автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Женщины как социокультурная группа общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Женщины как социокультурная группа общества"
государственный комитет российской федерации по высшему образованию
РОСТОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО здамеш государствшшй университет
йтециализировеяный Совет Д. 063.52.01 по философским и социологическим наукам
На правах рукописи
ПУСТОГОЛОВА Зоя Васильевна
УДК ЗЭЬ.008
КЕНЦИШ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА
09.00.11 - социальная философия
автореферат
диссертации на сокскание ученой степени кандидата философских наук
Ростоз-на-Дрну 1993
Работа выполнена на кафедре философии истории Ростовского государственного университета.
Научный, руководитель: Заслуженный деятель науки Российской
Официальные оппоненты: - доктор философских наук, профессор
Ведущая организация: С.-Петербургский институт культуры.
Защита состоится 18 февраля 1994 г. в 15.00 час. на заседании Специализированного Совета Д. 063.52.01 по философским и социологическим наукам при Ростовском государственном университете (344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 160, ИПК при Р1У, ауд. 34).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Р1У (г.Ростов-на-Дону, ул.Цушккнскал, 148).
Автореферат разослан " 19-^ г.
Ученый секретарь Специализированного Совета, доктор философских наук,
Федерация, доктор философских наук,
профессор ДАВИДОВИЧ В.Е.
КАШКИН И. И. - кандидат философских наук, доцент ШДЮРИНА Л.П.
профессор
В.И.КУРБАТОВ
общая характерлстйка работы
Актуальность темы. В наши дня социальная жизнь России пронизана острыми коллизиями, идет крутой поворот исторического развития, меняется весь строй духовных ценностей. Вместе с тем, в. глубинных слоях общественного организма по-прежнему действует, мощный ток давних традиций, обеспечивающий устойчивость я .выживаемость Отечества, возможность преодолеть все зигзага и петли прогресса. Среди этих традиций ценную значимость обретает сегодня уважение к тем ценностям жизни, которые выпестованы в непосредственном общении, в повседневности, в семье и быту, сохраняются из поколения в поколение как важнейшее условие устойчивости общества.
Теоретическая мысль не т.тожст поэтому не вглядываться пристально в эти ценности, не подвергать их тщательному анализу.Одна из таких важнейших ценностей - это социокультурный статус женщины, ее место в культуре, во всей общественной жизни. Положение женщины - ее облик в культуре, ее престиж в обществе, ее функции в социальном бытии - это один из ярких индикаторов уровня социального развития, места той или иной страны по отношению к шкале гуманистического потенциала.
Предлагаемая работа идет в русле того направления, которое в современном западном обществознании и гуманистике часто именуется тендерным исследованием. Под этим термином, еще не получившим у нас права гражданства и широкого распространения,понимает: исследования или "по женским проблемам", или иногда "исследования социального статуса личностей и групп, зависящего от их пола". Такие исследования могут проводиться в итоге социологического понятийного аппарата, исторической науки, социокультурных
характеристик.
Б предлагаемой работе дается характеристика аенщин именно . кгзк социокультурной групш;. Тккое исследование ведется на собственно фглософскоы уровне в рамках представления того среза философского знания, который именуют философией культуры.
Степень разработанности проблемы. В философских публикациях понятие социальной группы, в рамках половой принадлежности, почти не рассматривалось, а в культурологическом аспекте - вообще. Если оно к употреблялось исследователями, то, как правило, наделялось только лишь социальными функциями и значимостью в система общественного (материального и духовного) производства. 3 других случаях понятие "культура" рассматривалось часто индикаторно-социологически.как уровень образования, квалификация, эрудиция.
В самом общем смысле,, сущность социокультурных групп истолковывалось как принцип внутренней дифференциации целостной социокультурной системы, с одной стороны, а с другой - как принцип осознания и отстаивания ценностной ориентации человека. Этот принцип охватывает наиболее общие связи и отношения как в биологической, так и социальной функциях человека.
В нашем исследовании осуществлена попытка рассмотреть культуру, присущую социокультурной группе женщин, культуру» как качество и способ их деятельности. /
При написании диссертации использовались идеи, содержащиеся в работах следующих авторов:
- сопоставление культуры и целенаправленной предметной деятельности как фундаментального человеческого отношения к миру: Еатнщев Г.С., Боголюбов Е,В,, Ватин И.В., Витаньи И., Гаврплтж П.И., Давидович В.Е., Демин O.A., Эйобин Н.С., Иванов В.П., Ки-
s
селева O.A., Маркаряк Э.С., Печчеи А. и др.;
- био-социальные функции женщины. Вейнингер 0., Кид П., Конт 0., Милдь Дж.Стюарт, Морган Л.Г., Плосс Г., Прудон П.Д., Печенев 3. и др.- ;
- анализ био-погосячеетагх фуккдай Человека: Альбутанова-Славсхая К.А., Гейманс Г., Гельвеций К.А., Давиденко С.Н., Каган M.G., Канарский A.C., ЛЪкк Д., Рюриков Ю. и др.;
- публикации-, затрагивающие аспекты социально-экономической значимости женщин: Бланш С., Котляр А.Э., Панкратова М.Г., Сюллеро Э., Самохина З.В., Шашков С.С., Янкова З.А. и др.;
- общественно-политическая деятельность: Буева Л.П., Егорова H.A.', Живков Т., Мартынова Э.Н. и др.;
- этические и эстетические вида деятельности индивида как уровень его культуры: Борев Ю., Гэврилж П.И,, Гулыга A.B., Канарский A.C., Кантор K.M., Шимин Н.Д. и др.;
- вопросы морали и религия: Анисимов С.Ф., Асмус З.Ф., Васильев Э.К., Ней Э., Мегрелидзе K.P., Окулов А.Ф., Рюриков Ю., Чурсин А.И. и др.
В числе диссертационных работ, связанных с отдельными аспектами проблемы социальной значимости жснпян, можно назвать: Пономаренко Н.П. - Развитие и формирование личности женщины.Л., 1963; Андршкявичуне Я. - Социальная активность женщин и ее значение для развития личности. Минск, 1970; Юрциня А.К. -- Развитие личности женщины при социализме. Рига, 1373; Горохова Н.Д. -Особенности атеистического воспитания женщин. М., 1973; Шимин Н.Д. - Семья и личность женщины при социализме. М., 1978; Садовничая Л.И. - Изменение социального статуса женщин социалистического общества в условиях: НТР. Ростов н/Д, 1978; Famx В.А. -Личность женщины. Ростов н/Д, IS90 и др.
Теоретической и методологической основой диссертации являются проверенные мировой практикой приемы диалектического размышления,общенаучные принципы„системности, конкретного историзма.
Цель и задачи исследования. Целью работы является теоретический анализ сущности женской субкультуры как социокультурного феномена.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
- очертить цель и место женщин !сак социокультурной группы в стратификации общественной целостности;
- показать, что природао заданный половой диморфизм выступает как естественная предпосылка социокультурного статуса женщин;
- определить специфические черты женщин, взятых как социокультурная группировка в социуме;
- выявить особенности функционирования женщин в основных областях культурной деятельности.
Научная новизна :
- показано, что женщины - это социокультурная группа, занимающая особое место в стратификации общества, имеющая свою особую субкультуру, отличную от мужской;
- выявлено, что специфика женской субкультуры имеет естественные предпосылки, связанные с природно заданным половым диморфизмом, биопсихическими особенностями женской телесности;
- фиксировании специфические особенности культуры женского труда и участия женщин в общественно-политических процессах;
- охарактеризованы феминистские аспекты духовной жизни.
На защиту выносятся следую мир
положения:
— в социокулътурной стратификации общества женщины образуют отдельную социальную группу четко эмпирически фиксируемую, обладающую объективно заданными природным? характеристиками и специфическвот, собственно культурными функциями;
- на специфику культуры женщин оказывает влияние их биопсихическая организация, природные л социокультурные специфические потребности, способности и возможности;
- субкультура женщины, прежде всего, характеризуется выполнением ими незаменимой и основной генеративной функции материнства, накладывающей печать на всю их жизнь в сфере культуры, в том числе и на область общественных, семейных и интимных отношений;
- женская субкультура обусловлена психофизиологическими особенностями женской телесности и характеризуется специфическими чертами, выраженными в особых видах труда, профессиях, роде занятий, присущими, исключительно, данной социокультурной группе;
- "женский вопрос", т.е. проблема статуса женщины в обществе СУ1760 историчен и включает в себя обширный диапазон подходов: от сексуальных до высших социальных;
- в современной духовной жизни общества женская субкультура предопределена уровнем обыденного сознания и характеризует женщин, в большинстве случаев, как потребителей духовных ценностей.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Основные выводы и рекомендации могут быть использованы в_ преподавании базового курса культурологии и спецкурсов по феми-
ниотической проблематике и тендерным исследованиям.
А п роб а пия работы. Материалы диссертации докладывались на региональной научной конференции "Демократическая культура личности к коллектива" - РТУ, январь, 1990 г.; научных конференциях РАИ, на кафедре общественна* наук - февральг 1990 г. и февраль, 1991 г.; научной конференции Р1У, "Неделя науки" философского факультета Р1У - апрель, 1992 г. '
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, что составляет страниц машинописного текста и списка литературы, включающего 174 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, определяются цель и задачи диссертационного исследования, формируется научная новизна и тезисы выносимые яа защиту.
В первой главе - "1енская субкультура: понятия и перспективы" выделяется специфика женской субкультур», отличающей ее от общего поняиия "культура".
В первой параграфе - "Половой диморфизм как естественная предпосылка социокультурного статуса женщин" анализируются основные признаки в биопсихической организации, характеризующие женщину как принадлежность к определенной социальной группе.
Одна из характеристик структуры общества биологическая, т.е. деление по полу: мужчины и женщины. Разумеется, биологические функции мужчин и женщин призваны служить воспроизводству человека, но дело в том, что их анатомическая организация
также отлична. Неншинк более слабы в телесной организации. Строение и-функция органов женщины определяет ее биологическое назначение и влияет на социальное положение, задавая в известной мере процесс становления и развития ее как личности.
Диссертант исследует оту проблему комплексно с учетом деятельности обоих половых групп, но при доминирующем воздействии женского. Такой подход позволит глубже понять процесс формирования гг; развитая юс культурннх качеств, взаимосвязь и взаимообусловленность, влияние друг на друга.
Биологическая характеристика мужчин отлична от женской.Мужчина, взятый как биологический индивид по ряду параметров превосходит 'женщину в телесном развитии. Несомненно, это повлияло на его.социальный статус, создавая предпосылки на привелзтгиро-вакное положение в обществе: Однако. истоки женского порабощения, конечно, следует искать не в какой-либо "низости" мужского пола или в его эгоизме, а в развитии всей совокупности социокультурных обстоятельств и, прежде всего, экономической жизнью.
Диссертант показывает, что пол людей является важнейшим демографическим признаком. Однако, сами по себе половые различия, будучи естественными, еще не создают различий социальных и культурных. Только в соединении с классовыми и другими социальными признаками возможно выделение определенных групп людей в качестве единиц социальной и культурной стратификациги. Таким образом, кенщины являются социально-демографической группой и как элемент системы общества они тлеют сложную внутреннюю организацию. Прежде всего, это группа неоднородна по своему составу: рабочие, крестьянки, служащие и интеллигенты. Особое место занимают домохозяйки. Необходимо учитывать и семейное положение: замужняя яенщина (жена, а следовательно, мать) и незамужняя, а тс гаке со-
четаемость семейных и производственных-функций. ■
в действительности "женский вопрос" не есть часть какого-либо другого социального или культурного вопроса. сам выступает как самостоятельная, интегральная, сощокультурная проблема. Порожденная биологическими предпосылками (половой диморфизм) половая стратификация на уровне рассмотрения культурного целого позволяет выделить две основные группы; мужчины и женщины, отличающиеся по своим культурным функциям и обладающие собственной субкультурой.
Во втором параграфе - "Культура отношений мужчин и женщин: биологическое, социальное, духовное" рассматриваются факторы служащие основанием женской субкультуры в общаственно-экономических и иных социально-исторических условиях, которые определяют наличное сознание и нормы поведения.
Нравственные и моральные нормы поведения в отношениях л^уж-чин и женщин определяют уровень их культуры.
В частности, наличный уровень нравсввенного развития современного общества и конкретных личностей во многом определяет характер и содержание семейных отношений. В семье своеобразно переплетаются -естественно-биологические отношения с социальными, но определяющими являются последние. Правда, брак возникает на основе сложного комплекса различных чувств и переживаний.связанных с действием биологических побуждений, но, отнюдь, не сводится к ним. Под влиянием общественных отношений, общественного поведения природное в брачио-семейных отношениях переплетается с мотивами социального характера. Половой инстинкт у человека подчинен его тоньчайшиа психическим, моральным и эстетическим переживаниям. При этом, психика человека, его сознание в определенной мере управляют природным зовом пола.
Таким образом, диссертант делает вывод, что культура отношений мухчин к женщин - это сложный социально-психологический процесс в общении иолов. В его основе лежат биологические особенности, нравственные нормы и специфика социальной среды,определяющие уровень духовного развитая мужчин и женщин, и явлжяи-еся показателями пх культуры в целом. Причем, в отношениях полов, сочетание естественно-биологического с социальным проявляется наиболее последовательно в конкретных биосоциальных функциях именно со стороны яянщгшы, что в общем определяет уровень ее культуры; Однако, женщинам присуща установка на моногамию в большинстве культур, связанная с функцией, ттервнства и положительно влияютая на развитие моральных и нравственных нор« в отношениях полов.
В третьем параграфе - "Материнство как социокультурная функция женщины" диссертант рассматривает материнство как естественную функцию женщины, во многом определяющую и ее социокуль-гурный статус, и социальный престиж.
Материнство - это двойственное явление. Оно несет в себе 'иологическое начало - рождение и социальное - воспитание. Саш. го себе первая только лишь определяет воспроизводство поколений ¡, ни в коей мере, не влияет на уровень культуры. Социальное в человеке задается биологическим. .Материнство - биологическая гункция (рождение) сменяется впоследствии социально-биологичес-:ой (рождение и воспитание). Только последнее оказывает опреде-яицее влияние на уровень формирующейся культуры.
Если же рассмотреть социальную функцию материнство так дея-ельность, то мы определяем в ней отношения матеря и ребенка. На ервый взгляд, это предельно узкий круг общения и, казалось бы, ет никаких проблем и загадок в передаче культурных ценностей
(имеется в виду духовная культура) от одного ипажвида к другому,
Человзк, будучи продукте« общественных отношений:, с момент; вступления в виэвь общается с различными окружающими его индивидами. Еа первом этапе своей жизни это, как правило, общение с матерью. Начальный этап его проходит под влиянием вроаденннг инстинктов. Впссладствш формируются к развиваются приобретенные навыки, которые тоже, в первую очередь, заззеят от матери. Это проявляется в режиме кордления, особенностях прогулок с рябен-' ком н общения в целом. Вое зто определяет привычки, настроение, формирование потребностей. И уже в данный момент жизни ребенка в него закладывается элементы культуры, носителем ко торах является мать. Непосредственный, интимно-близкий, телесно-даховяай контакт с матерью определяет и сознание ребенка. Среда, в которой он находится иа начальном этапе его жизни - это ссмья, а точнее, полоаенев н отношение ьктери в семье. Отношения в сете перенимаются ребенком. Его единственное восприятие - это строгая градация "хорошо" ели аплохо", различение атмосферы "радости" еле "огорчения". Он ездит мир глазами родителей, оценивает ситуацию их мыслями, в поведении п поступках пытается подражать им.
Диссертант заключает: Материнство, в аспекте социокультурной значимости, определяет женщину как создателя новых поколений людей, носителя этических и эстетических норм, моральных, нравственных и гуманистических принципов, необходимых дая становления и развития человека как личности, формирования его жизненных установок.
Во второй главе - "Труд и общественная деятельность в женской субкультуре" рассматривается трудовая (в сфере производства е быта) и общественная виды деятельности. Определяются черты
к качества свойственные только лииь женской половине обществ:-.,
определяя специфику их субкультуры,-------- ------------------------
В огзо;.; параграйе - "Ееисдана и производство" проанализирована сузгнссть культур' аепского труда в сфере производства, выявлена специфика и социальная значимость.
Признавая прогрессивное аиачекие труда женщин, следует поикать, что форма их участия в труде отличается от аналогичной дс-лмл£»госгл ьуамин. Ото обменяется «о^огкчтт^т огооенностя?.гтг женского организма, выполнением социальной функции г/ятерпкства и особенностями домашней хозяйки*
Трудовое сообщество оказывает большое влияние ка формирование духовно-нравственного дара в целом, я женщины в частности. В кем нен-жнн реализует важнейшую потребность человека в социальном с&опда, самоутверждаются как личное?]». Тнкил- г.^розом.лктиэ-ное участие в производственном труде - основное и непременное условие формирования культурных качеств женщин. В ст?язи с этда возникают две вмамосвязамие задачи: вовлечение трудоспособных кен-лгаг з сферу материального к духовного производства я такое использование иг труда, которое в наибольшей степени отвечало бы способностям, склонностям и йязическим возможностям, не затрудни при »том выполнение же. материнских л семейных фикций.
Необходимо помнить, что женский организм в определенном отношении менее физически силен в сравнении с мужским, быстрее изнашивается. Поэтому при организации венского труда предпочтение следует отдавать творческой деятельности женютнк, способствующей полноценном? развитию ее физического потенциала, а так яе интеллектуального.
Помимо физического аспекта, при различении женского и мужского труда, существует и этический момент. В современном произ-
водстве именно это обстоятельство недостаточно полно учитывается, так как существует явный разрыв между технико-экономическим развитием производства и его этико-социальным уровнем. Этот разрыв проявляется и по "горизонтали" в общении рабочих и работниц, и по "вертикали" в отношениях между администрацией и рабочими.
Поскольку женщина по своей натуре, в первую очередь, эмоди-ональна, а лишь затем - рациональна, ее поступки, навыки подчас в процессе деятельности обретает характер яркого выражения чувств. Поэтому необходимо создать условия, отвечающие ее природе: углублять знания и чувства, не иссушать жизнь эмоций. Определенный эмоциональный настрой женщины активизирует ее возможности и способности к творческой, преобразовательной деятельное- • ти. Это и есть эстетический элемент в культуре общественно-производственной деятельности.
Диссертант делает вывод, что в сфере всеобщего труда правомерно выделение субкультуры женского труда, особенности трудовой карьеры женщин, связанные с материнством, запрет на вовлечение женщин в рабочие сферы с повышенной опасностью. Женская трудовая субкультура в определенной мере отражает и особенности психофи- ^ зиологической организации женщин: эмоциональность, скрупулезность и т.п. Все это в совокупносии образует ряд моментов, отличающих облик женщин как участников трудового процесса от мужчин.
Во втором параграфе - "Культура бытового труда" выявлена специфика домашнего труда, так как личная судьба женщин с ним накрепко связана.
Домашний труд, как и любой другой, есть предметно-практическая деятельность, уровень культуры которой определяет способ реализации его возможностей. При характеристике домашнего труда следует учитывать реальные возможности наличной социальной сис-
темы, обращая при этом внимание на уровень развития производства, глубину вхокдения в быт достижений НТП, которые обуславливают и характер, собственно, домашней занятости. Важно отметить техническое обеспечение домашнего труда в целях сокращения затрат времени ка его выполнение.
В целях наиболее эффективной организации труда, в помощь женщинам издаются различные методические пособия и рекомендации по ведению домашнего хозяйства. Это позволяет женщине творчески относиться к проблемам быта, расширяет ее кругозор при выполнении различных домашних работ и, саше главное, дает возможность рационально использовать свой потенциал. Эстетически оформлений интерьер квартиры, соблюдение санитарных норм и т.п., создаст условия "домашнего уюта", что является немаловажным фактором, юложитслъко влияющим на общее состояние человека и, прежде все-X), на нервную систему. Восстановление затраченного в сфере общественного производства физического потенциала индивиде происходит, как правило, в сфере семейно-бытовых отношений. Следова-'ельно, окружающие нас бытовые, эстетически оформленные условия [е "только снимают стрессовое состояние и физическую усталость, [риводят в соответствие нервную систему, но и позволяют организ-¡у получить новый заряд энергии.
Потребность в организации быта стимулирует деятельность :енпдая, которая впоследствии обеспечивает км необходимые' усло-ия вне сферы производства. Стремление к совершенству, созданию рекрасного и понимание красоты, отражаются в сознании, выступа-, т как мотив и побуждение, и тем самым порождают интерес к дея-ельности в условиях быта как необходимой.
В третьем параграфе - "Женщины и общественно-политическая /льтура" рассматриваются вопросы связанные с изучением специ-
фических особенностей, потребностей, интересов и характерных черт сознания, проявляюишхея при включении,женщин в общественно-политическую деятельность как показатель уровня культуры.
Важнейшим компонентом жизнедеятельности женщин, принципиальным показателем их социальной зрелости, одним из критериев развития их личности является участие в формировании гражданского общества, в современном политическом процессе. Общественно-политическая активность женщин Бнступает и как одна из характеристик социального равенства, и как одно из непременных условий его упрочения. Для современной женщины характерно массовое и энергичное включение в дела государства и общества. Сегодня изменяются и сами женщины, трансформируется понимание ими целей и смысла жизни, серьезной перестройке подвергается их отношение к миру общественности, политической реальности.
Личность совершает те или иные поступки и оценивает свое поведение с точки зрения только тех социальных ценностей, принципов и норм, которые из области общественного сознания перешли в ее индивидуальное сознание, т.е. осознались ею как необходимые, целесообразные и полезные для себя. Этот процесс .не изменяет природу интереса, но объективно существующий интерес, отраженный в сознании, и выступающий как мотив и побуждение действовать конкретно, и действительный интерес не всегда совпадают в своих границах.
Социальный нормы, наиболее действенны и эффективны лишь тогда, когда они становятся компонентом индивидуального сознания человека, отражают его потребности и интересы. В этом случае, речь мог.ет идти о саморегуляции и самоконтроле за своим поведением, что л ыяется необходимым условием общественно-политической деятельности. . ■
Общественно-политическая деятельность основывается на обыденном или концептуальном осмыслении действительности,-на основе осознания овоих социокультурных интересов и идеалов, понимания правовых и нравственных норм, социальных приоритетов и гуманистических ценностей.
Поведение и сознание женщины зависят не только от общественных отношений в целом, но и от особенностей ее жизнедеятельности, характера социальной микросреды, от жизненной ситуации, наконец, ' от способностей восприятия реальной обстановки и иерархии духовных ценностей. Именно эта двойная детерминация предопределяет наличие двух уровней и двух типов поведения - более активного и менее активного. Между их элементами могут возникать, я в реальной жизни действительно возникают и соответствия, и противоречия, н гармония^ и конфликты.
В результате диссертант делает вывод, что чувство собственного достоинства, усиливающееся стремление влиять на ход общественного развития, непринятие роли пассивного "объекта" социального управления и политического манипулирования; непременно сочетающиеся с интеллектуальными способностями, уровнем образования, характеризуют общественно-политическую деятельность женщин как элемент их духовной культуры.
В третьей главе - "Женщины и духовная культура" проводится комплексный анализ всех видов деятельности женщин в духовной сфере, а так же выявляются их роль, место и специфика в ней; включая и религию,
В первом параграфа - "Специфика духовной жизни женщины" выявляется специфика женской субкультуры.
Будучи одного рода и вида, имеющие одну социальную сущность, женщины и мужчины наделены одинаковыми познавательными и творчес-
кими способностями. Однако, особенности полов, необходимые для продолжения рода ославляют некоторые существенные следы в познавательной деятельности, делая ее специфичной»
История человечества шла таким путем, на котором тысячелетиями женщину отчуждали от целенаправленной профессионально-познавательной деятельности. Мужской пол, так сказать, присваивал себе способности, производительную силу и саму жизнь женского пола. В результате извращались биологические и социальные отношения полов.
Природный дар, которым наделена женщина - повышенная эмоциональность, обостренная чувствительность, впечатлительность и т.д. Это те самые психические свойства, которые позволяют тоньше и чувственней, глубже и шире понять красоту окружающего мира. Во взаимосвязи с талантом и способностями~они создают ту неповторимую индивидуальность, которая придает духовному производству изящество и блеск. Женская интуиция, изящество и острота чувственного восприятия заявляют о себе во всех видах искусства, в которых возможно реальное воспроизводство душевного состояния творца. Это, как правило, все области искусства и литературы.
Во втором параграфе - "Женская субкультура и искусство" определяется роль и место искусства в жизни женщины.
Являясь и субъектом и объектом искусства, женщина двойственно реализует свой творческий потенциал. Она принимает непосредственное участие в создании качественно новых ценностей.модернизирует уже имеющиеся, реализует свои возможности и способности. Это раскрывает,ее способности оперировать теми чувствен-я умозрительными образами, которые организуют поведение вне ¡'окусства. Таким образом, можно представить уникальность
актов познания искусства в отличие от других форм отображения действительности. К прибору, для построения.художественного.образа используются заданные социально историческим развитием культура знаковые, овладение которым? требует особых способностей, умений, навыков, определяемых психикой. Применяя знаковые средства, женщина создает произведения искусства, зарождающиеся в структуре ее психика в виде замысла, яредполагаадзго опредмечивание .
Поскольку -деятельность в далном случае основывается на психической организации, то следует отметить, что женщина способна острее и тоньше понять гармонию символов, наполнить свой замысел более ярким и глубоким содержанием, выразительными формами. Реализация же образов охватывает не только чувственно-эмоциональные возможности, но и способности их выражения в различных форлах, выраженные такими характеристиками, как талант. Здесь правомерно сказать об эстетических ценностях, не зависящих от нее.
Многообразна и противоречива жизнь. И многообразно и противоречиво представлена в искусстве жизнь женской половины рода *еловеческого со светом и тьмой, со взлетом и падением. В культуре человеческой все, что связано с судьбой женской - ото действительно может быть охарактеризованно как своего рода женская субкультура.
В третьем параграфе - "Женская субкультура и религия" вняв-шется значимость религии в жизни женщины. Диссертант отмечает, ¡то религиозность женщины имеет свою специфику, определенные от-[ичия от религиозности вообще.
Лдя полного представления о специфике восприятия религии менно женщинам!, недостаточно ограничиваться биопсихическими
свойствами. Здесь необходимо учитывать и социальную среду, в которой находятся женщины и их социальный статус.
Будучи элементов культуры, религия заключает в себе противоречивость собственного отношения к культуре, взятой как целостность, .выражающейся в том, что с одной стороны, религия несомненно есть проявление собственно человеческого, а с другой, она сковывает и'сдерживает его развитие.
Вылившись в особую форму общественного сознания религия на протяжении многих веков непрерывно внушала отрицательное и даже враждебное отношение к женщине, принуждая ее этим к покорности, в общем, определяя ее социальный статус.
Женщине по своему психическому складу свойственно переносить чувственно-эмоциональные переживания в образ идеального, отражать свой жизненный идеал как источник утешения. Это вызвано- ее специфическими потребностями, в определенной мере независимым от желания. ..
Религиозные -чувства могут становиться своеобразной психологической опорой для встревоженного женского воображения. Психологи давно обратили внимание на то, что психофизиологическая сущность молитвы, заклинания, заговора совпадает с формулами лечебного "самовнушения. Именно формулы лечебного самоуспокоения раскрывают механизмы самовнушения человека при помощи религиозного обряда, действия дающего иллюзию реального результата. А как известно, в силу своей биопсихической организации женщины более подвержены воздействию внушения извне, и менее самовнушению, поскольку последнее есть результат превосходства разума над чувствами, что не свойственно женщине, тогда как самовнушение -подчинение психики индивида разуму. Из-за превосходства' эмоционального над рациональным у женщин самовнушение подменяется, .
как уже было отмечено, страхом,
-------Диссертант считает, что преобладание чувственно-эмоционального над рациональным, одно кз весомых обстоятельств тяготения женщин к религиозным верованиям.
В заключении - подводятся итоги исследования, делаются вывода, определяются возможное™ для дальнейшей разработки проблемы.
По теме диссертации опубликованы сладузидив работы азгора:
1. Как решать "женский вопрос"? // Вестник партийного активиста. 1989, й 32. С.11-14. 0,4 п.л.
2. Некоторые аспекты общественно-политической активности личности // Тезисы доклада научно-технической конференции РАИ. Февраль, 1990. 0,1 п.л.
3. Все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову // Вестник партийного активиста. 1990, .№ 15. С.8-10.
3 п.л.
4. Сущность культуры индивида: взаимообусловленность биологического и социального // Тезисы доклада научно-технической конференции РАИ. Февраль, 1991. 0,1 п.л.
5. Потребности и интересы как факторы формирования демократической культуры // Демократическая культура личности и коллектива. Ростов н/Д, 1991. С.79-84. 0,4 п.л.
. 6. Женщины и духовная культура. ИШ0Н РАН. Деп. № 48322 . от 14 июля 1993 г. 1,0 п.л. ~ ''