автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Анализ детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях мыслителей русского зарубежья
Полный текст автореферата диссертации по теме "Анализ детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях мыслителей русского зарубежья"
На правах рукописи
Горбунова Людмила Николаевна
АНАЛИЗ ДЕТЕРМИНАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ МЫСЛИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Специальность09.00.11 - социальная философия
Автореферат
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ростов-на-Дону 2004
Диссертация выполнена на кафедре философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет»
Научный руководитель: доктор исторических наук,
профессор Дружба Ольга Владимировна
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Зарубин Александр Георгиевич
Защита состоится 17 декабря 2004 года в 13 00 на заседании диссертационного совета К 212.058.01 по философским наукам в Донском государственном техническом университете по адресу:
344010, г. Ростов-на-Дону, пл Гагарина, 1, ауд. 252
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Донского государственного технического университета.
доктор философских наук, доцент Буйло Борис Иванович
Ведущая организация:
Ростовский государственный педагогический университет
Автореферат разослан 16 ноября 2004 года
Ученый секретарь диссертационного Совета, кандидат философских наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования. Процесс трансформации российского общества в конце XX - начале XXI столетия затронул не только экономическую, социальную и политическую сферы. Радикальные изменения произошли в сфере духовной культуре, науке и идеологии
Переживаемые российским обществом процессы заставляют ученых напряженно размышлять об их истоках и причинах, возможных путях преодоления кризисных явлений По мнению исследователей, затянувшееся состояние перехода от одних общественных структур к другим, неопределенность исходных и конечных координат этого процесса свидетельствуют, что дело не только в объективных факторах, предопределяющих трудности процесса реформирования общества, но и в особенностях его духовной организации. Именно они способствуют длительному сохранению кризисного состояния, являются серьезным препятствием на пути преодоления системного социокультурного кризиса, одним из проявлений которого стал кризис идентичности. Он явился результатом постепенного разрушения представлений, лежащих в основе самоидентификации как отдельной личности, так и общества в целом: представления о собственном целостном, устойчивом «Я», представления о непрерывности своего существования в историческом времени и пространстве, а также разрушения стабильной системы общественных идеалов и ценностных ориентации.
Поиск новой идентичности приобрел на рубеже XX-XXI вв. характер одной из наиболее важных задач, стоящих перед российским обществом. В связи с этим особое внимание исследователей привлекли проблемы теоретико-методологического обоснования общей концепции общества в его статике и исторической динамике, а также обоснования характера
первичного социального отношения и ею воздействия на другие виды общественных отношений, то есть проблема социального детерминизма.
Актуальность исследования этой проблемы обусловливается не только тем обстоятельством, что она является одной из наиболее существенных, которые приходится решать исследователю, разрабатывающему целостную концепцию общества. Проблема социального детерминизма лежала в основе господствующей долгие годы идеологической конструкции, предопределяя способ восприятия и использования западных научных концепций.
Сегодня отечественная социальная философия активно осваивает концепции западных мыслителей XX столетия, представленных школами структурного функционализма, теории конфликта, постмодерна, теории систем и постмарксизма. Именно эти концепции, опирающиеся на различные методологические основания и предполагающие идейный плюрализм, в 90-е гг. стали приходить на смену не отвечающим запросам времени способам объяснения и познания социальной действительности. Однако их эффективное освоение и использование невозможно без прояснения сущности проблемы социального детерминизма.
В то же время данной проблеме уделяется в настоящее время незначительное внимание, поскольку ее признают существенной только для отживших идеологических схем и доктрин.
Исследование социального детерминизма имеет не только научное, но и практическое значение. В общественном сознании и различных идеологиях в современном российском обществе все еще распространены фрагменты социально-философской концепции, восходящей к вульгарному экономическому детерминизму. На наш взгляд, они значительно снижают духовный потенциал проводимых общественных преобразований. Исследование проблемы детерминации общественных отношений, в конечном итоге, может привести к коррекции
идеологических доктрин, используемых политическими элитами, в направлении более адекватного выражения исторических перспектив развития общества.
Указывая на значение современных западных концепций социальной философии, мы исходим из того, что развитие отечественной социально-философской теории должно интегрировать в себе не только достижения западной социальной науки. Русская социально-философская мысль в XX столетии представлена многими выдающимися именами, чей вклад в развитие гуманитарного знания в полной мере еще не актуализирован. В особенности следует отметить социально-философские концепции русских мыслителей зарубежья, уделявших проблеме детерминации общественных отношений значительное внимание в контексте попыток осмысления событий, происходивших в России в первой половине XX в.
До настоящего времени социально-философские концепции мыслителей русского зарубежья первой половины XX века - это в большой степени еще невостребованное идейное богатство, без обращения к которому современная Россия едва ли может достичь социокультурной идентичности и эффективно решать задачи комплексного социального реформирования.
Обращение к этим концепциям позволяет исследовать проблему детерминации общественных отношений в рамках национальной научной традиции, что, безусловно, увеличивает потенциал развития современного гуманитарного знания в стране.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема детерминации общественных отношений - одна из важнейших теоретико-методологических проблем социально-философской науки.
В социальной философии общество рассматривается как процесс взаимодействия индивидов. В этом взаимодействии индивиды
обмениваются результатами своей деятельности. Определяя первичный социальный факт как социальное взаимодействие, философ, следуя логике исследования (предполагающей вычленение в предмете исследования сущности и явления), должен определить характер человеческой деятельности, лежащей в основе этого взаимодействия и являющейся определяющей для других видов деятельности.
Следует отметить, что хотя изучаемая теоретико-методологическая установка существенно влияет на характер социально-философских концепций, она становится предметом специального анализа только в отдельных системах социальной философии. Это, прежде всего, марксизм и зависимые от него школы (например, франкфуртская), а также критически настроенные по отношению к нему системы (М. Вебера, В. Зомбарта, мыслителей русского зарубежья)
В современном значении она оформилась в середине XIX столетия в концепциях О. Конта и К. Маркса. Они заложили основания двух подходов к проблеме социального детерминизма, существующих до настоящего времени.
Для О. Конта взаимодействие между индивидами в конечном итоге сводится к обмену продуктами умственного развития человека, мнениями и идеями. Другими словами, общество для него есть коллективная форма взаимодействия индивидов, содержание которого состоит в обмене результатами познавательной деятельности, знаниями. Взаимодействие людей в других сферах только в определенной мере воспроизводит их взаимодействие в процессе создания и трансляции знаний. Эту теоретико-методологическую установку в дальнейшем мы называем принципом духовно-практической детерминации, указывая в этом понятии на тот вид деятельности человека, который в качестве основного принимается исследователем при анализе социальной системы Под духовным мы понимаем деятельность сознания, существенной характеристикой которой
являйся производство и трансляция знания в его различных аспектах (гносеологическом, аксиологическом, нормативном). В той или иной степени эту установку развивали такие корифеи мировой социально-философской мысли, как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс.
Значительный вклад в ее развитие внесли В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Карсавин, С Франк Они исходили из представления о том, что человек как целостное существо проявляется, прежде всего, в своей духовной деятельности, выражающей целостность всей действительности (концепция всеединства), и эта деятельность является определяющей для всех других видов деятельности.
Противоположная теоретико-методологическая установка
предложена К. Марксом. Он исходил из представления о детерминирующем значении в жизни общества материального производства. Первичная форма деятельности человека и взаимодействия индивидов для Маркса - это материально-практическая деятельность, направленная на преобразование природного мира и общества. Другие виды взаимодействия только трансформируют это первичное взаимодействие. Эту теоретико-методологическую установку мы в дальнейшем будет обозначать понятием материально-практического детерминизма. Различные модификации этой установки получили наименования экономического материализма, экономического детерминизма, материалистического понимания общества. Именно этот принцип лежал в основе отечественной социальной философии в послеоктябрьский период.
В советской гуманитарной науке этот принцип выступает в качестве методологического постулата, который самоочевиден и не требует доказательств. В 20-е годы выполняется ряд исследований, в которых делались попытки реализовать этот постулат при исследовании эстетики (В.М. Фриче) и истории философии (И.А. Боричевский).
В работах советского периода (A.M. Васканян, Г.М. Гак, Ф.Л. Горохов, Г.Е. Глезерман, М.С. Даниэлян, МЛ.Ковальзон, Ф.В.Константинов, А.О. Маковельский, B.C. Молодцов, Э.Х. Степанян, В.П. Тугаринов, П.Н. Федосеев и др.) принцип экономической детерминации конкретизируется в рамках марксистской традиции. Исключение составляют работы М. Мамардашвили, который пытался найти опосредствующие связи между материально-производственной деятельностью и зависимыми от него формами сознания.
В настоящее время этот методологический принцип в рамках марксисткой парадигмы последовательно разрабатывает, систематизируя и формализуя его, один из ведущих отечественных социальных философов В. Барулин. Для уточнения содержания этого принципа он вводит понятия и категории способа производства и феномена общественного бытия. Позже он разрабатывает конструкты причинной и функциональной зависимости материально-практической и духовной сферы общества.
Однако в отечественном обществознании по существу отсутствуют работы, которые подвергли бы всестороннему анализу достоинства и недостатки этого методологического принципа в его соотношении с принципом духовно-практической детерминации. Лишь в 90-е гг. появились публикации, авторы которых начали разрабатывать эту проблему (Н. Шмелев, Ю. Афанасьев и др.) Именно они впервые обратились к идейному наследию ряда философов русского зарубежья, прежде всего к работам Н. Бердяева.
Использование для этой цели трудов зарубежных русских мыслителей позволяет, на наш взгляд, позволяет уточнить эвристические возможности различных методологических подходов, а также подготовить условия для теоретического синтеза этих подходов (материально-практического и духовно-практического детерминизма) в будущем.
Принцип материально-практического детерминизма вызывал критическое отношение со стороны западноевропейских социальных мыслителей (М Вебер, В Зомбарт), а также русских мыслителей начала XX столетия, перешедших с позиций легального марксизма к различным формам мировоззрения, ориентирующимся на духовную детерминацию общественных явлений (С. Булгаков, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский, С. Франк, П. Струве). Оказавшись в эмиграции, они продолжили изучение базисных социально-философских проблем, решая задачу создания идеологических основ демократического и гуманистического общественного устройства России.
Эмиграция как историческое и духовное явление до настоящего времени не получила комплексного и всестороннего освещения в философской литературе. Отношение к ней исследователей, работающих в рамках марксисткой идеологической парадигмы, было, в основном, отрицательным. Лишь в последние десять - пятнадцать лет появились работы, посвященные различным проблемам русской эмиграции, авторы которых попытались рассмотреть их более глубоко и взвешенно. В трудах Волкогоновой О.Д., Варшавского B.C., Гальцевой Р.А., Гайденко ПП., Маслина М А., Назарова М.В, Полякова Ю.А, Раева М., Сендерова В.А., Селунской В.М., Стернина Г.Ю.Тарле Г.Я., Финько М.В., Челышева Е.П. исследуются проблемы истории этого явления, его культурно-историческое значение, взгляды отдельных мыслителей, особенно на миссию России в мире.
Вместе с тем, несмотря на особую актуальность предпринятого философами русского зарубежья анализа процессов социокультурной трансформации российского общества вообще, и социального детерминизма в частности, следует отметить, что в отечественной гуманитарной науке социально-философские работы таких мыслителей как С. Булгаков, А.Бердяев, Л Карсавин, С.Франк, посвященные
указанным проблемам, все еще не стали предметом специального изучения.
Объект и предмет исследования. Объект - принцип социального детерминизма как теоретико-методологическая установка исследования структуры общества и его динамики.
Предмет - социально-философские концепции зарубежных русских мыслителей, анализирующие проблему детерминации общественных отношений.
Цели и задачи исследования.
Основная цель исследования - изучить содержание научного анализа проблемы детерминации общественных отношений русскими мыслителями зарубежья первой половины XX столетия, которые специально занимались этой проблемой. Данная цель предполагает решение следующих задач::
- определение содержания принципа материально-практической и духовно-практической детерминации с помощью категорий причина, следствие, взаимодействие;
- изучение особенностей различных видов детерминации общественных отношений с помощью понятий материальной и духовной деятельности;
- исследование качественных характеристик материальной и духовной деятельности человека посредством бинарного рассмотрения общества: в плане соотношения различных видов деятельности в структуре общественного разделения труда и в плане соотношения коллектив (сообщество) - личность;
- выявление социокультурных предпосылок анализа проблемы детерминации общественных отношений в философской мысли русского зарубежья;
- анализ принципа материально-практической детерминации в социально-философских концепциях русских мыслителей зарубежья первой половины XX века;
- исследование аргументации мыслителей русского зарубежья, направленной на обоснование методологического принципа духовно-практической детерминации.
Теоретико-методологические основания исследования Методологической основой исследования является рассмотрение общества как органической системы, элементы которой находятся в структурно-функциональных связях и отношениях. С помощью метода бинарных оппозиций определены конституирующие общественную систему элементы, материально-практическая и духовная деятельность, коллектив и личность.
Рассмотрение общества как динамической системы позволяет вскрыть характер взаимодействия его конституирующих элементов, их единство и нарастающее стремление к оппозиционности, преодоление которой совершается во внутреннем мире личности в процессе духовной деятельности, а затем распространяется на коллектив и трансформирует материально-практическую деятельность.
Изучение общества в динамическом аспекте определило необходимость комплексного использования двух основных методологических подходов к обществу, используемых в современной социальной философии понимание общества на основе социального действия (общество как институализированное действие, а его структура как устойчивые образцы поведения) и понимание общества как социальной системы (общество как надындивидуальная реальность в виде совокупности правил, организующих поведение людей и детерминирующих элементы общества). Эти подходы представлены в нашей работе в рамках соотношения духовно-практической и
материально-практической деятельности, которые в различных концепциях социального детерминизма противопоставляются друг другу. Кроме этого, в работе использован принцип историзма, взаимосвязь исторического и логического, компаративный и текстологический анализ
Научная новизна диссертации выражается в следующих положениях:
- проанализировано содержание понятия «детерминация общественных отношений» в различных социально-философских концепциях;
- рассмотрены социокультурные предпосылки анализа проблемы детерминации общественных отношений в философской мысли русского зарубежья;
- показано, что идеологической основой изучения проблемы детерминации явились попытки разработать целостную философскую концепцию, определяющую место России в мировом сообществе;
- проблема детерминации общественных отношений рассмотрена в аспекте соотношения видов человеческой деятельности в общественном разделении труда и в аспекте соотношения коллектив-личность;
- исследована система аргументации принципа духовно-практической и материально-практической детерминации, что позволяет определить границы их эвристических возможностей.
Анализ указанных проблем привел диссертанта к следующим выводам, сформулированным в тезисах, выносимых им на защиту:
1. Проблема социальной детерминации выступает в качестве самостоятельного предмета анализа только с середины девятнадцатого столетия. Исторически проблема детерминации общественных отношений предстает как определение социальным мыслителем того вида деятельности человека, который принимается в качестве основного во
взаимодействии между индивидами. В силу наличия двух основных видов человеческой деятельности - материально-практической и духовно-практической - можно говорить о материально-практической и духовно-практической детерминации.
2. Поскольку общество является органической системой, в которой причина взаимодействия индивидов одновременно есть следствие, а следствие - причина, использование одного вида детерминации в качестве основного, как причины, а другого в качестве производного, как следствия, не позволяет всесторонне исследовать процессы общественного развития, креативную и спонтанную природу человеческой личности, а также взаимодействие в системе общество - личность. Но различные стороны человеческой деятельности могут противопоставляться друг другу, закрепляться в этом противопоставлении взаимодействующими социальными группами и, как следствие, порождать социальные конфликты.
3. Особенности исторического развития России в начале XX в., в частности, вовлечение в политическую деятельность широких слоев населения, глубокий разрыв между ними и значительной частью дореволюционной культурной элиты, обусловили распространение концепции материально-практического детерминизма; разработка иных концепций детерминизма осуществлялась в послереволюционные годы преимущественно в философской мысли русского зарубежья. Актуализация проблемы детерминации общественных отношений в философии русского зарубежья обусловлена необходимостью разработки целостной концепции, определяющей место России в мировом сообществе, поисками национальной идентичности в условиях системной социокультурной трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв.
4. Принцип материально-практической детерминации имеет ограниченные эвристические возможности, поскольку в рамках данного подхода для анализа процессов общественного развития используется преимущественно категория причина-следствие (Л. Карсавин), а сам анализ сосредоточен на материально-практической деятельности, хотя она лишь создает условия для подлинного бытия человека и не обеспечивает его целостное самовыражение (С. Булгаков, Н. Бердяев).
5. Система аргументации духовно-практической детерминации базируется на следующих положениях: а) общество - целостная система и его целостность определяется именно в духовном производстве, создающим и транслирующим общенациональные ценности (С.Франк); б) реализация человека как целостного существа происходит, прежде всего, в духовном производстве (Н.Бердяев); в) общество как динамическая система реализует свой потенциал через отдельных лиц, формирующихся за рамками алгоритмов, характерных в основном для материально-практической деятельности (Н.Бердяев).
Практическая значимость исследования. В диссертации предпринята попытка комплексного исследования проблемы детерминации явлений общественной жизни в социально-философских концепциях мыслителей русского зарубежья первой половины XX столетия. Результаты этого исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы национальной идентичности России, при составлении общих и специальных курсов учебных дисциплин по философии, социологии, культурологии, политологии. Материал диссертационного исследования является определенной теоретической базой для осмысления идеологических парадигм, используемых современными политическими движениями, с целью уточнения и корректировки их исходных методологических предпосылок.
Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации были изложены в выступлениях на научно-практической конференции аспирантов и преподавателей Ростовского государственного университета (Ростов-на-Дону, 1999), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Российский вуз. в центре внимания -личность» (Ростов-на-Дону, 1999), Всероссийской научной конференции «Культура и интеллигенция России XX века как исследовательская проблема, итоги и перспективы изучения» (Екатеринбург, 2003)
Содержание, основные выводы и результаты исследования нашли отражение в пяти научных публикациях общим объемом более 2 п л.
Структура диссертационного исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, имеющего 203 источника. Общий объем текста составляет 152 страницы
Основное содержание диссертации.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, освещается степень разработанности проблемы, обосновывается новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, опыт ее апробации, излагаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Проблема детерминации общественных отношений в социальной философии» посвящена формулировке проблемы исследования, рассмотрению становления подходов к проблеме социального детерминизма в социальной философии Нового времени, определению содержания понятий духовно-практического и материально-практического детерминизма, выяснению значения проблемы социального детерминизма для социальной философии, исследованию
социокультурных условий творчества русских зарубежных мыслителей, обративших к проблеме социального детерминизма.
Первый параграф «Детерминация общественных отношений: содержание и генезис проблемы» выясняет значение этой проблемы для социальной философии.
Одна из важнейших теоретико-методологических проблем социальной философии - поиск первичного социального взаимодействия, развертывание которого порождает все многообразие общественной жизни. Поскольку само социальное взаимодействие состоит в обмене индивидами результатами своей деятельности, природа этого взаимодействия не может быть уяснена без исследования качественных особенностей деятельности человека. Такие мыслители, как М. Вебер, Т. Парсонс и Ю Хабермас строили свои социальные теории, отталкиваясь именно от своего понимания природы человеческой деятельности. Их теоретические построения можно определить как теории социального действия, поскольку первичной клеточкой социальности оказывается действие индивида, характеризующееся своей спецификой и структурой. Главная специфическая черта социального действия оказывается тем основанием, которое детерминирует его другие особенности и структуру.
Характер социального взаимодействия обоснованно искать в характере той деятельности, обмен продуктами которой и составляет содержание этого взаимодействия. В свою очередь, характер самой деятельности определяется ее результатом, особенностью созданного продукта. С этой точки зрения можно говорить о двух видах деятельности человека: материально-практической и духовно-практической. В первом приближении можно говорить о материально-практической деятельности как о деятельности, направленной на преобразование окружающей человека материальной природы, а о духовно-практической как о
деятельности, направленной на преобразование внутренней природы человека, выражающей его целостный, универсальный характер.
В домарксистский период социальной философии в качестве самоочевидной предпосылки предполагалось утверждение, что основные характеристики природы человека реализуются в духовно-практической деятельности.
С появлением марксисткой философии можно говорить о вычленении самой проблемы социальной детерминации, появлении двух подходов к пониманию социальной детерминации, а также о рефлексии по поводу данной теоретико-методологической установки в различных социально-философских концепциях.
Фактически установки социальной философии марксизма характерны и для зависимых от него концепций (например, для франкфуртской школы). Остальные направления в той или иной степени придерживаются теоретико-методологической установки духовно-практического детерминизма и его различных модификаций. Концепция духовно-практического детерминизма достаточно четко выражена в построениях русских социальных мыслителей, оказавшихся в эмиграции в первой половине XX столетия.
Важной задачей, стоящей перед отечественной социальной философией, является, на наш взгляд, поиск точек соприкосновения этих двух противоположных теоретико-методологических установок.
Современные отечественные социально-философские концепции в значительной степени восходят к марксистской традиции. Марксистские представления о структуре общества, его элементах, динамических и статических законах функционирования являются неотъемлемым компонентом современного общественного сознания.
Материалистическое понимание истории фактически продолжает основную тенденцию социально-философской западноевропейской мысли
Нового времени Все сферы человеческой деятельности объявлялись в той или иной степени трансформированной материально-трудовой деятельностью Другие виды деятельности не отрицались, но рассматривались как средства обеспечения материально-практической деятельности Ценность человеческой индивидуальности и ее самостоятельность и автономность здесь не получают должной оценки Следствием указанной установки экономического детерминизма (признания материально-трудовой деятельности как деятельности целостного человека, как деятельности, в которой человек себя всесторонне осуществляет) были неадекватные представления о структуре и закономерностях социально-политического и экономического развития общества.
Прояснение проблемы соотношения материально-практической и духовно-практической деятельности в свою очередь невозможно без понимания содержания самой материальной и духовной деятельности Что характеризует различные формы духовного производства? Говоря в общем плане, используемые в них артефакты-слова имеют самостоятельное значение вне отношения к артефактам-предметам (что не характерно для материально-практической деятельности) Здесь человек имеет дело с идеальными объектами, ценностями, которые выступают самостоятельным бытием Можно заключить, что духовно-практическая деятельность позволяет личности осуществить свою индивидуальность, целостность, наиболее глубинные существенные качества
В заключение параграфа необходимо отметить, что принцип детерминации социальных отношений в реальных теоретических конструкциях выражает соотношение различных видов человеческой деятельности
Второй параграф «Социокультурные предпосылки анализа проблемы детерминации общественных отношений в философской
мысли русского зарубежья» посвящен выяснению условий, определивших интерес мыслителей русского зарубежья к проблеме детерминации общественных отношений.
Проблемы социального детерминизма - одни из важнейших социально-философских проблем, подвергнутых анализу представителями русской зарубежной мысли. Для того, чтобы уяснить те методологические основания, которые использовались для анализа этой проблемы представителями русской зарубежной мысли, необходимо дать общую культурологическую и социально-философскую характеристику того сложного социального и культурного явления, которое носит название русского зарубежья.
В своем исследовании мы исходим из того, что деятели русской культуры, оказавшиеся вне России, по сути представляют собой часть российской элиты. Поэтому мировоззрение этой элиты нельзя понять, не выяснив роль элит в обществе, задач цивилизационного развития России и степень их выражения в теоретических построениях философов русского зарубежья.
Русская эмиграция после революции 1917 года - драматическая страница в истории России. Оказавшись на чужбине, представители интеллектуальной элиты должны были объяснить,' как в России смогли произойти эти события. Поскольку революция осуществлялась под марксистскими лозунгами, значительное внимание было направлено на анализ марксисткой идеологии, принципа материально-практической детерминации, обоснование в противовес ему принципа духовной детерминации общественных отношений.
В настоящем параграфе дается общая характеристика российской эмиграции, ее идеологических течений, социальных и культурных предпосылок, обусловивших отчуждение элиты от значительных слоев российского общества. Идеологические установки русской эмиграции
неразрывно связаны с ее социальным и культурным статусом За границей в начале XX века оказалась в основном правящая и часть оппозиционной элиты российского общества Особенности идеологического и социально-политического функционирования российских элит мы рассматриваем в аспекте таких структурообразующих социальных отношений, как отношение личность-общество, в аспекте отношения видов деятельности различных социальных групп, а также в ракурсе исторической перспективы общественного развития
Анализируя функции элиты в плане отношения общество-личность, следует сделать вывод, что элита представляет собой сложное структурное образование, которое включает традиционные и оппозиционные элементы, причем последние ориентированы на максимальное проявление личной автономности и инициативы. С этой стороны российская правящая элита была существенно ограничена, поскольку она не допускала официальной оппозиции, а также личной самостоятельности за пределами имеющихся социальных и идеологических стереотипов поведения и мышления. Фактически можно выделить правящую элиту и оппозиционную элиту, при этом последняя разделилась на элиту, стремящуюся к реформации идеологической сферы (в основном оказалась в эмиграции) и элиту, стремящуюся к революционному изменению экономического базиса.
В рамках глобального развития российская элита в XIX столетии представляла собой национальную элиту, претендующую на роль лидера славянской цивилизации (в границах общности восточно-православных народов) и даже всего цивилизованного сообщества (в границах христианства как самой идеологически емкой религиозной системы) Альтернативные перспективы развития российского общества стали двумя устойчивыми сторонами единой парадигмы национальной элиты на протяжении всего XIX столетия Противоположные стремления - быть на Западе и быть от него не зависимыми - создавали условия для
формирования новой, оппозиционной элиты, в свою очередь разделившейся на тяготеющую к эволюционному и революционному (контрэлита) способу развития общества. Что касается представителей оппозиционной элиты, ориентирующейся на духовную реформацию, то многие вначале были близки к марксизму (легальный марксизм). Оказавшись в эмиграции чаще всего не по своей воле, они осмысливали причины победы большевизма и возможность более продуктивного развития своей страны.
В нашем исследовании внимание уделяется той части оппозиционной элиты России начала XX столетия, которая после 1917 года оказалась на Западе и подготавливала идеологический переход России к реформационному обществу. Эта элита представлена различными группами мыслителей, разрабатывающих те или иные аспекты идеологии реформационного общества. Нас интересует их отношение к принципу духовно-практической детерминации общественных отношений. Свое отношение к нему высказывали представители воех групп интеллектуальной элиты, оказавшейся на Западе. Эти группы можно сгруппировать по сферам их основных интересов.
Осмыслением и развитием православной догматической доктрины занимались С.Булгаков, В.Лосский, Г.Флоровский. Созданием социально-философских доктрин реформационного типа занимались Л Карсавин, П.Бердяев, С.Франк. Культурологическую концепцию формировал Г.Федотов. Историософскую концепцию разрабатывали евразийцы. В следующей главе будут рассмотрены идеи социально-философских доктрин мыслителей русского зарубежья, касающихся принципов детерминации общественных отношений. В силу ограниченного объема работы нами взяты для анализа концепции мыслителей, в наибольшей степени касающиеся интересующей нас проблемы представителей
философии всеединства С.Франка и Л.Карсавина, а также социальные концепции С. Булгакова и Н.Бердяева
Помимо этого, содержащаяся в работах названных мыслителей критика философии и идеологии либерализма придает им особую актуатьность на современном этапе развития российского общества.
Во второй главе «Исследование проблемы детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях русских мыслителей зарубежья первой половины XX века» изучается развитие принципа духовно-практической детерминации общественных отношений мыслителями русского зарубежья первой половины XX столетия. Они отстаивали ценности социально-политической автономности и прав человека, которые являются результатами утверждения духовной самобытности человека, формирующейся за границами материально-практической деятельности. Поэтому русские философы в эмиграции сосредоточили свое внимание на анализе социального действия в аспекте его духовной природы.
В первом параграфе «Обоснование духовной детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях С.Л.Франка и Л.П.Карсавина» исследуются концепции представителей философии всеединства - С.Франка и Л.Карсавина.
СЛ.Франк - крупнейший русский мыслитель первой половины XX столетия. Франк относится к наиболее систематически мыслящим представителям русской эмиграции, которые пытались создавать всеобъемлющие, хорошо обоснованные теоретические концепции. Нас, в первую очередь, интересует его обоснование принципа детерминации общественных явлений. Оно развито в его главном социально-философском произведении - «Духовные основы общества. Введение в социальную философию». Предметом социальной философии, считает он, являются неизменные законы жизни общества.
Духовная природа общества раскрывается в нравственной основе общественной жизни, духовное начало понимается Франком в традициях философии всеединства. Он указывает, что в основе общества лежит мистическое, сверхприродное всеединство - соборное единство внутренней духовной жизни Общество приводится в движение этой силой скрытого первичного духовного организма.
Отталкиваясь от рассмотрения основ социально-философской доктрины Франка, дадим его критику концепции материально-практического детерминизма общественной жизни. Она проводится и в общем философском плане как критика материализма в обществе, и как конкретная критика марксистского принципа экономического детерминизма. Задача Франка - показать, что основами общественной жизни не могут быть материально-хозяйственные интересы человека Эти основы выражают более глубинные характеристики человеческой природы. В своей критике экономического детерминизма Франк отмечает действительные недостатки марксистской идеологии, но в то же время, на наш взгляд, он в должной мере не оценивает исторической значимости марксизма и социализма в России
Марксистскую идеологию Франк понимает как экономический материализм. Эта идеология предполагает, что общественные процессы определяются хозяйственными нуждами человека. Но природа человека, отмечает Франк, не сводится к удовлетворению непосредственно материальных потребностей. Человек рефлексивен, способен абстрагироваться от наличных условий жизни, не зависеть от непосредственных материальных условий своего бытия в содержании своего мышления Франк доказывает, что характер производства не задается только его технологией, но в большей степени некоторыми мировоззренческими ориентирами, которые никак их хозяйственной жизни не могут быть выведены
Оценивая в целом подход Франка к проблеме детерминации общественной жизни, следует сказать, что он рассматривает общество как некоторую идею, бытие всеобщего, которое предшествует непосредственному процессу жизни в плане его существенной, организующей стороны. При этом собственно хозяйственная деятельность носит характер создания условий для осуществления нравственного смысла человеческой жизни Поэтому она не имеет никакого самодовлеющего значения и не может определять содержание нравственной природы общества.
Свое видение проблемы детерминации общественных отношений развивает и другой, наряду с С.Л. Франком, представитель концепции всеединства - ЛП Карсавин (1882 - 1952). Основы его социальной философии изложены в капитальной работе «Философия истории» (1923) Рассмотрение взаимоотношения материального и духовного факторов общественной жизни проводится им в контексте изучения причинного объяснения исторических явлений. Исторический материализм, считает Карсавин, является законным ребенком историографии, усматривающей свою цель в установлении причин и следствий. Тем не менее, поиск детерминации общественных явлений приводит, по мнению Карсавина, к разъединению единой ткани общественного бытия. Никакого нового знания введение причинности в изучение социальных явлений не дает. Причинность устраняет непрерывность, являющуюся субстанциальным качеством общественной жизни, также как и индивидуально-психической. Собственно социальная жизнь и есть психическая. Социальная жизнь обладает качеством непрерывности, в отношении которой можно говорить только о развитии, а не о причинном отношении. Если разделять материальные и идеальные причины реальных общественных явлений, то упускается то обстоятельство, что они суть проявления одной действительности Поэтому Карсавин делает вывод, что причинное
объяснение в истории невозможно Эта констатация приложима и к пониманию любого социального факта
Л Карсавин для понимания сущности социального вводит понятие всеобщего социального субъекта (общество как таковое) Его взаимодействующие качества он понимает не как воздействие причин на следствие, при котором сами причины оказываются необъясненными, а как развертывание единой природы этого социального субъекта в его разных свойствах Таким образом, проблема экономического детерминизма общественных явлений преодолевается
Социальное взаимодействие рассматривается Франком и Карсавиным в своих различных видах, из которых определяющим является взаимодействие в процессе осуществления духовной природы человека, поскольку в нем человек выступает в целостном виде и формирует смыслы для других видов взаимодействия
Во втором параграфе «Социально-философский анализ детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях С.Н. Булгакова и Н.А. Бердяева» рассматриваются концепции С Булгакова и Н Бердяева
Проблема детерминации общественных отношений - одна из главных в социально-философских концепциях Булгакова и Бердяева При этом Булгаков уделяет больше внимания поиску абсолютных начал в социальном взаимодействии как хозяйственной деятельности, тогда как Бердяев противопоставляет хозяйственной деятельности духовную как способ подлинного проявления личностного начала и личной свободы
С Н Булгаков (1871-1944) - крупный русский экономист, идеолог легального марксизма, через философию всеединства Вл Соловьева перешедший к религиозному мировоззрению Свое занятие экономикой он завершает в «Философии хозяйства», большой работе, в коюрой экономическая деятельность человека рассматривается в аспекте его
религиозного предназначения Данная проблематика, безусловно, находится в русле западноевропейской социологической мысли, представленной концепциями МВебера и В.Зомбарта Однако, Булгаков развивает свои идеи на базе православного мировосприятия. В этой работе он преодолевает принцип экономического детерминизма при изучении общественных явлений и пытается показать истинное место хозяйственной деятельности в жизни человека Общая установка материально-практического (экономического) детерминизма, отмечает Булгаков, предполагает рассмотрение общества как совокупности некоторых коллективов, отличающихся по формам деятельности. Содержание экономического детерминизма он определяет как мирочувствие, по которому изучается жизнь в зависимости от хозяйственных условий.
Согласно мысли Булгакова, хозяйственная деятельность человека совершенно необходима, но она не может поглощать его целиком, потому что она не позволяет человеку удовлетворять его наиболее глубинные потребности. Недостатком экономического материализма является его попытка свести к хозяйственному труду все богатство человеческой личности. Экономическая деятельность, заключает Булгаков, не выражает человека как целостное существо.
Первичным фактом бытия человека является его свобода, долг, совесть. В этом проявляется духовная природа человека. Эта природа раскрывается в различных формах деятельности человека, в том числе и в хозяйственной. Отсюда следует требование христианского отношения к хозяйству. В этих констатациях Булгаков опирается на исследования протестантской этики М. Вебера, который рассматривает ее как фактор формирования духа капитализма
В хозяйственной деятельности человек вынужден подчиняться подневольной коллективности, формы которой объективно развиваются. Человек вступает в те хозяйственные отношения, которые он находит уже
сформированными. Для Булгакова же первичной формой социального взаимодействия является взаимодействие, реализующее духовную природу человека, человека как целостное существо.
В отличие от С.Булгакова, перешедшего от легального марксизма к православию, Н.Бердяев известен религиозной философией персоналистического характера. Свое понимание проблемы социального детерминизма он излагает через критическое отношение к марксистскому принципу материально-практического детерминизма, который он называет экономическим детерминизмом. Определяющим элементом человеческого мира марксизм, считает Бердяев, провозглашает экономическую деятельность, которая является только средством реализации человеческой природы, а не ее целью. Эти аргументы Бердяев разворачивает в целую систему. Прежде всего, Бердяев фиксирует те константы, которые определяют жизнь общества: это коллектив и личность. В антитезе общество-личность приоритет Бердяев отдает личности: человек есть большая ценность, чем общество, нация и государство Характеристики общества - это характеристики отдельного субъекта. В обществе взаимодействие осуществляется по некоторой матрице, в силу чего человек превращается в винтик общественного механизма. Подлинный субъект осуществляет себя за границами этой матрицы, принудительного для человека образа действий. И только благодаря индивидуальности человека общество представляет из себя динамично развивающуюся систему. Взаимодействие личностей за границами матрицы Бердяев называет коммунионом. Следовательно, духовная жизнь, творчество пробуждаются только в личности, которая ушла в себя, которая вышла за рамки форм коллективного действия. Он констатирует, что только в духе человек достигает свободы: свобода человеческой личности не может быть дана обществом и не может по своему истоку и признаку зависеть от него - она принадлежит человеку как духовному.
Бердяев также указывает, что духовное предполагает выход за границы всякого алгоритма действия, те дух есть полная отрицательность, преодоление всякой ограниченности В этом плане он есть проявление индивидуальности человека, того качества личности, которое не вписывается в наличные формы существования культуры и общественных отношений
Подводя итоги рассмотрению социально-философской концепции Н Бердяева, следует отметить, что принцип экономического детерминизма он критиковал за его преувеличение значения материально-производственной деятельности человека В действительности эта деятельность создает только условия для подлинного бытия человека, которое реализуется в его творческой деятельности. Последняя невозможна без осуществления человеческой индивидуальности Придерживаясь принципа материально-практического детерминизма, нельзя объяснить человеческую индивидуальность и духовную природу человека, его творчество, его независимость от коллектива.
Наше исследование принципа детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях русских мыслителей зарубежья показало, что они обосновывают духовно-практическую детерминацию общества. Признавая значимость материально-практической деятельности, они исходят из того, что ее целеполагающая, разумная и творческая природа могут быть объяснены только как проявления духовно-практической деятельности Только в границах последней может раскрываться личная индивидуальность - самый мощный стимул развития культуры. С этих позиций они подходили к оценке общественных систем, осуществляющих идеологические концепции, которые основаны на принципе материально-практической детерминации общественных отношений.
В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные идеи теоретического и практического характера, вытекающие из проведенной работы, определены направления дальнейшего исследования проблемы социального детерминизма.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Горбунова Л.Н. Воспитание историей// Российский вуз: в центре внимания - личность. Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. - Ростов н/Д, 1999. - 0,1 п.л.
2. Горбунова Л.Н. Гуманитарная интеллигенция русского зарубежья: проблемы освоения наследия// Культура и интеллигенция России XX века как исследовательская проблема: итоги и перспективы изучения. Материалы Всероссийской научной конференции.- Екатеринбург, 2003. - 0,2 п.л.
3. Дружба О.В., Горбунова Л.Н. Обоснование духовной детерминации явлений общественной жизни в социально-философских концепциях мыслителей русского зарубежья первой половины XX столетия// Вестник ДГТУ. 2004. Т.4.Вып.4. - 0,2 п.л.
4. Горбунова Л.Н. Проблема детерминации общественных отношений в социальной философии. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2004. - 1 п л.
5. Горбунова Л.Н. Социально-философский анализ детерминации общественных отношений в концепции Н.А. Бердяева. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2004. - 0,8 п.л.
ЛР №04779 от 18.05.01. В набор /«?, ИОц.В печать '/$. Н. О Т. Объем ^усл.п.л., 0( Я уч.-изд.л. Офсет. Бумага тип №3. Формат 60x84/16. Заказ № ^Тираж £0(?. Цена
Издательский центр ДГТУ
Адрес университета и полиграфического предприятия: 344010, г.Ростов-на-Дону, пл.ГагаринаД.
»2363«