автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Трансцендентное: возможности постижения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансцендентное: возможности постижения"
На правах рукописи
Гибадуллина Елена Шарифулловна ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ
Специальность 09.00.01 - онтология н теория познання
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
5 ДЕК 2013
Уфа-2013
005541735
Диссертация выполнена на кафедре философии и истории науки факультета философии и социологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
кафедры философии и истории науки ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Лукманова Раушания Хусаиновна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
кафедры философии,социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет» Рахматуллин Рафаэль Юсупович
кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» Столь Анатолий Борисович
Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Башкирская академия
государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
Защита состоится 18 декабря 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул. З.Валиди 32, ауд. 400.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», с содержанием автореферата - на официальном сайте Башкирского государственного университета: http://www.bashedu.ru/autoref, а также на сайте ВАК Минобрнауки РФ: http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан 16 ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета _
доктор философских наук, профессор I А лгуV С.М. Поздяева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с древнейших времен тема поиска Абсолюта, трансцендентного, «сверхматериального» обладает особым статусом. Размышление над природой трансцендентного начала - в самых разных его ипостасях -является одной из важнейших черт философского сознания всех эпох. Искания человечеством связующей основы всего сущего, начала мирового целого вызваны желанием воссоздать целостную картину мира, и отражены в динамичной смене духовных оснований. Трансцендентное представляется неисчерпаемой областью для познавательных интенций, и, вместе с тем, предельность смысла и высокая степень абстракции понятия порождают столкновения точек зрения и разносторонность принципиальных убеждений.
В условиях активного развития техногенной информационной цивилизации, динамизма современной социальной жизни человечества особенно актуальными становятся поиски подлинных ценностей и смыслов. «Метафизическая» тревога человечества отражается в поисках ответов на «вечные» вопросы, выводит человека в сферу духовного, побуждает к осознанию нематериальных ценностей, идеалов нравственности, гуманизма. Однако осмысление духовных феноменов невозможно без обращения к проблеме Абсолюта, Бога. Наш интерес к идее трансцендентного лежит именно в этой плоскости. Современные интерпретации трансцендентного связаны с тенденциями сближения науки, философии и религии. Претензии науки на лидерство среди других форм познания сдерживаются принципиальной неспособностью ответить на многие мировоззренческие вопросы. Поэтому характер и особенности этого взаимодействия задаются именно в философско-религиозном ключе.
Философия, наука и религия решают задачи, имеющие всеобщий характер, поэтому в преодолении пропасти между ними видится возможность создания общей теоретической основы для осмысления трансцендентного. Этот синтез знания особенно важен в наш постмодернистский век, поскольку он противостоит распространенному убеждению о преобладании плюрализма взглядов, а не истины.
В связи с обострившимися вопросами мировоззренческого поиска одной из животрепещущих тем современного философского познания является создание такой концепции трансцендентного, которая не противоречила бы фундаментальным представлениям науки и естествознания. Глобализация, решительные шаги и инновации научно-технической сферы неизбежно влияют на становление воззрений мыслителей. Взяв на вооружение опыт классики, многие современные
философы и теологи предлагают новые способы обоснования трансцендентного и стремятся сделать свое учение более «научным», выводя его на новый уровень философского дискурса.
Необходимость философского осмысления и теоретического анализа проблемы трансцендентного определены и экзистенциальными запросами отдельной личности. Человек живет в частных измерениях, и вместе с тем он всегда касается проблемы полноты своего существования. Современная философия стремится дать достойный ответ на духовные претензии нынешнего человека, открыть новые перспективы для самопознания и миропознания, придать жизни космический смысл. Эволюция философской мысли демонстрирует поиск неких универсальных констант, относящихся к сфере трансцендентного.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования трансцендентного имеют большую традицию, развитую преимущественно в философско-религиозном контексте. В рамках нашего исследования привлекались источники, в которых анализируются онтологический и гносеологический аспекты проблемы трансцендентного в контексте современной христианской философии.
Современная религиозная онтология обширна как по содержанию, так и по способам и средствам анализа и решения проблем. Одно из наиболее сильных течений представляют такие мыслители, как П.Тейяр де Шарден, С. Александер, А.Н. Уайтхед, Ч. Хартсхорн, Дж. Кобб и др. Они представили натуралистическую концепцию трансцендентного, опираясь на методологию научного познания.
В данном направлении широко используется и концепция эволюции, которая была развита авторами уже в XXI веке (А.Пикок, Дж.Хот, А.И.Осипов и др.). В работах этих авторов прослеживаются тенденции адаптации религиозного учения к научно-ориентированному мышлению современного мира, и разрабатывается обобщенный подход к проблемам религиозного мировоззрения.
Проблема трансцендентного в соотношении с человеческим бытием исследуется П.Тиллихом, В.Панненбергом, К.Ранером, Э.Коретом, Х.Кюнгом, М.Шелером, Г.-Э. Хенгстенбергом и др. Трансцендентное в трудах этих исследователей предстает как основа экзистенциального бытия.
Такие мыслители, как С.А. Левицкий, Д. фон Гильдебранд, С.С.Хоружий и др. актуализируют отдельные «проявления» трансцендентного (проблема духа, свободы, творчества, чуда и др.).
Большой вклад в разработку проблемы антропологической трансцендентности внесли: К.И. Никонов, К. Вальверде, A.B. Золин,
И.С.Антонова, Jl.А. Чухина, М.И. Медведев, Ю.М. Зенько, П.П.Гайденко и др.
Систематический обзор и критика современных философско-религиозных концепций проведен российским исследователем Ю.А.Кимелевым. В его работах содержится анализ бытийной сущностной структуры человека, призванной указать онтологические условия возможности существования Бога. В рамках нашего исследования наиболее ценными представляются идеи Д.В. Пивоварова, изложенные в трудах по онтологии религии.
В рамках гносеологического подхода рассматриваются вопросы, касающиеся возможных способов постижения трансцендентного. Здесь можно выделить круг мыслителей, апеллирующих к вере как единственному источнику знания о трансцендентном. Это представители диалектической теологии (К.Барт, Э.Бруннер, Р.Бультман, Р.Нибур и др.), базисные принципы которой были отражены в книге кальвинистского пастора К. Барта «Послание к Римлянам» (1919).
Также необходимо обозначить авторов, занимающихся разработкой гносеологической модели трансцендентного, главными инструментами которых является разум и естественный опыт. Поиски новых мыслительных ресурсов осуществляются в трансцендентализме (К.Ранер, Б.Лонерган, Э.Корет и др.), западной феноменологии (М.Шелер, Д. фон Гильдебранд, Р.Отто, М. Элиаде и др.) и в рамках русской феноменологии религии (B.C. Соловьев, С.Л. Франк, И.А.Ильин, H.A. Бердяев, о. Павел Флоренский и др.). Исследования не исчерпываются именами указанных мыслителей, однако именно ими был сформирован тот аппарат идей, который составляет содержание и цели современной религиозной гносеологии. Среди современных исследователей феноменологии религии можно выделить А.Н.Красникова, М.А. Пылаева, М.М. Шахнович, И.В. Кирсберга и др.
Проблема применения интуиции как метода постижения «сверхматериального» вызывала исследовательский интерес таких зарубежных и отечественных авторов, как М.Шелер, И.О. Лосский, Б.Лонерган, Д.фон Гильдебранд и др.
Среди современных российских исследователей философии религии можно отметить Н.П. Копцеву, Л.Н. Митрохина, А.В.Медведева и др.
Анализ и критика трудов католических теологов представлены в работах Е.Б. Тимерманис, С.А. Харькова, Д.В. Кирьянова, И.А. Хромец. В частности, Д.В. Кирьянов обращается к анализу концепций современного томизма в контексте диалога с современным научным знанием, а И.А. Хромец исследует философский и теологический аспекты антропологии К. Ранера.
Среди зарубежных авторов особенно выделим И. Барбура, Дж.Полкинхорна, Дж. Пэттисона, Т. Морриса, которые исследуют трансцендентное и его проявления в свете взаимодействия науки, философии и религии.
Систематический анализ религиозной онтологии представлен в трудах А.Н. Троепольского, Г.А. Габинского, С. Гренца, Р. Олсона и др.
В трудах отечественных исследователей Б.Т. Григорьяна, Б.В.Маркова, М.Л. Хорькова, А.П. Забияко и др. содержатся ценные обобщения и анализ философско-религиозных концепций.
С.Н. Жаров анализирует трансцендентное как онтологический концепт, значимый для философской и научно-теоретической мысли, а И.М. Лаврухина рассматривает особенности выражения идеи трансцендентного в разных формах культуры.
В.Н. Сагатовский в рамках своей концепции «философия развивающейся гармонии», исследует трансцендентную реальность в единстве с объективной и субъективной реальностью.
Различные аспекты проблемы трансцендентного рассматривались в трудах Б.С. Галимова, А.Ф. Кудряшева, А.Ф. Лукьянова, В.Н.Финогентова, А.Р. Янгузина. Р.Х. Лукманова исследует соотношение разума и веры с позиций научного мировоззрения, а также их связь с концепцией истины. Работы Р.Ю. Рахматуллина посвящены философско-религиозным учениям о человеке.
Объектом исследования является соотнесенность человека с трансцендентным.
Предметом исследования выступают возможности постижения трансцендентного.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование проблемы постижения трансцендентного. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать интерпретации понятия трансцендентного;
- рассмотреть сущность свободы как принципа отношения к трансцендентному;
- раскрыть основания целостного образа человека в осмыслении его как «отражения» и «проекции» трансцендентного;
- выявить возможности интуитивного постижения трансцендентного;
- проанализировать особенности трансцендентального способа познания трансцендентного;
- обосновать значение феноменологии в постижении трансцендентного.
Методологическая основа исследования. В качестве методологического основания диссертационного исследования
выступает метод философской герменевтики. В рамках обозначенной методологии понимание трансцендентного проходит через специфику теологического языка, но концентрируется в философском ключе. Данный метод позволяет выявить онтологические и гносеологические аспекты рассмотрения проблемы трансцендентного в различных направлениях.
В работе также использованы основные теоретические методы: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, логический и исторический методы.
Научная повнзна исследования может быть конкретизирована в следующих положениях:
• выявлено два направления экспликации трансцендентного: трансцендентное как основание существующей физической реальности и трансцендентное как духовное;
• установлено, что свобода является необходимым условием постижения трансцендентного;
• выявлено, что понимание человека как «проекции» говорит о незавершенной сущности, а представление его как «отражения» предполагает целостный образ;
• выявлено, что разделение форм интуиции дает возможность представить ее как многоуровневую интегрированную устремленность к трансцендентному;
• установлено, что в рамках трансцендентального метода трансцендентное выступает как онтологическое основание познания, выражающееся в априорном знании;
• раскрыта специфика феноменологического метода постижения трансцендентного, где феномены представляют собой явления сознания, которые, с одной стороны, проявляются в переживаниях, с другой стороны, относятся к сфере трансцендентного.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современных интерпретациях понятия трансцендентного можно выделить два направления экспликации: трансцендентное как основание существующей физической реальности и трансцендентное как духовное. При этом трансцендентное выступает как основание материального и духовного, включающее также возможность его постижения в бытии.
2. Сущность свободы, восходящая к трансцендентному, имеет бесконечное множество возможностей, но всегда полагает актуализацию и воплощение в экзистенциальном измерении. Таким образом, для человека свобода оказывается необходимым условием постижения трансцендентного.
3. Представление человека как «проекции» трансцендентного говорит о незавершенности и недостаточности его онтологического образа. Определение человека как «отражения» предполагает выделение таких понятий как «дух», «открытость», «объективность», которые формируют целостность и причастность к трансцендентному.
4. Интуитивное постижение трансцендентного является многоуровневым. Рассмотренные три формы интуитивного постижения - чувственная, интеллектуальная, духовная представляют собой уровни приближения к трансцендентному.
5. В рамках трансцендентального метода трансцендентное выступает как онтологическое основание познания. Сознание личности полагает имплицитное присутствие в субъекте априорного знания. Связующим звеном при этом является вопрошание, которое выявляет смысл метафизических вопросов и возможность постижения трансцендентного.
6. Специфика применения феноменологического метода в постижении трансцендентного проявляется в двух аспектах. Первый связан с обнаружением трансцендентного в процессе исследования феноменов, вскрытия их смысла. Второй аспект касается определенного «проявления» феноменов - переживания, чувства и др. Феномены сознания представляют смысл и его «место» в структуре мироздания, демонстрируя возможность обнаружения в них единения «чистого Я» и трансцендентного.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленная работа позволяет уточнить содержание понятия трансцендентного на современном этапе философского познания и выявить способы постижения трансцендентного как сферы, недоступной чувственному опыту, являющейся источником духовных ценностей и смыслов для человека.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использовать полученные результаты в преподавании философских дисциплин, чтении лекционных курсов по онтологии и теории познания, религиозной философии, философии религии, истории науки и религии.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на научных и научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: международных - «Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в XXI веке (Тамбов, 2012), «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе» (Уфа, 2013), всероссийских -«Современная методология обществознания: интеграция или дифференциация?» (Уфа, 2011), «Россия и ее регионы в поиске
гражданского единства и межнационального согласия» (Уфа, 2011). Промежуточные и итоговые результаты исследования отражены в 10 публикациях (в том числе 3 - в изданиях из Перечня ВАК) общим объемом 2,2 пл.
Структура и объем исследования. Текст диссертационного исследования состоит из введения, двух глав по три параграфа каждый, заключения и списка литературы, содержащего 220 наименований (из них 16 - на иностранных языках). Работа изложена на 150 страницах компьютерной верстки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дано обоснование актуальности темы исследования, степень ее научной разработанности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, методологическая основа работы, формулируется научная новизна, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся данные об апробации и структуре диссертации.
В первой главе «Трансцендентное как категория философии» анализируются теоретические разработки проблемы трансцендентного, выявляются онтологические посылки, ведущие к осмыслению понятия трансцендентного.
В первом параграфе «Трансцендентное: экспликация понятия» рассматриваются различные подходы и способы экспликации понятия трансцендентного. Автор отмечает, что в разнообразии подходов современной философии и теологии можно выделить два пути представления трансцендентного - посредством веры как принятия «иной», «сверхфизичной» реальности и разума как возможности ее философской рефлексии.
В первом случае понятие веры является необходимым и единственным условием формирования идеи трансцендентного. Вера является движущей силой к трансцендентному, но всегда предполагает огромную пропасть между «сверхматериальностью» и человеком. Существование глубокого разрыва между физическим и «сверхфизическим» объясняется экзистенциальностью веры. Вера приобретает новый смысл - в отличие от традиционного религиозного значения становится базовой установкой по отношению к бытию. В онтологическом смысле с помощью веры формируется идея трансцендентного, которая превосходит все доступные человеку уровни реальности. В этом значении трансцендентное есть «ничто», в том плане, что его нельзя обнаружить ни среди вещей мира, воспринимаемого органами чувств, ни среди объектов сознания.
Причина, по которой представление трансцендентного тяготеет к догматическому, кроется в противоречивости условий, которые необходимо соблюсти, чтобы приблизиться к нему. «Реальность» трансцендентного воспринимается очевидной и явной в должном состоянии и ситуации.
Во втором случае философское мышление не отрицает веру, но стремится соединить ее с рациональной ясностью. В рамках диссертационного исследования автор выделяет два направления экспликации трансцендентного: осмысление его как основания существующей физической реальности и как сферы духовного.
В первом направлении речь идет о фундаментальной связи и зависимости физического и сверхфизического. Понятие трансцендентного экстраполируется «снизу-вверх», то есть выводы, сделанные относительно объектов эмпирической реальности переносятся на совокупность проявлений трансцендентного. Для описания трансцендентного используются понятия процесса, динамики (А.Н.Уайтхед), эволюции (А.Пикок, Дж. Полкинхорн), случайности и самоорганизации (Дж.Хот). Эти предикаты являются «информационными проводниками» для осмысления трансцендентного. Такой подход борется с восприятием «фотографической» картины мира, на которой нет деления реальности на духовную сущность и ее воплощение. В понятие трансцендентного включается знание обо всех аспектах эмпирического бытия.
Во втором направлении трансцендентное как духовное эксплицируется в виде ценностей. Существование ценностей как всепроникающих, задающих значение для мира в целом, объясняется их метафизическим происхождением. В данном случае понятие трансцендентного дистанцируется от физического бытия, поскольку природа ценностей не может быть исчерпана в наличном бытии. Ценности восходят к трансцендентному и определяют мировоззренческую составляющую человечества. Понимание трансцендентного как духовного является перспективой, определяющей продвижение к гуманистическим идеалам, и не отрицает возможностей ее осмысления в рамках философии.
Во втором параграфе «Свобода как принцип отношения к трансцендентному» диссертантом рассматривается сущность свободы в ее отношении к трансцендентному.
Сущность свободы может рассматриваться двояко: в качестве фундаментального принципа бытия, которое еще не имеет смыслового строения, и в качестве категории, связывающей человека с трансцендентным. Поэтому необходимо различать свободу, проявляющуюся в бытии, и свободу абсолютную, не относящуюся к
пространственно-временному континууму. Свобода как возможность возвышения, «поднятия» человека над остальными формами существования является исходной ступенью понимания ее сущности. Здесь свобода выражается, во-первых, как модус осознания себя и окружающего мира, во-вторых, как понимание своей исключительности.
Смысл свободе придает человеческая экзистенция. Экзистенция как новая онтологическая ступень свободы не сводится ни к трансцендентному, ни к имманентному. При этом для свободы не существует конечной точки, стадии, на которой эта свобода полностью будет достигнута и реализована. То, что свобода получает осмысленность в экзистенции, не замыкает ее, поскольку свобода позиционируется как обращенность к трансцендентному.
Обоснование отношения свободы к трансцендентному осуществляется посредством сознания и его актов. Свобода является условием мышления: вопрошание не может возникнуть в границах обусловленности. Поэтому вопрос о Боге, Абсолюте как предмете мысли и предмете вопрошания изначально поставлен неправильно. Своим существованием свобода уже связана с трансцендентным.
Свобода актуализируется через волю, которая заключается в возможности любой линии развития, в том числе и отказе от него. При этом принципиальным является то, что для реализации свободы в воле всегда необходима цель и средства для ее достижения. Воля актуализирует, утверждает необходимое, то, что существует в центре индивидуального бытия. Единство свободы и воли выражается в самодетерминации личности. Следовательно, свобода выражается не в вероятности совершать желаемое, а в осуществлении и установлении личностных оснований.
Автор отмечает два взаимосвязанных момента. Во-первых, свобода выражается не только в отклике на окружающие нас события, а в возможности созидать новую цепь отношений. Но свобода, и даже ее «доэкзистенциалыюсть» не может стать первопричиной своего бытия. Во-вторых, в измерении свободы выявляется акт трансцендирования. Трансцендентное измерение свободы есть обращенность к бесконечному. В этом случае целью может быть Бог, Абсолют, то есть то, что подлинно значимо для человека. Свобода представляется как основание экзистенции человека, где также сближаются понятия имманентности и трансцендентности.
Понятие свободы связано с проблемой предопределения христианской философии. С одной стороны, свобода считается свершившейся, когда встал вопрос о выборе. С другой стороны, измерение и точка отчета свободы находятся в трансцендентном, поэтому в ней уже предполагается ответ. Таким образом, человек
свободен, но свободен только тогда, когда устремлен к трансцендентному.
В ходе рассуждений автор приходит к выводу, что сущность свободы, восходящая к трансцендентному, имеет множество возможностей, но актуализируется в экзистенциальном измерении. Поэтому для человека свобода является необходимым условием постижения трансцендентного.
В третьем параграфе «Человек как «проекция» и «отражение» трансцендентного» внимание автора сконцентрировано на проблеме построения целостного образа человека с позиций его соотнесенности с трансцендентным.
В контексте религиозной философии и теологии используются дефиниции «недостаточности», «незавершенности» образа человека. Для обоснования данной дефиниции развивается идея об атрибутах, которые играют структурирующую роль в человеческой сущности и связывают ее с трансцендентным. В данном случае философское обоснование с материалистических позиций является невозможным. Серьезную аргументацию могут предоставить идеалистические и религиозные концепции.
Одним из вышеупомянутых атрибутов является «дух» или «духовное» как доминанта в философско-религиозном построении. Присутствие духа в человеке является всеобщим условием существования человека, которое определяет его бытие и отношение к бытию. Дух - основа, с помощью которой человек противостоит органическому, противодействуя витальным силам. При этом переоценка духа ведет к потере человеком себя, своего личностного, а недооценка - к растворению в физическом бытии как высшей ступени эволюции животных. В понимании «духа» подчеркивается дуализм, двуполюсность человеческого проекта. Дух представляется частью трансцендентного и, в то же время, противостоит утилитарному, вещному. Выделение из понятия «духа» так называемых «духовных актов» характеризует изменчивость человеческой сущности. Характерно то, что в современной христианской философии трактовка феномена духовного перемещается в сферу функционирования личности в его социальном значении. Духовное в данном случае «корректирует» и сущность человека, и отношение человека к миру. Поэтому дух не только относится к трансцендентному, но и является основанием для «достраивания» до целостного существа.
Выделение принципа «объективности» характеризует человеческое отношение к действительности. Трактовка феномена объективности восходит к принятию человеком свободной позиции относительно всего, что его связывает с внешним миром. Объективность, проявляющаяся в
конкретных человеческих действиях, предполагает некое нахождение в форме потусторонности, трансцендентной по отношению к миру целесообразности, но, в соответствии с которой, формируются все виды жизнедеятельности. При этом основа, лежащая в способности к объективности, не может быть чем-то, что является общим для человека и животного.
Феномен человека можно объяснить и с помощью «открытости миру», которая дает возможность свободы и творчества, вынуждает творить собственный порядок. В то же время открытость человека обозначает непредсказуемость дальнейшего развития и может привести, втом числе, и к трагическим результатам.
Диссертант акцентирует внимание на том, что обнаружение атрибутов, структурирующих сущность человека, относящихся к трансцендентному, утверждает целенаправленность человеческой природы.
Трактовка человека как «проекции» трансцендентного говорит о том, что, хотя человек имеет более или менее постоянную структуру, он стремится к реализации двух интенций: во-первых, по отношению к физической реальности, во-вторых, - к трансцендентному. В этом аспекте встает также вопрос о смысле жизни человека. «Проекция» трансцендентного является незавершенной, человек, его метафизический образ всегда находится в становлении и вечном «пути».
В случае «отражения» трансцендентного имеет место схождение трех составляющих в единое: цель человеческой жизни, смысл, предназначение. Речь идет о разных временах: если цель обнаруживается в будущем, предназначение проистекает из прошлого, отсылая к некоторому содержанию его бытия, то смысл находится в настоящем. Трансцендентное вбирает в себя все понятия, они свободно проникают и обуславливают друг друга. Поэтому автору представляется обоснованным вывод о том, что, если человек выступает как «отражение» трансцендентного, то он воспроизводит в себе, помимо структурирующих атрибутов, эти сущностные константы и является целостным.
Во второй главе «Способы постижения трансцендентного»
рассматриваются возможности философских методов постижения трансцендентного, определяется значимость каждого из них.
Первый параграф «Гносеологический потенциал интуиции в постижении трансцендентного» посвящен исследованию философских аспектов интуитивного постижения, феномен интуиции рассматривается как способ достижения знаний о трансцендентном.
На материале привлеченных источников автор выделяет три формы интуитивного постижения - чувственную, интеллектуальную и
духовную. Чувственная-интуиция связана с познанием эмпирических объектов и их единичных свойств, интеллектуальная соотносится с разумом и его способностями. Духовное созерцание относится к познанию бытия более высокого порядка — сверхматериального. Исходя из множественности форм бытия, диссертант отмечает, что чувственная интуиция соответствует постижению материального бытия, интеллектуальная - идеального, а духовная - трансцендентного.
Автор подчеркивает, что способность к интуиции связана с такими понятиями как «дух», «идеация» (М.Шелер), «предсознание» (Н.О.Лосский), «предвосхищение» (К.Ранер), «интеллигибельность» (Д.фон Гильдебранд), которые помогают представить схему интуитивного постижения. Развивая идеи этих мыслителей, диссертант формулирует условия возникновения духовной интуиции. Во-первых, это наличие объекта постижения - трансцендентного. Во-вторых, — участие всех интеллектуальных и эмоциональных проявлений, цельность в духе. При утрачивании этой цельности, познавательная активность становится «автономной», порождая понятийное мышление, которое отрывает нас от единства материального и сверхматериального. В-третьих, - живое, активное взаимодействие с материальным миром.
Далее автор обосновывает необходимость выделения особенностей интуитивного постижения. Отмечается, что интуитивное постижение характеризуется незаинтересованностью, оно независимо от субъекта веры. Интуитивизм избавляется от посредников в рассмотрении процесса познания (символы, копии и т.д.), приближаясь к принципу имманентности. Кроме того, интуиция не является пассивным отражателем материального и действительного, она выступает как творение нового. Процесс получения знаний посредством интуиции индивидуален и оригинален, обладает совершенно новой сущностью, отличной от других форм постижения бытия. Творческая характеристика интуиции исходит из двусторонней направленности сознания - вовне и внутрь.
В итоге интуитивное постижение диссертант определяет как интегрированную устремленность к трансцендентному, в которой преодолевается антитеза чувственного, рационального и духовного опыта. В данном процессе подчеркивается и роль мыслительных способностей, направляющих все потенции сознания в правильное русло. Поэтому между ними нет противоречия - взаимодействуя, они образуют составные части одного процесса. Это дает возможность диссертанту сделать вывод о том, что интуиция является многоуровневой интегрированной направленностью к
трансцендентному.
Во втором параграфе «Трансцендентальный метод познания трансцендентного» анализируется трансцендентальный способ постижения, исследуется смысл метафизических вопросов и их связь с познанием.
Автор отмечает, что в современных философских интерпретациях наблюдается отход от «линейной» схемы трансцендентального познания, т.е. возможности постижения заключаются не в пассивном восприятии действительности, а в проекции познавательных значений на реальность.
В рамках данного исследования интересны идеи К.Ранера, Э.Корета, Б.Лонергана, применяющих трансцендентальный метод с позиций философско-религиозных взглядов. По К. Ранеру, в основании трансцендентального опыта лежит, с одной стороны, познаваемость бытия как такового, как его сущностная черта, с другой стороны, познание выступает как «самопредставление» (термин К.Ранера) и субъективность. Личности необходимо только «высветить» в сознании то, что уже дано, то есть «субъективировать» объективную действительность. Э.Корет, развивая идеи К.Ранера, подчеркивает, что познавательная интенция направлена за пределы конечного бытия. Б.Лонерган представляет многоуровневую модель познания, которая раскрывает не только гносеологические, но и в моральные аспекты постижения трансцендентного. В целом обоснование трансцендентальной рефлексии сводится к анализу способностей и границ познающего субъекта.
На основе изученного материала диссертант переходит к выявлению общих принципов трансцендентального метода. Познание выглядит как «проявление» уже данного знания, в этом случае не имеет значения, идет речь о новом, еще не отрефлексированном, или о «вторичном», осмысленном. Априорность, таким образом, составляет своеобразную матрицу условий любого знания. С другой стороны, постижение характеризуется относительной суверенностью от познанных предметов и одновременно оказывается соединенным со свободой. Данное утверждение справедливо не только по отношению к постижению объективной действительности, но и к познанию самого себя.
Самосознание человека выступает важным элементом для постижения реальности, поскольку оно не только составляет онтологическое ядро субъективной реальности, оно образует информационный базис, который определяет вовлеченность в отношение с действительностью. Каждая новая рефлексия полагает обновленное содержание сознания и, следовательно, своего «Я».
Важной детерминантой постижения является вопрошание, которое выступает как присущая сознанию способность к трансценденции. Познание начинается с вопроса о бытии, который в то же время является вопросом о Боге и самом человеке и мире. Поэтому, постижение трансцендентного представляет собой линию, направленную к постижению сущего, но само «вопрошающее» постижение уже содержит в себе ответ. В такой трактовке существенным фактом является то, что здесь не происходит подчинение парадигме рационализма, где главным критерием истинности является возможность как бы вынесения «за скобки» субъективности акта познания и стремление представить объективное знание.
Автор отмечает, что трансценденцию можно понимать как в онтологическом, так и в гносеологическом смысле. В онтологическом значении трансценденция предстает как. направленность к единой реальности, целостности бытия, пронизывает все сферы бытия, но при этом является областью совершенно «иного», не относящегося к структурам действительности. В этом смысле она предстает как «сверхдействительное». В гносеологическом плане трансценденция представляется как устранение границ между субъектом и объектом, «Я» и «не-Я», проникновение или выход к «запредельному». Наличие познавательной установки - вопрошания. свидетельствует о метафизической устремленности и связи имманентного и трансцендентного.
Автор делает вывод о том, что интерпретация трансцендентальной рефлексии ведет к обоснованию целостности и не взаимоисключаемости физической и сверхфизической реальности, опираясь на гносеологический фундамент априорного знания.
В третьем параграфе «Феноменологическое постижение трансцендентного» рассматривается вклад феноменологии в исследование проблемы постижения трансцендентного, выявляется специфика применения феноменологического подхода.
В ходе анализа различных учений диссертант обнаруживает, что феноменологический подход противопоставляет непосредственный опыт и мыслительные операции, которые искажают восприятие. Поэтому опыт восприятия важнее и богаче понятийных конструктов.
Феноменологический метод предполагает обращение к объектам, которые воспринимаются такими, какие они есть сами по себе, в отдельно взятом смысле и предназначении. Схватывание смысла и возможность его соотнесения с единством всего сущего объясняется открытостью сознания.
В феноменологическом постижении объект автоматически является гарантом своего бытия. Статус объекта познания выше, чем статус
личных убеждений. Поэтому в рамках феноменологического постижения трансцендентного знание не может быть четко сформулированным.
Анализ феноменологического метода приводит автора к необходимости обозначить два аспекта. Первый аспект связан с обнаружением трансцендентного в процессе исследования феноменов сознания. Вследствие определенного числа редукций выявляются универсальные смыслы актов сознания, которые указывают на производность от трансцендентного. Второй аспект характеризуется как постижение трансцендентного через эмоциональные проявления, лишенные рефлексивной нагруженности. В обоих вариантах стержнем выступает редукция и общая установка феноменологии в ее классическом варианте.
На основании данных положений автором выдвигается идея о том, что в феноменологическом постижении нет попытки представить феномены как прозрачные структуры, а важно показать, что они представляют трансцендентное, и потому их содержание намного глубже и богаче. Ключевым моментом здесь выступает правильная интерпретация значений, которые помогают приблизиться к «запредельному». Феномены сознания демонстрируют смысл и его «место» в структуре мироздания. При этом феноменологическое постижение заключается не в охвате сознанием трансцендентного, а лишь указании на него.
Постижение трансцендентного всегда предполагает смещение фокуса сознания. В классической феноменологии требуется отстранение от внешнего мира к «чистому» сознанию, к феноменам, ядром которых является индивидуальное «Я», утратившее наслоения эмпирического. Такая постановка задачи не требует обнаружения чего-то значительнее, чем опыт сознания личности. А в постижении трансцендентного результатом редукций должно выступать соединение «Я» и трансцендентного. Такая позиция углубляет и расширяет феноменологическую установку.
Диссертант отмечает, что феноменологический метод постижения трансцендентного тесно связан с экзистенцией, поисками личных смыслов субъектом. В свою очередь, феноменологический метод стремится уйти от частно-обусловленного и обнаружить нечто всеобщее. Феноменологическое постижение трансцендентного имеет двойную установку - «чистое» сознание является одушевленным, личностным.
На основе проведенного анализа автор выявляет специфику феноменологического способа постижения: феномены представляют
собой явления сознания, которые, с одной стороны, проявляются в переживаниях, с другой стороны, относятся к сфере трансцендентного.
В Заключении диссертант подводит итоги, обобщает основные результаты и формулирует выводы, вытекающие из диссертационного исследования, а также намечает дальнейшие перспективы работы по данной проблеме.
Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях автора:
Статьи, входящие в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК России:
1. Гибадуллина Е.Ш. Философский смысл религиозности // Вестник Башкирского университета: Научный журнал. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.- Том 16. - № 2. - С. 544-548.
2. Гибадуллина Е.Ш. Философско-религиозный смысл бытия человека в теологии Карла Ранера // В мире научных открытий: Научный журнал. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. -№4(28).-С. 106-1 14.
3. Гибадуллина Е.Ш. Гносеологический потенциал интуиции в контексте современной религиозной философии // Интеллект. Инновации. Инвестиции: Академический журнал. - Оренбург: Оренбургский гос. ин-т менеджмента, 2012. -№3. - С.68-71.
Другие публикации:
1. Гибадуллина Е.Ш. Проблема духовного развития // VI Садыковские чтения: Сборник научных трудов. - Уфа: РИО БашГУ, 2010.-С.98-100.
2. Гибадуллина Е.Ш. Религиозность и проблема смысла жизни // О вечном и преходящем. Вып. 2: Сборник научных статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - С. 109-113.
3. Гибадуллина Е.Ш. Трансцендентная реальность в свете современной религиозно-философской мысли // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук»: альманах: научный журнал. - Йошкар-Ола: ООО Коллоквиум, 2013. - № 2(23). - С. 10-12.
4. Gibadullina E.Sh. Comprehension problem of transcendent reality through the phenomenology prism of Dietrich von Hildebrand // Intellectual and moral values of the modern society, В & M Publishing, San Francisco, California, (USA), 2013. - P. 157-159.
5. Гибадуллина Е.Ш. Религиозность и современный мир: проблема поиска новых жизненных перспектив // Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия: Материалы всероссийской научно-практической конференции. (Уфа, 10 ноября 2011 г.). - Уфа: БАГСУ, 2011. - С.296-298.
6. Гибадуллина Е.Ш. Познавательная ценность религиозной веры // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в XXI веке: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. (Тамбов, 31 января 2012 г.): В 10 ч. - 4.5. - Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. -С.47-49.
7. Гибадуллина Е.Ш. К вопросу о философских способах постижения трансцендентной реальности: трансцендентальный метод Э.Корета // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: Сборник статей международной научно-практической конференции. (Уфа, 29-30 марта 2013 г.): 4.2. / Отв. ред. Л.Х.Курбанаева. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С.20-23.
Гибадуллина Елена Шарифулловна ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05.01.99
Подписано в печать 15.11.2013 г. Формат 60x84/16 Усл. печ. л. 1,16. Тираж 100. Заказ 137.
Редакционно-издателъский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Отпечатано в редакционно-издателъском отделе Института права Башкирского государственного университета 450005, РБ, г. Уфа, ул. Достоевского, 131-105.
Текст диссертации на тему "Трансцендентное: возможности постижения"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201451934
ГИБАДУЛЛИНА Елена Шарифулловна ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ
Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философский наук, профессор Лукманова Р.Х.
Уфа 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ.........15
§1. Трансцендентное: экспликация понятия..............................................................15
§ 2. Свобода как принцип отношения к трансцендентному.....................................33
§ 3. Человек как «проекция» и «отражение» трансцендентного..............................48
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПОСТИЖЕНИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО.................62
§ 1. Гносеологический потенциал интуиции в постижении трансцендентного.....62
§ 2. Трансцендентальный метод познания трансцендентного.................................83
§ 3. Феноменологическое постижение трансцендентного......................................105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................127
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................133
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с древнейших времен тема поиска Абсолюта, трансцендентного, «сверхматериального» обладает особым статусом. Размышление над природой трансцендентного начала - в самых разных его ипостасях - является одной из важнейших черт философского сознания всех эпох. Искания человечеством связующей основы всего сущего, начала мирового целого вызваны желанием воссоздать целостную картину мира, и отражены в динамичной смене духовных оснований. Трансцендентное представляется неисчерпаемой областью для познавательных интенций, и, вместе с тем, предельность смысла и высокая степень абстракции понятия порождают столкновения точек зрения и разносторонность принципиальных убеждений.
В условиях активного развития техногенной информационной цивилизации, динамизма современной социальной жизни человечества особенно актуальными становятся поиски подлинных ценностей и смыслов. «Метафизическая» тревога человечества отражается в поисках ответов на «вечные» вопросы, выводит человека в сферу духовного, побуждает к осознанию нематериальных ценностей, идеалов нравственности, гуманизма. Однако осмысление духовных феноменов невозможно без обращения к проблеме Абсолюта, Бога. Наш интерес к идее трансцендентного лежит именно в этой плоскости. Современные интерпретации трансцендентного связаны с тенденциями сближения науки, философии и религии. Претензии науки на лидерство среди других форм познания сдерживаются принципиальной неспособностью ответить на многие мировоззренческие вопросы. Поэтому характер и особенности этого взаимодействия задаются именно в философско-религиозном ключе.
Философия, наука и религия решают задачи, имеющие всеобщий характер, поэтому в преодолении пропасти между ними видится возможность создания общей теоретической основы для осмысления трансцендентного. Этот синтез знания особенно важен в наш постмодернистский век, поскольку он противостоит
распространенному убеждению о преобладании плюрализма взглядов, а не истины.
В связи с обострившимися вопросами мировоззренческого поиска одной из животрепещущих тем современного философского познания является создание такой концепции трансцендентного, которая не противоречила бы фундаментальным представлениям науки и естествознания. Глобализация, решительные шаги и инновации научно-технической сферы неизбежно влияют на становление воззрений мыслителей. Взяв на вооружение опыт классики, многие современные философы и теологи предлагают новые способы обоснования трансцендентного и стремятся сделать свое учение более «научным», выводя его на новый уровень философского дискурса.
Необходимость философского осмысления и теоретического анализа проблемы трансцендентного определены и экзистенциальными запросами отдельной личности. Человек живет в частных измерениях, и вместе с тем он всегда касается проблемы полноты своего существования. Современная философия стремится дать достойный ответ на духовные претензии нынешнего человека, открыть новые перспективы для самопознания и миропознания, придать жизни космический смысл. Эволюция философской мысли демонстрирует поиск неких универсальных констант, относящихся к сфере трансцендентного
Степень разработанности проблемы. Исследования трансцендентного имеют большую традицию, развитую преимущественно в философско-религиозном контексте. В рамках нашего исследования привлекались источники, в которых анализируются онтологический и гносеологический аспекты проблемы трансцендентного в контексте современной христианской философии.
Современная религиозная онтология обширна как по содержанию, так и по способам и средствам анализа и решения проблем. Одно из наиболее сильных течений представляют такие мыслители, как Т. де Шарден, С. Александер, А.Н.Уайтхед, Ч. Хартсхорн, Дж. Кобб 1 и др. Они предприняли попытку
1 См., нар.: Тейяр де Шарден П. Божественная Среда: [Пер. с фр.] / Комментарии А. Б.
Миначева. - М.: Гнозис, 1994. - 208 е.; Alexander S. Space, Time and Deity / S. Alexander. London: London Press, 1927. - 354 p. Уайтхед A. H. Избранные работы по философии: Пер. с
англ. / А. Н. Уайтхед; Общ. ред. и вступ. ст., [с. 3-54], М. А. Кисселя. - М.: Прогресс, 1990. -
4
представить натуралистическую концепцию трансцендентного, используя методологию научного познания.
В данном направлении широко используется и концепция эволюции, которая была развита авторами уже в 21 веке (П.Тейяр де Шарден, А.Пикок, Дж.Хот, А.И.Осипов и др.). В работах этих авторов прослеживаются тенденции адаптации религиозного учения к научно-ориентированному мышлению современного мира, и разрабатывается обобщенный подход к проблемам религиозного мировоззрения.
Проблема трансцендентного в соотношении с человеческим бытием исследуется П.Тиллихом, В.Панненбергом, К.Ранером, Э.Коретом, Х.Кюнгом,
о
М.Шелером, Г.-Э. Хенгстенбергом и др. Трансцендентное в трудах этих исследователей предстает как основа экзистенциального бытия.
Такие мыслители, как С.А.Левицкий, Д. фон Гильдебранд, С.С. Хоружий4 и др. актуализируют мыслители отдельные «проявления» трансцендентного (проблема духа, свободы, творчества, чуда и др.).
Большой вклад в разработку проблемы антропологической трансцендентности внесли: К. И. Никонов, К. Вальверде, А. В. Золин, И. С. Антонова, Л. А. Чухина, М. И. Медведев, Ю. М. Зенько5.
716 е.; Hartshorne Ch. Man's Vision of God and the Logic of Theism, Willett, Clark & company, 1941, reprint Hamden: Archon, 1964; Cobb John B. Jr. Process Theology: An Introductory Exposition. Philadelphia: Westminster Press, 1976.
2 См., напр.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека : Вселен, месса / Пьер Тейяр де Шарден ; [Пер. с фр. Н. А. Садовского, M. J1. Чавчавадзе]. - М. : Айрис-пресс, 2002 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 350 е.; Пикок А. Богословие в век науки. Модели бытия и становления в богословии и науке. М.: ББИ, 2004. - 416 е.: Хот Дж. Бог после Дарвина. Богословие эволюции. М.: ББИ, 2011. - 236 е.; Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. - 432 с.
3 См., напр.: Тиллих П. Систематическая теология: В 2 кн. Кн. 1. Т. 1-2. М - СПб.: Университет, кн., 2000; Pannenberg W. Was ist der Mensch?: Die Anthropologie der Gegenwart im Licht der Theologie. Gôttingen. 1976; Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 662 е.; Корет Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. - 248 е.; Кюнг X. Христианский вызов. М.: ББИ,2012. -465 е.; Шелер М. Избранные произведения: [Пер. с нем.] / Макс Шелер; [Сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; Послесл. J1. А. Чухиной, с. 379-398]. - М.: Гнозис, 1994. - 413 е.; Hengstenberg Н.-Е. Philosophische Anthropologie. Stuttgart, 1957. -316р.
4 См., напр.: Левицкий С. А. Трагедия свободы / С. А. Левицкий; С предисл. Н. О. Лосского. - 2. изд., фототип. - [Франкфурт]: Посев, 1984. - 350 е.; Гильдебранд Д. фон. Этика / Дитрих фон Гильдебранд; Пер. с нем. А. И. Смирнова. - СПб. : Алетейя : Ступени, 2001. - 566 е.; Хоружий С. С. К феноменологии аскезы / С. Хоружий. - М. : Изд-во гуманит. лит.. 1998. - 352 с.
Систематический обзор и критика современных философско-религиозных концепций проведен российским исследователем Ю.А. Кимелевым6. В его работах содержится анализ бытийной сущностной структуры человека, призванной указать онтологические условия возможности существования Бога. В рамках нашего исследования наиболее ценным представляются идеи Д.В. Пивоварова7, который рассматривает основные понятия и принципы онтологии религии.
В рамках гносеологического подхода рассматриваются вопросы, касающиеся возможных способов постижения трансцендентного. Здесь можно выделить круг мыслителей, апеллирующих к вере как единственному источнику знания о трансцендентности, развитого в диалектической теологии (К.Барт,
о
Э.Бруннер, Р.Бультман, Р.Нибур и др.), базисные принципы которой были отражены в книге кальвинистского пастора К. Барта «Послание к Римлянам» (1919).
Также необходимо обозначить авторов, занимающихся разработкой гносеологической модели трансцендентности, главными инструментами которых
5 См., напр.: Никонов К.И. Современная христианская антропология: (Опыт филос. критич. анализа) / К. И. Никонов. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 184 е.; Вальверде К. Философская антропология / Пер. с исп. - М.: Христианская Россия, 2000. - 411 е.; Золин А. В. Философская и религиозная антропология: необходимость диалога // Человек в современных философских концепциях. Материалы Третьей Международной научной конференции. Ч. 2. - Волгоград, 2004, с. 236-237; Антонова И.С. Религиозная антропология как архетип культуры // Философская и педагогическая антропология. - Нижневартовск, 1998, с. 51-52. Чухина J1. А. Проблема человека в религиозной философии. Автореф. дис. докт. филос. наук. - М., 1984; Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. - Минск: БГУ, 1983. - 166с. Зенько Ю. М. Человек как микрокосм // Его же. Основы христианской антропологии и психологии. - СПб: Речь, 2007.С.359-370.
6 См.: Кимелев Ю.А. Философия религии / Ю. А. Кимелев. - M. : Nota bene, 1998. - 422 е.; Кимелев Ю.А. Философский теизм: Типология современ. форм / Ю.А. Кимелев; Рос. АН, ИНИОН. - М.: Наука, 1993.- 125 с.
7 См., напр.: Пивоваров Д.В. Онтология религии : [монография] / Даниил Пивоваров. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2009. - 504 е.; Пивоваров Д.В. Идея Бога в философии религии [Текст] / Д. В. Пивоваров ; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2012. - 178 с.
о
См., напр.: Барт К. Церковная догматика / Карл Барт; [пер. с нем. Вадим Витковский]. -Москва: Библейско-богословский ин-т св. ап. Андрея, 2007.Т. 1-2.; Бультман Р. Избранное: Вера и понимание: [т. 1-2] / Рудольф Бультман ; [пер. с нем.: К. В. Бандуровский и др.]. - М.: РОССПЭН, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 750 е.; Brunner Е. Dogmatics, Vol.1 The Christian Doctrine of God. Translated by Olive Wyon.London: Lutterworth, 1952; Нибур P. Христос и культура : Избр. тр. Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура: Перевод / Редкол.: М. Р. Лановская, А. В. Матешук (отв. редакторы) и др.; Авт. послесловий Е. Дубко, П. Гуревич]. - М.: Юристь, 1996.-574 с.
является разум и естественный опыт. Поиски новых мыслительных ресурсов осуществляются в трансцендентализме (К.Ранер, Б.Лонерган, Э.Корет9и др.), западной феноменологии (М.Шелер, Д. фон Гильдебранд, Р. Otto, М. Элиаде10 и др.) и в рамках русской феноменологии религии (B.C. Соловьев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, H.A. Бердяев, о. Павел Флоренский 11 и др.). Исследования не исчерпываются именами указанных мыслителей, однако именно ими был сформирован тот аппарат идей, который составляет содержание и цели современной религиозной гносеологии. Среди современных исследователей феноменологии религии можно выделить А.Н. Красникова, М.А. Пылаева, М.М. Шахнович, И.В. Кирсберга12 и др.
9 См., напр.: Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»), - M.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 662 е.; Лонерган Б. Метод в теологии / Бернард Лонерган. - Москва : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 399 с. Корет Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. - 248 е.; Кюнг X. Христианский вызов. М.: ББИ,2012. - 465 с.
10 См.: Шелер М. Избранные произведения: [Пер. с нем.] / Макс Шелер; [Сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; Послесл. Л. А. Чухиной, с. 379-398]. - М.: Гнозис, 1994. - 413 е.; Гильдебранд Д.фон. Что такое философия? / Дитрих фон Гильдебранд; Перевод с нем. А. И. Смирнова; [Ст. К. Мертенс, с. 351-370]. - СПб. : Алетейя : ТО «Ступени», 1997. - 372 е.; Отто Р. Священное: об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Рудольф Отто; [пер. с нем.: А. М. Руткевич]. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. - 269 е.; Элиаде М. Священное и мирское / Мирча Элиаде; Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 143 с.
11 См.: Соловьев B.C. Духовные основы жизни / Владимир Соловьев. - Фототип. изд. - Bruxelles : Foyer oriental chrétien: Жизнь с Богом, 1982. - 143 е.; Франк С. Л. Человек и Бог: Человек между миром и Богом / С. Л. Франк. - М.: Грааль, 2001. - 124 е.; Ильин И.А. Путь к очевидности : [Сборник] / И. А. Ильин; [Послесл. В. И. Кураева; Примеч. Р. К. Медведевой]. - М. : Республика, 1993. - 430 е.; Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н. Бердяев. - Paris : YMCA-press, Сор. 1952. - 246 е.; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи / Павел Флоренский. - Москва : ACT, 2007. -633 с.
12 См.: Красников А. Н. Современная феноменология религии / А. Н. Красников // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1999. - № 6. - С. 36-47.; Пылаев М. А. Западная феноменология религии. Теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом / М. А. Пылаев - М.: РГГУ, 2006. - 97 е.; Пылаев М. А. Кризис либеральной теологии протестантизма и феноменология Рудольфа Отто / М. А. Пылаев // Вестник Московского университета, 1998. - № 4. - С. 67-79.; Шахнович M. М. Феноменологическое религиоведение: история и метод / M. М. Шахнович // Очерки по философии и культурологии. - СПб., 2001. - С. 301-308; Кирсберг И.В. О научной неопределенности религиоведческой феноменологии и о возможности ее научной строгости //
Философия и культура. - 2009. - № 8. - С. 70-77; Кирсберг И.В. Религиоведческая феноменология в ретроспективе и перспективе // Философия и культура. - 2009. - № 7. - С. 3946; Кирсберг И. В. Как феноменологически замаскировать богословие под науку? // Философия и культура. - 2012. - № 11.-С. 29-38.
Проблема применения интуиции как метода постижения «сверхматериального» бытия вызывала исследовательский интерес таких зарубежных и отечественных авторов, как М.Шелер, Н.О.Лосский, Б.Лонерган,
13
Д.фон Гильдебранд и др.
Среди современных российских исследователей философии религии можно отметить Н. П. Копцеву, Л. Н. Митрохина, A.B. Медведева14 и др.
Анализ и критика трудов католических теологов представлены в трудах Е.Б. Тимерманис, С. А. Харькова, Д.В. Кирьянова, И.С. Хромец. 15 В частности, Д.В.Кирьянов обращается к анализу концепций современного томизма в контексте диалога с современным научным знанием, а И.С. Хромец исследует философский и теологический аспекты антропологии К. Ранера.
Среди зарубежных авторов особенно выделим И. Барбура, Дж.Полкинхорна, Дж. Пэттисона, Т. Морриса, 16 которые исследуют трансцендентное и ее проявления в свете взаимодействия науки, философии и религии.
14
См.: Шелер М. Избранные произведения : [Пер. с нем.] / Макс Шелер; [Сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; Послесл. JI. А. Чухиной, с. 379-398]. - М.: Гнозис, 1994. - 413 е.; Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция : [Труды] / Н. О. Лосский; [Сост. А. Поляков]. - М.: Терра - кн. клуб : Респ., 1999. - 399 е.; Lonergan В. J. F., Insight. A study of human understanding, L.-N. Y.-Toronto, 1992. Гильдебранд Д. фон. Что такое философия? / Перевод с нем. А. И. Смирнова. - СПб.: Алетейя: ТО «Ступени», 1997. - С. 375. 4 Копцева Н.П. Основные теории истины: историко-философские и религиоведческие очерки : Монография / Н. П. Копцева; М-во образования Рос. Федерации. Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск : Изд. центр Краснояр. гос. ун-та, 2000. - 312 е.; Митрохин Л.Н. Религия и культура : (Филос. очерки) / Л.Н. Митрохин; Рос. акад. наук. Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2000. - 316 е.; Медведев A.B. Сакральное как причастность к абсолютному / Рос. филос. о-во; Меж-вуз. центр проблем непрерыв. гуманитар, образования при Урал. гос. ун-те им. А.М.Горького. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. - 152 с.
15 См.: Тимерманис Е. Б. Христианская антропология Карла Ранера : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.06. - Санкт-Петербург, 1992. - 151 е.; Харьков С. А. Влияние «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы на становление антропологической концепции Карла Ранера. Автореф. дис. канд. истор. наук. - М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2009; Кирьянов Д. В. Томистская философия XX века : [монография] / Д. В. Кирьянов; Нижневартовский гос. гуманитарный у�