автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Афрокубанизм Алехо Карпентьера (20-40-е годы)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Трофимова, Галина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Афрокубанизм Алехо Карпентьера (20-40-е годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Афрокубанизм Алехо Карпентьера (20-40-е годы)"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

(10.01.05 — литература стран Западной Европы,

На правах рукописи

ТРОФИМОВА Галина Николаевна

АФРОКУБАНИЗМАЛЕХО КАРПЕНТЬЕРА (20—40-е ГОДЫ)

Америки и Австралии)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва—1901

Работа выполнена нд. кафедре русской, и зарубежной литературы ордеца Дружбы ца^одов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. ■ !■

Научный руководитель —

' кандидат^филологических наук, доцент Л. А. Ромадинова.

, Официальные оппоненты: , *

доктор филологических наук, профессор С. П. Мамонтов,

кандидат филологических наук, доцент Ю. А. Певцов.

Ведущая организация — Московский государственной педагогический университет им. В. И. Ленина.,, ,

Защита состоится1 29 ноября 1991 года на заседании специализированного совета по истории зарубежных литератур Д 053.05.13 при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 119899, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета.

Автореферат разослан « » 19д[ г>

Ученый секретарь специализирован!! доцент

совета

А. В. СЕРГЕЕВ

; Творчество Алехо Карпентьера /1904-1980/, выдающегося j кубк .ского писателя, искусствоведа, литературного критика, . музыковеда, лауреата премгл имени Сервантеса /1977/ и пран-¡ цузской литературной прении Медичи /1979/ постоянно находится ' в поле зрении исследователей как б Советском Союзе, так и за ¡ рубежои. Плодотворность идейных и эстетических поисков, ¡ значительный Еклад в разработку проблемы самобытности Латин-I ской. Америки, яркое художественное мастерство определили ! ведущую роль Карпентьера, одного из признанных мастеров ла-1 гиноаыериканской прозы, в развитии национальной культуры Кубы ¡ Н зека.

Болызинство исследователей акцентирует внимание на зрелой романистике Алсхо Карпентьера, стоявшего у истоков "нового , латлиоамеряканского роыапа" /"Царство земное", "Потерянные

: I - Си. Н.С.Зюкоза: кандидатская диссертация "Творчест-; зо Алехо Карпеатьара" /1959/, доаограф.чя "Алехо Карпентьер" ' /1982/, a saitae егатаа. Зна'-жзлышй вклад з изучение творчества А.Карпентьера внесли. Е.В.Огнева /|!Хвор-1зо-тво Аяохо . ' Карп2й-г5ораи//Яульгура Куба. - и., 1979. - С.120-123; "Цдо-зесгзевзая концепция исторгп з ропешаг Алехо Карпенть'ора ,1970 гг. % к вопросу о творческом эволюция писателя"//йробл-зга литературного развития. - 1982. - С.132-140 я другие ' зтагьп/, В.НЛутейщакоза н Д.С.Осаоваг /"Нобпй лаглноанерз-даяскпй роыап. 50-70-а года. » Г!., 1980/. Огдсллши аспсктзд ?ворчес?Еа Карпентьера яосвядвлн работа CMI.üaaoniorí, ЗХн-лгласа, С.Пзспувозой п З.Ппслуиоза а др.

3 зарубежной затшюаиеракаапстяхс пагбозоо аначтасл£2.'^1Я нсследовззагши творчества А.Еарясатьора паз прзяставляэтзя

D.Sbas "Alejo Carpsnticr".- Boston, 1335s "Alojo Corponticr. Prenda de :asuel 3c.-•.smtcn.1977".- ЗЪгз<йета.- Afitrt¡?»Sí?Üx._ do cultura.-i9Q3; "Historia y alto cu Ift sbra da Alojo Car» ' peniier".- Buenoo Airas, 197"?; "Asedios a Carp^icr"* оаэе cnaaioa críticos oobre al aoralleta ouboao"»- r^nSir^rj, 1$7"2| ! Coloqio sobre Alejo Carpraníier.- la Habana, 1^33« !

а I

следы", "Век просвещения" и др./. В советской и зарубежной критике раннее творчество писателя или вовсе не освещается, , или рассматривается лишь как один из составлявших элементов ! латиноамериканского негризма. Так, В.Б.Земсков в статье "Не-гристекая поэзия антильских стран: истоки, создатели, исто-рия"//Худокественное своеобразие литератур Латинской Америки.-' М., Наука, 1976. - С.77-130/, включает писателя в ряд поэтов- ] афрокубанистов. С.Буэно, Х.Гонсалес, П.Ластра, Э.Пиньеро рас- 1 ■ сматривают отдельные аспекты "негристической темы" в произве- , |дениях Карпентьера. Однако остается недостаточно выясненным ¡вклад в национальную культуру Кубы XX века, сделанный Алехо ¡Карпентьером - афрокубанистоы, в силу чего затруднена и комплексная оценка этого этапа художественного развития писателя, ; Преемственная связь карпентьерОЕСКого творчества с движением антильского франкоязычного негритюда, афрокубанизма и концеп- ! ции "чудесной реальности" также остаются за пределами лиге-. • ; ратуроведчееких исследований. ;

Афрокуоинское направление в литературе и искусстве кс- | ' паноязычных Актилл, возникшее под значительным воздействием негритюда, развиваясь в общем русле негристических тенденций, было изначально ориентированно, в отличие ст идей ; Л.С.Сенгора и Э.Сезера, не только на культурную реабилитацию афроэлемента, но и на включение его в качестве основного компонента во Есеобишй процесс этнокультурной метисацнв, оцредо-. ляощей своеобразие кубинской нации.

' Под влиянием культурологических идей иегрвтюда, творчества выдающихся латиноамериканских композиторов Б.Вилй-^обоса, А.Рольдана, А.Гарсиа Катурлы, а позяе - теории "перспектив" Х.Ортегн-к-Гассета Карпентьер создает оригинальную концепции латиноамериканской саыобытнос*в, опираясь в первую очередь иа опыт ефрокубаиизма.

ОгсутствЕО всследованвй, обоЗааищнх реэулматн идойио- . , БЗтегйЧбскнх исканнй пвсагедк в 2£МО-в гола, обусловлю ве&5-.. ходикос?ь споаЕахьааго ввуч®вкн от рашзвго творчества: пуб-ящяоше, аврши, арзвауургЕЕ с худоягсгвехшоЁ проеы /аМуа~ &ая всторвя0, "Эвуэ Еыба-Ш", "Царство ееооев/„

Дкгзгальаосуь доссертсдаа состоит в тон, что ссследоге-| его «эорчбСЕОГО саследвв писателя первой трети II века ие

I толь .э восполняет недостающее звено в карпентьероведзнии, но : и вытвляет значительную роль афрокубанизма АЛарпентьера в развитии кубинской национачьной литературы XX века, ! Задача диссертации - комплексно проанализировать ста: новление афрокубанистической концепции в творчестве Карпен-| тьера, определить ее взаимосвязи с процессами, происходившими в культуре и литературе стран Карибского регионами тем самым объективно оценить место произведений писателя 20-30-х годов в общем контексте латиноамериканской литературы XX века1.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что изучение взглядов Карпентьера на кубинскую культуру осуществляется в связи с ее афроистоками, на материале антильского негритюда и афрокубанизма, в контексте литературных а музыкальных негристических тенденций, что позволяет раскрыть оригинальность карпентьеровского подхода к проблемам национального своеобразия и включить раннее творчество писателя в общий процесс становления национальной культуры Кубы, Антилдс всзго континента.

Теоретическая и практическая значимость работы. Впорвыэ | афрокубанистнческое наследие Алехо Карпентьера рассмотрено . как самостоятельное худогественное явление, открывшее новнэ перспективы в художественном осмыслении латиноамериканской действительности. Значительная часть исследованного материала изучена в подлинниках /поэзия, либретто, "Лунная история", "Экуэ Ямба-0!п/. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке общих курсов по истории варубегной литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров по литературе стран Латннской Америка.

Апробация работы» По материалам диссергадвоаного исследования сделаны доклады на ХХП, ХХШ и ХХУ1 научно-теоро-тических конференциях молодых ученых в специалистов асгорико^ филологического факультета Университета друяби народов | ■

им. П.Лумумбы. I

Структура работы. Диссертация состоит 23 ввадеаия, ! трех глав, заюгочения а библиография.

Во введении обосновывается актуальность тени, осведа- | ется степень ее научной разработанности я основан« задача, раскрывается научная новизна и практическая ценность.

Первая глава ~ "Антильский негритюд ч афрокубанизы первой трети XX века".

Своеобразие социально-исторических условий, в которых формировались латиноамериканские нации, активные процессы этнической и культурной метисации способствовали возникновению различных концепций историко-культурной самобытности, ; задачей которых являлось системное осмысление прошлого, настоящего и будущего Латинской Америки. В Х1Х-ХХ вв. эти идек •разрабатывалась многими выдающимися представителями латино- . американской философской и художественной мысли: Д.Ф.Сарыьен-20, Х.Иарти, Х.К.Мариатеги, Х.Еасконселосоц и др.

С начала XX века возникают такие кегристические движения, связанные с определением роли афроэлемента в развитии ' мировой культуры XX века, как сенегальский негритзд в Африке, антильский англо- и франкоязычны1'! ¿егрятид, бразильский негрнзм, афрок-убанизм испаноязы^, с гран Карибского бассейна, "Черный ренессанс" в США.

Существенный вклад ъ разработку проблемы внесла фкло-. софская концепция, получившая название негритюда к провозгласившая единство V. абсолютную самобытность вегро-африкан-ской культуры, а такке - необходимость обрацения к ее истока«.

Трансформация и дальнейшее развитие идей негритюда е разных регионах Латинской Америки ииеет свое исгоргческос I обоснование, связанное с особенностями их этнического состава ] и процессов формирования нпщгй» Аятпдьскнй вариант аегритпдй 'юлучане с^ое продолжение г. худогемьенное воплощение 15 твор-чсоязо З.Ссзера4 известного франкоязычного поэта е общественного деятеля Иартииигк, который в 39-АО-е годы доподнно'. соигоровскув проЙлоиазтк? идопии духовной реабшиладп:. »'пер-ксго челочка", глввшг его культурного васксдия, 4ор:;ираышвь национального оаиоеозианея. Особое оцусышо рс-гаа к обосу-рояягш чувегвзшиасгь - качества, наиболее адекватно, с зрсшЕК Созера, Ыфасаьгив сготалвжег бфрышвскоВ личвосви, ®ок кг сак н ее Ерзпдашгос ¡яз^Есгхзбсс, суверкоь-йукккатпшгс» и »агасг кйСогсорчесугй. Екосспиак евле а£.розЕ?г<дьаа, сопдо-£ егсврссски, кого* бигь резлвяовава только еа еолео бкергст, учтлба Ссзер. КухъЕвнаи'сеС цирного

, этапа в развитии антильского франкоязычного негритшда стано-: зится поэма Эме Сезера "Дневник возвращения т родину" /1939/, з которой художественно реализуются указанные теоретические постулаты. Значительное место з творческом наследии писателя занимают произведения, посвященные Гаити я гаит.шскоиу народу, история которого, по словам Сезера, - "негритюд а дейот- ■ вни" /"Туссец Лувертвр", "Трагедия короля Кристофа"/.

Антильский вариант концепции негритвда, разработанный Э.Сезером и его последователями, на первом этапе развития бьа ' зо многой схож с теорией З.С.Сенгора, чьи идеи составили суть

негритвда в Латинской Америка: протест против колониального ' гнета н духовного рабства, призывы к защите человеческого до; стоинства и культурного наследия "черного человека", утверз-, дение особой роли негра-африканца в развитии всего челове-, честза. В то яе вреыя антильский негратад приобретает новые : черта, связанные с латиноамериканской спецификой, дополняя . 1 сэагоровскув проблематику идеями отчуадения афроантилъцев от I своей исторической родины, насильственного ваивления афрн-I кадца з чужую культуру. I

; в 20-е годы И века идеи культурной реабилитации "черного человека" проникает з общественное сознание и литературу ■ яспаноязычннх стран Карибского бассейна /Куба, Доминиканская республика, Пуэрто-Рико/, а центром афроаиеринаназаа становится Куба, где яеграстяческзе тенденции, нааетязяигоя в жспеноязачноЗ литературе Латинской Америка со зтороЗ аолозгзы %П зэка, формируются на протяжении 20-30-2 годов XI столетия э течение афрокубанизаа, которое стало ведудан направлением зультуряоЗ састега краодазиа, ссзовиваззейса на здее огптоза афро- п евроэлеиентов.

7 истоков афрокубаяпстаческого аапразленая стока впдпыЗ учэвыЗ, асторак, этнограф Фернандо Ортпс. Счазлдзо здпстпэ. ого трудов на гаогах молоды, кубанских худознваоз 5?огэ про зояя, з тоа чяслэ а за Харпопгьера, которнЗ зедед га Ортаеея | обращается к музыкальным прсблеяая афрокубаяззяа. 7двззтозг>яо| саяобнтзый по сиза эаоцзоаального воздействия, разнообразно фора, красочности, по стопенн сэободы сахозмраэсззап а^-ояу- , бчяскиЯ фольклор дает зсмыЗ аяпулъс яоваа зоязван ¡шщо-нальной суаяоста в кубинской яскусстзз. ДругсЯ харазторяоЯ ■

2-1'Л ' ' >'

особенностью нового течения стала его тесная связь с передовики обыэственво-политическими движениями /"Протес* тринад- : цати", "Группа иинористов"/.

Молодые поэты Н.Гильен, Р.Гирао, Х.С.Тальет, Э.Бальягас I впервые вводят в кубинскую поэзию не только образы карибских | негров, но и их фольклор с характерными ритмами афрокубинских ; пеоен и танцев, со всей интонационно-лексическим богатством еебой речи, что повлекло за собой возникновение новых худо- ! кественных структур. Стихотворение-танец, в котором происходит слияние поэтического и музыкального ритмов, стало наиболее | популярным яанром афрокубинской поэзии /Р.Гирао "Девунка танцует румбу", Х.С.Тальет "Румба", Н.Гильен "Румба", "Черный палев", Л.Палес-Матос "Африканская танцовщица", Э.Бальягас , "Румба" и др./. Соны и прегоны, песни и компарсы повествовали , о различных сторонах народной гизни, где кубинский негр предстает существом ярким, высокоодаренный, хотя временами нанв-ным и комичный. Неотъемлемой частью характера афрокубинца становится е^о связь с афрохристианскими культами, во многом определяющими специфику его сознания /Н.Гильен "Сенсемайя", , А.Карпентьер "Литургия" и др./.

При всей значительности афрокубанизма как литературного | течения Кубы, отчетливо ориентированного на поиски и воплощение национальной самобытности, первоначально система ого художественных средств формировалась на уровне внешнего ; подражалия фольклору, швроко использовались ономатопеей, звукоподражания, диалектизмы, требующее расшифровке. Стихот-| зоренЕЯ-зарисовки воплощали хнвое звучание диалектной речи /В.Гшшш "Сонгоро Косонго" в др./, а нузыкально-хореографи-чеэЕан ниаяоцковность создавалась определенной выстроев-востьв слова, фразы, строфы в т.д. 1 дальвейиан создатели г'ак вавываеноге °чйс?оговафропубанп8иа, сохраа&я экзоуечос-кий Еолорвт, обращав« п * ваутравсев; ввру "черного" ввтнль- | ца /Н.Рвльев "Элогйя о Еараи 1<шев Чакон», Б.Бадьягвс |

?Ё9>вви соаа0 н др./. !

?ворвт«евнв врвацввв афрокубмвава ввжааы с ихеыга езгвяаекогв вегрвтода, что в первую очередь обусловлено о<5цет I обгекток кх ивмресоа - личлостьв "черпого человека" па Аатшвех. При обияоетв их гыводсв о ичгатэ'ах "ч»рнсго" вл»ч-

| ния ва культуру, афрокубанистическое движение, з овакчпз оз нег.штюда, провозгласило развитие национальной кубинской ля*ературы ва базе плодотворного смешения "черной" и "лелой" культур. Используя богатый фольклорный, этнографический я исторический материал, афрокубанисты выводят на первый план не только негра, но и мулата с его социальными проблемами, бытовыми традициями, религией, фольклором и т.д. как пред-I ставителя новой синтезной креольской культуры, з формирова-, нии которой важная роль принадлежит афроэлеманту /"У гроба

• Нонтеро" Н.Гильена и т.д./.

Вторая глава - "Публицистика А.Карпентьера 20-40-зс х'о-дов и поиски национальной самобытности".

В творчестве Алехо Карпентьера афрокубинский период

• очень вакен для понимания его дальнейшей художественной эво-лации. Активная журналистская деятельность с начала 20-х го; дов стала для писателя своеобразны! подготовительным эгапоа,

; когда получали свое оформление многие принципы его эстати- •' \ ки. Центральное место в публицистике Карпентьера занимает ; ; проблема национальной самобытности кубинской культуры XI ве-: ка, неразрывно связанной с традиционным и современный фольк- | лором страны. В эти годы Карпентьер посзяцаег ряд статай : ) афрокубинскому фольклору /"Рассвет над яаиямя ритмами", "На | новых подступах к кубаяизну", "Темы лиры и боаго" и др./, ¿*д-э| приходит к выводу о том, что создание целостной кармны ( латиноамериканского бытия требует невольно освоения фолья- I лорвой песвнно-тан^евальпой стихии, ао я пронзкзовслия з ! глубины афрохристнанской мифологии, что найде* сзоа ограюапч в в художественном творчестве писателя. |

На основе изучения народного творчества А.Хзравнгзар : йсраулирует принципы новой эстетической систеан /!'Эстетйка | Дебюсси"/: широкое освоение фольклорного материала, сбаягаапз' профессионального н народного, искусства, порвсао';р ценностных культурных ориентиров; он убежден в тон, что создать подлинно национальное искусство возможно лкшь через поязааяе душ а миропонимания своего народа, путь к которому лзаят через фольклор, всбравиий в себя всв мудрость, житейский опит а специфику жизневосприятия афрокубинца. УтверкдоБЛя кацко-зальнсй самобытности, по мнению Карпентьера, ве дояяно огра-

t

ничиваться перечислением непременных атрибутов, составляющих ¡ юаноамериканскую экзотику - оно долено основываться на | глубинном проникновении в сознание человека Латинской Aue- J рики /"Воспоминание об Аиадео Рольдане" и др./. i

Парижский этап жизни и творчества писателя /1927-1933/ j сыграл значительную роль в оформлении его концепции нацко- i нальной самобытности. В Париже А.Карпентьер, как и большинст-' во его латиноамериканских современников, углубленно изучая j проблемы древней и новой культура Латинской Америки, пережн- i вает увлечение сюрреализмом, которое, однако, вскоре заказ- ; чивается решительным отходом от aero. Тем не менее сюрреа-, .лизм в известной степени способствует становлению оригштль-. ного карпентьеровского стиля начала ЗО-х годов и возникнове- \ ния идей "чудесной реальности" в 40-е годы. Бта ге закономерность прослеаивается и в раннем творчестве М.А.АстурЕаса, ; который подчеркивал, что основой его "магического реализма" ! явилась древняя литература и ыз^олггкн индейцев майя-кнче, s то время как Карпентьеру его путь ь '-чудесной реальности" был изначально подсказан голосами афрокубкнских сопов, тан. цев и обрядовых ритмов ев ритуальных праздниках.

Основы идейно-эстетической концепция "чудесной peajEb-носги" были разработаны Караектьброи не без влияния трудов ' испанского философа Х.Ср?еги-в-Гассс2а /"Origen у epilogo do la filosofía" y &tc. /, который утверхдсл необходи-

мость собственного осмыслении кира касдыи человеком в, признавая реальность суцесгвовакия шзра, подчеркьвил, что сш кеомешшиьш свсйствоц является "перспектива6, связанная сс спецЕфысой индивидуального г> национального сознания субъекта, ее воспринимающего. Б статье "Видение АмервкЕе Нсрпентьер раввпвсег smj йезш Ортсгв, акцентируя вепсвгорккосуь все о jilo го процесса названия действительности, с его pcaju-sütos б соэсанвц лотЕзоамерзнавца /негра, иудата/.

Б гудоасствозвоа творчестве Еарпентьерз теории псрс-nessrcs впервые реализуется в ефрокубанистЕчссЕой повести "Лунеая веторая® /1932/ в воааосты) оформится в его творчестве 40-х родов /концепция "чудесной реаяьноств"/. В русле творза Ортегв-я-Гассето варпентьеровская "чудесаая реалъ-воеу»* гйкес становится < приведенной "перспективой"

I континента, позволяющей проникнуть в сущность народного ыиро-воспрнятип, по-новоыу осмыслить латиноамериканскую ситуацию

и создать оригинальный образ Латинской Америки /"Царство | земное", "Потерянные следы", "Концерт барокко", "Весна свя- | ценная"/.

Поиски национальной сущности Карпентьер продолгает а ва : материале датиноаиериканской музыки, гдэ.по мнению писателя, ; ранзе всего и наиболее ярко проявилось своеобразие кубанской культуры. Значительное место в своих музыковедческих исслв-

■ дованаях Алехо Карпентьер отводит творчеству А.Рольдана, ко; торый вместе с А.Гарсиа Катурлой, по мнению писателя, совершает подлинный переворот в музыке Кубы, показывая прииер творческого освоения афрокубинского 'ольялпра задолго до появления негристской поззвн /"Воспоминания об Аиадео Рольда-не", "Акадео Родьдан в музыкальная самобытность" а др./» Ала»; визируя в статье "Кубинское симфоническое произведение® роа& ' Родьдана как основопологниха национальной музыки, писатель

■ приходят к выводу о безусловно основополагающем значении рктиа в создании самобытного образа Кубы. Б музыке другого вмдавцегося латиноамериканского коипозитора Э.Ввла-Зобоса /Бразилия/ Езрпептьер открывает то "дзтстео 'галовечвстзэ®, аоюрое мечтали обрести ь Африке сторонника антильского Еогрпэтда. Однако судьба вфрвмпца в 2атгнскоа Анзрако аз прздставлястся А.Еарзенгъеру вне скнтеза европейских, вядей-с»п1х 2 а-гргкаясггах зяаиептов, скаазизо котораг з музнхз Ззяа-1обвса роздает эааечетгльнво обравад позога Ескуссгаа

ii столстеп /"Везпкяа гонюзагор затяясеэз Аверявп; Зйгор Вша-2обос° а др./.

Музета стазозптсл реальна у.эЗсгзрдеЗ 2 гзорязсЗ еазоЗ го икотах проазведеагшс Заряс£?&ора, ко Езеяиз ггсгорогэ, сгэ ! облагаем способности сесбевво претга гезйовеввя пацЕоггзглсй са'-'сбггтасстз, о по око зксгрсгсгз ссегз ярзгзеходп:? с£огс>> | пев знрагояве. Ссаргасвво и вса^одгйстглв згвх гтоз яо-гусстза будут зазевать гуяовзюга ка 2р?г-4лпп гсогэ |

чоетва ЛЭгсуэ &йа-С!в, "Царства гог=С8°» 'Шетаргзпгз Сйвдз9,! "Погоня", "Концерт барокко"/» ,

При вяалйзэ пубяинястита Яарпезгьвра 20-0-2 гэкзз /статья, р^ывязпи, ьсг.*, очерки/, во проб-зсатпя /пог'-сг.тз

.национальной самобытности, роль фольклора в музыке и литера- , туре/, отношения писателя к европейскому сюррелизму очевидно, что теоретические, а затем и художественные поиски Алехо Карпентьера характеризовались в целом творческой независимостью, что проявилось в решении вопроса о функции "магического" в европейском и латиноамериканском искусстве, в теории латиноамериканской "перспективы" и привело писателя к новому понимание основных принципов афрокубанизма, заложивших основы художественного творчества Карпентьера данного периода и открывших в дальнейшем путь к созданию теории латиноамериканской "чудесной реальности".

Третья глава "Художественное творчество Алехо Карпентьера 20-<Ю-х годов" состоит аз трех разделов: § I. "Аф-рокубвниги Алехо Карпентьера конца 20 - начала 30-х годов /яяршеа, драматургия, повесть "Лунная история"/"; § 2."Роман "8куэ Ямба-01" а 5 3. "Афрокубанязи в "чудесная реальность".

Афрокубаниам, ведуний свое начало с конца 20-х годов /У.Гарао, Х.С.Тальет, Н.Гвльен, А.Карпентьер/, впитал в себя художественный опыт не только национальной, но а латиноамериканской традиции, в первую очередь, модернизма Рубана Дароо; 'однако процесс радикального обновления ямел здесь свои региональные особенности. Философские а культурологические идея - вятяльсхого явгрнтюдв, проблема афроэлеиента как неотъемлемой частя вовой, сянтезвоВ культуры, использованяе песенных форм /сон, румба, прегов в др./ с их спеца',ическина ритмами - все вто определяло национальное своеобразие нового литературного точеная, одням яя создателей которого стад Алехо Карпентьер. Одновременно с журналистской работой он обращается к художественному творчеству я в 20-30-е годы создает прозу нового тяпа, стихотворения, либретто, кинематографические сценарии, переводы народных афрокубавскях песен ва французский язык -; произведения, помогающее понять характер творческой эволюция | пасателя, в контексте развитая кубинской литературы первой > трети XX века.

; Уве первый стихотворный цякл Карпентьера 1927-1У28 гг. ! /"Аатургяи", "Песиь", "Блюз", "Свяяеннзя игра", "Мари-"а-

беяь"/, характерен как для раннего периода творчества Алехо , Карпентьера, так в всего в+рокучзнистического направления з

целом. Пять стихотворении объединяются в цикл, представляющий своеобразнее поэтическую зарисовку а"1рокубинского бытия; религиозные праздники /"Литургия", "Священная игра"/, ритуальные ¡обряды /"Песнь"/, внутренний мир кубинского негра /"Близ", . "Мари-Сабель"/; существенное внимание уделяет писатель религиозному аспекту афрокубинской стихии: его интересуют внутренние взаимосвязи, возникающие между людьми в момент религиозного экстаза /"Литургия"/. Ранняя поэзия Карпентьера вписывается в эстетику а'рокубанизма как по своей тематике, так и по выбору художественных средств: "Литургия" и "Священная игра" написаны в излюбленной афрокубавистами форме танца /соответственно ритуальное шествие и компарса/, а "Блюз" а "Мари-Сабель", посвященные теме любви и окрашенные глубоким лиризмом, весут в себе отчетливо выраженное музыкальное-начало, что проявляется в ритмизации и звукописи Аеткое чередование ударных и безударных слогов прерывается неожиданными синкопами и акцентами; в оригинальном ритмическом рисунке, имитирующем грохот тамтамов и тамборов, слышатся а сухой треся маракас в аелест гуиро/. Это во многом сближает их с совами Н.Гальенэ и стихотворениями Р.Гирао.

Принципы театральности, присутствовавшие уже в ранней ■ поэзии Карпентьера /"Литургия", "Священная игра"/, становятся основополагающими для его афрскубинских либретто, что наблюдается и в творчестве Н.Гильена, который усложняет форму сопа, внося в него элементы тетрализации. Либретто Карпентьера "Ла Ребаибарамба" /1927/ для одноименного балета А.Рольдана раскрывает враждебное противостояние народной афрокубивсков | в официальной европеизированной культур на Кубе через столкновение двух музыкальных систем. В либретто балета "Чудо 9 Аяакнлье" /1929/ того so А.Рольдана Карпентьер раевнряе* традиционную тематику за счет введения политических вотивощ протестуя против усиливавиегося североамериканского влитая на жизнь Куби, пасатздь воалопает з образе ташгствевянх Химагуос те "чудесные" с зли, сокрытые в яв8ствитадмос*н Латинской Америка, которые но позволят еб "аиерзкаЕкзиросать- : си". Новые характерны!! втрзхи обретав» картвза афрогубшгсвэгф бытия в либретто сперч-бу^Ф "Длиннорукий" /Г931/ А. Гарева la- j ту*рЛ.ч, глч Л"Л 'твуст ни;слогич°тк«е гтерсспазя кубинских река- ;

гиозных культов /Петух Моторионго, три Хуана и др./. Появление элемента карнавализации /непочтительное отношение к бо-аеству/, смеховое переосмысление мотивов и образов афроку-бинской.микологии свидетельствуют о многообразии эстетических поисков, приводивших Карпеитьера к традициям народной снеховой культуры, однако не получивших в его творчестве дальнейшего развития.

Ранняя поэзия Карпеитьера, воплощавшая "ритмы" народной ; низив, явилась по сути подтверждением его мыслей о характере национальной кубинской культуры. Писатель обращается к народной тематике, чтобы, "пропустив через себя" фольклор, паЯтя собственный голос s топ в национальной поэзии. В стихотворениях и либретто проявляется высокая степень владения народный языком, позволившая художнику не только отразить иествые особенноств, но а реализовать то эстетические принципы, которые он выявил в творчестве таких подлинно национальных композиторов, как Д.Родьдаи а А.Гарспа Катурла: откаэ от стилизации и имитации, внимание к ритмической организации произведения /по инсниэ Кврпеитьера, ритм - это основа само-битаости кубинской культуры/, постижение национального "духа". Как в равнее творчество Н.Гндьела, Х.С.Тальета, Р.Гирао, поээвп и драматургия Алехо Карпеитьера могут быть стаеееды к sas зазываемому "чистому" афрокубааизыу, эстетические приа-цяпн которого базировалась аа непосредственной использовании фора народного творчестваi вводе в кубинскую литературу звучала M в красок афрокубвяского фольклора. В поэтнчосках s дрдкатургвческох произведениях писателя национальная саиобыт-poaaasyesca, гяеваиа образом, через воплоденне внеазвх рэглеЗ быгая в культур» кубинского негра или мулата, баг дэсгаточво глубокого проникновения в специфику ого внутрза-пэго нярз.

\ В пэрвоа проааяческоа произведении - позестя "Лунаап | всуорзя" /1922/ - АЛарпеатьар, обобяая свои художественные i открытия 2С-х годоз, додает первую попытку отражения "чудес-| eoS рвальпости" ЛаткаскоЗ Ааерака через мифологизированное 1 соанояаа афроаатвльца: двойное ?ытке главного героя сочетает ; 3 сэбе рааяиость н "чудесные1* метаверфозы /Атплако сукест-I вуз? как бы в двух измерениях: работает чигтильеикси обуви

в в то 2S время ощущает себя то деревоы, то ?;абой, то горним козлом, то рыбой/, а окружавшая действительность обретает способность видоизменяться в зависимости от ракурса нировидеиия. Повесть, возникшая в русле афрокубьнизма, в своих существенных моментах /характер главного героя, специфика его мифологизированного сознания, сочетание реального и фантастического элементов, особенности стили повествования/ выходит уже за рамки сложившихся принципов этого течения, предвосхищая "чудесную реальность" "Царства земного".

Афрокубанизн Алехо Карпентьера, таким образом, явленна постоянно развивавшееся, в йен очевидны несколько стадий: от : первоначального внешнего воспроизведения г гзстической атри-j бутики афрокубинских реалий /лирика/, через воплощение-бога-\ того и поэтического кира карибских нягров /либретто/, к про-| никновенип з их мифологизированное сознание /"Лунная исто-J рия"/. Творческий опыт, накопленный писателем в сткхотворо- : '; паях, либретто и "Лунной историк", подготовил появление ! одного из центральных произведений афрокубанизиа - романа 1 "Зкуэ Ямба-О!" /1933/. Многолетние исследования фольклорного г ! эт.чегра'лческого материала, заинтересованное изучение народят песен п танцев позволили пксателз создать sasoíl, омоцяоиаль--нкй образ афрокубинской сбадкы..

1'стория розденая, аизни а сцерти кубинского негра »;анв-хаяьдо становится основой свгета.

Дзз ле.1?истпва - гены 1'снехкльдо и универсального афро« куеязскогг. качала как ссЕОкутнссгп всех сторон ::уль?ури "чср-юго яубпяца"/ ре.тнгяя, фольклор, нпрсогуяенне/ ~ проходя? через произведена, то рсзвавапсь параллельно, вэаямодейст-

ДРУГ о ДРУ?он. По иаоппа писателя, афрокубйипзн - э?ог прегае гсвго, богатый цузык&лми-Я ¿сльвлор, рало иачйвнлй азгласмЯствиз с традицпягл свскпгх а^рсхрпсгзапсках хузьгоз, 1ъ\: сзя-ззязиа ретуала яепрзЕснвс сспроЕогдазссг. коллекгззппг.:! хорсзшп пссасяввппнк п пушвю аяяоотвлегзяуся. 3 b3evs зга saya расарысaeres и пгс-брагвязк сгатарпп в а&пп&агпзма, aotopae всследуптся Кзраштораа язв з - ;

пит, s<¡s v г ?пяхровяв. Сбрза глаепого героя, сачалЭзажщТ.гя •| го нзаа20Дв2ствг.я его обаеств?аного к гндетплуальгтаго *z°t I

ГЧРУ :as Гг-ЙР ГЬ apr М !:-нбсячг ПОЛНО й Т. Z'JZ'jIVÍCVJ 2ЛПСЦ OZCSft.V ¡

! ипи убедительно, в отличие от других персонажей романа, несущих л себе коннотативную функцию, оттеняющих отдельные личностние особенности í/енехильдо: Лонхина - лирическое, любовное, Беруа - религиозное, Антонко - политическое, социальное начала и т.д.

Композиция "Зкуэ Ямба-О!" представляет на первый взгляд нечто хботичное - сорок три разрозненных ппизода 8ф^окубинс-кой жизми, объединенных в три части /Детство, Отрочество, Город/. Характеристика структуры художественного текста у Карпентьера сбычно требует некоторого расширения рамок собственно литературоведческого анализа. Неоднократно обмечалось влияние музыки на художественную прозу Карпентьера. Однако роман "Экуэ Ямба-О!" дс настоящего времени с музыковедческой точки зрения не исследсвелся, хотя его композиция обнаруживает несомненную связь с принципами сонатной формы, так как вполне отвечает законам построения сонаты-фантазии. Анализ романа с учетом принципов музыковедения открывает, таким образом, возможность более полного прочтения его идейно-художественной "партитуры". Наиболее значимы в романе три эпизода, носящие одно название "Посвящение" и связующие все три части произведения в целостное единство.

Оставаясь на позициях афрокубанизма, Алехо Карпентьер стремится нащупать новые пути художественного познания латиноамериканской самобытности и включает в роман эпизоды, где сочетаются афрокубаняствческая традиция эмоционального красочного описания происходящих событий "извне" и их эстетическое освоение через мифологизированное восприятие главного гороя.

Поиске новых средств художественной выразительности отчетливо проявляются я в языке "Зкуэ Ямба-O!", ориентировав-i вон ва воспроизведение характерных особенностей живой речи I ефрокубинцев; текст романа насыщен лексическими диалектна-¡ ыакя, a cano название представляет диалектизм, который в пе-

I I - Н.С.Зюкова. Алехо Карпентьер. - I., 1982; L.Acocta. Kil»ioa 7 ¿pioe en la novela do Alejo Carpentler.- La i НаЪааа, 1981 • статьи А.Р.Бенитеса, А.У.Гальвееа,

j Н.«. Жигмана я др.

реводе с ритуального языка ньяньигос означает "Хвала бо-гам!". Вообще, ритуальные диалектизмы широко представлены в произведении и собраны писателем в специальный глоссарий.

Роман "Экуэ Якба-O!", идейно и художественно связанный с афрокубанизмом, не только завершает ранний период творчества А.Карпентьера (2С-40-е годы), но и создает предпосылки для дальнейшей его эволюции. Пи:атель не является первооткрывателем негритянской темы в кубинской литературе /впервые она была заявлена еще в I6C8 году Сильвестре Бальбоа в его псэме "Зеркало терпения"/. Однако, в афроку-банизме с его преимущественным интересом к поэзии /если не считать прозаических сборников "Черные скезки Кубы" Лидии .. Кабреры и "С, мой йеыайя!" Ромуло Лачатаньепе/ Карпентьер стал создателем единственного а^року'инсксго романа, который вывел карибсксго "черного человека" в число основных j действующих лиц'всеобщего латиноамериканского синтеза. Черев! религиозные песенно-танцевальные сбряды афрохристианского . культа сантерии, занимающего важное место в "Зкуэ Ямба-O!", Карпентьер открывает самобытное восприятие окрухеющего ми- i ра, изначально присущее латиноамериканцу.

Воплощение антильской действительности происходит в романе во взаимодействии индивидуального /образ Ненехильдо/, я коллективного /образ афрохрвстианской общины ньяньвгос/ восприятий, что создает эффект духовной гариовии я поэзии этой формы бытия.

Роыан "Царство земное" /1949/ занимает особое место в творческой эволюции Карпентьера; его эстетические открытая 20-30-х годов заложили основу новой концепции, фундаментальный принципов которой стал взгляд ва Латинскуэ Америку сквозь призму мнфологвзярованного нызлення аптзльо-кого негра оа мулата. Так, повесть "Лунная история0 становится лервыя афрокубвнскнн провзведеяиея Караентьора, пред-восхвтивзЕа теорию "чудесной реальности", что проявляется во только в проблематике и стало повествования, но a s худеете??* зепной перекличке иеаду образаей Атклаяо /"Лунная истарзя"/, Еакан^ля и Ти Ноэля /"Царство sscnoo®/, a cosso - Фзгошюэ»^ /"Кояцчрт барокко"/. : ¡

Заявив в "?ку? Зи<*ч-С!я об вфрс-коипонопто, опрэдзяются|

своеобразие кубинской национальной культуры, Карпентьер | обращается к глубинным истокам афроллияния, которое затро- ¡ нуло не только внешнее, но и внутреннее содержание бытия , в антильских странах, в частности - на Гаити /"Царство j

земное"/. В мифологизированном сознании носителей воду, j - саитерии, ньянькгкзыа, так много сохранивших в себе из . древности, Карпентьер видит редчайшую возможность "живого" ! изучения тех культурообразующих истоков, из которых вырастает современное искусство. 1

Концепция "чудесной реальности", основанная не только па отражении реальности, но и на изучении духовного мира, аааедшего свое выражение в uníax афрохристианских культов, обусловила отказ от традиционного взгляда на природу п ' человеческие взаимоотновения, чтобы достичь "второго дна", ¡ ; присутствующего в кагдок предмете или явлении. ;

Изучая особенности мифологизированных представлений о ! природе, человеке и обцоственных отношениях, Карпеитьер ; считает возможным и необходимый соединить систему мировоззрения носителей афрохристпанских культов с высокими гуманистическими идеалами /Те Ноэль уже сознательно стремится "к еаыопокертвоваинв ради лучаей -пзнп будуцнх поколений/. Показав гаитянскую действительность через "чудеснореальноеи | сознание "черных" аятильцов /Ти Ноэль, Макандаль, частично ) Лнрв-Крастоф к др./, через сознание белых европейцев /Лепор-' аап и др./ с через европейское сознание, подвергшееся вякн-пг.а водунзыа /Полина Бонапарт/, худогиия открыл новые воз-кокноети всестороннего лзобрааоавя латпаоанернкаясвого битск. Соединял разлкчзиз варианту "перспектив", Карпоптьор да с г ссиобиткуи трактовку духовное атмосферы Даувяской Анерикв аа оспова достоверного исторического гзтариала, что позволяет cay создать еахав реального в фантастического, нрздетавкть • как до8стгв*ельнуэ варгану провзого и будущего иовтклевха, i к се Евогопдааовоо орпгипааьаое встолковааво.

Ее kqcoesí. сакой тоорнв "чудесной реальности", которая ! подробно псследована пак советскиаи /П.С.Закова, В.НЛутей-сскова, Л.С.Осповаг a др./, так я ззруй^ниаи /X.Sappoco, 7..L, Браво в др./ лнтерзтуроведаии, необходимо отметить, что копцеацкп "чудесной реальности" Алехо ^арпентьзрз /как и

«магический реализм» М. А. Астуриаса), впитавшая в себя многие принципы афрокубанизма, открыла новые перспективы в художественном освоении латиноамериканской действительности и имела общеконтинентальное значение.

В заключении подводятся общие итоги исследования.

Афрокубанизм сыграл весьма значительную роль в развитии национально-самобытной культуры Кубы, что проявилось ярче всего в поэзии 20—30-х годов (Р. Гирао, X. С. Тальет, Н. Гиль-ен, Э. Бальягас). Алехо Карпентьер, начавший свой литературный путь в русле афрокубанизма как поэт, открыл новые возможности этого течения как драматург (либретто) и, особенно,— прозаик («Лунная история», «Экуэ Ямба-О!»), что определило его особое место в общей панораме литературного процесса первой трети XX века, а эстетические открытия, осуществленные в художественной прозе 30-х годов и оформившиеся позже в оригинальную концепцию «чудесной реальности», получили обще-кон'Гинентальный и мировой резонанс («Царство земное»).

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Проблемы музыки в творчестве Алехо Карпентьера ,// Литература и стилистика художественного текста. — М., 1987. Деп. в ИНИОН АН СССР, № 26320 от 7.08.86 г. — С. 117—123.

2. Истоки теории «магического реализма» в ранней публицистике Алехо Карпентьера // Вопросы сравнительного изучения национальных языков и литератур. — М., 1989. Деп. в ИНИОН АН СССР; № 40183 от 21.11.89 г. — С. 404—410.

3. Афрокубанизм в творчестве А. Карпентьера 20—30-х годов (роман «Экуэ Ямба-О!») // Сдано в печать в сборник «Проблемы изучения текста в лингвистике и литературоведении» ИНИОН АН СССР.

Тематический план 1991 г., № 334

Подписало к печати 17.10.91. Формат 60ХЭЭ'/ш- Ротапрнитпая почат. Усл. псч. л. 1,0. Уч.-изд. л. 0,99. Усл. кр.-отт. 1,25. Тираж 100 экз.

Заказ 703. Бесплатно

Издательство Университета дружбы народов 1 17923, ГСП-1, Москва, ул. Орджоникидзе, 3

Типография Издательства УДН. 117923, ГСП-1, Москва, ул. Орджоникидзе, 3