автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Творчество народного артиста СССР Наби Рахимова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество народного артиста СССР Наби Рахимова"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УЗБЕКСКОЙ ССР
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ имени ХАМЗЫ ХАКИМ-ЗАДЕ НИЯЗИ
ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО АРТИСТА СССР НАШ РАХИМОВА
Формирование жанрового многообразия и художественного стиля в творчеотве актера
17.00.01 - театральное искусство
А В Т О Р Е Ф ЕРА Т
диссертации на ооискаш;е ученой стелешь кандидата искусствоведения
'На правах рукописи
РИЗАЕВ АМАНУША ЗУФАРОВИЧ
Ташкент - 199 J
Работа выполнена в секторе театра и хореографии Ордена Дружбы народов Института вокусствоэнания имени Хаизы Хаким-заде Ниязи Министерства кулыуры Узбекской ССР
Научный руководитель - доктор искусствоведения,профасоор,
заслуженный деятель науки Узбэиокой ССР LI. X.КАДЫРОВ
Официальные оппоненты - доктор искуоотвоведения,профессор
Т.Т.ТУРСУНСВ
Ведущая организация
кандидат искусствоведения,доцант Т.Б.ЕАЯЩЩВ
ТАЖЕНТСМЙ ПЮУДАРСШШЫЙ ИНСТИТУТ культуры им.кддаи
I.99I г.
■ Зашита состоится _ _
в '\г _ часов на заседании спевдаллзщю ванного совета К.092.II.01 в Ордена Дпуибы народов Институте искусствознания имени Хамзы Хаким-задэ Ниязи Министерства культуры Узбекской ССР.
Адрес: 700029.Ташкент-ГСП,Аллея Парадов,2
С диссертацией тло:,аю ознакомиться в йкЗлиоа'еке Института искусетюзнания шени Хамзц Хакик-заде Ниязи.
Автореферат разослан
1991г.
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Тема актерского исполнительства"всегда была одной из актуальнейших тем в театроведческой науке. Ведь по образному и меткому выражению К.Станиславского, "Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист- тот сашй инструмент, с помощью которого на сцене воплощается замысел драматурга и режиссера. Актер связующие звено меаду зрителем и автором произведения, роль его в трактовке той или иной театральной пьесы неоценима, если он обладает талантом. Поэтому тема актерского исполнительство-всегда несет в себе непреходящую актуальность.
Современное национальное театральное искусство Узбекистана имеет свою богатую историю. Своими корнями оно уходит в традиционное народное творчество, глубоко любимое народом, необыкновенно популярные представления кизикчи, масхарабозов, кугирчок-бозов и киссахонов.
В исследованиях-ученых М.Рахманова и и.Кадырова нашли отражение история традиционного театрального творчества народа. В них скрупулезно прослеживаются истоки становления и развита! узбекского национального театрального искусства. Богатые, приобретенные многолетней историей, традиции народного творчества, обогояенные зшзнью, бытом, воззрениями и устремлениями народа, легли в основу узбекского советского профессионального театра.
"Узбекское актерское искусство, - пишет М.Рахманов в книге "История узбекского театра", - органично связано с самой зшзнью народа, с его борьбой за справедливость. Поэтому образы созданные актерами особенно правдивы и типичны. Зритель верил им. Это говорит о том, что представители узбекского тэатра разделяли с народом его беды, угнетенное положение, их актерское мастерство было идеологическим оружием в борьбе трудящихся против эксплуататорского класса"2>
1.С?а7Шславсний К. "Моя гизнь в искусстве" М."Искусство",3962,401с
2.Рахманов М. Узбек театри тарихи. Ташкент,Изд-во "фан",1968,143с.
На почве таких глубоких традиций формировалось узбекское советское актерское искусство. Творчество Наби Рахимова -тому яркое свидетельство.
Наби Рахимов представитель второго поколения актеров, узбекского Академического театра драмы им.Хамзы. Однако, его природная одаренность, сила его таланта, мастерство, необыкновенное трудолюбие позволили ему органически войти в плеяду актеров первого поколения драматических артистов и нададу с ними внести ощутимый вклад в становление национальной актерской школы. Поэтому изучение творческого пути Наби Рахимова представляется автору делом безотлагательным, своевременным. Путь актера был славным, но не легким. Он полон содержания. Не будет преувеличением сказать, что Наби Рахимов - актер высокого мастерства. В его творческом потенциале около 2С0 ролей. Многое из них -явление в сценическом искусстве Узбекистана. Анализируя образы созданные актером убеждаемся, что творчество его не ограничивается определенными рамками какого-либо амплуа или направления. Напротив, оно вобрало в себя почти все жанровые и стилевые оттопки драматического искусства, развиваясь и совершенствуясь от образа к образу, от периода к периоду, создавая собственный исполнительский стиль. Ибо изучение процесса становления художественного стиля Н.Рахимова может служить для каждого начинающего актера существенной творческой лабораторией.
Широк творческий диадозон возможностей, богата политра Наби Рахимова. В этом особенность его творческой биографии. Особый интерес представляет настойчивое стремление Н.Рахимова осмыслить опыт народного традиционного зрелиидюго искусства. Актеру свойственны поиск,импровизационность, шор, острота реакции, что делает образы созданные им особенно близкими народу.
Идеи, заложенные драматургом к режиссером в сценическом произведении, воплощаются прежде всего актером, только одаренный, талантливый актер через выразительное сценическое действие монет донести "зашсол до адресата. Отсюда и настоятельная необхоци;ость изучения исполнительского мастерства актера. Для
достакения завершенного сценического решения произведения определенного ганра актеру необходимо найти соответствующие чувства, переживание, темперамент, а для того, чтобы вызвать в себе, он должен владеть самостоятельным исполнительским стальл состоящим из единства своеобразного действия, пластики, голосового звучания, интонаций, экспромтов и других физикоэмоциональных средств выразительности. Наби Рахимов владеет именно тан 121 оригинальным, многогранным исполнительским стилем. В репертуар^ актера образы драматического, комедийного, лирического, трагедийного планов, в роботе над ниш актер тяготеет к углубленной психологической трактовке. В этом будится, на наш взгляд, особый исполнительский стиль Наби Рахимова, заслуживавший научного осмысления.
НИТЬ Ц ЗАДАЧИ ИСССЛЕЛОЙАНМ. Целью данного исследования является изучение природы творчества Наби рахимрва, своеобразия его исполнительства, отношения к роли, жанру сценического произведения, партнерам по сцене, зрители. В задачи диссеутацишшой работы входят выявление истоков развития,мастерства актера, яре сдваивание эволюции его творчества и пути становления испол-ннтельсксго стиля Наби рахшова.
МЕГОДСЯОГИЧЕ(?КОЙ основой работы явились произведения классиков марксизма-ленинизма по вопросам искусства. В основу диссертации легли труды теоретиков и практиков театра Станиславского К.С., Е.Вахтангова, м.Уйгура, Е.Бабаджанова, Г.Тов-станогова, Т.Ходжаева. в работе автор опирается и на ряд трудов ведущих театральных критиков, а также на воззрения и воспоминания крупных представителей сценического искусства.
Диссертация носит проблемно-теоретический характер, но 'этому для анализа отобраны наиболее показательные, значительные актерские работы Наби Рахимова, а факты биографии затрагиваются В крайне необходимых случаях.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ И НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Тема актерского . искусства сложна и многогранна. Она вбирает в себя ряд проблем. Узбекское театроведение распологает целым рядом научных и ■ популярных работ, посЕлщенньас данной теме. Это книги Я.Фельдмана "Характер народа и сценические образы" (Ташкент, 1962, 279 с„), "Властители дум" (Ташкент, 1970, 354 о.), О.Кайдало-вой "Традиции к современность. Театральное искусство Средней Азии и Казахстана" (М., IS77,'296 е.), Ы.Кадырова "Сахнаыиз лочинлари" (Ташкент, 1985, 205 е.), М.'хашдовой "Актерское искусство узбекской музыкальной драмы" (Ташкент, 1987, 143 е.), И.№тарова "Театр и его актеры" (Ташкент., 1989, 146 с.) и др. В этих трудах нашли отражение вопросы актерского искусства в разные периоды развития театра.
Монография я.Фельдмана "Характер народа и сценические образы", "Властители дум-' посвящены творчеству многих актеров, видных режиссеров. Вних анализируется основные тенденции развития узбекской актерской школы.
Театральное искусство средней Азии и Казахстана исследует в названной книге о.Кайдалова. Вней прослежены пути становле- ■ ния и развитш актерского искусства региона в целом, однако в работе больше внимания уделяется роди и влиянию европейского театра на развитие национального актерского искусства.
В 60-80 году появились ряд очерков, сборников и монографий, посвященных актерскому искусству, творчеству отдельных актеров. Среди них и очерки ц capo Ишантурзевой*, йянме Ход-жаове2, Обиде Джалилпве^, Миршохиде МВДокилове^, Соибе Ходздс«? ве^, щкуре Бурханове®, сборники "Аброр Хидсятов"7, "мухиддин Кари Якубов"8.
1. Авдеева л. "Сора Эшонтураева". Ташкент,Гослитиздат,1960, 940.
2. Фельдман Я."Олнм Хужаев". Ташкент, Гослитиздат, 196Г,\ 176 о,
3. Джураев ф. "Обид жалилов". Ташкент, Гослитиздат, 1968,* 288 с.
4. Кадыров М. "Мнри'охид Шрокилов". Ташкент.Изд.Г.Гуляма, 1970,82с
5. Кадыров м. "Ссиб Хужазв".Ташкент. Лзд.Г.Гуляма, 1973, 85 с.
6. "Аброр Хидоятое".(Составитель Дбдуллаева С.,отв.ред.М.Кадыров) Ташкент, Изд.ГЛУхяма, 1985, 263 с.
7. Рахманов М..Сильмильштейн Т."Шуиур Бурханов". Ташкент. ИЗД,
J\ Гуляма, 1974, 172 С.
В монографии М.Хамидовой "Актерское искусство узбекской музыкальной драмы", как видно из названия, актерское исполнительство рассматривается с':точки зрения сугубо национального театрального жанра. А в работе И.МУХтарова "Театр и его актерг" исследуются проблемы актерского искусства на призере работ актеров театра им.Хамзы на рубожэ 50-70 годов. Автор размыкяяет об особенностях узбекской актерской школы, об изменении и обновлении ее традиций.
В названных трудах автор находит методологию анализа актерского искусства, они являются хорошим подспорьем для самостоятельного исследования творчества Наби Рахимова, о котором в перечисленных работах только лишь упоминается. Необходимый материал диссертант черпает в статьях, опубликованных в периодической печати, однако большинство из них .же.' дает полнокровного анализа творчества замечательного актера, в них во многом парадная, юбилейная трактовка его творческой биографии. Нет подробного анализа деятельности Наби Рахимова и в изданной б 1962 году брошуре И.Ильяловой "Наби Рахимов". В предисловии подчеркивается, что "целью книга не является полный анализ всех разнообразных ролей Наби Рахимова, в ней автор делится впечатлениями о всем творчестве актера. Нет в книге анализа и последних талантливых работ Н.Рахимова"*.
Таким образом, в исследованной литературе нет достаточно полного анализа деятельности уникального драматического актера, не говоря уже о его оригинальном исполнительском стиле. Новизна донного исследования заключается именно в том, что автор ставит своей первостепенной задачей разработать проблему жанрово-стилевой природы актерского искусства на примере творчества Наби Рахимова. В этом ключе рассматриваются также путч становления и развития актерского мастерства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ . определяется дрелще всего актуальностью избранной теш. Многолетний творческий опыт Н.Рахимова - актера с редким дарованием, своеоб-^.
8."Мухиддин Кари Якубев" (Артор-оос?ашпя£ Авдеева Л.,отв.ред.
рахмяПов ГЛ.) Ташкент .ИЗд.Г.ГУляка 1984, 1.Илъялояа Ц. "Наби-Гахкмов".Ташкент,Гослитиздат,1962, 4 с.
разие его таланта, источники на которые он опирается, эволюция ого творчества, разнообразие созданных им образов, отношение актера к создаваемому образу, партнерами по сцене и.зрителям, богатство техники и выразительных средств, стиль создания сценического характера к сам образ актера, который отчетливо вырисовывается из исследования, могут стать школой для молодого поколения актеров. Вместе с тем творческий путь Н.Рахимова, его своеобразный исполнительский стиль, синтезировавший саше лучшие черты и средства всех сценических жанров и направлений, способствуют верному пониманию истории узбекского советского театра и определению перспективы его дальнейшего развития.
АПРОБАЦИЯ. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании Сектора театра и хореографии Института искусствознания им.Хамзы Хаким-заде Ниязи министерства культуры УзССР. Основные положения данной работы отражены в опубликованных статьях на страницах журналов "Санъат" и "Узбекистан театрларида".
СТРУКТУРА ЩСИРТАШМ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, в приложении к диссертации дан перечень ролей исполненных Н.Рахимовым в театре, кино и телевидении.
Хотя свой творческий путь Н.Рахимов начал с комедийных ролей, но в дальнейшем он шел по пути освоения самых лучших черт всех существовавших актерских направлений и выработке на этой основе своего особого художественного стиля, яркий и глубокий психологический стиль актера сформировался благодаря многолетнему труду, приобретенному опыту^ преданности традициям и, наконец, редкому таланту. Процесс этот: изучается, разделяя творчество актера на два периода. Первый период (1929 -1560 г.г.) - начальный," когда актер - любитель Н.Рахимов делает первые шаги на'профессиональной сцене л гэтолится л зрелому профессиональному творчеству. СИ выступает в разных ролях, в спектаклях на различные теш. Цо уже в его творчестве
наглетелись разноплановость и млогзжанровость. __—-------
Второй пер:;од_(12£Р-19£&-гГ7)~;-"время приобретения пктерсчой зрелости. Именно в ати годы Н.Рахиголым создаются Я'тге психплоппесгае образы, окочэтельнз фзгм'.руется щгдии::,^
дуальный исполнительский стиль актера.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается выбор темы, ее актуальность, научная новизна и практическое значение, освещается степень изученности поставленной проблемы.
. ГЛАВА ПЕРВАЯ - "Формирование жанрового многообразия в творчестве актера" - охватывает творческую деятельность Н.Рахимова в 1929 - 1960 гг. В ней прослеживается эволюция творчества актера в годы перехода его с самодеятельной сцены на про"-фессиональную, изучается характерные для того времени уроки мастерства.
В 30-е годы Н.Рахимов работает под влиянием народных зрелищных искусств этого времени. Это проявляется в его приверженности к шору и шутка, к острословии и импровизации. Актер своей феноменальной памятью привлекал внимание режиссеров, которые начали поручать ему самые разнообразные роли, что позволило ему быстрее набраться опыта, но с другой стороны стало очевидным, что отсутствие должной шлифовки, чрезмерное увлечение импровизацией и внешним рисунком роли могут привести к негативным последствием. И актер начинает искать выхода из этого состояния.
В те годы послужной список Н.Рахимова пополняется ролями Егора ("Мятеж" Д.Фурманова), Ковалера Риппофратта ("Хозяйка гостиницы" К.Гольдони), Бобчинского ("Ревизор" Н.Гоголя), Кочкарева ("Женитьба""Н.Гоголя) и другими. Особенно запоминаются его комедийные работы, потому что они созвучны его органической природе. Так создается мнение о Н.Рахимове-комедийном актере", долгое время сохраняющегося за ним. Однако, с самого начала изредко сыгранные актером драматические роли свидетельствовали о нераскрытых еще драматических способностях. Особенно образ Тихона в "Грозе" А.Островского, созданный Н.Рахимовым, высветил грани психологической игры актера.
В 30-е годы одной из актуальных проблем, волновавших театральную общественность, была проблема развития националь • ного профессионального актерского искусства. К этому времени
- в -
труппа театра творчески окрепла, театру било присвоено звание академического, который работал в русле призывов Е.Вахтангова -"Пусть умрет натурализм в театре", "Нам надо обновить старый репертуар новой формой, новыми, современными принципами театральной игры"-'-. Театр начал искать, экспериментировать. И действительно, для обновления репертуара, подготовки зрителя к восприятию классики необходимо было находить новый сценический стиль. В 8том деле дало положительные результаты расширение круга жанров, жанровоэ многообразие привело к обогащению творческого процесса, появлению актерской индивидуальности.
Одним из ведущих направленчй в национальной драматургии ЗО-х годов была тема народного героизма. В дальнейшем это направление расширяется историко-революционными, историко-биогра-фическими произведениями. Н.Рахимов в этих спектаклях исполнял в основном роли отрицательных героев, даже небольшие по объему роли актер старается исполнять полнокровно, мастерски, крупным планом. Подчеркивая отрицательные черты характера, актер как бы предупреждает, что развитие их могут привести к разрушению человеческой личности. Таким образом борьба с невежеством, эгоизмом, очковтирательством, взяточничеством и другими пороками, 1а изоблечение становится корневым содержанием творчества, исполнительского стиля актера.
Творческие поездки в Москву, Ленинград, Киев, Баку обогатили и расширили актерский кругозор, мышление актера. Он , знакомился с творчеством крупнейших театров, смотрел-спектакли, участвовал в репетициях, обсуждениях, общалоя с видными театральными деятелями. Для Н.Рахимова также и для других актеров эти поездки давали очень много ценного и в теоретическом и в практическом плане. Постепенно расширяется репертуар актера, его роли становятся все более весомыми. Это образы и национальной, и переводной драматургии, резко отличавшиеся друг от друга своими жанровыми и тематическими особенностями. Но объединяют их острохарактерность, высокий темперамент, точность
I.Е.Вахтангов. М., ВТО, 1984, 362, 552 с.
и острота действий. Таким образом появляются отдельные признаки* свойственные искусству н.Рахимова. На этом этапе Н. Рахимов особо обращает внимание на усавейзенствование техники сценического движения. И в самом деле, говоря словами К.Станиславского, "Техника сознательно служит возбуждению сверхсознательного творчества" и поэтому "чем больше талант, тем больше обработки он требует"*. С полным правом эти слова можно отнести к Н.Рахимову, он постоянно в поиске новых решений сценических образов, настойчиво стремится приобретать все новые и новые выразительные средства создания образа. В этих поисках немаловажную роль играли и эксперименты, проведенные режиссером Виттом, оказавшие заметное влияние на совершенствование сценической технини актеров. Его спектакль "ревизор" подвергался в свое время острой критике. При всем неоднозначном отношении к этому спектаклю необходимо отметить стремление режиссера к новым решениям, витт отказывается от повторений отарых приемов уже знакомых зрителю и вдохновляет актеров на новаторскую трактовку образов известного классического произведения. Прежде всего Витт требует высокого теша актерской игры, он вводит много музыкальных сцен с той целью чтобы актеры четко уловили темпоритм спектакля.
В спектакле "Ревизор" Н.Рахимов играет Еобчинского. Внешний рисунок роли актер рисует с оттенком иронии, в его игре много юмора и импровизации. Однако, он не смог оживить внутренний мир своего героя. молодой актер постепенно приходит к выводу, что одной лишь импровизацией невозможно создать полнокровный психологический обра!. Необходимые уроки в этом направлении он получает от основоположников узбекского советского театра ман-нона Уйгура, ятима Бабаджанова, Шарифа Каюмова, Аброра Хидая- -тсва. С приобретением опыта в творчемве-актера'все более отчетливо ощущается гармоническое" сочетание физических и психологических действий," Поиски в области освоения культуры сценической речи. Отрешение тщательно раскрыть смысл кавдой фразы, ^нщдаутв'в' сущность привели актера к_ углублений в духовный"" мир своего героя, его игра начала освобождаться от' лишних,
I.Станиславский К. "Моя жизнь в искусстве". М.,"Искусство" 1962,
402-403 с.
У
неуместных физических действий, а совершенное владение техникой сценической речи, выразительная интонация стали для актера одним из важных средств в мастерском создании различных образов. Благодаря правильной трактовке содержания образа и глубокому вхождению во внутренний мир героя в творчестве актера постепенно появляется важный признак искусства переживания - психологическое воздействие на зрителя. В дальнейшем это свойство все больше развивается и становится главным в творчестве актера.
В 40-50 гг. повышается мастерство актера, расширяется список ролей в различных жанрах. В годы ВОВ появляются спектакли на темы войны и мира, в творчестве Н.Рахимова эта тема тоже занимает особое место, на основе анализа образов Болтабая ("Мать" Уйгура), Боровского ("За тех, кто в море" Б.Лавренева), Харда ("русский вопрос" К.Симонова), Стива .Злири ("Джон солдат мира Е.КРоткого), Мурата ("Рассказ о Турции" Н.Хикмета), Хамида Сароджа ("Алжир родина моя", по роману М.Диба, инсц. А. Гинзбурга) прослеживается роль и значение данной темы в деятельности театра, и в том числе Н.Рахимова. Несмотря на то, что тема этих спектаклей единая, герои Н.Рахимова резко отличаются друг от друга своим социальным положением, мировозрением, поведением, внешним видом, интонацией и другими свойствами, в иавдом отдельном случае для каждого конкретного образа актер . V находит особы^средства выразительности . Образы Н.Рахимова, созданные им в те годы в так называемых "политических драмах" (Особенно, отрицательные), появившиеся в результате напряженного идеологического противоборства двух систем, наступления "холодной войны", привлекают внимание своей остротой, иронией.
В диссертации особое место отводится анализу образов Яго и Хлестакова, в незабываемых спектаклях "Отелло" и "Ревизор", вошедших в историю узбекского театра.
Глубоко изучая сверхзадачу, социально-психологическую сущность Шекспировского героя, принимая свою богатую фантазии острый юмор и легкую импролизационность, актер стремится воплотить подлинный облик Яго в последовательных социально-сатирических красках. Хотя актер пользуется сатирическими средствам:
но тем .неменее образ Яго в исполнении Н.Рахимова шире сатирического, он образец глубоких психологических переживаний, в этом отношении Яго- Н.Рахимов вел социально-психологическую линию спектакля, наполненного высокими романтическими страстями, образ Яго встал в один ряд с психологическими образами в творческой биографии актера.
Хлестаков - самый значительный образ Н.Рахимова среда его сатирических героев, в создании этого образа актер опирается на прочную социальную основу комедии Гоголя. н.Рахимов добился большого художественного обо^ения, в результате его сатира направляется не только против одного Хлестакова, разоблачает вебх мешан, бездельников, щеголей и взяточников, приближаясь тем самым к подлинной гоголевской сатире.
Актер воплощает образ фантазера, вертопраха Хлестакова в удивительно ловких действиях, тщательно выделяя кавдый мир сценического существования, каждый звук роли. Для того чтобы, казаться более внушительным, Хлестаков беспрестанно и вдохновенно сочиняет всякие небылицы да так, что начинает верить им сам. Таким образом худощавый, щеголеватый и чересчур наглый Хлестаков-рахимов своими жуткими выдумками, демогогией и суетливыми действиями йсех приводит в замешательство, устраивает су-мотоху и беспорядок. Эта сумятица в течении спектакля постепенно переходит в поведение других персонажей, даже такой большой хитрец и интриган, как городничей'в мастерском исполнении Ш. Бурханова, становится игрушкой в руках Хлестакова - Н.Рахимова. Темп, взятый Н»Рахимовым, переходит от сцены к сцене по возрастающей, создавая множество смешных, в тоже время трагикомических ситуаций. •
В диссертации на основе анализа образов Етова ("мухаб-бат" ТУйгуна), кузыеба и Марасуля ("Шелковое сюзане" и "Больные зубы" А.Каххара) автор размышляет о своеобразных выразительных средствах и приемах актера в создании комедийных характеров, а также о влиянии традиционного зрелищного искусства в отой сфере. Особенно драматургия А>Каххара своей занимательностью, народностью, разнообразием характеров, социальной остротой и смелой обличательной силой явилась в*50-70 годы, да и в последующие периоды значительным явлением в культурной жизни
республики, и без сомнения содружество Н.Рахимова с видным драматургом обогатили его творчество, способствовало укреплению егв исполнительского стиля.
Первая встреча Н.Рахимова с А.Каххаром состоялась в 1948 году в спектакле "Янги ED" ("Новая земля"), в 1952 году пьеса перерабатывается и получает название "Шелковое сюзане". Наби Рахимову поручается роль Хошимджона кузыева. Актер опирается на свой комедийный талант и богатую фантазию, в тесном контексте с дараматургом, пересматривает и дополняет роль. В результате эпизодическая роль кузыева превращается в образ который несет заметную нагрузку в решении конфликта произведения. Актер находит все новые и новые штрихи для раскрытия образа, обогащает его юмором, танцем, песней, импровизацией и другими выразительными средствами. Поведение и поступки Кузыева - Н.Рахимова вызывают веселый смех у зрителей. Все вто сделало Наби Рахимова • подлинно современным комедийным актером, принесло ему широкую известность. вместе с тем укрепилась и творческая дружба с драматургом. Результатом этой дружбы стала следующая совместная работа в постановке новой пьесы "Больные зубы". 0це с большей силой проявился сатирический талант Н.Рахимова в роли зубного врача Марасуля Хузурджанова. И в 'этом случае актер тесно сотрудничает с автором, внимая его советам. Он в деталях хочет rio-, нять замысел, цель и сверхзадачу образа, да и всей пьесы в целом. Откуда берутся такие как Марасуль, у кого нет совести, чести, кто паразитирует в обществе, являясь мозолью, "больными зубами". Актер с глубоким гражданским чутьем понимает, что главная причина здесь - нетрудовые доходы. Актер своей глубоко психологической игрой, иронией, тонко отшлифованной речевой интонацией, тщательной отделкой каждой реплики обогащает образ п образ становится сатирическим типом, сотканным из жизненных реалий. Острый психологический подход в трактовке образа сатирического героя становится одним из показательных свойств исполнительского стиля актера.
Таким образом, к 5СН-; годам сценический опыт Н.Рахимова значительно обогашается, расширяется творческий диапозон, а его веселый юмор приобретает все более социальный характер. С: jасгл.'рением репертуара, жалрэвогэ состава ролей еще болыле
утверждается в творчестве Н.Рахимова жанровое шогообразие. В результате понятие "комедийного актера" само собой для определения деятельности Н.Рахимова становится непригодным.
Следует отметить, что творческий путь актера до 60-х годов не был гладким и ровным, он постоянно находился в поиске, испытывая себя то в одном, то в другом жанре, в разных по тематике и направлений спектаклях. Однако во всех случаях его отличили требовательность и творческий подход к роли, в результате Н.Рахимов основательно усваивает метод художественно-сценического воплощения образа, основы актерского мастерства, независимо от жанровых, или же тематичес- ' ких различий, образов. Этот процесс подготовил почву в творчестве Н.Рахимова формированию прочного, многомерного индиви -г.Т дуального стиля, состоящего" из синтеза эмоциональных и физических действий.
ГЛАВА ВТОРАЯ - "Формирование исполнительского стиля актера" - рассматривает творчество Наби Рахимова в 60-80 гг. В основном изучается формирование художественного стиля, его особых примет, приемы, отношение актера к создаваемому образу, партнерам, а также принципы сценического воздействия на зрителя. В процессе работы анализируемый кавдый конкретный образ изучается с точки зрения каким новым качеством и какими выразительными средствами обогатил тот или иной образ индивидуальный стиль актера.
В 60-е годы узбекский Государственный академический театр драмы им.Хамзн стел одним из видных, известных театров страны. На прочную дорогу вышло и творчество Н.Рахимова. Созданные им в различных по тематике и жанрам спектаклях образы свидетельствовали о зрелости актера, и самое главное в результате 30-ти летнего неустанного труда и поисков оттачивается мастерство актера, начал формироваться индивидуальный художественный стиль исполнения, образовавшегося в единстве сатирических, драматических и психологических действий. Сталь Рахимова проявляется в укрупнении характеров, в остроте драматических и психологических положений, в иронии и изобличающих сатирических действиях. В какой бы роли
не выступал (в комедийной, драматической , трагедийной или же лирической), актер синтезирует контрастные выразительные средств-ва. В этом способность актера свободно передвигаться в жгиро-■ вом пространстве. В кавдом случае актер старается глубже проникнуть во внутренний мир своего героя, уловить его способ мышления, характер, стремления, возможности, исхода из требования того или иного жанра, эти качества персонажа восполняются им физическими действиями.
В творчестве Н.Рахимова в 60-е'годы нет крупных ролей .как Яго или Хлестакова, в эти года актер создает множество эпизодических образов. Но в казавшихся на первый взгляд второстепенных, эпизодических ролях прослеживается своеобразный стиль актера, его талант, мастерство, гражданская позиция. Этот тезис аргументируется в диссертации на примере анализа образов Бури-бая Назарбаева.в комедии Р.Бабадхана "Дядя и племянники". Бобо Кайфи в историко-биографической драме М.Шайхзаде "Щрзо Улугбек", Шокир -ота в спектакле по историческому роману Айбека "Священная кровь" (инсценировка Т.Ходжаева), герцога Сшьбени в трагедии Шекспира "король лир". Образы резко отличаются друг от друга, разное и по внутренним и внешним параметрам. Црш актер создает образ Бурибая Базарбаева с помощью чисто сатирических приемов, то Бобо кайфи в исполнении Н.Рахимова - это мудрец, принявший облик отшельника. Его нельзя отнести к разряду чисто комедийных работ актера. В нем не ощущается какие-либо примитивные или же поверхностные "признаки" комизма. Напротив весь арсенал выразительных средств, техника, игра слов, мимика, пластика, импровизация направлены для раскрытия внутреннего мира, переживаний героя. Синим словом, игра Н.Рахимова вооружена сатирическими, психологическими нюансами и искуссной импровизацией. На атом основании трактовку образа Бобо Кайфи с полным правом можно отнести к лучшим психологическим работам Ц.Рахимова.
С ростом жизненного опыта и совершенствованием мастерства актерские работы Н.Рахимова становятся все более солидными и серьезными, творчество его приобретает новые черты.
В дальнейшем эти черты еще ярче проявляются в глубоко драматических и психологических решениях ряда образов на историческую, историко-революционную, современную тематику. Этот процесс прежде всего обогатил исполнительский стиль Н.Рахимова еще больше драматическими красками, укрепил его психологическое направление. В этом плане на себя обращает внимание образ гордого Ольбени в "Короле Лире" и образ Шокир оты в "Священной крови". Актер в роли Шокир ота правдиво воплащает типический образ бедного, бесправного ремесленника, ого многострадальную жизнь в лаконичных социальных и бытовых красках. Зритель верит ему, переживает вместе с ним, сочувствуем ему. Тщательное и выразительное создание на сцене облика узбекского ремесленника во всех бытовых подробностях обеспечивало народность образа Шоклр отн. Может быть потому, что сам актер родился, рос в семье ремесленника и ему до боли знакомы и среда, я ее обитатели. Однако Шокир-ота-Н,Рахимов большой оптимист. Он не поддается невзгодам жизни. В его действиях не ощущаются апатия, смирение, упадочное настроение. Поистине оптимизм является одним из ценнейших свойств исполнительского стиля актера. Ибо, II. Рахимов какуто б роль ни играл, непременно в глубине души своего героя находит теплоту, возвышенность, веру и надежду на лучшее.
Наряду с образом Шокир ота, созданным в спокойных, благородных национальных тонах, появление возвышенного, классического гзрыого Ольбени еще раз подтвердило широкий диалозон возможностей Н.Рахимова. Данный образ продолжил в творчестве актера психологическое направление. ,
60-е годы пора зрелости актера, когда он мог создавать сложные образы. Но, к сожалению, в театре не было необходимых творческих условий, чтобы полностью раскрылись б возможности Н.Рахимова. И актер приходит в кино, где он воплотил многое,-что не удалось в театре, став впоследствии аксакалом узбекского кино. Кинематограф открыл новые грани мастерства актера, который начал представлять своих героев в крупном плане, еще ■ больше привлекательными и правдивыми. В диссертации этот процесс рассматривается в ходе анализа одной из лучших киноработ Н.Рахимова в фильме "'Яблоки 41-года" (сеж.Р.Батыров). Образ старика-чайханщика не похож ни на один другой сбраз, созданный
П.Рахимовым в театре или- кино. Актерская игра Н.Рахимова становится все более лаконичной, взвешенной, целенаправлен — иной. В искусстве актера прочно утвервдается "барометр" контролирующий и направляющий все его действия, состояния, речь и интонации*. Он овладел искусством паузы, когда он молчит, на экране за него говорит его портрет: глаза, мимика, даже морщины на лице. Опыт приобретенный в кино использован и обогащен Н.Рахимовым в театре.
Образ старика-чайханщика, безусловно, можно отнести к числу значительных психологических образов Н.Рахимова. В его исполнении чувствуется и юмор, и переживание, даже и лирическое отступление. Все это пронизано глубоким драматизмом.
В 60-е годы Н.Рахимов шел возможность осмыслить, проанализировать пройденный путь, многолетний творческий опыт. Наступила пора зрелости. Теперь, как никогда созревает необходимость весь имеющий опыт приводить в порядок и направлять созвучно духу времени и требованиям зрителя. Именно для данного периода характерно избавление от излишней суетливости в игре, от одностороннего подхода в трактовке образа. Самое главное, для актера стало правило всесторонне и глубоко постигать внутренний мир, духовные свойства своего героя. Игра актера становится все более содержательной и изящной, а единство эмоциональных и физических действий, к чему постоянно" стремился актер, выходит на большую дорогу.
Осмысление пройденного жизненного и творческого пути, взвешивание творческих достижений и поражений,реальное ощущение времени способствовали укреплению исполнительского стиля актера. Зтот стиль совершенствовался в процессе создания самых лучших психологических образов 70-80-х годов. Психологизм в исполнительской игре Н.Рахимова взращенный на философском осмыслении его героями действительности достигает в это ■ время предельной выразительности, такой вывод делается в диссертации на основе анализа целого ряда работ актера. Среди них Сайд Каримов ("Комиссия" У.УМарбековд), урганджи ("Заря революции" К.Яшена ), Отец ("А, дальше тишина" по А.Дельмар), Сагдиев ("Тринадцатый
председатель" А.Абдуллина). На протяжении многих лет с большой любовью и высоким мастерством играет Н.Рахимов эти роли, дорабатывая, отшлифовывая каждую из них обогащая новыми красками. №енно на этом зтапе до конца раскрываются редкий талант Н.Рахимова, богатые возможности, приемы психологического воздействия. Поэтому эти образы одинаково дориги и для актера, и для театра. Именно в этих образах получает свое окончательное воплощение исполнительский стиль Н.Рахимова.
Высокую оценку дали игре актера в роли Мирзо Ургандки многие специалисты. Ураганджи - Н.Рахимов железной воли человек, незаурядный государственный деятель. Однако его ум, проницательность, воля направленная на зло, чтобы властвовать над людьми, он беспощаден, мстителен. № всегда неожиданно появляется на сцене, словно азронль-ангел смерти, где Ургакдзг, там горе, разорение, беда. Он хорошо осозиает ; свое высокое положение, от того не позволит себе лишних слов и движений, когда говорит, не смотрит в глаза собеседнику, а стоя, смотра в одну точку полузакрытыми глазами как бы стреляет каждым свои« словом, интонацией, тон его суров и безаппелляционен. Актер словно перед камерой. Движения, пластика, жесты тщательно отобраны и направлены на выявление внутреннего мира г-ероя. урганджи~Н.Рахимов внешне спокоен, но зритель ощущает психологическую наполненность образа. В этом своеобразие Н.Рахикова, его стиля. Словом, создан сложный образ бездушного тирана. Си представлен крупными психологическими мазками.
Благодаря тому, что постоянно находится в гуще народной жизни, творчески ий&т и неустанно трудится, Н.Рахимов полностью осваивает философию, метафору и условность, соответствующие средства выразительности современного сценического искусства. Его игра начинает больше влиять на разум зрителя, заставляя его размышлять, думать. 'Гак, его Сайд Каримов ("Комиссия") не оставил равнодушным'ни одного зрителя. Отношение к нему неоднозначно. Он вызывает и уважение, к удивление, порой презрение. Цабп Рахимов не дает готовых рецептов положительного или яз отрицательного героя. Он призывает зрителя самого решать и делать г.нчоды. герой Н.Рахимова на виду у зрителя, переживает, страдает. Актер смог показать зрителю тончайшие нюансы душевной Жизни, еще раз доказав свою сппооб-
иость помологического анализа.
Образ отца в спектакле "А, дальше тишина" проповедает извечные добрые человеческие отношения. Отец - Н.Рахимов б£я -чески старается утаить свою горькую участь, душевную боль и страдания, кажется бодрым и даже веселым. Но зритель ощущает , что за этой "жизнерадостью" скрыты глубокая печаль, тоска, переживания. Бременами он стоит в углу сцены, молчаливо поникший, беспомощный, гадкий, глубоко несчастный, а порой ему хочется сбросить груз печальных мыслей', отвлечься. Но юмор Отца-
H.Рахимова печален, и юшр выражает по своему происходящих в душе героя страданий.
Тема Человека, гордость за него является главным стержнем всего творчества Наби Рахимова. Особенно ярко прозвучало она в спектакле "Тринадцатый председатель", где Н.Рахимов создал образ председателя колхоза Сагдиева. Однако для актера в нзы нет никаких условий для свободного действия. Несмотря на это,Н.Рахимову удается создать убедительный образ. Хотя он неподвижно сидит в мизансцене, молчалив и задумчив, но внутренне живет,перекивает и страдает вместо со своим героем, воздействуя тем самым на зрителя. "Можно оставаться неподвижным и тем нэ менее подлинно -действовать, но только не внешне-физически, а внутренне-психологически. Нередко физическая неподвижность происходит от усиленного внутреннего действия, которое особенно важно и интересно в творчества"1-справедливо писал К.Станиславский, в чем убеждает нас Н.Рахимов в образе Сагдиева.Внутреннее психологическое действие все больше превалирует в творчестве Н.Рахимова. Зритель верит его героям, сопериживает им...
В ЗАКЛЮЧЕНИИ автор пытается определить роль и значение творчества Н.Рахимова в узбекской актерской школе,. охарактеризовать индивидуальный исполнительский стиль мастера сцены.
Узбекская актерская школа советского периода имеох' свои особенности. Она формировалось опираясь, с одной стороны на традиции народных зрелищных искусств, с другой - на систему К.С.Станиславского, на творческий метод Е.Б.Вахтангова, укрепляясь и видоизменяясь от периода к периоду. Становление актерской школы изучается в театроведении на примере <творчества трех поколений узбекского академического театра драмы
I.Станиславский К.Габота актера над ссбой.М,"Искуссгво"1965,51с.
им.Хамзы: I) М.Уйгура, А.Хидоятова, С.Инантураева и др., 2) Ш.Бурханов&;О.Ходжаева, Н.Рахимова и др., 3) З.Мухвммвджанова, Я.Абдуллаевой, И.Малинбаевбй и.др., - заложивших фундамент этой школы.
Эмоциональность, культура речл, импровизашюнность, богатство пластики движений и мимики, музыкальность - вот те особенности,' что отличает узбекскую актерскую школу. Oía развивалась но трем основным направлениям: героико-романтическому, лирино-поэтическому и характерно комедийному. Каадоэ из этих направлений имело свои традиции' и черты, взаимодействуя друг с другом. Большинство актеров в целом воплотило в своем творчестве элементы этих трех направлений. В становлении школы огромен вклад и Наби Рахимова. В диссертации поэтапно прослеживается творческий путь актера, влияние его исполнительского стилч на формирование национальной актерской школы.
Наби Рахимов пришел з театр как характерпсм-комедийный актер в его жилах текла кровь аскиябозов и кизикчи ферганской долины, но в дальнейшем он вобрав все лучшее, что было во всех актерских направлениях не только в Узбекистане, но и в других республиках, выработал свой оригинальный, многогранный стиль исполнения. Он смог собрать воедино и синтезировать элементы различных театральных направлений и жанров. В этом новаторство Н.Рахимова, в его образах можно наблюдать элементы к комедийного; и трагедийного, и лирического, и романтического характера, их объединяет глубокий психологизм, рисунок роли Н.Рахимова в каждом случае берет из сапой жизни, из ее сложноауей, человеческого характера. Поэтому его герои правдивы, сложны и полнокровны.
В формировании л обогащении индивидуального исполнительского стиля актера тгмеют одинаково важное значение его ТВСрЧССТЕО К?К II В ТСЗ'-ГрОf TBK и в кино. Он смог взаимообогатить театр и кино присущему «алеожу из них специфическими особенностями. В творчество актера эти два вида искусства неразделим/. Несомненно, творческая деятельность Наби Рахимова, его многограннее, подлинно тродчо» искусство является большой творческой ШКОЛОЙ ДЛЯ МОЛОДОГО 2ВТВРСЧ0Г0 ПОКОЛОЯЙЯ.
По теме диссертации автором опубликованы следующие статьи:
1.Школа маотерства. /на узб.яз. объем 0,7 п.л./
журнал "Санъат", 1909, № 9, с.IC-II.
2.Грани таланта. /на узб.яз.обьем 0,4 п.л/
куриал "Уабекгстон театрларнда" ,1989,Щ,а.2
Подписано к печати 27.02.91г. Зьказ)ё61 Ткршй 120 акз. Отпечатано на ротапринте ФБАН'/sCCP г.Тихквит Иумановс. 13