автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Становление и развитие духового оркестрового исполнительства Белоруссии в контексте национальной художественной культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие духового оркестрового исполнительства Белоруссии в контексте национальной художественной культуры"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУШ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи
КОРОТЕЕВ Александр Леонидович
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВОГО ОЖЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА БЕЛОРУССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРУ
Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 1991
Работа выполнена на секторе народного творчества и теоретических проблем художественной самодеятельности ВНИИ искусствознания.
Научный консультант — кандидат искусствоведения
С.Ю.Румянцев
Официальные оппоненты — доктор искусствоведения,
профессор Ю.А.Усов
— кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств БССР Б.С.Смольский
Ведущее учреждение — Московский Государственный
институт культуры
Защита диссертации состоится " апреля 1991 года на заседании специализированного совета Д 092 10 03 при ВНИИ искусствознания по адресу: 103009, г.Москва, Козицкий пер., дом 5.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Л<1
Автореферат разослан " марта 1991 г.
Учений секретарь специализированного /^иъ-Л-—
совета, кандидат искусствоведения Х.Д.Устабэега
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Одним из жанров отечественного музыкального искусства является духовая музыка. Ее богатые исторические традиции, разнообразие средств выразительности и художественно-исполнительские особенности, а также теоретические и методические проблемы — все это представляет объективный интерес для музыковедов, культурологов, специалистов-практиков. Главным объектом нашего внимания явилась художественно-исполнительская сторона жанра духовой музыки, которая традиционно развивается в двух сферах: I) профессиональном исполнительском искусстве, и 2) самодеятельном художественном творчестве.
Эволюции инструментария, теоретическим и'художественным проблемам профессионального исполнительства на духсвых инструментах (сального и ансамблевого) посвящены труды ряда музыковедов и педагогов34. По деятельности же оркестровых составов обобщающие исследования отсутствуют. Между тем, эти широко распространенные коллективы, особенно в сфере самодеятельного художественного творчества, выполняют разнообразные социокультурные функции и занимают вполне определенное место в структуре художественной культуры. За несколько веков определился ряд специфических особенностей жанра оркестровой духовой музыки: -
- яркость тембров, динамическая мощь, особая прочность
х Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют следующие работы: Левин С. Духовые инструменты в музыкальной культуре: В 2 ч.; Усов ¡0. История отечественного исполнительства на духовых инструментах, его же: История зарубежного исполнительства на духовых инструментах; сборник научных и методических статей ''Методика обучения игре на духовых инструментах". - М., 1964-1976.
конструкции инструментов позволяет духовым оркестрам успешно выступать на открытом воздухе практически при любых погодных условиях;
- более частый выход, во сравнению с музыкально-инструментальными коллективами различных составов, на массовую аудиторию,- возможность исполнения концертной программы в движении с использованием разнообразия исторически сложившихся элементов зрелищности ("плац-концерт", "дефиле", "духовой хор", введение в состав оркестра ансамбля барабанщиц, привлечение женского кордебалета л т.д.).
В наше время деятельность духовых оркестров заметно активизировалась. Сегодня, в культуре многих стран мира все большее место занимают крупно-масштабные фестивали духовой музыки, основой которых являются красочные марш-парада и.театрализованные1 выступления духовых оркестров различии составов. Кроме того, духовые оркестры постоянно принимают ., участие в-массовых праздниках искусств и т.п.
Актуальность и научна^ новизна настоящего исследования заключается в к о м п л е к с н о м а.н а л из е процесса становления и развития духового оркестрового исполнительства Белоруссии в контексте .национальной художественной культуры — проблематики, недостаточно изученной.на сегодняшний день.
Кроме объективной необходимости в выборе данной темы исследования определенную роль сыграл и субъективный фактор. По нашему мнению, в профессионально-искусствоведческой среде бытует недооценка духовой музыки. Между тем,, в некоторых регионах этот жанр является не только художественно-полноцен-4
гаш, но и в определенном смысле пшюритетным. Это в полной мере относится к национальной художественной культуре Белоруссии.
В диссертации сделана попытка впервые научно обобщить и систематизировать обширный материал, используя архивные источники, сведения, подученные из различных печатных изданий, личный опыт, результаты социологического обследования, проведенного диссертантом, а также исследовательской группой Минского института культуры под руководством доцента Шумиловой Э.И. . ..
Историко-культурный анализ процесса развития духового оркестрового исполнительства Белоруссии позволяет выявить общие закономерности организации, функционирования оркест-. ровых коллективов, проследить эволюцию форм их деятельнос ти.
Предметом настоящего исследования явился процесс формирования духового оркестрового исполнительства Белоруссии. Это потребовало изучения.широкого круга.общеисторических связей, в которые включен жанр духовой музыки и духовое оркестровое исполнительство в частности.
Цель исследования заключается в шявлении истоков, определении особенностей и основных тенденций развития духовых оркестров, рассмотрении и систематизации выполняемых юли социокультурных функций.
В соответствии с темой и целью исследования были опре-делеш задачи, среди которых основными явились следующие:
I. Изучение особенностей организации, рассмотрение и систематизация.различных форм деятельности духовых оркестров на каждом этапе их исторического развития, начиная от
истоков и до начада 1990-х годов.
2. Определение и систематизация социокультурных функций, выполняемых духовыми оркестрами.
3. Выявление крута основных проблем и особенностей их проявления в конкретных исторических условиях развития духовых оркестровых коллективов. В этом плане были предприняты попытки определения путей совершенствования современных самодеятельных духовых оркестров в связи с их преобладанием в сфере духового оркестрового исполнительства Белоруссии.
Для решения поставленных задач нами были проанализированы необходимые материалы, среди которых особое внимание было уделено практически неизученным архивным источникам.
. Архивные изыскания проводились диссертантом в ЦГАЛИ СССР, ЦГИА БССР в г.Минске, ЦГАМ1И БССР, ЦГАКФВД БССР, ЦГАОР БССР, в "государственных архивах областей Белоруссии и др., а также в текущих ведомственных архивах Союза композиторов БССР, музыкального фовда БССР, Всесоюзного и Республиканского НЩ КНР и народного творчества, Республиканского и областных Домов самодеятельного творчества и др.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Настоящее исследование по проблемам формирования оркестрового духового исполнительства Белоруссии проводилось на основе:
- системно-структурного принципа исследования;
- ко^шлексного историко-культурного анализа;
- метода статистического анализа данных, зарегистрированных в документах государственной и ведомственной статистики.
6
Еще раз подчеркнем, что обобщающих работ по истории духовых оркестров как Белоруссии, так и страны в делом, не существует (как единичный пример можно привести историко-хро-нологический очерк В.Матвеева о русском военном оркестре). Остальную специальную литературу отличает сугубо методическая направленность. В связи с этим диссертантом были изучены непосредственные или косвенные оценки по проблемам развития музыкального искусства, организации худохественно-про-светительной работы в трудах советских историков, музыковедов, психологов, социологов, теоретиков и практиков организации культурно-досуговой деятельности, в том числе обстоятельно были изучены материалы исследований белорусских этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков.
Научно-практическая значимость. Результаты настоящего исследования могут найти широкое применение. Материалы диссертации позволяют дополнить исследования музыковедов по истории белорусского музыкального искусства; в значительной степени расширяют содержание специальных курсов соответствующих специализаций училищ, вузов культуры и искусств, Института повышения квалификации работников культуры, могут быть взяты на вооружение мстодистат Республиканского и областных НИЦ КНР и народного творчества, а также использованы руководителями духовых оркестров для совершенствования деятельности коллективов.'
Апробация материалов исследования. Результаты исследования введены в научный обиход в вида публикаций., докладов на всесоюзных, республиканских и вузовских научных, научнс^-практических конферепцвях, совещаниях; включены в комплексные научно-исследорательакио теш Шшского института куль?
туры в виде самостоятельных разделов ("Социокультурная направленность деятельности духовых оркестров в структуре художественной культуры", "Опыт воплощения темы Великой. Отечественной войны в репертуаре духовых сркестров"); использовались на республиканских семинарах руководителей самодеятельных духовых оркестров, а также для проведения республикански, областных марш-парадов духовых оркестров и праздников духовой музыки, что подтверждается актами о внедрения результатов Ш1Р. Кроме этого, материалы исследования нашли отражение в лекционных курсах диссертанта в Минском институте культуры ("Методика работы с самодеятельным оркестровым коллективом" - духовой, эстрадный оркестры, "Оркестровая литература", "Инструментоведение").
Диссертация обсуждалась на совместных заседаниях сектора народного творчества и теоретических проблем художественной самодеятельности и сектора общей теории музыкального фольклора народон СССР ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, проанализирована степень ее разработанности в трудах музыковедов и других авторов, определена методологическая и теоретическая основа исследования, обозначены хронологические параметры исследования, сформулирована цель исследования, перечислены его задачи, круг основных проблем.
В первой главе рассматривается процесс становления, развития и фушепионирования системы духового оркестрового д
исполнительства Белоруссии от истоков до начала XX века (до 1917 года включительно).
Руководствуясь тематико-хронслогическим принципом в изложении материалов исследования, ш стремились решить следующие задачи: I) проанализировать появлешю разновидностей составов духовых оркестров, выявить закономерности и основные тенденции их развития, особенности функционирования на определенных исторических этапах; 2) рассмотреть взаимодействие различных духовых оркестровых составов между собой и с другими художественными коллективами в конкретно-исторических условиях формирования национальной художественной культуры Белоруссии.
Такой подход в исследовании проблемы формирования духового оркестрового исполнительства Белоруссии позволяет выявить постоянные взаимоотношения всех структурных компонентов процесса становления и развития духовых оркестровых коллективов. Все это придает качественную определенность, целостность и значимость рассматриваемому процессу, подчеркивает его внутреннюю устойчивость и преемственность.
Первые духовые составы, которые положили начало формированию профессиональных.кочлективов, появились на территории Белоруссии в военных формированиях. Уже на начальной стадии своего развития духовые составы отличались значительным эмоционально-мобилизующим воздействием на воинов княжеских дружин Древней Руси 1Х-ХШ вв., в постав которой в этот период входили белорусские земли.
Следующий этап развития рассматриваемого нами процесса относится к периоду, когда белорусские земли находились и
составе Великого княжества Литовского (Х1У-ХУ1 вв.). Примечательно, что-в это время крупные феодалы, возглавлявшие во время военных действий свои формирования, отвечали перед высшим военным начальством не только за подготовленность воинов, но и за обученность исполнительскому мастерству штатных военных музыкантов.
Период с конца ХУ1 до конца ХУШ вв., когда Белоруссия входила в состав Речи Босполитой, отмечен значительными переменами в белорусской художественной культуре и, в частности, в музыкальном искусстве. На белорусских землях начинается шсаздение католицизма, что имело как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, многочисленные католические монашеские, ордена, занимающиеся строительством костелов, основывающие свои монастыри и школы при них, способствовали распространению западноевропейской культуры на территории Белоруссии. Это обусловило развитие жанрового разнообразия оркестровых составов в связи с расширением их функций, вызванных развитием религиозной и светской (форм городской жизни феодального общества под влиянием Западной Европы. В свою очередь эти влияния положительно отразились на качественном развитии и духовой музыки — знакомство с определенными школами исполнительства, широкое распространение духового инструментария и т.п.
С другой стороны, распространение католицизма (воспринимаемого простым народом как религии своих извечных врагов — немецких крестоносцев), сопровождавшееся насильственным вытеснением белорусского языка польским, вызвало в художественном самосознании народа мощное стремление сохранить и утвердить свою национальную самобытность. Это отразилось в по-10
явлении многочисленных православных братств, при которых действовали, помимо церквей, школы,.типографии и т.п.
Со второй половины ХУТ в. православные братства возникают практически во всех городах Белоруссии, где они превращаются в национально-культурные центры. В школах, открываемых при них, обучение детей членов братства, сирот, Велось по обширным программам. Обязательным было преподавание теории музыки, композиции, техники многоголосного хорового письма. Выпускники братских школ и училищ были способны исполнять сложнейшие хоровые партитуры на восемь голосов. Кроме того, в различных кафедральных, униатских, протестанских и других шкалах сложились свои системы обучения хоровому пению и игре на различных струнных и духовых инструментах, предусматривающие возможность параллельного овладения сразу нескольким и музыкальными специализациями.
Таким образом, при культовых убеждениях начали появляться профессионально подготовленные инструментальные духовые ансамбли и небольшие оркестровые духовые составы. В такие коллективы, как правило, входили "платные'музыканты", "оплачиваемые практиканты" и ушники — "хлопцы". Это говорит о развитых традициях, целенаправленной методике обучения и преемственности в процессе подготовки исполнителей.
Репертуар оркестровых, ансамблевых инструменталышх составов костелов, монастырей, музыкальных бурс при коллегиумах иезуитов, в основном, включал культово-обрядовые сочинения, что обусловливалось самой церемониально-функциональной спецификой религиозных оордцов и праздников. Введение духовых инструментов в культовую музыку вносило особый тембровый и динамический колорит в звучание этих произведений.
Наряду с продолжающимся активным развитием культовой музыки, на руб&же ХУ1-ХУП вв. зарождается и светская музыка.
Уже в начале ХУЛ в. в художественной культуре Белоруссии распространяются довольно разЕиг'е инструментальные составы — "инструментальные капеллы". Целенаправленное совершенствование исполнительского мастерства участников капелл, обеспечивающихся приличным жалованьем, позволяло им добиваться значительных художественных результатов. Это подтверждают «Такты приглашения белорусских исполнителей, в том число и на духовых инструментах, по договорам на службу за пределы родины.
Одной из ярких страниц белорусской художественной культуры является распространение в середине ХУШ в. крепостных оркестров, включавших и ясполнитедей на духовых инструментах, особенности подготовки которых привлекли наше внимание.
Если на первоначальной стадии развития военных музыкальных составов можно вести разговор о них лишь как о прообразе будущих военных оркестров, то в ХУ1-ХУШ ив. военная музыка развивается уже в двух самостоятельных направлениях — сиг-налыю-ансамблевые составы и структурно-оформленные оркестровые составы ("капеллы", "янычарни"). В отличие от сигнальных ансамблей, военные оркестры привлекались дая обслуживания парадов и торжественных церемоний. Кроме этого, благодаря такой активной исполнительской практике и возросшим художественным возможностям, военные оркестры стали широко использоваться знатью.
Таким образом, рассмотрение различных исполнительских форм, анализ тематической направленности и содержания репертуара в контексте развития музыкальной культуры Белоруссии 12
ХУ1-ХУШ вв. позволяет нам констатировать, что духовое исполнительское искусство охватывало довольно широкую сферу. Примечательной особенностью рассматриваемого периода явилось то, что все отмеченные нами коллективы не просто представляют собой конгломерат исполнительских форм и разновидностей составов — в это время впервые в истории художественной культуры Белоруссии музыкальные инструментальные составы начинают активно взаимодействовать друг с другом.
Взаимосвязь народной, религиозной и светской культур была характерной чертой праздничной жизни Речи Посполитой в ХУШ в., и в рамках этого процесса существовали различные формы духового музицирования. Главным явлением праздничной жизни городов Белоруссии ХУШ в. становятся массовые парате-атральные действа, которые в условиях еще не выделившейся в самостоятельное явление "низовой" городской культуры объединяли и богатство традиционных фольклорных обрядов, и опыт профессионального светского искусства всех жанров, и силу эмоционально-духовного воздействия религиозных обрядов*.
Своеобразие городской культуры выражалось в использовании в любом таком действе различных исполнительских коллективов в их разнообразной атри^иной. В условиях пленэрного звучания создавался динамически-насыщенный, объемный аудиовизуальный эффект эмоционально-образного воздействия музыки вкупе с театрально-зрелищными элементами. Сочетания различных видов и составов инструментальных коллективов, которые ^ Впервые эта проблематика рассмотрена в ст.:. Барышев Г.И. Пара театральные действа в частновладельческих городах Белоруссии 1УШ в. //Вопросы культуры и искусства Белоруссии. - Мн., 1988. - Вып.?. - С.107-ПЯ.
взаимодействовали в пара театральных действах, варьировалось в зависимости от того или иного типа празднества, но звучание духовых инструментов сопровождало все существовавшие в это время разновидности праздников, ^пример, в разнообразных формах "религиозного театра" участвовали военные оркестры, капеллы иезуитов, частные капеллы магнатов, которые привносили свой специфический колорит в оформление религиозных обрядов. Без оркестровых составов не могли обходиться и грандиозные многодневные зрелища — "погребальные помпы", в которых музыка сопровождала траурные шествия и сам ритуал погребения.
Результаты исследования развития духового оркестрового исполнительства с конца ХУ1 до конца ХУШ вв. позволяют нам сделать вывод,о том, что.данный период в истории белорусской духовой музыки был очень важным. Начинают формироваться традиции профессионального обучения игре на духовых инструментах, появляются и широко распространяются укомплектованные оркестровые составы, определяются традиционные устойчивые формы духового музицирования в рамках городской праздничной культуры. Подчеркнем, что изображения духовых инструментов довольно часто использовались в белорусской геральдике, экслибрисах, национальном художественном стекле, что свидетельствует о прочности вхождения духовой музыки в быт белорусского народа.
После окончательного раздела Речи Посполитой в 1795 г., когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, дальнейшее развитие социально-экономической и культурной жизни белорусов характеризовалось кардинальными изменениями, что отразилось и на развитии духового оркестрового исполнительства. В имениях крупнейших землевладельцев создаются мо-14
нуфахтуры, крепостные музыкальные театры, оркестры. В музыкальных составах духовой инструментарий представлен довольно широко.
Примечательным событием в истории музыкальной культуры Белоруссии стало появление на рубеже ХУШ-Х1Х вв. роговнх оркестров. В диссертации отмечается, что по объективным причинам этот вид духового состава, начиная с 1830-х годов,постепенно повсюду исчезает из музыкальной практики, несмотря на отдельные попытки энтузиастов регенерации этого оркестра.
Благодаря изобретению клапанного, вентильного и пистонного механизмов ко всем натуральным медным духов®,1 инструментам, а также усовершенствованию конструкций деревянных духовых инструментов в конце ХУШ - начале XIX вв., исполнительские возможности появляющихся духовых оркестров значительно обогащаются за счет широкого распространения нового инструментария на территории Белоруссии.
В это время действуют инструментальные составы как в католических, так и в православных культовых учебных заведениях. Ярким примером развития !лузыкального исполнительства в православных культовых заведениях является деятельность с 1803 г. семинариста И.Добровольского — регента хора, капельмейстера "инструментальной музыки" и духового состава. Аналогичным подтверждением успешного функционирования духовых составов при православных заведениях является деятельность коллектива Гомельской музыкальной школы (1830-40 гг.) — "музыки кафедральной ". В конце ХУШ- начале XIX в. существовали благоприятные условия для создания и деятельности духовых составов католических заведений. Правительство Екатерины П официально подтвердило права католической церкви, под-
15
держав создание в 1774 г. Белорусской католической епархии, что отвечало интересам польских и белорусских помещиков-католиков. Однако в 40-х годах XIX столетия такие оркестровые составы стали исчезать из музыкальной практики вследствие усиления борьбы с католицизмом на территории Белоруссии. В это время закрывающиеся католические учебные заведения превращаются в русские гимназии и училища, в распоряжение которых передавались оставшиеся от монастырей учебный инвентарь, ' богатые библиотеки, многочисленный музыкальный инсгрумента-рий монастырей.
Материалы этого же периода позволяют рассмотреть деятельность военных духовых оркестров, создание многочисленных любительских духовых составов учебных заведений. Особое внимание уделено факту появления профессиональных штатных городских оркестров, которые, украшая быт и праздники горожан, создавали возможность представителям всех городских сословий познакомиться с достижениями профессионального музыкального искусства.- Без духовых оркестров не обходилась ни одна официальная церемония, они стали главными участниками всех развлекательных вечеров, маскарадов, народных гуляний в парках и садах и т.п. Наиболее серьезные музыканты начинают исполнять высокохудожественный концертный репертуар. Таким образом, в етот период происходит расширение основных социокультурных функций, выполняемых духовыми оркестрам: к утилитарно-церемониальной и развлекательной, ставших к этому времени уже традиционными, добавляется и просветагсльская футощяя.
Вторая псшовина XIX столетия в развитии соц:;-!лыго-л<нш-
тической и культурной жизни Белоруссии характеризуется новым этапом, отправной точкой которого стало восстание 1863 г. — фактически неудавшаяся попытка буржуазно-демократической революции. Карательнее меры царского правительство ускорили консолидацию демократически настроенных сил общества, лучших его представителей, осознавших свою национальную самобытность и доставивших своей целью просвещение народа. В области музыкальной культуры это выразилось в создании многочисленных просветительских обществ. Говоря о насыщенности музыкальной жизни городов Белоруссии, отметим, что в этот период интенсивно развивается любительское музицирование (анализируется деятельность духовых оркестров общеобразовательных учебных заведений). Учитывая значительный вклад оркестров пожарников, военных духовых составов в развитие музыкальной культуры Белоруссии второй половины XIX -начала XX вв., нами выявлены основные проблемы и особенности деятельности этих коллективов, а также определена роль военных оркестров в революционных событиях.
Первая глава завершается выводом о том, что к началу XX в. духовое оркестровое исполнительство Белоруссии достигло определенного качественного уровня развитая, структурного насыщения, функциональной шроты. Это дзет все основания рассматривать процесс становления и развития духового оркестрового исполнительства Белоруссии в виде своеобразной системы, которая включает профессиональные и любительские духовые оркестры талого медного, малого и среднего смешанного составов с их вариантам. Характерной особенностью этой система является взаимодействие и взаимозаменяемость оркестровых коллективов. Определяются я основные формы быто-
17
вания духовых оркестров: I) участие в официальных церемониалах; 2) концертно-исполнительская деятельность, направленная на формирование художественного вкуса и музыкальное просветительство; 3) обслуживание досутовых мероприятий. Форш бытования обусловили и направленность репертуара. Наряду с основным, традиционным репертуаром, состоящим из маршевых и танцевальных пьес, значительное место в программах ведущих оркестров занимают переложения произведений русской и зарубежной музыкальной классики.
Во второй главе раскрываются внутриструктурные изменения, происшедшие в системе духового оркестрового исполнительства на протяжении с 1917 до начала 1960-х годов, а также определяются основные тенденции развития духовых оркестровых составов.
В перше годы советской власти в Белоруссии работа по .музыкальному просветительству и образованию осуществлялась в открывающихся бесплатных музыкальных студиях, кружках и народных консерваториях. Определенную роль в этих процессах сыграли и духовые оркестры. Одним из ярких примеров является деятельность духового оркестра могилевского городского совета профсоюзов. Помимо выполнения довольно широкого круга своих обязанностей, этот коллектив по собственной инициативе в феврале 1918 г. на базе своего оркестра создал первую в Белоруссии бесплатную рабочую музыкальную студию, которая впоследствие выросла в городскую музыкальную школу.
При анализе состояния традиционной своеобразной системы духового оркестрового исполнительства.подчеркивается,что в í.osiix исторических условиях она била разрушена. После Октябрьской революции Ш7 г. в Белоруссии действовали лишь военные духовые оркестры п частично -— любитель-
Ш
окне составы, к которым, впоследствии, стали добавляться и другие разновидности духовых оркестровых коллективов. Наш обосновывается закономерность интенсивного создания гражданских духовых оркестров Белоруссии в 1920-е годы и прослеживается процесс широкого распространения коллективов не только в крупных, но и в небольших городах и поселках, исследуются те трудности, с которыми сталкивались руководители многих оркестровых коллективов.
Сопоставление отдельных фактов о деятельности .духовых оркестров в 30-е годы и их систематизации позволяет нам утверждать, что в этот период происходит частичная регенерация системы духового оркестрового исполнительства. Доказательством функционирования системы служит также складывающееся взаимодействие и взаимовлияние всех имеющихся ее структурных компонентов. К негативным явлениям в деятельности духовых оркестров 30-х годов мы относим создание огромных сводных духовых оркестров, неоправданную тягу к обязательному, показушному "монументализму". Процесс развития рассматриваемой системы в этот период был неоднозначным к противоречивым. Впрочем, это было общим пороком советской художественной культуры периода сталинизма.
Изложение материалов о деятельности духовых оркестров во время Великой Отечественной войны концентрирует внимание на выполнении этими составами мобилизующей функции, обзоре произведений, созданных в эти годы советскими, в том числе и белорусскими, композиторами. Затронута и деятельность духовых оркестров на территории партизанских зон Белоруссии.
Развитие духовых оркестров Белоруссии в 1950-е годы, среди которых преобладали самодеятельные коллективы, харзк-
19
теризуется увеличением их количества. Наиболее благополучным было положение военных духовых оркестров, деятельность которых в этот период во многом определила развитие жанра .духовой музыки в республике. Но небольшие концертные произведения, танцевальные и маршевые сочинения, по прежнему составляющие основной массив репертуара, уже не могли удовлетворять возросших потребностей лучших дирижеров и музыкантов. Подобный репертуар не позволял реализовать художественно-исполнительский потенциал лучших коллективов.
В третьей главе рассматриваются вопросы функционирования системы духового оркестрового исполнительства Белоруссии на современном этапе.
В первом параграфе отмечается, что в 1960-х — первой половине 1970-х годов в деятельности духовых оркестров явно обозначились кризисные явления. Одной из причин стали произошедшие социальные изменения и ценностные переориентации общественного вкуса. Падению социального престижа духовой музыки, особенно у молодежной аудитории, способствовала стереотипность музыкального языка традиционного репертуара. Кроме этого, среди факторов, оказавших влияние на снижение интереса к духовой музыке, ш выделяем появление в это время многочисленных эстрадно-инструментальных ансамблевых и оркестровых коллективов, которые своими художественно-исполнительскими особенностями привлекали участников духовых оркестров. Такой уход музыкантов из коллективов не наблюдался там, где руководители сумели учесть интерес своих участников к новым, современным эстрадным ритмам и гармониям и приме ить это к художественным возможностям своих духовых составов. Увлечение эстрадной музыкой в это время привело к 20
появлению оркестрового симбиоза — эстрадно-духовых составов.
В материалах данного параграфа отмечается, что кризисные явления интенсифицировали деятельность руководителей-эн- ' тузиастов. Кроме расширения жанровых репертуарных рамок в 1960-х —. первой половине 1970-х годов они находят новые, более зрелищные формы выступлений коллективов. Отмечается такте и переосмысление иницаатпвянмя руководителями вопроса о перспективности развития детских духовых оркестров.
Несмотря на стабильность деятельности военных оокеотро-вых составов, достижения отдельных руководителей я их коллективов, общее состояние духовых оркестров оставалось неудовлетворительным. Положение многочисленных самодеятельных оркестров усугублялось чрезмерным принуждением работниками культпросветучреждений к обязательному участию даже неподготовленных коллективов в многочисленных смотрах, конкурсах, отчетах, официальных мероприятиях и т.п., а пег количеству таких выступлений, полученным дипломам или грамотам только и оценивалась работа духовых оркестров.
В заключении параграфа констатируется, что на рубеже 1970-в0-х годов начинается процесс осмысления причин кризиса деятельности духовых оркестров и намечаются конкретные пути их устранения, которые были апробированы практической деятельностью лучших коллективов в кризисные годы.
Следующий параграф главы посвящен рассмотрению вопросов октпвязояпв форм деятельности, расширения социокультурных функтей духовых оркестров со второй половины 1970-х до начала 1990-х годов. Кроме этого, высказываются некоторые гсегностй'гескве соображения по поводу перспектив функцио-'
21
нирования духовых оркестров.
Характерным признаком в функционировании системы духового оркестрового исполнительства Белоруссии на современном этапе яаяяется ее выход на новый качественный уровень. В 1970-60-х годах произошло восстановление одного из важнейших структурных компонентов системы — в культурную жизнь республики возвратились гражданские профессиональные составы, что определило качественные критерии оценки деятельности и других разновидностей духовых оркестров. Следствием произошедших изменений явилось повышение художественного уровня самодеятельных духовых оркестров и дальнейшая стабилизация их количественного роста.
На основе обширного материала наш выявлены особенности функционирования системы духового оркестрового исполнительства, систематизированы и подробно рассмотрены основные формы бытования духовых оркестров в их гармоничном сочетании, с учетом важности каждой из этих форм. Наш) подробно рассматривается Праздник духовой музыки как одна из активно развивающихся (форм, имеющая значительные перспективы. Кроме этого осуществлена попытка его теоретического обоснования.
Анализ современной концертной практики позволяет сделать вывод о том, что концерты оркестров духовых инструментов должны иметь ярко выраженные самостоятельные формы подачи музыкального материала. Для определения отношения белорусских слушателей к жанру духовой музыки мы опирались на результаты анкетирований, проведенных на различных концертах 1 едущих коллективов республики и страны.
При анализе функциогацювания духовых оркестров на современном этапе отмечается, что состояние инструментария,нз-
9/
укомплектованность составов нам! определяются как сдерживающие факторы качественного роста художественного и исполнительского уровня коллективов. Кроме этого, одним из условий качественного функционирования системы духового оркестрового исполнительства является, на наш взгляд, изменение квалификационных знаний я навыков руководителей коллективов, оптимизация и дифференциация процесса подготовки' участников любительских составов, особенно детских коллективов, совершенствование просветительской деятельности всех разновидностей духового оркестра.
В Заключении изложены основные выводы о системных особенностях духового оркестрового исполнительства Белоруссии, отмечается присущая этой области творчества функциональная самостоятельность, которая и позволяет занимать ей специфическое место в структуре национальной художественной" культуры. Кроме культурологического аспекта выделяются проблемные вопросы, практическое решение которых, на наш взгляд, позволит сказать качественно-содержательное воздействие на функционирование духовых оркестров различных составов, ведомственной принадлежности и профессионального уровня.
Результаты исследования отражены в следующих основных публикациях автора:
1. Репетиция для будущего: (Некоторые пробл.развнтья самодеятельной духовой музнюЛ //Мастацтва Беларус1. -1984. - >ё 5. - С.67-71 (I я.л.). На бел.яз.
2. Духовой оркестр. Духовая музыка //Энцыкл.л1т. I мастацтва Еелзрус1, - Щнск, 1985. - Т.2. - С.381-303 (0,0 п.л.). Па бел.яз.
3. Из истории духовых оркестпов Белоруссии XIX в.
//Вопр.культуры и искусства Белоруссии. - Мн., 1986. -Вып.5. -С.73-99 (0,5 п.л.).
4. Будни и праздники духовой музыки //Клуб и худож. самодеятельность. - 1986. - й'7. - С.14-15 (0,5 п.л.)
5. Методика работы с самодеятельным оркестровым коллективом (духовой, эстрадный оркестр): Методические указания. - Мн., 1986. - 33 с. (2,44 п.л.).
6. Из истории оркестра Гомельской музыкальной школы (1830-1840 гг.) //Вопр;культуры и искусства Белоруссии. -Ма., 1987. - Выл.6. - С.70-76 (0,45 п.л.).
7. Праздники духовой музыки - активно развивающийся вид деятельности духовых оркестров //Вопр.культуры и искусства Белоруссии. - Мн., 1988. - Вып.7. - С.70-77 (0,5 п.л.).