автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
А. Коббэн и развитие "социальной истории" в английской историографии в 60-80- гг. XX в.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Отраднов, Александр Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'А. Коббэн и развитие "социальной истории" в английской историографии в 60-80- гг. XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "А. Коббэн и развитие "социальной истории" в английской историографии в 60-80- гг. XX в."

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

на правах рукописи

ОТРАЛНОВ Александр Михайлович

А.КОББЭН И РАЗВИТИЕ "СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" В АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ В 60-80 гг. XX в.

07.00.09. - историография, источниковедение и методы исследования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА - 1992"

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Пензенского государственного педагогического института им. В.Г.Белинского.

Научный руководитель - доктор исторических наук

Н.И.Смоленский.

Официальные оппоненты - д.и.н. В.И.Овсянников,

к.и.н. Й.В.Бушшн.

Ведущая организация - Казанский государственный

университет.

Зашита состоится "/£?" Г у 1992 г- на заседании Специализированного совета К 113.II.03. Московского педагогического университета / 107005. Москва, ул. Ф.Энгельса, д. 21а/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета / Москва, ул. Радио, д. 10а /.

Ученый секретарь' Специализированного совета

кандидат исторических —В.С.БелявскиЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изучение взглядов ведущих представителей немарксистской историографии всегда являлось-одной из центральных задач советской историографической науки. Характерной чертой современного состояния историографии, переживаадей новый этап своего развития, становится тлиель о невозможности плодотворного научного движения вперед вне рамок достижений зарубежной исторической науки. Уровень состояния отечественной историографии и уровень, достигнутый з других национальных историографиях, заставляет критически взлянуть на пройденный путь я по-новому оценить традиционное противоборство марксистской и немарксистской исторической науки. Общей мыслью среди советских историков становится та, что "... в переосмыслении нуждаются сами подходы к освещению Западной историографии. Не конфронтация, а стремление к диалогу и воссоздание объективной картины ее развития с присущими ему закономерностями и должны составлять его сущностное содержание"?

Творчество конкретных ученых аккумулирует в себе сущностные идеи и характерные закономерности становления ч развития национальных историография, исследование которых традиционно было задачей отечественной науки. Современное состояние последней диктует поиск, новых, нередко нетрадиционных путей в этом направлении. Под новым углом зрения, в духе нового исторического мышления мы я подходим к исследованию как творчества А.КоОбэва, так ;й некоторых актуальных проблем современной английской историографии.

Прошлэтом нашего исследования являются исторкчаские воззрения одного из видных представителей британской исторической науки XX столетия - А.Коббэна. Выбор этой темы обуславливается рядом факторов. Во-первых, творчество А.КссЗбэка как одного из выдающихся историков Англия нашего столетия имеет несомненную значимость., что предполагает необходимость попипга системного исследования мысли ученого.

I- Б.Г.Могияьницкий. К вопросу о теоретико-методологических основах немарксистской историографии // Современная зарубежная немарксистская историография. - М.: Наука, 1989. - С.7.

Второе. Научный путь А.Коббэна во многом отражает общие тенденции развития современной британской немарксистской историографии, что проявилось в его активном участии в выработк концепции "новых путей" английского историзма, а также формировании теоретических оснований целостного направления, известного как "социальная история".

"Социальная история** в настоящее время является одним из влиятельных направлений немарксистской историографии в целом. Проблемы "социальной истории" рассматривались в качестве одной из основных методологических тем на XVII Международном Конгрессе исторических наук в Мадриде. Становление "социальной истории" в Великобритании на рубеже 50-60-х годов связано как с широкими, общественными процессами, так и с общим ходом развития немарксистской науки. Наиболее мощным научным фактором, обусловившим становление и развитие "социальной истории", являлась идея создания комплексной исторической науки на основе синтеза собственно исторического знания и достижений социальных наук, в первую очередь - социологии. Врамках означенной тенденции эволюционировала и научная направленность А.КоОбэна, что нашло отражение в формировании им и его учениками концепции "новой исторической науки" и ^ разнообразны конкретно-исторических исследованиях, имевших социальную направленность и цредметно и методологически. Ведущей областью исследований в рамках "новых путей", стала "социальная астория". Последняя рассматривается многими зарубежными и отечественными учеными в качестве приоритетного направления в общей струе современного немарксистского исторического знания. Понятие "социальной истории" носит многоплановый характер, что отражает реальную специфику различных направлений и новейших тенденций ее развития. Поэтому, углубляя понятие "социальной истории", мы избрали цредметом анализа теоретико-методологические воззрения конкретного ученого и его продолжателей, воззрения, которые во многом формируют', теоретический .рстов одного из направлений британского социоисторизма. Ориентированность на изучение творчества А.Коббэна важна, на наш взгляд, вше и тем, что дозволяет в определенной степени вскрыть механизм синтеза методологии и

техники конкретно-исторических исследований, последние в данном случае представлены работами как самого А.Коббэна, так и его последователей не только в Британии, но и за океаном, по' проблемам социальной истории Франции и социальной интерпретации Великой французской революции.

В последние три десятилетия проблемы развития "социальной истории" являются одними из наиболее обсуждающихся в немарксистской теоретической историографии. В центре дискуссий лежат как вопросы о предметных границах "социальной истории", так и о методологическом багаже последней. Методологическая система еоциоисториэма в процессе своего развития претерпевает заметные изменения и стимулирует появление новых тенденций, что вызывает необходимость анализа этих явлений и факторов означенных изменений. В частности, английские авторы раньше других подвергли всестороннему анализу проблему междисциплинарного синтеза / в приложении к "социальной истории" - социологического подхода / и поставили вопрос об оптимальных пределах и средствах сближения истории и социологии. Немаловажной и заслуживающей серьезного внимания стала проблема логических форм сошгоисторизма, в первую очередь - исторических понятий и исторического вокабуляра в целом / проблема оформилась в рамках поиска новых теоретических путей а попыток придания "социальной цстории" статуса методологической основы /. Многие отправные точки к постановке названных проблем в английской историографии восходят к творчеству-А.КоОбэна.

Изучение лпчпаетн историка предполагает обязательном условием целостное и системное исследование его исторических воззрений. Поэтому не представляется возможным обойти внешнпсм творчество А.Коббэна как последователя общественной мысли XVIII столетия. Английский ученый, на наш вэляд, а на этой стезе являлся одним яэ оригинальных мыслителей XX столетия, ейо в центре его Еншания находятся не' только сами идеи-, но и процессы изменения самой реальности, происходящие под воздействием тех или иных идеологических систем. Такой асследовательский подход является целинным полем деятельности пая историков я имеет несомненные рациональные зерна, в том числе - в стремления рассмотреть во-

площение той или иной идеи в исторической практике народов. В этой связи логический аппарат философской системы А.Коббэна заслуживает самого серьезного витания.

Все это опеределяет актуальность избранной темы.

Цель и задачи работы. Цель нашего исследования заключается в анализе исторических воззрений А.Коббэна и во многом связанных с его именем теоретических проблем современной "социальной истории" в английской немарксистской историографии. В этой связи необходимо выяснить ведущие предметные сферы исследовательских интересов английского ученого, выявить философские и методологические принципы, лежащие в основе его исторического мышления, лстоки политической философии и содержательный аспект категориального аппарата, последней, существенно детерминирующий научно-исследовательскую направленность творчества А.КоООэна. в целом. Вторая структурная часть исследования ставит задачей определение понятия и предмета "социальной истории" как в интерпретации Коббэна, так и в современной британской историографии в целом; выявление факторов, влиявших и продолжающих оказывать воздействие на развитие методологических проблем сопиоисторизш; выяснение конкретных направлений и методов реализации концепции-мекдисциплинарного синтеза, оформившейся применительно к "социальной истории" в качестве социологического подхода; анализ некоторых сторон проблемы логических форм "социальной истории", а также определенных аспектов реализации методологических установок социоисторизма в практике конкретно-исторических исследований.

В соответствии с этими целями необходимо проанализировать взгляды А.Коббэна и представителей созданного им направления "социальной истории", воззрения ученых, подходы которых к проблемам сопиоисторйзма носят в той или иной степени отличный от коббэновского понимания характер, выделить основные - для самих английских авторов - аспекты современного состояния проблем "социальной истории", проследить новейшие тенденции, оказывающие влияние на подходы английских немарксистских авторов к рассматриваемым вопросам.

Л

При изучении политико-философского аспекта мысли А.Коббэна необходимым условием является обращение к теоретическому наследию XVIII столетия, ставшего важнейшим истоком ч' компонентом мировоззренческих и философских позиций английского ученого.

Хронологические рамки исследования теоретических аспектов "социальной истории" ограничены 60-ми - 80-ми годами нынешнего столетия. В отечественной историографии этот период рассматривается как время методологических споров, становления и дальнейшего развития новых структурных областей исторического знания на основе интеграции исторической науки со смежными социальными дисциплинами. Начальное десятилетие указанного хронологического периода - время активных попыток поиска выхода из кризиса методологических основ немарксистской исторической науки, первых шагов реализации широкомасштабной программы, выработанной теоретиками социоисторизма. Последушие десятилетия и особенно 80-е годы характеризуются разработкой конкретно-научных методик и внедрением их в исследовательскую практику историка; вместе с тем, это вреда осмысления достигнутых "социальной историей" результатов и связанных с этим некоторых теоретических проблем, в частности - су пределах методологической интеграция истории и социологии.

В целом и сами английские авторы придерживаются аналогичной точки зрения в отношении ступеней развития "социальной история".

Таким образом, выделение хронологических рамок исследовав., проблем "социальной истории" обосновывается как общим объективным ходом развития английской теоретической историографии в целом и логикой творчества А.Коббэна в частности, так и позицией современных британских методологов.

Более широкие временные рамки исследования распространяются па изучение политико-философского аспекта наследия А.КоббэкЙ -я охватывают период с конца 20-х до 70-х годов, что обусловлено долговременными- и постоянными исследовательскими интересами английского ученого в сфере интеллектуальной истории.

Основными источниками при написании диссертации послужили труды А.Коббэна, некоторых представителей общественной мысли эпохи Просвещения, работы учеников и последователей английского профессора, а таете исследования британских немарксистских теоретизирующих историков и методологов, написанные в последние три десятилетия - время теоретико-методологических споров и развития сошоисторизт. в английской историографии.

Рассматривая проблему интеллектуальной истории в творчестве А.Коббэна, помимо его собственных трудов мы ориентировались в первую очередь на теоретическое наследие двух великих мыслителей XVIII столетия - З.Берка и Ж-Ж.Руссо, подходы которых к разрешению проблем цели истории, средств исторического процесса, преемственности и разрыва в истории стали во многом теоретическим багажом философского мышления самого А.Коббэна.

Анализ актуальных аспектов. становления -к развития социоис-торизма осуществляется на примере "взглядов А."Коббэна, выходцев его семинара О.Хафтона, С.Х.Черч, Д.Хиггса, Дзг.Дент, Дк.Ф.Бошера и других; среди авторов, пишущих по проблемам "социальной истории", нас прекде всего интересуют крупнейшие представители данной структурной области исторического знания, занимающиеся теоретико-методологическими вопросами: Ф.Абраме, П.Берк, А.Бриггс, З.Гидденс, Г.С.Джонс, ГЛеркин, Р.Самюэль, К.Тош.с, Э.П.Томпсон и др. Именно эти авторы в рассматриваемый период занимают ведущие позиции как в конкретно-исторических изысканиях в рамках "социальной истории", так и в разработке теоретико-методологических аспектов социоисторизма. "Помимо этого, ориентированность на названных ученых диктовалась для нас созвучностью или сопоставимостью их воззрений воззрениям А.Коббэна

Кроме того, практически во всех современных работах обзорно-аналитического характера, посвященных методологической и историографической проблематике, присутствуют разделы, либо прямо затрагивающие проблемы "социальной истории", либо касающиеся их в той или иной степени. К этим проблемам обращаются как сами английские авторы /Ля.Барраклоу, А.Сатклифф, П.Тейн, Дк.Тош У, так и их зарубежные коллеги / Х.Риттер, С.Барон, Р.Шлэттер, Г.Г.Иггерс, Дзс.Клайв, Т.С.Хамероу, Г.Химмвлфарб /.

Много внимания вопросам "социальной история" уделяет крупнейший теоретико-методологический журнал Запада "История и теория", английские журналы "Историческая мастерская", "Прошлое » настоящее"» "История" и др. Эти а другие источники позволяют проследить становление проблемы "социальной истории" з современной английской теоретической историография, определить специфику подходов английских авторов к предмету и понятию "социальной истории", выявить новейшие методологические тенденции британойОгО сопиоисторизма. С этой целью к анализу привлекаются работы американских, французских и немецких авторов.

Учитывая огромную значимость темы Великой французской рево-Лйции в творчестве А.Коббэна, мы не могли обойти вниманием «руды историков, воспринявших в той или иной мере теоретические установки "социальной интерпретации" революции. В связи с чем ори .анализе попыток реализации методологических установок "социальной истории" в практике конкретно-исторических исследований источниками служат работы как английских, так и американских специалистов по истории Французской революции: У.Дойла, К.Лукаса, Дж.Тейлора. В.Грудара и др.

.Признавая условность любой классификации, все использованные источники модно разделить на следующие труппы: I) труды А.Коббэна; 2} труды представителей общественной мысли XVIII столетия; 3} труды рыходцев коббэновского семинара, ориентированные на- попытки реализовать методологические принципы "социальной истории" в .конкретно-проблемных исследованиях; 4) труды представителей современной теоретической "социальной истории"; 5) труда стороннпклв "социальной интерпретация" французской революции.

Тооретико-методологичеекиа основа работы. Историография проблемы. Актуальные проблемы' становления а развития сопиоисторизма.,, в- частности - выяснение предмета и содернания "социальной истории"1 * ее положения в системе современного научного исторического знания занимают особое место в работах теоретизирующих историков Великобритании. Не обошли вниманием эти- вопросы и отечественные исследователи. Среди всех работ,

написанных в. последнее время и затрагивающих проблема становле-

»

^ ■ ?

ния "социальной истории", ее теоретико-методологические аспекты / в творчестве А.коооэна - в частности /, прежде всего выделяются труды и исследования И.И.Шарифжанова, а также обзорно-аналитические статьи Г.И.Зверевой и Л.П.Репиной. Названные авторы анализируют вопросы общественных и собственно научных истоков становления социоисторизма, предметные области, теоретические и конкретно-исторические аспекты реализации программных установок "новой исторической науки". Общим для исследований этих авторов является признание ведущей роли социоисторизма в системе современного британского исторического знания.

Осмысление и анализ творчества А.Коббэна, тенденций развития "социальной истории" не могут быть оторваны от общего развития современной английской и немарксистской историографии в целом. Поэтому исходную точку исследования мы находим в теоретических положениях и выводах, изложенных в работах советских историков М.А.Барга, И.В.Будцына, О.Л.ВаЙнштейна, И.Д.Коваль-ченко, Б.Г.Могильницкого, А.М.Неймана, В.И.Салова, Н.И.Смоленского; -философов Н.К.Вахтомина, И.С.Кона, Ю.В.Петрова, и др. В работах этих и других авторов содержится анализ как общих тенденций развития немарксистской исторической науки, так и особенностей ряда национальных историографий, в том числе -английской. Помимо этого, особенно значимыми цри исследовании творчества А.Коббэна нам представляются поставленные и ъ определенной степени разрешаемые в работах некоторых из названных авторов проблемы теоретико-методологического порядка, а именно вопросы логики исторического познания, соотношения теоретического и конкретно-исторического уровней исследований, структуры исторического звания. К анализу проблемы понятий "социальной истории" и категорий политической философии А.Коббэна мы подходим с позиций диалектико-материалистической теории отражения, опираясь также на некоторые специальные положения, разработанные в исследованиях И.В.Будцына и Н.И.Смоленского. Наследие английского историка разнопланово и включает в себя работы не только теоретического, но и конкретно-исторического характера. В британской исторической науке А.Коббэн по праву считается крупнейшим специалистом по истории Франции и истории

Великой французской революции в особенности. Это приводит нас к необходимости при анализе творчества английского историка опираться на работы конкретно-исторического характера. Наиболее " интересными и относящимися к нашему исследованию нам представляются работы А.В.Адо, А.З.Манфрэда, В.М.Конлрашовой, в которых с марксистских позиций подвергаются концептуальному осмыслению различные аспекты истории и историографии Французской революции.

Несмотря на сравнительно слабую разработанность в отечественной историографии проблем интеллектуальной истории, мы в целом не можем говорить о беспредпосылочности нашего исследования и в отношении политико-философского наследия А.Ксббэна. Определенные исходные позиции анализа данной проблемы мы находим в теоретических подходах, изложенных в исследованиях В.Л.Долгина, Ю.Б.Лебедева, Е.Г.Плимака, Б.Р.Лопухова и др.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первый опыт монографического исследования воззрений А.Коббэиа -эдного из крупнейших представителей британской исторической лысли нынешнего столетия. В ней впервые представлено твор-*ество английского ученого не фрагментарно, но в целостности и последовательности логического развития!

На основании анализа широкого круга источников автор выяв-хяет истоки мировоззренческих и философских взглядов А.Коббэпа. хранящиеся • в философском наследии эпохи Просвещения я »пределявшие жизненную и научно-исследовательскую позикиу (ританского профессора на протяжении всей его жизни. Впервы& ин анализ категориального аппарата политической философии ^.Коббэна, доказывающий прогрессивную и гуманистическую напраз-[енность мышления ученого и заставляющий сделать вывод, что атегориям политической философии - несмотря на то, что в них езкмируется идеалистическое представление об.истории - присущ омент отражения, дающий определенное адекватное изображениэ екоторих сторон исторической действительности; это подтверж-ается и прослеживаемыми прогностическими чертами политической философии.

Обращаясь к социально-исторической проблематике, следует отметить, что не только в советской, но и в зарубежной историографии нет систематического исследования коббэновской концепции "социальной истории" с выделением ее основных философских и теоретических компонентов, в то время как общие подходы А.Коббэна нашли развитие в трудах его последователей, и стали одним из направлений современного понимания предмета и содержания "социальной истории".

Современные теоретические подходы рассматривают предмет и границы "социальной истории" трояко: "тотальная" история; Историческая социология; промежуточная между экономической и политической историями структурная область -исторического знания- Последняя точка зрения разрабатывалась АД&Сбэном, его учениками и достаточно шцроко распространена в британских исторических кругах. Теоретическим объединяющим началом всех названных пониманий "социальной истории" мы выделяем разработанный в рамках концепции междисциплинарного синтеза социологический подход. Резюмируя современное состояние названного подхода, главной его чертой обнаруживаем весьма значительные трудности, с которыми столкнулась историческая наука в процессе адаптирования социологического инструментария к практике исторических исследований. В процессе анализа проблемы "история-сопиология" наш впервые затрагивается вопрос о частных и исследовательских методиках "социальной истории". Под новым углом зрения мы подходим к социальной интерпретации Французской революции, в которой методологические подход» А.Коббэна нашли отражение в концентрированном виде. В названной интерпретации мы выделяем не столько идейно-политичеокую заостренность / а именно только .под таким углом зрения она рассматривалась в отечественной историографической критике /, но скорее реализацию теоретико-методологических принципов научного аппарата А.Коббэна, присущих как историческому мышлению ученого в целом, так., и развитых в ранках "социальной истории" в частности. К последним мы относим исключение философско-сопяо-логического уровня научного знания из исторической пауки, заимствованное из мысли Ф.Броделя учение о различных временных

рйТШХ политической и социальной истории, определенные методики исследования социальных групп и процессов, разработанные в эмпирической социологии, а также некоторые теоретические -подхода, относящиеся к проблемам логики исторического познания и сформированные в процессе фундирования вопросов создания словаря "социальной истории".

Практическое значение работы. Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее основные выводы позволяют более полно представлять общие тенденции развития исторической науки, стимулируют обогащение и взаимный обмен интеллектуальными достижениями различных национальных историографии и методологических систем, что особенно важно для становления в отечественной науке нового исторического мышления. Результаты исследования используются автором в лекционном курсе "Историография новой и новейшей истории", который он читает в-Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского, а также могут быть использованы при написании специальных я обобщающих трудов и учебных пособий по историографии.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,- двух глав (первая состоит из трех, вторая - аэ четырех параграфов), кратких выводов к каждой главе и заключения. В конце приводится список использованных источников и исследований. Объем авторского текста составляет 275 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИИ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается научная значимость а актуальность обращения к наследию А.Коббэна н проблемам сопиоисто-рического знания, определяются цели а задачи исследования, дается характеристика источников, рассматривается степень изученности темы, определяется специфика предлагаемых подходов к ее решению.

В первой главе "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ А.КОЕБЗНА" дается краткое описание жизненного пути английского ученого, определяется специфика его творчества как исследователя

общественной масла XVIII столетия, выявляются истоки, принципы « —

л П

и важнейшие характеристики мировоззрения и философско-политичес-кого мышления ученого, осуществляется содержательный анализ основных логических форм политической философии.

В первом параграфе рассматривается место и роль в творчестве А.Коббэна темы Просвещения, остававшейся основной жш ученого на протяжении практически половины столетия. Великой эпохе XVIII века посвящена большая часть монографий, эссе и статей ученого. Во многом обращение к наследию А.Коббэна, осуществлявшееся в немарксистской историографии, оставляло за рамками анализа этот огромный пласт его мысли. Детальное же изучение исследований английского профессора воссоздает целостное системное восприятие им общественной мысли XVIII столетия, осознание трудностей применения данного интеллектуального наследия в жизни последующих поколений, видения достаточно неординарного, в силу чего оно во многом выпадает из общего, ряда академических исследований. Специфику коббэновского воззрения на Просвещение определяет то, что он был не просто историком, во политическим философом. Без учета последнего обстоятельства становится невозможным понимание логики исследований ученого. В силу этого центральной проблемой политической истории А.Коббэна является изучение интеллектуального наследия прошлого в его рефлексии на последующую историческую практику, что необходимо предопределяет выявление ключевых принтов, основополагающих идей, составляющих наиболее рациональное ядро просветительской мысли. В качестве такого ядра Коббэн выделяет теорию утилитаризма, которая, на его взгляд, составляла кредо XVIII века, а интеллектуальная линия Локк-Берк-Бентам являлась наиболее прогрессивной в Просвещении. При оценке ученым теоретического наследия преяды философов французского Просвещения критерием' выступает степень адаптирования принципов утилитаризма в их мышлении, в связи с чем Коббэн считает, что философы не сформулировали целостной программы социальной реформы на основе принципа социальной полезности.

Другая важная проблема, позволяющая выяснить видение английским историком эпохи Просвещения - соотношение Просвещения и Великой французской революции. В талом разрешение этой проб-

лемы представлено в следующем виде. Идеалы Просвещения, по мнению английского ученого, нашли свое воплощение в период с 1789 по 1792 г., Олимпом которого стало принятие "Декларации прав человека и гражданина"; последующий же период - собственно революция - несовместим в своих истоках с теоретическими принципами политического либерализма Просвещения.

Одной из ключевых в исследовании английским учен юл фундаментальных достижений XVIII столетия является концепция "этической революции", главной мыслью которой становится та. что век Просвещения был временем, возвратившим политической философии идею об этике как основе политики, гуманности как высшей цели правления. В мышлении Коббэна проблемы "этической революции" тесным образом связаны с вопросом о "географических границах" Просвещения. На его взгляд, "этическая революция" была и остается незавершенной, и позитивные сдвиги, осуществленные под ее влиянием, стали достоянием лишь отдельных стран и народов. "Семена Просвещения к востоку от Рейна и к югу от Альп и Пиренеев пали на очень каменистую почву"2- это образное высказывание историка, на наш взгляд, не лишенное смысла, обосновывается им на примере эксцессов политической истории Италш, Испании, России и наиболее часто - Германии в нынешнем столетии.

Рассмотрение и анализ темы Просвещения в творчество А.Коббэна подводит нас к выводу о неординарности предложенных подходов, подходов небесспорных, но и во многом рациональных, нашедших свое продолжение и развитие во взлядах современных кг—

п

марксистских авторов, пишущих по прослвмам Просвещения?

Во втором параграфе исследуются истоки политически философии английского ученого. К таковым мы в откосим интеллектуальное наследие в первую очередь З.Верка и К-Х.Руссо, объединяемых Коббэном в оригинальное направление общественно:; мысли XVIII столетия и трактуемое им как "политическая теории

2. .Cobban: A. Aspects of the French Revolution. - L.: Cape, 1968. - P.107

3. См.: Андерсон K.M. Конгресс по истории Просвещения // Вопросы истории. - 1988, N2. - С.167-168.

романтизма". Специфические и выделяемые собственно Коббэном характерные методологические позипии этого течения интересны для нас прежде всего как определенное ядро, оказавшее значительное влияние на мировоззрение и историческое видение английского ученого. К этим позициям мы причисляем следущие:

1. Фундаментальной в рамках указанного идейного направления является проблема "индивид-общество", которая разрешается разрывом с индивидуалистической традицией, признанием необходимости общности для обеспечения моральной свободы индивида, что означает для КобСэна привнесение этики в основы политики. Цель политики - достижегние определенного баланса между интересами развития индивида и государства. Высшим принципом любого государства должен быть принцип главенства закона.

2. Пристальное внимание к иррациональным проявлениям человеческой природы, которые на социальном уровне приобретают форму обычаев, нравов, норм поведения, традиций. Подход к проблемам истории и политики с позиций здравого смысла, разума, при обязательном учете спешфии традиций.

3. Политическое кредо этой идейной п&олн - умеренность, стабильность, историческая преемственность. А идеалы государственного устройства - конституционализм, либерализм, законность, система представительства. Берку, Руссо характерны как ненависть к деспотиям, так и неприятие "анархии" насильственной революции.

4. Важной заслугой мыслителей XVIII века Коббэн склонен видеть создание ими теории нации как дальнейшего последовательного развития концепции сшш сентимедта в человеческой природе и понятия исторической традиции. Идеи "национализм" этой школы кардинально отличаются от содержания понятия "национализма" последующих столетий.

5. Идеализация в экономике и политике средних классов.

Выдвигая утверждение о том, что истоки политической философии Коббэна коренятся в общественной мысли XVIII века, я что особое влияние на него оказала мысль Берна, "озерных поэтов"

я Руссо, мы, безусловно, основывались на определенных принципах Во-первых, сам объект исследования должен представлять для

!сследователя личную значимость, которая может усиливаться и 5ущественно влиять на мировоззрение историка, особенно, если 1редмет исследования - близкая по идейной направленности )бшественная мысль. ' Во-вторых, факт создания концепции 'политического направления романтизма", в основу которой поло-гены философско-политические воззрения З.Берка, отталкиваясь от которых й осуществляется анализ воззрения Ж-Я.Руссо, позволяет )ассматривать теоретические основания данного направления кале шределенную методологическую базу исследований Кобоэна. й ?ретье. Мы постарались сконцентрировать по ходу нашего анализа шимание на темах и проблемах, представляющихся актуальными е ¡начкмыни мысли английского ученого, а также на оценочных ¡уждениях А.Коббэна, позволявших делать обобщение в отношении !го собственных философско-исторических оснований. Таковыми нам »первую очередь представляются разрешение проблемы разрыва и Преемственности в истории в пользу последней и отрицание гелесообразности • и прогрессивности революционных путей юторического развития. Методологическое положение о значительна роли в истории исторической традиции имеет непосредственную ¡вязь с изучением и оценкой Коббэном длительных социальных, со-огопсихологических и поведенческих структур. Помимо всего 1ТОГО, этическая теория XVIII века легла в основу политической шософии и жизненной позиции английского историка.

Третий параграф посвящен анализу категориального аппарата голитической философии А.Коббэна. В центре нашего внимания -злящиеся ключевыми в политико-философском мышления английе-:ого ученого категории: нация, национализм, суверенитет, лта-атура, тоталитаризм, содержательный анализ которых осушзг.тв-[яется на основе.развитых современной отечественной теорэти-геской историографией положений.

Исследуя логический аппарат А.Коббэна, мы пркзнэем. что атегориям политической философии присущ момент отражения, акший более или менее адекватное изображение некоторых стсро;: [сторической действительности. Но в целом ни содержание кате-орий нация, национализм, суверенитет, в которых резюмируется ¡деалистическое представление о характере истории, ни теорети-

ческие построения на основе этих категорий не являются оестяюр-нш с позиций материалистической методологии. Вместе с тем, считая неприемлемым поникание сущности истории последних двух столетий исключительно с позиций политической философии английского ученого, мы не подразумеваем полностью перечеркнуть результаты теоретических построений А.Коббэна. в которых с высокой степенью истинности схвачены определенные стороны развития политических форм. Рациональное зерно политической философии подтверждается и ее прогностическими чертами.

Оценивая этическое содержание политической философия А.Коббэна, мы не можем не отметить, что нравственно-оценочный аспект рассматриваемого мышления выходит за рамки сопиально-вдассовой сущности и имеет общечеловеческую прогрессивную направленность. В понятиях политической философия английский ученый одним яз первых представил теоретическое осмысление тенденций развития политических форм И столетия. Многие из его суждений и выводов выдержали испытание исторической практикой. Позитивным, на наш взгляд, следует видеть ьнимание исторической традиции, которая во многом обуславливает особенности национальных политических форм. Философии А.Коббэна не чужды элементы диалектики; интересной в этой связи представляется мысль Коббэна о взаимодействии и взаимовлиянии поведенческих стереотипов я политика: поведенческие каноны во многом обуславливают политические формы, но последние, осуществляя политический контроль, детерняняруот в свою очередь коллективное поведение. Таким образом» политика и коллективное поведение оказываются непосредственно связанными но второе немыслимо вне нравственных норм. Отсюда Коббзн делает вывод о необходимости привнесения этических ценностей в политическую теорию.

Во второй главе "ОХ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ К ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ" исследуется социально-историческая проблематика творчества А.Коббэна, а также общие проблемы предмета и метода "еошальаой истории", концепции междисциплинарного синтеза, проблема словаря "социальной истории" и теоретические аспекты социальной интерпретации Французской революции. Выяснение предмета и понятия "социальной истории" как в мысля А.Коббэна, так я в совре-

менной английской историографии в палом осуществляется в первом параграфе. Становление "социальной истории" - и это признается всеми ведущими теоретизирующими историками Ерита::::и -определялось широкими социальными изменениями в британском послевоенном обществе, общими глубокими культурными процессами, внутренней логикой развития исторической науки в целом, деятельность молодых представителей которой выражала "скептицизм послевоенного поколения к предыдущим клише".

В 60-е годы эволюционировала и направленность исследований А.Коббэна, поставившая его в ряд крупнейших теоретиков социоис-торизма. Сам Коббэн под "социальной историей" понимал *... историю изменяющихся структур, в которых протекает жизнь человека как социального существа. Это требует в равной мере и хронологического объяснения последовательных событий, и анализа возникающих в обществе структур"? В этой концепции и ее дальнейшем, развитии английским ученым прослеживается тенденция на обоснование универсальной методологической функции "социальной истории", в которой, по мысли Коббэна, заключается единственая альтернатива кризисному положению исторического знания, вызванного доминированием марксистской "догтатической" истории и идеографической "наивной" исторической традиции. В своих зрелых формах концепция "социальной истории", развитая А.Коббэном, его учениками и многими современными последователями английского ученого, в общей современной струе британского сопиоисториэма приобрела вид промежуточной манду политической и экономической историями структурной области исторического знания. Значительное место в параграфе отводится анализу воспринятой под влиянием школы "Анналов" концепции "тотальной" социальной истории. Специальный интерес для нас представляет соотношение названной концепции и коббэновского понимании "социальной истории", а также реализация первой на уровне конкретно-исторических исследований.

Рассматривая понятие "социальной истории" в современней британской теоретической историографии, наряду с вышеназванными

4. A.Cobban. Aspect of the French Revolution.- L., 1968.- P.15.

подходами можно выделять точку зрения, согласно которой ставится знак равенства между "социальной историей" и исторической социологией. Общим для всех трех точек зрения является положенный в ох основу социологическая подход яли принцип, различия же обусловлены неоднозначными представлениями о степени интеграции истории и социологии.

Анализ современного состояния проблемы соотношения этих двух научных дисциплин, аспектов историческое социологии и методов "социальной истории"" предлагает второй параграф. Оценивая современное состояние проблемы "история - социология", можно выделять в качестве главной тенденции изменение видения статуса исторических и социальных паук. От обсуждения соотношения истории и социологии в терминах противоречий в несовместимости современная мысль эволюционирует в поиске рационального междисциплинарного синтеза, придавая истории статус социальной науки. Однако проблема разделенно<?ти двух дисциплин в целом не спишется, и ее разрешение нередко представляется в виде: добавить в историп теории, в социологию фактов.

Попытка добиться неформального сСнтеза истории и социологии предпринята в оригинальной научной концепции исторической социологии. Главной отличительной чертов названной концепции, например, в сравнении с подходами Коббэна» является включение-в структуру научного метода не только специально-научного в и конкретно-проблемного уровней теоретического знания, но в философско-социологического. Понятие исторической социологии теоретически было развито в трудах Ф.Абрамса. З.Гидденса, отчасти П.Барка и получило поддержку в новейших работах молодых английских ученых. Стержневой научной задачей названию авторам видится создание социологии процесса как альтерпаткса односторонним и недостаточно адекватным соцнологиям структуры а действия.

Далека от разрешения и проблема использования инструментария и методов социологии применительно к конкретно-историческим исследованиям. Несмотря на то, - что идея рационального баланса истории и социологии не была чужда социально-исторической мысли с самого начала / теоретические

взгляни Коббэна - достаточное тому свидетельство /, новые обстоятельства заставили ее подняться до уровня проблемы о возможных пределах заимствования инструментария из социальных наук.

В третьем параграфе анализируется проблема исторических понятий в "социальной истории". В отечественной историографии развитие'"социальной истории" рассматривается в качестве одного из факторов, оказавших самое серьезное влияние на постановку проблемы языка исторической науки в британской методологии. В работах практически всех ведущих специалистов в области "социальной истории" зта проблематика прнсутевует / К.Томас, Г.0.Джоне, П.Берк, Р.Самюэль, Э.П.Томпсон, А.Бриггс и др. /. Приоритет же постановки этой проблемы по праву принадлежит А.Коббэну, в мысли которого положение о создании нового терминологического аппарата "социальной истории" занишет особое место. Мн выделяем два обстоятельства, по которым этому вопросу придается весьма важное значение. Во-первых "социальная история" видится Коббэну и другим социоисторикам как специальная и отдельная в системе исторических наук дисциплина. Щут же начинает быть таковой только тогда, когда приобретаемые знания делают ее способной развивать свой собственный язык, который наделен не только на выражение идей и образов знаками, но является действенной аналитической системой, посредством которой осуществляется познание. В свою очередь, реализация научно-познавательных претензий невозможна без должной степени точности терминологического аппарата. Другая причина создания нового словаря заключается в угрозе изначальной зависимости мышления ученого, а следовательно, результатов исследования от оперирования понятиями устаревших теоретико-методологических систем, ибо "выбор терминологии означает выбор теории".

В результате анализа основных теоретических и практических аспектов проблемы понятий в "социальной истории" мы приход---.' к выводу, что конкретная работа по созданию нового словаря оказалась .значительно более сложной задачей, нежели формулировка принципов его создания и теоретическое фундирование проблемы в целом. К этому приходит и сам Коббэн. -В$ес¥е с те», нельзя

не отметить, что теоретические подхода английского ученог стимулировали развитие проблемы языка историка, получившей нын общенаучную значимость.

В четвертом параграфе подвергаются осмыслению теоретико-ме »дологические аспекты социальной интерпретации Французско революции А.Коббэном. Концепция революции, предложения английским ученым, стала не просто заметным и вызвавшим фундаментальную международную дискуссию явлением, но формируе теоретическое ядро целостного влиятельного направления современной немарксистской историографии Великой французской револ» шш. При анализе коббэновской концепции мы акцентрируем внимая не столько на идейно-теоретических и конкретно-проблемны, аспектах, сколько стремимся выявить систему взаимосвязи теорет! ко-методологических положений-и результатов конкретно-исторического исследования, то есть показать механизмы того, как теоретико-методологические основы функционирует в практик« конкретного исследования. Системное исследование творчества А. Коббэна, анализ методологических оснований "социальной истории1 дают возможность комплексного представления "социальной интерпретации" с учетом мировоззренческих элементов, и элементов научного, в первую очередь социально-исторического инструментария английского ученого. Далее, при таком подходе проблема соотношения исторической теории и историографическое практики приобретает определенный элемент наглядности» преодолевал сугубо абстрактный уровень анализа методологических оснований со-циоисторизма. В итоге мы делаем заключение, что теоретико-методологический аппарат "социальной истории" А.Коббзнг проявляется: в концепции социального и политического ритмов исторического времени; в использовании социологического еодхох к оценке социальной структуры французского общества и переосмыслении социальных процессов; в развитии содержания ключевых понятий теории революции / феодализм, дворянство, революция, буракуазия, крестьянство и др./.

В заключении формулируются основные выводы, к которым автор пришел в результате исследования творчества А.Коббэна в проблем "социальной истории".

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

С докладами и оооОщениями по тема диссертации автор выступал на конференции по методологии истории, историографии и источниковедению / Томск, 1989 /; на Герценовских чтениях / Ленинград, 1989 /; на межвузовской научной конференции / Казань', 1990 /.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Отраднов A.M. Социальная история и интерпретация Французской революции А.Коббэном. - Пенза, 1989.- 41с. Леп. в ГОШОН АН СССР Н 39802 от 18.10.89.

2. Отраднов A.M. Методологические аспекты социальной интерпретация Французской революции. // Ранние буржуазные революции

и современная историческая мысль. / Тезисы докладов межвузовской научной конференции. Казань, 1990.- С.55-56.

3. Отраднов A.M. О некоторых категориях английской политической философии XX столетия. // Культура философского мышления.

У Межвузовский сборник научных трудов,- М., 1990.- C.II5-I22.

/р .о

Соискатель (jp '