автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество И.П. Кюшникова в контексте русской литературы 30-40-х годов XIX века

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ткаченко, Елена Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Харьков
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Творчество И.П. Кюшникова в контексте русской литературы 30-40-х годов XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество И.П. Кюшникова в контексте русской литературы 30-40-х годов XIX века"

1ШИСТЕРСТВ0' ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 1ЩАГ0ГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Г.С. СКОВОРОДЫ

РГо Ой . „ '

. На правах рукописи

.и ^ '

ТКАЧЕНКО ЕЛЕНА ГР]'!Г0РЬЕЕ}1А

ТВОРЧЕСТВО И.П.ШИШКОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРА 30 - 40-х ГОДОВ - XIX ВЕКА

10.01.01 -.Русская литература

Автореферат диссертации на' соискание ученой степени . кандидата филологических наук

Харьков - 1933

Работа випо.ткена на кахедре русско:': к зарубежной литературы Харьковского государственного педагогического '/•¡статута им.Г.С.Сковороды.

Научных руководитель - доктор талологнчсскпх наук, профессор М.'1>.Гет:.:анец.

С[¿'.Ц'.'.алыгие оппоненты:

- доктор филологических наук, профессор З.В.Кнрпл'йк;

- кандидат фплогнческих наук, доцент С.О.Кабардпн.

Ведущая организация -Херсонский государственный педагогический институт;

та диссертации состоится " Ь " чЛХО.]и ОЬ 19:-М г. в (Ц^часоп на заседании спецнплизироианного совета К ПЗ.^.О.' по защите диссертаций на соискание учёной степени канд:;дата филологических наук при Харьковском государственном педагогическом институте им.Г.С.Сковороди /31С070, г.Харьков, ул. Черкесского, 60/.

С диссертацией !.;о.тно ознакомиться в библиотеке Харьковского государственного педагогического института им.Г.С.Ско-пероды. •

Авторерзрат разослан "

Учении сексетаоь /г/

сиеци.ализпроззяНогЬ совета (ус/^'Ь " В.С.Приходько

Оглядывая то, что сделано, нартой в изучении истории русской литературы, нельзя не признать, что внимание исследователей привлекало в основном творчество крупных художников слова, что вне поля зрения остаются очень многие писатели, составляющие второй план литературы. В научный обиход не включены клена писателей, монет быть, не первой величины, но сыгравших'определенную роль в развитии литературы, без которых нельзя представить в полном объеме многообразие литературного процесса того или иного периода. К числу таких полузабитых писателей, можно отнести Ивана •Петровича Клюшникова /1011-1895/, одного из активных деятелей кружка Н.В.Станкевича. '

Личность И.П.Клюшникова принадлежит'к примечательным явлениям но только в истории русской литературы, но ив истории духовной жизни русского общества. Широко образованный, наделенный недюжинным поэтическим талантом, ог на стыке 20 - 40-х годов прошлого века, сумел по-своому оригинально и неповторимо передать мысли и чувства своего' поколения. Его творчество но затерялось, а влилось в об-' • щий поток русской поэзии XIX века; отразив один из характернейших моментов в истории русского общества, во многом сближающегося с нашим сегодняшним духовным состоянием: утрата идеалов, разочарование в жизни, безысходность,'Поиски выхода из того тупика, в котором оказалось молодое поколение.

Поэтическое наследие Клюшникова не только доляннм образом но изучено, но и не собрано. Многие его стихотворения, оставшиеся в рукописях, к сожалению', утеряны. Почти не со--хранились ранние стихотворения периода кружка Станкевича, а также те, что были созданы поэтом в последние годы жизни. Немало его стихов, по-видимому, затерялось в периодических изданиях.

' Дебют Клюшникова /поэт подписывал свои стихи крипто-"нгалом - 0 -/ горячо приветствовал В.Г.Белинский. Проана-- лизировав содержание стихотворений, отметив глубину выраженного чувства и поэтическую оригинальность, критик сделал следующее заключение: "Во всяком случае, стихотворения - & - принадлежат к примечательным явлениям совре-

менноп юл литературы и их историческое значение не подвержено никакому сомнению".^

' О творчестве„поэ?а Еосторкенно отзывались II.Станкевич, А.Кольцов, М.Бакунин, В.Ботюш, М.Катков, Т.Грановский к другие его современники. Позке о нем как о заметном явле-

р о

кии в литературе писали Н.Чернышевский и Н.Добролюбов.

Наследие Клюшникова получило положительную оценку в трудах таких историков литературы, как Н.Мнзко, Н.Гербель, С.Андрианов, Н.Бродский, Н.Котляревский. Особо следует, выделить статью С.Андрианова "Забытый поэт" /1898/ 4 и исследование Н.Бродского "Поэты крунка Н.В.Станкевича"Д913/? Статья С.А'гдрианова явилась откликом на смерть поэта и била первой попыткой определить место и значение его творчества в историк русской литературы. Заслугой'исследователя было то, что он"вериул", в'литературу имя забытого поэта, заставил -' задуматься над судьбой и творчеством sro~ го "очень характерного для своего времени поэта".

Н.Бродский пошел сто дальше в исследовании поэтического ласлодия Клюшникова, Его большая статья посвящона творчеству Клхдлникова и Красова - двух нанболоо одаренных ■ помов крукка Станкевича. Охарактеризовав духовную атмосферу кружка, учений дает довольно подробную характеристику личности поэта, считая ого центральной фих'урой в кружке, и впервые анализирует наиболее значительные, с его точки зрения, стихотворения, в. которых, по его словам, ":.ш находим поэтическое изложение тревог мысли, душевных

Белинский В.Г. Уерой нашего времени. Сочинение МЛермонтова //Собр.соч.: В 9т. -М.Д978.Т.З. -С.80-81. ? '

Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы //Полн.собр.соч. -М.,1947.-Т.3.-С.179.

^Добролюбов H.A. Станкевич//Собр.соч.: В 9т. -М.;

Л., -Т.2. -С.397. , <

, | ■ Андрианов С.А. Забытый поэт // Исторический вестник.

-1898. -Jc6. -С.805-810.

5Бродскнй Н.Л. Поэты кружка II.В.Станкевича.-СПб.,1913,

о

настроений идеалистов 30-х годов"..

Нами обнаружена в газете "Сумской вестник" от 11 сентября 1913 года статья П.Зайцева--"Гаг/лет Суиского уезда", в которой дана лаконичная, но очень содержательная оценка личности и творчества Клюшникова. Несмотря на то, что статья написана неустановленным автором л опубликована в провинциальной газете, ее мокно рассматривать как своего рода итог исследовательской мысли ИХ века в изучении творчества поэта.

В советский период'усилился интерес к деятельности кружка Станкевича н к творчеству поэтов, входивших в этот кружок. В той или иной степени творчества Клюшникова касаются К.Архангельский, Б.Смиренский, Л.Гинзбург, С.Нашинский, Л.Куравлева, Ю.Манн, Л.Фризман и другио. Наиболее сущоствошшй вклад в изучение ого наследия внес С.Машин-ский, опубликовавший в 1964 году:'; в Большой серии библиотеки поэта книгу "Поот» кружка Н.В.Станкевича". 33 ной напечатаны подборки стихов Н.Станкевича, К.Аксакова, В.Красова, И.Клюшникова, доны биографические сведения о поэтах и краткие характеристики их творчества.

Интересные мнели о 'поэтах кружка Станкевича внеказаяа Л.Куравлева. Она считает "без сомнения, самым одаренным и своеобразшлГ поэтом в кружке Клюшникова и справедливо ви-

■^Бродскпй Л.Н. Поэта кружка Н.В.Станкевича." -СПб., 1913. -С.54.

^Архангельский К.П. Н.В.Станкевич/Из истории умственной жизни тридцать« годов/ //Известия СКГУ.-1930. -С.108. Смиренский Б.В. И.П.Клшнпков /Длинные новости. -1936. -№28-29.-С.34. Гинзбург Л.Я. О лирике. ->М. ;Л. ,1964. Машин-ский С.П. Кружок Н.В.Станкевича и его поэты //Поэты кружка Н.В.Станкевича. -М.;Л.,1964. -С.48-58,485-544. Куравлева А.И. О поэтах кружка Н.В.Станкевича /из истории русского романтизма 30-х годов/ //Вестник Московского университета. -1967.-№. -С.3-14. Манн Ю.В. В кружке Станкевича. -М. ,1983. Фризман Л.Г. Русская элегия в эпоху романтизма: Автореф.дис. ...д.ф.н. -М.,1977.

дит особую ценность его творчества в том, что "он был, пожалуй, первооткрывателем ток поэтической темы,•которая ярко выразилась в гениаль ой лермонтовской лирике. Именно у Клюшникова находим первый, далекий от совершенства, эскиз к будудему портрету героя времени".^

В 1383 году вышла монография Ю.Манна "В кружке Станкевича" , в которой весьма обстоятельно освещена история кружка, роль в нем основных участников, а также характеризуется литературное творчество Станкевича, Красова, Клюшникова и других. По сравнению с работами предшественников в ней не содержится ничего нового в характеристике личности и творчества Клюшникова.

Характеризуя литературу вопроса, нельзя не отметить, что поззия Клюшникова.привлекала внимание многих, составителей антологий и тематических сборников, что свидетельствует о признании значимости ого литературного наследия. Так, стихотворения поэта вошли в сборники: Одесский альманах на 1840 год. -Одос.са, 1839;.Сборник лучших произведений русской поэзии. -СПб.,1850; Гербель И.В. Русские поэт» в .биографиях и образцах. -СПб.,1873; . Родные поэты. Ф.П.Глинка и И.ПЛОшиннков с приложением их стихотворений. -М.,1901; Поэты 1820 - 1830-х годов/Сост. Л.Я.Гинзбург. -Л.,1961; ■ Поэты круяка Н.В.Станкевича/Сост. С.И.Машинскнй. -М.;Л., 1964; Чудное мгновеньо. Любовная лирика русских поэтов/ Сост. Л.Л.Озеров. -М.,1988; Русская элегия ХУ111 - начала XX века/Сост. Л.Г.Фризман. -Л.,1991.

Все это свидетельствует о том, что творчество Плотникова представляет собой заметное явление в истории русской поэзии, поэтому изучение его - задача вакная и актуальная.

Цель настоящего исследования: а/ на основе архивных разысканий и публикаций в периодической печати XIX века дать более или менее полную характеристику личности Ивана Петровича Клюшникова; б/ проанализировать творчество поэ-

%уравлева А.К. 0 поэтах круяка Н.В.Станкевича/из истории русского романтизма 30-х годов/ //Вестник Московского университета. -1967. -.44. -С.14.

'та в контексте литературного процесса того времени к установить его идейно-художественное своеобразие; в/определить место и значение поэта в истории русской литературы.

Методологической основой диссертации являются труды литературоведов, посвященные истории русской литературы XIX века, теор^тико-литературикм проблемам, методике анализа литературных яачекий. Б работе используются описательный, социально-генетический, сравнительный, историко-функционалъ-ннй методы. . .

Научная новизна исследования: впервые сделана попытка дать целостный анализ всего литературного наследил И.П.Клш-никова - поэтического к прозаического; исследована поэтика и проблематика поэтического творчества в соотнесении с романтической поэзией того времени; на основе материалов Московского Центрального государственного архива литературы и искусства, Московского областного государственного исторического архива, Отдела кпсьмонных источников Московского государственного исторического музея, Сумского областного архива, часть из которых привлекается, впервыо, уточнена биография писателя и его творческая судьба; в розультпте просмотра лорл-одичоской печати XIX.века максимально собрано литературное наследие писателя и впервыо издано отдельной книгой.1

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы литературоведами при изучении истории русской литературы XIX века, преподавателями русской литературы университетов и пединститутов.

Апробация диссертации.Работа обсуждалась на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Харьковского педаго-. гического института, отдельные разделы докладывались на мах-вузовских научных конференциях в Одессе/1992/ и Сумах/1392/, а также отражены в 6-тл научных публикациях.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1 И.П.Кшоашиков. Сердце просится любить.../ Бступ. ст. и подготовка текста Е.Г.Ткаченхо. - Сумы, 1993.

ОСНОВНОЕ СОДЕГСЛНЖ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность и научная значимость, определяются задачи, предмет и метод;; исследования. Основная часть его посвящена оценке литературы вопроса.

Первая глава "П.П.Клюшников и его время" посвящена характеристике жизненного и творческого пути поэта, его окружения, социально-политической обстановки того времени. На основе имеющихся сведений и новых архивных разысканий уточняется биография писателя, ого роль в кружке II.В.Станкевича, связи с известными деятелями русской литературы.

И.П.Клюшников родился в 1811 году и умер в 1895, намного пережив своих друзой по кружку Станкевича. Однако его основная творческая деятельность преходится на 30 -40-е'годы, поэтому время Клвшникова - это время Волпнского и Станкевича, Пушкина и Лермонтова.

Этот период в истории русской литературы изучен весьма основательно. Ему посвящены многочисленные мемуары, исследования историков, социологов, литоратуроведов. Стремление разобраться в причинах поражения декабристов, понять национальные особенности социальных противоречий, разрешить проблему дальнейшего пути развития России, то есть, найти теоретическую основу для решения освободительных задач, которые не могли осуществить предшественники, ~ все это приводит к активизации философской мысли в России, в 30 - 40-е годы, к резкой перемене в восприятии действительности и образованию целого ряда кружков и обществ.

Наиболее значительным явлением тех лет был кружок Н.В.Станкевича, который буквально вобрал в себя все умственное движение русского общества 30-х годов. Имея в виду деятельность этого кружка,М.Гершекзон писал: "Никогда, ни раньше, ни позднее умственное движение в русском обществе не достигало такой глубшш и напряженности, как в эту пору. В его царствование /речь идет о Николае Первом - Е.Т./ дважды, по-разному, но с одинаковой страстностью были поставлены и решены самые коренные Еопросы бытия и познания: раз на почве германской идеалистической философии /дцеали-

сты 30-х/, другой раз на почве французских социалистических дней /петрашевцы/".^

О кружке Станкевича существует большая научная литература. Деятельность его в^той или иной степени освещалась Герценом, Чернышевским, Добролюбовы?;., Пыпиным, Овсянико-Кулнковским, Милюковым, Бродским, Гершекзоном, Архангельским и многими другими. ¥¡3 работ последнего времени наиболее значительными являются исследования С.К.Машннского "Поэты крутка Н.В.СташсеБича"/1964/, Л.К.Касонкиной "Московский университет после"восстания декабристов"/1972/,3.Л.Каменского "Московски)! кружок л:обог,!удров"/1980/, Ю.В.Манна "В кружке Станкевича"/1983/. Вместе.' с тем в них должным образом 1-е освещена роль Юташшкова - одной из ключевых фигур в кружке. Отсутствие документальных материалов, непостижимость поступков поэта способствовали тому, что в работах имеется целый ряд неточных сведений и сомнительных толкований. Как справедливо отметил С.Мпщинскнй, "житейская и литературная биография Клюшникова представляется крайне сложной, полной загадок и неожиданностей",^ Вот почему одной из задач исследования мы считали поиски документального материала о жизни и творчество поэта. Архивные материалы позволили уточнить биографию поэта, установить родосло-' вную, полнее охарактеризовать его как личность. Значительное вниманио уделено его взаимоотношениям со Станкевичем, Белинским, Полонским и Тургеневым. Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что Клшшгков пользовался большим авторитетом и как поэт и как человек.

Судьба Клюшникова сложилась очень непросто. В начате 40-х годов в разгар свое:! поэтической славы он неожиданно отошел от литературной деятельности и уединился в родов-ом имении недалеко от Су?,Нами сделана попытка осветить фактически неизученный второй период его жизни.

■^Гершензон И.О. История молодой России. -М. ,1923.

2По'эты кружка Н.В.Станкевича/Вступ.ст. С.П.Машинского. -Л,;Л., 1964. -С.492.

Почти 30 лет не подавал о себе никаких вестей Клш-нккое, занимался хозяйством, кшого читал, сочинял стихи. К только в 1880 году посетил Москву, где пробыл около двух кесяцев. "Он явился, - писал Михаил Катков, - будто выходец из того света, но не испугал, а обрадовал стар:-1х приятелей. Тут передал он нам несколько валившихся у него в последнее время прекрасных стихотворений".^" Они были напечатаны спустя некоторое время в журнале "Русский вестник". Особенно тепло ветрены Клзшникова бывший ученик, младший брат Николая Станкевича Александр. Позже ме:?ду ними завязалась переписка, которая позволила устшювить, что поэт еще ¡ раз посети столицу в мае-лапе 1886 года. .

И.П.Клюшннков скончался 16 февраля 1895 года. Это событие но осталось незамеченным, "Московские ведомости", j "Русское слово", "Новое время", "Исторический вестник" по- ' ! месткли некрологи, в которых высоко оценивали творчество _ ¡ поэта. _ j

Одним из побочных результатов исследования явилось '¡

уточнение родственных связей Ивана Петровича Клшникова и его племянника Виктора Петровича Клшникова, известного писателя и куриалиста, так как в научной и справочной литера- : туре нередко смешивают их биографии. ;

Во второй главе "Поэтическое творчество П.П.Клюишико- ¡ ва" анализируется поэтическое наследие поэта, которое рассматривается как неотъемлемая часть русской романтической поэзии 30 - 40-х годов XIX века. Известно, что'поэзия тех лет не замыкалась в рамках одного направления. Она была богатой и разнообразной,- однако, господствующим направлением в ней был, несомненно, романтизм во всем его многообразии.

Проблема типологии русского романтизма относится к !

числу сложнейших проблем литературоведения. В разное -время : предлагались разные типологические схемы, однако ни одна из ' них не утвердилась в науке. Для выяснения наиболее характерных особенностей творчества Плотникова как поэта романтиче- ; ского направления ш воспользуемся классификацией, предлоуен-

-1

Катков М.Н. Через сорок лет //Русский вестник. -1883. 112. -С.802.

ной Е.Л.Маймпккм, которая в какой-то мере обобщает имеющиеся точки зрения по этому вопросу. Ученый выделяет пять видов романтизма в русской литературе первой половины XIX века: 1/ созерцательный романтизм Еуковского; 2/ гражданский романтизм декабристов; 3/романтизм Пушкина; 4/романтнзм Лермонтова, развивающий традиции декабристского, пушкинского, философского и бунтарского романтизма байроновского типа; 5/философский романтизм. Как справедливо отмечает Маймин, романтизм - явление настолько сложное, что отнести творчество того или иного писателя к какому-то одному типу невозможно.1 Это в полной-мере относится и к поэзии Ююшникова. В ней отчетливо слышатся.мотивы элегий Еуковского, видны традиции философской лирики, кое-где ощущается лермонтовское настроение.

Клшпшков, по мнению исследователей, был характерным представителем рефлектирующей поэзии русского романтизма. Говоря о его особенностях, Л.Гинзбург нишот: "...самые отвлеченные философские положения проверялись на конкретных жизненных фактах, и наоборот - любой битовой факт рассматривался в свете умозрительных категорий. "Фантазии" Станкевича были шеллпнгианскими, а через несколько лет Клюшнп-ков сознательно воплощал в стихах учение Гегеля о рефлексии".^ Этот вывод исследователя отнюдь не означает, что поэзия романтиков шла от умозрительной философии, а не от жизни.

Поэзия Клшникова органически связана с духовной жизнь» русского общества 30 - 40-х годов. На формирование мировоззрения' поэта оказали влияние многие факторы: гнетущая .общественно-политическая обстановка в стране, атмосфера кружка Станкевича, романтическая поэзия и, несомненно, немецкая философия. Все это наложило отпечаток не только на поэзию, но и на его судьбу. Лирика Клхшшсова в полной мере отразила индивидуальность автора.

В лирике Клюшникова прослеживается целый ряд тем, свойственных романтической поэзии того времени: филоссф-

%айшш Е.А. О русском романтизме. -М.,1975.-С.23-24. 2Гинзбург Л.Я. О лирике. -Уи ;Л.,1964.-С.147-153.

екая тема, тема любви, тема природы, историческая тема, тема предназначения поэта и некоторые другие. Хотя резкую грань мезду названными темами провести трудно, мы все-таки выделяем основные тематические направления.

Характерны-?,ш образцами философской лирики являются "Элегия"/"Опять оно, опять былое..."/, "Элегия"/"Есть сны ужасные: каким-то наважденьем..."/, "Утренний звон", "Ночное раздумье", "Мой гений", "Претензии", "Епзкь" и другие стихотворения.

Написанная в 1833 году "Элегия"/"Есть скы у;-;;ас;ше: ка-кнм-то наважденьем..."/ - стихотворение глубокого философского и социального смысла. В кем с особой силой прозвучали то мотивы, которые станут доминирующими в попами Клэшни-кова: сознание трагической безысходности современного поколения, покорность судьбе, тоска по "утраченным годам".

Счастьо человека, по убеаде!ш:о Клюшникова, а следовательно, и смысл я-.изни - в нем самом, в силе его дули, в богатство мыслой и чувств: "Вопрос но в том, чтоб быть счастливым, но чтоб достойным счастья быть..."- заявляет поэт. Он верит, что прекрасное и возвышенное победит в человеке, и связывает ото с Богом к "мор!« миром". Очонь интороско в этом клопе стихотворение "Хизнь", которое является откликом на п:пюспюо стихотворение Л.С.Пушкина "Дар напрасный, дар случайный...". Стихотворение Пушкина написано в минуты духовного кризиса, в нем трагизмом отмечены философские раздумья о смысле и цели существования, .о ¡глзни и сморти. У Кл.ошнико-ва л9 стихотворение насквозь пронизано оптишзмом, оно обращено к Богу. Кдщшикоб ведет спор с Пушкиным с позиций христианской Ееры, считающей клзнь великим благом,.дарованным Богом. Для Пушкина кизкь - я ар напрасный, дар случайный, а для Клшшикова - дар мгновенный, дар прекрасный. Ьпзнь дана человеку для глзни, куг^ко кить в Боге и "познавать его в творенье" - таков его идеал. Несколько лет тому назад мы оценили бы позицию поэта как консервативную и да-се реакционную. В свете современных представлений о ролы религии в ккзни общества следует считать идеал, утверждаемый Клэшниковым, не только правомерным, но и признать

его общечеловеческую значимость. Если учесть при этом яркость и звучность поэтического слова, то можно сказать,что полемику с Пушкиным поэт ведет на равных. Перекличка со своим великим современником встречается во многих стихотворениях поэта.

. Своеобразие стихов этого цикла состоит в том, что философская тема сопряжена с глубоким психологизмом.

Наиболее полного выражения поэтический дар Клшшикова достиг в любовной лирике, которая представлена многими оригинальными стихотворениями: "Я но люблю тебя: мне суждено судьбою...", "Ей", "Знаете ль ее?,- Она...", "Красавице", "Когда, горя преступным жаром...", ."Воспоминание" и другими. Они очень высоко ценились современниками, особенно "Я не люблю тебя: мне суждено судьбою...". Ото стихотворение Белинский поставил в один ряд с лучшими образца',™ любовной лири-> ки Лермонтова. 13 статье. "Стихотворения М.Лермонтова" критик полностью приводит стихотворение Клющникова, полагал, что в нем отражен характер людей ого времени, новое понимание любви, чрозморно ответственноо отношонио к ной.

"Еоспоминанио" по силе выраженного чувства, искренности и теплото перекликается со стихотворениями Пушкина "Я помня чудное мгновенье..." и "Я вас любил...". У Кгаиниковя повторяются некоторые пушкинские слова и выражения: "я вас любил", "гений", "дар" и другие. Можно даже говорить о близости мелодии стихов, однако совершенно по-разному у поэтов трактуется любовь. У Пушкина любовь - чувство священное, радостное и гармоническое, составляющее высшее бла*енство_.^дл Юсошникова любовь - мука, страдание, несчастье. Пассивность и рефлексия доминируют в его отношениях с любимой женщиной.

Любовная лирика Плотникова отличается особым лиризмом, глубокой искренностью ц нередко изумительным но жизненности воспроизведением интимных человеческих чувств.

Мастерство и оригинальность Клюшникова сказались и в пейзажной лирике, лучшими образцами которой можно считать стихотворенм "Половодье", "Весна", "Каворонок", "Детский урок" и другие. Поэт уходит в природу для того, чтобы отвлечься от противоречий жизни, забыться и обрести "святую

гармония дуж". Природа в его стихотворениях неотделима от внутреннего мира поэта, тех дум, чувств и мыслей, что переполняли его душу. Кажется, что природа радует поэта, создает бодрое, оптимистическое настроение, однако рефлексия настолько разъела его душу, что он не мояет самозабвенно предаться радости.

Поэт отдал дань и исторической теме /"/Медный всадник", "Песнь инвалида"/, однако, она не получила такого развития, как в творчестве поэтов-романтиков.

В особую группу выделены стихл, созданные в последние годы жизни и отличающиеся по тональности к зрелости поэтического письма. Наиболее значительной из них является ода /сказка/ "Новый год поэта", которая примечательна том, что в ней зазвучали политические мотивы. Она представляет собой острую сатиру на современную поэту Европу. В кану)! 1878 года он как бы обозревает карту к даот критическую оценку политике европейских стран.

В одо/сказке/ Клюшииков обращается к теме поэта и поэзии, призывал позтов кшкретннми делами служить народу, но мечтать,"а терпеливо и честно дело жизни совершать".

В стихотворениях этих лет отразились и нравственно-религиозные искания, и трагическое мироощущение поэта, утра-ткшого ял вы о связи ,<; эпохой, совроменниками, русской литературой, активным деятелем которой он когда-то был. То новое в его поэзии, что в своо время отражало определоиныо настроения передовой интеллигенции, было уг-о подхвачено п развито в творчестве последующих писателей, а сам поэт как бы остановился в своем движении.

Лирически герой поэзии Клшникова - романтик, живущий. в мире высоких помыслов и прекрасных идеалов, человек неординарный, легко ранимый, остро чувствующий .неустроенность общественного бытия. Внутренняя раздвоенность в душе героя мезду возвышенными запросами и сознанием своего несовершенства осложняет противоречия меаду героем к реальной действительностью. Растерянность, страх" перед будущим заставляют его уходить в "мир цантазил", обращаться к небу, смириться н верить в счастье на том сЕете.

*

Основной жанр-поэтического творчества Клюшникова -элегия'. Однако в его творчестве этот жанр утратил классические приметы и выглядит более свободным, характерным для массовой романтической поэзии 30 - 40-х годов XIX века. Исследователь истории русской элегии Л.Г.Фризман ввделяет в развитии этого жанра лермонтовский этап, следующим образом характеризуя его особенности: "Но уже в эти годы вместо абстрактного элегического "я" в лермонтовской элегии появляется герой, наделенный индивидуальными чертами, которые объясняются особенностями его жизненного пути. В центре внимания поэта не чувство или переживание вообще, а психологический облик этого человека". Нам представляется, что подобные изменения в жанровом своеобразии- элегии наметились ухо в творчестве Клюшникова. Его элегия не только передает переживания поэта, но раскрывает его психологический облик, воспроизводит конкретные черты его биографии. Вместе.с тем нельзя ко отметить, что лиричоский герой Лермонтова в своих переживаниях сориентирован на социальные обстоятельства, в которых видит основную причину своей трагедии. Лирический герой Клюшникова замкнут в узкий круг личной жизни: жацуясь на обстоятельства, он считает себя виновником всех бод. Лпя поэзии Клхзшшпсова очень важно не описание какого-либо события, а внутреннее состояние человека.-Усиление личностного момента способствует лирическому, а но эпическому началу в его поэзии."

И.П.Клхшшков раскрыл психология "лшнего человека", показан трагедию молодых людей 30 - 40-х годов, стреми- " вшихся к добру, справедливости и счастью, но по субъективным и объективным причинам оказавшихся неспособны:.® осуществить свой идеал. Но поэт не просто отразил один из характер}! ейших моментов духовного развития русского общества, он как бы пропустил через себя все те страдания, которые выпали на долю его современников, и до последних дней своей жизни так и не освободился от чувства вины перед наш, о

Фриз мая Л. Г. Два века русской элегии //Русская элегия ХУ111 - начала XX века. -Л.,1991. -С.37.

чем свидетельствуют стихотворения последних лет. Его лирика - это исповедь человека, прошедшего в своем развитии путь от романтических иллюзий до сознания своей незащищенности и несостоятельности во всех сферах жизни. Именно в этом состо ит, на наш взгляд, пафос творчества позта. Безысходная тоска от несбывшихся мечтаний,.от несостояшейся любви, от несложившейся жизни - доминирующий мотив его поэзии. Слово "тоска" встречается почти в каждом стихотворении. Б лирике Клашникова нас подкупает искренность, честность и безжалостная критика. В большинстве стихов, как ми видим, он жалуется на свою судьбу, однако иногда поднимается до -осуждения себя и.своего поколения.

Третья глава "Проза И.П.Клашникова". Прозаические про г.зведеипя занимают незначительное место в литературном наследии И.П.Югашиккова. До нас дошли рассказ "Привидение п'е рвого мужа, или Вдова замужем"/1841/ и повесть "Любовная | сказка"/1849/. К прозе наш отнесено и небольшое количество

I сохранившихся писем.

| Рассказ и повесть остались фактически незамеченными

! критикой тех лет. Совершенно очевидно, что на фон о но толь-

■ ко реалистической, но и романтической прозы они выглядели

; весьма ординарным! сочинениями. И все-таки опроделонпыо при

[ ыечатсльныо особенности эволюции романтической прозы; нель-

зя не отметить.

|" И рассказ и повесть посвящены любовной темо, однако в

: - них нот и намека на Еозвышонную, чувствительную и необычную

любовь, характерную для произведений этого рода. Рассказ \ "Привидение первого мужа, или Вдова "замужем", написан' на ос-

[ нове светского анекдота. Несмотря на наличие аксессуаров

романтической повести - вдеалнзацм возлюбленной, привнде-| ние и другие - в этой любовной истории нет никакой романти-

! ки. №ожно сказать, что перед нами рассказ бытового характе-

| ра, в котором зачетны даже элементы пародии на романтиче-

| скую повесть. В то же время нельзя не отметить, что в нем

; нет социально-психологических обобщений, которые являются

! ' признаком .реализма.

| Подобшгм снижением романтической повести любовного со-

держания характеризуется и довольно большая повесть Клкм-никова ".Любовная сказка", в сшете которой отчетливо видны романтические элементы: таинственная незнакомка, необычные обстоятельства, неожиданный финал, отсутствие социально-психологической мотивации поступков. Вместе с тем в пей. обнаруживается черты реалистического-изображения персонажей и обстоятельств кизил. Примечательным в этом отношении является.образ Незнакомки. Несмотря на романтическую таинственность, она предстает вполне реальным типом. Ее ки-. зненпая судьба характерна для девушки-сироты.

В таких же .реалистических'тонах нарисован и образ Его- ра Шолмина, типичного представителя "лишних л>эдей", во'многом близкого Онегину и Печорину. 11х роднит неспособность найти применение своим силач, любовные интриги, продигание яизни. Если в рассказе "Привидение первого мука, или Вдова замуж ом" персонажи обрисован» довольно бледно, то в данной полости можно говорить о персонажах как типических характерах. ' ■

. Ко времени .появления повести Плотникова романтическая проза заметно сдавала свои позиции." Исключительные обстоятельства, характерные для творчества А.Бостухева-Марлин-ского, В.Одоевского, В.Кюхельбекера, Ф.Грнки, М.Лермонтова и. других писателей, постепенно сменяются'обыкновенными героями- и конкретными реаянямя жизни. На первый план в прозе-этих лет выдвинулась"натуральная школа", главой которой ,t бич Гоголь. Клшников-прозанк не мог не испытать в своем творчестве влияния происходящих перемен. Вот почему в поэтике его произведений чувствуется смешение старого и нового.

. Письма Клюшникова мы отнесли к его прозаическим произведениям не случайнотак как они являются частью его небольшого литературного наследия. Болылой интерес представляют три письма к брату Николая Станкевича Александру Владимировичу. Они написаны фактически на склоне ле-, : первое в I860 году, второе в 1886, третье в 1887. Публикуются нами впервые по автографам, хранящимся в Государствен-

ном историческом музее в Москве.х

Скро>яюе эпистолярное наследие поэта ничем особенны:,! не отличается с точки зрения содержания и поэтики. Его письма - обычные человеческие документы, важные для понимания обстоятельств жизни поэта, его биографии, его душевного- состояния, в определенные моменты жизни.

Заключение.Проведенное исследование позволило, как нам кажется, более полно охарактеризовать И.П.Плотникова как личность и как писателя, точнее определить его место и роль в литературном процессе. 30 - 4СГ-Х годов XIX века. Мы не пытались преувеличивать значешге его творчества, а стремились объективно оценивать то, что он сделал как поэт и как прозаик. '• '

Развиваясь в русле романтизма, творчество Плотникова но было эпигонским,'оно несло в cedo определенные брягина-'; лънно чортн. В ном отразилась эволюция романтизма 40-х годов, которнй протерповал изменения и в жанровых структурах и в поптико. Нокоторыо современники поэта сравнивали огг/ с Пушкиным.и Лермонтовым. В наше вромя такоо прямоо сопоставление выглядоло бы неоправданной гиперболой. Однако нользя но признать, что он обладал подлинным поэтическим даром и в радо стихотворений приближался к ним по силе выраженного чувства. В.Г.Белинский первый отметил созвучие выраженных чувств в творчестве Плотникова и Лермонтова/ Исследователи Н.Бродский, Л.Куравлева, С.Мшлшгский и другие обосновали эту шель рядом дополнительных фактов и пришли к выводу, что Клюшников во многих стихотворениях предвосхищал лермонтовскую тему. Надо сказать, что взаимоотношения этих поэтов были более сложными, чем может показаться ца первый взгляд. Дало в том, что Клюшников в одних поэтических произведениях предварял Лермонтова, а в других - следовал ему.

Творчество Клюпшикова органически входило в свою эпоху рождалось ею и связывалось многими нитями с литературой того времени. Его стихи представляют i интерес не только как.

i

Государственный исторический музеи. Отдел письменных источников. £онд А.В.Станкевича, JK351, оп.1, ед.хр.68.

ярлон;:з идейной ккзн;'. эпохи, но к как значительное явление в развитии русского романтизма. Поэзия Юотнккога является наглядным свидетельством того, насколько сло:чнкм и неоднородны.) образованием был русский романтизм перкой пологгикы XIX века. Заслуга поэта состоит в психологически достоверном выражении внутреннего мира страдален ромактигесной дуси, наделенной высокими чувствами. Клюыников внес заметный вклад в развитие психологизма русской литературы: рефлексия порождала самоанализ, а это создавало условия для развития психологизма. Он обогатил русскую поэзию искренно-печальным и глубоко иело-вс"!-:?;.! содержанием.

>

Основные положения диссертации отрадны п следукцих . публикациях: - ■

1. Поэт из крумка И.В.Станкевича 1) Проблема автора и авторской позиции п литературе. Сборник научных трудов. '

- Харьков, 1902. -С. 122-136. . "

2. 1!оэт-зсмля.к Иван Петрович Клшшков / 1011-1655 / )} Шляхи посилення о^сктипностг практичного курсу украУн- • сьг.01 >.'.опи та виховшшя читацы<01 майстерностг. Матергали оСласно! мкчвугнвсько! науково-методичцох конференцп. ■

- Одеса, 1992. -С. 50-59. " ■ , ;' > ^ч-.."'.'' '

3. Поет попсртастьсл 13 забуття )} Панорама Сум.-дини."

- 1992. - 19 /спсщалы'нй внпуск тикневика/. - 0 с.

<1. Поэт >;з крупна 11.В.Станкевича. Рукопись доп. в

пикон ран <5сее-1 24.об. 92. - 12 с.

5. Внкорпстання матср1олгв про зв'зки росьйських пнсь-меннилип з Сумдико» на'урона;« та в позакласшй робот1 )} Патр1оти«ке внховання. школяргв та студенев у позпклаенхй краезнавчий суспЬ-ьно-корисшй д1яльностг. - Суми, 1992. - С. г:3 - ^9.

6. История стра-дупей дуии /о поэте Иване Кл-ошникозз и его творческом наследии/ // й.П. Кл-сежикоз. Сердце просится ль'ить... -Сумы, 1993. -С. 3-10.