автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Творчество художников "школы Маккьяйоли" (1850-1870) в общей перспективе развития европейского искусства середины-второй половины XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество художников "школы Маккьяйоли" (1850-1870) в общей перспективе развития европейского искусства середины-второй половины XIX века"
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
На правах рукописи УДК 75 (451
ФЕДОТОВА Слона Дмитриевна
ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ «ШКОЛЫ МАККЬЯЙОЛИ» (1850—1870) В ОБЩЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА
СЕРЕДИНЫ — ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
»
17.00.04 — изобразительное искусство
Автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва — 1990
Работа выполнена ез научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств ордена 'Ленина Академии художеств СССР.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
доктор искусствоведения В. С. Турчин, кандидат искусствоведения В. А. Кулаков.
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР.
К 019.03.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (Москва, 119034, ул. Кропоткинская, 21).
С диссертацией можно ознакомиться в Московском филиале Научной библиотеки ордена Ленина Академии художеств СССР (ул. Кропоткинская, 21).
Автореферат разослан « ...» К...... 1990 г.
Защита состоится « Г'.* » в . час. на заседании
и
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат искусствоведения
Н. А. Виноградова
Предмет и тема исследования, их актуальность: Диссертация по-свяаена творчеству художников "школы Маккьяйолп"( всш>1а МассЫа1о1Д художественно-выставочного объединения, возникшего во Флоренции в середине ИХ века. Деятельность флорентийских мастеров была тесно связана с историческими событиями эпохи Рисордхименто, многие из них были участниками национально-освободительной борьбы итальянского народа. Искусство "маккьяйоли" с наибольшей полнотой отразило ход складывания реалистических тенденций в изобразительном искусстве Италии, став закономерным явлением в общем процессе формирования реалистического видения в культуре страны в середине - второй половине ИХ века. В нем нашло выражение своеобразие исторического и культурного пути Италии в эпоху Отточенто и, одновременно, близость к происходящему в других европейских художественных школах на их пути движения к освоению реальности, вызванному к жизни великими, трансформирующими историческое сознание социальными коллизиями века. Данная работа представляет собой опыт сравнительно-исторического исследования "школы Маккьяйоли", направления возникиего в "узловой" момент европейской истории, рассмотрения его в контексте искусства 50-70-х годов ИХ века и перспективе развития искусства второй половины ИХ века.
Выбор темы обусловлен, принципиальной важностью материала для проблематика как итальянского, так и европейского искусства XIX столетия. В отечественной науке искусство Италии эпохи Отточенто и мастеров "школы Маккьяйоли" специально не изучалось, недостаточно теоретически разработана и данная проблема в зарубежном искусствознании. Трудам итальянских авторов прлсуща недостаточная четкость обязмето-дологического подхода в рассмотрении искусства эпохи. В настоящее время, когда современной наукой накоплен большой фактологический материал, особое значение приобретает вопрос о вкладе каждой национальной школы в общеевропейский художественный процесс XIX столетия.
Ерше того в современном советском искусствознания назрела потребность отказа от традиция приоритетного изучения искусства лидирующих стран в изолированного рассмотрения достижений отдельных национальных школ. 3 современной отечественном г зарубежной искусствознании в силу ряда объективных причин наметился в последние два десятилетия значительный интерес к проблема "реализма"..Поэтому оценка исторического места реалистического направления "школа Мак-кьяйоли" в общеевропейском художественном процессе ИХ века и его влиянии на последушаа развитие искусства Италии приобретает концептуально валюд значение. Постановка проблемы, связанной с деятельностью мастеров "школы Маккьяйоли" настоятельно диктуется и необходимостью более углубленного изучения искусства Италии эпохи Стточвнто, до сих пор оставшегося "белки пятном" в общей картине европейского искусства этого времени. Зто предает актуальность тема, предопределяя такта направленность после душей исследовательской работы. Возникновение "школы 11аккьяйоли" было значительным явлением в ходе развития национального художественного процзсса в XIX столетии, обобиенный в работе материал предоставляет возможность с достаточной определенностью наметить линию изучения эпохи Отточзнто в целостности ее эстетических и художественных устремлений. Это позволит воссоздать и более объективную картину общеевропейского историко-культурного процесса, приблизит ученых к рассмотрении искусства ИХ столетия в компаративистском аспекте. В частности, откроет перспективы в изучении русско-итальянских сиязвй, позволив сделать эту область, как и литературоведение,где давно уссэпно реализуется эта проблема, одним из разделов советской искусствоведческой итальяниетшса.
•Дель и задачи исследования: Автор ставил перед собой цель показать закономерность возникновения "школы ИаккьяЗоди" после буржуазной рэволвцнл 1848-1849 годов в хода обцаго процесса формиро-
ваная реалистического вздания в культуре Италии на завершающем этапе Рисордзтшнто, ее вклад в национальную реалистическую традицию, обосновать типологию исторического существования направления среди сходных явлений в других странах, соотнести ого с судьбами реализма в этот период. Применительно к конкретной, сквозной тетлэ диссертации в ней ставится задача уяснения магистральных путей развития искусства Италии эпохи Отточенто, оценки вклада итальянской школы в общеевропейский художественный процесс. Рассмотрение творчества "маккьяйоли" в контексте современного ал искусства и более широкой исторической перспективе имеет целью показать необходимость включения в рассмотрение общеевропейского художественного процесса искусства не только лидирующих стран, но и тех, которые испытали некоторое отставание на пути исторического развития.
Методология исследования: Предает к задачи работы определили я выбор метода исследования, который, в целом, можно определить как исторический, всегда предполагающий самый широкий спектр более частных методологических аспектов к уяснения специфики выдаваемой проблемы. Данный метод делает возможным более широкий показ генезиса локального художественного явления, породивших его конкретно-исторических условий, сопутствующих культурных явлений эпохи,заведомо предполагая и аспект сравнительного рассмотрения. Однако проблема изучения "школы Маккьяйоли" не только в рамках национальной художественной традиции, а в более широкой историко-худогэственной перспективе, делает необходимым ' обращений'к типологически-слс-темному методу, который придаст более широкое историко-культурное основание рассмотрению конкретного художественного явления в сравнительно-историческом аспекте и в рамках жанровой дифференциации того временного диапазона, в котором происходило становление и развитие искусства "маккьяйоли". Подобный подход позволит рассмотреть содержательную сторону их искусства и особенности ее худояаставя-
ной интерпретации в сравнении с сюжетным репертуаром, образными концепциями, типами изобразительных решений в работах мастеров других европейских школ. Типологически-системный метод делает возможным рассмотрение искусства 50-70 годов XIX века, то есть времени складывания реалистических тенденций в культуре европейских стран, как неко2 художественной системы эпоха с учетом конкретно-исторической ситуации в каждой данной стране. Следует учитывать условность понимания некоего "единства" картины развития искусства в "эпоху реализма", так как в этот период создавались произведения, с различной степенью объективности раскрывающие историческое содержание современности. Необходимо также иметь в ввду, что для "маккьяйола", как а для мастеров других художественных школ,в 6090-е года границы жанровой дифференциации уже утратили определенность и обрели гораздо более сложные переходы и вариации. Однако несмотря на некоторую искусственность сопряжения избранного в диссертации метода, с кивой канвой художественных процессов, он позволяет более рельефно выявить характер межганровых связей, пока-' зать побудительную причину "жанровой синестезии". Еа явилось для пасторов всех европейских школ движение к освоении реальности,как и в предшествующие эпохи делавшее затруднительной жанровую дефиниция творчества того или иного художника. Типологически-системный метод предоставляет возможность показать то глубокое единство, которым при всем разнообразия художественных устремлений и методов пх воплощения был отечен процесс эволюции европейского искусства этого времени.
Источниковедческая база исследования: Поставленные в диссертационной работе задачи сделали необходимым сопоставительное рассмотрение больного круга произведений, поэтому автор стремился, чтобы более широкий, чем принятый в обычном монографическом исследовании спектр проблем, не заслонил главного - показа генезиса ло-
кального художественного явления, его национального своеобразия. Понимая возможность невольно схематизировать картину обтеевропейс-кого художественного процесса, автор стремился к конкретному применен® общих методологических установок и в научяо-собирательной работе опирался на свидетельства современников, высказывания самих художников, их произведения, стремясь вклэчить наследие "маккьяйо-ли" з ситуацию определенного исторического периода, реальнуи,органическую художественную среду исторического времени. При работе над темой был сделан четкий отбор сравниваемых в исследовании произведений, используемых литературных источников. В первую очередь было необходимо рассмотрение тех произведений европейского искусства, которые могли бы составить наиболее целостнуи картину его развития в 50-70-е годы XIX века, быть сближены с созданным "маккьяйоди". При изучении этого круга работ привлекались живопись и графика, хранящиеся в музеях нашей страны, зарубежных стран,Италия. Следует особо отметить важность в работе над темой литературы справочного характера - каталогов крупна йя их галерей и частных кол-'лекций, выставок. Большую помощь з работе оказали публикации материалов итальянских архивов, эпистолярного наследия "маккьяйолл". С произведениями флорентийских мастеров и искусствам Италии XIX столетия автор имел возможность познакомиться во время поездки в Италию.
Научная новизна работы: Рассмотрение творчества "маккьяйоли", приходящегося на один из наиболее значительных, этапов в искусстве Италии XIX- века, позволяет пересмотреть установившися взгляды на эпоху Отточенто, как на период менее значительный для культуры страны, чем Сейченто и Сеттеченто, несущие отблеск великого наследия Возрождения. В советской наука искусство Италии длительное время было исключено из изучения обшей эволюции европейского искусства XIX века. Целый период в культуре страны, ставшей со вто- 5 -
рой половины ХУШ столетия центром неоклассицизма, рассматривался как безликий, давший мало оригинального, и, что особенно важно, в изоляции от культурных процессов .предшествующих эпох й искусства XX столетия. Отсутствие знаточеской и научной традиции в изучении художественного наследия эпоха объясняется недостаточной представленностью произведений искусства в музеях налей страны, что было вызвано традициями русского собирательства конца XIX - начала XX века. То, что искусство Италии эпоха Отточанто оставалось вне сферы научных интересов ученых клало причиной и сложившуюся с конца XIX века в силу объективных факторов в кругу представителей русской демократической критики и, в первую очередь В.В.Стасова,негативную оценку "итальянизма", отоздэствлявшагося со всем искусством страны.
В последние два десятилетия работы соватских историков и лита ратурозадов опровергли представление об Италии ХУШ-Х1Х веков, как о порподэ сплошного экономического упадка и культурного рог-росса. Обратившись к творчеству мастеров "школы ¡Лаккьяколи" автор стремился показать сложность и неординарность художественных явлений в искусства эпохи Отточанто, выявить их естественную законо-«зрность а глубокую национальную преемственность, Искусство "маккьяйоли" рассматривается в работе в тесной взаимосвязи с национально?. культурной традицией и в его взаимодействии с творчеством мастеров XX столетия. Как и в ХУП, ХУИ веках Европа продолжала многому учиться у Италия, которая оставалась источником живых традиций, роздазоаихся новых явлений, йленно в Италии, гда в эпоху Отточанто происходило значительное расширение политического,лита-гаг/рно?о, художественного кругозора европейских деятелей культуры :: сСастваиной мысли, роздались идея всеобщности, целостности ев-гег.зйского культурного процесса, не обхода:,¡ости освоения всего ис-гсг^ко-культурного опыта, воплотившиеся во взглядах И.В.Гета, А.'.¡.Герцена, В'.В.Стасова, научных теориях А.Н.Веселовского.
- 6 -
В советском искусствознании творчество мастеров "школы Мак-кьяйоли" специально не изучалось. Расширительный, сравнительно-исторический его анализ нв предпринимался и зарубежными, в частности, итальянскими ученики. Собранный материал о их творчестве, рассмотрение ах наследия в кругу обшей проблематики европейского искусства середины - второй половины XIX века, позволяет ввести в научный обиход новый материал, способствушнй углублению представления о ходе историко-культурных процессов в отдельных национальных школах. На примере творчества "маккьяйоли" в диссертации предпринята попытка обосновать некоторые общие полоиэния, ваяные для проблематики искусства XII века. К ним, в частности, следует отнести - постановку вопроса о значимости наследия эпохи Отточенто в общей эволюции искусства Италии, вопрос о роли национальной художественной традиции в искусства этого периода, проблему пленэра, как одну из важнейших в складывании реалистического худозествон-ного метода, характерно ищу плзнэризга 40-60-х годов (то есть на доимпрессионистической его стадии), выявление объективного сходства и самобытности процесса складывания реалистических тенденций в искусстве Италии.
Практическая ценность; Собранный фактологический материал о деятельности мастеров "школы Иаккьяйоли", рассмотренной в контексте европейского кохсусства середины - второй половины XIX века, выводы диссертации, могут найти практическое применение в подготовке ряда работ по ранее на изучавшейся проблематике. Знакомство специалистов и более широкого круга читателей с оригинальной эстетической концепцией итальянских художников, юс живописной системой, эпистолярным наследием представит несомненный интерес. Практическое значение может шеть и подготовка издания о проблемах европой' екого реализма, потребность в котором испытывает, современная отечественная наука. Раздел о складывании реалистического задания
в искусстве Италии середина - второй половины XIX века должен занять в нем исторически подобавшее место, восполнив существующие на сегодняшний день лакуны. Материал диссертационной работы имеет не только историко-культурное значение, но и мокет способствовать обогащению современного художественного процесса - использоваться в педагогической а музейной практике, лекционных курсах.
Структура диссертации: обусловлена целью и задачами исследования. Работа представлена в двух частях. В выделенный в специальный том раздел "Приложения" включена глава "От века классицизма к искусству романтической эпохи" (приложение I), в которой прослежены социальные и духовные предпосылки возникновения историко-культурной ситуации 50-70-х годов в Италии, выявлено своеобразие формирования романтизма в искусстве Италии первой половины От-точенто. Помещение ее в этом разделе объясняется постановкой в ней проблем более широкого плана, но тесно связанных с уяснением хода развития художественных процессов, подготовивших возникновение "школы Маккьяйоли". В раздел включены такав систематизированные ' автором материалы по хронологии жизни и деятельности мастеров "школы Маккьяйоли", Дя.Фатторл, таблица, включающая тлена и даты ялзнп его учеников и последователей, живописцев, близких кругу • "маккьяйоли" (приложения П-У), "синхронистическая таблица" деятельности живописцев различных европейских художественных школ (прилокение У1).
Раздел "Введение" по связан обоснованию предмета, цели и задач предлагаемой диссертации, методологии исследования. Он включает критический обзор литературы по данной теме. Во "Введении" дается подробная характеристика избранного в работе временного периода 1Б50-1870-Х годов, на который приходилась наиболее активная совместная деятельность мастеров "школы Маккьяйоли". Он позволяет определенно очертить границы сравнительно-исторического аспекта
исследования. Данный период является существенным рубежом в исторической и культурней развитии Италии и других европейских стран, но его не следует рассматривать изолированно, а, напротив, во взаимодействии социально-исторических тенденций с предшествующим и последующим временем. Для Италии он совпадает с началом третьего, завершающего этапа эпохи Рисорджиыенто (1848-1871), принятым в советской а зарубежной историографии. У итальянских ученых существует1 различные точка зрения на временные границы существования "школы Маккьяйоди", но следует учитывать, что эстетические взгляды художников сложились в а тою сфера Рисордашенто я наиболее полно выраженное единство эстетических и художественных взглядов существовало на протяжении именно двух последних его десятилетий,то есть до начала 70-х годов, когда ряд "маккьяйоли" уезжает на длительный срок во Францию и можно говорить уш о деятельности лишь отдельных членов объединения, работающих в Тоскане. Кроме того,в период 50-70-х годов наиболее четко обозначились типологически близкие черты общественно-исторических ситуаций во многих европейских странах, что в своп очередь, делало объективно и закономерно сходной типологию художественных устремлений. Однако он слагался из очень разных десятилетий для истории и культуры европейских стран, что было обусловлено различными "темпами" их исторического развития. Эта проблема, в свою очередь, тесно связана с соотношением романтизма и реализма в ах культуре, как двух ведущих мировоззрений эпохи. Поэтому рассматривая параллельное лх сосуществование в культуре Италии и сопоставляя с процессом развития романтичес- .. ких и реалистических тенденций в искусстве других художественных школ, важно не свести проблему к варианту итальянского "романтического реализма", как принято его' называть в западном литературоведении, концепция которого нарушает глубинную связь двух художественных методов и утверждает их синтез в определенных проявлениях искусства середины - второй половины XIX столетия.
- 9 -
Во "Введении" прослеживается история сложившейся в Италии традиции собирания работ "маккьяйоли". Их произведения начали коллекционировать современника - живописцы К.Банти и М.Бордеотти, скульпторы Р.Карниелло и М.Галли, тосканский маршан Л.Пизани, миланский критик П.Левн, писатель-гарибальдиец Э.Чекка, прозаик и журналист У.Ойетти, князь Сан Донато А.Н.Демидов. Современники понимали значение их искусства для будуией культуры страны. Произведения "маккьяйоли" хранятся в музеях и частных собраниях США,Франции, Великобритании, Японии, Бразилии, Финляндии. Наиболее полно у себя на родине они представлены в Галерее современного искусства Флоренции, Пинакотека им. Дж. Фат тори в Ливорно, римской Национальной Галерее современного искусства, музеях современного искусства Милана и Венеции, Галерее Каподимонте в Неаполе.
В работе над диссертационной темой были использованы литературные источники разного характера, поэтому их обзорное рассмотрение во "Введении" дано в последовательности, раскрывающей различные грани, поставленной в диссертации проблемы. Оно позволяет войти в круг вопросов европейского искусства XIX века, современной методологии его изучения, истории и культуры Италии этого времени, а такта непосредственно проблематики "школы Маккьяйоли". В. связи ' с характеристикой общих процессов, происходящих в европейском искусстве и литературе XIX столетия, о "маккьяйоли" содержится упоминание в работах Ю.Д.Колпинского, Д.В.Сарабьянова. Отнесение-"маккьяйоли" к эпигонам французских импрессионистов, встречающееся в книгах некоторых авторов базируется на недостаточном знакомстве с эстетическими взглядами и творческим методом художников. Среди трудов советских ученых следует выделить работы, в которых историками искусства и литературоведами рассматриваются некоторые аспекты развития искусства &алии XIX века в связи с обращением .к ярсблвл-лтаке европейского романтизма (В.С.Турчин, Н.Я.Берковскяй!
В наши дни, когда пересмотрена оценка многих художественных явлений и эпох, о которых ранее высказывалось критическое суждение,ужа выглядит исторически неправомерной оценка искусства эпохи Отточен-то, данная талантливым художественным критиком А.Эфрссом,утверждающая национальную обезличенность итальянского искусства этого периода. В работах советских историков искусства последние двух десятилетий А.Г.Верещагиной, О.А.Дясковской, А.П.Валппкой.Е.Ф.Пэ-тиновой убедительно показана роль искусства Италии, художественной среды, в которой гили художники-пенсионеры, в сложении творческих манер русских мастеров, когда, порой, именно здесь раскрывалось то, что уже подспудно сушествовало и пробивалось к жизни в их искусстве.
Следует подчеркнуть, что в последние десятилетия наблюдается значительно возросший интерес в советском и зарубежном искусствознании к искусству XIX века. Обращение к работам созетских а зару-беяных" исследователей, занимающихся историей европейского искусства XIX столетия, позволило автору опираться на новые данные.придерживаться получивших научную апробацию положений.
Материал, имеющий значительный интерес для уяснения развития многих процессов в истории и культура Италии эпохи Отточенто, содержится в книгах итальянских писателей, общественных деятелей,художественных критиков, йллософов, ученых, бывших ее свидетелями.
. Более углубленно взглянуть на события эпохи на основании свидетельств современников позволили а воспоминания об Италии деятелей европейской культуры, так называемые "итальянские пзтешествия",получившие распространение в Европе с конгр- ХУШ столетия вплоть до начала нашего века. Написанные высокохудожественным языком в форме эссе, романтических биографий, писем и дневниковых' записей, они дают возможность понять, какую духовную пищу в тот или иной ситуационный момент искали и находили в Италии представители культуры
различных европейских стран. К этому типу литературы можно отнести и переписку русских художников, содержащую оценку современного им итальянского искусства ужа профессионалами.
Во "Введении" также прослеживается традиция изучения "школы Ыаккьяйоли" в Италии с конца XIX века до наших дней. В этой связи отмечается, что если у современников художников существовали споры вокруг ах творчества, то в XX столетии, скорее, можно говорить об изменении подхода к изучению их наследия на определенных исторических этапах. В трудах итальянских историков искусства, художественных критиков, живописцев конца XIX - начала XX столетия (Дз.Рованя, П.Сельватико, М.Ридольфи, Б.Маньи, Г.Превиати), написанных в традициях биографического метода, восходящего к жизнеописаниям Л.Гиберти, повествование строится на четком делении на школы с выделением ее главы и материал о тосканской школе живописи тонет в обман фактов, перечислении имен и произведений искусства. 15.!эино в эти годы,когда в итальянской гуманитарной науке особенно остро стоял вопрос о методе исследований, сложился подобный, по словам А.Грамши, "абстрактно-гуманитарный" подход к изучению материала предшествующей эпохи. Среди работ этого периода выделяются книга П.Лев;; "Второе Возрождение" (1883) и корреспонденции из .Флоренции профессора флорентийского Университета А.Де Губернатиса, публиковавшиеся в русском "Вестнике Европы" в 70-80-е годы, написанные лэдьмп, близкими кругу флорентийских мастеров.
"икода Маккьяйоли" как всякое подлинно художественное явление всегда рассматривалась как неотъемлемая часть историко-культурного прошлого Италии. Не претерпевая резких изменений в оценке нрофес-спональаныи историками искусства, официальное отношение к ней было подчинено государственной политике ила существующей конъюнктуре в области искусства. Об этом свидетельствовало, например, замалчи-,. ванне их творчества в период уел«еап1о , оценка его с позиций на- 12 -
циональной исключительности в статьях ученика Фаттори А.СофЬэти 1920-х годов, а также отнесение эго я разряду незначительных явлений наряду с другими проявлениями реалистических тенденций в культуре страны в книгах 70-х годов таких крупных представителей искусствознания Италии как Дк.К.Арган или Р.Лонги, не раз изменявших свои опенку.
Работы итальянских авторов 1920-1930-х годов А.Франки, З.Чек-ки, Э.Сомаре, У.Ойетти, носила характер эссе, романтических биографий художников. Собранный в них материал был лишен научной систематизации. В 40-60-е годы такими известными учеными как Лд.Дэ Логу, Дя.Мадзариол и Т.Пиньяти, К.Мальтезе, З.Лаваньино, А.Оттино делла Кьеза были написаны истории искусства, не претендующие на углубленный анализ социально-исторического фона, но в которых последовательно и в тесной взаимосвязи рассматривались отдельные периоды развития искусства эпохи Отточанто. В каждое из этих изданий был включен материал о "маккьяйоли". Творчеству художников посвящены также специальные работы научного характера, главным образом в журналах. В Италии выходит много альбомов, написанных в традициях современной западной "научной эссвистики", сочетавших попытки научной аргументации и беллетризованного изложения материала. Изучением искусства "маккьяйоли" на протяжении века занималось целое поколение итальянских ученых от К.Мальтезе до Д.Дурбе, ныне являющегося крупнейшим знатоком их творчества, хранителем архивов'художников в римской Национальной Галерее современного искусства. Значительные материалы документального характера содержатся в книгах воспоминаний А.Чачони, Т.Синьорини, Д.Мартелли, учеников Дя.Фаттори, переписке "маккьяйоли".
К 1960-м годам материал о искусстве эпохи Отточенто в значительной степени у«з бил систематизирован итальянскими учеными. Вышла в 089т обобщающие работы по истории искусотва а!а вака, исслз-
дозания о творчества пасторов отдельных региональных школ, созданы каталоги собраний крупнейших музеев, располагающих работами "маккьяйолд", изучены и опубликованы произведения из частных, собраний, эпистолярное наследие художников. В искусствоведческий обиход было введено много новых данных и изучение их наследия получило уже более серьезную научную основу в книгах Р.Де Града, У.Джиарделли, К.Мальтезе.
Однако несмотря на большое количество и разнообразный характер публикуемых в Италии работ о творчестве "маккьяйоли" следувт отметить неразработанность общеметодологической точки зрения на их творчество. Это связано с общей слабостью методологии современного итальянского искусствознания и касается не только проблематики данной школы. Подлинная история "школы Маккьяйоли" с позиций современного искусствознания пока не написана итальянскими учеными, на создан Catalogue га1воаае их произведений. Научная каталогизация их живописного и графического наследия еще продолжается. Постоянно осуществляется публикация открываемого эпистолярного наследия художников, начатая еще в 40-50-е годы П.Дини, Дж,;.!аттеуч-чи, Д.Дурбе, Л.Встали. Как отмечалось выше, итальянскими исследователями пока не предпринималась попытка включить "школу Маккьяйоли" в ароал европейского искусства середины - второй половины XIX века. Это было сделано в работах 60-х годоз немецких ученых З.Вих-шна и Р.Цайтлера, в которых проблема исторического существования направления не рассматривалась конкретно, но эму было уделено некоторое внимание в связи с формированная историзма нового времени. Однако пока нельзя говорить об определенной традиции изучения творчества "маккьяйоли" в западном искусствознании, что объясняется поздшы знакомство;,: многих стран с их искусством. Оно стало воз^сянал в 70-60-е годы, благодаря проведению целого ряда выставок в Запздной Германии, США, Голландии, Японии, Францаи.Ве-
лакобритании, посла которых с определенностью можно констатировать возросший в последние годы интерес к их искусству на западе.Вслед эа выставками появились мяого^сленные отклики в печати, в которых отмечалось "открытке" флорентийских художников, "качественность" их работ, выражалось пожелание организации выставка европейского искусства середины - второй половины ИХ века, которая позволила бы наглядно сопоставить пути развития отдельных европейских художественных школ, о чем, в частности, писали такие известные ученые, как Дж.Гере и Г.Гюнтер.
О значительном внимании к искусству эпоха в целом и творчеству "маккьяйоли" свидетельству»? также выставки последних десятилетий, проводимые в Италии. В их устроении отразилось стремление итальянских исследователей более исторически конкретно осмыслить вклад "маккьяйолл" в истории итальянского искусства, с позиции историзма переосмыслить роль художественного наследия "века Рисорд-жименто". Событием в культурной жизни страны стала большая ретроспективная выставка работ Дж.Фаттори, состоявшаяся в Галерее Патти (декабрь 1987 - февраль 1988 года) в связи с 80-латнем со дня смерти художника.'Наследив Фаттори, который был "главой школы", как называли его сама "маккьяйоли", наиболее систематизировано итальянскими учеными. В 60-70-е годы были изданы фундаментальные труды Дж.Малвши, Л.Бьянчарди, 1.Керубини. Кая о человека и педагоге рассказывают о Дж.Фаттори в своих книгах воспоминаний его ученика А.Франки, А.Де Ватт, М.Бордаотта. Эти яркие а талантливые люда многое сделали для сохранения памяти о нем в наши дни. В заключительной частя "Введения" намечается последовательность изложения исследовательской часта работы.
В первой главе "Историко-культурная ситуация 50-70-х годов XIX века в Италии. Возникновение "школы Маккьяйоли". (Эстетические взгляды художников. Поиск новой художественной фодоы)" обосковк-
вазтся историческая закономерность возникновения направления в ходе складывания реалистического видения в культуре страны, рассматриваются эстетические взгляды художников, поиск ими нового изобразительного языка.
После буржуазной революции 1848-1849 года Италия вступила в последний период Рисорджшенто, завершавшийся к 1871 году созданием объединенного и свободного государства. Политическая и духовная жизнь страны была не менее насыщенной, чем в предшествующий период. В 1860-1870-е годы Флоренция превращается в центр политической и культурной жизни Италии. Это было связано с общим демократическим подъемом после революции 1848-1849 годов, той ролью,которую играла Тоскана в атмосфере духовного возрождения Италии. Художественно-выставочное объединение "школа Маккьяйоли" возникло во Флоренции после революции 1848-1849 годов. Почти все художника были участниками революционно-освободительной борьбы народа,разделяли взгляды Дж.Мадзини, были сторонниками республиканского строя. Занятия во флорентийской Академии художеств объединили тосканцев Дж.Фаттора, А.Чечоаи, Т.Синьорани, О.Боррани, К.Банти, С.Де Тиво-ли, Р.Сернези, приехавшего из Умбрии БД*Анкона, уроженца Романьи С.Лага, позднее, уже в середине 50-х годов к ни присоединились венецианцы В.Кабьянка, Г.Чиарди, Дж.Аббати, Ф.Дзандоменеги, фер-рарец Дж.Больдини, неаполитанец Дж.Да Ниттио. Местом ах встреч стало кафе "Микеландаело" на виа Ларга (ныне - виа Кавур). Здесь собирались представители демократической интеллигенции, художники прозвали его "пещерой отчаявшихся", вкладывая в это название дух революционной романтики и бунтарства эпохи.
В этой жа главе диссертации рассматривается педагогическая система Академии художеств Флоренции, методы преподавания Дж.Беа-цуолли, последователя Л.Бартолини, у которого занимались "маккьяйоли", прослеживается складывание живописной системы художников в опоре на национальную художественную традицию.
- 16 -
Первое совместное выступление группы молодых живописцев произошло . в 1861 году, вскоре после состоявшейся первой Всэитальянской выставки во Флоренции, жюри которой отвергло пейзажи а картины на сюжеты из событий Рисорджименто флорентийских художников,отдав предпочтение историческим полотна» академистов. В ответ на это они организовала самостоятельную выставку в Казино деи Ризорти. Прозвище "маккьяйоли" возникло как ироническое, буржуазная пресса подвергла резкой критике живописный метод и новую тематику произведений флорентийцев. "Школа Маккьяйоли" была художественно-выставочным объединением, просуществовавшим недолго, так как состоялось всего четыре их совместных выступления з период I86I-I868 годов. Эстетические взгляды "маккьяйоли" не получили программного оформления, художники не заявляли о них с помощью манифестов и деклараций. Они изложены в книге Д .Мартами, обращениях Дх.Фаттори к ученикам, их воспоминаниях о художника, эпистолярном наследии "маккьяйоли", мемуарах А^Чечоня и ТвСиньоршш, статьях последних, публиковавшихся на страницах полемических органов "маккьяйоли" - газеты "II Gioraale Artiatlco " И журнала "Gazzettino degli arti del disegno Это была группа художников, движимых явланиэм обрести свободу творчества, освободиться от опеки Академии и дари выставок. Выдвинутая ими задача обновления содержания искусства, неприятие "напыщенной лжи" искусства буржуазных салонов, стремление к изучению и "искреннему" отображению действительности, отвечали демократической направленности политической и культурной жизни Италии 50-70-х годов. В первой главе обосновывается типологическая близость "школы Маккьяйоли" подобным ей художественно-выставочным объединениям, возникавшим в этот период в других европейских странах. В ряду этих "товариществ", которые не всегда являли собой "объединения" в полном смысле этого слова, ибо не алели единой четкой программы, но возникавших в период наивысшего подъема рево-
лзздионных устремлений наций, итальянская "школа Маккьяйоди" рассматривается как самобытное художественное явление, ставшее как а они знамением времени.
Значительное внимание в главе уделено анализу эстетических взглядов "маккьяйоли". "Метод macchia " как называли художники свою систему художественных взглядов, получил теоретическое обоснование в их работах 70-6G-X годов. Понимание противоречия между правдой и красотой, прекрасным в искусстве и прекрасным в жизни, складывалось у них под влиянием романтической эстетики, впервые выдвинувшей эту антитезу. Они отвергли изображение приукрашенной действительности, отстаивали "священность реальности" и "свободу творческой индивидуальности". Их принцип "наблюдения действительности" имел целью изображение всего "видимого" в окружающей реальности и отражал общие тенденции эпохи быстро развивающейся научной мысли, когда раскрывались многие новые грани в познании объективного мира. Их теория "искреннего реализма", подобно общественно-политическим взглядам художников, окруженным неким романтическим флером в духе идей Мадзини, предполагала выдвижение на первый план современной тематики, ко несла в себе еще расплывчатое понятие народного и социального. Живописный метод флорентийских художников отразил тенденции европейского планеризма 40-60-х годов XIX века. В его основе лежала разработка цветовой проблемы пленэра. Овладевая живописными приемами передачи "существа цвета" в атмосфере света а воздуха, все более кратковременных мгновений бытвд природы, они обратились в живописи цветовым пятном, в которой традиции романтического светотеневого "пэйзаха-настроения" соединились с реалистической передачей пленэра. В своих колористических опытах художники находили опору в национальной традиции, изучая живопись тосканских мастеров Треченто и Кватроченто, принципы венецианского ренессансного колоризма, достижения живописцев "Скуола Позалип-
по". Мазок и пятно определяли структуру полотен "маккьяйоли", что восходило к "живописи быстрого мазка а пятна", обретающей новые качества а открывающей большие возможности перед мастерами новой эпохи, все более глубоко познающими реальность в ее динамическом развитии. "Метод аассЫа " флорентийских мастеров сопоставляется в этой связи с произведениями художников поздне романтического направления "скапильятура" и подчеркивается, что в творчества "маккьяйоли" старая культурная традиция, справляясь с веяниями иной эпохи, рождала более значительные живописные открытия. Метод живописи цветовым пятном "маккьяйоли" явился одним из ранних примеров в европейском искусстве обращения к "открытому" цвету и более радикальным шагом на ее пути к освоению реалистического пленэра,чем тональная живопись их современников.
В заключительной часта главы прослеживаются судьбы художников после закрытая в 1866 году кафе "Микальанддело". В 70-90-е годы ах творчество развивается уже в новый исторический период для истории йгалии.
Вторая глава "Маккьяйоли" среди европейских школ, (историческая живопись, жанр, пейзаж, портрет)" посвящена сравнительно-историческому рассмотрению произведений "маккьяйоли" в контексте европейского искусства 50-70-х годов исторической перспективе второй половины века.
Введение к главе посвящено характеристика историко-культурной ситуации 50-70-х годов. На новом историческом этапе в жизни европейских государств, начало которому положила революционные события 1848-1849 годов, все отчетливее происходило осознание "исторического" в современности. Незавершенность демократических преобразований, уроки поражения свободолюбивых устремлений наций формировали тот необходимый исторический опыт эпохи, которая завершится зо многих странах в 70-е годы столкновениями народа и сил, защищающих
интересы буржуазных монархий, рушащейся гегемонией в Европе отдельных стран, завоевавших национальную независимость. "Живая" история - революционные движения, войны, освободительная борьба народов - все социальные коллизии становились содержанием произведений литературы и искусства. "Историческое" ввдилось уже не только в обращении к кульминационным моментам истории, историей стала и сама действительность в ее более будничных проявлениях.
Процесс формирования реалистических тенденций в культуре каждой страны был опаечен глубоким своеобразием и ход его предопределен складывавшимися в них на протяжении столетия общественно-политическими ситуациями. Учитывая всю сложность проблемы существования реализма в стилевом развитии эпохи, наличие множественности дефиниций его различных "категорий", в данном разделе главы рассматриваются лишь те грани проблемы, которые дозволяют более точно определить место "маккьяйоли" в системе реализма XIX века, соотнести их творчество с определенным его временным этапом. Сравнительный анализ произведений итальянских художников и мастеров других европейских школ в пределах жанров позволяет выявить не только их функциональную, тематическую а живописную близость, но и показать, как происходило переосмысление определенных мотивов в различных живописных системах на данном этапе реализма, развитие его художественной системы в сравнительно-историческом аспекте.
Вторжение мотивов реальной действительности в сферу репертуара влекло за собой изменение всего сюжетно-тематического комплекса искусства 50-70-х годов, включавшего в себя обращение к новому содержанию а поиск изобразительных средств для его воплощения,а также соотношения жанровой структуры творчества. Исторический жанр все более утрачивал свои традиционные академические формы и наполнялся новым содержанием. Стремление дать все более убедительную мотивировку реальности наблюдалось в пейзаже .бытовой клвоягси, пор'
ре те, которые, сохраняя "стилистику жанра", то есть те устойчивые его черты, которые являлись определяющими при перехода от эпохи к эпохе, образовывали теперь новые типологические формы. Этот процесс отразила и живопись "маккьяйоли", вписывающаяся в панораму европейского демократического искусства середины - второй половины века,
В первом раздело главы рассматриваются пути развития исторической живописи Италии на фоне тех значительных изменений, которыэ происходили в этом жанре. НСивопись "маккьяйоли" развивалась в русле европейской баталистики, выдвинувшейся в 50-70-е годы на передовые позиции. Сцены из событий Рисорджименто "маккьяйоли" были рождены в непосредственном соприкосновении с действительностью,документальность играла большую роль в рисунках, исполненных на местах военных сражений. Их живопись как бы подхватывала импульс, полученный от искусства предшествующего времени к изменению художественного исторического сознания. Понимая Рисордаименто как подлинную революцию, будучи еа непосредственными участниками, они воплотили в своих произведениях патриотические идеалы. Историческое осмысление реальности было ограничено в их произведениях жанровой трактовкой времени, они не поднялись до трактовки Рисорджименто как народной темы, но сам метод художников свидетельствовал о смелости и новизне их исторического видения. В данном разделе главы батальная живопись "маккьяйоли" рассматривается в сопоставлении с произведениями О.Раффе, Л.Булланже, Э.Мейссонье, А.Невиля, Э.Де-тайля, А.Менцеля, Н.Грягореску, М.Фортуни, ФДаыейера, А.Гроттгера, К.Гиса, Т.Амана, мастеров "Русского художественного листк:'-, В.В .Верещагина, отразившими различные по степени художественного обобщения возможности в передаче исторической содержательности современности.
Второй раздел главы посвяшен сравнительному рассмотрению жанровой живописи "малдайолл" с произведениями их современников.
В ней нашли выражение характерные тенденции искусства этого времени - обращение к народной тема, тесно связанное с процессом демократизации культуры этих стран, последовательный "выход" из бидер-мейара, "размыванш" границ собственно жанровой живописи. "Мак-еьяйоли" первыми в искусстве Италии эпохи Отточенто обратились к народной теме» Они трактовали ее без идеализации и сентиментальности художников академического направления в народном жанре -Л.Кнауса, З.Синьоля, А.Збера, А.и ШРиццони, ЛЛагорио. Их произведения были лиивны показа фольклорной, праздничной стороны крестьянской повседневности, которая присутствовала в произведениях Ф.Дзфреггера, Л.-О.Десмитта, Е.Бретояа, испански, костумбрио-тов, итальянцев Ф.П.Микетти, Ф.Россано. Художники стремилась правдиво передавать моменты будничного бытия природы а человека, она "воспроизводили" действительность, что было характерно для литературы и искусства эпохи позитавастской мысли, когда все большую значимость обретали натуралистические тенденции. Само понимание народного несло у них вое романтическую окраску, будучи противопоставленным надуманности и идеализации академической живописи и мещанству натуралистического салонного жанра. .Они стремились передавать национальный колорит быта жителей различных провинций Италии. Их жанровая живопись была лишена широкого показа многих сторон народной жизни, но в ряде работ Т.Синьорани, С.Лага, Дж.Фат-тори, Ф.Дзандоменеги воспроизведение жизни обездоленной части общества становилось необходимым, присушим их веристскому методу компонентом наблюдаемой действительности. Искусство "шккьяйодн" было тесно связано о народной средой, что позволяет считать их предозс-твенниками мастеров "социального веризма", выразивших идеалы иной эпоха, которая стала следствием а продолжением революционной борьбы ее народа в годы Рисордкименто. Особое направление в 70-90-е годы в жанровой живописи мастеров "щоэлы Ыаккьяйоли" составили .
произведения Ф.Дзандоманеги, Дж.Де Ниттиса, Да.Больдяни, у которых после знакомства с творчеством французских импрессионистов,появляются заимствованные сюжеты. "Маккьяйоли" не приняла эти произведения, оценив их как утратившие национальную самобытность.
Третий раздел главы посвящен пейзазку в творчестве "маккьяйолй'. В нем нашли выражение многие характерные черты, присущие европейской ндвописи XIX столетия на ее пути от "идеального" пейзажа к овладению приемами более правдивой передачи натуры. Произведения "маккьяйоли" рассматриваются на фоне современного им искусства Италии - живописи ломбардских пейзажистов, отдавших дань увлечения импрессионизмом, итальянских последователей французских дивизио-нистов, мастеров "скапильятуры", анализируются в сопоставлении с пейзажами А.Иванова, Н.Ге, А.Боголюбова, М.Фортуна, Ф.Ленбаха, И.К.Кренера» К.Шпицвзга, Д.Маркеса, К.Коро, О.Аханбаха, французских художников 60-х годов, овладевавших приемами реалистической передачи пленэра. Близость решаемых художниками пленэрных задач обусловливала типологическое сходство композиционно-пространственного решения, живописных манер, причем метод живописи цветовым пятном был более плодотворным на этом цуга, чем тональная живопись. В связи с принципиально важной для итальянского искусства второй половины столетия проблемой влияния французского импрессионизма рассматривается творчество мастеров "школы Маккьяйоли", живших во Франции. В их творчестве сказалось формальное усвоение изобразительных принципов импрессионизма, которые соединились с традициями "школы Маккьяйоли" и с тенденциями натурализма.
Менее значительное место в живописи "маккьяйоли". занимал портрет. К нему обращались Дж.Фатторя, С.Лага, Т.-Синьорина, АЛечони, но главяш образом Дж.Больдини, Ф.Дзандоменаги, В.Д'Анкона,связанные с выставочной деятельностью парижских салонов. В данном раздала рассматриваются произведения мастеров, работавших в Италии,
в которых нашли выражение национальные черты, присушив их искусству. В произведениях художников, работавших во Франции, сказалось влияние традиций французской школы, иностранных мастеров, влившихся в ее русло во второй половине столетия.
Основной вопрос третьей главы "Творчество Джованни Фаттори и проблема художественного наследия школы Маккьяйоли" - преемственность мастерами XX века демократической традиции художников "школы Маккьяйоли". Деятельность одного из ведущих живописцев направления Дж.Фаттори рассматривается в ней во взаимосвязи с искусством его учеников и последователей. С 1866 года он преподавал во флорентийской Академии художеотв, стремился внедрить в систему академического образования педагогические принципы, направленные на преодоление схоластики. Его приход во многом способствовал осуществлению реформы Академии в 80-90-е годы, после которой к преподавании пришш прогрессивные мастера более молодого поколения. Из школы Дж.Фаттори вышли очень разные художники, но в наши дни любой музей считает чеотью иметь работы его учеников. Понимание высокого назначения искусства, неприятие буржуазности, преподанное им в школе Фаттори, всегда оставалось путеводной нитью в их творчестве. Судьбы учеников художника были глубоко различны. Некоторые из них, как А.Модильяни, С,-Карлини, М.Леви, Д.Виави, А.Ыагри уехали в Париж в начале века, их живописная манера претерпевала влияние различных живописных исканий начала XX века. Другие, как мастера созданного в 1920 году в Ливорно на родине Фаттори художественно-выставочного объединения "Скуола Лаброника", ревностно сохраняли живописные принципы "маккьяйоли". Деятельность большой группы учеников и последователей художника была связана с Тосканой.
Творчество учеников и последователей Фаттори, тесно связанное с наследием "школы Маккьяйоли", приоткрывает одну из граней еще мало изученной в советском искусствознании проблемы, ¡связанной
о оцэнкой роли национальной реалистической традиции в искусстве Италии XX века. В силу определенной, еде недостаточно разработанной оценки вклада итальянской школы предшествующего века в европейскую культуру в целом, искусство Отточэнто и Новеченто рассматривается нередко в изоляции друг от друга. Связующие нити демократического искусства двух значительных для истории Италии эпох никогда не прерывались. Деятельность учеников Фаттори была одним из слагаемых искусства, с которым ассоциировалось все живое, что зрело подспудно в культуре фашистской Италии. Они пронесла через все творчество гуманистическую основу искусства "маккьяйоли", их поэтически-возвышенное представление о мире и человеке. С возрождением демократической традиции, рожденной в атмосфере Рисорджимен-то, было также тесно связано и искусство Италия послевоенного периода, берущее свое начало в культуре антифашизма а Сопротивления. Правда реальности, воплощенная в непритязательных и жизнеутверждающих полотнах "маккьяйоли", узнаваема в произведениях художников-неореалистов, в которых оживала "лирическая" документальность, страстная искренность их искусства. Б творческой позиции "маккьяйоли" формировались принципы демократической традиции, тесно связанной для современных художников Италии с понятием 1шревпо , то есть осознанием представителями художественной интеллигенции своих моральных обязательств перед народом, его историческим настоящим и будущим, ответственности за направленность своей деятельности. Для художников эпохи Новеченто искусство мастеров "школы Маккьяйоли" стало примером соединения творчества и общественного служения.
В "Заключении" обобщены основные положения диссерта! ¡энной работы.
Возникновение "школы Маккы:Холи" явилось значительным и закономерным явлением в художественной жизни Италии. Обращение к нему позволяет более глубоко осмыслить роль эпохи в национальном худо- 25 -
явственном процессе, проследить магистральные пути его развития. В творчестве "маккьяйоля" сфокусировались многие характерные тенденции культуры эпохи Отточенто. В нем наиболее отчетливо воплотилась глубокая преемственность искусства Италии этого времена национальной традиции. Стоящее у истоков формирования историзма Нового времени искусство "маккьяйолк" органично сое,ценило в цепи эволюция художественной традиции завоевания предшествующих эпох и последующие открытия новой. В творчестве итальянских живописцев складывались принципы нового художественного метода - веризма, ставшего глубоко национально-самобытной разновидностью европейского реализма второй половины XIX столетия. Искусство "маккьяиоли", Своеобразие которого было определено закономерностями развития итальянского общества £ данную историческую эпоху, отразило характерные процессы, происходившие в европейской художественной культуре этого времени. Рассмотрение произведений "маккьяиоли" в кругу созданного их современниками позволяет выявить объективную логику развития отдельных культур в исторической перспективе эпохи, оно расширяет наши представления о развития художественной системы реализма,. многообразии и сложности путей его формирования в XIX столетии. Деятельность мастеров "школы Маккьяйоли"снискала широкое признание у них на родине, произведения художников вошли в историю итальянского искусства. Представляется, что в процессе обращения современным искусствознанием к еще недостаточно изученным страницам искусства XIX столетия, творчество "маккьяиоли" должно занять подобающее ему место в общей, целостной картине развития мировой художественной культуры этого времени к рассматриваться как одно из явлений, значительно ее обогативших.
По теие диссертации опубликованы следующие работы:
1. Доклад на научной конференции в ленинградском Институте живописи,скулвптуры и архитектуры им.И.Е.Репина на тему:"Живопись Италии эпохи отточенто и некоторые проблемы изучения искусства XIX века"( 5-7 марта1990г.). Опубликован в сборнике"Проблемы развития зарубежной живописи". Л.,1990( 0,4 п.л.).
2.К вопросу о неизученных страницах итальянского роыантизыа. М.,изд.НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССРД990
( 2 п.л.).
3. Итальянская народная картинка XIX .зека- в журнале "Декоративное искусство СССР".1978.№4.С.44-45.( 0,5 п.л.).
4. Тосканские ыаккьяйоли- в журнале "Юный художник"Л989.й II. С.34-38. ( 0,5 п.л.).
5. Дкорджо Моранди - в журнале "Творчество".1990.С.26-29. (0,5п.л.)
6.Итальянская "школа Маккьяйоли"- депонировано (Й2315) в НЙО Информкультура Гос.библиотеки СССР им. В.Я.Ленина ( I п.л.).
Подписано в печать^Т^у^акаа ^^^Гираж /5^7 Ф-ка «Картолитогрг'фия», ул. Зорге, 15