автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Цветовой дизайн металлических художественных изделий
Полный текст автореферата диссертации по теме "Цветовой дизайн металлических художественных изделий"
На правах рукописи
Петров Антон Алексеевич
ЦВЕТОВОЙ ДИЗАЙН МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук
Москва 2005
Работа выполнена на кафедре «Компьютерный дизайн» Московской Государственной Академии Приборостроения и
Информатики
Научный руководитель:
доктор технических наук,
доцент Соколова Марина Леонидовна
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор
кандидат технических наук, профессор
Крючков Михаил Антонович Юдина Татьяна Федоровна
Ведущая организация:
Государственное Образовательное Учреждение Московское художественное училище прикладного искусства (колледж)
Защита состоится «24» марта 2005 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.119.04 в Московской государственной академии приборостроения и информатики по адресу: 107846, г. Москва, ул. Стромынка, 20, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГАПИ. Автореферат разослан «21» февраля 2005 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы.
Цвет является одной из важнейших характеристик, которую необходимо учитывать в дизайне изделий. Дизайнеры целенаправленно используют в своей деятельности цветовую палитру различных материалов, как природных, так и созданных людьми, для того, чтобы предметный мир, окружающий человека, стал более комфортным и эстетичным. Однако следует отметить, что не всегда люди воспринимают выбранное, предложенное дизайнером цветовое решение именно таким, каким его разрабатывает и анализирует дизайнер.
Это может быть связано с тремя группами факторов. Во-первых, восприятие цвета изделия существенно зависит от внешних условий наблюдения, в том числе от параметров используемого первичного светового потока. Во-вторых, все материалы - металлы и сплавы, стекло и камни, дерево и полимеры обладают своей собственной цветовой палитрой, которая зависит от их состава, обработки и т.д. То есть восприятие результата труда дизайнера связано с характеристиками освещаемых материалов. И, в-третьих, восприятие цвета - это субъективный процесс, так как каждый человек воспринимает цвет сугубо индивидуально.
Поэтому вопросы анализа и учета влияния этих факторов на цвет изделий являются актуальной задачей современного дизайна.
Некоторые аспекты этой проблемы были рассмотрены в работах таких авторов как X. Шифман (медицинский аспект), Г. И. Ашкенази и А. В Луизов (физика света), в трудах коллектива ВНИПКИювелирпрома (технология получения и обработки материалов). Следует также отметить работы российских и зарубежных специалистов в области дизайна Н.В. Воронова, В.И. Куманина, О.Н. Магницкого, В.П. Новикова, В. Папанека, X. Чидзиивы и других.
Однако комплексно вопрос управления цветовой палитрой в теории и практике дизайна ранее не рассматривался.
Вместе с тем, развитие техники в области производства осветительных приборов приводит к появлению источников света с существенно-различными спектрами испускания. Увеличивается число людей практически постоянно использующих очки и линзы, в том числе меняющие цветовосприятие, кроме того, следует учитывать, что почти у 10% людей существуют аномалии цветового зрения.
Учитывая, что интерес дизайнеров к металлическим материалам, в том числе к возможностям их цветовой палитры постоянно растет (например, создано более 50 оттенков сплавов золота), и они широко используются в ювелирных, декоративно-прикладных и художественных изделиях, именно металлы и сплавы стали объектом исследования в работе.
Таким образом, цель работы: установить влияние факторов, изменяющих цветовосприятие человека, на
особенности цветовой палитры металлических материалов, используемых в дизайне художественных изделий.
Задачи:
1. Анализ роли цвета в дизайне изделий из металлических материалов;
2. Систематизация факторов, определяющих формирование цветовосприятия человека;
3. Установление влияния характеристик первичных световых источников на цвет металлических материалов;
4. Анализ металловедческих аспектов цветовой палитры дизайна;
5. Установление зависимости цветовосприятия металлов и сплавов человеком от параметров используемых цветовых фильтров;
6. Разработка рекомендаций по управлению цветовой палитрой металлов и сплавов, используемых в дизайне, путем воздействия на выделенные группы факторов, определяющих особенности цветовосприятия.
Научная новизна:
1. Установлены закономерности визуального восприятия цветовой палитры золота, серебра, меди и сплавов на основе золота в зависимости от условий освещения и зрительного аппарата человека;
2. Показано, что при снижении цветовой температуры источников света от 7000К до 1000К изменяется удельный вес
цветовых фракций в спектре излучения (на величину до 15-20% для красного цвета);
3. Установлено, что снижение цветовой температуры источников способствует повышению степени цветовой теплоты материала в 5-10 раз;
4. Выявлено, что золото и медь являются наиболее «теплыми» для визуального восприятия металлами (из числа исследованных) во всем проанализированном интервале цветовых температур источников света;
5. Установлен характер спектрограмм для трех металлов, освещенных источником с цветовой температурой 1000К, 5000К и 7000К;
6. Выявлено влияние четырех групп цветовых фильтров, отличающихся цветом и прозрачностью, на цвет художественных металлических изделий;
7. Показано, что фильтры, обладающие 70% прозрачности и менее, не позволяют дифференцировать цвет исследованных металлов.
Практическая значимость:
1. Определены материалы и способы их освещения, при которых достигается высокий коэффициент визуального теплового восприятия художественных изделий;
2. Определены пороговые значения параметров фильтров (цвет и прозрачность), позволяющие человеческому глазу воспринимать особенности цветовой палитры художественных металлических изделий;
3. Сформулированы практические рекомендации по выбору ювелирных и художественных изделий из золота, серебра и меди, учитывающие сферу (праздничные и повседневные) и время (вечер, день) их использования.
Апробация работы.
По материалам диссертации сделаны доклады на следующих научных конференциях:
Всероссийская научно-практическая конференция «Дизайн и технология художественной обработки материалов» (г. Москва, 2002,);
Научно-методическая конференция факультета Технологическая информатика Московской государственной академии приборостроения и информатики «Информационные технологии» (г. Москва, 2003);
- Научная конференция в Московском Государственном Вечернем Металлургическом Институте, посвященная специальности «Технология художественной обработки материалов» (г. Москва, 2004),
Научная конференция «Основные проблемы технологического образования на современном этапе» в Магнитогорском Государственном Университете (г. Магнитогорск, 2004).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 статей в Межвузовских сборниках научных трудов.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав и заключения, изложенных на 130 страницах
машинописного текста, содержит 37 рисунков, 8 таблиц, список литературы из 117 наименований и приложения на 10 страницах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении отражена актуальность выбранного направления исследований, сформулирована цель работы.
В первой главе (обзор литературных и электронных источников информации) проведен анализ работ, связанных с особенностями развития дизайна в современном мире и его места в формировании комфортной среды обитания человека. Рассмотрены элементы цветоведения и колориметрии, а также проанализирована роль цвета в дизайне.
С позиций цветовой палитры проанализированы металлы и сплавы, используемые в ювелирном производстве, а также проведен обзор работ, посвященных различным историческим и культурным аспектам применения цветовых фильтров в искусстве, технике и медицине.
На основе проведенного обзора сформулированы задачи исследования по анализу факторов, влияющих на воспринимаемый человеком цвет металлов и сплавов, используемых в дизайне ювелирных изделий. На рис. 1. представлены эти три группы факторов. Во-первых, для несамосветящихся объектов, к которым относится большинство материалов, используемых в ювелирном производстве,
воспринимаемый цвет изделия зависит от параметров источника первичного света. Во-вторых, цвет изделия определяется свойствами материала, из которого оно изготовлено. И в третьих, отраженный цвет должен быть воспринят зрительной системой человека - глазами, которые у разных людей могут существенно различаться. Более того, на пути отраженного света могут быть расположены фильтры (очки, линзы и т.д.).
Схема процесса восприятия цвета изделия человеком
Следовательно, характер визуального восприятия объекта человеком является процессом, который зависит от трех групп факторов:
- от природы источника, испускающего свет;
- от физико-химической природы объекта, который трансформирует падающий на него свет в отраженный;
- от особенностей строения системы фиксации света, попадающего в приемник (глаз, глаз с фильтром, линзами и т.д.).
Таким образом, только анализ влияния всех трех групп факторов на воспринимаемый человеком цвет изделия может позволить дизайнеру правильно использовать цвет в своих произведениях.
Во второй главе рассмотрены материалы и методы исследования, примененные в работе, в том числе экспериментальные и компьютерные методики исследования цветовых характеристик металлов (золото, серебро и медь) и сплавов на основе золота (сплавы 585 пробы).
В главе 3 проведен анализ первого фактора, влияющего на цветовой дизайн изделий - источников освещения.
Исследованные изделия из металлов и сплавов могут быть освещены различными источниками света, каждый из которых можно охарактеризовать следующими параметрами:
цветовая палитра источника (спектр испускаемых длин
волн);
интенсивность света (яркость);
распределение плотности светового потока в пространстве.
Показано, что наиболее часто встречающиеся в работе дизайнеров источники света (дневной свет, лампа накаливания, галогенная лампа) могут существенно различаться по спектру. Эти отличия заключаются в следующем:
- различный удельный вес испускаемых цветовых фракций в спектре;
- экстремум на зависимости интенсивности излучения от длины волны смещается при переходе от галогенной лампы к солнцу и затем к лампе накаливания в правую часть спектра, т.е. к границе с инфракрасным излучением;
- доля основного цвета в источниках также различна, например, доля красного цвета составляет 85% для лампы накаливания, 70% для солнечного света и 45% для галогенной лампы.
Следует отметить, что одним из наиболее удобных и полных способов описания спектра источника естественного или искусственного света является его цветовая температура, которая представляет собой условную величину, соответствующую температуре, до которой необходимо нагреть материал, чтобы он испускал свет заданного спектрального состава.
Для исследованных источников света, наиболее часто используемых для наблюдения изделий ювелирной техники, цветовая температура источников существенно различается и
составляет 1000К - для лампы накаливания, 5000К - для дневного света и 7000К - для галогенной лампы.
Анализ источников излучения с позиций влияния на цветовую палитру материалов показал, что характеристики спектров излучения являются определяющим цвет фактором для несамосветящихся материалов, к которым относятся металлы и сплавы, используемые в дизайне художественных изделий.
Четвертая глава посвящена анализу цвета металлических материалов.
Значительная часть ювелирных изделий изготавливается из драгоценных металлов (золота, серебра и сплавов на их основе), а также из имитационных сплавов, для большинства которых основой является медь. Поэтому настоящее исследование было проведено на металлах - золото, серебро и медь. Эти металлы отличаются различными коэффициентами отражения и имеют свои различные цветовые палитры.
В работе рассматривается влияние цветовой палитры источников на воспринимаемые цвета трех металлов: золота, серебра и меди.
Можно отметить следующие изменения:
- В зависимости от используемого источника существенно меняется яркость материалов. Если в свете галогенной лампы самым ярким металлом воспринимается серебро, то в солнечном свете таким металлом становится золото, а использование лампы накаливания повышает яркость меди
практически до уровня золота, серебро в этом случае имеет самую низкую яркость.
- Цвет каждого из металлов (а следовательно и его спектральный состав) в свете трех источников, обладающих различной цветовой палитрой, существенно различается. Это хорошо видно из рисунка 2, на котором приведены цветовые спектрограммы металлов в свете различных первичных источников.
Спектральные диаграммы отраженного света для чистых
металлов
- В разных источниках цвета меняется степень цветовой теплоты восприятия материала (отношение доли теплых цветовых фракций к доле холодных цветовых фракций в спектре отраженного материалом света). Анализ проведенного наложения цветовых характеристик источника на цветовую палитру металла показал, что при переходе от галогенной лампы к дневному свету и далее к лампе накаливания приводит к повышению степени цветовой теплоты восприятия исследованных металлов в 5-10 раз (рис. 3). Наиболее «холодным» для восприятия материалом во всем исследованном диапазоне цветовых температур является материал 3 - серебро и, по-видимому, его сплавы.
Зависимость степени цветовой теплоты материала от цветовой температуры источника света
лампа накаливания дневной свет галогеноам лампа
Рис. 3
1 - Медь; 2 - Золото; 3 - Серебро
Таким образом, в главе 4 продемонстрировано, что цвет драгоценных и недрагоценных металлов (золота, серебра, меди) воспринимается существенно различным при освещении источниками с разной цветовой палитрой. Этот вывод является весьма существенным с позиций выбора художественного изделия, учитывающего сферу и время его использования (повседневное или парадное, дневное или вечернее украшение).
В пятой главе рассмотрены особенности восприятия цвета металлических материалов человеком.
У живых существ, в том числе у человека, не существует двух одинаковых глаз. Специалисты в области медицины показали, что глаза могут отличаться по следующим признакам:
-площадь сетчатки глаза;
- количество колбочек и призмочек;
- расположение этих светочувствительных элементов внутри глаза;
- уровень их чувствительности.
Следовательно, изначально, отраженный от материалов свет, в том числе цветовая палитра металлов и сплавов будут восприниматься по-разному разными людьми.
Необходимо также подчеркнуть, что вопросы анализа восприятия осложняются тем, что многие люди носят очки, в том числе цветные, и даже «хамелеоны», линзы в которых меняют цвет в зависимости от интенсивности света. Более того, последние десятилетия широко используются глазные линзы. Также следует отметить, что многое люди работают с
оптическими приборами, имеющими различные цветовые спектры. Таким образом, задача этой главы в том, чтобы выяснить, как трансформируется и каким доходит до человеческого глаза спектр отраженного от металлического материала света.
В данной главе исследовано влияние цветных фильтров на восприятие цвета ювелирных изделий (колец), изготовленных из белого, светло-желтого, темно-желтого и розового золота.
Из подготовленной в работе базы данных по ювелирным изделиям были выбраны изделия, содержащие 4 золотых сплава 585 пробы (составы и качественное описание цветов приведено в таблице).
Таблица,
Составы и цвета золотых сплавов, исследованных с использованием цветофильтров.
Сплавы золота 585 пробы Химический состав, % Цвет
Аи Ад Си N1
«белое» золото 58,5 17,0 24,5 Белый
«желтое» золото 58,5 20,8 20,7 - Светло-желтый
«желтое» золото 58,5 16,6 24,9 - Темно-желтый
«красное» золото 58,5 9,0 32,5 - Розовый
Получив компьютерные изображения исследуемых поверхностей, провели наложение цветных фильтров с различным уровнем прозрачности. Для каждого из четырех типов использованных фильтров (красного, синего, зеленого и
серого), их прозрачность изменялась от 0 до 100% с шагом 5%. Типовые цвета фильтров подбирали на основе анализа коллекции солнцезащитных очков. Среднее значение цвета, как при наличии фильтра, так и без него определяли по трем замерам. В работе проведено 1008 замера цвета (цветопробы).
Наиболее интересные результаты получены при исследовании цветового дизайна с использованием красного фильтра, что вероятно связано с превалированием доли красного цвета в спектрограммах исследованных сплавов. Наложение красного фильтра разного уровня прозрачности дает принципиальные отличия в визуальном восприятии ювелирного изделия. Эффект заключается в том, что уже для 70% прозрачности различие между желтым и белым золотом практически исчезает. Иными словами бледно розовые очки не позволяют отличить белое и светло-желтое золото. Кольцо из белого золота со вставкой из светло-желого золота при такой прозрачности красного фильтра получает красную окраску в обеих частях.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по главе 5:
1. Наличие фильтров существенно меняет цвет ювелирных изделий из металлических материалов. Даже фильтры, обладающие 70-90% прозрачности, меняют цветовой оттенок изделия.
2. В условиях подавляющей непрозрачности (0-20% прозрачности) невозможно определить цвет материала, из
которого сделано изделие, то есть изделие принимает цвет фильтра.
3. Для каждого фильтра существует предел, после которого перестает различаться цвет золотого сплава.
4. Чем ближе по цветовой палитре фильтр к выявляемому истинному цвету металла, тем объективнее визуальная информация.
Далее изучены особенности восприятия различных металлических материалов, как «цветных» тонов (золотые и медные сплавы), так и характерных для металлов «серых» тонов (серебро) при условии наличия природных аномалий человеческого зрения. Число таких людей составляет 10% (по данным Шифмана X.).
Исходя из анализа медицинских аспектов цветовых аномалий человеческого зрения и с использованием компьютерного моделирования (на примере сплавов на основе золота) показано, что потеря при восприятии красной или зеленой частей спектра приводит к существенному расширению зоны оттенков, воспринимаемых как желтые. Т.е. практически все золотые сплавы (розовые, зеленые, желтые) воспринимаются как ярко желтые. Разница в восприятии цветовых оттенков сохраняется только из-за различия в яркости металлов. Эти результаты также необходимо учитывать дизайнерам при работе с ювелирными материалами.
В заключении приведены основные результаты исследований, даны рекомендации по управлению цветовой
палитрой металлов и сплавов, используемых в дизайне, путем воздействия на три группы факторов, сформулированы научная новизна и практическая значимость полученных результатов, а также представлены выводы по работе.
Выводы:
1. Выявлены и количественно оценены факторы, определяющие визуальное восприятие дизайна художественных изделий из золота, серебра и меди.
2. Показано, что использование источников освещения с различной цветовой температурой от 1000К до 7000К существенно изменяет восприятие художественного изделия, влияя на его цвет и «теплоту».
3. Построены цветовые спектрограммы исследованных металлов при разном освещении, позволяющие определять преобладающий цвет изделия.
4. Установлено влияние фильтров четырех цветовых тонов (красный, синий, зеленый и серый) с различным уровнем прозрачности (от 0 до 100%, шаг изменения 5%) на визуальное восприятие золотого сплава 585 пробы четырех модификаций, отличающихся химическим составом и цветовой палитрой.
5. Выявлены пороговые значения прозрачности фильтров, (прозрачность . 70-90%) позволяющие дифференцировать исследованные золотые сплавы разного цвета.
Установлены особенности восприятия металлических материалов цветных и серых тонов индивидуумами, имеющими природные аномалии зрения (10% населения).
Основные результаты диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Соколова М.Л., Петров А.А. Особенности цветового дизайна. / Дизайн и технология художественной обработки материалов, Межвузовский сборник научных трудов, М.: МГАПИ, 2003, в. 11, с. 29-32;
2. Жижикина Г.Ю., Петров А.А. Рынок ювелирных изделий. / Дизайн и технология художественной обработки материалов, Межвузовский сборник научных трудов, М.: МГАПИ, 2003, в. 11, с. 16-20;
3. Покидова Г П., Петров А.А. О композиции в дизайне художественных изделий из металла. / Дизайн и технология художественной обработки материалов, Межвузовский сборник научных трудов, М.: МГАПИ, 2004, в.12, с. 3-12;
4. Фурнике М.Ш., Петров А.А. Технология визуализации на примере программы трехмерного моделирования. / Дизайн и технология художественной обработки материалов, Межвузовский сборник научных трудов, М.: МГАПИ, 2004, в.12, с. 35-41;
5. Петров А.А. Современные аспекты дизайна. / Сборник научных трудов Юбилейной научной конференции в Московском Государственном Вечернем Металлургическом Институте, М.: МГВМИ, 2004, с. 42-46;
6. Матвеев В.А., Петров А.А. Современные компьютерные технологии разработки ювелирных изделий. / Материалы научно-практической конференции, посвященной 25-летнему юбилею технологического факультета Магнитогорского Государственного Университета, Магнитогорск: МаГУ, 2004, с.47-48.
Подписано в печать 18.02.05. Заказ № 32. Тираж 100 экз.
0 0 0 "Фирма Печатный двор" г. Москва Лопухинский пер.,6 Тел.: 269-80-41
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Петров, Антон Алексеевич
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Современные представления о дизайне
1.1.1. Место дизайна в историческом процессе и причины повышения роли дизайна в современном мире
1.1.2. Дизайн как средство оптимизации окружающей среды
1.1.3. Количественные характеристики в дизайне
1.2. Цвет в дизайне
1.2.1. Основные характеристики цвета
1.2.2. Системы описания цвета
1.2.3. Цветовосприятие человека
1.3. Требования, предъявляемые к металлам и сплавам, используемым в художественных изделиях
1.4. Выводы из обзора литературы.
Постановка задач исследования
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Металлы и сплавы, исследованные в работе
2.2. Методы исследования
3. ВЛИЯНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА ЦВЕТ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
3.1. Характеристики источников излучения
3.2. Цветовая температура источников света
3.3. Спектры различных источников света
4. АНАЛИЗ ЦВЕТА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 70 4.1. Цветовая характеристика металлических материалов
4.2. Спектрограммы металлов
5. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НИХ
5.1. Влияние цветных фильтров на восприятие цвета изделий
5.2. Особенности восприятия различных металлических материалов при наличии аномалий зрения
Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Петров, Антон Алексеевич
Дизайн предполагает оптимизацию окружающего человека мира по функциональным и эстетическим признакам. Все, что создается, конструируется, проектируется, ставит своей целью формирование комфортной среды обитания человека. Удобство для человека, в дизайне понимается очень широко. Это удобство форм, соответствующих размерам человеческого тела, удобство для органов чувств человека. Т.е. создание изделий, форма, цвет, фактура которых оказывает на человека благоприятное воздействие.
Особое место в этом перечне занимает цвет. Он является одной из важнейших характеристик, которую необходимо учитывать при дизайне изделий. Можно выделить несколько функций цвета. Цвет является носителем информации - позволяет идентифицировать предметы, систематизировать, определять их форму, размер. Цвет может быть источником сильного эстетического и эмоционального впечатления, цвета могут привлекать и отталкивать, возбуждать и успокаивать. Цвет может выполнять защитную функцию, обеспечивая спокойную атмосферу среды обитания и наоборот, сигнализируя об опасности.
В связи с этим, цвет является одной из важнейших характеристик, которую необходимо учитывать в дизайне изделий. Дизайнеры целенаправленно используют в своей деятельности цветовую палитру различных материалов, как природных, так и созданных людьми, для того, чтобы предметный мир, окружающий человека, стал более комфортным и эстетичным. Однако следует отметить, что не всегда люди воспринимают выбранное, предложенное дизайнером цветовое решение именно таким, каким его разрабатывает и анализирует дизайнер.
Это может быть связано с тремя группами факторов. Во-первых, восприятие цвета изделия существенно зависит от внешних условий наблюдения, в том числе от параметров используемого первичного светового потока. Во-вторых, все материалы - металлы и сплавы, стекло и камни, дерево и полимеры обладают своей собственной цветовой палитрой, которая зависит от их состава, обработки и т.д. То есть, восприятие результата труда дизайнера связано с характеристиками освещаемых материалов. И, в-третьих, восприятие цвета - это субъективный процесс, так как каждый человек воспринимает цвет сугубо индивидуально.
Вместе с тем, развитие техники в области производства осветительных приборов приводит к появлению источников света с существенно-различными спектрами испускания. Появляются новые материалы и технологии их обработки. Увеличивается число людей практически постоянно использующих очки и линзы, в том числе меняющие цветовосприятие, кроме того, следует учитывать, что почти у 10% людей существуют аномалии цветового зрения [69, 112].
Современный мир создается из различных материалов, в том числе из металлов и сплавов, более того, они являются одним из ведущих классов современных материалов. Металлические материалы отличаются высокими механическими характеристиками, долговечностью, технологичностью и наличием специальных свойств, обеспечивающих их широкое применение во всех областях дизайна от монументальных конструкций до ювелирных изделий. Причем следует отметить, что в целом ряде случаев (интерьер, декоративно-прикладное искусство) металлические материалы применяют без изменяющих их настоящий цвет покрытий. Учитывая, что интерес дизайнеров к металлическим материалам, в том числе к возможностям их цветовой палитры постоянно растет (например, создано более 50 оттенков сплавов золота), и они широко используются в ювелирных, декоративно-прикладных и художественных изделиях, именно металлы и сплавы стали объектом исследования в работе.
Поэтому вопросы анализа и учета влияния различных групп факторов на цвет изделий являются актуальной задачей современного дизайна.
Таким образом, цель работы: установить влияние внешних и внутренних факторов, изменяющих цветовосприятие человека, на особенности цветовой палитры металлических материалов, используемых в дизайне художественных изделий.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Цветовой дизайн металлических художественных изделий"
Выводы:
1. Выявлены и количественно оценены факторы, определяющие визуальное восприятие дизайна художественных изделий из золота, серебра и меди.
2. Показано, что использование источников освещения с различной цветовой температурой от 1000К до 7000К существенно изменяет восприятие художественного изделия, влияя на его цвет и «теплоту».
3. Построены цветовые спектрограммы исследованных металлов при разном освещении, позволяющие определять преобладающий цвет изделия.
4. Установлено влияние фильтров четырех цветовых тонов (красный, синий, зеленый и серый) с различным уровнем прозрачности (от 0 до 100%, шаг изменения 5%) на визуальное восприятие золотого сплава 585 пробы четырех модификаций, отличающихся химическим составом и цветовой палитрой.
5. Выявлены пороговые значения прозрачности фильтров, позволяющие дифференцировать исследованные золотые сплавы разного цвета.
6. Установлены особенности восприятия металлических материалов цветных и серых тонов индивидуумами, имеющими природные аномалии зрения (10% населения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении приведены основные результаты исследований, даны рекомендации по управлению цветовой палитрой металлов и сплавов, используемых в дизайне, путем воздействия, как на внешние, так и на внутренние факторы, сформулированы научная новизна и практическая значимость полученных результатов, а также представлены выводы по работе.
Научная новизна:
1. Установлены закономерности визуального восприятия цветовой палитры золота, серебра, меди и сплавов на основе золота в зависимости от условий освещения и зрительного аппарата;
2. Показано, что при снижении цветовой температуры источников света от 7000К до 1000К изменяется удельный вес цветовых фракций в спектре излучения (на величину до 15-20% для красного цвета);
3. Установлено, что снижение цветовой температуры источников способствует повышению коэффициента теплового восприятия материала в 5-10 раз;
4. Выявлено, что золото и медь являются наиболее «теплыми» для визуального восприятия металлами (из числа исследованных);
5. Установлен характер спектрограмм для трех металлов, освещенных источником с цветовой температурой 1000К, 5000К и 7000К;
6. Выявлено влияние четырех групп цветовых фильтров, отличающихся цветом и прозрачностью, на цвет художественных металлических изделий;
7. Показано, что фильтры, обладающие 70% прозрачности и менее, не позволяют дифференцировать цвет металла.
Практическая значимость:
1. Определены материалы и способы их освещения, при которых достигается высокий коэффициент визуального теплового восприятия художественных изделий;
2. Определены пороговые значения параметров фильтров (цвет и прозрачность), позволяющие человеческому глазу воспринимать особенности цветовой палитры художественных металлических изделий;
3. Сформулированы практические рекомендации по выбору ювелирных и художественных изделий из золота, серебра и меди, учитывающие сферу (праздничные и повседневные) и время (вечер, день) их использования.
Список научной литературыПетров, Антон Алексеевич, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Алмазы. Ювелирные камни. Жемчуг. М.: ВИНИТИ.,1993, 48 с.
2. Аствацатурян М. Чернее черного. // Поиск, 2003, №6, с. 15.
3. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. М.: Энергоиздат, 1985, 96 с.
4. Беккер М. Мир металла. М.: 1980, 150 с.
5. Белов А.А., Гвоздев Е.М. История дизайна. СПб.:, 1993, 46 с.
6. Большая медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. М.: Советская энциклопедия, 1979, т.11, 544 с.
7. Боравский В.А. Полезные страницы мастеру, радиолюбителю, ювелиру, металлообработчику. М.: СОЛОН -Р, 2001, 207 с.
8. Борисенко В.А., Кращенко В.П., Ламашевская А.Н. и др. Зависимость прочности, твердости и пластичности сплавов золота от температуры. // В сб. трудов ВНИПКИювелирпром, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1977, №13, с.23-28.
9. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: Машиностроение, 1982, 382 с.
10. Булгакова М.А. Русские литые кресты и иконы (вопросы стилистики и технологии). Дисс. М.: МВХУ им. Строганова,1998, 156 с.
11. Венецкий С.И. Загадки и тайны мира металлов. М.: МИСИС,1999, 376 с.
12. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1970, 287 с.
13. Виноградова И.П. Основы дизайна. Карачаевск: КЧГПУ, 1999, 93 с.
14. Вокруг света, 2004, №8, с.85.
15. Воронов Н.В. Российский дизайн. М.: Союз дизайнеров России, 2001, т. 1, 420 с.
16. Воронов Н.В. Российский дизайн. М.: Союз дизайнеров России, 2001, т.2, 383 с.
17. Воронов Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М.: Дизайн, 2002, 24 с.
18. Гарбер М.И. Декоративное шлифование и полирование. М.: Машиностроение, 1964, 192 с.
19. Гарбер М.И. Прогрессивные методы подготовки поверхности. М.: Машиностроение, 1990, 60 с.
20. Гнедич П.П. История искусств. М.: ЭКСМО, 2002, 844 с.
21. Головин В.А., Ульянова Э.Х. Свойства благородных металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1964, 188 с.
22. Гранадчикова Б.Г., Солодова Ю.П. К вопросу о диагностике и оценке ювелирных камней. // В сб. Проблемы технологии производства и повышения качества ювелирных изделий, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1978, № 17, с.82-88.
23. Гутов Л.А., Никитин М.К. Справочник по художественной обработке металлов. СПб.: Политехника, 1995, 436 с.
24. Далгатов И.Д. Взаимосвязи выразительности и технологии в народном искусстве (На материалах ювелирного искусства Дагестана). Диссертация на соискание степени к. и. н. М.: МВХУим. Строганова, 1991, 123 с. (с приложениями ч.1,2)
25. Дембич А.А. Михайлов С.М. Композиционное моделирование. Казань: КИСИ, 1993,50 с.
26. Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование (современные методы проектного анализа), М.: Мир, 1976, 374 с.
27. Диаграммы состояния сплавов двойных и тройных систем. Бошин С.Н., Велихов А.Б., Белкин П.Н. и др. Кострома: КГТУ, 1998, 32 с.
28. Диаграммы состояния тройных металлических систем. Справочник. 1910-1969. М.: Наука, 1972, 190 с.
29. Дронова Н.Д. Методика оценки ювелирных изделий. М.: Международная академия информации, 1995, 28 с.
30. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия. М.: Ювелир, 1996, 352 с.
31. Дюдя Р., Рэйл Л. Мир драгоценных камней. М.: Мир камня, 1998, 192 с.
32. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика. Автореферат. М.: ВНИИТЭ, 2002, 57 с.
33. Задулаев А.Ш. Анодное растворение сплавов золота с серебром и медью в хлористых растворах. Автореферат. Екатеринбург: ИГД СО РАН, 1992, 17с.
34. Зайцев В.Н., Засухина Л.З., Заштовт В.Н. Подготовка поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 под эмаль. // В сб. Вопросы декоративной обработки драгоценных металлов и сплавов при производстве ювелирных изделий, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1976, №11, с. 103-105.
35. Захаров A.M. Диаграммы состояния двойных и тройных систем. М.: Металлургия, 1990, 240 с.
36. Заштовт В.Н., Засухина Л.З., Никитина И.В. Особенности подготовки сплавов золота под эмаль. // В сб. Новыедекоративные покрытия, материалы и технологии ювелирного производства. Л.: ВНИПКИювелирпром, 1977, №15, с.111-117.
37. Заштовт В.Н., Орлова Л.Н., Зайцев В.Н. и др. Определение цвета эмалевых покрытий на сплаве марки ЗлСрМ 583-80. // В сб. Проблемы технологии производства и повышения качества ювелирных изделий, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1978, №17, с.47-51.
38. Зимин Ю.А. Краткая история кузнечного дела в России. // Кузнёчно-штамповочное производство, 1997, №4, с. 34-37.
39. Зимин Ю.А. Современная художественная ковка. М.: Металлургия, 1994, 479 с.
40. Иванова Л.А., Прокопович И.В. Отделка художественных отливок. //Литейное производство, 1996, №7, с.14-15.
41. Исторический лексикон XIV-XVI веков. М.: Знание, 2001, кн.1, с.799.
42. Карпенко В.М., Иванов В.Н. Художественное литье. Минск: Вышэйшая школа, 1999, 206 с.
43. Кизель В.А. Отражения света. М.: Наука, 1973, 351 с.
44. Кларк П., Фриман Д., Дизайн, М.: Астрель ACT, 2003, 144 е.;
45. Ковалева Л.А., Крайнов С.Н., Куманин В.И. Материалы ювелирной техники. М.: МГАПИ, 2000,128 с.
46. Коженцев Ю.Т. Основы теории композиции. Новочеркасск: НГТУ, 1998,178 с.
47. Кондрашов А. Справочник необходимых знаний. М.: Рипол классик, 2000, 768 с.
48. Константинов М.М., Стефанович В.В., Зеленов В.И. Минеральное сырье. Серебро. Справочник М.: ЗАО Геоинформмарк, 1998, 54 с.
49. Кошкин Н.И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике. М.: Наука, 1982, 208 с.
50. Красильников В.А. Звуковые и ультразвуковые волны в воздухе, воде и твердых телах. М.: Госиздфизматлит, 1960, 560 с.
51. Крашенинников А.И. Дизайн и проблемы металловедения. // В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2000, в.З, с.16-18.
52. Куманин В.И., Соколова М.Л. Развитие направления «Технология изготовления ювелирных изделий» на кафедре «Материаловедение». // В сб. Технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2000, в.4, с.38-39.
53. Курасов С.В. Отечественный транспортный дизайн 20-30 годов. (Социокультурные и художественнообразные особенности формообразования). Дисс. М.: МВХУ им. Строганова, 2001, 196 с.
54. Лапшин А.В. Опыт бронзового литья в русских традициях, Рыбинск: Рыбинский дом печати, 2001, 79 с.
55. Ледзинский B.C., Теличко А.А., Мир художественного металла Москвы XVII -XX веков, М.: Жираф, 2001, 279 с.
56. Лисицын П.Г. Диссертация на соискание степени к.т.н. Решение проблем дизайна цвета и качества поверхности литой бронзы. С.-Пб.: СЗГТУ, 2004, 154 с.
57. Лифшиц В.А., Старченко И.П., Влияние освещенности на цвет ювелирных изделий. // В сб. Новые сплавы золота и вспомогательные материалы для ювелирного производства. Л.: ВНИПКИювелирпром, 1980, в. 21, с.14-19.
58. Луизов А.В. Глаз и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1983, 140 с.
59. Луизов А.В. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1989, 256 с.
60. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. Художественное литье. СПб.: Политехника, 1996, 323 с.
61. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю., Колбасников Н.Г. Художественная деформация металла. СПб.: СПбГТУ, 2000, 256 с.
62. Малышев В.М., Румянцев Д.В. Серебро. М.: Металлургия, 1987,320 с.
63. Марченков В.И. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1992, 256 с.
64. Материаловедение. Под ред. Арзамасова Б.Н. М.: Машиностроение, 1986, 383 с.
65. Машиностроение. Энциклопедия. М.: Машиностроение, 2000,
66. Медведев Ю.Ю. Принципы и критерии эстетической оценки изделий произведений дизайна. СПб.: СПГУТД, 52 с.
67. Михайлов Б.М. Применение компьютерной графики при создании художественных изделий. // В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2000, в. 3, с. 4-8.
68. Михайлов Б.М. Становление специальности будущего. // В сб. Техническая эстетика, дизайн и технология художественно обработки материалов, Ижевск: ИжГТУ, 2000, в. 2, с. 1-6.
69. Михайлов С.М. История дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2000, 264 с.
70. Мори нова Л. В. Расчет оптических характеристик двойных и тройных неупорядочных сплавов золота. Автореферат, Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 1998, 21 с.
71. Навроцкий А.Г. Художественная ковка. М.: Высшая школа, 1995, 376 с.
72. Назаров Ю.В. Пластический язык и тектонические особенности. Автореферат. М.: ВНИИТЭ, 1997, 23 с.
73. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994, 334 с.
74. Новиков В.П. Изготовление ювелирных изделий СПб.: Континент, 1993, 197 с.
75. Новиков В.П. Книга начинающего ювелира. СПб., Политехника, 2001, 415 с.
76. Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. Л.: Политехника, 1991, 205 с.
77. Папанек В. Дизайн для реального мира, М.:Д. Аронов, 2004, 416 с.
78. Петриченко А.М. Книга о литье. Киев: Техыка, 1972, 282 с.
79. Платина. // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2002, №2 (98).
80. Постникова Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Я. Золотое и серебряное дело XV-XX века. М.: Издательство ТРИО, 1995, 374 с.
81. Простаков С.В. Ювелирное дело. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999,350 с.
82. Процессы производства и свойства благородных металлов, алмазов и изделий из них. // В сб. Главалмаззолото. М.: Главалмаззолото СССР, 1990, 228 с.
83. Разуваева Б.Д., Горелик М.Б., Попова Л.К. и др. Цветные сплавы палладия в ювелирном производстве. // В сб. Новые сплавы золота и вспомогательные материалы для ювелирного производства. Л.: ВНИПКИювелирпром, 1980, в. 21, с.5-13.
84. Сидоренко В.Ф., Грашин А.А. Основы дизайна. М. ООО Полиграфика, 1999, 95 с.
85. Смит Г. Драгоценные камни. М.: ACT Астрель, 2002, 512 с.
86. Сникенкес Дж. Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней, М.: Мир, 1998, 424 с.
87. Соколов А.В. Оптические свойства металлов. М.: 1961, 464 с.
88. Соколова М.Л. Дизайн как информационная система современных технологий. / Технология металлов, 2003, №6, с. 43-45.
89. Соколова М.Л. Металлы в дизайне. М.: МИСИС, 2003,167 с.
90. Соколова М.Л., Трефилова Н.В. Особенности эстетического восприятия материалов./ В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2002, в. 6, с. 32-34.
91. Сокровища алмазного фонда СССР М.: Изобразительное искусство, 1975, 55 с.
92. Солнцев Ю.П. Пряхин Е.И. Войткун Ф. Материаловедение. М.: МИСИС, 1999, 600 с.
93. Стандартизация цвета за рубежом. М.: ВНИИТЭ, 1976, т.1, 150 с.
94. Старченко И.П., Андрюшенко И.А., Гутов Л.А. и др. Новые ювелирные сплавы золота 750 пробы. // В сб. ВНИПКИювелирпром, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1977, №13, с. 5-14.
95. Сучков Д.И. Медь и ее сплавы. М.: Металлургия, 1967, 215 с.
96. Тайц A.M., Тайц А.А. Самоучитель Corel Drow 9. СПб.:2000, 475 с.
97. Тетради Европейских тенденций развития дизайна золотых украшений в 1990-1991 годах. Иллюстрированный обзор. Всемирный совет по золоту. Л.: ВНИИЮвелирПром, 1990, 48 с.
98. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. М.: Машиностроение, 1984, 192 с.
99. Урвачев В.П., Кочетков В.В.,Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди. Челябинск: Металлургия, 1991, 166 с.
100. Ухин С.В. Ремонт и изготовление ювелирных украшений. М.: ООО Издательство ACT, 2002, 94 с.
101. Федоров Г.Я. Металл. М.: Эксмо-пресс, 2002,172 с.
102. Физические величины. Справочник. М.: Энергоиздат, 1991, 1232 с.
103. Физическое металловедение. Под ред. Кана Р. М.: Мир, 1967, т.1, 334 с.
104. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки материалов. М.: Издательство В.Шевчук, 2001, 288 с.
105. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки материалов. М.: Издательство В.Шевчук, 2001, 288 с.
106. Френч X., История архитектуры, М.: Астрель ACT, 2003,144 с.
107. Цвет. Материалы. Дизайн. Материалы конференций, совещаний. М.: ВНИИтехэст, 1989, 98 с.
108. Черных М.М. Проблемы дизайн-образования студентов специальности технология художественной обработки материалов. // В сб. Техническая эстетика, дизайн и технология художественной обработки материалов, Ижевск: ИжГТУ, 2000, в. 2, с.7-13.
109. Шифман X. Ощущение и восприятие. М.: Питер, 2003, 925 с.
110. Эмсли Дж. Элементы. М.:Мир, 1993, 256 с.
111. Ювелирные изделия в Эрмитаже. Л.: Аврора, 1972,96 с.115. www.mrdesiqn.krasline.ru116. www.ochRinei.ru117. www.WebOptlc.ru1. Дневное освещение1. Искусственное освещение1. Лунное освещение
112. Дневное освещение (матовая поверхность)
113. Искусственное освещение (матовая поверхность)
114. Лунное освещение (матовая поверхность)Ф1. Дневное освещение
115. Дневное освещение (матовая поверхность)л „(Л Искусственное освещение
116. Искусственное освещение (мУатовая Поверхность)1. Лунное освещение
117. Лунное освещение ^матовая поверхность)1. Искусственное освещение
118. Искусственное освещение (матовая поверхность)1. Лунное освещение
119. Лунное освещение (матовая поверхность)1. Светло-желтое Золото1. Дневное освещение
120. Дневное освещение (матовая поверхность)
121. Искусственное освещение ^ГГв^ГГГгт^»1. Лунное освещение
122. Лунное освещение (матовая поверхность)1. Бледно-зеленое Золото1. Дневное освещение
123. Дневное освещение (матовая поверхность)
124. Искусственное освещение Искусственное освещение 1 (матовая поверхность)1. Лунное освещение
125. Лунное освещение (матовая поверхность)1. Дневное освещение
126. Дневное освещение (матовая поверхность)
127. Искусственное освещение ^ZlTo^ZT1. Лунное освещение
128. Лунное освещение (матовая поверхность)1. Дневное освещение
129. Дневное освещение (матовая поверхность)
130. Искусственное освещение скусственное освещение , ' ^у (матовая поверхность)1. Лунное освещение
131. Лунное освещение (матовая поверхность)1. Рис. 7 П.1. Дневное освещение
132. Дневное освещение (матовая поверхность)
133. Искусственное освещение Искусственное освещение 7 (матовая поверхность)1. Лунное освещение
134. Лунное освещение (матовая поверхность)1. Рис. 8 П.1. Желтоватое Золото1. Дневное освещение
135. Дневное освещение (матовая поверхность)1. Искусственное освещение
136. Искусственное освещение (мУдтовая Поверхно^ть)1. Лунное освещение
137. Лунное освещение (матовая поверхность)1. Дневное освещение1. Искусственное освещение1. Лунное освещениеV
138. Искусственное освещение (матовая поверхность)
139. Лунное освещение (матовая поверхность)