автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Античность в поздней лирике И.-В. Гете и Ф. Гельдерлина

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Арне, Екатерина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Античность в поздней лирике И.-В. Гете и Ф. Гельдерлина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Арне, Екатерина Викторовна

Введение.стр.

Глава 1.стр.

Глава 2.стр.

Глава 3.стр.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Арне, Екатерина Викторовна

Огромное влияние античной культуры на становление европейской и мировой философско-художественной мысли уже давно является неоспоримым фактом. Наряду с христианской религией, античность оказала определяющее влияние на формирование европейской системы этических (греческая демократия, римское право) и, конечно же, эстетических (античное понимание прекрасного, категория меры) ценностей. Созданные в Древней Греции и Риме шедевры не просто пополнили сокровищницу мировой культуры, они стали образцом, ориентируясь на который - подражая или же, наоборот, опровергая. -последующие века создавали свои собственные произведения философии, литературы и искусства.

В Германии один из наиболее ярких примеров глубокого, целенаправленного освоения греко-римского наследия приходится на рубеж XVIII-XIX веков, и связан он в первую очередь с деятельностью веймарских классиков. По степени интереса к античной цивилизации, по огромному стремлению дать новую жизнь не только классической письменной традиции и искусству, но и Духу Эллады в целом Винкельман, Гете и Шиллер могут сравниться лишь с европейскими гуманистами эпохи Возрождения. Как и последние, веймарские классики сосредоточили свое внимание на том «позитивном содержании, которое несла в себе античная культура, античная мудрость, и именно это позволило им ощутить греко-римскую древность не как чужое, а как свое прошлое, проявив к нему живой и плодотворный интерес».1 Более того, в возвеличивании эпохи Древней Греции и Рима, в непреодолимом желании перенести ее плоды на родную землю, веймарский классицизм не только не уступает, но и порой превосходит немецкое Возрождение, определяющую роль в котором сыграл, пожалуй, не ренессансный гуманизм, а Реформация. Античность во

1 См.: Коеиков Г.К. «Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы» // Зарубежная литература торою тысячелсшя 1000-2000,- М: «Высшая школа», 2001 С. 18 времена Гете была не просто прошлым, она воспринималась как «культурно-жизненная совокупность своих, не разрешенных до конца, по-прежнему актуальных проблем.»2.

Именно этому феномену «грекомании» рубежа XVIII-XIX веков посвящена книга известного немецкого литературоведа Вальтера Рема «Эллинизм и эпоха Гете»"\ Несмотря на солидный возраст (первое издание в 1952 г.), она не утратила до сих пор своего значения и по-прежнему остается одним из лучших исследований в данной области. Рем подробно останавливается на значительных фигурах того времени, чье творчество (или научная деятельность), по его убеждению, испытало наиболее существенное влияние античности. Интересно, что помимо центральных фигур классицизма - Винкельмана, Гете и Шиллера - он включает в круг исследования В. Гумбольдта и Ф. Гельдерлина. Присутствие последнего особенно важно, поскольку отражает устойчивое стремление многих немецких литературоведов рассматривать Гельдерлина как фигуру, завершающую собой немецкую классику, связующую классицизм и романтизм. Явная попытка сблизить его с веймарскими классиками 4 прослеживается в работах И. Хофмейстера, В. Бема, Г.А. Корфа . Так, автор фундаментального труда «Дух эпохи Гете» Корф определяет творчество Гельдерлина как «романтическую классику», утверждая, что оно «классицистично в своей основе и романтично в особенностях выражения»"^ («klassisch nach seinen Grundsaetzen, romantisch in den Besonderheiten seiner Ausformung»).

В отечественном же литературоведении, в тех немногочисленных работах, которые существуют, Гельдерлин предстает традиционно как абсолютная противоположность веймарских классиков (у Н.Я. Берковского: «Конечно, Гельдерлин - романтик»6); преклонение молодого Михайлов Л.В. I ею и отражение античноеги в немецкой литераторе начала XVI11 - конца XIX века // Контекст 1983.-М. 1984

1 Rehm W. "Griechentum und Cioethezeit - Geschichte eines Glaubens". Leo Lehnen Verlag. Muenchen 1952.

4 См.: I lolTmeister J. "I loelderlin und die Philosophic". F. Meiner-Verlag. Leipzig 1942; Boehm W. Hoelderlin. - M. Niemc)er-Verlag. I lallc/Saalc 1928-1930: KoriT ll.A. Geist der Goethezeit. - Leipzig 1953

5 KorIT 11.Л. Gcist der Goethezeit. - III. Bd. S. 371 Берконекий Н.Я. Романтизм n Германии. Санкт-Петербург. 2002. С. 257 поэта перед Элладой не только не сближает его со старшим поколением, но, наоборот, позволяет острее ощутить их в корне различное миропонимание. Подобная точка зрения присутствует и в зарубежном литературоведении: принципиальное несходство Гельдерлина с веймарскими классицистами представлено в немецкой науке именами В. Дильтея, К. Фослера, М. Хайдеггера, X. Г. Гадамера и других7.

Исследуя восприятие античности в конце XVIII - начале XIX века, Рем сосредотачивает свое внимание прежде всего на характеристике эллинизма каждой из указанных личностей, сопоставительный анализ не является его целью. Автору же этой работы, напротив, представляется вполне закономерным и необходимым рассмотреть отношение к греко-римскому наследию именно сквозь призму сравнения восприятия Эллады в творчестве разных художников. При этом, из трех рассматриваемых Ремом поэтов - Гете, Шиллер, Гельдерлин - исследователю кажется наиболее интересным сопоставить античность в лирике Гете и Гельдерлина. С одной стороны, трудно представить себе поэтов более разных: олимпийское спокойствие и мудрость Гете противостоят импульсивной, невоздержанной натуре Гельдерлина, лирика первого воплощает радость обладания, второго - бесконечное стремление к недосягаемому8. С другой стороны, среди молодого поколения поэтов, не принадлежащих к веймарскому классицизму, трудно найти кого-то иного, кроме Гельдерлина, кто мог бы сравниться с «великим Олимпийцем» в столь страстном преклонении перед древнегреческой культурой.

Об огромной роли античности в лирике этих двух поэтов написано немало, однако практически все привлекаемые к данному исследованию

7 См.: Dilthev W. Das Krlebnis und die Dichtung: Lessing, Goethe. Novalis. Hoelderlin. - Teubner-Verlag. I.eip/ig-Berlin 1929: Vopler K. Leopardi. - Heidelberg 1930; Heidegger M. Hoelderlin und das Wesen der Dichtung. -A. Langen-G.Mueller-Verlag. Muenchen 1937; Gadamer H.G. Hoelderlin und die Antike // Iloelderlin-Gedenkschrilt /.u seinem 100. Todestag. - Tuebingen 1944, S. 50-69

8 В отличи и от лирики Гете поэзию Шиллера в гораздо меньшей степени отличает спокойное величие, ей свойственны вн\ грснняя напряженность, сомнение в возможности воплощения идеала, некий подсознательный трагизм - все то. что типично и для Гельдерлина. В этом смысле противопоставление Гельдерлина и Шиллера носило бы. по мнению исследователя, не столь ярко выраженный характер. критические работы представляют собой либо замкнутую характеристику эллинизма Гете, либо - Гельдерлина9.

Среди огромного количества немецких исследований, посвященных творчеству Гете и так или иначе затрагивающих тему античности, необходимо назвать книгу Г. А. Корфа «Портрет Гете в художественном отражении его лирики»10. В первом и четвертом томах этого исследования Корф подробно анализирует зрелую, «классическую» лирику поэта и то огромное влияние, которое на нее оказала греко-римская литература и культура в целом. В то же время ученый не придает большого значения роли античности в ранней поэзии Гете и рассматривает ее воздействие на лирику франкфуртского, лейпцигского и страсбургского периодов лишь вскользь.

Одним из наиболее глубоких исследований, непосредственно связанных с восприятием и художественным освоением веймарским классиком древнегреческого наследия, является работа Вольфганга Шадевальдта «Природа и древность»". Основное внимание автора этой монографии сосредоточено на проблеме взаимосвязи природы и искусства в творчестве Гете. Важно, что, анализируя огромное влияние на поэта греко-римской культуры, немецкий ученый в своей работе не ограничивается исключительно материалами античной письменной традиции (Гомер, Плутарх, Софокл, философия неоплатонизма), но и детально анализирует гетевский интерес к пластическим искусствам классической древности, прежде всего к древнегреческой скульптуре. При этом, в отличие от многих последующих исследователей, Шадевальдт рассматривает не только поздний веймарский период, когда, вернувшись из путешествия по Италии, Гете страстно увлекся коллекционированием античной пластики, но и затрагивает ранний, лейпцигский период первого знакомства с античной скульптурой, указывает на сложность и неоднозначность ее восприятия молодым поэтом. Вполне возможно, чю и зарубежном литературоведении существуют непосредственные сопоставления образа античности в лирике двух поэтов. однако автору этой работы они остались неизвестны.

10 Korff И.Л. Goethe. Im Bilduandel seiner Lyrik. - Verlag Werner Dausien Hanau/M. 1958 " Schadeualdt W. Cioethestudien. Natur und Altertum. - ArtemisVerlag. Zuerich u. Stuttgart 196)3

Среди современных зарубежных исследований, в большей или меньшей степени затрагивающих проблему роли античности в творчестве Гете, назовем работы Райнера Вильда «Природа и субъект в поздней лирике Гете»12, Вильфрида Барнера «Древность. Наследие. Природа»ь, Теодора В.

14 w

Адорно «О классицистичности «Ифигении» Гете» , Кристофа Иамме «От сада Алкиноя к мировому саду»'3, К. Хюбнера «Правдивость мифа»16,

Карла-Хайнца Хана «Мгновение как вечность. Римские элегии» Гете»17.

В отечественном литературоведении достаточно много

18 исследователей занималось творчеством Гете, среди них А.А. Шахов , С.

19 20 ^ 1

Соловьев , С.В. Тураев , Н.Н. Вильмонт" , И.Е. Верцман Е. И. Волгина" , JI.M. Кессель"', К.А. Свасьян , А.А. Аникст , А.В. Михайлов" и многие другие. Однако, практически ни один из них не обращался непосредственно к теме античности в творчестве великого немецкого поэта. Исключение составляют статья А.А. Аникста «Гете и пластические

27 искусства» , а также работа А.В. Михайлова «Гете и отражение античности в немецкой литературе конца XVIII - начала XIX века»28, в которой показаны вся сложность и противоречивость отношения немцев к классическом} наследию на рубеже веков. Помимо этого, весьма интересной является статья С.С. Аверинцева «Образ античности в

Wild R. Natur und Subjekt in Goethes spaeter Lyrik // Goethe-Jahrbuch Band 114-1997 Verlag Hermann Boehlaus Nachfolger. Weimar. S.133-145

11 Barner W. Altcrtum. Ucberlieferung. Natur. Ueber Klassizitaet und autobiographische Konstruktion in

Goethes "Italienischer Reise" // Goethe-Jahrbueh Band 105-1988 Verlag Hermann Boehlaus Nachfolger.

Weimar. S. 64-92

14Theodor W. Adorno Xur Klassizitaet von Goethes Iphigenie // Ders: Noten zur Literatur. Frankfurt am Main 1981. S. 495-514

1:1 Jamme Ch. Vom "Garten des Alkinous" zum "Weltgarten"// Goethe-Jahrbuch Band 105-1988 Verlag Hermann Boehlaus Nachfolger. Weimar. S. 93-114 lluebner K. Die Wahrheit des Muhos. Muenchen. 1985

171 lahn K.-H. Der Augenblick ist Ewigkeit. Goetes "Roemische Elegien"// Goethe-Jahrbuch Band 105-1988 Verlag Hermann Boehlaus Nachfolger. Weimar. S.165-180

18 Шахов A.A. Teie и его время. 1908 " Соловьев С. I eie и христианство. Сергиев Посад. 1917 Т\раев С.В. kloi аии Вольфганг Гете. Очерк жизни и творчества. М. 1957 Вильмопт 11.11. 1 сIс. Исюрия его жизни и творчества. М„ 1959 "" Верцман И.Е. Проблемы художественною познания. М. 1967 -1 Волгина Е.И. I ворчесгво Гете 90-ых XV1I1 в. Баллады. - Куйбышев. 1975 Кессель Л.М. Геге и «Западно-восточный диван». М. 1973 См.: Гетевские Ч1ения 1991. М. 1991 I ам же

27 См.: Гетевские чтения 1984. - М.: «Наука». 1986. С. 126-141

28 См.: Контекст 1983. М. 1984. С. 113-148 западноевропейской культуре XX в. Некоторые замечания»29, которая так же. как и статья А.В. Михайлова, затрагивает тему восприятия греко-римской культуры в эпоху Гете. Образ благородной и величественной, пронизанной олимпийским светом Эллады, создаваемый Винкельманом и Гете (как показало дальнейшее развитие науки, этот образ не вполне соответствует действительности), определяет, по убеждению Аверинцева, представление об античности в Германии в конце XVIII - начале XIX веков.

Можно не соглашаться с мнениями Михайлова и Аверинцева по отдельным вопросам, однако нужно признать, что именно их работы создают основу для более глубокого, более тщательного анализа эллинизма в творчестве Гете и в немецкой литературе в целом.

В отличие от достаточно основательной изученности творчества Гете, о поэзии и прозе Гельдерлина в отечественном литературоведении написано крайне мало. У истоков изучения Гельдерлина в России стоит работа А.В. Луначарского, по инициативе которого была издана трагедия «Смерть Эмпедокла» в переводе Я.Голосовкера^0; в 1968 году выходит книга А. Дейча «Судьбы поэтов: Гельдерлин. Клейст. Гейне»^, где впервые в отечественной науке дается общая характеристика творчества поэта в целом: в 60-ые же годы опубликованы две работы К.С. Протасовой л"} ^ л

Ранние гимны Ф.Гельдерлина» " и «От Сократа к Эмпедоклу»". Существенным шагом вперед на пути более глубокого изучения творчества поэта стала книга Н.Я. Берковского «Романтизм в Германии», интересно и убедительно доказывающая принадлежность Гельдерлина к романтическому течению. Завершает этот весьма краткий список диссертация В.П. Образцовой «Гиперион» Гельдерлина и немецкий раннеромантический роман».

См.: I 1овое в современной классической филологии. - М.: «Наука». 1979 См.: Луначарский Д.В. Собр. соч. в 8 т. С. 67-116 " Дейч Л. «Судьбы помов: Гельдерлин. Клейст. Гейне» М.-Л.: «Худож. лит.». 1968

IlpoiacoBa К.С. Ранние тмны Гельдерлина. - М. 1960 " См.: Ученые записки. № 280. 1967

В зарубежном литературоведении к творчеству Гельдерлина обращалось несопоставимо большее количество исследователей"' , многие из которых в своих работах непосредственно касаются эллинизма поэта. Среди наиболее ярких назовем монографию Фридриха Гундольфа «Архипелаг Гельдерлина»05, где предпринята попытка объяснить своеобразие гельдерлиновского восприятия древнегреческой культуры по сравнению с его старшими современниками: Лессингом, Гердером, Винкельманом, Гете и Шиллером. В отличие от них, глубинное проникновение Гельдерлина в древнюю культуру, способность тонко чувствовать ее («Vertrautheit mit der griechischen Wirklichkeit») не являются, по убеждению Гундольфа, плодом научных изысканий поэта (что характерно, например, для Винкельмана), «Эллада дана ему a priori»"'6.

Бесчисленное количество исследований посвящено античной мифологии, соотношению дионисийского и аполлонийского начал в лирике поэта"'7, его связи с древними философскими учениями, например, с Я орфизмом . Одной из центральных проблем остается по-прежнему вопрос об античности и христианстве в творчестве Гельдерлина. Среди прочих работ назовем статью Г.Г. Гадамера «Гельдерлин и античность»"39. Гадамер указывает на отличия Гельдерлина от классического Веймара, с которым молодой поэт расходится как раз в том, что античный мир выступает перед ним «не как культурный материал, но как властный и исключительный императив. Греции и отечеству, античным богам и Христу как Учителю гесперийско-германской эпохи равно предано сердце поэта Гельдерлина»"10.

4 CM.:/\lessandro Pellegrini Friedrich Hoelderlin. Sein Bild in der Forschung. Berlin (в этой книге наиболее полно рассмотрена история зарубежного, прежде всего немецкого, изучения Гельдерлина) ъ (iundolt'F. Hoeldcrlins Archipelagus. Heidelberg. 1916 1 ам же

37 См.: Boehm W. 1 loelderlin als Mythendichter // Deutsche Vierteljahrschrit 1937: Pigenot I. Hoelderlin. das

Wesen und die Schau: ein Versuch. H. Bruckmann-Verlag, Muenchen 1923; Rehm W. Orpheus - Der Diehter und die Totenkult bei No\alis. Hoelderlin. Rilke. L. Schwann-Verlag. Duesseldort" 1950; Otto W.F. Der Diehter und die alten Goetter. V. Klostermann-Verlag. Frankfurt/M. 1942 и другие. ,s Pigenot L.v. Hoelderlin. das Wesen und die Schau. , iqa

11 Gadamer H.G. I loelderlin und die Antike // Hoelderlin-Gedenkschrift zu seinem 100. Todestag. Tuebingen 1944

41 Гельдерлин и ан шчносп. // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.- М.: «Искусство». 1991

Сравнивая восприятие и художественное освоение античного наследия в поэзии зрелого Гете и Гельдерлина, автор этого исследования ставит своей целью не только проанализировать различие и сходство (которые, несомненно, существуют), обуславливающее своеобразие восприятия Эллады каждым из них, или же, напротив, сближающее их понимание классической древности. Осознание того огромного значения, которое античная культура (особенно греческая) имела в творчестве Гете и Гельдерлина. помогает глубже понять мировоззрение поэтов в целом, опровергнуть некоторые сложившиеся в отношении них стереотипы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Античность в поздней лирике И.-В. Гете и Ф. Гельдерлина"

Заключение

Подводя итог рассмотрению роли античности в лирике зрелого Гете и Гельдерлина, подчеркнем еще раз то основное, что является определяющим в их восприятии и художественном освоении классической древности.

Веймарский классицизм Гете неразрывно связан с винкельмановскими представлениями об эллинистической культуре как об идеале, об «истинной», по выражению Шиллера, природе147, которая не подвержена влиянию времени. Исходя из своего понимания искусства, Гете воспринимает античную культуру как систему правил, норму, которой должно подражать во имя восстановления утраченной гармонии. В Гельдерлине не меньше, чем в Гете, живет стремление возродить дух Свободы, царивший в Древней Греции, но, в отличие от Гете, он не связан так неразрывно с материальной культурой, с пластическими искусствами. В то время как у Гете храмы и дворцы вечного города разговаривают с поэтом, руины Акрополя и дельфтский оракул в стихах Гельдерлина безмолвствуют. Из всех искусств Гельдерлин признает вечным лишь поэтическое творчество, лишь оно способно рассказать ему о былом величии Эллады.

Как и у веймарских классиков, ориентирующихся на «Историю искусств древности» Винкельмана, образ античности в лирике Гете проникнут олимпийским светом, ясным и немерцающим. Позднее наука установила, что «исторической действительности греческого мифа и греческого культа представления Винкельмана совершенно не отвечают.

Хтоническая тьма первична по отношению к олимпийскому свету». Гельдерлин, как и романтики, оказался более проницательным: от его взора не ускользнуло, что «из-под тонкого блистательного покрова олимпийской религии шевелится хаос древних неоформленных

147 Шиллер Ф. О папиной и сентиментальной поэзии // Собр. соч. М„ 1957, т. 6. С. 386

l4s Авериннев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX в. Некоторые замечания. // Новое в современной классической филологии. - М.: «Наука», 1979. С. 20

религиозных воззрений, и мрамор статуй богов не мог прикрыть матери сырой земли»149. Тем не менее нельзя сказать, что античность у двух поэтов столь же различна, как свет и тьма: поскольку, если мир «Римских элегий» Гете являет читателю абсолютное торжество света, то в гельдерлиновской Элладе сочетается почитание и света, и тьмы.

Было бы неверным сводить гетевское восприятие греко-римской древности к неотступному следованию традициям Винкельмана. Античность Гете далеко не всегда соответствует выдвинутому немецким искусствоведом идеалу «благородной простоты и спокойного величия». Его укорененность во всем земном, утверждение пламенной, чувственной любви, торжество юмора и смеха обнаруживают в «Римских элегиях» служение не только Аполлону, но и Дионису. В то же время дионисийство Гельдерлина не означает абсолютное торжество Хаоса: у него дионисийство дает возможность человеку, ограниченному установлениями, традициями, законами выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к беспредельной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь. При этом Дионис проявляет явное родство с олимпийскими божествами, он символизирует единство разрушения и созидания, стремление к бесконечности, безграничности и, одновременно с этим, остро ошутимое требование самоограничения. Как и у Гете, индивидуальное жертвует собою ради всеобщего, более того, в стихих Гельдерлина порой проступает ностальгия по покою и аполлонийской гармонии.

Традиционно обнаруживаемые в Элладе Гете величие и благородство тоже не являются ее постоянными атрибутами. Античность не всегда рождает с сознании художника возвышенные образы, например, как в «Ифигении». В то время как подчеркнутый эротизм «Римских элегий» всячески облагораживается поэтом, в «Венецианских эпиграммах» земная, плотская любовь преподносится читателю

144 Тройский И.М. И.шала и Гомер // Гомер. Илиада. - М.-Л. 1935, С. 10

исключительно в сниженных тонах. Эта сниженность объясняется не только тем, что второе итальянское путешествие несколько разочаровало Гете, что «в Венеции уже никакая древность не просматривалась сквозь обыденность окружающего, каждодневная суета брала верх, хаос и несуразица итальянского быта давали знать о себе»150. Причина видится еще и в другом. Рубеж XVIII-XIX веков - это время, когда начинается постепенная переоценка античного наследия. Достигнув зрелости, археология, которая в времена Винкельмана только зарождалась, смогла взять на себя задачу реконструкции античного быта, будней. «Изменилась сама установка перед лицом древности. Для современника бытописательских литературных жанров XIX века низкая обыденщина. интересна сама по себе»151. Так, спустя несколько десятилетий после «Венецианских эпиграмм» Флобер в одном из писем к Жорж Сайд фантазирует: «Я был лодочником на Ниле, сводником в Риме во время пунических войн, затем греческим ритором в Субурре, где меня заели клопы».152 В этом смысле Гельдерлин, мечтавший не о реставрации ушедшего мира, а о возрождении духа, царившего в нем, проявляет к классической древности горазо большую почтительность. Его Эллада, вписанная только в «истинное время» и далекая от «действительности», всегда являет пример героизма, самоотверженности и возвышенной неземной любви. Гете же, как правильно подметил А.В. Михайлов, колебался между античностью «как системой правил и как живой культурной формой.15j Можно сказать, что в последние десятилетия он склонен в большей степени ко второму: античное искусство являло поэту знаки жизни, сквозь культурные памятники все больше и больше проступала действительность, обнаруживающая не только величественную и благородную, но и темную, низкую сторону классической древности. Кроме того, веймарский классик не мог остаться в стороне от своего

|М1 Михайлов Л.В. Гете и отрая&ие античности в конце XVIII - начале XIX века //Контекст 1983. - М. 1984.С. 113-148

151 Новое в современной классической филологии. - М.: «Наука», 1979, С.11

"" Флобер Г. Избр. соч. М. 1947, С.604 (письмо к Жорж Санд от 29 сентября 1866 года)

151 Михайлов Л.В. Гете и отражение античности в конце XVIII- начале XIX века// Контекст 1983. - М.

1984. С. 113-148

времени, и постепенно античность вынуждена была потесниться (хотя и не уйти совсем) на пьедестале почета, наряду с Гомером появился Хафиз. Из абсолютного идеала мировой культуры античность превратилась в идеал Западной Европы, и в этом Гете отразил настроения своего века. Гельдерлин же. далекий от классицистической строгой избирательности и возвеличивания лишь греко-римской культуры, напротив, остался верен только ей. Нельзя согласиться с мнением154, что в последние годы творчества поэт преодолел идеал античности: до самого конца сквозь картины родных пейзажей проступает у него восхищение античным духом; поэт сумел изобразить не только пребывание богов в мире, но и их отсутствие. Гельдерлин никогда не отказывался от античности - это означало бы для него отказ от идеала Свободы и Гармонии, идеала, который он стремился обрести в будущих веках, но нигде, кроме как в античности, не находил.

ы См.: Kraft Werner Hoelderlin // Wort und Gedanke: Kritische Betrachtungen zur Poesie. Francke-Verlag. Bern und Muenchen 1959

Б и o.i но граф ня

1. Винкельман И.И. История искусств древности. 1933

2. Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. - М., 1935

3. Гете И.-В. Собрание сочинений в 10-ти томах. - М.: «Худож. лит.», 1976

4. Гете И.-В. Избранные философские произведения. М.: «Наука», 1964

5. Гете И.-В. Статьи и мысли об искусстве (Сб. статей под ред. Гущина А.С.). - Л.-М., 1936

6. Гете И.-В. Об искусстве (Сост. и прим. Гулыги А.В.), М., 1975

7. Гете И.-В. Поэзия и правда. Из моей жизни. - М., 1969

8. Гете И.-В. Шиллер Ф. Переписка: В 2-х томах. - М.: «Искусство», 1998

9. Спиноза Б. Этика. - М.-Л., 1932

10. Флобер Г. Избр. соч. М., 1947

11. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. - М. - Л., 1935

12. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. - М., 1984

13. Bottiger К.A. Literarische Zustande und Zeitgenossen. Begegnungen und Gesprache im klassischen Weimar, 1998

14. Goethe J.-W. Samtliche Gedichte in zeitlicher Folge, hrsg. von Heinz Nikolai., 1992

15. Heidegger M. Sein und Zeit. - M., 1964

16. Herder Plastik (nach dem Herderschen Druckmanuskript).- Dresden, 1955

17. Hoelderlin Fr. Briefe von Fr. Hoelderlin. Weimar, 1922

18. Hoelderlin, Fr. An die klugen Ratgeber. Weimar, 1979

19. Hoelderlin Fr. Fr. Hoelderlin. Hrsg. von Beissner.- Mtinchen: Heimann, 1973

20. Winkelmann und sein Jahrhundert (in Briefen und Aufsatzen). Hrsg von Goethe.- Tubingen, 1805

21. Schwab G. Die schoensten Sagen des klassischen Altertums. - Bern, ohne Jahr

22. Zweig S. Der Kampf mit dem Damon: Hoelderlin, Kleist, Nietzsche, Leipzig -Weimar, 1988

23. Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX в. Некоторые замечания // Новое в современной классической филологии. -М„ 1979

24. Аникст А.А. Гете и пластические искусства // Гетевские чтения 1984. -М. «Наука», 1986

25. Аникст А.А. Художественный универсализм Гете // Гетевские чтения 1984. - М.: «Наука», 1984

26. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М.: «Искусство», 1963

27. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - JL: «Худож. лит.», 1973

28. Борев Ю.А. Основные эстетические категории. - М., 1960

29. Васильева Г.М. Римский карнавал и тема праздника в творчестве Гете // Гетевские чтения 1991.-М., 1991

30. Вильмоит Н.Н. Гете. История его жизни и творчества. М.: «Гослитиздат», 1959

31. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967.

32. Волгина Е.И. Творчество Гете 90-ых годов XVIII века. Баллады. Куйбышев, 1975

33. Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. - М.: «Наука», 1966

34. Дейч А.И. Судьбы поэтов: Гельдерлин, Клейст, Гейне. М., 1974

35. Жирмунский В.М. Молодой Гете // Жирмунский, В.М. Очерки по истории немецкой классической литературы. Л., 1972

36. История немецкой литературы: в 3-х томах. - М.: «Радуга». 1985

37. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти томах. - Издательство Академии художеств СССР, 1962

38. Кессель Л.Н. Гете и «Западно-восточный диван», М., 1973

39. Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. - М.: «Высшая школа», 2000

40. Кто есть кто в античном мире.- М., 1993

41. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии.: «Искусство СПб», 1999

42. Михайлов А.В. Гете и отражение античности в немецкой литературе конца XVIII - начала XIX века // Контекст 1983, М., 1984

43. Михайлов А.В. Природа в творческой мысли Гете // Гетевские чтения 1991, М., 1991

44. Михайлов А.В. О художественных метаморфозах в немецкой культуре XIX века // Литература и живопись, Л., 1982

45. Попов Ю.Н. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля // Фридрих Шлегель. Эстетика. Философия. Критика. - М.: «Искусство», 1983

46. Протасова К.С. Ранние гимны Фридриха Гельдерлина. М., 1960

47. Протасова К.С. От Сократа к Эмпедоклу. - Ученые записки № 280, 1967

48. Протасова К.С. Фр. Гельдерлин, его время, жизнь и творчество // Зарубежная литература. - М., 1962

49. Романов К.К. Гете и его «Ифигения» // Романов К.К. Стихотворения, 1915

50. Свасьян К.А. И.-В.Гете. - 1989

51. Свасьян К.А. Философское мировоззрение Гете. - Ереван, 1983

52. Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Эллис Лак., Прогресс, 1993

53. Соловьев С.А Гете и христианство. - Сергиев Посад, 1917

54. Тахо-Годи А.А. Судьба как эстетическая категория (об одной идее А.Ф. Лосева) // Античная культура и современная наука. - М.: «Наука», 1985

55. Тетруашвили Л.М. Проблема пантеизма в лирике Гете // Гетевские чтения 1991.-М.: "Наука", 1991

56. Тройский И.М. Илиада и Гомер. - М.-Л., 1935

57. Тураев С.В. Иоганн Вольфганг Гете. Очерк жизни и творчества. М., 1957

58. Шахов А.А. Гете и его время. - Издание 4-ое, сб. 1908

59. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. - М.: «Лабиринт», 2000

60. Ahlrichs S. Hoelderlins „Oedipus der Tyran" und „Antigona" als Szenarien menschlichen Selbstverstandnisses.- Gottingen, 1995

61. Allemann B. Hoelderlins Friedensfeier, 1955

62. Bachmaier H. Hoelderlin: Transzendentale Reflexion der Poesie.- Stuttgart, 1979

63. Beck A. Hoelderlins Ode „Heidelberg". Bonn, 1966

64. Beck A. Hoelderlins Weg zu Deutschland: Fragmente und Thesen. Mit einer Replik auf Pierre Bertaux' „Friedrich Hoelderlin".- Stuttgart, 1982

65. Behre M.Des dunkeln Lichtes voll". Hoelderlins Mythokonzept Dionysos.-Munchen, 1987

66. Beissner Fr. Hoelderlins Ubersetzungen aus dem Griechischen, 1964

67. Bertaux P. Hoelderlin und die franzosische Revolution. - Berlin - Weimar, 1990

68. Bertaux P. Hoelderlin - Variationen. - F.a.M., 1984

69. Beutler E. Essays um Goethe. 1965

70. Binder W. Hoelderlins Aufsatze. Fr. a. Main. - Insel, 1970

71. Bohm W. Hoelderlin.- Halle, 1928 -1930

72. Boschenstein B. Hoelderlins Rheinhymne, 1959

73. Bremer D. Licht und Dunkel in Fruhgriechischen Dichtung.- Bonn, 1976

74. Deutsche Dichter des 18. Jahrhunderts. Ihr Leben und Werk. - Berlin, 1977 Dichter iiber Hoelderlin. - Hrsg. von Jochen Schmidt, 1969

75. Dilthey W. Das Erlebnis und die Dichtung: Lessing, Goethe, Novallis, Holderlin. - Leipzig - Berlin, 1929

76. Fink M. Pindarfragmente: neun Hoelderlin Deutungen.- Tubingen, 1982

77. Flitner W. Goethe im Spatwerk: Glaube, Weltsicht, Ethos.- Bremen: Schunemann, 1975

78. Friedrich Hoelderlin. Text + Kritik.- Munchen, 1996

79. 50 Klassiker Mythen. Die bekanntesten Mythen der griechisehen Antike, dargestellt von Gelold Dommermuth - Gudrich. - Hildesheim, 2000

80. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.- М.: «Искусство», 1991

81. Gedichte von Friedrich Hoelderlin. Interpretationen. - Stuttgart, 1996

82. Gerdts H.-J. Zu Hoelderlins Gedicht „Halflle des Lebens".- Leipzig, 1982

83. Guardini R. Hoelderlin - Weltbild und Frommigkeit. - Leipzig, 1939

84. Hahn K.-H. Der Augenblick ist Ewigkeit. Goetes "Roemische Elegien" // Goethe-Jahrbuch Band 105.- Weimar, 1988

85. Jamme Ch. Vom "Garten des Alkinous" zum "Weltgarten"// Goethe-Jahrbuch Band 105. - Weimar, 1988

86. Haussermann U. Friedrich Hoelderlin in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1967

87. Haussermann U. Friedensfeier. Eine Einfuhrung in Hoelderlins Christushymne.- Munchen, 1959

88. Heidegger M. Hoelderlins Hymne „Wie? Wenn? Am Feiertage". Niemeyer, 1973

89. Heidegger M. Erlauterungen zu Hoelderlins Dichtung, 1981

90. Henn M. Goethes Verhaltnis zum Uberlieferten in seinem Alterswerk.-Heidelberg: Winter, 1986

91. Heinrich D. Der Gang des Andenkens: Beobachtungen und Gedanken zu Hoelderlins Gedicht. - Stuttgart, 1986

92. Hoffmeister J. Zum Geist des deutschen Idealismus bei Hoelderlin und Hegel // Deutsche Vierteljahrsschrift, XLIII, 1932

93. Hoffmeister J. Hoelderlin und die Philosophic, F. Meiner-Verlag, Leipzig 1942;

94. Huebner K. Die Wahrheit des Mythos, Muenchen, 1985

95. Jost D. Deutsche Klassik: Goethes „Romische Elegien".- Munchen, 1978

96. Kalasz C. Hoelderlin. Die poetische Kritik instrumenteller Rationalitat, 1984

Klassik. Romantik. Von Wilhelm Grofie und Liidger Grenzmann.- Stuttgart, 1983 97. Korff H.-A. Geist der Goethezeit, Leipzig 1953

98. Korff H.-A. Goethe. Im Bildvvandel seiner Lyrik, 1958

99. Korff H.-A. Griechentum und Goethezeit

100. Kurz G. Mittelbarkeit und Vereinigung. Zum Verhaltnis von Poesie, Reflexion und Revolution bei Hoelderlin.- Stuttgart, 1975

101. Lang J. Das Heilige und die Physis, 1969

102. Lonker Fr. Welt in der Welt: Eine Untersuchung zu Hoelderlins.Verfahrungsweise des poetischen Geistes".- Gottingen, 1989

103. Marion J.-L. Elle' idole et la distance: 5 etudes.- Paris : Grasset, 1989

104. Michel W. Das Leben Fr. Hoelderlins, 1967

105. Mieth G. Fr. Hoelderlin - Dichrer der biirgerlich-demokratischen Revolution, Berlin, 1978

106. Nagele R. Text, Geschichte und Subjektivitat in Hoelderlins Dichtung.-Stuttgart, 1985

107. Pehnt W. Zeiterlebnis und Zeitdeutung in Goethes Lyrik.- Tubingen, 1957

108. Pellegrini A. Friedrich Hoelderlin. Sein Bild in der Forschung. o.J.

109. Peters U.H. Hoelderlin: wider die These vom edlen Simulanten.- Hamburg, 1982

110. Pigenot L. Hoelderlin, das Wesen und die Schau: ein Versuch. - Munchen, 1923

111. Prignitz Ch. Hoelderlins „Empedokles": die Vision einer erneuerten Geschichte und ihre zeitgeschichtlichen Hintergrtinde.- Hamburg, 1985

112. Regenbogen O. Grichische Gegenwart. Zwei Vortrage iiber Goethes Grichentum, 1969

113. Rehm W. Griechentum und Goethezeit - Geschichte eines Glaubens, Leo Lehnen Verlag. Muenchen 1952.

114. Schadewaldt W. Goethestudien. Natur und Altertum.- Zurich-Stuttgart, 1963

115. Schmidt J. Hoelderlins spater Widerruf in den Oden „Chiron", „Blodigkeit",.Ganymed". - Tubingen, 1978

116. Schmidt J. Hoelderlins Elegie „Brot und Wein". Die Entwicklung des hymnischen Stils in der elegischen Dichtung.- Berlin, 1968

117. Schroder Th. Poetik als Naturgeschichte. Hoelderlins fortgesetzte Sakularisation des Schonen, 1995

118. Schultz F. Klassik und Romantik der Deutschen 1780-1830. - Stuttgart, o.J.

119. Schweizer B.J.G. Herders „Plastik" und die Entstehung der neueren Kunstwissenschaft. - Leipzig, 1948

120. Schwinge E.-R. Goethe und die Poesie der Griechen. - Mainz, 1982

121. Stocklein P. Wege zum spaten Goethe. Dichtung, Gedanke, Zeichnung.-Darmstadt, 1973

122. Strack F. Esthetik und Freiheit. Hoelderlins Idee von Schonheit, Sittlichkeit und Geschichte in der Fruhzeit, 1976

123. Thurmair G. Einfalt und einfaches Leben. Der Motivbereich des Idyllischen im Werk Friedrich Hoelderlins.- Miinchen, 1980

124. Thtirmer W. Zur poetischen Verfahrensweise in der spatesten Lyrik Hoelderlins, 1970

125. Vietor K. Die Lyrik Hoelderlins (Eine analytische Untersuchung).- Fr.a.M., Diesterweg, 1921

126. Vossler K. Siidliche Romania. - Leipzig, 1950

127. Wackwitz S. Friedrich Hoelderlin. - Stuttgart-Weimar. o.J.

128. Wiesmann L. Das Dionysische bei Hoelderlin und in der deutschen Romantik. - Basel: Schwabe, 1948

129. Wipf K. Elpis. Betrachtungen zum Begriff der Hoffnung in Goethes Spatwerk.- Berlin - Miinchen, 1974

130. Zuberbtihler R. Die Sprache des Herzens: Hoelderlins Widmungsdichtung.-Gottingen, 1982

аЮЪЧЧ^-ОЪ