автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Гой, Мария Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры"

На прашп^р^описи

Гой Мария Валентиновна

ДИЗАЙН ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЗОЛОТЫХ СПЛАВОВ 585 ПРОБЫ РАЗЛИЧНОЙ ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРЫ

Специальность 17.00.06-Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

00346 ('ЬИЬ

Москва - 2009

003467686

Работа выполнена на кафедре «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Куманин Владимир Игоревич

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Ершов Михаил Юрьевич

кандидат технических наук Горельцев Александр Александрович

Ведущая организация: Ижевский государственный технический

университет

Защита состоится 23 апреля 2009 г. в 10 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.119.04 в Московском государственном университете приборостроения и информатики по адресу: 107996, Москва, ул. Стромынка, д.20, в зале заседаний Ученого Совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ.

Автореферат разослан 20 марта 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета

Соколова М.Л.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Золото является драгоценным металлом, обладающим уникальным комплексом свойств. Оно имеет высокую отражательную способность, что обеспечивает его блеск, обладает высокой химической стойкостью в различных средах (в атмосфере, в пресной и морской воде, в подавляющем большинстве агрессивных сред). Все это обеспечивает ведущие позиции золота в ювелирной технике.

Несмотря на относительно небольшие запасы золота в земной коре (литосфере) - 5*10"7% (железа, например, -5%), спрос на золотые сплавы и изделия из них весьма велик. При этом золото является одним из немногих материалов, цена которого даже в условиях общего экономического кризиса имеет тенденцию к возрастанию, в настоящее время рыночная стоимость 1 троянской унции (31г) золота превысила 900 долларов США.

В состав золотых сплавов входят серебро, медь, платина, палладий, никель, цинк и др.. Разные элементы придают золотым сплавам различные механические, технологически и эстетические свойства.

Из сказанного следует, что перед современными ювелирами стоит задача создания новых художественных изделий из золотых сплавов, которые пользовались бы спросом на широком рынке ювелирной продукции. При этом стоимость продукции была бы достаточно доступна. В решении этих двух задач и лежит актуальность проблем современного ювелирного производства.

Одним из наиболее подходящих для решения этих задач являются золотые сплавы 585 пробы. При умеренной цене они обладают широкой цветовой палитрой, обеспечивающей свободу поиска дизайнера.

Цель работы: разработка дизайна ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы с широкой цветовой палитрой, обладающих эстетической привлекательностью и умеренной стоимостью.

Согласно поставленной цели работы, были сформулированы задачи исследования:

Осуществить исторический анализ использования золота и его сплавов с различной цветовой гаммой для создания ювелирных изделий в разные исторические эпохи.

Провести статистический анализ современного потребления изделий из золотых сплавов 585 пробы разного цвета.

Установить связь между цветовой палитрой, свойствами и составом золотых сплавов 585 пробы в трехкомпонентной системе Аи-А§-Си.

Провести экономическую оценку выбранных золотых сплавов, необходимых для реализации различных дизайнерских решений.

Разработать дизайн и создать ювелирную композицию из золотых сплавов 585 пробы различных цветовых оттенков.

Разработать технологическую рекомендацию по изготовлению ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры.

Научная новизна

1. На основании статистического анализа выявлена степень потребительской востребованности ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различного дизайна, изготовленных в разных цветовых палитрах.

2. Предложен критерий к, который устанавливает связь между составом, свойствами и цветом золотых сплавов 585 пробы в тройной системе Аи-А£-Си.

3. Установлена зависимость основных цветовых параметров Я, в, В от критерия к; показано, что определяющими цвет параметрами золотых сплавов 585 пробы являются К и С.

4. Определены цветовые параметры Я,ОиВ для 14 золотых сплавов 585 пробы и охватывающие весь цветовой диапазон этих материалов.

5. Установлено влияние естественного и искусственного освещения на цветовые параметры Я, в, и В исследованных золотых сплавов; при

искусственном освещении для определения состава сплава, его критерия к, цвета и свойства достаточно располагать информацией о величине параметра R.

6. На основе полученных данных разработана и создана коллекция композиционных изделий из сплавов золота 585 пробы.

Практическая значимость

1. Для разработки дизайна ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы предложена широкая группа материалов существенно отличающихся своим цветом от красного до зеленого.

2. Предложена компьютерная методика выбора золотого сплава 585 пробы определенного цвета по цветовым параметрам R, G, В.

3. Экспериментально выявлена связь между составом сплава, критерием к и цветом изделия при дневном и электрическом освещении, что важно при использовании ювелирных изделий.

4. Определен ценовой интервал стоимости золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры, которые могут быть использованы в дизайне ювелирных изделий.

5. Разработаны технологические рекомендации по изготовлению ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой гаммы.

6. Разработан дизайн художественной композиции «Птица», из 7 золотых сплавов различных цветовых оттенков.

Апробация работы

По результатам диссертации сделаны доклады на:

- XIV Международной НПК студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии», г. Томск, ТПУ, 2008 г.

- научно-технической конференции «Информатика и технологии» МГУПИ факультета ТИ, 2008 г.;

- научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» МГУПИ.

Публикации

По результатам выполненной диссертации опубликовано 6 печатных работ, в том числе 2 в рецензируемом научном журнале по перечню ВАК РФ 2008 г.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, 8 глав, заключения и библиографии из 63 наименований. Объем работы составляет 102 страницы машинного текста, включая Ъ% иллюстрации, 11 таблиц, 44 страниц приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранного направления исследования, формулируется цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава посвящена историческому анализу применения золота и золотых сплавов в ювелирном искусстве разных эпох и культур, как части развития эстетической значимости художественных изделий. Рассмотрены основные золотые сплавы, применяемые в ювелирной промышленности для изготовления художественных изделий.

Совершенно очевидно, что развитие дизайна художественных изделий было связано с появлением материалов. Лишь после появления самородного золота (первое золото) появилась возможность его использования для художественных изделий или их элементов. Скорее всего, золото было первым элементом, которое люди стали использовать в ювелирном искусстве.

Самородное золото представляло собой почти чистый металл(более 95% Аи), лишь после освоения литейной технологии стали появляться сплавы золота 375,585, 750 пробы, в которых содержание золота было пониженным.

Египетские мастера первыми овладели искусством изготовления золотых сплавов и получения различных цветовых палитр этих сплавов. Это расширило возможность получения различного дизайна ювелирных украшений.

Этруски использовали золото и его сплавы как полноценный материал, и имели один из самых разнообразных ассортиментов ювелирных изделий (кольца, браслеты, фибулы, подвески, булавки и др.).

Древним кочевникам были известны золотые сплавы: розовое, желтое, зеленое и оранжевое, которые очень искусно обрабатывались и приобретали

определенный эффект. Несмотря на кочевой образ жизни, кочевники были первоклассные златокузнецы.

В Средние века, в эпоху Возрождения и другие времена золотые сплавы различной цветовой палитры стали использовать в качестве ярких вставок. Необходимо отметить, что золото и золотые сплавы занимали первостепенное место в развитии эстетической значимости художественных изделий. Независимо от культуры и эпохи, золото и золотые сплавы были основным материалом для производства ювелирных изделий. Древние мастера искусно совмещали различные техники обработки золотых сплавов.

Во второй главе был проведен статистический анализ использования золотых сплавов различной цветовой палитры, используемых для изготовления ювелирных изделий.

Была проанализирована номенклатура 1086 золотых изделий, выпускаемых 32 ведущими ювелирными предприятиями. На рис. 1 показан цветовой диапазон ювелирных изделий из золотых сплавов различных проб.

958

750

585 500 375

ювелирные изделия различных проб

Рис. 1 - Количество ювелирных изделий определенного цвета для золотых сплавов различных проб, в %. Цветовой диапазон золотых сплавов тройной системы различных проб разделяется на 4 основных группы (табл. 1).

№ группы Цвет группы Система Исследуемые

I Зеленый Аи-^-Си +

II Желтый Аи-А§-Си +

III Красный Au-Ag-Cu +

IV Белый Аи-Ац-Рс) -

Было показано, что большинство изделий (538 шт.) было изготовлено из

золотых сплавов 585 пробы. Это подтверждает, что именно эти сплавы наиболее распространены в ювелирном производстве.

Кроме того, известно, что сплавы 585 пробы могут иметь различный цвет. 54% этих сплавов относятся к системе Au-Ag-Cu, которые были исследованы в данной работе (табл. 2). Сплавы других проб и систем (в т.ч. белое золото системы Аи-А£-Рс1) не исследовались.

Было показано, что наиболее распространенными в системе А1к4^-Си (57%) являются сплавы желтого (19%), розового (17%), красного (11%), зеленого (10%) цветов, менее распространенными (18%) сплавы с оттенком лимонного (7%), красноватого (6%), светло-желтого (5%) цвета (рис. 2).

о 30%

т

со

§ 25% -|-

>5

¡£ 20% - __

о -

8 15% -

ш

т

3 5% - -

с:

§ о% -I--------1

белое желтое розовое красное зеленое лимонное красно- светло-

25% 19% 17% 11% 10% 7% ватое желтое

6% 5% цветовой диапазон золтых сплавов 585 пробы

Рис. 2 - Процентное использование золотых сплавов 585 пробы

различных цветовых оттенков при производстве ювелирных изделий, в %.

Таблица 2 - Состав и цвет исследованных сплавов.

№ Содержание компонентов Цвет сплава

сплава в сплавах золота 585 пробы, %

Аи Аё Си

1 58,5 40,0 1,5 Зеленый

2 58,5 35,6 5,9 Светло-зеленый

3 58,5 31,0 10,5 Светло- зеленый

4 58,5 27,7 13,8 Желто-зеленый

5 58,5 24,9 16,6 Светло-желтый

6 58,5 20,8 20,7 Желтый

7 58,5 18,8 22,7 Желтый

8 58,5 16,6 24,9 Темно-желтый

9 58,5 13,8 27,7 Оранжево-желтый

10 58,5 10,4 31,1 Оранжево-желтый

11 58,5 9,0 32,5 Оранжевый

12 58,5 8,0 33,5 Оранжево-красный

13 58,5 6,0 35,5 Светло-красный

14 58,5 2,0 39.5 Красный

В третьей главе описаны материалы исследования и технология их обработки. Были выбраны золотые сплавы 585 пробы и технология их изготовления.

Материалы. В качестве материалов были выбраны 14 золотых сплавов системы Аи-А§-Си. Содержание 58,5% Аи, а также от 2,0% до 40% А§ и от 1,5 до 39,5% Си. Выбранные золотые сплавы 585 пробы отражают цветовой диапазон золотых сплавов тройной системы Au-Ag-Cu.

Технология. Каждый из выбранных 14 сплавов проходил технологию обработки по следующей схеме:

Плавка золотых сплавов осуществлялась при температуре 900-1020°С, в зависимости от состана, в шамотных тиглях. Литье сплавов осуществлялось в стальные изложницы с последующим охлаждением на воздухе.

Пластическая деформация золотых сплавов осуществлялась методом холодной прокатки в ручных вальцах с диаметром 50-100мм.

В процессе прокатки для снятия внутреннего напряжения и осуществления процесса рекристаллизации проводился отжиг при температурах 550-600°С. Количество отжигов зависело от твердости деформируемого сплава и проводилось от 1 до 3 раз.

После чистовой прокатки были получены золотые пластинки указанных цветов размером 10х2*5мм.

В дальнейшем эти пластинки были использованы для создания ювелирных композиций из золотых сплавов 585 пробы системы Аи-А£-Си. Полученные заготовки подвергались шлифовке и полировке на бормашине ГОЯЕООМ, 18 т. об/мин для точного снятия данных цвета сплава.

В четвертой главе была установлена зависимость между изменением цветовой палитры и составом золотых сплавов 585 пробы в тройной системе Аи-А§-Си и их свойствами.

Содержание Аи в выбранных сплавах не изменяется и составляет 58,5%. В широких пределах изменяется лишь концентрация А§ и Си. Как показал эксперимент, цвет каждого выбранного золотого сплава 585 пробы в системе Аи-А§-Си, зависит от соотношения концентрации Ag и Си.

Впервые в работе был введен критерии, как основополагающий параметр, определяющий цвет сплава. Критерий к определяется соотношением (1):

С си . О)

где CAg— весовая концентрация в сплаве серебра, %; ССи — весовая концентрация в сплаве меди, %.

При значениях критерия к от 26,7 до 2,01 в цвете золотых сплавов наблюдается зеленая компонента, при 1,5 - 0,5 преобладающим оттенком является желтый, при к 0,33 - 0,24 появляется оранжевый оттенок, при минимальном значении к 0,17 - 0,05 сплавы носят красный цвет.

Пятая глава работы посвящена исследованию золотых сплавов 585 пробы разных цветовых оттенков. Был проведен компьютерный анализ цветовых координат R, G, В (в системе RGB) для каждого из исследованных сплавов, который определялся как среднее статистическое значение, полученное на компьютере с помощью программы Adobe Photoshop 8.0 (рис. 3, 4). Для определения точных цветовых координат каждого из 14 образцов золотых сплавов было взято по 15 цветопроб. Исследования проводились в условиях дневного и искусственного освещения, что особенно важно для ювелирных изделий.

Система RGB состоит из трех основных цветов. Эта система позволяет установить, что каждый цвет является смешением красного (R), зеленого (G) и синего (В) цветов. Используя систему RGB, с помощью компьютерной программы Adobe Photoshop 8.0 для каждого сплава былв определены основные цветовые параметры R, G и В (метод, предложенный ранее).

Основными определяющими цвет параметрами золотых сплавов 585 пробы при естественном свете являются R и G, а при искусственном - параметр R, которые позволяют определить критерий к и свойства золотых сплавов 585 пробы в тройной системе Au-Ag-Cu.

Цвет сплавов различен при дневном и искусственном освещении: при уменьшении критерия к от 26,7 до 0,05 величина R возрастает на 10% при дневном освещении, на 15% при свете лампы накаливания.

аав. %42

0 1 2 3 4 5 6 & 27

Рис. 3 - Зависимость изменения Я, О, В от критерия к. Источник света-дневное освещение.

Я,С,В, о 55 50 45 40 35 30 25 20 15 10

Рис. 4 - Зависимость изменения Я, в, В от критерия к. Источник света - лампа накаливания. 12

На готовых пластинках определялась микротвердость каждого сплава (3 замера на образец) на приборе ПМТ-3 (рис. 5).

С увеличением критерия к от 0,05 до 26,7 микротвердость (Нд) золотых сплавов тройной системы Аи-А£-Сц уменьшается с 232 до 123 кг/мм2.

Рис. 5 - Зависимость изменения микротвердости от критерия к.

Таким образом, с помощью критерия к, т.е. по соотношению Ag и Си в золотом сплаве 585 пробы можно определить:

1) цвет сплава;

2) величину основных составляющих (R, G, В) этого цвета;

3) микротвердость этого сплава.

В шестой главе проведена экономическая оценка дизайна ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы разного цвета.

Оценка дизайна ювелирного изделия определялась по стоимости материалов, идущих на изготовление кольца простого дизайна весом Зг, рассчитывалась по следующей формуле (2):

f= 3(CAu х Pau + САg х Pas + CCu * Pc»), (2)

где f- общая стоимость материалов идущих на изготовление Зг кольца разного цвета из сплава 585 пробы,

CAu - концентрация золота в 1г сплава (в промилле 0,585), CAg - концентрация серебра в 1г сплава (в промилле), Сси - концентрация меди в 1г сплава ( в промилле), Pau, Pas, Peu - стоимости 1г золота, серебра и меди,

На рис.6 показана зависимость стоимости материалов для изделия весом Зг из золотого сплава 585 пробы от величины критерия к.

Рис. 6 - Зависимость стоимости Зг материала золотого сплава 585 пробы от критерия к (по состоянию рынков драгоценных и цветных металлов на 30.01.09).

Стоимость Зг материала золотого сплава 585 пробы при изменении к до 26,7 (40%А§) отличается не более чем на 1%, основная составляющая стоимости приходится на золото (>99,0%).

Изменение стоимости золотых сплавов 585 пробы внутри системы Аи-Ag-Cu оказывается незначительной и составляет не более 1%, это позволяет дизайнеру создавать различные цветовые композиции из этих сплавов, не опасаясь суммарного подорожания материалов.

Седьмая глава посвящена созданию дизайна коллекции композиционных изделий на основе золотых сплавов 585 пробы различных

цветовых оттенков за счет их идентичной стоимости, которая позволяет создать художественное композиционное изделие из элементов разного цвета (были использованы все 14 выплавленных сплавов).

В качестве примера ювелирного изделия из золотых сплавов 585 пробы тройной системы Au-Ag-Cu разработана ювелирная композиция «Птица» (рис. 7), в ней использованы сплавы 2, 4, 6, 7, 9, 11, 14. Учитывая полученные выше данные, особую важность приобретет эстетическая сторона изделия (оригинальность дизайна основана на изяществе композиции в целом, и цветовом разнообразии отдельных элементов).

Рис. 7 - Ювелирная композиция «Птица», выполненная из золотых сплавов 585 пробы различных цветовых оттенков.

В восьмой главе приведены рекомендации по проектированию и изготовлению ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры.

1. Ювелирное изделие должно обладать оптимальным расположением элементов разного цвета золотых сплавов, смысловым центром, иметь фокусную зону, которая не должна забивать всю композицию; суть фокусной зоны, второстепенные цветовые элементы должны плавно подводить взгляд к главной зоне.

2. Немаловажную роль при разработке дизайна играет износостойкость сплавов, при к>1 сплавы имеют низкую износостойкость, их не следует использовать в качестве функциональных деталей, подвергающихся трению; если основную роль композиции выполняют такие сплавы, то они требуют дополнительной термической обработки.

3. Сплавы с к<1 склонны к снижению относительного удлинения и повышению прочности, что требует более частого рекристаллизационного отжига.

4. Для соблюдения точного химического состава золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры, каждый сплав следует плавить в отдельном тигле.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ

1. На базе 538 изделий различного дизайна,выполненных из золотых сплавов 585 пробы 32-х ювелирных фирм, осуществлен статистический анализ степени востребованности сплавов разных цветовых палитр.

2. Предложен критерий к как определяющий фактор, устанавливающий связь между составом, свойствами и цветом золотых сплавов 585 пробы в тройной системе Au-Ag-Cu.

3. Определена основополагающая величина цветового параметра Я при определении цвета сплавов: при увеличении к от 0,05 до 26,7 величина II снижается на 10% при естественном, и на 15% при искусственном освещении.

4. С увеличением к от 0,05 до 26,7 микротвердость золотых сплавов 585 пробы тройной системы Аи-А§-Си уменьшается с 232 до 123 кг/мм2.

5. Для разработки дизайна ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы разработаны материалы зеленого, желтого, оранжевого, красного и промежуточных цветов.

6. На базе 210 компьютерных проб предложена методика определения критерия к и свойств золотых сплавов 585 пробы в тройной системе Аи-А§-Си по его цвету.

7. Определена стоимость золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры, которые могут быть использованы в дизайне ювелирных изделий, исходя из состояния рынка драгоценных и цветных металлов на 30.01.2009г.

8. Представлены технологические рекомендации по изготовлению ювелирных изделий золотых сплавов 585 пробы с различным значением критерия к.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Гой М.В. Анализ рынка современных ювелирных изделий из золотых сплавов [текст] //Информатика и технология: Межвузовский сборник: материалы научно-практической конференции факультета ТИ. /под редакцией Белова В.Г, Касаткина Н.И.- М.:МГУПИ, 2007 г. - 252 с. - с. 132-137.

2. Гой М.В. Новации дизайна художественных изделий, изготовленных из разнородных материалов [текст] //Информатика и технология: Межвузовский сборник: материалы научно-технической конференции Московского государственного университета приборостроения и информатики. Факультет ТИ. /под редакцией к.т.н., доц. Белова В.Г., д.т.н., проф. Крашенинникова А.И. -М.: МГУПИ, 2008 г. -290 с. - с. 191-195.

3. Гой М.В. технологические основы обработки разнородных сплавов на основе золота 585 пробы [текст] //Межвузовский сборник научно-методических трудов и материалы всероссийского конкурса студенческих работ «Дизайн и технология художественной обработки материалов». Выпуск 15. - Москва, 2008 г.-84 с. - с.54-58.

4. Гой М.В. Цветовое восприятие золотых сплавов разного состава [текст] //XIV Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии» / сборник трудов в 3-х томах. Т.З. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008 г.-621 с. - с. 476-478 A4.

5. Куманин В.И., Гой М.В. Современный дизайн художественных изделий из однотипных материалов [текст] //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. №9 Сентябрь 2008 г. - г. Курск., 2008 г. - 256 с. - с. 160-163 А4.

6. Гой М.В., Куманин В.И. Дизайн художественной ювелирной продукции из «цветных» золотых сплавов [текст] //Научный журнал «Дизайн. Материалы. Технология» №2/2009 г. - С. Пб.: Изд-во СПГУТД, 2009 г. - с. 44-46

ЛР № 020418 от 08 октября 1997 г.

Подписано к печати 19.03.2009 г. Формат 60x84. 1/16. Объем 1,0 п л. Тираж 100 экз. Заказ № 38.

Московский государственный университет приборостроения и информатики

107996, Москва, ул. Стромынка, 20

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Гой, Мария Валентиновна

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Применение различных материалов в ювелирном искусстве разных эпох и культур

1.2. Цвет, как часть развития эстетической значимости художественных изделий

1.3. Золотые сплавы, применяемые в ювелирной промышленности

1.4. Влияние химического состава золотых сплавов на функциональные и декоративные особенности

1.5. Цветовое восприятие золотых сплавов

1.6. Влияние источников освещения на цветовое восприятие золотых сплавов

1.7. Системы описания цвета

Глава 2. Статистический анализ использования золотых сплавов

Глава 3. Материалы и технология 55 3.1 Материалы 55 3.2. Технология

Глава 4. Состав и цвет золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры тройной системе Au-Ag-Cu

Глава 5. Методы исследования 60 5.1. Компьютерный анализ золотых сплавов 585 пробы

Глава 6. Экономическая оценка дизайна ювелирных изделий

8.1. Технология получения и обработки золотых 585 пробы различной цветовой палитры

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Гой, Мария Валентиновна

Золото является драгоценным металлом, обладающим уникальным комплексом свойств. Оно имеет высокую отражательную способность, что обеспечивает его блеск, обладает высокой химической стойкостью в различных средах (в атмосфере, в пресной и морской воде, в подавляющем большинстве агрессивных сред). Все это обеспечивает ведущие позиции золота в ювелирной технике.

Несмотря на относительно небольшие запасы золота в земной коре (литосфере) - 5*10~7% (железа, например, -5%), спрос на золотые сплавы и изделия из них весьма велик. При этом золото является одним из немногих материалов, цена которого даже в условиях общего экономического кризиса имеет тенденцию к возрастанию, в настоящее время рыночная стоимость 1 троянской унции (31 г) золота превысила 900 долларов США.

В состав золотых сплавов входят серебро, медь, платина, палладий, никель, цинк и др. Разные элементы придают золотым сплавам различные механические, технологически и эстетические свойства.

Из сказанного следует, что перед современными ювелирами стоит задача создания новых художественных изделий из золотых сплавов, которые пользовались бы спросом на широком рынке ювелирной продукции. При этом стоимость продукции была бы достаточно доступна. В решении этих двух задач и лежит актуальность проблем современного ювелирного производства.

Одним из наиболее подходящих для решения этих задач способов является применение золотых сплавов 585 пробы. При умеренной цене они обладают широкой цветовой палитрой, обеспечивающей свободу поиска дизайнера.

Цель работы: разработка дизайна ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы с широкой цветовой палитрой, обладающих эстетической привлекательностью и умеренной стоимостью.

Согласно поставленной цели работы, были сформулированы задачи исследования:

Осуществить исторический анализ использования золота и его сплавов с различной цветовой гаммой для создания ювелирных изделий в разные исторические эпохи.

Провести статистический анализ современного потребления изделий из золотых сплавов 585 пробы разного цвета.

Установить связь между цветовой палитрой, свойствами и составом золотых сплавов 585 пробы в трехкомпонентной системе Аи-Ag-Cu.

Провести экономическую оценку выбранных золотых сплавов, необходимых для реализации различных дизайнерских решений.

РазраЬотать дизайн и создать ювелирную композицию из золотых сплавов 585 пробы различных цветовых оттенков.

Разработать технологическую рекомендацию по изготовлению ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры.

Научная новизна

1. На основании статистического анализа выявлена степень потребительской востребованности ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различного дизайна, изготовленных в разных цветовых палитрах.

2. Предложен критерий к, который устанавливает связь между составом, свойствами и цветом золотых сплавов 585 пробы в тройной системе Au-Ag-Cu.

3. Установлена зависимость основных цветовых параметров R, G, В от критерия к; показано, что определяющими цвет параметрами золотых сплавов 585 пробы являются R и G.

4. Определены цветовые параметры R, G и В для 14 золотых сплавов 585 пробы и охватывающие весь цветовой диапазон этих материалов.

5. Установлено влияние видов освещения (естественного и искусственного) на цветовые параметры R, G, и В исследованных сплавов; при искусственном освещении для определения состава сплава, его критерия к, цвета и свойства достаточно располагать информацией о величине параметра R.

6. На основе полученных данных разработана и создана коллекция композиционных изделий из сплавов золота 585 пробы.

Практическая значимость

1. Для разработки дизайна ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы предложена широкая группа материалов существенно отличающихся своим цветом от красного до зеленого.

2. Предложена компьютерная методика выбора золотого сплава 585 пробы, определенного цвета, по цветовым параметрам R, G, В.

3. Экспериментально выявлена связь между составом сплава, критерием к и цветом изделия при дневном и электрическом освещении, что важно при использовании ювелирных изделий.

4. Определен ценовой интервал стоимости золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры, которые могут быть использованы в дизайне ювелирных изделий.

5. Разработаны технологические рекомендации по изготовлению ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой гаммы.

6. Разработан дизайн художественной композиции «Птица», из 7 золотых сплавов различных цветовых оттенков.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры"

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. На базе 538 изделий различного дизайна выполненных из золотых сплавов 585 пробы 32-х ювелирных фирм осуществлен статистический анализ степени востребованности сплавов разных цветовых палитр.

2. Предложен критерий к как определяющий фактор, устанавливающий связь между составом, свойствами и цветом золотых сплавов 585 пробы в тройной системе Au-Ag-Cu.

3. Определена основополагающая величина цветового параметра R при определении цвета сплавов: при увеличении к от 0,05 до 26,7 величина R снижается на 10% при естественном, и на 15% при искусственном освещении.

4. С увеличением к от 0,05 до 26,7 микротвердость золотых сплавов 585 пробы тройной системы Au-Ag-Cu уменьшается с 232 до 123 кг/мм2.

5. Для разработки дизайна ювелирных изделий из золотых сплавов 585 пробы разработаны материалы зеленого, желтого, оранжевого, красного и промежуточных цветов.

6. На базе 210 компьютерных проб предложена методика определения критерия к и свойств золотых сплавов 585 пробы в тройной системе Au-Ag-Cu по его цвету.

7. Определена стоимость золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры, которые могут быть использованы в дизайне ювелирных изделий, исходя из состояния рынка драгоценных и цветных металлов на 30.01.2009г.

8. Представлены технологические рекомендации по изготовлению ювелирных изделий золотых сплавов 585 пробы с различным значением критерия к.

 

Список научной литературыГой, Мария Валентиновна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Андрющенко, А.И. Руководство золотых и серебряных делмастерства Текст. / А.И. Андрющенко. М. : Изд. В. Шевчук, 2004.

2. Безопасность производственных процессов : справочник Текст. /под ред. С.В. Белова,-М. : Машиностроение, 1985.

3. Беннет, Д. Ювелирное искусство Текст. / Д. Беннет, Д. Масетти ; перевод с англ. И.Д. Голыбиной. М. : APT - Родник, 2005.

4. Бергсон, А. Собрание сочинений в 4-х томах Текст. ; Т. 2 / А. Бергсон. -М. : Московский клуб, 1992.

5. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование Текст. / А. Бергсон // Вопросы философии, 1990 № 1. - С. 163-167.

6. Бимиш, Ф. Аналитическая химия благородных металлов Текст. : Ч. 3 / Ф. Бимиш. М. : Мир, 1969. - 296 с.

7. Большая Советская Энциклопедия Текст. / гл. ред. A.M. Прохоров. -3-е изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1975. - Т.З. - 640 с.

8. Браиловская, JI.B. Арт-дизайн Текст. / JT.B. Браиловская. -Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

9. Бреполь, Э. Теория и практика ювелирного дела Текст. / Э. Бреполь. С.-П. : Соло, 2000.

10. Воронов, Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна Текст. / Н.В. Воронов. М. : Дизайн, 2002. - 24 с.

11. Воронов, Н.В. Российский дизайн Текст. / Н.В. Воронов. М. : Союз дизайнеров России, 2000. - 24 с.

12. Гете, И.В. К учению о цвете (хроматика). Психология цвета Текст. / И.В. Гете. М. : Рефл-бук, 1996, 349 с.

13. Гой, М.В. Дизайн художественной ювелирной продукции из «цветных» золотых сплавов Текст. / М.В. Гой, В.И. Куманин // Научный журнал «Дизайн. Материалы. Технология» №2 / 2009 г. С. Пб. : СПГУТД, 2009 г. - с. 44-46.

14. Головин, В.А. Свойства благородных металлов и сплавов Текст. / В.А. Головин, Э.Х. Ульянова. М. : металлургия, 1964. -188 с.

15. Гуревич, М.М. Цвет и его измерение Текст. / М.М. Гуревич. -М. : Изд.-во Академия наук СССР, 1950.

16. Джадд, Д. Цвет в науке и технике Текст. / Д. Джадд, Г. пер. с англ. под ред. JI. Ф. Артюшина. М. : Наука, 1978.

17. Домасев М. Цвет: управление цветом, цветовые расчеты и измерения Текст. / М. Домасев, С. Гнатюк. М. : Питер, 2009. - 218 с.

18. Дронова, Н.Д. Ювелирное искусство мир-образ украшений Текст. / Н.Д. Дронова. М. : Международная академия информации,2000. 173 с.

19. Дронова, Н.Д. Ювелирные изделия Текст. / Н.Д. Дронова. -М., 1996.

20. Ильин, А. И. Планирование на предприятии Текст. / А.И. Ильин. М. : Новое знание, 2000.

21. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве. Психология цвета Текст. / В.В. Кандинский. М. : Рефл-бук, 1996. - 220 с.

22. Куманин, В.И. Художественное материаловедение по видам материалов Текст. / Куманин В.И., Ковалева JI.A., Лобацкая P.M. и др. ; под общ. ред. профессора Б.М. Михайлова. М. : МГАПИ, 2005. - 182 с.

23. Кнозоров, Б.В. Технология металлов и материаловедение Текст. / Б.В. Кнозоров, Л.Ф. Усова. М : Металлургия, 1987. - 800 с.

24. Куманин, В.И. Современный дизайн художественных изделий из однотипных материалов / В.И. Куманин, М.В. Гой // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 9 Сентябрь 2008 г. г. Курск., 2008 г. - 256 с. - с. 160-163 А4.

25. Лившиц, В.Б. Ювелирные изделия своими руками. Материалы. Инструменты. Технологии Текст. : справочник / В.Б. Лившиц. М. : Оникс, 2005.

26. Лившиц, В.Б. Физические свойства металлов и сплавов Текст. : В.Б. Лившиц, B.C. Крапошин, Я.Л. Линецкий. М. : Металлургия, 1980.-320 с.

27. Лисицын, П. Г. Решение проблем дизайна цвета и качества поверхности литой бронзы Текст. : Дис. канд. техн. наук. / П.Г. Лисицын. М. : [б. и.], 2004. - 154 с.

28. Луизов, А.В. Цвет и свет Текст. / А.В. Луизов. Л. : Энергоатомиздат, 1989 г.

29. МакКрайт, Тим. Полное руководство по обработке металлов для ювелиров Текст. / Тим МакКрайт. Омск. : Наследие, 2002.

30. Марченков, В.И. Ювелирное дело Текст. : практ. пособие / В.И. Марченков. М. : Высшая школа, 1992.

31. Марченков, В.И. Ювелирное дело Текст. : учеб. пособие для средн. проф.-тех. учеб. заведений ; 2-е изд. перераб. и доп. / В.И. Марченков. М: Высшая школа, 1984.

32. Металлы и сплавы на его основе. Марки Текст. : ГОСТ 68352002. Взамен ГОСТ 6835-80 ; введ. 01.07.03

33. Навроцкий, В.К. Гигиена труда Текст. / В.К. Навроцкий. М : Медицина, 1974.

34. Новиков, В.П. Книга начинающего ювелира Текст. / В.П. Новиков. С.-П. : Листиздат, 2001.

35. Новиков, В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений Текст. / В.П. Новиков, B.C. Павлов. Л. : Политехника, 1991.

36. Новиков, В.П. Практикум по ювелирному делу Текст. / В.П. Новиков. С-П. : Континент, 2005.

37. Оверчук, Д.М. Теория и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов Текст. : дис. канд. пед. наук . : / [б. и.], 2003. 245 с.

38. Офтальмология Текст. : учеб. / под ред. Е.И. Сидоренко. М. : ГЭОТАР - МЕД, 2002. - 408с. : ил - (серия «XXI век»).

39. Петров, А. А. Цветовой дизайн металлический художественных изделий Текст. : Дис. канд. техн. наук / А.А. Петров. М. : [б. и.], 2005. - 140 с.

40. Простаков, С.В. Ювелирное дело Текст. / С.В. Простаков. -Ростов на/Д. : Феникс, 2004.

41. Производственная санитария : справочное пособие Текст. / под ред. проф. Б.М. Злобинского. М : Металлургия, 1969.

42. Ругне, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) Текст. / В.Ф. Ругне, В.В. Сеньковский. -М. : МЗ-Пресс, 2003. 252 с.

43. Румшиский, JI.3. Математическая обработка результатов эксперимента : справочное руководство Текст. / JI.3. Румшиский. -М.: Наука, 1971, 192 с.

44. Слитки золота мерные. Технические условия Текст. : ГОСТ 51572-2000.- Введен впервые ; 23.02.2000

45. Соколова, M.JI. Металлы в дизайне Текст. : научн. изд. / M.JI. Соколова. М. : МИСИС, 2003. - 168 с.

46. Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки Текст. : ГОСТ 30649-99. Введен впервые ; 01.07.2000

47. Усатая, Т.В. Краткий словарь основных терминов дизайна : учеб. пособие Текст. / Т.В. Усатая / М-во образования Рос. Федерации. Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова. -Магнитогорск : МГТУ, 2003.

48. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учебное пособие Текст. / В.Б. Устин. 2-е изд. уточненное и доп. - М. : ACT : Астрель, 2007. - 239 с.

49. Фесенко А. В. Определение основных и не основных компонентов сплавов золота при криминалистическом исследовании Текст. / А.В. Фесенко, Н.Г. Миловзоров // Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим.об-ва им. Д.И. Менделеева), 2002, т. XLVI, № 4.

50. Художественное проектирование Текст. / под ред. Б.В. Нешумова и Е.Д. Щедрина. М. : Просвещение, 1979. - 175 с.

51. Чуманов, В. И. Дизайн и технология художественной обработки материалов Текст. : тр. VII Всерос. науч. конф. / под общ. ред. В. И. Чуманова. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004.

52. Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений Текст. / И.В. Шаталова. М. : 6 карат, 2004. - 153 с.