автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: "Аналитическая "Философия действия"": идеи, проблемы, решения
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Аналитическая "Философия действия"": идеи, проблемы, решения"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ п г г г ,1 имени М.В.ЛОМОНОСОВА
Р [ Ь ^
Специализированный совет / К 053.05.64 / по философским наукам
На правах рукописи
ЗООТН Андрей Львович
УДК I ми
"АНАЛИТИЧЕСКАЯ "ФИЛОСОФИЯ ДЕЙСТВИЯ"": ШШ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Специальность 09.00.03 - история философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1994
Работа выполнена на кафедре истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор ГРЯЗНОЙ А.Ф. Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор ШИНА Н.С. кандидат философских наук, старший научный сотрудник БОБРОВА Л.А.
Ведущая органиэащ - Тульский государственный технический
университет, кафедра философии.
Зашита диссертации состоится " /У" Сг^Тейо^с^ 1994 г. в 1^ часов яа заседании Специализированного совета /К 053.05.64/ по философским наукам в Московском государственном университете име ни М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Воробьевы горы, 1-корпуо гуманитарных факультетов МГУ, II этаж, аудитория <э.
С ллсоерташей можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных Факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова.
Автореферат разослан
" /4 " сеиТсЯсТрЛ 1994 г#
Учанн? секретарь Специализированного совета у СУДЬИН Г.Г.
- 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность теми исследования. Исследования и дискуссии поело« дних лет актуализировали проблематику действия и как философского принципа, и как научной категории. Осмысленно понятия действия идет по различным направлениям. В современной наука проблема деятельности и действия имеет важное теоретическое, методологическое и практическое значение. Частные дисциплины соцпалько-гумаш5тарно-го профиля - психология, социология, правоведение, линггглстлкл, педагогика, экономическая теория, политология - используют представления о деятельности, выработанные в их собственной сфера. Однако эти науки, анализируя именно тот тип деятельности, который выступает их предметом, вое же не рассматривают действие как специфическое отношение человека к действительности. Как правило, они исходят из каких-либо частных структур, в которых воплощается конкретная деятельность. Исходное, фундаментальное понимание действия связано с выявлением определенного типа бытия чэловегса в мире, который составляет существо деятельности. Поэтому разработка универсальной концепции действий является задачей именно философии.
В двадцатом веке попытки решения этой задачи предпришмачись представителями почти всех направлений философской мысля. Для англо-американской аналитической философии "действие" стало одной из ведущих тем исследований о конца сороковых годов. Классики этого периода Л.Витгенштейн, Г.Райл и Д.Остин заложили основы аналитической традиции осмысления философских проблей в связи о исследованием многообразия практической и коммуникативной деятельности людей. Позднее, в шестидесятые годы, сформировалась аналитическая "философия действия" гак специальный раздел философии, посвященный изучении всего комплекса проблем описания, объяснения и предсказания действий.
Актуальность настоящего диссертационного исследования, посвященного аналитической "философия действия" определяется общемэтодоло-гилоскикм, кои¡фе т но-научккш и историко-философскими задачами. На обвдаетодологичзском уровне большое значение имеют анализ действия и выявление на его основе предпосылок использования понятия действия в гуманитарных науках. Конкретно-научный аспект данной теш связан о поиском перспектив создания теоретических моделей лингвистической коммуникации, процессов принятия реаений и искусственного интеллекта. Историко-философскую важность исследование приобретает в контексте выяснения влияния результатов анализа действия на эволющп аналитической философии в голом и на характер смены ее ..исследовательских программ.
Степень научной разработанности проблемы. Отечественные филосо-.фн до сих пор обращались к аналитической "философии действия" главным образом в связи с исследованием наследия "позднего" Витгенштейна. В работах'А.С.Богомолова, Л.А.Бобровой, А.Ф.Грязнова, М.С. Козловой, Н.В.Рожина, 3.А.Сокулер, Н.С.Юлиной содержится анализ отдельных взглядов австрийского философа на проблематику деятельно' сти. Значительно меньшее количество публикаций посвящено "философии действия" Г.Райла и Д.Остина. Что же касается более-поздних кониепшй Д.Дэвидсона й Д.Серла, то они практически неисследовани с философской точки зрения.
Итак, в связи с ранним периодом развития аналитической философии справедливо говорить о формировании предпосылок "философии действия''. Проблема яе последующего развития этой ветви аналитической философии в отечественной литературе только поставлена и остается неизученной детально.
Специализированная литература по "философии действия" пока ограничивается содержательной книгой А.Л.Блинова и В.В.Петрова "Эле-
менты логики действий" /М.Г991/. Большой интерес, с точки зрения данного диссертационного исследования, представляет раздел книги, посвященный американскому аналитику Д.Дэвидсону. Авторы подробно проанализировали проблематику логической формы предложений о действиях в свете теоретико-истинностной семантики. Данная книга посвящена формально-логическому аспекту действия, и поэтому авторы не затрагивают, проблематику "философии действия", которая выходит за пределы задачи построения логических систем, описывающих действие. Однако следует отметить справедливое указание авторов на то, что при общефилософской ошяке теории действий Дэвидсона должна бцть принята во внимание вся его концепция, объединяющая логические аспекты действий с их психологическими и физическими аспектами. Это указание отчасти реализовано в данном диссертационном исследовании.
Изучение "философии действия" целесообразно проводить, опираясь на исследования по другим основным разделам аналитической философии, прежде всего по "философии языка" я по "философии сознания". Интересный материал го данной проблематике содержится я работах Л.А.Бобровой, А.Ф.Грязнова, А.Догутиса, О.В.Звегикцева, Р.Павкле-ниса, Н,С.Шиной. Следует также выделить работ», посвященнно ис-< следованию тех разделов аналитической философии, в которых рассматриваются конкретные отруктурн, воплогаающие деятельность. Большой материал по проблеме редуктявно-физикплистскоЛ трактовки деятельности содержится в книгах'и статьях Д. И.Дубровского. Интересные оця-нки взглядов философов-аналитиков на проблему понимания культурно-исторических феноменов выскаэаин в работах Т.Н.Паичдико по аналитической теории морали, Пслхшюгичэсэит механизмы деятельности рассматриваются в работах А. В. Бруклине кого.
Тагам образом, в русскоязичной литература пачучили самое обшее
ос мысленно отдельные аспекты аналитической "философии действия". Однако этот раздел аналитической филсоофии еше нэ выделен в само-стоительный предмет, исследования. Поэтому сам процвсо формирования "({■кдосо:;ям действия" от выдвижения основополагающих: идей до получения конкретных результатов, воздействующих на развитие философской мчсли в целом, остается неясным.
Полл я задачи исследования. Цель диссертации состоит в изучения основных идей, принципов и тенденций развития аналитической "фило-cof.ni 'действия" и выявлении ее методологических функцяй при исследовании человеческой деятельности. Эта общая цель определила следующие кошгротныа задачи:
- вдавить предпосылка формирования "философии действия", которые закладывались в философии "лингвистического анализа";
- проанализировать предложенную Г.Райлом диспозициональную трактовку сознания и исследовать ее связь о "философией действия"}
- охарактеризовать взгляды Д.Остина на проблему объяснения действий и выявить их влияние на развитие теории речевых актов;
- выяснять возможности применения теоретико-истинностной семантики Д.Дэбилсона к анализу деятельности, охарактеризовать причинную модель объяснения действий и выявить ее методологическую функцию;
- исследовать теоретические связи между "философией языка" Дэвидсона и его "философией дойотвия" в перспективе решения концептуальных проблем психологии;
- проанализировать тенденции развития "философии действия" в связи с теорией интенцяональности Д.Серла.
- выявить особенности серловской модификации теории "речевых актов" и выяснить характер взаимосвязи причинных и интешшональных компонентов действия в контексте его теории;
- критически обобщить опыт исследований по "философии действий" в
аналитической традиции.
Методологическая основа исследования. Одной из главных предпосылок иоследовашя является представление о многоуровневом характере человеческой деятельности. Оно позволяет трактовать действия как в общегуманитарном, так и в философском аспектах. При изучении ведущих тенденций формирования аналитической "фялосо£ли действия'* важную роль играет реконструкция базисных методологических оснований анализа действия, выявление социо-культурного контекста постановки исследовательских задач и раскрытие внутренней логика эволюции этого раздела аналитической философии в его отношениях с другими тематическими направлениями аналитической традиции в целом.
В диссертации действие рассматривается в перспективе трех способов анализа: лингвистического, логического и интонниснального. Это дает возможность обнаружить соответствие между становлением "философии действия" и сменой парадигм в процессе общего развития аналитической философий. Каждый этап характеризуется начичием определенной специфики подхода к действию.
Аналитическая "философия действия" представляетоя в диссертации как движение мнсли, предпосылки которого складываются в философия "лингвистического анализа". Данный период исследуется на примере работ Л.Витгенштейна, Г.Райла и Д.Остина в связи с их критикой неопозитивистской парадигмы философствования и формированием тенденции осмысления сознания и языка как деятельностннх феноменов.
На следующем этапе развития аналитической фичософии, который отражен в диссертации с помощью исследования взглядов американского философа Д.Дэвидсона, эта тенденция превращается в устойчипув методологическую нредпоснлку изучения лзнкя и созншгая, следствием чего является возможность постановки задачи проведения детализированного анализа действия.
Дальнейшая эволюция "философии действия" рассматривается в диссертации на примере концепции Д.Серла. Специфика данной концепции определяется необходимостью выявления таких особенностей феномена деятельности, которые предполагают значительное усложнение концептуального аппарата теории действий. Один иэ возможных вариантов подобного усложнения и представлен теорией интенциональности Д.Серла.
Данная методология позволяет выявить философские предпосылки формирования "философии действия", проанализировать характерные дл^ нее методы изучения действия и критически оскнслить влияние конкретных результатов применения этих методов на развитие аналитической философии в целом.
Новизна и научная ценность исследования.
1. В диссертации впервые в отечественной философии предпринята попытка исследования основных предпосылок, принципов и тенденций развития аналитической "философии действия".
2. В работе предложена конкретная методология изучения аналитической "философии действия".
3. В диссертации впервые в отечественной литературе дана целостная реконструкция логико-философской концепции Д.Дэвидсона. В ходе ее анализа выявлены концептуальные связи его "философии языка" и "философии действия".
4. Полученные результаты позволяют провести комплексное исследование методологических проблем психологии и наметить перспективы использования моделей объяснения действий в социальных науках.
5. В диссертации впервые исследованы возможности применения теории янтегашоиальнопи Д.Серла к анализу действия. Выявлены особенности подхода Серла к интенциональности и намечены тенденции дальнейшего развития предложенных ям идей.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты ис-
следования могут быть использованы представителями различию наук: философами, логиками, лингвистами, психологами, социологами, экономистами и правоведами. Теоретические положения и выводы работы целесообразно включить в лекционные курсы по современной зарубежной философии и по социальной философии. Материалы диссертации можно использовать при разработка спецкурсов по аналитической философии. Отдельные положения работы применимы в конкретно-научных исследованиях по психологии деятельности и при разработке проблематики лингвистической коммуникации.
Апробация работы. Основные идеи диссертации излагались на Кан-товских чтениях /Калининград, .1989 г./, на Ломоносовских чтениях /Москва, 1990 г./ и на конференции "Русская адея" /Тула, 1993 г./. Диссертация обсуждена на кафедре истории зарубежной философия МГУ им.М.В.Ломоносова и рекомендована к защите,
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАВ® РАБОТИ.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации 188 с.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, излагаются основные положения, определив-вив логику работы.
В первой главе диссертации "Лингвистический анализ: от рациональной практики к интендаолальному действию" выявляются предпосылки возникновения аналитической "философии действия" в процессе обшего развития аналитической философии в 40-50 годы XX века. Глава состоит из двух параграфов.
В первом параграфе "Гилберт Ра'зд - критик "картезианской" теории сознания" рассматриваются основные положения программы "филоссф'л действия", изложенные в книге Г.Ряйлп "Понятие сознания" /ГСМЭг./. Главное штмоюю уделяется предлагаемой этим философом критике мяк-
тачистского и интеллектуалчстского понимания психики. Указывается, что данная критика осуществляется в контексте более общей установки по опровержению "картезианской" /по терминология Г.Райла/ доктрины сознания, Зундалгантальнай недостаток &той доктрины английский философ видел в принципиальной неразрешимости проблемы отношения интроспективно данного шра субъекта и его внешней, наблюдаемой деятельности. Истоки проблемы Райл обнаружил в "категориальной ошибке", допускаемой прл полагаши различия между ментальным и физически;/ в pai.iiох единой системы таких категорий, как "ведь", "атрибут',' "состояние", "процесс". В методологическом дяане эта ошибка порождает определенный способ объяснения человеческой активности с помогаю событий "внутреннего шра" субъекта, трактуемых в качестве ментальных причин его внешней, наблюдаемой деятельности. Подобное объяснение якобы доступно только самому действующему агенту в силу его "привилегированного доступа" к собственному сознанию.
Исследуя проблему появления менталкстокого способа объяснения действий в историко-философском плане, Райл указал на то, что его господство стаю возможным благодаря аристотелевской трактовке рационального действия как тандема операций: обдумывания и осуществления. Новоевропейская философия подчинила эту бинарную схецу механистическим представлениям, ассоциировав акты воления с гипотетическими "толчками" как причинами действий. Оба идейных течения, по мнению английского аналитика, и породили теоретические трудности при осмыслении феномена деятельности.
В своей позитивной программе Райл выдвинул концепцию "рациональных практик", противопоставив ее гипотезе актов воли. Он ограничил анализ действия описанием процедуры его осуществления в контекстах рациональных практик как специфических, правилосообразных системах человеческого взаимодействия. Например, действие может считаться
"логичным", "критичным" или "мудрим", поскольку оно соответствует критериям эффективности, принятым в рамках той или иной практики, и нормам повседневного словоупотребления, присущим данным практикам.
Предложенная Райлом концепция действия как аспекта сложноструктурированной практики в основном представляет собой развитие и конкретизации ццей "позднего" Витгенштейна о роли феномена "следования правилу" в лингвистическом поведении и в жизни людей в целом. Оригинальным моментом концепции Райла была модель объяснения действий, характерные черты которой определялись диспозкциональной трактовкой сознания. Мспоэптональные понятия выражает специфику возможного поведения объекта, а не его актуальные свойства или состояния, которые можно бшю бы вдзнтифядировать в качестве ментальных событий. Дйспозициональная концепция сознания приводит Райла к тому, что MoiiiB признается им устойчивой характеристикой человека в его предрасположенности к определенным поступкам. Следствием такого понимания мотива является различение каузального и диспозици-овального смыслов объяснения поступков. Критика доктрины воли сочетается у РаЙла с окончательны« отказом от использования каузальных понятий при анализе действия, что лишает понятие действия естественнонаучного смысла.
Во втором параграфе "Полевые исследования" Джона Остина рассматриваются главные идеи этого английского философа в связи о формированием его проекта изучения действий. В параграфе выявляется характер отношения общих методологических установок Остина и проблемы действия. Утверждается, что с помощью своего метода детального анализа употреблений близких по смыслу выражений аналитик обнаружил одну из возможностей перевола проблем, специфичных для "картезианской парадигмы" философствования, в сферу теории действий. Например, отвергая универсальную применимость неопозитивистских кри-
терпев осмысленности предложений, в основе которых лежит дихотомия аналитического и синтетического, Остин показал, что высказыванию бессмысленных предложений препятствуют имплицитные семантические конвенции, как условия выполнения речевых актов. Рассмотрев схеи'у нормального речевого акта, он выделил в нем иллокушонный акт, благодаря которому нечто утверждается, отдается приказ или же дается обещание. Человек, который в речевом действия соверпвдт иллокуци-оянчй акт, не только объявляет в нем о своих намерениях, но и берет на З-.бя ответственности за соответствие своих действий этим намерениям.
Обнаружив связь теории речевых действий с проблемой ответственности, Остин предложил выделить специальный раздел философского, знания, в котором изучались бы процедуры оправдания и осуждения действий на основе выявления их мотива. В отличие от традиционных методов исследования этой темы в рамках этики, психологии или правоведения, английский фил оса}) предложил обратить основное внимание на лингвистические аспекты объяснения действий и их мотивов.
При рассмотрении взглядов Остина отмечается, что его вклад в развитие аналитической "философии действия" определяется скорее выдвижением ряда идей и постановкой вопросов, чем разработкой систематической теории. Он обратил внимание на многообразие способов описания действий и указал на проблематичность самой возможности говорить об отдельном действии, поскольку различные описания выделяют неравные "отрезки" событий, которые могут ассоциироваться с одним и тем же действием. Эти вопроси должны проясняться, как полагал английский аналитик, при изучении способов объяснения действий и используемых в таких ситуациях выражений, главным образом, глаголов и наречий. Ключевым термином данной темы Остин считал понятие интенции, которую он трактовал как способ предварительного
Дэвидсон предложил модифицировать свою первоначальную трактовку практического раосрвдения /т.е. рассуждения, которое результирует-ся в осуществлении агентом некоторого действия/ с помощью различения условных: и безусловных суждений, соответствующих пропозициональным содержаниям действия и мотива. Он пришел к выводу о том, что знание мотива позволяет выявить у действия наличие определенных овойотв, соответствующих желанию агента, но не позволяет полагать, что данное действие о необходимость*! должно быть совершено. Сам же. факт осуществления действия соответствует утверждению о достаточности желательных характеристик. Такое утверждение, считает Дэвидсон, по'своей форме является безусловным. Данный вывод американского философа представляется очень важным, поскольку вследствие того, что утверждения, соответствующие действиям и интенциям безусловны, ira не можем полностью перечислить все уоловия перехода агента от интенции к действию. Это объясняет в отказ аналитика от поиска законов для предсказания поведения.
Требование сформулировать подобные законы представляется Дэвидсону обоснованным в том случае, когда истинное каузальное утверждение рассматривается как частный случай каузального закона. Задача отыскания законов поведения является актуальной, если предполагается, что слово "причиняет" играет в предложении роль скрытой связки типа "если /уоловия полагаются/, то /наотупает действие/". Однако в контексте теоретико-истинностной семантики каузальные предложения должны анализироваться в терминах событий, а не в терминах условий. Описания же событий могут бнть расширены до такой степени, что пре-доставитоя возможность сформулировать каузальный закон, "Хотя знание данной формулировки при использовании сингулярных каузальных утверждений необязательно. Достаточно быть уверенным в том, что подобный закон существует.
Решающий аргумент Дэвидсона против установления условий антецедента в менталкстоких терминах /т.е. с помошью перечисления всех желаний и убеждений агента/ базируется аа феномене "отклоняющейся" причинности. Суть его в том, что мотив может быть причиной действия, которое наиятенпионалыю в силу нестандартности каузальной цепи. Попытки устранения нестандартных каузальных цепей связывается аналитиком с полоном формулировок условий антецедента эакошд локэдв-ния не в менталиоп'оких, а в нейрофизиологических терминах, поскольку любое, даже нвинтенциональноо,- действие характеризуется определенными нейрофизиологическими мэхашзмами своего осуществления. В случае успеха этого поиска психология по своей концептуальной природе в .. ".пектине должна превратиться в нейрофизиологическую науку.
Возможности редуцирования психологических феноменов к нейрофизиологическим процессам анализируется в третьем параграфе диссертации "Концвптуалыше пробломн психологии", который посвяшен изучению основных положений программы наредуктивного фиэикялизма Дэвидсона. В соответствии с этой программой признается основной тезис"теории тождества": ментальны« события /мотивы/ яшшотся причинами и следствиями физических событий, а каузачьные отношения между ними предполагает существование физических законов, следовательно, все ментальные события тождественны физическим событиям. Если же любое событие предсказуемо в качестве физического события, то встает вопрос о предсказуемости данного события именно как ментального. Проблема рассматривается в контексте проводимого Дэвидсоном мысленного эксперимента, который базируется на допущении существования гипотетического чоловека-машинн, созданного на основе исчерпывающего знания нейрофизиологии. В результате этого эксперимента американский фялоооф обосновал тезис о невозможности помологической родукпш
психологии к физике в силу невыразимости обших свойств психологических событий в физических терминах.
Философскую позицию, предполагающую признание справедливости основного тезиса "теории тождества" при условии нередутгаруемости психологических процессов к нейрофизиологическим, Дэвидсон называет "аноматьным монизмом". Дело в том, что ментальное незаконосооОраз-но, т0е. "аномально" по отношению к физическому описанию. В диссертации обосновывается, что дня защиты этого наложения философ выявляет специфику статистических обобщений индуктивно установленных корреляций между физическими и психическими событиями. Он надевает "гомономннми" обобщения, которые могут быть превращены в строгие законы после внесения уточнений, сформулированных о терминах исходного словаря. "Гетерономные" же обобщения предполагают существование строгих законов, которые могут быть установлены только с помощью перехода в другой словарь. Последний вид обобщений как раз и связывает физические и психические события. Попытки уточнения такого обобщения долянн привести к установления именно физического, а не психофизического закона. Для подобного закона ментальные события являются только физическими событиями, поскольку сома идентификация некоторого события как ментального изолирует его от конститутивных принципов физической теории.
Проблема идентификации ментальных событий рассматривается Дэвидсоном в контексте теории интерпретации речи. Такая идентификация требует от интерпретатора построения теории, которая одновременно приписывает агенту убеждения и придает смысл его словам. Учитывая обнаруженную Дзпидсоном взаимозависимость моэду .убеждениями агента и смыслом его слов, может быть предложено несколько подобных теорий. Однако для предпочтения одной из них и отказа от другой нет объективных оснований. Этот феномен аналитик назвал "неопределен-
ностыо интерпретации". Ее влияние на понимание смысла действий какого-либо человека проявляется в том, что интерпретатор, пытаясь достичь большей точности интерпретации, часто вынужден вносить коррективы в уже имеющуюся теорию для сохранения условия рациональности поведения агента.
В диссертации обосновывается, что теория интерпретации Дэвидсона предполагает допущение того, что агент обладает согласованной системой убеждений и желаний. Однако данная согласованная система может рассматриваться и как основание для бихевиористской подстановки на место ментальных состояний в объяснительной модели различных сигналов, стимулов, команд, инструкций и т.п, В таком случае убеждения и желания агента должны считаться теоретическими конструктами, которые построзны методом сравнения наличных действий агента и учета объективных стимулов.С учетом результатов ряда экспериментов данная программа нормативной теории решений справедливо представляется Дэввдсону бесперспективной в силу трудностей, связанных с построением формальной системы, которая бы систематически отражала обнаруженную им взаимосвязь между желаниями агента и его убеждениями в успешности избранного им способа действий. Эта взаимосвязь аналогична отношениям между убеждениями говорящего и значениями его слов, которые порозвдают неопределенность интерпретации. Поэтому в диссертации делается вывод о том, что теория поведения в целом должна быть комплексной. Ее составные части - нормативная теория решений, теория интерпретации речи, методология каузального объяснения интенциональных действий и процедура приписывания агенту мыслей. Теория является комплексной в силу своих концептуальных особенностей, не допускающих ее превращения в единую формальную теорию или редуцирования к языку нейрофизиологии. Указанные концептуальные особенности связаны о наличием неопределенностей при объ*
яснении поведения человека. Взаимозависимость истины к значзния, убеждения и желания, убеждения и значения не позволяв? уникальным образом идентифицировать данные феномены.
В четвертом параграфе "Мысль и метафора" исследуются взаимоотношения теории действий Дэвидсона и его "философии сознания". Рассматривается выявленная им логическая форма сложноподчиненных промоканий с пропозициональными установками. Такяе предложения, до унй-нкга американского философа, с семантической точки зрения должны считаться двумя самостоятельными предложзклями, интерпретация ко-торнх осуществляется в экстенсиональных контекстах. Следствием данного решения проблемы логической формк становится то, что гри-писывание человеку некоторой мнсли связывается с указанием диспозиции к речевому действия, а не с идентификацией ^ентапьных оушко-стей. В этом проявляется семантический аспект феномена, который Дэвидсон назвал "автономией значения". Его суть заключается в независимости буквального значения высказывания от интенций говорящего. Тезис об автономии значения рассматривается аналитиком в качестве важного аргумента против Идеи об основополагающей роли конвенций в лингвистическом общении. Конвенции, по мнению Дэвидсона, есть только вспомогательный элемент коммуникации, фундаментальная же предпосылка общения заключается в подобии структурообразующих механизмов языков говорящего и интерпретатора.
Концепция Дэвидсона не исключает способности человека к иррациональным действиям. Однако трактовка иррациональности, по мнению философа, связана с концептуальными трудностями, которые возникши-как следствие принятого базисного способа объяснения психологических феноменов. Поскольку событие считается действием только при условии рациональности системы убеждений и желаний агента, постольку тезис об иррациональности действия выглядит парадоксальным. Путь
к разрешению данного парадокса Дэвидсон видит в признании того факта, что сознание человека представляет собой совокупность относительно самостоятельных психических систем с различной степень» рациональности. Между этими системами существуют каузальные взаимодействия , но могут отсутствовать логические связи - тогда агент совершает поступки, для которых у него не было никаких оснований. Диапазон подобных феноменов поведения людей достаточно широк. Он включает и метафору как аспект творческих возможностей человеческого действля. Метафорическое предложение, по мнению Дэвидсона, не имеет особых условий исткннооги и является ложным. Это страхует нас от буквального восприятия подобного предложения и побуждает понижать его именно в качества метафоры. Метафора как бы заставляет нас увидеть один объект в свате другого. Подобное проецирование позволяет обнаружить ранее незамеченные свойства объекта, что зачастую и влечет за собой прозрение.
Как видим, главные результаты в области "философии действия" получены Дэвидсоном с помощью экспликативного анализа языка. Основой такого анализа является теоретико-истинностная семантика. Данная коншшшч нэ отражает систематических характеристик контекстуальных особенностей речевых актов, поскольку значение лингвистического выражения, по мнении Дэвидсона, не имеет с этими аопектами коммуникации ни коквенпнональной, ни концептуальной связей. Однако эти характеристики можно рассматривать как абстракцию адаптативного' отношения чедоппка к миру, выработанного в результате выборочных реакций на окружшвдю преду. Концептуализация указанного отношения под-раяумлпатг построение теории, которая способна выявлять феномен yene ГОН ОС'!' и по И отвил.
Н TiwTM»ff гляйо лиссэртяши "Янтенциояапьннй анализ: язык и дей-стинв г философии Дчсмт Сорла" рассматриваются принципы конституи-
рования "философии действия" на основе теории ннтетмональкости. Глава соотоит из двух параграфов.
В первом параграфа "Интешионалъность и действие" анализируются основные положения теории интенциональности и результаты их применения к исследованию человеческой деятельности, йнтешгаокальнсстт., в трактовке Серла, есть свойство, благодаря которому наши ментальные состояния "направлены на", "говорят о", "указывают на" объекты и состояния дел в мире. Интенциональнши являются натерания, убеждения, желания, надежды, страхи, ненависть, любовь, вожделение, отвращение и все те ментальные состояния /сознательные или бессознательные/, которые имеют отношение к миру или говорят о мире, существующем независимо от сознания. Интенциональность как фундаментальное свойство сознания не является однако его составной, комплексной характеристикой, которую мояно было бы разложить на более простые элементы. По мнению американского философа, любое объяснение интенциональности возможно только с помощью интенпиональных же понятий типа "репрезентация", "направление соответствия", "условия удовлетворения", "психологический модус".
Применение теории интеншюнатьности к анализу деятельности предполагает, по мнению Серла, изменение трактовки самого интешшональ-ного действия, которое должно считаться таковым благодаря фюночйну интенциональности, имеющему биологическую основу, а но выбору соответствующего описания /как настаивает, например, Дэвидсон/. Правда, за исключением приведения некоторых иллюстративных полокнний из нейрофизиологии, Серл практически не использует в своем исследовании понятий биологических наук. Тезис о биологическом характере интонциовальности связывается им с общей идеей приспособления живых организмов к окружающей среде. У человека это проявляется в том, что интенционяльнне состояния ропрезпнтир.уют сипи "услопня
• удозлетворения". Каждое состояние само определяет, при каких условиях оно истинно /если это убеждение/, или при каких условиях оно осуществляется /если &то яелание/, или при каких условиях оно реализуется /если это намерение/. Отличительной чертой интенциональннх состояний является таюш то, что они иногда причинно обусловливают происходящие вощи. В таких случаях, утверадает Серл, мевду причиной и действием имеется внутренняя связь - причина репрезентирует положение дол, обусловливаемого причинно. Такого рода отношение между причиной и действием философ называет "интеншональной причинноотью','
Данный концептуальный аппарат применяется Серлом для исследования поведения, которое описывается рядом принципов, объясняющих ментальные и физические аспекты действия. С помощью этих принципов Серл проводит фундаментальное различение заранее обдуманных и спонтанных действий. В соответствии о этим различением он выявил два вида интенций: предварительные интенции, т.е. интенции, сформированные агентом до выполнения действий, и интенции в дейотвии, т.е. ин~ теиштй, имеющие место при актуальном выполнении действий. Структура объяснения действий, по мнение американского философа, должна соответствовать структура самого объясняемого феномена. Действие объясняется через выявление его причины, которая есть либо интенция, либо психологическое состояние, ириводя;;|ее к интенции. Содержание объясняющей интенция тождественно содержанию, обусловливающему поведение через интеншояяльную причинность. В этом смысле поведение человекл одновременно и содержит внутренние ментальные состояния, и причинно обусловливается ими. Как пидим, теория интенционаяьности позполяпт днть более глубокий анализ действия. С его помощью Серл пореходит от спойсгпонной Дэвидсону фиксации разнообразия описаний поведи кия к иаученио внутренней структуры человеческой деятельности.
"Инюниионялыюсть и язык" исследуется тезис
Серла о том, что феномен естественного языка должен объясняться с помощью теории интеншюнальности.
Библогизаотя интеншюнальности ставит перед Серлом проблему совместимости такого подхода к интенциональносги с продставлегаем о языке как о социальном феномене. Поэтому процесс коммуникации, по мнению аналитика, должен объясняться исключительно на основе ментальных состояний говорящего и слушателя, В связи с этим Серл выявляет пять типов пнтватональности ж приходит к выводу о том, что ■ определенному числу базисных интвнциональнцх состояний должно соответствовать конечное число типов речевых действий. Способность некоторого существа сопровождать выражение интенсионального состояния актами, способствующими распознаванию згих состояний другими существами, трактуется аналитиком как простейшая форма речевого акта. Конвеншонализация этих способов распознавания интенциональных с> • стояний является уже социальной процедурой, присущей человечеству как языковому сообществу. Поэтов, с точки зрения Серла, все семантические понятия должны быть редуцированы к янтенциональным понятиям. Такую редукцию он называет "ингернаштзадаей семантических понятий".
Данную редукцию американский философ проводит с привлечением гипотезы о том, что система интеншональности функционирует на Фоне совокупности навыков, привычек и способностей человека, которые уже не являются интенциональными. Убеждение Серла в существовании у человека "доинтенционального фона" опирается на результаты его исследований в области "философии языка". Основной аргумент в защиту гипотезы связан с проблемой понимания значения предложения. Фиксация различий при интерпретации фразы о одним и тем же буквальным значением, по мнению философа, осуществляется с помощью знаний, которые улга не могут считаться репрезентациями. Эти знания и образуют дойн-
- Ü4 -
тении оналышй фон.
.Гипотеза о наличии у человека фоновых способностей позволяет Сеулу разработать "интерналистскую" концепцию языка, объясняющую отношение между словом и миром исключительно в терминах ментальных состояний. Данный подход не требует введения в общую картину лингвистической коммуникации внешних для кнтенциональности контекстуальных и каузальных отношений между высказываниями выражений и свойствами реальности, о которых вдет речь. Фоновые способности человека играют важную роль и в объяснении таких компонентов речевой деятельности /имен собственных и ивдексалов/, которые утрачивают свою специфику, если их исследование ограничивается эксшшкативным анализом. Учет невербальных и имплицитных форм интанциональности показывает большие выразительные возможности теории интенционально-сти Серла применительно к анализу человеческой деятельности.
Ментатастекая установка Серла в целом противоречит исходным для аналитической, "философии действия" антименталистским положениям
Г)
Райла. Однако оба концепции представляют различные периоды эваяюции "философии действия". Стратегическое же единство обоих философов проявляется в том, что они оба выступают против построения теории сознания на основе аналогий с теми или иными механическими или технологическими процессами. Если объектом критики Райла являлась механистическая трактовка сознания, то Серл уже рассматривает свою тооряш интонциональностп как основу для критики отождествления сознания и процедур компьютерной обработки информации. Причем подобное отождествление зачастую опирается на тезис о том, что люди в своей деятельности, а компьютеры в своем функционировании, одинако-во"оледуют правилам". Серл жо справедливо подчеркивает содержательно-семантический характер сознания и формально-синтаксический характер компьютерной программы.
В заключении подводятся основные итоги исследования. В результате рассмотрения процесса развития аналитической "философии действия" строится конпептуально-иоторичаскач модель этого развития. Подчеркивается теоретическое значение аналитической "философии действия" для изучения проблем сознания и лингвистической коммуникации, а также для методологии гуманитарных наук в целом.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Деятельностный анализ монетарной системы в экономической теории "австрийской школы" // Мир экономики, Тула, 1994, 0,6 п.л.
2. Проблема человека в "философии действия" Дональда Дэвидсона // Антропологическая проблематика в западной философии, М., Изд.-во Моск. ун-та, 1991, 0,4 п.л.
3. "Философия действия" Дональда Дэвидсона // Диалектика взаимо-
связи теории и практики в общественном развитии. Сб. деп. ст., М., 1991, Деп. в ЙНИОН РАН, #44346 от 15.04.91, 0,4 п.л. .
4. "Философия психологии" Дональда Дэвидсона // Тезисы докладов и выступлений на X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философия науки, Минск, 1990, 0,1 п.л.
5. переводы: Армстронг Д.И. "Материалистическая теория сознания /глава 17/", 0,5 п.л.» Дэвидсон Д. "Материальное сознание", 0,5 п.л., "Об идее концептуальной схемь- . 0,5 п.л., Остин Дж. "Значение слова", 0,5 п.л., Страуд Б. "Аналитическая философия и метафизика", 0,5 п.л. // Аналитическая философия. Избранные тексты, под ред. А.Ф.Гряэнова, Изд.-во Моск. ун-та, 1993.