автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Парфенова, Анна Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Парфенова, Анна Игоревна

Чю / А л JO /

Введение / ~ V*/"'J"

Глава 1. Феномен русского космизма и его трактовка в современных историко-философских исследованиях.

§ 1. Понятие « космизма» в русской философской мысли второй половины XIX -начала XX века.

§ 2. Основные представители философии ^— русского космизма конца XIX — начала XX века.

Глава П. Идеи философии космизма в русской литературе.

§ 1. Истоки русского космизма в фольклоре и литературе.

§ 2. Влияние философии русского космизма на ^ литературу символизма.

§ 3. Идеи русского космизма в литературе , ^ послереволюционной эпохи.

Глава Ш. Отражение идей философии космизма в русском изобразительном искусстве.

§ I. Влияние «космических» традиций русской живописи на формирование эстетики художественного авангарда.

§ 2. «Духовный космос» В.В.Кандинского.

§ 3. «Супрематическая Вселенная» К.С.Малевича.

§ 4. Идеи космизма в художественно-аналитической системе П.Н.Филонова.

§ 5. «Космический утопизм» и художественный авангард советской эпохи.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Парфенова, Анна Игоревна

Актуальность исследования.

Последние годы характеризуются устойчивым ростом интереса, как общественного, так и научного, к истории русской философской мысли. Данную ситуацию, по-видимому, можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, до недавнего времени наше знание о русской духовной культуре вековой давности (а именно на этот период приходится «философский всплеск» в нашей стране) сводилось к достаточно кратким сведениям в учебниках, которые, как и вся общественная мысль после революции, были жестоко детерминированы господствующей большевистской идеологией. Особенно пострадало в этот период философское наследие второй половины XIX - первой четверти XX веков, фактически вычеркнутое большевистским режимом из духовной жизни России.

Изгнание выдающихся русских мыслителей из страны, запрет на «немарксистские» философские и литературные произведения не только нарушили преемственность российской культуры, но и фактически лишили собственно Россию ее своеобразной философской традиции.

Второй причиной неослабевающего интереса к духовному наследию следует считать тот факт, что Россия вступает в третье тысячелетие в объективно новом для нее качестве - ослабленная, потерявшая свое имперское значение, оставшаяся фактически без государственной идеологии - господствующая более семидесяти лет марксистско-ленинская подвергается резкой, уничижительной критике, новая не просматривается. По сложившейся традиции апеллировать к прошлому, мы обращаемся к духовному мировоззренческому наследию - русской философии.

Вышеизложенное относится к нашим внутрироссийским мотивациям столь пристального внимания к философскому наследию. Кроме них существует и иной, если так можно выразиться, глобальный интерес - это потребность осмысления современного состояния человеческого бытия, разработки нового мировоззрения на новой стадии нашего развития, когда техногенная цивилизация, выполнив свою прогрессивную роль и наградив человечество букетом грандиозных успехов и глобальных проблем, исчерпала свои возможности, когда «человек впервые реально понял, что он житель планеты и может-должен-мы слить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но в планетарном аспекте, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и уйти из которой он не может»1.

В свете вышеизложенного, одной из ключевых задач истории русской философии оказывается детальное изучение такого своеобразного, чисто российского, и одновременно имеющего значение для всего человечества, явления, как «русский космизм».

Русский космизм, включающий в себя элементы науки, философии, религии, искусства, во многом дает возможность найти ответы на вызовы современности, как для постсоветской России, так и для мирового сообщества в целом. Среди них на первый план выходят проблемы поиска нравственных ориентиров, осознание путей достижения единства человечества, объединяющегося во многом перед лицом экологического кризиса, сохранения физического, психического, душевного здоровья человека, преодоление кризисных явлений культуры. Русская культура конца XIX - начала XX века интуитивным путем предвосхитила эти проблемы, с особой силой вставшие перед человечеством в XX веке.

Значение этого течения возрастает именно сейчас, когда человечество действительно встает на путь космического развития, выходит за пределы родной планеты, осознает свои глубокие системные связи с Космосом, начинает пересматривать традиционные, излишне антропоцентрические установки. Всемирное признание получили космические идеи видных российских мыслителей - К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, а ведь их деятельность воспринимается сегодня как раз в рамках «философии космизма». Каковы же истоки этого явления? Можем ли мы действительно постулировать данное «течение»» или речь идет о

1 Вернадский В.И. О наз>ке. - Дубна, 1997. - С. 332. конгломерате опосредованно перекликающихся теорий? Как бы то ни было, неоспоримым является то, что все деятели русской культуры, которых те или иные исследователи относят к «космистам», создают достаточно независимые системы, то есть, изучая «космизм», мы сталкиваемся с необходимостью индивидуального анализа в каждом конкретном случае. Соответственно, можно предположить, что одним из продуктивных методов изучения «космизма» является анализ творчества отдельных мыслителей, относимых к данному феномену.

Комплекс идей, очерченный философией русского космизма, может быть глубже понят в процессе исследования той культурологической базы, на которой они возникли, и тех культурных явлений, которые они породили.

Как и вся русская философия, философия космизма развивалась в напряженной связи с такими формами духовности, как искусство, эстетика, религия. Поиски и реальные достижения русского искусства и эстетики конца XIX - начала XX века были настолько велики, что этот период по праву именуют «русским культурно-духовным ренессансом». Кроме того, что вся духовная культура рубежа веков оказалась под огромным влиянием искусства, правомерно говорить о том, что в свою очередь, искусство само испытывало мощное воздействие религии, мистики, политики и этики. Особенно плодотворное воздействие на художественное творчество оказала философия русского космизма. Исследованию природы, характера, и механизма этого воздействия на конкретные виды искусства - литературу в целом, поэзию и живопись, конца XIX - начала XX века посвящена данная работа. Практически все представленные в данной работе художники были свободными интерпретаторами религиозно-философских и космических воззрений, что осложняет анализ их преемственности и новаторства по отношению к своим предшественникам и учителям. Художники впрямую не знакомятся с взглядами космистов, а приходят к ним больше интуитивно, находясь под влиянием тех процессов, которые происходят в общественной жизни и в областях новейшей науки. Данное обстоятельство позволяет не прямо проецировать идеи русских космистов на художественное творчество, а попытаться разобраться в своеобразии космизмов каждого из представленных здесь художников.

Чем же примечателен XX век в области художественного творчества?

Для истории мировой культуры XX век имеет безусловно рубежный характер. Это был век невиданных по размеру попыток осуществления социальных утопий и, вместе с тем, крушение надежд на возможность быстрого революционного преобразования общества на принципах равенства и справедливости.

Это было время огромных завоеваний науки в познании окружающего мира, и вместе с тем, крах веры во всемогущество человека и его возможности покорить стихийные силы природы.

И именно в XX веке, наряду с привычной художественной системой, восходящей к античности и Возрождению и базирующейся на принципах мимезиса, т.е. подражания натуре и воспроизведения ее в жизнеподобных образах искусства, возникли и развивались различные направления художественного авангарда, в принципе, отрицающие все ценности и традиции прошлых веков. Отсюда следовали радикальные переориентации в творчестве от жизнеподобной изобразительности к абстрактно-символическим знаковым системам, к гипертрофии экспрессивного, алогичного или отвлеченно-умозрительного художественного языка, не признающего никаких эстетических норм и интенций, кроме воли художника.

В сущности же под "революцией в искусстве" подразумевалось желание вернуться к первоистокам - примитивистским, архаичным "формам творчества", с тем, чтобы строительство будущей новой культуры начать с Ничто, олицетворяющим "Черный квадрат" КМалевича

Практически все представленные в данной работе деятели культуры, были не только художниками, но и идеологами, теоретиками искусства и даже философами. Мы имеем в виду не только наличие у большинства из них искусствоведческих, философско-эстетических работ, но и философ-ско-концептуальный характер их художественных произведений, вследствие чего мы должны отнести их к философски мыслящим художникам. Изложенные в романах, поэмах, стихах, научно-фантастических произведениях, художественной публицистики, религиозных и религиозно-мистических трактатах, письмах, дневниках, взгляды поэтов, писателей, художников, несмотря на их различия, можно объединить в единый специфический художественно-интеллектуальный комплекс: стремление представить космическое всеединство как сферу радости, счастья, красоты и совершенства. Вспомним упование Ф.М. Достоевского на красоту, которая должна спасти мир. Иными словами, для всех исследуемых представителей литературы и искусства характерен преимущественно эстетический подход к решению проблемы выхода человечества из трагической «эпохи конца» и достижения желаемого единства человека и Космоса.

В советские времена все многообразие и полифоническая универсальность русского космизма как целостного феномена оказалась замкнута в четко очерченном круге идеологических догм, русский космизм оказался лишен своих религиозно-этических корней и не мог оказывать значительное влияние на культурные процессы в стране «развитого социализма». Потеряв свою культурологическую основу, космизм фактически перестал существовать на отечественной почве и как самостоятельное философское течение. В связи с этими событиями в диссертации рассматривается в большей мере искусство периода первой трети XX века, лишенное каких-либо идеологических запретов, впитавшее в себя некоторые идеи русских космистов и нашедшее им своеобразное выражение.

Для полного представления «космических» мотивов в живописи первой трети XX века, в качестве приложения в диссертации представлены наиболее «космичыые», на наш взгляд, копии живописных работ и архитектурных проектов представителей русского авангарда.

Степень изученности проблемы и теоретические источники диссертации. В настоящий момент русский космизм, как духовно богатое течение отечественной мысли конца XIX - начала XX столетий изучается в контексте самой разнообразной тематики. В социально-философской и специальной научной литературе интенсивно исследуются отдельные стороны космизма, творческое наследие В.И.Вернадского и Н.Ф.Федорова, возвращаются в активный оборот забытые и малоизвестные представления С.НБулгакова, В.Н.Муравьева и других мыслителей.

Первые аналитические работы в этом направлении появились еще в 20-е годы и были связаны с выходом из печати «Философии общего дела» (1 т. - 1906 г., 2 т. - 1913 г.). Их авторы не ограничивались интерпретацией сформулированных Федоровым принципов «общего дела», а шли значительно глубже в разработке его основных идей, разносторонне развивая и уточняя мировоззренческую ориентацию взглядов и обогащая ее новым содержанием. В 1908 году В.А.Кожевников в монографии, посвященной Н.Ф.Федорову, наиболее полно и последовательно изложил основы его философских и общественных взглядов.

Идеи представителей философии русского космизма, в частности анализ философского учения всеединства мира В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, исследовали и частично восприняли Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков,

B.В.Зеньковский, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Г.В.Флоровский.

Такие мыслители, как А.К.Горский, В.И.Муравьев, Н.А.Сетницкий могут по праву считаться космософами «второго поколения».

После длительного замалчивания направления русского космизма первые работы по данной тематике появляются на Западе в 70-х годах, в трудах

C.Лукашевича, где автор дает подробную оценку философской системы Н.Ф.Федорова и других представителей утопической мысли России.

В нашей же стране заслуга в выходе из забвения имени Н.Ф.Федорова и переиздании его трудов принадлежит автору С.Г.Семеновой (1982).

Существует обширная литература, относящаяся к русскому космизму и к творчеству его отдельных представителей. Русскому космизму в целом посвящены работы А.И.Алешина, Н.К.Гаврюшина, А.Г.Гачевой, Ф.И.Гиренка, Г.К.Гюнцля, В.Н.Дуденкова, В.Н.Демина, В.В.Казютинского, О.Д.Куракиной, В.А.Петрицкого, И.А.Сафронова, С.Г.Семеновой, С.В.Тарасова, Л.В.Фесенковой, М.Хагемайстера и других.

В многочисленных книгах и статьях, посвященных русскому космизму, в меньшей степени оказались разработаны вопросы, связанные с проблемами проникновения идей философии космизма в русскую художественную культуру. По избранной теме следует отметить статьи Ю.В.Линника, В.В.Байдина, Е.И.Бобринской, В.Н.Демина, авторы которых сделали попытку увидеть воплощение идей русского космизма в различных видах искусства. Однако, можно сделать вывод о том, что проблема влияния философии космизма на русскую культуру остается недостаточно изученной.

Источниковая база диссертации.

Сложность и многогранность выбранной темы, недостаточная ее разработка потребовали привлечения материалов и источников широкого спектра: естественнонаучных, культурологических, историко-философских, искусствоведческих, литературно-художественных.

Важнейшими источниками исследования по интересующему вопросу являются труды самих представителей русского космизма, а также тех ученых, писателей, художников, в чьих сочинениях так или иначе ставились и обсуждались идеи о картине мира, о бытии человека и мира в их единстве, о связи человека и макрокосма природы, о характере взаимосвязи в мироздании. Таковы работы философов Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, ученых-естествоиспытателей К.Э.Циолковского,

В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, художников В.В.Кандинского, К.С.Малевича, П.НФилонова.

Отдельным видом источников являются периодические издания, журналы. Среди них: «Вселенское дело» (1914), «Биокосмист» (1922), «Бессмертие» (1922), «Русская мысль» (1923), «Мир искусства» (1899-1904), «Русское искусство» (1923). Среди современных периодических изданий выделим:

Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Литературное обозрение», «Вопросы искусствознания», «Искусствознание».

В качестве источниковедческой базы привлекались также материалы периодических Научных чтений, в которых исследуемая проблематика стала постоянной темой обсуждения: Федоровские чтения, Чтения, посвященные разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского.

Наконец, особым видом источников по изучаемой проблеме является художественная литература. Сочинения В.Ф.Одоевского, А.А.Платонова, космически направленная поэзия А.А.Тютчева, Ф.И.Фета, символистов А.А.Блока, А.Белого, футуристов В.В.Хлебникова и В.В.Маяковского явились характерными примерами проникновения идей философии русского космизма в русскую литературу.

В качестве источников также привлекались материалы из коллекции Государственного Русского музея.

Методологическая основа диссертации.

Методологической основой исследования явились труды по истории русской философии В.В.Зеньковского, НО.Лосского, Г.В.Флоровского, А.А.Галактионова, Б.В.Емельянова, А.Ф.Замалеева, А.И.Новикова.

В своей работе автор опирался на культурологические концепции, представленные в работах А.Ф.Лосева, М.М.Бахтина, С.Н.Артановского, С.НИконниковой, В.А.Щученко, что дало возможность обобщающего синтезирующего рассмотрения проблем в русле историко-культурологического анализа.

История русского искусства анализировалась в диссертации, исходя из принципов, заложенных в трудах крупнейших исследователей русского искусства конца XIX - начала XX века Н.И.Харджиева, Д.В Сарабьянова.

При изучении проявления идей философии русского космизма в культуре положен системный подход к рассматриваемому предмету. Необходимость этого подхода продиктована культурологической парадигмой исследования, охватывающей целостность предмета в совокупности организующих его элементов.

Таким образом, данное исследование осуществлялось на основе комплексной методологии, включающей методы культурологического, философского, искусствоведческого анализа.

Целью диссертационной работы является: исследование влияния философии русского космизма на художественную культуру России конца XIX - начала XX века.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотрение феномена «русского космизма» как целостного историко-культурного комплекса в совокупности теоретических и художественных проявлений.

2. Исследование концепций ведущих представителей данного направления, оказавших наибольшее влияние на художественную культуру России конца XIX - начала XX века.

3. Определение основополагающих идей представителей русского космизма, оказавших воздействие на различные стороны творчества поэтов и писателей конца XIX - начала XX века.

4. Анализ проявления философии русского космизма, как в теоретическом наследии, так и в изобразительном творчестве художников русского авангарда.

Объект диссертационного исследования: историко-культурный комплекс идей философии русского космизма.

Предмет диссертационного исследования: влияние идей философии космизма на русскую художественную культуру конца XIX - начала XX века.

Гипотеза исследования. Основополагающие идеи историко-культурного комплекса философии космизма стали важнейшей мировоззренческой доминантой и культурно-смысловой составляющей русского искусства конца XIX - начала XX века. В той или иной мере (прямое усвоение, косвенное влияние) они воплотились в теоретических и художественных исканиях русских художников и поэтов конца XIX - начала XX века, в первую очередь представителей русского художественного авангарда. Научная новизна исследования.

В результате системного рассмотрения духовного наследия авторов, развивающих идеи философии космизма и его влияния на русскую культуру конца XIX - начала XX века:

- был выделен ряд идей представителей данного течения, оказавших наибольшее влияние на процесс формирования мировоззренческих взглядов и творчество поэтов и русских художников конца XIX - начала XX века;

- на базе изучения теоретического и художественного наследия деятелей русской культуры конца XIX - начала XX века были установлены взаимосвязи идей философии космизма и художественной культуры, выявлены особенности влияния и трансформации идей русского космизма в их творчестве;

- теоретическое и художественное наследие деятелей русского авангарда К.Малевича, В.Кандинского, П.Филонова было рассмотрено сквозь призму воплощения идей и мотивов космизма.

Теоретическая и практическая значимость работы. Данное диссертационное вносит ' вклад в изучение самой философии русского космизма и проникновения ее основных идей в русское искусство первой трети XX века. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны для дальнейшего изучения и систематизации проявлений философии космизма в живописи и литературе, а также других видах искусства как в обозначенный, так и последующие периоды.

Обобщенный в диссертации материал, содержащиеся выводы и заключения могут найти применение в вузовских гуманитарных, культурологических курсах, в специальных курсах по истории русской философии, истории мировой культуры, а также могут иметь значение для понимания современных процессов развития нашего общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в 3 научных публикациях. Кроме того, обсуж

13 дение основных положений диссертации имело место в ходе выступлений автора на ряде конференций. (Российская аспирантская конференция «Проблемы культуры и искусства» (1999, СПб), Российская аспирантская конференция «Проблемы культуры и искусства» (2000, СПб). Материалы диссертации были изложены в сборнике «Российская культура глазами молодых ученых» (СПб, 1999), а также обсуждались на заседании кафедры истории и теории культуры СПбГУКИ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (210 наименований) и иллюстрированного приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века"

Заключение

В результате нашего исследования мы рассмотрели некоторые аспекты одного из наиболее значительных направлений в русской философии - русский космизм. Мы затронули вопросы его структуры и особенностей, показали важнейшую роль Н.Ф.Федорова в возникновении этого уникального явления.

Русский космизм как явление философии и науки и профессионального искусства является научно-культурологическим феноменом, возникшим под воздействием совокупных исторических факторов, а именно — народного, литературно-художественного, философского, естественнонаучного мировоззрения, а также космистской традиции мировой науки и философии. В теоретической, понятийной форме оно получило выражение в научных и философских учениях. В образно-поэтической, художественной форме космизм получил выражение в русском искусстве.

Многообразие проявлений такого своеобразного феномена как «русский космизм» (философия, естествознание, искусство) и длительность его традиции заставляют оценить его как определенное культурное (а не чисто научное или философское) явление.

Одно из важнейших составляющих русского космизма было проникновение его идей в различные сферы духовной жизни и искусства конца XIX -начала XX века, нашедшее отражение в литературе, поэзии, живописи, архитектуре, музыке, что и придает ему роль культурного фактора.

Один из тому примеров - творчество поэтов-символистов (А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов).

Несомненно, что космическое сознание, космические темы, мотивы и образы были известны в русской поэзии и литературе задолго до символистов. Достаточно упомянуть имена М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, М.Ю.Лермонтова, Вл.Одоевского, чтобы доказать интерес к космической теме в русской литературе. Однако, для неоромантиков-символистов космизм был в воздухе. Космическая тема была воспринята русскими символистами сугубо субъективно, сочетаясь с мистической и апокалиптической.

Как «русское течение», символизм явился попыткой обосновать естественные основы бытия человека, тем самым обозначил новые контуры развития культуры. Единство человека и природы как целостность, и есть то «загаданное» и «вечно поющее», которое должно определять, по мнению символистов, стиль мысли и образ современной жизни. Космическая концепция человека символизма явилась попыткой обосновать теорию нового гуманизма, в которой «мир» выступает как «человеческий образ», а человек как «универсум».

Философско-религиозная система, поэзия В.С.Соловьева оказали сильное влияние на творчество «младших» символистов А.Белого,

A.А.Блока. Прежде всего, это касается эстетических взглядов философа, а именно его учения о Софии, и «теургической концепции искусства», которые напрямую были восприняты поэтами и нашли свое воплощение в их поэтическом и теоретическом творчестве. Как А.Белому, так и А.Блоку были особенно близки видения В.С.Соловьева мистической Софии, Души Мира, Подруги Вечной, описанные философом в поэме «Три свидания». Идея Софии Премудрости Божией присутствует во многих трактатах и статьях А.Белого («О Софии Премудрости», «О смысле познания», «Формы искусства»). Поэт отразил эту идею и в своем поэтическом творчестве, в частности, в поэме «Первое свидание», которую он посвятил М.К.Морозовой, ставшей для него воплощением Вечной Женственности. Образ «Подруги Вечной», сходившей В.С.Соловьеву в Египетской пустыне проходит через все творчество А.А.Блока в образе «Прекрасной Дамы», «Незнакомки». Кроме того, как А.Белый, так и А.Блок заимствуют у

B.С.Соловьева концепцию «эротической утопии» и «магическую концепцию любви» (статья В.С.Соловьева «Смысл любви»). Они проецируют любовь на Вечность, наделяют ее силой преображения, но перерождение связывают с перерождением вселенной.

Концепция «теургического искусства», как наиболее верный путь к преображению жизни и человека явилась одной из центральных как в творчестве символистов (А.Белый «О теургии», «Символизм как миропонимание», «Апокалипсис в русской поэзии» и другие), так и художников-авангардистов (духовно-религиозное преображение действительности В.Кандинского, супрематизм как «новый завет мира»К.Малевича).

Литература, начавшая создаваться в первые же годы после революции, буквально ошеломила еще невиданным в мировой словесности напором новых призывно и жизнеутверждающих звучащих тем всеобщего труда, овладения космическим пространством, борьбы со смертью, идей космического утопизма и, в особенности, радикального преобразования мира (В.Брюсов, В.Маяковский, И.Филипченко, В.Хлебников, А.Платонов). Все эти идеи были впервые изложены в философских системах Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева и были воплощены в творчестве пролетарских поэтов, которые развили мотивы вселенского космического труда, сознательного управления силами природы (манифесты биокосмистов, «Поэма славы» И.Филипченко, «На штурм Вселенной» А.Ярославского и другие). Тема «научного воскрешения» присутствует в творчестве В.В.Маяковского (сцена воскрешения замороженного Присыпкина в феерической комедии «Клоп», поэма «Летающий пролетарий», где поэт показывает будущую жизнь человечества).

Многие положения футуриста В.Хлебникова имеют аналогии с основными направлениями русской научно-философской мыслью XX века. В первую очередь, с идеей ноосферы В.И.Вернадского, которая выражена у поэта неологизмом "мыс лезем". Идеи состоянии мира и призывом к "восстановлению родства ", с его критикой буржуазной цивилизации и буржуазного индивидуализма, темой

Н.Ф.Федорова о "небратском к преодоления войны нашли свое продолжение в поэтическом творчестве В.Хлебникова (поэма "Ладомир", драма "Ошибка смерти", "Смерть в озере", "Единая книга", "Город будущего" и другие).

А.П.Платонов в своих ранних научно-фантастических произведениях заявляет темы радикального преобразования Вселенной, идея регуляции природы Н.Ф.Федорова, в основании которой преображение природы и человека, оказывается у Платонова «зодчеством новой вселенной» - прекрасным и кровавым одновременно («Потомки Солнца», отец-сын Кирпичнико-вы в «Эфирном тракте»). Идея В.И.Вернадского о неизбежном в отдаленном будущем переходе от биосферы через техносферу к ноосфере, т.е. к сфере научно-технического разума своеобразно обыгрывается в «Потомках Солнца», писатель оказывается прорицателем и прогностом тех реальных трудностей, с которыми столкнулось человечество в конце XX века на пути к подлинной ноосфере.

Достижения в области новейшей науки, связанные с «релятивистской» космологией теории относительности, космическое устремление теософии Е.П.Блаватской, призывающей к обращению к внутреннему миру человека, религиозно-философские искания конца XIX - начала XX века породили новые, решительно порвавшие с «земной» предметностью авангардийские течения: абстракционизм, кубофутуризм, супрематизм.

Успехи искусства В.Кандинского, К.Малевича, П.Филонова были обусловлены связью принципов их художественного творчества с успешными достижениями представителей естественнонаучного или научно-технического направления русского космизма, идеями К.Ю.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского

Художники предприняли попытку вслед за наукой проникнуть в скрытые сферы бытия. Основоположник абстракционизма В.Кандинский писал, что принципы искусства он сформулировал под влиянием разложения атома. П.Филонов формулирует свою теорию "видящего" и "знающего" глаза, который видит все внутренние закономерности строения и функционирования изображаемого предмета, научно-внутреннее видение предмета и явления

Можно провести аналогии аналогии между "психическими атомами" К.Э.Циолоковского, идеей круговорота "живого вещества" В.И.Вернадского и художественной атомистикой П.Филонова; понятия "Лика Земли", т.е. "ее изображение в Космосе, вырисовывающееся из вне" В.И.Вернадского и "взглядом сверху", из космоса К.Малевича.

Идея В.И.Вернадского о связи микрокосмоса и макрокосмоса выражена в идее В.Кандинского для которого создание картины и акт миротворения системно близкие друг другу процессы. Все это изложено в работе художника "О духовном в искусстве".

Тема сопоставления большого и малого, о сходстве планетарной системы со строением атома, об одних и тех же законах господствующих как в великих небесных светилах, так и в молекулах и атомах проявляется прежде всего в серии гравюр В.Кандинского "Малые миры" (1920-е гг.).

Прямые аналогии между философией Н.Ф.Федорова и русским религиозным искусством отсутствуют, если не считать идеи храма, как идеальном олицетворении синтеза искусств. Единственным исключением является творчество художников группы «Маковец», и в первую очередь В.Н.Чекрыгина, убежденного последователя учения философа.

Фантастическая живопись группы «Амаравелла» явилась своеобразным завершением периода наиболее ощутимого воздействия идей философии о космизма на русское искусство первой трети XX века.

В результате проведенного исследования, удалось выявить, что основополагающие идеи философии космизма стали мировоззренческой доминантой и культурно-смысловой составляющей русского искусства конца XIX - начала XX века. Они оказали как прямое, так и косвенное влияние на творчество поэтов и художников исследуемого периода и получили свое прямое воплощение в большей степени в их теоретических трактатах. В трансформированном виде они нашли свое отражение в их изобразительном и поэтическом наследии.

В эпоху практической космонавтики, космических полетов можно было бы ожидать более мощного развития космического мировоззрения в области искусства и эстетики. В действительности здесь весьма скромны. Советское искусство пока не стало ни в одном своем виде (за небольшим исключением) достойным продолжателем художественно-космического творчества начала XX века. Объяснение этому есть: господствующая идеология отторгала все, выходящее за пределы космистского мировоззрения, официальные идеологи называли это мистикой и налагали запрет.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Жизнестроительная функция искусства», изложенная в эстетических системах Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева, стала мировоззренческой основой художественной культуры конца XIX - начала XX века и нашла свое продолжение как в теоретических, так и художественных исканиях русских художников и поэтов первой трети XX века. ( с. 56-87, 92-95,97-98, 107-112, 126-127, 131-135).

2. Идеи философии русского космизма, представленные «Философией общего дела» Н.Ф.Федорова, были основополагающими в литературе, главным образом в поэзии 20-30-х годов (пролетарские поэты, поэты-футуристы), легли в основу философского и изобразительного наследия художника В.Н.Чекрыгина. (с. 65-74, 78-81, 84-86, 125-129).

3. Художники русского авангарда, в лице В.Кандинского, К.Малевича, П.Филонова, специально не изучали философию космизма и отражали ее идеи интуитивно, находясь под влиянием процессов, происходящих в общественной жизни. Можно провести аналогии между концепциями представителей научно-технического направления философии космизма, в лице К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского и творчеством исследуемых художников: «психические атомы» К.Э.Циолковского, «круговорот живого вещества» В.И.Вернадского и ху

 

Список научной литературыПарфенова, Анна Игоревна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков: Автореф. дис. .канд. филос. наук: 23.04.94 / Рос. акад. упр. - М., 1994. - 18 с.

2. Авангард, остановленный на бегу: Альбом / Вступ. ст. Е.Ф.Ковтуна, М.М.Бабаназарова. Л.: Аврора, 1989. - 250 е.: ил.

3. Алешин А.И. Феномен русского космизма / А.И.Алешин // Русский космизм и современность: Сб. ст. М.: ИФАН, 1990. - С. 4-12.

4. Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи: Альбом / М.В.Алпатов. -М.: Изобр. ис-во, 1974. 115 с.

5. Анисимов В.Н. Эволюция концепций в геронтологии / В.Н.Анисимов, М.В.Соловьев. СПб: Эскулар, 1999. - 130 с.

6. Артановский С.Н. Методологические проблемы исследования истории культуры: Сб. ст. / Под ред. С.Н.Артановского. Л.: ЛГИК, 1982. - 166 с.

7. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С.Н.Артановский. СПб.: СПбАК, 1994. - 224 с.

8. Байдин B.C. «Космический бунт» русского авангарда / В.С.Байдин // Рос. ежегодник. 1990. - С. 181-207.

9. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности / Е.В.Барабанов // Вопр. философии. 1991. - № 8. - С.102-110.

10. Батраков С.П. Искусство и утопия. Из истории западной живописи и архитектуры XX века / С.П.Батраков. М.: Наука, 1990. - 320 с.

11. Бахтин М.М. Человек в мире слова / М.М.Бахтин; Сост. О.Е.Осовский -М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1995. 139 с.

12. Башляр Г. Новый рационализм: Сб. науч. ст. / Г.Башляр; Предисл. А.Ф.Зотова. М.: Прогресс, 1987. - 374 с.

13. Белый А. Крылатая душа: Стихотворения, поэмы / А.Белый. М.: Летопись, 1998. - 571 с. - (Мир поэзии).

14. Белый А. О смысле познания / А.Белый; Ред. Н.В.Алехина. Минск: Полифакт, 1991. - 62 с.

15. Белый А. Символизм как миропонимание / А.Белый; Вступ. ст. и примеч. Л.А.Сугай. М.: Республика, 1994. - 528 с. - (Мыслители XX в.)

16. Бердяев Н.А. Кризис искусства / Н.А.Бердяев. М.: Интерпринт, 1990. -47 с.

17. Бердяев Н.А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) / Н.А.Бердяев // Ступени. 1991. - №1. - С. 89.

18. Бердяев Н.А. Религия воскрешения / Н.А.Бердяев // Русская мысль. -1915, № 7. -С.24-39.

19. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев; Вступ. ст. А.А. Ермичева. -М.: Лениздат, 1991. 397 е.: ил.

20. Бессмертие. — 2-е изд. — Петроград, 1922. 11 с.

21. Биокосмизм. Мат-лы № 1. Креаторий биокосмистов. М., 1922. - 95 с.

22. Биокосмисты. Десять штук: Сб. стихов. Пг.: Ком. поэзии биокосм-имморта (Сев. гр.). - 1923. — 16 с.

23. Биокосмист. Орган организации: Креаторий российских и московских анархистов-биокосмистов. — М., 1922. 25 с.

24. Блаватская Е.П. Ключ к теософии / Е.П.Блаватская. М.: Сфера, 1996. -404 е.: ил.

25. Блаватская Е.П. Тайная доктрина Е.П.Блаватской: В 2 т. М.: КМП «Сиринъ».: ТТТ Инернешнл, 1993.

26. Т. 1. — Космогенезис: В 2 кн. 1993. — 369 с. Т. 2. - Антропогенезис: В 2 кн. - 1993. - 1008 с.

27. Блок А.А. Стихотворения и поэмы / А.А.Блок; Предисл. В.Л.Орлова. -М.: Худ. лит., 1969. 255 с.

28. А.Блок и основные тенденции развития литературы начала XX века: Сб. ст. / А.А.Блок; Ред.: Л.Н.Киселева. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1986. - 162 с.

29. А.Блок. Новые материалы и исследования: Сб. ст. / А.Блок. — М.: Наука, 1980. Т. 92. - Кн. 1. - С.256-301. - (Литературное наследство).

30. Бобринская Е.А. Живописная материя в авангардной «метафизике» искусства / Е.А.Бобринская // Вопр. искусствознания. 1996. - № 2. - С. 439-478.

31. Богословские труды. Сб. XXVI. М.: Моск. Патриархия, 1983. - 350 с.

32. Бранский В.П. Искусство и философия / В.П.Бранский. Калининград: Янтар сказ, 1999. - 707 с.

33. Брюсов В.Я. Октябрь и литература. /ВЛ.Брюсов // Лит. Наследство. М., 1976.-Т. 85.-С. 228.

34. Брюсов В.Я. О смерти, воскресении и воскрешении / В.Я.Брюсов // Вселенское дело Одесса, 1914. - с. 23-32.

35. Брюсов В.Я. Письмо в ответ на вопрос / В.Я.Брюсов // Вселенское дело. -Одесса, 1914.- С. 49-55.

36. Брюсов В.Я. Избр. соч.: В 2 т. / В.Я.Брюсов; Вступ. ст. А.С.Мясникова -М.: Гослитиздат, 1955. —

37. Т. 1. Стихотворения, поэмы. 751 с. Т. 2. Переводы, статьи. - 651 с.

38. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н.Булгаков; Сост. В.В.Сапов. -М.: Наука, 1990. 415 с. - (Социол. наследие). - Библиограф.: с. 385-406.

39. Булгаков С.Н. Свет Невечерний / С.Н.Булгаков; Предисл. В.В.Сапова -М.: Республика, 1994. 414 с. - (Мыслители XX века).

40. Вагнер Г.К. В поисках истины: Альбом репродукций / Г.К.Вагнер. М.: Искусство, 1993. - 303 е.: ил.

41. Вернадский В.И. Живое вещество / В.И.Вернадский; Предисл. К.П.Флоренского М.: Наука, 1978. - 358 с.

42. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление / В.И.Вернадский; Послесл. И.В.Кузнецова. М.: Наука, 1977.- 191 с.

43. Вернадский В.И. О науке. Дубна, 1997. - 178 с.

44. Восприятие науки в русском космизме: Научно-аналит. обзор. / Ред. Л.Э.Венцковский М.: ИНИОН, 1992. - 59 с. - (Серия «методологические проблемы развития науки и техники).

45. Гаврюшин Н.К. А был ли русский космизм? / Н.К.Гаврюшин; // Вопр. истории, естествозн. и техники. 1993. - № 3. - С. 2-15.

46. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма / Н.К.Гаврюшин // Труды V и VI чтений К.Э.Циолковского. М., 1972. - С. 47-53.

47. Галактионов А.А. Русские философы IX-XX вв. / Галактионов А.А., Никандров П.В. Л.: ЛГУ, 1989. - 743 с.

48. Гвардини Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Вопр.философии. -1990.-№4.-С. 42-49.

49. Гиренок Ф.И. Русские космисты / Ф.И.Гиренок. М.: Знание, 1990. -61 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия: Философия. № 2).

50. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума (Картография дословности) / Ф.И.Гиренок. М.: Аграф, 1998 - 415 с. - (Путь к очевидности).

51. Горячева Т.В. Малевич и Ренессанс / Т.В.Горячева // Вопр. искусствознания. 1993. - № 2. - С. 107-118.

52. Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма / Предисл. О.А.Карачевцева. СПб.: Худ. лит., 1995. - 526 е.: ил.

53. Громов М.Н. Русская философская мысль Х-ХУП в. / М.Н.Громов, Н.С.Козлов.- М.: МГУ, 1990. 450 с.

54. Гуминский О. О русской фантастике / О.Гуминский. // Взгляд сквозь столетия: Сб. -М.: Мол. Гвардия, 1977. С. 320-334.

55. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы / А.В.Гулыга. М.: Соратник, 1995. -308 с.

56. Гюнцль К. Новое мышление в преодолении прошлого и создания будущего: Сборник / К.Гюнцль М.: Республика, 1993. - 190 е.: ил.

57. Демин В.Н. К звездам быстрее света / В.Н.Демин. М.: Б.и., 1993. - 428 е.: ил. - (Суперкнига).56. «Деяния небожителей». Фантастика в живописи: Альбом / Сост. Ю.М. Медведев. Нижн.Новг.: Рус. купец, 1993. - 228 с.

58. Длугач Т.М. Николай Федоров. Жизненный путь, труды, влияние / Т.М.Длугач, М.Хагемайстер // Вопр. философии. 1991. - № 4. - 153-158.

59. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX в. / С.С.Дмитриев. -М.: Просвещение, 1985. 256 е.: ил.

60. Дмитровская М.А. Макрокосм и микрокосм в худ. мире А.Платонова: Учеб. пособие. / М.А.Дмитровская. Калининград, 1998. - С. 58-62.

61. Дуденков В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения: Очерк. / В.Н.Дуденков СПб.: Синтез, 1992. - 231 с .

62. Дуденков В.Н. Философия космизма в России рубежа XIX XX веков / В.Н.Дуденков. - 2-е изд. - СПб.: СПбГТУ, 1998. - 277 с.

63. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: природа творчества / Р.В.Дуганов. -М.: Сов. писатель, 1990. 348 е.: ил.

64. Емельянов Б.В. Русская философия серебряного века: Курс лекций / Б.В.Емельянов, А.И.Новиков. Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та, 1992. -281 с.

65. Емельянов Б.В. Николай Федоров и его «Философия общего дела» / Б.В.Емельянов, М.Б.Хомяков Псков: Псков, ин-т. повыш. квал. раб. образ., 1994.-99 с.

66. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 6 т. / С.А.Есенин; Предисл. Ю.Л.Прокушевой. М.: Худ. лит., 1977.

67. Т. 1: Стихотворения. 1977. - 427 с.

68. Т. 2: Стихотворения. 1977. - 237 с.

69. Т. 3: Поэмы. 1978. - 286 с.

70. Ефимова Н.Т. Русский космизм о природе жизни и смерти: Автореф. дис.канд фил ос. наук. М., 1996. - 19 с.

71. Жегин Л.Ф. Воспоминания о В.Н.Чекрыгине / Жегин Л.Ф. // Панорама искусств., 1987. № 10. - С. 195-233.

72. Живопись, графика, прикладное искусство: Кат. выст. / Предисл. Д.В.Сарабьянова. Л.: Аврора., 1989.-271 е.: ил.

73. Живопись 20-30-х годов: Альбом / Предисл. В.С.Манина и др. СПб.: Художник РСФСР, 1991. - 197 с.

74. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии / А.Ф.Замалеев. М.: Наука, 1995.-190 с.

75. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 2. Ч. 2. / В .В. Зеньковский. Л.: Это, 1991. - 268 с. - (ФНР - Филос. наследие России).

76. Идея смерти в российском менталитете / Под ред. Ю.В.Хена. СПб: Изд-во туман, ин-та, 1999. - 303 с.

77. Из истории русского авангарда: Материлы конф. о-ва «Апполон». — СПб, 1999.-282 е., ил.

78. Изображения из священной истории оставленных эскизов А.Иванова: Альбом. Вып. 9. Берлин: Б.и., 1884. - 50 с.

79. Искусство авангарда : язык мирового общения: Сб. науч. ст. / Под ред.

80. A.В.Гарбуз. Уфа: Восток, 1993. - 277 с.

81. История русской литературы Х-ХУП вв.: Учеб. пособие / Под ред. Д.С.Лихачева.-М.: Просвещение, 1980. 462 с.

82. История философии: Запад Россия - Восток. Кн. 3: Учеб. для студентов / Под ред. проф. Н.В.Мотрошиловой. - М.: Греко-лат. кабинет Ю.А.Шичалина. - М., 1998. - 444 с.

83. Казютинский В.В. Космизм, космонавтика и перспективы цивилизации /

84. B.В.Казютинский // Обществ, науки и соврем. 1994. - № 2. - С. 141-157.

85. Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В.Кандинский. М.: Архимед, 1992. - 107с.: ил.

86. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника / В.В.Кандинский. М: Отдел изо Нарком. Просвещения, 1918. - 56 с.

87. Кандыбина Е.А. Художественное мироздание А.Блока: Автореф. дис. канд.филолог, наук: 11.10.98 / Воронеж, гос. ун-т. Воронеж, 1998. -18 с.

88. Карасик И.Н. Изобразительное искусство в новой культуре / И.Н.Карасик // Вопр. искусствознания. 1994. - № 1. - С. 222-235.

89. Картины мира в искусстве XX века: Сб. ст. / Под ред. В.П.Толстого М.: НИИ PAX, 1994.-216 с.

90. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятие / Э.Кассирер // Вопр. философии. 1995. - № 8. - С. 25-36.

91. Ковтун Е.Ф. Русский авангард 1920-х-1930-х гг.: Альбом / Е.Ф. Ковтун; Предисл. Дж.Э.Боулта. СПб: Аврора, 1996. - 287 е.: ил.

92. Коккинаки И.В. Супрематическая архитектура Малевича и ее связи с реальным архитектурным процессом / И.В.Коккинаки // Вопр. искусствознания. 1993. - № 2. - С. 119-130.

93. Корневище OA. Книга неклассической эстетики / Под ред. В.В.Бычкова и др. М.: ИФ РАН, 1999. - 303 с.

94. Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы конф. / Под ред. О.Я.Гелиха и др. СПб.: Нестор, 1999. - 542 с.

95. Кузьменко В.П. Генетическая общность формирования космопланетарной парадигмы / В.П.Кузьменко //Идеи Н.К.Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М.: МКФ, 1995. -С. 43 -52.

96. Культурология. XX век. Антология. М.: ИНИОН, 1994. - 203 с.

97. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен / О.Д.Куракина. М.: МФТИ, 1993.- 184 с.

98. Кутырев В.В. Космизация Земли как угроза человечеству / В.В.Кутырев // Обществ, науки и соврем. 1994. - № 2. - С. 132-148.

99. Левицкий О.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли: В 2 т. Т. 2. / О.А.Левицкий. Frankfurt/Main: Посев, 1981.-231 с.

100. Линник Ю.В. Амаравелла / Ю.В.Линник // Библиография. 1992. - № 5-6. -С. 32-43.

101. Линник Ю.В. Русский космизм и русский авангард / Ю.В.Линник. -Петрозаводск: Святой остров, 1995. 82 с.

102. Линник Ю.В. Путь к плеядам / Ю.В.Линник. Петрозаводск: Святой остров, 1994.-286 с.

103. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф.Лосев; Вступ. ст. А.А. Тахо-Годи. М.: Политиздат, 1991. - 524 с. - (Мыслители XX в.).

104. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О.Лосский. М.: Прогресс, 1991. - 465 с.

105. Лукшин И.П. Говорить о мистерии на языке мистерии / И.П.Лукшин. -М.: Знание, 1991. 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; № 5).

106. Малевич К.С. Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика / К.С.Малевич. Витебск: Уновис, 1922. - 40 с.

107. Малевич К.С. Классический авангард. Витебск: Сб. науч. ст.: В 2 кн. / К.С.Малевич; Ред. Т.В.Котович. Витебск: Н.А.Паньков, 1997.

108. Кн. 1.- 1992.- 127 с. Кн. 2.- 1998.- 192 с.

109. Малевич К.С. О новых системах в искусстве / К.С.Малевич. — Витебск: Б.и., 1919.- 32 с.

110. Малевич К.С. Супрематизм К.С.Малевич. Витебск: Б.и., 1920. - 45 с.

111. Казимир Малевич в Русском музее : Кат. выставки / Вступ ст. Е.В.Баснер. СПб.: ГРМ, 2000. - 440 с.

112. Мапельман В.М. Этико-экологические тупики русского космизма / В.П.Мапельман // Обществ, науки и соврем. 1996. - № 1. - С. 138-150.

113. Маркелов Г.В. Святые древней Руси: Материалы по иконографии: В 2 т. / Г.В.Маркелов; Под ред. Д.М.Буланина. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1988.

114. Т. 1.: Святые Др. Руси в прописях и переводах с икон XV-XIX вв. - 635 с. Т. 2.: - Святые Др. Руси в прописях и переводах ХУП-Х1Х вв. - 401 с.

115. Махлина С.Т. Русская философия и художественная культура России: Учеб. пособие / С.Т.Махлина, А.И.Новиков. СПбГАК, 1999. - 302 с.

116. Маяковский В.В. Сочинения: В 2 т. / В.В.Маяковский; Предисл. А.М.Метченко. М.: Правда, 1987.

117. Т. 1: Стихотворения. 765 с. Т. 2: Поэмы. - 640 с.

118. Минеев В.В. От смерти к жизни / В.В.Минеев, В.П.Нефедов. -Красноярск: АН, сибирское отд., ин-т физики, 1989. 69 с.

119. Минеев В.В. Новое мышление и русская культура. Концепция жизни и смерти / В.В.Минеев // Актуальные проблемы социальной экологии. -Хабаровск. 1989. - С. 42-57.

120. Мислер Н. Филонов. Аналитическое искусство / Н.Мислер, Д.Э.Боулт. -М.: Сов. худ, 1990. 247 е.: ил.

121. Многогранный мир Кандинского: Сб. ст. / Предисл. Д.В.Сарабьянова. -М.: Наука, 1988. 208 е.: ил.

122. Моисеев Н.Н. Вернадский и естественно-научная традиция / Н.Н.Моисеев // Коммунист. 1988. - № 2. - С. 80-90.

123. Моисеев Н.Н. Оправдание единства. Комментарии к учению о ноосфере / Н.Н.Моисеев // Вопр. философии. 1991. - № 4. - С. 43-58.

124. Молок Ю. Об одной идее «будущего синтеза живых искусств». По материалам писем В.Н.Чекрыгина к Н.Н.Пунину / Ю.Молок, В.Костин // Сов. искусствознание. -М, 1977. С. 327-338.

125. Московченко А.Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего: Метод, пособие / А.Д.Московчено. Томск.: ТОО «Знамя мира», 1996. - 73 с.

126. Мочульский К.В. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов / К.В.Мочульский; Предисл. В.Крейда. М.: Республика, 1997. - 390 с.

127. Новиков А.И. История русской философии: Учеб пособие / А.И.Новиков; Под ред. Ю.Н.Солонина и др. СПб.: Лань, 1998. — 314 с.

128. Новиков А.И. / А.И.Новиков, Б.В.Емельянов Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1995. - 284 с.

129. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи / Г.С.Островский. М.: Изобр. искусство, 1989. - 357 с.

130. Одоевский В.Ф. Русские ночи / В.Ф.Одоевский; Под ред. Б.Ф.Егорова. -Л.: Наука, 1975.- 317 с.

131. Оносов А.А. Идея социальной организованности русского космизма: Автореф. дис. . канд филос. наук. / РАН Ин-т философии, М., 1994. -24 с.

132. Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я»: Крат, энцикл. справ. /

133. A.Н.Осипов. М.: Дограф, 1999. - 352 с.

134. Павел Филонов и его школа / Сост. Е.Петрова, Ю.Хартен Кельн, 1990.- 342 с.

135. Павлов И.П. О жизни, смерти и бессмертии: Этюды нового гум. / И.П.Павлов // Вопр. философии. 1983. - № 2. - С. 46-63.

136. Пазилова В.П. Критический анализ религиозно-философского учения Н.Ф.Федорова/ В.П.Пазилова. М.: МГУ, 1985. - 135 с.

137. Памятники литературы Древней Руси ХП века / Под ред. Л.А.Дмитриева. -М.: Худ. лит., 1980. 707 с.

138. Первушина В.Н. Тексты лекций по русской философии /

139. B.Н.Первушина. Воронеж: ВГАСА, 1996. - 67 с.

140. Петрицкий В.А. К.Э.Циолковский и А.Швейцер. У истоков космической этики / В.А.Петрицкий // Труды 26 Циолковских чтений. М.: АН., 1994.

141. Петрицкий В.А. Экологизация морали и этика / В.А.Петрицкий // Философские науки. 1990. - № 5. - С. 43-52.

142. Платонов А.П. Пролетарская поэзия / А.П.Платонов // Кузница. 1922. -№9.-С. 1-15.

143. Поспелов Д.А. Группа «Амаравелла» / Д.А.Поспелов // Наука в СССР.1990. -№ 2. -С. 104-114.

144. Поэзия серебряного века, 1880-1925: Сборник / Предисл. Е.Н.Осетрова.- М.: Худ. лит, 1991. 574 е.: ил. — (Поэтическая библиотека).

145. Райгородский Л.Д. Беседа о русских иконах / Л.Д.Райгородский. СПб: Глагол. - 121 е.: ил.

146. Рерих Н.К. Врата в будущее: Сб. / Н.К.Рерих. Рига: Виеда. - 1991. -226 с.

147. Рерих Н.К. Культура и цивилизация / Н.К.Рерих. М.: Фирма «Бисан-оазис», 1994. - 147 с. - (Малая рерих. биб-ка).

148. Рерих Н.К. Семь великих тайн космоса / Н.К.Рерих. Бишкет. - Феникс,1991.- 184 с.

149. Риккерт Г. Науки о природе и науки и природе / Г.Риккерт; Под ред. С.О.Гессена. СПб.: Образование, 1911. - 196 с.

150. Розинер Ф. Искусство Чюрлениса / Ф.Розинер. М: Терра, 1993. - 407 е.: ил.

151. Русская культура: традиции и современность: Материалы 41-й науч. конф. / Под ред. С.Н.Иконниковой. СПбГИК, 1993.-100 с.

152. Русская литературная утопия: Сб. М.: МГУ, 1986. - 129 с.

153. Русская фантастика XX века в именах и лицах: Справ. М: Мега-Трон, 1998.- 138 с.

154. Русская философская поэзия. Четыре столетия / Сост. А.И.Новиков. -СПб.: Синтез, 1992. 348 с.

155. Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Под ред. А.И.Алешина и др. М.: Наука, 1995. - 624 с.

156. Русская философия: Словарь / Под ред. М.А.Маслина. М: Терра - Кн. клуб: Республика, 1999. - 655 с.

157. Русский авангард в кругу европейской культуры: Сб. ст. / Под ред. Н.П.Гринцер. М.: РАН, 1993.- 198 с.

158. Русский космизм: Антология философской мысли / Предисл. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. М.: Педагогика-пресс, 1993. - 365 е.: ил.

159. Русский космизм и ноосфера: В 2 ч. Тез докл. / Под ред. О.Д.Куракиной. -М.: МФТИ, 1989.Ч. 1.-232 с.42.-232 с.

160. Русский космизм и современность: Сб. ст. / Под ред. Л.В.Фесенковой -М: ИФАН, 1990.-168 с.

161. Русский космизм: По материалам Ш Всесоюз. Федоров, чтений. М.: ФО, 1990.-240 с.

162. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: В 2 кн. / Собр. М.Забылиным. М.: Терра, 1996.

163. Кн. 1.-315 с. Кн. 2.-187 с.

164. Сабанеев Jl. Воспоминания о Скрябине / Л.Сабанеев. М., 1925.- 250 с.

165. Сакулин П.Н. Русская Икария / П.Н.Сакулин // Современник. 1912. - № 12. - С. 34-42.

166. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX веков: Учеб. пос. / Д.В.Сарабьянов. - М.: МГУ, 1993. - 318 е.: ил.

167. Сарабьянов Д.В. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время / Д.В.Сарабьянов, Н.Б.Автономова. М.: Галарт, 1994. - 174 с.

168. Сарабьянов Д.В. Казимир Малевич. Живопись. Теория / Д.В.Сарабьянов, А.С.Шатских. М.: Искусство, 1993. - 413 е.: ил.

169. Сафронов И.А. Русский космизм: Учеб. пособие / И.А.Сафронов. СПб: ГУЭФ, 1998.- 1990 с.

170. Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. / С.Г.Семенова. -М.: Сов. писатель, 1990. 383 с.

171. Семенова С.Г. Русский космизм / С.Г.Семенова // Свободная мысль. -1992.-№ 17.-С. 81-97.

172. Семенова С.Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы в литературе» / С.Г.Семенова. М.: Сов. писатель, 1989. - 440 с.

173. Сетницкий Н.А. Заметки об искусстве / Н.А.Сетницкий // А.К.Горский, Н.А.Сетницкий. Сочинения. М., 1995. - С. 370- 342.

174. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. / В.С.Соловьев; Вступ. ст. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1988.1. Т. 1. -894 с.1. Т. 2. 822 с.

175. Вс.С.Соловьев. Современная жрица Изиды / Вс.С.Соловьев; Сост.

176. Г.К.Львова. М.: Республика, 1994. - 350 с.

177. Степин B.C. Философия и образы будущего / В.С.Степин // Вопр. философии. 1994. -№ 6. - С. 10-21.

178. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 гг. / Г.Ю.Стернин. М.: Искусство, 1970. - 202 с.166. «Страна философов» А.Платонова: проблемы творчества: Сб. ст. / Под ред. Н.В.Корниенко. -М.: Наследие, 1995. 365 с.

179. Н.Н.Страхов. Мир как целое / Н.Н.Страхов. 2-е изд. - СПб, Б.и., 1892.

180. Тарасов С.В. Философия русского космизма: Пос. для учителя / С.В.Тарасов. СПб.: СПГУПМ, 1996. - 27 с.

181. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П.Тейяр де Шарден; Предисл. Б.А.Старостина. М.: Наука, 1987. - 239 е.: ил.

182. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе / Е.Н.Трубецкой. М.: Инфо Арт, 1991.-112 е.: ил.

183. Тютчев Ф.И. Сочинения: В 2 т. / Ф.И.Тютчев; Вступ. ст . Л.Н.Кузиной -М.: Худ. лит, 1984.

184. Т. 1.: Стихотворения. — 495 с. Т. 2. :- Письма. - 447 с.

185. Урбан А. «Открылась бездна звезд полна.» / А.Урбан // Кибернетический пегас: Наука и фантастика в рус. и сов. поэзии: Сб. -Л.: Дет. лит, 1989. С. 52-62.

186. Успенский П.Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира / П.Д.Успенский. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. - 241 с.

187. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. / Н.Ф.Федоров; Предисл. А.Г.Гачевой, С.Г.Семеновой. М.: Прогресс, 1995.

188. Т. 1.- 1995.-517 с. Т. 2.-1995.-497 с. Т.3.-1997.-742 с. Т. 4.- 1999.-687 с.

189. Федоров Н.Ф. Сочинения / Н.Ф.Федоров; Предисл. С.Г.Семеновой. М.: Раритет, 1994. - 414 е.: ил.

190. Федоров Н.Ф. Из «Философии общего дела» / Н.Ф.Федоров; Предисл. Е.М.Титаренко. Новосибирск: Кн. Изд-во, 1993. - 211 с.

191. Федоров Н.Ф. Философия общего дела: Статьи, мысли и письма / Н.Ф.Федоров; Под ред В.А.Кожевникова и Н.П.Петерсона. Верный, 1906.1. Т.1.- 1906.-346 с.1. Т.2. 1913. - 210 с.

192. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Г.П.Федотов. Русская идея. -М., 1991 С. 48-92.

193. Фесенкова Л.Ф. Русский космизм сегодня // Л.Ф.Фесенкова. Философия русского космизма: Сб ст. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. С. 360-373.

194. Философия бессмертия и воскрешения: Сб. ст. / Под ред. Н.Н.Моисеева. -М.: Наследие, 1996. 145 с.

195. Флоренский П.А. У водоразделов мысли: Сб. / П.А,Флоренский; Предисл. Л.Янович. -. Философия русского религиозного искусства XVI XX века: Антология. - М .; Новосибирск.: Кн. изд-во, 1991. — 181 с.

196. Филонов П.Н. Живопись. Графика: Кат. выст. / Сост. Н.А.Барабанова и др. Л.: Аврора, 1988. - 112 е.: ил.

197. Флоровский Г.Н. / Г.Н.Флоровский. Пути русского богословия. -Киев, 1992.-420 с.

198. Хагемайстер М. Русский космизм в 20-е годы и сегодня / М.Хагемайстер // Страницы. -М., 1988. Т. 3. Вып.2. - С. 182-191.

199. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. / Н.И.Харджиев; Предисл. Р.В.Дуганова. М.: RA, 1997.1. Т. 1.-388 с. Т. 2.-314 с.

200. Харджиев Н.И. Поэтическая культура В.Маяковского: Сб. ст. / Н.И.Харджиев, В.В.Тренин; Предисл. Н.Коварского. М: Искусство, 1970.-320 с.

201. Хлебников В.В. Творения: Сб. / В.В.Хлебников; Предисл. М.Я.Полякова. М.: Сов. писатель, 1986. - 734 с.

202. Хлебников В.В. Утес из будущего. / В.Хлебников. Элиста: Калмык, кн. изд-во., 1988. - 269 с.

203. Хлебников В.В. Стихи, поэмы. Ставрополь: Кн. изд-во, 1991. -207 с.

204. Художественные модели мироздания. В 2 т. Т. 2. XX век. М.: Наука, 1999.-365 с.

205. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе / К.Э.Циолковский. -Тула: Приоск. изд, 1986. 201 с.

206. Циолковский К.Э. Утописты. Живая Вселенная / К.Э.Циолковский // Вопр. философии, 1992. № 6. - С. 138-158.

207. Циолковский К.Э. Необходимость космической точки зрения. «Очерки о Вселенной» / К.Э.Циолковский. М.: Прогресс, 1992. -125 с.

208. Человек в системе космо-земных связей: Науч-аналит обзор. / Сост. П.Э.Венцковский и др. М.: ИНИОН, 1994. - 59 с.

209. Чижевский JI.JI. Земное эхо солнечных бурь / Л.Л.Чижевский. -М.: Мысль, 1973.-349 с.

210. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса /А.Л.Чижевский // Химия и жизнь. 1990. - № 1. - С. 90-104.

211. Чекрыгин В.Н. Рисунки: Каталог. / В.Н.Чекрыгин. М.: Сов. худ, 1969. - 19 с.

212. Шалашова З.М. Мир будущего в худ. литературе: Обзор / З.М.Шалашова. М.: Книга, 1979. С. 109-132.

213. Шапошникова Л.В. Веления Космоса / Л.В.Шапошникова. М.: Фирма «Бисан-оазис», 1995. - 142 с. - (Рерих, науч.-попул. биб-ка)

214. Шеллинг Ф.В. Сочинения / Ф.В.Шеллинг. М.: Мысль, 1998. -1663 с.

215. Шлекин С.И. Русский космизм: Учеб. пособие. / Шлекин С.И. -М.: МГУПС. 1998. - 178 с.

216. Щученко В.А. Духовность России: традиции и современное состояние / Под ред. В.А.Щученко. СПб: СПбАК, 1994. - 62 с.

217. Щученко В.А. История философии в контексте истории культуры: Учеб. пособие / В.А.Щученко. -: СПбГИК, 1993. 77 с.

218. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник Вселенной: Науч.-попул. / М.Н.Эпштейн. М.: Высш. школа, 1990. - 303 с.

219. Кандинский Синий круг. 1922г. Холст, масло. 109,2x99,2. ГРМ Музей С.Гуттенхейма, Нью-Йорк.-I Jl: . ' " - '1. Bc^»'41. Я^уу

220. К.Малевич Будетлянский силач.

221. Женский торс. 1928-1929 г.1. Фанера, масло. 58x48. ГРМ

222. На обложке авторские надписи: «Женский торс»;развитие мотива 1910 г.; поверх даты подпись и дата К.Малевич 1918165 1913.

223. Обложка книги. Фрагмент декорации К. Малевича к опере „Победа над Солнцем ". Кат. 160

224. К. Малевич Авиатор. 1914 г. Холст, масло. 125x165.

225. На обложке подпись, дата и авторская надпись: К.Малевичъ 1914г. awiator, там же замазанная краской и видимая в инфракрасном свете авторская надпись: (не символизмъ) карта рыба означает только себя• Цу jr., i £

226. Бу|ущие шганиты (дома) землянитов (людей) Бумаги, графитный карандаш. 44 х 30,8

227. Уновис»; далее чернилами; «Новое искусство дл^ сооружений», ниже графитным карандашом; Будущие планиты (дома) землянитов (людей); под изображением графическим карандашом;

228. Супрематизм лланигный в сооружениях форма «а F 2» группа /материал белое матовое стекло, бетон толь, железо, электрическое отопление, планит без труб дымовых.

229. Окраска планита чегэная и белая преимущественно красная в исключительных случаях зависит от падения или поднятия динамической состояния города, ^VyJtV^I, F

230. Ниже чернилами: Планит должен быть.осязаемдшг эемлянига всесторонне, он1. КМалевич

231. Крестьяне. 1928-1932 г. Холст, масло. 129x98,6. ГРМ1. П.Филонов ГОЛОВЫ.19181.I* NP^ wf $ ■ " *1. Пир королей. /9/31. W i

232. П.Филонов Формула Вселенной. /РЛ6>