автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Христос в художественном мире А. А. Блока

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Ильина, Светлана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Христос в художественном мире А. А. Блока'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ильина, Светлана Анатольевна

Введение

Глава I. «.Погребена. часть души, за которую хвалят». Религия и мистицизм, вера и Церковь в системе ценностей

Глава II. «.Взирающее из глубины сна лицо.». Становление

Глава III. «Сердце к правде порывалось, но его сломила ложь.». Христос в произведениях А. А. Блока 1907 - 1918 88 годов.

Глава IV. «Ветер, ветер на всем Божьем свете.». Фигура Христа в творческом осмыслении Александра Блока в 1918

А. А. Блока творческого самосознания А. А. Блока в 1898 - 1907 годах.

1921 годах.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Ильина, Светлана Анатольевна

Актуальность исследования. Александр Александрович Блок (1880 - 1921), один из первых великих поэтов России XX века, оставил солидное поэтическое наследие, привлекающее неизменное внимание читателей. Даже в последние десятилетия, веянием которых стало обращение к авторам малоизученным или по каким-либо причинам непризнанным ранее, появилось немало диссертационных сочинений, где исследуется его творчество.

Проблемы текстологии, генезиса и поэтики, особенности художественно-речевой образности лирики, соотношение творческих индивидуальностей А. А. Блока и таких поэтов, как В. Я. Брюсов, А. А. Ахматова, И. А. Бунин - вот основные направления, разрабатываемые современными филологами, среди которых - А. П. Авраменко, Е. Иванова, А. А. Дякина, С. С. Козлов, В. В. Абашев, О. О. Саленко, М. В. Яковлев, И. В. Резчикова и другие [1]. Отчетливо наблюдается тенденция: исследователи на слишком активно решаются осуществить попытку вновь рассмотреть фигуру поэта как самостоятельную. Здесь, на наш взгляд, существует два объяснения. С одной стороны, начинающие исследователи явно не рискуют посягать на солидные авторитеты маститых советских блоковедов, с другой - на фоне прорыва многих имен, находящихся ранее в тени, А. А. Блок словно потерялся, растворился в громадном топосе исследований с очевидной, но не вполне благоприятной тенденцией культивирования эстетического облика «серебряного века».

Блока, в самом деле, кажется, уже «исписали». Однако, при всем разнообразии и разносторонности исследований, осуществленных в основном советскими блоковедами, все-таки существуют аспекты, освещенные, как правило, на уровне разрозненных суждений, имеющих зачастую характер попутных замечаний, размышлений второго плана. В частности, речь идет о неотъемлемой составляющей творчества поэта, неизменно присутствующей в его художественном сознании и, логично, вводимой на протяжении всего творческого пути - обращении к священному лику Иисуса Христа.

Сложилось так, что фраза «Христос в творчестве Блока» вызывает, как правило, в читательском восприятии устойчивую ассоциацию -«женственный призрак» «в белом венчике из роз» из поэмы «Двенадцать». В самом деле, кажется, всегда в первую очередь в основном интересен был Христос, появляющийся в финале поэмы. Между тем, не следует забывать, что к фигуре Спасителя Александр Блок обращался всегда, и этот Святой Облик варьировался в зависимости от взглядов, интересов, позиций поэта в тот или иной период.

Вообще, фигура Христа занимает ведущее место в культурном наследии человечества. Жизнь Иисуса, его сподвижников привлекала неизменное внимание лучших писателей и художников всех времен. Интерес этот кроется не только в авторитетности христианства как одной из мировых религий, но и в символичности, повторяемости отдельных моментов жизни Христа в истории человечества. Обращаясь к библейским сюжетам и образам, деятели искусства часто таким образом осмысливали современную им действительность.

Образ Христа, как справедливо отмечает М. Лосская-Семон, «стоит в центре нашей культуры, как высший идеал красоты, к которому она стремится. <.> Наше искусство тяготеет к образу Христа-Спасителя, даже когда оно отталкивается от него, спорит с Ним!» [2].

На протяжении многих исторических эпох складывалось различное отношение к фигуре Иисуса Христа. Христианские мыслители, к примеру, не одобряли преданий о человеческом облике Сына Божьего.

Главный аргумент - божественность невозможно передать средствами искусства. Но уже древнерусская иконопись породила образ Христа не только страдальца, но и гневного, сдержанно-скорбного. Восприятие Иисуса в страдающей человечности характерно для русской литературы (А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон).

Если в XIX веке, когда в русской литературе все-таки сохранялась «деликатность божественной тематики» (Л. Хворова), фигура Христа рассматривалась преимущественно в религиозно-философском контексте, то ближе к рубежу веков приходит иное отношение к этому образу. Литература, как отмечает И. Золотусский, «сняла запрет» с имени Христа и «ввела его в свой литературный контекст» [3]. До этого, как замечает исследователь, «Христос никогда не был литературным героем на Руси. Он был Христос» [с. 406]. Теперь же с него снимается покров недоступности. В литературе XX века, таким образом, рождается качественно иное видение Спасителя.

Присутствует Иисус у С. Есенина, А. Белого, В. Маяковского, Н. Клюева, М. Булгакова, Б. Пастернака. После некоторого затишья интерес к теме христианского идеала вновь актуализируется в эпоху так называемого постмодернизма. Писатели 80-90-х годов XX века обращаются к старым нравственным истинам: В. Тендряков - в «Покушении на миражи», Ч. Айтматов - в «Плахе», В. Быков - в «Облаве». Каждый из них по-своему апеллирует к Христу, утверждая закономерность появления его личности в истории человечества (В. Тендряков), проводя прямые аналогии между центральным действующим лицом романа и главнейшим библейским персонажем (Ч. Айтматов) или видя в нем праотца своего героя (В. Быков). Более того, в литературе конца XX века зазвучала тема второго пришествия (А. Слаповский «Первое второе пришествие», В. Шаров «Репетиции») [4].

Рассмотреть фигуру Христа в художественном мире Александра Блока, творившего в переломную эпоху, когда в традиционном изображении Спасителя стали появляться новые тенденции, значит не только лучше понять этого поэта, раскрыть христианский подтекст его творчества, но и обозначить то новое, что в дальнейшем, безусловно, оформится в традиции самых разных современных авторов.

Вообще, русская литература восходит ко многим библейским темам и образам, которые оформили широкий евангельский пласт. Православие органично связано с отечественной литературой. С Крещением Россия приобщилась к духовному богатству византийского государства, обрела письменность. Православие заметно изменило образ жизни и быт русского народа, что напрямую отразилось и в разговорной речи, вросло корнями в быт: так, в пословицы и поговорки вошли имена Святых, названия христианских праздников укрепились в приметах и поверьях. Время рассчитывалось по церковному календарю: основные вехи - евангельские события, а не календарные даты, что, кстати, заложи-лось в хронотопе многих произведений русской литературы.

Примечательно, что многие современные исследователи акцентируют на этом свое пристальное внимание. Появились работы, в которых произведения отечественных классиков рассматриваются в контексте православной литературы. В этой связи следует упомянуть исследования В. А. Воропаева, С. А. Гончарова, В. Н. Захарова, И. А. Есаулова, А. Е. Кунильского, Т. Г. Мальчуковой, С. М. Неелова, В. С. Непомнящего и других. Подобная вспышка интереса к данной проблематике связана с осознанием масштабов воздействия евангельского текста на русскую литературу. Оно оказалось столь огромным, что отразилось на всем протяжении ее истории - от древнерусского периода до новейшего [5]. «В сюжетах русских романов и повестей, - отмечает В. Н. Захаров, очевидны православные идеи и темы. Русская литература в полной мере восприняла и усвоила христианскую концепцию человека в том виде, в котором она сложилась в православии. Идеи спасения, страдания, искупления и преображения определили ее духовный пафос» [6].

Мысль о религиозности отечественной литературы звучит и в размышлениях Г. Анищенко: «Русская литературная традиция, может быть, лучше, чем какая-либо иная, показывает, что в области творчества, выходящего на глубинные основы бытия, внерелигиозной литературы попросту не существует» [7].

Вот почему одной из самых актуальных проблем поэтического мировоззрения является «осознание христианского (а именно - православного) подтекста русской литературы как особого предмета изучения» [8]. Здесь есть определенные сложности, поскольку, как отмечает И. А. Есаулов, «нужно признать <.>, что современная история русской литературы базируется в значительной степени на наследии революционных демократов с их материалистической идеологией и аксиологией. Это наследие включает в себя почти ритуальное дистанцирование от православной христианской основы русской культуры» [с. 380]. Действительно: «<.> Русская литература не может быть адекватно описана, если литературовед в своей научной деятельности игнорирует, либо недооценивает те глубинные духовные токи национальной культуры, которые и питают словесность» [9].

Говоря об изучении христианских традиций русской литературы, необходимо уточнить содержание, которое вкладывается в само понятие Православия. Отдельные исследователи полагают, что под христианством следует понимать «не расплывчатый набор гуманистических "общечеловеческих" ценностей и нравственных постулатов, а систему миропонимания, включающую в себя, прежде всего, принятие догматов, канонов церковного предания, - то есть христианскую веру» [10]. При подобном подходе к Православию как догматическому учению круг православных сочинений ограничивается только произведениями духовными. Нам более близка точка зрения, изложенная В. Н. Захаровым: «Православие не только катехизис, но и образ жизни, мировосприятие и миропонимание народа. В этом недогматическом смысле говорят о православной культуре и литературе <.>» [с. 7]. Именно этот смысл мы и вкладываем в понятия православной литературы.

В ряд писателей, которые до сих пор не прочитаны как «христианские», исследователь В. Н. Захаров включает и Александра Блока [11].

Обращение А. Блока к библейским образам и мотивам - одна из характерных черт его творчества. Как отмечает Т. А. Жирмунская, по всему творчеству А. Блока «разлито сильное религиозное чувство» [12]. Отмечая, что А. Блок «никогда не был религиозным начетчиком», Л. Розенблюм подчеркивает, «как важна была христианская символика для творческого пути Блока, для его духовного пути. Без того, чтобы постоянно видеть этот контекст, невозможно постичь глубину смыслов произведений, составляющих трилогию Блока» [13].

Назвав "трилогией вочеловеченья" трехтомник собраний своих стихотворений, Блок сам обозначил мысль о Христе как важнейшую для своего пути» [с. 120]. Эта мысль Л. Розенблюма находит логическое подтверждение в рассуждениях Т. Жирмунской: «Наверное, никто из русских поэтов с таким упорством, с такой временной протяженностью <.> не искал, как Блок "защиты у Христа"» [с. 172].

Напротив, И. Золотусский полагает, что Христос для А. Блока только метафора: « <.> Он пользуется ею без священного трепета и с тем профессиональным чувством, с каким мастер пользуется образом старой поэзии» [с. 405]. Подобная мысль прослеживается в рассуждениях М. М. Дунаева: «Имя Христа Блок использовал, мы знаем, в своем творчестве часто, именно использовал» [14].

В связи с сосуществованием в литературоведении столь противоречивых точек зрения, представляется актуальной предпринимаемая на страницах настоящей работы попытка исследования проблемы «Христос в художественном мире А. А. Блока».

Актуальность и значимость работы продиктованы и сложившейся в блоковедении ситуацией: до сих пор фигура Христа в лирике А. Блока рассматривалась исследователями фрагментарно, а, следовательно, поверхностно. В диссертации предпринимается попытка изучить корни интереса А. Блока к религиозным проблемам, его отношение к важнейшим вопросам веры, религии и, конкретно, христианского учения, а также проследить, как преломляется в творчестве подобная направленность личности поэта. Объяснить и осмыслить значимость фигуры Христа в творчестве А. Блока - значит еще глубже постигнуть сущность творчества одного из самых ярких поэтов ушедшего века.

Концепция художественного мира складывается в отечественном литературоведении с 70-х годов XX века. Исследователи указывают на определенные трудности доведения этого понятия до терминологической однозначности в силу универсальности его значения [15].

Ядро художественного мира - глубинную основу как творчества писателя в целом, так и отдельных его произведений - образуют поэтические идеи в их устойчивых сочетаниях. Поэтические идеи «ближе и непосредственнее всего обнаруживают себя в образном слое произведения через систему формально и содержательно устойчивых, но гибко варьирующихся в своих признаках образных мотивов» [16]. Анализ художественного мира предполагает восхождение от образной структуры произведения к его тематической структуре (ядру художественного мира).

Ю. М. Лотман указывает, что художественный мир «динамичен, подвержен эволюции и <.> находится под постоянным деформирующим воздействием с его же помощью создаваемых текстов» [17].

В настоящей работе в понятие художественного мира мы вкладываем традиционную констатацию: это система мировоззренческих идей писателя в единстве с типологическими формами их образного воплощения (идеи, темы, образы). Сюда входит так называемое «художественное пространство» текстов автора и фрагменты «биографического автора» (М. М. Бахтин).

Понятие о «творческой эволюции» в науке разрабатывается активно, но разрабатывается, говоря словами В. Непомнящего, «в чисто секу-лярной плоскости, «в плане развития» (включающего и «идеологию»), эволюции взглядов, «подходов» и «концепций», план духовный <.>, как правило, отсутствует - словно его и не существует» [18].

В этой связи следует подчеркнуть, что в диссертации по отношению к творчеству А. Блока отдается предпочтение употреблению термина «развитие», так как в основе его вроде бы синонима «эволюция» лежит фактор улучшения, что, по нашему мнению, не вполне соответствует логике развития творческого самосознания А. Блока. С другой стороны, термин «эволюция», активно подхваченный в свое время литературоведами, на наш взгляд, не соответствует специфике «духовного» прочтения творческого наследия писателя.

Диссертация написана на материале поэзии Александра Александровича Блока.

Объектом диссертационного исследования является широкий пласт творческого наследия А. Блока - лирика, драматические произведения, эпистолярное наследие и публицистика. Для воссоздания максимально полного представления о мировосприятии поэта использовались его дневники и записные книжки.

Основным предметом исследования послужило поэтическое творчество поэта с акцентом на те произведения, в которых А. Блок так или иначе обращается к фигуре Христа.

Цели исследования:

• Изучение творческого наследия А. Блока в ракурсе его обращения к фигуре Иисуса Христа.

• Осуществление попытки прочтения А. Блока в христианском аспекте, в частности, с учетом особенностей православного духовного базиса русской литературы.

Отсюда вытекают базовые задачи работы:

• изучить особенности восприятия поэтом веры, Церкви, религиозных проблем;

• выявить факторы, обусловившие в этой связи характерные особенности развития творческой личности А. Блока;

• сопоставить критические суждения разных лет относительно места христианского вероучения в системе ценностей А. Блока;

• рассмотреть мотивации использования фигуры Христа в его творчестве;

• обобщить и систематизировать, критически осмыслить суждения исследователей по поводу «явления Христа» в финале поэмы «Двенадцать».

Метод исследования обусловлен сочетанием проблемно-аналитического, сравнительно-исторического и синхронического подходов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Творчество А. Блока - это отражение его духовного пути -сложного, противоречивого, сопровождаемого его свободной волей, путь внутреннего противодействия высшего - низшему, небесного - земному, духовного - плотскому.

2. Фигура Спасителя, введенная в контекст многих произведений, ярко выражает авторскую позицию, подчеркивает оригинальность личности лирического героя, степень его переживаний.

3. Религиозно-мистическая трагедийность А. Блока предопределила трагический пафос его ключевых произведений, оформила загадочный, «ночной» колорит лирики и одновременно сопровождала ход его поэтического развития, «его нисходящего движения по лестнице жизни, его роковой конец и искупительное посмертие» (Д. Андреев).

4. Экспликация центрального библейского персонажа - Иисуса Христа - прослеживается на протяжении всего творческого пути Александра Блока, что связано с особенностью личности поэта. С именем Христа писатель осмысливает важнейшие проблемы в целом и бытия человеческой личности.

5. Изучение религиозно-философского и художественного уровней восприятия поэтом фигуры Христа, ставших глубинным подтекстом его творческой мысли, позволяет взглянуть на наследие Александра Александровича Блока в нетрадиционном ракурсе и обновить концепцию его творчества.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, тем, что предметом отдельного специального изучения становится бытование фигуры Иисуса Христа в художественном мире Александра Блока и исследование в зависимости от этой «пульсации» его творческого пути.

Диссертация призвана углубить представление о своеобразии творческой манеры художника, особенностях его лирики, о месте в его художественном мире христианского идеала.

Делается попытка выявить основные тенденции привлечения к художественному творчеству имени Христа.

Научной новизной обусловлена и сущность гипотезы, выдвигаемой в настоящем диссертационном исследовании: Христос А. Блока - не евангельский Христос, а зачастую иллюзорный лик, рожденный воображением поэта, как бы «скользящий» по художественному пространству его произведений и являющийся «мотивированным отражением» невидимых духовных перипетий, а зачастую даже разъедающих духовных сомнений его творческой личности. Специфика изображения фигуры Христа, на наш взгляд, не адекватна семантической наполненности литературоведческого термина «художественный образ», иначе говоря, в своем творчестве Блок так и не создал полноценного художественного образа Христа (да и не ставил перед собой такой задачи!), хотя лик его, отнюдь не православный, как зримо, так и подспудно присутствует во многих произведениях и является «барометром» мировидения поэта в тот или иной творческий период. Христос возникает чаще всего на уровне реминисценций, поэтико-философских раздумий лирического героя, часто уводящих читателя в подтекстные размышления.

На гипотетическом уровне предлагается и периодизация творческого наследия А. А. Блока, осмысливаемая в духовно-нравственном аспекте: первый период (1898 - 1907) рассматривается как становление творческого самосознания А. А. Блока; второй (1907 - 1918) - характеризуется как утверждение поэтической зрелости поэта; третий (1918 - 1921) - как период духовно-нравственных потрясений и уточнения, обновления, пересмотра прежних идеалов и устремлений.

В соответствии с выделяемыми периодами материал диссертации распределяется по главам. Значимы и поэтические комментарии к ним: духовная апостасия, проникая в сознание отдельного человека, художника, становится катастрофой вселенского масштаба, всего Божьего мира.

В этой связи автор обозначает три ключевых произведения, которые определяют пафос указанных периодов - циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «Родина» и поэма «Двенадцать».

Теоретико-методологической базой исследования являются труды крупнейших философов и теоретиков литературы, среди которых -С. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, М. М. Бахтин, Д. Л. Андреев, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и другие.

К работе привлечены исследования современных поэту критиков, историков литературы и литературных эмигрантов - Ю. Айхенвальда, К. В. Мочульского, В. Я. Брюсова, Б. К. Зайцева, С. Маковского и других. Кроме того, учтены работы современных исследователей творчества Александра Блока.

При разработке концепции «духовного подхода» диссертантом осмыслены труды ведущих советских блоковедов Б. И. Соловьева, А. М. Туркова, Л. К. Долгополова, А. Е. Горелова и других.

Автор опирается также на работы современных ученых, обратившихся к исследованию отечественной литературы в контексте Православия.

При анализе учтен опыт кафедры Истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Диссертация является также одной из попыток утверждения доминирующего вектора исследований кафедры Русской филологии Тамбовского государственного технического университета, связанного с изучением проблемы «Православие и русская литература».

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она способствует более глубокому пониманию процессов, происходящих в литературе начала XX столетия, перемен в осмыслении «Божественной» тематики как в творчестве поэта, так и в истории русской литературы в целом. Анализ данной проблематики дает представление об особенностях мировосприятия Блока, его творческих исканиях и эстетических принципах.

Практическое значение исследования связано с возможностью использования ее результатов при уточнении и обновлении общей концепции творчества А. Блока, в курсе лекций по истории русской литературы XX века, при чтении спецкурсов по отдельным проблемам на филологических факультетах, в школьных факультативах.

Апробация диссертации осуществлялась на V научной конференции ТГТУ (2000 год), на учебно-методических семинарах кафедры русской филологии Тамбовского государственного технического университета. Часть материалов послужила основой доклада на международной научно-практической конференции «Культура на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2000 год), а также на Третьей Всероссийской научной internet-конференции «Компьютерные технологии в образовании ComTech 2001» (Тамбов, 2001 год). Проблемы, затронутые в диссертации, обсуждались на IV Всероссийских чтениях, посвященных братьям Киреевским, «Оптина пустынь и русская культура» (Калуга, 2001 год), на Пятых Шешуковских чтениях (Москва, 2001 год).

Основные положения работы изложены в девяти публикациях.

16

Структура и объем диссертационного исследования. Диссерта ция состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использо ванной литературы, состоящего из 176 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Христос в художественном мире А. А. Блока"

Заключение

1. См. прежде всего работы Е. И. Анненковой, в частности: Анненкова Е. И. Исторический путь и эпоха православия в концепции А. С. Хомякова и Н. В. Гоголя // Христианство и русская литература, СПб, 1994. С. 209-224.

2. Мень А. Библия и русская литература XIX века. Беседа вторая // Протоиерей Александр Мень. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. М., 1997. С. 313. Далее цитируется это издание с указанием страниц в тексте диссертации.

 

Список научной литературыИльина, Светлана Анатольевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Андреев Д. Роза Мира. М.: Мир Урании, 1999.

2. Блок А. А. Собр. соч.: В 6-ти томах / Под общ. ред. М. А. Дудина, В. Н. Орлова, А. А. Суркова. Л.: Худож. лит. Ленинградское отделение. 1980-1983.

3. Блок А. А. Собр. соч.: В 8-ми томах. / Под общ. ред. В. Н. Орлова. М.-Л.: Гослитиздат, 1960-1963.

4. Брюсов В. Я. Сочинения: В 2-х томах. М.: Худож. лит., 1987.

5. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 4-х томах. М., 1999.

6. Зайцев Б. Собр. соч.: В 5-ти томах / Сост. Т. Ф. Прокопов. М.: Русская книга, 1999.

7. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Прометей, 1990. 328 с.

8. Арсеньев Н. О московских религиозно-философских и литературных кружках начала XX века // Воспоминания о серебряном веке / Сост. В. Крейд. М.: Республика, 1993. С. 300 312.

9. Ю.Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. 3-е изд. М., 1972. П.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979. 12.Бердяев Н. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. 336 с.

10. Булгаков С. И. Моя родина: Статьи. Очерки. Письма рус. философа и историка (1871 1944). / Сост., предисл., коммент. и публ. арх. материалов И. Б. Роднянской // Новый мир. 1984. №10. С. 210 - 246.

11. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917. М., 1993.

12. Горнфельд А. Г. О толковании художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебн. пособие / Под ред. П. А. Николаева. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1997. С. 322 326.

13. Ильин И. А. О грядущей России: Избранные статьи. М.: Воениздат, 1993.368 с.

14. Ильин И. А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993.348 с.

15. Кричевская Ю. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века. М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. 94 с.

16. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

17. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-литературном контексте // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб: Искусство СПб, 1997. С. 804-816.

18. Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 3. Таллин, 1993.

19. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

20. Рассадин С. Б. Очень простой Мандельштам. М.: Книжный сад, 1994. 160 с.

21. Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994.

22. Хворова Л. Е. Сила распятой правды. К истокам самобытности русской классической литературы. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2000. 52 с.

23. Хворова JI. Е. Эпопея С. Р. Сергеева-Ценского «Преображение России» в контексте русской литературы: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000. 155 с.

24. Аверинцев С. С. Вечный образ (Мифологизированная биография земной жизни Иисуса Христа в литературе и искусстве) // Слово: В мире книг. 1989. №8. С. 44-48.

25. Аверинцев С. С. Византия и Русь: Два типа духовности. Ч. 2. // Новый мир. 1988. №9. С. 227-239.

26. Аверинцев С. С. Конфессиональные типы христианства у раннего Мандельштама // Слово и судьба. Осип Мандельштам. Исследования и материалы. М., 1991.

27. Анищенко Г. Искусство, которое заповедано Богом // Вопросы литературы. 1991. №8. С. 10-18.

28. Анненкова Е. И. Исторический путь и эпоха православия в концепции А. С. Хомякова и Н. В. Гоголя // Христианство и русская литература, СПб, 1994. С. 209-224.

29. Воропаев В. А. Гоголь и монашество // Лепта. 1993. №2. С. 123 143.

30. Дмитриев А. П. «Православие и русская литература» в публикациях последних лет: Обзор. // Русская литература. 1995. №1. С. 255 269.

31. Дунаев M. М. Православие и русская литература. Ч. V. М.: Христианская литература, 1999. 220 с.

32. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. 287 с.

33. Есаулов И. А. Литературная аксиология: опыт обоснования понятия // Проблемы исторической поэтики: Евангельский текст в русской литературе XVIII XIX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. З.С. 378 -383.

34. Жирмунская Т. А. Библия и русская поэзия. М.: Изограф, 1999. 180 с. 39.Захаров В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Проблемы исторической поэтики: Вып. 5. . С. 5-31.

35. Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3. С. 5 12.

36. Кириллова И. Литературное воплощение образа Христа // Вопросы литературы. 1991. №8. С. 60-74.

37. Лосская-Семон М. Несколько замечаний по поводу религиозного призвания русской литературы // Русская литература. 1995. №1. С. 27-34.

38. Любомудров А. М. Православное монашество в творчестве и судьбе И. С. Шмелева // Русская литература и христианство. СПб, 1994.

39. Мальчукова Т. Г. О сочетании античной и христианской традиций в лирике А. С. Пушкина 1820-1830-х годов // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3. С. 84-131.

40. Мень А. В поисках подлинного Христа. Евангельские мотивы в западной литературе // Иностранная литература. 1991. №3. С. 237 247.

41. Неёлов Е. М. От волшебной сказки к литературе // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3. С. 262 274.

42. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии А. С. Пушкина. М., 1987.

43. Сепсякова И. П. Христианский идеал и постмодернизм // Проблемы исторической поэтики. Вып. 5. С. 5-31.

44. Урнов Д. Проблема, выдвинутая жизнью: тема религии в художественной литературе // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 3-6.

45. Щульц О. фон. Русский Христос // Проблемы исторической поэтики. Вып. 5. С. 31-41.

46. Аверинцев С., Азадовский К., Александров В., Богомолов Н. и др. Финал «Двенацати» взгляд из 2000 года // Знамя. 2000. №11. С. 190-206.

47. Авраменко А. П. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990.

48. Айхенвальд Ю. Александр Блок // Поэты и поэтессы. М.: Книгоиздательство «Северные дни». М., 1922. С. 5-31.

49. Андрей Белый о Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи / Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М.: Автограф, 1997. 606 с.

50. Бабенчиков М.В. Отважная красота // Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х томах. Т. 2.С. 146 179.

51. Белый А. Воспоминания об Александре Александровиче Блоке // Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х томах. Т. 1. М.: Худож. лит., 1980. С. 134 164.

52. Бердяев Н. В защиту А. Блока // Литературная учеба. 1990. Кн. 6-я. С. 104 105.

53. Библиотека А. А. Блока: Описание: В 3 кн. / БАН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом). АН СССР; Л.: БАН, 1984.

54. Блок и современность /Сост. Ст. Лесневский. М.: Современник, 1981.

55. Блок Л. Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе // Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х томах. Т. 1. С. 134- 188.

56. Бобышев Д. Гости двенадцатого удара: О сегодняшнем восприятии поэм Блока, Кузмина и Ахматовой) // Звезда. 1998. №12. С. 214 219.

57. Бонгард-Левин Г. М. Блоковский «Рамзес» // Новое литературное обозрение. 2001. №1. С. 227 240.

58. Борисова Л. М. Жизнетворческая идея в «лирических драмах» Блока //Филологические науки. М., 1997. №1. С. 14-23.

59. Бродский М. А. Образ Христа в поэме Александра Блока «Двенадцать» // Русская словесность. 1995. №6. С. 41-45.

60. Венгров Н. Путь Александра Блока. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 415 с.

61. Веригина В.П. Поэт и три актрисы. Шутки и серьезное. //Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х т. Т. 1. С. 410-489.

62. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: О поэме А. Блока «Двенадцать» // Знамя. №11. С. 219 228.

63. Волошин М. Поэзия и революция. Александр Блок и Илья Эренбург//

64. Александр Блок. Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции / Сост. вступ. ст., коммент. М. Ф. Пьяных. М.: Высшая школа, 1990. С. 591 593.

65. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок Л.: Советский писатель, 1970. 512 с.

66. Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский писатель, 1973. 607 с.

67. Давыдов О. «Трах-тарах-тах-тах-тах-тах»: О поэме А. Блока «Двенадцать» // Независимая газета. 1994. 12 февр. С. 7.

68. Две любви, две судьбы: Воспоминания о Блоке и Белом / Вступ. ст. В. В. Нехотина. М.: Изд. дом «XXI век Согласие», 2000. 512 с.

69. Дементьев В. О, Русь моя!. Александр Блок // Избранные произведения: В 2-х томах Т. 2. М.: Современник, 1982. 542 с. С. 6-43.

70. Долгополов Л. К. Время, сорвавшееся с координат // Литературная газета. 17 января 1996. С. 6.

71. Долгополов Л. К. Александр Блок. Личность и творчество. М.: Наука, 1978.

72. Евграфов Г. Разбитая жизнь, или Роза и Крест Александра Блока // Смена, 2000. С. 210-222.

73. Енишерлов В. Александр Блок. Штрихи судьбы. М.: Современник, 1980. 303 с.

74. Енишерлов В. Живая память старины: Дни А. Блока в Италии // Огонек, 1981, №48. С. 24-26.

75. Есаулов И. А. Мистика в поэме «Двенадцать» А. Блока // Литература в школе. 1998. №5. С. 47-53.

76. Иванов-Разумник Р. Испытание в грозе и буре («Двенадцать» и «Скифы» А. Блока) // Диалог поэтов о России и революции. С. 556 582.

77. Казаринцев А. Жертва вечерняя (к 120-летию со дня рождения Александра Блока) // Наш современник. №11. 2000.

78. Карпович Н. В. Размышления о поэме А. А. Блока «Двенадцать» // Литература в школе. 2000. С. 27-29.

79. Книпович Е. Ф. Об Александре Блоке: Воспоминания. Дневники. Комментарии. М.: Советский писатель, 1987. 144 с.

80. Коваль Е. Борьба миров в поэме А. Блока «Двенадцать» // Литература: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». 2001. №3. С. 1.

81. Краснова Л. В. Поэтика Александра Блока. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1973.230 с.

82. Крук И. Т. Поэзия Александра Блока. М.: Просвещение, 1970. 263 с.

83. Магомедова Д. М. Автобиографический миф в раннем творчестве А. А. Блока («Стихи о Прекрасной Даме») // Русская словесность. М., 1997. №2. С. 32 38.

84. Маковский С. Александр Блок (1880-1921) // На Парнасе «Серебряного века». Изд-во Центрального Объединения Политических Эмигрантов из СССР (ЦОПЭ). Мюнхен, 1962. С. 143 177.

85. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.

86. Медведев П. И. Драматургические замыслы Ал. Блока // Медведев П. И. В лаборатории писателя. Л., 1971. С. 279 297.

87. Медведев П. И. Лирические драмы Ал. Блока // Медведев П. И. В лаборатории писателя. Л., 1971. С. 175 279.

88. Менделеева А. И. А. А. Блок // Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х томах. Т. 1. С. 70 81.

89. Миндлин И. «Звездный час» поэта // Наука и религия. 1968. №6. С. 40-46.

90. Минц 3. Г. Александр Блок и русские писатели. СПб: Искусство СПБ, 2000. 784 с.

91. Минц 3. Г. Поэтика Александра Блока. СПб: Искусство СПБ, 1999. 727 с.

92. Мочульский К. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. М.: Республика, 1997.

93. Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М.: Республика, 1995.

94. Мурьянов М. Символика розы в поэзии Блока // Вопросы литературы. №6. 1999. С. 98 128.

95. Нечаенко Д. Сновидения в лирике Александра Блока // Литература: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». 1994. №45. С. 1-2.

96. О Блоке // Литературная учеба. 1990. Кн.-я. С. 93 103.

97. Оксенов И. О композиции «Двенадцати» // Диалог поэтов о России и революции. С. 51 593.

98. Орлов В. Гамаюн: Жизнь Александра Блока: В 2-х кн. М.: ТЕРРА, 1997.

99. Полякова Н. Воспевал ли Блок революцию?: О поэме «Двенадцать». // Нева. СПб, 1999. №11. С. 219-221.

100. Полякова Л. В., Сайганова И. А. Замятин и Блок: Религиозно-философская преемственность // Вестник Тамбовского ун-та. VI Держа-винские чтения 2001. Сер.: Гуманитарные науки. 2001. С. 98 101.

101. Приходько И. С. Мифопоэтика А. Блока: (Историко-культурный и мифологический комментарий к драмам и поэмам) / Владимирский гос. пед. ун-т, Московский пед. гос. ун-т. Владимир: Владимирский гос. пед. ун-т, 1994. 133 с.

102. Приходько И. С. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» (историко-культурная и революционно-мифологическая традиция) // Известия АН СССР. Серия «Язык и литература». 1991. Т. 50. №5. С. 426-444.

103. Приходько И. С. Скрытый смысл драмы А. Блока «Роза и Крест» // Известия Рос. АН. Серия литературы и языка. Т. 53. 1994. №6. С. 36-51.

104. Пяст В. Воспоминания о Блоке // Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х томах. Т. 1.С. 364 397.

105. Ременик Г. А. Поэмы Александра Блока. М.: Советский писатель, 1959. 180 с.

106. Родина Т. М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М., 1972.

107. Розенблюм Л. «Да. Так диктует вдохновенье». Явление Христа в поэме Блока «Двенадцать» // Вопросы литературы. 1994. Вып. VI. С. 118-153.

108. Святополк-Мирский Д. Литературно-критические статьи// Русская литература. 1990. №4.

109. Соколова Н. К. Поэтический строй лирики Блока: (Лексико-семантический аспект). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984. 115с.

110. Соловьев Б. И. Поэт и его подвиг. М.: Советский писатель, 1968. 772 с.

111. Соловьев С. Воспоминания о Блоке // Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х т. Т. 1. С. 110- 128.

112. Сосновский Б. Пошлый Блок? // Новая Россия. 1998. №1. С. 85-88.

113. Страк В. П. Родословная Блока // Русская литература. 1994. №3. С. 127- 140.

114. Стратоновский С. Поэт и революция: Опыт современного прочтения поэмы А. Блока «Двенадцать» // Звезда. 1991. №11. С. 150-161.

115. Тимофеев Л. И. Александр Блок. М., 1965.

116. Турков А. М. Александр Блок. М.: Советская Россия, 1976. 136 с.

117. Турков А. М. Трудная честность: Александр Блок: Взгляд сквозь десятилетия // Свободная мысль. 1995. №2. С. 88-96.

118. Федоров А. Блок-драматург. Л., 1980.

119. Фриндлер Г. «Трилогия вочеловечения»: (А. Блок и современные споры о нем) // Русская литература. 1995. №4. С. 94-116.

120. Черников А. П. Александр Блок // Серебряный век русской литературы. Калуга: Гриф, 1998. С. 293 313.

121. Чуковский К. И. Александр Блок как человек и поэт // Диалог поэтов и России и революции. С. 612 614.

122. Чулков Г. И. Александр Блок и его время // Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х томах. Т. 1.С. 343 364.

123. Чулков Г. И. Александр Блок и его время // Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х томах. Т. 1. С. 361.

124. Чулков Г.И. Снежная дева. // Чулков Г. И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. С. 380-383.

125. Эткинд Е. Поэтика Блока // История русской литературы: XX век: Серебряный век: Сб. ст. / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткин-да. М., 1995. С. 147- 156.

126. Абашев В. В. Ф. И. Тютчев в художественном сознании А. Блока и В. Я. Брюсова: Дисс. . канд. филол. наук. М, 1986. 205 с.

127. Авраменко А. П. Блок и русские поэты XIX века: Дисс. . д-ра филол. наук.М., 1990. 394 с.

128. Барбачакова А. С. В. А. Жуковский в творческом сознании А. А. Блока: Дисс. . канд. филол. наук. Томск, 1992. 306 с.

129. Безродный М. В. Лирическая драма А. А. Блока «Незнакомка»: (Проблемы текстологии, генезиса, поэтики): Дисс. . канд. филол. наук. М., 1991.213 с.

130. Горбанева А. И. Художник и мир в лирических циклах А. Блока 1907 1916 гг.: Дисс. . канд. филол. наук. Иваново, 1999. 195 с.

131. Гречаник И. В. Религиозно-философские и стилевые тенденции в лирике первой трети XX века: (Д. Мережковский, А. Блок, Н. Клюев): Дисс. . канд филол. наук. М., 1992. 268 с.

132. Дякина А. А. И. Бунин и А. Блок: (Соотношение творческих индивидуальностей поэтов): Дисс. . канд. филол. наук. М., 1992. 268 с.

133. Иванова Е. Александр Блок после Октября: (Идейное самоопределение и особенности творческого развития): Дисс. . д-ра филол. наук. М, 1993.310с.

134. Кандыбина Е. JI. Художественное мироздание А. Блока: «Миры иные», «Жизнь», «Дух музыки», «Грядущее»): Дисс. . д-ра филол. наук. Воронеж, 1998.

135. Каскина У. Ю. Шахматовская библиотека А. А. Блока как источник изучения его жизни и творчества: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1996. 169 с.

136. Ким Ын-Жчун. Вл. Соловьев и соловьевство в творчестве раннего А. Блока (1898 1902) и его преодоление: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1999.223 с.

137. Козлов С. С. А. Блок как литературно-историческая мифологема в творческой судьбе Анны Ахматовой: Дисс. . канд. филол. наук. Курск, 1998. 187 с.

138. Краснова JI. В. Поэзия А. Блока: (К проблеме концептуальное™ поэтических форм): Дисс. .д-рафилол. наук. Дрогобыч, 1991. 413 с.

139. Любимова О. Е. Сектантство и старообрядчество в творческом восприятии А. Блока: Дисс. . канд. филол. наук. СПб 1998. 163 с.

140. Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока: Дисс. . д-ра филол. наук в форме научного доклада. М., 1998. 50 с.

141. Неволина О. Ю. Театр А. А. Блока и традиции русской классической драматургии: Дисс. . д-ра филол. наук. Иваново, 1993. 212 с.

142. Пинежанинова Н. П. Фоностилистический аспект звуковой организации стиха: (На материале поэзии А. Блока): Дисс. . канд. филол. наук. СПб., 1992.

143. Резчикова И. В. Динамика текстовой тематической группы в поэтическом тексте А. Блока: (Семантическое пространство текста и музыкальное мироощущение): Дисс. . канд. филол. наук. М., 1997. 295 с.

144. Рощина О. С. Иронический модус художественности: (А. П. Чехов, А. А. Блок, И. А. Бунин): Дисс. . канд. филол. наук. Новосибирск, 1998.204 с.

145. Саленко О. Ю. Особенности художественно-речевой образности лирики А. Блока: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1997. 176 с.

146. Сейфи Т. Б. Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: (На материале поэзии А. Белого и А. Блока): Дисс. . канд. филол. наук. Владивосток, 1999. 187 с.

147. Сергеева Е. В. Метафора и метафора-символ в поэтических циклах А. Блока: Дисс. .канд. филол. наук. Л., 1990. 272 с.

148. Скрипкина В. А. Принципы лирической циклизации в поэзии символистов: (Структурообразующая функция символики цвета: А. Блок, А. Белый, С. Соловьев): Дисс. . канд. филол. наук. М., 1990. 188 с.

149. Спивак В. А. Русская философская лирика 1910-х годов: (И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский): Дисс. . д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1992. 542 с.

150. Суворова H. Н. Мифотворческая парадигма в русской художественной культуре рубежа XIX XX вв.: (М. Врубель и А. Блок): Дисс. .канд. культурол. наук. Ярославль, 1999. 209 с.

151. Яковлев М. В. Судьба России в поэзии А. Блока и М. Волошина: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1995. 202 с.

152. Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо русской истории. М., 2000.

153. Библейская энциклопедия. Репринтное издание 1891. М.: Терра, 1990. 903 с.

154. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Изд. 16-е. СПб: Синодальная типография, 1914. 1122 с.

155. Полный церковно-славянский словарь. М.: Изд. отдел Московского патриархата, 1993.

156. Преп. Исихий Иерусалимский. Преподобного Исихия к Феодулу душеспасительное слово о трезвении к молитве // Добромолие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Т. 2. 1992.

157. Протоиерей А. Владимиров. Учебник жизни // Питиримовские духовно-образовательные чтения. Тамбов, 1999.

158. Протоиерей Александр Мень. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. М., 1997.

159. Христианская этика. Систематические очерки, составленные Б. Ф. Булановым. Екатеринбург, 1994.

160. Мифы народов мира: В 2-х томах. М., 1982. Т. 2. С. 386-387.

161. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд. М.: Русский язык, 1986.