимости»2.

Принципиально отличный подход к изучению и всестороннему анализу личности имеет место в русской социальной философии.

Диссертант показывает, что «совершенная личность» в рамках диалектической методологической традиции философского познания действительности предполагает раскрытие жизни общества, прежде всего актуализирующего необходимость совершенствования общественных отношений адекватно содержанию исторической эпохи. Диалектическая система философского теоретизирования предполагает единство человеческого мира в качестве реализации совершенства общественных отношений. Диалектика, пройдя теоретическую обработку в античной философии, а затем в Византии, была воспринята Древней Русыо в контексте ее исконной аналогичной модели мира - Лад. Основными принципами русской модели мира Лад являются принципы единства мира, всеобщей связи явлений и теория познания как теория

Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М. : Наука, 1980. С. 129.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. М.: Политиздат, 1974. С. 195.

отражения. Одним из важнейших стандартов диалектической методологической традиции философского познания действительности является принцип единства сущности и явления, согласно которому понятия выступают как образы действительности. Понятие «совершенная личность» в соответствии с теорией познания как теорией отражения обретает значение образа действительности, значения существования сущности прообраза, то есть явления. Л. П. Карсавин пишет: «Ипостась есть истинная личность (но не личина!)»1. В понятии «совершенная личность» реализуются, соответственно, принцип единства мира, принцип всеобщей связи явлений и другие принципы диалектической методологической традиции.

Во втором параграфе главы «Совершенная личность» исследуются основные стандарты жизнедеятельности совершенной личности.

В диссертации показывается, что теоретическое изучение понятий «совершенная личность» и «совершенный человек» раскрывается уже древнегреческими философами: Платоном, Аристотелем. Совершенство человека принималось в качестве стандарта естественности. Античный космос представлял собой согласованное, гармоничное целое при условии, что каждая из его составляющих (например, человек) занимает подобающее ей естественное место.

При определении понятия «личность» греки употребляли ироз1а51з, изначально означавшее «основание». Иоанн Дамаскин пишет: «Название ипостась Ьироз1а51з происходит от Ьир11ез1а1ш, стоять в основании чего-либо»2.

Раскрытие понятий «совершенная личность» и «совершенный человек» представлено в работах следующих византийских теоретиков: Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др. Византийские философы полагали, что «человек был создан совершенным». Ипостась Бога признавалась совершенством, понятием «совершенный» подчеркивалось основание человека, так как в основании совершенного человека лежит совершенство.

Карсавин Л. П. О личности. Религиозно-философские сочинения. В 2 т. Т.1. М.: Ренессанс. 1992. С.325.

2 Иоанн Дамаскин. Диалектика. / Пер. Н. И. Сагарда // Творение преподобного Иоанна Дамаскина. М.: Источник знания. 2002. С. 78.

«Совершенство первозданной природы выражалось прежде всего в этой способности приобщаться к Богу...»1.

Способом существования совершенной личности выступает совершенная добродетель, именно в добродетели личность может реализоваться как совершенная личность. Посредством добродетели обнаруживается уровень совершенства личности. В качестве стандарта естественности совершенная добродетель раскрывает такие явления, как бескорыстное служение Отечеству, подвижничество, взаимопомощь как основу развития. Данный стандарт призывает к вписыванию в гармонию окружающего мира и ориентирует на неразрушающее познание, сохраняющее природные балансы. Результатом при этом выступает совершенное знание, характеризующееся системностью, организованностью, упорядоченностью и т.д., т.е. оформлениями совершенства.

Совершенное знание, благодаря заключешюму в нем противоречию -наличию диалектики абсолютного и относительного, объективного и субъективного в содержании истины, детерминирует развитие человека и предстает как определенный ключ к пониманию природы и основы совершенствования (восполнения несовершенства, достижения полноты), совершенствования обществешшх отношений. Совершенное знание, основанное на теории познания как теории отражения, предполагает изучение объектов исследования в качестве прообразов, в результате чего совершенная личность предстает как образ, отражающий существование сущности прообраза. На этой основе раскрываются представления об истине как соответствии знаний действительности, как знании-образе, наиболее полно отражающем его содержание.

В религиозной философии стандарт совершенной личности раскрывается в диалектике совершенного и несовершенного, как в Божественном уподоблении. Согласно этому подходу, именно лик наиболее близок к Богу, а личина наиболее удалена от Него. Лик есть «образ Божий» в человеке, при этом нисколько не исключается личность, поскольку нет лика без личности, совершенство которой следует мыслить как отрицание несовершенства, его преодоление и восполнение: «Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику

1 Лосский Н. О. Мистическое богословие. Киев : Путь к истине. 1994. С. 177.

вслед Его ходит; в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ как в зерцале, а там зрят явление истины»1.

Принятие совершенства в качестве стандарта естественности выводит на первый план такие понятия, как системность, гармония, упорядоченность и т.д., представленные как оформления совершенства. Процесс совершенствования личности в указанных оформлениях совершенства предстает как борьба с нестроениями, как антионтропийный процесс, как созидание. В качестве стандарта социальности антиэнтропийный тип прогресса представляет собой процесс преодоления социальной энтропии, внесения в нее отрицательного вклада путем совершенствования общественных отношений. В заданном аспекте совершенную личность исследуют славянофилы и их последователи, которые, согласно стандарту социальности коллективизму, по достоинству оценивали русскую соседскую общину, разработали понятие соборности и раскрыли их тесную связь с добродетелью как характеристикой общественных отношений. Русские философы исследовали диалектику единого и многого, доказывали необходимость в России единоумия, единомыслия и единодушия, поскольку диалектически единое предполагает многое, а многое в свою очередь предполагает единое. Согласуясь с диалектикой единого и многого, ими также была реализована определенная программа изучения общественных отношений общества, в котором человек как личность гармонично взаимодействует с другими личностями, развивается по вектору совершенства.

От идеи совершенства производно понятие совершенствование и усовершенствование. Совершенная личность, как сущность, являющаяся и в явлениях обнаруживающаяся как сущность, раскрывает процесс своего развития как процесс совершенствования. Совершенная личность предполагает, что личность развивается по вектору совершенства, реализуя свой потенциал в процессе совершенствования общественных отношений.

Личность выступает совершенной лишь через становление, развитие, становясь «усовсршенной». Л. П. Карсавин пишет: «Истинную задачу личности можно определить как саморазвитие в раскрытии высшего и ради раскрытия

' Преподобный Серафим Саровский. М.: Благовест. 2010. С.430.

высшего»1. В этом смысле совершенная личность святого - это следствие саморазвития личности человека, ее самосовершенствования, восхождения от менее совершенной личности к более совершенной.

Автор диссертации показывает, что основные стандарты жизнедеятельности совершенной личности соответствуют теории познания как теории отражения и диалектическому стилю научного познания в целом, ориентируют на раскрытие целостности совершенной личности, выявляет многообразные связи и отношения, сведение их в единую систему, а также предполагает изучение личности в качестве объективно-реальных аналогов -прообразов, в связи с чем, научная теория предстает как теория-образ, отражающая существование сущности прообраза.

В третьем параграфе главы первой «Система общественных отношений» исследуется личность в системе общественных отношений.

В соответствии с метафизической методологической традицией западного теоретизирования, общественные отношения развертываются в универсалистской модели мира, при этом актуализируется принцип дуализма и принцип антропоцентризма, согласно которым получают приоритетную значимость отношения роста, возвышения, изобретения, удовлетворения потребностей и т.д. К. Маркс пишет: «Каждое деятельное проявление его (индивида) существа, каждое его свойство, каждое его жизненное стремление становится потребностью....»2, Именно необходимостью удовлетворения потребностей, согласно К. Марксу, обусловлено материальное производство, как фундамент общественного устройства. Очевидно, что при таком подходе для К. Маркса основными общественными отношениями выступают экономические отношения, а именно отношения обмена, распределения, потребления и собственности. Из характера этих отношений вытекает и специфическая для индивидуалистической общественной системы форма бытия личностей, которое можно определить как «частичное», «нецелостное», «случайное», «свободное» и т.д. Свободные общественные отношения образуют определенный набор

Карсавин Л. П. Церковь, личность и государство // Сочинения. М. : Раритет, 1993. С. 411.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. .М.: Политиздат, 1974. С. 134

степеней свободы, определенное ограничение каждой из степеней свободы, в рамках которых человек выступает как свободный человек, свободная личность, а общество - как общество свободных личностей.

При исследовании общественных отношений в соответствии с диалектической методологической традицией философского теоретизирования, диссертант руководствуется сущностным исследовательским подходом, согласно которому философское познание действительности выступает как постижение сущности действительности. Согласно диалектической методологической традиции философского теоретизирования в рамках космической модели мира общественные отношения формируются и развиваются в соответствии с основными принципами единства мира и всеобщей связи явлений, а также теорией познания как теорией отражения, согласно которым явления существенны, а сущности являются. Принцип всеобщей связи явлений предполагает, что ничто не может быть изъято из всеобщей связи и ничто не может быть произвольно привнесено в нее извне. В данной закономерности раскрывается определенный аспект полноты содержания мира. Полнота раскрывается в качестве одного из главных оформлений совершенства. В основе всеобщей связи лежат диалектические противоречия, раскрывающиеся в диалектике сущности и явления, связи и отношений и т.д. Согласно диалектике сущности и явления, явления существенны, а сущности являются. Каждое из оформлений совершенства предстает как единство его сущности и явления. Согласно принципу всеобщей связи явлений, всеобщая связь распространяется на явления и далее посредством явлений - на сущности. Опосредованность сущностей их взаимосвязанными явлениями показывает, что сущности взаимно обусловлены, и таким образом выступают как отношения. При этом явления данных сущностей представлены связями, явления могут быть реализованы в связях. В данном случае принцип всеобщей связи явлений раскрывает мир в качестве единой системы диалектически взаимосвязанных явлений, т.е. явлений, сущностями которых выступают оформления совершенства. Наличие связей между явлениями предполагает отношения, которые опосредствованы связями. Опосредованность

отношений раскрывает одну из сторон единства опосредствованного и непосредственного в диалектике. Поскольку сущности связаны посредством явлений, постольку сущности раскрываются опосредовашюстью отношений. Посредством взаимосвязанных явлений возникают отношения между сущностями. Данные отношения выступают как формы опосредствования, связывающие материальные и идеальные объекты как сущности. Поскольку данные сущности составляют содержание полноты всеобщей связи, постольку они предстают как оформления совершенства. Связи и отношения предполагают познаваемую сущность, и поэтому результаты познания предстают как неотделимые от сущности явления, и следовательно, общество выступает как некая целостность.

В начале XX века К. А. Чхеидзе, развивая идею совершенного общества «по типу Троицы», в котором личности, подобно Троическим ипостасям, связашш неслиянно и нераздельно, пребывают в неразрывном единстве, утверждал, что мир совершенен, являясь отражением совершенной сущности как основы всего были: «Образ пресвятой Троицы - это не «абстрактное» представление, а величайший закон действия. Человечество должно усиливаться к тому, чтобы устроить (организовать) свою жизнь по образу и подобию пресв. Троицы. Этот божественный Союз раскрыт человечеству не на «поглядение», а на уподобление»: сущность проективизма (в данном случае) состоит в утверждении, что человечество должно принять Образ пресв. Троицы за образец собственного устройства»1. В соответствии с принципом совершенства, обусловленным единством сущности и явления, понятие «совершенное общество» выступает как образ действительности. Общество как сущность являющаяся и в явлениях обнаруживающаяся как сущность, раскрывает процесс своего развития как процесс совершенствования совокупных общественных отношений, процесс развития совершенных отношений.

Отечествешше философы (Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин и. др.) вслед за античными, византийскими, древнерусскими мыслителями пропагандируют совершенные отношения, развертывающиеся в космической модели мира. Данная

1 Чхеидзе К. А. Записка о философии Н. Ф. Федорова // Евразийские тетради. 1934. № 4. С. 32.

модель мира воспроизводит отвечающую требованиям принципа единства мира диалектическую лотку, согласно которой имеют место отношения, способные становиться более совершенными или менее совершенными.

Принципами процесса совершенствования общества являются объективные условия и субъективные факторы жизнедеятельности общества, определяющие необходимость усовершенствования отношений между людьми и отношения между природой и обществом. Данное усовершенствование отношений между людьми и отношений между природой и обществом, согласно диалектическом)' методу мыслится как борьба с нестроениями, как созидание. В результате созидания возникают совершенные общественные отношения, образующие гармоничность, стройность, организованность и др. оформления совершенства в жизнедеятельности природы и общества. Созидание в любой сфере общественной жизни обнаруживает действие законов развития природы, общества и мышления, т.е. законов диалектики.

Совершенная личность постигает свое совершенство в условиях наличного содержания всеобщей связи, объективно сложившейся ситуации в жизни природы и общества и в данной ситуации личность оказывается жизнеспособной как совершенная личность, как личность, адаптированная к реальной ситуации. Являясь совершенной личностью, личность выступает носителем единства мира, воплощением тождества единства мира и всеобщей связи явлений, таким же воплощением тождества единства мира и всеобщей связи явлений является общество, исследуемое русскими философами в рамках диалектического философского теоретизирования.

Во второй главе «Развитие личности в системе общественных отношений» проводится анализ процесса формирования и развития личности в условиях общественных отношений.

В первом параграфе второй главы «Развитие совершенной личности в системе общественных отношений» исследуется развитие совершенной личности в системе актуальных общественных отношений.

Личность с момента рождения застает определенный уровень общественных отношений, формируется в условиях существующих,

сформировавшихся до его рождения общественных отношений. В процессе своей жизнедеятельности совершенная личность принимает такие условия, которые позволяют ей в какой-то определенной мере реализовать свой потенциал, раскрыть качества, позволяющие личности быть востребованной обществом.

Совершенная личность выступает как способ существования соответствующих определенному аспекту единства человеческого мира наличных общественных отношений. Общественные отношения в зависимости от особенностей исторической эпохи, стадии своего развития и т.д. изменяются и требуют постоянного усовершенствования. Совершенная личность во всех общественных отношениях должна суметь адаптироваться таким образом, чтобы ни на каком этапе своей жизнедеятельности не вступать в конфликт с обществом и максимально реализовать свой творческий потенциал в наличной системе обществешшх отношений.

Диссертант доказывает, что совершенная личность в обществе в процессе своей жизнедеятельности выступает как более или менее совершенная личность, как более или менее отвечающая наличному уровню совершенства общественных отношений. И поэтому процесс развития совершенной личности происходит как процесс присвоения данных общественных отношений. Наличный уровень совершенства общественных отношений поддерживается и поощряется силами различных социальных институтов, обеспечивающих реализацию соответствующих социальных норм, в том числе норм права, религиозных норм, норм морали, идеологических норм, норм партийной жизни, норм жизни производственных коллективов, норм обычаев, традиций и т.д. Одна из основных функций социального института заключается в управлении обществом. Развитие личности становится успешным только при обеспечении адекватности концепции управления обществом.

Социальный институт в системе диалектического метода предстает как оформление совершенства, располагающего соответствующими определениями: свойствами, качествами, функциями, характерными чертами, обеспечивающими усовершенствование общественных отношений. Одним из таких качеств

выступает диалектическое единство управления и самоуправления, выражающееся в явлениях народовластия, народоправства, где социальный институт предстает как власть лучших, избранных из народной среды людей. В данной связи социальный институт понимается как соборный субъект, оформленный на основе практики гармонии духовной и светской властей.

Стандарт гармонии властей актуализирует проблему лучших людей. Данной проблематикой занимались историки и философы: Прокопий Кесарийский, И. А. Ильин, Н. А. Казакова, Н. М. Чуринов и др. Лучшие люди -это передовая часть общества, его социальный авангард, являющийся образцом духовности, морально-нравственных качеств, и обладающий способностью и возможностью повести за собой общество по пути совершенствования общественных отношений, достижения гармонии властей. Главным критерием принадлежности к «лучшим людям» является наличие добродетели. Лучшие люди, составляющие соборные субъекты, в своей управленческой деятельности служат делу совершенствования общественных отношений, поэтому их деятельность предстает как деятельное совершенство, как антиэнтропийный процесс, как созидание.

Диссертантом обосновывается, что духовная и светская жизнь в плане единства объективных условий и субъективных факторов обнаруживают неотделимость друг от друга также как и неотделимость друг от друга духовной и светской властей. Данная неотделимость выступает как свидетельство последовательной реализации принципа единства мира, принципа всеобщей связи, космической модели мира. При этом единство власти духовной и власти светской исключает принцип антропоцентризма, который лежит в основе классового подхода.

Во втором параграфе главы «Коллективистский способ производства общественной жизни» показывается, как развертываются общественные отношения в условиях коллективистского способа производства общественной жизни.

Основываясь на том, что основу производства и воспроизводства общественной жизни составляет совокупность общественных отношений и форм

жизнедеятельности людей, диссертант дает развернутый анализ понятиям «труда» и «деятельности» согласно метафизической методологической традиции философского теоретизирования и диалектической методологической традиции философского теоретизирования. При этом указывает, что в социальной философии деятельность раскрывается как специфически человеческая форма отношения к миру, и в этой форме осуществляется целенаправленное, целесообразное преобразование мира и, как следствие, создание людьми собственных отношений и самих себя.

Различая типы общества - ивдивидуалистический и коллективистский, диссертант показывает, что общество формируется и развивается объективно в зависимости от наличных объективных условий становления: климатических, географических, геополитических и др., а также субъективных факторов. В этих условиях возникают соответствующие способы производства общественной жизни: индивидуалистический и коллективистский, детерминирующие тип социальности общества и соответствующую ему модель мира.

Диссертантом указывается, что специфика способа производства общественной жизни зависит от типа его социальности. Коллективизм, являясь стандартом социальности, предполагает положение о том, что система отношений, возникающих на основе совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью, заключается в тенденции к единству, соседской общинности, соборности, товарищеским формам сотрудничества, обусловленным всесторонней зависимостью бытия людей. Коллективизм предполагает также такие отношения между личностью и обществом, при которых развитие общества в целом создает благоприятные условия для развития личности, а развитие личности представляет собой основное условие прогресса всего общества, при этом совершенствование общественных отношений способствует процессу преодоления социальной энтропии путем внесения в нее отрицательного вклада.

Рядом исследователей представлено положение о том, что различные объективные условия жизнедеятельности обществ детерминируют различный характер развития общественных отношений (И. С. Аксаков, В. А. Ключевский,

В. П. Воронцов, А. М. Ковалев и др.). Суровый климат, большая территория, многонациональный состав населения, опасное геополитическое расположение -эти условия способствовали процессу роста дезорганизации, беспорядка, хаоса, т. е. социальной энтропии в русском обществе и эти же условия формируют коллективистскую сущность общества. Коллективистское общество крепко силой совершенства общественных отношений и поэтому оно выживает в тяжелых условиях. Воспроизводство общественных отношений и развитие общества в таких условиях обеспечивается потому, что это общество измеряет свою жизнь мерами совершенства отношений между людьми, народами, производствами и т.д.

Диссертант исследует, что коллективистский способ производства общественной жизни формирует космическую модель мира, которая, согласно диалектической традиции, формируется в ходе практической деятельности как модель выживания и самоутверждения общества. Выдвигая единство мира и совершенство как проявление всеобщей связи явлений в качестве основных стандартов космической модели мира, диссертант доказывает, что теория личности в плане данной модели мира, адекватной жизнедеятельности коллективистского общества, строится на основе диалектической методологии. Деятельность совершенной личности в рамках жизнедеятельности коллективистского способа общественной жизни людей выступает как тектологически оформленная социальная практика, как деятельность, направленная на борьбу с нестроениями, которая мыслится как созидание, т.е. как реализация стройности, организации, упорядоченности, гармонии как оформлений совершенства в жизнедеятельности общества и природы. Петер Козловски пишет: «Только путем обмена с природной и социальной средой живой организм может сохранить себя на более высоком уровне упорядоченности и на уровне меньшей энтропии»1. Данные оформления совершенства являются результатом антиэнтропийных процессов в рамках жизнедеятельности коллективистского способа общественной жизни людей, что обеспечивает жизнеспособность общества коллективистского типа, полноценное

1 Козловски П. Принципы этической экономии. Спб. : Экономическая школа, 1999. С. 308.

воспроизводство совершенных общественных отношений на каждом этапе развития общества.

Совершенная личность образует социальные оформления совершенства (организации, коллективы и т.д.) и выступает как личность коллективистского типа общества. Совершенная личность в коллективистском обществе получает свою законченность в других личностях, вкладывая свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений. В этом смысле не только личность предстает как часть общества, но и общество - как часть личности, и, соответственно, совершенствование личности способствует совершенствованию общества и общественных отношений, а совершенствование социума совершенствованию личности.

В параграфе третьем главы второй «Совершенная личность в прогрессе и регрессе общественных отношеннй» диссертант раскрывает деятельностные формы совершенной личности в условиях прогресса и регресса общественных отношений.

Одной из значимых задач коллективистского общества является задача воспроизведения тех общественных отношений, которые обеспечивают устойчивое развитие данного типа общества, воспроизведения на каждом уровне своего развития особого образа жизни с учетом наличных общественных отношений, требований каждой исторической эпохи. По мере усложнения требований коллективистское общество должно совершенствоваться согласно данным требованиям и актуализировать качества, способствующие укреплению жизнестойкости общества, повышающие эффективность деятельности традиционных и новых социальных институтов, которые обеспечивают реализацию необходимого для воспроизведения обществом своей идентичности, в том числе процесс развития и усовершенствования общества в делом, социальных групп, личности.

В основе теории социального прогресса коллективистского общества находится совершенство общественных отношений. Данный вид прогресса

раскрывается в контексте положений о совершенствовании общества, улучшении общественных отношений, усовершенствовании личности.

Одним из видов деятельности социальных институтов, обеспечивающих воспроизведение своей идентичности в коллективистском обществе, выступает подвижничество, деятельность которого изначально направлена на обеспечение социального прогресса в обществе. Сутью подвижнической деятельности является созидание. Духовный и физический труд подвижников задает актуальные стандарты общественной жизни в различных областях производства, искусства, культуры, науки, духовного служения обществу. Подвижничество, являясь по мнению Серафима Саровского «деятельным совершенством», предстает как тектологически оформленная социальная практика, направленная на создание, сохранение и воспроизведение оформлений совершенства.

Диссертантом приводятся примеры религиозного и мирского подвижничества, при этом указывается, что все «деятельное совершенство» поощряет социальный прогресс, ограждает жизнь общества от социальной энтропии, т.е. регрессивных моментов в развитии общества. Подвижническая деятельность служит установлению более совершенных общественных отношений, она актуальна, и задачей ее является служение Отечеству, социальный прогресс. Благодаря подвижнической деятельности общество становится более жизнеспособным и устойчивым по отношению к негативным факторам жизни общества.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы: исследование понятия «совершенная личность» в том числе в рамках метафизической методологической традиции философского познания действительности, а именно в версиях неономиналистской и неореалистской метафизической методологической традиции философского познания действительности.

По теме исследования автор

имеет следующие научные публикации:

1. Сизова Н. Н. Формирование духовно-нравственной личности как основа образования в XXI веке // Повышение качества непрерывного профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Зеленогорск: 2005. С. 45-46.

2. Сизова Н. Н. Развитие духовности человека как основа образования третьего тысячелетия // Повышение качества непрерывного профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием : В 2 ч. 4.2. Красноярск : Изд-во ИПЦ КГТУ, 2006. С. 137-140.

3. Сизова Н. Н. Развитие творческого потенциала личности студента в условиях информатизации общества // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза : Изд-во РИО ПГСХА, 2006. С. 165-167.

4. Сизова. Н. Н. К вопросу о власти лучших людей // Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С. 39-41.

5. Сизова Н. Н. Необходимые условия формирования и развития совершенной личности в системе образования российского общества // Инновационные технологии в образовании: сборник статей П1 Международной научно-практической конференции. Пенза : Приволжский Дом знаний, 2010. С. 124-126.

6. Сизова Н. Н. Развитие совершенной личности посредством творческого потенциала // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С. 57-59.

7. Сизова Н. Н. Совершенствование личности как основная задача отечественного образования // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов V Международной научно-практической

конференции: в 2-х частях. Ч. 1. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. С. 2731.

8. Сизова Н. Н. Социализация личности в российском обществе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 4.1. Новосибирск : Издательство НГТУ, 2010. С. 33-37.

9. Сизова Н. Н. Принцип единства обучения и воспитания в процессе совершенствования личности // Философия образования. Новосибирск. 2011, №2 (35). С. 222-228.1

Ю.Сизова Н. Н. Принцип единства обучения и воспитания как важный фактор развития личности российском обществе // Вопросы современной науки и практики Университета им. В. И. Вернадского. Тамбов. 2011. №4 (35). С. 251258.1

Подписано в печать . Формат 60x84/16.

Уч.-изд.л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ №

Отпечатано в отделе копировально-множительной техники СибГАУ 660014, г.Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

ВАК РФ

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сизова, Наталья Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СОВЕРШЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Понятие личности.

1.2. Совершенная личность.

1.3. Система общественных отношений.

Глава 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОТНОШЕНИЙ

2.1. Развитие совершенной личности в системе общественных отношений.

2.2. Коллективистский способ производства общественной жизни.

2.3. Совершенная личность в прогрессе и регрессе общественных отношений.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Сизова, Наталья Николаевна

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения как общих проблем познания личности и общества, так и особенностей каждого типа личности в системе актуальных общественных отношений, в связи с чем, социальная философия развертывается как философская методология, востребующая соответствующие исследовательские подходы и методы, актуальные методологические традиции и т.д. Также возникает необходимость разделять специфику общественных отношений по различным основаниям, согласно которым общество, в соответствии с метафизической и диалектической методологией философского познания предполагает свой собственный стиль жизни, который задается характером самовоспроизведения своей идентичности, типом культуры и т.д.

В соответствии с метафизической философской методологией, принципом дуализма, принципом антропоцентризма, индивидуализма и свободы воли понятия личности, общества и т.д. исследуются как материальные и идеальные ценности, занимающие определенное место в шкале, < ценностей. Данные ценности приобретают широкое значение и актуализируется ценностный исследовательский подход,1 следствием которого выступает а!/ определенное развитие принципа антропоцентризма. ^

Сегодня же на смену антропоцентрическому мировоззрению приходит антропокосмическое мировоззрение, которое актуализирует диалектический I вариант сущностного исследовательского подхода и востребует диалектическую философскую методологию. В данном типе мировоззрения находится русская идея с ее особенностями: русским космизмом, установкой на борьбу с энтропийным хаосом в окружающей природной и социальной среде, а также обменом с Природой. Иоанн Дамаскин называл Природу иконой Бога. Мироощущение представителей русской цивилизации близко к смыслу такого представления. Космологическая судьба Вселенной не может оставаться вне зависимости от экономической и духовной деятельности людей на планете. От космологического мировоззрения во многом зависит выбор социального уклада жизни человечества. Проблема антропосферы на сегодняшний день состоит в том, чтобы законы развития человеческой цивилизации согласовывать с законами жизни и развития биосферы, при этом выясняется, что проблема оптимизации отношения «биосфера - человечество» не может быть решена без снятия острых противоречий в системе «общество - личность». Актуальный подход к исследованию личности заключается в переходе к ее изучению именно в рамках диалектической методологии научного познания.

Существенны следующие положения актуальности темы данного исследования.

Во-первых, с древних времен и по настоящее время русскими философами для познания мира была востребована диалектическая исследовательская методология, в основе которой находится принцип единства мира, всеобщей связи явлений и теория познания как теория отражения. Всеобщая связь предстает как связь оформлений совершенства, составляющих полноту космической (русской) модели Лад. Реализация оформлений совершенства: стройности, организации, упорядоченности, гармонии мыслится как борьба с нестроениями, как созидание в жизнедеятельности общества и природы., > у . V ч*'> I

I > л * 4 л Л ' I

Данные оформления совершенства являются результатом антиэнтропийных процессов, т. е. совершенствованием общественных отношений в рамках жизнедеятельности общества. При этом личность может быть только совершенной, так как находится в процессе постоянного совершенствования. Именно деятельность совершенной личности направлена на борьбу с энтропийным хаосом, на эквивалентный обмен с Природой, на созидание и духовное преображение. Созидание же в любой сфере общественной жизни обнаруживает действие законов развития природы, общества и мышления, т. е. законов диалектики.

Во-вторых, важным доводом в пользу данного исследования может служить и недостаточная степень разработанности проблемы личности с учетом актуальных в обществе методологических традиций.

Данными основаниями определяется выбор темы исследования и характер исследовательских задач.

Основная концепция диссертационной работы состоит в том, чтобы показать, что в настоящее время проблемы личности в российском обществе могут успешно разрешаться в соответствии с диалектической методологией, включающей в себя сложившуюся в российском обществе космическую модель мира.

Степень разработанности темы. Методологический базис исследования понятия «личность» представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Понятие личности раскрывается в работах западных исследователей М. Цицерона, С. Боэция, Фомы Аквинского, Т. Гоббса, И. Канта, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегеля, К. Маркса и др., а также в работах византийских и отечественных философов Иоанна Дамаскина, Григория Нисского Ф. И. Карпова, Симеона Полоцкого, В. Н. Лосского, Феофана Прокоповича, А. Н. Радищева, А. Ф. Лосева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Н. М. Чуринова и других.

Понятие свободной личности раскрывается в работах Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, Д. Локка, Ш. Монтескье, И/ Г. Фихте, Г. Спенсера,! -Ф.фон Хайека, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других.

Понятие совершенного человека и совершенной личности исследовали Платон, Аристотель, Климент Александрийский, Прокл, Иоанн Дамаскин, Илларион Киевский, Иоанн Грешный, Ф. И. Карпов, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, Ю. Крижанич, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Н. И. Новиков, Н. Н. Алексеев, Н. Ф. Федоров, Н. М. Чуринов и других.

Анализ личности в системе общественных отношений представлен в трудах западных философов: Т. Гоббса, Г. Гегеля, П. Бергера, Алан Макфарлейна, Л. фон Мизеса, К. Шмитта, Э. Фромма, 3. Баумана, Г. Маркузе; греческих и отечественных исследователей: Платона, Аристотеля,

И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина, С. Л. Франка, П. Е. Астафьева, Н. М. Карамзина, К. Е. Чхеидзе, А. Л. Анисина, Г. С. Батшцева, Е. В. Семенова, Ю. К. Плетникова, Е. А. Лукашевой, Н. М. Чуринова и других.

Представление о влиянии объективных условий на жизнедеятельность общества раскрывается в трудах западноевропейских философов: Г. Гегеля, К. Маркса; отечественных философов: Пафнутия Боровского, Юрия Крижанича, И. С. Аксакова, В. П. Воронцова, А. С. Панарина, В. О. Ключевского, А. Л. Чижевского, Л. Н. Гумилева, Г. С. Батшцева,

B. Н. Сагатовского, В. С. Степина, А. М. Ковалева, В. П. Филатова, Л. Г. Антипенко, Н. М. Чуринова и других.

Вопросы управлением обществом исследовали западные теоретики: Дж. Ролз, Г. Рормозер, Дж. Сэндел и другие; отечественные философы: Прокопий Кесарийский, Феодосии Печерский, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Феофан Прокопович, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, И. С. Пересветов, И. В. Киреевский, Л. П. Карсавин и другие. „

Подвижническая деятельность как деятельность совершенной личности, г (IV У;! раскрывается в трудах отечественных исследователей: Серапиона^

И* „ V

Владимирского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого,

C. С. Аверинцева, В. В. Скопина, А. В. Вершкова, Н. М. Чуринова и других.

И, тем не менее, понятие «личность» изучено не достаточно полно. Поэтому это явление требуют дополнительного методологического анализа.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является личность, предметом исследования выступает понятие «совершенная личность».

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ понятия «совершенная личность», а также социально-философский анализ деятельностных форм совершенной личности в системе общественных отношений.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

1) проанализировать исследования в развитии понятия «личность», проводившиеся отдельными теоретиками, философами и различить основные теоретические подходы его изучения;

2) изучить основные стандарты жизнедеятельности совершенной личности;

3) исследовать совершенную личность в соответствующей системе общественных отношений;

4) провести анализ развития совершенной личности в системе актуальных общественных отношений;

5) показать, как развертываются общественные отношения в условиях коллективистского способа производства общественной жизни;

6) исследовать деятельностью формы совершенной личности в условиях прогресса и регресса общественных отношений.

Методологические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод и соответствующие принципы научного познания. * '•), {,.

I ■ у I, '1 * * I ■ " " * » I ,'•"> /'ч'' >,

Решение изучаемых проблем осуществляется на основе следующих'

- * общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного; методов анализа, синтеза, логического и исторического.

Интерпретируются социальные отношения, властные отношения, нормы поведения, стиль и образ жизни - все, что составляет социальное бытие общества. Критический анализ существующих общественных отношений является отправной точкой в стремлении их совершенствовать в зависимости от содержания исторической эпохи, актуализировать возможности желаемых общественных отношении, а также средства воспроизводства существующих отношений.

Научная новизна диссертационного исследования отражена в следующих положениях:

- обосновано, что в рамках западного философского теоретического творчества понятие личности восходит к понятию «персона», которое согласно принципу дуализма и принципу антропоцентризма подразумевает либо идеальную сущность, либо понятие, предназначенное для описания действительности; понятие «персона» есть теоретическая репрезентация действительности, изобретение человеческое и существенно в плане метафизической системы теоретизирования;

- показано, что в рамках отечественного философского теоретизирования понятие личности восходит к понятию «ипостась», которое согласно принципу отражения и принципу всеобщей связи явлений раскрывает понятие «личность» как существование сущности прообраза; понятие «личность» выступает как образ действительности, который существенен в плане диалектики сущности и явления, когда существование мыслится как следствие опосредствования сущности и существенно в плане диалектической системы теоретизирования;

- показано, что в зависимости от характера актуальных общественных отношений, со становлением метафизической,и диалектической методологии формировалась шш! свободная личность или ь / личность совершенная;

- установлено, что понятие «совершенная личность» выступает как отображение тех общественных отношений, при которых общество может самоутверждаться в качествах личности развивающейся по направлениям от менее совершенной к более совершенной личности или от более совершенной личности к менее совершенной личности;

- показано, что совершенная личность развертывается в условиях актуальных стандартов естественности, рациональности и социальности, согласно которым совершенствование личности способствует совершенствованию общества и общественных отношений, а совершенствование социума - совершенствованию личности в зависимости от содержания исторической эпохи;

- показано, что социальность общества, в соответствии с диалектическим философским теоретизированием предполагает необходимость воспроизведения общества, скрепляемого и единого мерой совершенства общественных отношений;

- установлено, что совершенство общественных отношений детерминируется практикой реализации принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, при которой гармоничное взаимодействие между обществом и природой, а также совершенствование межличностных отношений и т.д. являются существенными составляющими процесса совершенствования общественных отношений;

- установлено, что совершенная личность представлена «лучшими людьми» и получает свою законченность в других личностях, вкладывая свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений;

- показано, что совершенство общественных отношений детерминирует необходимость социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса; I

- показано, что коллективистский способ производства, * , / у * ' , ,г общественной жизни, позволяющий обществу адаптироваться к наличным критическим условиям,"формируется в критических объективных условиях и субъективных факторах;

- установлено, что для коллективистского способа производства общественной жизни большое значение приобретает принцип следования объективным законам развития природы. Жизнедеятельность коллективистского типа общества под влиянием специфики объективных условий и субъективных факторов направлена на приспособление к данным условиям, на позитивное разрешение встающих перед обществом задач;

- установлено, что процесс деятельности совершенной личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни направлен на борьбу с нестроениями, на созидание, т.е. на реализацию стройности, организации, упорядоченности, гармонии как оформлений совершенства в жизнедеятельности общества и природы;

- доказано, что общество становится более жизнеспособным и устойчивым по отношению к негативным факторам жизни общества, усложняющим процесс его самоутверждения в условиях совершенствования общественных отношений и усовершенствования личности;

- показано, что подвижническая деятельность, являясь антиэнтропийным процессом, предстает как отрицательный вклад в социальную энтропию, ограждает жизнь общества от регрессивных моментов в развитии общества, способствует социальному прогрессу в обществе.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в процессе познания личности как совершенной личности востребуется основное значение понятия «совершенная личность»: в диалектической традиции понятие «совершенная личность» - это образ действительности, развивающийся по линии совершенствования общественных отношений. Полученные теоретико-методологические результаты социально-философского анализа понятия «совершенная личность» раскрывают основу для дальнейшего изучения специфики социального, а *,. (1"? .лЛ

С? 1

Г 1

1,1' прогресса российского общества. -

I 4 * V * "

Практическая значимость результатов состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, чтения таких учебных тем социальной философии как «общество», «цивилизация», «культура», «личность», «личность и общество», «личность человека», «развитие общества», а так же в курсах лекций по социальной философии, политологии и социальной психологии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом 2,5 п.л., в том числе в статьях в аккредитованных ВАК журналах.

Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора: на Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Повышение качества непрерывного профессионального образования (Красноярск, 2006); на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (Пенза, 2006); на IV Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание» (Пенза, 2010); на III Международной научно-практической конференции. «Инновационные технологии в образовании» (Пенза, 2010); на VII Международной научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны» (Пенза, 2010); на V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010); на XVI Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. (Новосибирск, 2010) и др.

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Совершенная личность в системе общественных отношений"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование на тему «Совершенная личность в системе общественных отношений» выявило ряд актуальных вопросов общетеоретического и социального-философского плана, связанных непосредственно с социальными процессами в существовании мирового сообщества. За двадцатилетнюю историю социально-экономической трансформации современного российского общества были осуществлены крупнейшие преобразования в социальной жизни, изменившие всю архитектонику современного общества. Однако вновь и вновь задаются вопросы: каковы результаты этой трансформации? каковы их уроки? каковы перспективы? Каждый из этих вопросов по-прежнему носит остро дискуссионный характер. К числу таких вопросов относится и проблема развития личности и общества, производства и воспроизводства общественных отношений в современных условиях.

В работе доказывается, что именно в контексте различения основных методологических методов (диалектического и метафизического) исследование проблематики личности оказывается наиболее продуктивным. Общество на разных этапах своего исторического развития воспроизводило себя, / и следовательно имеет специфику своего жизнеутверждения. Жизнеспособность " 1 общества, согласно метафизической методологической традиции определяется такими стандартами как «право на все», «состояние вражды» и т.д. В данном аспекте общество реализует принцип дуализма и принцип антропоцентризма, принципы свободы воли и индивидуализма. В обществе, согласно диалектической методологической традиции жизнеспособность общества детерминирована принципом единства мира, принципом всеобщей связи явлений и др.

Мы провели философское исследование понятия «личность». Обосновали, что в зависимости от характера общественных отношений формировалась или свободная личность или совершенная личность. Показали, что западное философское теоретизирование явления личности восходит к понятию «персона», которое согласно принципу дуализма и принципу антропоцентризма подразумевает либо идеальную сущность, либо понятие, предназначенное для описания действительности; понятие персона есть теоретическая репрезентация действительности, изобретение человеческое и существенно в плане метафизической системы теоретизирования. Отметили,что отечественное философское теоретизирование, признавая единство всех норм жизнедеятельности общества и принцип всеобщей связи явлений, раскрывает понятие личности как «ипостась», т.е. как характеристику существования сущности прообраза. Понятие «ипостась» индивидуальная сущность существенно в плане диалектики сущности и существования, когда существование мыслится как следствие опосредствования сущности и существенно в плане диалектической системы теоретизирования. Обосновали, что понятием «совершенный» подчеркивается основание человека; в основании совершенной личности находится совершенство.

Проанализировав понятие «общественные отношения» согласно метафизическому и диалектическому методам познания, мы обосновали, что общественные отношения являются основным детерминантом формирования'

1 1 1 \ свободной личности в Западном обществе и совершенной личности ¿в

Н) ! ' ' - р I 1 > I " ' ■>;, , *к '¡ч}\ (,(Л 1 1 1 ' , ' российском обществе. > , '

Мы определили, что жизнеспособность общества, согласно диалектическому подходу, обеспечивается процессом самореализации совершенной личности, направленной на усовершенствование общественных отношений. В процессе своей самореализации совершенная личность руководствуется совокупностью социальных норм, исполнение которых обеспечивает самоутверждение общества. Жизнеспособность общества, согласно метафизическому подходу, обеспечивается процессом самореализации свободной личности в рамках установленных норм права, направленной на удовлетворение потребностей. В процессе своей самореализации свободная личность руководствуется верховенством закона, а исполнение других социальных норм является личным делом каждого.

Мы установили, что понятие «совершенная личность» выступает как отображение тех общественных отношений, при которых общество может самоутверждаться в качествах личности развивающейся по направлениям от менее совершенной к более совершенной личности или от более совершенной личности к менее совершенной личности.

Мы обосновали, что совершенство общественных отношений детерминирует необходимость социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса. Совершенная личность представлена «лучшими людьми» и получает свою законченность в других личностях, вкладывая свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений.

Согласно диалектическому подходу, совершенство общественных отношений детерминируется практикой реализации принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, раскрывающих жизнь общества при наличии критических условий и субъективных факторах. Жизнедеятельность коллективистского общества зависит от данного принципа, который ориентирует людей на приспособление к внешним природным условиям,^оть!^ которых во многом зависят результаты их труда. < • Ь иЦ »> \< '^ШШй' г ' ' ' ыI,

1 Ар » | ^ '<

В работе воплощена мысль о влиянии особенностей объективных условий жизнедеятельности общества, в частности, русского общества, которые характеризуются сложностью в результате вызывающих рост социальной энтропии. В критических объективных условиях и субъективных факторах общественной жизни формируется коллективистский способ производства общественной жизни, позволяющий адаптироваться обществу к наличным критическим условиям. Для коллективистского способа производства общественной жизни большое значение приобретает принцип следования объективным законам развития природы. Жизнедеятельность коллективистского типа общества под влиянием специфики объективных условий направлена на приспособление к данным условиям, на позитивное разрешение встающих перед обществом задач. Мы обосновали, что коллективистский способ производства общественной жизни детерминирует необходимость последовательного совершенствования общественных отношений и совершенствования личности.

Нами указано, что в коллективистском обществе одним из значимых направлений развертывания совершенствования общественных отношений является гармоничное взаимодействие между социумом и природой. Существуя в тяжелых географических и климатических условиях, коллективистский тип общества призван решать проблемы созидания по принципу гармоничного взаимодействия с естественной средой, гармоничных взаимоотношений между людьми, следуя объективным законам развития общества и природы, преодолевая социальную энтропию, что является антиэнтропийным процессом - прогрессом коллективистского общества. Таким образом, совершенство общественных отношений детерминируется практикой реализации принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, где гармоничное взаимодействие между обществом" и природой, а также совершенствование межличностных отношений, отношений между индивидом и обществом, между социальными группами и т.д. являются существенными составляющими ; lt „ , Jffnjâ 1 процесса совершенствования общественных отношений.' Процесс ^Д

Vî'1*» ' Ч f совершенствования данных отношении составляет один из существенных содержательных аспектов антиэнтропийного прогресса.

В своей работе мы показали, что коллективистское общество становится более жизнеспособным и устойчивым по отношению к негативным факторам жизни общества, усложняющим процесс его самоутверждения в условиях совершенствования общественных отношений и усовершенствования личности. Будучи включенной в процесс созидания совершенная личность вкладывает свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений и тем самым, способствует возникновению соответствующих оформлений совершенства - результатов созидательной деятельности.

Современное развитие России, направленное, посредством внедрения в нашем Отечестве рыночной экономики, частной собственности и др. на индивидуализацию общества, формирует новую модель личности, являющуюся противоестественной для России, при этом развитие личности не представляет собой прогрессивного процесса, адекватного специфике ее жизнедеятельности.

Различение видов личности и типов обществ дает нам возможность говорить о перспективных решениях поставленной в данной работе задачи. Мы обозначили основные направления по проблематике личности и ее развития. Перспективами дальнейшего исследования данной работы может быть исследование понятия «совершенная личность» в рамках метафизической методологической традиции философского познания действительности, а именно в ее неономиналистской и неореалистской версиях. При этом более полная научная разработка данных направлений является актуальной задачей для современной отечественной философии. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

10

11

12

13

14

15

16

17,

18

19.

157

 

Список научной литературыСизова, Наталья Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство // М.: Аграф. 1998. 640 с. Антипенко Л. Г. Космологическое значение русской идеи // Теория и история. № 2. 2010. С.61-70.

2. Антифонт. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1.4.1. М.: Мысль, 1969. Антонов Д. А. Идентитет коллективистского общества // Теория и история. Красноярск: 2009. №2. С. 98-102.

3. Антонов Д. А. Основные типы общественного прогресса // Теория и история.

4. Красноярск: 2004. №2. С. 58-77.

5. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1983.

6. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1983.

7. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.

8. Аристотель. Этика / пер.Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер. М.: ACT. 2002.

9. Аршинов В. И. От смыслопрочтения к смыслопорождению // Вопросыфилософии. 1992. № 2. С. 150 152.

10. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. Москва : Оникс, 2000.

11. Балашов Д. М. Похвала Сергию // Роман-газета. 1993. №3. С. 86. Батшцев Г. С. Деятельностный подход в плену субстанциализма // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат. 1990. Бауман 3. Свобода. М.: Новое издательство. 2006.