автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Становление Петербургской Академии наук (Инструментальная палата 1726-1766 гг.)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Бренева, Ирина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Становление Петербургской Академии наук (Инструментальная палата 1726-1766 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление Петербургской Академии наук (Инструментальная палата 1726-1766 гг.)"

российская академий наук

МНСШУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ Санет-Пегер01ргекяа фшшаж

На правах рукогася

БРЕНЕВД Ирана Владимировна

С1АНС0ЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОЙ &ЩШИ НАУК (Лнсгруиевтааьная палата о Ï726-I766 гг.)

Специальность 07,00.02 - Отечзатгенная зсюрия

ABïopefврат

дассеряацаж аа соасканже ученой стегона хавдвдаяа жсяорэтеенах наук

Саши-Петербург 1993

Работа выясшена в Музее Ы.В.1оданосова Института исгораж «ствствознанак ж техшшн ¡ш. С.И .Вавилова Российской Дкадемяж вауг

Научный рувоводатель кавдцдат филологических наук,

старший научный сотруцшх ЮД.КОПКЛЕВИЧ

Официальные оппоненты; доктор исторических наук, старший научный сотрудник 2.В.АНИШШВ;

кандидат архитектуры, доцент Ы.Э.1ИЗВ

Ведущая организация - Сашга-Пвтербургскай государственный

университет

Завдта состоится " 1993 г. в /¿Часов

ва заседании снещалазарованного совета Д.002.33.03 прх Санкт-Петербургском фштале Института российской истории Российской ¿кэдзьзш наук (197110е С&ыст-Двтербург, Петрозаводская ул., д.7).

С диссертацией шжно ознаксшться в библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института россайской истории РАН.

А&торефара? разослан 1993 Г.

Ученый секретарь . й4и л '

снециалнзЕроваяяого совета Т.В.Андреева

ОНЦАЯ Ж>АКЕ?11СГИКЛ РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Основанная в 1725 г. Петербургская 'Академия наук жала больсоэ значение для развития науки и культуры в России. Созданная указом Петра I, она ужо в -первое десятилетие стала научным к худояественнш центром страны, получившим широкое признаке. Цели и задача Академии наук были ясны сразу - развитие науки, распространение знаний, применение научных разработок на практике, обучение юношества, издание научных трудов. Отсюда слокплась и соответствующая структура - сам корпус Акадегдш, сосгояниШ из профессоров и адъюнктов, Географический департамент, Российское и Историческое собрания, Библиотека, музей (Кунсткамера), Университет я Гимназия, Типография и комплекс "художеств": Гравнровачькая, Рисовальная, Фигурная, Инструментальная и другие палаты.

Из "худо^ств" yse в первоо десятилетие выделилось инструментальное дело, как "надле.тащае к департаменту наук" по выражении М.ВЛомоносова» z в дальнейшем подучившее самостоятельное развитие» Инструментальная палата находилась в составе Академии наук до 1849 г., однако именно первые сорок лат ее деятельности имела решащее значение для развития приборостроения не только в Академии наук, но я в стране. Это были года организации, становления, роста профессионализма, создания школы мастеров, основания традиций, сохранявшихся на протяжении десятилетий.

История Академия наук ЛУШ в., развитие науки того времени, история различных департаментов Академии получила достаточное освещение в литературе. Гораздо хуяэ исследован художественный комплекс, в том числе и история Инструментальной палаты. Мастерами Академия наук создавались приборы, дававшие возможность ученш ставить сложно опыты, в разные точка страны рассылались геодезические инструменты, позволявшие проводить необходимые измерения, инструментами академических мастеров снабжалась экспедиции, с ними учились и работали студенты академической Тт-назии я Университета, наконец,, инструменты просто продавались в Книжной лавке Академии, откуда их увозили в разные концы страны.

Инструментальная палата внесла вклад да только в развитие науки в России, но и культуры в целом. Она помогала распростра-

нению научных знали!, включит сь в процесс формирования интеллигенции, и особенно, технической интеллигенции, получивший дальнейшее развитие в созданные в Академии художеств Инструментальном к Часовом классах. Все вышеперечисленное и позволяет считать тему исследования актуальной.

Объект исслоггованшт. Объектом исследования является одно 23 подразделений Петербургской Академии наук - Инструментальная палата, в задача которой входило: создание приборов и инструментов, изобретенных учешдя Академии, решнт и содержание в порядка пкогхтеленких инструментов Физического кабинета, Асг-роношческой обсерватории и Кунсткамеры, обеспечение инструментами других департаментов Акацешщ наук и экспедиций, а также Ееаяаде1шчесюа учреждений, изготовление инструментов "на продажу" я обучение молодых лэдей специальностям маетеров-приборостроителей .

Хронологические рамки. В работе рассматривается деятельность Инструментальной палаты за первые сорок дат - 1726-1766 гг. 1726 г. является ходом ее создания» а в 1766 г. была проведена реформа управления Академией наук И начался другой, очень отличный от предыдущего, этап ее деятельности, что сказалось и на работе Инструментальной палаты. В связи с общей реформой образования в России становятся другими методы обучения, создаются Инструментальный и Часовой классы в Академия художеств, что также оказало влияние на деятельность инструментальних мастерских. Закончился определенный период для Академии наук и со смертью Ломоносова в 1765 г., работа которого была тесно связана с Инструментальной палатой.

Цель исследования определяется актуальностью темы - воссоздать историю организации а деятельности Инструментальной па-даты Петербургской Академия наук за первые сорок лет ее существования, показать ее роль в развитии науки а культуры России.

Задачи исследования. Б работе ставятся и решаются следуо-щие основные задачи: выявление причин создания Инструментальной палаты в структуре Академии наук, оценка ее места в общей историко-культурном развитии страны, уточнение общей численности сотрудников Инструментальной палаты, их биографий, анализ структуры Инструментальной палаты и ее изменений, обзор выпускаемой продукции, исследование методов и условий обучения и

подготовка специалистов, социального, битового и правового по-' ложеняя сотрудников, места Инструментальной палаты в процессе становления русской технической интеллигенции.

Метод исследования. В основу исследования деятельности Инструментальной палаты полокен принцип историзма. Развитие Инструментальной палаты и ео работа расскагр/лаатся в контексте исторических процессов середины Ш1 в. и, в частности, истории Петербургской Академия наук. Исследование базируется на твердой фактологической основа - сохранившихся вещественных памятниках и архивных документах.

Источники. Основным источником для работы явились документы Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук, а такке сохранившиеся приборы и инструменты сер. ХУШ в. в собраниях Государственного Эрглитажа и Музея М.В.Ломоносова в Петербурге.

Научная новизна исследования заключается в таг, что систематизирован и обобщен материал о деятельности Инструментальной палаты, выявлено ее место в Академии наук, впервые рассмотрен вопрос о структуре самой Инструментальной палаты. На основе шогиХ источников определено ее кесто в развития науки в Россиио Автор отстаивает свои позиция в вопросах о тон, было ли необходимо создание Инструментальной палаты в Академии наук, а о роли иностранных ученых и мастеров, отвергая как стереотипы времен "борьбы с космополитизмом" 1940-50 гг., так а неоправданное преувеличение роли иностранных специалистов в процессе развития приборостроения в России. Кроме того, существенно пополнен список учеников и сотрудников Инструментальной падаги первых четырех десятилетий ее работы. В целом исследование позволяет полнее характеризовать деятельность Петербургской Академии наук, а таюке развитие в России науки, как часть общего процесса становления отечественной культуры.

Практическая ценность работа заключается в самом выявлении места Инструментальной палаты а Академии наук и ее роли в развитии науки в России. Результаты исследования могут быть использованы в трудах по истории русской науки и культуры, истории техники и начального периода становления русской технической интеллигенции, а так-зе по истории педагогики. Материалы исследования могут быть применены в лекционной и экскурсионной

работе, и частности ока уаз нспользувтся в экскурсиях Музея М.В.Ломоносова. По материалам диссертацян создана часть новой экспозиции !,!узея '.! .В Ломоносова,- посвященная история различных департаментов Академии наук, в том числе и Инструментальной па-яатн.

Апробация результатов исследования. Доклада по теме диссертации обсуядались на научных заседаниях Ь&зея 13.В Ломоносова, Сешнара по истории России Ш1 в. при Музее Ы.ВЛомоносова, сектора истории Акад&кш наук и научных учреждений СПб5 Филиала Института истории естествознания и техника РАН (1983-1991 гг.). Кроме того по теме отдельных глав работы были прочитаны доклада: на каферонща Советского национального объединения история и философии естествознания и техники в 1934 г., на конференции "Ломоносов и Север" в Архангельске (1035), в Москве на конференции "ПрооЕадзшЮ в контексте национальных культур" (1839), в Киева на сюяюзкуыо по науковедени» и научно-тохгсгеескоцу прогнозировании "Современное науковедение и перестройка советской науки" (1590).

Структура работы. Диссертация состоит из введения,, трех глав л заключения, где ¿злобен основной иатериал, а такае примечаний к тексту но главам и списка попользованной литература. Приложение;.! к работе является аннотирований список сотрудников Ив :руиевтальной палаты за нервна сорок лет ее деятельности.

ОСНОВНОЕ С0ДЕР2АШЕ РАБОТУ

Во впадении дается обоснование выбора темы, определяется цеди, задачи, шумная новизна, а также характеризуются литература и источника. Обзор литературы но истории и деятельности Инструментальной падати показывает, что она до сих пор не била объектом серьезных исследований. Поэтоку автор/ во цногом прн-плось опираться на архивное материалы. В Санкт-Петербургской филиале Архива РАН собрана большая часть документов по истории Ападения наук ХУИ в. н в том числе Инструментальной палаты. Они представляет собой отчеты о работе мастеров я учеников, росписи инструментов н*материалов, финансовые документы, штатные расписания, организационные дела0 распоряжения Канцелярии по мастерским и др., собраннее в основном в фонде 3, описях I а 7.

Первая глава. "Инструментальное дело в Петербургской Акадо-

мии наук в первое десятилетие ее существования". В главе рассматривается история развития ннструыентального дела в Россия до 1725 г., основакш Петербургской Академии наук, принятие в Академию первых мастеров-инструментальщиков, организация работы в Инструментальной шлаге и постепенное формирование ее в самостоятельное академическое учреждение.

Рекорды Петра I была направлены на то, чтобы вывести Россию в число сильных, прошшзЕно развитых стран. Эту лиг цель преследовало и создание з 1725 г. указом Петра Петербургской Академии наук, своеобразного н уникального государственного учреждения . Она не была гуманитарной или естественнонаучной, как в других странах, но Академие;'! всех наук а худояеств, что было вынесено в ее название: "Санкт-Петербургская императорская Академия наук и художеств'.' За несколько лет она превратилась в большой комплекс саь&к разных учрездеккй. Сагл корпус Акаде.мии состоял из академиков и адъюнктов, количество которых не превысило 30 человек, в Академию влился богатейсый музей - Кунсткамера и Библиотека. При Академии были основаны Типография, Словолитная, Пунсонная, Гравировальная, Рисовальная и Фигурная палаты и Книжная лавка, учрездены Гимназия и Университет, Географический департамент и Историческое собрание, а тагехе Собранию Академии худолвств. Наконец, были созданы тесно пр:гшкающке к понятия "художество", но более всего связанные с наукой Инструментальные мастерские.

Б начале ХУШ в. с развитием картографии, геодезии, горного дела, мореплавания, астрономии появилась потребность в специальных инструментах. Сам Петр обладал большим количеством разных приборов я инструментов и стремился развить приборостроение в стране. Он заметил талант А.К.Нартова, при нем появились Я.В.Брюс , не только крупный государственный деятель, но астроном и приборостроитель, оптик Л.де Шеяпер, мастер математических инструментов Д.Бредли, Преобразовательные процессы начала ХЖ в. вызвала к казни и изобретательскую деятельность многих русских лвдей, и хотя она лежала скорее в области развития техники, для воплопрния своих проектов она выну уздени была конструировать и необходимые т.! инструменты, но только с созданием Академии наук и Инструментальных мастерских при ной был основан центр приборостроения.

Не только Инструментальная палата, но и весь художествен-

кий комплекс Академии не бая предусмотрен шс Проектом,, подхш-сашш и исправленным Петр«.! I, ни матом. В Регламента Академии тук, когорьй разрабатывался первыми академиками осенью Х725 г* '"он так и не был введен в действие),ученые» правда,, указывали, что необходимо иметь большое количество инструментов к приборов для проведения экспериментов и для обучения "гщатлавого шошоства", а таюзд т необходимость Академии художеств, которая была задумана исклтительно как учебное заведение ,

То, что Петр I наряду с Академией наук хотел создать Академию художеств, не подложат со;.-иешпо. Об этом свидетельствует внимательно прочитанный, а исправленный царем Проект такой академии АоКЛ&ртова, поданный им в декабре 1724 г. Сам Петр в.то же время набросал примерикЗ состав Академии художеств. Конечно, это были проекты скорее "академии ремесел", где архитектура, живопись, скульптура закивали хотя а одно из первых, но на саше гтанаое место, в основном же в таких академиях предполагалось обучать са\%ш разным мастерствам. По многим причинам (среда которых отсутствие средств, кадров, а также смерть царя) такого учрггздения создано ке было8 и функции Академии художеств взял ва себя художественно-производственный комплекс, образовавшийся в Академла наук к началу 30-х годов.

К лету 1725 г. основные приготовления к работ« Академии нале были закончены^ начали прибывать первые академики - катема-•щш Х.Иартшш, Х.Гольдбах, Я.Герман, физик Г.В.Бюльф;шгер, >ратья Но и Д.Бернулаш (механик и физиолог), студенты.Г,В.Крафт будущий профессор экспериментальной физика) а И.Вейтбрехт, ■зтроном Ж.НДелиль, механик И.Г.ЛеЗтиан и ряд других. К лвту 726 То корпус Акадекаи наук был практически оформлен.

Первым президентом Академии был Л.Блшентрост, а его &вд-:а?двш помощником ИДЛПуыахер, библиотекарь, а затем советнжв ^яадешчесзсоЗ Канцелярия,, управлявший в течение 35 лет финансовыми я хозяйственными дедам* Академии, Именно с его именем связывается создание в Академии художественных классов, мастерских, .япографян. Он действительно постоянно поддерживал и курировал :зятельность всего художественного комплекса» ко,что касается четрукеиталышх мастерских, они был:! основаны летом 1728 г. .илаями Блдаенгроста ж кабинет-секретаря Екатерины I А .В.Макака. Последний рекомендовал Блшентросту принять на работу в

Академии двух мастеров-инструментальщиков - И.И.Калмыкова,, который длительное врачя был инструментальным мастером у Я »В „Брюса, и И„й„Беляева„ работавшего в небольшой оптической мастерской зри Токарне Петра 2„ Обоих висококвада£шглровашшх маета-ров Блшент^ост принял "на жалованье"р т.е», .как л все сотрудники Академии наукр ом сразу стали государственными слуягагадаи с небольшойр но гарантированной оплатой труда* Калглыков припаи на работу в Академию с учеником ВЛшновшл,, а Беляев с сыном Иваном. Кроме того в Академии уяе работали два ыастера-икстру-манталыдака - П,Блкьоя0 приехавший вместе с астрономом 2.Н.До~-лалем к работавший исключительно для Астрономической обсерватории, ш КоЛ.Декоесе, "кастор бароглетреаный и тераометранний.и прочих математических инструментов„ сочиняющихся из стекла"0 обслуживавший Кунсткамеру„ На работу в Академию были гакжз приняты столярный мастер, "пенсионер" Петра I И.Сашаяов я слесарь В Лкоо", Заким образом в 1726 г„ в Академии наук слогился, хотя я неболькой и разрозненный круг лпдеЛ, связанных близким» оп®--циальностями. Казалось бы естественным, что их должен был объе-дднеть под свока началом профессор механика и оптики ЛеЕтман, обладавший не только болышсли теоретическими знаниями, но и умевший делать са-лые разные приборы и инструменты, но этого не произошло» Поскольку никаких инструментальных .мастерских в Академии предусмотрено но было, ЛеЗтман привоз с собой большое количество приборов и инструментов, рассчитывая только на себя к сбое возможности. Он организовал инструментальную мастерскую у себя в доме, где делал сам необхода/ше ему приборы и воплозд свои изобретения» Однако уже летш 1729 г. он дал положгаел^ннП отзыв ш работа ИЛ .Беляева „ сына И.Е.Геляева, заменившего умершего отца в оптической мастерской. Согласно контракту, как ж все академией» Лейтман должен был обучать молодых людей, поэтому в 172? г, еглу был прислан А.МЛ.'атасен (Андрей Матвеев) 8 а в 1731 г. П.С,Ремезов. Оба ученика прима из Тишазик» имела*" во отзывам Лейтмана, способности к инструментальному делу,, но ?<ас-терами не стали: Матиссен в силу евоих личных особенностей;, а Ремезов в 1732 г„ был отправлен для обучения в Голландию и Англии машинному0 инструментальному ж медальерному делу по указу Сената,, и его дальнейшая судьба не известна. То есть Лейтману не удалось создать школы и передать свой опнг ученикам,, поэтом*' его роль в развитии приборостроения в России оказалась меньшей,

чвм .могла б« бить, а основателями сколы приборостроения в стране стали II .И.Калмыков и И.Я .Беляев, хотя проработали оба в Академии недолго - Калмыков восемь лет, а Беляев всаго три года»

Первые два года существования Инструментальной, палаты были организационными. Надо было позаботиться об оборудовании, помещениях, материалах. Калмыков оборудовал непосредственно янстру-менталькую кастерскухз, а Беляев оптическую, специализироваБаую-ся на изготовлении, шлифовании и полировании стекол. Опираясь на архивное ¡/лтораапы, а такке на издание 1741 г. "Палаты Санкт-Петербургской итераторекой Акадещш наук я художеств, Библиотеки я Кунсткамеры", ¡яш;о утверждать, что с конца 20-х годов Инструментальная пзлааз шходалась в правом крыле бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны (згны брата Петра I Иоанна), еще в 1725 г. отданного Акадскии наук и находившегося рядом со строящимся зданием Библиотеки и Куксткамгры. Из шстерской Шегахера по просьбе Беляева были привезены формы для шлифовки а полировки стекол, трубки, микроскопы, готовальни и пр., стекло с разрушенных Боробьевских зеркальных заводов под Москвой, им постоянно подавались б Канцелярия списки необходимых для работы материалов и инструментов. С оборудованием касте рекой Калмыкова дело обстояло сложнее. Чтобы изготовить дале саьзге нссло'чшо приборы, нугзш были разнообразные инструменты, а главное станка. Улашо с уверенность» говорить, что к началу 1728 г. в »ластер-скои станки у-.со была, так как Калмыков приступил к изготовлению астролябий, что было бы нзвозганно без токарных, сверлильных станков, ".целительных капли" (для разделения шкал на ¡градусы) и других инструментов, от линеек и циркулеЗ до точил и "винто-вальшх досок". Б 1726-1727 гг. количество инструментов в Академии резко возросло и их ремонт и налаживание была вменена в обязанности шетераы.

Уне 2 августа 1727 г.. Ели.:ентрсет писал в Сенат, что в Академии имеется 'Чг/еда к строению разных кааын и инструментов в материалах а разных тетерах", поставил вопрос о необходимости обучения русских колодхх ладеЛ инструментальному делу, з частности ыехашзеом Виньоном. Зтнм же документом было упрочено положение Шумахера, который в отсутствие президента становился фактическим -правителем Академии.

В 1723 г. Академия полностью обосновалась на Стрелке Васильевского острова, где бит сняты дода для академиков и дру-

rax сотрудников» В частности "разных худотаств мастеровым людям" предназначался дом граТа Головкина "в набере.гшой линии". К 1735 г. Академия имела 21 дом на Васильевском острове.

Штат Акадешл в ото преет был немногочисленна«. В 1730 г. процессопоз а адъюнктов было 15 человек, учителей при Гимназия - 9, переводчиков - 7, художников - 13, при них 12 учеников (из них мастеров-инструментальщиков - 5, ьклзчая слесаря а кузнеца, учеников - 3), в Типография и в Фигурной палате - 24, в Канцелярии - 10. В конце 20-х годов разворачивается работа художественно-производственного комплекса, в 1732 г. начинает формироваться академаческий отряд Камчатской экспедиции. Их необходимо было снабжать материалами и инструментами. Академия начала испытывать серьезные финансовые трудности. Определенной Петром I сум.® в 24912 р. не цогло хватить на все нужды, деньги поступали нерегулярно, зздертавалось жалованье, лишая сотруднике« Ака-де;.мп, как хюсударственных служавдх, естественного источника доходов. В эта годы Шумахер /.того сделал, чтобы сохранить Академию: существует множество его доношений в Сенат о состоянии Aica.ííeí.ni;i и ее растущих долгах, он искал при двора ладей, интересующихся наукой, как например внучка Петра I Наталья Алексеевна, которой посылал книги и инструменты, сделанные Калмыковым. Шумахер стремился использовать любую возможность для "рекламы" Академии. Инструментальная шлата в это врем а основном работала "на продаяу". Зрительные трубы, астролябии, готовальня о Ra6opa:as инструментов находила больной спрос, Б I728-X730 гг. большой заказ на эти инструменты был сделан Берг- а Мануфахзгур-коллегяяки, что сыграло полозятельнуа роль в истории Инотрушн-тальноЗ палаты. Когда летам 1731 г. в стране развернулась работа по землеустройству, Академии было заказано азготовленяв астролябий, теодолитов, готовален, мерительных цепей, а указом Сената в Инструментальнуэ палату были посланы 6 учеников. Tams образом Инструментальная палата оказалась вовлеченной в бояъаузз государственнуп работу и приобрела первой э Академия 6 учеников, присланных в октябре 1731 г. из Адаралтейства.

К началу 30-х 1\>дов закончился организационный период э деятельности Инструментально* галаты. С приходом учеников формируется достаточно устойчивый коллектив. Появляется новые сотрудники, в частности, из Базеля приехал механик И .Брукнер» заме-ииезмй заболевшею еще в 1732 г. Калмыкова. формируются принци-

пн руководства Инструментальной палатой, вырабатываются метода обучения. Неразвитость инструментального дела в стране, необходимость иметь инструменты для обучения студентов Университета й Х&мназик, дли академических экспедиций расширяли все больше сферу деятельности Инструментальной палаты. Она начала регулярно пополняться учениками, которых старались учить не только ремеслу^ ао Е математике, рисованию, языкам.

Формировании Инструментально! палаты как самостоятельного учрезденкя способствовали и начавшиеся экспериментальные работы гаких ученых как Г.В.Крайг и Л.Эйлер, не имевших своих мастеров или мастерских, как Ж.НДелнль и Н.Г.Лейтман» Еще одним фактором,, упрочавшэл положение Инструментальной палаты, было исполнений Академия прибора»/л и инструмзнтами - она получила но завещаний Я „В.Брюса десяти его инструментов (астролябий, компасов/ квадрантов, часов, зрительных труб, зажигательных стекол, магнитов), станки и материалы из "Итальянского дома" е дворцовой мастерской (453 предмета), а такке токарные станка и инструменты из подмосковного Преобратекского, где у Петра I была небольшая мастерская» К середине 30-х годов в Академии находились сотни машин, станков, приборов ж инструментов.

0 начала 30-х годов формируется практика тесного сотрудничества ученых Академии и мастеров-инструментальщиков, сохранявшая на црогя&енш всего существования Инструментальной палаты в стенах Академик. Первые шстера И.Калмыков и И „Е.Беляев передала свои знания ученикам, среди которых были такие талантливые как П.И.Беляев и П.О.Годынян, успешно выполнявшие заказы ГоВоВм&фиягера ж Г.В.Храфга, Л.Эйлера и Е.НДеяаля, Д.Бернуд-ш„ ученые Академии писали для тстеров инструкции по созданию некоторых приборов, Ж„Н Делзль сам обучал И.И.Беляева изготовлению термометров, ГЗ.Крафт, создавший великолепный Физический кабинет Академшр которым гордился, даже уехав из России, заказывая и Инструментальной шлаге столь сложные приспособления и инструменты, что без постоянного повышения квалификации шстера справиться о ниш не могли бы. Мастеру-инструмекталыда-ку приходилось выступать и как инженерув и как технологу „

К т?35 г. инструментальное дело практически выделилось • общего понятия ""художества", что видно из документов на вне;? $алованья8 штатных расписаний и пр. Писали узхе не просто худокествах", а "при инструментальном деле", "в Инструмента:.:

пой палате" о Однако по-прежнему никакой особой суммы на :: держание, как а других "худотЕственных" департаментов, прэг смотрено ке было, а (Танансовоо цолоявнке Академии было ело". А хотя Инструментальная палата была необходима учении, в Г встал вопрос и о ее существования в стенах Академии 'каук н-•г? с другими художественными калатами.

Втодая глава. "Инструментальная палата в Х736-1766 гг., /лтве рассматривается общая проблема "худотаств" з Ахадез. ■г.ук, руководство Инструментально:! палатой А.К.Нартовым, основные направления в работе Инструментальной палаты„ а так»® социальное, бытовое и материальное положение сотрудников«

В 30-х - ¡-ачале 40-х годов вопрос о "художествах" а Академия наук приобрел острый характер. Она на могла содержать з ое-бе две академия па равных прэвхх на сравнительно небодыау® оум-■у. Шумахер к Блшонтрост просили а получали незначительная •ояъгл на содерчяанав "художеств"„ но их не хватало. Шушхера лекоторые исследователи обваляют в той, что он но хотел выпустить из рук художественный департамент; отчасти это действительно так, но и академика были заинтересованы а художественно-производственном комплексе на мвныва Шумахера, что и показали события 1733 г.

Новый президент Академик Г.К.Кайзершшг, которому Академия досталась в тяжелом финансовом положении» создал комиссия из трех академиков Х.Гольдбаха, П.С.Бекешцтейна и Т.З.Байера, которым поручил опросить всех сотрудников Инструментальной палаты. Вопроса касались количества лет работы» жалованья, обучения а пр. К опросным листам была приложена роспись материала?« а инструментам, имеющимся в мастерских. Подобные опросы были проведены и с рада сотрудников других художественных шла? 0 Оказалось, что примерно треть сумм, расходуемых ш яхудожэства°0 идет на инструментально» дело, так наиболее трудоемкое а трэ-буздее дорог,IX материалов. КаПзерлинг собрал академиков И.Д&!— мана. Т.З.БэЯера, Л.С.Бекенитейна, Х.Гольдбаха,, Н.Н„Дел!шгс Н.Г.Дюворнуа, Г.В.Кра^та и Л.Эйлера и поставил перед ниш рад вопросов, каоалщихся существования "худотеств" в Академии наук. Шесть из восьми академиков высказались за то, чтобы осад-7ть худо-:оствегашй департамент в Академии. На короткое время ■■¡рос был решен, однако в начале 40-х годов разразился очэрод-кризис с "худотесгваш"...

Еще в 1736 г, указом Анны Иоанновнн на работу в Академию ЕЭуГ. НЗ Москвы был переведен А.К.Нартов о учениками, объединивший под своим началом вез инструментальные мастерские в "Экспедицию лаборатории механических и инструментальных наук". Численность Инструментальной палаты возросла до 38 человек» Шумахер лишился над ней власти, и неприязнь и мелкие ссоры мезду Нартовым и Шумахером выросли в 1742 г. в крупный конфликт, который скорее мояно назвать обадм кризисом Академии, вызванным рядом причин - сменой власти (13 ноября 1741 г. ка престол взошла Era завета Петровна), отсутствием президента (его не было с 1741 по 1746 г.), тяаалым финансовым положением. Шумахер был обвинен Нартовым и рядом сотрудников Академии в различншс злоупотреблениях t отстранен от дел, а Картов полтора года был фактически правителем Академы, Попытки Нартова решить академические деда и, в частности, вернуться к проекту создания Академии художеств, успехом да угенчались, Шумахер был возвращен в Академию, а Нартов остался ео главе Инструментальной палаты. В 1745 г, ряд академиков, среди которых был и .М.В.Ломоносов, подали 5 Сенат свое мнение об улучшении состояния Академии наук, где была высказаны претензии не только к И .Шумахеру, но и Н.Нар-тову. Недовольство академиков вызывала работа художественного комплекса и, в частности, Инструментальной палаты. Они считали ее состав слишком многочисленным, сроки изготовления инструментов слишком длительными, указывали на необходимость иметь "нс-куссного мастера механических: дел" (Яейтман умер в I73S г.). При детальном рассмотрении документов и сравнении о реальным положением дел в Инструментальной палате в это время, моздо видеть, что не все упрека акадешшов бнли справедливы. Численность Инструментальной палаты составляла в это время всего 16 человек, инструменты изготавливались, хотя не так быстро как хотелось бы ученым, но претензий к их качеству практически не было,, механик же был необходим, потому что к этому времени Нартов отошел от академических дел, хотя объем работ в мастерских возрос в связи о печальным событием - пожаром в Кунсткамере 5 декабря 1747 г., в результате которого сильно пострадала Астрономическая обсерватория и сгорел Готторнский глобус. Для ремонта глобуса в Академию был принят талантливый тстер-икструмвн-талыцик и механик Б.Скотт, взявший под свое покровительство ряд учеников инструментального дела.

К середине 40-х годов в Инструментальной палате слонялся ¿соллектпв талантливых мастеров я учеников - ученики Нартова .И.Семенов, П.Ерподаов, II.Леонтьев, оптик. Ji.II.Беляев, ннструквн-ъалыцакн П.Голшши и О.Тирапш. 21 -лая 1746 г. президентом Академии стал юный К.Г.Разумовский, поддор.тсакний Инструментальную галату и весь художественный комплекс, и когда 24 тяля 1747 г. о'ши приняты новый Регламент и штат Академии наук, туда была введена и Инструментальная палата со всеми мастерами и учениками. В 1743 V. было образовано Собрание» Академии худояеств, которое репало вопросы художественной деятельности Академии наук, Мнструмонтальная палата под управление Собрания не вовла, к гатим признавалось, что инструментальное дело относится к мука. Эш положено начало наделения приборостроения в отдельную па-учкуи дисциплину, и болылуэ роль в этом процессе сыграл А.Наргоэ.

Нартов проработал в Академия наук 20 лет (I73G-I756 гг.), п первый период его работы был очень плодотворннми Само название "3r.cn едицля лаборатории механичеосих л инструмолталкшх наук" показывает, что он понижал сложность инструментального искусства и близость его к научнкм дисциплинам, йккенер, конструктор, изобретатель, технолог, он пополнил оборудована Инструментальной шлати до сятками станков, инструментов, приборов з приспособлений, позволявших делать научные приборы и пнструш!гш любой сложности, при кем широко развернулась работа мастерски :'иа продажу", что пополняло бюджет Инструментальной палаты. Чувственным направлением его деятельности бшга обучение - его школу в конце 30-х начале 40-х годов прошли П.ГоЛынин, ТоКочшта, Д.Козицын, А.Сзеров, братья Кандарацкиа, А.Поляков, Штиеек а др. Картов стремился дать своим сотрудника!.! не только профессиональные навша, но и повысить общзобразователышй уровень, уйтя от ремесленных методов обучения. С серадинн 40-х годов он отстал от работы в Инструментальной палата, но никогда не остааяяз со совсем: приникал деятельное участие в ремонте и .восстановае- • ниц инструментов Астрономической обсерватории после- пожара 1747 г., предложи свой проект воссоздания Готторпского глобуса, занимался восстановлением пострадавших при пожара токарных станков. Летом 1748 г, в Академии появился академик-механик Х.РоКрат-цешлтейн, которому било поручено "смотрение над инструментальными мастерскими'1. Кратценштейн был талантлив, одинаково хорош знал теории и практику инструментального дела, активно вкдатался

в работу, и разногласий мевду нш ж Еартовкм не возникало, тем более, что А.Нартов начал серьезно болеть и все меньше появлялся в Академии. Из-за болезни Наргова и со смертью Скотта в 1751 г. Академия начала подыскивать второго механика. Летом 1755 г. на службу был принят механик И.Г.КлеЕн, проявивший за два года работы свою полную несостоятельность и уволенный' в 1757 г. "за неспособностью". Иностранных мастеров больше приглашать вэ пыталась, а во главе Инструментальной палаты стояли специалисты, воспитанные в ней с юношеских лет - Ф.Тирэтин, Н.Чн-яов, П.Кесарев.

История Инструментальной палаты была бы неполной без анализа ее работы, которая и сделала это учрездение столь необходимым Академии наук. Деятельность Инструментальной палаты можно разделить на пять основных направлений. Во-первых, это работа по заказам ученых Академии. Постоянно заказывал приборы к инструменты для Астрономической обсерватории £.Н.Делиль, а затем Х.Н.Винсге&и и Л.Н.Грпшов. Большая часть работы Инструментальной палаты была связана с Физическим кабинетом. Г.В.Крафт, Г«В.Рихман, Л.ЭЯлер, И.Э.Цейгер Ф.Эпинус, М.В.Ломоносов - физики, механики, экспериментаторы заботилась о пополнении Физического кабинета новым оборудование« и инструментами, многие из которых бнли сделаны в Инструментальной, палате. Как отмечаат исследователи,, работа этих ученых была бы просто невозмохша без инструментальных мастерских. Большое количество инструментов изготавливалось для академических экспедиций. К этой, основной работе палаты тесно примыкала вторая по значимости и по объему - ремонт, чистка и содержание в порядке многочисленных приборов и инструментов обсерватории, Физического кабинета и Кунсткамеры. Третьим направлением была работа для академических учреждений - Географического департамента, Университета и Гимназии, Рисовальной и Гравировальной палат, а также Типографии. Изготовление инструментов для продали, для различных учреждений и частных лиц было четвертой, и значительной, частью работы мастерских. Из государственных учреждений постоянными заказчиками были Сенат, Берг-коллегия, ведомство Главной артиллерии и фортификации, Главное правление сибирских и казанских заводов, возглавляемое В.Н.Татищевым, Канцелярия от строений, Петербургская портовая таможня. Особо следует подчеркнуть заказы Дворцовой канцелярии, которые считались почетными. Из частных лиц за-

казчаками била шце-канцлор М.Г.Головкин, адмирал Н.Ф.Головин, генералы В.В.Фермор и Н.Ю.ТруйещсоД, канцлер А..Черкасский, сенатский секрзтарь Г.Г.Замятин, князь А.Д.Голищк, механик <?. Г. Скорняков-Пи сарав, великий князь Петр Федорович, И.И.Шувалов, тра$ А.Г.Раэумовслий, первыЗ президент Академии Л.Блшен-•грост. Создание инструмента было как правило коллективным творчеством всей палаты, и многое зависело от работы учеников» пз-готавхшавгих определенные детали. Поэто:лу обучение мастерству, подготовка смсш было пятым, и очень вашшм направлением в деятельности инструментальной палаты. Причем обучали не только своих помощников, но и пплнлг/ллл учеников с Сострорецких заводов, из Берг-коллзгни, с Колываиовоскресенсхих горных заводов, способствуя таким образам распространенно приборостроения в стране. Часто в ученика поступала дотл братья сотрудников палаты и складывались целые династия приборостроителей - Беляевы, Кавда-рацкае, Разводные.

Несмотря на то, что сотрудники. Инструментальной, палаты являлись государствеш:к.а слутащиш, юс материальное положение было тяжелым, жалованье не зависело от объема работы, а только от должности и стала, чтобы поучить звание подмастерья или мастера надо было проявить больной талант и трудолюбие, ранги академические мастера начали получать только во второй половине ХШ в. Из-за продолжительного рабочего дач, отсутствия отпусков (правда было много религиозных праздников, когда не работали), частыми были болезни. За время болезни платили половинное жалованье. Проработавши в Академии много лот и уже по старости не способным работать платили пенсия в оклад или в пол-оклада. Жили сотрудники палат», как правило, га Васильевском острове, либо в нанятых Академией квартирах, либо имела собственные "дворишки" в "Академической слободе" за Малым (ныне Средний) прос-дактом. ifcorae факты свидетельствуют о том, что медцу инструментальщиками и учеными складывались тесные и уважительные отношения, а Академия защищала своих далеко не богатых сотрудников, обращаясь к городским властям с просьбой освободить их от "должности полицейской", "солдатского постоя", уплаты "годовых сотских и десятских".

Третья глава. "М.Б.Ломоносов я Инструментальная палата".

Следует отметить, что никто не сыграл такой большой роли в развитии инструментального дела в России, как Ломоносов в силу

эщщклопедачкосгк знаний, широты взглядов, рационализма мышле-шяа умения подойти к наядой делу с точки зрения государственной пользы и глубокого убездения, что инструментальное дело "надлаяит к дешртаыенту наук" . Разносторонняя деятельность Ы.В „Ломоносова коснулась и художественного комплекса. Он бил убевден в необходимости создания самостоятельной Академии худо-215стве куда считал нукныы передать все художественные палаты, однако Инструментальную тлату он к "художествам" не относил. Ломоносов хотел избавить Академию наук от несвойственных ей функций - издание гравюр, рисунков, вырезывание печатей, и в то же время дать простор развитию искусства, закатому в тесных стенах Академии наук. Он считал, что деньги, отпускаемые на содержание художественных департаментов, могли бы использоваться в Академии шук рациональнее, покатал, что худокняки получают недостаточное образование и подчинены некомпетентным людям, был убевдййе что Инструментальная палата должна быть подчинена только акадевдку-ыехакЕку» Однако к художникам и мастерам Ломоносов относился е больше уважением и постоянно пользовался их помощью в работе» Он рекомендовал сотрудников в Рисовальную и Гравировальную палаты» защищал художников и мастеров от произвола академических властей, Тезис о там, что М.В,Ломоносов' основал Акаде-шю худовэств, документальных подтверждений не имеет,, но он внес свой вклад, в ез учрэ здание своей 15-летней борьбой, помог воплотить идеи Петра I, Н.Нартова и В.Татищева, когда в 1757 г. самостоятельная Академия художеств была основана в Петербурге, Боли отношение Ломоносова к художественному комплексу было неоднозначным, то инструментальное дело в Академии он поддерживал „ так как писал;,,' что "-один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, розданных только воображением". Химик, физик, оптик, астроном он щуадался в разнообразных и сложных приборах и инструментах. Для того, чтобы реализовать свои, подчас очень сдояные изобретения ("ночезрительвая труба", зеркальный телескоп, "аэродрошчэ-ская машина", метеорологические приборы, вискозиметр), ему нун-ны были талантливые и образованные мастера-инструментальщики. Многие из них'работали у Ломоносова дома, в усадьбе на Мойке, где ученым была создана оптическая мастерская» Ломоносов очень внимательно следил за изготовлением инструментов, обращая в:шма-ние даже на,их,декоративное решение. Он заботился о повышении квалификации мастеров, считал, что инструментальщиков надо сна-

чала обучать в Гимназии, поощрял стремление-мастеров учиться, требовал присвоения им рангов "для отвращения презрения перед прочими, командами". Практически в каядом документе Ломоносова, которые касаются улучиения дел з Академии наук, он писал и об Инструментальной палате, стремясь усовершенствовать ее работу и приближая приборостроение к научный дисциплинам.

В заключении обобщаются основные выводы диссертации и подводятся итога исследования. Приведенный материал свидетельствует, что как организационная работа, так и производственная . деятельность Инструментальной палаты в 20-60-х годах была очень напряженной. Она была создана не указом или волей одного чело-зека, а выросла из потребностей самой Академии наук. Инструментальная палата сыграла значительна роль в развитии науки в России, практически полностью обеспечивая экспериментальную деятельность ученых. В результате ее работы была создана хорошая база приборов и инструментов, которыми пользовались ученые Академии наук во второй половине Х7И и в XIX в. Немногочисленные по составу инструментальные мастерские выполняли большой объем работ. Это стало воздажнкм благодаря руководству я заботе о нях А.Нартова, таланту и трудолюбия» мастеров а учеников, работе таких признанных механиков как Б.Скотт и Х.Кратценитейн.

Работа мастеров с ученный З.НДелилш, ГЗ.Крафгом, Г.В.Ра-. хманом, М.В. Ломоносовым, Л.Эйлером, И.Цейгероы, й.Эпанусом заставляла их постоянно повызать свои квалификацию» Такие мастера как П.Годкшн, Ф.Тирэтан, И.Беляев, НДаяов, П.Кесарев не только сама достигла высот мастерства, но н подготовила смену в лице учеников. Постепенно совершенствуются методы обучения, появляется стремление дать ученику такое образование, чтобы он был не просто мастером-анструменталыцаком» а приборостроителем.

Многие тетера внесли значительный вклад в развитие технической мысли, работа над изобретениями ученых Академии заставляла их быть юткэнараш,, технологами и конструкторами,, что было невозможно без хорошего образования я знания основ многих наук. Постепенно в Инструментальной палате слонялся коллектив, способный решать сложные технические задача, обладавший высокими профессиональными навыками, которые передавались из поколения э поколение.

Обращает на себя внимание еще один аспект деятельности Инструментальной палаты - ее роль в процессе становления русской

технической интеллигенции. Начало этому процессу было положено еще в самом начале ХУШ в. реформами Петра I, затем в этот процесс все! свое! деятельностью активно включилась Академия наук, в том числе е Инструментальная палата, которая наряду с другими учрездениякн (Академия художеств, Адмиралтейство, Сухопут-•щ! вшхетный корпус) давала техническое образование и стала составной частью фундамента, на котором впоследствии выросла отечественная техническая интеллигенция.

Таким образом значение Инструментальной палаты выходит за рамки вспомогательного учреждения Академии наук, уже в первые сорок лат в Инструментальной палате было много сделано для развития науки и культура.в страна. Поэтому предпринятое исследование позволило не только полнее характеризовать деятельность Петербургской Академии шук, во и осветить некоторые страницы истории науки я культура Россш середины ХУШ века.

Основные положения диссертация изложены в следухдих пуб-ликацшзх:

I. Петр Первый в творчестве М.В.Ломоносова // Наука и.техника (вопросы истории и теории),, Внп.ЗШ. 4.1. Л., 1973. С.13-17.

2„ М,В Ломоносов а Художественные палаты Петербургской Академии наук // Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т. УШ. Л.г Наука, 1983/0.41-43.

3. Некоторые архивные документы Инструментальной палаты Петербургской Академии наук (1726-1734) // Памятники науки и техники. М.?--Наука', 1966.' С.172-17?.

4. Роль Ломоносова в развитии инструментального дела в Петербургской Академии наук ХУШ в. // М.В.Ломоносов н Север. Архангельск » 1886» С. -75-77.

5. Персональный состав Инструментальной палаты Петербургской Академии наук 1726-1735 гг. // Исследования в области истории науки и техники. Л.Гйаука7 1283."СД03-110.

6. Мастер-приборостроитель ХУШ в, Петр Дмитриевич Кесарев (1739-1808) // Гатериады международного (Ж Киевского) симпозиума по науковедению и научно-техническому прогнозированию "Современное науковедение а перестройка советской науки", Ч. 1Я. Киев, 1930. С. 177-180.