автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Житие и устав Св. Корнилия Комельского как исторический источник

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Сергеев, Алексей Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Житие и устав Св. Корнилия Комельского как исторический источник'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Сергеев, Алексей Геннадьевич

Обзор историографии

Глава 1. Житие св. Корнилия Комелъского

1. Рукописная традиция Жития св. Корнилия Комелъского

2. Время и обстоятельства написания Жития св. Корнилия

3. Литературные источники Жития

Глава 2. Устав св. Корнилия Комелъского.

1. Рукописная традиция Устава, структура и время написания памятника

2. Источники Устава

Глава 3. Источники: по истории Корнилиево-Комельского монастыря в XVI ХУН вв.

1 .Сопоставление известий Жития с другими источниками. 2. Библиотека Корнилиево-Комельского монастыря. Проблемы реконструкции Заключение

Археографический обзор Опубликованные источники Использованная литература Список шифров использованных рукописей Список сокращений Альбомы филиграней

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Сергеев, Алексей Геннадьевич

Настоящая работа посвящена анализу Жития св. Корнилия Комельского, составленному последним Уставу, а также другим источникам по ранней истории Корнилиево-Комельского монастыря. Св. Корыилий (ок. 1456-1538 гг.) в начале XVI в. основал на юге Вологодского края монастырь во имя Введения Пресвятой Богородицы. Монастырь при жизни св. Корнилия, был важным духовным центром: среди учеников св. Корнилия известно 8 святых.1 В истории русской церкви послемонгольского периода это сопоставимо лишь с Лаврой св. Сергия Радонежского. История Корнилиево-Комельского монастыря в первую половину XVI в., то есть в период расцвета Корнильевской обители — весьма интересный объект для исследования. Время деятельности св. Корнилия приходится на конец XV - первую треть XVI в., которые в истории религиозной жизни Московского государства были временем "еретической бури" и последовавшего за ней противостояния направлений "нестяжателей" и "иосифлян". На фоне этих событий фигура св. Корнилия - автора одного из немногих дошедших до нас древнерусских монастырских уставов, главы целой иноческой школы, представляет чрезвычайный интерес. Немаловажно, что при изучении истории Корнилиево-Комельского монастыря в первой половине XVI в. возможно сопоставление и взаимопроверка документальных и нарративных источников.

1 Некоторые из учеников св. Корнилия были канонизированы еще в XVII в. (святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Иранский), другие на протяжении XVIII-XIX вв. почитались как местные угодники и были канонизированы уже в XX в. (Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский. Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский).

Почитание св. Корнилия началось сразу же после его смерти, и, хотя канонизация его произошла только на соборе 1600 г.,1 память св. Корнилия помещалась в святцы начиная с третьей четверти XVI в.

Одним из основных источников является Житие св. Корнилия. Это Житие до настоящего времени специально не изучалось, хотя начиная с В. О, Ключевского3 в исследовательской литературе неоднократно отмечались достоинства названного памятника как исторического источника. Житие выгодно отличается от большей части древнерусских агиографических произведений тем, что его сведения могут быть проверены показаниями целого ряда независимых источников; однако литературная канва Жития во многом является традиционной. Написанный св. Корнилием Комельским Устав является одним из немногих уставов основателей древнерусских монастырей, дошедших до наших дней. В данной работе рассматриваются списки Жития и Устава из библиотек и архивов Москвы (РГБ, ГИМ, РГАДА), С-Петербурга (РНБ, БАЫ, СПбФИРИ РАН), краеведческих музеев Владимира, Вологды, Новгорода.

1 Годубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М, 1903 (репринтное изд.: М., 1998). С. 120-121.

Память св. Корнилия, иногда с краткой биографической справкой, встречается в святцах XVII XVI11 вв. нерегулярно, и рассмотрение причин этого выходит за рамки моей работы. Память св. Корнилия имеется и в "Книге глаголемой описание российских святых1' - см.: Книга глаголемая описание о российских святых М., 1887 (репринтное изд.: М„ 1995). С. 116-117.

3 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 (репринтное издание: М., 1988). С. 304 (далее -Ключевский В. О. Древнерусские жития).

Помимо нескольких редакций Жития (в одну из них вошло Похвальное слово св. Корнилию), известен целый комплекс богослужебных текстов: краткая служба (тропарь и кондак), развернутая служба, состоящая из стихир и канона, на великой вечерне. По некоторым рукописям известны также служба на малой вечерне, служба на перенесение мощей и несколько молитв св. Корнилию.1 Сравнительно поздно, вероятно, в XIX в., был составлен Акафист св. Корнилию2.

Интересный и своеобразный источник представляют сохранившиеся рукописные книги созданные в Корннлиево-Комельском монастыре, а также рукописи, входившие в состав монастырской библиотеки. Этот источник позволяет обозначить круг чтения корншшевской братии, определить их читательские интересы. Кодикологическое исследование рукописей, созданных в монастырском скриптории, освещает его связи с другими книгописными центрами.

От периода XVI -XVII веков сохранился комплекс актов Корнилиево-Комельского монастыря, а также Приходо-расходная книга 1576-78 гг., Отписные книги XVII в., монастырский Синодик в списке второй четверти XV II в.

Некоторые любопытные сведения по истории монастыря содержатся в житиях учеников св. Корни лия: св. Геннадия Костромского, св. Кирилла Новое зерского, св. Адриана Пошехонского и св. Иродиона Илоезерского.

1 Этот комплекс памятников, заслуживающий отдельного исследования, в настоящей работе привлекается минимально — прежде всего при изучении этапов развития почитания св. Корнилия и для уточнения датировки разных редакций Жития. у

См., например: Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Корнилию игумену Вологодскому. М., 1894.

В работе были поставлены следующие задачи:

1) уточнение времени и обстоятельств написания Жития и выявление истории его текста на протяжении XVI—XIX вв.

2) Определение степени зависимости Жития от более ранних памятников древнерусской агиографии.

3) Анализ Устава св. Корнилия Комельского; выявление его источников и сопоставление памятника с аналогичными монастырскими уставами

4) Проверка фактического содержания Жития путем сравнения его с другими источниками.

5) Анализ книгописной и книгособирательской деятельности Корнилиево-Комельскош монастыря

6) Рассмотрение вопроса о ценности Жития и Устава как исторического источника,

Диссертация состоит из введения, обзора историографии и трех глав. В приложениях помещен археографический обзор списков Жития св. Корнилия Комельского и две публикации: грамоты великого князя Василия III Корнилиево-Комельскому монастырю и ранняя редакция Жития св. Корнилия Комельского.

 

Список научной литературыСергеев, Алексей Геннадьевич, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. Ключевский В. О. Древнерусские жития . С. 304.Кадлубовский А. П. Очерки. С. 297.Будовниц И. У. Монастыри. С. 280-293.

2. Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998.

3. В списке из собр. Перетца это слово отсутствует, восстановлено по другим спискам.

4. Украинская Т.Н. Житие Димитрия Прилуцкого памятник вологодской агиографии // Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования. Л., 1980. С. 24.

5. Атрибуции, приводимые для этих знаков Т. Н. Украинской, неверны.3 №№ 1806, 1807 взяты из рукописи РГБ, собр. ОИДР №28, точность ее датирующей записи нуждается в серьезной проверке.

6. Амвросий. История. С. 662.

7. Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 95 101.

8. Лурье Я. С. Устав. С. 255.

9. Цит. по изд.: ВМЧ. Сентябрь. Дни 1- 15. СПб., 1868. Стб. 499566.

10. Рукопись РНБ, Соловецкое собр., № 326/346, была дана вкладом в Иосифо-Волоколамский монастырь Нилом Полевым в 1514 г.

11. ПСРД, М.; Л., 1959. Т. 26. С. 318.

12. АСВР. М., 1952. Т. 1. № 487. С. 367.

13. ВМЧ, сентябрь, дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 551.

14. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в Х1У-ХУ1 вв. М„ 1966. С. .

15. Понырко Н. В. Корнилий Комельский. С. 489.

16. Оригинал РНБ, ОСАГ, оп.1, № 102; копия - РГБ, ф. 256 (собр. Н.П.Румянцева), № 53, л.3-5.2 Городок, С. 156-157.

17. Каштанов С. М. Из истории русского средневекового источника. Акты Х-ХУ1 вв. М„ 1996. С. 141-143.2 Там же. С. 143-145.3 АЮ. № 78.

18. БАН, собр. Археографической комиссии, № 6, л. 1-1 об.

19. Дробленкова Н. Ф. Мигрофан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 352-354.

20. РНБ, Г.1.894, л. 508-508 об.

21. РНБ, собр. М. П. Погодина, № 708, л. 16 об,-17.

22. РЫБ, КБ 28/1267, л. 21 об.-22.

23. Ср.: ПСРЛ. М., 1959. Т. 26. С. 313. Это известие имеется также в Холмогорской летописи (ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33. С. 136 вероятно, заимствовано из Вологодско-Пермской летописи).

24. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 155.

25. Мань ков А. Г. Цены и их движение в русском государстве XVI в. М.; Л., 1951. С. 104.

26. Ключевский В. О. Неизданные произведения. М.,

27. Луппов С. П. Книга в России в XVII в. Л., 1970. С. 155-156.

28. Ундольский В. М. Опись книгам в степенных монастырях находившимся, составленная в XVII в. // ЧОИДР. 1848 (Год 3). № 6. Ч.1.. С. 24.

29. Городок на московской дороге. С. 154.

30. Ундольский В. М. Опись книгам. С. 24.

31. Черторицкая Т. В. Рай // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 307-309.

32. См.: Буланина Г. В. Силуан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 321-323.

33. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1900. Т. П. Ч. 1,С. 832.2РИБ. СПб., 1878, Т. 4, Стб. 1440; ААЭ. СПб., 1836, Т. 1, С. 252.

34. Городок на московской дороге. С. 130- 169.

35. Судаков Г.В. Монастырские описи XVII века. С. 42.

36. Впрочем, в литературе встречаются и другие цифры: так, С. П. Луппов приводит данные, что в 1676 г. в монастыре было 360 книг, из них 199 рукописей Луппов С. П. Книга в России в XVII в. С. 156— 157.

37. РНБ, Р.IV.748, л. 10-11, 30-32 об.

38. Каган М. Д. История библиотеки Ферапонтова монастыря. С. 109.

39. В Порфирьевой пустыни была также переписана РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 250/507, Часовник и святцы, записи с датами 7005Шесть рукописей из числа рассматриваемых имеют записи о вкладе в Корнилиев монастырь, привожу их краткий перечень:

40. Приписка приведена в издании: Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие. И. А. Вахрамееву. Сергиев Посад, 1892. Вып. III. С. 60-61.

41. ВОКМ, инв. № 7293. Ирмологий и Октоих, начало XVI в. 8о, 333 л. Л. 1-15 запись XVI - XVII вв.: "А сию книгу / Ерьмол / дал / в Ведению Пречестной / Корнильев монастырь / чернец Макар / Корнильевской / постриженик".2

42. ВОКМ, инв. №2131. Сборник богослужебных песнопений. Сер.XVII в. На л. 1- 97 запись: "Лета 7177 году ноября в 3 дал сию книгу в дом Введения Богородицы и чудотворцу Корнилию стихирартъ имея в

43. Запись на этом листе сделана на вклейке, но почерк тот же, что и в остальной ее части.

44. ВОКМ, № 2008, 2 четв. XVII в., л. 196 об,-197. Среди родов, занесенных в синодик, поминание рода старца Иева по объему едва ли не самое большое.

45. Л. В. Тиганова предположила, что эта рукопись могла находиться в монастыре уже при св. Корнилии, однако при этом дата его смерти приведена в ее статье неверно: 1573 вместо 1538 г. см.: Тиганова Л. В. Подготовка каталога-справочника. С. 156.

46. Введена в научный оборот Л. В. Титановой, см. там же.

47. Благодарю А. В. Питана за указание на эту рукопись.

48. См.: Дмитриева Р. П. "О преставлении старца Антония Галичанина" // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 149.

49. См.: Пигин A.B. К изучению Повести о видении Антония Галичанина (неизвестный автограф Досифея Топоркова) // Лингвистическое источниковедение. М. (в печати).

50. РГБ, ф. 98 № 73, XVII в., л. 362 об.-365 об.Вторая проложная редакция

51. НБУВ, Мак/ГО0. Сборник второй четв. XVII в., л. 79 об-85 -проложная редакция жития Корнилия Комельского.

52. РГБ, ф. 199 (собр. Никифорова), № 328, кон. ХУЛ в.-нач. XVIII в.

53. НБУВ, собрание Цер ковно-археологического музея, ДА №722, ч. XL1II. Редакция с чудом 1651 г. Копия XIX в. с рукописи XVIII в.