автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Становление и развитие социологии в Японии

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Митупова, Саяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Становление и развитие социологии в Японии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие социологии в Японии"

На правах рукописи

МИТУПОВА САЯНА АЛЕКСАНДРОВНА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ЯПОНИИ

Специальность 22. 00. 01 - Теория, методология и история социологии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Москва, 2006 г.

Диссертационная работа выполнена в Институте социально-политических исследований РАН

Научный руководитель: Култыгин Владимир Павлович

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Тощенко Жан Терентьевич

член-корреспондент Российской академии наук, доктор философских наук, профессор

Цыбикова Баярма Цыбикжаповна

кандидат социологических наук Ведущая организация: Московский государственный институт

международных отношений (МГИМО-Университет)

Защита состоится 14 апреля 2006 г. в 11 ч. на заседании Диссертационного совета Д. 002.088.03 при Институте социально-политических исследований Российской академии наук по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д.32 А

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСПИ РАН.

Автореферат разослан марта 2006 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета,

кандидат философских наук ^Сс^^-С Т. В. Ковалева

£00 с А

56Ч&

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что в последнее время отмечается устойчивый рост общественного и научного внимания к роли восточноазиатской культуры в мировом сообществе. Историческая концептуализация обширного ментального наследия Востока составляет необходимую часть единого процесса научных исследований теории и истории восточной социологической мысли.

В современной российской и западной социологии сложилась тенденция неполного, эпизодического освещения фактов, посвященных изучению истории восточной социологической теории, тому каким образом сформировалась общественная мысль на Востоке, каковы были предпосылки её возникновения, какова её сущность и состояние социологической науки в настоящее время. Принимая во внимание тот факт, что Восток всегда притягивал умы мировых ученых, становится непонятным, почему не было уделено должного внимания вопросу о генезисе и развитии общественной мысли на Востоке, ведь азиатское общество с его богатейшей историей и социокультурным опытом представляет собой огромное поле для научных исследований.

В настоящее время наблюдается игнорирование опыта восточной общественной науки и вынесение на задний план её роли на фоне экспансии западной индустриальной цивилизации. Между тем, ошибочно не учитывать историю и роль вклада восточной, в частности, японской науки в мировом сообществе. Уже само по себе то, что речь идет о стране, вышедшей по объему промышленного производства на второе место в капиталистическом мире не может не привлечь внимание и к социологии этой страны.

Исследование истории становления социологического знания в Японии стало ключевым инструментом для понимания, изучения и

содействия взаимодействию межд восточными

обществоведами. Данное исследование также содержит анализ исторических трансформаций японского научного социологического сообщества конца XIX - начала XX вв. Для российских обществоведов знание о японском научном подходе к изучению социальных проблем представляет интерес в качестве ключа к пониманию восточноазиатских традиционных концепций бытия и миропонимания. Это особенно важно в условиях усиливающегося влияния и воздействия общечеловеческих и мировых процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом.

Степень разработанности проблемы.

Не будет преувеличением сказать, что история развития японской социологии остается одним из «белых пятен» в отечественной социологической литературе. Практически во всех изданных в России работах, посвященных истории развития социологической мысли за рубежом, Япония остается в тени.

Однако, материалы, освещающие историю развития социологии в восточных странах, все же представлены трудами отдельных российских и зарубежных авторов.

В процессе исследования теоретико-методологической базы, для автора оказались важными труды зарубежных авторов. Наиболее обширный материал почерпнут из работ Кояно Сёго, Кавамуры Нодзому, Дайдо Ясудзиро, Кенъити Томинага, Тадаси Фукутаке', которые посвящены исследованиям по истории становления японской социологии. Это - работы, вышедшие в свет на японском языке. Отметим, что в вышеуказанных

'Koyano Shogo. Sociological studies in Japan: prewar, postwar, contemporary studies. London, Beverly Hills, 1979; ß : ЖЖ* 1973. Кавамура

Нодзому. История японской социологии. Токио, 1973; В

ЖЖо 5 1908. Дайдо Язудзиро. Из истории развития социологии в Японии.

1908. Токио: Минэруба сёбо; 1965„ Томинага Кенъити «Shakai

Hendo по Riron» (A Theory of Social Change) Tokyo, 1965; Ф. Тадаси. ШХ 0 Ж

Жо ЖЖ^С^ШЖ^ 1975.-227 «Современное японское общество»

научных трудах анализ истории японской социологии не всегда доводился до современного этапа развития.

В зарубежной, и, прежде всего, англоязычной социологической литературе, японская социология освещена более широко. Так, изучению социальных проблем в Японии посвятили свои научные доклады Бригитта Недельман, Пётр Штомка, Джон Воронофф2 и многие другие. Однако публикуемые материалы носят характер обзорных статей.

В отечественной литературе представлены работы известных ориенталистов Корнилова М. Н., Совастеева В. В., Поспелова Б. В., Михайловой Ю. Д, Новичковой Е. А.3

Помимо названных работ, автору оказали существенную помощь работы российских востоковедов, в которых анализируются различные аспекты японского общества и японской культуры. Это работы В. Молодякова, Э. Молодяковой, В. Б. Рамзеса, В. В. Овчинникова.4

Исследования, посвященные проблемам истории общественной мысли, нашли свое отражение в работах Лаврентьева Б. П., Аболина О. Ю.,

2 Ken'ichi Tominaga. European Sociology and the Modernisation of Japan // Sociology in Europe In Search of Identity. Brigitta Nedelmann, Piotr Sztompka (eds.) Berlin - New-York, 1993. p. 202, Woronoff John. The Japanese social crisis.- L.etc- Macmillan, N. Y: St. Martin's press, 1997.-VIII, 287 p.

3 Корнилов M. H. Основные направления развития социологических исследований в Японии. Научно - аналит. обзор // М., 1974 АН СССР ИНИОН - 58 е.; Совастеев В В. Общественно-политическая мысль Японии в 40-60-е гг XIX века: Автореф. дис. д-ра ист. наук // РАН Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО. -Владивосток, 1995. 35 е.; Поспелов Б. В. Очерки философии и социологии современной Японии. М., Наука, 1974 - 302 с. // АН СССР Ин-т Дальнего Востока; Михайлова Ю. Д. Общественно-политическая мысль Японии: 60-80-е гг. XIX века. // АН СССР Ин-т востоковедения. Ленингр. отд-ние. - М.: Наука, 19991. - 216 е.; Новичкова Е. А. Запад в довоенной теоретической социологии Японии (автореф. дис. канд. фил. наук) // М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

4 Молодяков В. О национальной гордости японцев; Молодякова Э. Императорская система. // Япония без предвзятостей. Отв. ред. В. Б. Рамзес. М.: Изд-во «Япония сегодня», 2003; Овчинников В. В. Сакура и дуб. М.: Дрофа, 2003

Михалёва А. А.5

Автором отмечается, что основная часть проанализированной им литературы, в которой имеется информация об истории японской социологии, датируется 50-80 годами XX столетия. Начиная с 90-х годов прошлого века, поднятая в диссертационной работе проблематика практически не освещалась. В связи с этим этом автор усматривает особое научное значение данной диссертации.

Цель диссертационной работы:

Изучение процесса становления и развития японской социологической

науки с эпохи Мейдзи до настоящего времени с целью нахождения новых

подходов и алгоритмов для развития отечественной социологии.

Достижение цели осуществляется в ходе реализации следующих задач:

1. проследить эволюцию развития социологической науки в Японии и выявить истоки её возникновения;

2. установить теоретико-методологическую основу формирования японской социологической теории;

3. проанализировать понятийный аппарат, используемый в японской социологической теории;

4. выявить основные направления развития науки в Японии в данный период;

5. установить концептуальные подходы к исследованию проблемы и выявить содержание понятия «общество» с точки зрения японского менталитета.

Объектом диссертационной работы является японская

5 Лаврентьев Б. П. История общественной мысли Японии // Современная Япония. М., 1973; Аболин О. Ю Современное японское общество в зеркале буржуазной социологии. // Соц. исслед. 1979 № 3; Михалев А. А. Япония: Социальная рефлексия в модернизированном обществе (50-70-е гг. XX в.) // РАН. Ин-т философии. - М., 2001. -157 с.

социологическая наука.

Предметом исследования выступает процесс развития и институционализации японской социологической школы с эпохи Мейдзи Щ ШШШ (1868-1911 гг.)6 до настоящего времени.

Теория и методология исследования.

Ведущим принципом исследования является обобщение исторических данных, проблемно-хронологический и компаративистский методы исследования, а также анализ, синтез, обобщение. Все вышеперечисленные методы научного исследования затрагивают глубинные теоретические пласты этнических и культурных особенностей японского мировоззрения, представлений о мире.

Источниковедческой основой работы являются произведения японских социологов классического периода - это работы Татебе Тонго, Эндо Рюкити, Ёнэды Сётаро, Хироюки Като, Акимото Рицуо и др. Обращение к работам этих ученых, заложившим фундаментальные методологические основания японской социологии, позволяют при взгляде на прошлое выявить специфическую логику, индивидуальный «рисунок» жизни японского общества. Также в работе использованы труды российских и западноевропейских ученых, посвятивших свои работы исследованиям развития социологического знания в Японии. В качестве источниковой базы послужили и работы известных современных ориенталистов, историков, философов и обществоведов.

6 Период Мейдзи (1868-1911 гт) назван так по девизу правления императора Мацухито -"светлое правление". Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, то есть "реставрации" власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность, наблюдались в данный период.

В работу также включены материалы Социологического симпозиума РОС в рамках Международной научно-практической конференции по социологии, Саратов, 20-23 апреля 2004 года. Научная новизна:

1. Впервые представлено комплексное освещение становления и генезиса японского научного знания, вскрыты закономерности и основные пути его развития;

2. Определен вклад японских обществоведов в развитие социологической теории, который заключается в разработке собственных концепций (напр. «теории японца и японской культуры», «теории национальной идентичности», «теория общества с вертикальными межличностными отношениями «татэ сякай» а также представлены имена крупнейших исследователей в области обществоведения - Такада Ясума, Татебе Тонго, Эндо Рюкити, Аруга Нагао, Янагида Кунио, Ёнэда Сётаро, Судзуки Эйтаро, Тода Тейдзо, Тояма Соити;

3. Определены специфические условия развития социологической науки в Японии в данный исторический период. В частности в японской социологии с самого начала была заложена тенденция к тесной связи с официальной государственной идеологией и подчинении ее интересов политике государства и императора.

4. В контексте анализа японской социологической теории раскрыты новые понятия, фиксирующие специфику национального сознания -«ояката» ШЗз, «коката» «татэмаэ» ШМ, «гири-сякай» И5И±тс, «нихондзин рон» 0 ФЛШ, «татэ сякай»

5. На основе теоретико-методологической базы современной социальной теории рассмотрено концептуальное развитие японской академической социологии: показана плюралистичность направлений в этой области;

6. Впервые представлена историческая ретроспектива развития японской социологии, позволяющая увидеть контекст, в котором происходило зарождение социологии в Японии. Охвачен обширный временной интервал с конца XIX - нач. XXI вв., что свидетельствует о богатом опыте и своеобразном пути развития японской социологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Просветительское движение начального периода становления социологической науки в Японии (после революции Мейдзи 1867-1868 гг.) оказало огромное влияние на мировоззрение и мышление буржуазных ученых и положило начало развитию академической и публицистической социологии в Японии.

2. Развитие и институционализация японской социологии в период I и П мировых войн происходило в русле западной традиции, но при этом характеризовалось специфическими чертами и самостоятельным развитием в национальных культурных и политических условиях.

3. Распространение американской социологии после Второй мировой войны послужило этапом в становлении идей японских исследователей социологического знания.

4. Послевоенное развитие японской социологической мысли характеризуется разработкой собственных теоретических построений и созданием эмпирической и политически ориентированной социологии.

5. Последние десятилетия XX века были ознаменованы бурными переменами в японской социологии. Произошел процесс глобализации и интернационализации социологической науки в Японии.

6. В настоящее время идет поиск новых идей и своей собственной теории, нарастает необходимость в развитии и разработке критической теории, налаживании контактов с международными партнёрами.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется направленностью работы на решение актуальных вопросов в области зарубежной социологии. Научная значимость диссертации заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы как отправная точка для более глубоких исследований в области ряда общественных дисциплин и при подготовке сравнительных социологических исследований, а также в возможности применения основных результатов и выводов для дальнейшего изучения истории японской социологии.

Материалы и анализы могут быть применены в ходе модернизации учебных курсов по истории зарубежной социологии, в практике учебно-педагогической работы.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела «теории и истории социологии» ИСПИ РАН. Основные теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в научных публикациях автора. Ряд тезисов опубликован в сборнике материалов Международного социологического симпозиума по истории и теории социологии, Саратов, 20-23 апреля 2004 года.

Структура работы определяется общей целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы предмет, объект, цели и задачи исследования, степень разработанности проблемы, обозначена научная новизна и практическая

значимость, определены основные положения диссертации, выносимые на защиту, характеризуются теоретико-методологические основы работы.

Первая глава «Начальный период в развитии японской социологии» включает три параграфа и посвящена периоду зарождения социальных исследований в Японии. Автором отмечаются самые ранние формы (1223 г.) социальных исследований в Японии, ставших фактически прообразом современных методов и средств формирования научного познания. Особое внимание уделяется специфике становления социологической науки в данный период, а также просветительскому движению и популяризации работ западноевропейских и американских мыслителей.

В первом параграфе «Истоки возникновения социальных исследований» указано, что еще в 1223 году труд под названием «Гукансё» Ь <£ 9 , который создал Дзитин, настоятель одного из храмов Тэндай, стал первой попыткой обзора и интерпретации социальных явлений, а не просто изложения событий прошлого. С тех пор японские ученые, многие из которых были монахами Дзэн, стали изучать социальные явления с философских позиций, лишая её романтического антуража, как это было ранее в средневековых хрониках. Приведен также ряд трудов, ставших обширной фактологической базой для изучения социальных явлений и событий. Следовательно, можно утверждать, что именно отсюда берет начало родословная так называемых социальных исследований.

Во втором параграфе «Специфика становления социологической науки в Японии» охарактеризованы специфические условия, в рамках которых происходило распространение социологии в Японии в конце XIX века. Эти особенности, как отмечается, стали впоследствии предпосылками возникновения данной науки в Японии.

Страна в этот период переживала бурные политические и социальные

перемены. Происходили изменения в политической, экономической, военной сферах государства, а также в общественном сознании нации. В страну, находившуюся несколько столетий в изоляции от внешнего мира, далекой от цивилизации Запада, хлынул поток информации, определившей Японию на путь прогрессивного развития.

Необходимым условием понимания истории развития японской социологической мысли является рассмотрение её в связи с историей развития японского капитализма. Связь эта существовала всегда, но в период становления японской социологии она прослеживается особенно рельефно. Можно сказать, что так же как японский капитализм развивался под защитой и покровительством государства, так и в японской социологии с самого начала была заложена тенденция к тому, чтобы выступать в непосредственной связи с официальной государственной идеологией.

Социология, привнесенная в Японию на гребне волны «европеизации», нахлынувшей в страну после буржуазной революции Мейдзи (1867-1868) рассматривалась тогда в Японии, прежде всего как важный элемент европейского знания, которое необходимо было усвоить для ликвидации отставания от западных держав и встать с ними вровень. В эпоху Мэйдзи распространение любых новых научных дисциплин было подчинено главной задаче страны - модернизации. Крайняя бедность населения требовала осуществления жесткой социальной политики; радикальный поворот от старых реформ идеологии к её современным формам не допускался. Поэтому распространение социологии в Японии объясняется только лишь интересом к новому знакомству с западным обществом.

По своему содержанию социология представляла собой в тот период, в первую очередь спенсерианство. Социология Г. Спенсера начала проникать в Японию приблизительно в 70-е годы XIX века. В связи с этим выделяются два направления: первое связано с политической борьбой вокруг вопроса о конституциональной системе правления, с «Движением за свободу и

народные права» Второе связано со становлением

академической социологии в Японии. Спенсер воспринимался японской социологией с большим трудом. По мере того, как революционный дух конца 60-х годов отходил в прошлое, милитаристский характер формировавшегося японского капитализма выступал все более ярко, японская социология, тяготевшая к союзу с правительственной бюрократией, стала все настойчивей искать пути перетолкования идей Г. Спенсера, чтобы они «лучше согласовывались» с политической ситуацией и целями правящих кругов Японии.

Таким образом, специфика становления японского социологического знания имела чисто политический характер и была обусловлена положением дел в тогдашней Японии, которое оказалось чрезвычайно оригинальным. историческим моментом, пройденным Японией.

В третьем параграфе представлены ключевые фигуры японского просветительского движения, которые сыграли огромную роль в становлении идей японских социологов.

Японское просветительство, безусловно, представляло собой этап в развитии японской общественной мысли, оно сложилось под воздействием конкретной исторической ситуации в Японии в 1860 - 1870 годах.

Корни мировоззрения просветителей Японии уходят в национальную духовную историю, наложившую отпечаток на формы восприятия новых, чужеземных идей и на выбор того, что из многообразия философской мысли Запада подвергалось японцами изучению и разработке, а что было не замечено ими или попросту отброшено как не соответствующее стоящим тогда перед страной задачам.

Крупнейшим представителем японского просветительства был Фукудзава Юкити (1835 - 1901 гг.). Его взгляды и деятельность

являются ярким примером того, каким образом в Японии в последней трети

XIX века шли восприятие, усвоение и переработка культуры Запада, как эта культура сочеталась с национальной традицией.

Будучи крупнейшим мыслителем периода становления национального самосознания, Фукудзава оказывал заметное влияние на формы и характер этого процесса. Его работы способствовали появлению определенных представлений о Западе и его культуре, о месте, занимаемом Японией среди других стран, о целях и задачах, стоявших перед японцами в тот период.

В своих работах Фукудзава критиковал феодальные, консервативные идеи, провозглашал свободу и равенство. При этом вся его деятельность была подчинена задачам утверждения независимости Японии, превращения её в современное государство, воспитания у японского народа чувства самоуважения и самостоятельности. И ради решения этих задач Фукудзава привлекал идеи и принципы как Запада так и Востока, переработанные и синтезированные его самобытным сознанием.

Многочисленные работы Фукудзава Юкити, посвящены подготовке сознания массовой аудитории к восприятию новых идей. Наряду со своей первоначальной и внешне главной целью ознакомления японцев с доселе абсолютно непонятной и практически неизвестной им жизнью стран Запада они выполняли и другую задачу, а именно зародили мысль о возможности иного, более разумного устройства жизни общества, иных представлений, нравов, обычаев.

Фукудзава понимал необходимость приобщения к цивилизации Запада не как точное копирование существовавших на Западе социально-политических институтов, норм жизни и обычаев, а как восприятие того прогрессивного, что достигнуто и освоено на Западе. Он отнюдь не призывал к уничтожению всех национальных черт, традиций и идеалов, к тому, чтобы пожертвовать всем японским, превратить свою родину в копию какой-либо страны. Ученый стремился к другому - к

сохранению Японии, а следовательно, и к «кокутай» Я (сущности государства).

Наиболее точно определил, каким должно быть отношение Японии к культуре Запада, экономист и историк Тагути Укити И О Щ"и (1856 - 1905 гг.), мысли которого о сути и значении приобщения Японии к цивилизации Запада тождественны взглядам Фукудзава. Тагути писал: «Физику, [ экономику и другие науки следует изучать не потому, что они открыты на

Западе, а потому, что в них содержится объективная истина. Японцы

*

стремились к конституционному правлению не потому, что оно принято на Западе, а потому, что оно находится в соответствии с человеческой природой. Японцы не должны говорить, что они пытались сделать систему образования, законы, правительство такими, как на Западе, а должны говорить, что проводили преобразования, способствовавшие выходу страны на путь необходимого человеку прогресса».

Японский просветитель Аманэ Ниси Ж & И -J- стал первым популяризатором идей французского ученого Опоста Конта. Социология Конта оказала существенное влияние на становление японской академической социологии, на умонастроение прогрессивной интеллигенции.

* Таким образом, Фукудзава не был единственным автором,

поднимавшим вопросы сущности японской и западной цивилизации, говорившим об изменениях в социально-политической сфере, которые должна претерпеть Япония, чтобы превратиться в современное государство. Об этом писали Тагути Укити, Като Хироюки, Мори Аринори, Мицукури Ринсё.

Именно европейская социология дала ключ к пониманию западной «внешней» цивилизации. То, что Конт, Миль, Спенсер, Теннис, Дюркгейм и Вебер по-своему интерпретировали социальные явления, было

доказательством того, насколько современное общество и культура отличаются от предшествовавших им типам. Именно это послужило толчком для японских просветителей периода Мейдзи внедрить европейскую социологию в Японию и постараться понять труднопостижимую «внутреннюю» цивилизацию Запада.

Во второй главе «Становление социологии в Японии в период I и II мировых войн и ранний послевоенный период» автором охарактеризованы основные направления в развитии социологии в данный период, внесшие наибольший вклад в развитие и институционализацию социологической науки. Особое внимание уделяется влиянию американской социологии, основные концепции которой, составили ядро социологической науки в ранний послевоенный период.

«Развитие и институционализация социологической науки (периодизация, направления и школы)» рассмотрены в первом параграфе. Первая в Японии лекция по социологии была прочитана в Токийском императорском университете американским философом Эрнестом Феноллозой в 1878 году. Слово «социология» переводилось сначала как «гунгаку» (наука о коллективе), только лишь в 1879 году в японском языке появился термин «сякайгаку» (социология). В 1893 году

Масаока (Масакадзу) Тояма (1848-1900) стал первым профессором японской социологии Токийского университета. Его считают основателем японской социологической мысли. В 1903 году была основана кафедра социологии в Токийском университете. С момента своего зарождения японская социологическая наука прошла ряд периодов:

- Начальный период: с 70-х гг. XIX века и до окончания I мировой войны;

- Институциализация: период от I мировой войны до начала 30-х гг. XX века;

- Встречные течения: с начала 30-х гг. XX века и до конца II мировой войны;

- Послевоенное развитие: период после окончания II мировой войны.

На рубеже 20-х годов XX века в японской социологии довольно четко выкристаллизовываются две школы: теоретическая Киотоская и Токийская эмпирическая (последняя отнюдь не пренебрегала теорией, но подчеркивала, что она должна стоять на твердом фундаменте эмпирических исследований).

Ведущим представителем первой из них был Такада Ясума МШ^Щ (1882-1973). Его относят к приверженцам формальной социологии. Его оригинальные теории приобрели широкую популярность за рубежом и освободили социологию от западной теории и методологии.

Ярким представителем Токийской теоретической школы социологии, по праву можно назвать имя Тода Тейдзо Он занимался в

основном изучением социологии семьи. В 1920 году он стал доцентом Токийского императорского университета, а спустя девять лет получил звание профессора социологии.

Общей тенденцией социологии данного периода является переход от философии истории к формальной социологии. Независимо от того, к какой школе принадлежат социологи в их концепциях, так или иначе, отражается эта тенденция.

Второй параграф «Взаимосвязь социологии и социализма в Японии» рассматривает развитие социальной теории в контексте лейбористских, социалистических и демократических движений.

Первое социологическое общество в Японии (1896) делало акцент на тесной взаимосвязи между социологией, социализмом и социальной реформой с её политикой. Самые выдающиеся члены этого общества были социологами-социалистами (социальными реформистами), которые находились под огромным влиянием американской либеральной социологии и теологии, а также христианского социализма. В то время широкой популярностью пользовалось произведение А. В. Смолла и Г. Е. Винсента «Введение в социологию» (1894), а в 1912 году книга Артура Льюиса

«Введение в социологию» (в японском варианте «Социалистическая социология») завоевала огромное число читателей. Статья Смолла «Социализм и социология», опубликованная в мае 1912 года в «Американском социологическом журнале» оказала решающее влияние на тех социологов - социалистов, которые занимались проблемой взаимосвязи между социологией, социальным знанием и социализмом.

Интересно отметить, что лидеры социологических движений в Японии открыто игнорировали социалистические теории немецких и российских коллег. Причиной тому послужил тот факт, что все они попали под влияние социализма, будучи именно в Соединенных Штатах (изучая социологию и либеральную теологию) и приняли христианство. Тем не менее, с начала XX века, националистическая социология, ратовавшая за специфику государственной формы устройства Японии, стала господствующей в академических кругах. Социологи, признававшие тесную взаимосвязь между социологией и социализмом подвергались жестким ограничениям со стороны правительства и как следствие потеряли свой авторитет. Университетские социологи критиковали социализм и называли его врагом японской государственности и отрицали любую взаимосвязь между социологией и социализмом.

В третьем параграфе «Влияние американской социологии» отмечается, что постепенно происходит переориентация японской социологии с немецкой на американскую общественную мысль и её теоретические и эмпирические нововведения. Главной фигурой, чьи построения породили у японских социальных исследователей огромное количество критических суждений и умозаключений, был американский социолог Толкот Парсонс. Примечательно, что направленность японкой социологии на теории ведущих американских ученых шло с учетом традиционных научных убеждений и не характеризовалось абсолютной «фанатизацией» американской культурой. Среди основных американских

концепций, вызвавших к жизни огромное число японских поклонников, были теория социальных действий, теория социальных изменений, феноменологическая социология, теория структурно-функционального анализа.

Высказывается мысль о том, что распространение американской социологии в Японии явилось этапом в становлении идей японских социальных мыслителей XX столетия и оказало значительное влияние на развитие общественных наук в Японии. Автор утверждает, что с этого момента произошло стимулирование и зарождение нового социологического мышления у японских исследователей и привнесено новое в дальнейшее развитие научной сферы страны.

В третьей главе «Послевоенное развитие японской социологии» речь идет о том, что общей тенденцией развития социологии после Второй мировой войны явились изменения в положении социологической теории в капиталистическом обществе. Ставится вопрос о правомерности существования капитализма не только в японском обществе, но и в современном мире вообще. В этих новых условиях правящие круги империалистических держав нуждаются в социологии для получения аргументов, обосновывающих их господство.

Первый параграф «Теория «массового общества» и теория «социальных изменений» рассматривает роль и место данных концепций в японской социологии.

Если остальные буржуазные теории общества, импортированные с Запада, были восприняты японской социологией без сколько-нибудь существенных изменений, то теория «массового общества» приобрела в Японии ярю выраженный «националистический характер». Японские социологи считают, что в концепции «массового общества» отражены многие важные черты японской действительности, а теоретическое осмысление «массового общества» во многом отражает специфику японской

социологической науки.

Говоря о теории «массового общества» нельзя не назвать имя К. Мацусита Ж ~ ^ Т - Его работы заметно выделяются среди теорий японских сторонников «массового общества». Он стремился концептуально обосновать в строгих рамках объективного анализа общественного развития «историческую неизбежность» становления «массового общества», избегая обращения к каким-либо аргументам психологического характера. Новое в его концепции - попытка осмысления самого механизма становления «массового общества», его генезиса.

Весьма интересна теория «социальных изменений», представленная главным образом К. Томинага ЖткФ?-', который исходил из принципа «индустриализма» и сделал попытку на его основе дать новую трактовку социальным изменениям. В своей работе «Социальные изменения» Ш)<£>Щ|и (1965) он попытался сформулировать в полемической форме альтернативу историческому материализму. Аналитический подход к изучению социальных изменений придает определенную специфичность теории японского ученого и относится к разряду примечательных явлений японской социологической мысли.

Во втором параграфе «Японское «почвеничество»: общество «вертикальной структуры» и «индустриальное общество японского типа» охарактеризованы основные направления в японской социологии послевоенного периода.

Японское «почвеничество» - это течение, возникшее на исходе 60-х гг. XX века. Оно также известно в японской социологической литературе под названием «теорий японца и японской культуры», «теории национальной идентичности» или «интроспекции». Выражением общей тенденции этой теории, её доминантой является акцент на культурно-историческое своеобразие и этнопсихологические особенности японской нации. К

причинам, вызвавшим к жизни «теории японца и японской культуры», японские и некоторые западные исследователи Японии относят: 1) утрату Японией внешней «модели» для подражания в виде западного общества, идеализированного в первые послевоенные годы; 2) политическое давление извне, подразумевая под этим расхождение между уровнем экономического развития страны и её международным статусом; 3) «ностальгию по истинной Японии» в условиях высоких темпов экономического роста; 4) социальные дисфункции, обусловленные диспропорциональностью развития общества и неравномерностью распределения богатства среди его слоёв.

Четвертая глава диссертации «Японская социология на рубеже тысячелетий» повествует об основных изменениях и трансформациях, произошедших за последние десятилетия прошлого века и в начале третьего тысячелетия, как в социологии, так и в японском обществе в целом.

В первом параграфе «Социальные перемены в японском обществе в конце XX столетия» автор отмечает, что радикальные перемены в социальных институтах оказали большое влияние на все японское общество. Оно сегодня мало напоминает Японию прошлых дней. В частности, коренным образом трансформировались социальная и профессиональная структуры. Социологи отмечают, что произошло изменение в общественном сознании японцев, отмечается пассивное отношение к обществу. В результате это привело к ослаблению национальной консолидации и дальнейшей фрагментации японского общества. Все это говорит о том, что страна переживает кризис. Японское общество нуждается в социологии, как в науке, призванной способствовать развитию и стабильности общества.

Во втором параграфе «Японская социология в начале третьего тысячелетия» обосновывается то, каким образом социология отреагировала на все эти события и реалии общественной жизни. Японская социологическая наука как социальный институт, не могла оставаться в стороне от происходящих в японском обществе изменений. Её видение

социальной действительности отразилось не только в литературе или Каких-то теоретических построениях, но и непосредственно в деятельности ряда научно-общественных организаций.

Автором отмечается, что последние десятилетия прошлого века стали для японской социологии эпохой бурного развития, изменений, модификаций и интернационализации. С начала 1990-х гг. в Японии происходит процесс глобализации социологической науки. Она становится более интернационализированной и продолжает многосторонне развиваться и специализироваться. Социология к настоящему моменту прошла сложный этап институциализации, результатом чего стал рост числа социологов, социологических ассоциаций, кафедр социологии и социологической литературы.

В заключении диссертации подведены основные результаты исследования. Представленная в рамках диссертационного исследования историческая ретроспектива развития социологической науки в Японии с конца XIX века по настоящее время позволяет, на наш взгляд, составить цельную картину зарождения, развития и современного состояния японской социологической мысли. Реконструкция мировоззренческой основы японского обществознания предполагает глубокий анализ исторических фактов, явлений и событий и вдумчивое внимание к предмету исследования. Собранный в данной работе фактологический материал не только проливает свет на проблему становления социологической науки, но и, прежде всего, позволяет: 1) осуществить реализацию важнейших задач:

Во-первых, автором выявлены истоки развития социальных исследований и вскрыты закономерности и основные пути формирования социологической науки в Японии. Во-вторых, установлена теоретико-методологическая база формирования японской социологической теории. В-третьих, выявлены основные направления развития науки и определены специфические условия становления обществознания в Японии

в данный период. В-четвёртых, достигнуто понимание японского научного подхода к изучению общественных проблем, и в связи с этим, представлены новые понятия, фиксирующие специфику национального сознания. 2) представить следующую периодизацию становления японской социологической науки:

- Начальный период (70-х гг. XIX в. - конец I мировой войны);

- Социология в период I и П мировых войн;

- Социология послевоенного периода (60-70-е гг. XX века);

- Социология на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Японскими учеными-обществоведами взят курс на установление множественных международных контактов, признание современной японской социологии в международном сообществе, улучшение престижа и репутации социологии перед японской общественностью, создание новой иерархии общественных наук в Японии, отведение социологи ведущей роли среди общественно-гуманитарных дисциплин, привлечение большего числа молодых специалистов к изучению социальных отношений и предоставление возможности выпускникам социологических факультетов получить более престижные профессии. Намечена новая программа как эмпирических исследований по социологии, так и её преподавания в высшей школе.

Японские социологи ставят перед собой серьёзные задачи, в частности, организация Азиатского конгресса социологии, проведение Всемирного конгресса социологии в рамках Международной социологической ассоциации в Японии в 2014 году.

Подводя итоги данного исследования, необходимо особо отметить, что противоречия и динамичная политическая, экономическая и общественная жизнь Японии тесно связаны с социальными истоками происходящих трансформаций в японской социологической науке на рубеже веков. Овладение научным инструментарием японской социологии повышает

потенциал социальных исследователей, позволяет получить новые достоверные знания и делать на их основе доказательные выводы, а также дает возможность обогатиться научной информацией

Следует признать, что японская социология как наука находится в настоящее время в стадии дальнейшего становления. Она в некоторой степени повторяет путь, пройденный, например, западноевропейской социологией, утверждение которой также потребовало значительного времени и усилий.

Понимание роли японского социологического знания должно привлечь к ней внимание всех, кто испытывает устойчивый интерес к научной сфере жизни японского общества.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора:

1. Митупова С. А. Развитие социологии в Японии // Наука. Политика. Предпринимательство, 2004, № 2.-1,0 п.л.

2. Митупова С. А. Японская социология на переломе тысячелетий // Вопросы гуманитарных наук, 2006, № 1. - 0, 5 п.л.

3. Митупова С. А. Диверсификационные процессы в социологии Японии в конце 20 - нач. 21 вв. // Наука. Культура. Общество, 2006, № 2. - 0,6 п. л.

4. Mitupova S. A. The Formation and Development of Sociological Science in Japan // Actual Issues in history and theory of sociology. Materials of International Sociological Symposium (Saratov, April, 2004) Towards the 36th World Congress of the International Institute of Sociology (Beijing, July, 2004) Edited by Vladimir Kultygin. Saratov-Moscow-Beijing, 2004, pp. 82-92 - 1,0 п. л.

В - 5 б 7 в

Заказ №508. Объем 1 пл. Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «Петроруш». Г. Москва, ул. Шлих*-2», тел. 250-92-06 www.poitator.ni

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Митупова, Саяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Ф ГЛАВА 1: Начальный период в развитии японской

3 социологии.

§ 1 .Истоки возникновения социальных исследований.

§2.Специфика становления социологической науки в Японии.

§3.Просветительское движение и механизм проникновения западных идей в страну.

ГЛАВА 2: Становление социологии в Японии в период I и

II мировых войн и ранний послевоенный период.

§ 1. Развитие и институциализация социологической науки.

§2. Взаимосвязь социологии и социализма в Японии.

§3. Влияние американской социологии.

ГЛАВА 3: Послевоенное развитие японской социологии.

§ 1 .Теория «массового общества» и теория «социальных изменений.

§2.Японское «почвеничество»: общество «вертикальной структуры» и «индустриальное общество японского типа».

ГЛАВА 4. Японская социология на рубеже тысячелетий.

§1. Социальные перемены в японском обществе в конце XX столетия.

§2. Японская социология в начале третьего тысячелетия.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по социологии, Митупова, Саяна Александровна

Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что в последнее время отмечается устойчивый рост общественного и научного внимания к роли восточноазиатской культуры в мировом сообществе. Историческая концептуализация обширного ментального наследия Востока составляет необходимую часть единого процесса научных исследований теории и истории восточной социологической мысли.

В современной российской и западной социологии сложилась тенденция неполного, эпизодического освещения фактов, посвященных изучению истории восточной социологической теории, тому каким образом сформировалась общественная мысль на Востоке, каковы были предпосылки её возникновения, какова её сущность и состояние социологической науки в настоящее время. Принимая во внимание тот факт, что Восток всегда притягивал умы мировых ученых, становится непонятным, почему же не было уделено должного внимания вопросу о генезисе и развитии общественной мысли на Востоке, ведь азиатское общество с его богатейшей историей и социокультурным опытом представляет собой огромное поле для научных исследований.

К сожалению, наблюдается игнорирование опыта восточной общественной науки и вынесение на задний план её роли на фоне экспансии западной индустриальной цивилизации. Между тем, ошибочно не учитывать историю и роль вклада восточной, в частности, японской науки в мировом сообществе. Уже само по себе, что речь идет о стране, вышедшей по объему промышленного производства на второе место в капиталистическом мире не может не привлечь внимание и к социологии этой страны.

В силу длительной изоляции страны Восходящего солнца от мирового сообщества, страна не имела возможности находить все новые и новые пути развития для науки. Тогда одновременно с реставрацией Мейдзи, для решения этих и многих других задач, на помощь пришла наука социология.

В имеющихся работах, затрагивающих анализ развития социологии в Японии, исследователи зачастую неразрывно связывают развитие и становление японской социологической науки с теориями западных мыслителей и это правильно, ведь после падения режима Токугава1, в страну хлынул поток новых западных тенденций. Именно с этого периода - эпохи Мейдзи (1868-1911) начинается развитие социологической мысли, и появляются первые ученые-социологи, развившие свои теории на основе западных учений и внесшие огромный вклад в историю мировой социологической мысли.

Исследование истории становления социологического знания в Японии стало ключевым инструментом для понимания, изучения и содействия взаимодействию между западными и восточными обществоведами. Данное исследование также содержит анализ исторических трансформаций японского научного социологического сообщества конца XIX - начала XX вв. Для российских обществоведов знание о японском научном подходе к изучению социальных проблем представляет интерес в качестве ключа к пониманию восточноазиатских традиционных концепций бытия и миропонимания. Это особенно важно в условиях усиливающегося влияния и

1 Назван по расположению ставки сегунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу — вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным "закрытием" страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем "японским". воздействия общечеловеческих и мировых процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом.

Степень разработанности проблемы. » Не будет преувеличением сказать, что история развития японской социологии остается одним из «белых пятен» в отечественной социологической литературе. Практически во всех изданных в России работах, посвященных истории развития социологической мысли за рубежом, Япония остается в тени.

Однако, материалы, освещающие историю развития социологии в восточных странах, все же представлены трудами отдельных российских и зарубежных авторов.

В процессе исследования теоретико-методологической базы, для автора оказались важными труды зарубежных авторов. Наиболее • обширный материал почерпнут из работ Кояно Сёго, Кавамуры

Нодзому, Дайдо Ясудзиро, Кенъити Томинага, Тадаси Фукутаке, которые посвящены исследованиям по истории становления японской социологии. Это - работы, вышедшие в свет на японском языке. Отметим, что в вышеуказанных научных трудах анализ истории японской социологии не доводился до современного этапа развития.

В зарубежной, и, прежде всего, англоязычной социологической литературе, японская социология освещена более широко. Так, изучению социальных проблем в Японии посвятили свои научные доклады Бригитта Недельман, Пётр Штомка, Джон Воронофф и многие другие. Однако публикуемые материалы носят характер обзорных статей.

В отечественной литературе представлены работы известных ориенталистов Корнилова М. Н., Совастеева В. В., Поспелова Б. В., Михайловой Ю. Д, Новичковой Е. А.

Помимо названных работ, автору оказали существенную помощь работы российских востоковедов, в которых анализируются различные аспекты японского общества и японской культуры. Это работы В. Молодякова, Э. Молодяковой, В. Б. Рамзеса., В. В. Овчинникова.

Исследования, посвященные проблемам истории общественной мысли, нашли свое отражение в работах Лаврентьева Б. П., Аболина О. Ю., Михалёва А. А.

Автором отмечается, что основная часть проанализированной им литературы, в которой имеется информация об истории японской социологии, датируется 50-80 годами XX столетия. Начиная с 90-х годов прошлого века, поднятая в диссертационной работе проблематика практически не освещалась. В связи с этим автор усматривает особое научное значение данной диссертации.

Цель диссертационной работы:

Изучение процесса становления и развития японской социологической науки с эпохи Мейдзи до настоящего времени с целью нахождения новых подходов и алгоритмов для развития отечественной социологии.

Достижение цели осуществляется в ходе реализации следующих задач:

1. проследить эволюцию развития социологической науки в Японии и выявить истоки её возникновения;

2. установить теоретико-методологическую основу формирования японской социологической теории;

3. проанализировать понятийный аппарат, используемый в японской социологической теории;

4. выявить основные направления развития науки в Японии в данный период;

5. установить концептуальные подходы к исследованию проблемы и выявить содержание понятия «общество» с точки зрения японского менталитета.

Объектом диссертационной работы является японская социологическая наука.

Предметом исследования выступает процесс развития и институционализации японской социологической школы с эпохи л

Мейдзи (1868-1911 гг.) до настоящего времени.

Теория и методология исследования.

Ведущим принципом исследования является обобщение исторических данных, проблемно-хронологический и компаративистский методы исследования, а также анализ, синтез, обобщение. Все вышеперечисленные методы научного исследования затрагивают глубинные теоретические пласты этнических и культурных особенностей японского мировоззрения, представлений о мире.

Источниковедческой основой работы являются произведения японских социологов классического периода - это работы Татебе Тонго, Эндо Рюкити, Ёнэды Сётаро, Хироюки Като, Акимото Рицуо и др. Обращение к работам этих ученых, заложившим фундаментальные методологические основания японской социологии, позволяют при взгляде на прошлое выявить специфическую логику, индивидуальный «рисунок» жизни японского общества. Также в работе использованы

Период Мейдзи (1868-1911 гг.) назван так по девизу правления императора Мацухито - "светлое правление". Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального • государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, то есть "реставрации" власти императора, отодвинутого на второй план при сегунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность, наблюдались в данный период. труды российских и западноевропейских ученых, посвятивших свои работы исследованиям развития социологического знания в Японии. В качестве источниковой базы послужили и работы известных современных ориенталистов, историков, философов и обществоведов.

В работу также включены материалы Социологического симпозиума РОС в рамках Международной научно-практической конференции по социологии, Саратов, 20-23 апреля 2004 года.

Научная новизна:

1. Впервые представлено комплексное освещение становления и генезиса японского научного знания, вскрыты закономерности и основные пути его развития;

2. Определен вклад японских обществоведов в развитие # социологической теории, который заключается в разработке собственных концепций (напр. «теории японца и японской культуры», «теории национальной идентичности», «теория общества с вертикальными межличностными отношениями «татэ сякай» Ш^.^), а также представлены имена крупнейших исследователей в области обществоведения - Такада Ясума, Татебе Тонго, Эндо Рюкити, Аруга Нагао, Янагида Кунио, Ёнэда Сётаро, Судзуки Эйтаро, Тода Тейдзо, Тояма Соити;

3. Определены специфические условия развития социологической науки в данный исторический период. В частности, в японской социологии с самого начала была заложена тенденция к тесной связи с официальной государственной идеологией и подчинению ее интересов политике государства и императора.

4. В контексте анализа японской социологической теории были представлены новые понятия, фиксирующие специфику национального сознания - «ояката» Ш , «коката» -?■ , татэмаэ» ЗЁЙи, «гири-сякай» ШШ&ж, «нихондзин рон» 0 if-Afra, «татэ сякай» Щ-Ь^.

5. На основе теоретико-методологической базы современной социальной теории рассмотрено концептуальное развитие японской академической социологии: показана плюралистичность направлений в этой области;

6. Впервые представлена историческая ретроспектива развития японской социологии, позволяющая увидеть контекст, в котором происходило зарождение социологии в Японии. Охвачен обширный временной интервал с конца XIX - нач. XXI вв., что свидетельствует о богатом опыте и своеобразном пути развития японской социологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Просветительское движение начального периода становления социологической науки в Японии (после революции Мейдзи 1867-1868 гг.) оказало огромное влияние на мировоззрение и мышление буржуазных ученых и положило начало развитию академической и публицистической социологии в Японии.

2. Развитие и институционализация японской социологии в период I и II мировых войн происходило в русле западной традиции, но при этом характеризовалось специфическими чертами и самостоятельным развитием в национальных культурных и политических условиях.

3. Распространение американской социологии после Второй мировой войны послужило этапом в становлении идей японских исследователей социологического знания.

4. Послевоенное развитие японской социологической мысли характеризуется разработкой собственных теоретических построений и созданием эмпирической и политически ориентированной социологии.

5. Последние десятилетия XX века были ознаменованы бурными переменами в японской социологии. Произошел процесс глобализации и интернационализации социологической науки в Японии.

6. В настоящее время идет поиск новых идей и своей собственной теории, нарастает необходимость в развитии и разработке критической теории, налаживании контактов с международными партнёрами.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется направленностью работы на решение актуальных вопросов в области зарубежной социологии. Научная значимость диссертации заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы как отправная точка для более глубоких исследований в области ряда общественных дисциплин и при подготовке сравнительных социологических исследований, а также в возможности применения основных результатов и выводов для дальнейшего изучения истории японской социологии.

Материалы и анализы могут быть применены в ходе модернизации учебных курсов по истории зарубежной социологии, в практике учебно-педагогической работы.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела «теории и истории социологии» ИСПИ РАН. Основные теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в научных публикациях автора. Ряд тезисов опубликован в сборнике материалов Международного социологического симпозиума по истории и теории социологии,

Саратов, 20-23 апреля 2004 года.

Структура работы определяется общей целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и развитие социологии в Японии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная в рамках . диссертационного исследования историческая ретроспектива развития социологической науки в Японии с конца XIX века по настоящее время позволяет, на наш взгляд, составить цельную картину зарождения, развития и современного состояния японской социологической мысли. Реконструкция мировоззренческой основы японского обществознания предполагает глубокий анализ исторических фактов, явлений и событий и вдумчивое внимание к предмету исследования. Собранный в данной работе фактологический материал не только проливает свет на проблему становления социологической науки, но и, прежде всего, позволяет: ф 1) осуществить реализацию важнейших задач:

Во-первых, автором . выявлены истоки развития социальных исследований и вскрыты закономерности и основные пути формирования социологической науки в Японии. Во-вторых, установлена теоретико-методологическая база формирования японской социологической теории. В-третьих, выявлены основные направления развития науки и определены специфические условия становления обществознания в Японии в данный период. В-четвёртых, достигнуто понимание японского научного подхода к изучению общественных проблем, и в связи с этим, представлены новые понятия, фиксирующие • специфику национального сознания.

2) представить следующую периодизацию становления японской социологической науки:

Начальный период ( 70-х гг. XIX в. - конец I Мировой войны). На начальной стадии развития происходило зарождение социальных исследований. Социология, заимствованная Японией как следствие «европеизации», нахлынувшей в страну после буржуазной революции

Мейдзи (1867-1868 гг.) рассматривалась тогда в Японии, прежде всего как важный элемент европейского знания, которое необходимо было усвоить для ликвидации отставания от западных держав и встать с ними вровень. В эпоху Мэйдзи распространение любых новых научных дисциплин было подчинено главной задаче страны - модернизации. Крайняя бедность населения требовала осуществления жесткой социальной политики; радикальный поворот от старых реформ идеологии к её современным формам не • допускался. Поэтому распространение социологии в Японии объясняется только лишь интересом к новому знакомству с западным обществом. Этот период был периодом популяризации в стране работ западноевропейских и американских социологов (Конта, Спенсера, Дюркгейма, Зиммеля, Гиддингса). К числу наиболее крупных социологов этого периода принадлежат Татэбэ Тонго, Арига Нагао, Эндо Рюкити, Ёнэда Сётаро. Они не создали собственных оригинальных теорий; их роль заключалась лишь в популяризации идей западной социологии.

Социология в период I и II Мировой войн. Данный период является ключевым моментом в дальнейшем развитии и становлении социологии как науки в Японии и, надо сказать, весьма плодотворным этапом в формировании данной научной дисциплины. Происходит процесс институционализации науки: появляются социологические ассоциации, литература социологического содержания, кафедра социологии при Токийском императорском университете, первый профессор социологии - Масаока Тояма. Позднее были учреждены две ведущие социологические школы: эмпирическая Токийская и теоретическая Киотоская. Ведущие представители этих школ произвели в свет оригинальные теоретические построения, которые были направлены главным образом на изучение социологии деревни и социологии семьи

Янагида Кунио, Аруга Кидзаэмон, Судзуки Эйтаро). По мере дальнейшего развития, в японской буржуазной социологической науке наблюдается тенденция к образованию двух прямо противоположных направлений: универсалистское и партикуляристское.

Этот же период характеризуется широким распространением американской социологии в ранний послевоенный период. Основной фигурой, внесшей существенный вклад в становление идей японских социальных мыслителей XX века стал Толкот Парсонс. Его концепции пользовались огромной популярностью в стране и стали отправной точкой для разработки собственных теорий.

Социология послевоенного периода (60-70-е гг. XX века). Общей тенденцией развития социологии после Второй мировой войны явились изменения в положении социологической теории в капиталистическом обществе. Ставится вопрос о правомерности существования капитализма не только в японском обществе, но и в современном мире вообще. В этих новых условиях правящие круги империалистических держав нуждаются в социологии для получения аргументов, обосновывающих их господство. Социология и политика в данный период идут рука об руку. Происходит взаимосвязь между развитием социологии, с одной стороны, и социально-политическими процессами в послевоенный период, с другой. На фоне таких событий происходит разработка собственных теоретических построений (К. Мацусита, К. Томинага, Т. Наканэ, Ё. Коганэ).

Социология на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Последние десятилетия прошлого века стали для японской социологии эпохой бурного развития, изменений, модификаций и интернационализации. С начала 1990-х гг. в Японии происходит процесс глобализации социологической науки. Она становится более интернационализированной и продолжает многосторонне развиваться и специализироваться. Социология к настоящему моменту прошла сложный этап институциализации, результатом чего стал рост числа социологов, социологических ассоциаций, кафедр социологии и социологической литературы. Японскими учеными-обществоведами взят курс на установление множественных международных контактов, признание современной японской социологии в международном сообществе, улучшение престижа и репутации социологии перед японской общественностью, создание новой иерархии общественных наук в Японии, отведение социологи ведущей роли среди общественно-гуманитарных дисциплин, привлечение большего числа молодых специалистов к изучению социальных отношений и предоставление возможности выпускникам ф социологических факультетов получить более престижные профессии.

Намечена новая программа как эмпирических исследований по социологии, так и её преподавания в высшей школе.

Японские социологи ставят перед собой серьёзные задачи, в частности, организация Азиатского Конгресса Социологии, проведение Всемирного Конгресса Социологии в рамках Международного Социологического Общества в Японии в 2014 году.

Подводя итоги данного исследования, необходимо особо отметить, что противоречия и динамичная политическая, экономическая и ф общественная жизнь Японии тесно связаны с социальными истоками происходящих трансформаций в японской социологической науке на рубеже веков. Овладение научным инструментарием японской социологии повышает потенциал социальных исследователей, позволяет получить новые достоверные знания и делать на их основе доказательные выводы, а также дает возможность обогатиться научной информацией

Следует признать, что японская социология как наука находится в настоящее время в стадии дальнейшего становления. Она в некоторой степени повторяет путь, пройденный, например, западноевропейской социологией, утверждение которой также потребовало значительного времени и усилий.

Понимание роли японского социологического знания должно привлечь к ней внимание всех, кто испытывает устойчивый интерес к научной сфере жизни японского общества.

 

Список научной литературыМитупова, Саяна Александровна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. Большая Советская Энциклопедия / Глав. ред. Прохоров А. М., М. 1973.

2. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Глав. ред. Иванов В. Н.; М. 2003.

3. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова; М.: Азбуковник, 1998.

4. Энциклопедический словарь. / Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Современная версия. -М.: Издательство Эксмо, 2002.

5. Японско-русский словарь. Изд-во «Кэнкюся», 2000 г. Под ред. Т. Фудзинума(#Ш±Й.Ш?А0 §й# ШШт)

6. Kodansha Encyclopedia of Japan, 2000 Vol. 3, 7.

7. Литература на русском языке

8. Аболин О. Ю. Современное японское общество в зеркале буржуазной социологии. // Соц. исслед. 1979 № 3.

9. Аболин О. Ю. Современная буржуазная теоретическая социология Японии (автореф. дис. канд. фил. наук) // М., 1979 АН СССР Ин-тсоц. исслед.

10. Аболин О. Ю., Корнилов М. Н. Теория «массового общества» в современной японской социологии: Научно аналит. обзор // АН СССР. ИНИОН. - М.: ИНИОН АН СССР, 1982. - 32 с.

11. Беркс А. Япония: постиндустриальная держава // Восточная Азия на пороге XXI века. РАН ИНИОН Реф. сб. М., 2000.

12. Брудный А. А. Магические аспекты массового сознания современного Востока. // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: "Наука",1984.-С. 84-91.

13. Буддизм в Японии. М.: "Наука", 1993. 704 с.

14. Вестник Европы, 1882, № 10.

15. Державин И. К. Сока-гаккай-комэйто: религиозно-политическое движение в послевоенной Японии. М.: "Наука", 1972. 167 с.

16. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: "Наука", 1982.-280 с.

17. Кадзи С., Хама Н., Райе Д. Эти странные японцы. Пер. с англ. Дуткиной Г. и Дуткиной Д. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000. - 72 с.

18. Константинов В. Н. Российский социолог Лев Мечников // Владим. гос. пед. ун-т. Владимир, 1994. стр. 18.

19. Корнилов М. Н. Социальный кризис в Японии (Woronoff J. The Japanese social crisis.- L. etc: Macmillan, N.Y.: St. Martin's press, 1997. VIII, 287 p.) // Япония в конце XX века: экономика, социология, управление. С. 38. - М., 2002.

20. Корнилов М. Н. Основные направления развития социологических исследований в Японии. Научно аналит. обзор // М., 1974 АН СССР ИНИОН - 58 с.

21. Корнилов М. Н. Японская культурная традиция: коммуникация и психопатологические подходы. // Социальные и гуманитарные науки. Востоковедение и африканистика. РАН ИНИОН , 2005 № 3, серия 9 с. 205

22. Култыгин В. П. Классическая социология. М. «Наука», 2000

23. Култыгин В. П., Кузнецов А. Г. Общая социология. М. «Научная книга» 2004.

24. Лаврентьев Б. П. История общественной мысли Японии // Современная Япония. М., 1973.

25. Мальковская И. А. Традиционные и современные ценности и адаптация индивида к условиям модернизируемого общества. // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся' странах Азии и Африки. М.: "Наука", 1984. -С.111-126.

26. Мечников Л. И. Мей-дзи. Эра просвещения Японии. Казань Типо-Литография окружного штаба, 1905 г. стр. 3-4.

27. Михалев А. А. Япония: Социальная рефлексия в модернизированном обществе (50-70-е гг. XX в.) // РАН. Ин-т философии. -М., 2001. 157 с.

28. Михайлова Ю. Д. Общественно-политическая мысль Японии: 60-80-е гг. XIX века. // АН СССР Ин-т востоковедения. Ленингр. отд-ние. М.: Наука, 19991. - 216 с.

29. Михайлова Ю. Д. Движение за свободу и народные права в Японии: история и идеология левого крыла (1870-1880-е гг.) Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1978 - 16 с.

30. Молодяков В. О национальной гордости японцев. // Япония без предвзятостей. М.: Изд-во «Япония сегодня», 2003.

31. Молодякова Э. Императорская система. // Япония без предвзятостей. М.: Изд-во «Япония сегодня», 2003.

32. Новичкова Е. А. Запад в довоенной теоретической социологии Японии (автореф. дис. канд. фил. наук) // М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

33. Овчинников В. В. Сакура и дуб. М.: Дрофа, 2003

34. Осипов Г. В. Встречи с Питиримом Сорокиным. Под ред. И. Б. Орловой // М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003

35. Поспелов Б. В.'Японская общественная мысль и маоизм. (Критика антимарксистских концепций сущности маоизма). М., Наука, 1975 224 с. // АН СССР Ин-т Дальнего Востока.

36. Поспелов Б. В. Идеологические течения современной Японии: Крит, анализ // АН СССР ИН-т Дальнего Востока М., наука, 1988-301 с.

37. Поспелов Б. В. Кризис буржуазной идеологии и ревизионизма современной Японии: (Критика антикоммунистических концепций). Автореф. дис. д-ра ист. наук. М., 1978 36 с. // АН СССР Ин-т Дальнего Востока.

38. Поспелов Б. В.' Очерки философии и социологии современной Японии. М., Наука, 1974 302 с. // АН СССР Ин-т Дальнего Востока.

39. Рамзес В. Япония без предвзятостей. М.: Изд-во «Япония сегодня», 2003

40. Совастеев В. В. Общественно-политическая мысль Японии в 40-60-егг. XIX века: Автореф. дис. д-ра ист. наук // РАН Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО. Владивосток, 1995. 35 с.

41. Совастеев В. В. Зарубежный Дальний Восток. Вопросы истории общественного развития. Сб. науч. тр. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1990'- 120 с.

42. Совастеев В. В. Проблемы буржуазной революции Мейдзи в японской историографии. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1984.- 190 с.

43. Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. // Пер. с англ. Кириллова Е. В. под ред. Никитина А. Б. Изд-во «Евразия» Санкт-Петербург, 2002

44. Чугров С. В. Стереотипы в общественном сознании Японии. // Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. М.: "Наука". 1985. С. 112-127.

45. Цыбикова Б. Ц. Становление и развитие социологии в Китае:

46. Диссер. канд. социолог, наук. М, 2005 с. 12 // ИСПИ РАН. Япония. Справочник. М.: "Республика", 1992. 543 с.

47. С^ЩШр^ 19790 Акимото Рицуо. Нихон сякайгаку си: кэсэй катэй то сисо: ко:дзо:. Токио: Васэда дайгаку сюппанбу, 1979. -4, 352 с. История японской социологии.

48. АГЗЮЩ^, 1973. Кавамура Нодзому. История японской социологии. Токио, т.1, 1973.51. /Ь&Шо В ЖЖо 1975. Коганэ Ёсихиро. «Структура индустриального общества японского типа» Токио, 1975

49. ШНШВо ЖЖо т^ШШ, 1969. Нисимура Кацухико «Теория массового общества». Токио, Сейсин сёбо, 1969.

50. Ш:о : тШШШ^ЩШо б^Ига^^ 1990. Мурай Хисацугу. Очерк по сравнительным исследования марксизма: проблемы диалектического метода, 193 с.,Хёронся,1990.

51. ШШо К 1990. Утида Ёсиаки. Вебер и типология культур, 278 е., Рибуропото, 199059. ^ШШоТ^ У ^^^т^о ШШШ-^Ш, 1990. Уга Хироси.

52. Судзуки Хироси. «Проблемы послевоенной японской социологии», Токио, 1960 т. 17.

53. ТёЬтШо ЖЖо ё^ЙШч 1950о ТакадаЯсума. Сякайгаку гайрон. Принципы социологии. Токио: Иванами сётэн, 1950, с. 21

54. ЙиёШо ЖЖо 1972-75. Тадаси Фукутакэ. Лекции по социологии. Токио. Токио дайгаку сюппанкай, 1972-75. 2 том.

55. Ш^Шо it^^ai^o ЖЖо Ж1972-75. Хамисима Акира. Социологические теории. Токио. Токио дайгаку сюппанкай, 1972-75. 7 том.

56. Ж> 1975. Ёсиюки С. Индустриализация и бюрократизация. В кн.: Социологические теории. То.минага Кэнъити, Сиобара Цутому. Токио, 1975, с. 342-45370. ш* в жж> i98o0

57. Осаму Накано. Массовое общество в современной Японии. Сомнения по поводу теории массового общества. Токио, 1980, №10, с. 66-86.71. шиж* ^шшо mxxtfc^o ж1968.

58. Хаяси Иэнао, Сихо Харуо. Современный человек и общество.1. Токио, Сейсин сёбо, 1968.72. т?тШо жж0 жжжм±> 1971. симиДзУ

59. Икутаро. Введение в социологию. Токио. Токио сюппанкай, 1971.73. т?ш±ш>0 ^тШо жжо 195о0 симиДзУ

60. Икутаро. Лекции по социологии. Токио, Иванами сётэн, 1950.

61. ЖЖо 1976.0сновные проблемы социологии. В: Синмэй М. Избранные сочинения. Т. 2 сс. 1-253. Токио. Сейсин сёбо, 1976.

62. ЖЖо 1975.-227 Т. Фукутакэ. Современное японское общество. Токио. Токио дайгаку сюппанкай, 1975.76. шяжА, ттттшо жж^^шм, 19750

63. Хасимото Макото, Нодзаки Харуо-хэн. Современная социология. Токио, минэруба сёбо, 1975.

64. Ш^Иио ЖЖо 7&ШМШо Гакумон но сусумэ. В: Ю. Фукудзава, Избранные сочинения. Т. 3 сс. 3-144. Токио, Иванами сётэн, 1959

65. ЖЖо \т. Дайдо Язудзиро. Из истории развития социологии в Японии. Токио: Минэруба сёбо, 1908.

66. Ш\иШо ЖЖо 1984о Ёкояма Ясуо. Социологическая теория и общественная мысль. Токио: Кэйо цусин. 1984- 5, 263 с.80. титШо шшшшо тязсШо шш. ? 199з0

67. Юзава Ясухико. Семья и брак: довоенный период. 16 т. Курэсу сюппан, 1993

68. ЖтШ—о о ЖЖч 1965. Томинага Кенъити Shakai Hendo no Riron (Теория социальных изменений). Токио, 1965.82. ^fflÄo 1984. Исида Такэси. Социальные проблемы и их изучение в Японии. Токио. Токио дайгаку сюппанкай, 1984.

69. ШтНЗко РрЧ, 1925. Янагида Кунио. «Сейнен то гакумон» (Молодость и образование), 1925 с. 16

70. Литература на английском языке

71. Iwai, Noriko. 2004. "Japanese General Social Survey: Beginning and Development" ZA Information 55. (Published in November 2004 by the Central Data Archive Empirical Social Research, University Cologne at http://www.gesis.org/en/za/index.htm).

72. Japan Social Institute Research Department (ed.), Studies in Contemporary Social Problems (25 vols.) reprint., 199386. "Japan Echo". Vol. 28 № 1 February, 2001, p. 36

73. Ken'ichi Tominaga. European Sociology and the Modernisation of Japan.// Sociology in Europe: In Search of Identity. Brigitta Nedelmann, Piotr Sztompka (eds.) Berlin New-York, 1993. p. 202

74. Koyano Shogo. Sociological studies in Japan: prewar, postwar,contemporary studies. London, Beverly Hills, 1979.

75. Lie, John. 1996. "Sociology of Contemporary Japan." Current Sociology 44 (1): 1-101.

76. Matsui, Hiroshi. 1997. "Plans for Data Archives at the Information Center for Social Science Research on Japan." Social Science Japan August:9-10.

77. Morioka, Kiyomi, Tsutomu Shiobara, and Yasuhei Honma (eds.).

78. Shin shakaigaku jiten (New encyclopedia of sociology). Tokyo: Yuhikaku, 1993.

79. Nakane Chie. Japanese society, Berkley and Los Angeles, 1970

80. Nozomu Kawamura. Sociology in Japan. // Sociology and Society of Japan. Kogan Paul. London New-York, 1994. p. 4

81. Parsons. The Structure of Social Action. N. Y., 1937

82. Sasaki, Masamichi. 2000. "Japanese Sociology." Pp. 1477-83 in Encyclopedia of Sociology, edited by Edgar Borgatta. New York: Macmillian

83. Yazawa, Shujiro. 2000. "Introduction: Japanese Sociology. Bibliography of Japanese Sociological Literature in Foreign Languages." (Published in Japan Sociological Society, July 1998 and updated Feb. 2000.) (http://members.aol.com/ShuYazawa/bib2.htm).

84. Yuzawa Yasuhiko (supvr.), Collection of Census Reports: Prewar Period (19 vols.), 1993

85. Woronoff John. The Japanese social crisis.- L.etc: Macmillan, N. Y.: St. Martin's press, 1997. VIII, 287 p.

86. Japan. Profile of a Nation. Kodansha International. Tokyo-New1. York-London, 1994.