автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности"
Мельникова Людмила Алексеевна
ТАТУИРОВКА КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОДОВ ВИЗУАЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА)
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
18 НОЯ 2013
Комсомольск-на-Амуре- 2013
005541091
005541091
Работа выполнена на кафедре сервисных технологий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университе экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ВГУЭС»), г. Владивосток
Научный руководитель: Коноплева Нина Алексеевна, доктор культурологии.
доцент, профессор кафедры сервисных технологий ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток
Официальные оппоненты: Моисеева Любовь Андреевна, доктор исторически:
наук, профессор, зав. кафедрой общегуманитарных наук ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государствен академия искусств», г. Владивосток
Иванов Андрей Анатольевич, канд. культурологии, доцент кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Ведущая организация: фпюу впо <<Амурский гуМанитарно.
педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре
Защита состоится 24 декабря 2013 г. в 13.00 на заседании Объединенного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций ДМ 212.092.05 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» Министерства образования и науки РФ по адресу: 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27, ауд. 201/3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», г. Комсомольск-на-Амуре.
Автореферат разослан 22 ноября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного * п
совета, доктор культурологии, доцент я.С. Иващенко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время активизировались поиски методов и подходов к анализу таких проявлений человека, как его имидж и визуальные аспекты. Это обусловлено особенностями современной культуры, отличающейся изменениями смысложизненных ориентиров современной молодежи.
Активизация процессов формирования молодежных субкультур в современной российской культуре обусловлена сложившейся в стране ситуацией. Субкультуру можно рассматривать как культуру в культуре, как подсистему, вступающую в диалог с базовой культурой. Этот диалог может принимать формы обновления культуры, ее развития или противостояния. Субкультуры становятся инструментом социокультурного обновления и механизмом адаптации молодежи, привносящей в культуру новые смыслы, ценностные установки, принимаемые либо отвергаемые обществом.
Изучение визуальных аспектов поведения молодежи обусловлено, с одной стороны, с наличием этого явления, заложенного в природе, в её инстинктах; с другой - тем, что поведение молодого человека достаточно ритуализовано и завуалировано правилами хорошего тона, семейными традициями, культурными требованиями к формированию социальных ролей.
Современная культура актуализирует интерес исследователей к анализу различных социокультурных кодов, фиксирующих её характеристики. Социокоды являются информационно-коммуникативными посредниками культур различных исторических периодов, обеспечивая трансляцию и усвоение значимой для конкретной культуры информации.
Актуальность работы обусловлена недостаточностью исследований таких визуальных проявлений телесной культуры современного человека, как татуировка. Необходимость историко-культурологического исследования заключена в том, что, вскрывая истоки её происхождения, логику развития, можно делать обобщения, касающиеся специфики зарождения и развития форм маскировки и телесной модификации человека, демонстрировать, в частности, значение татуировки для понимания ценностных смыслов жизни современного человека. Исследование татуировки позволяет осознать её как информационный код, демонстрирующий преобладающие смысложизненные ориентиры современной молодежи, как один из социокультурных кодов, фиксирующих особенности культуры на разных этапах исторического развития.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена совокупностью ряда ключевых проблем:
- потребностью исследования современной молодежи в аспекте используемых ею визуальных проявлений телесности как социокультурного определенного информационного кода, демонстрирующего стремление молодежи к формированию объединений, способствующих приобретению групповой идентичности, уверенности, целостности, избеганию тревожности, обусловленной кризисом самоидентичности в ситуации смыслового культурного дефицита;
- недостаточностью исследований знаков и символов телесности представителей молодежных субкультур;
- спецификой проявлений телесного украшательства молодежи в регионе, расположенном на границе ряда этнокультур.
Результаты анализа социокультурных кодов оформления телесности человека может представлять интерес для исследователей с точки зрения осмысления мировоззренческих и ценностных проявлений в современных молодежных субкультурах.
Степень научной разработанности темы. В отечественных и зарубежных науках существует обширная литература, обращенная к исследованию молодежи. Первые исследования молодежи появились в начале XX века (Г.С. Холл, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер и др.). Молодежные проблемы исследовались Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Н. Смелзером и др. В науках обозначились два основных направления осмысления молодежи: как носительницы психофизиологических проявлений молодости; как субъекта и объекта преемственности поколений.
Анализ социокультурной проблематики молодежи активизировался в 50-е годы XX века. Он выразился в социологических исследованиях жизненных планов молодежи, её ценностных установок, мотивационных аспектов поведения в различных сферах жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Харчев, В.Н. Мясищев, И.С. Кон, И.М. Ильинский, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский,
B.А. Ядов и др.). Исследования субкультур с позиции философии культуры проводились О.Н. Римской, В.П. Римским, Д.В. Громовым и др. С позиций культурологического подхода молодежные субкультуры как объективная реальность исследовались такими авторами как С.Н. Иконникова, Е.А. Петраш, A.A. Краснов, Н.Д. Саркитов, A.C. Запесоцкий, О.В Чибисова и др. Исследования субкультур с позиций наличия элементов фольклора, правового кодекса, стиля жизни, системы ценностей проводили B.JI. Луков, В.И. Ильин,
C.И. Левикова, И.М. Ильинский, Е.А. Омельченко, C.B. Косарецкая и др. В исследовании Т.Б. Щепанской «Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы 1986—1989 гг.» рассматривается субкультура с позиции её символического кода.
Семиотический метод в исследовании молодежных субкультур дает возможность выявить характеристики вербальной и невербальной коммуникации в молодежной среде, способах социально-символического кодирования повседневности (С.С. Аверинцев, В.М. Розин, Е.Г. Крейдлин, B.JI. Луков, Н.О. Губанов, С.И. Левикова и др.).
Проблемы визуальности исследовались И.М. Быховской, А.Л. Барковой, И.В. Бондаренко, О.И. Генисаретским, В.А. Круткиным, Е.В. Малаховой,
A.A. Бодалевым, В.Н. Никитиным, В.А. Подогорой, С.А. Смирновым, Л.Е. Этингеном, А.Б. Гофманом, М.Б. Ямпольским и др., отмечавшими
, что тело является естественным природным пристанищем смыслов и ценностей, которые ещё не утратили своего культурного значения.
Татуировка, несмотря на длительную историю своего существования, является мало изученным феноменом. Приоритет в исследовании татуировки принадлежит представителям таких наук, как этнография и антропология (А.Ф. Миддендорф, H.JI. Гондатти, Б.О. Пилсудский, П.Г. Васкевич, Ф. Ратцель, Л.Я. Штернберг, Ф. фон Гельвальд, Дж. Леббок, К. Леви-Стросс и др). Монография М.Б. Медниковой посвящена анализу татуировки в истории мировой культуры. С точки зрения криминологии исследовали татуировку такие специалисты как О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин, Г.Ф. Смирнов и др.
Использование татуировки в молодежной среде рассматривают В. Стил,
B.В. Козлов, Д. Парк, Е.Б. Павщук, В.А. Гришин, В.А Барановский и др. Ряд исследователей допускают, что работа с телом является одной из форм формирования субкультурных ценностей и своеобразным обрядом инициации для принятия групповой идентичности (Т.Б. Щепанская, Е.В. Малахова). Недостаточно исследованы проблемы выбора тем, сюжетов, стилей наносимых рисунков татуировки в контексте ее использования представителями современных молодежных субкультур.
Объект исследования - молодежные субкультуры.
Предметом исследования является татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности молодежных субкультур.
Цель исследования заключается в выявлении семантики татуировки, её функциональной роли и причин актуализации в телесности человека (на примере современной молодежи г. Владивостока). Целевая установка определяет задачи исследования:
1 рассмотреть социокультурные основы татуировки, выявить её сущностные черты.
2)Выявить специфику знаково-символических проявлений татуировки, используемой представителями современной городской молодежи (на примере молодежных субкультур г. Владивостока).
3)Показать значение татуировки как визуального знака, отражающего обращенность представителей молодежных субкультур к ценностным ориентациям членов группового объединения.
4)Обосновать гипотезу исследования: актуализация использования татуировки современной молодежью обусловлена поисками приобретения устойчивой идентичности за счёт соединения с себе подобными и формирования различного рода социокультурных объединений (субкультур).
Источники исследования представлены широким кругом разнопланового материала:
- архивные материалы по Дальнему Востоку, содержащиеся в Государственном архиве Хабаровского края, Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова, Приморском Государственном Объединенном Музее им.
B.К. Арсеньева. Они представлены авторскими работами (рукописными, машинописными, подлинными и копиями), дневниками, записками, заметками
- около десяти фондов, содержащих материалы с описанием татуировок;
- материалы интернет-ресурсов;
- фотографии респондентов, позволяющие осуществить анализ символического содержания татуировок, используемых современной городской молодежью.
Хронологические рамки исследования охватывают период конец XX и начало XXI века, ставший временем активных межкультурных коммуникаций и процессов идентификации представителей российского общества.
Территориальные рамки исследования ограничиваются городом Владивостоком Приморского края.
Теоретико-методологическая основа определяется спецификой научной проблемы, целевой установкой и решением поставленных задач, что требует применения исследовательских приемов и процедур ряда методов, сложившихся в социогуманитарных науках. Теоретическую базу диссертации составили труды известных ученых в области антропологии (JI.E. Этинген, К. Леви-Стросс и др.) социологии (Э. Дюркгейм, И.М. Ильинский, U.C. Кон, В .Т. Лисовский, Т. Парсонс, Н. Смелзер, В.Я. Ядов, культурологии (М.С. Каган,
C.Н. Иконникова), этнографии и антропологии (А.П. Окладников, М.Б. Медникова, Л.Я. Штернберг, Т.Б. Щепанская и др.). В основе исследования лежит культурно-антропологический подход, позволивший определить особенности существования современной молодежи, ее включенность в различные культурные объединения. В этнографических исследованиях анализируются особенности использования татуировки в исторической ретроспективе.
Применение семиотического, структурно-функционального методов, позволило выявить социокультурные основы татуировки, её сущностные
черты, показать значение татуировки в качестве визуального знака приверженности представителей молодежных субкультур ценностным ориентациям членов группового объединения. Использование данных методов помогло провести анализ, выявить все компоненты исследуемого явления, осуществить знаково-символический анализ татуировки.
Важным методологическим аспектом в исследовании татуировки явилось эмпирическое исследование, включавшее в себя методы наблюдения, интервьюирования, анкетирования, методики психодиагностического тестирования продолжавшегося шесть лет (2006 - 2012 гг.), в ходе которого были определены наиболее распространенные молодежные субкультуры г. Владивостока, выявлена специфика использования ими татуировки, а также установлены функции татуировки у молодежи, не включенной в субкультурные объединения.
Научная новизна диссертационного исследования может быть репрезентирована в следующих положениях:
1)В диссертационной работе представлен целостный анализ татуировки как формы репрезентации социокультурных кодов визуальности молодежи г. Владивостока.
2)Определены социокультурные основы татуировки, с выявлением её функции в репрезентации молодежи.
3)Выявлены специфические знаково-символические проявления татуировки, используемой представителями современной городской молодежи.
4)Показано значение татуировки как визуального знака приверженности представителей молодежных субкультур к ценностным ориентациям группового объединения.
5)Частично подтверждена гипотеза: актуализация использования татуировки современной молодежью обусловлена поисками приобретения устойчивой идентичности за счёт соединения с себе подобными и формирования различного рода социокультурных объединений (субкультур).
Теоретическая значимость исследования определяется рядом положений, сформулированных, апробированных и доказанных в ходе исследования. Проведенный анализ открывает научные перспективы для проведения и реализации исследовательских работ в сфере культуры телесности. Проанализирована татуировка как форма репрезентации визуальных аспектов телесности молодежи. Проведена систематизация разрозненного материала, содержащего различные виды татуировок, используемые в демонстрации телесности молодежью города Владивостока.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования обогащают эмпирическую базу и аналитический инструментарий
культурологии и антропологии данными о символическом значении татуировок, используемых современной молодежью. Они могут быть использованы в анализе смысложизненных ориентаций современной молодежи в разработке и чтении вузовских курсов: «Теория культуры», «История культуры», «Культурная антропология», «Имиджелогия», «Невербальные аспекты коммуникации». Вклад диссертанта определяется тем фактом, что в авторской концепции татуировка понимается как форма репрезентации молодежи, как её социокультурное «послание» обществу, в котором закодированы личностные проблемы индивидов. Исследование имеет эвристический потенциал использования результатов осуществленного анализа для выявления глубинных смыслов социокультурных проблем современной молодежи и разработки технологий её адаптации и успешной самореализации в культуре.
На защиту выносятся следующие положения:
1)Татуировка, сохраняя исторически сложившиеся функции: «социального письма» индивида обществу, «защитные», «магические», приобретает в современной культуре ряд других: «эстетическую» функцию, «самовыражения», «демонстрация во вне своих ценностных установок».
2) Татуировка как знаковая форма внешнего представления тела является формой репрезентации принадлежности индивида к определенной субкультуре.
3)Татуировка является способом демонстрации молодежью своего отношения к внешнему миру, средством коммуникации и репрезентации социокультурной идентичности личности.
4)Татуировка является частью визуального знаково-символического культурного кода молодежи.
5)Активизация использования татуировок современной молодежью г. Владивостока, обусловлена влиянием современных социокультурных условий.
6)Телесность молодежи является социокультурным информационным кодом, демонстрирующим стремление молодежи, объединенной в субкультуры, к приобретению групповой идентичности, преодолению кризиса самоидентичности.
Апробация результатов исследования: Материалы и основные положения диссертационной работы были представлены в статьях, монографии, учебных пособиях, обсуждены на международных научно-практических конференциях и конгрессах: Международной научно-практической конференции, проходящей в рамках Тихоокеанской ассамблеи творческой молодежи «Под знаком дизайна» (г. Владивосток, 2004); Международной научно-практической конференции «Этносервис в моде, дизайне, истории» (Владивосток, 2006); IV Международной научно-
практической конференции «Российский Дальний Восток и интеграционные процессы в АТР: политико-экономические, социально-культурные проблемы» (Владивосток, 2006); VII Международном научном конгрессе «ГЕО-Сибирь-2011» (Новосибирск, 2011); VIII Международном научном конгрессе «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» (Новосибирск, 2012); в учебном пособии: Березницкий, C.B., Гонтмахер П.Я., Мельникова JI.A. «Основы этносервиса в духовной и материальной культуре коренных народов Дальнего Востока» / - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. - 148 е.: ил., С. 123-143; в монографии Карабанова С.Ф., Мельникова JI.A. От маски к имиджу, - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 164 е.: ил.. По теме исследования опубликовано 9 статей общим объемом 3,45 п.л., в том числе 1 статья - в рецензируемом научном издании, 1 монография - 2.5 пл..
Структура и объем диссертации обусловлены логикой решения поставленных в ней задач. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложений, содержащих таблицы, диаграммы, фотографии, рисунки, а также примененные в работе анкеты и психодиагностические методики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы, рассмотрена степень ее научной разработанности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, основные теоретико-методологические принципы, охарактеризована теоретическая и практическая значимость работы, ее научная новизна, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показана апробация результатов исследования.
Первая глава «Теоретико-методологические основания исследования проявлений визуальности человека» состоит из трех параграфов и посвящена «татуировке», её отображению в таких науках, как этнография, антропология, культурология. Определяются исторические основы татуировки, разнообразие ее сюжетов и символов. Анализ молодежных субкультур и визуальных форм их культурной репрезентации.
В первом параграфе «Культурно-исторические основы татуировки» рассмотрена основная дефиниция исследования - татуировка. Проведен анализ понятий «знак» и «символ», описаны разновидности знаков: знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы. Отмечено различие этих дефиниций (Г.Г. Гадамер, П. Рикер и др.); обоснована отнесенность татуировки к знакам-символам, отмечено - визуальная система во всех культурах содержит в себе множество символов и знаков. Показано, что до настоящего времени не установлен период появления татуирования человеком своего тела.
Рассмотрены исторически сложившиеся функции татуировки: «социального письма» индивида обществу, «магического знака»; «защитного амулета». Отмечено, что на начальном этапе татуировка представляла имитацию человеком природных форм: растений, животных и др. Она служила знаком, имеющим различные свойства, приобретая • в дальнейшем ритуальное и магическое значение и предназначалась для фиксации различных регламентирующих стандартов поведения (инициация, вступление в брак, похороны и др.); демонстрации принадлежности к определенному полу, возрасту, статусу, группе. Показано, что значимой исторической функцией татуировки была демонстрация статусности человека, так например, в античном обществе таким образом «клеймили» рабов и пленных, а у скифов татуировки наносили вождям. Кроме того, показано, что татуировка может включать мифологическое содержание и образы коллективного бессознательног (Г.В. Бедненко). Отмечена двойственная функция татуировки: с одной стороны - ее влияние на окружение человека, с другой - на самого носителя, способствуя обретению им групповой идентичности. Процесс групповой идентификации может быть представлен тремя периодами, символически определяемыми вопросами: «Ты чей?», «Под чьей защитой ты находишься?», « С чем или кем ты себя соотносишь?» (A.B. Шабага).
Во втором параграфе «Социокультурные характеристики современных молодежных субкультур» рассмотрена молодежная субкультура, определяемая как подкультура базовой культуры или культура в культуре, несущая систему норм и ценностей, отличающихся от неё. Отмечено, что субкультуры формируются по параметрам: в силу определенного возраста, этнического происхождения, религиозных взглядов, места жительства и проч. При этом ценности субкультуры не означают отказа от ценностей национальной культуры (С.В. Косарецкая, С.И. Левикова, И.М. Ильинский, Е.А. Омельченко, В.Л. Луков, В.И. Ильин).
В соответствии с целевой установкой и задачами диссертационного исследования, представляется оптимальной следующая формулировка субкультуры - это подсистема культуры как целостного образования, чей культурный код формируется в рамках общей системы культуры. Субкультуры опираются на код базовой культуры, ориентированы на постоянный диалог с ней, который может принимать формы «обновления культуры» или противостояния.
Обосновывается, что причины возникновения молодежных субкультур рассматриваются, преимущественно с позиций функционального подхода и теории конфликта. Причем, функциональный подход, определяя молодежь как переходную фазу между детством и взрослостью, не уделяет должного
внимания социальной дифференцированности молодежи (C.B. Родионов). Основным условием групповой интеграции и образования субкультур является потребность в социально-психологической идентификации с определенным объектом, обеспечивающей групповую сплоченность, чувство защищенности и безопасности.
Обоснованы основные функции субкультур: социально-психологическое объединение; индивидуация в пределах коллектива; обретение жизненного пространства для взаимоотношений, самовыражения и самореализации; компенсации проблем.
В параграфе показаны причины появления молодежных субкультур, рассмотрены поведенческие характеристики членов молодежных субкультур: демонстративность, эпатажность, категоричность суждений, обособленность, отстраненность от культурных ценностей старшего поколения и национальных традиций. Молодежные субкультуры отличаются специфическими идеалами, модой, языком, искусством, особенностями оформления своей телесности, в частности, татуировками. Субкультуры используют для самовоспроизводства коды своей культуры, ее символы, трансформируя и перекодируя их (Т.Б. Щепанская). Осуществлена типология субкультур (И.С. Полонский) и дана их классификация на основе источника объединения. Установлено, что неформальные молодежные объединения являются социальными общностями открыто-закрытого типа, будучи закрыты для представителей старшего поколения и открыты для молодежи (прическа, одежда, разговорный стиль, манеры и т.п.).
В третьем параграфе «Визуальные факторы репрезентации молодежных субкультур и роль татуировки» отмечено, что значимые для молодежной субкультуры идеи и ценности получают выражение в обязательной для её членов символике и атрибутике группы. Показано, что молодежные субкультуры отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в эпатажной форме, непонятной основной массе людей. Причем каждая субкультура имеет свои особенные визуальные и коммуникативные характеристики. В работе визуальность рассматривается как внешний образ, включающий физический облик, социокультурное оформление внешности, и экспрессивно-импрессивные движения (В.Н. Панферов, Дж. Ниренберг, Г. Калеро, E.H. Петрова, И.В. Бондаренко).
Визуальные знаки облика человека играют особую роль в общении и межличностном познании. Они являются средством невербального общения, реализующим аффективно-коммуникативную, регуляторно-коммуникативную и информационно-коммуникативную функции, становятся главными источниками визуальной информации о человеке, индикаторами его личности.
Визуальные средства невербального общения, репрезентируясь в функции индикации социально-психологических характеристик человека, становятся инструментом самоподачи своего образа в общении (Е.А. Петрова). Отмечено, что знаки внешнего облика человека опосредованы активностью субъекта, выбирающего из порожденных полем культуры знаков те, которые отвечают его представлениям, ценностным ориентациям, условиям общения и целям деятельности.
В параграфе представлен анализ основных визуальных проявлений молодежных субкультур («скины», «панки», «байкеры», «готы», «эмо»). Выявлена и проанализирована используемая ими в татуировках символика. Так, основным символом «скинов», как в России, так и на Западе является «скрещенные молотки». Татуировка «свастика» на бритой голове, рисунки оскаленных морд животных указывают на агрессивность членов данного объединения. Обнаружено, что менее агрессивной является субкультура «панков». Основной особенностью панк-моды является выраженная экспрессия образов, высокая эмоциональная напряженность, обусловленная противостоянием «панков» по отношению к другим субкультурам, эпатажность (А.И. Затулий, C.B. Косарецкая). Байкерский стиль в татуировке включает в себя множество стилевых форм: трайбл, традишион, реализм и др. В нем часто фигурируют изображения двигателя, черепа, смерти с косой и, самого байка. Также часто наносят изображения крыльев — как символа свободы. «Готы» используют большое количество шокирующей внешней атрибутики: обильной косметики под образы «трупов», «вампиров», «чертей», «ведьм-колдунов». Основным символом «готов» является египетский крест «анкх», в своем изначальном значении - символ бессмертия, символ жизни и символ вечности. Кроме того — это ключ открывающий врата смерти. Представители субкультуры - «эмо» используют в татуировках изображения, символизирующие печаль и меланхолию, проявление эмоциональных всплесков: слезливость, грусть, страдания.
Выявлено, что татуировки описанных молодежных групп представляют собой сложное явление. Они содержат определенную символику внутри каждой субкультуры, стилистическую направленность и подчинение сюжетов идейным направлениям группировок. Другая характерная особенность, в рассмотренных группах молодежи отсутствуют строгие правила в отношении преимущества какой-либо части тела для размещения татуировок.
Во второй главе «Татуировка как форма репрезентации телесности современной молодежи (на примере города Владивостока)» характеризуется культурная среда г. Владивостока, ее влияние на жизнедеятельность современной молодежи, анализируются субкультурные объединения города,
показывается специфика знаково-символических проявлений татуировки молодежных субкультур г. Владивостока.
В первом параграфе «Проблемы самопрезентации молодежи в культурном пространстве города Владивостока» анализируется понятие городская культурная среда, определяемая как совокупность внутриквартирной, искусственной среды вне квартир (предприятий, учреждений, дорог, транспорта), среды культурных ландшафтов (парков, садов), естественной природной среды, а также социально-психологической и социально-экономической среды. Даются характеристика городской среды, проблемы, возникающие в процессе её формирования; отмечается значение экологичности среды на этапе создания социокультурного пространства жизнедеятельности человека (В.Л. Глазычев, Э.А. Орлова); воздействие городской среды на выживание и воспроизводство физически, психически и нравственно здорового человека (Т.М. Дридзе).
Результат исследования городской среды позволяет констатировать следующее: человек и город находится в сложных взаимоотношениях. При всей привлекательности городского образа жизни он пока далек от идеала: скученность, безликость городской среды, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, агрессивное поведение молодежи.
В параграфе рассмотрена история создания города Владивостока и обустройства его пространства. Отмечено, что в последние десятилетия развитие городской территории происходило, в основном, за счет инвестиций в коммерческую и жилую недвижимость. В результате большие территории были заняты под офисы и крупные торговые центры. Лишь с началом подготовки к Саммиту АТЭС социокультурная ситуация в городе стала изменяться: в городе построен Театр оперы и балета, современный спортивный комплекс, проводится озеленение, оборудуются базы отдыха, открыт зоопарк, открываются интернет-кафе, картодромы и проч., обеспечивая возможность проведения досуга. Возможность широкого выбора высших учебных заведений способствует приобретению молодежью разных специальностей, получению перспективной, высокооплачиваемой работы, что дает возможность быстрой социализации молодёжи. В тоже время, выделен ряд проблем, в процессе самопрезентации молодежи г. Владивостока: культурные влияния, модернизационные процессы и многие другие факторы обусловливают, разнообразие форм социального поведения молодежи, более высокую степень её автономности, снижается уровень удовлетворенности деятельностью в данный период времени, положением в обществе, жизненной ситуацией, что способствует свободе в проявлении молодежью эпатажного, девиантного поведения, конфликтности.
Расположение города Владивостока, на «границе» с таким странами, как Китай, Япония, Корея определяет состояние «пограничья» и напрямую связанные с ним межкультурные взаимодействия, обусловливает специфику формирования и развития молодежных субкультур в г. Владивостоке. На границе происходят биполярные процессы - смыкание двух миров и их разграничение, отсюда возникновение субкультур, для которых пограничье является начальной стадией их развития, и семиотической зоной, в рамках влияния которой они формируются, например субкультура «аниме».
Во втором параграфе «Социокультурные характеристики субкультурных объединений г. Владивостока» представлена информация по проведенному автором анализу представителей основных молодежных субкультур города Владивостока. Отмечено, что анализировались лишь неформальные объединения молодежи, характеризующиеся разработанной системой собственной символики (самоназванием, имиджем и т.д.), не включенные в «формальные» структуры». Это идеоцентрические группы, которые объединяются на основе общей деятельности, музыкальных направлений, знаковой символики и т.д. Установлено, что, согласно переписи 2010 г., население города Владивостока составляло 623 тысячи человек. Доля людей в возрасте от 14-и до 30-и лет насчитывает примерно 27% (170 тысяч человек). Показано, что количество молодых людей в г. Владивостоке значительно выше, так как каждое утро из пригородов в столицу Приморья на работу или учебу приезжает примерно столько же молодежи.
Проведенное нами исследование было разделено на ряд блоков: первый -направлен на получение общих сведений об анализируемой субкультуре, таких как степень открытости субкультуры, отношение её представителей к внешнему миру; второй блок посвящен анализу мифологии субкультуры, её историческим корням; в третьем - выделена и описана характерная для данной субкультуры визуальная символика. Четвертый блок направлен на определение идеологии представителей группы, выявления её ценностных установок. Пятый - на анализ творческих предпочтений представителей субкультур.
В результате опроса установлено, что группа, сформированная на основе музыкальных пристрастий, составляет 65,5%. Второе по массовости объединение сформировано по признаку социальной активности - 17,5%. В свою очередь наиболее известными среди групп, выявленных по признаку социальной активности, являются пропартийные молодежные политические объединения: «Наши» - 36%; «Единая Россия - Молодая Гвардия» - 29%; «Российский союз молодежи» - 4%; «Анархисты» - 6%. Данные опроса показали, что большинство респондентов знают такие субкультуры в г. Владивостоке как: «панки» - 25%; «эмо» - 22%; «готы» - 18%; «реперы» -
12%; «хиппи» - 7%; «металлисты» - 6%; «неформалы» - 4%. Равное количество респондентов отметило группы «клабберов» - 2% и «альтернативщиков» - 2%.
Наиболее многочисленной по критерию совместного проведения свободного времени группами являются «байкеры» - 64% и «хакеры» - 11%, остальные представлены незначительным количеством членов.
По принадлежности к какому-либо спортивному объединению выделены: «футбольные фанаты» - 37%; «скейтеры» - 22%; «роллеры» - 17%; «паркурщики» - 7%. Оставшиеся 17%; практически поровну поделили между собой такие субкультуры как: «стритрейсеры», «спортсмены», «экстрималы», «сноубордисты».
Анализ молодежных субкультур по признаку антисоциальной направленности показал, что среди агрессивно настроенных, криминализированных представителей известно объединение: «гопники» -63% отметили респондентов; 25% респондентов указали на субкультуру «панков» как антисоциальную, 12% - наличие в городе «сатанистов».
В результате проведенного анализа установлено, что в г. Владивостоке, несмотря на его удаленность от Запада, присутствуют основные российские субкультуры. Вместе с тем, судя по данным опроса лишь 12,5 % респондентов из 1915 человек, опрошенных нами, причисляют себя к той или иной субкультуре.
Результаты проведенного анализа, позволили нам прийти к выводам о наличии субкультур в пространстве г. Владивостока, их неоднородности, разобщенности и относительной малочисленности.
В третьем параграфе «Специфика знаково-символических проявлений татуировки молодежных субкультур г. Владивостока» изложены результаты проведенного анализа 800 представителей молодежи города Владивостока, имеющих на своем теле татуировки. Среди них было выявлено 136 человек, входящих в различные субкультурные молодежные объединения и имеющие отличительные знаки.
Стили татуировок, выбираемых респондентами, не относящими себя ни к какой из молодежных субкультур, распределились следующим образом: японский стиль, характеризующийся морской тематикой (карпы, драконы, самураи, иероглифы) - 50%. Тематика японской татуировки представлена разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев. Растительные мотивы содержат следующие символы: «хризантема» - символ настойчивости и решительности; «пион» — символ богатства и успеха в жизни; «цветок сакуры» — символ восточного понимания
быстротечности жизни; лист клена, несущий в себе ассоциации подобные красной розе в европейской татуировке.
К наиболее популярным представителям животного мира, используемым в изображениях можно отнести: дракона, символизирующего власть и силу; карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика; тигра — символ бесстрашия (Г.С. Кваша).
Кельтский стиль в татуировке предпочитают 10% респондентов. Причем кельтские татуировки выделяются среди прочих видов татуировок особыми элементами орнамента и неповторимыми природными («растительными» и «звериными») мотивами. Кельтский стиль определяется верованиями кельтов о жизненном пути, который изображается в виде плетеных узлов, структура и форма которых никогда не меняется. Одним из символов кельтского стиля является кельтский крест, который отождествляется с цикличностью жизни и четырьмя сторонами света.
Славянский этнический стиль, как и скифский в татуировках современной молодежи только начинает использоваться. Основа - славянские ромбовидные узоры, знакомые по вышивке, кресты, точки. Сюда же относят и зарождающийся «российский» стиль, включающий в себя мотивы народных сказок, былин. Этот стиль предпочитают 10% всех опрошенных.
«Кибернетический» стиль (зачастую называемый биомеханикой, совмещает в изображении живой плоти и механизмов) зародился в конце XX века. Его определяет стиль художника-фантаста Ханса Гигера, предполагающий соединение живого, естественного, с неживым, искусственным, а также с внеземными (фантастическими) существами либо их фрагментами. В г. Владивостоке этот стиль предпочитают 7% опрошенных.
Татуировка как форма репрезентации молодежи, входящей в субкультурные объединения г. Владивостока анализировалась на представителях следующих субкультур: «металлисты», «готы», «аниме», «эмо-киды», «байкеры».
Анализ группы «металлистов», показал, что в настоящее время субкультура представлена двумя подгруппами. Одну из них составляет молодежь до двадцати лет, вторую - молодежь старше двадцати лет. Исследование этих двух групп показало расхождение не только во взглядах на ценностные установки, но и в символике татуировки.
Субкультурное сообщество «готов» в г. Владивостоке - активные участники рок фестивалей (ДеграОАЖГЕ). Символика татуировок у владивостокских «готов» представлена двумя направлениями: готическая татуировка в стиле фэнтази - драконы, феи и т.д., имеющая определенную
цветовую гамму и изображение готических тайных символов: кельтские кресты, египетский крест «анкх», коты, летучие мыши и т.д.
Внешний облик представители субкультуры «аниме» оформляют свой образ в соответствии с внешним видом любимых персонажей японских мультфильмов. В этом же аспекте выражена символика татуировки.
«Эмо-киды» представлены в городе молодежью, преимущественно носящей одежду черных цветов в сочетании с розовым цветом, но возможно использовать в татуировках желтую, синюю, серую цветовую гамму. Изображения связаны с личными переживаниями представителя этой субкультуры и могут выглядеть, например, как строчка из любимого стихотворения и проч.
«Байкерский» стиль символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Часто изображаются мотоциклы в различных вариантах и используются цвета татуировок, определяющие принадлежность к определенному мотто клубу.
Проведенный опрос среди молодежи показал, что по характеру символов татуировки 74% респондентов считают, можно определить принадлежность к определенной субкультуре. С помощью анкетирования были определены современные функции татуировки такие как: эстетическая функция, самовыражения, общения, приобретения уверенности, объединения со значимой группой молодежи, демонстрация вовне своих ценностных установок, и т. д.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются выводы, намечается перспектива дальнейших исследований по данной проблематике. Обосновывается, что в диссертационной работе впервые осуществлено исследование татуировки как репрезентации социокультурных кодов визуальности молодежи г. Владивостока.
Татуировка может рассматриваться как одно из древнейших, универсальных знаковых средств человека, актуализированных и занимающих определенное место в современном молодежном сообществе как культурное явление, содержащее сакральный смысл. Татуировка - это активный символ, смыслопорождающий культурный феномен, способный не только продемонстрировать, но и сохранить в культурной памяти и транслировать в чувственно-воспринимаемой форме идеи, идеалы и ценности культуры.
Молодежь в ситуации переизбытка информации, культурных преобразований, изменения смысложизненных ориентиров прибегает к исторически испытанным кодам репрезентации своей самоидентичности. При этом символика татуировок выступает, с одной стороны как средство приверженности традициям, сохранения сакральных смыслов культуры, а с
другой, - как «социальное письмо» своему окружению, содержащее информационный код, выражающий проявление отношения индивида к внешнему миру, его принадлежность к определенной субкультуре, проявлениям ее групповой идентичности.
Следует отметить, что наше исследование продемонстрировало приверженность к украшательству своего тела не только представителей субкультур, но и активизацию этого способа социокультурной презентации у молодежи, не входящей в субкультурные объединения. В этой связи, диссертационное исследование открывает перспективы для дальнейших культурологических исследований.
Основные положение диссертации изложены:
В российских рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в перечень ВАК РФ
1. Мельникова, JI.A. Исследование символики телесных знаков в контексте современных молодежных субкультур / JI.A Мельникова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10700.
Научных статьях, монографиях, материалах и тезисах научных конференций:
2. Мельникова, Л.А. Татуаж и макияж как часть имиджа / JI.A Мельникова // Сб. материалов международной научно-практической конференции в рамках Тихоокеанской ассамблеи творческой молодежи «Под знаком дизайна». - Владивосток: ВГУЭС, 2004. С.41-54.
3. Мельникова, Л.А. Тату как способ самовыражения молодежи/ Л.А Мельникова // Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции «Российский Дальний Восток и интеграционные процессы в АТР: политико-экономические, социально-культурные проблемы». - Владивосток: ВГУЭС, 2006. С. 147-151.
4. Мельникова, Л.А. Татуировка коренных народов Дальнего Востока. Л.А Мельникова // Сб. материалов международной научно-практической конференции «Основы этносервиса в духовной и материальной культуре коренных народов Дальнего Востока». - Владивосток: ВГУЭС, 2007. С.52-57.
5. Мельникова, Л.А. Татуировка как аспект этносервиса / Л.А. Мельникова // Сб. материалов международной научно-практической конференции - «Этносервис в моде, дизайне, истории». - Владивосток: ВГУЭС, 2007. С. 28-32.
6. Мельникова, Л.А. Основы этносервиса в духовной и материальной культуре коренных народов Дальнего Востока: учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. B.C. Чернявской / C.B. Березницкий, ПЛ. Гонтмахер,
JT.A. Мельникова. - Владивосток: ВГУЭС, 2007. - 148 е.: ил. - Библиография. С. 123-143.
7. Мельникова, JI.A. Современный этап развития татуировки, как проявление внешнего аспекта имиджа / Л.А. Мельникова // Материалы Международной научно-практической конференции - «Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна и культуры». - Владивосток: ВГУЭС, 2008. С. 91-97.
8. Мельникова, Л.А. Исследование визуально-коммуникативных характеристик представителей молодежных субкультур г. Владивостока. / Л.А. Мельникова, С.Ф. Карабанова // Сб. материалов VII Международного научного конгресса «ГЕО-Сибирь-2011», Новосибирск: СГТА, 2011. С. 151-156.
9. Мельникова, Л.А. География распространения татуировки в историческом аспекте/ Л.А. Мельникова // Сб. материалов VII Международного научного конгресса «ГЕО-Сибирь-2011», Новосибирск: CITA, 2011. С.156-160.
10. Мельникова, Л.А. От маски к имиджу: монография / С.Ф. Карабанова, Л.А. Мельникова. - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 164 е.: ил.
На правах рукописи
Мельникова Людмила Алексеевна
ТАТУИРОВКА КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОДОВ ВИЗУАЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА)
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Подписано в печать 15.11.2013 Формат 60x80/16 Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100 экз. 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя 41 Отпечатано во множительном участке ВГУЭС 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя 41