автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе"
На правах рукописи
ДАВЫДОВ ДЕНИС ГЕННАДЬЕВИЧ
□ОЗ167296
АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В РУССКОМ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
Специальность 24 00 01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Саранск 2008
Работа выполнена на кафедре философии для гуманитарных специальностей ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н П Огарева»
Научный руководитель.
доктор философских наук профессор
Мочалов Евгений Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук профессор
Новикова Надеиода Львовна
кандидат философских наук доцент
Захряпин Алексей Викторович
Ведущая организация
ГОУВПО «Московский государственный областной университет»
Защита диссертации состоится 26 марта 2008 г в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 21211710 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук, доктора культурологии и доктора искусствоведения при Мордовском государственном университете имени Н П Огарева по адресу 430000, Республика Мордовия, г Саранск, пр Ленина, 15, ауд 301
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М М Бахтина Мордовского государственного университета
Автореферат разослан «26» февраля 2008 г
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук
Ю В Кузнецова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Проблема соотношения морали и права рассматривается в русской философии культуры как потребность и способность социума к нравственной регуляции Мораль и право как институты культуры обладают определенными функциями (оценочная, регулятивная, воспитательная, контролирующая) и различными механизмами воздействия на общественное сознание (порицание, осуждение, наказание) «Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности», -пишет К П Победоносцев1 В этой связи представляется особенно актуальным выявить основания, по которым возможно объединить два таких разных понятия, как «мораль» и «право» Подобный синтез возможен через обращение к истории, так как реальные процессы формирования нравственных и правовых отношений в обществе находили свое отражение в культурфилософских и правовых учениях различных исторических эпох
В культурно-историческом ракурсе существуют различные толкования понятия «право», но все они имеют ряд общих положений право как компонент культуры - социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества, право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества В данной работе категории российского правосознания раскрываются с точки зрения их морального содержания, с позиций философии и культурологии, через механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре
Термин «мораль» в культуре понимается как субъект культурно-исторического развития, то есть принятая в обществе система норм, идеалов и предписаний В современной науке «мораль» и «нравственность» часто используются в виде синонимов, означая сложную совокупность отношений, поступков, характеристик личности и отношений между людьми
Рассматривая традиции культурного наследования, механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре, классические правовые и
1 Победоносцев К П Великая ложь нашего времени М 1993 -С 220
культурфилософские учения, можно рассчитывать на возможность определения уровня превалирования морали над правом или права над нравственностью Указанный вопрос выступает в качестве стержневого в данной работе, что обусловлено признанием системы взаимодействия морали и права важнейшим элементом российской культуры, общества и государства
Степень научной разработанности проблемы.
Вопросы правового сознания в философском аспекте интересовали мыслителей Древней Греции, когда ценности морали и права рассматривались как идеальные основания существования человечества (Сократ, Платон) и как обязательные свойства настоящего гражданина (Аристотель)
В культуре Средневековья соотношение нравственности и законности выступает в виде Божественного атрибута, заданного человеку как этап истинного пути к спасению и совершенствованию души (Плотин, Августин, Ф Аквинский)
В философии Возрождения возникает явление ренессансного гуманизма, которое направлено на гармонизацию отношений человека и государства, морали и права (Л Бруни, М Фичино)
В период Нового времени формируется сугубо светская, «государствоцентристская» модель права, в которой утверждается его самодостаточность, и то, что оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви поддерживать необходимый социальный порядок При этом практические кодификации как бы отменяют часть предшествующих религиозно-философских исканий, приведших к появлению тех или иных конкретных норм и законов Для данной модели юридизма важен, прежде всего, сам закон в его прагматическом приложении Мыслители указанного периода (Т Гоббс, Г Гроций, Дж Локк) рассматривали проблему соотношения морали и права сквозь призму принципа доминирования личности в обществе, закрепляя в правосознании приоритет индивидуального начала
Изучение взаимосвязи морали и права в XVIII в связывается, прежде всего, с именем И Канта, в трудах которого ценности - это трансцендентные ориентиры человеческой воли, не обладающие сами по себе бытием, у них есть только значимость, требования, обращенные к воле человека, «цели для воли», поставленные перед ней
Наибольший интерес к аспектам взаимодействия морали и права возникает в XIX в , когда аксиология становится объектом изучения и приобретает самостоятельность Появляются исследования В Виндельбанда и Г Риккерта, рассматривавших ценности в качестве центральной проблемы философского знания Данная идея имела продолжение в трудах М Шелера, важнейшее открытие которого состоит в признании своеобразных «структур переживаний ценностей»
Осмысление нравственных и правовых ценностей в качестве социальных категорий выступает в творчестве М Вебера и Э Дюркгейма в тесной связи с социальными отношениями, раскрывая их роль в мотивационной системе личности и общества
Наиболее последовательно культурфилософские аспекты правосознания российского общества рассмотрены в работах крупных западных философов, социологов, историков и культурологов современности Р Пайпс, Б Рассел, Н Смелзер, А Тойнби, У Эко
В отечественной философской традиции прямое обращение к исследованию проблем соотношения морали и права началось с XIX в, размышления по данному вопросу присутствуют в работах большинства российских мыслителей Н А Бердяев, С Н Булгаков, И А Ильин, Н О Лосский, В В Розанов, В С Соловьев, С Л Франк Правосознание рассматривалось с позиций осмысления особенностей русского мировосприятия, где его существование в социальном пространстве тесно связывалось с религиозными основаниями, а духовное развитие рассматривалось как путь к праведной и истинной жизни, в гармонии с Богом и миром
Специфика указанного феномена прочно входит в поле научных интересов философов, культурологов и правоведов XX - начала XXI вв С С Аверинцев, Р Г Апресян, Л М Архангельский, М М Бахтин, В С Библер, О В Брейкин, В В Бычков, Н И Воронина, П П Гайденко, А А Гуссейнов, О Г Дробницкий, Е Л Дубко, М С Каган, Э С Маркарян, В В Сербиненко, А П Скрипник, Э Ю Соловьев, Л Н Столович, А И Титаренко
В настоящий момент мы наблюдаем новый всплеск исследовательского интереса к теме соотношения морали и права в контексте социальных и политических наук в свете формирования правовой культуры российского гражданского общества Но их изучение в пространстве культурфилософского осмысления до сих пор остается недостаточным
Объектом диссертационного исследования являются нравственно-правовые идеи в русской культуре В качестве предмета исследования выступают аспекты соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе общетеоретических идей классической философии определить особенности становления и развития воззрений на проблемы соотношения морали и права представителями русской культурфилософской мысли Сформулированная цель достигается посредством решения ряда взаимосвязанных задач
- рассмотреть основные идеи, связанные с пониманием справедливости и законности в духовной культуре древнерусского общества,
- выявить существенные черты самоопределения общества и народа через ценностное осмысление его в философии русского Просвещения,
- раскрыть особенности проникновения форм европейской ментальности в духовную сферу российского социума XIX в,
- исследовать проблемы связанные с выбором нравственно-правовых ориентиров развития человека, государства и культуры в отечественной философии начала XX в
Методология исследования определена спецификой предмета исследования, целью и задачами работы В диссертации применяется комплексно-системный подход, который позволяет рассмотреть выше обозначенные вопросы с позиций различных наук как элементы единой духовно-нравственной сферы человеческого бытия В диссертационном сочинении нашли свое применение общенаучные методы исследования -синтез, сравнение, аналогия Помимо вышеуказанных, активно использовались следующие методы
- исторической реконструкции, позволивший обнаружить формирование воззрений на проблематику, связанную с соотношением морали и права, выявить преемственную связь при рассмотрении данной проблемы в отечественной философской мысли,
- аксиологический, способствующий выявлению значимости идей, выдвинутых русской философией для современности,
- компаративный, помогающий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с идентичными, но отличными друг от друга свойствами,
- комплексный культурологический анализ, объединяющий функциональный и субстанциональный подходы к морали на основе непротиворечивого использования их научного аппарата, примененный для выявления собственно культурного содержания творческого наследия рассматриваемых философов
Гипотеза исследования.
В русской философии культуры соотношение морали и права представлено в качестве антиномичного явления Трактовка многих юридических вопросов имела нравственную сущность, где первостепенное значение придавалось не прагматической и индивидуально-личностной оценке человеческого общества, а «соборному разуму» в поиске истины С другой стороны, идея превосходства индивидуально-личностного права над соборно-коллективистскими и религиозными началами общественной нравственности существовала в форме замены ценностей соборности и православности на прагматизм и личный интерес
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что
- тема взаимосвязи морали и права рассматривается в тесном сочетании с культурно-типическими свойствами национального самосознания, выделенными на основе анализа отечественного философского наследия,
- специфика российского правосознания и моральности общества раскрыта в широком многообразии связей и отношений институтов культуры, с позиций диалога «Запад-Восток», с точки зрения деструктивности и конструктивности их проявления,
- в результате исследования концепций и взглядов отечественных мыслителей выявлены модели соотношения морали и права, условно обозначенные как славянофильская и западническая
Основные положения, выносимые на защиту.
1 В древнерусской духовной культуре закон рассматривается в двух ипостасях - закон как необходимый и функциональный фактор для существования общества и человека в нем, и как слабое отражение закона небесного (Божественного) Справедливость выступает уравнивающим фактором в виде воздаяния «как аукнется, так и откликнется» При этом верховная власть носила сверхзаконный характер, что иногда отражалось в ее безграничном произволе
2 Самоопределение российского общества базировалось на нескольких ценностных основаниях во-первых, западные концепции рационализма и индивидуализма (самосохранение личности, самодостаточность правового статуса человека), во-вторых, идея народного просвещения (роль народа в духовной жизни государства, правовая культура), в-третьих, переход от мистического и религиозного истолкований права к светскому его пониманию
3 Светские идеи, затронутые западной философией эпохи Просвещения, не были в полной мере восприняты русской нравственно-философской традицией по причине консервативности морального сознания российского общества, что и обусловило появление в XIX в культурфилософских моделей соотношения права и морали в идейных концепциях славянофилов (доминирование религиозной нравственности и соборности над законом) и западников (господство индивидуальных прав человека над общественной моралью)
4 Поиск путей демократизации российского общества начала XX в обнаружил очень важную дилемму культурного самоопределения или отход от самобытного исторического пути и включение в западную цивилизацию, или возвращение на путь национального исторического развития через выяснение его подлинной сущности В отечественной культурфилософской мысли указанная проблема была решена, с одной стороны, в русле метафизического подхода, а именно сквозь призму первенства ценностей православного христианства перед другими социально-ценностными ориентирами, с другой стороны, правовая мораль сформировалась на основе традиционных национальных приоритетов (центральным из которых является патриотизм)
Научно-практическая значимость диссертационного исследования
Данная диссертационная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер Выводы исследования могут быть использованы при дальнейшем рассмотрении обозначенных проблем в философии культуры, в теории и практике педагогического образования и воспитания, в преподавании вузовских курсов лекций по философии, культурологии, этике, при разработке спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области философии культуры
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены в качестве тезисов докладов на Международных (Сочи, 2006), Всероссийских (Саранск, 2004-2007), региональных (Саранск, 2006) и республиканских (Саранск, 2007) научно-практических конференциях, а также на Огаревских чтениях и ежегодных научных конференциях молодых ученых в
Мордовском государственном университете им Н П Огарева (Саранск, 20042007) и отражены в 12 научных публикациях по теме диссертации Структура диссертации.
В соответствии с целью, задачами и характером исследования определилась структура работы Ее содержание изложено на 133 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 185 наименований
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выясняется степень ее разработанности, выявляются объект и предмет диссертационного сочинения, формулируются цель и задачи, его методологическая основа и научная новизна, определяются основные положения, выносимые на защиту, а также теоретическая и практическая значимость работы, показывается ее апробация и структура
Первая глава «Формирование нравственно-правовых традиций в русской культурфилософской мысли XI - XVIII веков» посвящена рассмотрению предпосылок возникновения вопроса о проблеме соотношения морали и права, и традиций определивших его формирование в культуре общества В первом параграфе «Древнерусская духовная культура: идеи справедливости и законности» исследуется древнерусское понимание справедливости и законности, сходство и противоречия в их истолковании
К концу XII в сложился круг «памятников» культурфилософской мысли, в которых было описано все необходимое для правовой системы Киевской Руси судоустройство, судопроизводство, законодательные нормы Основными источниками являются «Русская правда», Устав князя Владимира Святого о десятинах, судах и людях церковных, Устав князя Ярослава Мудрого о церковных судах Правовые вопросы в период феодальной раздробленности решались на основе обычного права, различных договоров, грамот, уставов и других документов, в которых «закон буквально означает "за конец, за край" и преступать такой край не дозволено без риска оказаться преступником»2
В XVI - XVII вв немалую роль в подготовке гражданских постановлений сыграли земские соборы Объединяя представителей разных
2 Колесов В В Мир человека в слове Древней Руси - Л, 1986 - С 119
9
сословий Руси, соборные съезды земских представителей рассматривали важнейшие вопросы реализации закона
Что же касается нравственной стороны существования общества, то практика религиозной жизни внушает человеку добродетели смирения, послушания, жертвенности и др, поскольку сама нравственность в рамках религиозного сознания понимается именно как «покорность воле Бога» С этим связано восприятие нравственных норм, представленных в виде божественных заповедей Именно то, что они проистекают от Бога, и придает им нравственную ценность, которой они лишены без его санкции
И, действительно, несмотря на всеобщее признание собственной греховности, грешниками в русской культуре всегда считались вольнодумцы и бунтари, то есть люди, претендующие на оригинальность и самостоятельность действий и помыслов
В истории русской духовной культуры отчетливо прослеживаются несколько тенденций в рассмотрении идеи законности
Во-первых, дохристианский пласт культуры рассматривал закон как необходимый и функциональный фактор для существования общества и человека в нем
Во-вторых, земной закон, в русской духовной культуре, - слабое отражение закона небесного (Божественного)
Обе эти традиции в значительной степени уравновешивались российской национальной спецификой, русским менталитетом, исходившим из принципа справедливости, как равного воздаяния Справедливость уже в фольклоре понималась как возмещение «как аукнется, так и откликнется»
При этом государство, персонифицированное в лице правителя, в указанных российских условиях носило сверхзаконный характер, что отражается в безграничном произволе всех властей сверху донизу при отсутствии судебной защиты от него
Второй параграф «Русское Просвещение ценностное самоопределение российского общества» рассматривает вопросы самоопределения общества и народа в области нравственности и права Основанием морального сознания российского общества XVIII в выступает западно-просвещенческая система ценностей как структура Просвещенческие идеи обусловили такую специфическую особенность российской духовности как утопизм, который находил выражение в
литературных произведениях - романах Н М Карамзина, «путешествиях» А Н Радищева и в социальных концепциях М В Ломоносова
Развитие культурфилософской мысли России и Европы привело к выводам о том, что возможность злоупотребления властью со стороны самого государства, являющегося одновременно и участником, и «судьей» политических отношений, вызывает к жизни принцип самоограничения государства и основанную на нем идею правового государства, институциональным выражением которой с конца XVIII в являются конституции
В указанных идеологических тенденциях присутствовала одна характерная российская особенность, которая не наблюдалась ни на Западе, ни на Востоке, а именно отсутствие оформленного правового сознания общества по причине отсутствия последнего (в европейском его понимании) и наличия этатистского, всеподавляющего, контроля бюрократического государства в культурной, правовой и религиозной жизни общества
Самоопределение российского общества базировалось на нескольких ценностных основаниях
Во-первых, отечественная морально-правовая мысль, находясь под воздействием идущих с Запада идей рационализма и индивидуализма, достаточно четко стремилась выразить в трудах многих мыслителей идеи самосохранения личности, самодостаточности правового статуса российского человека
Во-вторых, идея народного просвещения, выраженная в творчестве М В Ломоносова, обращала внимание на роль не только личности в правосознании России, но и российского народа в целом Проблема личности и народа, народности в праве - одна из существенных черт российской культуры в XVIII в
В-третьих, происходит дальнейший переход от мистического и религиозного истолкований права к светскому и научно-сциентистскому его пониманию Но светскость и рационализация оборачивались все большей бюрократизацией и казенщиной российского правосознания
Вторая глава «Культурологические модели соотношения морали и права в русской философии» обращает внимание на попытки исследования собственного опыта развития российской культуры связанных с религиозно-философским возрождением в России, то есть сознательного использования наследия западной культуры и моральных ценностей для систематизации русской нравственности и православного наследия
В первом параграфе «Российская культура XIX века- европейская ментальность и русская духовность» рассматриваются основные модели
соотношения морали и права в работах ярчайших представителей русской философской традиции XIX столетия
В процессе развития русской культурфилософской мысли многие западные ценностные установки не были восприняты обществом, так как российская монархия не желала распространения идей французского просвещения Общественная элита России не была готова к созданию демократической базы морально-правового развития российского общества, что и обусловило дальнейшие споры в русской философии, олицетворением которых стали идейные позиции славянофилов и западников, и отсутствие внятной собственной национальной программы нравственного и правового преобразования российской культуры
Согласно славянофильской модели соотношения морали и права, в творчестве представителей данного течения (И В Киреевский, А С Хомяков) происходит не только критика формализма западного мышления, но и привнесение в область общественного правосознания религиозно-нравственного аспекта Их идеи есть явление невыразимые только лишь в «рациональных и юридических понятиях и постигаемые лишь в приобщении к внутренней жизни Церкви»3 Потенциал развития российской культуры виделся славянофилами в соединении «закона» и «обычая»
Западническое направление отечественной философской мысли (В Г Белинский, А И Герцен) сформировало внутри себя противоположную модель, в основе которой лежит идея превосходства индивидуально-личностного права над соборно-коллективистскими и религиозными началами общественной нравственности «В идеологии западничества отразилось стремление части русской просвещенной элиты к созданию комфортного российского общества без крепостничества и без бесправного положения крестьян, а так же без самодержавного государства и православной Церкви», - отмечает В В Кожинов4
Русский конституционализм рубежа XIX в разделял с западной философской и политической мыслью либеральные ценности прав личности, правового государства и гражданского общества Однако основная цель этой политической философии состояла в том, чтобы учесть особенности и специфику русского исторического процесса, неповторимость политического
1 Бердяев НЛО характере русской религиозной философской мысли XX века //НА Бердяев о русской философии в2ч - Свердловск, 1991 - Ч 2 - С 14
4 Кожинов В В Победы и беды России - М , 2002 -С 117
строя и политической культуры России, и на ее основе наметить пути достижения социально-нравственного идеала
Главным открытием российских философов-либералов конца XIX в, таких как Б А Кистяковский, П И Новгородцев, Б Н Чичерин, стала проблема ответственности власти перед законом, но, несмотря на либерализацию политического режима и установление парламентской традиции, к началу XX в реальная власть оставалась за самодержцем-императором Поэтапно-сословное «введение подданных в гражданство» было половинчатым, ибо мотивировалось утилитарно-рассудочными соображениями «государственного блага» - предотвращение хозяйственной стагнации и народных бунтов Гражданские свободы трактовались как средства совершенствования государственного управления
В С Соловьев в вопросе о соотношении морали и права исходил из идеалистических позиций, где «право есть низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный»5
Второй параграф «Отечественная философия начала XX века выбор нравственно-правовых ориентиров» последовательно рассматривает взгляды русских мыслителей начала XX в в области решения проблемы соотношения морали и права, выраженные в осмыслении нравственных ориентиров общества справедливость, государственность, патриотизм
Формирование самосознания личности, ее социальной ориентированности и выработки норм культуры, а также активной жизненной позиции, которые включаются в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют на преобразования нравственного сознания человека Мораль и традиция в российском обществе были важнейшими элементами культуры народов России, характер которой определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества Тема преемственности ценностей смежных культур до сего дня остается самой насущной В России всегда вставал вопрос о морально-культурном и правовом самоопределении общества и человека в нем Моральные установки Серебряного века влияли на понимание в русской мысли проблем правосознания Российскому обществу XIX - XX вв понадобилось столетие, чтобы усомниться в целесообразности некритического восприятия и непосредственного перенесения на русскую почву морально-правовых идей Запада
5 Соловьев В С Оправдание добра // Сочинения в 2 т - М 1988 - Т 1 - С 449
Российская нравственно-политическая и философская мысль XX в в поисках решения проблем ценностного кризиса общества, оказалась в ситуации вакуума Как замечает Н А Бердяев, призывы об усвоении западного уклада общественных институтов в области правоотношений в условиях России «повисали в воздухе»6
По сути, уже с того времени встала проблема выбора пути развития России или отход от самобытного исторического пути и включение в западную цивилизацию, или возвращение на путь национального исторического развития через выяснение его подлинной сущности
Сам ход мировой истории поставил под сомнение гуманистические идеи Пытаясь осмыслить происходящее, русские философы полагали, что человечество является свидетелем завершения целого этапа человеческой истории - Нового времени Его крушение - следствие возобладания веры в то, что человек самодостаточен, а история творится без участия высших нравственных ценностей вера, любовь, красота, человеколюбие Мыслители России полагали, что общее крушение было связано с неверной интерпретацией гуманизма, предложенной Новым Временем
В заключении диссертационной работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы
В отечественной философии доминируют несколько подходов к решению вопроса о соотношении права и морали и их значения для формирования культурного и нравственного сознания русского народа
Во-первых, это культурологический подход, в основе которого лежит признание русского морального сознания апофатическим, соединяющим в себе языческое и христианское начала Русская духовная культура имеет глубинные корни, берущие начало в религии и духовности Византии Во многом эти традиции, преломленные сквозь призму язычества славянских племен, лежат и сегодня в основе русской моральной природы
Во-вторых, это метафизический подход, в рамках которого развивается мысль о богоизбранности русского народа, о наличии самобытного пути его развития, об особой миссии, которую призвана исполнить в мире Россия В рамках данного подхода ценности выступают как божественные атрибуты, проистекающие от Творца и обусловливающие божественный характер российского исторического процесса
6 Бердяев Н А Русская идея Судьба России М 1997 -С 7
В-третьих, это естественнонаучный подход, который характеризуется признанием ведущей роли исторического развития русского государства и географического положения России между Западом и Востоком Эти факторы рассматриваются как основные при анализе сложившейся ценностной структуры русского сознания При этом ей придаются черты синтезированной, а потому во многом антиномичной структуры
В-четвертых, важным было то, каким был настрой умов интеллектуальной элиты общества, находившейся, как правило, под влиянием западных идей прагматизма и рационализма, что сталкивалось с исконно русскими культурными доминантами - эмоциональность и чувственность
Основные идеи и результаты диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:
В ведущих рецензируемых научных журналах ВАК
1 Давыдов, Д. Г. Русская парадигма философско-правовой мысли и этнорегиональные общности России / Д Г Давыдов // Регионология Научно-публицистический журнал - 2007 - № 2 (59) - С 5-11
В других научных изданиях
2 Давыдов, Д. Г. «Оправдание добра» как нравственно-правовое наследие В С Соловьева / Д Г Давыдов // XXXIII Огаревские чтения материалы науч конф в 2 ч Ч 1 Гуманитарные науки / Мордов гос ун-т H П Огарева, сост О И Скотников, отв за вып В Д Черкасов - Саранск Изд-во Мордов ун-та, 2005 - 1 ч Гуманитарные науки - С 55-57
3 Давыдов, Д Г Единство и различия морали и права / Д Г Давыдов //Первые Саранские философские чтения памяти профессора Р И Александровой / Под ред д-ра философских наук Е В Мочалова - Саранск, 2005 - С 85-86
4 Давыдов, Д. Г Значение морально-правового наследия В С Соловьева / Материалы X науч конф молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им H П Огарева в 2 ч Ч 1 Гуманитарные науки / Мордов гос ун-т H П Огарева, сост О И Скотников, отв за вып В Д Черкасов - Саранск Изд-во Мордов ун-та, 2005 - С 8-9
5 Давыдов, Д. Г. Проблемы диалогичности права и морали и философская методология M M Бахтина / Д Г Давыдов // Вторые Саранские философские чтения памяти M M Бахтина / Под ред д-ра философских наук Е В Мочалова - Саранск, 2005 -С 166-169
6 Давыдов, Д Г. Истоки соотношения морали и права в античной философии Аристотель / Д Г Давыдов // Новые подходы в гуманитарных исследованиях право, философия, история, лингвистика (Межвузовский сб науч трудов) - Вып VI / Мордов гос ун-т H П Огарева - Саранск РНИИЦ, 2006 - С 88-91
7 Давыдов, Д. Г. Нравственно-правовая концепция в творчестве И А Ильина / Д Г Давыдов // XXXIV Огаревские чтения материалы науч конф в 2 ч Ч 1 Гуманитарные науки/Мордов гос ун-т H П Огарева., сосг О И Скотников, отв за вып В Д Черкасов - Саранск Изд-во Мордов ун-та, 2006 - С 6 - 7
8 Давыдов, Д. Г. Истоки соотношения морали и права в античной философии Платон / Д Г Давыдов // Материалы XI науч конф молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им H П Огарева в 3 ч Ч 1 Гуманитарные науки / Мордов гос ун-т H П Огарева, сост О В Бояркина , отв за вып В Д Черкасов -Саранск Изд-во Мордов ун-та, 2006 - С 4 - 5
9 Давыдов, Д. Г. Особенности русской философии права / Д Г Давыдов //Успехи совр естествознания -2006 -№12 - С 105-106
10 Давыдов, Д. Г Концепция естественного права в нравственной философии П И Новгородцева / Д Г Давыдов // Духовное развитие региона
состояние и перспективы материалы региональной науч конф (Саранск, 15-16 ноября 2006 г)/Отв ред H С Савкин - Саранск, 2006 -С 142-146
11 Давыдов, Д. Г. Право и нравственность в древнерусский период / Д Г Давыдов // Реализация национальных проектов в регионах теория и практика материалы VII Макаркин науч чтений / Мордов гуманитар ин-т, под ред А В Захряпина и др - Саранск Тип «Рузаевский печатник», 2007 -С 65-70
12 Мочалов, Е. В. Связь морали и права в работах Б H Чичерина и П И Новгородцева /ЕВ Мочалов, Д Г Давыдов // Новые подходы в гуманитарных исследованиях право, философия, история, лингвистика (Межвузовский сборник научных трудов) - Саранск РНИИЦ, 2007 - Вып VII -С 73-75
Бумага офсетная Формат 60x84 1/16 Гарнитура Тайме Печать способом ризографии Уел печ л 1,07 Уч - изд л 1,33 Тираж 100 экз Заказ № 45
Отпечатано с оригинала-макета заказчика в ООО «Референт» 430000, г Саранск, пр Ленина, 21 тел (8342)48-25-33
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Давыдов, Денис Геннадьевич
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Формирование нравственно-правовых традиций в русской культурфилософской мысли XI - XVTII веков
1.1. Древнерусская духовная культура: идеи справедливости и законности
1.2. Русское Просвещение: ценностное самоопределение российского общества
Глава И. Культурологические модели соотношения морали и права в русской философии
2.1. Российская культура XIX века: европейская ментальность и русская духовность
2.2. Отечественная философия начала XX века: выбор нравственно-правовых ориентиров
Введение диссертации2008 год, автореферат по культурологии, Давыдов, Денис Геннадьевич
Актуальность темы исследования.
Проблема соотношения морали и права рассматривается в русской философии культуры как потребность и способность социума к нравственной регуляции. Мораль и право как институты культуры обладают определенными функциями (оценочная, регулятивная, воспитательная, контролирующая) и различными механизмами воздействия на общественное сознание (порицание, осуждение, наказание). «Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности», -пишет К.П. Победоносцев [133, с. 220]. В этой связи представляется особенно актуальным выявить основания, по которым возможно объединить два таких разных понятия, как «мораль» и «право». Подобный синтез возможен через обращение к истории, так как реальные процессы формирования нравственных и правовых отношений в обществе находили свое отражение в культурфилософских и правовых учениях различных исторических эпох.
В культурно-историческом ракурсе существуют различные толкования понятия «право», но все они имеют ряд общих положений: право как компонент культуры - социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества. В данной работе категории российского правосознания раскрываются с точки зрения их морального содержания, с позиций философии и культурологии, через механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре.
Термин «мораль» в культуре понимается как субъект культурно-исторического развития, то есть принятая в обществе система норм, идеалов и предписаний. В современной науке «мораль» и «нравственность» часто используются в виде синонимов, означая сложную совокупность отношений, поступков, характеристик личности и отношений между людьми.
Рассматривая традиции культурного наследования, механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре, классические правовые и культурфилософские учения, можно рассчитывать на возможность определения уровня превалирования морали над правом или права над нравственностью. Указанный вопрос выступает в качестве стержневого в данной работе, что обусловлено признанием системы взаимодействия морали и права важнейшим элементом российской культуры, общества и государства.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопросы правового сознания в философском аспекте интересовали мыслителей Древней Греции, когда ценности морали и права рассматривались как идеальные основания существования человечества (Сократ, Платон) и как обязательные свойства настоящего гражданина (Аристотель).
В культуре Средневековья соотношение нравственности и законности выступает в виде Божественного атрибута, заданного человеку как этап истинного пути к спасению и совершенствованию души (Плотин, Августин, Ф. Аквинский).
В философии Возрождения возникает явление ренессансного гуманизма, которое направлено на гармонизацию отношений человека и государства, морали и права (JI. Бруни, М. Фичино).
В период Нового времени формируется сугубо светская, «государствоцентристская» модель права, в которой утверждается его самодостаточность, и то, что оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви поддерживать необходимый социальный порядок. При этом практические кодификации как бы отменяют часть предшествующих религиозно-философских исканий, приведших к появлению тех или иных конкретных норм и законов. Для данной модели юридизма важен, прежде всего, сам закон в его прагматическом приложении. Мыслители указанного периода (Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк) рассматривали проблему соотношения морали и права сквозь призму принципа доминирования личности в обществе, закрепляя в правосознании приоритет индивидуального начала.
Изучение взаимосвязи морали и права в XVIII в. связывается, прежде всего, с именем И. Канта, в трудах которого ценности - это трансцендентные ориентиры человеческой воли, не обладающие сами по себе бытием, у них есть только значимость, требования, обращенные к воле человека, «цели для воли», поставленные перед ней.
Наибольший интерес к аспектам взаимодействия морали и права возникает в XIX в., когда аксиология становится объектом изучения и приобретает самостоятельность. Появляются исследования В. Виндельбанда и Г. Риккерта, рассматривавших ценности в качестве центральной проблемы философского знания. Данная идея имела продолжение в трудах М. Шелера, важнейшее открытие которого состоит в признании своеобразных «структур переживаний ценностей».
Осмысление нравственных и правовых ценностей в качестве социальных категорий выступает в творчестве М. Вебера и Э. Дюркгейма в тесной связи с социальными отношениями, раскрывая их роль в мотивационной системе личности и общества.
Наиболее последовательно культурфилософские аспекты правосознания российского общества рассмотрены в работах крупных западных философов, социологов, историков и культурологов современности: Р. Пайпс, Б. Рассел, Н. Смелзер, А. Тойнби, У. Эко.
В отечественной философской традиции прямое обращение к исследованию проблем соотношения морали и права началось с XIX в., размышления по данному вопросу присутствуют в работах большинства российских мыслителей: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин,
Н.О. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, C.JI. Франк. Правосознание рассматривалось с позиций осмысления особенностей русского мировосприятия, где его существование в социальном пространстве тесно связывалось с религиозными основаниями, а духовное развитие рассматривалось как путь к праведной и истинной жизни, в гармонии с Богом и миром.
Специфика указанного феномена прочно входит в поле научных интересов философов, культурологов и правоведов XX — начала XXI- вв.: С.С. Аверинцев, Р.Г. Апресян, JI.M. Архангельский, М.М. Бахтин, B.C. Библер, О.В. Брейкин, В.В. Бычков, Н.И. Воронина, П.П. Гайденко, А.А. Гуссейнов, О.Г. Дробницкий, E.JL Дубко, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.В. Сербиненко, А.П. Скрипник, Э.Ю. Соловьев, JLH. Столович, А.И. Титаренко.
В настоящий момент мы наблюдаем новый всплеск исследовательского интереса к теме соотношения морали и права в контексте социальных и политических наук в свете формирования правовой культуры российского гражданского общества. Но их изучение в пространстве культурфилософского осмысления до сих пор остается недостаточным.
Объектом диссертационного исследования являются нравственно-правовые идеи в русской культуре. В качестве предмета исследования выступают аспекты соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе общетеоретических идей классической философии определить особенности становления и развития воззрений на проблемы соотношения морали и права представителями русской культурфилософской мысли. Сформулированная цель достигается посредством решения ряда взаимосвязанных задач: рассмотреть основные идеи, связанные с пониманием справедливости и законности в духовной культуре древнерусского общества;
- выявить существенные черты самоопределения общества и народа через ценностное осмысление его в философии русского Просвещения;
- раскрыть особенности проникновения форм европейской ментальности в духовную сферу российского социума ХЕК в.;
- исследовать проблемы связанные с выбором нравственно-правовых ориентиров развития человека, государства и культуры в отечественной философии начала XX в.
Методология исследования определена спецификой предмета исследования, целью и задачами работы. В диссертации применяется комплексно-системный подход, который позволяет рассмотреть выше обозначенные вопросы с позиций различных наук как элементы единой духовно-нравственной сферы человеческого бытия. В диссертационном сочинении нашли свое применение общенаучные методы исследования -синтез, сравнение, аналогия. Помимо вышеуказанных, активно использовались следующие методы:
- исторической реконструкции, позволивший обнаружить формирование воззрений на проблематику, связанную с соотношением морали и права, выявить преемственную связь при рассмотрении данной проблемы в отечественной философской мысли;
- аксиологический, способствующий выявлению значимости идей, выдвинутых русской философией для современности;
- компаративный, помогающий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с идентичными, но отличными друг от друга свойствами;
- комплексный культурологический анализ, объединяющий функциональный и субстанциональный подходы к морали на основе непротиворечивого использования их научного аппарата, примененный для выявления собственно культурного содержания творческого наследия рассматриваемых философов.
Гипотеза исследования.
В русской философии культуры соотношение морали и права представлено в качестве антиномичного явления. Трактовка многих юридических вопросов имела нравственную сущность, где первостепенное значение придавалось не прагматической и индивидуально-личностной оценке человеческого общества, а «соборному разуму» в поиске истины. С другой стороны, идея превосходства индивидуально-личностного права над соборно-коллективистскими и религиозными началами общественной нравственности существовала в форме замены ценностей соборности и православности на прагматизм и личный интерес.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
- тема взаимосвязи морали и права рассматривается в тесном сочетании с культурно-типическими свойствами национального самосознания, выделенными на основе анализа отечественного философского наследия;
- специфика российского правосознания и моральности общества раскрыта в широком многообразии связей и отношений институтов культуры, с позиций диалога «Запад-Восток», с точки зрения деструктивности и конструктивности их проявления;
- в результате исследования концепций и взглядов отечественных мыслителей выявлены модели соотношения морали и права, условно обозначенные как славянофильская и западническая.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В древнерусской духовной культуре закон рассматривается в двух ипостасях - закон как необходимый и функциональный фактор для существования общества и человека в нем, и как слабое отражение закона небесного (Божественного). Справедливость выступает уравнивающим фактором в виде воздаяния: «как аукнется, так и откликнется». При этом верховная власть носила сверхзаконный характер, что иногда отражалось в ее безграничном произволе.
2. Самоопределение российского общества базировалось на нескольких ценностных основаниях: во-первых, западные концепции рационализма и индивидуализма (самосохранение личности, самодостаточность правового статуса человека); во-вторых, идея народного просвещения (роль народа в духовной жизни государства, правовая культура); в-третьих, переход от мистического и религиозного истолкований права к светскому его пониманию.
3. Светские идеи, затронутые западной философией эпохи Просвещения, не были в полной мере восприняты русской нравственно-философской традицией по причине консервативности морального сознания российского общества, что и обусловило появление в XIX в. культурфилософских моделей соотношения права и морали в идейных концепциях славянофилов (доминирование религиозной нравственности и соборности над законом) и западников (господство индивидуальных прав человека над общественной моралью).
4. Поиск путей демократизации российского общества начала XX в. обнаружил очень важную дилемму культурного самоопределения: или отход от самобытного исторического пути и включение в западную цивилизацию, или возвращение на путь национального исторического развития через выяснение его подлинной сущности. В отечественной культурфилософской мысли указанная проблема была решена, с одной стороны, в русле метафизического подхода, а именно сквозь призму первенства ценностей православного христианства перед другими социально-ценностными ориентирами; с другой стороны, правовая мораль сформировалась на основе традиционных национальных приоритетов (центральным из которых является патриотизм).
Научно-практическая значимость диссертационного исследования.
Данная диссертационная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Выводы исследования могут быть использованы при дальнейшем рассмотрении обозначенных проблем в философии культуры; в теории и практике педагогического образования и воспитания; в преподавании вузовских курсов лекций по философии, культурологии, этике; при разработке спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области философии культуры.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены в качестве тезисов докладов на Международных (Сочи, 2006), Всероссийских (Саранск, 2004-2007), региональных (Саранск, 2006) и республиканских (Саранск, 2007) научно-практических конференциях, а также на Огаревских чтениях и ежегодных научных конференциях молодых ученых в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева (Саранск, 20042007) и отражены в 12 научных публикациях по теме диссертации.
Структура диссертации.
В соответствии с целью, задачами и характером исследования определилась структура работы. Ее содержание изложено на 133 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 185 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время соотношение морали и права рассматривается в четырех аспектах: их единство, различие, взаимодействие и противоречие.
Мораль — необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает, причем должно постоянно усиливаться взаимодействие правовых и моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем успешнее будет движение общества по пути прогресса.
Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Равным образом взаимосвязь права и морали не означает их слияния. При. всей смысловой этической «нагруженности» правовых явлений вряд ли правильно превращать мораль в компонент права, как и право - в категорию философии.
В отечественной философии доминируют несколько подходов к решению вопроса о соотношении права и морали и их значения для формирования культурного и нравственного сознания русского народа.
Во-первых, это культурологический подход, в основе которого лежит признание русского морального сознания апофатическим, соединяющим в себе языческое и христианское начала. Русская духовная культура имеет глубинные корни, берущие начало в религии и духовности Византии. Во многом эти традиции, преломленные сквозь призму язычества славянских племен, лежат и сегодня в основе русской моральной природы.
Во-вторых, это метафизический подход, в рамках которого развивается мысль о богоизбранности русского народа, о наличии самобытного пути его развития, об особой миссии, которую призвана исполнить в мире Россия. В рамках данного подхода ценности выступают как божественные атрибуты, проистекающие от Творца и обусловливающие божественный характер российского исторического процесса.
В-третьих, это естественнонаучный подход, который характеризуется признанием ведущей роли исторического развития русского государства и географического положения России между Западом и Востоком. Эти факторы рассматриваются как основные при анализе сложившейся ценностной структуры русского сознания. При этом ей придаются черты синтезированной, а потому во многом антиномичной структуры.
В-четвертых, важным было то, каким был настрой умов интеллектуальной элиты общества, находившейся, как правило, под влиянием западных идей прагматизма и рационализма, что сталкивалось с исконно русскими культурными доминантами - эмоциональность и чувственность.
В этом смысле в демократических правовых государствах вопрос перехода от правоведческой- и институциональной теории к практике правоприменения и социального регулирования решен «самой жизнью». В государствах же бывшего СССР, где неисполнение законов считается обычным делом, где право не стало еще безусловной составляющей культуры, до сих пор во многом являясь теоретической абстракцией правоведов, поворот от «чистого» разума к «практическому» должен обсуждаться как особая методологическая проблема. Нормативность «априорных» форм правовой культуры имеет в данном случае не столько «естественный», сколько конструктивный характер. Возникающие здесь методологические вопросы, как о способах, так и о границах подобного конструирования могут по-разному ставиться и решаться в зависимости от индивидуальных особенностей культуры той или иной страны, что является выражением многообразия культур, их несводимости друг к другу.
Становление современной правовой и политической культуры осуществляется путем создания не только новых институтов (хотя некоторые из них, в частности, конституция, имеют исключительное значение), но и новых образцов социально-организованного мышления, закрепляемых в этом статусе профессиональными сообществами юристов, политиков, управленцев. Именно профессиональное сообщество, «корпорация юристов» в Древнем Риме выступило как важнейшим носителем и «кристаллизатором» правовой культуры, так и источником ее развития. Благодаря логико-эпистемологическим и методологическим исследованиям подобный подход может быть перенесен в область социокультурной политики, государственного строительства, формирования политико-правового пространства. На основе сказанного ранее о методологической функции правоведения в диссертации делается вывод о том, что юридическое мышление, которое за счет простаивания механизмов институционального опосредования смогло в рамках сферы права решить проблему преодоления разрыва теории и практики, перехода от «чистого» разума к «практическому», может рассматриваться как образец нового мышления, способного отвечать на вызовы времени, то есть ставить и решать социокультурные проблемы.
Иллюзорны те представления, согласно которым государство создано для того, чтобы заботиться о народе. Оно существует, чтобы помешать деградации человеческой жизни, создавая баланс между благоприятными и неблагоприятными условиями, «чтобы жизнь не превращалась окончательно в ад». Задача философии более благородна, считает относительно этого Соловьев, она освобождает человеческую личность от внешнего насилия и дает ей внутреннее содержание [153].
Список научной литературыДавыдов, Денис Геннадьевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. 1988. -№ 8. - С. 227-235.
2. Алексеев, Н. Н. Идея справедливости / Н. Н. Алексеев // Русская философия права: философия веры и нравственности: антология / сост. : А. П. Альбов, Д. В. Масленников, А. И. Числов, С. В. Филиппова. -СПб : Алетейя, 1997. 398 с.
3. Античная философия // Антология мировой философии : в 4 т. М. : Мысль, 1969.-Т. 1:4. 1-4.2.-С. 262-580.
4. Апресян, Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян. М. : ИФ РАН, 1995. - 353 с.
5. Архангельский, Л. М. О характере морального сознания / Л. М. Архангельский // Вопр. философии. 1969. -№ 5. - С. 83 - 87.
6. Белов, А. Справедливость высшая моральная категория язычества / А. Белов // Наука и религия. - № 9. - 1991. - С. 14-15.
7. Белинский, В. Г. Мысли и заметки о русской литературе / В. Г. Белинский // Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. : в 30 т. М. : Госполитиздат, 1956. -Т. 12. - С. 3 -324.
8. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -М.: Наука, 1990.-220 с.
9. Бердяев, Н. А. Алексей Степанович Хомяков / Н. А. Бердяев. М. : Путь, 1912.-250 с.
10. Бердяев, Н. А. О характере русской религиозной философской мысли XX века / Н. А. Бердяев // Н. А. Бердяев о русской философии : в 2 ч. -Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1991. Ч. 2. - 340 с.
11. Бердяев, Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. 1999. - № 2. -С. 102- 108.
12. Бердяев, Н. А. Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. -М. : Республика, 1997. 540 с.
13. Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность / В. С. Библер // Этическая мысль : научно-публицистические чтения. М. : Прогресс, 1990. -С. 16-57.
14. Бонецкая, Н. К. «Поэтика культуры» или онтология? / Н. К. Бонецкая // Бахтинский сборник. М. : Лабиринт, 1997. - С. 297 - 300.
15. Братусь, Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / Б. С. Братусь Электронный ресурс. Режим доступа: http//www. voppsyl.ru/
16. Брейкин, О. В. Мораль Древнего Рима (VIII -1 вв. до н.э.) / О. В. Брейкин. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 108 с.
17. Булгаков, С. Н. Pro et contra: в 2 т. / С. Н. Булгаков ; сост., вступ. статья и ком. И. И. Евлампиева. СПб. : РХГИ, 2003.- Т. 1. - 1000 с.
18. Булгаков, С. Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения / подгот. текста и ком. В. В. Соколова. М. : Республика, 1994. - 414 с.
19. Булгаков, С. Н. Два града / С. Н. Булгаков // Булгаков, С. Н. Соч. : в 2 т. Избранные статьи / С. Н. Булгаков. М. : Наука, 1993. - Т. 2. - 751 с.
20. Бычков, В. В. 2000 христианской культуры, sub specie aesthetica : в 2 т. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия / В. В. Бычков. М. ; СПб. : Университетская книга, 1999. — 527 с.
21. Васецкий, Г. С. Мировоззрение М. В. Ломоносова / Г. С. Васецкий. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1961. 310 с.
22. Васильев, JI. С. Феномен власти-собственности. К проблеме теологии докапиталистических структур / Л. С. Васильев // Типы общественных отношений на Востоке средние века : сб. ст. / отв. ред. Л. Б. Алаев. М. : Наука, 1982.-С. 60-99.
23. Вебер, М. Исторический очерк освободительного движения в России / М. Вебер. Киев, 1906. - 149 с.
24. Вехи. Сборник статей русской интеллигенции М. : Политиздат,1990.-210 с.
25. Воронина, Н. И. Теоретическая культурология : в 2 ч. / Н. И. Воронина. -2-е изд., перераб. и доп. Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 228 с.
26. Всемирная энциклопедия: Философия. М. ; Минск : ACT ; Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
27. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. М. : Республика, 1994. - 368 с.
28. Гагаев, А. А. Русская душа: очерки русского мировидения / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. Пенза : Изд-во ИПК и ПРО, 2002. - 235 с.
29. Гайденко, П. П. Владимир Соловьев и философия серебряного века / П. П. Гайденко. М. : Прогресс - Традиция, 2001. — 470 с.
30. Галактионов, А. А. Русская философия IX XIX вв. / А. А. Галактионов, Л. Ф. Никандров. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 744 с.
31. Гараджа, В. И. Политика и религия / В. И. Гараджа // Наука и религия.1991. -№ 3. С. 2 - 3.
32. Гачев, Г. Национальный космо-психо-логос / Г. Гачев // Вопр. философии. 1994. - № 12. - С. 59 - 78.
33. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. М. : Мысль, 1990. - 524 с.
34. Гегель, Г. Наука логики / Г. Гегель // Гегель, Г. Энциклопедия философских наук': в3 т./Г.Гегель.-М.:Мысль, 1975 1977.-Т. 1.-С. 107-419.
35. Герцен, А. И. Общественная мысль в России в 19 в. / А. И. Герцен // Герцен, А. И. Собр. соч. : в 30 т. / А. И. Герцен ; ред. В. П. Волгин. М. : Акад. Наук СССР, 1960.-Т. 19.-С. 3-570.
36. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс М. : Мысль, 2001. - 478 с.
37. Громов, М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М. Н. Громов // Вопр. философии. 1994. -№ 1. - С. 54-61.
38. Гулыга, А. В. Русская идея / А. В. Гулыга // Лит. газета. 1989. -18 апр.
39. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М. : Соратник, 1995.-310 с.
40. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилев. М.: Мысль, 1993.-781 с.
41. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -2-е изд. М. : Искусство, 1984. - 350 с.
42. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М. : Гардарики, 2006.-280 с.
43. Гуревич, П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. М. : Олимп, 1997.-319 с.
44. Гусейнов, А. А. Этика и плюрализм / А. А. Гусейнов // Этическая мысль : науч.-публ. чтения 1991 год. -М. : Республика, 1992. С. 5 - 11.
45. Достоевский, Ф. М. Утопическое понимание истории / Ф. М. Достоевский // Достоевский, Ф. М. Поли. собр. соч. : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. J1. : Наука, 1981.-Т. 23.-С. 46-52.
46. Достоевский, Ф. М. Две половинки / Ф. М. Достоевский // Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. Л. : Наука, 1984. - Т. 26. -С. 161 - 170.
47. Древняя русская литература: Хрестоматия. М. : Просвещение, 1988.-429 с.
48. Дробницкий, О. Г. Моральная философия : избр. труды / Сост. Р. Г. Апресян. -М. : Гардарики, 2002. 523 с.
49. Дробницкий, О. Г. Моральное сознание и его структура / О. Г. Дробницкий // Вопр. философии. 1972. - № 2. - С. 31 - 42.
50. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М. : Наука, 1977.-333 с.
51. Дубко, Е. Л. Социальная справедливость / Е. Л. Дубко // Этическая мысль : науч.-публ. чтения. М. : Политиздат, 1988. - 384 с.
52. Жуков, В. Н. Русская школа естественного права первой половины XX века: генезис и основные черты / В. Н. Жуков // Русская философия: многообразие в единстве : материалы симпозиума историков русской философии. М. : Рос. гум. общ-во, 2001. - 240 с.
53. Замалеев, А. Ф. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности / А. Ф. Замалеев, Е. А. Овчинникова. Л. : Лениздат, 1991.-207 с.
54. Запасник, С. Ложь в политике / С. Запасник // Филос. науки. 1989. -№ 1.-С. 94- 107.
55. Зеньковский, В. В. История русской философии : в 2 т. / В. В. Зеньковский. -М.; Харьков : ЭКСМО-ПРЕСС , ФОЛИО, 2001. Т. 1. - С. 3 - 896.
56. Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский. -М. : Республика, 1997. 368 с.
57. Золотухина, Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли / Н. М. Золотухина. М. : Юрид. лит-ра, 1985. - 200 с.
58. Иванов, В. Г. История этики средних веков / В. Г. Иванов. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1984.-279 с.
59. Ивин, А. А. Философия истории / А. А. Ивин. М. : Гардарики, 2000.-528 с.
60. Ильин, В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. М. : Изд- во МГУ, 1997. - 387 с.
61. Ильин, И. А. В поисках справедливости / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. - М. : Рарог, 1992. -Т. 1.-С. 185 - 189.
62. Ильин, И. А. Долой политическое доктринерство! / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 -1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. -М. : Рарог, 1992. Т. 2. - С. 262 - 267.
63. Ильин, И. А. Изживание социализма / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. /подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. М. : Рарог, 1992. -Т. 1.-С. 38-40.
64. Ильин, И. А. О воспитании русского народа к справедливости / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 -1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. -М. : Рарог, 1992.-Т. 1.-С. 189-194.
65. Ильин, И. А. О главном / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. — М. : Рарог, 1992. -Т. 1.-С. 131-134.
66. Ильин, И. А. О монархии и республике / И. А. Ильин // Вопр. философии. 1991.-№4. -С. 107 - 161;-№ 5.-С. 95- 145.
67. Ильин, И. А. О публичной дипломатии и стратегии / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 -1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. -М. : Рарог, 1992.-Т. 2. С. 309-310.
68. Ильин, И. А. О свободной лояльности / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. - М. : Рарог, 1992. -Т. 1.-С. 182- 185.
69. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин // Ильин, И. А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. - С. 7 - 133.
70. Ильин, И. А. О чувстве ответственности / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. - М. : Рарог, 1992. -Т. 2. - С. 267 -272.
71. Ильин, И. А. Оптимизм в политике / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. - М. : Рарог, 1992. — Т. 1.-С. 72-75.
72. Ильин, И. А. Основы демократии / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 — 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. — М. : Рарог, 1992. -Т. 1. С. 137-140.
73. Ильин, И. А. Политика и уголовщина / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. — М. : Рарог, 1992. -Т. 1.-С. 35 -37.
74. Ильин, И. А. Править должны лучшие / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 — 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. М. : Рарог, 1992. -Т. 1.-С. 127-131.
75. Ильин, И. А. России необходима свобода / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. - М. : Рарог, 1992. -Т. 1.-С. 134- 137.
76. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // Ильин, И. А. Собр. соч. : в 10 т. / И. А. Ильин ; сост., вступ. ст. и ком. Ю. Т. Лисицы -М. : Русская книга, 1993.-Т. 4.-С. 149-413.
77. Ильин, И. А. Что же предстоит в России / И. А. // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 1954 годов : в 2 т. /подготовка текста и вступит, статья И. Н. Смирнова. М. : Рарог, 1992. -Т. 1.-С. 140- 142.
78. Ильин, И. А. ,Яд партийности / И. А. Ильин // Русский колокол. -Берлин. 1928.-№3.-С. 78-81.
79. Иноземцев, В. JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. JI. Иноземцев. — М. : Логос, 2000.-304 с.
80. Ипатов, А. Н. Православие и русская культура / А. Н, Ипатов. -М. : Сов. Россия, 1985. 128 с.
81. Исаев, И. А. История политических и правовых учений России XI — XX вв. / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина. М. : Юрист, 1995. - 380 с.
82. История мировой и отечественной культуры / отв. ред. Н. И. Воронина. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1994. 284 с.
83. История русской философии / под ред. В. В. Зеньковского. М. : Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с.
84. История русской философии / редкол М. А. Маслин и др. М. : Республика, 2001. - 639 с.
85. История этических учений / под ред. А. А. Гусейнова. М. : Гардарики, 2003.-911 с.
86. Кавелин, К. Д. Априорная философия или положительная наука / К. Д. Кавелин. СПб. : Тип. Стасюлевича, 1875. - 48 с.
87. Кавелин, К. Д. Задачи психологии / К. Д. Кавелин. СПб. : Тип. Сущинского, 1872. - 239 с.
88. Кавелин, К. Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания / К. Д. Кавелин. СПб. : Тип. Стасюлевича, 1885.- 107 с.
89. Кавелин, К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и русской истории и культуры / К. Д. Кавелин ; сост. В. К. Кантор. М. : Правда, 1989.-653 с.
90. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
91. Карсавин, Л. П. Культура средних веков / Л. П. Карсавин. — Киев : Символ, 1995.-208 с.
92. Киреевский, И. В. Избранные статьи / вступ. ст. и ком. В. А. Котельникова -М. : Современник, 1984. 383 с.
93. Клибанов, А. И. Духовная культура средневековой Руси / А. И. Клибанов. -М. : АО Аспект-Пресс, 1994. 368 с.
94. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Лекция XXIX / В. О. Ключевский // Ключевский, В. О. Собр. соч. : в 9 т. / В. О. Ключевский. М. : Мысль, 1988. -Т. 2.-С. 155- 176.
95. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Лекция XLIII / В. О. Ключевский // Ключевский, В. О. Собр. соч. : в 9 т. / В. О. Ключевский. М. : Мысль, 1988. -Т. 3.-С. 41-62.
96. Ключевский, В. О. Сказания иностранцев о московском государстве / В. О. Ключевский. М. : Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1991. - 334 с.
97. Ковалева, И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества в конце XIX начала XX веков / И. В. Ковалева. -Великий Новгород : Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 160 с.
98. Кожинов, В. В. Победы и беды России / В. В. Кожинов. М. : Эксмо-Пресс, 2002.-512 с.
99. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. М. : Республика, 1997.-240 с.
100. Колесов, В. В. Мир человека в слове Древней Руси / В. В. Колесов. -Л. : ЛГУ, 1986.-311 с.
101. Кон, И. С. Сексуальность. Нравственность. Культура / И. С. Кон // Этическая мысль. М. : Республика, 1990. - 480 с.
102. Коркунов, Н. М. Лекция по общей теории права / Н. М. Коркунов. -2-е изд. СПб. : Юрид. центр, 2004. - 430 с.
103. Криворотов, В. С. Вехи, взлеты и падения особого пути России / B.C. Криворотов // Знание-сила. 1990. - № 9. - С. 51 - 59.
104. Кропоткин, П. А. Этика / П. А. Кропоткин. М. : Политиздат, 1991.-496 с.
105. Лаппо-Данилевский, А. С. История политических идей в России в XVIII веке в связи с общим ходом ее культуры и политики / А. С. Лаппо-Данилевский. Вена : Бохли Ферлаг, 2005. - 462 с.
106. Лаурт, Р. Философия Достоевского в системном изложении / Р. Лаурт. -М. : Книга, 1996.-114 с.
107. Лихачев, Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение / Д. С. Лихачев ; под общ. ред. С. И. Вавилова. М ; Л., 1947.-499 с.
108. Ломоносов, М. В. Избранные философские произведения / М. В. Ломоносов. -М. ; Л. : Госполитиздат, 1950. 758 с.
109. Ломоносов, М. В. Записки по русской истории / М. В. Ломоносов // Ломоносов, М. В. Полн. собр. соч. : в 15 т. / М. В. Ломоносов. М. : Изд-во акад. наук, 1952. - Т. 6. - С. 3 - 671.
110. Лопухин, И. В. Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же замечание на известную книгу Руссову «Du Contrat Social» / И. В. Лопухин. -М., 1809.-74 с.
111. Лосев, А. Ф. Владимир Соловьев / А. Ф. Лосев. М. : Мысль, 1994.-230 с.
112. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. -М. : Политиздат, 1994. 524 с.
113. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. М. : Сов. писатель, 1991.-478 с.
114. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа / Н. О. Лосский. — М. : Политиздат, 1991. 368 с.
115. Льюис, Дж. Г. История философии / Дж. Г. Льюис. СПб. : Изд-во Семенова, 1897.-333 с.
116. Мамонтов, А. С. Культурология / А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. -М. : Гардарики, 2005. 335 с.
117. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. -М. : Мысль, 1983. 284 с.
118. Медушевский, А. Н. Макс Вебер и российский конституционализм /
119. A. Н. Медушевский // Вопр. истории. 1993. - № 2. - С. 79 - 94.
120. Межуев, В. М. О национальной идее / В. М. Межуев // Вопр. философии. 1997. - № 12. - С. 3 - 14.
121. Москальскова, Т. Н. Противодействие злу в русской религиозной философии / Т. Н. Москальскова. М.: Проспект, 1999. - 128 с.
122. Мочалов, Е. В. Антропологические темы в философии всеединства в России XIX XX вв.: монография / Е. В. Мочалов. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2002. - 303 с.
123. Нерсесянц, В. С. Правовое государство: история и современность /
124. B. С. Нерсесянц // Вопр. философии. 1989. - № 2. - С. 4 - 7.
125. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский -М. : Политиздат, 1983. 448 с.
126. Новгородцев, П. И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. -М. : Пресса, 1991.-640 с.
127. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. -М. : Искусство, 1991. 465 с.
128. Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Ричард Пайпс. М. : Захаров, 2004. - 496 с.
129. Панченко, А. М. Русская культура в канун петровских реформ / А. М. Панченко. Л. : Наука, 1984. - 208 с.
130. Петр Великий. Воспоминания, дневниковые записи. — М. : Наука, 1993.-447 с.
131. Петражицкий, Л. И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий. СПб. : Лань, 2000. - 606 с.
132. Пиголкин, А. А. Поспешать не торопясь / А. А. Пиголкин // Правда. -1988. -7 сент.
133. Пиккио, Р. История древнерусской литературы / Р. Пиккио. М. : Кругъ, 2002.-352 с.
134. Победоносцев, К. П. Великая ложь нашего времени / К. П. Победоносцев. -М. : Русская книга, 1993. 600 с.
135. Прохоров, А. П. Русская модель управления / А. П. Прохоров. -М. : Эксмо, 2006.-384 с.
136. Радищев, А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения / Под. общ. ред. И. Я. Щипанова. — М. : Госполитиздат, 1952.-322 с.
137. Рассел, Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в свете с общественными и политическими обстоятельствами / Б. Рассел ; пер. с англ. М. : Республика, 1998. - 479 с.
138. Розанов, В. В. О себе и жизни своей. Уединенное. Смертное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени / В. В. Розанов ; сост., пред., комм. В. Г. Сукачева. -М. : Моск. рабочий, 1990. 880 с.
139. Розин, В. М. Культурология / В. М. Розин. М. : Гардарики,2005. 462 с.
140. Российское законодательство X XX веков : в 9 т. / под общ. ред. О. И. Чистякова. - М. : Юрид. лит-ра, 1984. - Т. 1. - 432 с.
141. Российское законодательство X XX веков : в 9 т. / под общ. ред. О. И. Чистякова. - М. : Юрид. лит-ра, 1985. - Т. 2. - 520 с.
142. Русская военная история в рассказах. М. : Кн. Плата, 1996. - 416 с.
143. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М. : Республика. 1995.-615 с.
144. Сербиненко, В. В. История русской философии XI XIX вв. / В.В. Сербиненко. -М. : Универ. РАО, 1996. - 144 с.
145. Сербиненко, В. В. Курс лекций по истории русской философии / В.В. Сербиненко. М. : Омега-М, 2006. - 464 с.
146. Скирбекк, Г История философии / Г. Скирбекк ; рек. М-вом образ. РФ. -М. : Владос, 2003. 800 с.
147. Скрипник, А. П. Культурология / А. П. Скрипник. М. : Гардарики,2006.-315 с.
148. Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. -М. : Политиздат, 1992. 350 с.
149. Скэнлан, Дж. П. Нужна ли России русская философия? / Дж. Скэнлан // Вопр. философии. 1994.-№ 1.-С. 61 -65.
150. Смирнов, М. Добро как правда / М. Смирнов // Наука и религия.1991.-№2-6.
151. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия / B.C. Соловьев. -М. : Республика, 1996. 479 с.
152. Соловьев, В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьев. М.; Минск : ACT; Харвест, 2001.-192 с.
153. Соловьев, В. С. Духовные основания общества / В. С. Соловьев // Соловьев, В. С. Соч. : в 2 т. / В. С. Соловьев ; общ. ред. и сост. А. В. Гулыгин, А. Ф. Лосев. М. : Мысль, 1988. - Т. 1. - 894 с.
154. Соловьев, В. С. Целостные основания философского знания / В. С. Соловьев // Соловьев, В. С. Соч. : в 2 т. / В. С. Соловьев ; общ. ред. и сост. А. В. Гулыгин, А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1988. - Т. 2. - 822 с.
155. Соловьев, С. М. Чтения и рассказы по истории России / С. М. Соловьев. -М. : Правда, 1989.-765 с.
156. Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры / Э. Ю. Соловьев. М. : Политиздат, 1991. - 432 с.
157. Степун, Ф. Россия накануне 1914 г. / Ф. Степун // Вопр. философии.1992.-№9.-С. 85- 120.
158. Струве, П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм / П. Б. Струве. М. : Республика, 1997. - 527 с.
159. Тойнби. А. Постижение истории / А. Тойнби ; пер. с англ. М. : Прогресс, 1996.-608 с.
160. Толстой, JI. Н. О непротивлении злу силою / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 22 т. / Л. Н. Толстой. М. : Худ. лит-ра, 1984.-Т. 17.-911 с.
161. Топоров, В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре : в 2 т. Т. 2. Три века христианства на Руси / В. Н. Топоров. М. : Гносис,1998.-863 с.
162. Трофимова, Р. П. История русской культурологи / Р. П. Трофимова. -М. : Академический Проект : Трикста, 2003. 608 с.
163. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М. : ACT. 2003.-396 с.
164. Уледов, А. К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования / А. К. Уледов. М. : Мысль, 1980. - 271 с.
165. Уортман, Р. С. Властители и судьи: Развитие правового сознания в императорской России / Р. С. Уортман ; пер. с англ. М. : Новое лит. обозрение, 2004. - 520 с.
166. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. Ростов н/Д : Феникс,1999.-384 с.
167. Фонкич, Б. Л. Греческо-русские культурные связи XV XVII вв. / Б. Л. Фонкич. - М. : Наука, 1977. - 247 с.
168. Франк, С. Л. Легенда о Великом инквизиторе. О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие / С. Л. Франк. М., 1992. - С. 219 - 253.
169. Харт, Г. Понятие права / Под общ. ред. Е. В. Афонасина и С. В. Моисеева ; пер. с англ. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 302 с.
170. Хвостова, К. В. Византийская цивилизация / К. В. Хвостова // Вопр. истории. № 9. - 1995. - С. 128 - 136.
171. Хомяков, А. С. Работы по богословию / А. С. Хомяков // Хомяков, А. С. Соч. : в 2 т. / А. С. Хомяков. М. : Изд-во Медиум, 1994. - Т. 2. - 476 с.
172. Хомяков, А. С. Церковь одна / А. С. Хомяков // Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь». 1979. - № 1. - 36 с.
173. Хорошкевич, A. JI. Великий князь и его подданные в первой четверти XVI века / A. JL Хорошкевич // Хорошкевич, A. JI. Сословия и государственная власть в России : в 2 ч. М. : Наука, 1994. - 230 с.
174. Хоружий, С. С. Опыты из русской духовной традиции / С. С. Хоружий. -М. : Парад, 2005.-448 с.
175. Хоружий, С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. -СПб. : Алетейя, 1994. 446 с.
176. Хоружий, С. С. Путем зерна: русская религиозная философия / С. С. Хоружий // Вопр. философии. 1999. - № 9. - С. 139 - 147.
177. Хоружий, С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия / С. С. Хоружий // Вопр. философии. 1993. -№ 5.-С. 31-69.
178. Чалоян, В. К. Восток Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества / В. К. Чалоян. - М. : Наука, 1979. - 216 с.
179. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. СПб. : Наука, 1998.-656 с.
180. Шапошников, JI. Е. Русская религиозная философия XIX XX веков / JI. Е. Шапошников. - Н. Новгород : Волго-Вятское книжное изд-во, 1992.-221 с.
181. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права : в 4 т. / Г. Ф. Шершеневич. -М. : Издание Бр. Башмаковых, 1910. т. 1 - 2. - 306 с.
182. Шпет, Г. Г. Очерк развития русской философии / Г. Г. Шпет // Шлет, Г. Г. Соч. М. : Правда, 1989. - С. 11 - 342.
183. Этика / под общ. ред. А. А. Гуссейнова и Е. J1. Дубко. М. : Гардарики, 2000. - 496 с.
184. Яковенко, Б. В. История русской философии / Б. В. Яковенко. -М. : Республика, 2003. 510 с.
185. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М. : Политиздат, 1991.-527 с.
186. Seraaphin, Н. Russische Wert und Kapitalizinstheorien / H. Seraaphin. -Berlin-Leipzig, 1925. 47 p.