автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Жирунов, Павел Геннадьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Проблемы исследования жанра рассказа в современной филологической науке.
§ 1. Жанр рассказа как литературоведческая проблема.
§2. Генезис и эволюция жанра рассказа в русской литературе.
§3. Доминанты жанра рассказа в творчества Н.С. Лескова 80-90-х годов.
ГЛАВА И. Структурообразующие признаки рассказов в циклах
Н.С. Лескова 80-90-х годов.
§1 Критериальные признаки поэтики рассказов в рамках циклов «Рассказы кстати», «Святочные рассказы», «Рассказы о праведниках».
§2 Особенности поэтики «проложных» легенд.
§3.Структурообразующие признаки «Заметок неизвестного», «Печерских антиков» и «Мелочей архиерейской жизни».
ГЛАВА III. Циклизация как структурообразующая доминанта поэтики жанра рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов
§ 1. Первичные авторские циклы.
§2. Вторичные авторские циклы.
§3. Цикл легенд, основанных на сюжетах древнерусского Пролога. '
Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Жирунов, Павел Геннадьевич
Творчество Н.С. Лескова 80-90-х годов, в частности, значительный пласт произведений малой эпической формы, до сих пор остается исследованным не в тполной мере. И.В. Столярова в монографии «В поисках идеала» отмечала: «В современном подходе к нему (к Лескову - П.Ж.) продолжают проявляться две крайности: одни исследователи, игнорируя сложную эволюцию идейно-художественных исканий писателя, видят в Лескове прежде всего автора «антинигилистических романов», и это заставляет их резко противопоставлять его творчество демократической литературе; другие, отвлекаясь от нравственно-социального пафоса его произведений, сосредотачивают внимание на мастерстве Лескова, красочности его затейливой сказовой речи»1. Сегодня мы можем назвать ряд исследований, в которых указанные тенденции преодолеваются.2
И все же пока нельзя говорить о целостном, системном подходе к изучению поэтики произведений малой эпической формы в художественном наследии Н.С. Лескова 80-90-х годов. Рассмотрение и описание жанра рассказа в творчестве автора нельзя назвать сложившимся направлением в лескововеде-нии. Исследовательские поиски'подобного характера находятся в фазе становления, в плане методологии прежде всего. Этим определяется актуальность данной работы.
Следует отметить, что большинство лескововедов выделяли преобладание малой эпической формы в произведениях писателя, относящихся к 80-м -началу 90-х годов. Так, В.А. Богданов, опираясь на типологию В.Г. Белинского, утверждает, что Лесков «нашел свою настоящую форму в жанре очерка. Он может изображать действительность, виденную и изученную им, если угодно -X творить, но из готового, данного действительностью материала. .Он всегда
Столярова И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова). - Л., 1978. С.З.
2 См., например: Алексеева Т.Л. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова / Канд. диссертация. - М., 1997; Ломунов К.Н., Троицкий ВЛО. Лесков и русская литература. - М., 1988. должен держаться почвы действительности»'. Заслуживает внимания и суждение Б.Л. Бессонова о произведениях писателя: «Если 1870-е годы в творчестве Лескова отмечены решительным преобладанием повести, то в следующее десял тилетие этот жанр уступает свое место рассказу» . При этом, отмечая преобладание произведений малой эпической формы, исследователи творчества Н.С. Лескова стремились, как правило, обратить особое внимание на поэтику повествования в той или иной ее связи с проблематикой произведений.
Особенности поэтики повествования рассматривали многие исследователи. Так, Б.М. Эйхенбаум выделял два положения: особую форму повествования - сказ и ложную эпическую оценку автора3. Д.С. Лихачев отмечал «феномен маскировки нравственной оценки изображаемого и оригинальный стиль повествования»4. И.П. Щеблыкин говорит о том, что структурно-языковая отделка произведений Лескова не имеет аналога. «Это в высшей степени своеобразные вещи, в особенности по манере, по способам повествования. Художественное повествование у Лескова основано не на описании, как обычно, как у других писателей, а на рассказывании»5. Сказ, в качестве стилевой доминанты произведений Лескова, отмечают также B.C. Гусев6, Л. Озеров7, В.Е. Хализев8 и другие исследователи9.
• 'Богданов В.А. Н.С. Лесков в русской литературе // В мире Лескова. Сб. статей. Составитель
B.А. Богданов. - М., 1983. С.ЗЗ.
2 Русская повесть XIX века / Под ред. Б.Е. Мейлаха. - Л., 1981. С. 159.
3 Эйхенбаум Б.М. О литературе. - Л., 1969. С.419.
4 Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л., 1981. С. 159
5 Щеблыкин И.П. Грани великих дарований. - Пенза, 2001. С.211.
6 Гусев B.C. «Левша» и стилевые традиции лесковской прозы // В мире Лескова. Сост. В.А. Богданов. - М., 1983. С. 186.
7 Озеров Л. Поэзия лесковской прозы // В мире Лескова. Сост. В.А. Богданов. - М., 1983.
C.261.
8 Хализев В.Е. Теория литературы. Поэтика. - М., 2002. С.286.'
9 Можно отметить целый ряд работ по представленной тематике: Каргашин И.А. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории. - Калуга, 1996; Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. - Воронеж, 1978; Горелов A.A. Лесков (Демократические начала творчества) // Русская литература. - М., 1981, №1. С.20-37; Десницкий В.А. Крестьянские рассказы Н.С. Лескова// Статьи и исследования. - Л., 1979; Меньшиков М.О. Художественная проповедь // За строкой учебника. - М., 1969. С.149-164.
С другой стороны, известен целый ряд работ, которые рассматривают преимущественно проблематику произведений Н.С. Лескова, не учитывая при этом или лишь упоминая особенности поэтики. Подобный подход актуализирован в работе И.В. Столяровой. «В 80-90-х годах, ополчаясь против усиливающихся в это время в литературе тенденций к безыдейности, Лесков настойчиво обращает внимание читателей к неотразимым вопросам в истории, философии и обыденной этике жизни, вступает в неравную борьбу за воплощение в жизнь высоких нравственных идеалов»1. «Стремясь уйти от литературщины, книжности, рационализма, писатель «головному», рационалистическому осмыслению жизни противопоставляет саму практику человеческого бытия, наивное непосредственное мироотношение человека из гущи народных масс» . О проблематике произведений также пишет Ш.Д. Яндиев3.
Особо следует отметить работу Т.А. Алексеевой «Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова». В этом исследовании поэтика повествования в произведениях малой эпической формы описана наиболее подробно. Автор в деталях рассматривает временную организацию текста, отношения «рассказчик -аудитория», выводит понятие оценочности авторского повествования, выделяет антитезу и амбивалентность в качестве основных признаков авторской позиции4. В данном исследовании мы видим реализацию некоторых аспектов системного рассмотрения поэтики рассказов. Из этого,- даже неполного, обзора лескововедческих работ видно, что проблема поэтики писателя давно уже осознана исследователями, но далеко не раскрыта в своих основных компонентах. В равной степени это относится и к выше указанным работам. Этот вывод представляется нам обоснованным даже при учете того, что все-таки есть работы (например, работа H.H. Старыгиной «Циклизация в русской литературе XIX в. и творчество Н.С. Лескова», монография И.П. Видуэцкой «Чехов и Толстой»), в
1 Столярова И.В. Указ. соч. С. 230.
2 Дыханова Б.С. Об особенностях поэтики Н.С. Лескова на рубеже 60-70-х гг. - Воронеж,
1974. С. 143.
Яндиев Ш.Д. Проблематика и поэтика произведений Н.С. Лескова 1880-х гг. - М., 1991.
4 Алексеева Т.А. Указ. соч. С. 169. которых отдельные вопросы поэтики рассказов Лескова рассмотрены достаточно убедительно. Исходя из сказанного, автор настоящей диссертации предполагает рассмотрение важнейших компонентов поэтики рассказов Н.С. Лескова в системном плане, ограничивая при этом свою работу анализом произведений писателя 80-90-х годов.
Новизна представленного в качестве диссертации исследования заключается в реализации системного подхода при рассмотрении поэтики рассказа как жанра в творческом наследии Н.С. Лескова 80-90-х годов.
Объектом диссертационного исследования являются произведения Н.С. Лескова малой эпической формы, созданные автором на позднем этапе творчества: «Мелочи архиерейской жизни», «Печерские антики», «Записки неизвестного», произведения в составе циклов «Праведники» («Однодум» (1879), «Пигмей» (1876), «Кадетский монастырь» (1880), «Русский демократ в Польше»
1880), «Несмертельный Голован» (1880), «Инженеры-бессребреники» (1887), «Человек на часах» (1887), «Шерамур» (1879)); «Святочные рассказы» («Жемчужное ожерелье» (1885), «Дух госпожи Жанлис» (1861), «Штопальщик»
1881), «Путешествие с нигилистом» (1862), «Приведение в инженерном замке» (1862), «Маленькая ошибка» (1883), «Зверь» (1883), «Отборное зерно» (1884), «Старый гений» (1884), «Жидовская кувырколлегия» (1882), «Неразменный рубль» (1883), «Пугало» (1885), «Фигура» (1889)); «Рассказы кстати» («Совместители» (1884), «Старинные психопаты» (1885), «Интересные мужчины»
1885), «Таинственные предвестия» (1885), «Александрит» (1884), «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме» (1884), «Умершее сословие» (1888), «Голос природы» (1883)); ряд так называемых «проложных» легенд: «Гора» (1890), «Легенда о совестном Даниле» (1888), «Прекрасная Аза» (1888), «Скоморох Памфалон» (1887), «Лев старца Герасима» (1888), «Аскалонский злодей» (1889), «Сказание о Федоре-Христианине и о друге его Абраме-жидовине»
1886), «Невинный Пруденций» (1891).
Подобный охват произведений не является надуманным, искусственным, так как обусловлен авторским художественным замыслом, Н.С. Лесков сам объединил их в рамках различных циклов1.
Ощущение необходимости дифференциации внутри повествовательного жанра встречается уже в работах Г. Гегеля и В.Г. Белинского. Но само понятие «жанр рассказа» в контексте литературного процесса как одна из важнейших категорий закрепилось в отечественном литературоведении лишь в 20-30-е годы XX века в результате теоретического обоснования понятия «жанр» в работах Б.В. Томашевского, Б.М. Эйхенбаума2.
Рассматривая жанр рассказа, Б.В. Томашевский выдвинул следующее положение: «Жанр рассказа (новеллы) - это генетически определяющееся обособление литературных произведений, объединяемых некой общностью системы приемов с доминирующими объединяющими приемами-признаками»3. И.О. Шайтанов, на наш взгляд, очень точно определил роль жанров в литературном процессе: «Важно сделать жанр новым признаком системности, действительно способным организовать исторический материал»4. Рассматривая поэтику рассказов Н.С. Лескова, исследователи сумели выделить целый ряд их признаков. Но это выделение носило аспектный характер, так как рассматривало лишь некоторые стороны-признаки поэтики жанра рассказа. Так, И.П. Видуэцкая описывала образ повествователя в качестве стилевой доминанты в рассказах Н.С. Лескова.5 Л.П. Гроссман отмечал несколько признаков рассказа как жанра -ориентацию на устную речь и насыщенность, сгущенность языкового материа
1 Габель в своей статье приводит весьма интересное, на наш взгляд, мнение Белецкого о лес-ковской типологии. Ученый предположил, что за основу был взят принцип сюжетообразова-пия. Он выделил три типа произведений: 1) Рассказы с вымышленным сюжетом; 2) Рассказы с сюжетом заимствованным; 3) Рассказы с сюжетом из действительной жизни. Габель М.О. Академик А.И. Белецкий - исследователь Лескова // Литературное наследство. — М., 1977. Т.87. С.650. ~
2 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1927. С.158-191; Эйхенбаум Б.М. О. Генри и теория новеллы // Звезда. 1925. №6. С.291-308.
3 Томашевский Б.В.Указ. соч. С.162.
4 Шайтанов И.О. Жанровое слово у Бахтина // Вопросы литературы. 1996. №33. С.86.
5 Видуэцкая И.П. Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова // Филологические науки. 1961. №2. С.74.
I 2 ла. И.А. Гурвич в своей работе выявила наличие рамок в повествовании . Наи большее количество признаков поэтики повествования, но не жанра, как уже отмечалось выше, выделила Т.А. Алексеева. Из работ зарубежных авторов следует отметить работу В. Walter "The Storyteller Reflections on the Works of Nikolai Leskov. Essays and Reflections"3 и монографию H. McLean "Nikolai Leskov. The Man and His Art".4
Таким образом, определяя предметом нашего диссертационного исследования системный подход к изучению признаков жанра рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов в историческом дискурсе, мы используем в качестве методологической основы принцип сравнительного, исторического, системч ного и типологического изучения малых эпических форм в творческом наследии Н.С. Лескова 80-90-х годов XX века. На наш взгляд, ключевыми понятиями в плане методологии являются: «малая эпическая форма», «признаки жанра», «доминирующие признаки», «детерминированные признаки», «генезис жанра рассказа», «эволюция жанра рассказа». Методологическая база этими понятиями, естественно, не ограничивается. При дальнейшем изучении проблем нами будет выделен целый ряд аспектов жанра рассказа. Одним из наиболее важных является циклизация произведений малой эпической формы.
Ряд циклов в творчестве Н.С. Лескова был уже довольно подробно описан в различных исследованиях. В основном, освещалась концепция праведни-чества5. Следует отметить, что наиболее подробно циклы Н.С. Лескова описаны H.H. Старыгиной. В своих работах «Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова» и
1 Гроссман Л.П. Лесков. Жизнь. Творчество. Поэтика. - М., 1945. С.112.
2 Гурвич И.А. Поэтика повествования. - Ташкент, 1968. С.94.
3 Walter В. The Storyteller Reflections on the Works of Nikolai Leskov. Essays and Reflections. Ed. Harrah Arendt. New-York, Schocken. 1985.
4 McLean H. Nikolai Leskov. The Man and His Art. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England. 1977.
5 Наиболее подробно был описан цикл «Праведники». Рассмотрение особенностей данного цикла присутствует в работах: Гебель В.А. Лесков Н.С. В творческой лаборатории. - М., 1945; Гроссман. А.П. Указ. соч.; Семенов B.C. Николай Лесков. Время и книги. - М., 1981; Столярова И.В. Указ. соч.; Троицкий В.Ю. Лесков-художник. - М., 1974; Щсблыким И.П. Указ. соч.; Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова.-М., 1983. С. 196-233.
Циклизация в русской литературе XIX и творчество Н.С. Лескова» Старыгина рассмотрела историю возникновения циклизации, ее причины в творчестве автора. Кроме того, она описала основные циклы в творчестве Н.С. Лескова1. В нашей работе мы опираемся на авторское выделение циклов и на типологию H.H. Старыгиной. Нам представляется, что циклические образования на позднем этапе творчества Н.С. Лескова служат своеобразной организационной структурой произведений малой эпической формы этого периода творчества автора.
Целью работы является исследование поэтики жанра рассказа в творческом наследии Н.С. Лескова в период 80-90-х годов.
Цель определила задачи, решаемые в ходе исследования:
1. изучить историю становления жанра рассказа и выделить основные доминирующие и детерминированные признаки жанр^;
2. выявить авторские структурообразующие доминанты и детерминанты жанра рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов;
3. определить соответствие авторских признаков жанра рассказа критериальным признакам малой эпической формы;
4. исследовать принципы циклизации произведений Н.С. Лескова малой эпической формы в контексте художественного сознания писателя в указанный период творчества;
5. охарактеризовать тематический принцип объединения произведений малой эпической формы в циклы как основной структурообразующий признак поэтики жанра рассказа у Н.С. Лескова.
Решением данных задач определяется структура диссертационного исследования.
Во Введении рассматриваются основные подходы к изучению произведений малой эпической формы периода 80-90-х годов XIX века в творческом
1 Старыгина H.H. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. - Л, 1985; Старыгина H.H. Циклизация в русской литературе XIX и творчестве Н.С. Лескова // Модификации художественных форм в историко-литературном процессе. - Свердловск, 1988. наследии Н.С. Лескова, и в связи с этим определяется актуальность диссертации. Также во Введении обосновывается необходимость системного рассмотрения структурообразующих признаков жанра рассказа; дается краткий обзор истории и теории этой проблемы, оговаривается концептуальная необходимость подобного системного подхода.
В первой главе - «Проблемы исследования жанра рассказа в современной филологической науке» рассматривается жанр рассказа в плане его изучения отечественным и зарубежным литературоведением и критикой. В результате рассмотрения данного вопроса выделяется целый ряд доминирующих и детерминированных признаков рассказа как жанра.
Подобное выделение критериальных признаков жанра рассказа и их системная организация позволяют перейти к следующему этапу исследования — рассмотрению вопроса о генезисе и эволюции жанра рассказа до начала творчества Н.С. Лескова. Это, в свою очередь, позволило нам определить творчество Н.С. Лескова периода 80-90-х годов как один из важных этапов эволюции жанра рассказа и выявить доминанты жанра в творческом наследии писателя1.
Вторая глава - «Структурообразующие признаки рассказов в циклах Н.С. Лескова 80-90-х годов» содержит исследование критериальных признаков произведений малой эпической формы в рамках различных циклов. Выделяются следующие моменты: в циклы объединяются только произведения малой эпической формы; произведения в составе цикла сохраняют критериальные признаки жанра рассказа, тем самым объединение произведений в многокомпонентные тематические единства не приводит к разрушению признаков и доминант и детерминант жанра рассказа. Вторая глава представляет собой анализ произведений в составе различных циклов.
Третья глава — «Циклизация как структурообразующая доминанта поэтики жанра рассказа в творчестве Н.С. Лескова» представляет собой анализ эпических циклов, которые были определены самим Н.С. Лесковым. Обращение к данной теме реализует один из подходов в изучении циклов в филологической науке - исследование эпико-повествовательных циклов.
Одним из первых на стремление к циклизации в качестве признака-доминанты жанра рассказа указал Б.В. Томашевский. Он же и назвал самый простой, но в то же время распространенный прием связывания новелл в цикл -при помощи обрамления (в широком смысле через введение связующих мотивов). Как уже отмечалось, наиболее подробно теоретический аспект циклизации был освещен в работах H.H. Старыгиной (см. выше). В нашем исследовании мы постарались выявить роль тематического признака, как главного в структурно-организующем контексте, и определили характер описываемых циклов, опираясь на специфику авторского оформления циклических исследований. Подобное рассмотрение данного аспекта циклизации позволило определить продолжение литературной традиции в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов.
В Заключении подводятся итоги исследования и обобщаются выводы.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Рассказ как жанр - уникальное, сложное, надындивидуальное историческое явление, постоянно развивающееся, взаимодействующее с другими жанрами и обладающее категориальными признаками. Категориальные признаки жанра рассказа делятся на доминантные и детерминированные.
Доминантные признаки: 1) родовая характеристика; 2) повествователь-ность произведения; 3) объем произведения; 4) особый характер развязки и концовки; 5) объединение в циклы.
Детерминированные признаки: 1) контаминация сюжетной линии; 2) насыщенность событиями; 3) количество персонажей; 4) широта охвата жизнен
1 О жанровом новаторстве Н.С. Лескова писала И.В. Столярова. См.: Столярова И.В. Указ. соч. С.З.
2 Томашевский Б.В. Указ. соч. С. 196. Нам не совсем понятно, почему Л.Е. Ляпина в своей статье ссылается в качестве первого обращения к проблематике в отечественной науке на более позднюю работу Б.В. Томашевского (от 1941 г.). Ляпина Л.Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. 1998. №1. С. 170. ных явлений при их подробном рассмотрении; 5) форма изложения, повествования (от 1лица или от 3 лица); 6) изображение сформировавшихся характеров; 7) снижение роли диалогов, как средства развития событий; 8) разнообразие сюжетных вариантов; 9) близость жанра рассказа к новелле и очерку.
2) Доминантные критериальные признаки жанра рассказа идентичны признакам-доминантам жанра и критериальным признакам произведений Н.С. Лескова периода 80-х - 90-х гг. Подобное сравнение позволяет сделать вывод о том, что жанр в генетическом плане сохраняет в себе архаичные черты, свойственные древнерусской повести как пражанру в целом и определить начальную точку в эволюции жанра рассказа.
3) Совпадение критериальных признаков - доминант жанра рассказа критериальными признаками произведений Н.С. Лескова служит свидетельством того, что творчество Н.С. Лескова не является поиском новых жанровых форм или трансформацией жанра рассказа, а скорее, представляет собой один из этапов эволюции жанра рассказа. Таким образом, можно утверждать, что творчество Н.С. Лескова продолжает литературную традицию в плане стремления жанра к канонизации.
4) Одним из наиболее ярких критериальных признаков жанра рассказа в творческом наследии Н.С. Лескова указанного периода является объединение произведений в циклы. Этот признак, свойственный прозе Лескова, отражает тенденцию литературного процесса второй половины XIX века.
5) Циклы Н.С. Лескова периода 80-х - 90-х гг. можно разделить в зависимости от характера объединения произведений и времени их написания на первичные, вторичные и цикл легенд на основе древнерусского Пролога. Каждый из этих циклов имее^ свои индивидуальные особенности, но основным принципом объединения произведений в циклы является тематическое единство. Произведения в составе циклов дискретны, но в то же время они подвержены действию центростремительных сил, что выражается в единой общей теме цикла, в рамках которой реализованы индивидуальные темы рассказов.
Научно-практическая значимость нашей работы заключается в том, что
- материалы диссертации могут быть использованы в типологических исследованиях; в системных анализах; в соответствующих разделах теории литературы;
- предложенный системный подход в выделении структурообразующих признаков жанра рассказа может найти практическое применение как в вузовском (лекционные курсы, спецкурсы, семинары), так и в школьном преподавании литературы.
Апробация работы была проведена в докладах на научных конференциях (Межвузовская конференция «А.П. Гайдар и круг детского и юношеского чтения» - Арзамас, 1999), в выступлениях и обсуждениях диссертации на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского) кафедры литературы Арзамасского государственного педагогического института в 1999-2003 гг.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов XIX века"
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что систем-\ ный подход к выделению структурообразующих признаков поэтики жанра рассказа представляет собой одну из важных и малоизученных проблем в лесково-ведении.
Выделение структурообразующих признаков доминант жанра рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов XIX века пополняет представления о поэтике произведений малой эпической формы, о многообразии признаков и об их иерархической организации.
Ключевыми методологическими понятиями, характеризующими особенности поэтики произведений малой эпической формы, являются: «малая эпическая форма», «структурообразующие признаки жанра», «признаки-доминанты», «признаки-детерминанты», «генезис жанра рассказа», «эволюция жанра рассказа». Синтез этих понятий в аналитической проекции творческого наследия Н.С. Лескова 80-90-х гг. определяет собой концептуальный аспект диссертационного исследования. Предложенный системный подход через актуализацию исторического дискурса в рассмотрении поэтики жанра рассказа позволяет полнее рассмотреть связь творческого наследия Н.С. Лескова данного периода с общелитературными процессами в России последней трети XIX века. Подчеркнем, что предложенный подход дает возможность выделить важнейшие признаки поэтики жанра рассказа в творчестве Н.С. Лескова, а также сделать вывод о продолжении литературной традиции, развитии и художественном обогащении поэтики произведений малой эпической формы.
Становление жанра рассказа во многом определило поэтические особенности произведений малой эпической формы в творческом наследии Н.С. Лескова 80-90-х годов. Этот сложный процесс характеризовался постоянным авторским поиском наиболее точных определений характера своих произведений.
Это нашло свое отражение в различных подзаголовках, которые являются типическими для творчества Н.С. Лескова.
Системный подход в выделении многоуровневых структурообразующих жанровых признаков дает возможность выделить цедую группу доминант общежанрового характера, а также доминанты и детерминанты в поэтике жанра рассказа. Необходимость данного действия обусловлена тем, что жанр в генетическом плане сохраняет в себе черты архаики. В этом аспекте роль жанров для создания концепции русской литературы действительно велика. Компаративный анализ с опорой на жанровые признаки (и в широком и в узком смысле) определил ту точку отсчета, с которой начался жанр рассказа, и выявил сходные черты архаических пражанров и жанра рассказа в процессе эволюции. На наш взгляд, жанр рассказа восходит именно к древнерусской повести. В древнерусской литературе повесть являются той наиболее^общей жанровой формой, в которой перекрещиваются все повествовательные - более узкие жанры Это позволило нам спроецировать доминанты жанра на критериальные признаки (доминанты и детерминанты) жанра рассказа
Доминанты жанра Доминанты жанра рассказа
1. Принадлежность произведения к тому или иному литературному роду (лирика, эпос, драма). 2. Использование прозаической или стихотворной речи (что в свою очередь создает стихотворные или прозаические жанры). 3. Различие в объеме произведения. 1. Родовая характеристика. 2. Повествовательность произведения. 3. Объем произведения. 4. Особый характер развязки и концовки. 5. Объединение в циклы.
Детерминированные признаки жанра рассказа:
1) контаминация сюжетной линии;
2) насыщенность событиями (количество изображаемых событий);
3) количество персонажей;
4) широта охвата жизненных явлений при их подробном рассмотрении;
5) форма изложения, повествования (рассказ от первого лица или от третьего лица);
6) изображение сформировавшихся характеров (не в развитии);
7) снижение роли диалогов, как средства развития действия;
8) разнообразие сюжетных вариантов;
9) близость жанра рассказа к новелле и очерку.
Опираясь на сравнение доминант общежанровых и доминант жанра рассказа, мы выделили три основных генетических признака: объем повествования, нарративную структуру, родовую принадлежность произведения.
Понимание жанра как системной организации литературно-исторического материала, сохраняющего генетические свойства архаики пра-жанров, позволило нам произвести сравнение жанровых признаков поэтики рассказа и структурообразующих компонентов произведений Н.С. Лескова. В результате подобного проецирования обнаружилось тождество признаков-доминант в поэтике жанра рассказа и признаков-доминант в поэтике произведений малой эпической формы Н.С. Лескова 80-90-х годов. Было выделено также совпадение ряда детерминированных признаков.
Подобные факты позволили выявить характер жанровых признаков в произведениях Н.С. Лескова: они не были разрушением жанра, а оказались одним из этапов развития жанра рассказа в контексте индивидуального авторского творчества.
Н.С. Лесков в своем творчестве не разрушил жанр рассказа, он лишь привнес в него ряд авторских признаков (тезис, временная организация, особая стилистическая доминанта - сказ - и т.д.), а это свидетельствует о том, что творческое наследие Н.С. Лескова представляет собой один из этапов в развитии малой жанровой формы.
Дальнейшее многоуровневое рассмотрение признаков-доминант поэтики жанра рассказа позволило выделить характерные признаки одной из структурообразующих доминант в творчестве Н.С. Лескова — стремление к циклизации.
Циклизация в творческом наследии Н.С. Лескова не являлась особенностью авторского стиля, а была обусловлена общей тенденцией к циклизации в литературном процессе XIX века, когда в развитии рассказа сказалось стремление многих авторов, обращавшихся к этому жанру, интегрировать отдельные повествовательные единицы в целые циклы, обладавшие тематическим единством
К системообразующим факторам цикла в творческом наследии Н.С. Лескова 80-90-х годов относятся жанровый принцип и принцип тематического единства. Н.С. Лесков объединял в циклы только произведения малой эпической формы, что, на наш взгляд, дает основания говорить о жанровом принципе организации циклов. Выделение ведущих формообразующих признаков, то есть описание характера циклизации с точки зрения внешней организации циклов требует, на наш взгляд, некоторого уточнения.
Здесь мы определяем следующие положения:
1) В творчестве Н.С. Лескова присутствуют первичные и вторичные циклы.
2) В творчестве Н.С. Лескова присутствуют авторские циклы («святочные» рассказы, рассказы «кстати», рассказы о праведниках).
3) Все циклы Н.С. Лескова по-своему объединяются общностью тематики.
4) Наличие тезиса, даже при отсутствии обрамляющих мотивов, создает рамочную структуру и сужает повествовательное поле цикла, так как тезис задает тему произведения и вводит своеобразный авторский посыл, который и выполняет функцию рамки.
Системный подход в выделении структурообразующих доминат и детерминант в поэтике жанра рассказа показывает, что произведения малой эпической формы в творчестве Н.С. Лескова, при видимой дифференциации, актуализируются в пределах архетипа поэтики жанра рассказа. Это позволило выявить ряд существенных признаков внутри системы доминант.
Поэтика жанра рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов представляет собою сложную, но в то же время органичную систему структурообразующих признаков, реализованную в рамках единой идейно-художественной основы, на чем мы и акцентируем внимание в данном диссертационном исследовании.
135
Список научной литературыЖирунов, Павел Геннадьевич, диссертация по теме "Русская литература"
1. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11-ти томах / Под общей редакцией В.Г. Базанова, Б.Я. Бухштаба, А.И. Груздева, С.А. Рейсера, Б.М. Эйхенбаума. - М., 1956-1958.
2. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 12-ти томах / Составление и общая редакция В.Ю. Троицкого. М., 1989.
3. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 5-ти томах / Составление и общая редакция В.Ю. Троицкого. М., 1981.
4. Лесков Н.С. Соборяне. Захудалый род / Послесловие и примечание Б.С. Дыхановой. М., 1986.
5. Лесков Н.С. Захудалый род. Детские годы. Павлин / Составление и вступительная статья B.C. Семенова. М., 1985.
6. Лесков Н.С. Повести и рассказы / Вступительная статья и примечание Л.М. Крупчанова. М., 1981.
7. Лесков Н.С. Повести и рассказы / Составление и вступительная статья С.Ф. Дмитриенко. М., 1997.
8. Лесков Н.С. О литературе и искусстве. Л., 1984.
9. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9-ти томах. / Под ред. Н.К. Гей, В.И. Кулешова, В.Ю. Манна. -М., 1981. Т.7.
10. Бестужев (Марлинский) А.А. Ночь на корабле. Повести и рассказы. -М., 1988.
11. Горький A.M. Собрание сочинений: В 30-ти томах. М., 1953. Т.8.\
12. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-ти томах. — Л.,1973. Т.5, 6.13