автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы 20-х гг. ХХ в.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Занковская, Людмила Васильевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы 20-х гг. ХХ в.'

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Занковская, Людмила Васильевна

.3-13

Глава первая. Сергей Есенин в оценке русской критики §1. Отечественное литературоведение и Русское зарубежье о поэте .14-30

§2. Иван Бунин о Сергее Есенине.31-51

Глава вторая. Характерные черты индивидуального стиля С. Есенина

§ 1. Слово «двойного зрения» и «двойного слуха» в лирике и поэмах С. Есенина.52-104

§2. Самобытное освоение опыта А. Пушкина и J1. Толстого в практике С. Есенина.105 - 138

§3. Мотивы «отчего дома» в наследии Есенина и поэтов крестьянской «купницы».139-161

Глава третья. Своеобразие лироэпических форм в поэзии С.

Есенина.162 - 171

§ 1. Динамика жанров на раннем этапе творчества. 172 - 246

§2. «Образ» в имажинизме и художественных исканиях поэта

247-317

§3. Внутрилитературный синтез в стихотворных произведениях

С.Есенина 1924-1925 годов.318-393

Заключение. 394 - 402

Библиография .403-431

ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия XX века были отмечены печатью интенсивного переосмысления самых разных сторон нашей жизни и, в частности, такой духовной ее компоненты, как русская литература, вклад которой в сокровищницу национальной и мировой культуры неоспорим.

В этой связи немалое место отводится поэзии, особый интерес вызывает личность поэта-творца, который всегда индивидуален, целостен, неразделим и не отторжим от того, что является основой его жизни: от народа, из недр которого он вышел, от насущных проблем, которые волнуют и отдельную личность, и нацию, и государство, и «человеческое всеединство» (Вл. Соловьев).

Историческая эпоха ярче проявляется в деятельности тех ее созидателей, индивидуальность которых непосредственно соприкасается с ее реалиями, с тем, что на поэтическом языке именуется «вихрем событий» и что с необычайной силой отразилось в жизни и творчестве Сергея Есенина, наследие которого и явилось предметом данного научного исследования.

Критическая литература о поэте, десятилетиями «формировавшая» его облик, далекий от истинно объективного, многое в силу ряда причин недоговаривала; нередко его произведения рассматривались с позиций «вульгарного социологизма»; «темные пятна» в мировоззрении поэта объяснялись «заблуждениями», связанными с его «крестьянским уклоном».

Ныне, в начале XXI века, пророческие слова поэта о бесславной перспективе грядущих событий, сказанные буквально через три года после революции 1917 года, являются свидетелями той эпохи, которую, как мало кто, понимал Сергей Александрович Есенин. «История, — писал он, — переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений» /1/.

Более глубокому изучению наследия Есенина в контексте поставленной темы, его влияния как поэта на духовное развитие общества, восстановлению реальных вех в его биографии, освещению ряда идейных и эстетических установок автору данного исследования помогают недоступные прежде архивные материалы о зарубежной поездке поэта, забытые как «незначительные» документы, воспоминания современников, публикации последних лет, не скованные ни цензурой, ни борьбой литературных направлений, ни иными привходящими обстоятельствами.

Надо отметить и такую тенденцию, что отдельные исследователи и в конце XX — начале XXI столетия не спешат отойти от «старой социологической школы» в оценке Есенина. Чтобы избежать ошибок, допущенных в оценке гениального художника, творчество которого пробилось через рутину страшного времени и не погибло (достаточно вспомнить период так называемой «есенинщины»), путь поэта необходимо рассматривать только в тесной связи с литературным движением 20-х годов и на фоне той исторической эпохи, свидетелем которой был С. Есенин.

Поиск истины, касающейся поэзии С. Есенина, крайне важен в науке. Работая с литературными источниками, в частности с мемуарными, многие из которых заведомо искажали облик поэта, мы предельно внимательно исследовали этот материал. Подобный подход помог нам обнаружить неувязки, противоречия и «вымыслы о поэте, которые есениноведы рассматривали в своих работах как вполне достоверные страницы в биографии великого русского поэта. Это позволило более объективно взглянуть на взаимоотношения С. Есенина с его окружением, увидеть в новом свете многих «друзей» поэта и их роль в его трагедии» /2/.

Предметом данного научного исследования является поэзия С. Есенина 1912 — 1925 годов, начиная с детских стихотворений, первой книги «Радуница» и заканчивая классикой — поэмами «Анна Снегина» и «Чёрный человек», отразившими катаклизмы эпохи, всколыхнувшие весь мир. Рассматриваются в диссертации работы критиков и литературоведов, исторические источники, способствовавшие осмыслению того вклада, который был сделан поэтом в развитие русской и мировой литературы в целом.

Актуальность исследования диктуется давно назревшей необходимостью заполнить лакуны, изначально образовавшиеся в характеристике художественного мира С. Есенина и, по мере возможности, восстановить параметры его творческой индивидуальности в их зримой полноте.

Методологической основой работы является конкретно-исторический подход к освещению поставленной проблемы; раскрытие ее в свете документально-достоверных свидетельств прошлого в их теснейшей связи с новыми данными последних лет. И, хотя автор предлагаемой диссертации суживает рамки своего исследования относительно кратким отрезком периода — временем 20-х годов, это, однако, не исключает диалектического подхода: творчество С. Есенина рассматривается и ретроспективно, и в динамике.

Теоретической базой диссертации являются труды отечественных философов, критиков, писателей-славистов, ученых (А. Лосева, М. Бахтина, Н. Бердяева, В. Виноградова, Д. Лихачева, С. Шешукова, Ю. Лотмана и др.), а также исследования ученых-есениноведов (Л. Вельской, О. Вороновой, А. Захарова, С. Ко-шечкина, А. Марченко, Е. Наумова, Ю. Прокушева, Т. Савченко, Е. Самоделовой, Н. Шубниковой-Гусевой, П. Юшина и др.).

Цель исследования определяется темой диссертации: дать творческий портрет С. Есенина в контексте литературного движения 20-х годов XX века, а именно: отметить консолидирующую роль Есенина в сплочении литературы, отечественной и зарубежной; раскрыть новаторский характер творческих открытий Есенина (в области индивидуального стиля и поэтических форм), связанных с традициями фольклора, русской и мировой классики, православия, культуры в целом; показать роль сформировавшейся в литературе есенинской школы, которая, если перефразировать самого Есенина, «указала пути многим и многим поэтам и беллетристам» /5, 223/.

Логика исследования неизбежно актуализирует наше внимание на анализе тех произведений поэта, которые в советский период печатались с купюрами; будучи сегодня восстановленными, они требуют своей объективной оценки. Наряду с этим выделяются детский и анималистский поэтические циклы, которые остаются на периферии исследовательского внимания.

Научная новизна работы обусловлена следующим:

- в диссертации впервые в отечественном есениноведении на системной основе проведено всестороннее исследование стиля Есенина, формировавшегося в контексте истории и литературы 20-х годов как по законам творческого освоения поэтических традиций, так и по законам органического развития природного таланта;

- под новым углом зрения рассматриваются открытия Есенина в области жанровой эволюции: от малых лироэпических стихотворений к большой поэме (поэма-трагедия, поэма-драма, поэма-песнь, поэма-роман);

- впервые в поэтическом наследии Есенина выделяются детские стихи как значимое явление в его творчестве и в поэзии XX века;

- дана оценка роли Есенина в литературных объединениях, участие в которых отразилось в его стихах (группа «Скифы», поэзия крестьянской «купницы», имажинизм, пролетарские поэты и др-);

- выявлены особенности самоопределения Есениным себя как личности и как поэта в контексте культурной и общественно-политической жизни России;

- проанализированы произведения в редакции, представленной сегодня в Полном собрании сочинений без купюр («Железный Миргород», «Страна Негодяев», «Песнь о великом походе», «Русь бесприютная»);

- по-новому освещена связь творчества Есенина с фольклорным наследием и литературными традициями, в частности, пушкинскими и толстовскими, оказавшими определяющее влияние на формирование его индивидуального стиля 20-х годов;

- рассмотрен вопрос об отношении Ив.Бунина к поэтическому слову С.Есенина;

- внимательно «прочитаны» мемуары имажинистов, искажавшие облик поэта;

- есенинская поэзия рассмотрена как на макроуровне (например, доминантный конфликт «цивилизации» и «природы», названный критикой применительно к творчеству поэта противоречиями между городом и деревней), так и на уровне стиля как слога.

Объектом исследования стали слово и версификация в поэзии Есенина; открытия в области жанрового синтеза и образа как «строительного материала» художника, литературная жизнь предреволюционной и постреволюционной эпохи; привлекаются также архивные материалы, разрешается ряд сложных вопросов, обозначенных как «Власть и поэт», «Литературные течения и поэт», «Русское зарубежье и поэтическое наследие С. Есенина»; изучение материала в круге этих проблем позволило уточнить представление о творческой индивидуальности поэта.

Поставленные проблемы и способы их разрешения определили структуру работы, логическую соподчиненность ее частей, расстановку главных в теоретическом плане акцентов. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы 20-х гг. ХХ в."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации прослеживается творческий путь С.А. Есенина в широком контексте русской литературы 20-х годов в аспекте достижений, привнесенных художником в стилевую и жанровую культуру поэзии XX века; рассматривается также деятельность Есенина как поэта-гражданина, принимавшего активное участие в литературном процессе этого периода.

В начале работы были поставлены вопросы, касающиеся изучения поэзии Есенина русской критикой и литературоведческой наукой (отечественной и зарубежной) в 20 - 90 годы. Архивные материалы, ранее не известные, позволили восстановить постреволюционную духовную жизнь России и Русской эмиграции и выявить место в ней С. Есенина. Г. Иванов писал об этом: «Два полюса искаженного и раздробленного русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего, сходятся на любви к Есенину» /1/.

Внимание Европы и Америки к таланту Есенина в период его пребывания за рубежом (май 1922 - август 1923), интерес к его произведениям, изданным заграницей, способствовало зарождению там, начиная с 20-х годов, серьезной науки о его творчестве. Есениноведение, созданное за пределами России, сдерживало советских «неистовых ревнителей», обрушивших в печати (после гибели поэта) свой гнев на его наследие.

Проанализированы статьи Ивана Бунина («Самородки», «Мы не позволим» и др.), указывающие на негативное отношение их автора к Сергею Есенину. Этот «критический монолог», обращенный в сторону Есенина, «прервется» в 1953 году (год

395 смерти Бунина); общепризнанный мастер слова И.А. Бунин не захотел признать великого поэта, без творчества которого не мыслила себя русская поэзия XX века.

Становление индивидуального стиля С. Есенина рассматривается в работе через призму той эволюции, которая наблюдалась в его творчестве. Новаторские поиски поэта рельефно обозначены в его детских и анималистских стихах, в сборнике «Радуница», поэмах на исторические темы.

В литературоведении детская поэзия Есенина как единое целое не выделялась. В нашем исследовании подробно проанализированы стихотворения данной ориентации, дающие возможность увидеть неповторимую талантливость поэта.

Выделен также анималистский поэтический цикл 1915 года («Корова», «Табун», «Лисица», «Песнь о собаке») - событие уникальное в русской литературе XX века и одновременно ключевое в творчестве Есенина.

Стихи сборника «Радуница», сделавшие имя Есенина известным в Петербурге, показали, что для поэта «нет ничего дороже родины» (П. Сакулин). В советском литературоведении сборник подвергся критике. Были высказаны сомнения по поводу дат написания произведений, в частности поэмы «Микола». В Полном собрании сочинений (1995 - 2001) дата «Миколы» исправлена с 1913 на 1915 год, с чем нельзя согласиться, ибо темы Первой мировой войны, о которой говорят исследователи, в ней нет. Метафоры «злые скорби», «злое горе», «победа» (в значении «успех») не имеют оснований для нарушения авторской датировки. В начале XX века стилевые поиски «Радуницы» вписываются в поэзию серебряного века, это подтвердили в своих высказываниях А. Блок, А. Белый, С. Городецкий, Н. Клюев, Иванов-Разумник, 3. Гиппиус и др., никто из них в 10-е годы не подверг сомнению датировок Есенина.

Поэтическая метафора и лироэпические жанровые открытия Есенина получили в его творчестве особое наполнение. На их основе вырастала и мужала его поэзия 20-х годов, отсюда берутся истоки его «лирического чувствования и образности».

Мастерство цветописи к Есенину пришло из фольклора, из иконописи и из уроков природы, формировавших его эстетическое мировидение. Разнообразие красок и богатство цветовых эпитетов, как и звуковых, способствовало зарождению в его стиле новой внутренней формы, в которой «семантика» выявлялась через синтез живописного и музыкального (симфонического), без этой «органики» не мыслила себя поэзия серебряного века.

Маленькие романтические поэмы о революции (продемонстрировавшие блестящие познания Есенина в области церковнославянского языка) стали ступенью к реалистическим полотнам, к большим художественным формам, где талант поэта развернулся в полную силу, позволив ему акцентировать внимание на эпосе, на разнообразии устных речевых пластов, на диалоге, ставшем важной составляющей его стиля.

В 20-е годы С. Есенин, общепризнанным авторитетом в поэзии, делает художественные открытия в жанре поэмы, доказывает своим творчеством, что она не есть исключительная прерогатива лироэпического, - в поэме доминантной может быть лирика. Есенин-лирик, переплавляя традиционное в своем стихе, открывает новые возможности для уже устоявшихся «стертых до степени штампа» (Ю. Тынянов) жанровых форм.

Так рождаются «маленькие поэмы» (терминология Есенина): «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», позднее «Возвращение на родину», «Письмо к женщине» (в наследии поэта подобных форм более сорока). Их достоинством стало органичное использование Есениным возможностей художественного синтеза (синтеза искусств) и синтеза внутрилитературного (фольклора и книжной поэзии, прозы и стиха). Многие из названных произведений выполнены в жанре послания (матери, любимой, близким родственникам, друзьям), будучи исповедальными по характеру лиризма, они раскрывают духовное и психологическое состояние героя, дают возможность во всей полноте постичь его нравственный мир.

Всесторонне совершенствуя форму поэмы, Есенин находит новые, ранее не раскрытые возможности в этом жанре: «Пугачев» - трагедия, «Страна Негодяев» - драма, «Песнь о великом походе» - «вольный сказ», «Анна Снегина» - роман, «Черный человек» - трагедия. Взаимодействие разножанровых структур определяет новые формы поэзии, позволяющие через мироощущение автора и его героев, воплотить эпоху во всей ее сложности и противоречивости.

Наблюдение над творчеством С. Есенина позволило выделить концептуальные моменты, связанные со своеобразием не только жанровых решений, но и с особенностями его индивидуального стиля в целом.

Есенин среди других выдвигал цель - «овладеть машиной речи», найти ключ к той тайне, которая хранится в глубинных пластах словесного орнамента. «Ключи Марии» (1918) уже современниками (Г. Устиновым и др.) рассматривались как творческий манифест поэта и как его руководство по версификации. С есенинскими поэмами в литературу вошла богатейшая и самобытнейшая русская речь.

Из классических традиций в основном отмечаются влияния двух классиков, А. Пушкина и Л. Толстого. Уроки Толстого обнаруживаются при анализе детских и анималистских стихов Есенина, связанных самым непосредственным образом с «Новой азбукой», «Русскими книгами для чтения» и др.

Постичь Пушкина, по мысли самого Есенина, - это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки» (5, 225). И этот пушкинский стиль, эту «словесную походку» мы ощущаем в таких произведениях Есенина, как «Марфа Посадница», «Пугачев», «Анна Снегина», «Черный человек» и др.

С. Есенине на протяжении всего творческого пути оставался верным Дому, Миру, Природе (наглядной иллюстрацией этому являются его произведения «В хате», «Я последний поэт деревни.», «Песнь о хлебе», «Сорокоуст»).

Вопросы, связанные с миром духовных исканий Есенина, рассматриваются в диссертации в единстве с творчеством крестьянских поэтов (Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевеца, П. Орешина), близких ему по мироощущению и совместно развивавших традиции А. Кольцова, Ив. Никитина, С. Дрожжина, Ив. Сурикова и др.

Роль имажинизма в формировании творческих взглядов Есенина освещается в данном исследовании с объективно-исторических позиций (на основе автобиографических и художественных текстов поэта, архивных и стенограммных материалов исследуемого периода, воспоминаний современников).

Итак, подводя итоги проведенной работы, сделаем выводы о творческих достижениях С. Есенина, обогативших стилевую и жанровую структуру русской поэзии двадцатых годов XX века:

- изучение архивных материалов эпохи 20-х годов (периодики, дневников, стенограмм, книг) позволило понять значение для Есенина определенных граней духовной жизни России и Русского зарубежья;

- интерес заграницы к «великому русскому современному поэту» /2/, к его произведениям, способствовал развитию науки о Есенине на международном уровне;

- осмыслен негативный взгляд Ив. Бунина на поэзию С. Есенина;

- впервые в науке выделены детские и анималистские стихи Есенина как значимые явления в его творчестве и в поэзии XX века;

- уточнена датировка выхода в свет сборника «Радуница» (1915) и время написания поэмы «Микола» (1913); в Полном собрании сочинений поэта (1995 - 2001) дата поэмы исправлена, не имея на то оснований, на 1915 год;

- осмыслены характерные особенности выражения художественной концепции для Есенина: самобытность его образного строя, стиховая инструментовка, оригинальность цветописи;

- апелляции к реминисценциям из наследия предшественников Есенина рассматриваются в аспекте вклада, привнесенного великим поэтом в духовную культуру России;

- обращено особое внимание на функцию художественного приема, названного Есениным «кривым зеркалом», варьируемого в целом ряде его произведений («Пугачев», «Москва кабацкая», «Страна Негодяев», «Песнь о великом походе», «Анна Снегина», «Чёрный человек»);

- отмечена особая роль поэтического образа Есенина, постоянно эволюционировавшего в творчестве поэта;

- рассматриваются открытия С. Есенина в области жанрового синтеза: поэма-трагедия («Пугачев», «Чёрный человек»), поэма-драма («Страна Негодяев»), поэма-роман («Анна Снегина»), поэма-«вольный сказ» («Песнь о великом походе»).

- исследованы «мемуары» имажинистов о Есенине, заведомо, в угоду идеологии, искажавшие образ поэта;

- проанализированы произведения в редакции, представленной сегодня (в Полном собрании сочинений) без купюр («Железный Миргород», «Страна Негодяев», «Песнь о великом походе», «Русь бесприютная»);

- дана оценка участия Есенина в литературных объединениях, опыт которых отразился в его стихах (группа «Скифы», крестьянская «купница», имажинизм, пролетарские поэты и др.);

- отмечено универсальное звучание есенинскои поэзии, в том числе и мотивы противостояния «цивилизации» живой природе, названного критикой противоречиями между городом и деревней;

- указано на существенные особенности самоопределения Есенина как личности в контексте культурной и общественно-политической жизни России.

Разрешению всех вышеуказанных проблем подчинено содержание настоящей диссертационной работы и методология исследования.

 

Список научной литературыЗанковская, Людмила Васильевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Адамович Г. Есенин. (К 10-летию со дня смерти). Последние новости. - Париж, 1935, 26 декабря.

2. Айседора. Портрет женщины и актрисы. Смоленск, 1997.

3. Аврамов А. Воплощение. Есенин Мариенгоф. «Имажинисты». - М., 1921.

4. Асеев Н. Художественная литература //Печать и революция. Кн. 4 (сентябрь-октябрь). М., 1922.

5. Асеев Н. Ключ сюжета // Дневник поэта. Л., 1929.

6. Аристотель. В 4. М., 1984.

7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3 т. М., 1992.

8. Белоусов В. Сергей Есенин. Литературная хроника. В 2 ч. М., 1969-1970.

9. Белый А. Петербург. М., 1981.

10. Белый А. Серебряный голубь. -М., 1990.

11. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.

12. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990.

13. Бирюков П.И. Биография Льва Николаевича Толстого. В 4 т. Т.З.-М., 1923.

14. Бишарев О. Тайна Сергея Есенина. М., 1993.

15. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. -М., 1974.

16. Блок A.A. Собр. соч. В 8 т. М.; Л., 1960 - 1963.

17. Блок А. Записные книжки. -М., 1965.

18. Боффа Д. История Советского Союза. Международные отношения. Т. 1.-М., 1994.

19. Брюсов В. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии // Печать революции. М., 1922, № 7.

20. Брюсову В. Сборник, посвященный 50-летию со дня рождения поэта. М., 1924.

21. Булгаков С.Н. Соч. В 2т. Т. 1.-М., 1933.-С. 537.

22. Бунин И.А. Собр. соч. В 9 т. М., 1965.

23. Бунин Иван. Окаянные дни // Русские писатели лауреаты Нобелевской премии. - М., 1991.

24. Бурсов В.И. Л.Н. Толстой. Л., 1963.

25. Буслаев Ф. Историческая грамматика русского языка. Т. 1. -М., 1881.

26. Бухарин Н.И. Избранные труды. Л., 1988.

27. Венок Есенину. Калининград, 1996.

28. Верт. История советского государства. М., 1995.

29. Виноградов В.В. Проблема творчества и теория стилей. М., 1961.

30. Возрождение. Париж, 1925, 12 октября, № 132.

31. Вольпин. О Сергее Есенине // Сергей Александрович Есенин. -М.; Л., 1926.

32. Гиппиус З.Н. (Роман Аренский). Земля и камень //. «Голос жизни». -Пг., 1915, 22 апреля, № 17.

33. Гиппиус 3. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. -М., 1991.

34. Голикова Н. История любви. Айседора Дункан. Сергей Есенин. -М., 1998.

35. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI XIX веков. -М., 1991.

36. Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 17. М., 1952.

37. Горький М. Сергей Есенин // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. М., 1986.

38. Горький М. Сергей Есенин // О Есенине. М., 1990.

39. Грузинов И.В. Есенин. Есенин разговаривает о литературе и искусстве // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 1.-М., 1986.

40. Гуковский P.A. Пушкин и проблемы реалистического стиля. -М., 1957.

41. Гусев H.H. Два года с Л.Н. Толстым. М., 1928.

42. Детские альманахи. Творчество. -М.; Пг., 1917, № 1.

43. Дункан Айседора. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М, 1992.

44. Дункан Айседора и Сергей Есенин. М., 1998.

45. Евангелие от Матфея. Библия Ветхого и Нового завета. -СПб., 1892.

46. Есенин Сергей. Радуница. П., 1916.

47. Есенин Сергей. Радуница. М., 2-й год I века. 1918.

48. Есенин Сергей. О «Зареве» Орешина // Журн. «Наш путь». -Пг, 1918, №2.

49. Есенин Сергей. Голубень // «Скифы». П, 1918.

50. Есенин Сергей. Иисус Младенец. П, 1918.

51. Есенин Сергей. Радуница. -М, 1919.

52. Есенин Сергей. Ключи Марии. Московская Трудовая Артель Художников Слова. 1920.

53. Есенин Сергей. Трерядница. М, 1920.

54. Есенин Сергей. Преображение. М, 1921.

55. Есенин. Кусиков. «Имажинисты», 1921.

56. Есенин Сергей. Радуница. «Имажинисты». -М., 1921.

57. Есенин. Пугачев. Петроград, Эльзевир. 1922.

58. Есенин Сергей. Пугачев. Берлин, 1922.

59. Есенин Сергей. Собрание стихов и поэм. Т. 1. Берлин; М.; Пг., 1922.

60. Есенин Сергей. Избранное. М., 1922.

61. Essenine Serge. La confession d'un voyou. Paris, 1922.

62. Есенин Сергей Стихи скандалиста. Берлин, 1923.

63. Есенин Сергей. Товарищ. Инония. Берлин, 1923.

64. Есенин Сергей. Кобыльи корабли. Франко-бельгийский журнал «Le Disgue vert». 1922, №4.

65. Есенин Сергей. Стихи скандалиста. Берлин, 1923.

66. Есенин Сергей. Москва кабацкая. Л., 1924.

67. Есенин Сергей. Избранные стихи. М., 1925.

68. Есенин Сергей. Собрание стихотворений. В 3 т. М.; Л., 1926.

69. Есенин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1926.

70. Есенин Сергей Александрович. М.; Л., 1926.

71. Есенин Сергей. Стихи и проза. Т. 4. — М.; Л., 1927.

72. Есенин и русская поэзия. Л., 1967.

73. Есенин С.А. Собр. соч. В 5 т. М, 1966 - 1968.

74. Есенин и современность. М., 1975.

75. Есенин Сергей. Проблемы творчества. М., 1978.

76. Есенин С.А. Собр. соч. В 6 т. Т. 6. М, 1977 - 1980.

77. Есенин С.А. Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982.

78. Есенин С.А. Собр. соч. В 3 т. -М, 1983.

79. Есенин К.С. Об отце // С.А. Есенин в воспоминаниях современников В 2 т. Т. 2. М, 1986.

80. Есенин С. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Малая серия. 4.-Л, 1990.

81. Есенин С.А.: материалы к биографии. М., 1993.

82. Есенин С.А. Русская боль. -М, 1995.

83. Есенин Сергей в стихах и жизни. Письма. Документы. М,1995.

84. Есенин С. А. в воспоминаниях современников. В 2 т. М,1996.

85. Есенин Сергей. Полн. собр. соч. В одном томе. -М, 1997.

86. Есенин Сергей. Полн. собр. соч. В 7 т. (9-и кн.) М, 1997 -2002.87. Жизнь Есенина. М. 1988.

87. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. В 2 т. М, 1987.

88. Журн. «Большевик». № 5 6; № 7 - 8; № 9; № 10. - М, 1924.

89. Журн. «Горн». М, 1923, № 8.

90. Замятин Е. Москва-Петербург // «Новый журнал». Нью-Йорк, 1963, №72.

91. Звездный бык. «Имажинисты». М., 1921.

92. Золотой кипяток. Сергей Есенин. Анатолий Мариенгоф. «Имажинисты». М., 1921.

93. ЗуеваТ.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 1998.

94. Иванов-Разумник. История русской литературы. М, 1912.

95. Иванов-Разумник. Поэты и революция. «Скифы». 1918, № 2.

96. Иванов-Разумник Р.В. Толстой и Достоевский // История русской общественной мысли. Ч. 6. Пг., 1918.

97. Иванов-Разумник // Заветное. П., 1922.

98. Ивнев Рюрик. Об Есенине // Сергей Александрович Есенин. -М.; Л., 1926.100. Имажинисты. М., 1921.

99. История России. С древнейших времен до конца XX века. -М., 1996.

100. Карамзин Н.И. История государства Российского. В 12 т. Т.6.-СПб., 1817.

101. Карамзин Н.И. Избр. соч. В 2 т. М., 1964.

102. Кирпичников А. Исследование литературной истории христианской легенды. Санкт-Петербург, 1879.

103. Киршон В. Сергей Есенин. Л., 1926.

104. Клюев Николай. Стихи и поэмы. Л., 1977.

105. Клюев Н. Сосен перезвон. М., 1913.

106. Клюев Н. и П.Н.Медведев. Сергей Есенин. Л. 1927.

107. Ключевский В.О. Сочинения. В 8 т. Т. 2. Курс русской истории. 4.2. -М., 1957.

108. Кольцов A.B., Никитин И.С., Суриков И.З. М., 1958.

109. Конский сад. «Имажинисты». М., 1922.

110. Кошечкин С. Несказанный свет. М., 1986.

111. Крандиевская-Толстая Н.В. Сергей Есенин и Айседора Дункан // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2.-М., 1986.

112. Крученых А. Есенин и Москва кабацкая. Издание автора. -М., 1926.

113. Крученых А. На борьбу с хулиганством. Издание автора. -М., 1926.

114. Крученых А. Новый Есенин. О первом томе «Собрания стихотворений». Издание автора. -М., 1926.

115. Куняев Стан. Куняев Серг. Растерзанные тени. М., 1996.

116. Кусиков А. Коевангелиеран. М., 1920.

117. Кусиков А. В никуда. «Имажинисты». М., 1920.

118. Ласунский О. Власть книги. Воронеж, - 1966.

119. Ленин В. Поли. собр. соч. 4 изд. М., 1956.

120. Лубков.А.В. Война. Революция. Кооперация. -М., 1997.

121. Львов-Рогачевский В.Л. От усадьбы к избе. Лев Толстой. 1828 1928. Федерация. - М., 1928.

122. Мариенгоф А. «Октябрь» и др. // Сб. Явь. М., 1919.

123. Мариенгоф А. Фонтаны седины. «Имажинисты». М., 1921.

124. Мариенгоф А. Слепые ноги // Плавильня слов. М, 1820.

125. Мариенгоф А. Развратничаю с вдохновением // Золотой кипяток. «Имажинисты». М., 1921.

126. Мариенгоф А. Ночное кафе. Гостиница для путешествующих в прекрасном. 1924, № 1/3.

127. Мариенгоф А. О Сергее Есенине. -М., 1926.

128. Мариенгоф А. Роман без вранья. Л., 1927.

129. Мариенгоф А. Роман без вранья // Мой век, мои друзья и подруги. -М., 1990.

130. Мариенгоф А. Циники. М., 1991.

131. Маяковский В. Поли. собр. соч. В 13 т. Т. 3. М., 1957.

132. Маяковский В. Поли., собр. соч. В 13 т. Т. 10. М., 1958.

133. Маяковский В. Как делать стихи // Поли., собр. соч. В 13 т. Т. 12.-М., 1958.

134. Мережковский Д. Испанские мистики. Томск, 1998.

135. Михайловский Н.К. Дневник читателя. Северный вестник. -СПб., 1886, № 6 и № 7.

136. Мюссе А. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957.

137. Наседкин В. Последний год Есенина. М., 1927.

138. О Русь, взмахни крылами. Есенинский сборник. М., 1994.141. «Нижегородская коммуна». 1925, 15 декабря, № 287.

139. Опыт трудов Вольного Российского собрания при Московском университете. Ч. 1. М., 1774.

140. Орешин П. Соломенная плаха. Стихи. М.; JL, 1925.

141. Орешин П.В. Мое знакомство с Есениным // Воспоминания о Сергее Есенине. М., 1975.

142. Орлов Вл. Гамаюн. Л., 1980.

143. О Владимире Соловьеве. Томск, 1997.

144. Павлюченков С. Крестьянский Брест, или Предыстория большевистского НЭПа. М., 199-6.

145. Пастернак Б. Люди и положения: Собр. соч. В 5 т. Т. 4. М., 1991.

146. Переписка Л.Н. Толстого с H.H. Страховым. 1870 1894. -СПб., 1914.

147. Плавильня слов. Сергей Есенин. Анатолий Мариенгоф. Вадим Шершеневич. «Имажинисты». М., 1921.

148. Повицкий Jl.И. Сергей Есенин в жизни и творчестве // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. М, 1986. -С. 232-250.

149. Под созвездием топора. Петроград 1917 знакомый и незнакомый. - М, 1991.

150. Полтавский Ил. Книга, которую не стоит называть // Вечерняя Москва. 1927, 26 мая, № 116.

151. Преображение. Стихотворения Сергея Есенина. Московская трудовая артель художников слова. II год I века.

152. Проблема историзма в русской советской литературе. 60-80-е годы. -М., 1986.

153. Поэзия революционной Москвы. Берлин, 1922.

154. Преображение. Стихотворения Сергея Есенина. М, 2-й год I века.

155. Пушкин А. С. Сочинения и письма. В 8 т. СПб, 1903.

156. Пушкин A.C. Полн. собр. соч. В 10 т. Л, 1977.

157. Пушкин А. Полн. собр. В одном т. М, 1949.

158. Пяст Вл. Встречи с Есениным // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. М, 1986.

159. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М, 1990.

160. Розанов В.В. Опавшие листья. СПБ, 1913.

161. Розанов В.В. Уединенное. СПБ, 1916.

162. Розанов Иван. Есенин о себе и других. М, 1926.

163. Розанов И. Мое знакомство с Есениным. // Памяти Есенина. -М, 1926.

164. Розанов И. Есенин и его спутники // Есенин. Жизнь. Личность. Творчество. М, 1926.

165. Розанов И. Воспоминания о Сергее Есенине //: С.А. Есенин в воспоминаниях современников. М., 1986.169. Русские веды. М., 1992.

166. Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. -Л., 1976.

167. Русское зарубежье о Есенине. В 2 т. М., 1993.

168. Садовников Д. Загадки русского народа. СПб., 1901. № 1821а, № 18216.

169. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913. Ч. I - II.

170. Сакулин П.Н. Трудовая эстетика // Эстетика Льва Толстого. -М., 1929.

171. Сардановский H.A. Из воспоминаний юности // Воспоминания о Сергее Есенине. М., 1965.

172. Сардановский H.A. На заре туманной юности // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 1. -М., 1986.

173. Смирнова Л. А. Бунин Иван Алексеевич. Жизнь и творчество. М., 1991.

174. Современные записки. Париж, Кн. III, 1921. 27 февраля.

175. Современные записки. Париж, Кн. XXYI. 1926.

176. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. М., 1965.

177. Соловьев Вл. Соч. В 2 т. М., 1990.

178. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.

179. Сологуб Ф.К. Стихотворения. Л., 1978.

180. Соколов Ю. Русский фольклор. М., 1938.

181. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15 книгах. Кн. 3. -М., 1960.

182. Сорокин Б.А. В университете Шанявского // Воспоминания о Сергее Есенине. М., 1965.

183. Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. Сборник.-М., 1997.

184. Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен. Кн. 4. М., 1847.

185. Творчество. Детские альманахи. Кн.: 1. -М.; Пг., 1917.

186. Толстая-Есенина С.А. Отдельные записи // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. М., 1986.

187. Толстой А.К. Собр. соч. В 4 т. -М., 1963 1964.

188. Толстой А.Н. Поли. собр. соч. В 15 т. Т. 13. М., 1949.

189. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 17. М.; Л., 1936.

190. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 51. -М.; Л. 1954.

191. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 61. М.; Л., 1953.

192. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 62. М.; Л. 1954.

193. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. В 90 т. Т. 63. М.; Л., 1954.

194. Толстой Л.Н. Дневник // Русские писатели о литературном труде. В 4 т. Т. 3.-Л., 1955.

195. Толстой Л.Н. Собр. соч. В 22 т. Т. 10. М., 1982.

196. Трагедия Мариенгофа. Заговор дураков. «Имажинисты», 1922.

197. Троицкие Листки. Духовно-нравственное чтение для народа. Листки по Евангелию от Матфея. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896.

198. Троцкий Л. Уроки Октября // Уроки октября. Л., 1924.

199. Троцкий Л. Внеоктябрьская литература // «Правда». 1922. 5 октября, № 224.

200. Троцкий Л. Памяти Сергея Есенина // Есенин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1926.

201. Устинов Г. Мои воспоминания об Есенине // Сергей Александрович Есенин. М.; Л., 1926.

202. Устинов Г. Не с того конца // «Известия». М., 1922. 6 сентября; Устинов Г. Очерки новейшей русской литературы // «Известия». - М., 1922, 23 сентября.

203. Фольклор. Поэтическая система. М., 1977.

204. Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. -М., 1994.

205. Харчевня зорь. «Имажинисты». М., 1920.

206. Хлысталов Э. 13 уголовных дел Сергея Есенина. М. 1994.

207. Цветаева М. Об искусстве. М. 1991.

208. Цветаева Марина. Из очерка «Нездешний вечер» // Русское зарубежье о Есенине. В 2 т. Т. 1. М., 1993.

209. Частушки родины Есенина. М., 1927.

210. Шершеневич жмет руку кому. «Имажинисты».

211. Шершеневич. Перемирье с машинами // Золотой кипяток. «Имажинисты». М., 1921.

212. Шершеневич Вадим. «Имажинисты». М., 1921.

213. Шершеневич. Одна сплошная нелепость. «Имажинисты». -М., 1922.

214. Шершеневич В. Великолепный очевидец // Мой век, мои друзья и подруги. М., 1990.

215. Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М., 1984.

216. Шнейдер И. Встречи с Есениным // Воспоминания. М., 1974.

217. Элленс Франц. Сергей Есенин и Айседора Дункан // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. М., 1986.

218. Эрлих В. Право на песнь. Л. 1930.

219. ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

220. Абрамович Г.А. Введение в литературоведение. М Госиздат., 1975.

221. Арзамасцева И.Н. С.А. Николаева. Детская литература. М., 2000.

222. Введение в литературоведение. Под редакцией Г.Н. Поспелова. М., 1978.

223. Волков И.Ф. Теория литературы. -М., 1995.

224. Горбачев Г. Современная русская литература. Л., 1928.

225. Даль В. Толковый словарь. В 4 т. -М., 1981.

226. Есенин в музыке. М., 1973.

227. Есенин С. // Писатели современники. Пособие для лабораторных занятий в школе. М.; Л., 1927.

228. Есенин //Селивановский А. Очерки по истории русской советской поэзии. М., 1936.

229. Занковская Л.В. С.Есенин // Русские детские писатели XX в. Биобиблиографический словарь. М., 1998.

230. История русской литературы. Т. 2. Литература 1220 1580 гг. Ч. 1. -М.; Л., 1945.

231. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

232. Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. М., 1962 -1978.

233. Крестьянская литература эпохи военного коммунизма // Горбачев Георгий. Современная русская литература. Л., 1928.

234. Литературная энциклопедия. М., 1929 - 1939.

235. Мюссе А. // Литературная энциклопедия. В 12 т. Т. 7. М., 1934.

236. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М, 1984.

237. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. М., 1975.

238. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993.

239. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1976.

240. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. М., 1965.

241. Русская лирика XIX века. В 2 т. Т. 1. М., 1977.

242. Русская поэзия XX века. Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925.

243. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический Словарь. -М., 1998.

244. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

245. Словарь языка Пушкина. В 4 т. М., 1956.

246. Советский энциклопедический словарь. М., 1982.

247. Теория литературы. М., 1965.

248. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.; Л., 1930.

249. КРИТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ, МОНОГРАФИИ

250. Алексеева Л.Ф. А. Блок и русская поэзия 1910 20-х годов. ~М., 1996.

251. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. ВЗт.-М., 1865.

252. Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. М., 1982.

253. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.

254. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995.

255. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 5. М., 1954.

256. Белоусов Иван. Цветок неповторимый // Памяти Есенина. -М, 1926.

257. Белый А. Жезл Аарона (слово о поэзии) // «Скифы». Пг., 1917, №1.

258. Белый Андрей. Проблемы творчества. М., 1988.

259. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990.

260. Бердяев Н. Самопознание. М., 1991.

261. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994.

262. Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. Paris, 1989.

263. Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.

264. Велихов Алексей. Похождения террориста. М., 1998.

265. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.

266. Волков А. Художественные искания С. Есенина. -М., 1976.

267. Воронова O.E. Духовный путь Есенина. Религиозно-философские и эстетические искания. Рязань, 1997.

268. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 4 т. Т. 3. М, 1968.

269. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М, 1955

270. Грузинов И. Имажинизма основное. М, 1921.

271. Грузинов И. Есенин // Сергей Александрович Есенин. М.; Л., 1926.

272. Занковская Л.В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. -М, 1997.

273. Занковская Л.В. Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы двадцатых годов XX века. М, 2002.

274. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. М, 1995.

275. Зубарева Евгения. Несущие тягу земную. Очерки о проблемах социалистического реализма в детской и юношеской литературе. -М, 1980.

276. Зуев H.H. Образ времени в поэме С. Есенина «Анна Онегина» // Литература в школе. М, 1989, № 5.

277. Зуева Т.В. Сказки A.C. Пушкина. Книга для учителей. М, 1989.

278. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М, 1993.

279. Иванов Г. Литература и жизнь. (Маяковский, Есенин) // Возрождение. Париж, i960, № 8.

280. Карпов A.C. Поэмы С. Есенина. М, 1989.

281. Карпов A.C. Русская советская поэма. 1917 1941 годов. -М, 1989.

282. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. -М, 1994.

283. Кирьянов С.H. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А. Есенина и национальной культуры. Тверь, 1999.

284. Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. JL, 1969.

285. Кошечкин С. Раздумья о Есенине. Тбилиси, 1977.

286. Кошечкин С.П. «Весенней гулкой ранью.». Этюды и размышленья о С. Есенине. М., 1984.

287. Кузнецов В. Тайна гибели Есенина. М., 1998.

288. Кулинич А. Сергей Есенин. Киев, 1959.

289. Куняев Ст., Куняев Серг. Сергей Есенин. М., 1997.

290. Лотман Ю.М. Роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

291. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.

292. Львов-Рогачевский В.Л. Поэты полей и городских окраин // Поэзия новой России. М., 1919.

293. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

294. Минералов Ю.И. Поэзия. Поэтика. Поэт. М., 1984.

295. Наумов Е. Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Л., 1969.

296. Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989.

297. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990.

298. Потебня A.A. Мысль и язык. М., 1993.

299. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985.

300. Редькин В.А. Система эпического мира в поэмах А. Твардовского. Тверь, 1992.

301. Савченко Т.К. Сергей Есенин и его окружение. М., 1990.

302. Самоделова Е.А. Историко-фольклорная поэтика С.А. Есенина. Рязань, 1998.

303. Сандомирский С.М. Тайны «Онегина»: образы и идеи романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1992.

304. Сидорина Н. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина. М., 1995.

305. Солнцева Н. Китежский павлин. М., 1992

306. Солнцева Н.М. Странный эрос. Интимные мотивы поэзии Николая Клюева. М., 2000.

307. Трубина JI.A. Русский человек на «сквозняке» истории. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: Типология. Поэтика. М., 1999.

308. Тынянов Ю.Н. Поэтика, история литеоатуоьт. кино. М., 1977.

309. Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М., 1988.

310. Чирков A.C. Эпическая драма: Проблемы теории и поэтики. -Киев, 1988.

311. Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» Пушкина и русский стихотворный роман XIX начала XX веков; вопросы исторической поэтики жанра. - М., 1988.

312. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Черного человека». М. 2001.

313. Эвентов й. Сергей Есенин: биография писателя. -М., 1987.

314. Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. Казань, 1971.

315. Юдкевич Л.Г. Певец и гражданин. Казань, 1976.

316. Юшин П.Ф. Поэзия Сергея Есенина. М., 1966.

317. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. -Моск. у-т, 1969.1. СТАТЬИ

318. Авербах Л. Памяти Есенина. // «Известия». М., 1915, 31 декабря, №298 (2831).

319. Базанов В. Вступительная статья // Николай Клюев. Л., 1977.

320. Базанов В.Г. Судьба одного мифа // Вопросы литературы. -М., 1978.

321. Бахтин М.М. Есенин // День поэзии. М., 1985.

322. Без подписи. Рецензия на книгу Есенина «собрание стихов и поэм». Т. 1. // Накануне. Берлин, 1922, № 27.

323. Белый А. Жезл Аарона (слово о поэзии) // «Скифы». Пг., 1917, №1.

324. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

325. Бухарин Н. Злые заметки // О писательской этике, литературном хулиганстве и богеме. Л., 1927.

326. Вдовин В. О датировке ранних стихов С.Есенина // Вестник Моск. у-та. Сер. филол. журн. 1965, № 6.3290.Вдовин В.А. «О новый, новый, новый, прорезавший тучи день!» // Есенин и современность. М., 1975.

327. Венгров Н. Сергей Есенин. Радуница. Пг., 1916.

328. Веселовский А. Эпические повторения как хронологический момент. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Собр соч. Т. 1. СПб., 1913.

329. Ветлугин А. Нежная болезнь // Накануне. Берлин, 1922, №6.

330. Вольпин Валентин. Пьеса «Есенин» // «Красная газета». Веч. вып. Л., 1926, 26 марта, № 72 (1076).

331. Воронова O.E. Между религией и «Русской идеей»: А. Есенин и H.A. Бердяев» // Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. М., 1997.

332. Воронский А. Об отошедшем // Сергей Есенин. Собрание стихотворений. В Зт. Т. 1. -М.; Л., 1926.

333. Воронский А. Литературные заметки. (С. Есенин и Л. Леонов). // «Прожектор». 1925, № 5.

334. Выходцев П. Народнопоэтические традиции в творчестве С .Есенина // «Русская литература», 1963, № 3.

335. Газ. «За землю и волю». Казань, 1918, 9 июня, 27 мая, № 112 (Подпись: Блокнот).

336. Галушкин А. Ю., Поливанов K.M. Имажинисты лицом к лицу с НКВД. Литературное обозрение. М., 1996, № 5.

337. Гаспаров М.Л. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988. - С. 444 - 460.

338. Гордеев Юрий. Гармония образов (новое в русской поэзии). Советская страна. М., 1919, 3 февраля.

339. Грибанов Н. Традиции загадки в поэзии С. Есенина // Сергей Есенин.-М., 1967.

340. Грузинов Иван. Есенин разговаривает о литературе и искусстве // Альманах «Сегодня». М., 1926.

341. Груздев И.А. Русская поэзия в 1918 1923 гг. (к эволюции поэтических школ) // Книга и революция. - М., 1923. № 3 (27).

342. Вдовин В.А. «О новый, новый, новый, прорезавший тучи день!» // Есенин и современность. М., 1975.

343. Двинянинов Б. Традиции «Слова о полку Игореве» в поэзии Есенина // Сергей Есенин. М., 1967.

344. Дымшиц А. Сергей Есенин. Вступ. статья // С.Есенин. Л., 1940.

345. Занковская Л.В. Роль диалога в поэме С. Есенина «Черный человек» // Проблемы эволюции русской литературы XX века. Вып. 7.-М. 2001.365.3елинский К. Поэзия Сергея Есенина // С.Есенин. Соч. в 2 т. Т. 1.-М, 1955.

346. Збб.Зелинский К.Л. Черты поэтического стиля Есенина // Есенин и русская поэзия. Л, 1967.

347. Иванов-Разумник. Поэты и революция // Сб. Красный звон. -П, 1918.

348. Иванов-Разумник. Три богатыря // Летопись Дома литераторов-Петроград, 1921, 1 февраля, № 3 (7).

349. Иванов-Разумник Р.В. Поэты и революция П, 1918.

350. Киселева Л. Цикл «Избяные песни» H.A. Клюева в творческой биографии Сергея Есенина (к постановке вопроса) // О Русь, взмахни крылами. М, 1994.

351. Кожинов В. Когда Есенин стал поэтом? Легенды и // В мире Есенина. М, 1986.

352. Коржан В.В. Фольклор в творчестве Есенина // Есенин русская поэзия.-Л, 1967.

353. Коржан В. Народнопоэтические истоки в драматической поэме С.Есенина «Пугачев» // Сергей Есенин. М, 1967.

354. Короленко В.Г. Собр. соч. в 10 т. Т. 5. -М, 1954.

355. Кошечкин С.П. К вопросу о мастерстве Сергея Есенина // Проблемы социалистического реализма. -М, 1959.

356. Кошечкин С. Послесловие к репринтному изданию // Сергей Есенин. Радуница. Петроград. 1916. Библиотека репринтных изданий. -М, 1990.377. «Красная газета». Веч. вып. 1922, 4 декабря, № 58.

357. Куняев С. Трагедия стихии и стихия трагедии // Литературная учеба. 1982, №4.

358. Леонов Л. Живой Есенин // Умер поэт «30 Дней». - М, 1926,№2.

359. Либединский Ю.Н. Мои встречи с Есениным // Воспоминания о Сергее Есенине. -М, 1965.

360. Лукьянов С. Земля и Солнце // Накануне. Берлин, 1922, 4 июня, № 57.

361. Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 т. Таллин, 1992.

362. Луцкая Ф. К поэтике С.Есенина // Есенин. Жизнь. Личность. Творчество.-М., 1926.

363. Маквей Г. С.А. Есенин в культурной жизни англоязычных стран // О, Русь, взмахни крылами. № 57. М., 1994.

364. М.А. «Пугачев». Гостиница для путешествующих в прекрасном. -М., 1922, № 1.

365. Медведев П.Н. Пути и перепутья Сергея Есенина // Клюев Николай и Медведев П.Н. Сергей Есенин. Л., 1927.

366. Минакова A.M. Ранние формы советской драматургии (С.А. Есенин. «Пугачев») // Творчество С.А. Есенина и современное есениноведение. Рязань, 1987.

367. Морозова М. Анимализм в поэзии Есенина // Сергей Есенин. -М, 1978.

368. Накануне. Берлин, 1922, 19 ноября, № 27, лит. прилож.

369. Накануне. Берлин, 1922, 27 мая, № 50

370. Нейман Б. Источники эйдологии Есенина // Художественный фольклор. М., 1929, № IV - V.

371. Орешина М.В. Имена персонажей поэмы С. Есенина «Анна Онегина» // Русская речь. 1974, №2.

372. Переписка A.M. Горького с зарубежными литераторами. -М., 1960.

373. Полетаев Н. Есенин за восемь лет // Сергей Александрович Есенин. -М.; Л., 1926.

374. Полянский В. Социальные корни русской поэзии XX века // Русская поэзия XX века. Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925. - С.1Х - XVII.

375. Прокофьев Н. О художественном историзме поэзии Есенина // Сергей Есенин. Проблемы творчества. Вып. 2. М., 1985.

376. Прокушев Ю. Сергей Есенин (литературные заметки и публикации новых материалов) // Альманах «Литературная Рязань», Кн. 1. 1955.

377. Прокушев Ю.Л. Прозрения гения (К 100-летию Сергея Есенина) // Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. М., 1997.

378. Редькин В.А. Фольклор и художественная система Н. Рубцова // Художественный опыт советской литературы: стилевые и жанровые процессы: Сб. научных трудов. -Свердловск, 1990.

379. Редькин В.А. Полюбите другого Есенина // Тверская жизнь. 1995, 26 октября.

380. Редькин В.А. «Я сердцем чист.» // Тверская жизнь. 1995, 28 сентября.

381. Рождественский Всеволод. Сергей Есенин. Звезда. Л., 1946.,

382. Розанов В.В. Литературные очерки. СПБ., 1902.

383. Розенфельд Б. Есенин и имажинизм // Есенин. Жизнь. Личность. Творчество. -М., 1926.

384. Савченко Т.К. Поэтический цикл А. Блока «Страшный мир» и поэма С. Есенина «Черный человек» // Есенин академический. Актуальные проблемы научного издания. Есенинский сборник. -М., 1995.

385. Савченко Т.К. Есенин и Ширяевец // Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. М, 1997.

386. Сакулин П. Народный златоцвет. Кн. 5. Пг., 1916.

387. Самоделова Е. Творчество С.А. Есенина и крестьянская свадьба // О Русь, взмахни крылами. Выпуск 1. — М, 1994.

388. Самоделова Е.А. Фольклорная основа «Песни о великом походе» // Столетие Сергея Есенина. М, 1997.

389. Скороходов М.В. Маленькие поэмы Есенина 1918 года // Российский литературоведческий журнал. М, 1997, № 11.

390. Снегирев И. Русские простонародные праздники. Вып. IV. -М., 1839.

391. Соколов В.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора. В кн.: Художественный фольклор. Вып. 1 -М, 1926.

392. Солнцева Н. О Сергее Клычкове // С.А. Клычков. Сахарный немец. Князь мира. М, 1989.

393. Сосновский JI. Развенчайте хулиганство // О писательской этике, литературном хулиганстве и богеме. JI, 1927.

394. Спасский С. Поэзия и современность // Журн. «Зарево заводов». Кн. 1.-Самара, 1919.

395. Старцев Иван. Мои встречи с Есениным // Сергей Александрович Есенин. М.; JI, 1926.

396. Субботин С.И. О пафосе и поэтике «Черного человека» Есенина // Субботин A.C. О поэзии и поэтике. Свердловск, 1979.

397. Субботин С.И. Сергей Есенин в 1913 году: неизвестные воспоминания // Полный жизни и света. Рязань, 1994.

398. Субботин С. Есенин и Клюев (К истории творческих взаимоотношений) // О Русь, взмахни крылами. М., 1994.

399. Творческая индивидуальность. Художественный мир. -Рязань, 1982.421 .Творчество С.А. Есенина и современное есениноведение. -Рязань, 1987.

400. Терещенко А. Быт русского народа. Ч.У. СПб., 1848.

401. Толстой Ал. О Сергее Есенине // «Красная газета». Веч. вып. -Л., 1925, №316 (1004).

402. Томашевский Б.В. Историзм Пушкина // Уч. Зап. ЛГУ. Вып. 20.-Л., 1954, № 173.

403. Троцкий Л. С. Есенин // Троцкий Л. Литература и революция. -М., 1991.-С. 62-64.

404. Турбин В. Традиции Пушкина в творчестве Есенина. «Евгений Онегин» и «Анна Онегина» // В мире Есенина. М., 1986.

405. Харчевников В.И. Черты народной Руси в стихах раннего Есенина // Журн. «Русская литература». Л., 1975, № 3.

406. Хераскова Е. Приемы композиции в стихотворениях Есенина // Есенин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1926.

407. Цейтлин А.Г. Труд писателя //. Вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. М., 1962.

408. Шамурин Е.И. Основные течения в дореволюционной русской поэзии // Русская поэзия XX века. Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925. - С. XVIII -XXXV.

409. Швецова Jl. Есенин и Клюев // С. А. Есенин. Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982.

410. Швецова Л. Андрей Белый и Сергей Есенин // Андрей Белый. -М., 1988.

411. Шершеневич В. О друге // Есенин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1926.

412. Шешуков С.И. Воронский и РАПП // В поисках истины. М., 1993.

413. Шубникова-Гусева Н. Прелесть незабываемая, неотразимая. (Поэты русского зарубежья о Есенине) // О Русь, взмахни крылами. М., 1994.

414. Шубникова-Гусева Н.И. Загадка десятой строки поэмы С.А. Есенина «Черный человек» (Текстологические заметки) // Есенин академический. Новое о Есенине. Вып. 2. М., 1995.

415. Шубникова-Гусева Н.И. «Черный человек» Есенина, или Диалог с масонством // Российский литературный журнал М., 1997, № 11.

416. Юсов К. Малоизвестные публикации стихов Есенина в периодике 1914 1918 гг. // О Русь, взмахни крылами. - М., 1994. 439.Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. - М., 1957.

417. Якубовский Г. Поэт великого раскола // Октябрь. 1926, № 1. 443 .Ярмолинский А. Есенин в Нью-Йорке // Новый журнал. Кн.Ы.- Нью-Йорк, 1967.