автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Театральная и литературная критика С. Т. Аксакова

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Таракин, Петр Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Театральная и литературная критика С. Т. Аксакова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Таракин, Петр Михайлович

Введение

Глава I. Эстетические основы театральной и литературной критики С.Т. Аксакова

1.1. О специфике и назначении театра и литературы как видов искусства.

1.2. О драме как основе театрального представления и роде литературы.

1.3. Вопросы мастерства и таланта актера и писателя в театральной критике С.Т. Аксакова и в его отзывах о художниках слова.

Глава II. С.Т. Аксаков — как критик современного ему театра и литературы

2.1. Сценическая практика московского и петербургского театров в критических выступлениях С.Т. Аксакова

20-х — 30-х гг. XIX в. и в ретроспекциях 1850-х гг.

2.2. На пути от классицизма к реализму: многообразие явлений литературной жизни XVIII — первой половины XIX в. в оценке С.Т. Аксакова.

2.3. Мастерство Аксакова-критика.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Театральная и литературная критика С. Т. Аксакова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятое нами исследование театральной и литературной критики С.Т. Аксакова как целостной системы позволяет утверждать, что его критику целесообразнее всего рассматривать в органической взаимосвязи, ибо в ее основе лежат единые эстетические представления критика.

Мы констатируем, что ведущим в эстетической системе С.Т. Аксакова является понятие об искусстве как области свободного творчества, дающей человеку возможность достичь совершенства, как сфере, влияющей на формирование вкусов людей. Аксаков был убежден в общественной значимости искусства и полагал, что оно способствует просвещению, интеллектуальному и нравственному возвышению человека.

Важное место среди эстетических представлений С.Т. Аксакова заняла мысль о сближении искусства и действительности, его убеждение в том, что в искусстве могут быть отражены разнообразные стороны жизни, если они представлены художественно в произведениях, которые полны "правды" и "неподдельного чувства".

В диссертации мы подробно рассмотрели взгляды С.Т. Аксакова на драму как наиважнейший род литературы и неотъемлемый компонент театра. Трагедию как сложнейший вид драмы он ценил за "страстность", за "предельность" заключенных в ней чувств. Она, по его мнению, определяла лицо русского театра 1820-1830-х гг. В перспективе развитие русской драмы, полагал Аксаков, должно пойти по пути драмы Шекспира. Он ожидал появления новых драматических форм, в которых на первый план должна была выйти "строгая истинность исторических событий". Комедия воспринималась С.Т. Аксаковым отнюдь не как низкий, а как вполне полноправный вид драматургии и составная часть театрального мира. Критик склонен был считать, что природа комедии родственна сущности трагедии. Среди характерных свойств комедии он особо отмечал такое ее качество, как "веселость". Подлинно веселое для Аксакова только то, что забавно, но не противоречит

208 нравственному. Если при сценическом представлении трагедии критик допускал напев и декламацию, то комедия, по его мнению, диктует необходимость разговора на сцене. Особую роль в демократизации русской литературы и театра, по мнению Аксакова, сыграл водевиль.

Избранный ракурс исследования (системный анализ театральной и литературной критики С.Т. Аксакова) позволил нам рассмотреть его представления о творческой личности, таланте и мастерстве актера и писателя, о совершенном художнике, которые складывались в его эстетике с самого начала его критической деятельности.

Категория совершенства, столь значимая для эстетики С.Т. Аксакова, имеет под собой серьезные философские и эстетические основания. Стоит подчеркнуть, что оперирование названной категорией демонстрирует, с одной стороны, высокую культуру его как критика, с другой, позволяет увидеть тесную связь его эстетики с эстетикой русского Просвещения. Природный талант, по мнению С.Т. Аксакова, еще не гарантирует творческого успеха; совершенный художник тот, кто осознает себя жрецом в храме искусства, кто способен к саморазвитию и самораскрытию заложенных природой способностей. Среди путей, ведущих к этой цели, он неоднократно называл ежедневный труд, ученье, хорошее общество, постоянный поиск и движение вперед. Талант писателя для С.Т. Аксакова, как и талант актера, важнейшее условие для творчества, но многое зависит от общественной позиции художника, от его нравственного облика, ответственности перед собой и читателем, от душевных усилий, связанных с переводом "душевных воспоминаний" в слове.

В эстетике С.Т. Аксакова значительное место занимает мысль об индивидуальности, самобытности художника, выражающейся в стремлении со стороны творческой личности воплотить в искусстве "нечто свое", "неподражаемое". Это возможно тогда, когда художник "чувствует" животрепещущие проблемы современной жизни и искусства и стремится их отразить в своем

209 творчестве, когда он полон интереса к сущностным национальным началам, к народной культуре.

В отечественной культуре для С.Т. Аксакова почти не существовало малозначительных явлений. Рассматривая движение русской культуры как процесс органического развития, в котором каждое новое явление есть результат предыдущего и им объясняется, он улавливал внутреннее движение русской культуры, усматривал в нем присущие театру и литературе связи и закономерности. Для него, как для немногих деятелей русской культуры, даже "второстепенные" художники имели свою ценность, ибо "второклассные" актеры и писатели готовили "материал", "среду" для "первоклассных", для великих талантов.

Оперируя вышеназванными понятиями, С.Т. Аксаков давал точные, выверенные оценки как отдельным конкретным фактам, так и верно вписывал их в историю русского театра и литературы, а порой одним из первых замечал новые тенденции в развитии русского художественного творчества, предвосхищая подчас суждения выдающихся деятелей русской литературы и культуры.

Сказанное позволяет признать театральную и литературную критику С.Т. Аксакова значительным явлением 20-50-х годов XIX в. (вслед за С.И. Машинским), поскольку его критические выступления раскрывают как эволюцию его собственных эстетических представлений, так и отражают изменение культурной ситуации, взглядов и умонастроений определенной части русского общества первой половины XIX в., успехов развития отечественного искусства тех лет.

Путь С.Т. Аксакова был путем от эстетически выверенной позиции театрального рецензента-аналитика к позиции историка театра и литературы, в творчестве которого научная достоверность сочеталась с личной духовной заинтересованностью и художественностью формы его критических выступлений. Систематизация и анализ критических выступлений С.Т. Аксакова по

210 зволяет заключить, что формирование и эволюция его эстетических взглядов и критической позиции от первых заметок и рецензий 1820-х гг. до явно просматриваемой в театральных и литературных воспоминаниях 1850-х гг. шло от классицистической нормативности в сторону понимания искусства как "поэзии жизни действительной".

Уточнение общей хронологии критической деятельности С.Т. Аксакова и эстетических основ его критики позволяет утверждать, что не существовало никакого разрыва (об этом писали некоторые его современники и позднейшие исследователи его жизни и творчества) между его деятельностью в качестве театрального и литературного критика 1820-1830-х гг. и художественным творчеством и мемуаристикой 1840-1850-х гг.

Рассмотрение критических суждений С.Т. Аксакова о творчестве современных ему актеров и писателей дает возможность говорить о том, что теоретические вопросы искусства и проблемы мастерства художника были предметом его размышлений на протяжении всего его творческого пути. Они своеобразно отражались в разных формах его критических выступлений. В нашу задачу на данном этапе входило рассмотрение не только динамики его критических суждений и систематизация данных им оценок современным ему деятелям театра и литературы, но и анализ мастерства Аксакова-критика, жанрового, композиционного и стилевого своеобразия его статей.

Изучение разных форм критических высказываний С.Т. Аксакова позволило нам уточнить жанровую природу его рецензий, полемических статей и заметок, а также литературных портретов его современников. Мы отмечаем, что жанровая специфика критических выступлений Аксакова обусловливалась как формами выражения критической оценки, наличествовавшими в сферах театральной и литературной критики первой половины XIX в., так и собственными эстетическими и публицистическими установками.

Наше исследование позволяет говорить о том, что стилевое своеобразие статей и воспоминаний С.Т. Аксакова, а также жанровая перспектива на

211 меченного им особого вида биографии — биографии "внутренней жизни" художника — может стать специальной темой отдельной дальнейшей научной работы. Более полному уяснению критического наследия С.Т. Аксакова будет способствовать и сопоставление его критики с наследием ведущих критиков эпохи.

Творческое наследие С.Т. Аксакова, включая критику, в наши дни — предмет пристального внимания не только исследователей русского театра и литературы, но и актеров, писателей, читателей. Вкусу, достоверности написанного им доверяли как его современники, так и потомки. Критические суждения С.Т. Аксакова обогащают наши представления о культурном процессе первой половины XIX в., позволяют глубже понять творческую индивидуальность как достаточно известных (П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и др.), так и забытых деятелей русского театра и литературы (И.А. Дмитревский, Ф.Ф. Кокошкин, А.И. Писарев, A.A. Шаховской, М.Н. Загоскин и др.). Они несут в себе неповторимые черты времени, идею исторической памяти.

Наконец, отметим тот факт, что театральная критика С.Т. Аксакова стала основой для создания в России второй половины XIX — XX вв. профессиональной русской театральной критики. Здесь берут свое начало разные формы театральных рецензий и заметок, разборы театральных представлений сквозь призму определенной эстетической идеи. Жанр биографии "внутренней жизни" писателя также востребован в отечественной литературе последующих десятилетий и веков, но он, ввиду особой сложности, остался уделом "избранных".

212

 

Список научной литературыТаракин, Петр Михайлович, диссертация по теме "Русская литература"

1. Собрание сочинений С.Т. Аксакова

2. Аксаков С.Т. Поли. собр. соч.: В 6-ти т. Т.З. Очерки, письма. СПб., 1886.-456 с.

3. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4-х т. Т.1. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука.М., 1955. 640 с.

4. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2. Воспоминания. Очерки и незавершенные произведения. М., 1955. 506 с.

5. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4-х т. Т.З. Воспоминания. Статьи, рецензии, заметки. Стихотворения. М., 1956. 810 с.

6. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4-х т. Т.4. Записки об уженье рыбы. Статьи об охоте. М., 1956. 664 с.

7. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 5-ти т. Т.5. Записки ружейного охотника. Статьи об охоте. М., 1966. 488 с.

8. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3-х т. Т.1. Семейная хроника. Стихотворения. М., 1986. 574 с.

9. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3-х т. Т.2. Воспоминания. М., 1986. 557 с.

10. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3-х т. Т.З. История моего знакомства с Гоголем. Статьи, рецензии, заметки. М., 1986. 510 с.1.. Архивные материалы

11. Письмо С.Т. Аксакова А.И. Панаеву, 1854 // ИР ЛИ. Ф.Р1. Оп.1. Ед.хр.10. Л.2.

12. Письмо С.Т. Аксакова И.С. Аксакову, 1846 // ИР ЛИ. Ф.З. Оп.З. Ед.хр.10. Лл.29-29 об.

13. Письмо С.Т. Аксакова И.С. Аксакову, янв. 1856 // ИР ЛИ. Ф.З. Оп.З. Ед.хр.14. Л. 119 об.

14. Письмо С.Т. Аксакова И.С. Аксакову, 9 февр. 1856 // ИР ЛИ. Ф.З. Оп.З. Ед.хр. 14. Л. 123 об.220

15. Черновик письма С.Т. Аксакова к неизвестному адресату, б.г. // ИР ЛИ. Ф.З. Qn.ll. Ед.хр.8. Лл.2-2 об.

16. Черновик письма С.Т. Аксакова А.Н. Романову, б.г. // ИР ЛИ. Ф.З. Оп.11. Ед.хр.14. Л.1.

17. Письмо С.Т. Аксакова Г.С. Аксакову, 21 янв. 1838 // ИР ЛИ. Ф.З. Оп.16. Ед.хр.31. Л. 15.

18. Письмо С.Т. Аксакова Н.Т. Карташевской, 1811// ИР ЛИ. Ф. 10. 685/XVI С.42.Л.1.

19. Письмо С.Т. Аксакова М.Г. Карташевской, 1854 // ИРЛИ. Ф.10. 685/XVI С.42. Л.36.

20. Письмо С.Т. Аксакова Н.И. Надеждину, 18 марта 1835 //ИРЛИ. Ф.199. Оп.2. Ед.хр.65. Л.2 об.

21. Письмо С.Т. Аксакова Н.И. Надеждину, 25 марта 1835 // ИРЛИ. Ф. 199. Оп.2. Ед.хр.65. Л.4 об.

22. Письмо С.Т. Аксакова И.С. Аксакову, 17 сент. 1856 // ИРЛИ. Ф.569. Ед.хр.108. Лл.2 об.З.

23. Письмо С.Т. Аксакова М.Ф. Де Пуле, 1859 // ИРЛИ. Архив М.Ф. Де Пуле. Ф.569. Ед.хр.108. Лл.2 об-З.

24. Письмо С.Т. Аксакова М.П. Погодину, 1856 // РГБ. РО. Ф. Погодина II-1/62.

25. Письмо С.Т. Аксакова М.П. Погодину, 1831 // РГБ. РО. Ф. Погодина II-49/1.

26. Письмо С.Т. Аксакова Г.С. Аксакову, 1837 // РГБ. РО. ГАИС III. III/24a.

27. Письмо С.Т. Аксакова Бенкендорфу, 1832 // РГАЛИ. Ф.10. Оп.1. Ед.хр.9. Л.1.

28. Письмо С.Т. Аксакова A.A. Волкову, 1832 // РГАЛИ. Ф.10. Оп.1. Ед.хр.9. Лл.2-2 об.

29. Письмо П.А. Кулиш С.Т. Аксакову, янв. 1858 // РГАЛИ. Ф.10. Оп.1. Ед.хр.56.2211.I. Периодические издания29. Атеней. 1829. Ч. II. № 9.

30. Вестник Европы. 1894. № 1.

31. Вестник Европы. 1894. № 2.32. Галатея. 1828. 4.1. № 6.

32. Московский телеграф. 1829. № 1.

33. Московский телеграф. 1829. № 2.

34. Отечественные записки. 1830. Ч. 41.

35. Отечественные записки. 1854. № 10.

36. Отечественные записки. 1854. № 11.38. Русский архив. 1870.

37. Русский архив. 1878. Кн.П. № 5.40. Русский архив. 1879. № 1.

38. Русский архив. 1890. Т.П. № 5.

39. Русский архив. 1894. Кн.П. № 9.

40. Русский архив. 1896. Кн.1. № 1.

41. Русская беседа. 1859. Кн.ХУ. Т.Ш.

42. Русский вестник. 1858. Кн.1.

43. Русский вестник. 1858. Кн.П.47. Русская мысль. 1915. № 8.

44. Русское обозрение. 1894. № 9.

45. Русское обозрение 1894. № 10.

46. Русское обозрение. 1894. № 11.

47. Русское обозрение. 1894. № 12.

48. Русская Талия, подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год. Издал Фаддей Булгарин. СПБ. 1824.

49. Русский художественный архив. 1892. Вып.2.

50. Русский художественный архив. 1892. Вып.3-4.

51. Северная пчела. 1830. № 9, 21 января.2221.. Библиография литературы по вопросу56. "Абрамцево", музей: Путеводитель по выставке. М., 1961. 15 с.

52. Аксаков И.С. в его письмах. Т.З. М., 1892. С.274-341.

53. Аксаков С.Т., Аксаков И.С. Из семейной переписки. (Предисл., публикац. и примеч. Т.Ф. Пирожковой) // Наше наследие. 1991. № 5. С.54-61.

54. Аксаков С.Т. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-литературных статей / Сост. В.И. Покровский. М., 1905. 158 с.

55. Аксаковские чтения: Материалы конф. 1983 г. Абрамцево, 1988. -114 с.

56. Аксаковские чтения (1996 — 1997 гг.). Уфа, 1997. 162 с.

57. Актер. Персонаж. Роль. Образ. (Сб. научн. трудов). JL, 1986.

58. Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979. 443 с.

59. Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972. -664 с.

60. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989. 686 с.

61. Анненкова Е.И. Воспоминания С.Т. Аксакова // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3-х т. Т.2. М., 1986. С. 494-511.

62. Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы (творчество Н.В. Гоголя в контексте литературного движения 30-40-х гг. XIX в.). М., 1989. 176 с.

63. Анненкова Е.И. Гоголь и литературно-общественное движение конца 30-х — начала 40-х годов XIX века. Л., 1988. 80 с.

64. Анненкова Е.И. Комментарии // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3-х т. Т.2. М., 1986. С.512-558.70. . Анненкова Е.И. Творческий путь Сергея Тимофеевича Аксакова //

65. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3-х т. T.l. М., 1986. С.5-32.

66. Аристотель. Метафизика. М.-Л., 1934. С.220-235.

67. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. 183 с.

68. Аристотель. Риторика. СПб., 1984. С. 150-170.223

69. Баратынский Е.А. "Таврида" А. Муравьева // Литературная критика 1800 — 1820-х годов. М., 1980. С.251-255.

70. Барахов B.C. Литературный портрет. Л., 1985. 312 с.

71. Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. С.51-233.

72. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. Т.1. Статьи, рецензии и заметки. 1834-1836. М., 1976.-736 с.

73. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. Т.2. Статьи, рецензии и заметки. 1838-1840. М., 1977.-632 с.

74. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. Т.5. Статьи, рецензии и заметки.1842-1843. М., 1979.-630 с.

75. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. Т.7. Статьи, рецензии и заметки.1843-1845. М., 1981.- 800 с.

76. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. Т.8. Статьи, рецензии и заметки. 1845-1848. М, 1982.-784 с.

77. Белинский В.Г. Собр.соч.: В 9-ти т. Т.9. Письма 1829-1848 гг. М., 1982.-864 с.

78. Белокопытова О.Н. "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова и проблема литературно-автобиографического жанра: Автореф. дис. . канд.филол.наук. Воронеж, 1966. 20 с.

79. Беньяш Р. Катерина Семенова. Л., 1987. 237 с.

80. Берков П.Н. Развитие литературной критики в XVIII веке // История русской критики в 2-х т. Т.1. М.-Л., 1958. С.46-130.

81. Бесстужев А.А. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов // Русская журналистика XVIII-XIX веков. Изд. Москов. ун-та, 1986. С.60-68.

82. Богданов В.А. Жизнь и творчество С.Т. Аксакова //Аксаков С.Т. Избранные сочинения. М., 1982. С.5-20.

83. Борев Ю. Комическое. М., 1970. 269 с.

84. Борев Ю. Эстетика. В 2-х т. Т.1. Смоленск, 1997. 576 с.

85. Бочкарев В.А. Исторические пьесы К.С. Аксакова // С.Т. Аксаков иславянская культура. Уфа, 1991. С.67-70.

86. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия начала XIX века (1800-1815). Куйбышев, 1959. С.369-404. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. 240 с. Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978.-432 с.

87. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т.1. СПб., 1889. 992 с.

88. Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии ХУШ-Х1Х веков. Межвуз.сб.науч.трудов. Куйбышев, 1988. 132 с.

89. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. -655 с.

90. Вишневская И. Оружием смеха (Комедия "Ревизор" Н.В. Гоголя) // Вершины. М., 1978. С.374-395.

91. Войтоловская Э.Л. О книге С.Т. Аксакова "История моего знакомства с Гоголем" // Уч.зап. Ленингр.пед.ин-та им. А.И. Герцена. Т.СХХХ1У. 1957. С.129-152.

92. Войтоловская Э.Л. И.С. Тургенев и С.Т. Аксаков // Уч.зап. Ленингр. пед.ин-та им. А.И. Герцена. Т.СЬХХ. 1958. С. 109-135. Войтоловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков: Док. очерки. Л., 1982. 224 с.

93. Вяземский П.А. Ревизор, Комедия, соч. Н. Гоголя //Русская критика от Карамзина до Белинского. М., 1981. С. 106-114. Гегель Г.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т.1. М., 1968. 326 с.225

94. Геллер Т.А. С.Т. Аксаков-переводчик Мольера // Уч.зап. Казан.гос.пед.ин-та. Русская литература и освободительное движение. Сб.5. Казань, 1974. С.118-138.

95. Геллер Т.А. С.Т. Аксаков-переводчик Мольера // С.Т. Аксаков и славянская культура. Тез.докл. юбилейной конф. 27-30 сентября. Уфа, 1991. С.122-125.

96. Гиривенко А.Н. Русский поэтический перевод в культурном контексте эпохи романтизма. М., 2000. 236 с.

97. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., 1959.-782 с.

98. Греков В.Н. Статьи. Рецензии. Заметки <С.Т. Аксакова> // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3-х т. Т.З. М., 1986. С.479-509.

99. Греч Н.И. Записки о моей жизни. М.-Л., МСМХХХ. С.704.

100. Григорьев Аполлон. Воспоминания. М., 1988. 437 с.

101. Гринвальд Я. Три века московской сцены. М., 1949. 356 с.

102. Гришунин А.Л. Опыт обследования употребительности языковых дублетов в целях атрибуции // Вопросы текстологии. Вып.2. М., 1960. С. 188.

103. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. С.Т. Аксаков. Семья и окружение: Краевед, очерки. Уфа, 1991. -384 с.

104. Гудовичев В.Н. Аксаков — театральный педагог // Уч.зап. Моск. гос.ин-та культуры. 1969. Вып. 17. С.270-290.

105. Гуковский Г.А. К вопросу о русском классицизме // Временник отдела словесных искусств. Поэтика. IV. Сб.ст. Л., 1928. С.133.

106. Данилов B.B. С.Т. Аксаков, С.Н. Глинка и В.В. Измайлов в Московском цензурном комитете // Изв. по рус. яз. и словесности АН СССР. Т.1. № 2. 1928. С.507-524.

107. Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. Т. 1. JI.-M., 1957. -352 с.

108. Дергунова Н.Г. Эволюция русской романтической исторической повести 1-й трети XIX века (Ф. Глинка, Н. Бестужев, А. Бестужев, А. Корнилович). Автореф.дис. . канд.филол.наук. Нижний Новгород, 1994. 17 с.

109. Дерман А. Московского Малого театра актер Щепкин. М., 1951. -260 с.

110. Дземидок Б. О комическом. М., 1974. 223 с.

111. Дмитриев М.А. Воспоминания // РГБ. Ф. Музейный. М.8184/1. 4.II. Л.13.

112. Добролюбов H.A. Разные сочинения С. Аксакова//Добролюбов H.A. Собр.соч.: В 9-ти т. T.IV. М., 1962. С.167-178.

113. Дурылин С.Н. Из семейной хроники Гоголя. Переписка В.А. и М.И. Гоголь-Яновских. Письма М.И. Гоголь к Аксаковым. Bbin.IV. М., 1928. 111 с.

114. Дурылин С.Н. Гоголь и Аксаковы // Звенья. T.III-IV. М.-Л., 1934. С. 325-364.

115. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. Л., 1991.

116. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль. Л., 1980. 320 с.

117. Егоров Б.Ф. Очерки по истории русской литературной критики середины XIX века. Л., 1973. 148 с.

118. Егоров Г.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. М., 1982. 175 с.227

119. Жемчужный И.С. У истоков реалистических традиций русского театра (С.Т. Аксаков и М.С. Щепкин) // Проблемы традиции в литературе. Курск, 1995. С.13-22.

120. Жихарев С.П. Воспоминания старого театрала // Отечественные записки. 1854. № 10. Отд. 2. С.93-132.

121. Жихарев С.П. Воспоминания старого театрала // Отечественные записки. 1854. №11. Отд. 2. С.23-52.

122. Жихарев С.П. Записки современника. M.-JL, 1955. 657 с.

123. Жуковский В.А. О критике (Письмо к издателям "Вестника Европы") // В.А. Жуковский-критик. М., 1985. С.67-75.

124. Жуков Д.Н. Проблемы биографического жанра // Жуков Д.Н. Заветное: Литературно-критические статьи. М., 1984. С.202-304.

125. Заманская В.В. Нравственная программа С.Т. Аксакова (Художественная концепция и композиция "Семейной хроники") // С.Т. Аксаков и славянская культура. Тез.докл.юбил.конф. 27-30 сентября. Уфа, 1991. С. 13-16.

126. Заманская В.В. Родовая концепция и нравственная программа С.Т. Аксакова (на материале "Семейной хроники") / Индивидуальное и типологическое в литературном процессе: Межвуз.сб.научн.тр. Магнитогорск, 1994. С.129-136.

127. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII века. СПб., 1995. 80 с.

128. Записки Сергея Николаевича Глинки. СПб., 1895. С.58-78.

129. Зарецкий В.А. О концепции российской истории в сочинениях С.Т. Аксакова (Аксаковское освоение художественной мысли Н.В. Гоголя) // Культурное наследие славянских народов Башкортостана. Т. 1. Уфа, 1996. С.60-62.

130. Зубков С.Д. Г.Ф. Квгтка i С.Т. Аксаков // Рад. ллгературознавство. Киев, 1972. № 1. С.58-78.228

131. Зыкова Г.В. Журнал Московского университета "Вестник Европы" (1805-1830 гг.): разночинцы в эпоху дворянской культуры. МГУ, 1998. 129 с.

132. Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

133. История моего знакомства с Гоголем с включением всей переписки с 1832 по 1852 г.. М., 1960. 294 с.

134. История русского дореволюционного драматического театра: В 2-х т. Т.1.М., 1989.-336 с.

135. История русского драматического театра: В 7-ми т. М., 1977-1987.

136. История русской драматургии XVII — первая половина XIX века. Л., 1982. 534 с.

137. История русской литературной критики XVIII-XIX веков. Казань, 1985. -58 с.

138. История русской критики. В 2-х т. Т.1. М.-Л., 1958. 590 с.

139. История русской литературы. В 4-х т. Т.2. Л., 1981. 653 с.

140. История русской литературы. Т.VI. М.-Л., 1953. 612 с.

141. История русской литературы. Т.VII. М.-Л., 1955. 774 с.

142. История русского романа. Т.1. М., 1962. 628 с.

143. История русской театральной критики. Вып. II. Л., 1976. С.24-32.

144. Калмановский Е. Перед третьим веком (к 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова)//Нева. 1991. № 10. С. 167-171.

145. Каменский В.А. Русская эстетика первой трети XIX века. Классицизм // Русские эстетические трактаты первой половины XIX века. М., 1974. С.7-70.

146. Кант И. Критика способности суждения (1790) // Кант И. Собр.соч.: В 6-ти т. Т.5. М., 1966. С.203-204.

147. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2-х т. Т.2. М.-Л., 1964. -591 с.229

148. Карамзин Н.М. Собр.соч.: В 2-х т. Т.2. Л., 1984. 455 с.

149. Каратыгин П. Записки. Л., 1970. 328 с.

150. Карпеева Т.А. Роль автора в автобиографической трилогии С.Т. Аксакова "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука", "Воспоминания" // С.Т. Аксаков и славянская культура. Уфа, 1991. С.3-5.

151. Карпухин И.Е. Фольклорно-этнографическая полифония в "Семейной хронике" С.Т. Аксакова // Фольклор народов России. Вып.20. Уфа, 1993. С.173-185.

152. Козыро Л.А. Портреты русских писателей и актеров в "Воспоминаниях" С.Т. Аксакова (К проблеме характерологии) // С.Т. Аксаков и славянская культура. Уфа, 1991. С.24-27.

153. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992. 235 с.

154. Королева Н.В., Лапкина Г.А. "Эстетическое" направление в театральной критике 1830-х годов (С.П. Шевырев, С.Т. Аксаков) // История русской театральной критики. Вып.П. Л., 1976. Гл.З.

155. Кочеткова Н.Д. Трагедия и сентиментальная драмка начала XIX века // История русской драматургии XVIII первая половина XIX века. Л., 1982. С. 181-220.

156. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1880). Л., 1984. 195 с.

157. Кошелев В.А. Время Аксаковых (о жизни и деятельности семьи русского писателя) // Литература в школе. 1993. № 4. С.9-16.

158. Кошелев В.А. Аксаков С.Т. // Русские писатели. 1800-1917. Т.1. М., 1989. С.35-39.

159. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998. 432 с.

160. Крути И. С.Т. Аксаков в истории русской театральной критики // Театр. Сб. статей и материалов. М., 1945. С.183-199.230

161. Кряжева В.П. Из истории идейно-творческих связей С.Т. Аксакова с Н.В. Гоголем // Уч.зап. Ленингр.гос.пед.ин-та им. А.И. Герцена. Из истории русской литературы. Т.245. С.217-235.

162. Кряжева В.П. К вопросу об эстетических взглядах С.Т. Аксакова // Русская и советская литература: Исследования и материалы. Уч.зап. / Ленинград.гос.пед.ин-та им. А.И. Герцена. Т.273. Л., 1965. С.32-49.

163. Кугель А.Р. Профили театра. 1929. С.100-106.

164. Кузнецова А.Г. Комментарии к "Истории моего знакомства с Гоголем" <С.Т. Аксакова> // Аксаков С.Т. Собр.соч.: В 3-х т. Т.З. М.,1986. С.449-476.

165. Кузьмин А.И. Аксаков, Щепкин и русский театр // Русская речь. 1981. № 5. С.45-50.

166. Куликов Н.И. Театральные воспоминания // Искусство. 1883. № 9. С.55-98.

167. Кулинич М.А. Лингвокультурология юмора (На материале английского языка). Самара, 1999. 180 с.

168. Купреянова E.H. Историко-литературный процесс как научное понятие // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л., 1974. С.5-41.

169. Кургинян М.С. Драма // Теория литературы: В 2-х т. Т.2. Роды и жанры литературы. М., 1962. С.238-362.

170. Курилов A.C. Литературоведение в России XVIII века. М., 1981. -264 с.

171. Лапкина Г.А. С.Т. Аксаков // Очерки истории русской театральной критики. Л., 1975. С.211-220.

172. Лапкина Г.А. Формирование театральной эстетики и критики на рубежах XVIII XIX веков // Очерки истории русской театральной критики. Л., 1975. С.11-31.231

173. Ласкина M. Новое о Мочалове: "Завещание молодому историку театра" // Театр. 1990. №11. С. 143-148.

174. Левкович Я.Л. Историческая повесть // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л., 1973. С. 108-114.

175. Лекции по истории эстетики /Под ред. проф. М.С. Кагана. Кн.1. Изд. Ленинград.ун-та. 1973. 208 с.

176. Литературная критика 1800-1820-х годов. М., 1980. 344 с.

177. Литературно-критическая деятельность русских писателей XIX в. Казань, 1985. 173 с.

178. Литературное наследство. M., 1939. Т.37-38. С.533.

179. Литературное наследство. М., 1950. Т.56. С.112.

180. Литературное наследство. М., 1952. Т.58. С.723, 797-837.

181. Литературное семейство Аксаковых. Аннотированный библиографический указатель. Самара, 1993. 480 с.

182. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. 750 с.

183. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб, 1999.- 190 с.

184. Лихачев Д.С. Русская культура: Сборник. М, 2000. 438 с.

185. Лихачев Д.С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы // О прогрессе в литературе. Л, 1977. С.50-77.

186. Лобанов М.П. С.Т. Аксаков. М, 1987. 677 с.

187. Лобанов М.П. Сила любви к России: К 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова // Молодая гвардия. 1991. № 9. С.247-255.

188. Лобанов М.П. Уроки Аксаковых: (К 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова) // Слово. 1991. № 10. С. 1-2.

189. Лонгинов М.Н. Несколько заметок для истории русского театра и для биографии некоторых старинных русских актеров // Русский архив. 1870. С.1354-1366.232

190. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVII — нач. XIX вв.). СПб., 1999. 412 с.

191. Лотман Ю.М. Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII — начала XIX столетия // XVIII век: Сб. 13. М.-Л., 1981. С.82-90.

192. Лотман Ю. Об искусстве. СПб., 1998. 702 с.

193. Лукин В.Н. Категория совершенства в эстетике и искусстве // Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса. Самара, 1996. С.324-327.

194. Лукин В.Н. Эстетика как теория совершенства и красоты. Самара, 1998. 128 с.

195. Любович Н. Забытые и неизвестные страницы (к столетию со дня смерти С.Т. Аксакова) // Вопросы литературы. 1959. № 5. С.145-158.

196. Маймин Е.А. Эстетика — наука о прекрасном. М., 1982. 192 с.

197. Манн Ю.В. Вступительная статья и комментарии // Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. 575 с.

198. Манн Ю.В. Гоголь в контексте эстетических споров. (Полемика В.Г. Белинского с Константином Аксаковым) // Вопросы философии, 1984. №З.С.111-120.

199. Манн Ю.В. Драматургия Н.В. Гоголя // История русской драматургии XVII — первой половины XIX века. Л., 1982. С.426-473.

200. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). М., 1969.-304 с.

201. Манн Ю.В. С.Т. Аксаков // Русские писатели. Библиограф, словарь. Т.1. М., 1990. С.22-24.

202. Мартиновская А.И. "Мы будем с совестью в ладу." // Имена. Штрихи к портретам. 150-летию Самарской губернии посвящается. Самара, 2000. 240 с.

203. Машинский С.И. Новые материалы о С.Т. Аксакове // Известия АН СССР. Отд. литературы и языка. 1955. Т.Х1У. Вып.З. С.239-254.233

204. Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1961. 543 с.

205. Машинский С. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество 2-е изд., доп. М., 1973.-575 с.

206. Машинский С.И. С.Т. Аксаков и русский театр // Октябрь. 1959. № 5. С. 174-184.

207. Медведева И. Екатерина Семенова. Жизнь и творчество трагической актрисы. М., 1964. 320 с.

208. Межов В.И. С.Т. Аксаков Библиограф, указатель книг и статей о жизни и сочинениях его 1816-1852. СПб., 1888. 25 с.

209. Мерзляков А.Ф. О вернейшем способе разбирать и судить сочинения, особливо стихотворные, по их существенным достоинствам (1822) // Литературная критика 1800-1820-х годов. М., 1980. С. 188-209.

210. Мерзляков А.Ф. О талантах стихотворца. 1812 // Литературная критика 1800-1820-х годов. М., 1980. С. 150-168.

211. Мерзляков А.Ф. "Россияда" (Письмо к другу. О слоге поэмы) // Литературная критика 1800-1820-х годов. М., 1980. С. 168-176

212. Мерзляков А.Ф. Рассуждения о российской словесности в нынешнем ее состоянии // Русская критика XVIII-XIX веков. М., 1978. С.39-53.

213. Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.-Л., 1959.-431 с.

214. Морозов В.Д. Очерки по истории русской критики второй половины 20-30-х годов XIX века. Томск, 1979.

215. Музей "Абрамцево". М., 1961. 15 с.

216. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. 314 с.

217. Недзвецкий В.А. Русская литературная критика XVIII-XIX веков: Курс лекций. МГУ, 1994. 181 с.

218. Нечаева B.C. Кому принадлежат статьи, подписанные П.Щ.? // Известия АН СССР. Отд. литературы и языка. T.XY. Вып.1. М., 1956. С.38-51.234

219. Николев Н.П. Пополнительные примечания на лиро-дидактическое послание // Русская литературная критика XVIII века. М., 1978. С.327-339.

220. Николина H.A. О языке С.Т. Аксакова // Русский язык в школе. 1981. № 4. С.55-60.

221. Николина H.A. Развитие языковых и композиционных особенностей жанра семейной хроники в русской литературе XIX в.: С.Т. Аксаков // Формирование семантики и структуры художественного текста. Куйбышев, 1984. С. 143-153.

222. Носорева Л. Музыка в жизни и творчестве С.Т. Аксакова // Культурное наследие славянских народов Башкортостана. Т.1. Уфа, 1996. С.90-92.

223. Осовцов С. С.Т. Аксаков или Н. Надеждин // Русская литература. 1963. № 3. С.93-104.

224. Осовцов С. С.Тг Аксаков и Н.И. Надеждин в театрально-критическом отделе "Молвы" // Русская литература. 1965. № 2. С. 134-168.

225. Осовцов С. К спорам о псевдониме "П.Щ." // Русская литература. 1959. №4. С.174-185.

226. Осовцов С. Разгадка П.Щ. (По следам известного инкогнито) // Театр. 1953. № 9. С. 149-159.

227. Острогорский В.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. 1791-1891. Критико-биографический очерк. СПб., 1891. 131 с.

228. Очерки истории русской театральной критики. Конец XVIII — первая половина ХГХвека. Под ред. А .Я. Альтшуллера. Л., 1975. 384 с.

229. Панаева А. Воспоминания. "Академия", 1933. 486 с.

230. Пахомов Н.П. История одной дружбы (И.С. Тургенев и семья Аксаковых) // Охотничьи просторы. 1970. № 28. С. 192-204.

231. Пахомов Н.П. М.С. Щепкин и С.Т. Аксаков // Театр. 1963. № 8. С.186-188.235

232. Переписка С.Т. Аксакова с А.О. Смирновой // Русский архив. 1896. № 1. С.142-160.

233. Песков A.M. Комментарии к романам М.Н. Загоскина // Загоскин М.Н. Собр. соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1987. С.689-691.

234. Песков A.M. Михаил Николаевич Загоскин // Загоскин М.Н. Собр. соч.: В 2-х т. Т.1. М, 1987. С.5-20.

235. Пигарев К. Наследие Аксакова и русская литература // Вопросы литературы. 1962. № 10. С.210-214.

236. Писатель и жизнь. Изд. МГУ. Вып. V. М., 1968. 196 с.

237. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу. М., 1894. -152 с.

238. Плавильщиков П.А. Театр // Русская литературная критика XVIII века. М., 1978. С.216-238.

239. Платон. Аполлогия Сократа, Критон, Гиппий Больший Ион // Платон. Соч.: В 3-х т. Т.1. М., 1968. С.142-185.

240. Плетнев П.А. Письмо к графине С.И.С. о русских поэтах // Русская критика от Карамзина до Белинского. М., 1981. С.91-99.

241. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975. 223 с.

242. Полевой H.A., Полевой К.А. Литературная критика. Л., 1990. 592 с.

243. Попов В. Из встреч 50-х годов: (Л.Н. Толстой и С.Т. Аксаков) // Прометей. Т. 12. М., 1980. С.50-62.

244. Попов И.В. Жанровые формы литературной критики декабристского периода // Проблемы типологии русской литературной критики. Смоленск, 1987. С.20-32.

245. Попов И.В. Литературная критика преддекабристского периода в ее публицистическом аспекте. Куйбышев, 1975. С.78-79.

246. Прозоров Ю.М. Литературно-критическое творчество В.А. Жуковского // В.А. Жуковский критик. М., 1985. С.3-22.236

247. Прозорова Т.А. Театр второй четверти XIX века // Русский драматический театр. М., 1976. С.110-170.

248. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1999. 285 с.

249. Пузин Н.П., Архангельская Т.Н. Вокруг Толстого. Тула, 1988. С.4-17.

250. Пузин Н.П. К вопросу о взаимоотношениях JI.H. Толстого и С.Т. Аксакова // Известия АН СССР. Отд. лит-ры и языка. Т. 15. Вып.2. 1956. С.161-165.

251. Пульхритудова Е.М. Неоклассицизм // Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти т. Т.5. М., 1968. С.225-235.

252. Пушкин А.С.-критик. М., 1978. 270 с.

253. Пушкин A.C. Полн.собр.соч.: В 10-ти т. Т.7. Критика и публицистика. Л., 1978. 543 с.

254. Радищев А.Н. Памятник дактилохореическому витязю // Радищев А.Н. Сочинения. М., 1988. С.269-295.

255. Родина Т.М. Русское театральное искусство в начале XIX века. М., 1961.-318 с.

256. Розенблюм Н. Белинский в неизданной переписке современников // Русская литература. 1962. № 1. С. 195-212.

257. Русская журналистика 18-19 веков. Тексты / Под ред. Б.И. Есина. Изд. Москов.ун-та, 1986. 320 с.

258. Русская критика XVIII-XIX веков. М., 1978. 447 с.

259. Русская критика от Карамзина до Белинского. М., 1981. 400 с.

260. Русская критика XIX века. Проблемы ее теории и история. Межвуз.сб.научн.трудов. Самара, 1993. -128 с.

261. Русские писатели. Библиографический словарь. 1800-1917. Т.1. А-Г. М., 1989. С.35-39.

262. Русские писатели. Биобиблиогр. словарь / Под ред. П.А. Николаева. Т.1.М., 1990. С.22-24.237

263. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. T.l. М, 1974. -408с.

264. Русский драматический театр. М, 1976. -384 с.

265. Руссо Ж.-Ж. Письмо к д'Аламберу о зрелищах // Хрестоматия по теории литературы. М, 1982. С. 107-110.

266. С.Т. Аксаков и славянская культура. Тез. докл. юбилейной конференции. 27-30 сентября. Уфа, 1991. 142 с.

267. Самарин Ю.Ф. С.Т. Аксаков и его литературные произведения // Самарин Ю.Ф. Т.1. Сочинения. М, 1877. С.261-265.

268. Симонова Т.Г. Литературные портреты С.Т. Аксакова // С.Т. Аксаков и славянская культура. Уфа, 1991. С.48-51.

269. Сиротинин А.Н. П.А. Плавильщиков, актер и писатель прошлого века //Исторический вестник. 1891. Т.45. С.415-446.

270. Сиротинин А.Н. Яков Емельянович Шушерин // Русский архив. 1890. Кн. II. № 5. С.70-96.

271. Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. СПб, 1891. С.203.

272. Смирнова Е.А. С.Т. Аксаков и его книга "История моего знакомства с Гоголем" // С.Т. Аксаков. История моего знакомства с Гоголем. М, 1960. С.227-230.

273. Соболев В.П. Очерки русской эстетики первой половины XIX века. Ч.И. Л, 1975. 164 с.

274. Соколова Т. Аксаковские субботы // Круг чтения: календарь. 1989. М, 1988. С.48.

275. Стенник Ю.В. Комедия 1800 — 1820 годов // История русской драматургии XVII — первая половина XIX века. Л, 1982. С.221-238.

276. Тихомиров В.В. Русская литературная критика середины XIX века: Проблемы критического метода. Дис. в виде научн. доклада . докт.филол.наук. Новгород, 1997. 68 с.238

277. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.47. Дневниковые записи от 20-25 янв. 1857 г. М., 1937. С.112.

278. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.60. Письмо Л.Н. Толстого В.П. Боткину, 1857. М., 1949. С.156.

279. Традиции и новаторство в художественной литературе. Горький, 1983. С.113-119.

280. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.-Л., 1963. 578 с.

281. Тургенев И.С. Семейство Аксаковых и славянофилы. (публикация Н.П. Генераловой, А .Я. Звигильского, В.А.Кошелова) // Русская литература. 1995. № 4. С. 146-156.

282. Угрюмова Т.С. С.Т. Аксаков о русской музыке в Башкирии на рубеже ХУШ-Х1Х веков // Культурное наследие славянских народов Башкортостана. Т.1. Уфа, 1996. С.92-94.

283. Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Успенский Б.А. Избран, труды. В 2-х т. Т.2. Язык и культура. М., 1994. С.ЗЗ 1-468.

284. Фатеев С.П. Об эволюции мировоззрения С.Т. Аксакова: Письмо С.Т. Аксакова к сыну Ивану Сергеевичу // Русская литература. 1985. № 1. С.185-189.

285. Фатеев С.П. Природа и человек в прозе С. Аксакова и И. Тургенева // Вопросы русской литературы. Вып. 1. 1987. С.95-100.

286. Фатеев С.П. Проблема "природа и человек" в творчестве С.Т. Аксакова: Автореф.дис. . канд.филол.наук. Киев, 1987. 17 с.

287. Федорова В.Ф. Русский театр XIX века. М., 1983. 160 с.

288. Фомичев С.А. Спорные вопросы научного освещения литературного движения первой четверти XIX века // Современная русская историко-литературная наука. Актуальные вопросы. Л., 1975. С. 176-194.

289. Хализев В. Драма как явление искусства. М., 1978. 240 с.239

290. Хомяков A.C. Сергей Тимофеевич Аксаков // Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988. С.408-414.

291. Чванов М. Если не будете как дети. М., 1990. 432 с.

292. Чичерин A.B. Русское слово Сергея Аксакова // Русская литература. 1976. №2. С.120-126.

293. Шевченко Т.Г. Письма С.Т. Аксакову, 1858 // Шевченко Т.Г. Собр.соч.: В 5-ти т. Т.5. М, 1956. С.386-408.

294. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека (1793-1795). Письма IX и VI // Шиллер Ф. Собр.соч.: В 7-ми т. Т.6. М., 1957. 786 с.

295. Шкурская Е.Ю. С.Т. Аксаков в Абрамцеве // Литература в школе. 1993. №4. С.73-75.

296. Штейнгольд A.M. Диалогическая природа литературной критики // Русская литература. 1988. № 1. С.60-78.

297. Шуберт А.И. Моя жизнь. Л., 1929. С. 101-112.

298. Щеблыкин И. Классика и современность. Нравственные проблемы русской литературы XVIII XX веков. Пенза, 1991. - 162 с.

299. Щепкин М.С. Записки его, письма, рассказы. СПб., 1914. 174 с.

300. Эйхенбаум Б.М. С.П. Жихарев и его дневники // Жихарев С.П. Записки современника. М.-Л., 1955. С.657.

301. Эльяш Н.И. Театр первой четверти XIX века // Русский Драматический театр. М., 1976. С.70-110.

302. Эстетика. Словарь. М., 1989. - 445 с.

303. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986. -62 с.1. V. Диссертации

304. Белокопытова О.Н. "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова и проблема мемуарно-автобиографического240жанра в русской литературе 40-50 годов XIX века. Дис. . канд.филол.наук. Воронеж, ВГУ.1966.

305. Коробко М.Н. С.Т. Аксаков и его повести "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука" в истории русского реализма первой половины XIX столетия. Дис. канд.филол.наук. Киев, 1945.

306. Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Дис. . докт.филол.наук. М., 1960.

307. Николина Н.А. Речевая структура образа автора в автобиографических повестях о детстве: (На материале повести Л.Н. Толстого "Детство" и повести С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука). Дис. . канд.филол.наук. М., 1980.

308. Фатеев С.П. Проблема "природа" и "человек" в творчестве С.Т. Аксакова. Дис. . канд.филол.наук. Киев, 1987.