автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Онтологический статус трансцендентного
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Деревянченко, Юрий Иванович
Введение.
Глава I. Природа трансцендентного: философский анализ
§ 1. Терминологическая экспликация трансцендентного.
§ 2. Проблема взаимосвязи имманентного и трансцендентного.
§ 3. Гносеологические характеристики трансцендентного.
Глава II. Антропологическое измерение трансцендентного
§ 1. Ценностно-регулятивная сущность трансцендентного.
§ 2. Трансцендентное в структуре философской онтологии.
§ 3. Трансцендентные основания антропогенеза.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Деревянченко, Юрий Иванович
Актуальность темы. Обращаясь к философскому анализу категории трансцендентного, приходится констатировать наличие в культуре множества вариантов осмысления этого феномена. Его экспликация осуществляется в разных формах, как в религиозных, так и светских. Присутствие в общественном сознании представлений о трансцендентной реальности отмечается в самых ранних письменных памятниках человеческой цивилизации, а реконструирующие модели антропологии позволяют предполагать его наличие также в дописьменный период. Причиной отсутствия однозначного восприятия указанного феномена, служит его фундирующий характер, порождающий преломления в индивидуальном сознании, заставляя «рассыпаться» на многочисленные модификации. Предельность значения трансцендентного, обусловливающая индивидуальную психологическую структуру субъекта, требует прояснения его онтологического статуса.
Нарастающая «девальвация» традиционных онтологических систем координат приводит к потере человеком бытийной идентификации и разрушению мировоззренческих установок, вызывая состояние экзистенциального вакуума. Потеря осмысленности входит в число главных примет современности. Человек, по определению М.Хайдеггера, «пастух бытия», и вопросы онтологического характера для него мировоззренчески первичны. Однако деструктивные тенденции в восприятии мира, преобладающие в настоящее время, актуализируют задачу исследования человеком своих бытийных истоков, наиболее значимых онтологических концепций. Релятивизм, играющий известную положительную роль в качестве элемента позитивной критичности, став стержневым способом отношения к миру, приобрел разрушительный характер. Стимулируя формы асоциального поведения, он поставил вопрос о выборе пути дальнейшего развития человечества.
Поиск бытийных оснований - одна из основных потребностей осмысления духовной ситуации в современном мире. Провозглашенная Ф.Ницше «Смерть Бога» обернулась мировоззренческой катастрофой для общества. Уничтожение трансцендентной опоры подталкивает к поискам имманентных констант человеческой духовности и, как следствие, ведет к редуцированию ее до животного эгоизма. В настоящее время наблюдается процесс прагматизации духовности, причем ее значимость измеряется коммерческими характеристиками. Деньги становятся, в том числе, и мерилом духовности. До сих пор не дано убедительного обоснования духовных феноменов без привлечения понятия трансцендентного, что вызывает волну популярности нетрадиционных религиозных и мистических культов. Наблюдается и возрождение основных мировых религий, свидетельствующее об обращении к трансцендентным поискам. При этом религиозное восприятие феномена трансцендентности - это лишь одна из существующих его форм.
Трансцендентное отнюдь не сводится к «божественному», его природа сложнее. Неустранимость этого феномена из мировоззренческой картины мира свидетельствует о том, что он связан с природой самого человека, является его атрибутивным свойством. Трансцендентное лежит в основе бытийной самоидентификации человека, определяя его сущность. Поэтому к многочисленным определениям человека можно добавить еще одно - «человек трансцендирующий».
Состояние разработанности проблемы. В силу отмеченной предельности смысла трансцендентного, в истории философии отсутствует исследование самого феномена. Разными авторами изучаются его различные модификации, наделяемые репрезентативными свойствами. Отсутствие единой «точки отсчета» приводит к тому, что в трансцендентном вычленяется один из аспектов, который становится для автора определяющим, формируя, соответствующие выбранной стратегии исследования, признаки.
Среди подходов, применяющихся для экспликации трансцендентного, выделяются следующие.
Первый можно охарактеризовать как онтологический. В нем исследуются бытийные характеристики трансцендентного, его влияние на человеческое существование. Трансцендентность в таком случае понимается как особая сфера бытия, порождающая и детерминирующая действительность. При этом трансцендентное обычно отождествляется с Богом. Исследование трансцендентного в рамках указанного варианта осуществляется в теологии и религиозной философии (А.Августин, Ф.Аквинский, Ж.Маритен, Т.де Шарден, П.Тиллих и др.). Серьезное внимание исследованию данной парадигмы уделяли русские религиозные мыслители (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.).
В рамках этого же подхода присутствует другое понимание, в котором трансцендентное трактуется как высшая космическая сущность (Бог философов). От религиозного подхода такой взгляд отличает деперсонализированность и логическая упорядоченность трансцендентной реальности. Такое понимание в философии выражено объективным идеализмом и представлено в античной философской традиции (Платон, Плотин, Прокл и др.) и в европейском рационализме (Р.Декарт, Г.Лейбниц, Ф.Шеллинг и др.).
Второй подход базируется на гносеологическом понимании трансцендентного. Согласно авторам, которые его разделяют, трансцендентное не существует, но при этом оказывает влияние на экзистенциальные процессы, что проявляется преимущественно в области познания. Такое понимание представлено двумя течениями: неокантианством и философией науки. В неокантианстве трансцендентному приписывается ценностный характер. Оно трактуется как особый феномен, обладающий не бытием, а «значением». Данный подход нашел отражение в трудах В.Виндельбанда и Г.Риккерта.
В философии науки, трансцендентное описывается как область теоретических конструктов, созданных человеком и априорно воздействующих на работу ученого. Такое понимание реализовано в работах К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда. Его можно встретить также в работах отечественных исследователей (Б.И.Кудрин).
Третий подход к пониманию трансцендентного можно обозначить как операциональный. В его рамках трансцендентное либо редуцируется до пустого понятия, служащего ориентиром направления трансцендирования, либо вообще элиминируется. Данное отношение к трансцендентному выражено в концепции трансценденции, выступающей антиподом связки «трансцендирование -трансцендентное». Его сторонники принадлежат преимущественно к экзистенциализму и феноменологически ориентированным направлениям философии (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Э.Гуссерль, Э.Мунье, М.Мерло-Понти, М.К.Мамардашвили).
В особый блок следует выделить анализ трансцендентности в трудах И.Канта и работах, посвященных его философии. Влияние немецкого мыслителя оказалось определяющим во многих аспектах понимания этого явления. Понятие «вещи в себе» принадлежит к числу наиболее распространенных его трактовок. Значительный вклад в исследование данного понятия внесли отечественные философы (А.В.Гулыга, Т.И.Ойзерман, И.С.Нарский, В.Ф.Асмус, В.Н.Кузнецов, К.С.Бакрадзе, Г.В.Тевзадзе,
H.В.Мотрошилова, С.А.Чернов, А.Н.Круглов и др.).
Основная проблема исследования заключается в выяснении характера взаимосвязи трансцендентного и имманентного. Эта проблема может быть сформулирована в вопросе: каким образом трансцендентное, по определению выходящее за пределы наличного бытия, коррелируется с имманентным.
Целью исследования является установление онтологической локализации трансцендентного, выявление его сущностных признаков и бытийных функций.
Задачи исследования:
I. Выделить философский инвариант категории трансцендентного, сводящий модификационное множество к единой форме.
2. Описать основные онтологические и гносеологические параметры трансцендентного.
3. Исследовать антропологическое измерение феномена трансцендентности, установив его роль в бытийной самоидентификации субъекта.
4. Определить место и значение категории трансцендентного в структуре философской онтологии.
5. Выявить роль трансцендентного в процессе формирования человека.
Основная идея, выносимая на защиту. Трансцендентное образуется объективированной частью человеческой субъективности, которая выражается ценностями, носящими суверенный характер. Трансцендентное квалифицируется как высшая духовная реальность, с необходимостью порождаемая разумом и регулирующая его активность. При элиминации трансцендентных оснований, их функции переносятся в область биологически-имманентного, вызывая преобладание животных начал в человеке. Указанный процесс проявляется в возрастании мировоззренческого значения субъективизма, релятивизма и агностицизма.
Теоретические источники. Основой для анализа логической природы трансцендентного явились труды Платона, И.Канта, Г.Гегеля, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, С.Н.Трубецкого, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, Э.Гуссерля, К.Ясперса, В.Н.Типухина,
B.В.Яковенко, А.И.Огнева, Э.В.Ильенкова. Гносеологические аспекты изучения проблемы исследовались с привлечением произведений Климента Александрийского, Дионисия Ареопагита, Н.Кузанского, Я.Беме, Н.О.Лосского, В.Н.Ильина, А.Ф.Лосева, А.В.Смирнова, А.И.Уемова,
C.Д.Лобанова, О.А.Донских, А.Н.Кочергина.
Антропологическое значение трансцендентного устанавливалось с опорой на идеи Л.Фейербаха, Э.Кассирера, Ф.Ницше, С.Ф.Денисова, Л.В.Денисовой, В.И.Красикова. Для выявления роли трансцендентного в формировании человека современного вида использовались произведения К.Леви-Стросса, Л.Леви-Брюля, Э.Дюркгейма, Ж.Пиаже, Ю.М.Бородая, П.Я.Гальперина, Ю.И.Семенова, И.Л.Андреева, В.В.Чешева. Онтологический характер ценностных мировоззренческих установок исследовался на основе трудов
О.Г.Дробницкого, А.И.Титаренко, М.С.Кагана, В.Н.Сагатовского,
A.А.Гусейнова, Р.Г.Апресяна.
Рассмотрение антиметафизических ориентаций в развитии сциентистски-ориентированной философской мысли строилось с привлечением произведений
0.Конта, Д.Милля, Г.Спенсера, Р.Авенариуса, Э.Маха, К.Поппера, П.Фейерабенда, М.Вартофского. Основой для рассмотрения функций философской онтологии явились исследования С.Ф.Денисова, Л.В.Денисовой,
B.В.Чешева, К.Хюбнера. В той или иной мере, для этой цели привлекались труды П.Бергера, Т.Лукмана, Н.А.Бердяева, А.А.Ивина, Э.Кассирера, А.Маслоу.
Методология исследования. Цементирующим диссертационное исследование методологическим основанием явился принцип единства онтологии, гносеологии и антропологии. В качестве общей методологической основы диссертации использовался диалектический метод, позволяющий раскрыть специфику объекта трансцендентного через диалектику абстрактного и конкретного, общего и единичного, логической формы и культурно-исторических вариантов ее реализации.
В качестве частных методов исследования применялись идеи, принадлежащие как отдельным мыслителям, так и составляющие основу философских направлений. Это идея о соединении разноприродных субстанций посредством предмета сопричастного обеим, идея об антропологическом генезисе трансцендентного (Л.Фейербах), идея о трансцендентном как сфере духовных регулятивов (В.Н.Сагатовский), идея о метафизическом характере философской онтологии (К.Хюбнер, Л.В.Денисова); идея о пралогичности изначальных форм мышления (К.Леви-Стросс, Л.Леви-Брюль).
Основные результаты исследования и его научная новизна могут быть сформулированы в следующих положениях:
1. Предпринята попытка философского исследования трансцендентного. Выявлены лингвистические рамки категории и проведена ее терминологическая экспликация. Осуществлена типологизация исторических модификаций и изучены логические параметры трансцендентного. Рассмотрены методы познания трансцендентного и установлено, что единственной возможностью его интерсубъективного постижения является рациональное исследование. Сделан вывод, что трансцендентное относится к числу иррациональных феноменов.
2. Выявлен детерминирующий характер трансцендентного. Установлено, что понятие трансцендентного порождается разумом в результате его бытийственного самоопределения. Разум создает искусственные основания своей активности, которые, чтобы обладать свойством необходимости, обязаны иметь объективный статус.
3. Выдвинуто предположение, что трансцендентное генерируется субъектом в качестве имплицитного акта объективации (отчуждения) части субъективности и наделения ее регулятивными свойствами. В ходе этого процесса трансцендентное приобретает ценностный характер.
4. Показано, что трансцендентное является объектом метафизического исследования и фундирующим основанием философской онтологии. Попытки построить онтологию без использования понятия трансцендентного с необходимостью вызывают закрепление в качестве предельных констант имманентно-биологических факторов. Имманентизация онтологии приводит к субъективизму, релятивизму и агностицизму.
5. Вскрыта и описана роль трансцендентного в процессе антропосоциогенеза. Возникновение трансцендентности является вехой, определяющей появление человека как разумного существа. Формирование представлений о трансцендентном происходило в результате перевода биологических факторов социализации в плоскость идеального. Средством их закрепления выступают эмоциональные переживания, чем объясняется иррациональность исследуемого явления.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в следующем:
10 во-первых, результаты исследования могут быть использованы для прояснения онтологической, гносеологической и антропологической проблематики, обусловленной категорией трансцендентного; во-вторых, выявленные логические характеристики трансцендентного позволяют эксплицировать его модификации в различных областях гуманитарного знания; в-третьих, предложенная модель антропосоциогенеза содержит критерий возникновения человека как разумного существа и расширяет эвристические возможности социально-деятельностного подхода; в-четвертых, выводы диссертации могут быть использованы для разработки и чтения курсов по антропологии, этике, аксиологии, религиоведению, истории и др.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 142 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиография включает 202 наименования на русском и немецком языках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Онтологический статус трансцендентного"
Основные выводы второй главы.
1. Действительность характеризуется как сфера бытия подчиненная закономерности, сфера, где господствует необходимость. Трансцендентное, находящееся за пределами действительности, исключается из отношений природной детерминации, образуя сферу свободы. Однако анализ трансцендентности убеждает, что в ней необходимость присутствует не в меньшей степени, чем в действительности. Это необходимость иного рода, чем та, что существует в окружающем мире, это необходимость антропологическая - долженствование. Трансцендентное характеризуется, прежде всего, как антропологическое понятие.
2. Трансцендентное образует особую сферу реальности, порождаемую разумом и выступающую бытийным основанием для разумной активности человека. В трансцендентности канализируются поведенческие и деятельностные антропологические ориентиры. Традиционно в философской литературе такие ориентиры обозначаются как ценности.
3. Наличие в человеке трансцендентной необходимости, наряду с закономерностями, которым он подвержен как существо физического мира, объясняется наличием двух компонент сознания: рассудка и разума. Имманентность, вписывающая человека в действительность, связана с рассудком, трансцендентное порождается разумом.
4. Трансцендентное создается субъективностью, но в тоже время может существовать только будучи воспринимаемо как независимое от субъекта. Объяснением этой антиномии служит феномен объективации (отчуждения) части субъективности и наделения ее регулятивными свойствами. Таким образом, трансцендентное это регулятивная сфера субъективности, носящая объективный характер.
5. Генерирование трансцендентного слоя психики, относится к сущностной активности разума, который, не имея природных бытийных оснований, имплицитно порождает собственные. Наиболее адекватное отражение этот процесс находит в метафизике, создающей онтологии - бытийные сетки координат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, преследовавшего задачи установления роли трансцендентного в процессе бытийной самоиндетификации, было установлено, что трансцендентными являются объекты, выходящие за пределы действительности. Последняя может быть сближена с понятиями «данность», «наличное бытие» и отождествлено с имманентностью. Проблема взаимодействия двух онтологических реальностей (имманентного и трансцендентного) требует признания бытия в качестве общего явления для обеих составляющих, в которое они инкорпорированы как части. Посредником объединяющим обе реальности выступает человек. В некоторых исторических вариантах человек обосновывается как условие их существования.
Имманентность характеризуется свойствами упорядоченности, каузальности, повседневности. Трансцендентное во всех своих обликах представляет антипод действительности, наделяемый противоположными предикатами: свобода, нематериальность, надсубъектность, доминантность. Трансцендентное выступает как высшая реальность, направляющая духовную и материальную деятельность, непосредственно влияющая на бытие человека. Указанные свойства позволяют зафиксировать его регулятивный статус. Логический анализ позволяет сформулировать репрезентативную, на наш взгляд, модель трансцендентного как имплицитно генерируемую разумом систему ценностных регуля-тивов человеческой активности, наделяемую свойством объективности.
Трансцендентные конституенты выступают онтологическим каркасом разума, лишь при наличии которых возможно его существование. Человеческий разум, не имея природных бытийных оснований, порождает искусственные константы, которые экстернализируются, образуя слой психики, опосредующий отношение субъекта к окружающей реальности. Трансцендентное образует сложный ансамбль ориентиров, идеалов, предпочтительных форм поведения. Перечисленные явления, как представляется, сводимы к понятию ценности.
Трансцендентное выполняет функцию смысловой самоидентификации, укореняя человека в окружающем мире, идеологически обосновывая его существование.
Наиболее артикулированно онтологическая роль трансцендентного проявляется в философской онтологии. Создание целостной мировоззренческой картины мира осуществимо только с использованием концепта трансцендентного. При элиминации трансцендентных бытийных конституент, их функции смещаются в область имманентного, которое в человеке представлено биологическими факторами. Попытки создания имманентной онтологии в логическом плане сталкиваются с непреодолимыми затруднениями, так как заключает в себе трансцендентную интенцию: побуждение к онтологическому упорядочиванию вызывается ситуацией вынесенности человека за рамки имманентности, недостаточностью последней. Такое положение приводит к преобладанию в мировоззрении агностических, релятивных и субъективных элементов. Морально-практические последствия элиминации трансцендентного редуцируют человеческую духовность до эгоизма, гедонизма и т.д.; в наиболее грубом своем воплощении до удовлетворения животных потребностей.
Трансцендентное, понимаемое как атрибутивный компонент разума, генерируется в процессе антропогенеза, демаркируя возникновения человека. Креатором указанного феномена послужила необходимость внебиологического регулирования социальности гоминидных сообществ на новом этапе эволюционного развития, при котором усложнившиеся процессы центральной нервной системы, предоставили предкам человека возможность развития концептуального мышления. Существующие в природе факторы социализации: подражание и импринтинг (запечатлевание) переводились в плоскость идеального. Подражание из поведенческой процедуры преобразовалось в деятельностную - обучение, в ходе которого подрастающее поколение усваивало сакрализованные образчики поощряемых обществом моделей активности.
Стимулятором экстериоризации субъективного психического содержания и оформления его в виде независимой высшей реальности обладающей модаль
128 ностью долженствования, послужили особенности архаического сознания, характеризуемые аутизмом (направленностью на собственное содержание, самоцентризмом), которые в условиях деблокирования генетических механизмов поддержания социальности могли приобрести деструктивный характер. Причины исчезновения параллельных линий развития человечества , как отмечается рядом исследователей послужила неконтролируемая агрессивность, то есть пониженная способность к трансцендированию.
Основным средством закрепления трансцендентных регулятивов явился механизм эмоционального запечатлевания, укореняющий необходимые для сообщества ценностные ориентации в структуре психики субъекта. Чувственно-эмоциональная природа генезиса трансцендентного позволяет объяснить его иррациональные предикаты.
Трансцендентное образует регулятивную сферу необходимую для функционирования общества. В настоящее время, несмотря на преобладание интеллектуального антитрансцендентизма, трансцендентное сохраняет свое социальное значение, проявляясь как нерефлексируемые основания человеческого поведения.
Список научной литературыДеревянченко, Юрий Иванович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Авенариус Р. Критика чистого опыта. - М., 1907. - Т. 1. - 206 с.
2. Авенариус Р. Человеческое понятие о мире. М., 1909. - 136 с.
3. Александрийский Климент. Строматы. Книга 5. Главы 11-13 // Историко-философский ежегодник, 1995. М.: Мартис, 1996. - С. 254-268.
4. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. - 415 1.с.
5. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. - 287 с.
6. Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности. Логико-гносеологический анализ. М.: Наука, 1973. - 264 с.
7. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. 1993. - № 8. - С. 32-45.
8. Ареопагит Дионисий. О божественных именах // Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глагол, 1995. -С. 10-339.
9. Ареопагит Дионисий. О мистическом богословии // Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глагол, 1995. -С. 340-367.
10. Ю.Артемьева О.Ю. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине. М.: Наука, 1987. - 119 с.
11. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. - 536 с.
12. Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии // Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1973. - Т. 3. - 390 с.
13. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля // Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1973.-Т. 2.-464 с.
14. М.Батшцев Г. Разум // Философская энциклопедия. М., 1967. - Т. 4. - С. 460462.
15. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М.: Азбука, 2000. - 412 с.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 323 с.
17. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С. 4-162.
18. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С. 164-286.
19. Бердяев H.A. Смысл творчества // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 томах. М.: Искусство, 1994. - Т. 1. — С. 37-341.
20. Бердяев H.A. Философия свободы // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - С. 12-254.
21. Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977. - 227 с.
22. Бородай Ю.М. От природно-биологической к социальной и исторической детерминации поведения человека (К постановке проблемы) // Биология в познании человека. М., 1989. - С. 72-97.
23. Бородай Ю.М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. -М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество , 1996. 416 с.
24. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Тер-ра, 1991.-413 2. с.
25. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.
26. Бурханов P.A. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екате-ринбург:Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999.-219 с.
27. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.-С. 506 1. с.
28. Виндельбанд В. Прелюдии // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история -М.: Юрист, 1995. С. 20-293.
29. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. - Ч. 1. - 612 с.
30. Воронцов Б.А. Отчуждение как бытийетвенная характеристика человека // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. Тез. конф.-М., 1995.-С. 191-193.
31. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - С. 154-324.
32. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.-С. 14-153.
33. Гайденко П.П. Понятие интенциональности у Гуссерля и экзистенциальная категория трансценденции // Современный экзистенциализм. Критические очерки. М: Мысль, 1966. - С. 77-107.
34. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 с.
35. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. -№ 3. - С. 28-37.
36. Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1998. - 1072 с.
37. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 526 с.
38. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. - Т. 1: Наука логики. - 452 с.
39. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.- 160 с.
40. Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. М.: Русский язык, 1986. - 843 2. с.
41. Денисов С.Ф. Разум и рассудок в структуре человеческой активности. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. 182 с.
42. Денисов С.Ф., Денисова JI.B. Метафизика и философия // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Выпуск II: Сборник научных статей. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.-С. 9-15.
43. Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Человеческое и животное в человеке. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. - 184 с.
44. Денисов С.Ф., Дмитриева JIM. Естественные и технические науки в мире культуры. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. - 448 с.
45. Денисова Л.В. Метафизическое основание догматических систем. Омск: Юридический институт МВД России, 1999. - 243 с.
46. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
47. Донских O.A., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 240 с.
48. Дробницкий О.Г Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 388 с.
49. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. - 351 с.
50. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М.-Л.: Наука, 1966. - С. 25-40.
51. Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. - С. 462-463.
52. Ивин A.A. Ценности в научном познании // Логика научного познания: Актуальные проблемы. М.: Наука, 1977. - С. 230-258.
53. Ильенков Э. Действительность // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1960. - Т. 1. - С. 442-444.
54. Ильин В.Н. Статика и динамика чистой формы, или Очерк общей морфологии // Вопросы философии. 1996. - № 11. - С. 91-136.
55. Каган М.С. Философия культуры. СПБ.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.
56. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис» 1997.-205 с.
57. Камю А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - С. 119-356.
58. Камю А. Калигула // Камю А. Избранное. Харьков: Эксмо, 1992. - 213 с.
59. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. -М.: Политиздат, 1990. С. 23-100.
60. Камю А. Чума // Камю А. Посторонний. М.: ТЕРРА, 1997. - .С. 85-330.
61. Кант И. Критика практического разума. 1788. // Кант И. Собр. соч. в 8 томах. -М.: Чоро, 1994.-Т. 4. С. 373-565.
62. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. В 6 томах. М.: Наука, 1964. -Т.3.-799 с.
63. Кант И. Метафизические начала естествознания. 1786 // Кант И. Соч. В 6 томах. -М.: Мысль, 1966. Т. 6. - С. 53-176.
64. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. 1783. // Кант И. Собр. соч. в 8 томах. М.: Чоро, 1994. -Т.1.-С. 6-152.
65. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. - С. 440-709.
66. Килис Ю.А. Абсолютное и человеческое. Омск: Изд-во ОГИС, 1999. - 132 с.
67. Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1971. - Т. 3. - С. 553-586.
68. Конт О. Общий обзор позитивизма // Антология мировой философии. В 4-х т.-М., 1971.-Т. З.-С. 580-586.
69. Корсунцев И.Г. Бытие и реальности // Приложение к Вестнику РФО. 2000. -№2(4).
70. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси: Менцниереба, 1987. - 67 с.
71. Красиков В.И. Метафизика самоопределения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.-220 с.
72. Красиков В.И. Предельные значения в философии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 216 с.
73. Красиков В.И. Разочарование // www.lbe.ru/cgi-bin/href/orenburg75983
74. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия. (Философская пропедевтика). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. -241 с.
75. Красиков В.И. Явь беспокойства. Кемерово; Кузбассвузиздат, 1998. - 160 с.
76. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 574 1. с.8¡.Кропоткин П.А. Этика. -М.: Политиздат, 1991. -496 с.
77. Круглов A.B. Понятие трансцендентального у Канта; предыстория вопроса и проблемы интерпретации // Вопросы философии. 2000. - № 11. - С. 151171.
78. Круглов А.Н. Понятие трансцендентального у Канта в критический период // Вопросы философии. 2000. - № 4. - С. 158-174.
79. Кудрин Б.И. Технетика: изменение парадигмы // Кудрин Б.И., Федяев Д.М. Техническая реальность в XXI веке. Материалы к «Круглому столу» Всероссийской конференции Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - С. 3-45.
80. Кузанский Н. Об ученом незнании // Кузанский Н. Соч. В 2-х тт. М.: Мысль, 1979. - Т. 1. - С. 47-184.
81. Кузьмина Т.А. Проблема трансценденции в современной буржуазной философии // Вопросы философии. 1972. - № 6. - С. 75-86.
82. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. 2000. - № 5. — С. 15-32.
83. Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - С. 127 с.
84. Лавик-Гудолл Дж. Ван. В тени человека. М.: Мир, 1974. - 207 с.
85. Лалуев В.Я. Трансцендентное и имманентное в пророчествах: Автореферат дисс. кандидата философских наук. Омск: Омский гостехуниверситет, 2000.- 15 с.
86. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 603 с.
87. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.
88. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч.-Т. 18.-С. 7-384.
89. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999. - 156 с.
90. Лосев А.Ф. <Историческое значение Ареопагитик> // Вопросы философии. -2000.-№3.-С. 71-82.
91. Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. - М.: Мысль, 1993.-С. 802-880.
92. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Бытие-имя -космос. М.: Мысль, 1993.-С. 613-801.
93. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991.-С. 15-337.
94. Лосский Н.О. Предисловие переводчика // Кант И. Критика чистого разума. -СПб., 1993.
95. Лосский Н.О. Чувственная, мистическая и интеллектуальная интуиция // Лосский Н.О. Чувственная, мистическая и интеллектуальная интуиция. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - С. 136-288.
96. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с.
97. Мамардашвили М.К. Введение В философию // www.philosophy.ru/library/mmk/mam
98. Мамардашвили M.K. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. -№ 3. - С. 3-18.
99. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. - С. 24-51.
100. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - С. 41-174.
101. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.
102. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. -М, 1907.-295 с.
103. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. -М., 1909.-471 с.
104. Микешина JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания.-М., 1990
105. Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. М., 1897. - 331 с.
106. Моральный выбор. М. :Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 344 с.
107. Мунье Э. Что такое персонализм. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1994.- 128 с.
108. Нарский И. Реальность // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4. - С. 477.
109. Нарский И.С. Кант. -М.: Мысль, 1976. 207 с.
110. Наука и ценности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 182 2. с.
111. Наука и ценности. Новосибирск: Наука: Сиб. от-ние, 1987. - 240 2. с.
112. Никитин E.H. Радикальный феноменализм Э.Маха // Позитивизм и наука. Критический очерк. -М.: Наука, 1966. С. 96-130.
113. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFLbook, 1994.-352 с.
114. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1997. - С. 5-406.
115. Огнев А.И. Идеальное и реальное в познании // Антология феноменологической философии в России. М.: Русское феноменологическое общество, изд-во «Логос», 1997. - С. 293-314.
116. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 51-52.
117. Ойзерман Т.И. Философия как единство научного и вненаучного знания // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. -СПб.: Изд-во Рус. Хр. гуманитар, ин-та, 1999. С. 35-45.
118. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. - 659 с.
119. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. - 130 с.
120. Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1993. - Т. 2. - С. 81134.
121. Платон. Софист // Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1993. - Т. 2
122. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. - 605 с.
123. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. - 96 с.
124. Прокофьев A.B. Парадоксальный гуманизм и критика морали (Опыт этического анализа «Философии в будуаре» Д.А.Ф. де Сада) // Вопросы философии. 2001. - № 1.-С. 65-68.
125. Рациональное и эмоциональное в морали. М.: МГУ, 1983. — 183 с.
126. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания // Риккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998. - С. 15-166.
127. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998. - С. 448-486.
128. Ромеро Ф. Программа философии // Человек как философская проблема: Восток Запад. - М.; Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1991. - С. 256-271.
129. Россман В. Разум под лезвием красоты // Вопросы философии. 1999. -№ 12.-С. 52-62.
130. Рудельсон Е.А. Неокантианское учение о ценностях (Фрейбургская школа) // Проблема ценностей в философии. M.-JL: Наука, 1966. - С. 128-144.
131. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. - Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. - 783 с.
132. Сагатовский В.Н. Ценности и духовность // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского филос. конгресса (4-7 июля 1997 г.). В 7 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - Т. 1. Философия в духовной жизни общества. - С. 124-127.
133. Садовский В.Н. Логико-методологическая концепция Карла Поппера // Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. - С. 5-32.
134. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. — № 3. - С. 89100.
135. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.
136. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. - 576 с.
137. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989. - 318 с.
138. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. - 175 с.
139. Смирнов A.B. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1993.-328 с.
140. Смирнов A.B. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М.: Наука, 1990. -С. 206-222.
141. Смирнов A.B. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог человек - общество в традиционных культурах Востока. - М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1993.
142. Собольникова E.H. Специфика рационального в мистическом опыте: Автореферат дисс . кандидата философских наук. Омск: Омский госпедуни-верситет, 2000. - 16 с.
143. Соколов В.В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С. 134-147.
144. Соловьев B.C. Кризис западной философии (Против позитивистов) // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1992. - Т. 2. - С. 3-138.
145. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1992. - Т. 1. - С. 47-580.
146. Спенсер Г. Синтетическая философия: В сокращенном изложении Г.Коллинза. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997. - 511 с.
147. Судаков К.В. Биологические мотивации. М., Медицина, 1971. - 304 с.
148. Теория познания. В 4 тт. М.: Мысль, 1991. - Т. 2. Социально-культурная природа познания. - 478 с.
149. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. -М.: Юрист, 1995.-С. 7-31.
150. Типухин В.Н. Тотальность логического. Омск: Изд-во Омского университета, 1991. - 260 с.
151. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования). М.: Мысль, 1974. - 278 с.
152. Трубецкой Н.С. Основания идеализма // Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология. Вып. 2. М.: Книжная палата, 1994. - С. 388-421.
153. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984. - 327 с.
154. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности: Логико-философский анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 175 2. с.
155. Уемов А.И. Свойства, вещи, отношения. М.: АН СССР, 1963. - 184 с.
156. Файнберг JI.А. У истоков социогенеза: От стада обезьян к общине древних людей. М., 1980. - 153 с.
157. Федяев Д.М. Бытие: о содержании пустого понятия // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Выпуск 1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996.-С. 13-18.
158. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. - С. 467-523.
159. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. - С. 125-466.
160. Фейербах J1. Сущность христианства // Фейербах JI. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 2 - С. 7-405.
161. Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. - 469 с.
162. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4. -592 с.
163. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. - Т. 5.- 740 с.
164. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. - Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - 575 1. с.
165. Франк C.JI. Предмет знания // Франк C.JI. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. - 656 с.
166. Франк C.JI. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия // Франк C.JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - С. 208-431.
167. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
168. Фромм Э. Человеческая ситуация ключ к гуманистическому психоанализу // Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. - С. 7-70.
169. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.-488 с.
170. Хайдеггер М. Что это такое философия? // Вопросы философии. - 1993.- № 8. С. 113-123.
171. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448 с.
172. Хюбнер К. Прогресс от мифа через логос к науке как теоретико-познавательная проблема // Разум и экзистенция. Анализ научных и внена-учных форм мышления. СПб, 1999. - С.114-125.
173. Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопросы философии. 1993.-№ 7. - С. 165-171.
174. Ценностные аспекты развития науки. М.: Наука, 1996. - 294 с
175. Ценностные детерминации в научном познании. Вологда: Изд-во Воло-год. пед. пн-та., 1984. - 116 с.
176. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. - № 10. -С. 158-165.
177. Чернов С.А. Субъект и субстанция: трансцендентализм в философии науки. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1993. - 260 с.
178. Чешев В.В. Проблема реальности в классической и современной физике. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. - 256 с.
179. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума. -Томск: Изд-во Том. арх.-строит. ун-та, 1999. 203 с.
180. Шкарупа В.М. Предел субъективности. Эссе о трансцендирующем Я // Человек: феномен субъективности, система сущностных сил: Мат-лы меужнивер. симпозиума. В 3 ч. Омск: Изд-во ОмГУ, 1994. - Ч. 3. - С. 114115.
181. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991. - С. 11-94.
182. Эрн В.Ф. Время славянофильствует // Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991 - С. 371-398.
183. Эфроимсон В. Родословная альтруизма. Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. 1971. - № 10. - С. 193-213.
184. Яковенко Б.В. Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном им-манентизме и дуализме вообще // Антология феноменологической философии в России. М.: Русское феноменологическое общество, изд-во «Логос», 1997.-С. 395-399.142
185. Яннарас X. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М.: Центр изучения религий, 1992. - 231 с.
186. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - С. 288-418.
187. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - С. 28-287.
188. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. - 116 с.
189. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994. С. 420-508.
190. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1992.
191. Gideon А. Der Begriff transzendental in Kants Kritik der reinen Vernuft. -Darmstadt, 1977.
192. Hinske M. Kants Weg xur Transzendentalphilisophi. Stutgart; Berlin? 1970.
193. Hoffe O. Immanuel Kant. München, 1983.
194. Honnefelder L. Transzendent oder Transzendental: über die Möglichkeit von Metaphisik // Philosophisches Jarbuch. 1985. - № 92.
195. Knittermeyer H. Transzendent und Transzendental // Festschrift fur Paul Natorp zum 70. Geburgstage. Derlin; Leipzig, 1924.
196. Vaihinger H. Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernuft. Aalen, 1970.