автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Вл. Соловьев и соловьевство в творчестве раннего А. Блока (1898-1902) и его преодоление
Текст диссертации на тему "Вл. Соловьев и соловьевство в творчестве раннего А. Блока (1898-1902) и его преодоление"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
на правах рукописи
КИМ ЫН - ЧЖУН
Вл. Соловьев и соловьевство в творчестве раннего А. Блока (1898-1902) и его преодоление
Специальность 10.01.01 - русская литература ХХ-го века Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научные руководители : доктор филологических наук, профессор КАРПОВ А. С., доктор филологических наук, профессор АВРАМЕНКО А.П
МОСКВА 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..........-.......---------------------------------------------- С. 1.
Глава I. Соловьев как предтеча младо с и м в о лиз м а--------- С. 8.
1. Вл. Соловьев и современная ему философия литературы (Достоевский, Толстой)......................................................... С. 8.
2. Основы эстетической концепции Вл. Соловьева.............С. 21.
3. Идея жизнетворчества в эстетике Соловьева-.................С. 29.
4. Лирика Соловьева - прообраз нового искусства.............С. 35.
Глава П. Блок как "законный наследник" Соловьева. — С. 80.
1. Духовная картина мира и становление лирического героя Блока .......................................................................................... С. 80.
2. "Ante Lucem" (1898 - 1900 гг.).................................... С. 87.
3. "Стихи о Прекрасной Даме" (1900 - 1902 гг.): первая часть трилогии вочеловечения ................................... С. 98.
4. "Стихи о Прекрасной Даме": воздействие и преодоление Соловьева и "соловьевства".................................................... С. 120.
- Общность романтических корней.......-.................... С. 121.
- Общность поэтических идеалов............................... С. 130.
- Общность пути : двойничество (раздвоенность) и ирония........
—-........................................................................................ С. 171.
Заключение........................................---------------------- С. 189.
Библиография................................................... C.I - XXI'V.
Введение
Тема "Соловьев и соловьевство в творчестве раннего Блока и его преодоление" не является совершенно новой для блоковедения. Факт влияния Соловьева на молодого Блока слишком очевиден и отмечался исследователями буквально с первых шагов поэта в литературе. Вместе с тем тема эта требует сегодня несколько иной интерпретации, нежели это было принято за долгие годы советского литературоведения. Дело в том, что сам образ Вл. Соловьева и его философия получили вполне определенную отрицательную характеристику и соловьевство молодого Блока расценивалось как своеобразное заблуждение Блока или даже болезненное увлечение мистикой, что изживалось поэтом под благотворным влиянием революционных идей современности. Сегодня, такое одностороннее и упрощенное понимание соловьевства, питавшего на рубеже веков многие научные теории и доктрины, уже не может удовлетворить исследователя, да и Блок не нуждается в извинительных интонациях по поводу "грехов его молодости". В связи с этим в своей двухчастной работе мы попытаемся:
В первой главе, обратившись к теоретическим работам Соловьева, (что очень важно в плане сближения его с Блоком) и к его поэтическому творчеству, осмыслить по-новому феномен соловьевства, выявив в нем актуальные для Блока при его вхождении в литературу нравственные и эстетические ценности;
Во второй главе показать, как в раннем блоковском творчестве (книга "Стихи о Прекрасной Даме") преломились идеи и художественные образы Соловьева, что значило для Блока соловьевство и каковы причины и итоги процесса преодоления - выхода поэта за пределы соловьевства. Решением этой задачи и обусловлена научная новизна работы.
Символистский аспект работ Соловьева уже не раз был предметом исследования, хотя их никак нельзя назвать исчерпывающими. Лишь в последнее десятилетие, когда изучение русской религиозной философии как бы началось заново, ее исследование, в частности творчества Соловьева , ведется интенсивно. Из ранних работ о Соловьеве нужно отметить те, которые создавались в русле изучения творчества А. Блока : раньше других - статьи З.Минц "Поэтический идеал молодого Блока" и ее более позднюю работу "Блок и русский символизм" и ее же вступительную статью к сборнику стихов В. Соловьева - однако и в этих статьях философ предстал в несколько ограниченном виде. Прежде всего это касается образа Софии - жены, облеченной в солнце, который гипертрофирован усилиями З.Г. Минц, тогда как этот образ на самом деле не занимал самодовлеющего места в теологических построениях Соловьева.
Историко-литературный процесс серебряного века в России, в том числе и творчество младосимволистов, рассматривается в работах таких крупных ученых, как В.Асмус, Л.Тимофеев, Е. Максимов, В.Орлов, К. Долгополов, И.Машбиц-Веров, Е.Тагер.1 Но их работы были исторически ограниченными. Например, подлинное значение идей и творчества Вл. Соловьева и масштаб его личности для современников и для гуманистической концепции науки последующих лет выявлены недостаточно.
Из работ последних десяти-пятнадцати лет отметим прежде всего относительно небольшую по объему, но фундаментальную монографию А.Ф. Лосева "Вл. Соловьев", его же работу "Вл. Соловьев и его время", предваряющую двухтомник сочинений философа "Творческий путь Вл. Соловьева" , статьи в книге "Страсть к
1 Книги этих авторов и сегодня входят в основной фонд российской науки литературоведения, составляя своего рода основу изучения русского модернизма.
диалектике" и "Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике".2
К тому же жанру вступительных статей, которые сопровождают издания философских и эстетических штудий Соловьева, относятся в разной степени содержательные работы А. Муратова, В. Асмуса, Л. Гальцевой, И. Роднянской, А. Голубева, Л. Коноваловой, Н.Цимбаева и др. Из общефилософских и общеэстетических работ, где идеи Вл. Соловьева занимают значительное место, отметим труды, изданные российскими университетами: В. Сарычева "Эстетика русского модернизма" (Воронежский университет), В.Емельянова и А. Новикова "Русская философия серебряного века" (Уральский университет).
Значительны для понимания истории общефилософского и общеэстетического движения работы, написанные раньше, но введенные в широкий научный оборот лишь в последнее десятилетие: В. Зеньковский "История русской философии", Н.Лосский "История русской философии", Шпет "История русской философии", работы Е.Трубецкого, и др. Безусловно для нашей работы ключевыми являются книги и статьи символистов - Вяч. Иванова, А. Белого и А. Блока3 - не только о философско-эстетических толкованиях Соловьева, но и о самой его личности.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейший представитель русской религиозно-философской мысли конца XIX -начала XX в., отражающей духовную потребность того времени в
2 Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М., "Мысль", 1994.
Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М., "Прогресс", 1990.
Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. // Вл. Соловьев. Собр. Соч. В. 2 Т. М., "Мысль", 1988.
Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М., "Советский писатель", 1990.
Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике. // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., "Наука", 1992.
3 Более подробные сведения об указанной выше работах содержится в разделе "библиография".
новом освещении эстетики. Он - не только христианский философ, но и эстетик, публицист, поэт и литературовед, и уже поэтому само понятие соловьевство - синтетично и объемно. В настоящей работе мы сузим это понятие, ограничившись его исследованием характера связи идеи-мысли и образов Соловьева с философско-эстетической тезой и художественной практикой русских символистов, а также воплощения философско-эстетической системы Соловьева-философа в творчестве Соловьева-романтика-поэта. Для нас важна также личность Соловьева, увиденного глазами Блока и прочувствованного его душой.
Фундаментальные положения учения Соловьева - понимание им Абсолюта, суть космогонического процесса, формы познания и цели истории - диалектики - рассматриваются нами лишь в той мере, в какой они позволяют оценить его воздействие на развитие русской поэзии. Это, во-первых, образ Софии - зиждительного начала жизни, движителя ее и проводника Слова Божия; в-вторых, функции искусства, соотношение искусства и действительности в свете необходимости обожения мира, что ведет к обновлению искусства, которое должно доподлинно одухотворить мир, воплотив абсолютные (т.е. божественные) начала Истины и Добра в образах Красоты и Гармонии ; в-третьих, утверждение мысли об одухотворенности природы ; в-четвертых, представление о творчестве как краеугольном камне всеобщей деятельности - творчестве Бога, Софии, природы, Человека-творца; в-пятых, наконец, по-новому понимаемая роль Человека -искры божественного промысла, преобразующего мир вместе с Богом. Тесная связь концепции творчества с концепцией человека является конституирующим фактором жизнетворчества как делания мира и жизни.
Проблемы, о которых идет здесь речь, относятся к числу важнейших для понимания природы искусства, его смысла и назначения, и это определяет актуальность нашего исследования.
При рассмотрении научных работ Соловьева преобладает анализ его эстетических разработок и их непосредственной проекции в творчество его духовных наследников, взаимоотношения Соловьева и младших символистов.
Сказанное выше так определяет задачи 1-ой главы: - Рассмотреть важнейшие идеи и постулаты Соловьева как явление эпохи конца XIX века, теснейшим образом связанное, не только с поисками в области современной ему религиозно-философской мысли, но и с художественной практикой выдающихся русских писателей-мыслителей, прежде всего - Достоевского, Толстого. Конец XIX в. в России - время поиска новых духовных ориентиров, особенно в области религиозной философии, для которой (и для Соловьева тоже) искусство - необходимая область духовного творчества. Соловьев предстает как закономерное и необходимое явление эпохи : в его творчестве в максимальной степени выразились духовные потребности времени;
- Выявить характер связи нового искусства с Соловьевым в процессе их взаимного притяжения-отталкивания: идеи Соловьева рассматриваются как своеобразное теоретическое обеспечение, обоснование новаций и открытий, тогда как новое искусство служит Соловьеву для творческого решения собственных философско-религиозных проблем;
- Воспринимая соловьевство как составную часть художественного кредо молодых символистов, охарактеризовать антисоловъевскую устремленность некоторых их замыслов и творений, находящую опору в противоречивости позиции самого художника -мыслителя;
- Установить смысл и охарактеризовать содержание понятия преодоления, обусловленного внутренней незаконченностью философско-эстетической системы Соловьева (напомним о постигшем его во второй половине 90-х годов разочаровании в ее
жизнеспособности). Кризис мировоззрения Соловьева предвосхитил неизбежный кризис его молодых последователей при осознании ими обманчивости мечты и надежды на обновление мира.
Представляется, что в наиболее полном и законченном виде феномен увлечения соловьевством и последующего высвобождения из его мистического плена проявился в творчестве А. Блока. В середине 900-х годов даже в ряду младосимволистов-соловьев^в его выделяли как "законного наследника ушедшего певца" (В. Перцов), а уже через десять лет он был признан первым русским поэтом, прежде всего как выразитель совести русской интеллигенции, ее мыслей, чувств и отношения к мятежной, трагической современности.
Итак нам представляется важным показать неизбежность кризиса соловьевского подхода к искусству у Блока и в целом в младосимволизме, что определяется внутренне присущими соловьевству противоречиями. Подчеркнем, что преодоление соловьевства в творчестве Блока - это не только рубеж на пути естественного взросления поэта и обретения самостоятельного поэтического голоса. Исследователи единодушно называли и называют важнейшим фактором, определившим коренную ломку мировоззрения и художественных принципов Блока, революционные события русской истории начала XX века: в этой ситуации особенно прояснилась несостоятельность соловьевства.
В свете сказанного выше узловыми моментами нашего исследования применительно к Блоку во 2-ой главе должны стать:
- Восприятие соловьевства в контексте романтического искусства (традиция Жуковского и др.), формировавшего художественные принципы молодого поэта;
- Тяга к высокому гармоническому идеалу, обретенному Блоком вслед за Соловьевым в образе Жены, Облеченной в Солнце;
- Несоответствие мистических упований остросоциальным потрясением эпохи, отражение этого конфликта в искусстве младосимволистов, ирония и тревога как симптомы "угасания зори". (Андрей Белый)
Мы считаем необходимым показать, что соловьевство это не
просто заблуждение начинающего поэта, которое < к счастью, было I
I
преодолено, а прежде всего - обретение гуманистического пафоса искусства, высочайших нравственных и эстетических критериев в жизни и в творчестве, что навсегда сохранилось в его творчестве.
Отвечая на вопрос: что остается у Блока как соловьевца после кризиса соловьевства, мы попытаемся выявить актуальность идей Соловьева в настоящее время, значение соловьевства в процессе общелитературного культурного движения.
Работа обсуждалась на заседании кафедры истории русской литературы XX века МГУ, основные ее положения опубликованы в статьях, указанных в автореферате.
Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, завершающая ее библиография включает 344 названия.
Глава I. Соловьев как предтеча младосимволизма.
1. Вл. Соловьев и современная ему философия литературы (Достоевский, Толстой).
60-е - 70-е годы прошлого столетия - время, когда в России вырастало и формировалось поколение людей, призванных историей начать серебряный век русской культуры, - отмечены резким усилением политической борьбы в связи с коренной проблемой общественной жизни - отменой крепостного права и необходимостью проведения реформ в политической и хозяйственной сферах.
В области духовной жизни это находит выражение в обострении борьбы материализма с идеальными порывами духа: в середине века началось решительное наступление философского позитивизма и материализма, в результате одержавшего победу над светлым идеализмом. В искусстве и в литературе это привело к торжеству реалистического художественного метода, способствовавшего наиболее глубокой разработке важнейшей, но по существу единственной темы -человек и социальная среда, его формирующая. Но этого, как выясняется, недостаточно для понимания феномена человека не только с точки зрения его социологической детерминированности, но и в сложном комплексе воздействующих на него психофизиологических причин.
Последняя треть XIX века - время интенсивных поисков нравственных ориентиров в среде русской интеллигенции, осуществлявшихся как в искусстве (например, Л. Толстой), так и в других областях духовной жизни - философии, религии, этики. В самом общем виде это характеризуется как поиск нового типа религиозного сознания, новой веры, своей дороги к Богу.
На почве этих поисков развивалась русская философско-религиозная мысль, ищущая ответы на вечные или проклятые (, как говорили герои Достоевского), вопросы человеческого бытия и усиливалось стремление к "самопознанию". Особенно плодотворным стало развитие русской философии именно на исходе XIX века. Этот период стал своеобразным философско-религиозным (духовно-культурным) ренессансом в России, поскольку это время синтеза различных элементов духовной культуры - философии, религии и искусства.
Русская общественная мысль конца века для своего развития черпала идеи из философских учений западно-европейских школ широчайшего диапазона от К.Маркса до Ф. Ницше и синтетизировала их. Но сверх того, и это самое главное, конец века - время появления первых философских систем, выраставших в России на основе христианско-православной религиозности.
Среди русских мыслителей выделяется имя русского философа и поэта Вл. Соловьева, оказавшего большое воздействие на формирование эстетики русского символизма. Заслуга Соловьева не только в том, что он первым из российских мыслителей попытался дать целостную картину мира и осмыслить суть мирового процесса и роль человека в нем, - он едва ли не единственный попытался разработать основы цельного знания как действительного познания мира. Он определил суть космогонического процесса как движение к конечной цели обожения мира, соединения земного и небесного, воплощения в Красоте абсолютных божественных начал Добра и Истины. И человек в его учении, венец развития природного мира, ведомый Софией, Вечной Женственностью, предстает творцом и продолжателем дела Бога по переустройству сущего мира, а стало быть, его - Бога -своеобразным соавтором и потому - символ