автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Поэтика тургеневской повести 1850-х годов: К проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мовнина, Наталья Савельевна
Введение.
Глава 1. Мотивы лирики А.А.Фета в прозе И.С.Тургенева
Переписка").
Глава 2. Идеальный топос русской поэзии конца XVIII -первой половины XIX века (Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский,
А.С.Пушкин).:.
Глава 3. Структура поэтического пространства в повестях
И.С.Тургенева 1850-х годов .:.
1 .Тургеневское повествование ("Затишье", Переписка",
Фауст") и идеальный топос русской поэзии.
2.Воспоминание у И.С.Тургенева: поэтика и метафизика
Затишье", "Переписка", "Фауст", "Ася", "Первая любовь").
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Мовнина, Наталья Савельевна
О поэтической природе прозы И.С.Тургенева написано много. Уже А.В.Дружининым была высказана мысль о главенстве поэтического начала в его творчестве.1 Это представление очень скоро - по мере того как уходила в прошлое актуальность социальной проблематики тургеневских романов, а достижения психологической прозы обрекали манеру Тургенева на "устаревание"- было упрочено критикой ( С.А. Андреевским, М.О.Гершензоном, Ю.И.Айхенвальдом )2 и переросло в устойчивый литературный миф. В восприятии читателей укоренилось своего рода тургеневское "настроение"(М.П.Алексеев)3, покоящееся на сочетании декораций старинной усадьбы с "поэзией душевных и сердечных утрат"4. Мифологизация тургеневской "поэтичности" совершила неизбежную подмену Тургенева - "тургеневским"5 и по существу затмила собой явление, требующее, на наш взгляд, пристального исследования.
В широком круге литературы о Тургеневе на сегодняшний день лишь намечен ряд аспектов, имеющих непосредственное отношение к проблеме поэтической природы тургеневского повествования в неметафорическом ее понимании. Так, многочисленные работы посвящены поэтическим цитатам и реминисценциям у Тургенева, перекличкам между тургеневскими произведениями и творчеством разных поэтов (в частности работы
1 Дружинин A.B. "Повести и рассказы" И.С.Тургенева//Дружинин A.B. Собр.соч. Т.7. СПб., 1865. С.286-374.
2 Андреевский С.А. Тургенев //Андреевский С.А. Литературные очерки. СПб., 1913. С.231-279; Айхен-вальд Ю. Тургенев //Силуэтырусских писателей. Вып. II. М., 1913. С.182-195; Гершензон М. Мечтай мысль И.С.Тургенева. М., 1919.
3 Алексеев М.П. Материалы к Тургеневской библиографии (1918 г.) //Тургенев и его время. Первый сб. под ред.НЛ.Бродского. М.; Пг., 1923. С.322.
4 Сакулин П.Н. На грани двух культур: И.С.Тургенев. М., 1918. С.85.
5 Ср. слова Ю.Айхенвальда: "Можно отвергнуть Тургенева, но остается тургеневское" (Айхенвальд Ю. Указ.соч. С.194).
А.Лаврецкого, Т.А.Никоновой, Л.М.Лотман, Н.Н.Мостовской)1. С другой стороны, выделяются исследования (Ж.Зельдхейи-Деак, В.М.Марковича)2, в которых рассматриваются признаки, характеризующие сближение тургеневской прозы с поэзией в плане текстовой организации: сгущение символической образности, отмечающей моменты наивысшего лирического напряжения, и ритмизация синтаксического строения.
Однако, несмотря на эти частные выходы к проблеме, вопрос о поэтических структурах, лежащих в основании тургеневского повествования, остается в целом нерешенным. Специфика явления, скрытого за традиционным образом тургеневской "поэтичности", по-прежнему нуждается в определении и анализе, что обуславливает актуальность предпринятого исследования.
В теоретическом плане поставленная проблема требует обращения к фундаментальному вопросу о разграничении поэзии и прозы как типов художественной речи и изучении их взаимопроникновения. Как известно, типологии поэзии и прозы посвящены классические работы А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико-Куликовского, Б.В.Томашевского, Р.О.Якобсона, Б.М.Эйхенбаума, Ю.М.Лотмана, Т.И.Сильман и других3. Сравнительно меньше внимания литературоведение уделяло непосредственному взаимодействию поэзии и прозы. На современном этапе явление поэтизации про
1 См: Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев //Творческий путь Тургенева. Сб.ет. под ред. Н.Л.Бродского. М., 1923, VII. С.244-276; Никонова T.A. П.Полонский и И.С.Тургенев //Третий межвузовский тургеневский сб. Орел, 1971. С.148-161; Лотман Л.М. Тургенев и Фет //Тургенев и его современники. Л., 1977. С.25-47; Мостовская H.H. "Пушкинское" в творчестве Тургенева //Русская литература. 1977. N1. С.28-37.
2 Зельдхейи-Деак Ж. К проблеме реминисценций в "малой прозе" И.С.Тургенева //Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984. С.99-111; Маркович В.М. "Русский европеец" в прозе Тургенева 1850-х годов //Памяти Григория Абрамовича Вялого: К 90-летию со дня рождения. СПб., 1996. С.24-42.
3 См.: Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976; Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (теория словесности). М., Пг., 1923; Томашевский Б.В. О стихе. Л., 1929; Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика //Структурализм: "за" и "против". М., 1975. С. 193-230; Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972; Сильман Т.И. Лирические вставки в прозаическом тексте //Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. С.190-205. См. также: Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. Л., 1924; Виноградов В.В. О теории поэтической речи //Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С.130-163; Жирмунский В.М. О ритмической прозе //Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С.569-586; Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982; Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991. В ином аспекте данная проблема рассматривается М.М. Бахтиным, см.: Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе //Вопросы литературы. 1972. N 6. С.54-86. 4 заического текста убедительно рассмотрено немецким ученым В.Шмидом1. По мысли исследователя, в поэтически организованной прозе парадигма-тизация текста наблюдается как в плане выражения, так и в плане изображения: внепричинные связи мотивов господствуют над синтагматической упорядоченностью (смежностью слов и временно-причинной мотив-ной связью). Повышается также значимость словесных и тематических мотивов в силу их включенности в различные межтекстовые связи. Это делает продуктивным внимание к мотивному строю прозаического текста, ощущающегося как "скрыто" поэтический. На эти концептуальные представления о природе поэтического мы опираемся, обращаясь к феномену тургеневской повести.
В диссертации взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Тургенева впервые исследуется как важнейший механизм построения символической системы тургеневского повествования (повестей 1850-х годов) , его глубинной "метафизики". С привлечением широкого поэтического контекста устанавливается генетическая природа и проясняется значение ряда основных поэтических структур в малой прозе Тургенева. Этим определяется научная новизна исследования.
Цели и задачи работы состоят в следующем:
- определить важнейшие поэтические структуры, заложенные на разных уровнях тургеневского повествования (малой прозы 1850-х годов);
- проследить процесс их формирования и обретения собственных значений в соответствующих контекстах русской поэзии конца XVIII -первой половины XIX веков;
- выявить характер трансформации поэтической традиции у Тургенева и проанализировать функционирование этих структур в прозаическом универсуме тургеневской повести.
Материалом исследования являются повести Тургенева 1850-х годов "Затишье"(1854), "Переписка"(1854), "Фауст" (1856), "Ася" (1858), "Первая
1 Шмид В. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. СПб., 1994. 5 любовь" (1860), рассмотренные как в современном Тургеневу контексте (поэзия А.А.Фета), так и в контексте предшествующей поэтической традиции конца XVIII - первой половины XIX века (Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского). 1850-е годы - время активного взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе, осуществлявшегося, в особенности, в малых прозаических жанрах и сыгравшего значительную роль в становлении нового прозаического романа второй половины XIX века.1
Обращение к малой тургеневской прозе 1850-х годов обосновано уже ее исключительной репрезентативностью в плане этого взаимодействия как в творчестве Тургенева, так и в более широкой исторической перспективе.
Методологической основой работы является комплексный подход, объединяющий сравнительно-исторический и теоретико-типологический методы.
Тургеневская проза апеллирует к очень широкому пласту поэтической традиции, имеющему свою логику развития, что потребовало пристального внимания непосредственно к поэтическому контексту, к анализу процессов, которые в тургеневской прозе затем выразились и сошлись воедино на качественно новом уровне. Соответственно, определилась общая логика исследования - логика расширения.
В первой главе взаимодействие поэтического и прозаического начал исследуется на мотивно-тематическом уровне. Рассматриваются способы вовлечения поэтического мотива в прозаическое повествование Тургенева и выявляются принципы трансформации мотивных комплексов в тургеневской поэтике. Анализ осуществляется на материале повести "Переписка" в ее соотнесении с мотивной системой лирики Фета - ближайшим и наиболее очевидным контекстом тургеневских повестей.
1 См. об этом, например,: Кожинов В.В. О "поэтической эпохе" 1850-х годов ( К методологии истории русской литературы) //Русская литература. 1969. N3.0.24-35. Эта же проблема поднимается и в статье Л.С.Гейро в связи с романом "Обрыв": Гейро Л.С. Роман Гончарова "Обрыв" и русская поэзия его времени //Русская литература. 1974. N 1. С.61-73.
Во второй главе расширяется поэтический контекст и увеличивается масштаб анализа. Мотивный анализ первой главы подводит к актуальнейшему для тургеневской поэтики явлению, которое можно обозначить как идеальный топос русской поэзии. Его формирование прослеживается на материале русской поэзии конца XVIII - первой половины XIX века (Державина, Батюшкова, Жуковского, Пушкина).
Анализу собственно тургеневского материала посвящена третья глава. В первом параграфе главы выявляются основания "метафизики" тургеневского повествования (повести "Затишье", "Переписка", "Фауст") в их сопряжении с поэтическими моделями, рассмотренными в предыдущем разделе. Во втором параграфе анализируется роль воспоминания у Тургенева и восстанавливается элегическая модель, лежащая в основании поэтики тургеневских повестей ("Затишье", "Переписка", "Фауст", "Ася", "Первая любовь").
Материал всех трех глав призван последовательно, с переходом на все более глубокие уровни тургеневского повествования и с привлечением самого широкого поэтического контекста, прояснить значение важнейших поэтических структур в поэтике повестей и таким образом конкретизировать представление о поэтической природе прозы Тургенева.
В заключении делаются общие выводы из приведенного анализа.
Практическое значение работы. Результаты исследования могут найти свое применение в лекционных курсах по истории русской литературы, в спецкурсах и семинарах по творчеству Тургенева и русской поэзии первой половины XIX века, по проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе, а также при дальнейшем исследовании тургеневской поэтики.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации изложены в докладах на Международной конференции "Пушкин и Тургенев"(СПб. - Орел, 1998), на конференции "Пушкин: историко-литературный, лингвистический и культурный аспекты"(СПб., 1999), на семинарах кафедры русской литературы РГПУ имени А.И.Герцена и отражены в опубликованных тезисах и статьях.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика тургеневской повести 1850-х годов: К проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ повестей Тургенева 1850-х годов с привлечением поэтической традиции конца XVIII - первой половины XIX века позволяет сделать ряд выводов относительно характера взаимодействия поэзии и прозы в тургеневской поэтике.
Тургеневское повествование организует поле взаимного притяжения поэтических контекстов, в котором сентиментально-идиллическая и романтическая установки взаимодействуют с пафосом зрелого элегизма, проблематизирующим утрату пространственно-временного "центра" в бытии и непоправимую "периферийность" человеческого существования.
Освоение и трансформация этих контекстов обнаруживается на разных уровнях тургеневского повествования. При этом выявляются коррелирующие друг с другом поэтические структуры - мотивный комплекс, идеальный топос, элегическая модель, - которые в тургеневской прозе обладают общим принципом функционирования. Поэтическое у Тургенева утверждается как содержательно пустая, но неупразднимая форма субъективного универсума, "деформирующая" содержание опыта и рефлексирующего сознания, распределяющая элементы прозаического "реального" в соответствии с "параметрами" глубинной (элегической) модели.
Как выясняется в итоге всей проделанной работы, в поэтике Тургенева создается такой художественный "механизм", в котором поэзия "опустошается" изнутри, но не разрушается и не развенчивается, оставаясь всепроникающим началом тургеневской прозы.
Список научной литературыМовнина, Наталья Савельевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Баратынский Е.А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1989.
2. Батюшков К.Н. Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1964.
3. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.
4. Дмитриев И.И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1967.
5. Жуковский В.А. Сочинения: В 3 т. М., 1980. Т.1.
6. Жуковский В.А. Стихотворения. М.} 1956.
7. Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1966.
8. Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967.
9. Пушкин A.C. Полн. собр. сочинений: В 10 т. М.; Л., 1949. Т.1, Т.З, Т.5. Ю.Тургенев И.С. Полн. собр. сочинений и писем: В 28 т. Письма в 13 т. М.;1. Л., 1960-1968.
10. П.Тургенев И.С. Полн. собр. сочинений и писем: в 30 т. Сочинения в 12 т.
11. М., 1978 1982 . 12.Фет A.A. Стихотворения и поэмы. Л., 1986.1. Научная литература
12. Айхенвальд Ю. Тургенев // Силуэты русских писателей. Вып. U.M., 1913. С.182-195.
13. Алексеев М.П. Материалы к Тургеневской библиографии (1918) г.) И Тургенев и его время. Первый сб. под ред. Н.Л.Бродского М.; Пг., 1923. С.322.
14. Альми И.А. Элегия Е.А.Баратынского 1819-1824 годов (К вопросу об эволюции жанра) // Лен.гос.пед. ин-т им. А.И.Герцена. Уч.зап. Т.219, 1961. С.23-50.
15. Андреевский С.А. Тургенев. Его индивидуальность и поэзия //Андреевский С.А Литературные очерки. СПб., 1910. С.262-318.
16. Анненский И. Избранные произведения. Л., 1988.
17. Антонова Г.Н. "Лишние люди" в оценке Тургенева и Герцена в 40-е годы XIX века // Филологические науки. 1962. №1. С.108-117.
18. Батюто А.И. Тургенев романист. Л., 1972.
19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
20. Бахтин М.М. Слово в поэзии и в прозе // Вопросы литературы. 1972 . № 6. С.54-86.
21. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики Исследования разных лет. М., 1975. С.234-407.
22. Белоусов А. Акклиматизация сирени в русской поэзии // Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1992. С.311-322.
23. Белый А. Пушкин, Тютчев, Баратынский в зрительном восприятии природы // Белый А. Поэзия слова. Пг., 1922. С.7-19.
24. Бем А.Л. Мысли о Тургеневе // Бем А.Л. Письма о литературе. Прага, 1996. С.123-127.
25. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. T.l. М., 1992. С. 160-325.
26. Битюгова И.А. Повесть Тургенева "Фауст" и "Фауст" Гёте // Res traductorica: Перевод и сравнительное изучение литератур. СПб., 2000. С.216-225.
27. Благой Д.Д. Мир как красота. О "Вечерних огнях" Фета. М., 1975.
28. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
29. Брюсов В.А. А.А.Фет. Искусство и жизнь // Мир искусства. 1903. № 1-2. С.25-30.
30. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.
31. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.
32. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. "Элегическая школа". СПб., 1994.
33. Вацуро В.Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978. С.118-138.
34. Венгеров С.А. Русская литература в ее современных представителях. Критико-биографический этюд. И.С.Тургенев. СПб., 1875.
35. Вершинина Н.Л. Жанрообразующая роль сентиментально-идиллической миниатюры в беллетристических стилях 1830-1840-х годов // Жизнь и судьба малых литературных жанров: Иваново, 7-10 февр. 1995 г. Иваново, 1996. С.39-52.
36. Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". СПб., 1904.
37. Виницкий И.Ю. Русская "меланхолическая школа" конца XVIII начала XIX веков и В.А.Жуковский : Автореф. канд. дис. М., 1995.
38. Виноградов В.В. О теории поэтической речи // Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С.130-163.
39. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
40. В окрестностях Москвы. Из истории усадебной культуры XVII-XIX веков. (Текст В.С.Турчина и В.И. Шеридеги). М., 1979.
41. Врангель Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. СПб., 1999.
42. Габель М. "Песнь торжествующей любви (опыт анализа)" // Творческий путь Тургенева. Сб. статей под ред. Н.Л.Бродского. Пг., 1923. С.202-225.
43. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
44. Гаспаров Б., Паперно И. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина // Russian Romanticism. Studies in the Poetic Codes. Stockholm, 1979. № 10. P.9-44.
45. Гаспаров M.J1. Колумбово яйцо и строение новеллы // Сб. статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 130-132.
46. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный: Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1997. Т.2. С.21-32.
47. Гейро Л.С. Роман Гончарова "Обрыв" и русская поэзия его времени // Русская литература. 1974. № 1. С.61-73.
48. Гершензон М. Мечта и мысль И.С.Тургенева. М., 1919.
49. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. М., 1926.
50. Гинзбург Л.Я. О лирике . М.; Л., 1964.
51. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1976.
52. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
53. Гитлиц Е.А. Традиции романтизма в лирической повести Тургенева (формирование жанра) // Проблемы литературных жанров. Томск, 1972. С.21-22.
54. Гольцер C.B. Рецепция онегинских мотивов сна и гадания в романе И.С. Тургенева "Накануне" // Пушкин и русская культура. М., 1998. С.83-91.
55. Горбачева В.Н. Молодые годы Тургенева. Казань, 1926. (Тургенев и его время. Сб.2).
56. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Н.Новгород, 1994.
57. Григорьев Н.Г. Подробный разбор романа И.С.Тургенева "Рудин" в связи с характеристикой главных героев. СПб., 1911.
58. Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. Л., 1990.
59. Гроссман Л.П. Этюды о Тургеневе // Гроссман Л.П. Собр.соч.: В 5 т. Т.З. М., 1928. С.7-114.
60. Грюбель Р. Воспоминание и повторение. Две модели повествования на примере повестей "Первая любовь" Тургенева и "Выстрел" Гиппиус // Русская новелла. Проблемы теории и истории: Сб. статей. СПб., 1993. С.171-194.
61. Гуковский Г.А. Пушкин и русский романтизм. М., 1965.
62. Гутьяр Н. И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов // Русская старина.1903. № 1. С.73-93.
63. Гутьяр Н. И.С.Тургенев и А.А.Фет // Вестник Европы. 1989. №11. С.314-336.
64. Данилевский Р.Ю. Шиллер в русской лирике 1820-1830-х годов // Русская литература. 1976. № 4. С. 139-149.
65. Данилевский Р.Ю., Тиме Г.А. Германия в повестях "Ася" и "Вешние воды". // И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982. С.80-95.
66. Дарский Д. Радость земли. Исследование лирики Фета. М., 1915.
67. Дружинин A.B. "Повести и рассказы" И.С.Тургенева // Дружинин A.B. Собр. соч. Т.7. СПб., 1865. С.286-374.
68. Евлахов A.M. И.С.Тургенев поэт мировой скорби // Русское богатство. 1904. №6. С. 1-45.
69. Жилякова Э.С. К вопросу о традициях сентиментализма в творчестве
70. B.А.Жуковского // Проблемы метода и жанра. Вып. 12. Томск, 1986.1. C.21-36.
71. Жилякова Э.С. Традиции сентиментализма в творчестве И.С.Тургенева 1850-х годов ("Дворянское гнездо"): Учеб. пособие. Томск, 1999.
72. Жирмунский В.М. О ритмической прозе //Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С. 569-586.
73. Замотин И.И. Сороковые и шестидесятые годы. Очерки по истории русской литературы XIX столетия. Пг.; М., 1915.
74. Западов A.B. Мастерство Державина. М., 1958.
75. Зельдхейи-Деак Ж. К проблеме реминисценций в "малой прозе" И.С.Тургенева // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. Л., 1984. С.99-111.
76. Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971.
77. Иванов Г.В. Из комментария к произведениям русских писателей // Русская литература. 1972. № 3. С. 183-186.
78. Иностранная критика о Тургеневе: Сб. СПб., 1909.
79. Ионин Г.Н. Анакреонтические стихии Карамзина и Державина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Л., 1969. (XVIIIвек. Сб.8). С.162-178.
80. Истомин К.К. Старая манера И.С.Тургенева (1834-1855). СПб., 1913.
81. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997.
82. Каждан Т. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.
83. Карташова И.В. Тургенев и немецкие романтики // И.С.Тургенев и современность. М., 1997. С.20-27.
84. Ковач А., Логиновская Е. Структура литературного мотива и мировые образы в поэтике И.С.Тургенева // Romano-Slavica. Т. XXI. Extras. Bucuresti, 1983. С.225-237.
85. Ковыршина С.А. О стихопрозаических границах в русской литературе первой трети XIX века // Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1995. С.49-57.
86. Кожинов В.В. О "поэтической эпохе" 1850-х годов (К методологии истории русской литературы) // Русская литература. 1969. № 3. С.24-35.
87. Козубовская Г.П. Поэзия А.Фета и мифология: Учеб.пособие. Барнаул; Москва, 1991.
88. Коковина Н.З. Поэтика воспоминаний в художественном мире А.Фета // А.А.Фет: Проблемы изучения жизни и творчества. Сб. науч. статей и материалов XIII фетовских чтений. Курск, 1998. С.20-27.
89. Кочеткова Н.Д. Тема "золотого века" в литературе русского сентиментализма//XVIII век: Сб. 18. СПб.,1993. С.172-186.
90. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994.
91. Кошелев В.А. Лирика Фета и русская "усадебная поэзия". К постановке проблемы // А.А.Фет. Проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1994. С.10-23.
92. Кошелев В.А. В предчувствии Пушкина. К.Н.Батюшков в русской словесности начала XIX века. Псков, 1995.
93. Краснокутский B.C. О некоторых символических мотивах в творчестве И.С.Тургенева // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX-начала XX века. Л., 1985. С.135-150.
94. Кросс А. Разновидности идиллии в творчестве Карамзина //Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Л., 1969. (XVIII век. Сб. 8). С.210-228.
95. Кукулевич A.M. Русская идиллия Н.И.Гнедича "Рыбаки" // Уч. зап. Л.У. 1939. Вып.З. № 46. С.284-320.
96. Кулакова Л.И. Поэзия М.Н.Муравьева И Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967. С.5-49.
97. Купреянова E.H. Дмитриев и поэты карамзинской школы // История русской литературы. М.; Л., 1941. Т.5. С. 112-137.
98. Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература. М., 1980.
99. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С.Тургенева 1850-х годов. Тула, 1977.
100. Курляндская Г.Б. Тургенев и Фет // A.A. Фет. Традиции и проблемы изучения. Курск, 1985. С.46-63.
101. Кутателадзе Н. К истории классицизма в России. Анакреонтические песни в русской литературе XVIII столетия: (Историко литературный этюд) // Филологические записки. 1915. Вып.З. С.361-413.
102. Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев // Творческий путь Тургенева. Сб. ст. под ред. Н.Л.Бродского. Пг., 1923. VII. С.244-276.
103. Лаврецкий А. Проблема "лишних людей" в русской литературе // Литература в школе. 1936. №3. С.8-19.
104. Лебедев Ю.В. Тургенев. М., 1990 (Серия ЖЗЛ).
105. Левин Ю.Д. Английская поэзия и литература русского сентиментализма // От классицизма к романтизму: Из истории международных связей русской литературы. Л., 1970. С.195-268.
106. Лимонова Е.А. Особенности поэтики повестей И.С.Тургенева 1840 -1850-х годов // Актуальные проблемы филологии и ее преподавания. Саратов, 1996. ч.1. С.6-8.
107. Лихачев Д.С. Поэзия Садов. К семантике садово-парковых стилей. СПб., 1991.
108. Лотман Л.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
109. Лотман Ю.М. Тургенев и Фет // Тургенев и его современники. Л., 1977, С.25-47.
110. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Wiener Slawistischer Almartach. Band 16. Wien, 1985. S.5-9.
111. Лотман Ю.М. Проза Тургенева и сюжетное пространство русского романа XIX века // Slavica, XXIII. Debrecen, 1986. С.5-24.
112. Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб. 1995.
113. Ю2.Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова "Обломов". СПб., 1996.
114. ЮЗ.Магина P.P. Особенности романтического стиля А.А.Фета. Научн. докл. высш. шк. Филологические науки. М., 1985. № 6.
115. Ю4.Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. М., 1989.
116. Ю5.Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX века // Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1986. С.265-298.
117. Юб.Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.
118. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
119. Ю8.Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Л., 1982.
120. Маслов B.C. Некрасов и Тургенев. К вопросу о литературных взаимоотношениях ("Саша" и "Рудин") // О Некрасове. Статьи и материалы. Вып. 3, Ярославль, 1971. С. 136-154.
121. Матюшенко Л.И. О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С.Тургенева // Проблемы теории и истории литературы. М., 1970. С.315-326.
122. Махов А.Е. Любовная риторика романтиков. М., 1986.
123. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.
124. Мережковский Д.С. Поэт вечной женственности // Мережковский Д.С. От войны к революции. Пг., 1917. С 65-77.
125. Мостовская H.H. "Некрасовское" в романе Тургенева "Новь" // Русская литература. 1996. № 3. С.115-125.
126. Мостовская H.H. Повесть Тургенева "После смерти (Клара Милич)" в литературной традиции // Русская литература. 1993. № 2. С.137-148.
127. Мостовская H.H. "Пушкинское" в творчестве Тургенева // Русская литература. 1997. № 1. С.28-37.
128. Муратов А.Б. Тургенев новеллист (1870-1880-е годы). Л., 1985.
129. Неверова Э.Н. Проблематика и поэтика повестей -воспоминаний И.С.Тургенева (1867-1875 гг.): Автореф. канд. дис. Алма-Ата, 1974.
130. Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести воспоминании Тургенева 60-70-х годов // Учен. зап. Казанск. ун-та. Т.115. Сер. филол., 1965. С.93-127.
131. Никонова Т.А. П.Полонский и И.С.Тургенев // Учен. зап. Курск. Пед. ин-та. Т.74. Третий межвузовский тургеневский сб. Орел, 1971. С. 148у
132. Новикова Е.Г. Повести и рассказы И.С.Тургенева второй половины 60-х начала 80-х годов в ряду произведений "малой прозы" писателя (к постановке проблемы жанра) // Проблемы метода и жанра. Томск, 1979. С.69-81.
133. Овсянико-Куликовекий Д.Н. Этюды о творчестве И.С.Тургенева. Харьков, 1896.
134. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. 4.1. М., 1907. С. 109-110.
135. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (теория словесности). М.; Пг., 1923.
136. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991.
137. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1997.
138. Панофский Э. "Et in Arcadia ego": Пуссен и элегическая традиция // Новое литературное обозрение. 1998. № 33. С.30-59. ^
139. Петровский М.А. Таинственное у Тургенева // Творчество Тургенева. М., 1923. С.70-97.
140. Петухов Е.В. О пессимизме И.С.Тургенева//Учен. зап. Юрьевского Ун-та. 1896. № 4. С.29-48.
141. Пинчук А.Л. Гораций в творчестве Г.РДержавина // Учен. зап. Томского ун-та. 1955. № 24. С.71-86.
142. Погорельцев В.Ф. Проблема "лишних людей" в русской литературе XIX века. Т.1.М., 1997.
143. Полякова Л.И. Поэтика эпилога тургеневской повести Н И.С.Тургенев и современность. М., 1997. С.92-97.
144. Поплавская И.А. Формирование теории жанра послания в русской эстетике и критике // Проблемы метода и жанра. Вып. 13. Томск, 1986. С. 104-119.
145. Поспелов Г. "Евгений Онегин" как реалистический роман // Пушкин. Сб.статей. М., 1941. С.75-154.
146. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976.
147. Потемкин В. Душа Тургенева // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1914. № 4. С.50-54.
148. Пумпянский Л. Тургенев новеллист // Тургенев И.С. Сочинения под ред. К.Халабаева и Б.Эйхенбаума. М.; Л., 1928-1934. Т.7. С.5-24.
149. Ревелли Д. Гораций и русская литература XVII начала XIX века // Труды отдела древнерусской литературы. Т.50. СПб., 1997. С.698-707.
150. Роднянская И.Б. Слово и "музыка" в лирическом стихотворении // Слово и образ. Сб. статей. М., 1964. С. 195-233.
151. Розанов И.Н. Кн. Вяземский и Пушкин. (К вопросу о литературных влияниях) // Беседы. Сб. Общества Истории Литературы в Москве. М., 1915. С 57-77.
152. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л., 1973.
153. Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.1(17). М.-Рыбинск, 1994; вып.2(18). М., 1996.
154. Сакулин П.Н. На грани двух культур: И.С.Тургенев. М., 1918.
155. Самарин М. Тема страсти у Тургенева // Творчество Тургенева. Сб. статей. М., 1920. С.126-134.
156. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.
157. Сендерович С. Алетейя. Элегия Пушкина "Воспоминание" и проблемы его поэтики. Wiener Slawistischer Almanach. Sond.8. Wien, 1982.
158. Сендерович С. Мир мимолетных видений // М.Сендерович, С.Сендерович. Пенаты: Исследования по русской поэзии. Russian Language Journal. East Lansing, Michigan, 1990. C.9-28.
159. Сендерович С. Пушкинская повествовательность в свете его элегизма //Там же. С.82-99.
160. Сенчина Л.Т. Идиллические мотивы в творчестве Г.Державина // Творчество Г.Р.Державина. Специфика. Традиции. Тамбов, 1993. С.81-87.
161. Серман И.З. Державин. Л., 1967.
162. Сильман Т.И. Лирические вставки в прозаическом тексте // Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. С.190-205.
163. Скатов H.H. Лирика Афанасия Фета (Истоки, метод, эволюция). Далекое и близкое // Скатов H.H. Литературно-критические очерки. М., 1981. С.119-149.
164. Скворцова Б. И.С.Тургенев о современных ему поэтах ff Уч.зап. Каз. ун-та. 1929. Т. LXXXIX, кн.2. С.381-393.
165. Смирнов И.П. О специфике художественной (литературной) памяти // Wiener Slawistischer Almanach. Band 16. Wien, 1985. S.11-27.
166. Смирнов И.П. О смысле краткости // Русская новелла. Проблемы теории и истории. Сб.статей . СПб., 1993. С.5-13.
167. Смирнов И.П. Психодиахронологика . Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.
168. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература XVIII века. СПб., 1995.
169. Стеффенсен Э. Гете и Тургенев (анализ рассказа Тургенева "Фауст") // Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск, 1985. С.226-229.
170. Страхов Н. Критические статьи об И.С.Тургеневе и Л.Н.Толстом. T.I. Киев, 1901.
171. Страхов H.H. Заметки о Пушкине и других поэтах. Киев, 1913.
172. Строганов М.В. Сирени и акации: К истории образа дворянской усадьбы у И.С.Тургенева // Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1995. С.57-60.
173. Сухова И. Жанры лирики Фета: Автореф. канд. дис. М., 1975.
174. Тетени М. Роль античной поэзии в русском литературном развитии XVIII века: (К вопросу восприятия поэзии Горация) // Hungaro-Slavica. 1978. №23. С.353-365.
175. Тойбин И.Л. Фет и пушкинская традиция // А.А.Фет. Традиции и проблемы изучения. Курск, 1985. С.14-46.
176. Томашевский Б.В. О стихе. Л., 1929.
177. Томашевский Б.В. Пушкин. Т.1. М., 1990.
178. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М., 1983. С.227-284.
179. Топоров В.Н. Пушкин и Голдсмит в контексте русской Goldsmithiana'bi. К постановке вопроса. Wiener Slawistischer Almanach. Sond 29. Wien, 1992.
180. Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М., 1998.
181. Турьян М.А. К проблеме творческих взаимоотношений В.Ф.Одоевского и И.С Тургенева ("Фауст") // И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982. С.44-55.
182. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. Л., 1924.
183. Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы. М., 1996.
184. Усадьба в русской культуре XIX начала XX веков: (Материалы на-уч.конф. 22-24 нояб. 1994 г. Пушкинские горы). М., 1996.
185. Фарыно Е. "Я помню ( чудное мгновенье.)" и "Я (слово.) позабыл"// Wiener Slawistischer Almanach. Band 16. Wien, 1985. S.29-36.
186. Фаустов A.A. Авторское поведение в русской литературе: Середина XIX века и на подступах к ней. Воронеж, 1997.
187. Фаустов A.A. Язык переживания русской литературы: На пути к середине XIX века. Воронеж, 1998.
188. Фишер В. Повесть и роман у Тургенева // Творчество Тургенева. Сб. статей. М., 1920. С.3-40.
189. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.
190. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973.
191. Хаев Е.С. Идиллические мотивы в "Евгении Онегине" // Болдинские чтения. Горький, 1981. С.82-104.
192. Халфина H.H. XVIII век на страницах И.С.Тургенева // Писатель и жизнь: Сб. историко-литературных, теоретических и критических статей. М., 1981. С.106-121.
193. Халфина H.H. Поэтика культурно-исторического у И.С.Тургенева. // И.С.Тургенев и современность. М., 1997. С.51-55.
194. Хомич Э.П. Диалог культур в поэтике тургеневской повести // Культура и текст. СПб.; Барнаул, 1997. Вып. 1: Литературоведение. 4.1. С.108-110.
195. Хетеши И. О построении повести И.С.Тургенева "Ася" // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX начала XX века. СПб., 1992. С.136-145.
196. Цивьян Т.В. Дом фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры. Труды по знак.системам. Вып.У. Тарту, 1978. (Учен. зап. гос. унив. Вып. 463). С.65-85.
197. Цивьян T.B. Verg. Georg. IV, 116-145: к мифологеме сада // Текст: семантика и структура. М. 1983. С. 140-152.
198. Чередниченко В.И. Поэтика художественного времени А.А.Фета: Ав-тореф. канд. дис. Тбилиси, 1982.
199. Черемисинова Л.И. А.А.Фет и Л.М.Толстой. Творческие связи: Авто-реф. канд. дис. Л., 1989.
200. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собр.соч.: В 8 т. Т.6. М.; Л., 1950. С.412-497.
201. Шкляева А.Е. Лирическое начало в прозе И.С.Тургенева // Литературоведение. Метод, стиль, традиции. Пермь, 1970. (Учен. зап. Перм. унта, № 241). С.230-241.
202. Шеншина В. А.А.Фет Шеншин. Поэтическое миросозерцание. М., 199$.
203. Шмид В. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. СПб., 1994.
204. Штерн М. Эпическое содержание и жанровая структура повестей И.С.Тургенева // Проблемы литературных жанров. Томск, 1972. С.22-25.
205. Щукин В. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. Краков, 1997.
206. Щукин В. К эволюции жанра усадебной повести в русской литературе XIX века. (Тургенев и Чехов) // Slavica XXIII. Debrecen, 1986. С.277-303.
207. Эйхенбаум Б. Артистизм Тургенева ff Эйхенбаум Б. Мой временник. Л., 1929. С.93-100.
208. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы, Л., 1960.
209. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
210. Энгельгардт H.A. Мелодика тургеневской прозы (опыт анализа и обобщений) // Творческий путь Тургенева. Сб. статей под ред. Н.Л.Бродского. Пг., 1923, VII. С.9-63.
211. Яворская О.М. О роли символических мотивов в прозе И.С.Тургенева // И.С.Тургенев и современность. М., 1997. С. 142-147.
212. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975. С. 193-230.
213. Янушкевич A.C. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского. Томск, 1985.
214. Beltrame F. И cammino dell' "uomo inutile" verso il "sottosuolo". L'evoluzione storico-culturale di un personaggio della letteratura russa. Trieste, 1996.
215. Bush W. Horaz in Russland: Studien und Materialen. München, 1964.
216. Curtius E.R. Europjtfsche Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948.
217. Koschmal W. Von Realimus zum Symbolismus: Zu Genese und Morphologie der Symbolsprache in den Späten Werken I.S.Turgenevs. (Studies in Slavic lit. a. poetics; vol. 5). Amsterdam, 1984.
218. Lachmann R. Memory and Literature: Intertextuality in Russian modernism. Minneapolis London, 1997.
219. Neuh,nuser R. Towards the Romantic Age: Essays on sentimental and preromantic literature in Russia. The Hagues, 1974.
220. Roosevelt P. Life on the Russian Country Estate. A social and cultural history. Jale University, 1995.
221. Schmid W. Narratives Erinnern und poetisches Gedächtnis in realistischer und omamentaler Prosa // Wiener Slawistischer Almanach. Band 16. Wien, 1985. S.99-110.
222. Stierle K. Werk und IntertextualitaX // Dialog der Texte: Hamburger Kolloquium zur Intertextualitat. Wiener Slawistischer Almanach. Sond.l 1. Wien, 1983. S.7-26.