автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Традиции Ирчи Казака и современная кумыкская поэзия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции Ирчи Казака и современная кумыкская поэзия"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им.А.М. ГОРЬКОГО №
На правах рукописи
ХАНМУРЗАЕВА НАИДА КАМИЛЬЕВНА
ТРАДИЦИИ ИРЧИ КАЗАКА И СОВРЕМЕННАЯ КУМЫКСКАЯ ПОЭЗИЯ
Специальность 10.01.02 — Литературы народов Российской Федерации I
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва - 1994
Работа выполнена в Отделе национальных литератур Российск федерации и ближнего зарубежья Института мировой литерату] им.А.М.Горького РАН.
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор
Султанов К. К.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Акавов З.Н. кандидат филологических наук Чагин А.И.
Ведущая организация — Дагестанский государственш университет.
Защита диссертация состоится в -¿У часов на заседании Специализированного совета Д002.44. по филологическим наукам при Институте мировой литератур им.А.М.Горького РАН по адресу: 121069, Москва, ул.Поварская, 25а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института I адресу: 103012, Москва, Новая площадь, д. 10.
Автореферат разослан "^У" 1994г.
Ученый секретарь
Специализированного совета
доктор филологических наук Воробьева Н.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Трудно переоценить роль и значение поэтического наследия и личности Ирчи Казака в истории кумыкской литературы и дагестанской художественной культуры. В последние годы литературоведы Дагестана многое сделали для объективного и всестороннего изучения поэзии и биографии И.Казака, внутреннего драматизма его идейного и художественного самоопределения. Однако, недостаточно разработанным остается вопрос о слагаемых влияния И.Казака на современную кумыкскую поэзию. В предлагаемой работе исследуется на уровне поэтики характер и особенности диалога современного поэтического слова с классической традицией, специфика ее трансформации в 70-80-е годы. Выделяя многомерность соотнесенности новаторского и традиционного в кумыкской поэзии, автор исходит из того, что художественная память нации, воплощенная в традиции, обнаруживает свою продуктивность и действенность, если выступает как мощный стимул современного поэтического опыта, как фактор обновления и обогащения кумыкской поэзии последней четверти XX века.
Цель и задачи исследования. В работе раскрывается непреходящее историко-культурное значение творчества Ирчи Казака на материале современной кумыкской поэзии. В центре внимания автора работы сам Ирчи Казак как основоположник, зачинатель литературы кумыков, особенности его поэтики, а в известном смысле и метапоэтика, т.е. черты, определившие сегодняшнее состояние кумыкской поэзии. Такой угол зрения представляется нам закономерным, поскольку Ирчи Казак синтезирует предшествующий опыт развития национальной литературы, включая фольклорный ее этап, и является художником оказавшим большое влияние на последующие поколения поэтов. Фундаментальное значение имеет следующий неоспоримый факт: именно с Ирчи Казаком связано представление об общенациональном культурном субстрате. И.Казак сыграл решающую роль в становлении национального самосознания кумыков, именно его концепция мира и человека оказала формирующее влияние на то, что можно обозначить как родовые свойства культуры кумыков. Это тот духовный космос, тот культурный фон, миновать который не может ни один из современных кумыкских поэтов. Такой подход и стал отправной точкой для характеристики поэтической системы И.Казака и ее влияния на современную кумыкскую поэзию.
Научная новизна работы. Ирчи Казак как поэт разомкнут в предшествующий и последующий историко-культурный и поэтический
контексты. В пределах диссертации удалось решить двуединую задач Во-первых, выявить на уровне поэтики самобытность И.Казака, Mej его новаторства, характер трансформации мотивов, тем, форм) устно-поэтического творчества и классической поэзии, историк« типологических схождений. Автор исследования попытал< реконструировать мировоззрение поэта, оставаясь в сфере изучен! поэтических средств. Поэтический стиль прочитывается автором i только как единство приемов, но и как "остановленное материализованное в слове мышление. Второй важнейшей задач« явилось рассмотрение вопроса о влиянии И.Казака на современна кумыкскую поэзию. Ориентация на творческое наследие Ирчи Каза имеет глубокие историко-литературные обоснования. Разумеете нельзя воспринимать влияние И.Казака как единственный масшт; оценки современной поэзии кумыков но очевидно, что это влияние постоянство обращения к И. Казаку позволяет говорить < определенной устойчивой закономерности. Методологическая осно диссертации сложилась в процессе изучения трудов А.Н.Веселовског В.М.Жирмунского, Ю.Н.Тынянова, Л.Я.Гинзбург, Ю.МЛотмана, также современных ученых М.Л.Гаспарова, С.Г.Бочаро! В.Д.Сквозникова и др. Методика и принципы исследован: многонационального литературного процесса в его конкретн историческом и сравнительно-типологическом аспектах получи всестороннее обоснование в работах Г.ИЛомидзе, Н.С.Надъярнь З.Г.Османовой, Р.Ф.Юсуфова, У.Б.Далгат и др. В формирован] кумыкской поэтической традиции важную роль сыграла тюркоязычн и арабоязычная литература и восточные поэтические традивд Исследованием этих проблем в разное время занимали И.Ю.Крачковский, В.В.Бартольд, И.М.Фильштинский, И.В.Стебле] Е.Э.Бертельс, А.Б.Куделин, З.А.Ахметов. Их исследования так послужили теоретической основой данной работы.
Практическая и теоретическая ценность работы. Содержащиеся диссертации выводы и материалы могут быть использованы п дальнейшей разработке проблем, связанных с творчеством Ир Казака и современных кумыкских поэтов. Данные и результа проведенного исследования могут стать полезными при подгото! вузовских учебников, лекционных курсов и спецсеминаров.
Структура диссертации подчинена ее основным целям и задач; Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии которой содержится список использованной литературы и источнике
Апробация работы. Основные научные результаты диссертаи нашли свое отражение в статьях /см. список работ, вышедших по те
диссертации/, а также в докладах, сделанных на научных конференциях ИМЛИ. Главы диссертации и работа в целом была обсуждена и рекомендована к защите в Отделе национальных литератур Российской Федерации и ближнего зарубежья Института мировой литературы им.А.М.Горького РАН 16 марта 1994 года.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определяется предмет и цели исследования, дается краткий обзор литературы вопроса, затрагиваются вопросы методологии исследования, аргументируется его актуальность.
В первой главе - "О предпосылках и специфике формирования кумыкской поэтической традиции",- отмечается, что в исследуемой в данной работе проблеме национально-художественной традиции обращение к фигуре Ирчи Казака как к предтече современной поэзии кумыков обусловлено уже самим содержанием и масштабом этой личности. Он интересен для нас как воплощение традиции, и в то же время как ее источник. Учитывая предыдущий опыт развития кумыкской литературы, можно сказать, что творчество И.Казака приходится на период дальнейшего развития, обогащения и одновременно формирования новых поэтических традиций кумыкской литературы. Последнее как раз и выпало на долю Ирчи Казака. Своим творчеством ему удалось преподать пример того, что поэтическая традиция не есть нечто застывшее и сложившееся окончательно. Для Ирчи Казака традиция - это прежде всего тот живой исток, который питает новые и оригинальные поэтические находки.
Феномен возникновения, вырастания индивидуального поэтического сознания из фольклора не может быть выведен только из каких-то конкретных фактов, из анализа поэтики и сопоставления произведений поэта с фольклорными, хотя само по себе это немаловажно. Однако бесспорно то, что момент самоопределения поэта в эпоху господства фольклорных жанров связан с особенностями его поэтического сознания, которое в какой-то период, оставаясь фольклорным в своей первооснове, перестает удовлетворяться канонами фольклорного мышления. Кумыкская поэзия, начиная с эпических песен о Карткожаке, Максуме, Джаваде вплоть до появления такого поэта, как Ирчи Казак, и после него была неразрывно связана с исторической судьбой кумыкского народа. В естественной связи с историческими событиями и укладом жизни народа находится система жанров фольклора. В кумыкской народной поэзии основными
жанрами были героико-исторические песни /йыры/, любовные песн плачи, свадебные песни и другие жанры обрядовой поэзии. Наймем сохранившимся жанром кумыкского фольклора является Героичеси эпос. Это йыры о Карткожаке, Минкюллю, Максуме, некотор1 нартские сказания.
Разобраться в эстетическом феномене классика кумыксю литературы Ирчи Казака невозможно без пристального изучен! глубинных связей его творчества с кумыкским и шире - с дагестансю фольклором, но эта особенность, являясь, безусловно, поэтичесю приемом, "орнаментом", в то же время неотделима от особенност художественного мышления И.Казака. Это та "нераздельность неслиянность", которая дает ключ к разгадке его поэтики. Появление индивидуального поэтического сознания предполагает наличие ино по сравнению с народным уровня интеллекта, способное формировать свой, особый взгляд на жизнь и окружающий му философское абстрагирование, обобщение и т.д. Однако едва ли самым важным фактором формирования индивидуальной поэзии бы то, что поэт стал творить и описывать тот мир, который "прошел" чер его собственную душу и собственное сознание, когда главнь источником познания этого мира стал он сам, когда внимание к свое] внутреннему миру, своему чувству, было поставлено выше все остального. Герой лирического стихотворения, как правило, болы раскрывается во внутренних переживаниях, чем в действии, в отличи например, от героя эпоса. Это в полной мере можно отнести к поэз] Ирчи Казака. Одной из особенностей его стихотворений является т что нельзя однозначно сказать о чем они: повествование настоль пронизано образностью, что, следя за-ассоциативными нюансак-теряешь нить событийную, и остается ощущение загадки, лабирин Это характерно для таких стихотворение, как "Эр герек" /"Нуж мужчина"/, "Такьмакь йыр" /'Венок песен"/. Поэтика народа лирических песен сарынов и такмаков в творчестве Ирчи Каза обогатилась и получила весьма своеобразное преломление. Шедевр поэтического мастерства называют исследователи песню-частуц И.Казака "Такьмакь йыр". Сравнивая произведения И.Казака фольклорными лирическим песнями кумыков, можно замен возрастание в них различных метафор, эпитетов и дру! изобразительных средств. "Такьмакь йыр" — яркий пример того * Ирчи Казак, "вырастая" из кумыкского фольклора, переосмысляет < поэтику и поднимает фольклорную традицию на урове индивидуального творческого воплощения. Главный поэтическ прием этой песни-частушки, на котором основывается вся его образ*
труктура - это метафора. Образ платочка позволяет И.Казаку показать се оттенки любовного чувства. Окружающий мир изображен глазами ¡ирического героя, пропущен через его сознание. Платочек в :тихотворении "Такъмакъ йыр" - это символ, иносказательных :удожественный образ. Он говорит о ком-то и о чем-то другом, чем сам {азьгвает и о чем будет упомянуто почти шепотом, мимолетно, а затем >то будет угадываться за вереницей деталей, ситуаций и т.д. Для троникновения в чувство любви и для его передачи Ирчи Казак трибегает именно к символу, поскольку символ отличается многозначностью, а может иметь бесконечное число значений. Символ в данном стихотворении, имея простой вещественный смысл - платок, - в то же время в последней своей глубине неисчерпаем и невыразим. Гакая неисчерпаемость символа адекватна и самой природе любви со всем многообразием ее оттенков и проявлений. "Такьмакь йыр" - одно из тех произведений, чей реальный смысл не может был. выведен непосредственно из содержания и сюжета. Все стихотворение в целом -это тоже некий символ, загадка и суть ее состоит в том множестве чувств и ассоциаций, которые оно вызывает.
Стихотворение "Такьмакь йыр" написано словно на одном дыхании. Взлет ресниц - взмах платка: из подобных ассоциаций сплетается неуловимое впечатление, ускользающее и вновь появляющееся, как след кисти на акварели художника.
Любой творческий процесс был бы невозможен без опоры на отдаленное или близкое культурное прошлое. Что касается Ирчи Казака, то его появление не только было определенным образом подготовлено всем,' что было в кумыкской литературе до него, но и в известном смысле он задает устремленную в будущее перспективу традиции.
Кумыкская литература до появления Ирчи Казака прошла долгий путь становления и развития. Ирчи Казака - это некий рубеж, итог развития кумыкской поэзии, в его творчестве в отшлифованном виде предстает весь предшествующий опыт народной поэзии кумыков. Средневековая кумыкская литература создавалась как на арабском языке, так и на "тюрки" - литературном языке, более понятном народу. В числе арабоязычных авторов Дагестана встречаются и. имена кумыкских поэтов и писателей - Мухаммеда Рафи /XIV в./, Умму Камала /XV в./, Мухаммеда Аваби Акгаши /XVI в./, - создателя "Тарихи Дербент-наме"; ученых и поэтов из аула Тарки Али ибн Мухаммеда Багдадского, Мохаммеда-Эфенди, сына Мустафы и др. До нас дошла небольшая часть памятников дагестанской литературы на арабском языке. Художественные традиции Востока явились одним из
важнейших факторов, способствовавших зарождению письменно? народной литературы Дагестана. При этом к концу XVII - началу XVII] в.в. они пользовались главным образом средствами арабского языка у поэтики.
На примере творчества Ирчи Казака можно увидеть, что тг особенность арабской поэтики которая состояла в "механизме самосовершенствования традиции", нашла в нем свое отражение И.Казак, как поэт глубоко оригинальный, не выходит за предель . кумыкской национально-художественной традиции и черпает из нее же самой оригинальные средства выразительности. Его поэтически? феномен вырастает из неразрывной связи традиционности у оригинальности. Это и позволило ему самому стать воплощение\ кумыкской поэтической традиции.
Как поэта глубоко "традиционного" и глубоко "оригинального1 Ирчи Казака необходимо рассматривать в контексте развития все? кумыкской словесности, начиная с фольклорных эпических сказаний I до того времени, когда она . вступила в- пору индивидуальноп творчества. Принято считать, что кумыкская средневековая литератур; поначалу развивалась в рамках общетюркского литературногс процесса, и время ее возникновения неотделимо от времен* формирования кумыкской народности. Кумыкская литератур; началась задолго до Ирчи Казака. Хронологически ее зарождени< относят к XV веку. Средневековая литература Дагестана генетически контактно и типологически была близка к литературам других народо1 Ближнего и Среднего Востока, формирование собственно дагестанско! письменности и литературной традиции происходило по; значительным влиянием классической литературы Востока. Работь видных ориенталистов И.Ю.Крачковского, А.Н.Генко И.М.Фильштинского, а также дагестанских исследователе] Г.Алкадари, А.Каяева, М.С.Саидова, Г.Г.Гамзатова, А.Шихсаидова Ф.И.Вагабовой, С.М.Хайбуллаева, С.М.Алиева ■ и други: свидетельствуют о наличии . в Дагестане , богатой традициям] средневековой литературы и ■ намечают проблему изучения связе) литератур народов Дагестана с литературами Ближнего и Среднеп , Востока.
Среди дошедших до нас имен первых кумыкских поэтов - им: Умму Камала, который жил и творил в XV веке. Родился он в аул Коюнкала /ныне Бавтугай/. Наше представление о творчестве этогс безусловно интересного поэта ограничиваются лишь теми ег произведениями, которые дошли до-нас и по которым мы можем судит о тех или иных чертах его поэзии. Одна из таких черт - соединени
необычайного лиризма с созерцательностью. Стихи Умму Камала -исповедь одинокого сердца, жизненный опыт, о котором поэт поведал нам с грустной назидательностью. Следует сразу отметить, что рассматриваемое нами в данной работе творчество Ирчи Казака обнаруживает много общего с поэзией Умму Камала. Такие черты поэзии И.Казака, как философская глубина, обращенность к конкретному человеку, его душе, искренность и т.д., несомненно, питалась из такого источника, как средневековая кумыкская поэзия Умму Камала. Кроме того, и личная судьба этих поэтов сложилась почти одинаково: и один и другой были изгнаны из родных мест, испытали множество тягот и лишений, и потому тема родины стала одной из главных в их творчестве. Среди имен поэтов непосредственных предшественников Ирчи Казака - имя видного представителя кумыкской суфийской поэзии Абдурахмана Какашуринского. Представителями кумыкской суфийской поэзии в Дагестане были также Умму Камал, творчества которого мы касались выше, Али Багдадский из Тарков /XVI в./, Муса из Кудутля /XVII в./, Гасан из Кудали /XVIII в./, Абубекр из Аймаки /XVIII в./ и др. Поэзия Абдурахмана Какашуринского пронизана аскетизмом, сознанием изначальной обреченности человека на гибель. Жизнь для него - это краткий миг, который дается человеку для спасения души и служения воле Аллаха. Душу, по мнению суфийских поэтов, невозможно спасти, прозябая в богатстве и роскоши, которые являются основой всякого греха. Отсюда характерный для суфийской поэзии культ 'бедности. Бедность считалась идеальным состоянием для служения богу и не располагала к Совершению греховных поступков. Образцом искренности и исповедальной манеры Абдурахмана Какашуринского может служить его стихотворение "Бу отуз тогьуз яшында" /"В мои тридцать девять"/. Поэт оглядывается в нем на свои прошлые годы, и перед его взором проходит весь его путь с того момента, когда он был в материнском чреве, и до глубокой старости. Идея, лежащая в основе этого стихотворения, по сути своей, экзистенциальна: жизнь человека Абдурахман показал как постепенное и неуклонное движение к смерти. Состояний человека с младенчества - это состояние обреченного на смертный приговор, а годы жизни - это ступени, ведущие к концу земного пути.
Если можно обозначить традиции рассмотренный нами выше кумыкских поэтов Умму Камала и Абдурахмана Какашуринского в творчестве Ирчи Казака, то они, на наш взгляд, состоят не только в прямом наследовании каких-то приемов, поэтических средств, но и в разработке поднятых этими поэтами проблем, в самом строе
поэтического мышления, в восприятии мира, в глубокой, подча обостренной сопричастности, слитности с судьбой народа, пристальном внимании к фундаментальным проблемам бытия.
Вторая глава диссертации - "Особенности поэтики Ирчи Казака".; ней перед автором работы стояла задача реконструироват мировоззрение поэта, оставаясь в сфере изучения поэтических средсп Для понимания поэтической манеры И.Казака большое значение имее проблема периодизации его творчества. На наш взгляд, при вьщелени периодов творчества Ирчи Казака важен не столько фактор биографи поэта, и даже не проблематика, сколько тональность его стихо! Особенно ярко эта смена тональностей ощутима в произведения сибирского цикла и произведениях, созданных по возвращении каторги. В социальном плане Сибирь для И.Казака - это прозрение том направлении, в котором поэт до этого надеялся что-то преодолеть исправить. Ненависть к угнетателям усилилась, в стихах появилс пафос непримиримости и разоблачения. И чем больше И.Каза убеждался в незаконности власти зла и насилия, тем более жгучи] становилось его желание вернуться в родные края, ощутить красоту го и прохладу родников, услышать родную речь. Но истинный расцве своей земли Ирчи Казак связывал с обретением ею свободы. Идея вол ьной и справедливой жизни пронизывает собою все творчеств И.Казака. Независимо от того, где и в какой период были написаш стихи, в них главным и незыблемым богатством является прав личности на свободное волеизъявление, на выбор собственного путт Эта мысль лежит в основе знаменитого стихотворения И.Казака "Заме: гелир" /"Настанет время"/, написанного в последний перио, творчества.
На наш взгляд, переход от начального этапа творческой биографи Ирчи Казака к периоду сибирской каторги проявляется в стиха особенно ярко. Можно даже сказать, что это некий срыв в ино мировосприятие, срыв мучительный; лишающий поэта гармонии миром. Ирчи Казак "сибирского периода" наиболее автобиографичен исповедален, открыт, наиболее лиричен. В ранних стихах И.Каза творит свой идеальный мир, мир добрых и мужественных людей. Эт роднит его произведения раннего периода с йырами с их воспевание благородства и героического начала жизни. Название одного и стихотворений И.Казака "Эренлер деген булан эр болмас" /"Мужчино быть - не значит им назваться"/, полностью совпадает с название песни из цикла "коротких йыров". Совпадают и многие строки эти произведений. Этот факт свидетельствует о сознательном введени поэтом в свои произведения мыслей, содержащихся в устно
поэтическом творчестве кумыков и опоре на фольклорные традиции. Долгое время для исследователей самым главным было найти в произведениях И.Казака отражение его социальных взглядов, протеста против тирании и обличение власть предержащих. В редких случаях лишь указывалось1 на наличие проблем философского плана. По нашему мнению, философские проблемы, представление о мире и месте человека в нем, составляют ту основу, из которой вырастают все другие проблемы. Сам поэт в стихах предстает как философ, созерцающий окружающую жизнь и размышляющий о ней. Жанрообразующим фактором в большинстве его произведений становятся философские раздумья. Поэт кроме того еще и историк своей эпохи, летописец нравов. Его талант историка выражен своеобразно: в стихах нет прямых указаний на исторические события, на те или иные конкретные факты. Ирчи Казак анализирует свою эпоху с нравственных позиций, ему интересен прежде всего сам человек, его современник, и те изменения, которые происходят в его духовном облике, определенные сдвиги в его мироощущении как следствие социально-исторических перемен. Ирчи Казак - поэт, и историзм у него приобретает лирический характер. Свое отношение к эпохе он выражает в поэтических медитациях, в которых эмоциональное отношение к действительности соединяется с трезвыми раздумьями, с желанием постичь самую суть происходящего вокруг.
Проблема действительности со всеми ее слагаемыми: нравственным кодексом поведения человека, жизнью и бытом кумыков и т.д. очень тесно смыкается с проблемой идеала поэта, с мечтой об "истинной" жизни' и достойном человеке. Границы, разделяющие "реальный" план от идеала поэта, настолько гибки, что переход из одного плана в другой почти не ощущается. Сами названия стихотворений подобного рода представляют собой законченные поучения. Например, "Гъакьыллы эсин ютмас" /"Рассудка умный не теряет"/, "Батыр булан кьурдаш бол" /"С батыром дружи"/ и т.д. Это дало право исследователям говорить об особом дидактизме поэта, многие поэтические строки которого пополнили собой народные кумыкские пословицы и поговорки.
Стихотворения И.Казака, созданные в досибирский период, при всей содержащейся в них критике действительности и социальных проблемах, - обращены к идеалу и оптимистичны. Дальнейшие периоды отмечены спадом такого настроения. Это путь через постепенное и трагическое разочарование в жизни к полному фатализму. Поздний И. Казак стоит намного ближе к своим предшественникам - представителям суфийской поэзии Умму Камалу и
Абдурахману Какашуринскому с их аскетизмом и осознанием предопределенности человеческой жизни. Важнейшей особенностью И.Казака, обозначающей различие между ним и фольклором, является то, что героическое начало в его произведениях обогащается и во многом "смягчается" присутствием эмоционально-оценочного лирического компонента. Ирчи Казак обозначает своим творчеством те проблемы, которые волнуют человека не тогда, когда ему надо победить врагов и выжить /как в эпосе и героико-исторических песнях/, а те, которые выжившему и победившему человеку позволяют сохранить самосознание и гармонию с миром и самим собой. Отсюда вытекают и все те философские проблемы, которые поднимает в своем творчестве Ирчи Казак.
Важнейшей среди философских проблем для Ирчи Казака является проблема судьбы, фатума и связанная с ней проблема осознания личностью своего предназначения на земле.
Мысль о зависимости человека от судьбы возникла, конечно, в очень давние времена и устанавливать приоритеты в этой области бессмысленно. Главное в том, что каждый значительный художник наполняет эту древнюю тему своим содержанием, находит неповторимые поэтические средства, чтобы сделать уже известное, но в тоже время постороннее, касающееся именно тебя. Представление с человеческой судьбе, отражение которого мы находим в ранних стихах, неотделимо для поэта от неких социальных моментов, на эту судьб> влияющих. В стихах, написанных во время сибирской ссылки, - совсем другой тон. Это глубоко личностная, исповедальная поэзия, которая очень тонко передает состояние одинокой человеческой души, ее метаний и тревог. Стихотворения "сибирского" цикла неодинаковы пс эмоциональной окраске. На общем фоне грусти и отчаяния можнс отметить и различные оттенки. состояния поэта. Это состояние выражено достаточно лаконично. Лаконичность и сдержанносп являются внутренним качеством образного строя поэзии И.Казака Характер и внутренний строй, тональность стихотворений адекватнь состоянию поэта. Это состояние человека, оторванного от всего самог< дорогого его сердцу - языка, семьи, друзей, родины. Это можн< почувствовать через ' стихи И.Казака, через особук концентрированность изображения. Поэтические картинь стремительно сменяют друг друга, образность соседствует ( реалистическим описанием. . .
Тема судьбы возникает и в стихотворении "Агъ - деген була] артмай кемеклер" /"Что толку всюду охать и вздыхать"/. Оно построен! на антитезе день - ночь, светлое - темное. Аллитерация созвучш
къарангьы кьар /темный снег/ также контрастирует с лексическим значением слов в сочетании. Судьба здесь предстает такой силой, которую не победить ни при каких обстоятельствах. Часто встречается у Ирчи Казака образ ангела смерти Азраила. Этот образ очень важен для понимания взглядов И.Казака на смысл человеческой жизни и ее итог. Приход ангела смерти Азраила, в который поэт искренне верит, это неизбежный итог всей человеческой жизни, окончание всех горестных и радостных событий. Во власти Азраила оборвать, или продолжить нить человеческой судьбы. Он прилетает на землю за душами людей по велению творца, воля которого неизменна.
Поэзия Ирчи Казака отражает общее через конкретное, наглядное. Это умение за частным разглядеть общее является одним из качеств, позволяющих исследователям! говорить о широком диапазоне его взглядов. Конкретный эпизод из жизни, исторический факт, попадая под перо И.Казака, приобретает социальное, а порой и философское звучание. Так и в стихотворении "На смерть шамхала Абумуслим-хана" - за конкретной личностью его главного героя стоит целый класс ему подобных "народных защитников". Это стихотворение звучит очень остро и злободневно и выводит к рассуждениям о истинных и мнимых ценностях и достоинствах, о последствиях безраздельного господства одного человека над другими людьми. Это сатира не только на одного Абумуслим-хана, но ниспровержение самих основ социального устройства, способствующего выдвижению подобных фигур.
Очень интересным в плане совмещения в пределах одного стихотворения различных художественных средств является стихотворение "Насип" /"Счастье"/. В названии этого стихотворения заключен глубокий социальный смысл, однако оно повествует не о счастье в широком и неисчерпаемом значении этого слова. Смысл его в данном случае ограничивается понятием "деньги". И.Казак показывает, что в окружающем его мире главным, без чего счастье не может состояться, увы, являются деньги. Это по сути противоестественно: поэт ставит в зависимость от социального фактора самое казалось бы свободное^и не поддающееся точным характеристикам, одно из самых загадочных явлений в жизни. Важнейшим приемом этого стихотворения Является ирония. Она просвечивает через всю его.ткань, играя в его идейно-образной структуре очень важную роль. Во-первых, ирония, как было сказано выше, позволила .И.Казаку выразить парадоксальную идею: богатство как непременное условие счастья. Во-вторых, помогла ему в предельно острой форме изобразить противостояние сил в современном ему обществе, поставить еще раз свою излюбленную проблему об истинных и мнимых ценностях жизни.
и
И, наконец, в-третьих, именно через иронию, от обратного, мы можем сделать вывод о настоящей точке зрения И.Казака.
Одной из самых важных сторон творчества И.Казака являются скрытые смыслы, лежащие в глубине каждого его стихотворения, их философская наполненность. Иными словами, есть видимый план стихотворения, то, что лежит на поверхности, и то, что стоит за этим видимым планом. Для И.Казака окружающий мир полон противоречий, расколот, в его основе нет ничего раз навсегда установившегося. Противоречив и сам Казак. С одной стороны -тяготение к веками испытанным нормам морали, строгий нравственный кодекс, погруженность в реалии национального бытия, а с другой - неоднозначность в отражении проблем жизни и смерти, борьбы против гонителей и милосердия к ним, мысли о тщетности попыток что-либо изменить в мире, не нами задуманном и сотворенным, и в то же время - внутренний порыв к освобождению от всего, что сковывает естественность свободного выбора, ярко выраженные в отдельных стихотворениях бунтарские интонации. Ирчи Казак в кумыкской литературе является символом человеческой свободы и самоценности, в нем соединились бунтарь и фаталист, и противостояние этих двух начал является в некотором смысле ключом к разгадке своеобразия его поэтического мышления.
Для Ирчи Казака характерно трепетное отношение к звуку, звуковой организации своих произведений. Отсюда - та семантическая нагрузка, которую несут у него отдельные звуки и сочетания звуков. В стихотворении "Воля ханская коварна" главным звуком, на которые приходится большой процент аллитерирования, является звук "а". Эти& звуком в анафоре связано до 12 строк, - невиданная цифра дш аллитерации в анафоре кумыкских народных песен. "А" - начальны! звук имени князя Алескендера, к которому И.Казак обращается в это\ стихотворении. Этот звук - многозначен, в нем одном и вопрос, I сожаление, и страдания ссыльных, и эхо, несущееся в родные края и Сибири. На основе наблюдений над звуковой организацие] произведений И.Казака мы пришли к выводу о том, что в поэзи: И.Казака присутствует так называемый звук- смысл, обладающи определенной семантической наполненностью. В основном звук смысл - это элемент аллитерирования. Аллитерация у И.Казак является одновременно и средством ритмической организации, . украшением, орнаментом стихотворения, и кроме того, в отличии с кумыкских народных песен-йыров обладает еще одним сугуб внутренним качеством - выполняехсмыслообразующую функцию, че1 не было в кумыкской поэзии до Казака.
В творчестве И.Казака подняты философские проблемы, которые поэт решает в русле коранической традиции. Однако в отдельные периоды творчества фатализм И.Казака уступает место богоборческим мотивам, и это добавляет новые краски в его концепцию человека. Бунтарь и фаталист в одном лице,- таков Ирчи Казак, и нащупать какую-либо доминанту в его художественном мышлении чрезвычайно сложно. Гораздо более важным является диапазон его мировоззренческого спектра, универсальность в отношении к жизни, проявляющаяся в том особом синкретизме проблематики, который оказал влияние и на современных кумыкских поэтов.
Третья глава - "Феномен Ирчи Казака в контексте современной кумыкской поэзии". В главе отмечается, что взаимодействие с опытом И.Казака характерно для всех этапов развития кумыкской поэзии, но на каждом этапе его отличает своя специфика и своя степень интенсивности. Поэзия Ирчи Казака превратилась в своего в своего рода метапоэтику национальной литературы, ее присутствие в эстетическом сознании современных лириков настолько органично, что она может воздействовать на творческий процесс зачастую помимо воли того или иного автора. В многообразии имен сегодняшней кумыкской поэзии мы выделили несколько наиболее характерных, на наш взгляд, с точки зрения воплощения в их творчестве того, что было И.Казаком. Это прежде всего поэты старшего поколения Темирболат Бийболатов, Абдул-Вагаб Сулейманов, Аткай Аджаматов, Шарил Альбериев, а также представители послевоенного поколения - Акай Акаев, Магомед Атабаев, Ахмед Джачаев, Бадрутдин Магомедов, Абдул-Керим Залимханов и некоторые другие. Всех этих поэтов, своеобразных и непохожих друг на друга, объединяет то, что все они считают Ирчи Казака своим учителем, а его поэзию - неисчерпаемым источником своих творческих сил и вдохновения. Формы взаимодействия различны - от поверхностной стилизации и вариаций на темы Ирчи Казака до скрытой, неявной, но внутренне плодотворной переклички с ним, когда освоение традиции есть и переосмысление ее.
Структурно-функциональная роль художественных открытий И.Казака оказалась значительной и во многом определившей судьбы кумыкской поэзии. Радикальная смена мировоззренческих установок в XX веке, изменение эстетических вкусов обусловили их существенную трансформацию. В творчестве Ирчи Казака в нераздельном единстве присутствуют мотивы, образы, идеи, на которые позже, как на десятки солнечных лучей, распалась кумыкская литература. Каждый последующий поэт подхватывает и развивает свой "луч". И в этом нет ничего удивительного. Ведь, как правило, у истоков почти всякой
национальной литературы стоит универсальная фигура поэта, которь задает тон всему ее последующему содержанию и развитию. В это смысле функциональная роль Ирчи Казака типологически родствен} той, что выпала на долю, к примеру, Данте, Франсуа Вийона, ил Пушкина. Он как бы заключает в себе "все" кумыкской жизни и поэзи Особенно большое внимание в своем творчестве уделял поэту Анве Аджиев, посвятивший ему целый цикл стихов. Для Анвара Аджие! Ирчи Казак - нечто большее, чем поэт. При имени Казака перед ег мысленным взором встает так много всего, как если бы он незрм присутствовал во всех вещах, во всем великолепии и многообрази мира - от "горькострунного кумуза" /"аччы къыллы хомуз"/ до звезд! Его песня манит поэта к себе как "костер, пылающий на бескрайш снежных просторах". В песнях И.Казака поэту слышится полифони мира, ему кажется, что его окликают века, эпохи. Он наход} удивительный эпитет для определения того, что есть песня поэта "девюрлеген йыр" /"песня, превратившаяся в эпоху, ставшая сами веком"/- Эта песня звучит, как звучит мир, ее голос становится миро* Ирчи Казака для кумыкских поэтов, по мнению Анвара Аджиева, эт своего рода точка отсчета, эталон, мерило. Это огромное нечто, п отношению к которому они все пытаются определиться, его песн "словно измеряет глубину каждого из нас".
Для Акая Акаева Ирчи Казак - это "песня, которой нет конц; /"узакъ йыр"/, он "умом определил век" /"оьз девюрюнден эсе озгьа гьакьыллы булан"/, в его руках "кумуз разил страшней кинжала". Пр этом он не какой-то отрешенный от мира небожитель, непонятн каким образом занесенный в кумыкские предгорья, а земной человек горячим сердцем /"чартлагьан отдай улан"/, человек из народа, челове! "выросший на пахоте" /"чатакъ оьсген"/. Поэту слышится голос Казак буквально во всем - в колыбельной матери, в строгом слове отца, буйном ветре, в криках диких птиц, в каждом биении собственног сердца. Выдающийся кумыкский драматург Алим-Паша Салаватов еш а тридцатых годах писал, что "имя Казака не сходит с уст кумыкског народа". Эти слова с полным основанием можно повторить и сегодш Поэт и критик Изамит Асеков пишет, что Ирчи Казак "и сегодн формирует наш ум, дает нам уроки мастерства, учит писать". "Песенно мастерство Ирчи Казака удивляет нас и поныне",- пишет известны критик Камиль Султанов. Но дело, конечно, не в прямых откликах н творчество поэта, на его личность и судьбу - поэтических литературно-критических, - не в том, что он стал одним из важнейши тематических аспектов кумыкской поэзии и одним из самы "проблематических" ее героев. Гораздо важнее то, что он научил поэто!
любить и изображать жизнь во всех ее проявлениях, он показал пример соединения слова с окружающей действительностью, когда слово лишается риторической заданности и схоластической абстрактности. Обычный кумыкский топос - аул, проулок, сад, родник, поле, кутан, календарные циклы, картины труда и т.д. - Ирчи Казак научил поэтов превращать в "пейзаж кумыкской души", отмеченный удивительной интенсивностью существования. Есть все, что угодно, кроме ощущения узости.
Современные кумыкские поэты выходят к чему-то значительному и общечеловеческому не за счет осмысления все новых и новых сфер жизни, а благодаря умению в своем, привычном, в конечном счете, в частном увидеть общее, нечто такое, что способно тронуть душу и занять ум любого человека. При этом дело не в том, что мир воспевается в песне, а в том, что он сам, оказывается, - песня. А песня в свою очередь становится миром... В песне он рождается заново и становится еще действительнее. Поэт пробуждает его сокровенную душу. А песня сливается с многообразием явлений, переходит в них. Эту, несомненно, восходящую к Ирчи Казаку особенность можно обнаружить у разных поэтов. В поисках противоядия перед лицом угрозы тотальной бездуховности современные кумыкские поэты обращаются к нетленным нравственным ценностям - мужество, дружба, любовь "к родному пепелищу", ко всему тому, что с такой силой воплощено в лирике Ирчи Казака. Абдурахман Казиев еще в тридцатых годах написал целый ряд стихотворений, посвященных имаму Шамилю и его наибам /"Шамиль", "Хаджи-Мурат", "Наиб Даниял-Солтан", "Умар-Дибир", "Наиб Гамзат", "Гаджияв" и др., в которых, по примеру стихотворения Ирчи Казака "На смерть Хасайбека Уцмиева" разрабатывает героический идеал, прославляет яркую, сильную личность и печалится о ее трагической судьбе.
Соотнесенность современной кумыкской поэзии с Ирчи Казаком - это нечто большее, чем история распространения и усвоения его мотивов, тем, жанровых разновидностей. Важно отметить, что активный интерес к И.Казаку не просто совпадает с периодом поэтической зрелости того или иного автора, но оказывается влиятельным стимулом его формирования. В лучших произведениях 70-90-х г.г. /А.Аджиев, Ш.Альбериев, М.Атабаев и др./ удалось избежать двух крайностей непродуктивного отношения к традиции. Попытки модернизировать опыт И. Казака и стремление к самодовлеющей реконструкции, к абсолютизации его эстетических установок. Подлинное творческое отношение исключает и тот, и другой подход.
Многомерность и сложная простота художественного мира Ир Казака постоянно напоминает о содержательной неисчерпаемое поэтического слова, о его возможностях. С творчеством И.Каза современные авторы /особенно А.Аджиев/ связывают представление высокой поэтической норме. Слово И.Казака действует не к ограничивающий и тем более регламентирующий факте воспринимается не как догматическая нормативность, не как канс сковывающий творческую индивидуальность. Если нормативное требующая подчинения определенным правилам, свидетельствует исчерпанности и завершенности, то ощущение нормы ориентирова на представление о неостановимом движении национальной поэзии.
Основные положения диссертации отражены в следующ публикациях:
1. Ирчи Казак и кумыкская поэтическая традиция. Журнал "Та Чолпан", 1994, N2.-1 п.л.
2. Судьба и поэзия. "Сибирский цикл Ирчи Казака". В * "История национальных литератур. Перечитывая и переосмыслива М., Наследие, /в производстве/ - 0,8 пл.
3. Ирчи Казак и современная кумыкская поэзия. Сборник стат аспирантов и преподавателей университета. Махачкала, 1994. печати/ - 0,8 п.л.
4. Вопросы поэтики Ирчи Казака. В кн. "История национальн] литератур. Перечитывая и переосмысливая". М., Наследие, производстве/ - 0,5 п.л.
Тираж 100 экз. 23 июня 195
Типография Заказ