автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество К.Фофанова и поэзия раннего русского символизма

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Логунова, Галина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Творчество К.Фофанова и поэзия раннего русского символизма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество К.Фофанова и поэзия раннего русского символизма"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА '

Филологический факультет

На правах рукописи

ЛОГ/НОВА Галина Николаевна

ТВОРЧЕСТВО К.ФОФАНОВА И ПОЭЗИЯ РАННЕГО РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

Специальность 10.01.02. - литература народов СССР

(советского периода)

Автореферат на соискание ученой степени Кандидата филологических наук

Москва 1992

Работа выполнена на кзфедро истории советской литературы филологического факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

проф. А.Г.Соколов

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

проф. К.Г.Петросов, кандидат филологических наук Е.М.Сахарова

Ведущая организация - Университет друкбы народов имени П.Лумумбы.

Защита диссертации состоится " 14 " Февраля 1992 года на заседании специализированного совета Д 053.05.12 в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова.

Защита состоится по адресу: Москва, 119899 ГСП, В-234, Ленинские горы, ЖУ, I корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией мокко ознакомиться в читальном зале филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан " оеыи&х 199'/ года.

V /

Ученый секретарь / специализированного совета / доктор филологических наук/ . . доцент С_Г /Л Л Б.С.Бугров

Общая характеристика работы

Тема "Творчество К.Фофанова и поэзия раннего русского символизма" предполагает выявление связей творчества русского поэта рубежа веков К.М.Фофанова (1862-1911) с поэзией раннего рус-окого символизма, а такие некоторых общих эстетических принципов русской романтической поэзда конца XIX - начала XX века.

Диссертация посвящена проблеме,недостаточно изученной в исследовательской литературе: "предпосылки" ранней русской сим-' волической поэзии, в частности традиции К.Фофанова.

В самздс истоках русский символизм не был един. Бнутри течения традиционно выделяют две философско-поэтические системы. Так называемый ранний русский символизм конца XIX - начала XX вв, или "старшее" поколение символистов, представлен членами Н.Минского, Д.Мерекковского, 5.>>логуба, З.Гиппиус, К.Бальмонта, В.Брюсова, Л.Добролюбова, КДСонсзского. На первом этапе их творческого развития их называл.? "докадентами". Саш символисты употребляли этот термин с оценочным значением, как обозначение умонастроения, характеризующегося определенными мировоззренческими чертами. Считается, что философской основой идейно-эстетических взглядов "старших" символистов был субъективный идеализм. К позднему символизму (1900-1910) или "младшим" обычно причисляют В.Иванова, А.Белого, А.Бдока, Ю.Балтру-, шайтиса, Л.Кобылинского. "

Фофанов был представителем той предекмволистской поэтической системы 90-х годов, которая граничила с "чистым искусством" школы Фета, о."философской поэзией" 1680 - начала 1830-х годов, с эстетическими устремлениями "старшего" поколения символизма (журнал "Северный вестник", сборники "Русские символисты").

Творчество Фофанова - явление, порожденное импрессионистической тенденцией в русской поэзии. Оно складывается, опираясь на традиции классики и опыт импрессионистской школы Оета. П.П.Перцов * считал, что существовал даже особый "фофановоккй период" в поэзии - после С.Я.Надсона и до появления первых сш-волистов. А.В.Брюсов писал: "Русский символизм имеет своих предшественников - Фета, Фофанова"2. '

1 Перцов П.П. Литературные воспоминания. М.: Л., 1933 С.153. ...

2 Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М., 1975. Т.6. С.33.

Актуальность темы определяется тем, что в литературоведении закреплено мнение о поэзии 80-х - началь 90-х годов как о некем "провале", литературном "прочерке", не расставлены вакные акценты в изучения этой эпохи. Данное исследование позволяет скорректировать точку зрения на литературную эпоху, увидеть разные тенденции в литературном раз -итии 90-х годов, те традиции, которые нашли свое развитие в поэзии символизма.

Кроме того, актуально изучение творчества К.Фофанова, поскольку оно представляет определенный синтез: классическая художественная традиция сосуществует с наметившимися в его поэзии художественными открытиями, которые затем будут реализованы у символистов и постсимволистов.

Научная новизна работы заключается в том, что тема "Творчество К.Фофанова и поэзия раннего русского символизма" как предмет специального монографического исследования разрабатывается впервые.

Цель я задачи исследования. Диссертация посвящена выявлению типологической и генетической связи К.Фофанова с русским символизмом - "старшим" его представителями. Установление этого родства - с одной стороны - позволит глубже понять природу символизма, характер усвоения и переосмысления романтической традиции поэтами-символистами, с другой стороны - обозначать тенденции и черты творчества Фофанова, которые позволят говорить о нем как о предтече символизма, предшественнике символистского художественного миропонимания. Это обусловило постановку конкретных задп исследования: раскрыть суть эстетики Фофанова и определить ее связь с эстетическими взглядами "старших" символистов, рассмотреть импрессионистические тенденции в поэзии рубежа веков и их традиции, а также показать канрозуто специфику русской поэзии конца XIX - начала XX века к ее проявление в творческих исканиях К.Фофанова.

Методологические и теоретические основы исследования. Исследование ооновавается на сравнительно-типологическом и историко-литературном методе.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее ' выводы способствуют прояснению некоторых общих и частных про~ блем литературного процесса конца XIX - начала XX века. Материал!: се могут быть использованы в исследованиях истории русско:: либратурн начала XX столетия, в вузовском преподавании

курса литературы этой эпохи.

Материал исследования составляют прижизненные сборники стихотворений К.Фофанова. Привлечены архивные материалы. Впервые вводятся г научный оборот теоретические высказызг-ия, неопубликованные стихотворения К.Фофанова, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства. Анализируются философско-эстэтические статьи В.Брюсова, Д.Мерекковского, Н.Минского, И.Анненского, К.Бальмонта. Поэзия Фофанова исследуется в контексте как творчества современников и предшественников, те;; а литературных последователей.

Апообашл работы. Основные положения диссертации изложены в публикациях (ом. перечень работ в конце автореферата). Диссертация обсувдена на заседании кафедры истории советской литературы филологического факультета МГУ им.1.1.В.Ломоносова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется состояние ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования. Рассматривается проблема места символизма в литературе начала века и определение его "художественных корней" в критике. Делается вывод, что подход критики к выявлению различных этапов развития символизма свидетельствует о том, что в своих истоках русский символизм не был един и "подпочва" русского символизма, "предпосылка" его гсэтических форм, преждз всего поэты школы А.Фета (К.СлучеЕСкий, К.Фофанов) в этом смысле недостаточно изучена. Рассматриваются характерные наблюдения критиков, современников, самих символистов, в которых накачались возможности дал сопоставления взглядов Фофанова и поэтов "ковах течений".

Глава I. Философско-эстетические взгляды К.Фофанова я философско-эстетические концепции ранних символистов.

Рассматриваются эстетичсокие проблемы, по которым намоти-;;<;сь перскли .ш твсрчеотва Фофанова о поэзией русского сигтво-лдема, и Лнлоаофоко-гстеткческЕЕШ воззрениями его представителей. "

Сзобе-гаоотьз эсгета"кс?.ой сгсгзга про^овывохиагта 90-х гоцоь

была ее своеобразная эклектичность, что сказалось и в характере творческих объединений, представлявших союз эстетов и по-этов-ск эолистов (например, "пятницы" Случевского и печатный орган - альманах "Денница" , издания журналов- "Ежемесячные сочинения", I9C0-I904; "Северный вестник", 1895-1898),и в литературных дискуссиях снапример, спор о Фете между эстетами и модернистами за право называть его своим предшественником ) .

Такая эклектичность мировосприятия была свойственна и Фофанову: творческий метод Фофанова, с одной стороны, опирается на традиции романтической и русской, классической поэзии "чистого искусства", с другой - в его мироощущении наблэдаютск усиление субъективного поэтического восприятия реального, попытки СОО-. динить "реальное"и'Идеальное" в "перенивании", поиски незамкнутого в себе мира, в котором возникают соответствия между реальным, предметным и "иным", идеальным единством.

В диссертации показывается, что стерты, свойственные для "новой поэзии" проявились уже в ранней лирике Фофанова.

В его поэзии появляются мотивы приобщения, поэта.к сокровенной сущности мира - идее Прекрасного, а творчество поэта рассматривается им как некая мистическая раздвоенность, как откровение, полученное свыше ("А.А.Фет", 1889; "Мечта", 1889). "Старика" скчводисты также выдвигали положение о любви к идеалу, не сущеетвупцему в земной действительности, утверждали от-вл ленно-идеалксгический подход к явлениям искусства (Мережковский) , обосновывали мысль о стремлении человека к "небывалому", "запреде.гыюму", о присутствии во "внешних символах" идейного, отвлеченного содержания (Минский).

Фофанов преодолевает консерватизм литературы, граничащей с . "чистым искусством" школы Оета, с пессимизмом поэзии 1880 -начала 1390-х годов (молодой К.Бальмонт, М.Лохвицкая), ее замкнутость в мире фантазий :: мачты. Б отлидаэ от "старших" сзш-волистов у Фофанова. отсутствует эстетический "имморализм. В ряде стихотворений намечается резкое противопоставьоние Истины - Красоте ("Истина, 1880; "Бдукдая в мире лжи и прозы", 1887). Для него, также как и для Толстого, были ванны ориентация чувств и поступков на нравственный начала. Суда по наброскам отат.ей "Толстой по .наслшке", плана статей о Л.Н.Толстом, Фофанов включился в полемику начала века о ценности чс-

ловеческой личности, истинности искусства

Фофанову ие была чузда складывающаяся символистская концепция "жизнетворчества" - переустройство, творческое преображение гляра и человека по законам искусства ("Поздние огня", 1890; "Старая музыкантша", 1892). Фофанов декларирует сходные со "старшими" символистами принципы, для которых "текст стзни" становился "текстом искусства" ("Искусство", 1Б91).

Фофанову уне в начальный период поэтического творчества была близка общая для всех символистов идея мировых соответствий, ассоциативных связей. Предваряя символистов, он иногда пытается миф, фольклор рассматривать как реальность ("Таинство любви", 1885; "Чудовище", 1883).

В поэзии Фофанова обостряется конфликт прозы иизш: и несбыточных грез ("Стансы", 1892; "Кончается!", 1888). Здесь проявилась еще одна родственная поэзии символизма черта: "симметричность". идей, их антиномичность. Но если у Мережковского - "две бездны", бог и дьявол, христианство и язычество; у Брюсова -антитеза темного и светлого в человеке, то противопоставление двух контрастных миров у Фофанова носило более обобщенный характер ("У поэта два царства...", 1882). В связи.с этим фофа-новский идеал-мечта приобретает призрачность, становится "загадочной тенью".

В раннем символизме (творчество 'раннего В.Брюсова, К.Бальмонта) нашли выражение и импрессионистские тенденции поэзии Фофанова, его понимание структуры художественного образа, постижение предметного мира через чувственное его восприятие. Целью искусства для Фофанова было постижение личности, передача ее чувств, настроений, мыслей посредством художественного образа. Это было свойственно и Брюсову, и Бальмонту, которые в своих художественных опытах единство мира искали не в запредельных мирах, как поэты-символисты ''петербургской школы", для которых символизм был мировоззренческой категорией, а в особом соотношении личностного, индивидуального- и реального. ".'Лирами иными" доя них была личность, душа художника.

Фофанов отошел в от основного принципа изображения личности в поэзии романтизма. Герой Фофанова боится одиночества, ищет пути выхода из одиночества, чтобы найти "оправдание" своего существования, стремится передать новое ощущение человека п мире.

1 ЙГАЖ. Ф.525. Оп.Г. Ед.хр.'1С4. .1.7.

На этом фоне в его поэзия впервые зазвучала тема двойничеот-ва - "Тень" (1867), "Двойник" (1687), "Чужое "я", (1889) - получившая, как известно, большое распространение у "младшего" поколения символистов, и в меньшей мере - у "старшего".

Подходы к тема "двойника" и ее трактовка Фофановым во многом предвосхитили "Двойника" (1909) А.Блока.

Но тема двойника у Фофанова поставлена в общем плане, она не возникает из недр "страшного мира", как у А.Блока в его "Двойнике", конфликт у Фофанова только намечен. Но общими для того и другого стихотворения являются структурные аспекты: мотивы воспоминания, столкновение настоящего и прошедшего, реального и потустороннего.

В идейно-эстетических исканиях эпохи, в эстетической полемике времени К.Фофанов был близок "старшим" символистам. В их теоретических взглядах на искусство была общая посылка - искусство есть средство постикения идей через явления реального мира. В творчестве К.Фофанова выработались различные модификации поисков "иных миров" - от личностного мира до природно-косми-ческих и космически-божественных универсумов.

Глава П. Импрессионистские тенденции в поэзии К.Фофанова и импрессионистская поэзия русского символизма.

Импрессионистическое миропонимание, живописное восприятие лира, поиски синтетического единства мира явились особенностями худокзетвенного сознания поэтов-символистов рубека веков. Импрессионизм как особый способ мировидения и стилевое явление (как результат этого мдровидения) получая развитее у писателей различных художественных направлений. В русской поэзия он особенно ярко проявил себя в творчестве К.Бальмонта, раннего В.Брюсова - представителей "старшего" символизма. Импрессионистические черты поэзии свойственны и творчеству "младаего" поколения символизма (А. Блока,- А. Белого). К.Фофаков в своем творчестве конца века, воскресив в русской поэзии романтическое мироощущение, оригинально продолжил импрессионистические и мелодические тенденции поэзии А.Фета.

В образе мира поэтов-импрессионистов выразилась попытка разорвать одномерные привычные связи природы и человека, предметов друг с другом, отойти от копирования действительности и прийти к интуитивно-чувственному ее постижению, к воссозданию

картины мира в образах-впечатлениях, "образах-чувствах", внушающих воспринимающему то настроение, те эмоции, которые возникли у их творца.

Аналог такому мировоззрению можно найти в философских установках теории знания сенсуализма и релятивизма (Э.Уах), в ирра-ционалистическом философском" течении интуитивизма (ЛДопен-гауэр), а такке п концепции философии жизни - пантеистическом ее варианте (А.Бергсон).

Черты импрессионистического миропонимания К.Фофанова ¡¡пили преломление в его лирике - это было отмечено еще критикой конца XIX - начала XX века. Писали о том, что предметом изображения для Фофанова были не реальные объекты, а их "видение", что его поэзии были свойственны незавершенность линий и контуров, создание определенного настроения, отмечалась отстраненность его взгляда, схватывание "случайных черт".

Б первом поэтическом сборнике "Стихотворения" (1887) наряду с основным своим методом обобщения и создания образных картин -идеализацией действительности и воспевания красоты, Фофанов, следуя традиции психологической лирики (Л.Фет, Ф.Тютчев), использует такие принципы обобщения, как "сгущение" чувств, эмоций.

Эта же особенность создания образа, когда поэта интересует и привлекает нз предает изображения, а ощущение предмета, свойственна была и К.Бальмонту.

Такке как В.Брюсов, Фофанов "дематериализует" слово. Такое дематериализованное олово стало обычным уже в поэзии Фета, а вслед за ним и у Фофанова. Но у Фофанова, по сравнению с Фетом, оно отличалось большей степенью субъективизма.

Во многих стихотворениях этого сборника Фофанов перешел грань романтического индивидуализма и конкретностью восприятия, и большим субъективизмом лирического "я", и степенью слитности с предметом изобраяения лирического субъекта. В его лирике "эффект присутствия" переходит в "эффект соучастия".

В лирике В.Брюсова, а особенно - К.Бальмонта,еще более усиливается иррациональный момент в субъективном восприятии мира лирическим "я". К Фофанову восходит а тяга И.Анненского к изобразительности, насыщенности стиха впечатлениями бытия и поисками соответствий меаду внутренним и реальным миром, что приводит к особому психологизму их поэзии. '"Психологические" сгихотворе-

юш К.Фофанова и И.Анненокого явно связаны с импрессионистической линией развития русской поэзии f А.Фет) и имеют типологическое сходство с импрессионистическими тенденциями прозы А.Чехова.

Уже в первом поэтическом сборнике Фофанова есть ряд стихотворений, в которых проявляются принципы соответствий и психологизм соотоянкй: "Полураздетая дубрава...", "Как дева грустная в наряде подвенечном...", "Маятник", "Столица бредила в чаду своей тоо~ ки", "Тюльпан".

К.Фофанову была свойственна и такая особенность восприятия действительности, которую В.Брюсов называл "опьянением мгновением". Своеобразной особенностью "техники моментализма" Фофанова, станов.'^.я не нагромождение предметных деталей (как у Фета), а чередование разных моментов действия - этим и создается эффект непрерывности времени.

Моментализм настроений - одно из проявлений психики "человека конца века", чье сознание лишено "общей идеи", а кавдое из ощущений, чувств воспринималось как целая планета. И в то же время, другая тенденция - поиск синтетического единства мира, стремление к целостности восприятия и воссоздание ее поэтическими средствами - по-разному выразилась в лирике поэтов-импрессионистов.

К.Фофанов пытался создать оинтетическую, целостную картину мира на основе ассоциаций по эмоциональной близости. А в более поздних стихотворениях он создает образы ужо на основе не только эмоциональных, но и смысловых ассоциаций ("На проспекте", 1905). Здесь Фофанов предвосхитил одну из черт творческого метода сшлюлистов - смысловую ассоциативность, возникающую из соотношения внутреннего мира "я" и мира вещей.

Ассоциативный принцип вытекал из нового видения предмета импрессионистами, как результат установления дистанций мекду наблюдателем и предметом, отстраненного (В.Шкловский) видения предмета.

В поэзии К.Фофанова встречаются и зрительные ассоциации,возникающие при помощи определенной цветовой гаммы. Много аналогий и параллелей этому изобразительному принципу Фофанова можно найти в "живописном" импрессионизме поэзии И.Анненокого. Признанным ке непревзойденным мастером таких цветовых ассоциаций стал К.Бальмонт ('V.iu шли в золотистом тумане", "Лунный луч" л др.).

К.Фофанов подхватил и развил музыкально-импрессионистические фетовские традиции и в этом тоже сыграл роль "предтечи"русского символизма (См. 'Мелодия", "Из осенних мелодий", "Гамма", "Под мелодию осеннего доздя").

Музыкальность стала первоосновой творчества поэтов-импрессионистов 90-х годов. Стилистическую основу символизма Брюсов видел в усилении именно "надсмыслового" музыкального воздействия стиха. Поэзия обливается с музыкой. Звуковая сторона слова получает до-миниругацее значение. Напевность, совпадение синтаксического и ритмического членения стиха, повтори создают своеобразную мелодию и настроение в стихе Бальмонта.

Однако внутреннее противоречие импрессионистического стиля ранних символистов - крайняя субъективность, выражение философии мига и в то яе время - стремление к целостности, синтетичности общей картины мира .- обусловили развитие их образности от импрессионистической к символической. В этом они шли, однако, разными путями. У К.Бальмонта поэтическое сознание устремлено от внутренне-цельного к внешнему, мгновенному, от целостного восприятия мира к дроблению его на мгновения. Поэтическому взгляду В.Бросо-ва импрессионистского периода свойственна отстраненная фиксация впечатлений и поиски цельности "в гармонии тех впечатлений,которые вызывают образы". И.Анненский устанавливает соответствия реального и внутреннего, а каждая образная деталь имеет тенденцию к расширению до масштабов мира.

К.Фофанов предвосхитил все эти структуры символистских поэтических образов. В фофановском образе выражается и стремление к синтетичности образных картин и к юс детализации, импрессионистической зыбкости и мимолетности.

Особенностью поэтического восприятия Фофановым пейзажных картин становится их "разомкнутость", стремление отразить образную картину в душевном состоянии героя. Одним из средств достикения этого становится реализованная метафора ("Прекрасна эта ночь с ее красой печальной...'1).

"Отстраненное" видение предмета повлекло за собой новые изобразительные средства. Акцент дрлается не на самом предаете, а на его качествах. В одном образе сливаются факты,' относящиеся к разным планам бытия, нарушается иерархия значительного-незначительного.

Фофаноа пользуется романтической моделью "жизн^> - сон". Ко

прием "сна" становится тем мостиком, который помогает соединить вещное-духовное, реальное-воображаемое, настоящее-прошедшее-бу-дущое, и в этом отличие Фофанова от романтиков, у которых сны и грезы были путем ухода от действительности.

Фофанов создал и своеобразную поэтическую философию города,и хотя Брюсова называют первым русским поэтом-урбанистом, отразившим "в поэзии кизнь большого города новейшего капиталистического типа" (Д.Максимов), в поэтическом творчестве Фофанова уже начали проявляться черты "урбанистического сознания". Часто его городской пейзаж напоминает городские зарисовки и Бальмонта.

Одно из урбанистических произведений Фофанова "Чудовище" (1893) Брюсов назвал "жутким и странным", а начальную строку этого стих' люрения "Зловещее и смутное есть что-то..." взял эпиграфом к своим "Чудовищам" (1903). Стихотворение "Чудовище" перекликается и о другим брюоовским стихотворением "Творчество" (1895) нагромождением алогичных образов, мыслью о "колдовской" сути поэтического мира и творческого процесса. Однако отличие в восприятии городской реальности Фофанова от Брюсова - в неприятии цивилизации.

Фофанову в его осмыслении жизни города был близок другой представитель импрессионистского крыла русской поэзии - 'Л. Аннен-ский. Важное место в стихах Фофанова, как и у Лнаеаского, занимают вещественные детали микромира городской цивилизации (часы, маятник, балконы, облезлые крыши, келтый снег, железнодорожный \ вокзал и т.д.). Параллели с Анненским возникают и в'тех стихотворениях Фофанова, в которых впечатления от предмета роадают отвлеченные мысли, часто философского содержания. В.Соловьев назвал эту особенность поэтического мышления "импрессионизмом мысли". .

В структуре фооновского импрессионистического сознания определились две конфликтующие сферы: урбанизм вступил в противоречие о панзстетическими установками. Поэтому в импрессионистских стихах Фофанова намечается два типа образов, которые своеобразно "подхватываются" символиотско-импрессионистской поэзией или развивается параллельно.

. Первый тип образов вдет от романтиков. Природное явление,по-пад&я в поле зрения автора, трансформируется в образы, которые И.Акиенсйй характеризовал как "разорванная слитность", образы природного неблагополучия становятся своеобразной "одеждой" '

внутренней дисгармонии человеческого мчра, проявляется невозможность отделить овое "я" от природы. Подобный тип построения образа мы найдем у Фофанова в стихотворении "Прекрасна эта ночь с ее красой печальной" и у К.Бальмонта в стихотворении "Лунный свет".

Во втором типе образов соотношение "личностное-реальное" ус-локняется. Городские реалии, преломляясь сквозь индивидуальное впечатление, втягиваются в конфликтующие сферы сознания, внутри которого появляется диспозиция природное, естественное - урбанистической, механическое. Гармония "разорванной слитности" нарушается: акцепт в поэтическом сознании переносится на поиски устранения противоречий или их явного обострения ("На Неве", 1888).

В поэзии Фофанова наметились также поиски целостности меяду цивилизацией, человеком и природой - то, что стало лейтмотивом пейзажных урбанистических стихотворений импрессионистов-символистов.

Глава Ш. Проблема канровых модификаций в поэзии К.Фофанова и символистов.

Творчество поэтов предсимволизма явилось ярким 'образом "переходности" художественного созиания эпохи 90-х годов, поэзия Фофанова - воплощением и новых и старых форм поэтического сознания.

Если дая поэзии XIX в. обычным было деление книг на циклы по содержанию, т.о. по тематическому признаку, то стремление к внутренней целостности книг в начале века принимает различные фоомы. Деление на отделы в первых поэтических сборниках Д.Мерекковского ("Стихотворения", 1888) и Н.Минского ("Стихотворения", 186?) основаны на канрово-тематическом принципе, по методу музыкального ' произведения составлен илкл "Музыкальные картины" в первом сборнике стихов Л.Добролюбова. Специфика "книги стихов" была чувдз З.Гиппиус, т.к. она осознает свои лирику как отражение многих самостоятельных "ликов" души, не складывающихся в устойчивое единство.

Первый поэтический сборник (1887) Фофанова состоит из 6 разделов, стихотворения в которых объединены по жанрово-тематичес-кому принципу. Целостности внутри разделов автор достигает различными способами: особой тональностью, которая создается как "интонационным полем" отдельных стихотворений, так и отбором, внутренними связями мевду ними, особым а^орским пафосом.

нов стремился даже внешними приемами конструирования разделов оформить, скомпоновать его так, чтобы получился не сборник разрозненных стихов, а книга. Так, в начале сборника поэт располагает идейно значимое стихотворение. "Кодовые" слова стихотворения "включают" в текст раздела основные темы, образуют в нем метафорические ряды образов. В свою очередь, в заключительное стихотворение "стягиваются" смысловые мотивы всего раздела.

Следующие две книги Фофанова "Стихотворения" (1669), "Тени и тайьи" (1892) не имеют разделов. Но уже в книгу 1896 г. в пяти частях вошли, наряда- с новыми, лишь тэ стихи поэта, которые отвечали его изменившимся взглядам.

Разделы к книги Фофанова не осознавались им как этапы эволюции героя, что было свойственно Блоку. Принципы отбора стихотворений для книг у Фофанова в чем-то схонп с принципами отбора своих стихов, Брюсовнм: завершенность книги и "вбирание" в нее творца предыдущих сборников. Фофавовские сборники, также как-и брюсовские предстают частью статического мира. Для их литературного собрата К.Бальмонта было характерно иное стремление при составлении им книг: уподобить циклы и сборники частям или вехам пути своего творческого развития.

В книгах Фофанова сказалось и осознание своей лирики как самостоятельных "мигов" души. Не случайно Брюсов считал одной из основных черт творчества Фофанова "стихийность". Но с другой стороны, Фофанов пытался показать в своих книгах и "движение жизни", группируя стихотворения в целое на основе некой градации чувств, нюансов настроений. И хотя художественная образность книг Фофанова не отличается слитностью и единством, но многие отдельные образы объединяются внутренним саморазвитием.

Часто анализ поэтической эпохи конца XIX в. приводит исследователей к мысли о "затухании", стирании жанровых форм, а затем ' об их новом возрождении в поэзии символизма. Хотя в жанровом отношении в поэтическом наследии Фофанова бесспорна традиция романтической поэзии, но в его "структурных моделях жанра" (В.Сквозников) выражаются уже целые "пласты" нового миреотношения. Так, например, не только "культ свободной личности" обусловил появление в поэзии Фофанова жанра элегии: в элегической структуре воплотились и уже символиотски трансформировались "свободолюбивые" настроения. Фофанов использует медитативно-эмоцконалыюе содержание стиха для раскрытия внутреннего мира

личности, к.тивов ее потаенной жизни, воссоздает мировоззренческие ориентиры духовной жизни личности в диалоге с мирозданием С"Склонилась жизнь моя к закату...", "Был вечор бледный и сырой"). Элогическая тональность стихотворений Фофанова была связана о его трагическим мировидением. В этой связи в диссертации анализируется цикл элегий "Траурные песни". Рассматриваются "вещные" элегии, любовные и пейзажцо-философскиэ.

Следующая жанровая разновидность поэзии Фофанова - дуг®. Они близки по тональности и медитативному содержанию элегии, хотя отличаются от нее более широким историософским смыслом. Анализируется раздел "Думы" как целостное единство.

В творчестве Фофанова наблюдается обостренный интерес к форме сонета. Некоторые его стихотворные произведения одновременно соединяют в себе сонетную форму г' структуру с элегической тональностью. Возникает синтетический жанр - сонет-элегия. Причем ми сталкиваемся не с размыванием жзкрових форм, а со "сращением" жанров - чертой, тишиной для жанров символистской поэзии.

В сонетах Фофанова уже складываются в общих чертах особенности символистского сонета. Определяется основной крут тем, кото-рыо будут разрабатываться в поэзии символизма. Они связаны с признанием двоемлрия - сосуществованием матергтльного и идеального миров; з сонетной структуре Фофанова утверждается тип лирического героя, который будет характерен для ранних символистов.

Особенность-фофановских сонетов - обязательная двуплановость, выраженная в противопоставлении тезиса и антитезиса. Фофанов использует в сонетах наиболее свойственную ему форму синтеза - парадокс: тезис и антитезис не примиряются, развитие противоречия не приводит к гармонии. Выходя за рамки поэзии XIX века Фофанов предвосхищает свойственное мироощущению символистов осознание эстетической ценности ан:-пгомичной сущности бытия.

Еще один жанр в творчестве Фофанова - жанр послания язляэтся своеобразным показателем переориентации его восприятия с классической традиции на новые гшровые принципа.

Диалогическая направленность "я", акцентировка "чужого", дру-юто мира делаю? лирическую систему Фофанова "двунаправленной". Именно по»го-у в ней возможно было появление и существование художественного символа, т.к. по ¡исли С.Азертщева, си,зол монет существовать "только шпгтра человеческого общения, внутр.ч ол'^-а-цяя диалога", ото делает худокественао-поэтичоскуто снстег.;« Фо^ь-

нова максимально приближенной к позиции "младших" символистов.

Хррактерно, что в первом поэтическом сборнике Фофанова IB87 г. нет ни одного послания. Они появляются в сборнике "Тени и тамы" (1692) . Послания Фофанова как жанр, как способ художественной организации материала были порокдением и авторе-' кой индивидуальности, ■• и эпохой 90-х годов, когда начал зарождаться символизм.

Существует мнение, что'послание порзаивало свой "золотой век" в начале XIX в., в конце - к 80-м годам приходит в упадок, воз-роадаясь потом в I890-I9I0 гг. в поэзии символизма. Но Фофанов, образно говоря, "выламывается" из эпохи, т.к. именно в его творчестве возрождается канр послания как бы параллельно символистскому, мокет быть опережая его. И в этом Фофанов то&е выступает как предсимволкст.

Для Фофанова, так ке как и для символистов, общей "метате-мой" послаш'я является личность современного художника в его взаимосвязях с искусством и тшзнъю. Поэтому адресатом послания становится прежде всего круг художников. Это принципиальна новое послание, отличающееся от посланий 80-х годов, возникши:: на фоне надсоновской постнекрасовской традиции с обобщенным адресатом. Такие послания получили распространение в 80-е годы в поэзии Н.Минс"пго, 1,1.Лохвицкой, Д.Мерешсовского, С.Я.Надсона, Для Надоена, например, в стихотворениях-посланиях "Братьям" (1880), "Певец восстань" (Гз34) свойственна крайняя абстрагированность адресата, расплывчатые призывы.

У Фофанова тег.хе встречаются послания с обобщенным адресатом, например, "''.ногам". Но большая чаоть посланий прибликена к символистским: "Л.Н.Т.", "А.А.Фету", "Л.П.Полонскому", "А.Н.Майкову", "Послание", "Таинственному другу", "Послание К.".

Фофанов часто прибегает к посланиям, в которых "¿¡спользует" адресата как "пассивного слушателя" и кзк объект рассмотрения. Такой тип послания предполагает образное выражение в тексте авторского "я" и "ты" адресата. Этот тип поэтической коммуяизации позволяет автору сопоставить свои филоссфско-эстетическив позиции со взглядами адресата, раскрыть идейные и жизненные взаимоотношения корреспондентов ("Таинственному д$ггу").

Другой тип отношений между автором и адресатом встречается в стихотворении, название которого "Послание" совпадает о его жанровым обозначением,. Эго послание представляет собой кэноло-

гическое раскрыта авторского "я". Адресат здесь образно не воплощен, оставаясь вне рамок послания, он служит лишь объектом авторского воздействия.

Особую группу посланий составляют послания, посвя- щенные художникам. Чаще всего в таких послания:: Фофанова воссоздается лирический портрет адресата. Впоследствии это станет одной из характерных функций символистского послания. Образ поэта рисуется не столько в его бытовой ипостаси как это было в посланиях романтиков начала XIX в., а в его сущностных проявлениях как художника.

В послании "А.А.Фету" Фофанов воссоздает в общих чертах мир Фета. В поэзии символистов такие послания приобретали черты своеобразной литературной рецензхг'. Пафос этого послания --в художественном "исследовании" и выявлении идейно-стилевых черт лирики любимого поэта, ее соотнесенности с непреходящими эстетическим:! ценностями. Фофанов вводи*,' з своеобразный творческий портрет Фета мотив приобщения поэта к вечной идее Прекрасного -сокровенной сущности мира. Это соотвестэует романтическим идеям философии Шеллинга об интуитивном познании мира художником. Сущность мироздания ощущается Фофановым как. мистическая ~л трансцендентальная. В этом Фофанов также явился прямым предшественником символистов, стремящихся интуитивно познать Идею мирового процесса.

Дослание Фофанова имеет много общего с дружески посланием романтиков - в установке на диалог с конкретным адресатом, з устойчивых ролевых функциях корреспондентов, в ориентации на воссоздание облика адресата, в акцентировании идейно-эстетических проблем искусства. Это объясняется типологическим сходством их мироощущений. Но послания Фофанова обретают нозые жанровые качества. В них он.вплотную подходит к символистской концепции жизни как вторичной реальности, которая связана с высшей, "реальнейшей" действительностью, постигаемой только посредством искусства. Отсюда поиски у адресата общих, аналогичных своему творчеству, своим творческим установкам черт, стремление увязать свою и чужую позицию. При такой системе отношений устзноз-ка на диалог, как и у символистов становится необходимой. Поэтическая коммуникация становится возможной при условии принципиальной готовности признать за собеседником право нг соо8у:о рз.ц>, находящуюся в определенном ценностном отноие;...:! собственной

Принципы диалога с другим художественным сознанием нашли яркое отражение в символистском послании.

Ещё одна особенность жанровой системы Фофанова обусловлена его установкой на символическое мировосприятие и импрессионистское мироощущение. Это наличие "музыкальных" жанров в его поэзии. Один из них - ноктюрн. Обращение к ноктюрну обусловлено восприятием тютчевской концепции бытия: разграничением дневной и ночной ипостасей жизни. Фо$ нов в своих ноктюрнах "сочет дать ночную ипостась души, когда отходят дневные заботы, суета, когда лирический герой остается один на один с мирозданием, когда душе внятны любовь, искусство, природа. ("Этот бред и этот сон...", "Полосы лунного света легли").

При всей зыбкости жанровых границ русской лирики конца XIX в., в поэзии Фофанова отчетливо прослеживаются типологические признаки лирических жанров, истоки которых восходят к поэтики пред-романтизма и романтизма. Вместе с тем его жанры - это эстетически самостоятельные художественные явления, в рамках которых ви- . зревали жанровые особенности поэзии русского модернизма.

Заключение содержит обобщение результатов проведенного исследования. Здесь выделяются некоторые закономерности, характеризующие творческий путь К.Фофанова и близость его эстетической и стилевой системы символизму, а также намечена ее связь с другими модернистскими течениями.

Список публикаций по теме диссертации

1. Цикл А.Блока "На поле Куликовом". Философия истории. Поэтика // Проблемы канра и стиля художественного произведения, -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1986. (0,6 п.л.).

2. Урбанистические и пейзажные мотивы в поэзии русского импрессионизма // Методологические проблемы биологии и экологии. - . Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. (0,6 п.л.).

3. Эстетические принципы русского поэтического импрессионизма // Проблемы перестройки идеологической работы в вузе: Тезиоы докладов. Владивосток: Дальневост. политехи, ин-т им.В.В.Куйбышева, 1989. (0,06 п.л.). '

4. Русский предсимволизм (К.Фофанов) и символизм: Препринт научного доклада,-Владивосток: Центр гуманитарных и политических знаний, 1990. (I п.л.).