автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Церковь и духовенство в социальной структуре псковской феодальной республики

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Круглова, Таисия Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Церковь и духовенство в социальной структуре псковской феодальной республики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Церковь и духовенство в социальной структуре псковской феодальной республики"

МСШЮОЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ТТУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЩКИ ГОСЭДРСТВЕННЬЙ ЛШЕРСШТ юапв М.В.ЛШШОСОВА

Исторический факультет

На правая рукопксл УДК 347.025-25. "13Д 4 "+281 /091/

КРУГЛША ТавсЕЯ Внкторовяа

ЦЕРКОВЬ И ДУХОВЕНСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ПСКСВСКСЙ ФЕОДШИОЙ республики

Спешальяость 07.00.02 - История СССР

Авторэферат тессертациа ка соисканиэ ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре истории СССР периода феодализма исторического факультета Московском государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Горский АД.

Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

профессор Хорошей А..С. - кандидат исторически наук Колооова И.О.

Ведущая организация - Ленинградский государствен-

ный институт культуры им. Н.К.Крупской.

Защита состоится 1991 г. в чао,

на заседания специализированного совета по истории СССР К-053.05.27 в Московском государственном университете км. Ы.В.Ломоносова. Адрес: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов ЮУ, исторический факультет, ауд.550.

С диссертацией мохно ознакомиться в Научной библиотеке им. А..М.Горького /Ленинские горы, 1-й корпус г^уанитарных факультетов МГУ/.

Автореферат разослан

// • 1991 г.

Ученый секретарь спецгг^гезкропагшого совета

доцент ['^'/Л ¿1 ^.Г.Ктелягша

-)

постановка проблемы. Предом и задата исследования. История Попова и Псковской земли постоянно привлекала внимание исследователей. На современном этапе имввтся определенные результат в изучении социально-экономической и политической истории Псковской феодально!! республики. В свете этих успехов советской исторической науки особенно заметен пробел в изучении историк псковской цехкви.

Ф .Энгельс в свое время писал: " ...согласно материалистическому понимают иотории в историческом процессе определяющим коме от ом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Марко больтго никогда йэ утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том свдола, что экономический момент являет-® ся будто единственным определяющим моментом, то он преврадает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессшсланнув фразу",*

Изучение экономической, равно как и политической истории невозможно без анализа надстроечных элементов, обвспочиваюцкх существование господствующа го строя. Псковская церковь как Феодальный институт и псковское духовенство как социальная группа стали объектом данного диссертационного исследования.

С момента основания новгородской епархии и вплоть до появления в 1589 г. собственного епиокопа псковская церковь находилась в подчинении у новгородского арзЕврея. Эта зависимость, ставшая в ХЗУ-ХУ вв. камнем преткновения между Новгородом и Псковом, способствовала складыванию своеобразной церковной организации. Структура псковской фрковной иерархии.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.37.-С.304.

характер взаимодействия ее отдельных элементов, связи псковского духовенства со сввтсккм общество» являются предметом данного исследования.

5 рашсах диссертацжонного исследования предстоит решать следующие задачи: проанализировать основные этапы борьбы Пскова за политическое самоопределение и церковную независимость от Новгородской феодальной республики, в связи с этим рассмотреть историю оформления псковской церковной иерархия, выявить особенности организационной структуры и характер взаимодействия основных звеньев псковской церковной иерархии, проанализировать свл в и и характер взаимоотношений цершвн а духовенства Пскова с местным советским обществом. В конечной итоге ота работа предпринимается с целью определения места в роли дерева и духовенства в социальной структуре Псковской Феодальной республики.

Хронологические рамки данного исследования /начало ПУ - . 1589 г. / обусловлены поставленными целью и задачами, а такав соответствуют последнему периоду зависимого " существования псковской церкви от новгородского архиепископа. Этот период четко разделяется на два этапа. Первый из них /начало НУ -1510 г. / теоно связан с периодом активной борьбы Псковской Феодальной республики за церковную независимость. Определенной границей между этими двумя этапами стал 1510 г. - время потери Псковом политической самостоятельности и окончательного включения его в состав Русского централизованного государства. Второй, этап /15Ю - Т539тт./ завершается фактом оформления псковской епархии.

Паучиея новизна рабой заключается в разработке теш недостаточно изученной в исторической литературе. Я.Н. Шдпоэ

рассмотрел процесс форгягровадия и развития православной церковной организации, характер ее взаимоотношений со светской властыэ а Х-ХШ вв. * А.С.Королевым была проделана работа по изучения церзовной иерархия я еа политической деятельности в раияаг отдельного государственного образования периода феодальной раздробленности - Новгородской феодальной распуб-_ о

лига. Объектом исследования Н.С.Борисова стола русская церковь з НУ - ХУ вв., ее взаниоотношнкя с великокняжеской вла-стьэ рассматриваются в тесной связи о ходом объединения рус-

п

ских зекзль вокруг Москва. Последняя работа по истории псков-схоЯ дерква появилась з свет в 1873 г.4 С тех пор история псаовской церковкой иерархии о мсшкта оформления до создайся собственной впархян пэ бнли прэдазтом специального исследования. В данной работа предпринимается попытка под иным угяс51 зрзнш взглянуть на встореа псковской церковкой керар-хпз, исследовать еэ в разватш, связать ее эводшшэ с полн-ТЕтасникя процессгет, происходивши в псковское обществе.

Апробация и практическое использование результатов по-? следования. Основные положения к вывода диссертации полутала отрагептэ э публикациях по тега исследования, а также частично изложены в выступлениях на иаучнои семинаре "Археологам м история Пскоза а Псковской зеилз® / руководитель -доктор исторических наук В.В.Седов/, проводаюй ежагодно

** Сапов Я.Н. Государство з'церковь Древней Руси Х-ХШ вв. -M.-I939.

Хорошев A.C. Церковь в социально-политической системе Ноп-городекоЗ республики.-?!!.-1980. ^•Борисов Н.С.. Русская-церковь в политической борьбе Х1У -

ху вв„ - ;• ., .

^ 'Никитский'.-А.»И* Мере. BHj^l^f-ftefopjra Пскова.-СПб.-1873.

Институтом археологи АН СССР, Псковским государственным обм-двдошшы ксторахо-архитектурным и художественным иузеем-эепо-ведшшом, а такие в доклада на конференции, приуроченной к Л Международному конгрессу славянской археолопга. Диссертация обсуждалась на кафедре истории СССР периода феодализма исторического факультета ЫГУ им. М.В.Ломоносова и была реко-шндована к занята.

Положения диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, общих в специальных курсах по историк Пскова и Псковской зешга, истории русской церкви, пра создании иузебннх ехспозиций, проведении экскурсий, популяризации исторических, в том числе краеведческих материалов.

■ Литература и источника. Разработка истории псковской церкви и духовенства началась в рамках сбора и обобщения фактического штериала по обп»русской церковной нотории в первой половине прошлого веха. Митрополитом Евгением Болховитпновым тогда же была предпринята первая попытка научного осмысления истории псковской церковной иерархии.*

После выхода в свет работы митрополита Евгения в изучении псковской истории, в том числе и церковной, отмечается тридцатилетний перерыв. Вновь к псковскому историческому иа-

о

риалу обратился И.Д.Беляев. Он впервые попытался определить характер и особенности псковской церковной организации, связать факт появления соборов в Пскове с процессов ослабления святительской власти новгородского архиерея, дать характери-

Евгений, митр. История княжества Псковского.-Киев, 1831.

Беляев И.Д. Церковь и духовенство в древнем Пскове // Чтения в Московском обществе любителей духовного птюсвещения.-М.-1863.-КнЛ.-С.31-54. Его ив. История города Пскова и Псковской зэмли // Рассказы из русской истории.-М.-1867.-Кн.3.-С .33-94. *

с тику духовенства как социальной группы. При этом И.Д.Беляев допускал заметное преувеличение светского влияния ка церковную жизнь, недооценивал значение соборной организации духовенства.

А.И.Никитский успешно продолжил работу, начатую И.Д.Беляевы» по изучение псковской церковкой истории.* Он внес существенные дополнения в определенна характера а особенностей псковской церкви, подверг критике пресвитерианскую теория своего предяесгвеннтса0 связал церковную истории о политической s подогал к иному пониманвэ причин наудач псковичей в деле создания собственной епархии. Работу Никитского отличает противоречивость выводов, идеализация соборной организации, понск пряшг аналогий светским учреждвнжям в церковной янзна.

Во второй половакз ПХ а. появилось немало трудов по истории русской дерева, в которое затрагжвалксь проблеш псковской церковной нсторкв /Мажаряй, Голубинскяй E.S. и др./ В этих обобщающих трудах псковский фактический материал излагался иллюстративно, в хода раэбора вопросов обшей исторяи. При таком подходе не могло быть и речи о детальном, всестороннем анализе того или иного события с учетом хронологии, сошшльно-экономическюс и политических условий развития Псковской феодальной республики. Постепенно, из общего материала псковской церковной истории выделился ряд тем, которые получили подробное осве-денке. Некоторые из них еще в XIX -начале XX вв. стали объектом специального исследования.

1-Никитский Л.;-:. Очерк внутренней истории церкви в Пскове// Егрнал Министерства Народного Птюсве^ения.- ^по.-1371т#5.-Ч'.-155.-С. 1-70. Его же. Очерк внутренней истории Пскова.-СПб.-1373.

Работу Н.И.Сервйрянского отличает не 5рлько широта охвата проблемы, скрупулезность подбора фактического материала, но в критический подход к источникам.1 Он предпринял классификации псковских монастырей, периодизацию их истории; осветил различна3 вопросы благослуления я хозяйственной деятельности, Н.С.Суворов попытался выявить источники церковного в монастырского

2

землевладения в Псковской земле.

Книга М.Н.Никольского стада первой работой по история

9

русской церкви, написанной с позиций марксизма-ленинизма. В рамках небольшого монографического исследования автор осветил широкий спектр вопросов истории, русской церкви. Соотватот-взкно псковский материал в этом исследовании занимает скромное место. Но шводы автора имеют прямое отношение к тем процессам, которые происходили в Пскове. В наше время изучение истории церкви и духовенства Пскова не велось.

В работе над темой диссертации были использованы различные типы источников: летописи. Псковская Судная грамота, актовые материалы, агиографическая и публицистическая литература, делопроизводственные материалы, записи и приписки на качество иных памятниках.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух разделов и заключения. £ введении дана постановка теш исследования, историография проблемы, обзор источников. '

Серебрянскнй г1.й. Очерки по истории монастырской кизни в Псковской земле, - ¡к.- 1908.

2

Суворов Н.С. Псковское церковное землевладение в ХУ1-ХУП вв. СПб. - .1905.

о

. ■ Никольский н.М. История русской церкви. - М. - 1985.

Первая раздел: "Псков а новгородский владыка. /К исто-ргш офогшенпя Псковской церковной организации в ХГУ-ХУ вв./ состоят аэ четырех параграфов. В ней рассматривается взаимоотношения Пскова с главной новогородской енврхпз в течение двух столетий. В основа этих отношений леяал глубоняй полг-тачзскнй коафшпст, вызванный необходимость» подчинения светского общества и духовенства Псковской Феодальной республики диктату верховной епархиальной власти.

Конфликт назревал в конце 20-х - начале 30-х г.г.ХП в., когда Псков достиг определенных успехов в деле политического оеаоопрздзлзшзл от могущественной Новгородской рзспублгка. В 1327 г. псковичи прзкялп бежавшего аз Творз опального имел Александра Михайловича н посадила aro "по своей вола" в Псиоа на кашгяие, где он с кэзначнтельшгдп перерывами пробил десять лет. Попытка кителей Пскова закрепить политический успех оформлением автокефадш в 1331 г. закончилась провалов. Перспектива дробления новгородской епархии но встретила поддерзкн штрополита феогноста. Она не входила тагао п . н планы новгородского архиерея, который в рамках реформ, направленных на реорганизации владычного управления задумал . учредить в Пскова должность владычного начветкяка.

Первая, известная ней, попытка создания владычного наместничества в Пскова приходится'на сороковые годы Х1У в. и связана с историей т.н. Болотовского договора. В работе предлагается несколько отличный от других взгляд на судьбу этого исторического документа. В основе этого взгляда лежат гипотеза о существования и опыт реконструкции второй части Болотовского договора, где содержались положения, принятые в интересах Новгородской феодальной республики: о закреплении

аа Новгород«» права присылать в Поков своего наместника кня-ая-кормданщика и об учреждении псковского владычного наместничества.

Анализ исторического материала показал, что названный вше договор мог быть пршшт в 1342 г. в результате неудачной попытки псковичей возвратить себе при поддержке Литвы право "вольности в князьях '. Условия этого договора отражали установившееся между двуая городами равновесие сил, при котором Новгород был не в состоянии удержать Псков в подчинения. Последний ке не шел достаточно сил, чтобы вернуться в ; политическим успехам времен Александра Михайловича Тверского.

Право присылать из Новгорода в Псков киязей-кормленщи-ков стало каинам преткновения между двуия городами. Поэтому кратковременная практика существования Болотовского договора, следы которой донесли до нашего времени письменные источники, закончилась публичным отказом псковичей в 1348 г. во время стояния под Орешком от его условий и повторным обращением в Литье.

Новгородскому архиерею так и не удалось проыасти в жизнь реформу владычного управления на территории Псковской зешш. Псковичи хоть и не добились создания собственной епархии, но смогли оговорить в догоюрних обязательствах Болотовского договора порядок замещения должности владычного наместника гражданином Пскова. Таков результат начального этапа борьби жителей Пскова за церковную независимость, которому и посвлс'оа-первый параграф данного исследования.

Во втором параграф рассматриваются история оформления л Псков1: института вавдичных наместников и процесс перехода ь руки »тс*: должностной единицы святительского суда и управ-

летая псковской церковью.

Процесо оформления института владычных наместников растянулся на полстолетия. Вслед за отказом псковичей от условий Болотовского договора всякие отношения с Новгородской феодальной республикой и епархиальным архиереем била прерваны п восстанавливаются лишь в 60-80 г.г. Х1У в. в сложной внешнеполитической обстановке. Три крупных моровых эпидемии / 1352., 1360, 1389 гг. /, во время которых псковичи специальными посольствами приглашали новгородских владык в город для богослужения и избавления его кителей от страшной болезни, способствовали росту авторитета главы епархии. Но вопрос реорганизации владычного управления не был решен н вновь встал на повестку дня в конце Х1У в.

В работе делается предположение о возвращении к услова- . да Болотовского договора и учреждении должности владычного наместника в ходе переговоров и заключения мира между двумя городами 18 июня 1397 г. Политическая ситуация к концу Х1У в. сильно изменилась. С принятием псковичами бежавшего из Литвы князя Андрея Ольгердовича /ЮТ г./ вновь восстанавливается право "вольности в князьях". В этих условиях происходит возврат к положениям уставной грамоты Александра Тверского, разграничивавшей сферы княжеского, пооадничьего и владычного суда. Подобные действия не могли не насторожить новгородского архиепископа, который использовал приезд з Новгород с патриаршим грамотами суздальского архиепископа Дионисия /1382 г./. Последний "по владычному благословению" отправился в Псков и именем константинопольского патриарха внес существенные поправки в гражданское законодательство Пскова,

- ю -

исправленные либо но расширение, либо на обеспечоина гаравтвЗ судебных псшшаочай новгородского владшш. Строгидеюге пскоез-чай к политическому саяоопределешт е протенвЕй главы опар-ха& привели к обострению отноиеиай с Новгородом в 90-о гг. Ш в., о чей свцдетельствуют военные походы новгородцев к Пскову /1390, 1394 гг./ в отмена поправок Деонисяя московскка шл рополитда Кмлрианом /1395 г./.

Заключение шрного договора в 1397 г. било достигнуто цэаоэ взаимных уступок. В ого тексте отсутствовала устарев-пая к этоаду врзыени статья о князьях-некастннках, присылаемых нз Новгорода, который признавал за Исковой право "вольности в князьях", судебные права и полномочия псковской едаа-настрации, право замещения доланости владычного псшстншш пскоЕвчеи и наконец, новую редакцию т.н. Александровой гра- ■ моты, Псков сохранял свое подчинение новгородскому архае-рав, обеспечивал владыне святительский суд в полном его обмена в гарантировал поступление в владычную казну пошлин н оброков с доходных статей.

Не оонове этех неблвдений в диссертации делается сдаду-вднй вывод: учреждение доланости владычного наместника в Пскове в 1397 г. отнвдь не укрепило власть новгородского вдадшш, как ото было задумано в первой половине 1Л в., о напротив, значительно ослабило. С появлением этого долхшост-ного лица начался процесс перехода святительского судо п управления в рук» наместника: сначала частично в раьжах судопроизводства в перерывах между подъездами, а затем полностью после ликвидации месячного суда владыки. В диссертации подробно анализируется конфликт псковичей с новгородским арзиеревм а I¿35 г., в результате которого святительский

суд н управяоннз окончательно переходят в рука нсместиина.

В третьем перягргфе речь идет о святительских правах цоЕгородокого елйдшсл. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что о течзкнз ХУ в. святительская власть главы епар-зеш по отнспзшяэ к псковской церкви значительно ослпбла а прзобрзда формальный характер.

В первой половине ХУ в. при содействии ыоскозсного кггг-рополпта к Троицке»,клиру перешло право освящешхя н раздача Ентшяисов. Потеря новгородским вл0днкой в это вройя нс&лэ-чзтелъного права рукоаолозешш псковских сшщоннослугателе J, которнз столп ездить на доставление в другие земги, привала в tony, что контроль за растусщц числом поставлзшшх попоа стал дяя него практически навогмесюн. Эту функцзэ оталз выполнять соборскио старосты, которна ведали провзркоЗ ставлоа-ннх, отдускнцх грамот, допуском попов к службе. Переход части святительских прав в руки собранной администрации значительно укрзопл ее волозвпзо в псковской церковдоЗ иерархия.

В работе предпринимается попытка проследить судьбу святительских прав на только в ХУ в., но и d ХУ1 в. Поело вхлотення Пскова в состав Русского централизованного государства бнла укреплена святительская власть новгородского вдадшш. Он вернул себс право рукополозещщ и допуска сея-щошшелугзтелей к исполнения своих ейязенноотей, восстанови практику поездок псковских попов в Новгород. Прз новгородском архиопнекове Макараа проварка ставленных а отпускных грамот перешла в руки владычного яамеотшша, всецело зависящего от своего духовного главц.

Четвертый параграф завершает первый раздал. В нем дает-

оя подробный анализ подъездной процедуры новгородского архиерея в Псков, делается попытка выявления тенденций в ее развитии.

Под владчными подъездами принято считать периодические посещения владыкой подвластной территории, в ходе которых на практике реализовались его функции как главы епархии, судьи, святителя и пастыря.

Коли сведения о владычных подъездах в Х1У в. единичны, то материала двух последующих веков достаточно, чтобы-сделать следующий вывод: в ХУ - первой половине ХУ1 вв. в содержании владычных подъездов происходили существенные изменения, тесно связанные с теми процессами, которые вмели место в псковском обществе.

В начале ХУ в. были выработаны следующие требования к визитам новгородского архиерея: право посещения Псковской земли признавалось лишь за самим владыкой, поездки долгий были осуществляться раз в четыре года и продожеться до 3-х недель. Содержание подъездной процедуры было четко регламентировано. В нее входили: торжественная встреча новгородское го владыки, чествование его в городе в по концам, выступление с благословением жителей города на вече, исполнение оставшихся в его руках святительских функций, получение доходов 'й торжественные проводы до рубежа.

С середины ХУ в. / 1449-60 гг. / в состав подъездной процедуры было включено соборование - торжественное богослужение в Троицком соборе с чтением синодика л пением вечной памяти псковским и новгородским князьям, отправляемое самим владыкой о причтом св. Троицы и представителями псковской

соборной адшшиотрации.

Анализ исторических сведений о соборовании, сохранившихся в письменных источниках, привлечение офрагистичеокого материала позволила сделать интересное наблюдение: включение в состав подъездной процедуры этой церемонии, в ходе которой новгородский владыка выступал в качестве главы псковской церкви, знаменовало собой официальное признание ее особого статуса как равноправной, обособленной в самостоятельной. В соответствии с этим происходит расширение тпту-латуры новгородского архверея, где рядом о названием Новгорода появилось название Пскова. Это было з&фзяснровано в новом типе печатей владычных наместников, содерзвшей развернутую титудатуру: "архиепискоа Великого Новгорода и Ненова". Изменение статуса псковской церкви сказалось на изменении характера подъездной процедуры, которая приобрела ярко вырааенную политическую окраску. Эта окраска была утра-чана лишь после 1510 г.

Если в первой половина ЗУ в. епархиальные архиереи стремились противодействовать утверздению новой церемонии, то во второй полоЕШв столетия их усилия бшш направлены на то, чтобы свести содерлание своих еизитов к получению доходов.

В работе анализируется опыт проведения новгородским владыкой Геннадием Гонозоеьш реформы ао упорядочению сбора подъездных и кормовых пошлин, с псковского духовенства и причини ее неудачи. Только после 1510 г. новгородскому иерарху удалось осуществить перепись псковских попов и престолов, ввести попдепшую поъшшу и увеличить сбор кормов. Регулярные посещения владыками Пскова были заменены сбором пошлин пред-

о?аштедшш архиерейской администрации.

Второй раздел: "Церковь и духовенство Псковской 'феодальной республики" состоит из четырех параграфов, в которых представлены все основные элементы псковской церковной иерархии, определено место черного и белого духовенства в социальной структура псковского общества.

В первом параграф данного раздела дается характеристика должности владычного немзстника, которая получала своз

*

распространение в Пскове с конца ХХУ в. Анализ известных нал шея елйднчных ншзстннков показал, что среда них била, в основной, светские люди, связанные родстшнныиа корняш с псковскси боярствш. Будуча свагскк.ш лвдьма, она не сшгли встать во глава соборского духовенства, что дало допошатель-ный стшул для развзткя местного царковаого самоуправления.

В робота анализируются служебные обязанности владычных ыеиастнкков: днллоыатичзские, судебные и финансовые.

Новгородских владык не устраивало то «вето, которое зашмакн их наместники в псковской церковной иерархии: формально они подчинялись главе новгородской епархии, но факте-, чвскн зависели от светского общества / вача и посадников /. Все попытки вывести ату должность из подчинения свотскоцу обществу и поднять её престиг в глазах псковского духовенства, которые предпринимались новгородскими архиепископааа Евфшшем /1435 г./ и Геннадием /1485 г./, а также московский митрополитом Исидором /1438 г./, закончились неудачно. Толь/о после падения независимости Псковской феодальной республики _ цолжность владычного наместяика была подчинена диктату верховной епархиальной власти.

Исторн складывания соборной организации, ее особенностям и характерным чертам посведен второй параграф. История оформления псковской соборной организации соответствует основным этапам борьбы хителей Пскова за политическое самоопределение в церковную независимость.

Время появления первого собора на базе церкви св.Троицы относится к 30-м г.г. ХП в., когда псковича приняли бахавшего из Твери Александра Михайловича, предприняли первую попытку соадания собственной епархии, отказали владыке в оуде. В конце ДО - начале ХУ вв. начался новый этап борьбы Пскова против Новгородской феодальной республики, что дыло мощны?, толчок для развития соборной организации: начинает складываться иерархическая структура, псковские сборы приобретают характер административных учреждений. К середине ХУ в. процесс оформления соборной организации был, в ооновном, завариен. В ее руках сосредоточилась власть и управление в церковных делах.

Успехи в развитии псковской иерархии значительно ослабили позиции новгородского архиерея, что заставило его признать особый статус псковской церкви в составе новгородокой епарии. Далее эта соборная организация начинает развиваться вширь: она перешагнула границы города г превратилась в организацию всей Псковской земли. Численность псковских соборов возросла за счет включения в их состав свя цаднослу-аителей сельской округи.

Ь этих условиях на повестку дня вновь ¿егал вопрос о создании псковской епархии. Посольство к митрополиту в Москву с просьбой об автокефалии сопровождалось решительным изъятием всех владчмнх доходных статей, tio внешнеполитическая

ситуация не благоприятствовала псковичам, т.к. дробление новгородской епархии не вязалось с планами великокняжеской власти, занятой обьеди ениеы русских земель вокруг Москвы.

Несмотря на то, что после включения Пскова в состав Русского централизованного государства, система соборов была сохранена, ее значение как органа церковного самоуправления стада заметно падать, рядом с ней выросла и окрепла фигура наместника.

Кроме изучения истории псковской соборной организации, в этом параграфе была предпринята попытка выявления ее особенностей и характерных черт. В период наивысшего развития псковские соборы сочетали в себе черты административных учреждений и профессиональных союзов.

Как профессиональные объединения оне отличились замкнутостью н обособленностью. К середине ХУ в. доступ "невкупным попам* в уже существующие соборы был закрыт. На базе атого, не охваченного профессиональными союзами, духовенства бшш созданы последние соборы. Основанием для объединения священников в Пскове служил не только принцип принадлежности • к духовному званию, но и определенный денежный или земельный вклад / вкупа/ в соборную казну. Б соборном храме была организована ежедневная, поочередная служба, которая стала своеобразной формой взаимопомощи и распределения доходов между попами.

Как административные учреждения псковские собора имели достаточно развитую иерархическую структуру.-Во главе этой системы стоял клир Троицкого собора, далее располагались св,ч:£0!1.ч;!ки соборных храмов - все месте они составляли собор-

нув администрацию. В самом низу этой иерархической пирами-

да находилось рядовое соборное духовенство. В результате ослабления святительской власти в руки соборной администрации в течении ХУ в. перешла часть святительских фикций.

Давая социальную характеристику псковскому духовенству следует отметить, что процесс его оформления в социальную группу еще не был заверешн, границы между духовенством и другими социальными слоями и группами псковского общества еще не была четко обозначена. В результате этого в Пскове подучил широкое распространение переход в духовное звание из других социальных груш • и обратно. Должности церковной администрации находились в руках псковского боярства. Члены администрации не порывали связей о мирским обществом и использовали эти должности как источник дополнительного дохода. Пропасть, отделявшая соборную администрацию от рядового духовенства с к ездим годом росла и достигла во второй половине ХУ в. особой глубины. Недовольство вылилось в мощное двиаение за демократизацию соборного устройства н реформу церковного управления. Вместо всевластия верхушш соборной администрации,тесно связанной о боярством, рядовое духовенство предложило выборы на вече двух должностных лиц, причем из священников простых, а не соборных храмов. Под давлением великокняжеской власти, московского и новгородского иерархов, а также из-за разногласий внутри псковского общества это движение потерпело поражение, после чего были восстановлены прежние порядки.

В третьем параграф предпринимается попытки решения двух важных проблем, касающихся псковского монашества. Первая

из них - история политических институтов черного духовенства в Пскове. В письменных источниках отсутствуют какаа-шйо прямые свидетельства о налнчш организационной структуры черного духовенства, подобно новгородской. Косвенна своденга относятся к 20-30-м г.г. в началу 60-х г.г. ХУ в. / упоминание архимивдритов -в митрополичьих посланиях /. Они соответствуют периоде;/, активной борьб и псковичей за церковную независимость и отрезают отрешение псковского общества вывести черное духовенство из подчинения новгородскому' архиерею. Но характер взаимоотношений белого в черного духовенства ив—за узоста ксточниковой йызн остается наяенш.

В дяссертецны анализируется попытка реорганизации церковного управления» предпринятая йжтроаолатоа йендорои накануне его поездки на ФлорантиЁскнй собор. Ей суть сводилась но л создании аргашавдрятага,, как считает тотв ассгадова-тшш„ а к изменении зиаченш долкноста архимандрита. Мгтро-полит Исвдор использовал уае сущаствуодув долааость архшан-дрита, подчинил ее своей власти в поставил во главе всей церковной иерархии Пскова, передав ему в качеств® материального ■

*

обеспечения доходные статьи новгородского владыки. Но слада реорганизации Исидором церковного управления в Пскова есчзэ-ли вместе о его уходом о митрополичьей кафедры.

Слабое освещение этого политического института в письменных источниках наводит на мысль, что для учраадеккя должности псковского архимандрита в Псковской земле не было условий» В Пскове отсутствовала система крупных кончаиских монастырей, на базе которых черное духовенство могло бы объединиться, в его среде имели место противоречия и раз-

ногласяя по поводу устройства монастырской жизни.

Вторая проблема, которая была затронута в этом параграфе, касается результатов монастырской реформы. В псковских письменных источниках имеют место следы проведения ее в жизнь, связанные с именами суздальского-архиешскова Дионисия / 1382 г. /, новгородского архиепископа Симеона / 1Щ9 г. / и основателя йлеазаровского монастыря Ефросина / 20 - 70-е гг. Х.У в. /. На основании их анализа в диссертации делается вывод о том, что распространение нового типа монастырей было затруднено отсутствием поддержки со стороны светского общества, которое имело тесные связи с монахами господствующего на Псковской земле типа особножитейных монастырей.

Институту церковных старост, непосредственно соединяющему светское общество / приходскую общину / с духовенством, посвящен четвертянй параграф исследования. В нем рассматриваются социальный состав, общественное положение и функции церковных старост.

Этот институт довольно рано получил свое распространение на Псковской земле. Первые известия о церковных старостах относятся к началу Х1У в. /запись "Апостола" 1309 -1312 гг. /. Псковские источники донесли до нашего времени имена полуостни псковичей, занимавших ату должность в течение 11У - ХУ1 вв. Социальный анализ этих ¡¡мен показал, что цзровными старостами были представители псковского боярства, купечества, "житьих" лодей.

Приход избирал обычно двух старост. Б тех случаях, когда по источникам известно имя одного старосты, есть основания предполагать наличие и другого. Вероятно, парное исполнение обязанностей способствовало контролю за выполнением поручений.

На основании известных случаев совмещения двух должностей в одном лице: церковными старостами были посадник Роман, сотский Юрий, купеческие старосты Андрей Тиыошинич, Осая, Иван Харитонович Пученкин и др,, старосты погоста Иван и Родион -в работа делается предположение о том, что хракы, вокруг которых объединились кители города, сельской округи, представители конца, улицы, профессиональные корпорации, имели старостами должностных лиц, стоящих во главе данного сообщества. Если это предположение верно, то подобное совмещение усиливало зависимость церкви и духовенства от светских органов власти в управления.

функции церковных старост хорошо известны нам по письменным источникам: старосты ведали церковным и монастырским землевладением, участвовали в земельных спорах, распоряжались церковной казной, нанимали церковных притч, руководители строительством и ремонтом церковных зданий, выплачивали ругу и праздничные дачи, организовывали братчинные пиры, покупали хозяйстгеняый инвентарь, церковную утварь и вяиги, содержали в порядке церковную документацию.

Значение должности церковного старосты особенно велико' в деле организации церковного хозяйства. Церковное землевладение становится основой материального благосостояния прихожан во- глава со своим старостой, а не церковного причта. Это обстоятельство ставило церковнослужителей в зависимость от светского общества, ограничивало источники их дохода и средств существования, способствовало консолидации священнослужителей оформлению и развитию системы соборов.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются общие выводы, предлагается опыт примерной периодизации истории Псковской феодальной республики, дается развернутая характеристика основных этапов борьбы псковичей за политическое самоопределение и церковную независимость от Новгородской республики.

История Псковской феодальной республики разделена на 5 крупных этапов. Основанием послужили наблвдения, сделанные в процессе подготовки данной диссертации по истории псковской церкви и духовенства; а также итоги изучения института псковских посадников /4.О.Колосова /; результаты анализа списков и редакций Псковской Судной грамоты Л).Г. Алексеев/, Повести о Довмонте /В.И.Охотникова/, псковских летописей /А.Н.Насонов, Г.Ю.Грабмюллер / и др. Хронологичеи-ын вехами, отделяющими один этап от другого, стали: 1327, 1348/49, 1397, ЙН9/50, 1510 гг.

Церковную истории Псковской феодальной республики нельзя рассматривать в отрыве от политической. Успехи последней способствовали складыванию псковской церковной иерархии. В ходе этого процесса была введена должность владычного наместника из псковсией, оформлена соборная организация. В рука псковской церковной администрации перешли святительские права, суд и управление в церковных цояах, что привело к ос-ласблению власти новгородского владыки и призванию им особого статуса псковской церкви.

Анализ порядка взаимодействия отдельных элементов псковской церковной иерархии и характера взаимоотношений псковского духовенства со светским обществом показал, что для этих отношений характерны: во-первых, сряулвание светских и церков-

пых административных институтов /наместник, посадники; церковные, кончанские, уличанские старосты; старосты профессиональных объединений, в том числе и соборных/; во-вторых, переплетение различных форм собственности / частная и корпоративная/ и землевладения / оветское, приходское, монастырское/; в-третьих, сильная зависимость церковной организации от светских органов власти и гражданского общества /церковные должности стали одним из источников дохода/; в-четвертых, подви&нооть социальных границ, отсутствие сословной замкнутости духйвеист-ва /практика перехода светских лиц в духовное званио и обратно/. Но теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. Институт церковных старост в Пскове, // Археология и история Пскова к Псковской звиш. 1989. Тезисы докладов научно-

практической конференции. - Псков, 1Э90. - С. 13-14.

2. Владычные подъезды в средневековом Пскове. - Ы., 1990. -25 с. - Два. в ШОП АН СССР 17.07.90, П 42451.

КРШОВА ТАИСИЯ ВИКТОРОВНА

ЦЕРКОВЬ И ДУХОВЕНСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ПСКОВСКОЙ ФГОДАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Автореферат)

Подписано к печати 03 06 91 Формат 60'90 Т/16 1,5 п л Уч изд Т,3 Тираж ТОО Заказ 642

Ротапринт КАСТ!(ВТУЗ-ЗИЛ), Т09280,Москва,Автозаводская. 16