автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Убор воина и коня в Древней Руси, как социально-этническая категория

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Мурашева, Вероника Владиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Убор воина и коня в Древней Руси, как социально-этническая категория'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Убор воина и коня в Древней Руси, как социально-этническая категория"

Р Г Б ОД

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННШ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Исторический факультет

На правах рукописи УДК 930.26

МУРАШЕВА ВЕРОНИКА ВЛАДИСЛАВОВНА

УБОР ВОИНА И КОНЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ, клк СОЦИАШЮ-ЗТШЧЕСКЛЯ КАТЕГОРИЯ (по материалам наборных украшений Х-ХШ вв.)

Специальность: 07. 00.06 - археология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата историчесглх наук

Москва 1004

Работа вилсллсна на кафедре археологии исторического факультета Московского государственного университета им. М. Е Ломоносова

Научный руководитель - до. гор исторических наук,

профессор Д. А. Авдусин]

Официальные оппоненты: доктор исторических наук Ы. Е Седова

кандидат исторических наук И. А. Аржанцева

Ведущее учреждение - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Зашита состоится (^О^с^сЛ 1994 ГОда в часов

на заседании Специализированного совета К. 05а ОЬ. 29 по археологии и этнографии исторического факультета МГУ. (119899, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 учебный корпус, аудитория Ь50).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А )1 Горького МГУ.

Автореферат разослан 1994 года

Учений секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

Л. 1 Заседателева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш. Наборный пояс - ремень. украшенный металлическими накладка л, и наборная увда были весьма популярны в эпоху раннего средневековья. Мода на подобные украшения сущэсг-вовала на всей территории евразийских степей и и районах, к ним прилегающих. Несмотря на то, что огромное количество ременных бляшек происходит и из памятников с территории Древней Р/си, э-л материал выпал из поля зрения исследователей и до настоящего момента не г'ыл даже систематизирован, что и явилось основной причиной постановки данной темы.

Источники. Работа базируется на Материалах, хранящихся в фондах Государственного Исторического музея. Государственного Эрмитажа. Смоленского Государственного объединенного исторического и архитвктурно-художесгвекного музея-заповедника. Ярославского музея-заповедника, Киевского государственного исторического музея, музея истории города Ленинграда, Черниговского областного краеведческого музея и Стокгольмского исторического музея, использованы также архивы Института истории материальной культуры. Часть вещей иавестна лишь по публикациям. Всего в работе учтено 3076 накладок, которые происходят из 63 памятников (не считая огромного, почти полностью депаспортизованного материала из Владимирских курганов, раскопанных А. С. Уваровым И И С. Савельевым). Большая часть наборных украшений происходит из. так называемых "дружинных курганов" - памятников эпохи образования Киевского государства.

Цели и задачи исследования. Ввиду того, что данная работа представляет собой первую попытку оообдения ранее неисследованного пласта материала, основной целью является комплексное

источниковедческое исследование ременных наборных украшений.

Решенной набор - очень интересный археологический источник, он несет в себе разиообраг чые вида информации, что и определите направления исследования: ■ ,

1: Центральная аадача работы - создание классификации Слш-шек н ременных наконечников.

2. Изучение технологии изготовления металлических накладок, которое имеет как самостоятельное, так и прикладное еначешк (использование в классификации). Исследования проводились в лаборатории МГУ под руководством Н. Е Рындиной.

3. Анализ корфологии и орнаментации древнерусских металлических накладок и попытка определения их места в истории развития евразийского ременного убора

4. Создание реконструкции наборного пояса, рассмотрение 1 этой целью всех сохранившихся т-эИл! поясов в погребениях ( трупоположениями.

5. Постановка вопроса о наборном поясе, как об источнике п< социальной истории потребовала выяснения семиотического статус; пояса в Древней Руси, то есть его положения в системе ценностей. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть сочетание пояса » другими предметами в погребальных комплексам, его ыемоположенв в погребениях, случаи нестандартного расположения, а таю® прив лечь данные этнографии и письменных источников.

6. На основании всей источниковедческой работы решить воп росы хронологии древнерусской ременной гарнг-уры, сделать пред положения относительно центров ее производства, выяснить каку инфс; !(ОЦию содержит исследуемая категория украшений об истори ческих связях Древней Руси.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в не

впервые осуществляется систематизация всего объема древнерусских ременных украшений, производится их хронологическое члене, ю, делаются предположен»" о происхождении и других аспектах бытования этих украшений на территории Древней Руси.

Практическая значимость рабои. Результаты работы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по археологии Древней Руси и Восточной Европы в эпоху раннего Средневекс ья. д î датировки и интерпретации отдельных памятников и комплексов.

Апробация результатов работы. Результаты исследования были обсуждены на заседании кафедры археологии исторического факультета ИГУ. Основные положения работы были изложены в докладах на заседаниях проблемного совета Государственного Исторического музея н Древнерусском семинаре при кафедре археологии МГУ (руководитель Д. А. Авдусин). Кроме того. <ю теме диссертации опубликовано и сдано в печать несколько статей.

Структура работы. Диссертация состоит ira введения, восьми глав и заключения. К работе прилагается каталог находок ременных наборных украсений; каталог памятников, в которых встречены эти украэения; три база данных, на которых основана классификация; результаты статистических подсчетов; данные о металлографическом анализе отдельных предметов, а также альбом иллюстраций, состоявший из карт, таблиц и схем. \

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы и формулируются цели и задачи исследования.

Специальный раздел введения. посвящен историографическому обзору. Наборные украшения попали на территорию Древней Руси.

имея у*е длительную историю развития. Время и место происховде-ния наборных поясов, время их распространения йа различных территориях, символическое в учение поясов - основные вопроси, которые ставятся ^следователями.

В современной археологической науке существует несколько точек зрения на происхождение наборных поясов. С. Е Киселев и Л.р. Кывласов придерживается мнения, что пояса, украшенные металлическими накладками формируются в Южной Сибири и Монголии. Вторая точка зрения высказана А. К Аыброзом. она касается происхождения поясов с геральдическими накладками и подвесными ремевгаи ми. Автор утверждает, что они появляются в Древнем Риме в первые века нашей эры. Согласно третьей точки зрения, наборные пояса впервые появились, видимо, у скифов /И. А. Аржанцева/. II, наконец, Е Н. ДоОжанский полагает, что сама идея украшения поясов наблюдается еша в эпоху поздней бронза

Истории распространения поясных н&боров посвяариа статья а Л Подвигшюй, которая считает, что основную роль в распространении ременных украшений сыграли гунны во время своего движения на запад.

По мнению большинства авторов мода на пояса, украшенные це-таллическиы набором, была общэй для всего кочевнического мира Евразии. Традиция косить наборные пояса проникала м в среду оседлых народов, особенно тех которые по своему общественному развитию стояли на стадии военной демократии.

Из работ, посвященных символическому глачению пояса, его месту в знаковой системе, наиболее фундаментальной является книга в нгерского археолога Г. Ласло, в которой рассматриваются аварские древности. На конкретном материале автор доказывает, что пояс отмечал панг покойного в социальной структуре. Значение

, - 5 -

поясного набора как опока воинсютго достоинства отмечаяооь также Е А. Рыбаковым, С. А. Плетневой, Е Е Ковалевской.

Ряд статей посвя-ен орпамеитации наборных бляшек /Е А. Фопя-кова. Т. И. Макарова и С. А. Плетнева, Е К Ковалевская/

Некоторые исследователи привл.кают ременную гарнитуру для разработки вопросов хронологии древностей эпохи переселения, народов и кочевников Восточной Европы /Г. А. Федоров-Дасг зв. В Сенииг/. '

До сих пор лучшей работой, в которой рассмотрены древнерусские наборные ременные украшения, является книга шведского исследователя Г. ¿рне "Швеция и Восток",' выведшая в 1014 году. Г*Ьтя древнерусский материал рассмотрен лишь в качестве аналогий з главе о лоаточиых импортах а Скандинавии, тем не менее, даже попутай анализ является наиболее полным из посвящэтшх данной категория у;тро.тэя::й1.. РзС-ага построена на базе исследования орна-?энта, гс?о:ст. которого автор видит в ислашзировапяой Персии, элл?п:ст:гг?с;?зП сяохо, а тшетз з Сибири. 1йследовашся скаида- ■ язгсга* ,'гг.Соряыл йгяггзк и ля восточных аналогий был;? продолжены пзздекам утая-м &П:гсеог:оц.

Срзлп созггая« згезям:" ряд! авторов обращалась к древнерусской ретзтюЯ гаривдтз,. систематическому исследованию она 1га подвергаюсь, р^ссгогрчгг.^еь блгаш отдельных пататникоа .идя рогпонов'. а Л.!5шм, IIК с-; ова, д. ц Фоняков/, В археологической 'литературе 'закрепилось з.шешге о поясных наборах, как о предмете "восточного" импорта А. Я Кирпичников в работе о снаряжении коня и всадниса предлагает несколько реконструкций древнерусских уздечек.

Украинские ученые высказываются в пользу местного производства части ременной гарнитуры. Д. И. Блифельд выделил специфи •

ческий "черниговский пояс". Р. С. Орлов предполагает существование двух местных школ металлообработки, испытавших значительное влияние восточной торевтики.

Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕМЕННЫХ БЛЯШЕК И НАКОНЕЧНИКОВ

Изучение технологии изготовления ременных накладок производилось при помощи бинокулярной лупы, часть накладок подверглась полному металлографическому анализу (спектральный анализ, изготовление шлифа и изучение его с помощью металлографического микроскопа). Результаты исследования позволяют предложить ре-, конструкцию 8 технологических схем, три из которых /М 1.111, IV/ базируются на оригинальном принципе изготовления специфических форм для получения восковых моделей. Процесс был двухступенча-. ткм: сначала получение формы для изготовления серии восковых моделей, затем мелкая доработка этих моделей и отливка серии пред-. метов, каждого - с потерей формы. . '

I. Литье по восковой модели; орнамент на воск нанесен резцом. Изделие моделировалось на плоской поверхности, полученная восковая модель заливалась глиной и обжигалась. Изготовленная таким образом разъемная форма вновь заливалась воском, отливку слегка подправляли и прикрепляли к ней восковые штифты и. наконец, изделие отливалось с потерей формы. С использованием данной технологической схемы изготовлены все бляшки и наконечники, украшенные в древнескандинавских орнаментальных стилях, а также некоторые другие изделия.

II. Литье по вылепленной от руки восковой модели. По этой схем- отлита серия слегка ассимегричных, с очень неровной поверхностью, ременных наконечников, следы заглаживания воска видны даже невооруженным глазом.

III.Литье по восковой модели, для получения которой использовалась матрица. Тонкий пласт воска накладывался на матриц;- и продавливался чем-то "ягким. Матрицы, видимо, чаще всего, походили на углубленные литейные формы. Представляется, что они могли получаться путем оттискивания в глине штампа с позитивным изображением. Можно выделить три группы ременных накладок, выполненных в рамках данной -технологической схемьс

1) матрица использовалась лишь для придания формы, • накладки этой группы неошаментированны. Следы литья по воску хорошо заметны в случае, если бляшка имеет отверстие. Бортик по краю отверстия имеет утончающийся неровный край, что получалось при продавливании воска в матрицу.

. 2) матрица использовалась для получения формы, орнамент лро-ревался от руки, на аналогичных бляшках он разнится в деталях.

3) матрица использовалась как для получения формы, так и.для получения орнамента Вгщя этой группы легко определяются по характерному негативному рельефу на изнанке. Четкость негативного изображения зависела от толщины воскового пласта - чем толще воск, тем слабее проступает изображение.

IV. Литье по восковой модели с использованием матрицы и яе-лезных штифтов. Технологическая схема для изготовления данной небольшой группы изделий из Подмосковья отличается от вышеописанной лишь гем, что штифты не отлиты вместе с бляшкой, они представляют собой фрагменты тонкой железной проволочки, загнутой в виде скобы и вмонтированной в восковую модель.

V. Литье по восковой модели, по воску прорезаны углубления для.серебряной проволоки. Контур 6а..яки. с помощью шабл .¡а, вырезался из тонкого воскового пласта, затем намечались ячейки для врезной таушировки и на изнаночной стороне крепились восковые

штифты (они отливались монолитом с бляшкой). Остальная последовательность операций - отдельная отливка, в случае их наличия, вставок в виде ромба, тре; ельника, ввезды; золочение фона; соединение двух час гей бляшки путем клепки - описана Р. С. Орловым.

VI. Литье по модели, изготовленной из воскового шнура Принцип отливки украшений по модели из провощэнных льняных или шерстяных шнуров реконструирован В. А. Рыбаковш.

VII. Литье по отпечатку в глине. Беш. отдктыз в глшшную форму, полученную путем оттиска готового изделия (Саз использования воска в дальнейшем). отличить очень трудно. В качества признаков можно указать некоторую сглаженность контуров орнамента и отсутствие негативного рельефа на оборотной стороне.

VIII.Литье в каленные Форш для получения поясных украшений использовалось крайне редко, его пошшаки огшеаны й, Е Рындииой.

Глава 2, МЕТОДИКА МАСШШШЩИ

Проведение классификации раменныг. накидок опирается на систему понятий, предложенных Е. tí. Колпаковш. В качество целевого основания выбрана "культурная припадсэгиоэть" изучаемых предметов, то есть попытка понять откуда это? шхерпад попал m исследуемую территорию, где искатъ его протояшы и как он развивался на данной территории. Для гого, чтоби ответить на поставленные вопросы, необходимо рассшгрои*,. совокупность данных о морфологии, технологии изготовления и дэодю ременных накладок (косвенные признаки с помощью которых и определяется наличие на объектах целевых признаков).

Чгсбы участь все детали, бшш составлены списки признаков (длу бляшек л ременных наконечников). Так как основой орнаментальной композиций многих бляшек является многолепестковый цветок, который мг-«ет встречаться б однгй композиции два раза, то

признаки цветка вошли в отдельный список. Совокупность значений признаков составила своеобразный алфавит, с помощью букв кот ого можно описать любоЛ объект, входящий в выборку. Описанный материал вошел в три базы данных.

Возможности программы обусловили некоторую специфику занесения информации в базы. Система описания имеет три уровня: признак - значения признака - варианты значения призн ка Пг скольку у многих объектов возможно наличие двух и- более значений одного признака /например, одна бляшка может иметь одновременно и рифленый и гладкий ободок/, для дальнейшей обработки необходимо было создание "линейной" системы, где каждое значение признака равно признаку с возможными вариантами значений 1 и О /наличие или отсутствие на объекте/. Значения признаков имеют сквозную нумерацию /для бляшек - ¿48, для цветков - 37, для наконечников -114/, в случае наличия вариантов значения, возникает дополнительный подуровень, " а объект,. для сохранения смысла ин~ формации получал "1" и в графе определенного значения признака и в графе варианта этого значения.,

• Для получения классификации/в качестве - вспомогательного •средства. использовались 'математические методы обработки. Вэ-первнх, произведен подсчет коэффициэнта корреляции значений признаков для того, с целью выявления неслучайных связей. Во-вторых, -подсчитан козффицизнт сходства По результатам подсчетов построены две пары графов (для каждой из исследуемых категорий).

В графе, отражающем -связи - объектов, учтены кооффгаизиты сходства выше 0,50. Среди предметов, которые не вошли в систему были выбраны имеюще связи выше 0,40, -среди которых избирался наибольший показатель и по этому признаку объект присоединялся к

- 10 - „

графу. Те же накладки, которые не имели показателя сходства выше 0,39, остались выпавшими из общей картины. Некоторые предметы образуют четкие компактные группы (напр. .веда скандинавского облика), основная же масса объектов оказалась связанной друг с другом многочисленными и сложными связями, однако и в этом массиве выделяются отдельные ядра. .В некоторых случаях эти ядра -"узлы" читаются четко, в других случаях, их границу размыты, ода "перетекают" одно в другое. Полученная картина совершенно адекватно отражает сложную систему взаимовлияний, различных внешних импульсов которые обусловили удивительное разнообразие видов по-, ясных накладок.

Графы явились основой для создания классификации. Основная таксономическая единица названа классом. Под этим понятием подразумевается группа артефактов, обладающие устойчивым сочетание« признаков, отличающих ее от других групп артефактов. Рассматриваемый граф показывает, что часть артефактов, образующее компактные группы, объединяется в монотетические классы, в другой же части провести четкие границы сложно, то есть возникает ситуация, при которой можно говорить о возможности выделения лишь политетических классов, у представителей которых признаки не только выпадают из набора признаков данного класса, но и проявляются, в иных сочетаниях, вне данного класса

Для того, чтобы выделить дискретные ячейки, в материале, который не имеет четких границ, введены понятия "ядро" и "периферия". В ядро класса входят предметы, ко эрые отвечают всей признакам,. определяющим данный класс, в периферию попадают предмету, не обладающие частью признаков. Таким образом, ядро класса обладает свойством монотетичности, весь же класс в целом получается политетичн"%с

Графы, построенные на основании подсчитанного козффициэнта корреляции между признака™ , показывают также, что некот ¿ые значения оказались ж^тко сцепленными в узлы, другие же образуют сложною картину взаимосвязей, что также адекватно и:ражает сложный характер исследуемого материале.

Параллельный анализ полученных графов позволил выделить классообразувдие признаки (сочетание материала, сечения, ш: гда ф омы и элементов орнамента) и, соответственно, классы. В некоторых редких случаях, объект присоединялся к классу вопреки своему полоазэнию в графе, это происходило тогда, когда оказывалось, что он обладает уже выделенными классообразуюшими признаками, но по набору других признаков не вошел в данный узел.

. Полученные классы претендуют на то чтобы называться "культурными". они объединяют, с некоирой долей вероятности, предметы одной идеи, общего происхождения, общего прототипа (хотя точно указать его не всегда возможно). В некоторой степени, харак-1 теристгаса класса соответствует понятию "стиль" в определений Л. С. Нлейна (устойчивая ассоциация архем, связанных не по функциональным особенностям - имеющим приспособительное значение, а по •особенностям, определяемым случайностью, произвольным выбором, контактами и традицией) .

Кроме основной таксономической единицы - класса, введены следующие так эномические уровни: группа, вид и подвид. В группу объединены артефакты по сечению, которое играет большую роль для датировки. Вид - конкретное воплощение "идеи" класса, он объединяет предметы одинаковые (исходя из принятой систеш описания). ГЬдвиды выделяются по пропорциям (то есть лишь в том случае, если существуют одинаковые накладки разных пропорций). Естественно, что виды (или подвиды) являются монотетичными.

' При работе с полученной классификацией употребляются два термина: "аналогии" и "идентичные предметы". Идентичные предметы не имеют отличий в рамках . дикой системы описания /естественно они могут иметь этдичия, например, в химическом составе иди других признаках, которые не учитывались/. Аналогичные веся совпадают лишь по ряду признаков. Аналогии элементов орнамента шгут встречаться, естественно, и на предметах других категорий. Эти понятия отражают разные явления. Идентичные предметы и их бытование дают представление, прежде всего, о пространственном распространении предметов, то есть статический срез. Аналогии указывает место рассматриваемого предаете в процессе разшшя, во времени, то есть в динамике.

Предметы, которые не вошли в состав классов, условно названы "особыми" и получили маркировку "CV перед номером. Шсионьку исследуемая выборка ограничивается территорией Древней Руси, то нельзя утверждать, что данные предагты"явхются смцшощош, mi-!сак не связанными с определенной орна*энтапъпой урздавдюй. Наоборот, . многие из них имеют значительное кшшчзство аналогий s других районах, следовательно, чада' всего, оди а&шзгсз продета--вителями классов, которые просто шло продегаасоны из дрокзэ-русской территории.

Глава 3. ШСОШШЩ РЕМЕННЫХ ВЩВВ В данной главе приводится описание 37 классов и 33 особых видов бляшек с указанием мест находок идентичных предметов и аналогий.

Глава 4. ШВСШШЯ РЕЫЕННЬК НАКОНЕЧНИКОВ , В данной главе ' приводится описание 16 классов и 18 особых видов наконечников с указание« «ест находок идентичных предает и аналогий.

. - 13 -Глава 6. ОРНАМЕНТ

Значительная часть ремэнпых накладок.украшена растительным орнаментом,. который в литературе, получил название "постсаса-шдского стиля". Термин в значительной степени условеи, он обозначает, преаде всего, средневековое арабское декоративное искусство, указывая на самда истоки мусульманского искусства, которое развивалось, . в основном, на базе искусства Сасанидского Ирана.

В дрзвяоегй п з Средневековье. орнаментация не носила чисто декоративного характера. Любой декор был полон глубочайшего духовного смэмз. й символам средневековой орнаментики от-еодялзсь строго определенное место и приписывался связный набор •значений.

Нзготоруэ штягы К.ГЭОТ очень древнее происхождение. Орна-гажг поо слрглашпгуа сшгловуи нагрузку, но со временем менялся садая. про:!сходилз игсяоение образов, -в первую очередь, из-за стопу рз.тгггЛ п спсгем щзовоззреята. Таким образом, символы кюгосдаЗна, пссзга са себе множество семантических пластов. На. Р^зпесЗ тхшэтурз трзчаигся следующие значимые элементы орна-гэнто: лзтее. (сйкзол плодородия/производящей силы и т.д.). драно "ггзпз'ХоОргзз,-сошюгзщяй универсальную концепцию мира), плод (связан по ее&авижэ о древом гшзшО, гранат (эмблема брака и плзлорода). "сердш" с впясапным трилистником (идея духовного бесеизртпя в-древнеиршгской символике), священная повязка (идея духовного Оесскертиз), "крыловидные" мотива (происходят от изоб-раяэикз пари рогов, связанных с культом Оыка и лунарнши культа-ЦП)» лев (сгаяюл высшей божественной силы, власти и величия), деойш секира (олицетворение иолнии или обраэ, ьлгсоединявдия солнечное и лунное божества).

Иконографические архетипы морфологических деталей и элементов орнамента выявились в различных культурных пластах, как предшествующих древнерусскому времени так и- синхронных ему. Мэлшо указать целый ряд источников, которые использовались при создании ременной гарнитуры:

1. Традиция степного кочевнического мира эпохи переселения народов. <

Эта линия развития связана с происхождением и историей распространения наборного пояса и сбруи. Совершенно очевидно, что основную роль в этом процессе сыграли кочевые тюркские народы. Именно в этой среде формировалась общая морфология накладок, возникали новые детали, такие, например, как прореэь в основании. Среди исследуемого массива наиболее отчетливо читается традиция, условно названная "степной", в гладких бляшках самых разнообразных геометрических форм.

Истоки отдельных деталей, которые "цитировались" на протяжении длительного периода можно отыскать в аварском искусстве. Такова, например, рамочка из крупных перлов, украшающая верх наконечников, и композиция из двух расположенных друг над другой 'цветков.

2. "Хазарская" традиция.

Именно салтолво-маяцкие металлические изделия, предметы прикладного искусства Хазарского Каганата явились теш архетипами, которые оказались наиболее продуктивны!»-, для создания восточноевропейских наборных ременных украшений.

Наиболее характерным элементом салтовского орнаментального декора являются округлые бутоны или "почковидные" листья. Бляшки, украшенные композицией из таких листьев, типичны для данной культура Ыожно указать целый ряд направлений развития этой ком-

. -16 -

позиции в посмазарское время (разработка "идеи" стебелысов. разделяющих цветки, прев--дакие "шишечек" на их концах в декоративные детали формы, упрощение формы самих цветков и др.)

Возможные■прототипы бляиек с головками хищных птиц такжз надо искать на территории Хазарского каганата (северокавказские амулеты УЫХ вв.)

3. "Исламская" и цостсасанидская традиции.

При всей очевидности влияния исламского искусства, с его развитой растительной орнаментацией, на создание восточноевропейской ременной гарнитуры, конкретных предметов, послужившх образца^!, удалось найти не так иного. В качестве одного иа прототипов шито указать резную деревянную панель с крыловидными шгиваш из окрестностей Багдада

Некоторые параллели >я>жно найти и среди ременной гарнитуры исламского игра В ряде случаев мотивы для украшения ременной гарнитуры черпались в восточной серебряной посуде.

* 4. (Кшно-угорская традиция.

Проявлением данной традиции в ременной гарнитуре с терр*. юрт! ДрзвлеЯ Руси шшо считать группу предаетов отлитых в техника литья по модели, изготовленной иа воскового шнура, что является характерным признаком изделий из цветных металлов финно-угорских племен. В некоторых случаях можно наблюдать слияние фшшо-угорских и поетсасанидсют элементов в одном предште.

б. Скандинавская традиция.

Значительное количество ременных украшений выполнено в древнескандинавской стилистике ( Усеберг и Ворре).

Глава 6. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО НАБОРНОГО ПОЯСА

Попытка разделить ременную гарнитуру по функциональной принадлежности наталкивается на определенные трудности. Легче всего

вычленяются бляши от сумок и кошельков (большие квадратные о прореаыо, подтреугольные, одна, сторона которых повторяет форму края сумки и др.) Отделить поясные накладки от сбруйных сложно, в трупосоздании это практически невозможно. Неоднозначна также функциональная принадлежность некоторых деталей ременного набора, например, колец-тройников (они могут быть в составе как пояса, так и сбруи и даже служить украшением колчана). .

Пояса содержат разное количество металлических деталей, исходя из этого, выделяются три их типа: тип I - "бытовой" (утилитарный). он украшен лишь пряжкой (иди пряжкой й кольцами, соединяющими отдельные части ремня), тип И - состоит из пряжки и поясного наконечника, глл III - наборный пояс, его характерной особенностью является наличие бляшек, пряжка, наконечник и другие детали могут присутствовать или нет.

Единственным основанием для достоверного восстановления облика древнерусского наборного пояса могут быть трупополокения, где пояса сохранились in situ. ' Сохранность материала позводяе? остановиться лишь на четырех комплексах: курган 450 из Тиыере-ва. курганы 95, Ц-160 и Ц-191 из Гнеэдова. •

Два из четырех поясов имеют длинный, свьсащяй, украшенный накладками конец и дополнительный внутренний решшк для застегивания. Пояс такого вида обычно называет венгерским, единственное отличие - наличие металлической накладки на внутреннем ремешке. Повторяемость данной детали позволяет говорить о древнерусской разновидности венгерского пояса. Пояса из курганов 95 и Ц-191 Гнездова имеют оригинальную конструкцию,. причем последний несет на себе очевидные следы балтского влияния.

Материалы Х1-ХП вв. (Торопец, Харлапово, Ступенки-II) более бедны и на их основании можно лишь предполагать, что облик

пояса изменялся, хотя и сохранились некоторые особенности йзнструвдст /включение соединительных колец/. Традиции, опреде-' лившие структуру ранних поясов /хазарско-венгерские/, видимо, были утрачены. ■

Глава 7. СШОГИЧШШ СТАТУС ПОЯСА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ Вещи, попадая в сферу человеческих отношений, чаще всего получают дополнительную идеологическую, знаковую нагрузку. Семиотический статус вещи отражает соотношение "анаковости" и "вещности", символических и утилитарных функций.

Можно выделить следующие функции пояса, как элемента гсосто-в эпоху средневековой Руси: 1/ утилитарная - прежде всего, стягивание одежды. Крот того, пояс выполнял роль "кармана" /к нему подвешивались различию предметы/ и- лортутеи. Особое место занимал в раннее средневековье наборный пояс.

2/ обрядовая - часто связана с применением ишггатпЕной т-гга я основана на фушсцш завязывания, аналогии с веревкой -Споком собственности и это обуславливает участка пояса в сва.;еб-воЯ обрядности. При борьбе с нечистой силой пояс часто получал значение средства, связывающего злых дузша. Поскольку нечистая сила ходэт всегда неподпоясанная. то ходить без пояса считалось иэириличным. В Эпических произведенная богатырский пояс увеличивает силу его обладателя.

а/ выражение этнического и религиозного самосознания -представление о том. что чужестранец зш! вноверец не должен быть подпоясан /у русских по отнопэшпэ к татарам, волжским болгарам/, что совершенно не соответствовало реальной действительности.

4/ социальная - среда элементов костша, поч. л всегда свя-ванного с соцкадьнш статусом владельца* у многих народов ввде-

лялея пояс и получал "повышенную" социальную нагрузку /у тюрке.-jx народов он принимал участие в обрядах, связанных с переходом юношей в разряд взрослых воиное. степень его богатства зависела от социальной ступени, которую занимал его владелец; известно, что в иерархии социально значимых предметов Византии, Китая, Персии, Арабского Халифата пояс, также занимал определенное место/.

Анализ письменных источников, прежде всего, духовных и договорных грамот великих и удельных кнаэей XIV-XVI вв.., позволяет утверждать, что пояс входил в состав княжеских регалий московских князей. Любопытно отметить, что поводом для начала последней феодальной войны середины XV века послужила стычка из-за пояса. В ганце XV - середине XVI вв. оформляется церемония венчания на великое княжение, а затем и на царство, драгоценный пояс не входит в систему регалий,; его социальный статус снижается, он становится лишь принадлежностью богатого костюма.

Археологические источники позволяют сделать попытку рассмотреть роль пояса в домонгольскую эпоху. Дня исследования выбраны: Гнездово, памятники Ярославского Поволжья; сельские кладбища Изюрского плато и Бирка - памятник зпохи викингов с территории Швеции.

Подсчет коэффициента сопряженности между типами ("рангами") поясов и элементами сопровождающего инвентаря для каждого из памятников и построение графов на этой основе к-зволили сделать ряд наблюдений. В памятниках Ярославского Шволжья I тип пояса (утилитарный) оказывается связанным с мадоинвентарными погребениями, II тип, встречающийся крайне редко, попадает в одну группу со скандинавскими украшениями, а III (собственно наборный) обнаруживает связь с большой группой предметов, среди которой

19 -

можно отметить торговый инвентарь.

Граф, построенный нр материалах Гнеэдова, дает менее четкую картину, однако он показывает сильную связь наборного пояса со стрелой, которая, по некоторым предположениям, является символом "молодшей" дружины. В Бирке наборный пояс встречается редко, единственное, что можно отметить, это его связанность с пуговицами - атрибутом костюма определенного покроя, возможно происходящего с востока.

В-курганах Ияюрского плато пояс, украшенный металлическими накладками оказывается сопряженным с набором женских украшений, и совершенно не связанным с "дружинным" инвентарем.

В домонгольскую эпоху, наборный пояс получает наибольшее распространение в X веке, очевидно, что он связан с дружиной, возможно особенно с какой-то определенной ее частью, не занимавшей самого высокого положения, однако, встечается и в самых больших курганах, в которых похоронены люди, занимавшие верхушку социальной лестницы. Наборный пояс не обнаруживает яксткой связи с положением человека в социальной структуре (как, например, то зафиксировано у авар).

Глава 8. ХРОНОЛОГИЯ И ЦЕНТРЫ ПРОИЗВОДСТВА РЕМЕННОЙ ГАРНИТУРЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОШ

Наиболее ранние ременные украшения из памятников, связанных со славянской историей относятся к концу УЫХ веку, это наборы из сопок Волховского типа Шбедищэ и Чзрнавшю. Использование наборных украшений в этот период носит эпизодический характер.

История собственно древнерусских наборных украшений начинается с X века. Можно, говорить о некоторых направлениях развития производства ременной гарнитуры, а также о нескольких пластах, которые, с некоторой долей осторожности южно назвать школами.

1. "Венгерская" или "позднехазарская" школа, {перв. пох X в.) Этот пласт предметов представлен всего одним поясным натром из черниговского кургана "Гульбища". Яркие, великолепно выполненные из серебра вещи этой серии, относятся к поздней этапу культурного пласта, который породил венгерское искусство, видимо, он связан с Хазарией, Б качестве признаков, которые позволя,-ют выделить данную школу, можно указать следующее: штериал -серебро, сечение - выпукло-рельефное, наличие полусферического выступа в центре, среди орнаментальных мотивов - сочетание остролистных полупальметт с многолепестковыа четком.

2. "Волжско-болгарский" центр.. Шдайлявдее количество древнерусских ременных украшений, которк^ традиционно откосят к "восточным" ишюртам. представдяет-я возйожнш связать но с далекими азиатскими пределами, а с блмжайсш босточпш соседа:.-Древней Руси - Волжской Болгарией, и, презде псе го, потопу, что в Средней Азии, на Передам Востока аналогий дрехшорусско^ материалу просто нет. Аналогии лв встречены сроди пагода;: па Сох-гарских селишах низо-ий Каглы, а тщкэ в древностях шрпйцав I; мордвы. Центром >дивитедьного синтеза.традацдй казс^злой торсь-тики, постеасэяидских и исламских орнаментальных ^традиций стать ског-е всего именно Волжская Болгария.

М:мо выделить несколько хронологических этапов развития вол-/.:газ-болгарской школы изготовления ременной гарнитуры.

I этап - ранне-болгарский (первая половина X сока). К этоиу периоду удалось отнести сравнительно небольшое количество ременных накладок. Растительная орнаментация еше не является характерной для этой стадии. Если растительные мотивы и появляются, то они лаконичны, близки к геометрическим.. Орнамент чаде углублен, вдавлен, характерен рифленый ободок, отогнутый бортик и

плоская верхняя поверхность. Уде яа этой ранней стадии используется литье по восковой »г пели с использованием матрицы

II этап - развито-болгарский (вторая половина X века). Основная масса находок ременной гарнитуры из памятников на территории Древней Руси относится именно к этому кругу предметов. Яркими признаками этого этапа являются: бронзовое литье по восковой модели с использованием матрицы (наличие негативного рельефа), отогнутый бортик, плоская или двускатная верхняя поверхность. Для этого этапа свойственно исключительное разнообразие форм и орншгентов. но особенно характерна растительная орнаментация. синтез постхазарских и постсасанидских мотивов.

. III этап - поадне-болгарский (XI-первая половина XIII в.).

Основными признаками данного этапа производства ременной гарнитуры являются: выпуклое сечение бляшек и наконечников, один массивный пткфт в центре для крепления бляшек или расположение штифтов по центральной оси для наконечников, трапециевидная Фор-шдла наконечников, полукруглые выступы по краям ременных наконечников. деградация растительных шгивов.

IV этап - золотоордьтский.

К этому этапу относятся всего две накладки с древнерусской территории, поэтому общие признают выделить сложно.

3. "Юаный"'центр (XI в.)

В эту серию объединены несколько великолепных, украшенных позолотой и-иногда чернью сбруйных наборов кочевников XI века и поясной набор из состава клада в Елецком монастыре Чернигова.

4. "Черниговский" центр (вторая половина X в.)

Единственные предметы, связанные с ременной гарнитурой, о

которых достоверно шяяо сказать, wo они производились на территории Древней Руси, это накладки, отнесенные к "черниговской"

или среднеднепровской школе. Они резко отличаются от остальных и характеризуются четким набором признаков: плоская верхняя и нижняя поверхность, заклепки, серебряная инкрустация. Иногда накладки имеют дополнительную вставку, как правило, позолоченную и украшенную пунсоном. '

Черниговская школа очевидно была связана с киевским великокняжеским двором. Ряд фактов говорит о том. что данная школа могла быть продуктом синтеза скандинавской и восточной (ха-варской?) традиции. . '

5. "Скандинавская" школа. .

Кроме характерного орнамента, данную школу характеризует еда целый ряд признаков: рельефная верхняя поверхность и плоская нижняя, заклепки, литье по модели, вырезанной из воска

Невозможно точно сказать, привозились ли ременныа украшения из Скандинавии или отливались на месте, однако, судя по тому, что некоторые другие украшения викингов изготавливались на территории Древней Руси, кожно предположить, что ременная гарнитура не явилась исключением. В оснойноы. скандинавские накладки относится ко второй половине X века, однако еся> и предметы предположительно IX в., однако они происходят лисз из комплексов X в., либо из депаспортизованного материала.

Основная часть наборных украшений происходит из "дружинных" курганов. Интересно оценить взаимосвязи между этими памятниками на материале ременных накладок. Дяя этого иа^лъаован подсчет показателя сходства для памятников, который позволяет учитывать вес признаков. Признаками в данном случае являются группы ременных бляшек, а весом признака - относительная частота /отношение количества данной группы бляшек к общему количеству бляшек с этого памятника/.

Полученный результаты являются отражением различных исторических peamift эпохи о^оааования Древнерусского государства. Сияьнузэ связь обнаружили памятники округи Чернигова с Гнездовом. Эти памятники'входят в систему большого полюдья, реконструированную R А. Рыбаковым. Данные памятники мояно связать со стаяови-которыми шгли быть как города, так и более мелкие поселения. Входя в больше по ладье, Гнездово было, видимо, важным звеном в этой системе, что проявляется в его сильной связи со средним Подаенровьем

Связь "Лаврова и Владимирских курганов отражает территориальную близость памятников, . а такте их близость Боляской Болгарии , продукция которой, в основном, представлена а наборе решенных у!фашзтй указанных памятников. Ловолыю ешокпЯ показатель сходства. Тпшрева с Гнездовыи говорит о тон. что данный памятник, a Tvjvro Олкзга?е ему но характеру Штровскоо п 1йхайяовскоа тгли являться погостам, то есть, опораеа пункташ ¡гаяггской власти на местах,

Ггкш сОразсы. ременные украинка могут послуетть ess одлш псточшясом,. с точки зрения гаторого иожно посютреть на паматня-1Ш связанные с эпохой образованна Древнерусского государства.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подведены ссвовнш результаты комплексного нсточгасюведческого анализа древнерусских решенных наборных ук-расеннй. Приводятся подученные выводи относительно технологии нх изготовления; хрскагогзгеескон членении материала и предполагаемых центрах производства.

- 24 -

По теме диссертация опубликованы следующие работы:

1. Орнаментальные мотивы древнерусских поясных украшений X века, О.б п. л. //Дроблены историографии и истории культуры народов СССР. .Ы. 1988

2. Технология изготовления поясных накладок ив Гнездова, 0.5 п. л. //Вестник МГУ. 1989, N 2. .

а Семиотический статус пояса в Средневековой Руси, 1 п. л. //Средневековые древности Восточной Европы. Труды ГИЫ. вып. 82. Л1993

4. Семиотический статус пояса в Средневековой Руси. Тезисы доклада // Вещь в контексте культуры. Материалы научной конференции. СПб. 1994

УЧАСТОК МНОЖИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ВОНЦ АМН СССР ПОАП..К ПЕЧАТ^.?.94- Л.-- »АКАНгб" тмраЦОО г*х.