автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Чжэн Чжилянь
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Чжэн Чжилянь

Введение.

Глава 1. Проблема осмысления взаимодействия культур Китая и Запада в сфере образования.

1.1 Духовные основания кросс-культурного взаимодействия китайской и западной культур.

1.2 Образование как сфера кросс-культурного взаимодействия.

1.3 Кризис образования в Китае и его философское осмысление.

Глава 2. Модернизация образования и ценности традиционной культуры

Китая.

2.1 Становление пролетарского образования в Китае под влиянием

СССР.

2.2 Позитивизм и прагматизм в модернизации современного образования в Китае.

2.3 Перспективы и проблемы взаимодействия западных и традиционных китайских идей образования.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Чжэн Чжилянь

Среди многих интеграционных процессов, происходящих в современном мире, становление глобальной системы образования с общим информационным пространством, едиными стандартами, требованиями к содержанию образования и уровню подготовленности выпускников, является одним из важнейших. Доминирующее значение в них имеет та модель образования, которая создана в Европе на базе присущих ей идеалов научной рациональности.

Китай не остался в стороне от этих тенденций. Образование является одной из самых высоких ценностей в традиционной культуре Китая. В силу относительной сложности овладения грамотой высокий государственный пост всегда предполагал соответствующий уровень образованности и, таким образом, политические элиты в Китае были одновременно и образовательными элитами. Но в настоящее время система образования в Китае в значительной степени находится под влиянием европейской культуры. Интенсивное развитие сферы образовательных услуг, строительство новых университетов в значительной степени ориентировано на европейские и американские стандарты. С одной стороны, это есть проявление объективных факторов развития китайской культуры, а с другой стороны интеграционные процессы имеют много болезненных точек. Невозможно представить будущее мировой цивилизации без активного участия Китая на мировой арене. Для того, чтобы чувствовать себя полноправным членом мирового сообщества Китай вынужден следовать тактике «открытой культуры», т.е. культуры, активно взаимствующей достижения других культур. Такие великие мировые культуры как Древняя Греция и Рим, культура Европы, Америки и России всегда отличались готовностью воспринимать и использовать достижения чужих культур и во многом это способствовало их развитию и прогрессу.

Но также следует признать, что существует ряд неустранимых несовпадений в культурных традициях Запада и Востока. Поэтому ряд западных взаимствований может носить негативный характер, в том смысле, что они подрывают глубинные основания китайской культуры.

В этой связи актуальной становится задача выявления факторов, способствующих позитивной модернизации системы высшего образования в Китае, с одной стороны, и не нарушающих органичное единство культуры, с другой. В проектном плане проблема заключается в конкретно-историческом синтезе условий, необходимых для полноценного и современного образования. Кризисные явления в системе высшего образования Китая требуют выработки новых стратегий его развития. Представляется целесообразным рассмотреть основные социокультурные факторы становления системы высшего образования в Китае с целью выявления причин этих явлений, что необходимо для успешного планирования развития системы высшего образования в будущем.

Ключевые проблемы образования осмысливаются и решаются в контексте общих задач преодоления кризиса китайской культуры, связанных с модернизацией в сторону активного заимствования элементов западной культуры. В результате взаимодействия с культурой Запада китайская система образования перестраивается на знаниевую парадигму. Это означает, что вместо прежних религиозно-этических идеалов современный китайский студент воспитывается в духе рационального знания, чтобы быть эффективным в науке и технике.

В связи с этим возникает немало философских проблем, осмыслением которых занимаются китайские и европейские философы.

Китайские ученые неоднократно обращались к разработке проблем высшего образования в Китае. Проблема модернизации высшего образования в современном Китае рассматривается в данной диссертации в аспекте общих проблем взаимодействия культур Востока и Запада, что позволяет осмыслить преимущества и недостатки кросс-культурных процессов, что и стало предметом изучения и китайских, и европейских ученых. Среди китайских исследований, в которых поднимаются вопросы кросс-культурных отношений Китая и европейской культуры это работы Гу Фаня [33], Ду Сюэцзина [39], Ли Чэнгуйя [65], Лоу Далиня [69], Лу Дадао [70], Лю Инцзе [79], Мэн Цзешэна [95], Чэнь Пинюаня [134], Ян Бо [141].

Для современной китайской философии стоит задача обосновать необходимость культурной эволюции, сложность которой состоит в том, что китайская культура есть культура традиционного типа и на протяжении многих тыся лет её устои были неизменны. Западная культура наоборот является культурой, которая постоянно создаёт новые формы и движется к новому и неизведанному. Проблемы культурного взаимопроникновения и культурной автономности являются самыми насущными для современных китайских ученых и чтобы решить эту проблему философскими методами они обращаются к поизвдениям таких западных философов как А.Тойнби [107] и К.Ясперс [155].

Особенным вопросом для осмысления проблем образования стала проблема влияния идей западного образования на традиционное китайское образование. Китайскими исследователями поднимаются вопросы о мере заимствования европейских черт образования и ценностях традиционного китайского образования, сравниваются две парадигмы образования -«идеологическая» (советская) и «знаниевая» (западно-европейская). Данная проблема представлена в работах Гуань Иня [27], Сюй Юня [107], Ван

Цзоуцзюня [8], Чжэу Сюй Дуня [136], Ян Фаня [149], Мэн Цзешэна [95], Ян Туна [146], Ду Пу [37], Ли Сюэвэня [64], Сун Цзянь [106], Цунь Ян Яна [131].

В условиях кросс-культурных отношений китайские ученые изучают как идеи европейской философии образования, которые представлены в произведениях Платона, Я.Коменского, М.Шелсра, С.И.Гессена и сравнивают их с конфуцианскими представлениями об основных ценностях культуры и идеале человека, как цели образования. Свои представления об основных чертах человека китайские мыслители основывают как на традиционных для китайской философии антропологических концепциях даосизма, буддизме и конфуцианстве. В то же время со времён «культурной революции» всё больше мыслители обращаются к изучению черт западного человека, представления о которых дают произведения таких великих философов западно-европейской и русской культуры как Аристотель, М.Монтень, Ж.-Ж. Руссо, Ф.Вольтер, И.Кант, И.Фихте, Г.В.Гегель, Ф.М.Достоевский, Н.Бердяев, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс.

Для китайской философии образования особенное значение имеют концепции советского образования, под влиянием которых проходила «культурная революция» и первый этап модернизации китайского образования, обозначенная в произведениях Мао Цзэдуна [45, 46]. Анализом и осмыслением этого влияния занимались такие китайские ученые как: Ван Цзоюцзюнь [9], Ду Фэнчжоу [41], Ян Фань [148], Ян Тун [146], Цунь Ян Ян [131].

Современный этап модернизации высшего образования в Китае непосредственно вытекает из кризиса советской «идеологической» парадигмы образования в связи наступлением политического и экономического сдвига, и пересмотром некоторых установок «культурной революции» Мао Цзэдуна. Необходимость перехода к новым ориентирам и задачам культурного развития обозначена в программных произведениях политических и идейных руководителей КНР Дэн Сяопина [44], Чжан Тайяня [47], Ван Чжэнго [11].

В отношении к стратегии высшего образования переход к новой экономической политике сказался в складывании «знаниевой» парадигмы образования, которая ориентирована на формирование нового социального типа людей - ученых, инженеров и экономистов. Поскольку «знаниевая» парадигма образования в современной западной культуре складывается под воздействием идей позитивизма и прагматизма, такие китайские мыслители как Хэ Цин [127], Цунь Ян Ян [131], Ян Тун [145], Ян У Тянь [147] исследуют основные черты этих философских направлений и указывают на неоднозначный, противоречивый характер их влияния на менталитет современной китайской молодёжи.

Но необходимость культурной эволюции Китая в сторону развития цивилизации индустриального типа ставит перед современными китайскими учёными задачу представить синтез духовных ценностей конфуцианства, социализма и прагматизма, и внедрение его в практику высшего образования, что показано в произведениях Ян Фэня [150], Ян Цзюнь Лэйя Г1Ян Фэна [151].

Очевидно, что современная система высшего образования в Китае представляет собою актуальный для исследования объект и настоящая работа, выполненная на русском языке, призвана удовлетворить назревшую потребность в теоретических разработках, обобщающих накопленный китайскими учеными опыт.

Таким образом, объектом исследования является взаимодействие Китайской культуры с западно-европейской культурой.

Предметом исследования является философский анализ китайского образования как сферы, где находят своё выражение достоинства и недостатки открытого влияния западной культуры на традиционную культуру Китая.

Целью исследования является изучение того, как взаимодействуют конкретные формы культур Китая и Запада в системе образования и эволюцию системы образования в Китае в XX веке, которая обусловлена интеграционными процессами Китая и Запада, которые, с одной стороны, способствуют формированию нового образа культуры Китая, гармоничного сочетающей западные образовательные стандартов с национальными традициями, а с другой в чём-то неизбежно от них отдаляют современный Китай, стремящийся создать у себя цивилизацию, основанную на научно-техническом прогрессе.

Задачи исследования состояли в том, чтобы а) дать анализ позиций китайских исследователей на проблему реформы высшего образования в условиях кросс-культурного взаимодействия; б) представить черты сходства и различия в представлениях о природе образования в западной и китайской философии; в) показать, что кросс-культурные отношения Китая с западной культурой, требуют рационалистического анализа и отбора только тех элементов, которые способны сосуществовать с ценностями китайских традиций образования, так как европейская модель образования в её «чистом» несёт угрозу утраты культурной идентичности Китая; г) сопоставить «идеологическую» и «знаниевую» парадигмы высшего образования, первая из которых направлена на воспитание социальной ответственности у молодых представителей китайского общества, а вторая -на воспитание прагматических ценностей и ориентаций.

Для выполения поставленных задач были использованы следующие методы теоретического исследования: а) системный подход, предполагающий всестороннее исследование явления в его внутренних и внешних связях; б) культурно-исторический подход был использован с целью учета культурно-исторической специфики западных и восточных традиций, данный подход определил необходимость использования в) сравнительного метода.

Теоретическую основу исследования составили идеи как китайских философов так и европейских, на основе которых были определены базовые понятия темы.

Культура есть система духовных и материальных ценностей определённого сообщества людей, которая выражается в религиозных, экономических, политических, философских и в художественных формах и определяет специфику каждого общества (так называемую культурную идентичность).

Кросс-культурным взаимодействием являются те процессы, которые связаны с взаимопроникновением (пересечением) тех элементов различных культур, которые вызывают сдвиги в традиционных образованиях и способствуют формированию новых черт культуры. Впервые в философии идею взаимопроникновения культур высказали европейские философы К. Ясперс И А, Тойнби. В соответствии с идей К.Ясперса об «осевом времени» и идеи «вызова и ответа культуры» А.Тойнби кросс-культурные процессы являются проявлением жизнеспособности культуры, так как они с одной стороны, способствует постоянному притоку новых жизненных вливаний в соответствии с внутренними потребностями культуры, а сдругой стороны, кросс-культурное взаимодействие отличается от культурной экспансии и ассимиляции так как построено на добровольном и равноправном контакте и не противоречат базисным основам культур.

Образование есть базовая сфера культуры, которая отвечает за передачу основных ценностей культуры новым поколениям и формирует сознание человека в соответствии с определёнными представлениями о мире вцелом, об обществе и законах его развития и о высшем предназначении человека.

Цель образования сформировать соответствующий тип личности, который стремится сохранить и развить привитые ему культурные ценности. С одной стороны, образование адаптирует человека к окружающей его социальной среде, даёт ему целостное представление о прошлом и настоящем, а с другой стороны, вменяет ему те жизненные цели и личные интересы, которые не противоречили бы общим культурным установкам и не приводили к социальным конфликтам.Образование является ядром культурного процесса, в том смысле, что оно является капсулой всего культурного содержания, и в смысле, что человек «становится» культурным только посредством образования. Образование предшествует всякой дальнейшей практической деятельности. Эти идеи представлены в конфуцианских трактатах, а также в произведениях таких западных философов как И.Кант и М. Шелер.

Модернизация высшего образования в Китае должна проводиться через усвоение «знаниевой парадигмы» образования, как это было в Европе и Америке. Эти идеи принадлежат, прежде всего идейному руководителю КНР Дэн Сяопиню.

В качестве основных тезисов работы, в которых сформулирована авторская позиция диссертанта представлены идеи, согласно которым кризис китайского образования является одним из аспектов радикальных изменений, происходящих в современной китайской культуре в целом, которые вызваны её стремлением к созданию индустриального общества в соответствии со сложившимся опытом западно-европейской цивилизации. Проявлением социально-культурных сдвигов в самосознании китайской культуры является «интеллектуальная революция», нашедшая выражение в движении «новое конфуцианство», в рамках которого сформулированы идеи кросс-культурного взаимодействия Китая и Запада.

Кросс-культурное взаимодействие характеризуется привнесением в традиционное китайское мировоззрение, основанное на религиозных ценностях даосизма, буддизма и конфуцианства черт самосознания европейской культуры. Духовное влияние западной культуры на культуру Китая выражается в распространении философских идей позитивизма и прагматизма.

Первой формой европейского влияния на философию образования были ценности и установки советского образования. Благодаря им в Китае была сформирована система образования, по форме и содержанию во многом сблизившая традиционное китайское и классическое европейское образование.

Принятие позитивистских и прагматистских установок в китайском образовании на современном этапе вызвано необходимостью сформировать новый социальный слой, слой так называемых «специалистов», который призван реализовывать задачи по построению индустриально развитого общества в Китае.

В современной китайской философии осмысливается проблема совмещения черт китайского традиционного образования, ориентированного на воспитание «идеального» чиновника и европейского, идеалом которого является квалифицированный специалист в области научной и экономической деятельности.

В качестве конечного вывода исследования является идея, что перед китайской современной философией стоит задача найти антропологические основания для общности китайской конфуцианской и европейской научно-технической моделями образования с тем, чтобы способствовать выходу китайского образования из ситуации кризиса и рационализировать протекающие процессы кросс-культурного взаимодействия Китая и Запада.

Таким образом, в рамках философской рефлексии проблемы соотношения антропологических идей китайской и европейской философии выявлены общие положения, такие как идеи гуманизма и практической рациональности, что обосновывает переход современной китайской философии от марксизма на позиции позитивизма и прагматизма.

Кризис современного китайского образования разрешится, если при сохранении традиционных установок конфуцианства (приоритет социального перед личностным) китайский студент оудет осознавать себя как квалифицированный специалист, наделённый конкретным, практическим знанием и профессиональными навыками.

Научную новизну исследования составляют следующие результаты работы по данной проблеме: а) на материале китайской и европейской культуры показано, что кросс-культурные процессы пронизывают все аспекты культуры и определяют функционирование социальных институтов, в том числе, системы высшего образования. В рамках этого вопроса установлено, что развитие системы высшего образования в Китае проходило под влиянием европейской традиции: в первый период модернизации высшее образование КНР находилось под влиянием советской модели образования, особое влияние которого выразилось в создании системы высшего профессионального технического образования; б) представлены те аспекты позитивисткой и прагматистской моделей западно-европейского образования, которые содействуют эволюции китайского образования, и те аспекты, которые оказывают на неё негативное влияние, поскольку входят в противоречие с базовыми императивами китайской культуры; в) обоснована необходимость соединения в системе образования Китая национальных традиций и европейских достижений в области высшего образования.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, каждая из которых включает несколько параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада"

Заключение

Переход из XX века в XXI век стал для КНР ключевым на пути в мировое сообщество. Успех подобного перехода в любом государстве во многом определяется его политикой в отношении образования, создающей условия для социально-экономического и культурного старта. В этом плане данное диссертационное исследование позволяет более полно осмыслить исторический этап «начальной стадии социализма», рассчитанной Китаем примерно на 100 лет с середины XIX века и глубже понять общие закономерности развития систем образования так называемого переходного периода.

Мы рассмотрели феномен модернизации китайского высшего образования, которая обусловлена трансформациями социальной действительности, произошедших в XX веке. На примере высшего образования мы показали, что существование современного Китая сильно обусловлено активным взаимодействием с обществами западной культуры. Большинство специалистов одобряет усиленное копирование систем высшего образования западного образца, так как считают, что движение в этом направлении совпадет с реформами в стране. Поэтому модернизация высшего образования была показана как выражение процессов кросс-культурного взаимодействия Китая и Запада, которое позволило Китаю изменить устаревшие формы и встать на путь развития наравне с культурами европейской цивилизации.

Образование призвано помочь человеку стать полноправным членом общества, поэтому если социальная действительность современного Китая обусловлена политикой кросс-культурных отношений с Западом, это должно было найти своё выражение и в сфере высшего образования, которая является продуктом социальной действительности.

Мы показали, как относятся к изменениям в системе высшего образования современные китайские философы. Китайская философия XX века выражала общее стремление китайской культуры к модернизму, что нашло своё выражение в движениях «интеллектуальной революции» и «нового конфуцианства». Это показывает, что Китай был заинтересован в контакте с Европой и находил в ней то,что могло бы помочь продвижению китайской культуры в сторону общественного прогресса. В Китае создалась духовная ситуация, которая содержала беспрецендентное для истории Китая стремление отойти от традиционного уклада культуры. В работе показано философское поле осмысления активного влияния западной цивилизации на традиционную китайскую культуру и на основе этого делается вывод, что говорить сегодня о современном образовании нужно, имея в виду мультикультурное пространство. Поэтому вопрос о специфике современного китайского образования вытекает непосредственно из ситуации активного взаимодействия культур. Китай вступил в тесные отношения с западной цивилизацией, активно ассимилируя её явления к своей традиционной культуре, это отразилось на образовании. В этой связи, возможно, что самое важное требование, которое предъявляется для развития китайской культуры, — понимание и принятие чужой культуры.

В работе был представлен генезис модернизации китайского образования, его движение от высшего образования доиндустриальной эпохи, к советской модели образования, наконец, к современному этапу, который характеризуется активным заимствованием ценностей и установок европейского образования и показан круг основных вопросов социально-философских проблем образования. Главный вопрос - способно ли заимствование преодолеть ограниченность традиционного китайского образования, но при этом не разрушить его полностью? Этот вопрос вытекает из противоречий, свойственных процессу кросс-культурных отношений Востока и Запада. Мы показали эти противоречия на примере образования, и исходим из убеждения, что необходима философско-методологическая и гуманитарная проработка западных и традиционных китайских идей образования, которая выявит то лучшее, что следует сохранить из традиционного наследия и, что следует заимствовать и, одновременно, покажет всё негативные проявления традиционности, от чего следует отказаться, а также и то, чего не следует принимать со стороны западной цивилизации.

Главное отличие между сущностью традиционного китайского образования и западно-европейского состоит в том, что в первом случае оно ориентировалось на познание правил социального взаимодействия, а во втором - на познание природы и раскрытие внутренних способностей человека. На основе этого отличия мы определили парадигму традиционного китайского высшего образования как «идеологическую» и парадигму западно-европейского образования как «знаниевую». Характерной особенностью «идеологической» парадигмы познания является то, что высшее образование здесь является процессом освоения знания об основах государственного устройства, результатом образования является формирование почтения перед существующей идеологией, безукоснительное согласие с любой политической линией, идущей от верхних ступеней государственной власти. Выпускники такой системы образования -чиновники, люди, состоящие на службе у государства. «Знаниевая» парадигма характеризуется тем, что образование подчинено вопросам умственного воспитания, и содержанием учебного процесса является передача научных знаний. В результате у человека, получившего такое образование, формируется независимое сознание, которое требуется для приращения научного знания, так как научные открытия осуществляются отдельными людьми. Научное познание не зависит от государственной политики, учёного интересует не столько идеология, сколько научная истина. Благодаря такой независимости и возможен научный прогресс, но при этом расшатываютссся социальные устои, которые скрепляет идеология.

То, что Китаю необходимо многое заимствовать из гуманистических представлений Запада - это вера не в традицию, а в разум, который освобождает человека от власти традиционных суеверий, которые навека закрепляют в сознании людей заблуждения, приносящие им вред. Человек, согласно западной модели образования, воспитан в стремлении к знанию, есть человек, имеющий неограниченные возможности, расширяющий границы своего существования. Китайская система высшего образования, должна заимствовать ценность научного познания. Это позволит ей стать передовой культурой, вернуть себе утраченное звание мировой культуры, которой Китай был на протяжении тысячелетий.

В работе было показано, как культурная модернизация отразилась в сфере образования. Так как конечным смыслом образования всегда являлся человек, поскольку образование всегда отталкивалось от определённой идеи человека и стремилось к её реализации, то в этой связи был проведён сравнительный анализ антропологических установок европейской и китайской философии. Высказывалось убеждение, что есть единые основания для образования вообще, которые независимо от конкретной культуры, способствуют становлению в человеке его отличительных качеств: стремление к добру, истине и красоте. Для западной культуры идеалом человека выступал ученый, обладающий хорошей эрудицией, делающий открытия в науках; для китайской культуры идеальным человеком всегда был мудрец - человек, знающий, как жить в гармонии с окружающим его миром, с обществом, в котором он живёт, но, в то же время этот же анализ показывает, что и китайской культуре не был чужд дух «индивидуализма», но его понимание отличается от европейского.

С точки зрения китайской философии «индивидуализм» проявляется в личной ответственности человека за свои деяния перед обществом. Социальное бытие для китайской философии отождествляеся с бытием мира вцелом, что выражается в идее Неба и Поднебесной (Китая). Человек является частью мирового целого и своим деянием не должен нарушать мировой гармонии. Именно эта антропологическая установка транслировалась с помощью классического китайского образования. С одной стороны, по некоторым параметрам это образование длительное время соответствовало самым высоким мировым стандартам, так как оно уделяло большое внимание изучению гуманитарных дисциплин и прививало высокие этические принципы. А с другой стороны, в Китае под влиянием индустриализации и либеральной идеологии происходит пересмотр образовательных концепций. Все большую роль начинают играть экономические факторы. Кризис образования "у нас" связан с тем, что очень непросто совершить переход от доиндустриальной культуры к культуре, основанной на научно-техническом прогрессе, так как это связано с риском потерять культурную идентичность

Было отмечено, что начавшийся распад конфуцианской системы образования приводит к другому негативному явлению. В настоящее время образу "человека-гражданина" в Китае нередко противопоставляется "человек-знающий"; говорят, что цель образования — сформировать грамотного специалиста. Говорилось о том, что в основе образования в Китае лежит идея гармонии, мирного сосуществования человека и мира. Ключевым в этой идее является слово «мирное»: в даосизме речь идет о «мире между человеком и небом», в буддизме - «о мире внутри человека», в конфуцианстве - о «мире между людьми». Благодаря этой установке, которая передавалась через образование, Китай обладал тем, чего никогда не было на Западе -устойчивой социальной системой.

Сегодня необходимо избежать ошибок, которые были допущены в период заимствования советского образования. Прежде всего - это излишняя идеологизация системы высшего образования и пренебрежение к вопросу экономической целесообразности при подготовке кадров.

Возможно, только сейчас, когда нет жёстких требований к соблюдении всех аспектов этой модели, пришло осознание позитивного значения этого опыта модернизации. В работе говорилось, что с советским образованием китайскую культуру связывает стремление воспитывать социально ориентированных людей, верных служителей общества и государства, подчиняющих свои силы и способности созданию всеобщего блага, заботящихся не столько о личном процветании, сколько о национальном.

Современный этап модернизации высшего образования в Китае связан с заимствованием «знаниевой» парадигмы европейского образования. Показано философское поле осмысления активного влияния западной цивилизации на традиционную китайскую культуру. Были рассмотрены негативные аспекты позитивистского и прагматистского мировоззрения, которые при некритическом принятии могут принести вред китайскому образованию и китайской культуре. И одновременно с этим были представлены положительные стороны традиционного китайского мировоззрения, сложившегося под воздействием религий даосизма, буддизма и, в особенности, конфуцианства.

Негативным проявлением позитивизма и прагматизма в сфере образования является установка на гонку технологий, которые приводят к утрате связи человека с природой.

Положительным моментом традиционного китайского мировоззрения является установка на социальное служение личности, подчинение интересов индивида интересам общества.

Таким образом, обоснована необходимость соединения в системе образования Китая национальных традиций и европейских достижений в области высшего образования так, чтобы при сохранении традиционных установок конфуцианства (приоритет социального перед личностным) • китайский студент будет осознавать себя как квалифицированный специалист, наделённый конкретным, практическим знанием и профессиональными навыками. Именно такая модель образования, созданная в рамках кросс-культурного взаимодействия позволит разрешить кризис современного китайского образования.

Утверждается идея, что кризис современного китайского образования ^ разрешится, если при сохранении традиционных установок конфуцианства приоритет социального перед личностным) китайский студент будет осознавать себя как квалифицированный специалист, наделённый ® конкретным, практическим знанием и профессиональными навыками.

Таким образом, ситуацию в сфере высшего образования можно характеризовать не как культурную революцию, когда пытались резко отречься от наследия прошлых веков, думая, что это поможет вырваться вперёд, а именно - как реформу. Когда традиция подвергается модернизации. Китайские философы полагают, что только такая V модернизация образования не разрушит его национальных основ и поможет культуре развиваться наравне с передовыми странами Европы и Америки, где приоритет будет у общественных, гуманитарных дисциплин, но при этом будет развита научное и техническое образование, как на Западе.

 

Список научной литературыЧжэн Чжилянь, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Бай Цюйцянь, Китайская мифология.- Пекин.: Изд-во, литературы, 1984.- 236 с. (на кит. яз.).

2. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Искусство, 1989. - 320 с.

3. Богомолова, A.C. Буржуазная философия США XX века. М.: Наука, 1974.-201 с.

4. Буга, П.Г. Создание учебных книг для вузов: справ. Пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1993.-229 с.

5. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. -224 с.

6. Ван Кэпин, Культура и эстетика,- Ханчжо.: Нар. изд- во, 2001.- 188 с. (на кит. яз.).

7. Ван Нин, Тотем и поклонение солнцу.- Пекин.: Сяньлянь, 1993.- 293 с. (на кит. яз.).

8. Ван Цзоуцзюнь, Цивилизация и образование.- Пекин.: Саньлянь,1997.-264 с. (на кит. яз.).

9. Ван Цзоуцзюнь, Развитие ВО в Китае.- Пекин.: Кит. Академия наук, 1987.- 227 с. (на кит. яз.).

10. Вань Цзюньжэнь, Исследование этики.- Чанша.: Литература, 1987.120 с. (на кит. яз.).

11. Ван Чжэнго, Теория «Раскрепощение сознания». Чанша, 1998. - 228 с. (на кит.яз.).

12. Ван Юечуань. Религия в западной Европе.- Сянган.: Кн. изд-во, 1999.320 с. (на кит. яз.).

13. Ван Юечуань. Исследование сверх-религии. Пекин: Изд-во Пекинского, ун-та, 1992,- 248 с. (на кит. яз.).

14. Ван Юечуань. Религия в западной Европе.- Сянган: Кн. изд-во, 1999.220 с. (на кит. яз.).

15. Ван Юечуань. След источника культуры.- Цзилинь: История и Культура, 1989.- 180 с. (на кит. яз.).

16. Вебер, М. Избранные произведения.- СПБ.: университетская кн, 1999.336 с.

17. Виппер, Р. Ю. История древнего мира/ А. А. Васильев.- М.: Республика, 1994,- 460 с.

18. Вульфсон, Б.Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания // Педагогика. 2003. - № 6. - С. 27 - 42.

19. Вэй Чжэнтун, Китайский разум.- Цзилинь.: История и культура, 1988.187 с. (на кит. яз.).

20. Вэн Чжигуан, Семейная этика и Китаец.- Куньмин.: Нар. изд- во, 2002.- 330 с. (на кит. яз.).

21. Гань Цзя, Традиционная психология в Китае.- Ляонин.: Нар. изд- во, 1990.- 416 с. (на кит. яз.).

22. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - с. 212.

23. Гессен, С.И. Педагогические сочинения. Саранск: Пед. Б-ка Российского Зарубежья. - Т. 1. - 217 с.

24. Гликман, И.З. Педагогика и научная мода // Высшее образование сегодня. 2002. - № 4. - С. 23-32.

25. Голиминь, Китайская традиция.- Тяньцзин.: Нар. изд- во, 2000.- 199 с. (на кит. яз.).

26. Гоу Суни, Китайская женщина в древности.- Пекин.: Изд- во Пекин. Уни- тета, 2000.- 293с. (на кит. яз.).

27. Гуань Инь, Образование после Опиумной войны.- Пекин.: Изд- во «Пекин», 1993.- 196с. (на кит. яз.).

28. Губман, Б. Западная философия культуры XX в. Тверь: ЛЕАН, -1997.-288 с.

29. Гузик, М. А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: Древний Восток и Западная Европа.- М.: Просвещение,1999.- 169с.

30. Гули, Р. Китайская древность: (Пер. Хэцзюе).- Шаньхай.: Нар. изд- во, 1974,- 288с. (на кит. яз.)

31. Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.- М.: Искусство, 1989.- 345с.

32. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия культуры // Культурология XX век. М.: Юрист, 1994. - С. 297 - 330 - (Лики культуры).

33. Гу Фань, Война и культура,- Шаньхай.: Наука, 2003.- 380с. (на кит. яз.).

34. Гу Цзячжу, Скрытая культура литературы.- Пекин.: Изд- во нар. уни-тета, 2002.- 296с. (на кит. яз.).

35. Джеймс,У. Прагматизм. Режим доступа: http://voov.narod.ru/filosofi.htm Дата обращения: 3 марта 2004г..

36. Думэй, Культурология Германии.- Пекин.: Изд- во Пекин. Уни- тета, 1990.- 193с. (на кит. яз.).

37. Ду Пу, Исследование о культурных школах.- Шаньхай.: Нар. Изд-во, 1985.-398с. (на кит. яз.).

38. Дуров, В. С. Художественная историография Древнего Рима.- Санкт-Петербург, 1993.- 220с

39. Ду Сюэцзин, Культурный обычай Китая и Англии.- Пекин.: Саньлянь,2000.- 394с. (на кит. яз.).

40. Ду Фэнчжоу, Русский характер.- Цзилинь.: История и культура, 1988.-287с. (на кит. яз.).

41. Ду Фэнчжоу, Политика СССР.- Пекин.: Сяньлянь, 1987.- 290с. (на кит. яз.).

42. Дюби Жорж, Тысячный год от Рождества Христова: (Пер. СФР).- М.: Путь, 1997.- 130с. (на кит. яз.).

43. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования // Вопросы психологии, 1997. № 5. - С. 3 - 10.

44. Избранные произведения Дэн Сяопиня. Пекин, 1994. - Т.2. - 356 с.

45. Избранные произведения Мао Цзэдуна. Пекин, 1977. - Т.5. - 405с. (на кит.яз.).

46. Избранные произведения Мао Цзэдуна. Пекин, 1993. - Т.2. - 517 с. (на кит.яз).

47. Избранные произведения Чжан Тайяня. Шанхай, 1981. - 197 с.

48. Исаева, В. И. Античная Греция в зеркале риторики.- М.: Наука, 1994.-241с.

49. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб: Лань, 1997. - 480 с.

50. Каган, М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

51. Каган, М. С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 315 с.

52. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч. В 8-ми т. Т. 7. - М.: Чоро, 1994.

53. Карпушина, С. В. История мировой культуры.- М.: НОТА ВЕНЕ, 1998.- 680с.

54. Картер, Р. Диалектическая разумная критика: (Пер. Чэнь Гуан).-Пекин: Саньлянь, 1985.- 230 с. (на кит. яз.).

55. Кауфман, Р. Натурализм в новом веке: (Пер. Ду Мэн).- Нанчжо: Изд-во Нанчжо, 2002.- 220 с. (на кит. яз.).

56. Козьякова, М. И. История. Культура. Повседневность.- М.: Весь мир, 2002.- 540с.

57. Конт, О. Курс положительной философии. Режим доступа: http://voov.narod.ru/filosofi.htm Дата обращения: 28 июля 2004г..

58. Куликова, JI. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. -Хабаровск: Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.

59. Ли Бинь, История человеческого брака.- Шаньхай.: Саньлянь, 1988.-118с. (на кит. яз.).

60. Ли Жу, Китайская религия в 20 веке.- Пекин.: Кит. Академия наук, 2001.-310с. (на кит. яз.).

61. Ли Иньхэ, Бытовая жизнь.- Пекин.: Изд- во «молодёжь», 1999.- 253с. (на кит. яз.).

62. Липе, Ю. История древних цивилизаций/ Под ред. И. А. Васильев.- М.: Республика, 1994.-381с.

63. Ли Пэйлян, Исследование восточного общества.- Пекин.: Изд- во Пекин. Уни- тета, 1993.- 375с. (на кит. яз.).

64. Ли Сюевэнь, Западная религия и её влияние на образование.- Ляонин.:V

65. Наука и история, 1988.- 198с. (на кит. яз.).

66. Lin Tongqi, Rosemont Henry and Arnes Roger Т. Chinese Philosophy: A Philosophical Essay on the "State-of-the Art". The Journal of Asian Studies (August 1995), vol. 54, № 3, c. 727-758.

67. Линь Тунхуа, Этическая Культурология.- Фучжо.: Нар. изд- во, 1989.-279с. (на кит. яз.).

68. Литошенко, Д. А. Эволюция университетского образования в Европе XVI-XVII вв.: Дис. . канд. ист. наук. Владивосток, 2004. - 210 с.

69. Ли Циньчэн, Понятие культуры и цивилизации.- Шанхай: Нар. изд-во, 2000.- 120 с. (на кит. яз.).

70. Ли Чэнгуй, Культура Китая и Запада.- Цзянси.: Нар. изд- во, 1997.-251с. (на кит. яз.).

71. Ли Чэнгуй, Раскол древней культуры.- Шаньхай.: Наука и литература,1988.-305с. (на кит. яз.).

72. Ли Ян, Человек и животное.- Цзинань.: Иллюстрация, 2001.- 240с. (на кит. яз.).

73. Ло Гуан, Сравнение религии Китая и Запада.- Цунцин.: Изд- во «Цунцин», 1988.- 334с. (на кит. яз.).

74. Лоу Далинь, Китайская культура в 20 веке.- Шаньхай.: Саньлянь,2000.- 208с. (на кит. яз.).

75. Лу Дадао, Развитие 1997 в Китае.- Пекин.: Торговое изд- во, 1998.-163с. (на кит. яз.).

76. Лу Сяньнин, Коллективное познание в Китае.- Пекин.: Наука, 1997.-216с. (на кит. яз.).

77. Лухунцзюнь, Развитие культуры в человеческом обществе.- Пекин.: Наука, 2001.- 280с. (на кит. яз.).

78. Лю Вин, Основа натурализма- инстинкт.- Сянган.: Кн. Изд- во, 1996.-320с. (на кит. яз.).

79. Лю Вэньлун, История мировой культуры.- Пекин.: Кит. Академия наук, 1999.- 280с. (на кит. яз.).

80. Лю Инцзе, Образ жизни Востока и Запада.- Пекин.: Кит.академия наук, 1998.- 363с. (на кит. яз.).

81. Люй Кунь, Личная культура и массовая культура.- Цунцин.: Нар.изд-во, 2001.- 380с. (на кит. яз.).

82. Лю Сюли, Наука и прогресс.- Шаньхай.: Наука, 1999.- 198с. (на кит. яз.).

83. Лю Сяосянь, Субкультура женщины в Китае.- Сянган.: Кн. изд-во,2001.- 180с. (на кит. яз.).

84. Лю Сюли, Наука и прогресс.- Шаньхай.: Наука, 1999.- 198с. (на кит. яз.).

85. Лян Мэн, Натурализм в новом веке.- Нанчжо.: Изд- во «Нанчжо»,2002.- 220с. (на кит. яз.).

86. Лян Хуншэн, Брак и население Китая.- Пекин.: Изд-во Пекин.уни-тета, 1998.- 257с. (на кит. яз.).

87. Мамюшин, Г. Н. У истоков цивилизации/ Г. Н. Мамюшин.- М.: Наука, 1996.- 126с.

88. Материалов, С. Б. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры.- М.: Либерея, 2002.- 540с.

89. Маркузе, Г. Одномерный человек. М.: ЯЕРЬ Ьоок, 1994. - 368 с.

90. Межуев, В.М. Социализм как идея и как реальность // Вопросы философии. 1990. - № 11. - С. - 18 - 31.

91. Михайлов, Ф. Т. Философия образования: её реальность и перспективы // Вопросы философии, 1999. № 8. - С. 92 - 118.

92. Млечина, И. В. Уроки немецкого. Век хх.- М.: Прогресс: культура, 1994.- 195с.

93. Можейко, И. В. Восток- Запад.- М.: Наука, 1989.- 640с.

94. Моррис, Д. Древнее общество: (Пер. Чжо Ян).- Пекин.: Торговое изд-во, 1985.- 270с. (на кит. яз.).

95. Мыслители образования: Перспективы: вопросы образования. 1994. -№ 1/2.

96. Мэн Цзешэн, Западная цивилизация.- Пекин.: Флаг, 2002,- 171с. (на кит. яз.).

97. Образование в конце XX века. (Материалы круглого стола). Выступили: А.Ф. Зотов, В.И. Купцов, В.М. Розин, А.Р. Марков, Е.В. Шикин, В.Г. Царёв, А.П. Огурцов // Вопросы философии. 1992. - № 9.-С. 3-20.

98. Оганов, А. А. Теория культуры/ Хангельдиева, И. Т.- М.: Фаир- пресс, 2001.-615с.

99. Панфилова, Т. В. Человек в мировоззрении Востока / Т.В. Панфилова.-М.: Знание, 1991.

100. Пань Мин, Древняя культура в Китае.- Шаньхай.: Саньлянь, 1990.-220с. (на кит. яз.).

101. Проблема человека в западной философии. м.: Прогресс, 1998. -560с.

102. Программа построения гражданской морали. М.: Инт-т Дальнего Востока РАН, 2003. (пер. с кит.).

103. Сборник материалов XV съезда КПК. Пекин, 1997. - 313 с. (на кит.яз.).

104. Современные теории познания. М.: Наука, 1965. - с.138.Сун Вэньвэй. Древняя религия в Китае.- Наньцзин.: Нар. изд- во, 1990.-209с. (на кит. яз.).

105. Сун Цзянь, Образование Китая и Запада.- Цзянси.: Нар. изд- во, 1997.-251с. (на кит. яз.).

106. Сю Цзюнь, Культура и общество Пекин.: Саньлянь, 1999.- 340с. (на кит. яз.).

107. Сюй Юнь, Китайская и мировая культура.- Гуйчжоу.: Нар. Изд-во, 1991.- 296с. (на кит. яз.).

108. Тойнби, А. Постижение истории. М. - 1992. - 300 с.

109. Тотолев, К. Н. Мировая художественная культура.- М.: Фирма МХК, 2000.- 137с.

110. Тоффлер, О. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 197 с.

111. Углубление развития кампании «учиться у Кун Фаньсэня» // Жэньминь жибао. Пекин, март 1994.

112. У Сянкунь, Общество западных философов.- Шаньхай.: Саньлянь, 1985.- 248с. (на кит. яз.).

113. Фан Ляни, Восточная религия.- Цзинань.: Нар. изд- во, 1995.- 189с. (на кит. яз.).

114. Фан Ляньцин, Международное общество и культура.- Пекин.: Изд- во Пекин, уни- тета, 2000.- 276с. (на кит. яз.).

115. Фан Чжоу, Новое объяснение о религии.- Сянган.: Кн. изд-во, 1997.-320с. (на кит. яз.).

116. Фань Гуан, Диалектическая разумная критика.- Пекин.: Изд- во «Саньлянь», 1985.- 230с. (на кит. яз.)

117. Федорова, Е. В. Люди императорского Рима.- М.: Изд- во МТУ: СП «Ост- Вест корпорейшен», 1990.- 447с.

118. Философия образования как философия человека: история и современность / Отв. Ред. М.П. Арутюнян. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005.-320 с.

119. Философия образования // Лекции по философии, 2003 г. Режим доступа: http://voov.narod.ru/filosofi.htm Дата обращения: 19 июня 2004 г..

120. Франк, С.Л. Крушение кумиров // С.Л. Франк. Сочинения. М.: Изд-во «Правда», 1990. - С. 113 - 182.

121. Фу Ган, Местная культура и зарубежная культура.- Шаньхай.: Изд- во «Литература», 1996.- 227с. (на кит. яз.).

122. Фэй Сяотун, Традиция в Китае.- Пекин.: Сяньлянь, 1985.- 281с. (на кит. яз.).

123. Фэй Цзютун, Китайская традиция.- Пекин.: Изд- во «Саньлянь», 1985.-218с. (на кит. яз.

124. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

125. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: структурно-логические схемы.- М.: Владос, 1999.- 290с.

126. Хуа, Культура Франции.- Пекин.: Изд- во Пекин. Уни- тета, 1997.-264с. (на кит. яз.).

127. Хуан Фань, Контакты стран.- Наньцзин.: Нар. изд- во, 2003.- 240с. (накит. яз).

128. Хэ Ции, Упадок сознания в Китае.- Пекин.: Изд- во Нар. уни- тета, 2003.- с. 196. (на кит. яз.).

129. Хуан Цзинь, Культурные контакты.- Нанцзин.: Нар. изд- во, 2000. -257с. (на кит. яз.).

130. Хэ У Ин, Знакомство с культурой.- Санган.: Кни. изд- во, 2004,- 198с. (на кит. яз.).

131. Хэ Цин, Упадок сознания в Китае.- Пекин.: Изд- во Нар. уни- тета, 2003. 196с. (на кит. яз.).

132. Цунь Ян Ян, Проблема и перестройка высшего образования в Китае.-Тяньцзин.: Нар. изд- во, 2003.- 111с. (на кит. яз.)

133. Чжао Хуаюн, Исследование культуры.- Пекин.: Изд-во литературы, 1998.-340с. (на кит. яз.).

134. Чжао, И. Культурная эволюция / Сюй Чжань.- Пекин.: изд-во Пекин. Уни- тета, 1989.- 360с. (на кит. яз.).

135. Чэнь Пишоань, Столкновение культуры Востока и Запада.- Нанчжо.: Изд-во Нанчжо, 1986.- 310с. (на кит. яз.).

136. Чжао Инмин, Китай и культурная революция.- Пекин.: Кит. Академия наук, 1987.- 340с. (на кит. яз.).

137. Чжэу Сюй Дун, Разумная критика.- Пекин.: Изд- во «Саньлянь», 1995.-268с. (на кит. яз.)

138. Шан Чжаоинь, Мировая Культурология.- Шаньхай.: Изд- во «НуаДун», 2000.- 470с. (на кит. яз.).

139. Шелер, М. Формы знания и образования // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - С. 85 - 117.

140. Ши Фань, Контакты стран. Пекин.: Изд- во «Наука», 2002.- 340с. (на кит. яз.).

141. Ши У Ин, Знакомство с природой.- Пекин.: Изд- во «Саньлянь», 1998.260с. (на кит. яз.)

142. Ян Бо, Международные культурные контакты.- Шаньхай.: Изд- во «Литература», 1998.- 227с. (на кит. яз.).

143. Ян Ин Шэн, Античная философия и христианство,- Шаньхай.: Нар. изд- во, 1995.- 233с. (на кит. яз.).

144. Ян Кай Линь, Просвещение стоимости и культура.- Пекин.: Кит. Академия наук, 1998.- 356с. (на кит. яз.).144. (184)5/ii Yanping. Developments in Chinese Philosophy Over the Last Ten Years. Philosophy East & West. Jan. 1993, vol. 43, № 1, c. 123.

145. Ян Тун, Культура и образование.- Пекин.: Наука, 1998.- 269с. (на кит. яз.).

146. Ян Тун, Образование и экономика в Китае,- Шанхай: Саньлянь, 2001.196 с, (на кит.яз)

147. Ян У Тянь, Современные философия и культура.- Цзянси.: Нар. изд-во, 2001.- 187с. (на кит. яз.).

148. Ян Фань, Третье поколение Республика.- Цунцин.: Нар. изд- во, 1991.-210с. (на кит. яз.).

149. Ян Фань, Реформа высшего образования в Китае.- Пекин: Кит. Академия наук, 2001.- 35 с. (на кит.яз)

150. Ян Фэн, Новая мысль.- Цзинань.: Нар. изд- во, 1997.- 289с. (на кит. яз.).

151. Ян Фэн, Сила человеческой мысли.- Цзинань.: Нар. изд- во, 2000.- 368с. (на кит. яз.).

152. Ян Цзин Фэн, Война и культура.- Пекин.: Изд- во Нар. уни- тета, 2000.- с.390. (на кит. яз.).

153. Ян Цзи Цзяо, Новое сочинение.- Чэнду.: Нар. изд- во, 1985,- 139с. (на кит. яз.).

154. Ян Цзюнь Лэй, Современная культура Китая.- Пекин.: Изд- во нар. уни- тета, 2003.- 234с. (на кит. яз.).

155. Ясперс К., Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с. - (Мыслители XX в).Л