автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Телевидение и молодежная аудитория

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Тальжи Кусай Мустафа
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Телевидение и молодежная аудитория'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Телевидение и молодежная аудитория"

ргб од

9 М1Р 2001

На правах рукописи

Тальжя Кусай Мустафа

Телевидение и молодежная аудитория: социально-философские аспекты взаимодействия

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2001

Работа выполнена на кафедре социологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель: кандидат философских наук доцент

В.Н. Шаленко

Официальные оппоненты:

- доктор философских наук, профессор Н.И. Яблокова

-кандидат социологических наук

И.А. Полуэктова

Ведущая организация:

Московский государственный университет коммерции

Защита состоится « \0 » апреля 2001 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.203.02 в Российском университете дружбы народов по адресу: 117198. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, ауд. 203

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского университета дружбы народов.

Автореферат разослан «_» марта 2001 года

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат философских наук

/

О.Н. Стрельник

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа еще недостаточно изученного направления - специфики воздействия современного телевидения как средства массовой информации на формирование культурных ориентации и духовных взглядов молодежи в обществе. Сейчас мы можем наблюдать, что социальная информация во все большей степени становится критерием социального, культурного развития, показателем места отдельной страны в общем, прогрессе человечества. Информационные взаимодействия и средства передачи и обработки массовой информации играют все большую роль в социализации молодежной аудитории, преемственности социально-культурных и духовных ценностей и традиций различных поколений. С учетом того, что в обновляющейся России происходит непрерывное накопление как новых социально-философских, социологических теорий и концепций, так и информационных ресурсов, становится актуальным изучение различных взаимодействий между телевидением и одной из его самых распространенных групп потребления - молодежью.

Воздействие телевидения на массовое сознание молодежи особенно велико с точки зрения становления и закрепления ее ценностей. Во-первых, ценностные ориентации молодых людей находятся в процессе формирования, а потому требуют некоторого времени для обретения устойчивости, в связи с чем испытывают большую зависимость от внешних информационных факторов, среди которых существенным является телевидение. Во-вторых, в прогностических целях молодежь представляет интерес как поколение, которое в недалеком будущем займет место основной производительной и соци&чьной силы общества, а следовательно, ее ценности будут во многом определять духовную культуру всего общества.

Столь же немаловажным представляется анализ содержательной деятельности телевидения и выполняемых им функций. Для молодых граждан

Российской Федерации имеет значение не только информационный аспект в взаимодействии с телевизионными каналами, но и нравственно-духовный

потенциал, степень гуманизма и уровень демократизма транслируемы; передач.

Не менее актуально социальное исследование специфики процессо: взаимодействия телевидение и молодежной аудитории, принадлежащей I разным национальным культурам. Для избежания национально-этнических религиозных и тем более вооруженных конфликтов надо знать природ} социокультурных стереотипов, изменяющихся под влияниел-модернизационных процессов, трансформации образа жизни и т.д. Результаты исследований в этой сфере также могут иметь практическое значение и быть использованы при решении проблем межкультурного диалога "Восток-Запад". Именно этим объясняется использование в диссертации материалов социальных исследований в молодежной среде России и Сирии.

Отмечая значительный опыт, накопленный исследователями при изучении массовых информационных процессов и телевизионной коммуникации, анализ специальной литературы показывает, что существует определенное несоответствие и даже отставание телевизионной коммуникации от этических, эстетических и познавательных потребностей молодых россиян. Наряду с этим не отличалась высоким вкусом российская телевизионная реклама, проявились тенденции манипулирования общественным мнением молодежи.

Гипотеза исследования. Теоретический анализ проблем телевизионной коммуникации с участием молодежи в современной России позволяет сформулировать положение о повышении социокультурной роли телевидения в формировании ценностных ориентации и духовных взглядов молодых россиян.

Степень научной разработанности проблемы. Различным аспектам, связанным с проблемой взаимодействия телевидения как важнейшего средства массовой информации в современном российском обществе, посвящены

монографии и научные статьи общего, социально-философского и междисциплинарного характера.

Теоретические аспекты телевизионной коммуникации в сфере различных гуманитарных наук и ее воздействие на аудиторию рассмотрены в работах таких российских исследователей, как В.Ю.Борев, Ю.П.Буданцев, А.В.Коваленко, Л.С.Мельник, И.С.Мелюхин, Л.В.Петров, Э.А.Поздняков, Г.В.Поченцов, Б.М.Сапунов1.

Изучению и анализу функционирования телевидения, его роли и функций в социокультурных и духовных процессах уделялось существенное внимание иностранными учеными. Этот комплекс проблем разрабатывали такие крупные исследователи как А.Моль, Г.Лассуэлл, М.Хоркхаймер, Г.Шиллер, Ю.Хабермас, Г.Маклюэн, Ч.Сэндидж, Р.Чалдини и др2.

Исследования телевизионной массовой коммуникации способствовали более глубокому раскрытию взаимосвязей между телевидением и различными социальными группами общества, телевизионной информацией и индивидом, а также доказали необходимость дальнейшего развития социально-философской и культурологической мысли в этом направлении в условиях приобретения человеческой цивилизацией нового глобального измерения своего единства.

Само понятие телевизионной коммуникации возникло в конце 40-х -начале 50-х годов в русле концепций "массового общества" и "массовой культуры", когда вследствие бурного развития электронных средств массовой информации стало усиливаться явление "телезизионизации культуры". В настоящий период этот комплекс проблем нашел отражение в монографиях,

' Борев В Ю.. Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. - М. 1986: Буданцев Ю П. Социология массовой коммуникации. - М.. 1995: Мельник Г.С. Масс-медиа: психологические процессы и «(«(исты. - СПб.. 1996: Мелгохин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции р;пвития. - М_ 1999: Петров Л.В.. Массовая коммуникация и культура. - М.. 1998: Поцняков Э А. Философия кулыуры. - СПб.. 1999. Почепцов Г Г. Теория и практика коммуникации. - М-. 1998: Сапу нов Б.М. Филосо<|>ские проблемы массовок ни(|х)рмации и тслсрадиокоммуникачии. - М.. 1998: Терии В П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада.-М.. 1999 и лр. ' ' ,

: Моль А. Социодинамика культуры. - М.. 1973: Шиллер Г. манипуляторы сочнаннем. - М., 1980: Сэндилж Ч.С. и др. Реклама: теория и практика - М.. 1996: Чалдини Р. Психология влияния. - М.. 1997: Habermas I. Theorie des Kommunikativen Handeln. - Frankfurt/Main. 1973: McQuail D. Mass Coinmunicmion. Ал Inlroduction. - London. Sage. 1994

учебных пособиях и статьях Т.А.Алексиной, Г.Н.Вачнадзе,

И.Дзялошинского, А.Юровского.

Проблемы специфики телевидения как важного фактора социального воздействия на молодежную аудиторию рассматриваются в контексте работ современных зарубежных (в том числе арабских) авторов1

Проблема изучения телевизионной аудитории, в том числе молодежной, стала активно изучаться в бывшем Советском Союзе и странах социалистического содружества начиная с 70-х годов'. Задача повышения эффективности влияния телевидения на формирование гуманистических, духовных, нравственных, эстетических и познавательных интересов молодежи становится еше более значимой по мере демократизации российского общества. Система средств массовой информации, отвечающая требованиям совоемениого демократического общества (плюрализм, независимость, уважение прав человека, обеспечение основных прав и свобод), лишь формируется в России. Результаты прикладных исследований проблем организации и восприятия телевидения освещаются в целом ряде работ отечественных авторов*.

Цель н задачи исследования. Целью данного исследования является изучение особенностей взаимодействия телевидения и молодежной аудитории,

'Аккад Л. Введение в радиовешание и телевидение. • Дамаск. 1996 Адь-Румхайн A.A. Арабское исследовани» теории журналистики. - Дамаск, 1994. Хаддур А. Социология рекреатквности на телевидении. - Дамаск. 1997 Хаддуо А. Литература журналистики. - Дамаск, 1992 Аль-Румхайн A.A. Арабское исследование теори; журналистики • Дамаск. 1994 Аль-Дулайми Х.Дж.М. Планирование прессы в социологическом аспект« Урдания. г.Аман 1998 Сулейман М.К. Планирование прессы в мусульманском аспекте. Аман. 1994 г. Алъ-Зей С.Б.М. Телевидение и социальные изменения в развивающихся странах. - Джада. 1994 г.; Наддаф И. Сирийска телевизионная драмма. - Дамаск. 1994 г.; Хаммал И. СМИ и ее роль в развитии общества - Дамаск. 1996 г Марзук Ю. Искусство создания материалов в радиовешании и телевидении. - Александрия. 1996 г.

• Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. - М., 1989; Коган Л.Н. и др. Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. - Свердловск. 1973; Массовая информация и общественное мнение молодежи / Под ред. ВЛ.Оссовского - Киев, 1990; Чубайс И.Б. Воздействие телевидения на формирование общественного мнения. Автореферат канд. филос. наук - М., 1979 Исследование проблем молодежи в ГДР / Под ред. Ю.Е.Волкова и др. - М.. 1976: Человек социалистического обшествз и процессы массовой коммуникации. Советско-венгерские исследования массовой коммуникации T.N - Будапешт. 1983.

' Лукнииким С.П. Средства массовой информации в системе управления современной Россией. Автореф. дисс на соиск. д-ра соииол. наук - М.. 1998; Макаоов В.П. Региональные СМИ в структуре российского обшеста Автореф. дисс. на соиск. канд. соииол. наук. - М.. 1999: Богомолова H.H. Социальная психология печати, ради и телевидения - М. 1991. Нанешвили Б.Д. Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией //Вестник Моск. ун-та. Сер 14. Психология. - М.. 1995. Ns3; Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве - М . 1996: Сапунов Б М. Религия и массовая культура. На материалах телевидения оадиовешания - М.. 1994; Евстафьев В.. Яссонов В. Введение в медиапланирование. Уч. пособие • М . 199S

а также влияния телевизионной коммуникации на формирование культурных запросов и духовно-нравственных ориентации молодых россиян.

Для осуществления сформулированной выше цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть эволюцию понятий "социальная информация", "телевизионная коммуникация", их современного социально-философского содержания;

- исследовать основные функции современного российского телевидения в формировании социокультурных интересов российской молодежи;

- проанализировать основные направления воздействия телевидения на познавательные, эстетические и этические предпочтения молодежной зрительской аудитории;

- провести сравнительный анализ методов телевизионного воздействия на молодежь России и Сирии, опираясь на результаты социальных исследований студентов вузов двух стран;

- определить типичные проблемные ситуации взаимодействия телевидения с молодежной аудиторией, в которых телевизионная коммуникация ослабляет свою эффективность.

Объектом диссертационного исследования являются социальные отношения "телевидение - молодежная аудитория", в которых телевизионная коммуникация занимает главное место, основные методы, средства и формы ее воздействия на студенческую молодежь.

Предмет диссертационного исследования образуют особенности и социально-философские аспекты взаимодействия телевидения и молодежной аудитории современной России.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации образуют принципы сравнительного и комплексного анализа, системный, культурологический и социологический методы познания, труды ведущих российских и зарубежных, в том числе арабских (сирийских),

изучавших влияние телевидения на формирование социальных,

культурных и духовных ценностных ориентации молодежи в различных общественных системах.

Исследовательскую базу диссертации составили различные нормативные документы и законы Российской Федерации о развитии отечественного телевидения и радиовещания, статистические данные о деятельности телевидения, социологические исследования студенческой молодежи и преподавателей, данные печати.

Научная новнзна исследования состоит в том, что диссертация является одной из первых работ, в которой:

- определены действующие элементы телевизионной коммуникации, осуществляемой телевидением в условиях демократизации российского общества;

- выявлены функции и направления телевизионной коммуникации, усиливающие формирующее влияние на социальные, культурные и духовные запросы молодежи;

- исследованы формы взаимодействия телевидения и студенческой молодежи в режиме "телевизионного диалога";

- проведен сравнительный культурологический анализ особенностей потребления телевизионной информации молодежной аудиторией России и Сирии;

- установлены причины негативного отношения молодежной аудитории к некоторым видам телевизионной продукции, в частности, к коммерческой рекламе;

- выявлены ситуации, в которых телевизионная коммуникация с российской молодежью может утратить свои гуманистические, духовные функции.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты, положения и выводы данного исследования могут быть использованы:

- для дальнейшей теоретической разработки проблемы взаимодействия телевидения и молодежной аудитории, прикладных исследований феномена телевизионной коммуникации;

- при социально-философском анализе актуальных проблем массовой культуры и потребления ее продукции молодежью;

- при анализе и решении комплекса социальных проблем, связанных с межкультурным диалогом;

- при подготовке спецкурсов по социальной философии, культурологии, социологии, теории и практики журналистики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии Российского университета дружбы народов в ноябре 2000 г. и рекомендована к защите. Основные положения диссертации докладывались в виде научных сообщений на заседаниях кафедры социологии Российского университета дружбы народов, на всероссийской научной конференции аспирантов и студентов "Диатог цивилизаций: Восток - Запад" в Российском университете дружбы народов в ноябре 1999 года.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой главе по три параграфа), заключения и библиографии на русском, английском и арабском языках.

Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность темы, определяется степень научной разработанности проблемы, поставлены цели и задачи исследования, определены научная новизна и практическая значимость диссертации.

Первая глава "Теоретические и методологические основы социально-философского анализа современного телевидения" состоит из двух параграфов.

В первом параграфе рассматривается специфика телевидения как важного фактора глобализации современного общества. Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, в том числе и те, которые остаются за

пределами влияния других средств массовой коммуникации

Сущностными признаками телевидения как электронного средства и канал; передачи информации являются такие его особенности, как вездесущность экранность, непосредственность и симультанность.

Отмеченные выше свойства современного телевидения позволяют ем> выполнять различные социальные функции в обществе. Телевидение, прежде всего, эффективно реализует свою информационную функцию, то есть распространяет информацию быстрее и полнее, достовернее и эмоциональнее, чем другие СМИ. Приобщая зрителей, в том числе молодежную аудиторию, к ценностям культуры и творчества (художественного, научного, технического), телевидение выполняет культурно-просветительскую функцию, йнтегративная функция телевещания обусловлена тем, что по своей природе оно способно поддерживать нормальное функционирование той социальной общности, на которую распространяется его влияние. Чем крупнее и разнообразнее такое сообщество, тем более важно, чтобы ни одна из социальных групп (демографических, религиозных, национальных и др.) не оказалась дискриминированной, ущемленной. Глобализация телевидения состоит в том, что оно удовлетворяет духовную потребность каждого зрителя в идентификации себя как с человечеством в целом, так и с локальной, конкретной группой людей, с их разнообразными интересами и ценностями.

Социально-педагогическая функция предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему воздействия властей на население, в пропаганду и защиту определенного образа жизни с соответствующими духовно-нравственными и политическими ценностями. Степень этого участия и мера воздействия зависят от характера государства: и в самых демократических государствах телевидение служит проводником государственной политики, а в факте сотрудничества тележурначиста с властью нет ничего аморального, если не аморальна сама власть.

Следует отделять организаторскую функцию от социально-педагогической, в отличие от которой телевидение стало становиться инициатором некой общественной акции. Эту функцию успешно осваивают

кабельные телестанции, которые наиболее активно взаимодействуют со своими аудиториями. По мнению американских исследователей, интерактивное телевидение сможет в недалеком будущем взять на себя часть функций местного самоуправления.

В состав социокультурных функций в узком смысле слова входят образовательная и рекреативная задачи телевидения. Первая предполагает трансляцию учебного материала в помощь молодежи, получающей образование. С учетом накопленного в советский период в России эффективного опыта телевизионного обучения, по мере увеличения числа спутниковых телесистем вполне вероятно возвращение к этой практике. Рекреативная функция телевидения не только направлена на восстановление сил, израсходованных потенциальной аудиторией в ходе профессионального труда. Оно позволяет молодым зрителям узнать о жизни и быте различных слоев общества, о проблемах и интересах рядовых людей. Постоянные персонажи большинства рекреативных телепрограмм персонифицируют определенный образ жизни и мыслей, становятся эталонами социально-этичного поведения. Это, конечно, расширяет привычные представления о возможностях "развлекательного" телевещания.

Философский подход предполагает понимание того или иного явления культуры, в том числе телевидения, в единстве его физических и социальных смыслов и свойств. Преувеличение тех или иных сторон телевидения может выражаться в мифотворчестве. В этом контексте рассматривается и подвергается критическому анализу концепция канадского философа и культуролога М.Маклюэна, который стремился проследить "телевизнонность" современной культуры, исходя из того, что миф - наиболее значимый принцип организации массового сознания. Маклюэн считал, что процесс массового общения людей посредством телевизионной коммуникации опирается на сознательную мифологизацию.

Во втором параграфе раскрываются основные положения теории массовой коммуникации и анализируются методы исследования телевизионной коммуникации. Феномен "массовой коммуникации" может быть адекватно

охарактеризован лишь на основе междисциплинарного подхода. Так ка; в качестве основы для анализа коммуникации в социальной философии служи межличностная коммуникация, то сопоставление телевидения как средств; массовой коммуникации с первой позволяет выделить ряд его существенны? отличий.

Телевизионная коммуникация носит, как правило, "односторонний' характер, не происходит смены ролей между коммуникатором и коммуникантом. Эта коммуникация действует при помощи технического средства, осуществляется лишь косвенным путем, без прямого контакта коммуникатора (редакции, телеведущего) с аудиторией. Телевещание функционирует как открытая система, каждый владелец приемника может воспринимать его сообщения, если находится в радиусе их распространения и имеет доступ к ним. Наконец, при просмотре телепередач телевизионная аудитория не образует устойчивых социальных групп, они подвержены большим изменениям по территориальному размещению, составу, количеству и т.д. Подчеркивается, что ни один из указанных выше признаков, взятый в отдельности, не исчерпывает определения телевидения и телевизионной коммуникации; последняя описывается лишь совокупностью этих характеристик.

С позиций социальной философии и социологии следует учитывать социальную обусловленность телевещания. Подходя к нему как к средству массовой коммуникации с точки зрения системного анализа, нельзя забывать об абстрактности такого подхода при анализе коммуникатора, коммуниканта и ситуации коммуникации. Телекоммуникатор всегда зависит от господствующих в данном обществе политических и экономических сил, национально-культурных традиций и духовных ценностей. Телеаудитория, в том числе молодежная, - это исторически конкретные индивиды, занимающие в социально системе конкретные идеологические, религиозные и этические позиции, что зачастую игнорируют западные теоретики массовой коммуникации.

Исследователям и практикам мало установить такую закономерность отношения личности к телевизионной информации как избирательность. Гораздо важнее понять, что лежит в основе предпочтений молодых людей, от чего они зависят и, учитывая их, строить прогнозы "телевизионного поведения" молодежной аудитории в расчете на успех. Российская аудитория пока сохраняет тенденцию к потреблению всех трех видов СМИ (печати, радио и телевидения), однако и здесь постепенно происходит перераспределение в пользу потребления телевидения.

Главным регулятором отношений молодежи с массовой информацией оказывается интерес - отношения значимости и привлекательности. Состав интересов молодежной аудитории во многом зависит от социальных ролей, которые выполняют ее представители, от групп, в которые они активно включены. Поэтому простое знание состава молодежной телеаудитории (по роду занятий, полу, возрасту, образованию и т.п.), конечно, играет роль для производителя информации, но недостаточно для адекватного представления о молодых телезрителях. Необходимо специально изучать их интересы, ожидания, запросы.

Многочисленные исследования такого рода указывают на существование определенных типов или "групп сознания", формирующихся на пересечении социально-демографических групп, где социально-типическое в информационном поведении человека взаимодействует с индивидуально-особенным. С начала 90-х годов в России происходит существенная корректировка взглядов аудитории на роль телевидения. Раньше, в советский период, последнее выступало представителем интересов власти или защитником прав отдельных людей перед конкретными бюрократами. Сейчас, в эпоху становления российской демократии, телевидения воспринимается населением в своих первоначальных качествах и функциях. Люди ждут от него полноценного информирования, с одной стороны, и способности связывать социальные группы, народ, прежде всего "по горизонтали" - с другой. Причем все важнее для большего числа зрителей становится отношение к конкретным каналам телевизионной информации.

В послевоенное время специалисты разработали

несколько важных способов не только количественного, но и качественного определения реальной телеаудитории. Это - электронный счетчик, позволяющий получить объективную картину, в чем особенно заинтересованы рекламодатели. Ввиду дороговизны этого метода все чаще используется дневник телезрителя, способ фиксирования аудитории, представленной группами, разными по полу, возрасту и т.д.

Особое внимание уделяется современным методам изучения телевизионной коммуникации, таким как личные и телефонные интервью со зрителями, интерактивный опрос телеаудитории. Выделяются достоинства и недостатки каждого из методов сбора информации.

Основным инструментом социального анализа содержания телевизионной информации остается метод контент-анализа. Отмечается особая сложность контент-анализа видеоматериалов вследствие того, что он сочетает в себе элементы собственно анализа содержания и формализованного наблюдения. Делается вывод о том, что дальнейшее развитие коммерческих начал в деятельности телевидения вынудит практиков привлечь контент-аналитиков к систематическому анализу соответствия предлагаемого "продукта" телеинформации - спросу потребителя, то есть интересам зрителей.

Завершается первая глава параграфом "Комплексное исследование российской телеаудитории", где раскрывается реальное место, роль и функции российского телевидения в структуре федеральных и региональных средств массовой информации. На материалах репрезентативного социологического исследования различных регионов страны (1999 г.) воспроизводится объективная ситуация взаимоотношений между телевидением и его потребителями.

Выявлены рейтинги популярности отдельных телеканатов, ее зависимость от таких социально-демографических характеристик респондентов как пол, возраст, род занятий, уровень образования; определены направления совершенствования содержания и структуры телевизионных программ, желательный, по мнению респондентов, характер изменения конкретных

телепередач. Около половины телезрителей устраивает сложившееся соотношение жанров передач, кроме рекламы. Остальная часть телеаудитории испытывает потребность в увеличении познавательных (39%) и учебных (35,4%) передач, а также в программах художественного жанра (36,8% опрошенных). Увеличения развлекательных передач ожидает 26,3% опрошенной телеаудитории.

Вторая глава "Опыт сравнительного социокультурного анализа взаимодействия телевидения и молодежной аудитории России и Сирии" состоит из трех параграфов, посвященных различным сторонам взаимовлияния телевизионной коммуникации и молодых зрителей.

В первом параграфе "Социальные и личностные факторы, влияющие на молодежную телеаудиторию" рассматриваются особенности использования телевидения в зависимости от пола, возраста, образования и рода деятельности, интересов и ценностей, национальной принадлежности и культуры молодых людей. Доказывается, что современную молодежь нельзя рассматривать как однородную социальную группу. Напротив, она представлена разными, относительно самостоятельными подгруппами, в том числе учащейся, студенческой и рабочей молодежью, каждая из которых отличается своей спецификой и заметными различиями в отношении к телевидению.

Рассмотрена динамичная и сложная структура ожиданий молодежной аудитории относительно удовлетворения ее потребностей телевидением. В конечном счете эта структура представляет собой предварительную оценку молодежью предлагаемых ей телепередач на предкоммуникативной фазе, что оказывает решающее влияние на "телевизионное поведение" ее представителей.

Второй параграф "Культурные интересы и ценностные ориентации молодых зрителей российских и сирийских телепередач" посвящен анализу влияния национального телевещания двух стран на свою молодежную аудиторию, которая представлена тремя различными группами. Это -российские и арабские студенты московских вузов, обучающиеся на гуманитарных, естественных и технических факультетах, разделенные на две

возрастные категории 17-20 и 21-25 лет, а также сирийские студенты

педагогических вузов 17-20 лет и молодые учителя 21-25 лет.

Полученные результаты позволили автору сделать следующие выводы.

1. Наиболее распространенная социально-психологическая форма коммуникации - межличностное общение - по популярности у молодежи вполне сопоставима с телевидением как технической формой массовой коммуникации.

2. В обследованных группах россиян и арабов 21-25 лет телевидение вызывает наибольший интерес, а среди арабских студентов в два раза больше, чем к межличностному общению. Телевизионная коммуникация вытесняет также чтение газет и журналов, посещение театров и кинотеатров, участие в научных конференциях.

3. Все более популярным средством массовой коммуникации в студенческой аудитории становится Интернет. Прежде всего, это связано с требованиями современного высшего образования, глобализацией научной, социальной и политической информации, развитием демократического гражданского общества в России.

4. Потребление студентами других средств массовой информации (радио, печать, учреждения культуры), зависит от разных причин. Объем чтения и прослушивание радио арабами в решающей степени зависит от степени владения русским языком. Театр не пользуется большим вниманием, так как на родине не имеет глубоких традиций. Напротив, у россиян обращение к радио, книгам в 2 - 3,5 раза чаще, чем у арабских коллег. Уменьшилось посещение театра и кино, в основном, по экономическим соображениям. Вследствие отмеченных выше факторов телевидение остается самым доступным и дешевым средством массовой информации для молодежи.

5. Тематические предпочтения российских и арабских студентов 17-20 лет имеют следующую структуру и особенности. Россиянки поставили на первое место театральные передачи, на второе - телесериалы и экологические программы, на третье - интеллектуально-игровые, на четвертое - учебно-образовательные, на пятое - религиозные, на шестое -

развлекательные. Их арабские сверстницы больше других предпочитают экономические и спортивные передачи, по остальным темам ответы совпадают с интересами россиянок. Россияне прежде всего увлекаются музыкальными западными передачами, затем экологическими программами. Остальные места занимают театральные спектакли, образовательные и специальные молодежные программы, реклама. 6. Более старшая возрастная группа молодежи 21-25 лет отличается другим распределением телевизионных предпочтений. Россиянки выше других оценивают театральные передачи, высоко ценят рекламную информацию, а также телесериалы. Остальным тематическим передачам уделяют мало внимания. Для арабских студенток наиболее важны интеллектуально-развлекательные программы, спортивные и экономические программы. Последующие места занимают информационно-политические передачи, за ними следуют художественные фильмы, музыкальные концерты и религиозные передачи. Россияне более всего ценят интеллектуально-игровые шоу, учебно-образовательные и экологические передачи, к которым примыкают научно-популярные телесериалы. Наименее популярны театральные передачи и рекламные ролики. Арабские студенты, как и их соотечественники младшего возраста, выше всего оценили религиозные и спортивные передачи, а также художественные фильмы.

В третьем параграфе "Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов" использованы результаты общероссийского социологического исследования интересов и ценностных ориентации молодежи, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в конце 1997 г. Автором была построена типология современной молодежи по трем критериям - межличностное общение, развлекательные контакты и общественная деятельность, на основе которой выделены следующие типы: "семьянин", "общительный", "развлекающийся", "социально-активный", "одухотворенный" и "гармоничный".

Таким образом, в досуге российской молодежи, наряду со встречами с друзьями (61,5%) доминирует телевидение (55,4%), ставшее преобладающей

формой проведения свободного времени практически для всех россиян. При этом наименьшая доля тех, кто предпочитает проводить досуг за просмотром телепередач, в группе "одухотворенных", а наибольшая - в группе "гармоничных". Это позволяет сделать вывод о возрастании влияния телевидения на сознание и поведение молодежной аудитории.

В заключении диссертационного исследования автор подводит итоги изучения поставленных проблем, делает общие выводы, намечает перспективы дальнейших исследований.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Специфика телевидения как важного фактора социального воздействия на молодежную аудиторию. Российский университет дружбы народов. -М, 2000, 20 с.

2. Системный анализ и методы исследования телевизионной коммуникации. - М„ РУДН, 2000, 21с.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тальжи Кусай Мустафа

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы социально-философского анализа современного телевидения.

§1. Специфика телевидения как важного фактора глобализации современного общества.

§2. Системный анализ и методы исследования телевизионной коммуникации

§3. Комплексное исследование российской телеаудитории.

Глава 2. Опыт сравнительного социокультурного анализа взаимодействия телевидения и молодежной телевизионной аудитории России и Сирии.

§1. Социальные и личностные факторы, влияющие на молодежную телеаудиторию.

§2. Культурные интересы и предпочтения молодых россиян и арабов в сфере российского и сирийского телевидения.

§3. Современная российская молодежь в зеркале общения и досуговых интересов.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Тальжи Кусай Мустафа

Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа еще недостаточно изученного направления - специфики воздействия современного телевидения как средства массовой информации на формирование культурных ориентадий и духовных взглядов молодежи в обществе. Сейчас мы можем наблюдать, что социальная информация во все большей степени становится критерием социального, культурного развития, показателем места отдельной страны в общем прогрессе человечества. Информационные взаимодействия и средства передачи и обработки массовой информации играют все большую роль в социализации молодежной аудитории, преемственности социально-культурных и духовных ценностей и традиций различных поколений. С учетом того, что в обновляющейся России происходит непрерывное накопление как новых социально-философских, социологических теорий и концепций, так и информационных ресурсов, становится актуальным изучение различных взаимодействий между телевидением и одной из его самых распространенных групп потребления - молодежью.

Воздействие телевидения на массовое сознание молодежи особенно велико с точки зрения становления и закрепления ее ценностей. Во-первых, ценностные ориентации молодых людей находятся в процессе формирования, а потому требуют некоторого времени для обретения устойчивости, в связи с чем испытывают большую зависимость от внешних информационных факторов, среди которых существенным является телевидение. Во-вторых, в прогностических целях молодежь представляет интерес как поколение, которое в недалеком будущем займет место основной производительной и социальной силы общества, а следовательно, ее ценности будут во многом определять духовную культуру всего общества.

Столь же немаловажным представляется анализ содержательной деятельности телевидения и выполняемых им функций. Для молодых граждан Российской Федерации имеет значение не только информационный аспект во взаимодействии с телевизионными каналами, но и нравственно-духовный потенциал, степень гуманизма и уровень демократизма транслируемых передач.

Не менее актуально социальное исследование специфики процессов взаимодействия телевидение и молодежной аудитории, принадлежащей к разным национальным культурам. Этностереотипы людей в определенную социокультурную систему. Для избежания национально-этнических, религиозных и тем более вооруженных конфликтов надо знать природу социокультурных стереотипов, изменяющихся под влиянием модернизационных процессов, трансформации образа жизни и т.д. Результаты исследований в этой сфере также могут иметь практической значение и быть использованы при решении проблем межкультурного диалога "Восток-Запад". Именно этим объясняется использование в диссертации материалов социальных исследований в молодежной среде России и Сирии.

Отмечая значительный опыт, накопленный исследователями при изучении массовых информационных процессов и телевизионной коммуникации, анализ специальной литературы показывает, что существует определенное несоответствие и даже отставание телевизионной коммуникации от этических, эстетических и познавательных потребностей молодых россиян. Наряду с этим не отличалась высоким вкусом российская телевизионная реклама, проявились тенденции манипулирования общественным мнением молодежи.

Гипотеза исследования. Теоретический анализ проблем телевизионной коммуникации с участием молодежи в современной России позволяет сформулировать положение о повышении социокультурной роли телевидения в формировании ценностных ориентаций и духовных взглядов молодых россиян.

Степень научной разработанности проблемы. Различным аспектам, связанным с проблемой взаимодействия телевидения как важнейшего средства массовой информации в современном российском обществе, посвящены монографии и научные статьи общего, социально-философского и междисциплинарного характера.

Теоретические аспекты телевизионной коммуникации в сфере различных гуманитарных наук и ее воздействие на аудиторию рассмотрены в работах таких российских исследователей, как В.Ю.Борев, Ю.П.Буданцев, А.В.Коваленко, Л.С.Мельник, И.С.Мелюхин, Л.В.Петров, Э.А.Поздняков, Г.В.Почепцов, Б.М.Сапунов1.

Изучению и анализу функционирования телевидения, его роли и функций в социокультурных и духовных процессах уделялось существенное внимание иностранными учеными. Этот комплекс проблем разрабатывали такие крупные исследователи как А.Моль, Г.Лассуэлл, М.Хоркхаймер, Г.Шиллер, Ю.Хабермас, Г.Маклюэн, Ч.Сэндидж, Р.Чалдини и др2.

Исследования телевизионной массовой коммуникации способствовали более глубокому раскрытию взаимосвязей между телевидением и различными социальными группами общества, телевизионной информацией и индивидом, а также доказали необходимость дальнейшего развития социально-философской и культурологической мысли в этом направлении в условиях приобретения человеческой цивилизацией нового глобального измерения своего единства.

Само понятие телевизионной коммуникации возникло в конце 40-х -начале 50-х годов в русле концепций "массового общества" и "массовой культуры", когда вследствие бурного развития электронных средств массовой информации стало усиливаться явление "телевизионизации культуры". В настоящий период этот комплекс проблем нашел отражение в монографиях, учебных пособиях и статьях Т.А.Алексиной, Г.Н.Вачнадзе, И.Дзялошинского, А.Юровского.

Проблема изучения телевизионной аудитории, в том числе молодежной, стала активно изучаться в бывшем Советском Союзе и странах

1 Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986; Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. - M., 1995; Мельник Г.С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996; Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., 1999; Петров JI.B. Массовая коммуникация и культура. - М., 1998; Поздняков Э.А. Философия культуры. - СПб., 1999. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998; Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. - М., 1998; Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. - М., 1999 и др.

2 Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973; Шиллер Г. манипуляторы сознанием. - М., 1980; Сэндидж Ч.С. и др. Реклама: теория и практика. - М., 1996; Чалдини Р. Психология влияния. - М., 1997; Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handeln. - Frankfurt/Main, 1973; McQuail D. Mass Communication. An Introduction. - London. Sage, 1994. социалистического содружества начиная с 70-х годов3. Задача повышения эффективности влияния телевидения на формирование гуманистических, духовных, нравственных, эстетических и познавательных интересов молодежи становится еще более значимой по мере демократизации российского общества. Система средств массовой информации, отвечающая требованиям современного демократического общества (плюрализм, независимость, уважение прав человека, обеспечение основных прав и свобод), лишь формируется в России. Результаты прикладных исследований проблем организации и восприятия телевидения освещаются в целом ряде работ отечественных авторов4.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение особенностей взаимодействия телевидения и молодежной аудитории, а также влияния телевизионной коммуникации на формирование культурных запросов и духовно-нравственных ориентаций молодых россиян.

Для осуществления сформулированной выше цели были определены задачи:

- Рассмотреть эволюцию понятий "социальная информация", "телевизионная коммуникация", их современного социально-философского содержания;

- Исследовать основные функции современного российского телевидения в формировании социокультурных интересов российской молодежи;

- Проанализировать основные направления воздействия телевидения на познавательные, эстетические и этические предпочтения молодежной зрительской аудитории;

3 Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. - М., 1989; Коган Л.Н. и др. Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. - Свердловск, 1973; Массовая информация и общественное мнение молодежи / Под ред. В.Л.Оссовского. - Киев, 1990; Чубайс И.Б. Воздействие телевидения на формирование общественного мнения. Автореферат канд. филос. наук. - М., 1979; Исследование проблем молодежи в ГДР / Под ред. Ю.Е.Волкова и др. - М., 1976; Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации. Советско-венгерские исследования массовой коммуникации. T.N. - Будапешт, 1983.

4 Лукницкий С.П. Средства массовой информации в системе управления современной Россией. Автореф. дисс. на соиск. д-ра социол. наук. - М., 1998; Макаров В.П. Региональные СМИ в структуре российского общества. Автореф. дисс. на соиск. канд. социол. наук. - М., 1999; Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991; Нанешвили Б.Д. Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией //Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - М., 1995, №3; Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве. - М., 1996; Сапунов Б.М. Религия и массовая культура. На материалах телевидения и радиовещания. - М., 1994; Евстафьев В., Яссонов В. Введение в медиапланирование. Уч. пособие. - М., 1998.

- Провести сравнительный анализ методов телевизионного воздействия на молодежь России и Сирии, опираясь на результаты социальных исследований студентов вузов двух стран;

- Определить типичные проблемные ситуации взаимодействия телевидения с молодежной аудиторией, в которых телевизионная коммуникация ослабляет свою эффективность.

Объектом диссертационного исследования являются социальные отношения "телевидение - молодежная аудитория", в которых телевизионная коммуникация занимает главное место, основные методы, средства и формы ее воздействия на студенческую молодежь.

Предмет диссертационного исследования образуют особенности и социально-философские аспекты взаимодействия телевидения и молодежной аудитории современной России.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации образуют принципы сравнительного и комплексного анализа, системный, культурологический и социологический методы познания, труды ведущих российских и зарубежных, в том числе арабских (сирийских), изучавших влияние телевидения на формирование социальных, культурных и духовных ценностных ориентаций молодежи в различных общественных системах.

Исследовательскую базу диссертации составили различные нормативные документы и законы Российской Федерации о развитии отечественного телевидения и радиовещания, статистические данные о деятельности телевидения, социологические исследования студенческой молодежи и преподавателей, данные печати.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация является одной из первых работ, в которой:

- Определены действующие элементы телевизионной коммуникации, осуществляемой телевидением в условиях демократизации российского общества;

- Выявлены функции и направления телевизионной коммуникации, усиливающие формирующее влияние на социальные, культурные и духовные запросы молодежи;

- Исследованы формы взаимодействия телевидения и студенческой молодежи в режиме "телевизионного диалога";

- Проведен сравнительный культурологический анализ особенностей потребления телевизионной информации молодежной аудиторией России и Сирии;

- Установлены причины негативного отношения молодежной аудитории к некоторым видам телевизионной продукции, в частности, к коммерческой рекламе;

- Выявлены ситуации, в которых телевизионная коммуникация с российской молодежью может утратить свои гуманистические, духовные функции.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты, положения и выводы данного исследования могут быть использованы:

- Для дальнейшей теоретической разработки проблемы взаимодействия телевидения и молодежной аудитории, прикладных исследований феномена телевизионной коммуникации;

- При социально-философском анализе актуальных проблем массовой культуры и потребления ее продукции молодежью;

- При анализе и решении комплекса социальных проблем, связанных с межкультурным диалогом;

- При подготовке спецкурсов по социальной философии, культурологии, социологии, теории и практики журналистики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии Российского университета дружбы народов в ноябре 2000 г. и рекомендована к защите. Основные положения диссертации докладывались в виде научных сообщений на заседаниях кафедры социологии Российского университета дружбы народов, в 2000 г. на всероссийской научной конференции аспирантов и студентов "Диалог цивилизаций: Восток - Запад" в Российском университете дружбы народов. Некоторые теоретические выводы и практические рекомендации по теме диссертации содержатся в депонированных рукописях, подготовленных к публикации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой главе по три параграфа), заключения и библиографии на русском и английском языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Телевидение и молодежная аудитория"

Заключение

Социально-философский подход к телевидению как к характерному явлению современной массовой культуры предполагает учет его материальных (физических, технических) и социальных качеств в неразрывном единстве. Необоснованная абсолютизация одной из сторон или функций телевидения вызывает неадекватную оценку места и роли последнего в системе средств массовой информации и в развитии человеческой культуры в целом.

С одной стороны, телевидение в информационно-электронную эпоху становится одним из главных средств духовного производства в общественной жизни. Для людей, живущих в мире сверхскоростных электронных взаимосвязей, следствия опережают появление причин, отсюда понятие "причинности" теряет определенный смысл. Деятельность телевидения, выступая в качестве элемента "электронной среды" современного человека, не только осуществляется одновременно с ее причинами, но в его сознании меняется с ним местами. В то же время телевидение превратилось в "четвертую власть", наряду с прессой и радио приобрело огромную роль в социальном управлении сознанием и поведением огромных масс людей. Оно играет все более ответственную роль в удовлетворении информационных, культурных и других жизненно важных потребностей различных социальных групп, в том числе молодежи.

Телевидение все сильнее зависит от "рыночной" конъюнктуры, все более прагматично подходит к планированию содержания передач, в которых четко проявляется специфика современных российских СМИ. Повышая объемы малохудожественных, развлекательных, спортивных и подобных им телепередач в ущерб общественно-политической, экономической, духовно-познавательной тематике, оно, конечно, удовлетворяет реальные потребности телеаудитории. С другой стороны, это усиливает настроения усталости, апатии к реально происходящим событиям у массового телевизионного зрителя. В новостной телеинформации преобладают сообщения о бедствиях и катастрофах, преступности и терроре, скандалах и судебных процессах и все меньше того, что напрямую связано с общегосударственными проблемами, объединяет власть и население.

Систематическое изучение социальных и личностных факторов, влияющих на "телевизионное поведение" молодежной аудитории, позволяет более полно и точно учитывать актуальные интересы и ожидания молодежи. И тем самым более гибко планировать деятельность телевидения, а также оказывать действенное влияние на использование молодыми зрителями телепередач и программ. Подтвердилось теоретическое и практическое значение знания специфики потребления телевидения в зависимости от пола, возраста, образования, рода деятельности, интересов и ценностей, уровня культуры и национальной принадлежности молодых людей.

В виду того, что телевидение ежедневно предлагает каждому молодому человеку множество программ, он вынужден постоянно решать проблему их выбора. Молодежь должна обладать такими способностями к отбору телепередач, которые духовно возвышали и украшали бы личность юношей и девушек. Однако при выборе желательных телепрограмм молодежью часто играют решающую роль не рациональные интересы, а личные симпатии и привычки, установки и ожидания. Так, исследования влияния "образа коммуникатора" на телевизионные предпочтения показали, что если в них участвует обаятельный ведущий, одна треть молодежной аудитории смотрит даже плохие, а другая треть - посредственные передачи. Полная характеристика структуры ожиданий и культурных потребностей молодежи в процессе телевизионной коммуникации, определяющих интерес к конкретным каналам и программам телевидения, позволяет совершенствовать организацию и планирование телепередач.

Отмеченные выше принципы, факторы и взаимосвязи получили определенное подтверждение результатами социологических исследований, проведенных диссертантом среди учащейся и студенческой молодежи России и Сирии.

В группе 17-20-летних и 21-25-летних русских и арабских студентов, обучающихся в московских вузах, большинство опрошенных отдало предпочтение телевидению как самому интересному, полезному и экономичному средству массовой информации, культуры и коммуникации по сравнению с другими (газеты, радио, кино и т.д.). русские студентки обеих возрастных групп наибольший интерес проявляют к развлекательным (театральные спектакли и телесериалы) и экологическим передачам, в то время как их арабские коллеги 17-20 лет больше интересуются экономическими и спортивными программами, а 21-25-летние арабки предпочитают развлекательные, спортивные и лишь затем экономические и политические передачи, русские студенты 21-25 лет характеризуются структурой предпочтений (развлекательные, образовательные и экологические программы), четко отличающихся от арабских сверстников (религиозные, спортивные, художественные передачи), таким образом, различия в интересах и ориентациях по поводу телевидения между русскими и арабскими студентами обусловлены, прежде всего, национальной принадлежностью, типом культуры и менталитета молодых людей, а не полом, возрастом, образованием.

Основой социальной жизни современной молодежи, приобретающей все более важное значение, является ее частная жизнь. В ней усилия по выживанию и улучшению своего материального положения сочетаются с активным проведением досуга, развлечениями и саморазвитием. Средством удовлетворения этих жизненных потребностей молодежи, в частности, учащейся и студенческой, становится современное, технически оснащенное телевидение. Типология на основе особенностей межличностного общения, характера досуга и социальной деятельности помогла построить шесть основных типов молодых россиян, различающихся частотой потребления телевизионной информации.

Что касается сирийской молодежи, то она живет в регионе с невысоким уровнем развития телевидения к 90-м годам. Рост СМИ, как известно, определяется "критической массой" грамотности, экономики, численности населения, технологии и политических свобод; страны третьего мира пока не достигли такого уровня. Средний показатель для арабских стран в 90-х годах -12 телевизоров на 100 жителей, в то время как в богатых странах Персидского залива он в 4-5 раз выше. Недостаточная "телевизионизация" населения сопровождается большими требованиями и запросами со стороны сирийской молодежи, которая является массовым потребителем телевизионной продукции. Высказанные ею критические замечания и практические предложения с целью улучшения деятельности государственных и частных телекомпаний четко свидетельствуют об этом.

Во всем мире наступил кризис государственного телевидения, централизованные формы телевидения уходят в прошлое. "Новейшие" средства массовой коммуникации предоставляют более гибкие и индивидуальные формы общения с потребителем, в том числе большую степень интерактивности, то есть двусторонней связи с аудиторией. Это не означает, что "старое" эфирное телевидение исчезает: пока оно успешно не только конкурирует с кабельным и спутниковым, но они также дополняют развитие

- 7 друг друга. Государства Арабского Востока в последнее время проявляют большой интерес к спутниковым технологиям. Реализация проекта вывода на орбиту первого египетского спутника обеспечит простор для развития арабских телевещательных компаний, в том числе, и сирийских. А это в свою очередь будет способствовать более полному и качественному удовлетворению культурных и духовных потребностей сирийской молодежи.

 

Список научной литературыТальжи Кусай Мустафа, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Нормативные н подзаконные акты

2. Закон РФ "О средствах массовой информации". М., 1993.

3. Кодекс радиовещания и телевидения Сирийской Арабской Республики, №350 от 29.12.1991.

4. Федеральная государственная программа "Развитие отечественного телевидения и радиовещания". М., 1995.

5. Федеральный закон "О рекламе". М., 1996.1..Диссертации

6. Березин Г.В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентаций россиян (на примере телевидения). Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2000, 18 с.

7. Жалда Дрисс. Политическая культура средств массовой информации как фактор разрешения современных межэтнических конфликтов. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1999, 20 с.

8. Львова М.Л. Теоретические и методологические аспекты рейтинговых исследований культуры. Автореф. дисс. канд. культурологии. наук. -Челябинск, 1997, 18 с.

9. Макаров В.П. Региональные СМИ в структуре российского общества: Социологический аспект. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1999, 23 с.

10. Осман Али. Формирование общественного мнения под влиянием средств массовой информации как фактор политической культуры общества. Автореф. канд. филос. наук. М., 2000, 16 с.

11. Шмулевская М.В. Динамика ценностных ориентаций студенчества в условиях преобразований российского общества. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1997, 22 с.

12. I. Работы авторов на русском языке

13. Алексина Т.А. Тексты лекций к спецкурсу "Философские проблемы культуры". М.: Изд-во УДН, 1991, 64 с.

14. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. 1996, № 4.

15. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

16. Барабаш Н.А. Опыт философского анализа современного ТВ: Учеб. Пособие. Ташкент, 1998, 32 с.

17. Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе // Американская социология. -М., 1972.

18. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

19. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.

20. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М., 1998.

21. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М.: Изд-во УДН, 1986,168 с.

22. Ю.Буданцев Ю.П. Теория и практика журналистики и массовых информационных процессов. М., 1993.

23. П.Варбанский A.M. Телевидение. М.: Связь, 1973.

24. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989, 672с.

25. Взаимодействие массовых информационных процессов: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Г.И.Сергеева. М.: Изд-во УДН, 1986, 105 с.

26. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: в 2 т. -М., 1998.

27. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М.: Акад. пед. Наук СССР, 1989, 116 с.

28. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

29. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. М., 1994.

30. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.

31. Голядкин Н.А. ТВ информация в США. М.: Hi IK работников телевидения и радио. 1994.

32. Горский Ю. Информация как средство организации и дезорганизации // Соц.-полит. журн., 1994, №№3-6, с. 194-209.

33. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России. -М., 1996, 124 с.

34. Грант Дж.П. Философия, культура, технология. Перспективы на будущее // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986, с.156-160.

35. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987, 368 с.

36. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987, 386 с.

37. Грушин Б.А. Эффективность средств массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

38. Дзялошинский и. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М.: Восток, 1996, 306 с.

39. Евстафьев В., Яссонов В. Введение в медиапланирование. Уч. пособие для начинающих медиапланеров. М., 1998.

40. Егоров В. Телевидение России и мира между прошлым и будущим. М., 1995.

41. Ермакова Ю.А. Манипуляция личностью. Смысл. Приемы. Последствия. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1995,204 с.

42. Жуков Ю.А. Тридцать бесед с телезрителями. М., 1977.31.3ильберт Б.А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. Саратов, 1986.

43. Ильин. Телевидение и его проблемы. М., 1967.

44. Информационные службы и средства массовой информации. М., 1994, 59 с.

45. Исследование проблем молодежи в ГДР. Под ред. Ю.Е.Волкова, Б.К.Лисина. М.: Прогресс, 1976.

46. Карелина В.М., Петрова C.JL Зарубежная телеаудитория 80-х гг. Вестник ИПК работников телевидения и радиовещания. 1993, №5.

47. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996, 215 с.

48. Коган JI.H. и др. Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973.

49. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

50. Концепция законодательства о средствах массой информации для посттоталитарных государств. Стенограф, отчет. СПб, 1997, 170 с.

51. Копылова Р.П. Что такое "телевизионный диалог"? В кн.: Телевидение: вчера, сегодня, завтра. Вып.4. М., 1984.

52. Коробейников B.C. Редакция и аудитория: Социологический анализ. М.: Мысль, 1983, 255 с.

53. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М., 2000, 736 с.

54. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М., 1996.

55. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995.

56. Лендерле М.М. Мнение русских людей о лучших книгах для чтения. СПб., 1995, 93 с.

57. Лукницкий С.П. Средства массовой информации в системе социального управления современной России (социологический анализ). Дисс. д.с.н. М., 1998.

58. Макаров В.П. Региональные СМИ в структуре российского общества: Социологический аспект. Дисс. к.с.н. М., 1999.

59. Макаров В.П. Современные СМИ в структуре российского общества: Социологический аспект. М., 1999, 72 с.

60. Мартынова У.П. Основные показатели рекламной кампании / СоцИс, №2, 1995.

61. Массовая информация и общественное мнение молодежи / Под ред. В.Л.Оссовского. Киев, 1990.

62. Моль А. Социодинамика культуры. М: Прогресс, 1973.

63. Москва на пути к культуре мира. М.: Центр "Этносфера", 1999, 200 с.

64. Нанешвили Б.Д. Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией //Вест. Моск. ун-та. Сер. 14 Психология. -1995, №3, с.20-29.

65. Научная методология изучения массовых информационных процессов: Сб. науч. тр. М.: Изд-во УДН, 1984, 102 с.55.0сипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

66. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М., 1999.

67. Полуэхтова И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя / Социологические исследования, 1996, №2.

68. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

69. Почепцов Г.Р. Коммуникативные технологии XX века. М., 1999.

70. Рубакин Н.А. Этюд о русской читательской публике. Л., 1935,46 с.

71. Сапунов Б.М. Религия и массовая культура. На материалах телевидения и радиовещания. М., 1994.

72. Светина С.В. Язык телевидения: функции и построение. М., 1986.

73. Система средств массовой информации. Уч. пособие под ред. Я.Н.Засурского: Изд. Моск. ун-та. М., 1996.

74. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологических исследований. М.: Ин-т молодежи, 1996, 130 с.

75. Сэндридж Ч С., Фрайбургер Р., Ротуолл К. Реклама: теория и практика.

76. Телевидение и радио России. Сб. материалов. М., 1999.

77. Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание // редколлегия: Г.В.Кузнецов и др. М.: Изд-во МГУ, 1998, 288 с.

78. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 1999.

79. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). -М., 1993.

80. Федотова JI.H. Радио и телевидение в переходный период //Фонд "Общественное мнение", серия исследований "Средства массовой информации: портреты аудиторий", вып.2. М., 1992.

81. Федотова JI.H. Социология рекламы. М., 1999, 339 с.

82. Философские проблемы массовых информационных процессов. М., 1990, 72 с.

83. Цвик В. Телевидение: системные характеристики. М., 1998.

84. Чалдини Р. Психология влияния. М., 1999.

85. Чубайс И.Б. Воздействие телевидения на формирование общественного мнения. Дисс. к.ф.н. М., 1979.

86. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. Осипова Г.В., РАН, Ин-т социально-политических исследований. М., 1995, 940 с.

87. Юровский А. Место телевидения с системе средств массовой коммуникации // Телевизионная журналистика. М., 1994, с. 13-29.1..Работы отечественных авторов

88. Аль-Асад Хафиз. Речь к учителям. 13 марта 1988. Дамаск, 1988.

89. Аккад JL Введение в теорию и методику коммуникации. Дамаск, 1989.

90. Аккад JL Введение в радиовещание и телевидение. Дамаск, 1996.

91. Аль-Каллуб Б.А.А. Образовательное телевидение. Бейрут, 1987.

92. Аль-Масмуди М. Новая мировая пресса в новом мышлении // Мир знания, №94.-Кувейт, 1985.

93. Аль-Рифай Ш.А.Д. Дневники журналистики. Т. I. Тараблус. Ливия, 1981.

94. Аль-Сайд A.M. Методика обучения арабскому языку. Дамаск, 1982.

95. Аль-Румхайн А.А. Арабское исследование теории журналистики. Дамаск, 1994.

96. Аль-Румхайн А.А. Роль СМИ в жизни общества. Дамаск, 1996.

97. Ю.Аль-Машшут М.А. Реклама. Дамаск, 1999.

98. И.Аль-Машшут М.А. Психология СМИ. Дамаск, 1988,300 с.

99. Аль-Зейр С.Б.М. Телевидение и социальные изменения в развивающихся странах. Джадда, Саудовская Аравия, 1994,254 с.

100. Аль-Ахрасс М.С. Социология антропологии. Дамаск, 1983.

101. Аль-Каллуб Б.А.А. Образовательное телевидение. Бейрут, 1987.

102. Аль-Дулайми Х.Дж.М. Планирование прессы в социологическом аспекте. Амман. 1998.

103. Аль-Зин Р. Роль СМИ в увеличении женской роли в развитии общества. Дамаск. 1984.

104. Аувад М. Телевизионная информация. Бейрут, 1987.

105. Аль Джад С.С. Культурые программы и культурная пресса. Каир, 1987.

106. Иссам М. Введение в массовую коммуникацию. Амман, 1986.

107. Карам Дж.Дж. Телевидение и наши дети. Бейрут, 1988.

108. Марзук Ю. Искусство создания материалов в радиовещании и телевидении. Александрия, 1996, 324 с.

109. Мухаммад У.Н. Видео и люди. Каир, 1990.

110. Мухаммад У.Н. Искусство обработки информации в радиовещании и телевидении. Каир, 1993.

111. Муса И. Введение в массовую коммуникацию. Амман, 1986.

112. Муханна Ф. Выразительность информации в СМИ. Дамаск, 1992.

113. Наддаф И. Сирийская телевизионная драма. Дамаск, 1994.

114. Рашед А.А. Реклама. Бейрут, 1981.

115. Сулейман М.К. Планирование прессы в мусульманском аспекте. Эр-Рийад. 1994.

116. Хаддур А. Социология рекреативности на телевидении // Телевизионная драма. Дамаск, 1997.

117. Хаммад И. Роль СМИ в развитии общества. Дамаск, 1996.

118. Хаддур А. Литература журналистики. Дамаск, 1992.

119. Хамди X. Информационная функция СМИ. Каир, 1991.

120. Аль-Альуй Х.И. Образ матери в киноматографе. Д. Шамас Исса. Сравнительное исследование местных и мексиканских телесериалов. // Арабская женщина. №383. 1997.

121. Д. Аль-Хатиб X. Проблема арабского языка в наше время. // Знание. № 87. 1976.

122. Д. Уатва Али. Роль СМИ в социальном воспитании молодежи. // Подготовка воспитателей. № 4. 1992.

123. Аль-Халиди Г. Арабский язык. // Арабский учитель. № 2. 1997.

124. Аль-Фахид. Я. Логика цивилизации и язык диалога. // Аль-Файссал. № 247. 1998.

125. Дихни Салах. Выразительность языка кино. // Кинематограф. №8. 1981.

126. Альяс-Марья и Халиф А.А. Мимика в театре. // Театральная жизнь. №43. 1996.

127. Муса М.Д. Интервью с генеральным директором спутникового ТВ Шариджа. // Искусство. № 305. 1997.

128. Вайли X. Влияние радио и телевидения на подростков. // Искусство. № 342. 1998.1..Работы иностранных авторов на арабском языке.

129. Борицки А. Телевизионная журналистика. Дамаск, 1991.

130. Dragon М/ Sociology and Philosophy Essays: TV and Violence. N.Y., 1998.

131. Ментишир M. Редактирование информации в газете, радио и телевидении. -Дамаск, 1992.

132. Абу-Сали Н.А. Влияние научно-популярных программ ТВ Сирии на студентов естественных факультетов университета г.Дамаска.

133. Аллам-Аль-Дин М.Х. Влияние Сирийской ТВ программы «Экзотика мира» на студентов педагогических институтов провинции Аль-Суйда.

134. Аль-Али Х.М. Влияние музыкальных программ ТВ Сирии на студентов музыкального института в провинции Аль-Суйда.

135. Аль-Бузи М.М. Влияние Сирийской ТВ рекламы на школьников г.Айн-Термы (провинция Дамаска).

136. Ахмад A.M. Влияние спортивной программы ТВ Сирии на молодежь города Ших-Бадар (провинция Тартуса).

137. Махрука С. Влияние программы «Телевизионный журнал» ТВ Сирии на молодежь Дамаска.

138. Мухсин А. Влияние Сирийской ТВ рекламы на молодежь города Аль-Фуа (провинции Идлеб).

139. Исса Х.М. Влияние местных телесериалов ТВ Сирии на молодежь города Шин (провинции Хумс).

140. Даруйш А. Влияние Арабско-сирийских телесериалов ТВ Сирии на молодежь деревни Бхузи (провинции Хумс).

141. Ю.Саймуа А.Ф. Влияние 1 и 2 каналов ТВ Сирии на студентов факультетов гуманитарных наук университета Дамаска.

142. П.Фатима И.А. Влияние телесериала «Братья-патриоты» ТВ Сирии на молодежь столицы Дамаска.

143. Фатима И.А. Влияние научно-образовательных программ ТВ Сирии на школьников г.Сафета (провинции Тартус).

144. Юсиф Х.Х. Влияние развлекательных программ ТВ Сирии на молодежь Дамаска.

145. Хайдар 3.JI.A. Влияние ТВ Сирии на молодежь деревни Хссайн-Альбахар (провинции Тартус).

146. Хадад Б. Влияние программы «Журнал культуры» ТВ Сирии на молодежь города Изра (провинции Дараа).

147. Халид A.M. Влияние научно-образовательных программ ТВ Сирии на школьников города Хумс.

148. Хассун Дж. Влияние ТВ Сирии на молодежь деревни Абель.1997 год.

149. Анка Б.М. Влияние 1 канала ТВ Сирии на студентов гуманитарных факультетов Дамаска.

150. Аоад М.М. Влияние спутникового телевидения на молодежь столицы Дамаска.

151. Ауда Л.Ф. Влияние научно-популярных программ ТВ Сирии на студентов естественных факультетов Дамаска.

152. Башманий М. Женский образ в телевизионной рекламе Сирии. Влияние рекламы на женское население Дамаска.

153. Шанар С. Влияние политических программ ТВ Сирии на молодежь г.Дамаска.1998 год.

154. Аль-Лами А.Н. Влияние дублированных телесериалов ТВ Сирии на студентов факультета журналистики Дамаска.

155. Аль-Сакан Х.М. Влияние спортивных программ ТВ Сирии на школьников и студентов г.Шахба (провинции Аль-Суйда).