автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творческое наследие Фазыла Туйкина

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Галимзянова, Эльмера Махмутовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Творческое наследие Фазыла Туйкина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческое наследие Фазыла Туйкина"

На правах рукописи

ГАЛИМЗЯНОВА ЭЛЬМЕРА МАШУТОВНА

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФАЗЫЛА ТУЙКИНА (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И МОТИВЫ)

10.01.02 -Литература народов Российской Федерации' (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань - 2004

Работа выполнена в отделе рукописей и текстологии Института языка, литературы и искусства Г.Ибрагимова АН Республики Татарстан

Научные руководители: доктор филологических наук, профессор

Ганнева Резеда Кадыровна, доктор филологических наук Рамеев Зуфар Зайнневич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Шарипов Анвар Магданурович (НабЛелны); доктор филологических наук Баширов Фарит Карнмовнч (Казань)

Ведущее учреждение - Казанский государственный

педагогический университет

Защита диссертации состоится « 21» декабря 2004 г. в « 13 » часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 в Институте языка, литературы и искусства им. Г-Ибрагимова Академии наук Татарстана по адресу: 420111, г.Казань, ул.Лобачевского, 2/31.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра НЦ РАН (г.Казань, ул.Лобачевского, 2/31).

Автореферат разослан « » ноября 2004 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Саберова Г.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В истории татарской литературы есть личности, наследие которых в силу определенных общественно-политических и политических обстоятельств до сих пор остается вне поля зрения исследователей. Демократические преобразования, начавшиеся в конце XX столетия, стали определенным толчком к изучению культурного наследия, подвергшегося забвению в годы советской власти и на долгие десятилетня остававшегося без внимания общественности. Открылись новые перспективы для возвращения из небытия имен видных деятелей, судьба которых сложилась трагично вследствие политики советского режима 20-30 годов XX столетия. Среди невинно осужденных и приговоренных к расстрелу тоталитарным режимом есть человек, наделенный энциклопедическим умом и писательским талантом — Туйкин Фазыл Ахметкаримович (1887-1938), научное и творческое наследие которого было вычеркнуто из истории татарской литературы.

Весьма заметна роль в развитии татарской культуры, в том числе и литературы, талантливого поэта и прозаика, драматурга, историка,' фольклориста, просветителя-педагога Фазыла Туйкнна. В свое время на е1*о творческую деятельность обратил внимание Галимджан Ибрагимов. В хрестоматии «Новая литература» («Яла эдэбият», 1914) он рашеытег несколько его стихотворений, а в статье «По поводу критики новейшей литературы» («Яна эдэбият хакында тэнкыйтьлэр менэсэбэте плэ») пишет следущие строки: «Я и сам не знаю, кем является данный поэт, но помню, что с удовольствием читал его произведения на страницах газет и журналов».1

Стихотворения Фазыла Тункина в первой трети XX века были широко распространены среди татар, проживавших во многих областям России и та рубежом. Так, например, по утверждению академика М.Усмаиояа, стихотворение «Лето прекрасное» («Ямьле жэй») было размещено в книге «Родной язык» («Туган тел»), напечатанной в городе Кульджа в Китае, я сразу же овладело сердцами любителей литературы, особенно детей.1

Фазыл Туйкин был одним из талантливых людей своего времени. До Октябрьской революции его стихи и статьи печатались в таких известных журналах, как «Фикер»3, «Эль-ислах»4, «Идел»1, «Шура»:,«Сююмбике»*1;

' Ибракимов Галимжан. Эсердар. Сигез томда / Галимжан ИбраЬнмол,- Качан: Тат.кит.нэшр.; 198-7^- 5 т.- 1766.

2 Госманов М. Бееклэрдэн ук булмаса да. (Кереш мэкалэ) Н Берту гян ТуГяминар (фэмни-биотрафнк жыеншк) / теэуче-автор Галимжанова Э. / М. Госманов,- Качан: Рухии 1,

(куяъязма хэлендо иэшрнятта саклана).

Туганнарнма //Фикер,- 1906.- 24 декабрь. А Бэгелмэ оязендэ мэктеплэр // Эл-ислах.- 1908,-№24.-11-12 б.

критические статьи о его произведениях размещались на страницах периодических изданий «Яяг-йолг»4, «Йоддыз»5, «Вакыт»6. После революции педагогические, научные статьи, художественные произведения Туйкина публиковались в газете «Кызыл Татарстан», в журналах «Безнен юл», «Магариф». В 30-е годы печататься ему было запрещено. В годы преследований он занимался сбором фольклора и педагогической деятельностью.

После того, как в 1938 году Фазыл Туйкин был расстрелян и имя его долгие годы находилось под запретом; произведения писателя и научные труды изымались из обращения. В 1958 году Фазыл Туйкин был реабилитирован и лишь в 70-е годы прошлого столетия в периодической печати и в трудах, посвященных истории татарской литературы, появились несколько обзорных статей о его творчестве.

Несмотря, на то, что наследие Фазыла Туйкина имеет большую значимость и для ученых-филологов, до сегодняшнего дня оно остается малоизученным. Его имя упоминается лишь вскользь, либо по случаю юбилеев, либо при рассмотрении вопросов, связанных с историей литературного процесса нового времени. Именно поэтому особо актуальной представляется изучение в монографическом плане жизненного пути, научно-педагогической деятельности, творческого наследия Фазыла Туйкина, оставившего заметный след в истории татарской литературы начала XX века.

Состояние изученности проблемы и темы. В изучении жизненного пути и творческого наследия Фазыла Туйкина можно выделить два периода. Первый — критические заметки на страницах периодической печати появились еще при жизни автора (отзывы Г.Ибрагимова, Калтрифана, Хатифа, К.Бакира, Г.Рахима). Второй период включает в себя время, начиная с 70-х годов XX столетия и до сегодняшнего дня, когда в печати публикуются отдельные статьи, освещающие его жизненный путь и

1 Ямьлс жэй // Идея,- 1912,-24 август

1 Ямьле я»й // Шура. - 1912.- №16.- 508 6.; Донья // Шура,- 1912.- №17,- 540 6.; Агыйдеп И Шура,- 1912.- №17.- 603-604 6.; Туган ил // Шура.- 1912,- Ws21.- 665-666 6.; Сабанчы карт // Шура.- 1912.- №23,- 732 б,; Чш кеше // Шура,- 1917,- № 14,- 332 6.; Кешелэр // Шура,- 1917,-№20.-477 б.

1 Тор мыш майданыида хатыннар // Сеомбика.- 1914,- 12 б.; №15.- 9-10 б. * Квлтрифан. «Мин сица ейтим» / Кэлтрифан //Ялт-йолт.- 1912.- №44,- 4-5 б. ' Ьатиф. Татарча театр / Ьатиф // Йоддыз.- 1912,- 23 октябрь.

4 Бэкер Кобир. *** (8 декабрьда...) / Кэбир Бэкер // Вакыт.- 1914.- 10 декабрь. («Ватан

каЬарманнары» лрамасьшыц «Нур» труппасы тарафьшнан уйналуы турында).

творческое наследие. Это благородное начинание принадлежат перу известной татарской поэтессы Эльмнры Шарнфушшнон.1

В 80-х годах печатается статья Э.Шарифуллиной «И сегодня в движении» («Буген дэ хэрэкэттв»)2, написанная в соавторстве с Дж. Миннуллиным, а также статьи и заметки ДХарифуллива,3 Г.Салахова, Дж.Рахимова, С.Насыбуллина, А.Исхакова, ХЛжболдиной 4.

В 90-х годах интерес к творчеству Ф. Туйкина заметно усиливается. В статьях и заметках Б. Газизова, М. Нуретдинова, М. Мустафина, Р. Каюмова, А. Сафиной, М. Булатова, Д. Гарифуллина, Э.н М. Ханнановых освещаются некоторые эпизоды из жизни писателя, высказываются отдельные суждения о его произведениях. В эти же годы в сборнике «Литературное наследие» («Эдэбн мирас») были опубликованы рассказ Ф.Туйкина «Воин Сатыш-эфенде» («Сугышчы Сатыш ефенде») и драма <(Герон Отчизны» («Ватан каЬарманнары»)

В конце двадцатого века творчеством Фазыла Туйкина заинтересовались и башкирские ученые. В первом и втором томах издания «Башкирская литература. Начало XX века» («Башкорг едебияты. XX гасыр башы») даны биографические данные о писателе, размещены несколько его стихотворений.6 Во вторем том «Истории .башкирской литературы» («Башкорг едэбияты тарнхы») дается краткая оценка его творчества.7 Биобиблиографические сведения об авторе можно найти и в башкирской энциклопедии8.

Несмотря на определенные успехи, многожанровое творчество Фазыла Туйкина в целостной системе по сей день остается неизученным. В свете последних социально-политических и идеологических изменений в стране

' Шэрифуляина Э, Ияебез — кадерлс жиребез / Э.Шэрифуллипа Н Казан утлары.- 1977.-№6.-163-1696.

2 Шврифудлина Э., МикАуллин îRTîyreu да харокогте / Э.Шэрифуллипа, Ж-Мшщуллин H Казан утлары,- 1987.-№6,- 164-168 б.

' Гарифуллин Д. Исемнэрс тарих битендэ / Д.Гарифуллнн // Социалистнк Татарстан,-1987,— J3 июнь.

4 Сэлахова Г. Халык хетерендэ i Г.Сэлахова // Ильич васылтъл&ре- 1987.- 9 октябрь;

Рахимов Ж- Брак еллар кунагы / Я^.Рэхимов // Ильич васыятыгоре.- 1987.- 19 октябрь; Насыйбуллина С. Авыл мектэбендэ юбилей квшгаре / С.Насыйбуллина // Ильич оасыятьлэре 1989.- 26 август; Исхаков Э. Мэктеп тарихыка илле ея / Э.Исхаков // Ильич васштьлэре.- 1989.- 2 сентябрь; Ижболдина X, Якш исгалеклэр / Х.Ижболдина // Ильич оасыятьлэре.-1989.- 8 сентябрь.

'Одоби мирас. Альманах. 1 китап.- Казан: Тат.кит.нвшр^1591 .—103*106-$.. 4 Башкорг озебиатс. XX быуат башы. Ееренсе китап,— бфе: Башкортостан кит.нэшр., 1983.-210-386 б.: Башкорт эзэбиэте.ХХ быуат башы. Икенсе китап.— вфо: Башкортостан кит.нэшр., 1984.- 270-287; 468-508 6.

' Башкорт эзэбиэте тарнхы. Алты томда,- Офв: Башкортостан кит.нэшр., 1990,- 2 том.-320; 350; 378; 390-393; 499; 501; 549 б.

■ Башкортостан, Краткая энциклопедия.- Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996.- С.672.

назрела настоятельная необходимость в отдельном монографическом рассмотрении его наследия. Данная диссертация — первое в татарском литературоведении исследование, посвященное жизни и литературному творчеству Фазыла Туйкина.

Цели и задачи исследования. Целью работы является комплексное изучение жизни и творческой деятельности Фазыла Туйкина, определение его места и роли в истории татарской литературы. Для достижения данной цели диссертантом поставлены следующие задачи:

— изучить жизненный и творческий путь Фазыла Туйкина на основании документальных источников, воспоминаний современников, родных, односельчан, архивных материалов, а также статей, опубликованных в периодической печати;

— кратко осветить его педагогическую и научно-методическую деятельность;

—~ дать оценку деятельности Фазыла Туйкина по сбору, научной обработке и изданию татарского фольклора;

—* изучить мотивы природы и музыки в его романтической лирике;

— показать особенности художественного метода Фазыла Туйкина на примере прозаических и драматургических произведениГ

— проанализировать классицистические и неоклассицистические пьесы писателя, отразившие мотивы государственности,, патриотизма и национального прогресса.

Объектом диссертации является его жизненный и творческий путь, а предметом исследования стали его стихотворения, рассказы, драматические-произведения, иаучно-педагогичсские статьи и труды, архивные материалы (документы, письма), воспоминания современников и родных.

М етодо Л01 н чес ка я и теоретическая основа^ диссертации. Теоретическую основу исследования составляют теоретические труды КХБорева, В.Ванслова, Н.Гуляева, Г.Поспелова. При освещении литературного процесса начала XX века мы опирались на труды татарских ученых МХпйнуллина, И,Нуруллина, Х.Усманова, М.Усманова, Р.Ганиевой, Ю.Нигматуллиной, А.Ахмадуллина, Ф.Галимуллина, Ф.Хатипова, Ф.Урманчеева, МХайнетдинова, Ф.Баширова, З.Рамеева, А.Махмутовой и др. В процессе работы над данной темой нами были использованы статьи Баяна Гиззата, Хаиуза Махмутова, В.Ахмадиева, ИБулякова, Э. Шарифулл иной, Дж.Миннуллина, ДХарифулляна, М.Мустафина, М.Нуретдинова и др.

Методологический основой диссертации является герменевтика, широко распространенная в конце XX и начале XXI века в европейском и русском литературоведении, — теория об интерпретации смысла и

раскрытия содержания текстов гуманитарных наук. Основываясь на герменевтической методологии и методике, была сделана попытка раскрыть особенности миропонимания и мироощущения Фазыла Туйкина, показать своеобразие романтических мотивов лирики н прозы, оригинальность классицистического метода его пьес. При написании диссертации применялись также конкретно-исторический, сравнительно-типологический, историко-функциональный принципы исследования.

Научная новизна. В представленной диссертации впервые в монографическом плане исследуется жизненный и творческий путь Фазыла Туйкина, Осуществляется попытка литературоведческого анализа его стихотворений, рассказов и драматургических произведений. Выявляется оригинальность художественного мышления поэта, рассматриваются основные мотивы {проблемы государственности, патриотизма, национального прогресса) и своеобразие его художественного метода (романтизм, классицизм и неоклассицизм).

Впервые нами осуществляется текстологическая обработка арабографических произведений; ' 'вводятся в научный оборот его неизвестные труды и книги, а также архивные материалы, собранные диссертантом в 1991-2004 годы.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке отдельных проблем истории татарской литературы начала XX века, при составлении вузовских я школьных учебников. Данное исследование может стать пособием-указателем для работников краеведческих музеев.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 2000-2002 годах в докладах на итоговых научных конференциях ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АНТ, молодых ученых и аспирантов Института истории им. Ш.Марджани АНТ, Государственного центра татарского фольклора. По теме диссертации опубликованы 8 статей: 5 - в научных сборниках, 1 - в научно-документальном журнале, 2 - в газетах; подготовлен научно-биографический сборник о жизни и творчестве Фазыла Туйкина.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и значение, определены предмет и: объект, цели и задачи исследования, методологическая и теоретическая основы, выявляется степень изученности предмета, указываются источники работы, раскрываются ее научная новизна и практическая значимость.

s

Первая глава «Фазыл Туйкин: эпоха, творчество и наследие» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Жизненный и творческий путь Фазыла Туйкина» дается общая характеристика социально-экономических, политических и духовных событий эпохи, в которой жил и творил Фазыя Туйкин. Прослеживается жизненный путь и раскрывается его многогранная деятельность в различных областях татарской культуры и литературы. Приводятся результаты исследований по происхождению его рода, т.е. генеалогии.

Фазыл Туйкин родился 22 июня 1887 г. в д. Зай-Каратай Еугульминского уезда Самарской губернии (ныне Лениногорский район Республики Татарстан) в семье муэдзина. После смерти отца Ахмедкарима Фазыл получил начальное образование у дяди - хазрета Харраса. Затем по его совету он поступил в первое джадидское медресе «Мухаммадия» в Казани. Там он учился вместе с такими деятелями татарской литературы и журналистики, как Фатих Амирхан, Вафа Бахтияр, Гарифзян Мустафин, Нургали Мамин, Ибрагим Биккулов и др.

В 1904 году после окончания среднего класса медресе он возвращается в родную- дерев) и с помощью брата Кабира и дяди Хади Фахрутдинова строит медресе и приступает к педагогической деятельности; постепенно на страницах периодической печати начинают появляться его стихи, статьи, посвященные проблемам обучения.

Самым результативным и плодотворным периодом творчества Фазыла Туйкина принято считать 1911-1914-тоды, когда писатель жил и работал в Уфе. С 1912 года его стихи постоянно публикуются в журнале «Шура»1; печатается подготовленный им фольклорный сборник, состоящий из M 00 татарских народных песен1, рассказ «Воин Сатыщ-эфенде» («Сугышчы Сатыш офэпде»)1. В том же году вышли в свет его драмы «Герои Отчизны» («Ватой icah армян нары»)4, «Жертвы жизни» («Тормыш корбаннары»/, которые впоследствии с успехом ставились на татарской сцене как профессиональными труппами («Сайяр», «Ширкат», «Нур»), так и силами самодеятельных актеров/

1 Агыйдсл И Шура,- 1912.- № 19,- 603-604 б.; День» //Шура,- 1912.- №17 - 540 б.; Курай //

Шура.- ,1912.-№ 18,- 572 б.; Сабпцчы карг // Шура.- 1912,- №23,- 732 6.; Тугаи ил //

Шура.- 1912 .-№21.- 665-666 б.: ЯмыгежаЙ//Шура.-1912.-Ж6.-508 б.

' Жырлар ехторисе.-Каэаи: Сабах, 1912.- 178 6. 1 Сугышчы Сатыш ■эфелде,- Казан: Сабах, 1912.-31 б. * Вагон каЬармаинары,- Казан: Сабах, 19! 2.-88 б.

Тормыш корбаннары,-©фо: Шорекъ,1912.-50 б.

6 Махмутов Ь., Илялока И„ Гмйззэт Б. Октлбрьга кадорге татар театры / Ь.Мохмутов. И.Иляиовп, Б.ГыГтот.- Казни: Таг.кит.иэшр., 1988,- 135,223,234-236,291,344.350 б.

В годы преподавания в медресе «Хакимия» в Уфе Фазыл Туйкин пишет два учебника по религии — «Законы ислама» («Эхкяме ислам»)1 и «Малый таджвид» («Кечек тэжвид»)2 - правила орфоэпического чтения Корана. Кроме указанных трудов, он периодически выступает на страницах газет и журналов со статьями по проблемам литературы, истории, педагогики и феминизма.

В 1915 году Фазыл Туйкин выпускает сборник стихов «Нардуган: собрание песен для вечеров литературы» {«Нардуган: едвбияг кичвлэре ечен жырлар мэжмугасы»)3. В то же время он с родным братом Кабиром Туйкиным приступают к созданию емкого труда, посвященного истории тюркских народов с древнейших времен вплоть до нового времени.

Октябрьскую революцию Фазыл Туйкин встречает в городе Бугульме. В годы советской власти он продолжает активно работать, занимается творчеством, но, к сожалению, многие его стихи и произведения не были напечатаны. Оставаясь в рукописном варианте, они навсегда утеряны для будущих поколений исследователей. Сохранились лишь два его произведения, написанные в годы советской власти: небольшая пьеса для детей «Салих бабай»'1 (1925) и поэма «Идсябай» (1926).

.Среди утерянных произведений можно назвать трагедию «Жертвы просвещения» («Мегариф корбаннары»), посвященную судьбе сыновей двоюродного брата Ходжаназира и Фатиха Туйкиных, которые были зверски убиты во время движения вилочников. О судьбах драм «Сююмбике» и «Мусабай» также мало что известно. 17 декабря 1914 года в газете «Вакыт» была напечатана небольшая заметка о завершении автором драмы «Сююмбике», а пьеса «Мусабай» ставилась иа сценах летних курсов повышения квалификации учителей в городе Бугульме.

Фазыл Туйкии — крупный ученый-фольклорист, а также археограф, обнаруживший и оставивший в истории татарской литературы такие уникальные рукописи XVII-XVIII веков, как хнкметы Мавля Колыя, стихи Габдерахима Утыз Имяии, путевые заметки «Путешествие Исмагил ara» («Исмэгыйль ara сэяхэтнамэсе»),

В 1931 году Фазыл Туйкин был обвинен в национализме и арестован. Выйдя после шести месяцев из тюрьмы, оставшуюся жизнь он посвятил преподаванию и сбору фольклора, так как заниматься творческой деятельностью ему было запрещено.

1 Эхкяме ислам.-Казан: вмид, 1914.-3316.

2 Кечек тажвид.- Казак: Сабах, 1913.-14 6.

' Нардугашэдебияг ничэлэре ечен вдрлар мэжмугасы.- вфе: Шэрекъ, 1915.- 24 fí 1 Салих бабай- Казан: Т.С.С. жвмЬуриятенен дэулэт пошрияты.- 1925.- 126.

Первого января 1937 года Фазыл Туйкин вновь был арестован и на этот раз ему уже не было суждено вернуться в родной дом. Диссертантом проведена кропотливая работа в архивах КГБ1 по изучению документов судебных дел, возбужденных против Фазыла Туйкина, по выяснению некоторых деталей последних дней жизни писателя. В диссертации приводятся основные результаты этих поисков.

Во втором параграфе рассматривается педагогическая деятельность просветителя и педагога Фазыла Туйкина.

Всю свою жизнь Фазыл Туйкин посвятил педагогической деятельности. Он был педагогом-новатором, постоянно искавшим более доступные для своих учеников приемы и способы обучения. Будучи эрудированным преподавателем и тонким психологом, он заслужил уважение у своих учеников и современников.

Педагогические методы обучения и воспитания Фазыла Туйкин^. соответствовали идеям джадидизма, ставившего целью перестройку народного образования татар. Он же активно выступал за чистоту и развитие татарского языка. Он был одним из тех, кто боролся за открытие джадидских школ в Бугульминском уезде.2 Как отмечает М.Госманов, он был -продолжателем идей И.Гаспринского, Г. Бубиг и других просветителей*. Ив годы интенсивной интернационализации и русификации национальных школ, Фазыл Туйкин сумел оставаться преподавателем, преданным народным традициям в деле обучеиня и воспитания учащихся.

В третьем параграфе «Научно-педагогические труды» рассматривается вклад Фазыла Туйкина в развитие народного просвещения. Не удовлетворяясь существующими методами' и пособиями,, он часто выступал в периодической печати со статьями, указывающими на недостатки в содержании действующих программ, учебных и методических пособий.

Фазыл Туйкин является автором научных трудов по религиоведёйию, истории, биологии и других предметов. Им написаны учебные пособия «Законы ислама» и «Малый таджвид», пользовавшиеся большой популярностью в обучении детей основам религии в татарских медресе.

В 1919 году Фазыл Туйкин и его брат Кабир выпустили книгу «История тюрков» («Терек тарихы»)4, в который они выступают как эрудированные ученые-историки, сумевшие правильно оценить и проанализировать исторический процесс с древнетюркских времен до

'ЦГАИПДФ, 8233. Опись 1.Д.2 - 9521, 13 томах.

2 Богйлиэ оязепдо мэктвшюр // Эл-ислах.- 1908,- 15 март (№24).

3 Госманов М. Курсэтелгоп хезмэт.

4 Туйкин Кабир Ьом Фазыл. Торвк торихы. Берете б^лсм. Двреслек I Кабир Ьэм Фазыл Туйкин. - Оренбург; Белек, 1919.-128 б.

правления Чингизхапа. По мнению академика М.Усманова, братья Туйкины были хороню осведомленными о достижениях Российской тюркологической науки, в частности, о трудах известных ориенталистов В.В. Радлова и В.В. Бартольда.1 К сожалению, до нас дошла только первая книга «Истории тюрков», судьба второй и третьей частей нам неизвестна,

Фазыл Туйкин также составил гербарий, описание которого включало татарские названия около 350 растений, распространенных на территории Татарстана.

Вторая глава «Фазыл Туйкин — фольклорист и поэт» включает в себя два параграфа.

Б первом параграфе кратко освещается деятельность Фазыла Туйкина по сбору, изучению и изданию материалов народного творчества. Определяется его роль и место в возрождении татарской фольклористики как научной дисциплины.

Сборник Фазыла Туйкина «Словарь четверостиший» («}^ырлар ехтэрисе») является одним из первых (после сборников Г.Тукая «Народные мелодии» —«Халык моедары», 19102 и Х.Баднгын «Сборник песен» — «Ж^ырлар жыентыгы», 19143) систематизированных сборников песен. Сборник Фазыла Туйкина отличается от других дореволюционных изданий тем, что в нем песни расположены в алфавитном порядке. Данная работа до сих пор не утратила своей научной и информационной ценности.

Вклад Фазыла Туйкина в развитие фольклористики прослеживается в восьми письмах, адресованных в Академцснтр4. Из его переписки выясняется, что по фольклористике им были написаны четыре капитальных труда — «Литература страны» («Ил едэбияты»), «Детская сцена» («Балалар сэхнвсе»), «Протяжные народные песни» («Озын койлврге татар жыряары») и «Литературные, научные исследования народной литературы» («Халык одэбиятып едэби, гыйльми яктан тикшеру»). Последний из них,' высоко оцененный рецензентом Хасаном Гали, был утерян. Переписка с татарскими писателями и учеными свидетельствует о том, что отдельные труды Ф.Туйкина присваиваются другими авторами.

Во втором параграфе «Мотивы природы и музыки в поэзии Фазыла Туйкина» прослеживается эволюция его творчества, освещаются особенности его поэтических произведений, выделяются их основные мотивы.

' Госманов М. Курсбтелгон хезмэт.

3 Гукай Г. Халык мочноры/ Г.Тукай,- Казак: Сабах, 1910.- 4 б.

3 Габделбадигь X. Халык эдабияты. Беренче тел - дургенче булек, ^ыряар жыентыгы / Х.Габделбэдигь.- Казан: «Гасыр» кетепхаиэсе, 1914.- 272 б.

4 Саклана: КДУ фэтш китапханасенек кулъяшалар haM сирэк кита ила р булегс.- №938 Т.-24 б.

Начальный этап творчества (1906-1917) Фазыла Туйкина внес много нового в социальную, политическую и духовную жизнь татар. Первое стихотворение поэта «Родным» («Туганнарыма», 1906), опубликованное в 1906 году в газете «Фикер», как и у многих авторов тех лет, пронизано риторико-дидактическим пафосом.

В 1914 году в хрестоматии «Новая литература» («Яца адэбият») Галимджан Ибрагимов размещает два шедевра Фазыла Туйкина «Старик -косарь» («Сабанчы карт») и ((Лето прекрасное» («Ямьле жвй») и в статье «По поводу критики новейшей литературы» («Яца едэбият хакында тенкыйтьлэр монэсэбэте илэ») он пишет; «Кем является этот Туйкин — нам неизвестно... Однако, вошедшие в сборник его стихотворения «Старик-косарь» и «Лето прекрасное» настолько совершенны, что, если бы они оставались в пыли, то должны были бы быть отысканы нами, несмотря ни на что. Точно так же, как стихотворение Тукая «Авыл» («Деревня»),^ с удовольствием было предложено шакирдам, так и эти два шедевра Туйкина на тех же основаниях заслуживают включения в учебник»'.

Высоко отзывается о романтических стихах Фазыла Туйкина и М.Усманов, познакомившийся с ними в далеком Китае в городе Кульджа по учебнику «Родной язык». «Стихотворение ..«Лето» пишет он, - покорило меня исключительной простотой, а может, своей удивительной искренностью»3.

Стихотворение «Родина» («Туган ил») прошло долгий путь по Оренбургской области, Западной Сибири и Германии как истинно народная песня.'1 После расстрела Фазыла Туйкина оно передавалось из уст в уста без упоминания имени автора и обрело народный статус. В диссертации ставится и доказывается вопрос о принадлежности стихотворения «Старик-косарь» («С'абанчы карт»), включенного в сборник Д.Гобайдил перу Туйкина, Также не исключается возможность -того, ■ что автором стихотворения «Подснежник» («Умырзая») является не Ахмет Файзи, как это утверждается в: хрестоматиях, а поэт Фазыл Туйкин.

В 1915 году в городе Уфе выходит в свет сборник «Нардуган: собрание песен для вечеров литературы», включающий в себя произведения первого этапа творчества Фазыла Туйкина.

В этом же параграфе выявляются доминирующие мотивы в лирике Фазыла Туйкина — культ природы и музыки, указываются на их художественные особенности.

'Ибрл1шмов Галимжап. Эсэрлор. Сиг« томда / Галимжан ИбраЬимоо.- Качан: Тат.кит.иэшр., 1978.-5 том,- 177 б. 2 Госмшюв М. Курсателган хезмэт.

1 Татар халы« жырлары I тезучесе Н.Надиров.- Казак: Татлсит.нешр., 1965.- 409 б.

Мотивы природы и музыки сближают поэзию Фазыла Туйкииа со стихами Сагита Сунчелея и Шаехзаде Бабича. Если в произведениях Сагита Сунчелея музыка главным образом передает чувства разлуки, тревоги и тоски, то у Фазыла Туйкииа и Шаехзаде Бабича музыка — это источник жизни и исцеления. Лирический герой Фазыла Туйкина пытается через музыку постичь гармонию и смысл бытия, найти в ней душевное успокоение.

Иногда в поэзии Ф.Туйкина лирический герой предстает как самостоятельный образ, но в большинстве случаев, как это часто бывает в романтической поэзии, он сливается с «я» самого поэта. Особенностью стихотворений является то, что поэт, следуя традициям Г.Тукая, С.Сунчелея, М.Укмаси, З.Ярмяки и других, стремится к синтезу собственных стихов с традициями татарских народных песен.

Второй период творчества Фазыла Туйкина относится к 1920-30-м годам. Стихи, написанные в эти годы, немногочисленны и сохранились лишь в семейном архиве. В них воплощается любовь поэта к природе, а в некоторых же ощущается идеологический диктат советского режима. Романтическая поэзия Фазыла Туйкина, отражающая внутренние переживания человека, в годы советской власти особым успехом не пользовалась, ибо она считалась второстепенной литературой, противостоящей эстетике социалистического реализма.

В стихотворениях Фазыла Туйкина, написанных после Октябрьской революции, заметно влияние принципов партийности и классовости. Влияние социалистической литературы тех лет, идеализирующей труд, можно обнаружить в поэме «Иделбан» (1926),

В заключении можно сказать, что талант Фазыла Туйкина как поэта-романтика смог наиболее полно раскрыться только в тех стихотворениях, которые относились к первому периоду творчества, свободного от диктата большевистской идеологии.

В третьей главе, озаглавленной «Исторические мотивы и художественный метод Фазыла Туйкина», анализируются рассказ «Воин Сатыш-эфенде» («Сугашчы Сатыш ефэнде»), пьесы «Герои Отчизны» («Ватан каЬарманнары») и «Жертвы жизни» («Тормыш корбаннары»),

В первом параграфе отмечаются возрожденческий характер развития татарской литературы начала XX века, усиление в ней интереса к восстановлению исторической памяти народа, послужившего причиной появления множества публицистических статей, исторических сочинений, художественных произведений об этногенезе, государственных объединениях татар, как например, Волжская Булгарня, Золотая Орда и Казанское ханство. Среди произведений, написанных на историческую тематику, особое место занимает рассказ Фазыла Туйкина «Воин Сатыш-

эфевде» (1912), провязанный романтической печалью об исчезнувшей булгарской цивилизации, мало в чем уступавшей в далеком историческом прошлом «таким крупным цивилизациям, как византийская и андалузская» (Щ.Марджани). В предисловии к рассказу автор подчеркивает исключительную важность разработки в татарской литературе исторических мотивов, способствующих воспитанию у народа национального самосознания и обеспечивающих дальнейшее продвижение его по пути прогресса.

Отдельные наблюдения о проблематике, художественном методе рассказа «Воин Сатыш-эфенде» имеются в статьях и трудах татарских и башкирских литературоведов Э.Шарифуллиной, Ф.Баширова, Д.Загидуллиной, ИБулякова. Симптоматичны начало и финал рассказа, описывающие тревожные предчувствия страшной катастрофы — гибель страны Булгар и деревни Двулвт (буквальный перевод «государство»), что вызывает прямые аналогии с антиутопией Гаяза Исхаки «Исчезновение через двести лет» об уходе булгар с исторической арены. В первой части произведения главный герой Сатыш наделен чертами, присущими образам классицистической литературы: он охвачен одной единственной страстью («бер дэрт белэн дэртлэнгэн») — выполнить свой гражданский долг перед Родиной, победить захватчиков страны и вернуться домой прославленным воином Булгарского государства. Однако классицистический герой, стремящийся поступать согласно общественному долгу, в остальных трех главах рассказа вступает в неразрешимый исторический конфликт, что показывается автором эстетическими канонами другого художественного метода — романтизма. Действительно, далее сюжет и фабула рассказа «Воин Сатыш-эфенде» приобретают черты романтического отражения действительности (напр., пленение героя, пребывание им долгих лет за неприступными каменными ограждениями среди высоких гор; тяжелый подневольный труд; побег в дремучий лес, встреча и единоборство со страшным зверем; посещение Булгар и обнаружение там лишь руин от бывшей цветущей цивилизации и т.д.). Психологизированные картины природы, обращение к тоскливым мотивам народных песен, антиномичным описаниям булгарской действительности в прошлом и настоящем, символические образы государства (дэулэт), медведя (злое начало), ощущение трагичности исторического бытия, неистребимости зла, погружение героя в великую скорбь по поводу утраченных социокультурных ценностей — все это еще раз тесно связывает художественный метод рассказа «Воин Сатыш-эфенде» с атрибутами романтической эстетики.

Второй параграф третьей главы посвящен анализу комедии ((Герои Отчизны», которая рассматривается диссертантом как запоздалое проявление классицизма в татарской литературе начала XX века, как произведение, отразившее патриотические идеи об участии татар в русско-французской войне 1812 года, что подверждается фольклорными материалами, историческими источниками, исследованиями и отдельными высказываниями французских, русских и татарских ученых.

Пьеса «Герои Отчизны» — единственное в истории татарской литературы художественное произведение, описывающее героизм татар, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. О храбрости воинов татаро-башкирской конницы французский генерал Де Марбо пишет, что «они носились вокруг наших войск, точно рой ос, прокрадывались всюду, настигнуть их было трудно».1 Ф.Урманче отмечает, что «в тяжелые дни для страны войны 1812 года Казань сыграла очень большую роль и стала одним из центров организации народного ополчения»2 в Российской империи.

Отправной точкой для создания пьесы «Герои Отчизны» послужили обнаруженный Фазылом Туйкиным еще в 1905 году один из вариантов ((Байта о русско-французской войне» и подготовка российской общественности к проведению в 1912 году столетнего юбилея этого исторического события.

Отдельные высказывания, наблюдения о проблематике, художественных особенностях и сценической истории комедии «Герои Отчизны» имеются в трудах татарских и башкирских литературных критиков и ученых двадцатого века Кабира Бакира, Хатифа, И,Нуруллина, Б.Гиззата, Х.Махмутова, А.Ахмадуллнна, Э.Шарифуллнной, Дж. Миннуллина, В.Ахмадеева, И.Булякова и др. В 1912-1913 годах пьеса Фаэыяа Туйкина была поставлена театральными труппами «Сайяр», Шур», «Ширкат» в различных городах России, где проживало мусульманское население.

Известный татарский ученый И.З,Нуруллин считал, что пьеса «Герои Отчизны» Фазыла Туйкина является произведением, тяготеющим к реализму. Разделяя его мнение, мы склонны к утверждению, что в основе его лежит реалистический тип творчества. Однако мировоззрение и особенности художественного мышления писателя отражены очень специфично: по эстетическим канонам традиционного в европейской и русской литературах классицизма, что, на наш взгляд, подчеркнуто и самим названием произведения «Герои Отчизны».

1 Урмапче Ф, Лиро-эпос Среднего Поволжья / Ф.Урманче.- Казань: Тэт.книж.нзд-во, 2002.-С.70.

1 Там же,- С.69,

Учитывая недостаточную разработанность проблем классицизма в татарском литературоведении, в работе был представлен краткий обзор истории и теории классицизма н подчеркнуто, что классицизм как кошфетно-историческое явление получает развитие в европейской и русской литературах XVI -ХЛТП веков. Однако среди литературоведов существует и другое мнение, что классицизм как литературно-эстетическое явление был присущ всем этапам развития мировой литературы, что он в различных модификациях просуществовал вплоть до конца двадцатого века.1

Отдельные ученые и метод социалистического реализма, ставившего государственные интересы превыше всего, рассматривают как одну из разновидностей классицистической литературы. По утверждению Ю.Борева, «искусство социалистического реализма в духе запоздалого классицизма продолжает утверждать приоритет «общего», государственного над частным, личным».2

Общепризнано, что философ ско-эстетической основой классицизма является картезианский рационализм - философия Рене Декарта, объявляющая самостоятельными началами материю и дух, чувство и разум.3 Философские взгляды Рене Декарта были хорошо знакомы и татарским писателям, ученым и литературоведам. В начале века в журнале «Шура» "о нем печатались статьи4; анализировались его теоретические воззрения о разуме (Акыл), чувствах (калеб) в статьях Наджнба Думави.* Необходимо подчеркнуть, что литературно-эстетические взгляды Фазыла Туйкина, нашедшие отражение в комедии «Герои Отчизны», в типологическом плане очень схожи с философскими воззрениями Рене Декарта.

Тюркские и татарские литературоведы советского и постсоветского периода например, азербайджанский ученый А.А.Гаджиев, писали о том, что «ошибочно было бы искать в истории литератур Советского Востока такие направления, как классицизм и сентиментализм».* Ю.Г.Нигматул лина заметила, что «татарская литература не имела периода классицизма, так как у татарского народа не было тогда своей государственности и, следовательно, потребности в подобном литературном явлении».7 Согласно мнению

1 Культурология/Под редакцией Радугнна А. А,- М.: Центр, 1997.-С.267.

3 Теория литературы. Т.IV. Литературный процесс,- М.: ИМЛИ РАН, Няследие,2001.-С.412.

Таи же.-С. 192.

4 Фэхреддин Риэаэддии, Декарт. (МэшЬур адомнлр во ояуг хадисолор) / Ризаэддян Фйхретдип Н Шура,- 1915,- №21.- 641-643 б,

5 Думави Нажкп. Тошекчэ. Дин-кнльб-гашл-фаи / Нэжкп Думав« //Дин ва эдэп.- Ш6.-

№5.-23 6.

'' Гаджнев А. В поисках героя/А. Гаджнев.- Баку: Язычы,1981.-С 177, * Нигматуллипа Ю.Г. Типы культур и цивилизаций о историческом развитии татарской и русской литератур / Ю.Г.Ннгматуллшт.- Казань: Фен, 1997,- С,86,

Р.Харрасовой, татарским писателям, творившим в условиях отсутствия собственной государственности, трудно было создавать произведения об ответственности человека перед обществом.1 Р.К.Ганиева отмечает, что произведения классицизма проникают в азербайджанскую и в татарскую литературы начала XX века через переводы из турецкой, русской, французской и итальянской литератур, благодаря усилиям таких писателей, как ГЛСамал, Т.Валнев, Н.Везиров и др.1

Элементы классицизма — воспевание идеи сильной централизованной власти Российского государства можно обнаружить в некоторых произведениях Средневековья и Нового времени, в частности в одах Кадыр Али-бека «Сборник летописей» («Ж^емигыт тэварих», XVII век) и Гумера Мухаммедова «Путешествие царевича Александра» («Сефериамеи шаЬзадэ Александр», 1837), посвященных Борису Годунову и Николаю I.'

В татарской литературе XVII - XIX веков произведения, соответствующие по всем параметрам классицистическому стилю, отсутствуют. Пробел этот восполняется лишь усилиями русских авторов, создавших произведения о падении Казанского ханства в" духе противопоставления идеализированного образа Ивана Грозного татарской царевне Сгоюмбике. Это — поэма М.М.Хераскова «Россиада» (1779), трагедия А.Н.Грузинцева «Покоренная Казань, или Милосердие Царя Иоанна Васильевича IV, проименованного Грозным» (1810) и либретто оперы Державина «Грозный, или Покорение Казани» (1814), относящиеся к «высокому» жанру литературы классицизма.

В татарской литературе появление произведений с нормативной эстетикой классицизма относится лишь к началу XX века, к периоду бурного ренессансного подъема общественной и духовной жизни татарского народа. Идея национального возрождения резко усиливает ипгерес к истории татарского народа в контексте больших политических событий Российской государственности. Именно этим было обусловлено создание Фазылом Туйкикым пьесы «Герои Отчизны», вполне соответствующей художественным принципам классицистической теории драмы. В процессе анализа конфликта классицистической драмы как борьбы чувств н государственного долга произведение татарского писателя сопоставлялось с

' Харрасова Р.Ф. Эдэби бэнлэнешлор яктылыгында/ Р.Ф.Харрасора,- Казан: Иэя-во «РПФ Гарт», 2002.- 196 б.

3Ганиева Р.К, Тюркоязычная просветительская литература XIX - начала XX века / Р.К.Ганнепа.-Казань: КГУ, 1992,-С. 17-18 (рукопись).

Усманов Х.У. Место Тукая о истории татарской поэзии И Гнбд>л/т Тукай < Х.У.Усманов.- Казань: Тат.книж.изд., 1968.- С.23; Гайнетдипон М. Го мэр Мохэммэт улы И Татар адебияты тарихы. Алты томда / М.Гайнегднов.- Ком»: Тзт.кит.нешр., 1985,- 2 том.- 146 6.

поэмой М.М.Хераскова «Россиада». Сращенность пьесы Фазыла Туйкина с классицистической идеей государственности иллюстрируется включением в художественную ткань произведения отрывков из «Байта о русско-французской войне», например:

У рамнариы тугырса да Французлар Мескэунец, Унике типтвр1 бетерде Французларньщ гаскерен. (Хоть и наводнили французы / Улицы Москвы, / Двенадцать тептярей (т.е. татар - Э.Г.) / Разгромили французов/).

Ведущий мотив комедии «Герои Отчизны», соединяющий в единый фокус ее сюжетные линии, — это идея гражданского долга перед государством и Родиной, многократно подчеркнутая автором как священная обкзанность всех членов общества бороться с захватчиками французами ради освобождения России. В этом плане пьеса Ф.Туйкина «Герои Отчизны», как один из национальных вариантов, очень близка к традициям европейского и русского классицизма XVII - XVIII веков. В ней по существу сохранен и основной принцип классицизма — единство места, времени и действия.

В татарском литературоведении укоренилось мнение, что жанр пьесы «Герои Отчизны» — драма. В узком понимании драма — один из жанров драматургии, как трагедия, комедия, водевиль, мелодрама. Как произведение классицизма, пьеса Фазыла Туйкина лишь частично совпадает с понятием «драматическая форма». В ней характерная для современных драм особенность — драматизация внутреннего мира героев отсутствует; доминирует героический оптимизм, патриотический энтузиазм, воодушевленное состояние духа. На наш взгляд, пьеса «Герои Отчизны» — классицистическая комедия, отражающая высокие гражданские идеалы о служении Родине. На протяжении всей пьесы персонажи ведут остроумные, в шутливо-ироничном тоне диалоги об освобождении Москвы от французских захватчиков. Смеховая стихия в комедии усилена элементами фарса и черного юмора, примитивной игривостью и выспренностью языка. Эксцентричные комические ситуации, внешний комизм в пьесе Фазыла Туйкина отсутствуют. В свое время по пути вытеснения внешнего комизма развивалась и русская классицистическая комедия.2 Об этой особенности, присущей комедиям русского классицизма писал и А.С.Пушкин}. Подобные

1 Типтяри - ясачные татары. См. подробно: Рамаэаноаа Д.Б. Ирторико-ликгоистические

особенности формирования заладнопрнуральского ареала татарского языка/ Д.Б.Рамазанова // Дисе. в виде науч. доклада доктора филолог, наук.- Казань,- 1998.-С.42.

3 Москвичева Г.В.Русский классицизм / ГВ-Москвичеоа. - М.: Просвещение, 1986.-С. 138. ' Гликмаи И. Мольер/И.Пникмаи,-М.: Художественная литература, 1966.-0.16.

классицистические поэмы ХУШ века, вызывавшие в свое время смех, после смены исторически эпох перестали восприниматься как комедии. Та же судьба была уготована и классицистической пьесе Фазыла Туйкина «Герои Отчизны». Поэтому современному читателю она может показаться произведением отнюдь не комедийного жанра.

Таким образом, в сравнении с европейскими и русской литературами, в татарской литературе классицизм появляется значительно позднее, т.е. лишь в начале XX века. В новых историко-литературных условиях образцом запоздалого классицизма стала комедия «Герои Отчизны», занявшая свое достойное место в истории татарской драматургии.

В третьем параграфе трагедия Фазыла Туйкина «Жертвы жизни» исследуется как произведение неоклассицизма. В конце XIX - начала XX веков классицизм вновь дал о себе знать в западноевропейских и русской литературах, но в несколько обновленном содержании и художественном облачении нод названием «неоклассицизм».

Название пьесы, пафосный стиль, поступки героев - все это свидетельствует о принадлежности произведения «Жертвы жизни» к «высокому» жанру классицизма - трагедии. Сохранены в ней принцип триединства - места, времени и действия, а также рассудочность художественного мышления. И конфликт ее построен на антиномичпо представленной проблеме долга между отцами и детьми, выраженной приемами рефлексивного психологизма.

Главный герой трагедии мулла Махмуд своим отцовским долгом считает устроить дочь в богатую семыо, «ибо жить в нищете очень тяжело». Будучи убежденным в разумности своего решения, ни с кем не посоветовавшись, он решил выдать свою современномыслящую, начитанную дочь за «красивого» невежду - сына богатого хазрета Сагди из соседней деревни. Однако дети муллы Махмуда - дочь Амина и ее брат Хасан выступают против патриархально-сословных взглядов на брак.

Хасан - представитель учащейся молодежи с радикально-народническими взглядами, активный сторонник женской свободы, которую он рассматривает как важную и неотъемлемую часть национального' прогресса. Отсутствие возможности расторгнуть ненавистный брак, навязанный жестокими н тщеславными родителями, воспринимается им как невыполнение своего долга перед сестрой и нацией: Хасан кончает жизнь самоубийством; то же самое совершает и Амина.

' Для татарской литературы начала XX века были присущи конфликты между отцами-старозаветниками и детьми-прогрессистами. Этот традиционный конфликт у Фазыла Туйкина приобретает другой идейно-эстетический оттенок. Например, главный герой трагедии «Жертвы жизни»

мулла Махмуд не примыкает ни к траднционалистам-кадимистам, ни к джаднднстам. Он занимает серединно-промежуточное положение между первыми и вторыми, что подтверждается его сентенцией, обращенной к Амине: «Надо придерживаться середины, дочь, середины» («Уртача буду яхты, кызым, уртача»). Эта третья прослойка священнослужителей, по утверждению Гаяза Исхакн, сыграла резко отрицательную роль в общественной и духовной жизни татар (статья «Медресе и муллы»). На наш взгляд, в трагедии «Жертвы жизни» в какой-то степени Фазыл Туйкин переосмысливает мысль Гаяза Исхакн. В трактовке образа муллы Махмуда он тяготеет к воззрениям Фатиха Амирхана. Писатель, как неоклассицист, не сторонник чрезмерного радикализма в идеологии, утопичности мышления подобных Хасану героев; в экзистенции человека должна быть «мера», т.е. «золотая середина». В то же время Фазыл Туйкин не разделяет и жестокость отцов, как мулла Махмуд, заставляющих страдать своих детей ради самой поставленной цели в духе шопенгауэрекоЙ философии. Мысль немецкого философа, что люди - жестокие звери, изверги (вэхшилэр), бытие — это насилие, угнетение, деспотизм (золым, заяимлек) в различных вариациях повторяется в пьесе более 25 раз.

Сюжет и образная система трагедии Фазыла Туйкина «Жертвы жизни» не связаны с античными сюжетами, образами восточных и западных литератур и фольклорными традициями тюркских народов. Ее социокультурной и интеллектуальной основой являются не далекая история, а близкая во времени собственная национальная классика начала XX века, литературно-эстетические концепции, нашедшие отражение в произведениях Гаяза Исхаки, Сагита Рамиева, Фатиха Амирхана. На протяжении всей трагедии Фазыл Туйкин использует детали сюжета, мотивы, идеи, теории, рецепции, рефлексии, ассоцирующиеся с драмами Г.Исхаки «Алдым-бирдем» («Брачный договор»), «Тартышу» («Борьба») или стихами СРамиева и его пьесой «Яше, Зебэйдэ, яшим мин!» («Живи, Зубейда, и я живу!»). С помощью реминисценций и цитат выражается отношение автора и персонажей трагедии к идеологическим явлениям татарской жизни начала XX века. Соответственно принципам неоклассицизма этические и эстетические взгляды Фазыла Туйкина в трагедии «Жертвы жизни» вступают в сложное взаимодействие и с положениями философии ислама, учением Корана, суждениями из произведений Г/Гукая и других писателей, что ■приводит к рождению новых содержательных ассоциаций в художественном мышлении писателя.

В заключении исследования многогранной деятельности Фазыла Туйкина показана его роль как педагога, методисга-джадидиста, ученого-

фольклориста, археографа, поэта, прозаика, драматурга в развитии татарской культуры и литературы.

Расцвет литературного творчества Фазыла Туйкина падает на десятые годы двадцатого века. Писатель в одинаковой степени успешно работает в поэзии, прозе и драматургии. Доминирующие мотивы его произведений - это культ природы и музыки, идеалы государственности, национального прогресса и проблемы феминизма.

В поэзии и прозе Фазыл Туйкин выступал как романтик, а в драматургии - как запоздалый классицист и неоклассицист, обогатиший литературный процесс начала XX века новыми модернистскими открытиями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

1. Научная деятельность Фазыла Туйкина // Сборник материалов итоговых научных конференций молодых ученых и аспирантов за 2001-2002 г.- Казань: Институт истории АН РТ, 2002.- С.67-72.

1. \{Ксторики'найдут и оценят...» И Эхо веков - 2004.- №1-2,- С.85-92.

3. Комедия Фазыла Туйкина «Герои Отчизны» — произведение литературы классицизма // Проблемы развития татарской нации (языковой, литературно-фольклорный и искусствоведческий аспекты).- Казань: Фен.,-йсс''/.-С. 11 б-128 ( соавторстве с Р^К-Ганиевой).

4. Фазыл ТуЙкин — фольклорист // Вопросы татарского фольклора-Казань: ООО «Алма-Лиг», 2004.-С. 115-118.

5. В письмах '— судьба Фазыла Туйкина // Гуманитарные науки: поиски и достижения.- Казань: Фикер, 2004,- С. 302-310.

6. Архивные материалы комитета Государственной безопасности о Фазыде Туйкине // Гуманитарные науки: поиски и достижения.- Казань: Фикер, 2004,- С. 478-492.

В печати находится научно-биографический сборник «Бертугап Туйкиннар» («Браагья Туйкины»; Казань: «Рухият», 350 е.).

Лицензия иа полиграфическую деятельность №0Ш от 08.Об.98г. выдана Министерством информации и печати Республики Татарстан Подписано в печать 18.11.2004 г. Форм. бум. 60x84 1/16. Печ. л.1,25. Тираж 100. Заказ 259.

Миннтнпографая института проблем информатики АН РТ 420012, Казань, ул.Чехова, 36.

РНБ Русский фонд

2007-4 16541

 

Текст диссертации на тему "Творческое наследие Фазыла Туйкина"

05- J О/S3 У

Академия Паук Татарстана Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова

На правах рукописи

йЩ

Галимзяиова Эльмера Махмутовиа

Творческое наследие Фазыла Туй кипа (художественный метод и мотивы)

10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научные руководители: доктор филолог, наук, проф. Ганиева Р.К. доктор филолог, наук Рамеев 3.3.

Казань - 2004

Татарстан Фэннор Акадсмиисс Г.ИбраИимов иссмсндогс Тел, одобиит 1юм сонгать институты

Кулъязма хокукында

Галимжанова Эльмсра Мохмут кызы

Фазыл Туйкиннмц ижат мирасм (ижат ысулы 1ю.м мотивлар)

10.01.02. - Россия Федерациясе халыклары одобияты (татар одобияты)

Филология фон поре кандидаты гм ильм и дорэ/кэсе алу очей Диссертация

Фошш /китокчелор: филология фонноре докторы, профессор Р.К.Ганиева;

филология фонноре докторы З.З.Ромиев

Казан - 2004

Эчтолск

Ксреш................................................................................................................3

I булек. Фазыл Туйкин. Чор, ижат Ьом ми рас...............................................16

1.1 .Фазыл Туикинныц тормыш 1юм ижат юлы..............................16-37

1.2. Могърифотче язучынын педагогик эшчонлегс......................38-43

1.3.Фошш-методик хезмотлор.........................................................44-56

II булек. Фазыл Туйкин — фольклорчы Ьом шагыйрь................................57

2.1. Татар фольклористикасы 1юм Фазыл Туйкин.........................57-73

2.2. Фазыл Туйкин шигырьлорендо табигать Ьом музыка мотивлары.........................................................................................74-94

III булек. Фазыл Туйкин осорлэренен ижат ысулы Ьом алардагы тарихи мотивлар............................................................................................................95

3.1. «Сугышчы Сатыш офонде» романтик хикоясендо доулотчелек мотивлары........................................................................................95-112

3.2. «Ватан каЬарманнары» комедиясе — ватанчылык идеялэрен чагылдырган яца замандагы классицизм одобияты урноге......113-144

3.3. Фазыл Туикинныц «Тормыш корбаннары» фажигасендо милли идеалларныц Ьом феминистик мотивларныц неоклассицистларча гоудолонуе.....................................................................................145-164

Йомгак......................................................................................................165-172

Файдаланылган чыганаклар Ьом одобият.............................................173-196

Кереш

Тсмапыц актуальлеге. Татар одобияты тарихында могълум бер сояси-ижтимагый собоплор аркасында онытылган, оныттырылган, игътибардан читто калган одиплор, осорлор оле до бар. XX гасырныц азагында илебездо башланган узгортеп корулар татар халкыныц шул ойронелми калган модони мирасы белон кызыксынуны кочойтеп жиборде. Совет чорында уннарча еллар довамында ойрону тыелган кун кено одинлоребезнец исемноре Ьом мирасы халкыбызга кире кайтарылды. XX гасырныц 20-30 еллардагы болыисвиклар соясоте, татар зыялыларын рохнмсез эзорлеклоу, тормолорго ыргыту, юк нту нотижосендо фажигалс язмышка дучар булган одинлорнец нжатларын ойрону очен момкннлеклор ачылды. Тоталитар режим тарафыннан хаксызга ронжетелгон, атын утерелгон, энциклопедистларча фнкер йорту солотено ия булган куренекле шохес — Эхмоткорим улы Фазыл Туйкин (Туйко, 1887-1938) мирасы да озак вакытлар ойронелмоде.

Могърифотче педагог, публицист, тарихчы, фольклор белгече Ьом язучы Ф.Туйкин биографияее, ижат мирасы турындагы могълуматлар татар жомогатьчелегено бары тик XX гасырныц азагында гына килен ирешо башлады. Соцгы ун-унбиш елда аныц тормыш юлы Ьом аерым осорлоре турында берничо мокало матбугатта куренде. Эмма алар белон гено ачыц педагогика, тел белеме. тарих, фольклор Ьом одобият олкосендэге эшчонлеге фонни ойлонешко тулысынча кертелде дин ойтерго ирторок.

Узелчолекле шагыйрь, таланты прозаик Ьом драматург, тарихчы, фольклорчы, могърифотче педагог Ф.Туйкинныц татар модониятеи кутору,

татар одобиятын устеруго керткои олсше зур булган. Заманында аныц ижади эшчонлегено классик язучыбыз Галимжан ИбраЬимов та игьтибар иткон. Ул узе тозегон «Яца одобият» (1914) хрестоматиясено аныц берничо шигырсн урнаштыра Ьом «Яца одобият» хакындагы тоикыйтьлор монособоте ило» мокалосендо бу хакта болай ди: «Аньщ кемлсген мин узем до белмим, лэкин осорлорен газета, журналларда укып яратканмыз, хотеремдо калган».1

XX гасырньщ беренче яртысында Россия империясенец торле тобоклоре Ьэм чит иллордо яшогон татарлар арасында Ф.Туйкин осорлоренен, аерым алганда, «Ямьле жой» шигыренец, татар укучысы куцелен яулап алуы, ятланыи халык хотерендо саклануы турында академик М.Усманов та языи уто: «Моннан бик куп еллар элек, ярты гасырдан элегрок, ерак Кытайдагы Голжа шоЬоре татар моктобенец башлангыч сыйныфларында укып йоргон чагымда, мине татар одоби теле Ьом нофис суз урноклоре белон таныштырган китанларымнын бсрсе «Туган тел» дии атала иде, - ди ул, - /.../ мено шул «Туган тел» китабыныц 12 нче битсндо басылган «Ямьле жой» исемле шигырьне кат-кат укуым, хотта аны ятлаи алуым оле до хотердо».2

Чыннан да, Ф.Туйкин заманы очен могълум шохес булган. Вакытлы матбугат битлорендо аныц осорлоре Ьом ижаты турында могьлумат оледон- оле бирелеп барылган. Октябрь инкыйлабына кадор аныц аерым шигырьлоре «Фикер»3, «Шура»4, «Идел»5; мокалолоре «Эл-ислах»6,

'ИбраЬимов Г. Осорлор. Сигез томда / Г.ИбраЬимов. - Казан: Тат. кит. ношр., 1987.- 5 T.-615G.

2Госманов М. Ноеклордон ук булмаса да ... (керсш мокало) / М.Госманов // Ксртуган Туйкиниар (фонпи-биографик жыентык) / тозуче-аптор Галимжанова Э— Казан: Рухияг, (кулыпма холендо ношргипта caiciana).

3 Туганнарыма //Фикср - 1906 - 24 декабрь

4Ямьле жой // Шура,- 1912,- № 16.- 508 б.; Донья /ЛНура - 1912.- Лг« 17,- 540 б.; Ашйдел // Шура,- 1912,- № 17.- 603-604 б.; Туган ил // Шура.- 1912.- №21 - 665-666 б.;Сабанчм карг // Шура,- 1912,- № 23,- 732 б.; Чин кеше // Шура,- 1917,- № 14,- 332 б.; Кешелор // Шура,- 1917.-№ 20,-477 б.

5 Ямьле жой // Идел - 1912.-24 август.

1»01слм0 оя1сндо мокюнлор//Ол-ислах.- 1908.— ЛЪ 24.- 11-12 G.

I ^

«Шура» , «Соембико»' кебек газста-журналларда урын алган. Шул ук елларда Фазыл Туйкинныц одоби осорлэре хакында одоби тоикыйть мокалолорс до басыла. Мосолон, «Ялт-йолт» журналында «Тормыш

л к/ < 5

корбаннары» китабы , «Иолдыз» 1юм «Вакыт» газеталарында "Ватан каЬар.маннары" ньесасыныц «Сойяр» 1юм «Нур» труиналары тарафыннан уйналуы турыидагы мокало-рсцензиялор урнаштырылган. Инкыйлабтан соц да, «Кызыл Татарстан», «Безнец юл», «Могариф» кебек газета-журналларда Фазыл Туйкинныц педагогик, фонни, одоби темаларга язылган мокалолоре донья куро. Э утызынчы еллар башлангач, Фазыл Туйкин осорлоре басылудан туктый. Лныц ижади эшчонлеге турындагы язмалар матбугат органнары тарафыннан кабул ителми. Шуиа куро до ул, бу елларда одоби ижаттан бигрок, халык авыз ижаты осорлорен жьно белон шогыльлонерго можбур була. Ж^ыйган материалларын, тозегон жыентыкларын бастыра алмагач, гомеренец соцгы коннорен тулысы белон педагогик эшчонлекко, балалар укытуга багышлый.

1938 елны «халык дошманы» дин атып утерелгоннон соц, Сталин культы фаш ителгонго кадор, Фазыл Туйкинныц исемен телго алырга да ярамады. Бары тик житмешенче елларда гына аныц осорлоре турында кайбер кузотулор матбугат битлорендо, одобият тарихына багышланган хезмотлордо курено башлады.

Эмма илдоге тарихи-ижтимагый афотлор, совет чорындагы кешелексез соясот аркасында татар халкыныц рухи байлыкларын саклап калуга, одобиятыбызны устеруго куп коч куйган педагог, галим 1юм язучыбызныц эшчонлеген барлау Ьом ойрону сулпон барды. Авылдашларыныц сойловено Караганда, аныц музыка, медицина Ьом фолсофо фоннэре олкосено караган куломле гено хезмотлоре до булган.

1 Моктоилореме-j ни кою?//Шура 1915.-Л1>5,- 101-103 б., Л1>б,- 1X0-181 б.

2 Тормыш мойданында хатынпар // Соембико,- 1914 - JMb 6.- 12 б.; Л'2 15.-9-10 б.

3 Колтрифан.«Миисицаойтим»/Колтрифан//Ялт-йолт.- 1912-№44.- 4-5 б.

4 Ьатиф. Татарча театр / Ьатиф // Йолдыз - 1912.- 23 октябрь.

5 Нокср Кобир. *** ( 8 дскабрьдо...) / Кобир Ьокср // Накыт — 1914 - 10 декабрь. («Натан каЬарманнары» драмасьшыц «Нур» трупнасы тарафыннал уйналуы турында).

Кызганычка карты, Фазыл Туй кип кулга алынганнан сон, авыл халкы, куркуга тошен, аныц узлорендо сакланган китапларын «куркыныч хезмотлор»не жыеи, моктоп шнек алдында яндыралар.

НиЬаять, озакка сузылган сояси тыю-эзорлеклоулордон соц, Фазыл Туйкин кебек язучы-галимнэребезнец исемноре халкыбызга ойлонеп кайтты. Буген инде авылдашлары узлореннон шундый олы нюхес чыгуы белон горурланалар. Зой-Каратай авылында Ф.Туйкин яшогон нигезго мемориаль такта куелган. Авылныц урта моктобе Ьом узок УРам да Ф.Туйкин исемен йорто. Бу моктопто куп еллардан бирле Туйкиннарныц зур династиясе — Барый Туйкин, Исмогыйль Туйкин, Мозохфоро Туйкина h.6. эшлоп кило. ИбраЬим Туйкин бик куп еллар Зой-Каратай моктобе директоры булып хезмот итте. Туйкиннар носеленнон булган Сылу Насыйбуллина да шушы моктопто татар теле Ьом одобияты укытты. Бугенге кондо ул Ф.Туйкинныц кызлары белон тыгыз элемтодо яши. Моктопто Туйкиннарга багышланган махсус музей эшлоп кило. Бу музейга материаллар туплау Ьом ачуда Сылу Насыйбуллинаныц хезмоте зур.

Лениногорск шоЬоренец «Сугышчан дан» музеенда да Ф.Туйкинныц тормыш юлы турында шактый гына материаллар тупланган. Анда газеталарда басылган мокалолор; аныц туганнары турында белешмо язулар; Зой-Каратай моктобенец элеккеге укытучысы Туйкиннарныц туганы Мозэхфоро Туйкина истолеклоре; Ф.Туйкинга Зой-Каратай авыл Советы тарафыннан бирелгон торле еллардагы характеристикалар; музей директоры исеменэ язылган кызы Булок Иботуллина Ьом абыйсы Энос Кобнр улы Туйкин хатлары; документларыннан — шохес таныклыгы, хезмот кеногосе, шулай ук туганнарында гына сакланып калган ишгырьлоре Ьом жырлары бар.

Казан доулот университеты фонни китапханосенец кульязмалар Ьом сирок китаилар булегендо Фазыл Туйкинныц 1926-1928 елларда Гыйльми Узокко язган сигез хаты, «Халык одобияты» китабын бастыру турында Гыйльми Узокнен карары Ьом Хосон Галинец бу китапка язган ренензиясе

саклана.1 Ф.Туйкипныц жиде китабы: «Нардугаи: Эдобият кичолоре

^ 3

шорофено жырлар можмугасы»", «Ватан каЬарманнары», . «Сугышчы Сатыш офонде»,4 «Тормыш корбаннары»,5 «Салих бабай»,6 «Ж^ырлар

V 8

охторисе», «Торек тарихы»ныц беренче кисоге белом шушы ук китапхано до танышырга була. Россия Федерациясе Фоннор академиясе Казан филиалыныц Узок фонни китапханосендо, шушы санап кителгон китаплардан тыш, «Кечек тожвид»9 исемле, Коръонне дорес итеп уку китабы да табылды.

«Тормыш корбаннары» пьесасыныц 1912 елда язылган сигнал экземпляры С-Петербургтагы Л.С.Пушкин исемендоге театрныц кульязмалар фондында сакланып калган. Лныц тышлыгында иатша цензурасыныц басарга Ьом сохного куярга ярамаганлыгын раслаган тамга да бар. Пьесаныц фотокучермосе Россия Федерациясенец Фоннор академиясе Башкортстан филиалыныц гыйльми архивында да саклана.10

Татарстан Реснубликасы Фоннор академиясенец Г.ИбраЬимов исемендоге Тел, одобият Ьом сонгать институты мирасханосендо Ф.Туйкипныц «Эхкяме ислам» ( Ислам кануннары) китабы11 кучермосе Ьом Сохаутдин Мицлекой шохси архивында сакланган, аца язган хаты да бар.12

'Казан доулот уиивсрситсты фоиии китанханосснсц кульязмалар Ьом сирок китанлар булегс. -Ко 938Т.-24 б.

2Туйко Ф. Нардугаи: Одобият кичолоре шорофено жырлар можмугасы/ Ф.Туйко. — Офе: Шорект,, 1915.-24 б.

3Туйко Ф. Ватан каЬарманнары / Ф.Туйко - Казан: Сабах, 1912.- 88 б.

"Туйко Ф. Сугышчы Сатыш офонде / Ф.Туйко - Казан: Сабах, 1912.-32 б.

5Туйко Ф. Тормыш корбаннары / Ф.Туйко.-Офс: Шорекъ, 1912.- 50 б.

6Туйко Ф. Салих бабай / Ф.Туйко - Казан: Тат. кит. иошр., 1925 - 12 б.

'Туйко Ф. Жырлар охторисе / Ф.Туйко,- Казан: Сабах, 1918 - 160 б.

8Туйкин К. Ьом Ф. Торек тарихы. Беренче булем. Дореслек / К. hoM Ф.Туйкин. -

Оренбург: Белек, 1919.- 128 б.

9 Туйко Ф. Ксчск тожшщ/Ф.Туйко.-Казаи: Сабах, 1913.-24 б.

10Башкорт озобиотс. XX 6i.iyaT баинл. Икеисе китап - Офо: Башкортостан кит.ношр., 1984.-589 6.

"Туйко Ф. Охкяме ислам / Ф.Туйко.- Казан: Омид, 1914. - 331 б.

"ТОЬСИ нец Култ.язмалар Ьом сир.ж китанлар булеге мирасханосс. 113 фонд., 3 тасв., 100 эш, 1 б.

Ф.Туйкинныц ижади мирасы зур булуга карамастан, татар одобияты бслемендо 1юм одоби тонкыйтендо .аныц турында могълуматлар юк дорожосендо. Аныц исемс бары теге яки бу мосьолоне Караганда утей барышлый гына, я булмаса, юбилейлар уцае белон телго алына. XX йоз башы татар модониятен Ьом одобиятын устеруго зур коч куйган Ьом утызынчы еллар ахырында Сталин репрессиялоре корбаны булган Ф.Туйкинныц тормыш юлын, фонни-педагогик эшчонлеген, одоби мирасын монографик нланда ойрону одобиятыбызда актуаль мосьололоренец берсе булын тора. Шуны исто тотып, безнец тарафтан Ф.Туйкинныц фонни- недагогик хезмотлорен, фольклор галиме, язучы буларак эшчонлеген яктыртуга махсус хезмот багышланды.

Тсманыц ойрэнелу дэрэжэсс. Фазыл Туикинныц тормыш юлын Ьом ижади мирасын ойронуне ике периодка булеи карарга була. Беренчесе — узе исон вакытта осорлоре турында вакытлы матбугат битлорендоге язмалар (Г.ИбраЬимов, Колтрифан (псевдоним), Ьатиф (псевдоним), К.Бокер, Г.Рохим). Бу тонкыйди мокалолор аныц башлангыч чор ижатына (1912-15) гына карыйлар. Чонки 1931 елда Ф.Туйкин миллотчелекто гаеплонеп кулга алына, аныц осорлорен матбугатта басу катгый тыела. 1938 елда «халык дошманы» дип атып утерелгоннон соц, бары 20 елдан соц исеме Ьом ижаты одобиятыбызга кайтарыла башлады. Икенчесе — XX гасырныц 70 елларыннан башлап язучы тормышы Ьом ижаты турында белешмо биру, кыскача гына кузоту ясау ровешендо язылган мокалолор.

Ф.Туйкинныц тормыш Ьом ижат юлын ойрону эшен башлап жиборучелорнец берсе - шагыйро Эльмира Шорифуллина. Казан доулот университетында укыганда, ул бу куренекле одип ижатын ойронуго диплом эшен багышлый. Ф.Туйкинга 90 яшь тулу уцае белон «Илебез — кадерле жиребез» (1977) исемле мокалосен бастыра.1 Ул анда одипнец хатыны Хоршидсара Ьом туганнары истолеклоренэ таянып,

'Шлрифуллшга г). Илебез - кадерле жирсбсз / Э.Шорифуллина // Казан утларм- 1977.-Л«6- 163-169 6.

жомогатьчелекне Ф.Туйкинныц тормыш юлы Ьом икс одоби осоре белон таныштыра. Бер ук вакытта аныц халык авыз ижатын жьио Ьом ойрону олкосендоге хезмотено до беркадор тукталып уто. Эдипнец 100 еллык юбилеенда Эльмира Шорифуллина Ж^оудот Мицнуллин белон берлекто язылган «Буген до хорокотто» исемле мокалосе белон чыгыш ясады1. Болардан тыш сиксоненче елларда «Социалистик Татарстан» газетасында Дамир Гарифуллинныц «Исемноре тарих битендо»,2 «Совет моктобе» журналында Э.Шорифуллинаныц «Могаллим»3 кебек куломле мокалолоре Ьом жирле матбугат битлорендо Г.Солахова, Д.Рохимов, СЛасыйбуллина, Э.Исхаков Х.Ижболдиналарныц мокалолоре4 басылып чыкты.

Туксанынчы елларда исо, Ф.Туйкинныц тормыш юлы Ьом ижаты белон кызыксыну беркадор кочоен китте. Бу узгортеп кору дин аталган елларда татар халкы арасында мил л и хорокотнец Ьом милли ацныц усен китуе белон ацлатыладыр. Чонки ул узе до XX йоз башында халкыбызны могърифотле иту, татар телен Ьом миллотен саклап калу, устеру Ьом аныц рухи байлыгын курсоту юлында зур хезмот куйган. Шул уцай белон вакытлы матбугат битлорендо шактый гына мокалолор басылын чыкты. Моца мисал итеп, Б.Газизов, М.Нуретдинов, М.Мостафин, Р.Каюмов, Э.Сафина, М.Булатов, Д.Гарифуллин, Эльмера Ьом Мицнур Ханнановалар Ьом башкаларныц язмаларын атарга була. «Эдоби мирас» жыентыгында5 Ф.Туйкинныц «Сугышчы Сатыш офонде» Ьом «Ватан каЬарманнары» исемле драмалары да донья курде.

'Шорифуллина Э., Мицнуллин Буген до хорокотто / Э.Шорифуллина, Д.Мицнуллин // Казан утлары.- 1987-№6.- 164-168 б.

2 Гарифуллин Д. Исемноре тарих битендо / Д.Гарифуллина // Социалистик Татарстан,— 1987.- 13 июнь.

3 Шорифуллина Э. Могаллим / Э.Шорифуллина // Совет моктобе - 1987 - М'8 - 54 6. "Солахова Г. Халык хотерендо / Г.Солахова // Ильич пасыятьлоре.- 1987.- 9 октябрь; Рохимов. Д. Ирак еллар кунагы / уК[.Рохимов // Ильич васыятьлоро.- 1987 - 19 декабрь;

Насыйбуллина С. Авыл моктобендо юбилей конноре / С.Насыйбуллина // Ильич васыятьлоре.- 1989 - 26 август; Исхаков О. Моктоп тарихг.ша илле ел / О.Исхаков // Ильич вас1лятьлоре.-1989 - 2 сентябрь; Ижболдииа X. Якты истолеклор / Х.Ижболдина // Илг.ич васыятьлоре - 1989.-8 сентябрь.

5 Одоби мирас. Альманах. 1 китан. - Качан: Тат.киг.ношр., 1991 - 103-160 6.

Соцгы елларда башкорт галимноре до Ф.Туйкшшыц ижаты белон кызыксыналар, аны башкорт язуилсы итеп саныйлар. «Башкортостан. Краткая энциклопедия»го до ул нокъ мено «башкирский поэт и драматург»1 буларак кергон, аныц турында кыскача могълумат та бирелгон. 1983-84 елларда Уфада чыккан «Башкорт озобиоте. XX быуат башы»ныц беренче Ьом икенче китабына да один турында биографик белешмолор бирен, «Ватан каЬарманнары», «Тормыш корбаннары» драмаларын Ьом шактый гына шигырьлорен бастырганнар." Шулай ук «Башкорт одобияты тарихы» икенче томыныц «Башкортстанда культура Ьом одоби хорокот», «Поэзия», <(Фольклор», «Проза», «Драматургия», «Эдоби бойлонешлор» кебек булеклорендо до Ф.Туйкшшыц ижади эшчонлегено кыскача боя бирело.3

Башкорт календаренец 1997 ел 23 июнь душомбе кон сохнфосе до Ф.Туйкинга багышланган. Газета-журнал битлорендо до аныц турында мокалолор очратырга момкин. Мосолон, 1989 елда «Совет Башкортстаны» газетасында БЛССР Узок архивыныц гыйльми хезмоткоре И.Ни