автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Трезвеничество как социальное явление

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Горченко, Светлана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Автореферат по социологии на тему 'Трезвеничество как социальное явление'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трезвеничество как социальное явление"

зуекстшм;

Г,'.:- 1

> . -.и*

интлтут социолога российской академии наук

На правах рукописи

ГОРЧЕНКО Светлана Анатольевна

ТРЕЗВЕННИЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

22.СС.С4 - социальная структура, социальные институты и образ жизни

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Москва

1592

Работа Енполнзна в Институте социологии Росси^скс;4 Академии наук

Научный руководитель - д.э.к., лроТ. Левин Б.!.!.

Официальные оппо:>знты: д.л.н., про Т.. Гилинский Я.'Л.

к.Т.н. Залграев Г.Г.

Еед;г:а" организации - Академия МВД, кафедра социологии

Зашита состоится_ на зас?~а:г»'^

оттециатз"роЕан:-:ого совета_

"н"титула социологг'и РоссиИско5-' Актдзуии наук по адресу: г. Мсс::ва, у-т. т'.р-5ижановского, 24/35, корп. 5

Z диссертацией мопсно ознакомиться в библиотеке Института социологии Росс:т!'с:о:"' хОЯО'П "аук

АвтсряТчрат разсстан _

Ут^ны" 09.-:ре1?.р% с-чц."ткэ•дрог.ттого совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЕ!

*

"Нынешний период в истории человечества - конец второго и начало третьего тысячелетия - характеризуется учеными-социологами как переломный в социетальном смысле на всех уровнях: "Мир почти полностью захвачен перспективой модернизации процессов вяло текущего распада и нарождением еще не артикулированного, неопределенно и хаотично. представляемого постмодернизма". /П. Штомпка/

Наблюдается тенденция к смене ценностной парадигмы в менталитете обтечтва /цивилизации/: переход от руководящего принципа управления социумом в интересах большинства к максимально возможному учету интересов различных меньшинств.

Появление специфической тенденции можно наблюдать и в специальной социологической теории - социологии дё-виантного поведения. Если раньше предметом ее исследования были только негативные проявления социальной активности, г.наз. социальные болезни /преступность, алкоголизм, наркомания и-т.п./, то теперь некоторые социологи -"девиантшики" расширяют область своих интересов до изучения "другой крайности" /например, творчество как социальное отклонение у Я.И. Гилинского/.

С этой точки зрения представляется целесообразным подвергнуть изучению такое социальное явление, как трезвенничество: что оно собой представляет, каковы реальные перспективы распространения данного явления /и есть ли они вообще/, возможно ли регулирование этого процесса /т.е. приобщения к трезвенничеству/ со стороны государства и/или общества; какую роль трезвенничество может и какую не может играть в развитии социума; какое конкретно влияние на смягчение проблем алкогольного потребления

оно мохет оказать и каких иллюзорных надеад в этой плане не следует строить.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТИШ ИССЛЗГОЕАНИЯ

В нашей стране сейчас идет лавинообразное нарастание деструктивных тенденций, рост всякого рода негативных девиаций. Одновременно на "противоположном полюсе" накапливается потенциал созидательной активности, который нэ может э1)Фективно реализоваться при отсутствии возможностей для оптимальной ".амоидентификации и самоактуализации индивида, группы, социума. В результате либо этот потенциал остается нереализованным, либо активность субъекта /субъектов/ принимает неоптимальные для общества формы.

Применительно к трезвенничеству как "позитивной девиации" дело обстоит следующим образом. Некоторые индивиды по разным причинам /чаше всего по состоянию здоровья, религиозным или моральным убеждениям/ не могут не быть трезвенниками. Общество с одной стороны объективно заинтересовано в увеличении их числа, особенно в ситуации с алкоголиками, которым не избавиться от своего недуга иначе, чем став трезвенниками; с другой стороны оно, зто наше сегодняшнее общество, не имеет е своей структуре подходящей для трезвенников ниши, адекватных стереотипов поведения, условий для самоидентификации, самоактуализации.

Изучение трезвенничества как социального явления может помочь в создании методологической и методической базы для разработки научно обоснованных практических мер по повышению статуса трезвенничества в общественном мнении как элемента здорового образа жизни и посредством этого - переструктурированию общества с созданием соответствующих з■ •даокультурных ниш.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В диссертационной работе сделана попытка исследовав в плане постановки проблемы трезвенничество как экологически адекватное, биологически релевантное состояние человека, ставшее социально "девиантным" в нашем /в частности/ обществе в свете теории отклоняющегося поведения.

Исходя из поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

1. Характеристика трезвенничества как позитивной девиации.

2. Анализ роли трезвенничества в развитии социума.

3. Изучение типов трезвенников и трезвеннических объединений.

4. Оценка поведенческих стереотипов трезвеннических груш и индивидов.

5. Исследование отношения к феномену трезвенничества в общественном сознании.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОД 0Л01МЕСКАЯ ОСНОВА

Теоретико-методологическую основу работы составили: в проблемно-постановочной части исследорания - труды Э.Дюркгейма /теория аномии/, У. Томаса и Ф. Знанецкого /социальная дезорганизация как универсальный процесс, неотъемлемая часть социальных изменений/, Р. Мертона /отклоняющееся повеление как следствие несогласованности мевду порождаемыми культурой целями и социально организованными средствами их достижения/; представителей Феноменологической социологии Д. Сильвермена, Д. Уолша и др. /"отклонение - не внутренне присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и

к применения санкций"/, а также Я.И. Гилинского /концепция позитивных отклонений/. Кроме того, был изучен и обобщен в контексте проблемы опыт других авторов: А. К<£-эяа, Д. Кахалана, В.А. Ядова, Б.М. Левина, Г.Г. Заигра-ева и др.

Практические авпекты проблемы изучения трезвенничества как социального явления строились с учетом работ таких исследователей, как В. Боховкин, Ю.С. Бород-кин, Б.С. Братусь, М.Е. Бурно, Т.И. Грекова, Г.Г. За-играев, С.Г. Климова, Н.Я. Кошт, Б.М. Левин, М.Б. Левин, Ю.П. Лисицын, А.Н. Маюров, М.Е. Позднякова, Л.Н. Рыбакова, С.Н. Шевердин, П.И. Шихирев и др.

Но в большинстве публикаций трезвенническому контингенту уделялось внимание лишь постольку, поскольку ситуация контакта индивида с алкоголем измеряется шкалой "пьянство-трезвость''. Внимание исследователей почти целиком поглощено лишь одной частью /областью/ социума -теми, кто создает себе и обществу проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Неоправданно мало внимания уделяется тем, кто эти проблемы для себя и общества решает.

Несмотря на важность причин и условий, определяющих недостаточно эффективное /в нашей стране по сравнению с аналогичными по культуре/ распространение идеи трезвости как нормы жизни /принятой в качестве таковой сугубо добровольно соответствующим контингентом/, исследований по изучению этого контингента специально не проводилось. Особенно ощущается недостаток в методологическом обеспечении изучения перспектив распространения идей здорового образа жизни.

НАУЧНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сложность проблемы, ее малоизученноеть и многоас-пектность побудили нас рассмотреть широкий круг источ-

- 6 -

ников и литературы из различных областей знания, главным же образом е социологии, психологии, истории, философии, биоэкологии.

" Исследование проведено на базе научно достоверных документальных, статистических данных, материалов проблемно-постановочного исследования. В качестве основных источников для написания диссертации были использованы разнообразные статистические материалы и документы, в частности, Общества трезвости и здоровья /бывш. ВДОБТ/, дневники и анкеты трезвенников и потаторов. Информационная база диссертации включает доклады и обобщающие документы научных и научно-практических конференций по девиантному поведению, инноватике и т.д.

Эмпирическую базу диссертации составили материалы теоретико-прикладного исследования, которое проведено автором с целью проверки гипотезы /1.1/, научного качества концепции /1.1.З./ и решения основной задачи /1.3/ Эмпирические Факты были добыты методом наблюдения, анкетирования, неформализованного /поискового/ опроса экспертов и вторичного анализа исследований, посвященных проблемам образа жизни и отклоняющегося поведения.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА

В предпринятом исследовании принципиально новыми являются следующие моменты. Во-первых, новым в социологии является взгляд на трезвенничество как на "позитивную девиацию" в рамках конкретной социальной культуры, рассмотрение индивидов-трезвенников как социальных де-привантов, для благоприятного существования которых в социальной структуре нашего общества не предусмотрены соответствующие ячейки, ниши. Трезвенническое же движение не является девиацией, оно возникает как способ су-ществояания "депривантов по разным основаниям" и антиал-

когольную доминанту принимает не по объективным причинам, а потому, что в конкретный исторический момент именно против алкоголя представляется более эффективным направить пассионарную энергию социума /в другие моменты такой доминантой может стать природоохранная, национально-патриотическая или иная идея, в которой сублимируется созидательная активность противоположного относительно негатявно-дериантно?.«у полюса социума.

Во-вторых, не исследованным преаде является сам объект - трезвенники как носители специфических социальных черт. В иссгедованиях социологов и психологов этому контингенту специального внимания не уделялось, они представлялись достаточно однородной массой с неопределенными характеристиками. Отмечая их относительную "социальную полезность", исследователи обходили стороной проблемы, связанные с социализированностью, адаптирован-ностью трезвенников в обществе с сильнейшими алкопотре-бительскими традициями с одной стороны и неприязнью к "не таким, как все", алиенофобией /боязнью чужих, иных, непохожих/ с другой стороны.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Практическая значимость работы состоит в следующем:

1. Гипотеза нашего исследования, в принципе, объясняет гораздо больший круг явлений, чем только обозначенное в теме диссертации. Аналогичным образом могут быть изучены другие социальные явления, противоположные негативным девиациям: различные формы аскетизма, положительной социальной активности /творчество, предпринимательство, изобретательство и др./ Возможно проведение сравнительных исследований на этой основе. Кроме того, данная гипотеза позволяет развернуть исследования дина-

мики отношений системы "норма-девиации" в обществе и в общественном сознании.

2. Показана реальная ситуация на "другом полюсе" /относительно пьянства и алкоголизма/: освещены проблемы трезвенников и трезвенничества - тем самым реализована информационная функция данной работы.

3. Разработан комплекс рекомендаций, которые могут помочь специалистам, заинтересованным в решении проблем здорового образа жизни, облее эффективно использовать потенциал трезвенничества и других 1юрм аскетизма. Данные рекомендации - это реальная возможность социально-экологически оздоровить атмосферу вокруг приверженцев социально желательного образа жизни с тем, чтобы сделать этот образ жизни привлекательным для проблемных потаторов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТА

Идеи диссертации были апробированы автором в докладах на Первой московской городской конференции аспирантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы" /Москва, 1989/; на Всесоюзных социологических чтениях молодых ученых "Инновационная деятельность в системе социальных отношений" /Москва, 1990/; на Второй московской конференции аспирантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы" /Москва, 1990/; на семинаре по отклоняющемуся поведению в рамках 1 съезда Советской со-, апологической ассоциации /Москва, 1991/; на Всесоюзной научно-практической конференции аз гарантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы" /Москва, 1991/.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, и заключения. В самом общем виде содержание диссертации представляет собой анализ основного социального противоречия, создающего проблему: почему такое социальное явление, как трезвенничество, имеет столь незначительное распространение в нашем обществе /1.1./ Первым уровнем ее является разработка теоретической концепции исследования, в том числе исто-рико-социальный аспект /1.1 - 1.З./, вторым уровнем - ее эмпирическая проработка /2.1 - 2,3/.

сигсгно^ :О;лРГЛНИЕ РАБОТЫ

Исследование такой социальной проблемы, как злоупотребление спиртными напитками, порождает два вопроса: можно ли гарантированно ввести алкоголепотребление в социально приемлемые рамки, а если нельзя, то как уменьшить изцеряки от включенности алкоголя в ткань жизни социума.

По мнению большинства специалистов, упоминавшихся Еыше, алкоголь играет настолько важную роль в системе общестгенной жизни, что бесполезны любые попытки изъять его из этой системы в обозримом будущем. Невозможно также гарантировать, что какие-то меры введут потребление спиртного стопроцентно в социально приемлемые рамки /во всяком случае, никому еше не удалось предложить столь эффективных мер/.

Следовательно, речь может идти лишь об уменьшении издержек от включенности алкоголя в ткань жизни социума. Одним из средств уменьшения таких издержек является расширение трезвеннической социокультурной ниши до ее социально-экологически естественных размеров. /О том, како-

вы эти естественные размеры, говорит хотя бы тот факт, что в США третья часть взрослого населения трезвенники/.

Тем из индивидов, кто сам /при создании соответствующих условий: снятия давления традиций, повышения престижности трезвенничества и т.д./ выбрал для себя именно этот образ жизни, удалось бы решить проблему оптимизации алкопотребления не только для себя. Неизменно во всех исследованиях первое место по эффективности занимает "личный пример родителей", в первой десятке и личный пример "значимых других" /учителей, друзей и др./

Следовательно, формирование такой ниши в социальной структуре общества было бы наряду с прочими мерами необходимым и незаменимым.

Рассмотрению круга вопросов, связанных с формированием такой ниши /как общетеоретических, так и прикладных/, посвящена данная работа.

Во введении обосновывается актуальность избранно:; темы исследования, отделяется степень ее разработанности. Формулируется цеть и задачи исследования, дается характеристика ноеизны его результатов, научно-практической значимости работы, ее апробации.

В первой главе "Трезвенничество как позитивная девиация" анализируются теоретические аспекты проблемы. Один аспект, социально-философский, - это определение места таких девиаций, как трезвенничество, в общей социологической теории отклоняющегося поведения. Другой, социально-исторический, - роль трезвенничества в развитии социума. Третий аспект, теоретико-прикладной, - анализ потенциальной аттрактивности /притягательности/ для определенных групп потаторов.

Первый параграф /1.1./ "Трезвенничество в концепции экологии позитивных девиаций" разделен на три части. Вначале рассматривается понятие позитивной

девиации /1.1.1/. В отличие от традиционно понимаемых девиаций, которые в данном исследовании удойнее назвать негативными /алкоголизм, наркомания, преступ?-нооть и т.д./ позитивные деЕиации характеризуют такую часть поведения или совокупность характеристик, которая по выбранной доминанте отличает субъекта-носителя не только от экстремум-негативного контингента, но и от обладателей умеренных характеристик, входящих в "норму-среднее" /центральную чаоть гауссова распределения/: 1.

Здесь же анализируется метатенденция в развитии позитивных девиаций, их социетальная роль: оттягивать на себя континуум следующим образом:

Негативные девиации Норма Позитивные девиации

Первый вывод из сказанного в 1.1.1: наряду с девиациями негативного в глазах социума толка существуют и позитивные девиации, в которых реализуется созидательный либо аскетический /ограничительный/ потенциал.

Второй вывод: по вектору "здоровый образ жизни" и, возможно, по другим, аналогичным по месту на приведенном выше графике 1, как то: аскетизм, альтруизм, различные виды социального творчества/ наблюдается тенденция смещения всего континуума от негативного полюса к позитивному.

позитивные девиации

2.

Далее рассматривается концепция экологии позитивных девиаций /1.1.2/. Она заключается в следующем. Совокупность характеристик, составляющая позитивную деви«*•*■ ацию, является экологически релевантной, биологически адекватной оптимуму для "хомо сапиенс". Но Тюрма-опти-мум" /биологическая/ отнюдь не совпадает с "нормой-средним" /социальной/.

Как и в случае с экологией в традиционном понимании этого термина /сбалансированность с окружающей средой, поддержание равновесия, не ухудшающего состояния этой среды/, экология позитивных девиаций подразумевает создание и поддержание баланса в социуме за счет создания оптимальных условий для носителей потенциала созидательной активности в широком смысле слоЕа.

Это не исключает необходимости принимать меры по нейтрализации /или хотя бы уменьшению/ последствий деятельности "негативных девиантов". Наоборот, максимально экологически элективным является превращение активно вредного в активно полезное /а не в нейтральное/, что в отдельных случаях сделать даже легче.

Итак, стремясь к созданию максимально благоприятных условий для существования позитивных девиаций, мы решаем социально-экологическую проблему с большей эффективностью, чем если бы только занимались нейтрализацией де-виантного негатива.

Каким образом реализуются эти теоретические построения применительно к такой позитивной девиации, как трезвенничество, показано в последней части параграфа /1.1.3/

Лукавость лозунга "Трезвость - норма жизни" применительно ко всему социуму была достаточно очевидна изначально. Однако для вполне определенного контингента /неважно, насколько он велик/ это действительно норма, а не идеал. Контингент этот неоднороден по многим параметрам, и прежде всего по причинам принятия названного образа жизни. Есть принципиальные отличия и в стереоти-

пах поведения различных трезвеннических групп и индивидов. Между этими двумя основаниями для разграничения /причины воздержания и стереотипы поведения/ наблюдаетея • как прямая, так и обратная причинно-следственная связь.

Отнесенность всей совокупности трезвенников не просто к позитивным девиантам, но и к социальным деприван-там - неочевидный тезис, но в его поддержку можно высказать такое соображение, что индивиды, исключившие из своего обихода алкоголь, вынуждены существовать зачастую вне системы общепринятых традиций. Уже одно это является давлением социума, вызывающим определенный душевный дискомфорт /который, правда, разными индивидами ощущается в разной степени, большей или меньшей/.

Как один из объектов концепции экологии позитивных девиаций, трезвенничество нуждается в специальных усилиях со стороны социума для оптимизации условий существования этого социального явления, но только до поры до времени. При сформированности в структуре общества этой социокультурной ниши экологически оптимальным образом, будет включен механизм самодостаточного обеспечения, как в природном геобиоценозе, чьи самовосстановитетьные ресурсы сильны, но далеко не безграничны.

Второй параграф /1.2./ посвящен рассмотрению роли трезвенничества в развитии социума. Две первых его части посвящены трезвенническим движениям , последняя рассматривает образ жизни индивида в историческом аспекте. Следует сразу заметить, что автором не ставилась цель дать исчерпывающий исторический обзор. Доступные факты привлекались лишь для выявления той или иной социальной тенденции, причем в достаточно узкой области - для анализа дихотомии "потаторство-трезвенничество".

В начале параграфа на /вынужденно ограниченном/ ряде исторических фактов рассматривается роль трезвеннических движений в истории народов и религий. В большинстве случаев историками дается несколько односторонняя

- 14 -

интерпретация самого Факта возникновения подобных движений. Не анализируется такое достаточно очевидное наблюдение, что при аналогичных условиях в одном случае трезвенническое движение возникает, в других - нет. Различны также формы, которые оно принимает.

В истории религий трезвенничество также играет различную роль. Если религиозные трезвеннические секты в России типа "братцев-чуриковцев", "колосковцев", "миро-новцев" имели ярко выраженную антиалкогольную доминанту, то, например, протестанты или кришнаиты отнюдь не заостряют на алкоголе своего внимания, отодвигая факт своего трезвенничества на периферию религиозной части сознания.

Если же посмотреть на трезвеннические движения под другим утлом /как это сделано во второй части параграфа: 1.2.2/, то их можно разделить на политические и алармистские. К первым, безусловно, относится трезвенническое движение в России в середине девятнадцатого века, которое окончилось падением крепостного права; черты политического движения имело и локальное движение в начале 80-х годов двадцатого века в нашей стране с очагами в Новосибирске, Первоуральске и в некоторых других регионах. Одним из его последствий стал знаменитый антиалкогольный Указ /принесший гораздо больше вреда, чем пользы, в том числе и трезвенникам в конечном счете/, а вот латентной причиной движения было то самое неартикулированное недовольство существующим неестественным, неэкологичным - как в природном, так и в социальном смысле - развитием общества, которое привело к перестройке со всеми вытекающими из нее последствиями. Появление антиалкогольной доминанты в обоих упомянутых случаях достаточно случайно, по-видимому, это связано с субъективной ориентацией лидеров-пассионариев, за которыми последовали массы, не слишком, впрочем, многочисленные. Гораздо ярче в последний период на территории теперь уже бывшего СССР проявили себя движения с на- 15 -

ционалистической доминантой - тоже случай неопткндаяо! реализации потенциала созидательной активности при неэкологичной /в социальном смысле/ структуре общества. г

в большей или меньшей степени присутствовал всегда, но на протяжении последних ста лет интенсивность его проявления увеличивалась. А в последние десятилетия наблюдается тенденция активизации алармистских движений /наряду с политическими/. При этом трезвеннические движения играют менее заметную роль в жизни общества, чем движения за охрану окружающей среды, т.к. в большинстве цивилизованных стран давление традиций потребления спиртного на трезвенников незаметно, индивид может свободно избрать этот образ жизни, не боясь оказаться в непрестижной нише, имея возможность организовать свое существование приемлемым для себя образом. Поскольку же социальное движение - не девиация, а способ существования де-привантов, выход трезвенников из состояния социальной де-привации означает и ликвидацию предпосылок для трезвеннического движения.

В последней части второго параграфа /1.2.3/ трезвенничество рассматривается как образ жизни индивида в историческом аспекте. Из имеющихся в распоряжении историков фактов можно сделать вывод, что тотальная алкоголизация общества возникала в период его кризиса, что было одновременно следствием такого кризиса, одним из признаков его и одной из причин, способствовавших названному социальному процессу. Именно и только в эти периоды трезвенники как таковые становились заметны на общем алнопотребительском фоне /ранние христиане в Древнем Риме, первые мусульмане среди арабов в УП веке, активисты трезвенного движения в Виленской и Ковенской губерниях России в конце 50-х годов XIX века и т.п./ В остальные периоды истории отказ индивида от потребления спиртного, по-видимому, никак не акцентировался ни обществом, ни

элемент в трезвеннических движениях

индивидом, поскольку был делом обычным. Во многих странах спиртное запрещалось употреблять женщинам, мужчинам до достижения зрелого возраста, некоторым предетавителяи. церковной иерархии. То есть можно сделать вывод, что трезвенничество было индивидуальной нормой жизни для определенного числа людей, причем многие из них. не фиксировали своего внимания на этом факте /т.е. не называли себя трезвенниками/. В исторической литературе встречаются упоминания об обетах и зароках воздержания от потребления алкоголя на определенный период.

Итак, трезвенничество как образ жизни индивида в каждый конкретный исторический момент ставило его в соответствующую социальную позицию. Такие моменты, когда трезвенники оказывались социальными депривантами, в истории достаточно редки и связаны с кризисным состоянием социума.

В третьем параграфе первой главы /1.3/ рассматривается вопрос о потенциальной аттрактивноети трезвенничества для определенных груш потаторов.

Первая его часть /1.3.1/ посвящена анализу алкопо-требительских традиций в менталитете представителей различных социальных групп. Основанием для типологизации в данном случае было взято отношение к спиртным напиткам. Качественно различными по этому критерию оказались три группы: полностью отвергающие спиртное /самая немногочисленная/; те, для кого алкоголь есть элемент социальных ритуалов /самая многочисленная/ и эскаписты, т.е. употребляющие алкоголь как средство ухода от проблем реальной жизни /эта группа имеет тенденцию к резкому пополнению своих рядов в ближайшие годы/.

Алкопотребптельские традиции накладывают сильный отпечаток на членов каждой из трех групп, но на каждую по-разному.

В жизни трезвенников культурпитейские ритуалы заменяются зачастую некими суррогатами, более или менее при-

емлемыми эквивалентами обычных застолий /безалкогольные напитки или даже демонстративное молоко в бокалах, ритуальные чаепития и т.п. имеют целью вытеснить именно алкоголь в ритуале, не меняя качественным образом самого ритуала. Новшества типа встречи Нового года на лыжне или беговой трассе - редчайшие исключения, своей демонстративностью лишь подтверждающие правило/.

Етораа группа, те, для кого алкоголь представляет собой обязательный социокультурный элемент, отводят ему большее или меньшее, но в любом случае ограниченное место в жизни, организованной в целом достаточно независимо от него.

Членами третьей группы становятся прежде всего ин-диеиды, неуспешно прошедшие период социализации и не сумевшие адаптироваться в обществе, найти для себя подходящую социокультурную нишу. Для таких индивидов алкоголь становится иллюзорным средством решения социальных проблем. Но, потребляя алкоголь с эскапистскими по преимуществу целями, они придают видимость следования ритуалам, принятым в обществе, камуфлируют /настолько, насколько это им под силу/ свое алкопотреб-ление под неэскапистское: находят причину /=повод/, обставляют ритуал атрибутивно и т.п. То есть и члены этой группы также следуют по мере возможности тем же традициям, что и остальные потаторы и невольно подражающие им в соблюдении ритуалов и традиций трезвенники.

Представляется сомнительной г-озможность эффективно заменить застольные традиции как таковые чем-то эквивалентным по социальной роли, будь то встреча праздников, похороны, обмывание сделки или что-то иное. Возможен либо полный отказ от части из них, либо полностью безалкогольная имитация.

Вторая часть параграфа /1.3.2./ рассматривает дихотомию "пьянство-трезвость" в сравнении с другой, где пьянству, точнее, проблемному потаторству, противопоста-

вляется беспроблемное потребление алкоголя как альтернатива образа жизни для одного и того же индивида.

Как правило, там, где речь идет о проблемном потаторстве /независимо от того, какого рода проблемы дают основание относить его к этой категории: алкоголизм как заболевание, пьянство как социальная распущенность, заболевания другой этиологии, несовместимые с алкоголепотреб^ением/, единственной альтернативой потреблению алкоголя в неприемлемой для индивида и /или социума Гхэрме является не переход к более приемлемым Термам, а только полная трезвость либо необходимость для индивида смириться со все более осложняющими жизнь последствиями потребления алкоголя.

Б целом из рассмотренного в параграфе можно сделать сгадующий вывод: потенциальная аттрактивность трезвенничества существует только для проблемных пота-торов, причем аттрактивность эта в значительной степени есть не признание преимуществ трезвой жизни, а признание того, что потребление алкоголя создает слишком много проблем. Это аттрактивность по основанию "из двух зол меньшее".

Для беспроблемных потаторов трезвенный образ жизни не представляется привлекательным. Причем главной причиной можно назвать их /потаторов/ оптимальную социализи-рованность, одним из элементов которой является уме -н и е беспроблемно потреблять спиртное. Отказываясь от этого элемента социокультурных традиций, они подвергнут опасности и свою социализированность.

Вывод из всего сказанного в первой главе следующий: трезвенничество есть по преимуществу вынужденный образ жизни социальных дезадаптантов в кризисном обществе, где социальное напряжение до :тигло деструктивного предела, и - один из вполне привлекательных стилей жизни значительного числа индивидов в обществе, где нет

социально-экологического кризиса.

Аналогичным образом дело обстоит и с другими позитивными девиациями как формами реализации положительной социальной активности.

Во второй главе рассматриваются вопросы, связанные с практическим анализом положения трезвенников и трезвенничества как социального явления в обществе и отражением его в обшественном сознании /Глава 2. ТРЕЗВЕННИКИ И ТРЕЗВЕННИЧЕСТВО В ОБЩЕСТВЕ И В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ"/.

Первый параграф /2.1/ посвящен анализу социальных характеристик трезвенников и трезвеннических объединений! В начале этого параграфа рассматриваются особенности процесса рекрутирования трезвеннического контингента из различных групп потаторов /2.1.1/. Выделяются четыре такие /количественно неравные/ группы:

а/ потребляющие спиртное в основном в сугубо ритуальных целях, уступая давлению традиций /и не считая это потребление особым удовольствием/;

б/ те, кому нравится и потребление спиртного, и ритуалы, включающие таковое;

в/ социально зависимые, специально ищущие ритуала как возможности употребить алкоголь;

г/ Физически зависимые = больные алкоголизмом разной степени тяжести /которым нередко уже не до ритуала, в лучшем случае сохраняется его видимость/.

Рекрутирование трезвенников троисходит в основном из первой /а/ и, в гораздо большей степени, из четвертой /г/ групп; намного реже из третьей /в/ и почти никогда из второй /б/.

Во второй ча^ти параграфа /2.1.2/ анализируются причины принятия трезвенниками безалкогольного образа жизни. Глагной причиной, по которой большая часть трезвенников нашей страны /около 60%/ принимает этот образ

жизни, является вето, налагаемое на организм болезнью /алкоголизмом или другими, чаде всего также порожденными злоупотреблением спиртными напитками/ или возрастом.

Остальные сорок процентов трезвенников разбиваются на пять примерно одинаковых групп:

а/ те, кто отказался от спиртного под влиянием близких, причем в случаев это "реакция от противного" на отрицательное воздействие вышеупомянутых близких /сюда чаще всего попадают жены лакоголиков, их дети и т.п./;

б/ люди, не употребляющие спиртного по религиозным мотивам или в силу принадлежности к неформальным группам со специфическим образом жизни, предусматривающим, помимо прочего, отказ от алкоголя;

в/ так называемые "естественные" трезвенники, те, кому по врожденной склонности не хочется употреблять алкоголь - нет потребности, желания, не нравится вкус спиртного, реакция организма на него;

г/ конформисты, точнее, "конъюнктурный*трозвенники -те, кто отказался от спиртного в какой-то ситуации, когда это казалось поощряемым, социально одобряемым поведением, и связал себя зароком на будущее;

д/ люди, отказавшиеся от спиртного по другим, не названным выше причинам.

Отдельно рассматриваются различные группы трезвенников моложе 21 года и анализируются причины их воздержания,

Примерно в восьмидесяти процентах случаев эти причины связаны с родительским аттитьюдами: строгий запрет со стороны авторитарных родителей; неодобрение родителей любяших и любимых и вследствие этого нежелание детей с высоким уровнем душевного комфорта огорчать таких родителей; личный пример родителей-трезвенников; отрицательный пример одного или более близких родственников и нежелание ребенка быть на него похожим. Эле одна пятая трезвенников до 21 года воздертси-ралась от алкоготя в силу принадлежности к неформальным подростковым объединениям, отвергающим алкоголь, или из-за сео-

их занятий спортом.

В третьей части параграфа дается классификация трезвеннических объединений /2.1.3/. г * Основанием для отнесения трезвеннических объединений к тому или иному типу здесь служит теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Исходя из нее трезвеннические объединения можно разделить на два типа: первый где пассионарии-трезвенники мобилизуют активный материал субпассионариев, вследствие чего получаются объединения воинствующих "тре-звятников", где политические идеи преобладают над алармистскими /пример - сторонники решения алкогольных проблем по методу Г.А. Шичко, особенно крайняя форма - "Союз борьбы за народную трезвость"/. Второй - объединения типа "английских клубов", где преобладает членство гармоничных индивидов. По этому типу строится деятельность Общества Анонимных Алкоголиков и клубов трезвости, взявших за образец модель своих дореволюционных тезок.

Второй параграф второй главы /2.2./ посвящен анализу поведенческих стереотипов трезвеннических групп и индивидов.

В первой части параграфа исследуются особенности поведения трезвенников различных типов в производственном коллективе, семье, рекреационных ситуациях /2,2.1/. Следует отметить, что в нашем обществе приверженность безалкогольным установкам создает индивиду проблемы и на производстве, и в семье, и в выборе форм досуга. В трудовом коллективе человек с репутацией трезвенника зачастую если не является аутсайдером, то и большим авторитетом не пользуется. Его социальная маска - защитная, оборонительная во избежание моральных травм от насмешек; нередко он вынужден выдвигать мнимую болезнь как наиболее понятную для окружающих причину воздержания. В семье, если близкие не разделяют его установок или хотя бы не относятся к ним с пониманием, это чревато также возникновением проблем и конфликтных ситуаций. Досуг /сугубо "личную" часть его, не связанную с выполнением социальных Функций и ритуалов/ трезвеннику лег- 22 -

че откорректировать по своей модели, но и здесь он может столкнуться с рядом ограничений и проблем, т.к. охота, рыбалка, занятия в кружках и секциях нередко включают в себя потребление спиртных напитков как едва ли не обязательный элемент.

Во второй части параграфа /2.2.2/ приводится типологи-зация трезвеннических о бъе динений в соответствии с их поведенческими стереотипами. Поскольку поведенческие стереотипы объясняются особенностями личностных характеристик индивидов - членов названных объединений /и прежде всего лидеров/, данная типология напрямую соотносится с приведенной выше /2.1.3/ классификацией трезвеннических объединений, соотнесенной с теорией пассионарности.

Отдельно /2.2.3/ рассматривается особая общность с антиалкогольной доминантой - Общество Анонимных Алкогс ликов, зародившееся в ЗОе годы XX в. в (Ж и к середине 80х имевшее отделения в 110 странах мира. Большинством специалистов путь и метод избавления от алкозависимости, практикуемый АА, представляется наиболее эффективным.

Главное в этом методе - интуитивно /и весьма искус-н</ выстроенная система гармонизации духовного мира личности, причем личности весьма специфической, такой, чьи отношения с внешним миром с одно-л стороны и с алкоголем с другой складываются проблемным образом. При его использовании недостатки в характере проблемного потатора частью умело компенсируются, частью обращаются в достоинства. Например, безволие годиФицируется в веру: человек целиком отдает себя воле "Бога как он его понимает". Конформность, ранее заставлявшая его пить за компанию, оборачивается теперь подчинением референтной группе, состоящей из исцелившихся товарищей по несчастью, которые берутся попочь страждущему собрату. Неумение и нежелание надлежащим образом позаботиться о себе и близких, мазохистский /по итоговому результату/ эгоизм оборачивается альтруистической заботой о тех, кто на пути исцеления находится дальше от

цели и т.д.

Одним из цементирующих условий перспективности в распространении этого метода является вектор борьбы: не против, а за.В отличие от"оптивалис-тов" и других сторонников метода Г.А. Шичко, которые активно борются против производства, продажи, употребления кем бы то ни было алкогольных напитков, против ритуалов с употреблением спиртного, даже против упоминания о нем в литературе или показа употребления алкоголя на экране, т.к. это "программирует" личность на потребление алкоголя, ".анонимные алкоголики" изначально считают себя не такими, как прочие, и ставят целью работу только над собой и себе подобными /предоставляя беспроблемным потаторам жить по собственному разумению/, руководствуясь принципом: и м можно, а нам нельзя.

Говоря в заключение параграфа о перспективности развития тех или иных трезвеннических моделей, стереотипов поведения, следует отметить, что в ближайшие годы в России более эффективным для значительного числа проблемных потаторов будет переход к трезвенничеству через метод Шичко, т.к. он эксплуатирует особенности личности типа "хомо советикус": следование предписаниям харизматического лидера, установку на атеизм, борьбу с врагами-виновниками алкогольного бедствия и т.п. Однако по мере оздоровления нашего общества чем дальше, тем большую популярность будут получать идеи АА, причем в ряды "анонимных алкоголиков"начнут переходить и бывшие шичковцы. Постепенно начнет увеличиваться и количество религиозных трезвенников, а также трезвенников других типов /в меньшей степени/.

Третий, заключительный параграф второй главы /2.3/ посвящен проблеме отражения образов трезвенников и трезвенничества как социального явления в общественном сознании.

Б первой части параграфа /2.3.1/ анализируются крите- 24 -

рии отнесения респондентами индивида к категории "трезвенник". Следует отметить два момента: часть респондентов, сознательно или неосознанно, значительно расширяет границы трезвенничества, относя к ним немалую часть по-таторов /иногда, возможно, и себя/ - вплоть до тех, кто "пьет, но никогда не бывает пьяным". И второе: определенны? процент респондентов, которые под трезвенниками понимают именно воздерживавшихся от употребления спиртного, относятся к ним неприязненно.

Поскольку к разным типам трезвенников отношение членов общества неодинаковое, во втор-'й части параграфа /2.3.?/ анализируется именно этот аспект состояния общественного сознания. Выясняется, что к трезвенникам по состоянию здоровья остальные 'иены общества /сами чаше всего потребляющие спиртное/ более снисходительны, хотя иногда с неуважением отзываются о трезвенниках из числа бывших алкоголиков, чем к трезвенникам других типов, особенно "давших зарок" и/или пропагандирующих трезвость. Совершенно не осознается тот факт, что для некоторых трезвенников пропагандирование воздержания жизненно важно, помогает им удерживаться в декларируемых рамках не столько для других, сколько зачастую для себя.

Заключительная ча^ть последнего параграфа /2.3.3/ посвящена анализу перспектив Формиоогания общественного '»нения в плане отношение к трезвенникам и трезвенничеству.

Вывод: в общественном сознании наших соотечественников образ трезвенника и это социальное явление в целом предстает не в с.т.том привлекательном свете, мало для кого является престижным и нередко не заслуживает даже просто снисходительной оценки. Все это необходимо учитывать при работе по Формированию более благоприяг'ого общественного климата вокруг представителей названной социальной категории.

В заключении делаются выводы относительно состояния проблемы в глобальном и частных аспектах, даются практические рекомендации и варианты прогноза развития ситуации в нашей стране.

1. Ни одну из проблем, возникающих из-за включенности алкоголя в ткань жизни социума, невозможно решить, работая только на "негативном полюсе" и не активизируя, не реализуя положительный потенциал противоположного полюса - условного места сосредоточения положительных, "позитивных девиаций". В случае игнорирования этого аспекта проблемы общество поставит в состояние фрустрации определенное количество потенциальных "позитивных девиантов".

2. Оптимальная самоидентификация, нахождение "родной" для индивида социокультурной ниши невозможны без создания и обустройства таких ниш в социальной структуре общества. Поэтому, в частности, многие потенциальные трезвенники не реализуют этого своего предназначения, поэтому же их активность, энергия иногда выливается в неоптимальные для социума формы.

3. Необходимо вести осознанную, целенаправленную работу по повышению престижа ценностей здорового образа жизни. В настоящее время средства массовой информации достаточно успешно проделывают работу аналогичного плана по коррекции общественного мнения в отношении предпринимателей и предпринимательства. Идеи же пропаганды здорового образа жизни пока не находят в прессе своего воплощения из-за нехватки средств и недостаточного количества энтузиастов, желающих и способных сделать это квалифицированно и эффективно.

4. Необходим дифференцированный подход в работе с различными типами трезвенников и трезвеннических объединений, учитывающий специфику каждого типа. При попытках воздействия на контингент проблемных потаторов следует иметь в виду, что наиболее эффективным оказывается перевод активно вредного не в нейтральное, а в активно полезное.

5. Некоторые черта характера трезвенников, особенности поведения этих индивидов и объединений вызывают неприязнь определенной части потаторов. Для нейтрализации нега-тивнн$ последствий этой неприязни /проявления алиеноФобии^ необходимы специальные осмысленные усилия, которые приведут к успеху после превращения трезвенников из содаальных де-привантов в членов общества с социально одобряемым поведением. Думается, что это могло бы служить делу оздоровление алкогольно кризисной, атмосферы общества. ' _

ПУБЛИКАЦИИ

1. Особенности внеалкогольной социализации молодежи и подростков. // Материалы Первой московской городской конференции аспирантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы. - М., Институт социологии АН СССР, 1Э89, 0,5 п.л./

2. Трезвенничество как социальное явление. // Материалы Второй московской конференции аспирантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы". - М., Институт социологии АН СССР, 1990, 0,5 п.л./

3. Экология позитивных девиаций. // Актуальные вопросы теории и практики в социологии. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции аспирантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы". - М., Институт социологии АН СССР, 1991, 0,5 п.л./

Подписано к печати рт.пр д?_

Заказ № 1 п.л. Тираж. 100 экз.

Полиграф, участок Института социологии Российской Академии

наук.